Познавательная викторина в старшей группе

«Весёлый урожай»

Цель: обобщить ранее полученные знания об овощах и фруктах.

    закрепить знания об овощах и фруктах;

    активизировать психические процессы: память, внимание, восприятие, речь, воображение;

    формировать навык коллективного общения и активности;

    создать настроение весёлых состязаний.

Воспитатель: Ребята, какое у нас время года? Всё правильно – осень! Очень красивая пора, а ещё это время сбора урожая. У нас в детском саду в огороде тоже поспели овощи и фрукты, но прежде чем мы их соберём, давайте пройдём маленькое испытание. Давайте проведём настоящую битву овощей и фруктов. Ребята, подойдите к столу и каждый возьмите картинку, которая вам понравилась. А теперь, те ребята, у которых на картинках нарисованы фрукты садятся на красные стульчики, а у кого – овощи, на синие стульчики. А теперь давайте проверим, все правильно уселись? Молодцы! Команда фруктов будет называться – Яблочки, а команда овощей – Огурчики. Команды готовы? А вначале давайте споём «Урожайную песню».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят корзинки, в которые мы будем собирать наш урожай, но вначале нужно выполнить задания, которые в них находятся.

Первая корзинка – «Загадочная». Отгадайте загадки, только не выкрикивайте, а поднимайте руки. За правильный ответ команды получают жетончики – яблочки и огурчики.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Вырастаю всем на диво,

Высока, стройна, красива.

Прячу в светлые перчатки,

Золотистые початки.

Пусть не слаще я арбуза,

Но сытней. Я. (кукуруза)

В десять одежек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовешь,

Сам не заметишь, как слезы прольешь. (лук)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая! (морковь)

Он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадался? Молодец!

Ну, конечно. (огурец)

Я - сладкий, рос на юге как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (апельсин, мандарин)

Дом зеленый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда круглые ребятки. (горох)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостиком, а не мышь. (репа)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус.

Узнали вы, я (свёкла)

Круглое, румяное я расту на ветке,

любят меня взрослые и детки. (яблоко)

Корзинка «Таинственная». Угадайте на ощупь овощи и фрукты.

Корзина «Вкусная». Угадайте с завязанными глазами на вкус нарезанные овощи и фрукты.

Физкультминутка. А сейчас давайте разомнёмся, как настоящие огородники.

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания-руки в стороны.)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания.)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания - руки в стороны.)

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. (Потягивания - руки вперёд.)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся.)

Корзина «Радужная». В корзинке находятся разноцветные карточки, воспитатель показывает цвет, а дети называют овощи или фрукты этого цвета.

Корзинка «Творческая». Детям из разных командзавязывают глаза, подводят к доске с листом бумаги, они должны нарисовать овощ или фрукт.

Кто лучше нарисует.

Корзина «Сказочная». Назовите сказки, в которых присутствовали овощи или фрукты («Репка», «Золушка», «Гуси-Лебеди», «Спящая красавица» и т. д.)

Корзина «Маленькие поварята». Дети называют блюда, которые можно приготовить из тех или иных фруктов или овощей (на выбор воспитателя).

Подведение итогов. Победители берут корзины и вместе с остальными детьми идут в огород собирать урожай. После этого детей ждут угощения.

Как на нашей грядке выросли загадки – крепкие, зелёные, хороши солёные. (огурцы)

Сто одежек и все без застежек. (капуста)

Маленький, горький, луку брат. (чеснок)

Я вырос на грядке, характер мой гадкий, куда не приду, всех до слёз доведу. (лук)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня в них ищи. (капуста)

Ни окон, ни дверей – полна горница людей. (огурец)

Круглый бок, жёлтый бок, сидит в грядке колобок. Врос в землю крепко, что же это (репа)

Любопытный красный нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зеленые прядки. (морковь)

Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Под землей птица, гнездо свила, яиц нанесла. (картофель)

û Какой овощ дал название вкусному пирожному?

А) Редиска; б) Картошка;

В) Петрушка; г) Морковка.

û Что происходит с клубнем картофеля, когда он долго лежит на солнце?

А) Он звереет; б) Он краснеет;

в) Он зеленеет ; г) Приобретает шоколадный загар.

û Чем пахнет свежевыловленная рыбка корюшка?

а) Огурцом; б) Помидором;

В) Луком; г) Петрушкой.

û Какое из этих овощных растений относится к тыквенным?

А) Баклажан; б) Свёкла;

в) Огурец; г) Помидор.

û Какие земные плоды на юге России называют «синенькие»?

А) Сливы; б) Кабачки;

в) Баклажаны ; г) Чёрный виноград.

û Плоды какого из этих растений человек употребляет в пищу?

А) Картофель; б) Морковь;

в) Помидор ; г) Хрен.

û Что растёт на грядке?

а) Салат ; б) Винегрет;

В) Компот; г) Мюсли.

û Назовите испытанное средство от вампиров.

А) Лук; б) Чеснок;

В) Паприка; г) Сельдерей.

û Какую овощную культуру российские огородники средних широт сажают осенью?

А) Баклажаны; б) Лук;

В) Свёкла; г) Чеснок.

û Какой овощ употребляют в пищу только в сыром виде?

А) Репа; б) Кабачок;

в) Редис ; г) Картофель.

û Сорт какого из этих овощей называется цукини?

А) Капуста; б) Огурец;

В) Помидор; г) Кабачок.

û В какой сок добавляют соль по вкусу?

А) Яблочный; б) Апельсиновый;

В) Грушевый; г) Томатный.

û Какой зимний сорт яблок есть?

а) Антоновка ; б) Туполевка;

В) Микояновка; г) Яковлевка.

û Как традиционно называют центральный круг мишени?

а) Яблочко ; б) Горошинка;

В) Вишенка; г) Изюминка.

ûКакой из этих популярных фруктов самый калорийный (100 ккал в одной штуке)? Его не рекомендуют включать даже во фруктовую диету.

А) Ананас; б) Банан;

В) Хурма; г) Груша.

ûВ каком из этих фруктов наибольшее число калорий?

А) Абрикос; б) Груша;

в) Виноград ; г) Апельсин.

(60-70 ккал на 100 гр.)

û Какой из этих плодов относится к цитрусовым?

А) Манго; б) Фейхоа;

В) Карамбола; г) Помело.

(Помело - ударение на втором слоге!)

û Сортом какого из этих фруктов является нектарин?

а) Персик ; б) Яблоко;

В) Апельсин; г) Гранат.

û Какой овощ нужно добавить в щи, чтобы они стали борщом?

А) Чеснок; б) Свёклу;

В) Помидор; г) Паприку.

û Чем питается колорадский жук?

а) Листьями картофеля ; б) Семенами картофеля;

В) Клубнями картофеля; г) Картофельными чипсами.

û Какой овощ является самым низкокалорийным?

а) Огурец ; б) Морковь;

В) Кабачок; г) Свёкла.

û Как называют род спортивных саней с рулевым управлением для скоростного спуска по ледяной трассе?

А) Горох; б) Фасоль;

в) Боб ; г) Соя.

û Какой из этих плодов является орехом?

А) Финик; б) Авокадо;

в) Фундук ; г) Инжир.

û Какое из этих огородных растений не относится к тыквенным?

А) Огурец; б) Кабачок;

в) Баклажан ; г) Патиссон.

(К паслёновым.)

û Как называется самодеятельное шуточно-юмористическое представление?

А) Арбузник; б) Капустник;

В) Морковник; г) Лимонник.

û Какому овощу математический радикал (извлечение корня) является «родственником»?

А) Томат; б) Морковь;

в) Редис ; г) Репа.

(Они одного латинского корня - radix, в переводе означающего «корень», «корнеплод».)

û Какую приправу можно приготовить из самого главного врага Чиполлино?

а) Кетчуп ; б) Горчицу;

В) Майонез; г) Уксус.

(Ведь это был синьор Помидор.)

û Как называется распространённый русский летний сорт яблок?

А) «Банановка»; б) «Мандариновка»;

в) «Грушовка» ; г) «Ананасовка».

û Как называется известная картина Валентина Серова?

А) «Девочка с яблоками»; б) «Девочка с абрикосами»;

в) «Девочка с персиками» ; г) «Девочка с арбузом».

û Назовите фрукт, любовь к которому стала названием оперы Сергея Прокофьева?

А) Яблоко; б) Апельсин;

В) Манго; г) Банан.

(Опера «Любовь к трём апельсинам», 1919 г.)

û Чем, согласно преданию, подавился первый мужчина?

а) Яблоком; б) Сливой;

В) Вишней; г) Грушей.

(Потому-то мужской кадык называют «Адамовым яблоком».)

û Какой фрукт называют «ткемали»?

А) Абрикос; б) Алыча;

В) Хурма; г) Инжир.

û Какие плоды, перед тем как варить из них варенье, советуют отмачивать в воде 5 суток, из них одни сутки - в известковой воде?

А) Рябина; б) Айва;

в) Грецкие орехи ; г) Лимоны.

(Зелёные грецкие орехи.)

û В состав какого лекарства входит экстракт чеснока?

А) Анальгин; б) Амидопирин;

В) Аспирин; г) Аллохол.

Задачи:

Цели мероприятия:

  • Воспитательная:
  • Учебная:
  • Развивающая:


«Викторина»

Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 62 имени А.Ф.Вепрева»

Внеклассное мероприятие по профессии 17531 «Рабочий зелёного хозяйства»

Викторина - «Я садовником родился»

Мастер производственного обучения: Алексеева Надежда Николаевна

Назарово 2014

Викторина

«Я садовников родился!»

Внеклассное мероприятие по профессии “Рабочий зелёного хозяйства” для обучающихся группы №82

Задачи:

    Теоретическое повторение материала изученного ранее и практическое его применение;

    Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

Цели мероприятия:

    Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважение к сопернику, воспитание чувства ответственности;

    Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме

    Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления, творческой активности.

Оборудование и материалы:

Презентация (сопровождение к викторине)

    Проектор

    ПК-мастера п/о

    Листы с заданиями конкурсов для команд

    Бланк для жюри

    Листы ответов для жюри

    Оформление доски; плакаты; оформление мест, где сидят команды

Организация мероприятия:

    2 команды по 3-4 человек

    Дома команды должны были продумать название, эмблему, выбрать капитана. Подготовить сообщение на тему: «Легенды и мифы о цветах».

Оформление зала:

    Плакаты с высказываниями:

“Счастье - это быть с природой, видеть ее, говорить с ней”. (Л.Толстой)

“Озеленять жилища, насаждать бульвары, парки – это творчество.

Это устроение человеческой жизни, это воспитание человека”. (Ф.Гладков)

    Букеты из цветов из бумаги.

    Стол, на котором - указатель “Жюри”, стулья.

    Приветствие команд

    Сообщение на тему: «Мифы и легенды о цветах» (3балла)

    Отгадай цветок – командам по очереди читаются загадки, за верный ответ начисляется 1 балл

    Конкурс капитанов. Капитанам команд нужно решить кроссворд. (за правильное отгаданное слово 1 балл )

В это время остальные участники играют в игру: «Мир цветов» – по очереди называют садовые цветы, победителем становится команда, последняя назвавшая цветок. (1 балл )

    «Зеленый уголок» – командам выдаются ватман, цветы из бумаги, нужно составить композицию. (3 балла )

Пока ребята готовят композицию, жюри и зрители участвуют в игре «Цветок» (переставить или добавить вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка или цветок).

    Подведение итогов

    Награждение команд.

Ход мероприятия:

1-й ведущий:

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой

2-й ведущий: Сегодня мы проводим праздник - викторину, в ходе которого совершим путешествие в мир цветов, окружающих нас. Состязаясь, мы пополним наши знания интересными сведениями о них. И, надеюсь, мы будете еще внимательнее к окружающей нас живой природе.

1-ый ведущий:

Давайте мысленно пройдемся по нашему цветнику,

И “Здравствуй!” скажем, каждому цветку.

И над цветами наклонимся не для того, чтобы рвать или срезать.

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

На сцену приглашаются команды “Ландыши” и “Аквилегия”.

Просмотр содержимого документа
«Девизы и приветствия команд»

Девизы и приветствия команд:

Нам в затылок не дыши, не догонишь ландыши.
Мы цветы - малыши, но в команде крепыши.

Наш девиз: Я должен над цветами наклониться.

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.

^ Представление команды: Когда распускаются ландыши, кажется,

сам воздух в лесу настоян на их аромате.

О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!

Стебелек ландыша унизан маленькими белыми кувшинчиками, перевернутыми горлышком вниз. Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появляются крупные красные ягодки. Одна из легенд уверяет, что это вовсе не ягодки, а горючие слезы, которыми ландыш оплакивает свое расставание с весной. А по древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и безответной любви.

Эмблема

Водосбор - аквилегия

Водосборы, поверьте, люди любят не зря:
В них уснули росинки, тихо дремлет заря...
Поутру он сегодня распустил лепестки
И к нему прилетели шмели, мотыльки,
Деловитые пчёлы, с ними вместе - оса.
Я сижу тихо-тихо - кто-то сел в волоса.

А полью водосборы, они молча кивнут,
Принесут мне удачу, в дом - тепло и уют.
Где растут водосборы, там сорняк не живёт.
Я не знаю в чём дело. Может, запах не тот?
Или шапочкой листьев так заполнил просветы,
Что расти сорнякам возможности нету?

Я люблю водосборы. Аквилегии то бишь.
Посади их в саду и тоже полюбишь!

Аквилегия (водосбор)

Величаю тебя, аквилегия.
За неловкую ласку прости.
Есть одна у тебя привилегия –
Где угодно, как хочешь расти.

Расцветает краса безответная,
Лишь почувствует летнюю новь,
Словно дальняя, инопланетная,
Принесённая свыше, любовь.

Умывается летними грозами,
Обагряется цветом зари
Венчик твой – то застенчиво-розовый,
То таинственно-синий внутри.

И пешком ли иду, иль в телеге я
Еду в лес, никого не губя. –
Всё зову я тебя, аквилегия.
И встречаю, как счастье, тебя.

Почему же под грубыми ласками,
Словно дикому лесу в укор,
Ты сияешь все новыми красками,
Мой любимый цветок водосбор?

Народное название аквилегии – «орлик». У северных народов водосбор известен как «цветок эльфов». В средние века аквилегию почитали как «оберег» - растение, способное уберечь от колдовских чар. Водосбор, или аквилегия (Aquilegia) получил своё латинское название от двух слов: «аква» - «вода», и «лего» - «собирать»).

Просмотр содержимого документа
«ЦВЕТОК»

Просмотр содержимого документа

Игрокам команд надо досочинить и рассказать следующие сказки:

«В некотором царстве, Васильковом государстве жил-был король Василек и королева Фиалка. И было у них три сына...»; (Команда «Ландыши»)

«Однажды погожим весенним утром вышли подружки Ромашки в степь погулять, но не знали они, что поселился в той степи злой цветок Чертополох...». (Команда «Аквилегия»)

Просмотр содержимого документа
«загадки»

Команда «Ландыши»

Команда «Аквилегия»

1. Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках… (Мимоза)

1. Длинный тонкий стебелек,

Сверху – алый огонек.

Не растенье, а маяк –

Это ярко-красный… (Мак)

2. Снимем мы среди болота

Замечательное фото.

Очень яркая картинка –

Распустилась здесь…(Кувшинка)

2. На кустах в саду растет,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это…(Розы)

3. Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет – расцветает. (Подснежник)

3. Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк. (Одуванчик)

4. Замечательный цветок,

Словно яркий огонёк.

Пышный, важный, словно пан,

Нежный бархатный….(Тюльпан)

4.Стоит в саду кудряшка–

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашка)

5. Вырос в поле дом-

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены. (Подсолнух)

5. У нас ни пальцев нет, ни рук-

Лишь только лепестки вокруг.

Мы необычно называемся,

Но в маникюре не нуждаемся! (Ноготки)

6. Вырос кустик пышный,

На окне не лишний,

Листья незаметные,

А плоды запретные. (Аспарагус)

6. Плоские лепешки

На длинной тонкой ножке.

Лепешки очень колки,

На них растут иголки. (Опунция)

7. Пышный куст саду расцвел,

Привлекая ос и пчел.

Весь в больших цветах махровых

Белых, розовых, бордовых! (Пион)

7. Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари

Освещают фонари. (Ландыш)

Просмотр содержимого документа
«кроссворд»

ОТВЕТЫ

1 с

2 к

3 ц

6 л

4 п

5 п

По вертикали:

    Надземная часть растения

    Подземный орган растения

    Сильно укороченный побег с зачаточными листьями

По горизонтали:

    Видоизмененный утолщенный подземный стебель, округлой формы

    Образование после завязи

    Важнейший орган растения

1 с

2 к

3 ц

6 л

4 п

5 п

ВОПРОСЫ:

По вертикали:

    Надземная часть растения

    Подземный орган растения

4.Сильно укороченный побег с зачаточными листьями

По горизонтали:

    Укороченный побег, листья которого видоизменены в чашелистике

    Боковые ответвления стебля вместе с листьями

    Образование после завязи

    Важнейший орган растения

Просмотр содержимого документа
«легенды»

С ландышами у всех народов Земли связано очень много легенд, мифов и поверий. Одно из них - христианское, в котором появление ландыша на свете считается результатом слез Евы, оплакивающей свое изгнание из райского сада Эдема. По древним славянским мифам ландыш связан со слезами хозяйки подводного царства Волховы, которая нежно и преданно любила Садко. А когда застала любимого с разлучницей - земной красавицей Любавой, то пролила горючие слезы обиды на землю, которые падали белыми жемчужинами из синих глаз Волховы и превращались в цветы ландышей.

В Ирландских мифах цветы считается, что цветы ландышей служат ступеньками лестницы для фей. По корзинкам из колокольчиков феи взбираются к тростнику, собирают его и плетут колыбели. Англичане рассказывают свою историю о ландышах, в которой этот цветочек слушая песни соловья, влюбился в эту птичку. И, стесняясь показать свои чувства, стал скрываться в высокой траве, чтобы наслаждаться соловьиной песней из укрытия. А когда соловей, вдохновляемый нежным чарующим ароматом цветка, почувствовал, что остался один, то сказал, что ему не для кого больше петь и улетел. С тех пор существует поверье, что соловьи начинают петь почувствовав в воздухе аромат майского ландыша, или когда эти душистые цветы расцветают у всех на виду.

Во Франции есть красивая легенда, окружающая ландыш таинственной пеленой. Святой по имени Леонард, близкий друг короля Холдвига, живший в 6 веке, любил природу и мир созданный Богом так сильно, что однажды решил стать отшельником. Леонард пожелал уединиться, чтобы жить среди цветов и птиц, раствориться с природой. После долгих странствий и скитаний по полям и лесам, Леонард наконец-то нашел лесную поляну для обитания. Он остался наедине со своими мыслями и хотел отдохнуть, не ведая, что за ним пристально следит дракон по имени Искушение. В тот момент, когда Святой Леонард приступил к молитве, к нему обратился дракон и повелел оставить это место. Но святой так увлекся молитвой, что не заметил присутствия опасности. Тогда дракон обжег его дымящим из пасти огнивом, и Леонард вступил с ним в бой. Битва разыгралась не шуточная, и в итоге дракона победил Святой Леонард. Но каждый раз когда он наносил раны дракону, из падающей на землю драконьей крови появлялись сорняки. А получая ранения от драконовых когтей, из капель крови Леонарда на земле появлялись ландыши.

Во Франции каждый год 1-ого мая устраивается праздник майского ландыша. В этот день у французов существует традиция, которая, как считается, берет истоки со времен правления Карла IX в 1561 году. Говорят, что королю в этот день приподнесли небольшой букет из веточек ландыша с пожеланиями удачи и возрождения надежд. Король был несказанно обрадован подарку и заказал еще несколько букетиков для всех придворных дам. С тех пор традиция переросла в национальный праздник, на котором люди чествуют друг друга, обмениваясь веточками ландышей.

В Финляндии ландыш является государственным цветком-символом. А в Голландии существует поверье, что ландыши у себя в саду должны высаживать новобрачные-молодожены, чтобы их любовь год от года не угасала, а наоборот, с каждым приходом весны возрождалась наново.

Еще одна христианская легенда утверждает, что ландыш вырос из слез, которые обронила Дева Мария у подножия распятого Христа. На языке цветов ландыш символизирует смирение, чистоту, скромность и возвращение к счастью.

В греческой мифологии упоминание о ландышах пока не удалось найти, хотя на некоторых сайтах ландыш относят к легендам о богине охоты Диане (более ранний прототип Артемиды), на которую во время охоты напали Фавны. Убегая от них, богиня вспотела так, что капли покатились на землю и проросли в виде душистых цветочков. Другие источники утверждают, что ландыши принадлежат культу богини весны по имени Майя - дочери мифического бога Атласа.


Всем известная аквилегия (водосбор) у разных народов имеет свои названия, которые связаны с фольклорными повествованиями, мифами и легендами. Так, американцы называют этот цветок голубкой Колумбиной, и считают его символом супружеской измены, а точнее - символом женской неверности. Поэтому дарить букет аквилегий женщине считается оскорблением. Аквилегия в средневековые времена в Норвегии считалась цветком-символом богини любви и плодородия Фреи. В 17 веке цветок рассматривали в контексте любовного соблазна, домогательства, измены, и особенно неуместным было признано дарить аквилегии молодым девушкам. Известно, что несколько сотен лет назад семена аквилегий использовались для прерываня беременности. В средневековье цветы аквилегий преподносили только женщинам свободного нрава. Если водосбор был подарен мужчине - означало, что он «рогоносец».

Парадоксально, что аквилегии американцы одновременно называют голубками и орликами. Самое древнее название орликов, известное как коломбина, происходит от латинского columba - «голубь», было дано растению за некоторое сходство цветка с гнездом молодых голубей. Научное название Aquilegia происходит из-за сходства длинных рожков цветка - шпорцев с когтями орла, поэтому в составе слова усматривают корень Aquila, что называется «орел».

По другой интерпретации, родовое название аквилегия состоит из двух слов: aqua - вода и legere - собирать, и трактуется как водосбор. Такую интерпретацию дают систематики с воображением, усматривая в отогнутых от блюдца цветка шпор кувшинчики, в которые могла бы собираться вода. Однако цветки часто перевернуты рожками кверху, а отверстие в кувшинчик обращено горизонтально или вовсе перевернуто вниз. Поэтому многие спорят, что название водосбор является неточным. Но если внимательно наблюдать за растением, то можно увидеть, каким привлекательным оно является для разных видов насекомых-опылителей: благодаря легкому перекрестному опылению, посаженные в саду различные сорта аквилегий часто дают самосев с непредвиденными и непредсказуемыми окрасками венчиков. Такое интенсивное скрещивание цветка аквилегии происходит благодаря нектару, содержащемуся в рожках цветка-водосбора. Шпорцы-кувшинчики собирают внутри не дождевую воду, а сладкий нектар, манящий к себе насекомых. А некоторые пчелы даже умудряются прокусывать дно, и лакомиться, не участвуя в опылении.

Аквилегия голубого цвета вида Aquilegia coerulea является цветком-символом Американского штата Колорадо. На родине растения в Америке, где собраны самые красивые и многочисленные его виды, есть много разных легенд и поверий, связанных с этим цветком.

Есть у цветка еще несколько народных английских названий, это «дом встреч» (Митинг-Хаус) из-за большого количества шпорец, напоминаюших собрание народа, «Трава Льва» или «чай льва» - произошло от поверья, будто львы едят траву аквилегии каждой весной, чтобы получить дополнительную силу. И хотя львы в Англии не водятся, аквилегию можно часто заметить на изображениях Святого Марка, символом которого является лев. А за распространение аквилегии по скалистым почвам ее называют горным колоколом. Австрийское название аквилегий «Пять птиц вместе» и вовсе дано по количеству лепестков у диких видов растения.

Аквилегию многие народы считают символом глупости, из-за сходства шпорцев с колпаком шута с бубенчиками. А в пантомиме цветок аквилегии символизирует возлюбленную Арлекина. Поэтому есть еще одно предубеждение, что дарить букет аквилегий женщине или мужчине - совершить большую глупость, а случайно одаренных аквилегиями ожидает невезение. Наверное, зная все смыслы и символы, присущие аквилегии, Шекспир вкладывал в сюжет «Гамлета» некоторый подтекст, в котором лишенная ума из-за предательства супруга Офелия собирает на лугу именно цветы аквилегии.

Цветок Коломбина имеет также и несколько религиозных коннотаций. В Христианстве аквилегия олицетворяет святой дух, а лепестки символизируют святые дары, кроме того, аквилегию называют цветком туфелек Девы Марии. В Древнем Риме аквилегию называли голубкой «Колумбина», а колумбарий (хранилище урн с прахом) - «голубятней». В кельтской (древне-германской) культуре аквилегия открывала двери в мир иной.

В древнегреческой и древнеримской культуре, по легендам, аквилегии служили (из-за намека эротического характера на шпоры цветка) Афродите (Венере) и куртизанкам. Из корня аквилегии добывали афродизиак и применяли для лечения импотенции. А женщинам легкого поведения для тех же целей рекомендовалось жевать семена цветков сиреневого оттенка.

Просмотр содержимого презентации
«Я садовником родился_»


Министерство образования и науки Красноярского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище №62 имени А.Ф. Вепрева»

викторина

Разработала:

мастер п/о

Алексеева Н.Н.

г. Назарово

2014 г.




Люблю я раннюю весну,

Лес ароматом наполняет,

Красивей нет цветов в лесу,

Смотрите, ландыш расцветает!

Какой прекрасный аромат,

Вдыхаю - сердце замирает,

Сердечко бьётся невпопад,

Весна - вокруг всё оживает!

О, первый ландыш - красота!

Какая девственная нега,

Листом прикрыта нагота,

Висят бутончики над снегом.

Красивей нет цветов в лесу,

Смотрите, ландыш расцветает,

Любите раннюю Весну,

Сердца Любовью наполняет!




По вертикали:

1.Надземная часть растения

2.Подземный орган растения

4. Сильно укороченный побег

с зачаточными листьями

По горизонтали:

2.Видоизмененный утолщенный подземный стебель, округлой формы

3.Укороченный побег, листья которого видоизменены в чашелистике

4.Боковые ответвления стебля вместе с листьями

5.Образование после завязи

6.Важнейший орган растения


Розы прививают любовь к природе, а шипы - уважение. Антон Лигов

Цветок в тепле и зимой цветет. Силован Рамишвили

Запах - душа цветка. Жюль Верн

Цветы могут склоняться в нашу сторону, но говорят они с небом и богом.



Во саду ли, в огороде

Сценарий вечера
Встречи садоводов, огородников, дачников

За две недели до встречи появилась красочная афиша с приглашением на вечер, наиболее активные садоводы, цветоводы, огородники получили именные приглашения в виде открыток с рисунком ягод, фруктов, овощей, цветов. Например: «Уважаемая Марина Петровна! Мы приглашаем Вас, непревзойденного огородника, на вечер-встречу коллег «Во саду ли, в огороде». Мы будем рады, если Вы примете наше приглашение! Именно с Вашим уча-стием на нашем вечере будет интересно! С уважением. Оргкомитет»
Оформление аудитории, где будет проходить встреча, должно соответствовать тематике ее. Например, выставки-композиции «Дары сада», «Дары огорода» - возможны остроумные названия этих композиций
Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде»
. ВЕДУЩИЙ.
Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этой уютной, пропахшей запахами садов и огородов комнате. Здесь собрались истинные любители садоводы, огородники, владельцы дачных участков. Все те, кто в свободное от работы время трудится на земле! Сегодня мы поговорим об урожае этого года и вместе с вами проведем всевозможные конкурсы, познакомимся с новыми кулинарными рецептами, помечтаем о будущей вес -не, поделимся опытом. Авторитетное жюри в конце вечера подведет итоги и назовет победителей. Удачи вам!
(Идет музыка, представление жюри).
ВЕДУЩАЯ.
А сейчас - разминка! Все любят загадки, не правда ли? Я буду загадывать вам «тематические» загадки, а ваша задача, естественно, призвав на помощь фантазию и воображение, их отгадать! Итак, загадка первая…
На одном быке семь шкур? (Лук).
Сидит татарка в золотых заплатках? (Лук).
Маленький, горький, луку брат? (Чеснок)
Был порошок, стал городок. Краше Казани, краше Астрахани? (Мак).
Заплата на заплате, а иглы не бывало. (Кочан капусты).
Стоит Матрешка на одной ножке: закутана, запутана. (Капуста).
На жарком солнышке подсох и рвется из стручков. (Горох).
Шар- шарышок в сыру землю ушел, синю шапку нашел. (Горох).
Между грядок лежит гладок. (Огурец).
Мала малышка, зелена вина кубышка: не мед, не вино. (Огурец).
Зеленый теленочек привязан веревочкой. Лежит и толстеет. (Арбуз).
Ножки тоненьки, кишки жиденьки, а кила, что голова. (Тыква).
Желтая курица под плетнем дуется. (Тыква).
Красна, да не девка. Хвостата, да не мышь. (Морковь).
Что красно снаружи, бело внутри, с зеленым хохолком на голове? (Редиска)
Белая в земле, а зеленая снаружи, (Редька).
Сверху зелено, посередь толсто, к концу востро. (Редька).
С корня завивается, с маковки расстилается. (Репа).
Красные сапожки в земле и в лукошке. (Свекла) и т. д.
ВЕДУЩАЯ.
Во второй части разминки - скороговорки! У меня на карточках написано по одной скороговорке. Вы должны «вытянуть» свой билет и через 30 секунд вслух проговорить скороговорку.
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа, губа - тупа.
2. Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
3. Купи кипу пик.
4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
ВЕДУЩИЙ.
Разминка прошла хорошо! Спасибо вам! А теперь я предлагаю вам конкурс…
ВЕДУЩАЯ.
…который называется «Фантазии огородника». Я не Красная шапочка, хоть в руках у меня и корзинка, в которой находятся карточки с изображенными на них растениями, огородными инструментами, некоторой, живностью, которая сегодня начинает «квартироваться» на наших приусадебных участках. Вам предлагается достать карточку и, определив, что на ней изображено, составить остроумный устный рассказ, где бы упоминались все эти предметы. Итак, включаем нашу фантазию, воображение и логическое мышление!
(Конкурс закончился, жюри подво¬дит итоги).
ВЕДУЩИЙ.

ВЕДУЩИЙ.
Спасибо! Это было весело и остроумно. В знак признательности мы дарим вам частушки.
(Исполняются частушки).
Примечание.
В течение этого года мы опубликовали довольно полную подборку частушек на разные темы и из разных мест. Перелистав подшивку; Вы без труда подберете что-то новое, интересное.
ВЕДУЩАЯ
Все мы со школы помним произведение В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:
В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето,
Была жара
Жара плыла -
На даче было это.
Я предлагаю напрячь память и вспоминать какой-нибудь смешной, курьезный случай, который произошел с вами на даче.
(Конкурс. Итоги жюри).,
ВЕДУЩИЙ.
И последний конкурс, который мы назвали «Песенный аукцион». Давайте вспомним, в каких произведениях упоминаются ягоды, грибы, овощи-фрукты, растения, т. е. песни по тематике нашего вечера. Пожалуйста, вспомните эти песни (а их немало), и пропойте хотя бы фрагмент из них. Договорились? Гармонист, вы готовы помочь нашим гостям? Тогда начинаем!
К примеру:
«Ягода малина нас к себе манила…»
«Виноград расцветает…»
«Там смуглянка, молдаванка соби¬рает виноград…»
«Калинка-малинка моя, в саду ягода малинка моя…»
«Яблони в цвету - какое чудо…»
«Вишня, неспелая вишня, как это вышло, скажи…»
«Расцветали яблони и груши…»
«Во саду ли, в огороде девица гуляла…»
«Эх, сад-виноград, зеленая роща…»
«Сама садик я садила…»
«Один раз в год сады цветут
«Созрели вишни в саду у дяди Вани» и т. д.
ВЕДУЩИЙ,
Перед тем, как жюри подведет окончательные итоги и объявит победителей, я хочу познакомить вас очень интересным собеседником, специалистом по выращиванию садово-огородных культур Она работает на
станции юннатов, у нее большой практический опыт и она любезно согласилась ответить на любые ваши вопросы.
ВЕДУЩАЯ.
Итак, настало время подвести итоги нашей встречи. Слово председателю жюри (Вручаются призы победителям).
Вечер продолжается чаепитием, песнями и т. д.