– молодой лакей
Прохожий
Начальник станции
Почтовый чиновник
Гости, прислуга

Действие первое

Рассвет. Уже май. В саду цветут вишневые деревья. Однако ещё холодно. Окна в комнате, которую до сих пор называют детской, закрыты. В доме все ждут приезда хозяйки из Парижа. Раневская Любовь Андреевна должна приехать с 17-летней дочерью Аней, гувернанткой Шарлоттой и лакеем Яшей. В комнате беседуют горничная Дуняша и купец Лопахин Ермолай Алексеевич. Дуняша очень волнуется, а Лопахин переживает, что проспал на станции, а поезд приехал с опозданием и он не смог встретить Раневскую.

Лопахин вспоминает, как 5 лет тому назад Любовь Андреевна уехала за границу. Говорит, что она всегда была к нему добра и часто жалела. Его предки были у нее крестьянами, а теперь он вот разбогател. Сам он про себя говорит, что хоть от мужиков и откололся, так благородным и не стал, но богатство сумел нажить. Появляется конторщик Епиходов. Он принес букет цветов для столовой, который тут же роняет. Он жалуется, что с ним все время случаются несчастья, но он уже привык. Ещё жалуется на сапоги, которые скрипят. Дуняша рассказывает, что Епиходов делал ей предложение, но она отказалась, потому что он как «двадцать два несчастья». Однако искреннее жалеет его.

Слышатся звуки экипажа. Поднимается суматоха. С палочкой проходит 87-летний лакей Фирс в старинной ливрее. Затем появляются Раневская с дочерью Аней, братом Гаевым и прислугой. Раневская от радости плачет, вспоминает былые годы. В этой детской прошло и ее детство. Она всех узнает. Здесь и Варя, которую она называет монашкой. Гаев возмущается, что поезда ходят с опозданием. Дуняша очень рада приезду господ. Она пытается рассказать уставшей Ане про Епиходова и про то, как он ей делал предложение. Однако та не слушает, она не спала четыре ночи, все беспокоилась. Дуняша также упоминает Петра Сергеевича. Говорит, что он живет в бане.

Варя просит горничную сварить кофе, а сама в это время беседует с Аней. Аня жалуется на тяжелую поездку с досаждающей гувернанткой Шарлоттой Ивановной. Варя замечает, что все верно, так как семнадцатилетней девушке нельзя путешествовать одной. Аня рассказывает, как нашла мать в Париже среди чужих людей и без гроша. Она продала свое имение в Ментоне, но денег не осталось. Однако Любовь Андреевна сознательно не хочет понимать своего положения. Она все также заказывает дорогие и изысканные блюда, дает чаевые лакеям. Таким образом, денег еле хватило, чтобы приехать в Россию. А на повестке теперь продажа этого имения. Варя очень расстроена, слушает со слезами.

Аня спрашивает Варю, не делал ли ей Лопахин предложения. Варя говорит, что нет и не нужно, так как из этой любви ничего путного не выйдет. Появляется Дуняша с кофе. Она заигрывает с лакеем Яшей, который старается походить на заграничного франта. Варя мечтает о том, чтобы выдать выгодно Аню замуж, а самой уехать к святым местам. Затем она говорит, что уже поздно и Ане надо бы отдохнуть. Аня с грустью вспоминает, как несколько лет назад здесь умер ее отец, а затем и младший брат Гриша, который утонул в реке. Раневская бежала из этого дома без оглядки. А теперь здесь живет бывший учитель брата – Трофимов, и он может напомнить матери про былое горе.

Входит Фирс и ворчит, что Дуняша забыла подать сливки к кофе. Затем появляется Раневская с братом и Пищиком. Она очень рада видеть Фирса в добром здравии и вообще рада быть дома. От счастья она даже целует мебель. Аня прощается и уходит спать. Варя намекает Лопахину и Симеонову-Пищику что уже поздно, пора и честь знать. Лопахин перед уходом признается Раневской, что любит ее больше, чем родную. Он напоминает, что их имение за долги будет выставлено на продажу в конце августа. Однако выход есть. Он предлагает вырубить старый вишневый сад, разбить землю на дачные участки и сдавать в аренду. Это будет приносить Раневской двадцать-пять тысяч в год. Раневская и Гаев против. Они говорят, что их сад самый лучший в губернии.

Варя приносит матери телеграммы из Парижа. Та рвет их, не читая, и выбрасывает. Она говорит, что не хочет новостей из Европы. Гаев вспоминает, что их шкафу более ста лет. Обращаясь к шкафу, он произносит торжественную речь, затем отправляется спать. Лопахин уходит, обещает вернуться через недели три. Симеонов-Пищик хвалит Лопахина за находчивость, затем просит у Раневской денет, но у нее их нет. Варя с матерью и дядей смотрят в окно. Они любуются садом. Раневская рассказывает, что этот сад ассоциируется у нее с детством.

Появляется Петя Трофимов. Любовь Андреевна в растерянности. Варя напоминает, что это бывший учитель Гриши. Вспомнив о своем погибшем мальчике, она плачет. Как оказывается, Петя заметно подурнел. Про себя он говорит, что вынужден оставаться вечным студентом. Когда Пищик снова просит денег, Раневская говорит Гаеву, чтобы тот дал. Варя сокрушается и говорит, что мать ничуть не изменилась. Все также сорит деньгами. Гаев начинает мечтать о наследстве или о том, чтобы выдать Аню выгодно замуж. Он говорит, что на крайний случай можно попытать счастье у зажиточной тетки в Ярославле. О своей сестре говорит, что она добрая и славная, но порочная. В дверях стоит Аня и все слышит. Она делает замечание дяде и просит не говорить всякую ерунду о своей сестре.

Гаев признает свою ошибку. Затем он начинает строить планы о том, как сохранить имение. Он предполагает, что Лопахин даст денег взаймы на оплату процентов по векселям. Аню он предлагает отправить в Ярославль к бабушке. Он обещает, что приложит все усилия, чтобы имение не было продано. Аню это успокаивает. Фирс ругает Гаева за то, что тот до сих пор не спит. Варя рассказывает Ане, что слуги считают ее скупой. Затем она замечает, что Аня сидя уснула и вовсе ее не слушает. Варя ведет сестру спать и сталкивается с Трофимовым. Тот называет Аню солнышком и восхищается ею.

Действие второе

Действие происходит в поле рядом со старой часовенкой. Вдали виднеется усадьба Гаева и вишневый сад. На скамье сидят Дуняша, Яша и Шарлотта. Епиходов рядом играет на гитаре. Шарлотта рассказывает о своем детстве. Ее родители были циркачами и брали ее на гастроли. Когда они умерли, девочку воспитала какая-то немецкая госпожа. У Шарлотты нет паспорта, и она даже не знает, сколько ей лет. Госпожу, воспитавшую ее и отдавшую в гувернантки, она тоже не помнит. Епиходов восхищается гитарой и называет ее мандолиной. А также он говорит, что носит с собой пистолет, порой хочет застрелиться. Шарлотта замечает, что его должно быть любят женщины.

Дуняша отсылает Епиходова за своей накидкой. В то же время она беспокоится, что он застрелится. Говорит, что в господском доме она вся стала чересчур чувствительная. Кто-то идет, она отсылает и Яшу, чтобы никто такого не подумал про них. Появляются Раневская, Гаев и Лопахин. Лопахин опять интересуется, что делать с садом и согласны ли хозяева разбить его на дачные участки. Раневская говорит, что кто-то курил отвратительные сигареты. Затем она заглядывает в свой кошелек и огорчается. Она понимает, что бездумно тратит деньги, в то время как Варе приходится на всем экономить. Портмоне падает и рассыпается золото. Яша собирает его. Она опять вспоминает, как бездумно тратила деньги в ресторанах на дрянную еду.

Лопахин возвращает ее к разговору об имении. Говорит, что его не прочь купит Дериганов. Гаев отвечает, что их тетушка из Ярославля обещала выслать денег, но не сказала, сколько и когда. Лопахин возмущается тем как неделовито хозяева подходят к вопросу. Говорит, что всячески старается им помочь, а они все ждут чуда. Раневская с Гаевым замечают, что дачники – это пошло. Лопахин обижается и собирается уйти, но они его останавливают. Раневская просит остаться. Она рассказывает, что ей, на самом деле, безумно стыдно. Она верит, что это наказание за ее грехи.

Мало того, что она всегда сорила деньгами, так она ещё и вышла замуж за человека пьющего и живущего в долг. Затем она полюбила другого, но погиб ее сын. Когда она в ужасе бежала в Париж, тот человек последовал за ней. Там она купила дачу, а он заболел. Она ухаживала за ним три года, не ведая покоя, а он измучил ее, обобрал и сошелся с другой. Раневская даже пыталась отравиться. Теперь ей захотелось вернуться на родину и искупить свои грехи. А из Парижа пришла телеграмма от ее бывшего возлюбленного, в которой он умоляет ее вернуться.

Лопахин рассказывает, что смотрел смешную пьесу, а Раневская говорит, что ему бы на себя почаще в зеркало смотреть. Ведь он серо живет и говорит много ненужного. Он говорит, что отец его был человеком темным, так ничему его и не научил. Раневская говорит, что жениться ему надо и добавляет, что на Варе, так как она хорошая девушка. Он не возражает. Появляется Фирс и приносит Гаеву пальто. Раневская говорит, что постарел Фирс, а он отвечает, что итак долго живет. Гаев опять мечтает о векселе на оплату долгов. Лопахи его приземляет и говорит, что ничего не выйдет.

Приходят Варя, Аня и Петя Трофимов. Лопахин посмеивается над Трофимовым и говорит, что ему скоро уж пятьдесят, а он все в студентах ходит. Петя же про Лопахина говорит, что тот хищник, нужный в природе. Раневская возобновляет с Петей разговор о «гордом человеке». Тот говорит, что нечем гордиться, надо идти работать. По сути человек груб и неумен. Довольно ему восхищаться собой, надо заниматься работой. А в России пока немногие работают. Большая часть интеллигенции прозябает и к труду не стремиться. Лопахин отмечает, что сам работает с раннего утра и до ночи, а вокруг мало порядочных людей. Гаев говорит о природе, как она совершенна и прекрасна. Все замолкают и прислушиваются к звукам. Где-то лопается струна.

Подвыпивший прохожий спрашивает, в какой стороне станция, а потом просит копеек тридцать на дорогу. Раневская подает ему золотой, так как мелочи у нее нет. Варя возмущается, что дома есть нечего, а мать сорит деньгами. Раневская говорит, что отдаст ей все, что имеет, так как сама не умеет распоряжаться деньгами. Затем она просит у Лопахина взаймы и говорит Варе, что просватала ее. Та обижается, со слезами на глазах говорит, что с этим не шутят. Лопахин снова напоминает, что 22 августа уже торги.

Аня с Петей остаются одни. Петя говорит, что Варя боится их оставлять одних, но ей их не понять. У них ведь другая цель, они выше любви. Аня жалуется, что стала другой, даже вишневый сад уже не любит. Трофимов замечает, что вся страна словно сад. А сад вишневый – это словно ее родословная, с каждого листочка смотрят ее крепостные предки. Он также философствует о русских людях и их образе жизни. Говорит, что нужно искупить грехи предков, работая без устали. Аня говорит, что покинет дом. Он уговаривает ее бросить все и стать свободной как ветер. Варя зовет Аню, но она убегает. ­

Действие третье

В доме Раневской проходит бал. Гостиная от залы отделена аркой. Играет еврейский оркестр. В комнате танцуют пары: Пищик с Шарлоттой, Петя с Раневской, Аня с почтовым чиновником, Варя с начальником станции. Варя незаметно плачет. Пищик сетует на свою бедность. Петя отмечает, что есть что-то лошадиное в его фигуре. Пищик не обижается, ведь лошадь – доброе животное. Трофимов дразня, называет Варю «мадам Лопахиной», а она его в ответ – «облезлым барином». Варя говорит, что зря наняли музыкантов, ведь платить нечем. Раневская все ждет брата с торгов, надеется, что тот сможет выкупить их имение на деньги ярославской тетушки.

Шарлотта показывает фокусы. Все в восторге. Петя опять дразнит Варю, а она злится. Когда Раневская спрашивает ее, почему она не рада быть Лопахиной, Варя отвечает, что он возможно и хороший человек, но ведь негоже ей самой делать ему предложение. Все вокруг уже судачат, называют их жених с невестой, а он все молчит. Варя говорит, что если бы у нее было, хотя бы сто рублей, бросила бы все да ушла в монастырь. Раневская просит Трофимова больше не дразнить девушку и оставить ее в покое. А он говорит, что зол на нее оттого, что она не оставляла их с Аней одних все лето. При этом добавляет, что они с Аней выше всякой любви.

Раневская просит Петю утешить ее и сказать, что с имением все будет в порядке. Он говорит, что не надо обманывать себя, дело ведь вовсе не в имении. Она просит пощадить ее, говорит, что любит Петю как родного, даже Аню отдала бы за него, но ему нужно доучиться. Петя указывает на телеграмму, упавшую рядом с Раневской. Она объясняет, что это ее бывший возлюбленный из Парижа пишет, просит вернуться к нему. Она также говорит, что, несмотря на то, что он ее обобрал и предал, она не может жить без него. Петя удивляется и осуждает ее, на что Раневская говорит, что ему пора самому повзрослеть и влюбиться, уж столько лет, а он все гимназист второго класса. Он обижается и убегает.

Она кричит вслед, что пошутила. Слышен грохот. Петя падает с лестницы. Раневская бежит туда и просит у него прощения. Прибегает Аня и говорит, что сад продан. Раневская переживает за слуг, за Фирса, говорит, что не знает, куда их девать. Яша просится с ней в Париж. Варя ругает Епиходова, что тот ничего не делает, а только ходит как гость. Затем она палкой Фирса случайно ударяет входящего в зал Лопахина. Тот радостно заявляет, что торги закончились и теперь он – новый хозяин этого имения. Гаев опоздал на поезд и приехал поздно. Он расстроен, что не смог купить имение и плачет. А Лопахин рассказывает, как торговался с Деригановым и в итоге дал девяносто тысяч за вишневый сад. Он рад владеть имением, в котором его предки были рабами.

Лопахин просит музыкантов играть, вслух мечтает, как вырубит сад и построит дачи, а также как его дети и внуки будут расти в имении. Раневская расстроена. Он говорит ей, что надо было раньше думать и прислушаться его. А теперь поздно. Лопахин называет себя новым помещиком, владельцем вишневого сада. Аня подходит к матери и утешает ее. Говорит, что с садом уже ничего не поделать и обещает, что они посадят новый сад.

Действие четвертое

В комнате стоит багаж. Отъезжающие собирают вещи и прощаются. Лопахин зовет всех выпить, но никто не хочет. Он напоминает, что до поезда сорок шесть минут. Про себя говорит, что зимой поедет в Харьков, а то скучно тут без работы. Петя говорит Лопахину, чтобы сильно не размачивал руками. На прощание Лопахин предлагает ему денег, но тот отказывается. Лопахин говорит, что Гаев устроился работать в банк на шесть тысяч в год, но, наверное, долго там не удержится, очень уж ленив.

Появляется Аня и просит не вырубать сад до их отъезда. Аня интересуется у Яши про Фирса, отправили ли его в больницу, но тот не уверен. Яше говорят, что пришла его мать попрощаться, но он не выходит. Говорит, что хочет скорее уехать подальше от всего этого невежества. Появляются Раневская с Гаевым. Они расстроены, прощаются с имением. Любовь Андреевна прощается с дочерью. Аня решила начать новую жизнь. Пойдет работать в гимназию и будет помогать матери. Раневская говорит, что в Париж едет на деньги тетушки из Ярославля, а Аня надеется, что та скоро вернется.

Раневская напоминает Лопахину о Варе. Просит не тянуть и сделать девушке предложение. Он говорит, что так и сделает. Но как появляется Варя, начинает говорить о пустяках. Варя сообщает, что будет экономкой у Рагулиных. Все прощаются и шумно уезжают. Епиходов остается ответственным за дом. Лопахин дает ему последние указания, затем запирает дом и уходит. В запертом доме остается один Фирс. Он сам болен, но все переживает за Гаева, чтобы тот не забыл одеть пальто. С неба слышится отдаленный звук лопнувшей струны. А вокруг тишина. И только слышно, как в саду топором вырубают деревья.

Комедия в 4-х действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Раневская Любовь Андреевна , помещица.

Аня , ее дочь, 17 лет.

Варя , ее приемная дочь, 24 лет.

Гаев Леонид Андреевич , брат Раневской.

Лопахин Ермолай Алексеевич , купец.

Трофимов Петр Сергеевич , студент.

Симеонов-Пищик Борис Борисович , помещик.

Шарлотта Ивановна , гувернантка.

Епиходов Семен Пантелеевич , конторщик.

Дуняша , горничная.

Фирс , лакей, старик 87 лет.

Яша , молодой лакей.

Прохожий.

Начальник станции.

Почтовый чиновник.

Гости, прислуга.

Действие происходит в имении Л. А. Раневской.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.

Лопахин . Пришел поезд, слава богу. Который час?

Дуняша . Скоро два. (Тушит свечу.) Уже светло.

Лопахин . На сколько же это опоздал поезд? Часа на два, по крайней мере. (Зевает и потягивается.) Я-то хорош, какого дурака свалял! Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал… Сидя уснул. Досада… Хоть бы ты меня разбудила.

Дуняша . Я думала, что вы уехали. (Прислушивается.) Вот, кажется, уже едут.

Лопахин (прислушивается) . Нет… Багаж получить, то да се…

Пауза.

Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой, покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. "Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет… "

Пауза.

Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

Пауза.

Дуняша . А собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут.

Лопахин . Что ты, Дуняша, такая…

Дуняша . Руки трясутся. Я в обморок упаду.

Лопахин . Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.

Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.

Епиходов (поднимает букет) . Вот садовник прислал, говорит, в столовой поставить. (Отдает Дуняше букет.)

Лопахин . И квасу мне принесешь.

Дуняша . Слушаю. (Уходит.)

Епиходов . Сейчас утренник, мороз в три градуса, а вишня вся в цвету. Не могу одобрить нашего климата. (Вздыхает.) Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз. Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать?

Лопахин . Отстань. Надоел.

Епиходов . Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь.

Дуняша входит, подает Лопахину квас.

Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.) Вот… (Как бы торжествуя.) Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… Это просто даже замечательно! (Уходит.)

Дуняша . А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.

Лопахин . А!

Дуняша . Не знаю уж как… Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья…

Лопахин (прислушивается) . Вот, кажется, едут…

Дуняша . Едут! Что ж это со мной… похолодела вся.

Лопахин . Едут, в самом деле. Пойдем встречать. Узнает ли она меня? Пять лет не видались.

Дуняша (в волнении) . Я сейчас упаду… Ах, упаду!

Слышно, как к дому подъезжают два экипажа. Лопахин и Дуняша быстро уходят. Сцена пуста. В соседних комнатах начинается шум. Через сцену, опираясь на палочку, торопливо проходит Фирс, ездивший встречать Любовь Андреевну; он в старинной ливрее и в высокой шляпе; что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова. Шум за сценой все усиливается. Голос: «Вот, пройдемте здесь…» Любовь Андреевна, Аня и Шарлотта Ивановна с собачкой на цепочке, одеты по-дорожному, Варя в пальто и платке, Гаев, Симеонов-Пищик, Лопахин, Дуняша с узлом и зонтиком, прислуга с вещами - все идут через комнату.

Аня . Пройдемте здесь. Ты, мама, помнишь, какая это комната?

Любовь Андреевна (радостно, сквозь слезы) . Детская!

Варя . Как холодно, у меня руки закоченели (Любови Андреевне.) Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.

Любовь Андреевна . Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет.) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата.) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу.)

Гаев . Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?

Шарлотта (Пищику) . Моя собака и орехи кушает.

Пищик (удивленно) . Вы подумайте!

Уходят все, кроме Ани и Дуняши.

Дуняша . Заждались мы… (Снимает с Ани пальто, шляпу.)

Аня . Я не спала в дороге четыре ночи… теперь озябла очень.

Дуняша . Вы уехали в великом посту, тогда был снег, был мороз, а теперь? Милая моя! (Смеется, целует ее.) Заждались вас, радость моя, светик… Я скажу вам сейчас, одной минутки не могу утерпеть…

Аня (вяло) . Опять что-нибудь…

Дуняша . Конторщик Епиходов после святой мне предложение сделал.

Аня . Ты все об одном… (Поправляя волосы.) Я растеряла все шпильки… (Она очень утомлена, даже пошатывается.)

Дуняша . Уж я не знаю, что и думать. Он меня любит, так любит!

Аня (глядит в свою дверь, нежно) . Моя комната, мои окна, как будто я не уезжала. Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад… О, если бы я могла уснуть! Я не спала всю дорогу, томило меня беспокойство.

Дуняша . Третьего дня Петр Сергеич приехали.

Аня (радостно) . Петя!

Драматургия Антона Чехова особенная ниша в русской художественной литературе и вершина его творчества - данное произведение, о сюжетной линии которого может рассказать краткое содержание пьесы «Вишнёвый сад» для читательского дневника, а о богатстве образов героев и нестандартной лирической атмосфере - только полное прочтение.

Сюжет

Раневские Любовь и её дочь Аня возвращаются в родное поместье из Парижа после 5-летнего отсутствия. Семья находится на грани нищеты, после того как второй супруг Раневской ограбил её и сбежал.Теперь родовое имение Раневских под угрозой продажи за долги. Женщин встречают брат старшей Раневской и её приёмная дочь, всё это время проживающие в поместье.

Имение вместе с вишнёвым садом желает приобрести Лопахин, происходящий из крестьян, но прилично разбогатевший. Он намерен вырубить сад, а землю продать и сдать под дачные участки. Любовь в ужасе от такой перспективы. Она всегда жила и живёт иллюзиями, раздаёт деньги и не верит, что они вот-вот закончатся.

Сад и дом выставлены на торги. Их покупает Лопахин, мечтающий, но решающийся сделать предложение приёмной дочке Раневской. Любовь плачет, её успокаивает дочь. Женщины собираются для возвращения в Париж. В конце слышится стук топора - вишнёвый сад идёт под сруб.

Вывод (моё мнение)

В век, когда в цене в разы выросли выгода и личное обогащение, нет места томным воспоминаниям. Прагматикам не постичь романтиков.

/ / / «Вишневый сад»

Весна. Цветет вишневый сад в имении Раневской. Но он в ближайшем будущем будет продан за долги его хозяев. В предыдущие пять лет хозяйка имения Любовь Раневская со своей дочерью Анной жили за границей. Во время ее отсутствия за имение присматривал брат хозяйки Леонид Гаев и Варя – приемная дочь Раневской.

Любовь Андреевна привыкла жить на «широкую ногу». Но сейчас испытывала значительные материальные трудности. Около шести лет тому назад от алкоголизма скончался ее муж. Позже Раневская встретила и полюбила другого мужчину. Вскоре в семье Раневских произошло горе – в реке утонул ее младший сын Гриша. Не выдержав горя, Любовь Андреевна решила уехать во Францию. С ней поехал ее новый возлюбленный. Когда он заболел, Раневская была вынуждена поселиться на даче в Ментоне. Еще три года она ухаживала за ним. Немного позже, когда нужно было продать дачу, чтобы расплатится с долгами, он обворовал и сбежал от нее.

По приезду домой, Раневскую и ее дочь Анну встретили на станции Гаев и Варюша. В имении их ждала Дуняша, она была горничной, и Ермолай Лопахин. Его отец был крепостным в роду Раневских, но сам Ермолай выбился в люди. И еще Епиходов, он был конторщиком.

Всю эту идиллию нарушает Лопахин своим напоминанием Раневской о скорых торгах и продаже всего имения. Также он предлагает выход из ситуации, которая поможет рассчитаться с долгами. Это сдача земли, где растет вишневый сад, в аренду. Для Раневской такое предложение кажется неприемлемым. У нее в голове не укладывается, как можно вырубить ее любимый вишневый сад.

Позже Лопахин повторяет попытку уговорить Любовь Андреевну и Гаева последовать его плану с арендой земли. Но, последние, слушать его не хотят.

И вот уже наступило 22 августа – день проведения торгов. Очень некстати, в имении на эту дату был назначен бал. На балу играет еврейский оркестр, Шарлотта Ивановна показывает гостям свои фокусы. Раневская с волнение ожидает своего брата. Гаев поехал в Ярославль к ее тетушке за деньгами. Тетушка дала только пятнадцать тысяч, но этих тоже не хватит, чтобы расплатится с долгами.

Петр Трофимов пытается успокоить хозяйку, говорит, что вишневый сад уже отжил свое и продать его будет лучше. На что Раневская отвечает, что без сада она не видит смысла дальнейшей жизни.

И вот появляется восторженный Лопахин. Он объявляет, что имение продано, а покупателем стал он сам.

Дом постепенно пустеет, гости разъезжаются.

Раневская, переосмыслив произошедшее, вроде бы и рада продажи имения. Она переезжает в Париж и там живет на теткины деньги. У ее дочери Анны тоже началась другая жизнь. Закончив гимназию, перед ней открылся «новый» мир. Соседский помещик Симеонов-Пищик раздал все долги. Гаев стал банковским служащим. Варю взяли экономкой к помещикам Рагулиным. Все как-то устроились, у всех началась новая жизнь.

Только старый слуга Фирс остался в имении, про него как будь-то забыли. Наступает тишина, и только в саду слышен звук топора. Это рубят вишневый сад.

«Вишневый сад»- вершина русской драматургии начала 20-го века, лирическая комедия, пьеса, ознаменовавшая начало новой эпохи развития русского театра.

Основная тема пьесы автобиографична - обанкротившееся семейство дворян продает с аукциона свое родовое имение. Автор, как человек прошедший сквозь подобную жизненную ситуацию, с тонким психологизмом описывает душевное состояние людей, вынужденных в скором времени покинуть свой дом. Новаторством пьесы является отсутствием деления героев на положительных и отрицательных, на главных и второстепенных. Все они делятся на три категории:

  • люди прошлого - дворяне-аристократы (Раневская, Гаев и их лакей Фирс);
  • люди настоящего - их яркий представитель купец-предприниматель Лопахин;
  • люди будущего - прогрессивная молодежь того времени (Петр Трофимов и Аня).

История создания

Чехов начал работу над пьесой в 1901 году. В связи с серьезными проблемами со здоровьем, процесс написания был довольно нелегким, но тем не менее, в 1903 году работа была окончена. Первая театральная постановка пьесы состоялась через год на сцене Московского художественного театра, став вершиной творчества Чехова как драматурга и хрестоматийной классикой театрального репертуара.

Анализ пьесы

Описание произведения

Действие происходит в родовом имении помещицы Любови Андреевны Раневской, вернувшейся из Франции со своей юной дочерью Аней. На железнодорожной станции их встречают Гаев (брат Раневской) и Варя (ее приемная дочь).

Финансовое положение семьи Раневских близится к полному краху. Предприниматель Лопахин предлагает свою версию решения проблемы - разбить земельный участок на паи и отдавать их в пользование дачникам за определенную плату. Барыня тяготится этим предложением, ведь для этого придется распрощаться с ее любимым вишневым садом, с которым связано много теплых воспоминаний юности. Добавляет трагизма тот факт, что в этом саду погиб ее любимый сын Гриша. Гаев, проникнувшись переживаниями сестры, обнадеживает ее обещанием, что их родовое поместье не будет выставлено на продажу.

Действие второй части происходит на улице, во дворе имения. Лопахин, со свойственной ему прагматичностью, продолжает настаивать на своем плане спасения поместья, но на него никто не обращает внимания. Все переключаются на появившегося учителя Петра Трофимова. Он произносит взволнованную речь посвященную судьбе России, ее будущему и затрагивает тему счастья в философском контексте. Материалист Лопахин скептически воспринимает молодого учителя, и оказывается, что только одна Аня способна проникнуться его возвышенными идеями.

Третье действие начинается тем, что Раневская на последние деньги приглашает оркестр и устраивает танцевальный вечер. Гаев и Лопахин при этом отсутствуют - они уехали в город на торги, где имение Раневских должно пойти с молотка. После томительного ожидания, Любовь Андреевна узнает, что ее имение куплено на торгах Лопахиным, который не скрывает радости от своего приобретения. Семейство Раневских приходит в отчаяние.

Финал целиком посвящен отъезду семейства Раневских из их родного дома. Сцена расставания показана со всем присущим Чехову глубоким психологизмом. Заканчивается пьеса удивительно глубоким по содержанию монологом Фирса, которого хозяева в спешке забыли в имении. Финальным аккордом звучит стук топора. Рубят вишневый сад.

Главные герои

Сентиментальная особа, владелица поместья. Прожив несколько лет за границей, она привыкла к роскошной жизни и по инерции продолжает себе позволять многое, что при плачевном состоянии ее финансов по логике здравого смысла должно быть ей недоступным. Будучи легкомысленной особой, весьма беспомощной в житейских вопросах, Раневская не желает что-либо в себе менять, при этом она полностью отдает себе отчет в своих слабостях и недостатках.

Преуспевающий купец, многим обязан семейству Раневских. Его образ неоднозначен - в нем сочетается трудолюбие, расчетливость, предприимчивость и грубость, «мужицкое» начало. В финале пьесы Лопахин не разделяет чувств Раневской, он счастлив, что несмотря на крестьянское происхождение, смог позволить купить имение хозяев своего покойного отца.

Как и своя сестра, весьма чувствителен и сентиментален. Будучи идеалистом и романтиком, для утешения Раневской, придумывает фантастические планы спасения родового имения. Он эмоционален, многословен, но при этом совершенно бездеятелен.

Петя Трофимов

Вечный студент, нигилист, красноречивый представитель русской интеллигенции, ратующий за развитие России только на словах. В погоне за «высшей правдой» он отрицает любовь, считая ее мелким и призрачным чувством, чем безмерно огорчает влюбленную в него дочь Раневской Аню.

Романтичная 17-летняя барышня, попавшая под влияние народнических Петра Трофимова. Безоглядно поверив в лучшую жизнь после продажи родительского имения, Аня готова на любые трудности ради совместного счастья рядом с возлюбленным.

87-летний старик, лакей в доме Раневских. Тип слуги старого времени, окружает отеческой заботой своих хозяев. Остался прислуживать своим господам даже после отмены крепостного права.

Молодой лакей, с презрением относящийся к России, мечтающий уехать за границу. Циничный и жестокий человек, хамит старому Фирсу, непочтительно относится даже к родной матери.

Структура произведения

Структура пьесы довольно проста - 4 действия без деления на отдельные сцены. Время действия - несколько месяцев, с конца весны по середину осени. В первом действии происходит экспозиция и завязка, во втором - нарастание напряжения, в третьем - кульминация (продажа имения), в четвертом - развязка. Характерной особенностью пьесы является отсутствие подлинного внешнего конфликта, динамизма, непредсказуемых поворотов сюжетной линии. Авторские ремарки, монологи, паузы и некоторая недосказанность придают пьесе неповторимую атмосферу изысканного лиризма. Художественный реализм пьесы достигается за счет чередования драматических и комических сцен.

(Сцена из современной постановки )

В пьесе доминирует развитие эмоционально-психологического плана, главным двигателем действия являются внутренние переживания героев. Автор расширяет художественное пространство произведения с помощью ввода большого количества персонажей, которые так и не появятся на сцене. Так же эффект расширения пространственных границ дает симметрично возникающая тема Франции, придающая арочность форме пьесы.

Итоговый вывод

Последняя пьеса Чехова, можно сказать - его «лебединая песня». Новизна ее драматургического языка является прямым выражением особой чеховской жизненной концепции, которой характерно необыкновенное внимание к мелким, на первый взгляд незначительным деталям, заострение внимания на внутренних переживаниях героев.

В пьесе «Вишневый сад» автор запечатлел состояние критической разобщенности русского общества своего времени, этот печальный фактор часто присутствует в сценах, где персонажи слышат только себя, создавая лишь видимость взаимодействия.