Можно ли питать надежду, что удастся сказать по вопросу о дисциплине в школе окончательное слово? Многие учителя говорят о ней, и разговорам на эту тему прямо нет конца. Мы не могли, однако, посвятить этому вопросу ни одной более или менее подробной главы. Почему? По той простой причине, что мы не рассматриваем вопрос о дисциплине как особый, самостоятельный вопрос; он полностью связан с проблемой обучения в целом. По нашему мнению, вопрос о дисциплине неотделим от вопросов дидактики и, если не совсем совпадает с ними, то его решение во всяком случае является следствием решения этих вопросов. Настоящий дидакт водворяет вместе с тем и дисциплину; кому‘близко знакомо дело обучения, тот знает, как достигается дисциплина учащихся; кто хорошо обучает, хорошо и дисциплинирует. Предметы обучения (по старому, но часто забываемому взгляду) называются дисциплинами. Эти положения, число которых можно было бы значительно увеличить, были неизвестны педагогическому миру, пока видели призвание учителя только в том, чтобы учить (сообщать, поучать, преподносить догматическим методом). В те времена можно было много знать, хорошо говорить, «учить» и при этом совсем не уметь поддерживать дисциплину в классе. Однако теперь стали видеть в обучении нечто большее, нечто другое, чем сообщение знаний, а именно - под обучением стали понимать возбуждение духовных сил к их самодеятельности. Теперь нельзя уже больше говорить о хорошем учителе, который не сумел бы одновременно навести хорошую дисциплину в своем классе. Воспитательная сила учителя и его Влияние в этом отношении вполне пропорциональны его умению преподавать. Современный учитель не знает других занятий, кроме работы в школе с утра до вечера; он всецело поглощен своими обязанностями учителя. 61 Звание учителя - это не выдуманная кличка, которую можно было бы заменить другой, лучшей. Старые шульмейстеры73 доросли теперь до учителей. Учитель держит под своим контролем всего ученика: его внимание, прилежание, стремление к знаниям, способность к восприятию, способность к речи, самодеятельность, самообладание - одним словом, все его духовные силы, относящиеся не только к области познания, но и к силе характера. Он управляет своими учащимися, направляет и дисциплинирует их внешне и внутренне. Ученик получает определенную школу. Внешний порядок, приличие и благонравие, обходительность и повиновение, выдержанность во всем внешнем поведении (манере ходить, сидеть и т. д.) и в работе (в выполнении ее и в ответах), любовь к делу, преподавателю и школе, следовательно, также искренность и правдивость - все эти качества являются результатом действия живого воспитательного принципа школы, т. е. живого, мыслящего, сильного волей учителя. Сущность всех средств дисциплины концентрируется в следующем требовании по отношению к учителю: обучай с дидактической, а следовательно, и с дисциплинирующей силой. Принцип обучения является одновременно и принципом школьного воспитания. Само собой разумеется, что учитель, размышляющий над своим методом обучения, должен также продумать и весь внешний порядок своей работы. Он должен точно установить требования и приучить учащихся к их выполнению. Ясно также, что в школе, где работают несколько учителей, у них должна быть установлена известная согласованность относительно внешнего порядка, чтобы один не разрушал того, что созидает другой. Верное чутье учителя подскажет ему настоящий путь. Надо ли называть отдельные правила? Их бесчисленное множество. Однако укажем главнейшие: 1) Строгое наблюдение за своевременным приходом всех учащихся в школу: не слишком рано, не слишком поздно, но до звонка. Поэтому и учитель должен быть в школе до звонка. Это- необходимо. Кто из учащихся опоздал к звонку, стоит-в течение всего первого урока, а потом сидит на последнем месте. 2) Учащиеся должны тихо сидеть на своих местах и тихо готовиться к началу урока. 3) Тотчас же после звонка следует начинать урок с пения или молитвы, обязательно кратких. Достаточно пропеть одну строфу из песнопения. Придерживающиеся рутины заставляют пропеть целые песнопения, забывая, что это пение должно только дать зарядку к работе. 4) Учитель должен сидеть (или стоять) перед всем классом у своего стола, а не ходить взад и вперед. Все учащиеся должны быть у него на виду. Ко всем он обращается, всем задает вопросы, всех как одного возбуждает. 5) Учащиеся должны выражать свою готовность к ответу под нятием кисти правой руки (или указательного пальца), но не всей руки. Ответ на вопрос должен давать лишь один ученик, по вызову учителя. ! 6) Отвечать учащийся должен стоя; говорить громко, ясно и четко. Никаких ошибок, никакого запинания, никакой неясности и недоговоренности. Никакого подсказывания (это школьная чума). 7) Пересаживание учеников по успехам можно применять лишь после подведения итогов их работы. Кто нуждается постоянно в этом средстве для поддержания внимания учащихся, тот посредственный или совсем слабый учитель. 8) Следует хвалить учащегося за всякое энергичное усилие, хотя бы оно и сопровождалось слабыми результатами. Такое признание бодрит. Порицание же подавляет бодрость, особенно незаслуженное порицание. 9) Необходимо кратко и определенно формулировать свои требования, а \не читать нравоучений. И поощрение и порицание должны быть краткими. Хороший учитель скуп на слова. 10) Терпеливое отношение к слабым, неутомимая работа с тем, который хочет работать. Нетерпимое отношение к тому, кто не дает всего того, что он в состоянии дать. 11) Ученики должны следить глазами за учителем, как планета следует за солнцем или спутник за своей главной планетой (это делается само собой, без постоянных указаний, иначе это искусственно и лишено ценности). Ученик должен сидеть прямо, но не как истукан, ногами не болтать, руки держать на парте. 12) По окончании школьных занятий дети спокойно прощаются -с учителем и спокойно возвращаются домой. Достаточно ли этих 12 правил? Должны ли мы еще давать указания, как себя вести учащимся при посещении их класса посторонним человеком, инспектором и т. д.? Как держаться учителю при поступлении жалоб со стороны родителей, как и чем (палочными ударами?) наказывать или же совсем не прибегать к наказаниям? Таких вопросов - тысяча, им нет конца. Кто обладает подлинным педагогическим тактом, тот сам найдет правильную линию поведения. Поэтому учитель должен его приобрести. Без него все остальное - дерево, солома, стружки - все становится жертвой огня 74. Кто обладает этим тактом, тот может и ошибаться - «человек ошибается, пока он к чему-нибудь стремится», - но никогда не потеряет совсем из вида правильного пути. Опыт разъясняет и направляет. Не всем все дается сразу. «Когда два человека делают одно и то же, то это все-таки не то же самое» - этот афоризм применим не только к ошибающимся учащимся, но и к дисциплинирующим учителям. «Одно и то же не для всех одинаково подходяще». Что одному удается, то часто не выходит у другого. Для многих тысяч возможных случаев дисциплины нет готовой рецептуры. Настоящие учителя и воспитатели рождаются. Другие пусть учатся у них, присматри ваясь к их работе. Сильный характер и твердая воля, направленная к добру, делают много хорошего. И тут все зависит от стремлений. Правильные стремления ведут к правильному пониманию. Там, где имеются первые, будет и второе. О мерах наказания мы лучше говорить не будем. Они большей частью и бесполезны и не нужны там, где обучение ведется правильно, т. е. согласно природе ребенка и природе самого предмета обучения. Надо только, чтобы ученик работал в школе охотно. Там, где это имеет место, не может быть и совсем не бывает случаев неповиновения учащихся. Там же, где этого нет, приходится постоянно и безуспешно придумывать наказания. Наказание вообще должно ставить себе целью устранение наказаний. Предотвращаются же наказания любовью к труду, а любовь к труду может и должна быть развита посредством труда. х Гёте говорит: «Любовь, радость, активное участие в делах - единственно реальны, они и порождают реальное; все остальное - суета и приводит только к суете». Чувство непрерывно развивающейся силы только возбуждает стремление к дальнейшему развитию. Принцип обучения становится принципом воспитания, метод же обучения - методом воспитания. Молодым преподавателям трудно дается дисципли- нирование учащихся потому, что они еще не знают, как преподавать. Значительная часть ученых не умеет дисциплинировать своих учащихся потому, что они не знают, как преподавать. Если бы они научились методу преподавания - этой, по их мнению, «ерунде», то они знали бы и как дисциплинировать своих учащихся. Это можно видеть на примере учительских семинарий. Там, где молодые люди получают дельное руководство в процессе ученья, все у них идет успешно. Положение о том, что принцип обучения является и принципом воспитания, не высосано из пальца. Там, где оба эти принципа разрознены, там, где обучение само по себе не является воспитывающим, а состоит только в сообщении знаний, там не может быть и речи о развивающем обучении.

Проблемы дисциплины в современной школе.

Сегодня для многих детей школа остается единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать, возможно, впервые, себя победителем (Глассер , 1992). Никто не снимал со школы функции подготовки детей к взрослой жизни. Школа в растерянности замирает перед нерешенными проблемами, связанными с дисциплиной учащихся. Сегодня, как никогда ранее, школа не знает, как установить смысловые связи между культурой современных учеников и той классической культурой (культурой даже не двадцатого, а девятнадцатого века), которая отражена в обязательной программе. Поэтому проблемы развития познавательной мотивации школьников в условиях смысловых диссоциаций стоит особенно остро. Дисциплина, мотивация и кооперация нам представляются тремя важнейшими целями, достижение которых должно в настоящее время стать основной управленческой задачей в отечественном образовании.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины, а также с тем, что дети часто испытывают скуку и незаинтересованность. В образовательных учреждениях также немало не слишком дружески настроенных детей, которые имеют выраженные индивидуалистические установки. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Решать проблемы дисциплины и мотивации в школе – означает внедрить в организационную культуру школы технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые ведут себя подобным образом. Для этого необходимо разобраться, что представляет собой так называемое «плохое» поведение. «Под «плохим» поведением здесь понимается не только хулиганские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки. К образцам такого поведения я также отношу потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, - то есть все, что указывает на неадаптированность ученика. Строго говоря, «плохое» поведение – это поведение, которое нарушает правила, принятые в данной организации .

Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую - осознанно или нет - проповедует конкретный педагог.

Есть немало факторов, порождающих неадаптированных детей, не доверяющих никому, разочаровавшихся в образовании и людях, не имеющих внутренних механизмов контроля поведения, и зачастую даже не представляющих, как можно вести себя по-иному. Причиной этого является определенный процент личностно-нарушенных родителей среди населения данного региона. В мегаполисах этот процент выше, он возрастает во времена стрессов и социально-экономических перемен.

Гласно или негласно, но каждая школа и каждый педагог придерживаются какого-то подхода к фактам нарушений дисциплины в школе. Условно можно говорить о том, что существует три разных подхода.

Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги и целые педагогические коллективы, которые придерживаются так называемого «невмешательского» подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины, с точки зрения этого подхода, сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д. Однако, большинство представителей невмешательского подхода просто привычным образом пускают дело дисциплины на самотек, полагая, что «им за это не платят» и что «воспитывать должны родители». Эта позиция полностью лишает их возможности найти подход к детям и завоевать их уважение, атмосфера в таких педколлективах особенно беспомощная и агрессивная.

Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги и школьные администраторы, придерживающиеся этого метода, верят в то, что тотальный внешний контроль совершенно необходим для воспитания, власть в школе должна очевидно принадлежать учителям, а задача детей и родителей - подчиниться. Такие директора и учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Администрация показывает наглядный пример, реализуя такой же директивный стиль отношения с педагогами. Те, в свою очередь, транслируют его «вниз», на учеников и родителей. Обычно, в таких школах регулярно происходит множество ЧП, гораздо больше, чем в среднем в других образовательных учреждениях. Парадоксальные последствия такого стиля управления, однако, остаются незамеченными. Ради поддержания дисциплины разрешается и приветствуется манипулирования учениками «ради их же блага». Основные методы воздействия - угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я...» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).

Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги и школьные коллективы, которые придерживаются этого подхода, считают, что конкретные поступки учеников - это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора . Они также включают самих учеников в процесс установления и поддержания правил школы и класса. Программа развития дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. В основе предлагаемого подхода к проблемам дисциплины и мотивации лежит качество взаимодействия «учитель-ученик».

Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, - вот чему учит предлагаемая мною система для решения проблем дисциплины. Развивать интерес к учению на основании овладения своим предметом через реализацию системы поддержки и развития самоценности личности.

Вот некоторые теоретические положения, которые должны лечь в основание таких разработок.

1) Ключевое понятие - конструктивное взаимодействие учителя с учеником. Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона - чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы - это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.

2) Эффективная коррекция поведения возможна лишь в том случае, если мы будем воздействовать на причину поведения. Мотив проступка важнее, чем само его содержание. В первую очередь нужно учитывать мотив, и лишь во вторую – то, что именно сделал ученик. Для этого необходимо:

1. Распознать истинную цель проступка.

2. В соответствии с ней выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.

3) повышение квалификации педагогов и должна включать три вида навыков в соответствии с перечисленными пунктами. Обучение этим навыкам предполагает

    разработку методики точного определения скрытой цели любого нарушения дисциплины в классе,

    анализ разнообразных приемов партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного каждой из четырех целях;

    важно, чтобы педагоги не ограничивались сиюминутным прекращением плохого поведения, а пошли дальше, формулируя стратегии создания позитивных взаимодействий, формирующих высокое самоуважение учеников.

Методические приемы в случае, если мотив - привлечение внимания.

Стратегия 1. Минимизация внимания

Происходит парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания, закрепляя тем самым их плохое поведение. Они начинают ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (классу) только когда получают много замечаний, а наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Зачем же поддерживать с помощью внимания такое поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников? Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

Игнорируйте такое поведение. Часто лучший способ прекратить демонстративное поведение - перестать на него реагировать. «Нет ответа» - значит, цель не достигается с помощью этого действия. Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос: «Что будет, если я совсем проигнорирую его выходку?» Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится вашего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.

Зрительный контакт. «Пристально посмотрите на него, - советуют опытные учителя. - Они знают, что они делают. Они знают, что я знаю, что они делают. И они знают, что этот взгляд означает “хватит”. Пристальный взгляд (без осуждения) - это все внимание, которое они “выручили” за свою проделку. Никаких слов - только взгляд».

Встаньте рядом. Физическое приближение - другой инструмент, помогающий минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания. Продолжая вести урок, просто подойдите и встаньте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

Упоминайте имя ученика. Этот прием позволяет одновременно дать минимум внимания «в награду» за демонстративное поведение и рекомендовать ученику присоединиться к тому, что вы объясняете. Учитель делает это, периодически вставляя имя ученика в контекст урока. Это может звучать так: «Таким образом, квадрат гипотенузы, Вова, равен сумме...» Или: «Тогда, Игорь, Петр Первый издал указ о...».

Эти простые приемы могут быть легко использованы с учениками, часто нарушающими поведение.

Пошлите «секретный сигнал». Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям. Например, приложить палец к губам и сказать: «Тсс».

Делайте письменные замечания. Приготовьте заранее стопку одинаковых записок с таким содержанием: «Пожалуйста, перестань делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, когда он «разошелся». Не надо ничего говорить - все написано. Этот прием, конечно, работает с учениками, которые хорошо и быстро читают.

Формулируйте «Я-высказывания». Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают и просто хочется крикнуть ученику, который заводит класс: «Прекрати немедленно!»

Психологи советуют в этих случаях применять «Я-высказывание». Это словесное утверждение дает в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление. Вот пример: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль. Пожалуйста, перестань!»

«Я-высказывание» состоит из 4 частей:

Часть 1. С одержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты шепчешься с Леной во время объяснения...»

Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент: «...я чувствую сильное раздражение...»

Часть 3. О писывает эффект от плохого поведения: «...потому что я теряю мысль...»

Часть 4. С одержит просьбу: «...пожалуйста, перестань».

«Я-высказывание» сообщает ученикам только то, что мы чувствуем. Если, используя «Я-высказывание», вы будете искренне на словах и в интонациях, вы сможете подействовать на многих учеников.

Стратегия 2. Разрешающее поведение

Запретный плод всегда сладок. Это свойство человеческой натуры известно со времен Адама и Евы. Поэтому вторая стратегия заключается не в том, чтобы запретить есть яблоко, а в том, чтобы уничтожить всю прелесть содеянного, объявив яблоко не запретным.

Вот конкретные приемы стратегии разрешающего поведения.

Используйте «разрешенную квоту». Этот прием рекомендует доктор Рудольф Дрейкурс в книге «Психологи в классе». Прием состоит в том, что какое-то нарушение поведения разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно объем этот будет уменьшаться.

В качестве примера того, как работает этот прием, д-р Дрейкурс описывает следующий случай.

Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере десять раз. Однажды утром, перед началом занятий, учитель договорился с Джонни, какое количество «иканий» будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследит за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда «лимит» на сегодня был исчерпан, учитель говорил Джонни: «На сегодня - все!» Так постепенно число громких иканий было сведено на нет.

Скептики, возможно, скажут: «А что будет, если ученик продолжит выходку после слов учителя “На сегодня - все”?» Если это случится, оставьте эту технику и используйте другую технику из этой главы. Или же проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его цели - возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а, например, власть. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.

Учителя, которые использовали эту технику, утверждают, что ученики соблюдают правило «разрешенной квоты». Почему? Потому что особые отношения между вами и учеником, ваши улыбки, отметки мелом - все это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят свергать ничьих авторитетов. Им нужно лишь немного внимания, чтобы не чувствовать себя «пустым местом».

Стратегия 3. Поступайте неожиданно!

Часто мы можем прекратить «плохое» поведение учеников, действуя неожиданно. Когда мы что-то неожиданно «выкидываем», мы как бы говорим: «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не собираюсь играть в твою игру». Игра требует по меньшей мере двух участников. Когда же учитель отказывает в игре, лучше делать это необычным способом. Скажем, короткие вспышки хохота лучше, чем что-либо другое, могут разрядить атмосферу в классе. Чем больше юмора в вашем классе в момент нарушения поведения, тем быстрее оно прекратится.

Начните говорить тихим голосом . Известны результаты социологического опроса учеников разных классов. На вопрос «Что вам больше всего не нравится в школе?» большинство учеников ответили: «Учителя, которые орут».

Учительские крики не уменьшают уже существующий беспорядок и сильно снижают самоуважение и внутреннюю свободу учеников. Когда мы начинаем говорить тише, ученики наоборот, прислушиваются и обращают на нас внимание, а это отвлекает их от нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Временно прекратите вести урок. Ученики знают, что учитель в школе, чтобы учить. Когда вы прерываете урок и «ничего не делаете» несколько минут, вы посылаете ученикам впечатляющий сигнал о том, что пора прекратить такое поведение. «Ничего не делать» можно стоя у доски или присев у стола. «Дайте мне знать, когда будете готовы продолжать урок» - вот все, что вам нужно сказать. Ненавязчивое давление старшего вскоре подействует, мир и порядок будут быстро восстановлены.

Стратегия 4. Отвлеките ученика

Никто долго не может делать два дела одновременно. А именно это и происходит, когда ученик плохо ведет себя. Поэтому вы можете просто отвлечь его, сфокусировав его внимание на чем-либо другом. Как это сделать практически?

Задавайте прямые вопросы. В критический момент полезно задать ему прямой вопрос: «Роман, какое задание я только что дала?» или: «Миша, что ты думаешь об этой физической проблеме?» Такие вопросы и отвлекают от плохого поведения, и направляют внимание ученика на тот урок, на котором он сейчас находится. Эту технику мы рекомендуем сочетать с приемами стратегии 1 «Минимизация внимания».

Попросите об одолжении. «Саша, собери, пожалуйста, сочинения!», «Маша, не могла бы ты отнести эту тетрадь в учительскую прямо сейчас?»,

Только не используйте этот прием часто, так как демонстративные дети могут решить, что их «плохое» поведение награждается особыми поручениями. Но как единовременная мера он работает очень хорошо.

Измените деятельность. Если сразу много учеников «бесятся», чтобы привлечь ваше внимание, резко измените их деятельность, отвлекая от нарушения поведения. Попросите их освободить парты для нового задания, вынуть другие книги, послушать новое задание и так далее.

Стратегия 5. Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения

Гораздо полезнее уделить внимание кому-то из учеников, ведущих себя хорошо, чем указывать ученику-нарушителю на его плохое поведение. Этим вы подчеркнете, что внимания учителя и его уважения заслуживает хорошее, а не плохое поведение.

Благодарите учеников . Благодарите и отмечайте тех учеников, которые делают то, что вы просили сделать: «Спасибо тебе, Саша, что ты нашел нужную страницу в учебнике и внимательно смотришь на доску!», «Спасибо, Оля, что твои руки на парте, а ноги - под партой». Такие утверждения, обращенные к соседу по парте или приятелю ученика-нарушителя, должны точно описывать то самое поведение, которое мы ждем от шалуна.

Этот прием работает, только если мы описываем желаемое поведение в объективных терминах. Общие и неконкретные утверждения типа: «Спасибо, Юля, что ты была такой доброй» или «Спасибо, Саша, что ты делаешь то, что я ожидал» - абсолютно неэффективны, так как неясны эти ваши ожидания. Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто, дабы не представить их «любимчиками» и не навлечь насмешки класса.

Стратегия 6. Пересаживайте учеников

Ученики, которые нуждаются во внимании, как правило, нуждаются и в аудитории. Когда вы отсаживаете таких учеников от их зрителей, вы лишаете их главной награды, и это заставляет учеников успокаиваться. Есть два приема, подходящих для пересаживания.

Меняйте учеников местами. Иногда этого вполне достаточно. «Игорь, пересядь, пожалуйста, на свободное место в третьем ряду». И продолжайте вести урок, пока Игорь пересаживается. Так он не получит желаемого внимания. А возможно, что такой вид внимания с вашей стороны окажется вполне достаточным и будет воспринят как награда.

« Стул размышлений». Некоторые учителя в своем классе ставят специальный «стул размышлений» в отдалении от остального класса (он не должен находиться в поле зрения остальных учеников). Этот стул должен отличаться от остальных. Его можно купить в комиссионке и перекрасить, например, в ярко-красный цвет. Подойдет любой стул, непохожий на остальные.

Этот стул - место, где нарушитель может подумать о том, как он будет вести себя по-другому, вернувшись на свое место. Пять минут на этом стуле - достаточное время. Остальной класс должен понимать, что нельзя беспокоить сидящего на «стуле размышлений».

Но может быть так, что, когда вы говорите ученику-нарушителю: «Женя, пожалуйста, сядь на стул размышлений», он не идет туда. Это не означает, что плох прием, просто цель ученика - власть, а не внимание.

Методические приемы в случае, если мотив – власть или месть.

Среди проблем дисциплины самые сложные и неприятные те, что связаны с поведением мстительного и властного типов. Конфронтация и оскорбительный характер поведения ученика «пожирают» нашу энергию, время и... уверенность в своих педагогических способностях.

Поведение мстительного типа, наверное, самый тяжелый тип поведения. Оно не только оскорбительно для педагога, но и разрушительно для всех учеников. И мы как педагоги чувствуем, что для нас поиск эффективных действий - дело чести. Мы не обязаны любить мстительных учеников, но мы можем научиться мирно выходить самим и выводить их из напряженных и взрывоопасных ситуаций. Результаты сторицей окупят усилия.

Попробуем представить, как происходит извержение вулкана . Сначала слышны глухие раскаты и подземные толчки. Они нарастают, и наконец происходит взрыв и извержение лавы, которые крушат все вокруг. Затем наступает затишье, все заканчивается, и мы подсчитываем урон и пытаемся спасти оставшееся от дальнейших разрушений.

Конфликт на базе поведения мстительного или властного типов развивается, проходя те же стадии, что и деятельность вулкана. Он также начинается со стадии «глухих раскатов» - когда ученики с помощью ужимок, гримас, бормотания и других мелких неприятных выходок упорно донимают учителя, втягивая его в конфликт. Наконец они «достают» нас, мы задеты и делаем замечание. Вот тут и начинается извержение - неуважительные, оскорбительные слова и действия бьют неудержимой струей. Рано или поздно наступает и третья стадия - разрешения. Это стадия результатов и выводов, когда мы пытаемся вернуться в норму и предохранить себя от будущей конфронтации.

На каждой из стадий «извержения классного вулкана» от педагога требуются различные способы поведения:

стадия «глухих раскатов» - ищите изящный уход от конфликта,

стадия «взрыва и извержения лавы» - используйте технику удаления,

стадия разрешения - установите санкции, сделайте выводы.

Если вы правильно и вовремя использовали технику «изящного ухода» на первой стадии, то второй стадии может не быть вовсе. Но иногда, несмотря на самые изящные решения и гениальные находки, конфронтация нарастает и переходит в стадию взрыва и извержения. Если это случилось, используейте технику «удаления» (изоляции ученика от зрителей и участников конфликта), которая дает возможность обоим, и учителю, и ученику, успокоиться перед стадией обсуждения (разрешения). Удаление (изоляция) - это также время, когда можно научить ученика в будущем делать более подходящий выбор.

Стадия «глухих раскатов» - ищите изящный уход

На первой стадии - стадии «глухих раскатов» - ученик всем своим видом предупреждает нас, что грядет полновесный конфликт. Мы можем увидеть предупреждение в «невербальных» составляющих поведения ученика: об этом говорят его мимика и жестикуляция, а также интонации и громкость голоса. Мы можем ощутить приближение конфликта по тому, как ученик улыбается или по его пренебрежению. Ученик возбужден, и напряжение растет как давление в паровом котле. Все его поведение - это предупреждения, которые дают нам шанс прекратить конфронтацию уже на этой стадии, применив один из изящных приемов, снижающих конфронтацию.

Изящный уход - это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта «сохранить лицо» и избежать скандала. Никто не победил и не проиграл - каждый получил возможность выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.

Делая тот или иной изящный ход, способствующий разрядке, следует оставаться насколько возможно спокойным. Ни сарказма в голосе, ни нарочитости, любая оригинальная шутливая или просто неожиданная, нестандартная, шокирующая реакция учителя разряжает атмосферу в классе лучше крика и угроз.

Варианты таких нестандартных ответов приводятся ниже.

Признайте силу ученика. Согласитесь - существует иллюзия, будто учитель имеет силу заставить ученика что-то сделать. Можно настаивать и требовать, чтобы Дима, который не хочет учить математику, начал отвечать и делать домашние задания. Можно писать записки родителям и лишать ребенка прав и привилегий, ставить двойки и грозить выгнать из школы, и так - «до посинения». Но пока Дима сам не решит, что ему необходимо учить математику, вы своей цели не достигнете. Вспомните третий закон Ньютона: «Каждому действию есть равное по величине и противоположно направленное противодействие», иными словами, чем больше давление - тем больше сопротивление учеников.

Не втягивайтесь в обреченную на проигрыш битву, просто признайте силу ученика: «Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математике». На это нечего возразить, ведь здесь нет ни команд, ни наставлений. Означает ли ваше искреннее и мужественное признание, что вы лишились своего авторитета, а ученики вроде Димы, теперь могут делать все, что хотят? Абсолютно нет.

Теперь, когда сопротивление начинает спадать, а участники успокаиваются, мы можем перейти к третьей стадии - разрешения. На этом этапе можно как-то воздействовать на Диму, чтобы он принял правильное решение.

Признание власти (силы) ученика как прием очень часто разряжает напряженную ситуацию, так как означает фактически признание равенства статусов ученика и учителя как личностей. Люди властные часто агрессивны, нападают на других, атакуют и задевают окружающих. С ними трудно строить партнерские отношения. И когда мы признаем вслух, что не можем доминировать и что никто в этой классной комнате ни выше, ни ниже остальных, мы очень способствуем возникновению среди учеников духа кооперации, а не конфронтации.

Уберите зрителей.

Когда другие останавливаются, чтобы поглядеть, кто победит, конфронтация усиливается. Убрать публику с места происшествия не всегда возможно, особенно если конфликт происходит в классной комнате. Попробуйте отложить конфликтное обсуждение до того момента, когда ученики уйдут. Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с вами в яростную полемику по теме, не относящейся к уроку (он при этом чувствует горячее внимание всего класса), просто скажите: «Саша, мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса, когда прозвенит звонок на перемену». Зрители разойдутся, и Саша останется без публики, в этом положении он может потерять интерес к конфронтации. Спектакли обычно проваливаются без поддержки зрительного зала.

Перенесите обсуждение вопроса на потом.

Оптимальный выход в таких ситуациях - отложить дальнейшее обсуждение этого вопроса до того момента, когда вы будете в состоянии общаться спокойнее. Одной-двух фраз достаточно. Мы можем выбрать время и место для продолжения дискуссии, когда публика разойдется, а мы будем не так переполнены чувствами. Вот несколько примеров фраз, которые эффективно переносят дискуссию:

У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас.

Ты предпочитаешь поскандалить или действительно хочешь решить эту проблему? (Если ученик выбирает «поскандалить», вы можете ответить: «Пожалуйста, не со мной. Может быть, кто-то из класса согласится? Или, может быть, твои родители?») Тебе придется поискать другой способ. Я не скандалю со своими учениками.

Возможно, ты права. Как-нибудь поговорим об этом.

Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Держите под рукой специальную записную книжку. Когда ученик начинает допекать вас, достаньте книжку и скажите: «Я согласен выбрать время для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три пятнадцать тебе подходит?» Запишите совместно выбранное время и место для личной беседы. Ничего больше о теме дискуссии не говорите просто продолжайте урок.

Озадачивайте учеников. Когда вас выводят из себя с помощью словесных замечании, лучше всего озадачить ученика. На явно провокационные и задевающие вас заявления можно дать такой ответ, как если бы они были безобидными, незначительными или даже очевидными. Этот ответ ясно даст понять, что вами нельзя манипулировать, если вы этого не хотите. Две наиболее эффективные техники в этом случае:

1) соглашаться с учеником,

2) менять тему.

Техники озадачивания - нечто противоположное популярным в психологии навыкам «активного слушания». Активное слушание подчеркивает важность того, что ученики хотят сказать («Если я тебя правильно понял, ты имеешь в виду...»). Но когда произносимое учеником - словесная атака на вас, активное слушание лишь продлевает конфронтацию. В этом случае оно неуместно. Гораздо более продуктивно в таких ситуациях поведение, озадачивающее ученика, а не приглашающее его к продолжению разговора. Если ученик действительно хочет поговорить с вами о чем-то, он дождется более подходящего случая.

Соглашайтесь с учеником. Когда ученики заявляют нечто способное, по их мнению, вывести вас из себя, они меньше всего ожидают, что вы согласитесь с ними. Это озадачивает. Наше согласие - это отличный способ прекратить сопротивление.

Меняйте тему. Если мы отвечаем на словесный вызов, меняя тему, мы можем прекратить конфликт. Словесные выходки учеников больно задевают нас, и мы не прощаем им этого, так как зачастую не знаем, как отразить словесные атаки. Ученица хорошо знает, что ее слова глупы и обидны. Но лекция на тему «Почему ученики должны уважать учителей» только продлит период конфронтации. Наша цель иная - прекратить выходку и снять напряжение. Если мы сделаем это быстро в одной из техник озадачивания, нам не нужно будет искать способы избавиться от ученика, дошедшего до стадии «извержения лавы».

Стадия извержения - используйте технику удаления (временной изоляции) ученика

Если конфронтация не закончилась на первой стадии - будьте начеку! Взрыв близится. И здесь самым мудрым будет увести скандалиста от конфликта и зрителей как можно быстрее. Для этого существуют техники временной изоляции, подобно тому как в футболе или хоккее существует санкция удаления на несколько минут или до конца игры для нарушителей правил. Все они включают изоляцию ученика от остальных учеников класса. Серьезность проступка определяет, на какое время и куда мы денем ученика

Ниже представлены техники изоляции по мере возрастания их строгости. Сразу отметим, что совершенно правы те, кто запрещает удалять детей в коридор или «в никуда»

Удаление в пределах классной комнаты. Вы можете оборудовать его таким образом, чтобы в нем нашлось заранее приготовленное для изоляции место где-нибудь за шкафом или за пианино, можно просто отгородить его ширмой или доской. Это должен быть небольшой пятачок вне поля зрения остальных учеников. В крайнем случае место можно отгородить обычной партой.

Удаление в другие классы (кабинеты). Если в школе есть параллельный класс или класс старше, можно, договорившись заранее с коллегой, привести бунтовщика туда. Ученики параллельного класса скорее всего не смогут выполнить роль зрителей, ведь они не очень хорошо знают «бунтовщика» и могут просто игнорировать его. Это может заставить ученика угомониться. При этом не рекомендуется помещать ученика в класс к младшим ученикам.

Удаление в специальное помещение. Существует интересный опыт в некоторых американских школах - специальное помещение для изоляции нарушителей от одноклассников. Это обычная комната, а не официальное место, типа кабинета директора.

Изоляция в кабинете школьной администрации. Это делается в самом крайнем случае. В учительской или кабинете завуча (директора) на ученика вероятнее всего никто не обратит внимания. Однако может случиться так, что для нарушителя это будет скорее подарком, чем наказанием. Поэтому пользоваться этими помещениями следует лишь в том случае, когда нет возможности для использования других мест или когда проступок столь тяжел, что другого выхода нет - нужны немедленные действия.

Удаление с применением силы. Как вести себя с учениками, которые не хотят подчиняться и уходить с места событий? Есть два способа:

1. Предложите им выбор.

2. Вызывайте «команду “Кто?”»

1. Предлагайте ученикам выбор. Когда мы говорим ученику, что он «должен немедленно что-то сделать» - мы тем самым усиливаем его сопротивление. Более эффективным будет дать ему возможность выбора.

Этот прием всегда прекращает конфронтацию, потому что мы не командуем, не требуем и не ругаем. Мы просто производим обязательные специфические действия, чтобы прекратить непослушание. Мы не заставляем учеников уйти, они делают выбор, осознавая, что за него придется нести ответственность: либо сами уйдут, выбрав это, либо выберут другое: «перестанут плохо вести себя».

Предоставляя выбор, вы формируете чувство ответственности за свои решения: выбрал продолжать - уходи. В следующий раз сделаешь более правильный выбор. Единственный случай, когда этот прием нельзя использовать, - если поступок ученика так безобразен или опасен, что ученик должен быть удален из комнаты немедленно.

Если вы чувствуете себя загнанным в угол в прямом смысле слова, вызывайте команду «Кто?».

2. Вызывайте «команду «Кто?» Раньше или позже каждый учитель сталкивается с учеником, который является непокорным на сто процентов. «Вы меня не заставите уйти», «Вы мне ничего не сделаете» - как бы говорит этот детина, возвышаясь над учителем. Тогда учитель должен предложить следующий выбор: «Ты предпочитаешь уйти сам или желаешь, чтобы я попросила кого-то помочь тебе уйти?» Хочется верить, что в вашей педагогической практике таких случаев не встретится или они будут крайне редки и что вам не придется прибегать к посторонней помощи, чтобы избавиться от опасного для окружающих нарушителя.

Стадия разрешения - установите санкции.

Все в этом мире имеет свои последствия: уронили стакан с молоком - вытираете лужу, дотронулись до горячего утюга - лечите ожог и т.д. В мире людей этот закон может быть сформулирован так: за все в жизни приходится платить. Нарушения поведения также имеют свои последствия, или свою расплату. Все ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выбирают поведение, связанное с насилием или нарушением границ дозволенного. Мы можем заранее сами установить определенные последствия каждого конкретного нарушения поведения или попросить учеников сделать свои предположения об этом. Ученики включаются в этот процесс рассуждения, и с ними тогда легче найти взаимопонимание. Ученики должны научиться думать о последствиях. Тогда они научатся в определенных, конкретных обстоятельствах каждый раз выбирать наиболее подходящее поведение. К тому же, задумываясь о последствиях, они становятся более взрослыми.

Наиболее эффективной формой, в которой могут быть представлены выводы о «расплате» (санкции), будет форма «когда... - то...»

«Когда ты делаешь это (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные последствия)».

Формула: «Если бы ты не..., не случилось бы...» - хуже, так же как и содержащая угрозу формула: «Если ты сделаешь..., то я сделаю …».

Чем больше ответственности в действиях ученика мы хотим видеть, тем больше возможностей для свободных самостоятельных выборов мы должны ему дать. Речь идет о том, чтобы сделать ученика своим помощником в решении каких-то проблем учебного процесса. При этом ученик получает определенную независимость и легитимную власть. Мы уже говорили о том, что для многих властолюбивых, активных и деятельных натур это - единственный способ канализировать их энергию и удовлетворить их потребность организовывать и руководить чем-то или кем-то «мирным способом». Легитимная власть - власть, данная нами, предполагает, что учитель сможет авансировать доверие ученику.

В отечественной детской психологии эту проблему разрабатывает Е.В. Субботский. Он считает, что самый эффективный из всех воспитательных приемов - сделать «непослушного» ребенка проводником и защитником социальных норм в глазах остальных детей. Это означает, что вчерашний шалун, наделенный учителем властью поддерживать дисциплину среди сверстников, быстро превращается в образец хорошего поведения.

Приглашайте учеников помогать вам ежедневно в решении самых разных учебных задач. Первый шаг в формировании чувства причастности - обращаться как можно чаще к ученикам за помощью в решении дежурных классных проблем. Есть много дел, которые нужно ежедневно выполнять в классе и которые не требуют вашего контроля и непосредственного руководства. Это может быть поливка цветов, организация дежурств.

Поощряйте выражение учениками своего мнения и позволяйте им делать выбор. Другой способ научить учеников вносить свой вклад в общее благополучие класса - просить их выражать свое мнение и высказывать свои предпочтения по поводу учебного процесса.

Даже первоклассники могут делать простые выборы: как сидеть на классной дискуссии - за партами или в кругу? Где сидеть в классе - у окна или у доски? Чем можно рисовать географические карты на уроке об окружающем мире: красками, карандашами или фломастерами?

Принимайте правила вместе с учениками . Правила, которые устанавливаются в классе, - это закон и для вас, и для ваших учеников. Их принимают не для того, чтобы ограничить поведение учеников. Настоящая цель правил - помочь учителю учить эффективно, помочь ученику эффективно учиться и классу - эффективно функционировать. Грубой ошибкой учителя будет установка: «Выполняй правила, потому что я так сказал!» Это реплика несостоятельного педагога. Совсем по-другому звучит: "Выполняй правила, так как ты сам получишь от этого большую выгоду». И ученики, осознавая это, становятся более сплоченными.

Когда вы вместе со своими учениками будете заниматься созданием правил жизни в вашем классе, расскажите им, что существует два типа правил: первый тип - разрешающие правила - описывает все, что способствует хорошей жизни и приятной учебе в классе, и второй тип - запрещающие правила – описывает то, делает жизнь в классе трудной и непродуктивной. После этого спросите всех ребят: Какие условия им нужны для того, чтобы им было удобно учиться в этом классе? При каких условиях достижение их целей становится невозможным? Фактически их ответы и составят «Правила класса».

Все новые обстоятельства должны быть оценены самими учениками с точки зрения того, «способствуют» или «мешают» они жизни и учебе в этом классе. После этого принимается коллективное решение о дополнениях в правилах. Самостоятельно принятые правила трудно «забываются», напротив, поражает энтузиазм, с которым ученики стараются им следовать.

Ваша работа будет во много раз эффективнее, если вы сможете привлечь к ней родителей учеников. Мы объединяемся, чтобы наши экстренные педагогические воздействия и поддерживающие стратегии дополняли друг друга, а не противоречили. Когда родители и учителя - самые значимые для ребенка взрослые - объединяют свои усилия, ставят общие цели и используют партнерские стратегии, результат появляется намного быстрее.

Зачастую проказы ученика в школе как в зеркале повторяют то, что происходит у него дома. Те же трудности, с которыми сталкивается учитель, как правило, знакомы и родителям ребенка. Поэтому очень эффективно, если учитель будет делиться с родителями всеми своими знаниями о проблеме дисциплины в классе и техниках работы с нею. И тактики экстренного воспитывающего воздействия, и стратегии поддержки могут и должны использоваться родителями дома.

Предложите родителям стать вашими партнерами, они обязательно согласятся. Ведь большинство родителей непослушных учеников искренне считают, что исправить поведение ребенка в школе может только учитель. При этом у вас выигрышная позиция: родители «проблемных» детей скорее примут предложение о помощи от собственной учительницы, чем пойдут в консультацию к психологу или детскому психиатру - первое гораздо менее болезненно.

Наверное, вначале вы столкнетесь с определенными трудностями. Не секрет, что «трудные» дети живут в семьях «трудных» родителей. Поэтому на первых порах вам придется приложить определенные усилия, чтобы родители начали вас уважать так же, как их дети. Известно, что существует зависимость между стилем семейного воспитания и успехами в учебе. Наивысшие успехи возможны только при партнерском стиле взаимоотношений дома. Авторитарный и попустительский стили семейного воспитания не дают максимальных результатов в учебе. Поэтому можно сказать, что изменение стиля родительского отношения - поворотный пункт в успеваемости ребенка.

Так же, как и учителя, родители должны заинтересоваться четырьмя мотивами «плохого поведения», так же, как учителям, им понадобятся знания о способах экстренного вмешательства, чтобы уметь прекращать детские выходки, и знания о способах построения отношений, при которых ребенку незачем будет «плохо себя вести» (то есть о стратегиях поддержки, формирующей самоуважение).

Газета для родителей ваших учеников

Хорошо, если приходя в класс, родители могут найти какую-то нужную им информацию в классной газете. Включите в эту газету рубрику «Уголок дисциплины», в которой описывайте и обсуждайте отдельные приемы педвоздействия и стратегии поддержки, формирующие самоуважение.Создавайте в школе специальную библиотечку для родителей с книгами по воспитанию, детской психологии. В ней могут быть также видеокассеты и методические материалы, которые вам самим показались когда-то важными и ценными.

Чтобы конфликтов с родителями было меньше, выполняйте следующие правила:

Рассказывайте родителям о плохом поведении их ребенка только в объективных терминах. Родители гораздо спокойнее воспримут фразу: "Вера отвечает с места, не поднимая руки, по пять-шесть раз за день», чем фразу: «Ваша Вера постоянно мешает учителям на всех уроках».

Не обрушивайте на голову родителей сразу все о плохом поведении ребенка, ограничьтесь тремя-четырьмя примерами, иначе у них просто опустятся руки.

Избегайте негативных предсказаний. Маме достаточно размышлений и волнений по поводу того, что уже произошло, а вы еще заставляете ее тревожиться о том, что только может произойти (а может и не произойти).

А вот позитивные предсказания очень полезны. Если вы говорите родителям: «Я не знаю, что делать с вашим ребенком», - вы не получите никакого результата и испортите отношения.

Учитывайте, что родители - обычные люди и часто выдают защитную реакцию типа: «Ничего не получится», «Сами занимайтесь этим, вам за это деньги платят». Вы должны понимать, что в основе этих высказываний - неуверенность, страх неудачи, боль и опыт разочарований. Это может быть похоже на то, что вы сами испытывали в начале тренинга по отношению к ведущему-психологу. Старайтесь не обращать внимания на защитную реакцию, не обижаться и понять.

Не требуйте от родителей невозможного: «Так, папа Петров, скажите своей Рите, чтобы она больше в класс с перемены не опаздывала». Это не проблемы родителей, а ваши, учительские проблемы и не требуйте их решения - оно невозможно.

Описанная выше технология выстраивания конструктивного взаимодействия в системе «Учитель – ученик» направлена на решение проблем мотивации дисциплины и кооперации.

Мотивация, дисциплина и кооперация – три составные части корпоративной культуры, которая в свою очередь позволяет решать три главные задачи школы:

1) воспитания, социальной адаптации и подготовки к жизни молодого поколения учащихся,

2) привлечения и удержания в школе хороших учителей (через систему нематериального мотивирования),

3) собственного развития образовательного учреждения как организации.

    Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

    Библер В.С. Школа диалога культур // Советская педагогика. – 1998. - № 11.

    Венцель К.Н. Как бороться с проступками и недостатками детей? – В: Свободное воспитание в России: К.Н. Вентцель и С.Н. Дурылин: Антология педагогической мысли / Редактор-составитель Г.Б. Корнетов. М., АСОУ, 2008.

    Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: Школа-пресс, 1995.

    Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991. С. 29-30).

    Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. – М., 1996.

    Дьяченко Ф.С. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. - М., 1991.

    Инновационное движение в российском школьном образовании. /Под ред. Э. Днепрова, др. - М.,

    Инновационные процессы в педагогической практике и образовании./ Под ред. Г.Н. Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997; др.

    Кривцова С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». – М.: Генезис, 1997

    Кривцова С.В. Воспитание к свободе. – В «Педология: новый век», 2002

    Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1998.

    Концепция и программа проекта “Математика. Психология. Интеллект”. Математика 5-9 классы. - Томск: Издательство Томского университета, 1999.

    Краевский В.В. Модели развития в педагогическом процессе//Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988-120

    Мамардашвили М.К. Обязательность формы//Вопросы философии-1976 №12, с.134-137

    Митрафанов К.Г. Учительское ученичество. - М., 1991.

    Монтессори М. Метод научной педагогики. – М., 1993.

    Монтессори М. Самообучение и самовоспитание в начальной школе. – М., 1994.

Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность учителей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Слово дисциплина (discipline) в переводе с латинского имеет два значения. Первое - учение, определенная отрасль знания, например, математические дисциплины, лингвистические дисциплины и т.д. Второе - обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку. Следовательно, дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов данного коллектива в силу их служебных или профессиональных обязанностей.

Еще в XVII веке основоположником научной педагогики Я.А. Коменский рассматривал школьную дисциплину как «узы», связывающие работу, подлежащую исполнению, и действующих лиц. Классик свободного воспитания английский педагог А. Нилл, протестуя против извечной педагогической установки на необходимость дисциплинирования ребенка, писал в середине ХХ столетия:«Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем же еще?… Поскольку социальное одобрение - это то, чего хочет каждый, ребенок сам научается вести себя хорошо, и никакой особенной внешней дисциплины не требуется?

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

Школьная дисциплина включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Актуальность темы «Дисциплина школьников и пути ее установления» заключается в том, что необходимость воспитания культуры поведения всегда возникает там, где организуется деятельность учащихся и регулируются нормы их взаимоотношений.

Такой регулирующей силой в коллективе учащихся является школьная дисциплина. Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

В самом деле, в чем проявляется недисциплинированность некоторых учащихся в школе? В отсутствии точности и обязательности при выполнении своих обязанностей, в грубости, недостаточном уважении к окружающим и т. д. И, наоборот, дисциплинированный ученик не позволит грубости и бестактности по отношению к учителю и товарищам, не будет разговаривать, смеяться и заниматься посторонними делами во время урока. Любое учебное задание, общественное поручение или просто данное кому-либо слово он выполнит в срок и без напоминаний. Таким образом, в соблюдении правил культуры поведения и проявляется дисциплина ученика.

Целью написания курсовой работы стало изучение дисциплины школьников и нахождение путей ее установления.

Задачами соответственно выступили рассмотрение таких вопросов как:

  • 1. Теоретические основы проблемы дисциплины в школьной среде
  • 2. Исследуемая работа по выявлению проблем установления дисциплины школьников.
  • 3. Дисциплина в школьной среде - понятие, сущность, характеристика.
  • 4. Порядок установления школьной дисциплины в современной педагогической теории.
  • 5. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.
  • 6. Методики определения дисциплинарности школьников.

Объект исследования: подростковый возраст

Предмет исследования: установление дисциплины в подростковом возрасте

Гипотеза исследования: дисциплина подростков зависит от:

  • · - уровня профессионализма учителя
  • · -разницы в возрасте между учителем и учеником
  • · -школьных программ (проповедь насилия, тематика криминала)

Методы исследования:

  • · Наблюдение
  • · Метод беседы
  • · Опрос
  • · Обсуждения
  • · Эксперимент

Структуры исследования

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Технология воспитания сознательной дисциплины

1.1 Понятие дисциплина, школьная дисциплина

Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

Дисциплина - это организованное принуждение. Организованное в том смысле, что не всякое принуждение (напр. случайное) есть дисциплина. Дисциплина, будучи организованным принуждением, является в то же время и организующим началом, началом, организующим порядок, заранее установленный. Конечно, всякая дисциплина сама по себе не является целью, но есть только средство для достижения определённой цели.

Слово дисциплина в переводе с латинского имеет два значения:

1) учение, определенная отрасль знания;

2) обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку, выдержанность, привычка к строгому порядку.

Следовательно, дисциплина - это наличие твердо установленного порядка, определенных правил и требований, соблюдение которых является обязательным для всех членов коллектива. Школьная дисциплина требует обязательного выполнения требований старших; для нее характерно признание детьми авторитета учителя, родителей Т.И. Шамова, К.А. Нефедова “Воспитание и обучение”,- М.: Просвещение, 2009 .

Проблеме дисциплины придавали первостепенное значение все великие педагоги, во все эпохи и режимы. И эта проблема была всегда дискуссионной.

Во-первых, дисциплина - это то, с чем ребенок не рождается, то, чего в нём от природы нет, и то, что необходимо в него «вложить». И потому дисциплинированность детей и дисциплина в школе - это всегда есть определенный результат воспитания, который очень важен для характеристики, как самих детей, так и оценки школы. Это действительно температура школьного тела, она сигнализирует о его здоровье или болезни. Заявление, что в этой школе или классе нет дисциплины, звучит как приговор: это плохая школа, это плохой класс, туда ребенка отдавать не следует. Недисциплинированный ученик - беда всей школы, недисциплинированный работник не нужен работодателю. Во-вторых, понятие «дисциплина» (как определённый порядок, следование норме) всегда воспринимается людьми как противопоставление свободе. Как ограничение, принуждение, лишение. Известны слова одного исследователя, что из всех видов насилия над людьми следующим после убийства является воспитание. К сожалению, и у большинства педагогов и школьников слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает, скорее всего, отрицательные эмоции.

Сегодня модно говорить о гуманности и гуманизме - синонимах свободы и отсутствия ограничений. Может быть, поэтому в методической публицистике авторы стесняются писать на эту тему.

Правильное решение вопроса дисциплины - это решение проблемы сохранения детской, школьной свободы как главного условия здорового развития ребенка. Мы полагаем, что дисциплина есть общий, беспристрастный и бескомпромиссный защитник всех жителей школы. В-третьих, очень не ясна, запутанна, противоречива связь между внешней дисциплиной и нравственностью как сугубо внутренним, интимным состоянием человека.

Дисциплина является не средством воспитания, а результатом воспитания. Дисциплина - это продукт всей суммы воспитательного воздействия, включая и образовательный процесс, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия. Дисциплину можно создать разъяснениями, проповедью, наставлениями - это заблуждение Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

В ряду теоретических понятий, которые обозначают примерно одно и то же: школьная среда, пространство детства, правовое пространство школы (все это среда обитания детей, в той или иной степени педагогизированная, окультуренная) - существует и такое понятие как дисциплина школы, или школьная дисциплина. Это понятие воспринимается школьным сообществом сугубо на бытовом уровне, как данность.

У большинства людей слово «дисциплина» ассоциируется с запретами и наказаниями и потому вызывает отрицательные эмоции.

Феномен школьной дисциплины сложен, в ней можно отыскать несколько смысловых характеристик:

Политический смысл дисциплины заключается в том, что ребенок впервые соприкасается с властью - директор, администрация и педагоги, это опасность и с ней надо ладить;

Юридический или правовой смысл - впервые ребенок живет по достаточно суровым правилам взрослых, за нарушение которых грозит наказание.

Если рядом с этой властью, среди этих законов ребенку комфортно: он защищен, его признают и ценят, значит, законы школы и власть справедливы.

Приучить детей к дисциплине всегда считалось одной из основных задач педагогики. Задача школы как раз в том и состоит, чтобы создать потребность дисциплины. Беда той школе и нации, которые не приучают к дисциплине, не рождают потребности в ней. Отсутствие дисциплины иногда даже больше воспитывает, чем самая строгая дисциплина.

В современной школе проблема нарушения школьной дисциплины является одной из наиболее острых и актуальных, а так же достаточно сложной в отношении способов ее решения. Нарушения представлены в самых различных формах: от страха отвечать у доски до оскорбления учителя Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва. Различные педагоги предлагают разнообразные способы установления порядка во вовремя учебно-воспитательного процесса, но, т.к. в основе всех нарушений лежат абсолютно разные причины и мотивы, то универсального метода решения этой проблемы не существует.

Не смотря на все многообразие подходов к решению проблемы школьной дисциплины хорошее знание своего предмета и методическая грамотность педагога являются наиболее важными условиями, которые, способны предупредить нарушения дисциплины на уроке и обеспечить эффективность учебно - воспитательного процесса. Учитель должен тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности.

Дисциплина, мотивация и кооперация нам представляются тремя важнейшими целями, достижение которых должно в настоящее время стать основной управленческой задачей в отечественном образовании.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины, а также с тем, что дети часто испытывают скуку и незаинтересованность.

В образовательных учреждениях также немало не слишком дружески настроенных детей, не способных к кооперации, которые имеют выраженные индивидуалистические установки. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала.

Решать проблемы дисциплины, кооперации и мотивации в школе - означает внедрить в организационную культуру школы технологию того, как корректировать поведение и повышать самоуважение учеников, которые ведут себя подобным образом.

Для этого необходимо разобраться, что представляет собой так называемое «плохое» поведение. «Под «плохим» поведением здесь понимается не только хулиганские выходки, но также любое неадаптированное, «инфантильное», недостойное поведение, поэтому слово «плохое» я везде беру в кавычки.

К образцам такого поведения также можно отнести потерю интереса к учебе, страх отвечать у доски, неверие в себя, зависимое и неуверенное поведение изгоя, -- то есть все, что указывает на неадаптированность ученика.

Развитие дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Школьная дисциплина проявляется в требовании от учащихся аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних заданий, соблюдения порядка на уроках и во время перемен, четкого выполнения всех учебных поручений.

Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение учеником требований и поручений педагогов, администрации школы и ученических организаций. Она обязывает каждого строго соблюдать правила, касающиеся отношения его к другим людям, а также выражающие требования к самому себе Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: Просвещение, 2011 .

Формирование самодисциплины - необходимое условие для поколения, которое будет через 15-20 лет определять будущее демократического развития страны. Формирование самодисциплины у школьников не сулит быстрого успеха. Этому мешает названные причины и цели нарушений дисциплины, общее неблагоприятное состояние учительской среды: доминирование женщин в общем количестве педагогов, непривлекательность заработной платы педагогов, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей Степанов Е.Н. Методические разработки воспитательных дел в классе» 192 с., 2010, Москва.

Нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество - такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь - таково и завтрашнее общество.

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности (дисциплина "Окружающий мир")

Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста не только объект воздействия взрослых...

Индивидуальный подход в преподавании современной биологии (на примере генетики)

История педагогической риторики

Существует множество определений предмета и задач риторики, известны различные подходы к формулированию ее принципов и законов, а также к взаимоотношениям этой науки с другими учебными дисциплинами...

Музейная педагогика как средство воспитания основ гражданского самосознания

Значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает тот методологический инструментарий...

Организация и методика проведения уроков по плаванию в школе

Плавание -- способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств...

Педагогика как учебная дисциплина

Педагогика в настоящее время выступает сложным многогранным явлением. Это факт находит свое отражение в том, что практически не существует единого определения понятия «педагогика»...

Федеральный компонент. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев. Квалификационная характеристика выпускника...

Проектирование учебного занятия в форме лабораторного занятия по специальности "Статистика"

Место учебной дисциплины «Статистика» в системе подготовки специалиста. Учебная дисциплина «Статистика» входит в учебный блок общепрофессиональных дисциплин (ОПД.04 Статистика)...

Психофизиологические основы обучения

Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики...

Система профессиональной подготовки социального работника

Наука и учебная дисциплина могут иметь одинаковое наименование, однако это не означает их схожесть, так как они решают различные задачи. Основные задачи науки -- познание той области, которая не исследована или недостаточно исследована...

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д...

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:
"Да что вы, он не мог. Коля очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым».

Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу, обсуждение проблемы на ... Самая распространенная причина - нарушения детьми школьной дисциплины. Как вообще обстоят дела с дисциплиной в российских учебных заведениях? И как решается эта проблема?

Для первоначального ознакомления с наиболее общими тенденциями в решении проблемы дисциплины в современной российской школе и выявления направлений дальнейшего исследования был проведен опрос 42 студентов 4 курса химического факультета МПГУ. Им было предложено написать работу на тему «Проблема дисциплины в моей школе». Такая расплывчатая формулировка была выбрана не случайно – исследователь не хотел ограничивать высказывания бывших школьников жесткими рамками и накопить, насколько это возможно, как можно больше информации различного характера. Используемый в теме работы термин «моя школа» предоставлял респондентам возможность самостоятельного выбора объекта анализа и оценки состояния проблемы (в школе, которую они сами заканчивали; в той, где проходили практику; в образовательном учреждении, куда отдельные студенты уже устроились на работу).

Как показало изучение работ студентов, большинство выбрали для оценки первый вариант (24 человека), 5 человек – школу, где проходили практику и 13 человек анализировали собственную педагогическую деятельность с позиций проблемы дисциплины в школе. Большинство школ, которые указали студенты, находятся в Москве и Московской области (28 работ).

Исследователь, определив, таким образом, тему работы, тем не менее, попросил респондентов отразить, главным образом, следующие моменты: формы нарушения школьной дисциплины и приемы, которые использовали учителя для установления порядка.

Анализ работ показал широкий спектр нарушений дисциплины.

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках (данная форма была указана в 38 работах);

2 местo – хождение по классу во время урока (указали 7 человек);

3 место - прогулы уроков (4 человека).

Упоминания о данных нарушениях присутствовали во всех трех категориях работ (работы, содержащие воспоминания о своих школьных годах; работы практикантов и работающих учителей). Содержались также указания на такие традиционные формы нарушений, как:

Порча школьного имущества и оборудования;

Уничтожение школьной документации;

Опоздания на уроки.

Вместе с тем были указаны такие формы нарушений, которые являются характерным явлением нашей эпохи. Среди них: прослушивание музыкальных записей с помощью плейера, обмен SMS - ками с подругой по классу во время уроков. Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя (2 человека); игнорирование его вопросов (1 человек); «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц) в педагога (2 человека), наклеивание ему на спину оскорбительных записок (1 человек). Вместе с такими поступками, как появление на уроке в пьяном виде (1 человек), игра в карты на последних партах (1 человек) данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление.

Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широкий – практически каждая новая студенческая работа пополняет и без того длинный список дисциплинарных проступков.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах коррекции и классах, где учатся дети подросткового возраста(«у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ работ показал, что очень тяжело работается в школе женщинам пожилого возраста (60 – 70 лет), тем, которые, скорее всего, пришли в школу пытаясь хоть чуть – чуть увеличить свои доходы, тем, кто не может прожить на маленькую пенсию (2 случая). Для данной категории учителей характерен, как показал опрос, низкий уровень профессионализма, который школьники, судя по всему, не могли простить, особенно если это сочеталось с психической неуравновешенностью. Об одном таком случае студентка повествовала следующим образом: «Когда у нее шел урок, слышно было всей школе, стоял невыносимый шум… Мои одноклассники позволяли себе грубые и довольно жесткие высказывания в ее адрес, обзывали ее, наклеивали какие – нибудь бумажки ей на спину и т.д. Она ничего не могла поделать. Причем и директор и завуч знали о бедственном положении на уроках истории и даже не пытались со своей стороны принять какие – нибудь меры».

Как показал анализ работ, широко распространена практика «проверки на прочность» новых учителей. «Что мы только не вытворяли: кричали, кидались бумажками, кушали на уроке, даже кто – то подрался!», - пишет студентка. Не каждый педагог справлялся с данной проблемой, выдерживал такое давление, продолжая работать. Указывались случаи, при которых учителя покидали кабинеты во время занятий, отказывались от наиболее «отличившихся» классов, увольнялись в течение года.

Вот что нередко творится за закрытыми дверями школы. Как получается, что вежливые и спокойные дома дети вытворяют такие вещи?Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Но какие еще причины нарушений школьной дисциплины действуют? Следует указать, что респонденты пытались их проанализировать. На первое место студенты поставили непрофессионализм («проблема дисциплины – следствие плохого преподавание как такового, то есть ученикам настолько неинтересен предмет и педагог, что они всячески пытаются избегать и то и другое теми или иными способами»). Студенты также убеждены, что «нельзя ожидать от учеников средней школы развитого уровня самодисциплины, осознанной заинтересованности в качестве получаемых знаний». Указывалось, что нарушения дисциплины на уроках молодых педагогов часто связаны с небольшой разницей в возрасте между учителем и учениками, которым подчас психологически трудно воспринять своего учителя как «полностью взрослого человека». Отмечалось также негативное влияние на поведение школьников программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Какие же приемы и используют учителя? Наиболее часто упоминалось студентами, как это ни прискорбно, повышение голоса, крики (15 человек). Однако этот прием оценивался бывшими школьниками крайне негативно («ступор школьников», «страх» и противоположная реакция, на которую указывает студентка, работающая в школе – «из этого ничего не получилось, так как они начали разговаривать еще громче»). По всей видимости, шумовые эффекты в наших школах преобладают – помимо крика, педагоги любят бить указкой (линейкой) по парте. Встречаются и случаи рукоприкладства («толкнул в спину опоздавших», взял за горловину свитера и отшвырнул назад», «ударил учебником по голове» и т.п. – 4 случая). По - прежнему педагоги прибегают к помощи директора (правда, не столь часто – 3 случая), вызывают родителей в школу (3 случая). Студенты вспоминали ситуации словесного оскорбления со стороны педагогов, унижений, высмеиваний (3 человека). Авторитарный стиль общения также указывался студентами, однако они глубоко уверены, что установленная таким образом дисциплина поддерживается страхом, отражается негативно на самочувствии детей. Отмечались случаи выставления двоек за поведение («только в силу слабости свого характера может использоваться», «безобразий будет еще больше»), записи в дневниках, удаление из класса.

При этом следует отметить, что большинство респондентов убеждено, что решение проблемы дисциплины напрямую связано с ростом профессионального мастерства педагогов. Высоко оценивалось знание своего предмета, методики его преподавания (увлекательность изложения, привлечение дополнительных материалов, разнообразные виды деятельности на уроке, разноуровневые задания, которые позволяли занять каждого ребенка, энергичный темп ведения урока и т.п. - 17 человек). Респонденты также отмечали позитивное влияние на дисциплину выдержки педагога, дружелюбного отношения к ученикам. Указывалось также разнообразие форм внеурочной деятельности, которые способствовали созданию благоприятного психологического климата в школе, позволяли ученикам и педагогам лучше узнать и понять друг друга, ценить общение (6 человек).

При анализе работ студентов поражает многообразие применяемых педагогами «репрессивных» . Как показывает исследование, в школах не уделяется должного внимания предупреждению нарушений дисциплины, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей.