На их счету — огромное количество человеческих жертв
Во время охоты на ведьм в Европе и Северной Америке в XVI-м и XVII-м столетиях многих женщин судили и казнили за то, что те якобы были ведьмами. Но та же участь постигла и многих мужчин — их подозревали в том, что они были оборотнями. В нашей статье перечислены жертвы этих гонений, более современные оборотни и даже пара животных, считавшихся таковыми. Скорее всего, многие из этих людей были серийными убийцами и тогда их казнили за дело, но были и невинные жертвы.

Человек из леса (родился в 1537-м году)

Петрус Гонсалес, известный так же как «Человек-волк» и «Человек из леса», убийцей не был. По-видимому, он страдал от общего гипертрихоза, то есть его тело было полностью покрыто густыми волосами, а голова действительно напоминала волчью. Впервые он появился при дворе французского короля, который отправил его ко двору Маргариты Пармской — благородной дамы и действующего регента Нидерландов.
Его портрет входит в коллекцию Палаты искусств и диковин замка Амбрас наряду с другими странными картинами вроде портрета Влада Цепеша, прообраза Дракулы. Гонсалес также был одним из немногих мужчин, вошедших на новоорлеанском карнавале Марди Гра в свиту Сатаны в 1970-х годах — его образ вдохновил людей на создание специального костюма.

Жиль Гарнье был современником Гонсалеса и тоже провёл много времени во Франции. Правда, никаким физическим заболеванием он не страдал — он был отвратительным каннибалом и серийным убийцей. Известный также под именем Отшельник из Сент-Боннота, этот ужасный человек убивал детей прямо возле своего дома. Его жертвами становились мальчики и девочки в возрасте от 9-ти до 12-ти лет.
Легенда гласит, что некий призрак подарил Гарнье волшебную мазь, которая позволила тому превращаться в волка. Он признался в четырёх убийствах и был признан виновным не в только ликантропии (превращении в волка), но и в колдовстве. Свою жизнь он закончил на костре.

Оборотень из Бедбурга (умер в 1589-м году)

Питера Стампа обвиняли в том, что он продал душу не какому-то там случайному призраку, а Дьяволу, за что получил способность превращаться в волка. Вместе со своей любовницей Кэтрин Тромпин и дочерью Билл Стамп он с 1564-го по 1589 год убил и расчленил 15 жертв.
Суеверные свидетели после охоты за «оборотнем» заявляли, что он, прячась за кустом, сделал последнюю отчаянную попытку вернуть себе человеческий облик, но его схватили, когда он снимал кожу.
На суде в Кельне его, разумеется, признали виновным и приговорили к той же участи, которая постигла его жертв. Судья приказал распять его на колесе и докрасна раскалёнными щипцами прижечь плоть в нескольких местах, чтобы заживо снять с убийцы кожу. После этого следовало отрубить ноги, руки и голову деревянным топором, а тело сжечь. Его любовнице и дочери пришлось смотреть на казнь, а потом в 1589-м году в Германии на Хэллоуин их обеих сожгли на костре.

Оборотень из Шалона (умер 1598-м году)

Этот человек известен под прозвищем Демон Тейлор, настоящего имени история не сохранила. Он предпочитал перерезать своим жертвам горло и потом съедать их тела. Общее число жертв не установлено, но, кажется, почти все убийства были совершены Демоном Тейлором в местечке Шалон под Парижем, Франция.
Предполагаемый оборотень был приговорён к смерти 14 декабря 1598-го года и на следующий же день сожжён. Перед костром собралась огромная толпа людей — все пришли посмотреть на казнь. Свидетели казни потом говорили, что в отличие от других «оборотней», покаявшихся и признавших все грехи, как только пламя начало лизать им пятки, Демон Тейлор ругался и хулил весь белый свет до самого конца.

Волк из Ансбаха (1685-й год)

В XVI-м и XVII-м веках на волков охотились так же, как и на «ведьм» — особенно жестоко с волками обходились на землях германцев, входивших тогда в состав Священной Римской Империи. У волка из Ансбаха человеческого имени нет — по-видимому, это был настоящий волк, а не человек, якобы умеющий превращаться в волка. Тем не менее, жители утверждали, что этот волк был ни кто иной, как их мэр, превратившийся в животное и ненавидящий весь город.
Жители устроили охоту на зверя, затравили того собаками и преследовали до колодца, где поймали его в ловушку и убили. Несмотря на то, что волк был уже мёртв, жители обвинили его в различных убийствах, а затем надели на него одежду и бороду, чтобы он напоминал их бывшего мэра. На всякий случай они даже повесили его на виселице и только потом выставили труп на всеобщее обозрение в музее.

Оборотень Ганс (1691-й год)

На востоке со Священной Римской Империей граничила Эстония, где тоже жил предполагаемый оборотень — этот подозреваемый известен под немецким именем Ганс. Суд вынудил 18-летнего Ганса признаться в том, что «человек в чёрном», вероятнее всего, Сатана, превратил его в волка, и Ганс жил и охотился в волчьей шкуре два года.
На ногах Ганса были шрамы, оставленные собачьими клыками, которые суд использовал для доказательства того, что бедного Ганса укусил оборотень. В любом случае, в те времена обвинения в договоре с Сатаной было достаточно, чтобы получить смертный приговор, оборотнем человек считался или кем-то ещё.

Ливонский Оборотень (осуждён в 1692-м году)

В Ливонии, ещё одном прибалтийском государстве, тоже были свои оборотни, самый известный из них — Тисс из Кальтербруна. Всего через год после казни Ганса 80-летний старик Тисс начал утверждать, что он не только является оборотнем сам, но и объединился с другими оборотнями, чтобы сражаться в Аду против Дьявола и ведьм. Таким образом, Тисс говорил, что он — «хороший» оборотень, «Гончая Бога».
Суд этой истории не поверил, и вместо того, чтобы наградить Тисса в страхе перед адским пламенем, его выпороли кнутом и отправили в ссылку. Этот частный случай стал предметом научных статей и книг, последняя публикация произошла в 2007-м году.

Жеводанский зверь (1764-1767)

Даже в XVIII-м веке в Европе по-прежнему боялись оборотней. Одним из самых известных оборотней в истории является Жеводански зверь, но что именно это был за зверь, неизвестно. Это мог быть оборотень (ну, допустим), лев или даже гиена. Это мог быть гибрид собаки и другого какого-то хищника. Или зверь, натасканный на убийство группой фанатиков-христиан, как в фильме 2001-го года «Братство волка». Могло быть даже несколько зверей, а не один.
Так или иначе, зверь напал в общей сложности на 210 человек, 113 из которых погибли — эта цифра превышает число жертв всех остальных убийц из нашего списка вместе взятых. В итоге зверя убили, а его чучело выставили в королевском дворце в Версале, но убийства не закончились. То, что убили не того зверя, стало ясно, но примерно через год убийства прекратились сами собой. Кто же на самом деле убил страшного зверя или же он умер своей смертью, так и осталось неизвестным.

В XIX-м веке людей всё ещё обвиняли в оборотничестве, несмотря на то, что суды над ведьмами и оборотнями к тому времени уже прекратились. Мир уже знал о существовании серийных убийц, но порой их до сих пор называли оборотнями.
Мануэль Бланко Ромасанта является одним из таких убийц — в испанской истории он стал первым официально задокументированным серийным убийцей. Сам он признался в 13-ти убийствах, но его осудили только за девять. Его приговорили к смерти через повешение, но в последний момент приговор смягчили.
Жизнь его ещё до того, как он стал убийцей, была странной. Его родители считали своего сына девочкой и растили его, как дочь, пока врач не подтвердил, что на самом деле Мануэль — мальчик. Когда он вырос, то женился, а потом потерял жену, и в 1844-м году его обвинили в её убийстве. Обвинения сыпались на него до 1850-го года, пока, наконец, маньяка не судили. Жертвами его были как мужчины, так и женщины общим числом от 10 до 47 человек.
Обстоятельства смерти Мануэля столь же загадочны. Тюремных записей не сохранилось, и противоречивые слухи говорят, что он то ли умер в тюрьме от болезни, то ли был застрелен охранником, надеявшимся, что под страхом смерти заключённый превратится в волка.

Все описания оборотней с XV-го по XX век говорят о них, как о смертельно опасных монстрах, известных своими бесчеловечными преступлениями. Одним из таких убийц, которого и правда можно назвать монстром, был Альберт Фиш, также известный как Бруклинский Вампир, Буги-мен, Серый человек, Лунный маньяк и Оборотень из Вистерии. Он — самый гнусный и отвратительный тип в нашем списке.
Фиш точно виновен, по крайней мере, в четырёх убийствах и подозревался ещё в трёх, в итоге он был осуждён за похищение и убийство Грейс Бадд (1918-1928). Подробности слишком отвратительны, чтобы о них писать. Хуже всего то, что он написал матери десятилетней девочки письмо, в котором подробно рассказал, как Грейс сопротивлялась и как он её в конечном итоге расчленил.
Также Фиш предоставил яркое описание того, как убил и съел четырёхлетнего ребёнка по имени Билли Гаффни. Власти в итоге узнали, что Фиш втыкал в собственное тело огромное количество иголок и занимался всеми возможными видами сексуальных извращений. Неудивительно, что в итоге его приговорили к смерти на электрическом стуле.

Термин ликантроп, при помощи которого описывают феномен оборотней, происходит от греческого мифа, в котором Зевс, приняв образ странника, посетил дворец царя Ликаона. Жестокий царь хотел узнать, человек этот странник или бог, поэтому решил его убить. Зевс в гневе разрушил дворец и сделал царя Ликаона волком на всю оставшуюся жизнь. Так появилось слово ликантропия, обозначающее превращение человека в волка.

Современные легенды об оборотнях появились в 1591 году, когда после многочисленных нападений собак на людей горожане обнаружили стаю, в которой вместе с собаками был волк, внезапно обернувшийся человеком. Позже этот человек был обвинен в убийстве нескольких горожан, в том числе и собственного сына; под пытками он сознался и был казнен. Этот случай перерос в легенду, и по всей Европе распространились слухи о волках-оборотнях. (Вы должны помнить, что мы говорим о тех временах, когда многие были неграмотны, а католическая церковь защищала своих прихожан от зла при помощи инквизиции. Люди были крайне суеверны, на этой почве пышно расцвела «охота на ведьм», многих невинных людей пытали, и под пытками они сознавались в преступлениях, которых не совершали.)

В 1621 году ученый и священнослужитель Роберт Бартон опубликовал книгу «Анатомия меланхолии», и люди по-другому начали смотреть на оборотней. Бартон верил, что ликантропия является формой безумия, и винил в ней все, начиная от ведьм и демонов до плохого питания и воздуха. После этого научное сообщество стало рассматривать ликантропию как психологическое явление, а не как физическую трансформацию.

Большую часть времени люди, считающие себя оборотнями, находились под воздействием галлюциногенов, содержащихся в пшенице, настойке опия и белладонне, которые много лет назад прописывали для лечения от определенных болезней. Комбинация этих лекарств и породила популярный миф об оборотнях, которые в полнолуние охотятся за добычей.

Эффект оборотня

Врачи говорят, что у некоторых людей можно создать эффект оборотня, если они не будут получать достаточное количество воды − в бреду такие люди стремятся напиться любой жидкости… даже человеческой крови.

Также существует редкое генетическое отклонение − порфириновая болезнь, результатом которой является недостаток гема, или содержащей железо части гемоглобина, что стимулирует рост волос. Помимо роста волос заметны и другие проявления, которые совпадают с мифами об оборотнях. Страдающие этим заболеванием люди не переносят света, плоть под ногтями отделяется, делая их похожими на когти. Кроме того, кожа начинает терять цвет, форма носа, ушей, глаз и пальцев искажается, на теле появляются язвы. Обычно такие люди страдают умственными расстройствами с маниакально-депрессивными тенденциями.

Феномен оборотня

Феномен оборотня является следствием таких факторов, как порфириновая болезнь, употребление отравленного спорыньей хлеба и медицинских препаратов, использовавшихся в то время. Комбинация галлюциногенного эффекта лекарств и хлеба и неправильное понимание сферы психологических заболеваний породили личностей, которые считались оборотнями, а темное Средневековье своей неграмотностью и суевериями способствовало распространению этих фантазий.

Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами или звуками (вой). Оборотни не подвержены старению и физическим заболеваниям благодаря постоянной регенерации (обновлению) тканей. Поэтому они практически бессмертны. Однако их можно убить, смертельно ранив в сердце или мозг, или иными способами, которые повреждают сердце или мозг (например, через повешение или удушение). Считается что серебро так же смертельно для оборотня.
Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он тем не менее сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Такие вещи, как определенный выбор жертв, обход ловушек и человеческая хитрость становятся очевидными при расследовании дел, связанных с оборотнями. автор энциклопеди Александрова Анастасия
Существует несколько способов стать оборотнем:
посредством магии;
быть проклятым кем-то, кому вы причинили зло(проклятие Ликаония/Lycaeonia);
быть укушенным оборотнем;
быть рожденным от оборотня;
съесть мозг волка;
сделать глоток воды из волчьего следа в земле или из водоема, из которого пила волчья стая;
вкусить жареной волчьей плоти;
носить одежду, сделанную из волка;
родиться в канун Рождества.
В первых четырех случаях кровь человека становится зараженной или проклятой.
Человек, которая стал оборотнем не по своей воле (рождение, проклятие или укус) не считается проклятым необратимо до тех пор, пока не попробует человеческой крови. Как только он это сделает, его душа будет проклята вечно и ничто не сможет его исцелить. Но даже если он после этого не будет пробовать человеческую кровь, его душа не сможет попасть в рай и человек останется на Земле до самой своей смерти, пока на нем лежит проклятие.
Оборотней чаще всего изображают какими-то чудищами; так, например, у греков это - тощий колдун с головой осла и хвостом обезьяны. У них верят, что в мрачные зимние ночи, особенно со дня Рождества до Богоявления, оборотни шастают повсюду и пугают людей. После водоосвящения воздух очищается от этих чудищ, и они мгновенно исчезают.
На разных континентах воображение облекало человека в шкуры различных зверей: леопарда, ягуара, лисы... Но самое распространенное представление об оборотне связано с волком . С человеком, превратившимся в волка или в существо с явными «волчьими» признаками. Иногда становятся хищником по своей воле, но чаще в волка превращают злые посторонние силы. Превращение происходит с помощью подсобных средств: притираний, мазей, пояса или одеяния из волчьей шкуры. Оборотень крупнее и сильнее обыкновенного волка, а главное- преступно любит человечину.
Почему волк? На протяжении многих столетий он оставался существом вполне фантастическим - даром что охотники и крестьяне немало знали о его повадках (еще в XX веке волки изредка забегали на улицы, скажем, Парижа). Своеобразие средневековой психологии в том и состояло, что будничные наблюдения нисколько не подрубали крылья фантазии. Бестиарий верно подмечали прожорливость и силу волка, умение бесшумно подкрасться к овчарне - и тут же добавляли: от голода волк жрет землю, шея у него «негнучая» - поворачивается он только всем телом; ежели человек завидит волка в лесу первым, тот его не тронет, потеряв всю свирепость от человеческого взгляда; но уж если первым заметит путника волк - пиши пропало, человек теряет дар речи. От древних римлян пришла поговорка о молчуне: «Ты что, волка увидел?»
Поверье сохранилось, но христианский бестиарий присовокуплял совет: человек, оцепеневший от страха при виде волка, должен сбросить с себя одежду, найти два камня, стать на сброшенную одежду и колотить камень о камень, пока хищник не уйдет восвояси. Одежду, которую сбрасывает с себя человек, бестиарий уподоблял грехам, два камня обозначали когда апостолов, когда пророков, а порой - и самого Христа . Горе простаку, который воспринял бы эту аллегорию как руководство к действию и вздумал бы пугать настоящего волка своим голым телом.
Безоглядно ненавидеть волка человек тем не менее не осмеливался никогда. Что-то, пугая, притягивало. Коварный хищник искони был естественным символом ночи и зимы. даже самой смерти (египетский бог с головой волка провожал умерших в царство мертвых). Но наши далекие предки замечали в волке и какое-то загадочное свойство, роднившее его с солнцем. Проворство? Неутомимость? То, как он «катится» вслед за добычей? Мощь и свирепость - и этого достаточно было, чтобы стать символом солнца?
В незапамятные времена многие животные перебывали тотемами. Ни в какого хищника охотники и воины не перевоплощались столь самозабвенно и истово, как в волка: свирепость, выносливость, удачливость зверя восхищали первобытное сознание. Не могло это кончиться добром.
Геродот передавал рассказ о некоем североевропейском племени, члены которого ежегодно на несколько дней превращались в волков. Такой «манией величия» страдали многие племена в разных концах Европы. Например, у балтов были воины - слуги бога-волка, которые шли в бой буквально белены объевшись (принятие наркотика было частью ритуала). Во время сражения такие воины в своей галлюцинации счита-ли себя волками. Кое-кто из них безвозвратно застревал в образе волка - и тогда человека-волка убивали, чтобы он не нанес ущерба стадам...
Германские воины-волки, по преданию, так свирепы, что не нуждались в оружии и убивали врагов своими щитами. Но саги повествуют и о кровожадных разбойниках. тоже мнивших себя волками. Это не мешало верить, что героические предки со смертью превращаются в волков, и боги скандинавов и германцев - Один , Вотан - сам»» были подобны воинам-оборотням. А конец мира представлялся как пришествие Фенрира - вселенского Волка, который откроет пасть от эемлм до неба и пожрет все и всех (даже Одина).
Древние греки начинали с поклонения Зевсу Ликейсиному («ликос»-значит волк) Когда-то этот вол кол сдобны и бог «требовал» человеческих жертв, и лишь позже, во вре-мена олимпийской религии. возник миф о царе Ликаоме , которого Зевс превратил в волка, ибо тот дерзнул угостить верховного бога челове-чьим мясом. Аполлон также был богом-оборотнем, одно из его имен - Ликейос. (В «Илиаде» Гомер называет Аполлона рожденным от волчицы; там же, кстати, следует рассказ о человеке-оборотне). В Аркадии, где Ликаон считался основателем государства и первым царем, проходили пышные празднества - Ликайи, во время которых посвящаемые становились волками на девять лет - после того, как они собственноручно приносили человеческую жертву. Торжественно проходили в Древнем Риме и волчьи празднества - луперсалии: ведь легендарные основатели «Вечного города» были вскормлены волчицей...
Здесь какая-то философская бездна: отчего зверь, ничем не угодивший человеку, вновь и вновь оказывается мил человеческому сердцу? Неужели это всегонавсего. как писал Юнг, общность вины за давнее каннибальство? Но какая у нас об-щность вины с сереньким волчком из колыбельной, с Серым волком, помогавшим Ивану-царевичу , с волками, воспитавшими Маугли?..
Другое очевидно. Человек слишком часто прикрывался серой шкурой в поисках силы. ловкости, и самое главное, безнаказанности. Нельзя так долго играть с огнем. И искра привела к пожару. В дальнем углу сознания тлело и временами - то в одном, то в другом человеке разных эпох - вспыхивало особого рода безумие - ликантропия. Состояние, в котором человек воображает себя волком и становится социально опасным, способным на любое насилие и на убийство.
Христианство яростно искореняло все волчьи культы как языческие, и в конце концов «положительный образ» волка остался только в фольклоре. Первые отцы церкви решительно отрицали и само вероятие превращения человека в животное, но вот в раннем средневековье теологи заколебались. Святой Бонифаций из Майнца еще не верил, что дьявол способен превратить человека в волка, но уже не сомневался, что человек своей злой волей может стать зверем. Самого сатану все чаще рисовали в облике волка. Люди - божьи овцы, их поглотитель - волк, враг божий... Папские буллы XV века против колдовства и ересей подогревали страсти вокруг перевоплощений дьявола в человеке, а человека - в волка.
Первая массовая истерия- выявление и преследование оборотней (в том числе оборотней собак и кошек!) - прокатилась по Европе в XIV веке. Два столетия спустя оборотомания достигла нового пика. Следующая (последняя) массовая вспышка длилась во Франции с 1570 до 1610 года и сопровождалась небывалой «теоретической дискуссией». Покуда крестьяне забивали кольями всех подозрительных прохожих, а суды приговаривали к сожжению одержимых ликантропией (а вкупе и невинно оболганных), ученые мужи писали трактаты, магистерские диссертации и памфлеты на тему оборотничества. Ликантропия оказалась важным оселком для проверки соотношения сил бога и дьявола, а потому и предметом яростных теологических битв. Если бог всесилен, то как он допускает бесчинство дьявола - превращение им человека в волка? Один ученый восклицал: «Тот, кто смеет утверждать, что дьявол в силах изменить облик творения божьего, тот утратил разум, тот не ведает основ истинной философии». Другой возражал: если алхимик может превратить розу в вишню, яблоко - в кабачок, тогда и сатана способен менять облик человека... силой, данной богом!
Самым нашумевшим случаем был процесс в XVI веке над неким Жилем Гарнье, наводившем ужас на жителей северных французских деревушек. По мнению современников, нищий бродяга Гарнье встретил в лесу дьявола, продал ему душу, а взамен получил снадобье, благодаря которому мог превращаться в волка. Так или иначе Гарнье действительно загубил множество душ: насиловал женщин, занимался убийством детей, людоедством, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии... Его поймали, допрашивали и пытали в Доле в 1574 году. Протоколы допросов и сейчас читаются как детективный роман.Автор Электронной Мифологической энциклопедии Александрова Анастасия myfhology.narod.ru
Подобных протоколов сохранилось немного, документированы единичные случаи ликантропии из тысяч и тысяч. Психоз «помогал» во времена дичайшего голода: позволял людям или списывать на оборотней людоедство, или же безумием «заслониться» от бога, когда отчаяние приводило к людоедству.
Теологические споры завершились выводом, что дьявол не превращает человека в волка, а только одевает его облаком и заставляет других видеть в нем зверя. Рождается оборотень от нормальной женщины, грешившей с бесом . Или с оборотнем. Едва она забеременела - возврата уже нет, дитя обречено темным силам. Более обычный случай появления оборотня:
вселение в человека дьявола или колдовство. В обоих случаях жертва никакой силой воли не может справиться с роковой метаморфозой. Можно также заразиться ликантропией при контакте с оборотнем - через порез на коже, если туда попадет слюна человекозверя, или от укуса. (Впрочем, варварский аппетит чудовища редко ограничивается укусом...) В некоторых восточноевропейских преданиях на оборотня нет никакой управы - даже крестом нельзя отвадить! По сербским поверьям, можно обезопасить дом от оборотней, натерев его по щелям чесноком. Убить оборотня можно лишь серебряной пулей или жезлом, благословенным в той или иной церкви...
Особые случаи оборотничества - когда зло само ищет выход из человека, и он сам норовит стать монстром. Во время ведьминых шабашей такие люди на перекрестках дорог или опушках леса оставляют клочки своих волос, кожи. капельки крови. Дьявол собирает это приношение и одаряет негодяев особым втиранием, составленным из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, разумеется, волка. В полнолуние мерзавец обратится в оборотня. В быту оборотня можно опознать по запавшим глазам, которые светятся в темноте, по шелудивым ногам, по шерсти на ладони, по тому, что указательные пальцы у них длиннее средних, а при нарождающемся месяце на бедре выступает тайный знак...
Оборотню в «большой литературе» не повезло. Сюжет использован доброй сотней писателей - начиная с эпохи романтизма в моду вошло демоническое и иррациональное, и оборотень стал перебегать из романа в роман. Но настоящих удач не было. Даже с конвейера Дюма-отца оборотень вышел какой-то анемичный и совершенно нестрашный...
Но зато отыгралось на оборотнях кино! Со своего первого экранного появления в 1913 году человековолк прочно утвердился в массовом кинематографе. В 1981 году приза «Оскар» удостоился герой фильма «Американский оборотень в Лондоне» - «за лучший грим»! Сюжет картины немудрящий, но техническое совершенство съемок сразило даже привычных ко всему зрителей: волчьи клыки, шерсть, морда вырастали прямо на глазах - крупным планом, так сказать. без подделки.
Находку поспешили тиражировать в новых фильмах об оборотнях. Как и в других случаях, коммерческий успех в массовом кинематографе одновременно свидетельствует о закате доброго старого мифа...
Превращения в волка современный человек боится в последнюю очередь. В круго-верти городских буден не превратиться бы в автомат! Или. как подсказывают те же фантастические кинозрелища, в инопланетянина. Те тоже «произрастают изнутри» человека, узурпируют и тело его и сознание. Хоть волком вой от подобных фантазий!
Оборотень как фантастическое существо просуществует еще долго. Наверно, пока жив его основной компонент - человек, существо совершенно фантастическое и непредсказуемое. И только когда ненависть человека к человеку наконец окажется выдумкой, которую мы долгое время - веков сорок - принимали за правду, а недоверие превратится в смешной пережиток, вздорная фантазия о человеко-нечеловеке останется невостребованной.

Про оборотничество мы, казалось, знаем все. Ведь образы оборотней присутствуют во всех мифологиях мира, не исключая и славянскую. У каждого - свои особенности. Каков же славянский оборотень?

Мифологическое существо, способное временно менять свой облик, магическим путем превращаясь (оборачиваясь, перекидываясь) из человека в другое существо, растение или предмет, или наоборот. Чаще всего люди-оборотни превращались в животных.

Оборотничеством занимались люди, способные к колдовству. Причем далеко не обязательно для причинения вреда другим.

Какие легенды рассказывали о славянских оборотнях?

На Руси оборотничество не считалось признаком зла. К тому же, оборотнями в славянской мифологии были Боги. Велес , например, мог появиться среди людей в виде медведя, а излюбленным обликом Ярило был волчий. Сказывают былину про Вольха Всеславьевича, мощного богатыря, способного превращаться в волка. Есть в нашем эпосе Змей Огненный Волк - сын Змея-Горыныча в облике человека, настоящий славянский оборотень.

Какими же бывают славянские оборотни? Подлинные северные былички

В волков и прочих животных, а то и в предметы, превращались колдуны и ведьмы:

Делались волкам колдуны. Ены бегали, как собаки. Бывало, застрелют, а в волчьей шкуре-то человек.

Вот раньше такие колдуны были, например, на сына своего рассердится и сделает его волколаком. И будет этот сын, как собака. Сделал один колдун своего сына волколаком на шесть лет. А бывает, что на три или на год. И ходил он по свету. У него на шее была красная лента, поэтому и не трогал его никто. А когда вышли эти года, он снова стал человеком.

Были и те, кто родился оборотнями. Они не могут контролировать свои способности и превращаться в зверей по желанию.

У папы на глазах человек в медведя оборотился. В воды вошел человек, а вылез медведем, в лес ушел и сказал одежды его не жгать. А они сожгали, он и остался медведем. Он пояс только не снял. Пошел в стадо, коров задрал, какие люди ему неприятность сделали. Его убили, а на нем ремень.

А дедко раз говорит: «Бабка, ноцью ногу на меня не закидывай, будет медвежья нога». Она-то как-то накинула, и правда, наутро нога медвежья.

Другой вид «оборотней поневоле» - жертвы колдовства:

Вот раньше: не хочет мать, чтоб женились, она нашла колдунью, они поехали венчаться, едут оттуль на лошадях, и вот вдруг лошади остановились, и молодые превратились в волков обои и в лес побежали.

Подобные оборотни в славянской мифологии к людям настроены доброжелательно, опасны только для тех, кто навел на них заклятье.

Чары с них можно снять через определенный срок или при особых условиях.

Колдунья заколдует - и он оборотень. Больше в медведя оборачивает, особенно парней, девчонки - в птичек. Зла-то он [оборотень] не делает, и срок у его тож свой есть. Обратно будет, когда кто его сможет полюбить в таком виде. Он весь срок таким пугалом будет бегать.

Оборотничеством могли заниматься обычные люди. Обычно превращение в животное служило какой-то определенной цели: сбежать из-под нежеланного венца, ради охоты, чтобы скрыться от врагов.

Как уже упоминалось, в славянской мифологии, Боги и Предки являлись животными и птицами. Богиня Лада - лебёдушкой, Сварог -кузнец - огненным вепрем, Купало -летнее солнышко - рыжим петухом, Предки спускаются с неба птицами.

Как распознать славянского оборотня?

Говорили, что склонных к оборотничеству можно различить внешне. На голове у них растет «волчья шерсть». Когда встречали животное, то смотрели, как у него повернуты колени - если вперед, то под шкурой скрывается человек. Также полагали, что зверь-оборотень отражается в воде в своем истинном, человеческом облике. Свидетельствует об оборотничестве и необычное поведение животного (например, очень разумное), особые приметы в облике (нет хвоста, белая полоса на шее, белый цвет шкуры или перьев).

Как можно превратиться в оборотня?

Те, кто желал сам стать зверем или заколдовать другого, читали для этого особые заговоры. Затем переворачивались через символическое препятствие. Оборотнями невольно становились, перешагнув через заклятую вещь. Оборачивались обратно в людей или по окончанию срока, или если на зверя набрасывали одежду, давали ему поесть «благословенной» еды.

Славянские способы защиты от оборотней

Если оборотень нападал, надо было ударить его наотмашь, нанести ему повреждения, которые будут непременно заметны в обычном облике (так вычисляли, кто именно является злым оборотнем). Еще можно найти предмет, с помощью которого оборотень проводил ритуал превращения и похитить его.

Оборотень - один из персонажей славянской мифологии. Сам его образ подчеркивает связь человеческого и природного начала. Наши предки верили, что они были тесно взаимосвязаны. Изучая мифы славян, мы сами становимся ближе к природе.

Подробнее о славянской мифологии.

Оборотни миф или реальность

Как и все в мире, многомерную человеческую природу возможно использовать как в высших, так и в низших целях. Кроме тех способностей, которые справедливо относятся к будущим эволюционными достижениями человечества, определенный круг людей, именуемый колдунами и черными магами, отдавал предпочтение использовать многомерную природу организма человека далеко не в духовных целях. Одной из необычных способностей, доступной магам и колдунам, было превращение человека в животное, называемое в народе оборотничеством. О такой способности, доступной узкому кругу людей, говорится в преданиях всех стран мира. Известно что народная фантазия всегда была богата на выдумки, но известно и другое - дыма без огня не бывает.

В основе всех поверий, как правило, лежит какое-то реальное явление, дающее основу для «устного народного творчества». Вероятно, наиболее фантастическим из всех традиционных суеверий является представление . Возможно ли превращение человека в животное? С точки зрения рационалистического, современного мышления вера в оборотней может показаться наивной сказкой - не более. И все-же в мире существует много такого, что, не укладываясь в рамки здравого смысла, все же живет и действует! Более того - многое, что ранее считалось сказками, в наше время получило новый угол рассмотрения благодаря знакомству с эзотерическими науками.

Эзотерика утверждает, что основой для такого рода превращений является многомерная природа человека, которая является причиной всех чудес и паранормальных возможностей в 99 % случаев их подлинного проявления. Именно наличие в физическом человеческом теле невидимого тонкоматериального двойника - носителя сознания, способного к самостоятельным действиям вне своей физической оболочки - и является основой самого загадочного превращения из всех, на которые способен человек.

Явление оборотничества даже в фольклоре рассматривается как составная часть магического искусства. Оборотнями как правило являлись «профессиональные» колдуны, в арсенале которых есть и другие «фокусы». Но известны и такие случаи, когда оборотничество было как бы прирожденной способностью редких людей, не занимавшихся колдовством. Эта таинственная способность присутствовала в человеке попросту от рождения. Но такого рода явления встречались в значительной мере реже, чем оборотничество колдунов.

В деревнях, в которых жили колдуны-оборотни, как правило, все быстро узнавали об их «странностях». Известны были и последствия их рисковых и жутких превращений: если подстрелить животное-оборотня, то у человека, в которого он после превратится, будет рана на том же месте, что и у зверя. А вот поверье что оборотня можно убить лишь серебряной пулей, относится уже к позднейшим легендам. Серебро действительно является металлом с сильнейшими оккультными свойствами, оно имеет способность хорошо проводить и аккумулировать в себе духовные энергии. Но оборотня возможно убить и без серебряной пули, так же как и обычное животное. Хотя рассказы о том, что животное-оборотень обладает особенной хитростью, изворотливостью и физической силой, также верны.

К. Кастанеда в одной из своих книг описал случай, который произошел с деревенской колдуньей, умевшей превращаться в собаку. Эта собака любила лазить в дома соседей, жителей индейской деревни, и воровать у них мясо и сыр. Местные жители знали о том, что за собака забирается иногда в их дома, и не трогали ее. Тем более что колдунья жила бедновато. Но как-то собака забралась в дом человека, который не стал церемониться с незваной гостьей. Сняв со стены ружье он выстрелил в нее. Собака погибла, и в тот же час умерла в своем доме женщина-оборотень.

«Другой путь»

Ученый-востоковед В.Н.Туркин, живший на протяжении многих лет в Индии и Тибете, в беседе с ближайшими учениками подтверждал возможность существования невидимых психоэнергетических связей между человеком и животным, в частности, явления, которое в народе называется оборотничеством. Очень любопытен в данном вопросе подход к этой проблеме именно ученого. Люди «западного», рационалистического, мышления привыкли рассматривать все необъяснимые явления в соответствии с одним критерием - научно это или ненаучно. Современная жизнь показывает, насколько узок такой критерий. Ведь наука знает далеко не о всех явления природы в силу того, что сам метод научного постижения мира, основанный, как правило, на видимых результатах, не может охватить собой все явления бытия и в особенности ту область, которая соприкасается с миром других измерений.


Так, к примеру, другой выдающийся востоковед, человек широкого мышления и огромных знаний, профессор Ю.Н.Рерих, стремясь воспитать в своих учениках наиболее объективный и непредвзятый подход ко всем явлениям жизни, рассказывал им о том, что существует два пути постижения мира - путь науки и… другой путь. Ю.Н.Рерих говорил, что «другой» путь был у человека до того, как он подошел к цивилизации. И теперь на Западе такой путь позабыт, но на Востоке, в тех уголках земли, которые остались не причастными к цивилизации, этот путь остался. А вместе с этим таинственным «ненаучным» путем постижения мира на Востоке остались и не менее загадочные явления, непостижимые и невозможные с научной точки зрения. Не случайно многие ученые-востоковеды свидетельствовали о том, что именно на Востоке явление оборотней хорошо известное и в наше время и ни у кого не вызывает сомнений…

Одна из учениц известного востоковеда, Т.Я.Елизаренкова, так передавала рассказ ученого об оборотнях: «В глухом районе Индии, в деревне на краю джунглей, ссорятся между собой два человека. Ссора смертельная, и один из спорящих запирается в своей хижине и сосредоточивается. Его сосредоточенность приводит к тому, что он становится одним целым с тигром-людоедом в джунглях. Он сидит у себя дома, не ест и не пьет, находится в особенном состоянии полной сосредоточенности. Вся деревня замирает, все знают, какой будет развязка. Исходов может быть два. Тигр бродит, петляет вокруг деревни. Если он настигнет противника и убьет, то связь между тем, кто сидит в хижине сосредоточенный, и тигром разрывается. А если противнику удастся убить тигра - тот, кто сосредоточен, в этот момент умирает».

Явление оборотней любопытно прежде всего тем, что затрагивает иные миры и материи, которые современная наука только начинает изучать.

Однажды во время беседы с Ю.Н.Рерихом тему оборотней затронул и известный писатель-фантаст И.А.Ефремов, сказав, что это явная выдумка. Но, как вспоминала участница этой беседы А.Д.Арендт, Ю.Н.Рерих возразил абсолютно серьезным тоном, что это вовсе не выдумка и что в некоторых индийских племенах могут установить такую связь через астрал и другие планы. «Если такое животное убивают на охоте, его, так сказать, “напарник”, то есть человек, завязавший с ним оккультную связь, тоже умирает. С помощью этого животного человек способен видеть обстановку в джунглях и окружение этого зверя»,- рассказывал ученый.

Итак, - как средство таинственной связи человека с животным! В чем же состоит механизм такой связи? Сейчас уже не возникает сомнений, что - это не выдумка и не миф, а реальное явление, часть которого, кроме того, является структурным элементом организма самого человека. У есть способности, которые издавна знают и применяют колдуны и маги. Будучи в полном смысле слова носителем сознания и жизненного начала, астральное тело имеет способность переносить и то и другое не только в мир иной, но и в другие физические тела-оболочки. Сознание человека может покинуть его физическое тело и переместиться в физическое тело животного.

Как становятся оборотнями

Как же происходит загадочный процесс превращения человека в животное? Е.И.Рерих, отвечая в своих письмах на вопросы друзей, описала один такой случай, который произошел во время выступления индийского факира: «В Индии и сейчас можно увидеть феномен переноса жизненного принципа. Так, один факир в присутствии нескольких европейцев оживил только что убитого воробья (задушенного). При этом сам он впал в транс, и, пока он находился в этом состоянии, воробей ожил и начал даже летать, но, лишь только факир пришел в себя, воробей вновь околел». Описывая этот случай, Е.И.Рерих подчеркнула, что такого рода использование способности перенесения жизненного принципа мог допустить только факир: йог никогда не позволил бы убивать птицу для проведения подобного эксперимента.

Вполне вероятно, что астральная связь между человеком и животным, о которой упоминал Ю.Н.Рерих, в явлении оборотней может принимать и другие формы. Но тот факт, что некоторые из магов способны «вселять» свое астральное тело в физическое тело животного, подтверждено старинным народным поверьем, что когда оборотень-животное подходит к водоему или к зеркалу, на их поверхности отражается полупрозрачная фигура человека, а не только физическое тело животного. «Переселением» астрального человеческого тела в тело животного объясняется и тот факт, что раны, нанесенные животному-оборотню, появляются на теле вселившегося в него человека.

О таких случаях повествует и славянский фольклор: если ведьме-оборотню, превращающейся в свинью или кошку, отсечь ухо или лапу, то и в «человеческом образе» ведьма лишится уха или руки. Кроме свиней и кошек русские и украинские ведьмы и колдуны были способны превращаться в лошадей, баранов, волков, собак. Западноевропейский фольклор добавлял в этот список еще и медведей. На Востоке, кроме тигров, были «популярны» также оборотни-леопарды. Японцы зверем-оборотнем издавна считают лису.

Явление оборотничества имело большое разнообразие не только в отношении того, в кого возможно было превратиться, но и в отношении способов превращения. Вариант, когда астральное тело человека переселяется в тело животного, а его физическое тело находится в состоянии транса,- это, оказывается, не единственный способ оборотничества. Согласно легендам и свидетельствам очевидцев, оборотень может превратиться из человека в животное почти мгновенно и… вместе со своим физическим телом. Последнее довольно трудно себе представить - и тем не менее…

В некоторых эзотерических источниках имеются указания на то, что в человеке, верней в его энергетическом комплексе, есть так называемое низшее ментальное тело - принцип, который когда-то был в организме доисторических животных, давно уже вымерших. Этот принцип представляет собой некий мост связи между энергетической природой человека и древних животных форм. В астральном теле современного животного этого принципа нет. А в энергетической структуре человека низшее ментальное тело осталось. Кроме того, всем известно, что человеческий эмбрион в утробе матери на разных стадиях своего развития повторяет своим внешним видом разные животные формы, будто собирая в себе генофонд всего животного царства Земли.

«Я действительно стал вороной?»

С выходом в свет серии интересных работ К.Кастанеды у нас, кажется, появилась возможность не только узнать об удивительных способностях человеческого организма, но и взглянуть на механику превращений человека в животное, так сказать, от первого лица. В ходе магической практики, которой обучали Кастанеду учителя-индейцы, ученику приходилось овладевать многими приемами традиционной магии, в том числе и искусствам превращаться в животных. Первым существом, в которое превратился отчаянный американский ученый, была ворона. Свои ощущения Кастанеда описывал так:

«Я чувствовал, как у меня вырастают птичьи лапы, вначале слабые и дрожащие. Я ощущал, как из задней части моей шеи выходит хвост, а из скул - крылья. Крылья были туго свернуты. Чувствовал, как постепенно они выходят. Процесс был трудным, но не болезненным. Затем я моргал до тех пор, пока моя голова не уменьшилась до размера вороньей. Но самый удивительный эффект произошел с моими глазами. Я начал видеть, как птица! Пока дон Хуан не велел мне смотреть вбок, у моих глаз не было по сути полного обзора. Я мог, мигая одним глазом, сдвинуть фокус зрения с одного глаза на другой. <…> Я помню, что “распластал свои крылья и полетел”. Я чувствовал себя одиноким, проносясь по воздуху. <…> Это больше походило на ходьбу, чем на полет. И утомляло мое тело. Ощущения свободного парения и воодушевления не было».

Конечно, возникает вопрос: в действительности ли физическое тело Кастанеды превратилось в ворону? Или в состоянии особенного транса его сознание «переселилось» в тело вороны, как это чаще всего бывает с оборотнями? Кастанеда задал своему учителю неизбежный вопрос: «Я действительно стал вороной? То есть что - любой, кто посмотрит на меня, примет меня за обыкновенную ворону?» Прямой ответ на этот вопрос Кастанеда получил несколько позднее. Дон Хуан сказал ему, что манипулирование сознанием, служащее основой для превращения в любое другое существо (это называлось у индейских магов «смещением точки сборки»), вызывает полную трансформацию организма человека, в том числе и его физического тела.

Продолжая тему экспериментов по превращениям, дон Хуан сообщил своему ученику, что ворона - это наиболее эффективный объект для превращения: «Ворона в безопасности. Ее размеры и природа идеальны. Она может безопасно проникать в любое место, не привлекая внимания. С другой стороны возможно стать львом или медведем. Но это весьма опасно. Эти твари довольно велики, чтобы превращаться в них, потребуется слишком много энергии. Можно еще стать ящерицей, или тараканом, или даже муравьем, но это еще более опасно, потому что крупные животные охотятся за мелкими».

Судьбы представителей животного царства в самом деле могут быть загадочными. Но наибольшую загадку природы представляет собой гомо сапиенс. Непостижимо загадочный, изучаемый, но неизученный, он еще долго будет манить самого себя тайнами своего внутреннего существа.