Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

На суд пришел Я в мир сей, – говорит Господь. Он пришел возвестить истину, чтобы открылись помышления сердец многих. Эту истину Господь раскрывает через образ чуда исцеления слепорожденного, которое Он только что совершил. Чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

Это относится к отдельным людям и к целым народам. Он – свет во откровение языков. Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий, а слепота помрачила взор Израиля. Господь исцеляет духовно слепых людей, приходящих к Нему, чтобы вывести их души из тьмы в чудный Свой свет. Те же, кто обольщается своей собственной мудростью и отвергает Божественное откровение, остаются во тьме неведения. Проповедь Креста была безумием для тех, кто своею мудростью не познал Бога.

Услышав это, фарисеи сказали Ему: Неужели и мы слепы? Они понимают, что народ сей – невежда в вере, но они-то обладают познаниями, в которых нет им равных. Однако то, чем они хвалятся, оказывается их позором и гибелью. Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, – говорит им Христос. Если бы они были слепы, с них был бы иной спрос. Но ныне времена неведения миновали. И хуже всего – отвержение света. Если бы они сознавали свою слепоту, то приняли бы Христа как своего Поводыря, и не имели бы на себе греха. Но как они говорят, что видят, то грех остается на них. Они обладают знаниями, они научены закону и думают, что видят путь лучше, чем Сам Господь, – потому грех остается на них. Но как опасна может быть слепота слепых вождей, воображающих, что они видят! Мы слышим, как фарисеи всех времен говорят: «Мы видим». Больше надежды на спасение для мытарей и блудниц, чем для таковых.

Фарисеи утверждали, что они – пастыри Церкви, а Христос – пришелец со стороны, и потому народ – с ними, против Него. Господь показывает, кто суть истинные пастыри, а кто – лжепастыри, предлагая им испытать себя. Он подчеркивает весомость и непреклонность того, что Он говорит: Аминь, аминь, глаголю вам… Он утверждает, что мы живем среди воров и разбойников. Вор и разбойник – это тот, кто не входит дверью во двор овчий, потому что не имеет законных оснований для этого, но перелазит инде – в другом месте. Как усердны враги Церкви в осуществлении своих коварных замыслов! Глядя на них, мы должны устыдиться своей расслабленности и трусости в служении Богу. Вор приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Есть немало таких, кто не воры и разбойники, а наемники, – те, кто небрежет в исполнении своего долга, и из-за этого небрежения Христово стадо терпит великий ущерб. Наемник – тот, кому овцы не свои, видит приходящего волка – и оставляет овец, и бежит. Потому что на самом деле он нерадит о овцах. Недобрые пастыри человечества – сами воры и разбойники, и волки.

Но и в Церкви есть недобрые пастыри – с недобрыми принципами жизни и недобрым пастырством. Что заставляет тех, кому вверено попечение о душах, предавать это доверие во времена испытаний и в мирное время не слишком обременять себя заботой о нем? А то, что они – наемники и небрегут о овцах. Благо мира сего – для них большее благо, чем то, которое предлагает Христос. Овцы Христовы не дороги им, и они не заботятся о их душах. Они ищут своего, а не Христова. Что удивительного в том, что они бегут, когда приходит волк? Те, кто заботятся о своей безопасности больше, чем об исполнении своего служения, становятся легкой добычей сатанинских искушений. И как ужасны последствия этого! Волк расхищает овец и разгоняет их. И все стадо – в смятении. Вся история Церкви – от первых гонений и ересей до нашего века и до явления антихриста – свидетельство этому. Вор, как и волк, приходит украсть, убить и погубить. Тех, кого они воруют у Христа, они убивают духовно. Обманщики душ – убийцы душ. И наемники все – такие же.

Но Христос – Пастырь добрый – пришел, чтобы дать жизнь овцам, чтобы вдохнуть в нас, полумертвых от грехов, жизнь. Чтобы мы имели ее в полноте, больше, чем мы способны просить или помыслить, – с избытком. Он пришел дать нам больше и лучше, чем жизнь, – вечную жизнь. И потому Пастырь добрый душу Свою, жизнь Свою полагает за овцы, чтобы дать им Свою жизнь. Церковь Божия, словесное стадо, каждая Христова овца куплена для Него дорогою ценою. И мы должны быть готовы души свои положить за Него.

Христос знает Своих овец. Он знает, кто Его овцы, а кто – нет. Он знает Своих овец, несмотря на все их многие немощи. И знает козлищ и волков, несмотря на то, что они часто – в благообразной овечьей шкуре. Он знает Своих и Его овцы знают Его. Те, кто Христовы, знают Его голос и идут за Ним, но они никогда не пойдут за чужим. Они бегут от него, потому что не узнают голос чужого. Те, кто подлинно Христовы овцы, будут следовать Своему Пастырю внимательным оком веры и будут очень осторожными к приближению чужих. Христос зовет Своих овец по имени и ведет их к зеленым пастбищам, к райскому цветению жизни. Пастырь добрый питает Своих овец словом истины, таинствами, благодатью, любовью.

Я есмь дверь, – говорит Христос, – кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Христос – единственная дверь, которая дает возможность людям придти к Богу. Он хранит вхождения и исхождения наши отныне и до века.

Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 9, с 39 по 41 стих; глава 10, с 1 по 9 стих.

39. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41. Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник;

2. а входящий дверью есть пастырь овцам.

3. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

(Ин. IX, 39 - X, 9)

Господь общается с иудеями и говорит: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». О каком суде идет речь? Уместно вспомнить слова Христа «Я свет миру, путь, истина и жизнь». Свет освещает, делает явным то, что не видно во тьме. Так и здесь: пришествие в мир Спасителя дает людям четкое понимание, что есть правда, а что нет; в чем воля Божия, а в чем она нарушается. Соответственно каждый определяет для себя, с чем хочет остаться и что ближе и милее его сердцу.

Почему иудеи так старались оспорить слова Христовы? Потому что этот свет Божий жег их духовные глаза, их грубые сердца, обжигал привычные умозаключения; им не хотелось быть в этом свете, а хотелось оставаться во тьме своих привычных мнений, привычной точки зрения, привычного отношения к миру, людям и Богу. Они желали оставаться в своей ветхости. Каждый человек сам для себя определяет: кем я хочу быть? Хочу быть видящим или оставаться слепым? Невозможно обвинять Бога в том, что кто-то страдает из-за Его пришествия в мир. Господь дает каждому человеку возможность быть в свете, быть видящим, чтобы невидящие истины, увидели ее. А видящие стали слепы лишь потому, что сами выбрали это для себя. Они остаются слепыми в отношении себя и своих ближних, как слепы были иудеи, которые постоянно старались опровергать слова Христовы, как были слепы фарисеи, которые упорно мнили о своей праведности и никак не желали оправдывать кающихся грешников, но хулили, унижали, презирали.

«Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?» В этих словах слышится некоторое тщеславное удивление: ведь мы-то точно зрячие, знаем волю Божию, мы праведники, живем свято и непорочно. Господь говорит: если бы вы признали, что вы обычные грешники, потому что нет человека без греха, признали свои слепоту и повреждения, то не имели бы на себе греха тщеславия. Но если вы считаете себя мерилом правды, тогда грех остается на вас. Получается, что их сопротивление Богу и хула на Него сознательны, и потому вменяются им в грех.

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник» . Эти евангельские слова мы, как правило, слышим во время празднования памяти святителей, пастырей Христовых, потому что они в своем подвиге уподобляются подвигу Христа. О каких дверях говорит Господь? Святые отцы толкуют, что «дверью входящий» - тот, кто в своей проповеди, обращении к людям использует Священное Писание, кто полностью основывает свое учение на Откровении Божием. Тот, кто живет по воле Божией и возвещает волю Божию, открытую как раз в Священном Писании. Господь говорит о том, что проповедующий нечто, противное открытому в Писании, или учащий как-то по-другому является вором и разбойником. Вор - тот, кто похищает души человеческие, внимание людей, уводит их по ложному пути. Разбойником Христос называет того, кто имея свою корысть, буквально грабит людей, увлекая их якобы религиозными вещами, и в итоге губит их души. «Входящий дверью есть пастырь овцам» . Тот, кто ведет за собой Божиих овец, основывая свой призыв на воле Божией, тот есть истинный пастырь овцам. Конечно, здесь Господь говорит о Самом Себе, о том, что Он именно так и делает.

«Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». «Придверниками» можно назвать ветхозаветных пророков, Моисея, который говорил о Христе, как о Том, Кого должно слушать иудейскому народу. Но они не желают слушать Его. Хотя и говорят постоянно, что их учитель Моисей, не являются его учениками, потому что не выполняют заповеданного им. Всякий человек, стремящийся к Богу, ищущий истину, обязательно услышит ее в евангельском благовестии, найдет в Откровении Священного Писания. Получается, что Господь зовет людей, и те, кто стремятся к истине, слышат Его и знают, потому что слышат знакомое - то, что нашли в Священном Писании и согласились с ним в своей душе. И Господь знает их по имени: Он говорит здесь о Себе как о Боге, что так Он предузнал всякого человека, который стал Его учеником.

«И когда выведет своих овец, идет перед ними». Обычно пастух идет сзади и подгоняет стадо, а здесь говорится об овцах разумных, которые знают своего пастыря и идут за ним, зная его голос, потому как знают, что голос этот - правда. «За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Всякая проповедь, не согласная с Откровением, человеком, пребывающим в истине, чувствуется и понимается как ложь.

«Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им». Не поняли, потому что были настроены на другое. Хотя постоянно говорили, что они дети Божии, ученики Авраама и Моисея, на самом деле, их жизнь свидетельствовала об ином. Потому что мало знать слова Священного Писания, необходимо жить по ним, исполнять волю Божию. Если это будет, тогда человек проникается Духом, который дается Откровением Божиим. Если же только знать и не делать, тогда будет то, что святые отцы называли «бесовским богословием». Можно многое прочитать, но раз ты этого не делаешь, оно тебя не спасает.

«Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам». Здесь Он уже Себя называет дверью. Сначала сказал о пастыре, который дверью входит в двор овчий, и Себя сравнил с этим пастырем, дальше говорит большее: что Сам является воплощением Откровения Божия, воплощением истины и воли Божией. Если раньше могли говорить о том, что было открыто иудеям до пришествия Спасителя: о ветхозаветных пророчествах, то теперь говорится, что все, что делает Он Сам, полностью согласно с откровениями Ветхого Завета - «Я дверь овцам».

«Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». Имеются в виду всяческие пророки и лжеучителя, которые были до пришествия в мир Спасителя и количество которых не уменьшается по сей день (здесь не говорится о пророках, которые возвещали людям Откровение Божие и не противились ему). Но овцы не послушались воров и разбойников. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Спасется - значит получит для себя свободу и получит обильную пищу в вечной жизни.

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;

Господь словами, что вы истинно слепы по душе чрез недуг неверия, упрекнул фарисеев за неверие. Чтобы они не могли сказать, что мы отвращаемся Тебя не по слепоте нашей, а во избежание обмана, Он ведет о сем продолжительную речь. Какую именно? Он выставляет признаки как истинного пастыря, так и волка – губителя, и таким образом показывает о Самом Себе, что Он добр, ссылаясь во свидетельство на дела.

Сначала Он излагает отличительные свойства губителя. «Он, – говорит, – не входит дверью, то есть Писаниями, ибо он не свидетельствуется ни Писаниями, ни пророками». Писания поистине суть дверь; ибо мы чрез них приближаемся к Богу. Они не позволяют входить волкам, ибо отлучают еретиков, поставляя нас в безопасности и сообщая нам знание обо всем, о чем пожелаем.

Итак, вор – тот, кто не входит чрез Писания «во двор овчий», чтобы заботиться об овцах, но восходит "инуде", то есть сам себе прокладывает дорогу иную и необычайную, как, например, Февда и Иуда. Они пред пришествием Христовым обманули народ, погубили его и сами погибли (). Таков будет и скверный антихрист. Ибо у них свидетельство не из Писаний. Намекает и на книжников, которые не выполняли ни одного слова из заповедей закона, а учили заповедям человеческим и преданиям.

Прилично сказал «восходит». Это идет к вору, который перепрыгивает чрез ограду и делает все с опасностью. Это – признаки разбойника.

. А входящий дверью есть пастырь овцам.

. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

Вот и признаки пастыря. Пастырь входит чрез Писания, и «придверник отворяет Ему». Под придверником разумей, пожалуй, и Моисея, ибо ему вверены были слова Божии. Моисей отворил дверь Господу, без сомнения, тем, что говорил о Нем. Сам Господь сказал: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне» (). Или придверник есть Дух Святый. Так как Писания, понимаемые при озарении от Духа Святаго, указывают нам Христа, то справедливо – Дух Святый придверник. Им, как Духом премудрости и знания, отворяются Писания, чрез которые Господь входит в попечение о нас и чрез которые Он оказывается Пастырем. И овцы слушаются голоса Пастыря.

Фарисеи часто называли Господа обманщиком и доказывали это своим собственным неверием, говоря «неужели кто-нибудь из начальников уверовал в Него» ()? Посему Господь показывает, что не Его нужно считать губителем за то, что они не веруют, а их нужно исключить из числа овец. «Я, – говорит, – вхожу дверью». Очевидно, Я поистине Пастырь. Вы не последовали за Мною и тем показали о себе, что вы не овцы.

. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

Откуда же выводит Своих овец? Из среды неверных, как, например, извел из среды иудеев слепца, который и услышал Его, и узнал Его.

И идет перед овцами, хотя у телесных пастухов бывает наоборот, ибо они ходят позади овец. Сим показывает, что Он всех приведет к истине. И учеников, «как овец, посылает в средину волков» (). Так, подлинно, пастырское служение Христа необычайно.

. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

«За чужим не пойдут», потому что не знают чужого голоса. И здесь, без сомнения, намекает на Февду и Иуду, за которыми овцы не последовали, ибо немногие были обольщены, да и те, по смерти их, отстали. А за Христом и при жизни, и в особенности после смерти, «ходил весь мир» ().

Намекает и на антихриста, ибо и он немногих обольстит, а после своей погибели не будет иметь последователей. Слова «не идут» показывают то, что по смерти обманщиков никто не будет внимать или следовать.

Итак, Писания суть дверь. Чрез эту дверь Господь выводит овец на пастбище. Какое же пастбище? Будущее наслаждение и успокоение, в которое Господь вводит нас. Если в иных местах Он и Самого Себя называет дверью, сему не нужно дивиться. Ибо, когда Он хочет изобразить Свое попечение о нас, Он называет Самого Себя пастырем, а когда хочет показать, что Он приводит к Отцу, тогда называет Самого Себя дверью, подобно тому, как Он же в разных смыслах есть и Овца, и Пастырь. Еще под дверью разумеются слова божественных Писаний; а Господь Сам есть и называется Слово; следовательно, может быть назван и Дверью.

. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

Иисус сказал им в этих словах притчу, или сравнение, и употребил неясную речь для того, чтобы сделать их более внимательными.

. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

Когда же достиг этого, то разрешает неясность и говорит: «Я – Дверь».

. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

«Все, сколько их ни приходило». Сие сказал не о пророках, как безумствуют манихеи. Они пользуются сим изречением для доказательства того, что Ветхий Завет не от Бога, и пророки не были посылаемы Богом. «Вот, – говорят, – Господь сказал, что все, сколько ни приходило, суть воры и разбойники». Но Он сказал это не о пророках, а о Февде и Иуде, и прочих возмутителях. А что сказал о них, это видно из того, что прибавил «овцы не послушали их». Ибо овцы не послушали этих возмутителей, а пророков послушали, и, сколько ни уверовало во Христа, все чрез них уверовали.

И иначе: «овцы не послушали их». Сказал это в похвалу. Но нигде не видно, чтобы Он хвалил тех, которые не слушали пророков, напротив, Он сильно осуждает и обличает их.

Потом, обрати внимание на точность выражения «сколько ни приходило», а не говорит «сколько ни (было) послано». Ибо пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как и вышесказанные мятежники, приступали к развращению обольщаемых тогда, как никто их не посылал. Так и Бог говорит: «Я не посылал их, они сами побежали» ().

. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми ().

«И найдет пастбище», то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, «внутренний и внешний» (; ), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и «дела плотские умерщвляет» во Христе (). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: «Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка» ().

. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком.

Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить», называя ворами их и подобных им. "А Я, – говорит, – пришел для того, чтобы имели жизнь». .Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное.

. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

Потом ведет речь и о страданиях и говорит: "Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец», – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее.

. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. «Они, – говорит, – не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники». А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: «Если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб» () и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. «Ибо пришли, – сказано, – с мечами и кольями, чтобы взять Его» ().

Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (), и скорпионом (), и змием (; ). Говорится, что он «похищает» овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; «разгоняет» когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова «вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить».

. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.

. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя.

Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано: «познал Господь Своих» ().

. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя.

Часто повторяет «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями.

. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,

Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом.

и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой,

Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники.

Мне «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует.

и будет одно стадо, и один Пастырь.

«Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника» (), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

Так как Его называли чуждым Отцу, обманщиком и губителем, а не Спасителем душ, то настоящими словами Он объявляет: «Я не губитель ваш, а готов за вас все претерпеть, если уже не по другому чему, то потому, что Бог возлюбил вас столько, что и Меня Он любит за то, что Я умираю за вас. Как же Я буду обманывать вас, когда знаю, что вас Бог любит? Напротив, не лучше ли решусь умереть за вас, если не для иного чего, то для того, чтобы Отец Мой за это еще более возлюбил Меня?»

Говорит это так уничиженно из снисхождения, потому что слушатели не принимали, когда Он говорил о Себе возвышенно. Придавать другой смысл этому изречению было бы нелепо. Ибо, неужели Отец прежде не любил Его, а начал любить только теперь, и причиной сему стала смерть Его за нас? Нет; а, как я сказал уже, Он выразился таким образом по снисхождению.

Иной может сказать и следующее. к нам Бога и Отца была известна. А Бог и Отец увидел, что и Сын Его явил к нам такую же доброту, ибо восхотел и умереть за нас, и в точности сохраняет свойства благости Отчей, Посему Отец по справедливости возлюбил Сына, возлюбил не в качестве дара Сыну и как бы награды за Его смерть за нас, но потому, что увидел в Сыне сродство Существа с Самим Собою, и потому любить Сына был побуждаем как бы непреодолимым законом природы. Ибо еще ли не дело великой любви к нам явил Сын, когда принял за нас поносную смерть, и не только смерть, но и опять принял жизнь, чтобы умертвить смерть и чрез Воскресение Свое нас соделать бессмертными? Итак, когда говорит, что Отец любит Меня за то, что Я умираю за вас, то сим выражает, что Отец как бы веселится и радуется тому, что Сын похож на Него и имеет к людям такую же любовь, какую и Он.

. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее.

«Жизни Моей никто не отнимет у Меня». Говорит это для тех, которые намеревались убить Его. «Вы, – говорит, – жаждете Моей крови; но знайте твердо, что без Моей воли никто не может пролить ее».

Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее.

Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он умирает, как раб и слуга, по приказанию другого и вследствие подчинения сему, то говорит: «Я Сам властен в Моей смерти, как Владыка смерти. Я имею власть отдать жизнь Мою. » Хотя каждый из вас имеет власть отдать жизнь свою, ибо всякому желающему можно умертвить самого себя, но Господь говорит не об этом способе смерти, а о том, что без Его воли никто не мог бы сделать этого. У людей так не бывает. Ибо и без нашей воли другие могут умертвить нас. А Христос без Своей воли никогда не пострадал бы. Посему, подчиняясь смерти только по собственному изволению, Он имеет и большее право – «опять принять жизнь».

Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

«Сию заповедь «умереть за мир» Я получил от Отца». «Я, – говорит, – не противник Богу, и притом до такой степени, что эта самая смерть заповедана Мне Отцом». Прежде сказал Он о Себе высокое: «Я имею власть принять жизнь Мою», что показывает в Нем Владыку смерти и Начальника жизни. Теперь присовокупляет смиренное: «Заповедь сию Я получил от Отца Моего». Так дивно Он соединяет то и другое, чтобы не почли Его меньшим Отца и рабом Его, чтобы почли не противником Богу, но равносильным Ему и единовольным.

. От этих слов опять произошла между Иудеями распря.

Такая речь Его действительно послужила на пользу многим из слушателей. Между ними произошло разделение.

. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?

Одни, для которых эти слова Его казались загадочными, думали, что Он без разумения.

Почему же Христос ничего не отвечал тем, которые говорили, что Он беснуется? Потому, что и противники их и защитники Его не могли заставить их молчать и быть для них более достоверными. Так как они разделились и восстали друг против друга, то к чему еще было и Ему противоречить хульникам, когда притом Он нисколько не будет иметь от них доверия?

. Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?

Другие, понимая несколько, говорили: «Это слова не бесноватого». Так как Господь словами не мог заградить им уста (ибо и благоразумные ни сами не поняли вполне слов Его, ни убедили бы своих противников), то пытаются защитить Христа делами и говорят, что это слова не бесноватого.

Откуда же это видно? Из дел. Неужели бес может открывать глаза слепым? А если дело это божеское, таковы же непременно и слова.

. Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима.

Какое обновление было в Иерусалиме? Одни говорят, что обновление праздновали в тот день, в который был устроен храм Соломонов. Другие же говорят не так, но что евангелист разумеет здесь обновление храма, созданного после возвращения из плена. Праздник этот был светлый и многолюдный. Так как город, после продолжительного плена, получил в храме как бы собственное украшение, то день обновления храма считали днем радости.

Была зима, и после этой зимы в первый весенний месяц Господь пострадал. Посему и евангелист заметил это время, с целью показать, что время страдания было близко, и потому Господь прибыл в Иерусалим.

. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.

На этот праздник прибыл и Иисус. Теперь Он уже часто ходил в Иудее, потому что страдания были при дверях (близко).

Доколе стоит зима, то есть настоящая жизнь, которая всегда имеет смущения от духов злобы, старайся и ты праздновать обновление своего духовного храма, постоянно обновляясь и полагая «восхождения в сердце своем» (). Тогда придет к тебе Иисус и поможет совершить праздник обновления сего, в притворе Соломоновом, охраняя тебя Своим покровом и подавая тебе мир от страстей. Ибо Он Сам будет Соломоном, что значит «мирный». Итак, кто, по выражению пророка, "водвор яе тся... в крове» () Христа, Мирного, с тем Сам Христос празднует обновление души его, доколе продолжается зима, то есть настоящая жизнь. Ибо будущий век подобен весне; тогда все оживет и получит новое бытие; тогда никто не может обновить душу; все такие дела окончатся с настоящим веком.

. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? Если Ты Христос, скажи нам прямо.

Иудеи окружили Его и, по-видимому, от некоторого усердия к Нему и желания узнать истину, просят сказать им «Христос ли Он» ; но на самом деле вопрос их был праздный и злонамеренный. Ибо тогда как дела Его доказывают, что Он – Христос, они для убеждения требуют слов. Это скорее свойственно шалунам и насмешникам. Впрочем, вопрос их, полный неблагодарности и притворства, обнаруживает их развращение.

Говорят: «Скажи нам прямо». Между тем Он много раз говорил прямо, когда приходил на праздники, и ничего не говорил тайно, называл Самого Себя Сыном Божиим и Светом, и Путем, и Дверью и ссылался на свидетельство Моисея.

. Иисус отвечал им: Я сказал вам, и не верите; дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне.

Посему, уличая их в том, что они спрашивают со злым намерением, Господь отвечает им: «Я многократно говорил вам, и вы не верите».

И иначе: «Что притворяетесь, будто послушаетесь одного простого слова? Вы не принимаете дел, которые творю Я не как противник Богу, но во имя Отца Моего. Как же вы поверите одному простому слову?» Ибо несомненно, что дела гораздо убедительнее, чем слова. Это высказывали и умереннейшие из них: «Не может человек грешный творить такие чудеса» ().

. Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам.

"Вы, – говорит, – не веруете Мне потому, что вы не из Моих овец». Я, как добрый пастырь, со Своей стороны исполнил все, что Мне должно было сделать; если же вы не следуете за Мною, то не Я недостоин звания пастыря, но вы недостойны звания овец.

. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.

Сказав им, что они не из овец Его, теперь склоняет их сделаться овцами Его. Для сего и прибавляет: «Овцы Мои слушают гласа Моего, и они идут за Мною».

. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.

Потом, подстрекая их, сказывает и то, что получат идущие за Ним. "Я, – говорит, – даю им жизнь вечную, и они не погибнут вовек» и прочее. Конечно, такими словами Он возбуждает их и внушает им ревность и желание следовать за Ним, коль скоро Он подает такие дары.

Как же говорит «овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут»? А между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою. А Господь говорит об истинных Своих последователях и овцах, что они не погибнут. Если же кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за Пастырем, тот вскоре погибнет.

Случившееся с Иудою можно употребить и против манихеев, Иуда был святым и овцою Бога, но отстал: отпал именно по своему выбору и самовластью. Значит, зло или добро существует не по природе, но является и прекращается от свободного произволения.

. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.

Почему они не погибнут? Потому, что никто не может «похитить их из руки Моей; ибо Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и из руки Его никто не может похитить их», а потому и из Моей руки.

Но спросит иной: «Как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают?» На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся.

Я и Отец – одно.

Ибо Моя и Отчая рука – одна, Я и Отец одно, то есть по власти и силе. «Рукою» называет власть и силу. Итак, Я и Отец одно по Естеству и по Существу, и по власти. Так поняли и иудеи, что Он сими словами объявляет Себя Единосущным Богу, и за то, что Он делает Себя Сыном Божиим, схватили каменья, чтобы побить Его.

. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его.

Так как Господь сказал, что Я и Отец – одно, разумеется, по власти и силе, и показал, что рука Его и Отца одна, то иудеи сочли это за богохульство и хотели побить Его камнями за то, что Он делает Себя равным Богу.

. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?

Господь, обличая их и показывая, что они не имеют никакой благословной причины к неистовству против Него, но ярятся напрасно, напоминает им о чудесах, какие Он совершил, и говорит: «Я показал вам много добрых дел; за которое из них хотите побить Меня камнями?»

. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом.

Они отвечают: «Мы хотим побить Тебя камнями за богохульство, за то, что Ты делаешь Себя Богом». Он не отрицает этого, не говорит, что Я не делаю Себя Богом, Я не равен Отцу, но еще более утверждает их мнение. А что Он Бог, доказывает это тем, что написано в законе.

. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?

. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, –

. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий?

Законом же называет и книгу Давида, равно как и все Писание. Слова Его имеют такой смысл: если получившие обожение по благодати суть боги (), и это не поставляется им в вину, то какая справедливость, когда вы осуждаете Меня, Который по естеству – Бог, Которого Отец освятил, то есть определил на заклание за мир? Ибо отделенное Богу называется святым. Очевидно, когда Отец освятил Меня и определил на спасение мира, Я не равен прочим богам, но есмь истинный Бог. Если же и те, к которым было Слово Божие, то есть Я, ибо Я – Слово Божие, и Я, вселившись в них, даровал им сыноположение, если они суть боги, то тем более Я могу без всякой вины называть Себя Богом, Я, Который по Естеству Своему Бог, и прочим дарую обожение.

Да постыдятся сих слов ариане и несториане. Ибо Христос есть Сын Божий и Бог по Существу и Естеству, а не тварь, и дает обожение прочим, к которым было Слово Божие, а не обожается Сам по благодати. Очевидно, Он настоящими словами отличает Себя от обожаемых по благодати и показывает, что обожение даровал им Он, будучи Слово Божие и вселившись в них. Ибо это обозначается словами «к которым было Слово Божие», с которыми было, в которых обитало.

Как же Я богохульствую, когда называю Себя Сыном Божиим? Ибо хотя Я ношу плоть и происхожу от потомства Давидова, но вы не знаете тайны и того, что плотское естество человеческое не иначе могло принять беседу с Богом, как только если Он явится ему во плоти, как бы под завесою.

. Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;

. А если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.

«Хотите ли вы, – говорит, – познать Мое равенство с Отцом?» Равенство по Существу вы не можете познать, потому что познать Существо Божие невозможно; но равенство и тождество дел примите за доказательство тождества силы; ибо дела будут для вас свидетельство о Моем Божестве. И вы узнаете и поверите, что Я не иное что, как Отец. Ибо, пребывая Сыном и отличаясь Лицом, Я имею одно и то же Существо; равно как и Отец, пребывая Отцом и отличаясь Лицом, есть не иное что, как Сын, разумеется, по Существу и Естеству. Хотя Мы и различаемся Лицами, но Лица неразлучны и нераздельны, а Отец и Сын пребывают один в другом неслитно.

У нас отец существует отдельно от сына, хотя и одно по природе. Но в Лицах божеских не так, как у нас; а Они пребывают одно в другом неслитно. Посему о нас и говорится «три человека», ибо мы – раздельные Лица, а не составляем собственно одно; а о Святой Троице говорится «един» Бог, а не три, потому что Лица неслитно сопребывают Одно с Другим. Прибавь к сему тождество воли и хотения.

. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их,

Ищут схватить Господа, не перенося Его высокого свидетельства о Самом Себе, ибо они не терпели превосходного Его богословия. Но Он удаляется, уступая гневу их и устрояя так, чтобы чрез Его удаление страсть гнева их утихла. Удаляется вопреки воле их, с целью показать (о чем мы многократно говорили), что Он не был бы взят и на крест, если бы не предал Сам Себя добровольно.

. И пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там.

Куда же удаляется? За Иордан, в то место, где крестил Иоанн. Не без цели Он удалился сюда, но с тем, чтобы многим напомнить о том, что там произошло и что Иоанн говорил о Нем.

. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно.

Что пребывание Его здесь многим принесло пользу, это видно из того, что Евангелист прибавляет: «Многие пришли к Нему и, вспомнив об этом месте, говорили, что Иоанн никакого чуда не сотворил». Слова их имеют такое значение: если мы верили тому (Иоанну), хотя он не сотворил никакого чуда, то гораздо более должно веровать Этому (Иисусу), так как Он совершил столько чудес.

Поелику уже Иоанн свидетельствовал о Христе, а чуда никакого не сотворил и потому мог быть сочтен недостоверным, то евангелист прибавляет: «Все, что ни сказал о Нем Иоанн, было истинно».

. И многие там уверовали в Него.

Придают веру же не Иисусу по свидетельству Иоанна, а Иоанну по делам, которые сотворил Иисус. «Посему, – говорит, – многие уверовали там» . Слово "там" показывает, что место это принесло им много пользы. Посему-то Иисус часто выводит народ в пустынные места и удаляет его от сообщества злых людей, чтобы больше могло быть плода. Так, кажется, сделал Он и в Ветхом Завете: вывел из Египта и в пустыне образовал и устроил народ, дав ему Закон.

Примечай, что удаление Христа совершается и в духовном смысле. Он удаляется из Иерусалима, то есть от иудейского народа, и переходит в место, имеющее источники, то есть в из язычников, имеющую источники крещения. И приходят к Нему многие, переходя через крещение. Ибо «за Иордан» означает это, то есть переход чрез крещение. Ибо никто не приходит к Иисусу и не делается истинно верным иначе, как прошедши чрез крещение, которое обозначается Иорданом.

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Иоанна 10:9).

Наш Господь образно представляет Себя нам, пользуясь языком притчи. Самые высокие и поэтические образы не достаточно великолепны, чтобы описать Его красоту и величие; однако Он выбирает простейшие сравнения, доступные для понимания простолюдинов. Господь для того чтобы разъяснить нам простой смысл Евангелия снисходит до нашего уровня понимания и использует в качестве примера дверь, которой люди пользуются каждый день.

Вы каждый день входите в свой дом и выходите из него через дверь. Всякий раз, выходя из двери, вы встречаете новый мир и получаете знание о том, что происходит вокруг вас.

Дверь – обыкновенный предмет. Иисус желает, чтобы мы думали о Нем часто как о «двери спасения». Дверь овчарни – самая непретенциозная дверь. Иисус снисходительно указывает нам на дверь спасения, потому что мы по своей природе можем стоять возле этой двери и не понимать, что мы должны войти в нее. И Он, таким образом, вводит нас, как овец Своего стада, во двор овчий. Что же мы можем увидеть и понять, рассматривая такую незаурядную вещь как дверь.

I. В этом незамысловатом образе мы видим:

1. Необходимость войти. Представьте; что если не было бы двери то, как тогда мы могли бы войти к Богу, обрести мир в душе, истину, спасение, чистоту, небо?! Все это недоступно для тех, кто находится вне этих дверей. Как часто, подходя к какому-нибудь дому, по той или иной причине, вы обнаруживали, что дверь закрыта. Вы можете очень долго стучать и звонить в звонок, но все же вас могут не услышать. И так бывает очень часто в жизни людей.

Например, вам срочно нужна медицинская помощь, но у вас нет телефона, чтобы вызвать скорую помощь, и вы изо всех сил бежите к вашему соседу, и начинаете стучать в дверь или пытаетесь всячески привлечь внимание, чтобы вас услышали. Но в ответ вы слышите только тишину, никто вам не отвечает и вот тогда вас охватывает ужас и вы понимаете, что если бы дверь открылась, то вам была бы дана возможность спасти свою жизнь от гибели. Вы можете стучать в двери человеческих сердец, ожидая сострадания в вашем горе, но эти двери останутся наглухо запертыми.

Дорогие друзья, а ваши сердца открыты? Как можете вы открыть дверь вашего сердца, перед Христом, чтобы впустить Его? Как вы можете войти через Христа если ваши уста остаются немыми и ваши руки парализованы грехом, так что вы не можете поднять их и постучать в эту дверь? Поэтому Христос сказал «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». (Иоан.14:26) Он сделает вас зрячими, чтобы вы видели вашу нужду войти «дверью спасения», Он даст вам понимание того, что вы находитесь в чрезвычайной опасности, так что если вы не побежите к этой двери, то вас настигнет неминуемая погибель.

Ведь вы, видя надвигающуюся угрозу, ну например приливную волну, «цунами», будете бежать изо всех сил, не оглядываясь, понимая, что еще полсекунды и эта волна может поглотить вас. Вы бежите, ощущая, что воды потопа гнева Божия уже касаются ваших ног, и вы чувствуете серный привкус вод бездонного океана Божьего негодования. Именно по этой причине Христос говорит, что прилагающий усилие в завоевании или достижении Царства Небесного должен употреблять усилие, это именно то усилие, которое вы должны приложить к тому, чтобы пройти через эту дверь. Вы должны изо всех сил стремиться войти через дверь, надеясь, что Христос отворит ее для вас, потому что из творения никто не способен открыть эту дверь.

2. Так же мы должны помнить, что эта дверь только одна и что нет другой двери. Существует лишь одна дверь; не утруждайте себя в поисках другой. Спасение – через вход в эту дверь и ни в какую другую (Деян 4:12). Спасение обретут только те, кто войдет Христом. Христос является и условием и залогом спасения.

Среди множества дверей, которые может предлагать мир, вы не найдете ни одной, которая ведет ко спасению. Все двери, которыми мир пытается ввести вас в Царство Небесное, открываются только для того, что бы вы, сделав шаг вперед, упали в бездонную пропасть ада. Только войдя Христом, вы можете стать на скалу, которая никогда не пошатнется.

3. Дверью спасения является Сам Господь Иисус. "Я есмь дверь", – говорит Он; не обряды или доктрины, священство или ваши добрые дела, но Сам Господь, наша Жертва. Вы, вероятно, много слышали о различных религиях и культах, которые предлагают, некие средства для достижения спасения. Но эти религии и культы предлагают суррогат, подделку, все что угодно, но только не Христа.

Вспомните, что Он сказал Моисею, когда посылал его к народу израильскому, Он сказал «Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам». (Исх.3:14) Бог показывает, таким образом Свою исключительность и что никто не существует или имеет бытия в самом себе, как только Он, и Он единственный, потому что нет другого. Он один обладает жизнью в Самом Себе, и Он дает жизнь всему сущему во вселенной. А грешники, мертвы во грехах своих.

Так и здесь, Христос, говоря «Я есмь дверь» указывает на то, что только Он является причиной и способом спасения. Другого пути не существует.

Людям присуща склонность, делать что угодно только не то, что надо. Мы всячески суетимся, и стараемся стучать в различные двери, которыми мы думаем войти в «благословенный свет», но к сожаления мы все как один, уподобляемся Лоту, который настаивал на своем, и вместо того, чтобы пойти путем который Бог ему указал, он побежал к Сигору преследуя свою личную выгоду. «Но Лот сказал им: нет, Владыка! … я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть; вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя». (Быт.19:18-20)

Грешники всегда упорствуют, пытаясь выдать свои измышления и предпочтения, за что-то более хорошее и полезное, нежели то, что предлагает Бог в Своем Слове. Из-за этого слепого рвения люди всячески пытаются улучшить, то, что Бог признал хорошим и достаточным. Они по своей природной глупости пытаются что-то сделать лучше, чем Господь, и поэтому они не останутся без наказания.

Господь постановил прежде создания мира, что именно Христос будет Спасителем и никто иной. Если Он сказал что «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» то так оно и есть. Господь в Писании говорит «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». (Деян.4:12) Тогда как люди могут избирать себе спасителей? Ведь только Христос является «Дверью Спасения» и никто другой. Все те, кто стремится войти в Царство небесное без помощи Христа, являются ворами и разбойниками. Если вам говорят, что вот соблюдая тот или иной обряд вы войдете в ворота небесного града, то остерегайтесь, потому что вам подсовывают «широкие врата ведущие в погибель».

Войти Христом, подразумевает исполнять, именно то, что Он повелел, так как все то, что сверх установленного Христом, то от лукавого. Христос сказал «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». (Иоан.14:15) Так вот, если любовь Христова пребывает в вас, то вы будете стремиться исполнить то, что Он повелел.

II. Кто же воспользуется этой дверью.

1. Это те, кто не просто стоит и наблюдает, как другие, но они стучат и входят, ибо это те, кто входят верой. Но вы можете возразить, сказав например, а не будут ли все эти усилия нашими собственными делами и заслугами? На это можно ответить очень просто, вы ничего подобного не можете сделать если вам это не дано свыше. Запомните, что во врата небесного града не войдет ничто нечистое. Если вы не будете очищены кровью Христа и освящены Его Духом, то вы и не подумаете входить туда, ибо все ваше внимание будет направлено на грех. И вы, в не возрожденном состоянии, все равно будете думать о грехе.

2. Воспользуются «Дверью Спасения» только те люди, которые обладают единственно требуемой квалификацией: они "входят". Это может быть всякий "кто", но решающее условие – «входит». Вход, заметно для всех обозначенный как ДВЕРЬ, с очевидностью предназначен для того, чтобы им пользовались. Замечательное определение "Я есмь дверь" и обетования, следующие за ним, являются самым искренним приглашением, которое только можно представить.

3. А многие ли воспользуются «Дверью Спасения»? К сожалению, как мы видим из жизненного опыта, очень мало людей проходят «за завесу», и все больше людей просто топчет дворы дома Божия. Но, тем не менее, даже имея такой негативный опыт, мы не должны унывать, но верить, что Господь приведет свой народ к водам тихим и пажитям злачным. Так же мы должны помнить, что совершится все, чему Господь повелел быть, и что все предуставленные к вечной жизни будут спасены, а нашей же заботой должно быть то, чтобы нам послужить Христу для проповеди Его евангелия и распространению Царствия Небесного на земле.

III. Какие привилегии обретают входящие «Дверью Спасения».

1. Прежде всего, это само спасение. Христос говорит - "Тот спасется".– Входящий «Дверью Спасения» спасется сразу, навсегда и полностью. Это вечное и полное спасение. Нет ничего, что можно было бы добавить к нему. Здесь нет никакой двойственности, как у некоторых людей, которым кажется, что в дверь спасения можно бегать туда и обратно, когда, кому и как заблагорассудится. Они думают, что грешник, входя «Дверью Спасения» спасается, а выходя опять становится в разряд погибших, но таким образом они утверждают, что Бог совершил спасение избранного народа не до конца, а так, частично до момента согласия или не согласия грешника. Подобный взгляд на искупление приобретенное Христом, можно и нужно назвать богохульством, потому что Они отнимают славу у Бога, считая Его зависящим от капризов грешника. Но мы должны помнить, если грешник спасен Христом однажды, то он спасен Христом навсегда. Бог не принимает половинчатых решений и у Него нет «то да, то нет» но всегда «Да и Аминь».

2.Все входящие обретают свободу. Он "войдет и выйдет". Это не тюремная дверь, но дверь для Божьего стада, Пастырь которого предоставляет свободу. Здесь необходимо понимать, что всякий входящий становится свободным от греха и его рабства. Освобожденный, таким образом, становится свободным от греха, хотя с другой стороны становится рабом праведности. Вошедший, становится способным следовать за Великим Пастырем.

3. Вошедший имеет доступ. Он "войдет" для ходатайства, укрытия, общения, обучения, облегчения и радости. Все то, чего он был лишен в мире греха и несчастья, теперь является его уделом во Христе. Вошедший Христом теперь может молиться, как это было, например, сказано о Савле из Тарса, «он теперь молится». (Деян.9:11)

Вошедший Христом, знает, где он может укрыться «в день бедствия». Непреступной крепостью, которую никто не одолеет, является Сам Христос. И таким образом спасенный пребывает в общении со Христом, Который учит Свой народ и ведет его путем новым и живым.

4. Вошедший Христом так же может и выйти и при этом он не становится снова таким, каким был до входа. Но его выход, направлен на служение Христу. Однажды спасенный, выйдя не уйдет, как это подразумевают арминиане, у которых спасение можно терять и обретать, столько раз, сколько человек согрешит и покается. Он "выйдет", чтобы служить и способствовать распространению благой вести. Верующий должен обратить внимание на то, что Христос повелевает идти и научать все народы. Верующий входит, чтобы спастись и освободится, а выходит, чтобы служить и исполнять волю Божию.

Это идиоматическое выражение "войдет и выйдет", так же означает владение спасением и благами, которые приобрел Христос в полной мере. Подобного рода идиоматическое выражение, можно встретить во многих языках, где оно имеет значение «жить в полную меру» или как эквивалент этого можно перевести с галика, «иметь полное право на владение собственностью».

Под образом, вхождения овец во двор овчий и выход из него, так же подразумевается, что овцы будут иметь как укрытие от дождя и холода, так и пастбища на которых они утолят голод и жажду. Применяя это к верующим, можно заметить, что для народа Божия входить и выходить означает то, что верующий будет упражняться в вере, входя в Церковь, поклоняясь Христу и прославляя Его милость явленную в голгофской жертве, так же как и выходя для свидетельства перед миром, что Христос благодетельствует Своему народу, даруя Свою благодать и сохраняя Своих овец в этом мире.

5. Вошедший Христом, так же может найти пищу. Христос говорит: "И пажить найдет". Та пища, а по сути баланда, которой грешника потчевал мир, уже не приятна для вкуса верующего. Если для мирских людей, пищей и питием есть грех во всякое время, то душа верующего насыщается «чистым словесным молоком». (1Пет.2:2) Это Слово Божие проповедуемое в Церкви. Наша духовная пища приобретена через Христа, во Христе и у Христа. Не существует многих путей, по которым можно удалиться от греха и бедствий; нет выбора путей на рытвинах и пустырях смертной жизни, чтобы любым из них добраться к небу. Христос «есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через» Него. (Иоан.14:6). Как Он и сказал: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Иоанна 10:9). Аминь

Когда я начинал эту главу, еще не было тех фактов и сообщений, которые теперь вдруг наполнили всю европейскую прессу, так что всё, что я написал в этой главе еще гадательно, подтвердилось теперь почти точнейшим образом. «Дневник» мой явится в свет еще в будущем месяце, 7-го октября, а теперь всего 29 сентября, и мои, так сказать, «прорицания», на которые я решился в этой главе, как бы рискуя, окажутся отчасти уже устарелыми и совершившимися фактами, с которых я скопировал мои «прорицания». Но осмелюсь напомнить читателям «Дневника» мой летний май-июньский выпуск. Почти всё, что я написал в нем о ближайшем будущем Европы, теперь уже подтвердилось или начинает подтверждаться. И, однако, я слышал тогда еще мнения о той статье: ее назвали (правда, частные люди), «исступленным беснованием», фантастическим преувеличением. Над силою и значением клерикального заговора просто смеялись, да и заговора совсем не признавали. Я, впрочем, еще недели две всего тому назад слышал мнение от «компетентного» лица, что факт смерти и избрания нового папы совершенно ничтожен и пройдет в Европе бесследно. Но даже теперь уже известно, какую важность придает ему Бисмарк и об чем было говорено в Берлине с Криспи. Я написал в май-июньском «Дневнике» моем, что гений князя Бисмарка постиг еще с самой франко-прусской войны, что самый страшный враг новообъединенной Германии есть римский католицизм, который прежде всего послужит предлогом к великой войне «возмездия», которая и охватит всю Европу. Это нашли нелепым, и проч. и проч. И это всё потому, что я написал об этом тогда, когда еще никто, ни у нас, ни в европейской прессе, и не думал об этих вещах заботиться, несмотря на Восточную войну, уже гремевшую в мире и заботившую всех. Всем тогда представлялось, что так одним Востоком и кончится. Впрочем, и теперь, может быть, еще никто не верит почти в неминуемость европейской войны в ближайшем будущем. Напротив, недавно еще серьезно обращали внимание на мнение компетентных англичан (речь Нордскота), что можно еще до зимы замирить. Так что, пожалуй, я напрасно считаю мою настоящую главу заранее устарелою: хотя факты уже обозначились, хотя огромное их значение уже выходит наружу, хотя над всей Европой уже несомненно носится что-то роковое, страшное и, главное, близкое, но несмотря на эти обозначившиеся факты, я уверен, очень многие найдут и теперь мои объяснения этих фактов опять-таки ложными и смешными, фантастическими и преувеличенными, потому что все принимают происходящее теперь за несравненно меньшее и мельчайшее, чем оно есть в самом дело. Тут, как раз, например, подойдут во Франции выборы, и Франция вдруг пришлет в палату прежнее республиканское большинство, что очень может случиться, и вот, я почти в том уверен, все закричат, что всё кончилось благополучно, что небо рас чистилось, столкновений никаких, что Мак-Магон повинился, бессильные клерикалы позорно стушевались и в Европе опять мир и «законность». Все измышления мои в этой главе покажутся опять лишь продуктом досужего воображения. Опять скажут, что я фактам, положим, и совершившимся, придал значение не точное, а, главное, такое, какого нигде им не придают. Но подождем опять событий и увидим тогда, где была более точная и верная дорога. А для памяти, попробую, в заключение, еще раз обозначить точки и вехи этой уже открывающейся перед всеми дороги и на которую, волей-неволей, а, кажется, предназначено всем вступить. Делаю это для памяти, чтоб потом можно было проверить. Впрочем, это только простая и заключительная перечень этой же главы.

1) Дорога начинается и идет из Рима, из Ватикана, где умирающий старик, глава толпы окружающих его иезуитов, наметил ее уже давно. Когда же загорелся Восточный вопрос, иезуиты поняли, что наступило самое удобное время. По намеченной дороге своей они ворвались во Францию, произвели в ней государственный переворот и поставили ее в такое положение, что близкая война ее с Германией почти неминуема, даже если б она и не желала начать ее. Всё это задолго раньше того понимал и провидел князь Бисмарк. По крайней мере, кажется, только он один, и еще, может быть, за несколько лет до настоящей минуты, разглядел и постиг своего важнейшего врага и всю ту огромную для всего мира важность той последней битвы за существование свое, которую несомненно задаст всему свету умирающее навеки папское католичество в самом ближайшем будущем.

2) Эта роковая борьба в настоящую минуту уже завершается, а последняя битва близится с страшною быстротою. Франция была выбрана и предназначена для страшного боя, и бой будет. Бой неминуем, это верно. Впрочем, есть еще малый шанс, что будет отложен, но лишь на самое короткое время. Но во всяком случае, неминуем и близок.

3) Только что бой начнется, как тотчас же и обратится в всеевропейский. Восточный вопрос и восточный бой, силою судеб, сольется тоже с всеевропейским боем. Одним из замечательнейших эпизодов этого боя будет окончательное решение Австрии: которой стороне отдать ей свой меч? Но самая существенная и важная часть этой последней и роковой борьбы будет состоять, с одной стороны, в том, что ею разрешится тысячелетний вопрос римского католичества и что, волею провидения, на его место станет возрожденное восточное христианство. Таким образом, наш русский Восточный вопрос раздвинется в мировой и вселенский, с чрезвычайным предназначенным значением, хотя бы и совершилось это предназначение и перед слепыми глазами, не признающими его, до последней минуты способными не видеть явного и не уразуметь смысла предназначенного. Наконец -

4) (И пусть это назовут самым гадательным и фантастическим из всех предреканий моих, согласен заране.) Я уверен, что бой окончится в пользу Востока, в пользу Восточного союза, что России бояться нечего, если Восточная война сольется с всеевропейскою, и что даже и лучше будет, если так расширится дело. О, бесспорно, страшное будет дело, если прольется столько драгоценной человеческой крови! Но утешение в том, по крайней мере, соображении, что эта пролиянная кровь несомненно спасет Европу от вдесятеро большего излияния крови, если б дело отдалилось и еще раз затянулось. Тем более, что великая борьба эта несомненно окончится быстро. Но зато разрешится окончательно столько вопросов (римско-католический вместе с судьбою Франции, германский, восточный, магометанский), столько уладится дел, совершенно неразрешимых в прежнем ходе событий, до того изменится лик Европы, столько начнется нового и прогрессивного в отношениях людей, что, может быть, нечего страдать духом и слишком пугаться этого последнего судорожного движения старой Европы накануне несомненного и великого обновления ее...

Наконец, прибавлю еще соображение: если взять за правило, что обо всех мировых событиях, даже самой огромной важности на самый поверхностный взгляд, надо непременно судить по принципу: «нынче как вчера, а завтра как сегодня», - то не явно ли будет, что правило это решительно ляжет вразрез с историей наций и человечества. Между тем это именно предписывается так называемым реальным и трезвым здравомыслием, так что осмеивается и освистывается чуть не всякий, который осмелился бы помыслить, что завтра дело явится для всех глаз, может быть, совсем в иной форме, чем в какой тянулось всё накануне. Даже теперь, например, когда уже пришли факты, не кажется ли даже очень многим, что клерикальное движение есть самая мелкая мелочь, что Гамбетта скажет речь, и всё восстановится по-вчерашнему, что война наша с Турцией, очень и очень может быть, кончится к зиме, и тогда опять по-прежнему начнется биржевая игра, железнодорожное дело, возвысится рубль, покатим за границу и прочее и прочее. Немыслимость продолжения старого порядка дел - была явною в Европе истиною, для передовых умов ее, накануне первой европейской революции, начавшейся в конце прошлого столетия с Франции. Между тем кто в целом мире, даже накануне созвания Генеральных Штатов, мог бы предвидеть и предсказать тогда ту форму, в которую воплотится это дело почти на другой же день, как началось оно... А уже когда воплотилось оно, кто мог, например, предсказать Наполеона I, в сущности бывшего как бы предназначенным завершителем первого исторического фазиса того же самого дела, которое началось в 1789 году? Мало того, во время Наполеона I, может быть, всякому в Европе казалось, что появление его есть решительная и совершенно внешняя случайность, нимало не связанная с тем самым мировым законом, по которому предназначено было измениться, с конца прошлого столетия, всему прежнему лику мира сего...

Да, и теперь кто-то стучится, кто-то, новый человек, с новым словом - хочет отворить дверь и войти... Но кто войдет-вот вопрос: совсем новый человек или опять похожий на всех нас, старых человечков?

ГЛАВА ВТОРАЯ