Проект для детей старшей дошкольного возраста: «Наш огород» в детском саду
Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - ПетербургОписание: предлагаю вам проект в подготовительной группе детского сада. Материал будет полезен для воспитателей детских садов.
Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9.Развивать познавательные и творческие способности.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 3 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: исследовательски – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка,выполнение трудовых поручений;
наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра)
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
1.Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Создание в группе огорода на подоконнике.
7.Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8.Активное участие родителей в реализации проекта.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2 этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
развивать выразительность речи, моторику рук;
формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
воспитывать желание ухаживать за растениями;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы:
«Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание
с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Чтение художественной литературы: ДжанниРодари «Чипполино»
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры
"Овощи и фрукты»,«Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры
«Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Детский сад», «Семья»«Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование:
рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.
Театрализованная деятельность:
« Репка», «Сказка о том, как овощи посорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».
3 этап – обобщающий
(заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.
В ходе реализации проекта
«Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
пополнили словарный запас детей;
на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта:
Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта:
В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»
Чтобы огород рос, нужно ухаживать, чем мы и занимаемся.
МАДОУ «Детский сад № 37 «Веснянка»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
в средней группе по теме
«Огород на подоконнике"
Подготовила:
Сигаева Елена Викторовна
Октябрьский
2015-2016 г.
Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений, так как он как никакой другой поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, и, конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.
Тип проекта - познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Цель:
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей; создание проекта как продукта сотворчества воспитателей, детей и родителей.
Задачи:
1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2.Обобщать представления детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
3.Развивать познавательные и творческие способности.
4.Формировать осознанное отношение к природным явлениям и объектам.
5.Воспитывать бережное отношение к своему труду и растениям.
Участники проекта:
Педагоги
Родители
Воспитанники средней группы № 8
Ожидаемый результат
1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2.У детей сформируется знания о росте растений в комнатных условиях.
3.Создание в группе огорода на подоконнике.
Формы работы
беседы
занятия
викторины
дидактические, настольные игры
сюжетно-ролевые, театрализованные игры целенаправленные наблюдения
экскурсии
совместный труд детей и взрослых
работа с родителями
продуктивная деятельность
посильная самостоятельная трудовая деятельность
использование иллюстративного материала
Первый этап. Подготовительный.
1.Беседы с детьми (выявление знаний детей о растениях). 2.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
3.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена).
4.Разбивка огорода на подоконнике.
5.Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Второй этап.
Исследовательский.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Третий этап. Заключительный.
1. Подведение итогов реализации проекта.
2. В группе был создан огород на окне.
3. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
4. Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями.
5. Презентация фотоальбома «Огород на подоконнике.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
Дети познакомились с культурными растениями.
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые знания для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Список литературы
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду [Текст]/ под ред. З.А.Михайловой. - Спб, 1997
Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/А.К Бондаренко - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение,1991. С.90-121
Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.
Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. - М.: Гном и Д., 2005.
…Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160с
Приложение
План работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике»
Мероприятия | Цели | Ответственные |
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту. | Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». | воспитатель |
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. | Расширять кругозор детей. | воспитатель |
3.Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. | Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей. | воспитатель |
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. | Воспитывать желание помогать взрослым. | воспитатель |
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». | Привлечь к совместному труду всех детей в группе. | воспитатель |
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. | Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. | воспитатель, музыкальный руководитель |
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. | Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. | воспитатель |
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. | Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми. | родители |
9. Чтение русской народной сказки «Репка», белорусской сказки «Пых», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи». | Познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». Познакомить со сказкой «Пых». | воспитатель |
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Труд в уголке природы. | Учить ухаживать за растениями. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). | воспитатель |
11. Фотоотчёт для родителей. | Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. | воспитатель |
12. Отгадывание загадок про овощи и фрукты. | Развивать смекалку, память, внимание. | воспитатель |
13. Рассматривание муляжей овощей, уточнение формы, цвета. Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения». | Формировать представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания детей об овощах и растениях. | воспитатель |
14. Лепка из пластилина овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». | Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки. | воспитатель |
15. Игра драматизация по русской народной сказке «Репка». | Развивать у детей актёрские способности. | воспитатель |
16. НОД «Мир комнатных растений». | Расширять представление детей о комнатных растениях, их пользе и строении, научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности: научить размышлять делать выводы. | воспитатель |
17.Создание фотоальбома «Огород на подоконнике». | Подвести итог проделанной работы. | воспитатель |
Диагностика уровня развития детей в рамках проекта
Имеет представление об уходе и условиях выращивания растений. | Имеет представление о строении растений. | Знает названия посевного материала. | Охотно выполняет поручения по уходу за растениями. |
|
Начало проекта | 37% | 54% | 32% | 48% |
Конец проекта | 76% | 84% | 78% | 97% |
Сравнив полученные результаты мониторинга можно сделать выводы, что благодаря участию в проекте дети сформировали представление об уходе за растениями, повысили качество ухода за ними. Дети научились правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла). Сформировано представление детей о том, что такое огород и что на нём растёт. Дети приобрели больше знаний об овощах и растениях. Дошкольники научились ценить свой труд и уважать труд взрослых. Дети осознали всю важность бережного отношения к природе.
Участники проекта : дети старшего возраста, родители, воспитатели.
Оборудование и материалы : ящики с землёй, семена растений, лейки, совочки.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 2014 учебный год.
Сроки реализации : март, апрель, май.
Актуальность: влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи
познавательно – исследовательского, социально – исследовательского,
социально – личностного, эстетического развития ребёнка.
Цель проекта:
- Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
- Развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
- Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Расширить знания детей о культурных растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, лук, огурец);
- Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
- Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Ожидаемый результат:
- Дети познакомятся с культурными растениями.
- С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
- С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
- У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
- Создание в группе огорода на подоконнике.
- Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Сценарий совместной деятельности по решению задач:
Этапы |
Срок |
Формы взаимодействия |
Ответственные |
|
Подготовительный |
1 неделя |
Деятельность педагога |
Изучение методической литературы Составление плана Организация предметно – развивающей среды |
Педагог группы |
Педагог - дети |
Беседа познавательного характера. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы |
Педагог группы |
||
2 неделя |
Педагог - родители |
Консультация для родителей. Беседа с родителями связанная с реализацией проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Покупка семян для посадки. |
Педагог группы |
|
Основной |
2 неделя марта На протяжении всего проекта 2 неделя марта 3 неделя марта каждую неделю каждую неделю 3неделя мая 1 неделя марта 2 неделя марта 1неделя апреля 4 неделя мая |
Педагог - дети |
Рассматривание и посадка семян (огурцов, помидор, лука, моркови) Чтение художественной литературы. Отгадывание загадок Разучивание пословиц и поговорок по теме. Разучивание и произношение чистоговорок. Разучивание подвижных игр. Дидактические игры. Труд Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Оформление дневника наблюдений. Итоговая беседа (анализ проделанной работы) |
Педагог группы |
Педагог - родители |
Беседа с родителями «Огород на окне». Консультации для родителей «Огород на подоконнике» |
Педагог группы |
||
Педагог – родители - дети |
Составление рассказа «про огород». «Огород на окне переносится на участок группы» |
Педагог группы |
||
Заключительный |
4неделя мая |
Деятельность педагога |
Презентация проекта |
Педагог группы |
август – сентябрь 4неделя сентября |
Педагог - дети |
Сбор урожая |
Педагог группы |
|
Педагог – родители – дети |
Оформление выставки «Удивительное рядом» |
Педагог группы |
Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность |
Вид деятельности |
|
Социально – коммуникативное развитие |
Игровой, познавательный, коммуникационный |
Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино. |
Познавательное развитие |
Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. |
Рассматривание семян, иллюстраций Опыт «На свету и в темноте» Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде. |
Речевое развитие |
Коммуникационный |
Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». |
Художественное – эстетическое развитие |
Творческий |
Раскрашивание картинок Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» |
Физическое развитие |
Двигательный |
П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
Литература:
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
- Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать. Каждую весну на подоконнике расцветает различной формы и окраса рассада в ящичках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко» р.п. Сурское
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»
Составила воспитатель:
Еремина Н.А.
ПРОЕКТ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».
ПРОБЛЕМА:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами бы с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла у нас идея создать свой огород - это чудо - огород, который призван развивать экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огороде дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
ЦЕЛЬ:
Создание оптимальных условий для формирования у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы, прививать трудовые навыки.
ЗАДАЧИ:
Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования;
Развивать чувство ответственности за порученное дело;
Формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность.
Формировать представления о работах проводимых в весенний и летний период в саду и огороде.
Расширять представление детей о жизни растений о потребностях их во влаге, тепле, свете для их роста.
Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Учить детей делать выводы на основе наблюдений.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Способствовать развитию восприятия красоты природы и передаче ее через рисунок, лепку, аппликацию.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети старшего возраста, родители, воспитатели.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-исследовательский.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный 7 месяцев (март- сентябрь).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Получение знаний детей о жизни растений.
Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
Развить познавательный интерес у детей, любознательность, коммуникативные навыки.
Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Формирование бережного отношения к растительному миру.
Приобретение новых знаний и представлений о посадке и выращивания культурных растений.
Привитие детям уважительного чувства к труду.
Появление урожая, сбор его и употребление в пищу.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный – работа с методической литературой, составление плана работы над проектом, подбор семян, высадка овощных культур.
Основной – реализация проекта, ухаживание за растениями, наблюдение, экспериментирование.
Заключительный – подведение результатов, презентация работы над проектом.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Составление плана работы над проектом. Распланировать работу над проектом поэтапно. Привлечение родителей к реализации проекта. (с 14 марта по 20 марта).
2. Вместе с детьми разбили огород на подоконнике. Приобрели необходимое оборудование:- контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, торфяные стаканчики, землю, семена, луковицы;
Изготовили таблицы - указатели с названиями растений и датой посадки;
Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, загадки об овощах, сказки.
3. Привлечение родителей к посадке и оформлению огорода на подоконнике (с 28 марта по 3 апреля).
Консультация с родителями «Трудовое воспитание ребенка в семье».
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ:
4. - НОД «Рассматривание семян»- отличительные особенности семян.
НОД «Посадка семян»- привлечение детей к посильному труду и помощи воспитателя.
Чтение стихотворений об овощах и фруктах.
Рисование по трафарету «Овощи». (с 4.04- 10.04).
5. - НОД «Почему растут растения» - выявить что необходимо для роста растений.
НОД «Составление рассказа, что из чего вырастет».
Беседа «Я с мамой купила семена».
Сюжетно ролевая игра «Магазин семян». (с 11.04 – 17.04).
6.- Наблюдение: проращивание лука. Польза зеленого лука.
Чтение Д. Родари «Чипполино».
НОД лепка «Тюльпан».
Дидактическая игра «Узнай по описанию» (овощи и фрукты).
(с 18.04 – 24. 04).
Уход за всходами: рыхление, полив.
Опыт: рассада без воды.
7.- НОД Составление рассказа описания об огороде на подоконнике (как все начиналось и что выросло теперь).
Печатная игра «Времена года».
Рассматривание иллюстраций «Труд взрослых весной».
Инсценировка русской народной сказки «Репка».
(с 25.04 – 1.05).
8. - Беседа «О витаминах».
Дидактическая игра «Что растет в огороде, а что в саду».
НОД Аппликация «Цыплята гуляют в траве».
Опыт: «На свету и в темноте».
Чтение К, Чуковского «Чудо –дерево».
(с 2.05 – 8.05).
9. - Наблюдение за ростом рассады.
Оформление горшочков с пшеницей, рожью, овсом. (Заплетение косичек, завязывание бантиков,хвостиков).
Беседа «Как делают томатный сок?»
Полив, рыхление, прополка.
Дидактическая игра «Вершки и корешки».
(с 9.05 – 15.05).
10.- Беседа «Что будет если не пропалывать огород?»
Дидактическая игра «Что сначало, что потом».
Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
Высадка рассады на грядки в огород.
(с 16.05 – 22.05).
11. - Полив, рыхление, наблюдение в огороде.
Высадка рассады цветов в клумбы.
Беседа «Почему рассаду надо сажать на подоконнике?»
(с 23.05 – 29.05).
Июнь – Июль:
Наблюдение
Полив, рыхление, прополка.
Август – Сентябрь:
Сбор урожая.
НОД «Волшебница вода».
НОД «Что такое огород».
НОД «Во саду ли, в огороде».
Лепка «Корзина с овощами»,
Аппликация «Овощи на тарелки», «Фрукты в вазе».
Рисование «Овощи в корзине».
Утренник «Урожай собирай».
Технологическая карта проекта:
Образовательная деятельность | Вид деятельности | |
Социально – коммуникативное развитие | Игровой, познавательный, коммуникационный | Настольно – дидактические игры: «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – фрукты», «третий лишний», лото, домино. |
Познавательное развитие | Познавательный, познавательно – исследовательский, продуктивный. | Рассматривание семян, иллюстраций Опыт «На свету и в темноте» |
Речевое развитие | Коммуникационный | Чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Проговаривание чистоговорок: «В огороде репка», «Овощи», «Огурцы», «Горох и петухи». |
Художественное – эстетическое развитие | Творческий | Раскрашивание картинок Игры – хороводы: «Весёлый огород», «Капуста», «Огородник и воробей», «Огородник» |
Физическое развитие | Двигательный | П/игры: «Овощи в корзину», «Кто быстрее», «Вершки и корешки», «Овощи и фрукты». Физ.минутки: «Огород», «Горох», «Мы овощи в саду сажаем» |
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:
Мини-проекты: «Выращивание редиса и гиацинта» - семья Сережи Рубейкина.
- «Выращивание лука и томата».
Выставка поделок из овощей и фруктов.
Использование в пищу витаминов с огорода.
Изготовление атрибутов к утреннику.
Презентация проекта.
III ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
1. Сбор урожая.
2. Употребление собранного урожая в пищу.
3. Выставка поделок из овощей и фруктов.
4. Изготовление атрибутов к утреннику.
5. Утренник «Урожай собирай».
6. Презентация проекта.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: апрель, май 2013г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать положительное отношение к труду.
Задачи:
1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (кабачок, лук, однолетние цветы, овёс).
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования.
4.Продолжать развивать наблюдательность-умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
5.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков).
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Работа с родителями: 1.Беседа о проекте «Огород на подоконнике». 2.Помощь родительского комитета в приобретении посевного материала для огорода на подоконнике. З.Домашнее задание: вырастить лук с детьми дома, на подоконнике и составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Предполагаемый результат:
1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. 2.У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива) 3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. 4. Формирование у детей уважительного отношения к труду. 5. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике. 6. Активное участие родителей в реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
МЕРОПРИЯТИЯ | УЧАСТНИКИ | РЕАЛИЗАЦИИ |
||
Подготовительный | ||||
Беседа с родителями «Огород на подоконнике». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели Родители | 1 неделя апреля |
|
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме | Воспитатели | 1 неделя апреля |
|
Подбор нагляднодидактических пособий, Демонстрационного материала, природного материала, художественной и литературы, приобретение необходимого оборудования | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» | Воспитатели, родители | 1 неделя апреля |
|
Основной этап | ||||
Рассматривание иллюстраций о растениях | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания | Воспитатели, дети | 2-я неделя апреля |
|
«Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком). | Воспитатели, | ||
Практическая деятельность: посадка лука, овса | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры | Воспитатели, | 3- неделя апреля |
|
Опыт-наблюдение за ростом лука, овса | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна | Воспитатели, | 4 - неделя апреля |
|
Труд в уголке природы | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели, | 4 неделя апреля |
|
наблюдение, сравнение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Экспериментиров ание: высадка лука в вату, в камни, в опилки, в воду. Опыты: создание условий для роста лука 1- тепло, воду, свет. 2-тепло, воду, темноту. 3-холод, воду, свет. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло) | Воспитатели, | 4 - неделя апреля |
|
Рассматривание цветочных семян через лупу | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели, | ||
Практическая деятельность выращивание рассады: виола московская(анюти ны глазки), бархатцы, горох, кабачки. | Продолжить формировать навыки посадки и ухода за растениями | Воспитатели, | ||
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие» | Закреплять классификацию растений по ценности для людей | Воспитатели, | ||
Дидактическая игра «Цветочный магазин» | Закреплять умение различать цветы, находить нужный цветок среди других, называть его, научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты | Воспитатели, | ||
Наблюдение «Растут ли наши растения?» | Воспитатели, | |||
Оформление дневника наблюдений | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений | Воспитатели, | Апрель - май |
|
Труд в природе | Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда | Воспитатели, | ||
Итоговая беседа «Огород на подоконнике переноситься на участок детского сада » | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке рассады на участок детского сада | Воспитатели, | ||
Заключительный | ||||
Рассказы детей: Как ухаживали за луком, дома, на подоконнике | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий | Воспитатели, родители, дети | ||
Оформление выставки «От семени к ростку» | Закрепление полученных знаний | Воспитатели, | ||
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации | Воспитатели, |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ « ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ».
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: апрель, май 2013г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель:
Расширять представления детей об окружающем мире. Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях. Формировать положительное отношение к труду.
Задачи:
1.Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.3накомить детей с особенностями выращивания культурных растений (кабачок, лук, однолетние цветы, овёс).
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений с помощью экспериментирования.
4.Продолжать развивать наблюдательность-умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
5.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление, прополка сорняков).
- Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Работа с родителями: 1.Беседа о проекте «Огород на подоконнике». 2.Помощь родительского комитета в приобретении посевного материала для огорода на подоконнике. З.Домашнее задание: вырастить лук с детьми дома, на подоконнике и составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Предполагаемый результат:
1.Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. 2.У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива) 3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. 4. Формирование у детей уважительного отношения к труду. 5. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике. 6. Активное участие родителей в реализации проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
МЕРОПРИЯТИЯ | ЦЕЛИ | УЧАСТНИКИ | СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ |
|
Подготовительный | ||||
Беседа с родителями «Огород на подоконнике». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта | Воспитатели Родители | 1 неделя апреля |
|
Консультация для родителей «Огород на подоконнике» | Просвещать родителей по данной теме | Воспитатели | 1 неделя апреля |
|
Подбор нагляднодидактических пособий, Демонстрационно го материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике» | Воспитатели, родители | 1 неделя апреля |
|
Основной этап | ||||
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания | Воспитатели, дети | 2-я неделя апреля |
|
Беседа «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком). | Воспитатели, дети | 2-неделя апреля |
|
Практическая деятельность: посадка лука, овса | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры | Воспитатели, дети | 3- неделя апреля |
|
Опыт-наблюдение за ростом лука, овса | Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна | Воспитатели, дети | 4 - неделя апреля |
|
Труд в уголке природы | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели, дети | 4 неделя апреля |
|
Опыт- наблюдение, сравнение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Экспериментиров ание: высадка лука в вату, в камни, в опилки, в воду. Опыты: создание условий для роста лука 1- тепло, воду, свет. 2-тепло, воду, темноту. 3-холод, воду, свет. | Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло) | Воспитатели, дети | 4 - неделя апреля |
|
Рассматривание цветочных семян через лупу | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. | Воспитатели, дети | апрель |
|
Практическая деятельность выращивание рассады: виола московская(анюти ны глазки), бархатцы, горох, кабачки. | Продолжить формировать навыки посадки и ухода за растениями | Воспитатели, дети. | апрель |
|
Дидактическая игра «Культурные и дикорастущие» | Закреплять классификацию растений по ценности для людей | Воспитатели, дети. | апрель |
|
Дидактическая игра «Цветочный магазин» | Закреплять умение различать цветы, находить нужный цветок среди других, называть его, научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты | Воспитатели, дети | апрель |
|
Наблюдение «Растут ли наши растения?» | Воспитатели, дети | апрель |
||
Оформление дневника наблюдений | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений | Воспитатели, дети | Апрель - май |
|
Труд в природе | Подготовить клумбы к высадке рассады цветов, формировать интерес к результату своего труда | Воспитатели, дети | май |
|
Итоговая беседа «Огород на подоконнике переноситься на участок детского сада » | Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке рассады на участок детского сада | Воспитатели, дети | май |
|
Заключительный | ||||
Рассказы детей: Как ухаживали за луком, дома, на подоконнике | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий |