Джeймс Клeрк Максвелл (Jamеs Сlеrk Mаxwеll 1831-1879) задумывает доказать свою трехкомпонентную теорию цветов. Он решает при первом удобном случае продемонстрировать цветную фотографию. Цветная фотография в век едва чувствительных пластинок, требующих чудовищных выдержек, когда проблема простейшего черно-белого снимка была еще поистине проблемой из-за немыслимых характеристик пластинок.

17 мая 1861 года Максвеллу была предложена высокая честь - прочесть лекцию перед "Королевским обществом" - учреждением, прославленным именами Pумфорда, Деви, Фарадея. Тема лекции - "О теории трех основных цветов". И вот на этой лекции Джеймс решил привести окончательное, уже бесспорное доказательство своей трехкомпонентной теории.

Когда он обратился к одному из самых искушенных фотографов того времени, редактору издания "Заметки о фотографии" Томасу Саттону, с предложением сделать цветную фотографию, тот поразился. И, разумеется, отказался. Максвеллу стоило больших усилий уломать его.
Решено было сфотографировать бант, повязанный из трехцветной ленты, помещенный на фоне черного бархата. Фотографирование велось при ярком солнечном свете и проводилось через прозрачный плоский сосуд, наполненный раствором хлорида меди. Раствор был ярко-зеленого цвета. Другой раствор, через который проводилось экспонирование второго негатива, был раствором сульфата меди - он был ярко-синего цвета. Еще один негатив получили через ярко-красный раствор тиоцианата железа.
Все эти негативы были затем напечатаны на стекле.
17 мая 1861 года, Лондон, в особняке на улице Абермарл, Пикадилли, где помещался Королевский институт, в зале были установлены три фонаря, приготовлены три тяжелых стеклянных позитива. Перед линзами каждого фонаря - те же фильтры, которые использовались при съемке,- красный, синий и зеленый.
Джeймс Мaксвелл разъясняет собравшимся дамам и господам сущность трехкомпонентной теории, настаивая на том, что основными цветами, с помощью которых можно получить все другие, являются именно они: красный, синий, зеленый.
Нужно доказательство? Пожалуйста!
Джеймс дает указание Саттону и ассистентам поджигать бруски углекислого кальция - Друммондов свет для волшебных фонарей. Бруски разгораются, давая яркий белый, чуть синеватый свет.
Три цветных изображения проецируются на белый экран таким образом, чтобы они совпали, и тогда...:

Это был, конечно, полный триумф трехкомпонентной теории цвета. И никто тогда не понял, что главное значение того дня было вовсе не в торжестве трехкомпонентной теории, а в том, что в процессе доказательства этой теории миру была впервые продемонстрирована цветная фотография!

16-18 мая 1961 года в Лондоне состоялась научная конференция, посвященная столетию со дня демонстрации первой цветной фотографии. Был прочитан ряд докладов, из которых особенно поразил присутствовавших сделанный Р. М. Эвансоном.
Эванс с помощью Кавердинской лаборатории и могучей фирмы "Кoдак" сумел достать чудом сохранившийся комплект негативов Максвелла м полностью воссоздать условия демонстрации цветных диапозитивов. Для этого специалистам фирмы пришлось создавать специальные низко чувствительные пластинки (что оказалось трудной задачей)с чудовищно плохими цветовыми характеристиками (а это было уже совсем трудно!), подготовить растворы тех же солей, с тем чтобы сделать светофильтры, провести специальное спектрофотометрическое исследование пластинок и фильтров.
Ученым удалось точно воссоздать условия опыта и полностью проанализировать все свойства фильтров и материалов Саттона-Максвелла. Вывод был поразителен: при имевшихся тогда фотографических материалах было принципиально невозможно продемонстрировать цветную фотографию! Материалы того времени были абсолютно нечувствительны, например, к зеленому цвету! Впрочем, точно так, же и к красному...

И все же цветная фотография была продемонстрирована. И это произошло в присутствии столпов английской научной мысли! Современные ученые вынуждены были продолжать поиски и пришли к совершенно парадоксальному выводу: Максвелл, сам того не подозревая, фотографировал в синих и невидимых ультрафиолетовых лучах, третьим компонентом был зеленый цвет, который оказался в спектре синего цвета! Вместо тройки основных цветов, которую намеривался доказать Максвелл, эффект цветной фотографии создавала совершенно другая тройка цветов! Максвелл случайно, с помощью почти невозможного счастливого стечения обстоятельств, смог продемонстрировать цветную фотографию за пятнадцать лет до того, как создание новых фотографических эмульсий сделало это по-настоящему возможным. Максвеллу было тридцать лет. Он был молод, энергичен и смел. Ему в то время удавалось даже невозможное...
В.Карцeв "Максвелл"

Ещё каких-то 30-40 лет назад значительная часть фотографий, фильмов, телепередач были чёрно-белыми. Многие и не догадываются, что появилась цветная фотография намного раньше, чем широко вошла в жизнь. В этом посте — о развитии цветной фотографии.

На самом деле попытки получить цветные снимки стали предприниматься ещё в середине 19 века, вскоре после того, как . Но изобретателей подстерегало множество технических сложностей. Помимо того, чтобы просто получить цветной снимок, были большие проблемы с правильной цветопередачей. Именно из-за разнообразных технических сложностей широкое внедрение цветной фотографии в жизнь растянулось на более, чем сотню лет. Тем не менее, благодаря усилиям энтузиастов, сегодня мы можем увидеть довольно качественные цветные фотографии 19 и начала 20 века.

«Ленточка из шотландки» — это фото считается первой в мире цветной фотографией. Его показал известный английский физик Джеймс Максвелл во время лекции на тему особенностей цветового зрения в лондонском Королевском институте 17 мая 1861 года.

Впрочем, фотографией Максвелл всерьёз не занимался, и пионером цветной фотографии стал француз Луи Артюр Дюко дю Орон. 23 ноября 1868 года он запатентовал первый метод получения цветных фотографий. Метод был довольно сложен и предусматривал трёхкратную съёмку нужного объекта через светофильтры, а искомая фотография получалась после совмещения трёх пластинок разных цветов.

Фотографии Луи Дюко дю Орона (1870-е)

В 1878 году Луи Дюко дю Орон представил свою коллекцию цветных фотографий на Всемирной выставке в Париже.

В 1873 г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем было сделано открытие сенсибилизаторов — веществ, способных повышать чувствительность соединений серебра к лучам различной длины волны. Затем другой немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной к разным участкам спектра. Он также сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это оборудование в действии впервые было продемонстрировано Адольфом Мите в Берлине в 1902 г.

Фотографии Адольфа Мите (начало 20 в.)

Пионером цветной фотографии в России был Сергей Михайлович Прокудин-Горский, который улучшил метод Адольфа Мите и добился очень качественной цветопередачи. В начале 20 века он объездил Российскую империю, сделав множество превосходных цветных снимков (до настоящего времени дошли около двух тысяч из них).

Фотографии Прокудина-Горского (Россия, начало 20 в.)

Всё же получать одно цветное изображение из трёх было неудобно, чтобы цветная фотография стала массовой, метод нужно было упростить. Этим занялись братья Люмьер, знаменитые изобретатели кинематографа. В 1907 году они продемонстрировали свой метод «Автохром», который позволял получать цветное изображение на стеклянной пластинке.

Некоторые из «автохромов» (начало 20 в.)

В течение следующих 30 лет «Автохром» стал основным методом получения цветных снимков для масс, пока фирма «Кодак» не разработала более совершенный метод цветной фотографии.


Когда и где появилась первая цветная фотография?

17 мая 1861 года английский физик Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ, James Clerk MAXWELL, * 13.06.1831, Эдинбург, Шотландия; † 5.11.1879, Кембридж, Англия, получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода. http://tmn.fio.ru/works/72x/311/hist_col...
17 мая 1861 года Максвеллу была предложена высокая честь – прочесть лекцию в Лондоне перед Королевским институтом - учреждением, прославленным именами Румфорда, Дэви и Фарадея. Тема лекции - "О теории трёх основных цветов". И вот на этой-то лекции Джеймс решил привести окончательное, уже бесспорное доказательство своей трёхкомпонентной теории.
Когда он обратился к одному из самых искушённых фотографов того времени, редактору издания "Заметки по фотографии" Томасу Саттону, с предложением сделать цветную фотографию, тот поразился. И, разумеется, отказался. Максвеллу стоило больших усилий уломать его.
Решено было сфотографировать бант, повязанный из трёхцветной ленты, помещённый на фоне чёрного бархата. Фотографирование велось при ярком солнечном свете и проводилось три раза. Первый раз бант фотографировался через прозрачный плоский сосуд, наполненный раствором хлорида меди. Раствор был ярко-зелёного цвета. Другой раствор, через который проводилось экспонирование второго негатива, был раствором сульфата меди - он был ярко-синего цвета. Ещё один негатив получили через ярко-красный раствор тиоцианата железа. Все эти негативы были затем напечатаны на стекле.
Не без тревоги входил 17 мая 1861 года Джеймс Клерк Максвелл в многоколонный особняк на улице Абермарл, Пикадилли, где помещался Королевский институт. Съезжались кареты, подвозя важных и немощных, поспешали пешком помоложе и без заслуг, с жёнами и без.
Вот установлены в зале три волшебных фонаря, наготове тяжёлые стеклянные позитивы. Перед линзами каждого фонаря - те же фильтры, которые использовались при съёмке, - красный, синий и зелёный.
Джеймс разъясняет собравшимся дамам и господам сущность трёхкомпонентной теории, настаивая на том, что основными цветами, с помощью которых можно получить все другие, являются именно они: красный, синий, зелёный.
Нужно доказательство? Пожалуйста! Джеймс дает указание Саттону и ассистентам поджигать бруски углекислого кальция - друммондов свет для волшебных фонарей. Бруски разгораются, давая яркий белый, чуть синеватый свет.
Красные лучи одного фонаря прорезают темноту зала, потом в воздухе лекционной аудитории возникают зелёные и синие лучи. Три цветных изображения проецируются на белый экран таким образом, чтобы они совпали, и тогда... Все видят цветное, совершенно натуральное изображение банта из многоцветной ленты, как бы созданное яркими красками художника. Это уже совсем непохоже на обычную продукцию примитивного устройства, дающего чёрно-белое, как плохая гравюра, изображение.
Это был, конечно, полный триумф трехкомпонентной теории цветов. И никто тогда не понял, что главное значение того дня было вовсе не в торжестве трехкомпонентной теории, а в том, что в процессе доказательства этой теории миру была впервые продемонстрирована цветная фотография!
фото 1872 года

Фотограф царя Проскудин Горский - цветные фотографии царской России

Художественная фотография или, как ее называли на заре ее появления, светопись - один из самых молодых видов искусства. История художественной фотографии насчитывает, без малого, два столетия, что относительно немного в историческом контексте. Тем не менее, за столь короткий промежуток времени искусство фотографии смогло превратиться из сложного мастерства, доступного лишь немногим, в одно из самых массовых направлений, без которого немыслима современная жизнь.

Первые фотографические опыты

Надо сказать, что появление фотографии тесно связано с открытием оптических и химических эффектов, которые в итоге позволили сделать столь эпохальное открытие. Первым из них стало создание так называемой камеры-обскуры - примитивного устройства, способного проецировать перевернутое изображение. По сути, она представляла собой темный ящик с маленьким отверстием в одном конце, через которое лучи света, преломляясь, «рисовали» изображение на противоположной стенке. Изобретение камеры-обскуры особенно понравилось художникам, которые размещали в месте, куда проецировалось изображение, лист бумаги и зарисовывали его, накрывшись темной тканью.

Эффект камеры-обскуры, надо сказать, удалось открыть абсолютно случайно. Вероятнее всего, люди попросту замечали, что свет, падающий из тонкой щели или круглого отверстия на темную стену, «проявляет» на ней перевернутое изображение происходящего снаружи. Собственно говоря, и переводится понятие «камера-обскура» с латыни именно как «темная комната».

Однако сам факт открытия данного оптического эффекта, которое было сделано еще в глубокой древности, не означал, само собой, изобретения фотографии. Ведь изображение мало спроецировать, его важно еще зафиксировать на определенном носителе.

И вот тут стоит вспомнить открытие явления светочувствительности ряда материалов. И одним из изобретателей данного эффекта стал наш соотечественник, известный политический деятель граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Будучи химиком-любителем, он заметил, что растворы солей железа изменяют свой изначальный цвет под воздействием света. Примерно тогда же, в 1725 году, физик из Галльского университета, немец Иоганн Генрих Шульце, при попытках создания светящихся в темноте веществ обнаружил, что смесь мела и азотной кислоты с небольшим количеством растворенного серебра темнеет при попадании света. При этом раствор, находящийся в темноте, совершенно не изменяет свои первоначальные характеристики.

После этого наблюдения Шульце провел несколько экспериментов, где клал на бутылку с раствором различные фигуры из бумаги. В итоге получался фотографический отпечаток изображения, который исчезал после того, как на поверхность попадал свет или когда раствор перемешивался. Сам исследователь не придал своему опыту должного значения, однако после него многие ученые продолжили наблюдения за материалами, обладавшими фотоэффектом, что, собственно говоря, и привело спустя столетие к изобретению фотографии.

История черно-белой фотографии

Как известно, наверное, многим, первый фотоснимок был сделан французским экспериментатором Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce) в далеком 1822 году. Жозеф от рождения имел аристократические корни и происходил из богатой семьи. Отец будущего «отца фотографии» служил советником при короле Людовике XV, а мать была дочерью весьма обеспеченного юриста. Само собой, что в молодости Жозеф получил прекрасное образование, обучаясь в наиболее престижных колледжах Франции.

Изначально родители готовили сына к деятельности в церковной сфере, однако молодой Ньепс предпочел иное направление, став офицером революционно-повстанческих сил. В ходе военных действий Жозеф Ньепс существенно подорвал здоровье и ушел в отставку, после чего он в 1795 году женился на молодой красавице Агнессе Рамеру и стал жить в Ницце, работая штатным государственным служащим.

Надо сказать, что молодой человек с детства интересовался физикой и химией, а потому спустя шесть лет он возвращается в родной город, где вместе со старшим братом Клодом начинает работать в сфере изобретательской деятельности. С 1816 года Ньепс стал предпринимать попытки найти способ, который бы позволил закрепить на физическом носителе изображение, возникающее в камере-обскуре.

Уже первые эксперименты с серебряной солью, изменяющей цвет под воздействием солнечных лучей, показали основную техническую трудность создания первой фотографии. Ньепсу удалось нанести получить негативное изображение, однако при извлечении пластинки, покрытой солью, из камеры-обскуры стало ясно, что изображение целиком исчезает. После этих неудачных попыток Жозеф решил во что бы то не стало закрепить полученное изображение.

В своих дальнейших опытах Ньепс решил отойти от использования серебряной соли и уделить внимание природному асфальту, который также изменял свои первоначальные свойства под воздействием солнечного излучения. Минусом такого решения была крайне низкая светочувствительность медных или известняковых пластин, покрытых этим веществом. Данные опыты оказались удачными, и после протравливания асфальта кислотой изображение на пластинке сохранялось.

Считается, что первый успешный опыт по фиксации фотографического изображения Жозеф Ньепс осуществил в 1822 году, сфотографировав накрытый стол в своей комнате. К сожалению, то, самое первое в мире, фото не дошло до нашего времени, а сохранился лишь более поздний снимок «Вид из окна», который по праву считается самой известной в мире фотографией. Сделан он был в 1826 году, а на его экспонирование ушло долгие восемь часов.

Этот снимок, по своей сути, являлся первым негативным изображением, и при этом было рельефным. Последний эффект достигался за счет травления покрытой асфальтом пластинки. Преимуществом метода была возможность создания большого числа подобных изображений, однако минус был очевиден - столь длительная выдержка делала его пригодным лишь для съемки статичных сюжетов, но совершенно не подходила даже для портретной съемки. Тем не менее, опыты Ньепса доказали миру, что фиксация изображения в камере-обскуре возможна и дали толчок к исследованиям других ученых, открывших для нас мир традиционной фотографии.

Так, уже в 1839 году другой исследователь, Жак Даге́р (Jacques Daguerre), заявил о новом способе получения фотографического изображения на посеребренной медной или целиком серебряной пластинке. Технология Дагера подразумевала покрытие такой фотопластинки иодидом серебра - светочувствительным слоем, который образовывался на ней при обработке с помощью паров йода. Закрепить изображение Дагеру удалось благодаря использованию паров ртути и поваренной соли.

Технология, в дальнейшем получившая название дагерротипии, оказалась гораздо более совершенной, нежели способ получения фотоизображения у Ньепса. В частности, для экспозиции пластинки требовалось гораздо меньше времени (от 15 до 30 минут), а качество снимка было значительно выше. Кроме того, дагерротипия позволяла получать позитивное изображение, что также было существенным прогрессом в сравнении с негативным изображением, полученным Ньепсом. На протяжении многих десятилетий именно дагерротипия была практически единственным применимым в реальной жизни способом фотографирования.

Надо сказать, что в то же время в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот создал еще один способ получения фотоизображений, названный им калотипией. Светочувствительным элементом в камере-обскуре Тальбота служила бумага, обработанная хлористым серебром. Технология обеспечивала неплохое качество снимков и была пригодная для копирования, в отличие от пластинок Даггера. Для экспонирования бумаги требовалась выдержка в течение одного часа. Кроме того, в 1833 году художник по имени Эркюль Флоранс также заявил о собственном методе получения фотоизображения с помощью нитрата серебра. Впрочем, в те годы данный метод распространения не получил, ну а в дальнейшем аналогичная методика легла с основу создания стеклянных пластинок и пленок, которые и стали определяющим для фотографии носителем изображения на долгие десятилетия.

Кстати, появлению термина «фотография» мир обязан астрономам Джону Гершелю и Иоганну фон Медлеру, которые впервые ввели его в обиход в 1839 году.

История цветной фотографии

Как известно, первый фотоснимок Ньепса, равно как и все последующие получаемые изображения, были исключительно монохромными или, как мы привыкли говорить, черно-белыми. Однако мало кому известно, что уже в середине XIX века предпринимались попытки получить цветное изображение. Именно эти опыты и дали толчок истории развития в мире цветной фотографии.

Первым успешно созданным и закрепленным цветным фотоснимком можно считать изображение, полученное в 1861 году исследователем Джеймсом Максвеллом. Правда, технология получения такой фотографии оказалась крайне сложной: съемка изображения производилась сразу тремя фотокамерами, на которые монтировались три светофильтра (по одному на каждую) красного, зеленого и синего цветов. При проецировании данного изображения удавалось передать цвета окружающей действительности. Впрочем, такая методика явно не подходила для широкого применения.

Приблизить цветную фотографию к практическому воплощению позволило открытие сенсибилизаторов - веществ, повышающих чувствительность соединений серебра к лучам света различной длины. Впервые сенсибилизаторы удалось получить фотохимику Герману Вильгельму Фогелю, который разработал состав, который был чувствителен к воздействию волн зеленого участка светового спектра.

Обнаружение данного физического явления позволило реализовать практическое воплощение цветной фотографии, основоположником которой стал ученик Фогеля Адольф Митте. Он создал несколько видов сенсибилизаторов, которые делали фотопластинку чувствительной во всем световом спектре, и разработал первый вариант фотокамеры, способной генерировать цветное изображение. Подобная фотография могла быть отпечатана полиграфическим методом а также демонстрироваться с использованием специального проектора, имеющего три луча различных цветов.

Надо сказать, что огромная роль в развитии технологии Митте и, что самое главное, в ее практической реализации принадлежит русскому фотографу Сергею Прокудину-Горскому, который усовершенствовал метод, создал собственный сенсибилизатор и изготовил несколько тысяч цветных фотографий самых удаленных уголков Российской Империи. В основе работы фотокамеры Прокудина-Горского лежал принцип цветоделения, который сегодня является основой работы любого типографского оборудования, а также матриц цифровых фотоаппаратов. Впрочем, работы Прокудина-Горского настолько интересны, что мы решили рассмотреть особенности их создания в отдельной СТАТЬЕ .

Надо сказать, что технология цветоделения была далеко не единственной, применяемой для создания цветных изображений. Так, в 1907 году «отцы кинематографа», братья Люмьер, представили собственный способ получения цветного изображения с помощью специальных фотопластин, названных ими «Автохром». Метод Люмьеров обладал множеством недостатков, уступая в качестве технологии Прокудина-Горского и, собственно, Митте, однако он был более простым и доступным. При этом сами цвета на фото не отличались высокой стойкостью, изображение сохранялась исключительно на пластинах, а сам кадр получался довольно зернистым. Впрочем, именно технология Люмьеров оказалась наиболее «живучей», просуществовав вплоть до 1935 года, когда компания Kodak представила метод получения цветных фотографий под названием Kodachrome. При этом за три года до этого была представлена технология Agfacolor. Следующей важной вехой в развитии цветного фото стала презентация системы «моментального фото» от Polaroid в 1963 году, а затем - появление первых цифровых технологий фиксации изображения.

История цифровой фотографии

Появление цифровой фотографии во многом связано с развитием космических программ и «гонки вооружений» между США и Советским Союзом. Именно тогда были разработаны первые методики фиксации цифрового изображения и его передачи на расстоянии. Само собой, что развитие технологий позволило в дальнейшем вывести ее на коммерческий рынок.

Надо сказать, что первые цифровые фотокамеры, использовавшиеся в космических аппаратах, не предусматривали вывода изображений на физические носители. Этот же недостаток был присущ и первым цифровым фотоаппаратам, представленным Texas Instruments в 1972 году, а также появившейся несколько позднее первой цифровой фотокамере Mavica, разработчиком которой выступила японская компания Sony. Впрочем, устранен данный недостаток был довольно быстро, и последующие версии «Мавики» могли подключаться к цветному принтеру для печати изображений.

Несомненный успех позволил компании Сони первой наладить коммерческое производство цифровых фотоаппаратов в различных версиях с общим наименованием Mavica (Magnetic Video Camera). По сути, этот фотоаппарат представлял собой видеокамеру, способную работать в режиме «стоп-кадр» и способный создавать фотографическое изображение размерностью в 570х490 пикселей, которое записывалось сенсором на основе ПЗС-матрицы. Более поздние версии фотокамеры позволяли сразу же производить запись полученных фотографий на флоппи-диски, которые могли сразу же быть использованы на ПК.

Надо сказать, что именно появление данных фотоаппаратов произвело небывалый фурор. Судите сами - для получения фотографического изображения не требовалось специальных знаний, работы с реактивами, использования лабораторий. Снимок получался мгновенно и мог быть сразу отсмотрен на экране ПК, которые к тому времени набирали все большую популярность. Минусом такого подхода оставалось лишь крайне низкое, в сравнении с пленкой, качество получаемой «картинки».

Существенным рывком вперед в истории цифровой фотографии стал ее выход в профессиональный сегмент рынка. В первую очередь, преимущества цифровой фотографии стали ясны репортерам, которым требовалось оперативно передавать результат съемки в издательство. При этом качество цифровой фотографии большинство газет вполне могло бы устроить. Именно для этой целевой аудитории компания Kodak представила в 1992 году первую фотокамеру профессионального класса с индексом DCS 100, которая была построена на основе популярной репортажной «зеркалки» тех лет Nikon F3. Следует сказать, что устройство вместе с накопительным диском оказалось весьма громоздким (фотоаппарат вместе с внешним блоком весил около пяти килограммов), а его стоимость приближалась к отметке в 25 тысяч долларов при том, что качество фотографий было достаточно лишь для их газетной печати. Несмотря на это, репортеры быстро оценили преимущества в виде оперативной передачи и обработки изображений.

Спустя пару лет на рынке появились и первые модели фотокамер «для всех», включая разработку компании Apple - цифровую фотокамеру QuickTake 100. Ее цена в 749 долларов обозначила, что новая технология может быть вполне доступной рядовому потребителю. После этого бурное развитие компьютерных и сетевых технологий способствовало дальнейшей доработки технологии, которая в результате привела к почти полному вытеснению пленки из большинства жанров фотографии, включая профессиональную сферу. Это стало возможным в результате появления фотокамер с крупным размером сенсора, включая 35-миллиметровые модели, а также среднеформатных цифровых фотоаппаратов на основе высококачественных матриц. В результате качество цифровой фотографии вышло на качественно иной уровень.

Цветная фотография - как способ получения цветных изображений основана на субтрактивном методе смешения цветов. Цветная фотография появилась в середине XIX века. Первым шагом развития цветной фотографии можно считать появление первого устойчивого цветного фотоснимка, который был сделан в 1861 году Джеймсом Максвеллом, по методу трехцветной фотографии (метод цветоделения).

Для получения цветной фотографии по этому методу использовались три фотокамеры с установленными на них цветными светофильтрами (красным, зелёным и синим). Получившиеся снимки позволяли воссоздать при проекции цветное изображение.

Вторым важнейшим шагом в развитии метода трехцветной фотографии стало открытие в 1873г. немецким фотохимиком Германом Вильгельмом Фогелем сенсибилизаторов, то есть веществ, способных повышать чувствительность серебряных соединений к лучам различной длины волны. Именно Фогелю вскоре удалось получить состав, чувствительный к зелёному участку спектра, который больше всего воспринимает человеческий глаз.

Практическое применение трехцветной фотографии стало возможным после того, как ученик Фогеля, немецкий ученый Адольф Мите разработал сенсибилизаторы, делающие фотопластину чувствительной и к другим участкам спектра. Адольф Мите сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и трехлучевой проектор для показа полученных цветных снимков. Это новое для того времени оборудование впервые было продемонстрировано в Берлине в 1902г.

Большой вклад в дальнейшее совершенствование метода трехцветной фотографии внёс ученик Адольфа Мите - Сергей Прокудин-Горский, разработавший технологии, позволяющие уменьшить выдержку и увеличить возможности тиражирования снимка. Прокудин-Горский открыл в 1905г. свой рецепт сенсибилизатора, создававшего максимальную чувствительность к красно-оранжевому участку спектра, превзойдя в этом отношении своего учителя Адольфа Мите.

С начала XX века стали активно развиваться и другие методы цветной фотографии. В частности, в 1907 году были запатентованы и поступили в свободную продажу фотопластины «Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие относительно легко получать цветные фотографии. Несмотря на многочисленные недостатки - быстрое выцветание красок, хрупкость пластин, зернистость изображения, метод быстро завоевал популярность и до 1935г. в мире было произведено 50 млн автохромных пластинок.

Альтернативы этой технологии появились только в 1930-х годах:Agfacolor в 1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.