МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ 15.3 (ОГЭ)

СЧАСТЬЕ

1. формулировка задания;

2. определение значения понятия;

3. тезисы по теме;

4. примеры аргументов;

5. сочинения;

6. банк аргументов;

1. Формулировка задания 15.3

Как Вы понимаете значение слова " Счастье" ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

2. Работа с понятием

Счастье – это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

3. Тезисы

1.Что такое счастье? «Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» - читаем мы в Википедии. Я бы добавила, что счастье - это гармония в душе человека.

2.Задумывались ли когда-нибудь над вопросом, что такое счастье. Мне кажется, счастье – это такое состояние души, когда всё видится в розовом цвете, когда каждый мир жизни приносит радость. Счастье должно быть настоящим… Дом — тёплым… Любовь - взаимной… Дружба – надёжной...

3.Счастье... Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. Думаю, человек становится счастливым тогда, когда он отдаёт себя, свой труд, свою любовь другому человеку...


4.Слово «счастье» включает в себя несколько понятий: любовь, семейный очаг, возможность самореализации, финансовый успех, карьера... Каждый сам определяет, что для него является счастьем. Для меня это, безусловно, семья. Только рядом с родными людьми я чувствую себя счастливым.

5.Счастье – это любовь к отчему дому, это умение мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются. Счастье – это ощущение тепла весеннего солнца, это уверенность в завтрашнем дне, это забота близких, родных людей...

6.Счастье — это состояние, которое человек испытывает здесь и сейчас, состояние души, когда человека переполняет радость, восторг, и другие позитивные чувства. Кроме того, состояние счастья предполагает, что отсутствуют негативные чувства и эмоции, которые порождают страдания и боль.

7.Формулу счастья можно определить так: «Счастье — это множество мощных источников радости в жизни человека и отсутствие источников страданий», когда в числитель ставятся источники радости, и чем их больше, тем лучше, а в знаменатели источники страданий.

8.Счастье — это живущая в сердце человека радость, и чем она больше и мощнее, тем сильнее состояние счастья.

9.Счастье - это то состояние, которое ты испытываешь, когда понимаешь, что тебя любят те, кого любишь ты.

Семейное счастье

Семейное счастье... Определить это состояние можно только такими словами, как любовь, гармония, взаимоуважение и желание сделать что-либо важное и значимое друг для друга.

4 . Примеры. Тексты.

1. Э. Фонякова. О счастье (про начало войны)

2. Н. Аксёнова. О счастье (про отца)

3. О. Ю. Рой. Воспоминания

4. Л.Н. Тол­сто­й. Игра

5. Сочинения


1.

Счастье - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту Э.Е.Фоняковой, героиня которого - счастливый ребёнок, потому что у неё есть всё для счастья в детском понимании: много интересных развлечений, возможность помечтать, пошалить, заботливые родители. Но этот счастливый мир оказывается очень хрупким. Он рушится в одно мгновение, когда приходит страшная весть о начале войны. И хотя девочка ещё не осознаёт, что такое "взаправдашняя" война, но ощущение счастья покидает её.

Вспомним также героя рассказа Л.Андреева "Петька на даче". Петька - это ребёнок из бедной семьи. Он был отдан учеником к парикмахеру, где выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Такая жизнь не приносила ребёнку никакой радости. Настоящее счастье мальчик почувствовал, когда мать привезла его на дачу. Там он отдыхает, купается, исследует развалины старинного дворца, словом, делает всё то, что и положено делать ребёнку. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Для Петьки это возвращение - настоящая трагедия.

Таким образом, каждый ребёнок имеет право на счастливую жизнь. (197 слов)

2.

Счастье - это состояние души человека, когда он испытывает радость, удовлетворение жизнью. У каждого человека свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других - материальные блага, третьих - близкие люди. Докажу свои слова двумя примерами.

Обратимся к тексту Н.Аксёновой , героиня которого осознала свое счастье только спустя годы. В детстве она ненавидела утренники из-за своего отца, который приходил к ней в садик играть на баяне. Она очень стеснялась и стыдилась его. Он казался ей смешным и некрасивым, потому что все дети над ним смеялись. Лишь через много лет, когда отца уже не стало, героиня поняла, что этот период жизни был самым счастливым для неё, потому что каждый ребёнок счастлив, когда живы и здоровы самые дорогие для него люди.

Второй пример приведу из собственного жизненного опыта. В детстве я мечтала о собаке, а мои родители были против. Но однажды, придя домой из школы, я неожиданно увидела маленького щенка. Оказывается, мама с папой решили сделать мне сюрприз и подарить собаку. В этот момент я почувствовала себя самой счастливой, потому что, когда мечты сбываются,- это счастье.

Таким образом, каждый человек счастлив по-своему. (180 слов)

3 .

Счастье - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится. Докажу свои слова конкретными примерами.

Обратимся к тексту Э.Е. Фо­ня­ко­вой, героиня которого - счастливый ребёнок, потому что у неё есть всё для счастья в детском понимании: много интересных развлечений, возможность помечтать, пошалить, заботливые родители. Но этот счастливый мир оказывается очень хрупким. Он рушится в одно мгновение, когда приходит страшная весть о начале войны. И хотя девочка ещё не осознаёт, что такое "взаправдашняя" война, но ощущение счастья покидает её.

Вспомним также героя рассказа Л.Андреева "Петька на даче". Петька - это ребёнок из бедной семьи. Он был отдан учеником к парикмахеру, где выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Такая жизнь не приносила ребёнку никакой радости. Настоящее счастье мальчик почувствовал, когда мать привезла его на дачу. Там он отдыхает, купается, исследует развалины старинного дворца, словом, делает всё то, что и положено делать ребёнку. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Для Петьки это возвращение - настоящая трагедия.

Таким образом, каждый ребёнок имеет право на счастливую жизнь. (197 слов)

6. Банк примеров.


История 1. Счастье Петьки


Герой рассказа Л.Андреева "Петька на даче" - десятилетний мальчик, лишённый детства. С малых лет он отдан в учение к парикмахеру. В дешёвой парикмахерской он подносит воду, на него постоянно кричат хозяин и подмастерья. У Петьки не бывает праздников, все его дни похожи друг на друга, его жизнь кажется ему долгим неприятным сном. Петьке очень хочется уехать в другое место. Однажды хозяин отпускает Петьку погостить на даче, где служит его мать кухаркой, и тот словно оказывается в раю: отдыхает, купается, с интересом исследует развалины старинного дворца. За городом Петька впервые видит ясное и широкое небо, беленькие радостные облачка, похожие на ангелочков. Это небо становится определенным символом счастья, свободы, покоя, широты мира, открытой пытливому детскому взгляду. Мальчик, который до этого никогда не был на даче, за два дня так привыкает к окружающей обстановке, что забывает, что на свете существует Осип Абрамович со своей парикмахерской. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям.

История 2. Щедрое дерево (Ш. Сильверстайн)


Жила на свете Яблоня... и она любила маленького-маленького Мальчика. Каждый день Мальчик приходил к ней, собирал её листья и сплетал из них венок, чтобы играть в Лесного Короля. Он взбирался по её стволу, качался на её ветвях и eл яблоки. И они играли с Яблоней в прятки. А наигравшись, он засыпал в тени её ветвей.
И Мальчик любил Яблоню... очень. И Яблоня была счастлива.
Но шло время. И Мальчик подрастал. И Яблоня частенько теперь оставалась одна.
И вот однажды Мальчик пришёл к Яблоне, и она сказала: — Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях, поешь моих яблок, поиграй в моей тени, и ты будешь счастлив!
— Я уже слишком взрослый для того, чтобы лазить по деревьям и качаться на ветвях, — ответил Мальчик. — Я хочу покупать вещи и получать удовольствия. Мне нужны деньги. Ты можешь дать мне деньги?
— Прости, — ответила Яблоня, — но у меня нет денег. У меня есть только листья и яблоки. Возьми мои яблоки, Мальчик, и продай их в городе. Ты получишь за них деньги и будешь счастлив. — Мальчик взобрался по стволу, собрал все яблоки и унес. И Яблоня была счастлива.
После этого Мальчик долго не появлялся, и Яблоня грустила. Но однажды Мальчик вернулся, и Яблоня задрожала от радости и сказала:
— Иди сюда, Мальчик, взберись по моему стволу, покачайся на моих ветвях и ты будешь счастлив
— Я слишком занят, чтобы лазить по деревьям, — ответил Мальчик. — Мне нужен тёплый дом, — продолжал он. — Я хочу иметь жену и детей, и поэтому мне нужен дом. Ты можешь дать мне дом?
— У меня нет дома, — ответила Яблоня, — мой дом — это лес. Но ты можешь срезать мои ветви и построить себе дом. И станешь счастливым. — Мальчик срезал ветви Яблони и унёс их, чтобы построить себе дом. И Яблоня была счастлива.
Потом Мальчик снова исчез на долгое-долгое время. А когда он вернулся, Яблоня была так счастлива, что едва могла говорить.
— Иди сюда, Мальчик, — прошептала она, — иди, поиграй.
— Я слишком стар и печален, чтобы играть, — ответил Мальчик. — Мне нужна лодка, чтобы уплыть далеко... и стать счастливым. — И Мальчик спилил ствол Яблони... и построил себе лодку, и уплыл далеко-далеко. И Яблоня была счастлива... но не совсем.
Опять прошло много времени, и Мальчик вернулся к Яблоне.
— Прости, Мальчик, — сказала она, — но мне нечего больше дать тебе. У меня не осталось яблок.
— Яблоки мне теперь не по зубам, — ответил Мальчик.
— У меня не осталось ветвей, — сказала Яблоня, — ты не сможешь покачаться на них.
— Я слишком стар, чтобы качаться на ветвях, ответил Мальчик.
— У меня не осталось ствола, — сказала Яблоня — и тебе не по чему больше взбираться вверх.
— Я слишком стар, чтобы взбираться вверх, — ответил Мальчик.
— Прости, — вздохнула Яблоня, — мне бы очень хотелось дать тебе что-нибудь... но у меня ничего не осталось. Я теперь только старый пень. Прости...
— А мне теперь много и не нужно, — ответил Мальчик, — мне бы теперь только тихое спокойное место, чтобы посидеть и отдохнуть. Я очень устал.
— Ну что ж, — сказала Яблоня, выпрямляясь, насколько это было возможно, — старый пень как раз годится, чтобы посидеть и отдохнуть. Иди сюда, Мальчик, садись и отдыхай.
Так Мальчик и сделал.
И Яблоня была счастлива…


Счастье - это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

Вспомним также героя рассказа Л.Андреева "Петька на даче". Петька - это ребёнок из бедной семьи. Он был отдан учеником к парикмахеру, где выполнял самую тяжёлую и грязную работу. Такая жизнь не приносила ребёнку никакой радости. Настоящее счастье мальчик почувствовал, когда мать привезла его на дачу. Там он отдыхает, купается, исследует развалины старинного дворца, словом, делает всё то, что и положено делать ребёнку. Но счастье внезапно обрывается: мальчику велят вновь возвращаться к своим скучным, изнуряющим обязанностям. Для Петьки это возвращение - настоящая трагедия.

Счастье - это состояние души человека, когда он испытывает радость, удовлетворение жизнью. У каждого человека свое представление о счастье. Одних людей счастливыми делают победы, других - материальные блага, третьих - близкие люди. Докажу свои слова двумя примерами.

Пример из жизненного опыта. В детстве я мечтала о собаке, а мои родители были против. Но однажды, придя домой из школы, я неожиданно увидела маленького щенка. Оказывается, мама с папой решили сделать мне сюрприз и подарить собаку. В этот момент я почувствовала себя самой счастливой, потому что, когда мечты сбываются,- это счастье.

Приведите литературные примеры на тему "что такое счастье? " для сочинения. " для сочинения и получил лучший ответ

Ответ от ЁМ[гуру]
Толстой "Война и мир" - понимание счастья у Пьера после плена. Умей ценить то, что имеешь, видеть красоту вокруг себя, приносить пользу народу - и будешь счастлив.
Пьер Безухов, что «ежели есть бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель, - и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их» , что «надо жить, надо любить, надо верить» .
Со смертельным ранением в избе в Мытищах он лежит почти в забытьи князь Андрей Болконский и думает, что ему «открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только один Бог»
В романе Пушкина “Евгений Онегин” у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. ..именно поэтому он несчастлив.
В очерке Волкова “О простых вещах” поднимается аналогичная проблема: для счастья человеку нужно не так уж и много.
Счастлив тот, кто счастлив дома. (Л. Толстой)
«Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость
и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье…
Все тихо, спокойно… Очевидно, каждый счастливый чувствует себя хорошо только потому что несчастные несут свое бремя молча… Надо,
чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… (А. П. Чехов из рассказа «Крыжовник».)
Человеческое счастье в том, чтобы ничего не желать для себя. Душа успокаивается и начинает находить хорошее там, где совсем этого не ожидала. (И. Бунин)
«А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано: «сильна, как смерть» ? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. » (Александр Куприн, Гранатовый браслет)
еще такое нашла))) ---Александр Иванович Куприн "Счастье", сказка

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Приведите литературные примеры на тему "что такое счастье? " для сочинения. " для сочинения

Ответ от Виктория Лайт [новичек]
В пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» мы видим, как бездействие героев не даёт им обрести счастье. Конкретнее всего это показано на примере Раневской, у которой был вариант сдавать вишневый сад в аренду, предмет ее молодости, счастливых воспоминаний прошлого. Лопахин продал сад на торгах, хотя до этого предупреждал Раневскую, что ещё не поздно. Гаев и Раневская пролили много слез о потери своего вишнёвого сада, без которого, как им представлялось, они не смогут жить. Но потом они, как и всегда, примирились с произошедшим.
Другим примером является роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором главная героиня на все готова, чтобы состоялось ее счастье быть с любимым человеком.


В чём заключается истинное счастье? Вот проблема, которая находится в центре внимания М.А. Булгакова. Да, этот вопрос очень ярки и неоднозначный. Но могу сказать одно точно. Булгаков дает нам понимание истинного счастья, поэтому, если вы до сих пор не знаете, что значит для вас это слово, то советую прочитать произведение.

Я полностью разделяю мнение автора. Действительно, человек может иметь бесчисленное количество денег, но быть несчастным. Меркантильность еще никого не делала счастливым, так что важно правильно расставлять приоритеты и ставить цели. Любить, проводить время с дорогим для тебя человеком – вот, что намного важнее любых богатств. Именно в этом заключается истинное счастье.

Вспомним произведение И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором жизнь главного героя сводилась лишь к сколачиванию капитала.

Господин не знал радостей, не умел любить и сопереживать. Он думал, что на деньги сможет купить все, но это не так. Господин из Сан-Франциско был несчастен и так и не сумел насладиться заработанным за всю жизнь капиталом. И что осталось после него? Ничего. Есть прекрасная книга, которая называется "7 навыков...". В ней говориться о том, что человек ъочет оставить после себя. Какую жизнь он выберет для себя.

Таким образом, И.А. Бунин показывает, что счастье заключается не в деньгах.

Другим примером, подтверждающим мою точку зрения, является произведение Л.Н. Толстого «Война и мир». В нем главная героиня Наташа Ростова по-настоящему счастлива, ведь она умеет чувствовать, любить, заботиться о близких.

Обновлено: 2018-09-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Текст. По А. Алексину
(I)Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.
(З)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своем письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:
(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть...
(б)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас все хорошо?» (Ю)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает все хорошо?!
(II)А если бы вдруг и было... (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас все вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки... (14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непости-
жимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится...» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но все же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гете баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гетевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!
(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:
(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.
(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал...
(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал...» ... (ЗЗ)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!
(По А. Алексину)

Сочинение
Конечно, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался, что такое счастье, как почувствовать себя счастливым, что для этого нужно? Для одних, как сказано в данном тексте, счастье - это покой и воля, для других - вечная борьба и вкус победы. Но вот в чем проблема: настоящее счастье, утверждает А. Алексин, - это не то, которое испытываешь сам, а то, которое подарено другим. Я разделяю точку зрения писателя, потому что понимаю: счастье в одиночку не имеет смысла. Гораздо приятнее, если хорошо не только тебе, но и твоим друзьям, родственникам, просто знакомым и незнакомым людям, которые в данный момент находятся рядом.
Каждое литературное произведение, так или иначе, касается темы счастья или его отсутствия. А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» тоже обращается к теме поиска счастья. Для Самсона Вырина счастье - это его должность станционного смотрителя, герань и занавески на окнах станции, дочь Дуня. Но в погоне за личным счастьем Дуня оставила отца и уехала в Петербург, а Вырин потерял и дочь, и должность, и смысл жизни. Мы не знаем, была ли Дуня счастлива с Муромским, но то, что Вырин был самым несчастным отцом на свете, - это так. Так родился в литературе образ «маленького человека».
В рассказе Н.В. Гоголя «Шинель» мелкий служащий департамента Акакий Акакиевич Башмачкин всю жизнь мечтал о новой шинели, а когда его мечта осуществилась, был безмерно счастлив. Но кто-то лишил бедного чиновника этой единственной радости, и Башмачкин умирает от нервного расстройства. Стоила ли шинель этой смерти? Конечно же, нет. Вся трагедия гоголевского героя в том, что его счастье мелкое, личное, материальное, поэтому и дела никому нет до его горя.
По-своему счастлив и Обломов - герой одноименного романа И.А. Гончарова. Илья Ильич, пребывая в состоянии затянувшегося детства, счастлив тем, что ему ничего от жизни не надо, лишь бы лежать и мечтать. Однако и он вкусил другого счастья - движения, любви, страсти. Эти новые краски привнесла в его жизнь Ольга Ильинская. Но любовь - это тоже труд, пусть и душевный, а трудиться Обломовы не умеют. Поэтому «новое» счастье быстро кончилось, а старое - в потертом халате и в паутине - вернулось. Обломов-то счастлив, он и умер в этом состоянии покоя и безмятежности, но не о таком счастье должен мечтать человек.
Народная мудрость гласит: «Человек - сам кузнец своего счастья». Конечно, у каждого из нас свое представление о счастье. Но у М.М. Пришвина есть такие замечательные слова: «Есть счастье - случай, - это бог с ним. Хотелось бы, чтобы счастье пришло как заслуга». Думаю, именно эти слова надо взять на вооружение тем, кто хочет быть счастлив сам и дарить счастье другим.

Что такое счастье? Как его достичь? Счастливыми рождаются или становятся? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Л.Жуховицкого.

Рассматривая проблему счастья, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры, развёрнутые сравнения. Например, утверждая в предложении № 1, что 2счастье строят, как дом, кирпичик за кирпичиком, писатель подчёркивает, что счастье, в отличие от типовых домов, всегда строят по индивидуальному проекту. В тексте выделяется мысль о том, что счастье – это сизифов труд. Все помнят древнегреческий миф о Сизифе, который был наказан богами и в загробной жизни должен был катить огромный камень на высокую гору.

На вершине камень срывался и катился вниз, и Сизиф снова принимался за работу. Так и в стремлении к счастью нельзя останавливаться на достигнутом.

Авторская позиция заключается в следующем: чтобы достичь счастья, нужно много трудиться, повышать свою культуру, стать гармонично развитой личностью. По мнению Л.Жуховицкого, у каждого человека свой путь к счастью.

Чтобы подтвердить правильность наших суждений, обратимся к литературным примерам. Вспомним роман Ф.М.Достоевского «преступление и наказание». В нём автор подводит читателей к мысли о том, что счастье так просто не даётся, что достигается оно только путём страдания. Душевные терзания заставляют человека работать над собой, ведут его к нравственному очищению, к гармонии с самим собой и миром. Так произошло и с главным героем романа Родионом Раскольниковым, который после тягчайшего преступления – убийства старухи- процентщицы – через невыносимые терзания совести приходит к осознанию ложности своей теории, оправдывающей убийство ради благих целей. На каторге с героем происходит духовное возрождение, к новой счастливой жизни его воскрешает христианская любовь к ближнему.

Обратимся к ещё одному произведению, в котором раскрывается проблема счастья. Это поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Семь мужиков отправляются на поиски счастья, которое они вначале понимают как покой, богатство, честь. Но, познакомившись с историей Ермила Гирина и услышав песни Гриши Добросклонова, наши странники меняют своё представление о счастье. Прежде всего, счастье – это чистая совесть, когда ты поступаешь в согласии со своим внутренним голосом. Ермил Гирин, будучи старостой, отправил в рекруты вместо своего брата сына вдовы Нениловны и обрёл душевный покой только тогда, когда исправил свою нравственную ошибку. А сын бедного дьячка Гриша Добросклонов видит своё счастье в служении народу.

Таким образом, мы убедились, что у каждого свой путь к счастью, но обретает его тот, кто думает не о себе, а о других.