«Каждый звук речи - малый колдующий гном». (К. Бальмонт)

Урок -исследование в 7 классе «Фонетические средства выразительности. Звукопись».

Цель урока

рассмотреть особенности фонетической организации звучащей речи, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

Задачи урока:

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Ход урока

1. Целеполагание

Ребята, сегодня я предлагаю вам отгадать «очень трудную» загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учитель. Хочу отметить, что эту «очень трудную» загадку легко разгадывают дети 4-5 лет. Как вы думаете, почему малышам это легко удается?

Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь на нашем уроке. Сформулируйте, пожалуйста, его тему.

Учащиеся. Фонетические средства выразительности. Звукопись.

Учитель. Эпиграфом нашего урока станут слова замечательного русского поэта конца 19-нач. 20 века К.Бальмонта: «Каждый звук речи - малый колдующий гном». (Записываем в тетрадь). Как вы понимаете слова поэта?

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас на урок-исследование. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя.

2. Актуализация знаний

Учитель. Любое исследование предполагает определение понятия исследования. Вспомним, что же такое звукопись? (опережающее задание)

Учащиеся.

1) Аллитерация-повтор одинаковых или сходных согласных звуков. Это средство выразительности мне поможет проиллюстрировать стихотворение детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Впереди идут старшины,

Запевают гимн мышиный:

«Тише, тише, тише, тише!»

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

2) Ассонанс-повтор гласных звуков. Проиллюстрирую это языковое явление, обратившись к поэме А.С.Пушкина «Полтава»:

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украинской ночи.

3) Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. Я искала примеры во многих словарях и справочных пособиях, и в каждом из них в качестве примера приводили строки А. Сумарокова, где кваканье лягушек изображено так:

О как, о как нам к вам, бога, не гласить!

3. Сообщения учащихся

Учитель. Звукопись как средство выразительности привлекала внимание мастеров слова давно. В этом нас убеждает историческая справка, подготовленная ребятами:

1) Уже в 18 веке М.В.Ломоносов в "Риторике" доказывает, что поэт, слагая свои стихи, подбирает слова не только по смыслу, но и по звучанию: "В российском языке, как кажется, частое повторение письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого пространства глубины и вышины; учащение письменных Е,И- к изображению нежности, ласкательства; через Я показать можно приятность, увеселение, нежность, через О,У,Ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и печаль".

2) Характеризуя каждый звук речи, К.Бальмонт тоже пытается наделить его смысловой нагрузкой, закрепить за ним определенные образы: "О - звук восторга, торжествующее пространство есть О: поле, море, простор. Все огромное определяется через О, хотя бы и темное: стон, горе, сон, полночь. Большое, как долы и горы, остров, озеро, облако».

3) Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

4. Ассоциативная разминка № 1

Учитель. Правы ли поэты, писатели? Можно ли довериться их фонетическому и эстетическому вкусу? Исследование предполагает экспериментальную работу. Мы опытным путем докажем или опровергнем высказанную мысль о связи звука и смысла. Если такая связь существует, то у разных людей одинаковые звуки должны вызывать одни и те же ассоциации.

(Сначала показываю звуки, ребята дают характеристики, потом открываю ответы, т.е. те характеристики, которые даны звукам поэтами и писателями. Делаем вывод о связи звука и смысла)

Учитель. Дайте характеристику звукам (1-2 определения) по величине, силе, красоте.

[п"], [х"]- слабые, хилые, маленькие, плохие;

Учитель. Передайте настроение, характер, который создается при помощи следующих звуков:

[х"] [с"] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и], [л"] [м"]- нежные.

5. Исследовательская работа

Учитель. Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

6. Ассоциативная разминка № 2

Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи. (Читаю наизусть).

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

Учащиеся. Я слушаю стихотворение, и в моем воображении возникают образы сумрака, вечера, кажется, что слышишь шорохи, возникает чувство тревоги, смятение. Повтор слова сухие намекает на отжившее, мертвое, это рождает в душе неопределенность, страх. Звукопись помогает поэту изобразить, а читателю представить различные образы, картины, вызывает определенные чувства.

М.Цветаева

Бузина цельный сад залила!

Бузина зелена, зелена!

Зеленее, чем плесень на чане.

Зелена, значит, лето в начале!

Синева - до скончания дней!

Бузина моих глаз зеленей!

Учащиеся. В стихотворении использованы звонкие, жизнеутверждающие звуки. Так и слышится многоголосая перекличка звуков, которые отражают буйное торжество красок, ярких, контрастных звуков. Звукопись рождает конкретные слуховые впечатления.

К.Бальмонт

И синий кругозор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнил откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за то,

Кто равен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце,

А если день погас,

Я буду петь. Я буду петь о Солнце

В предсмертный час!

Учащиеся. В данном стихотворении преобладают гласные [а, о, у] - сильные, открытые, радостные. Именно их обилие создает радостное, торжественное, громкое звучание. За ними - образ лирического героя, уверенного в жизни, стремящегося к жизненным победам, открытиям, утверждающего могущество человека. Звукопись помогает нарисовать образ лирического героя.

7. Рассуждение на лингвистическую тему

Учитель. И еще раз мы убедились в том, что «каждый звук нашей речи- малый колдующий гном», способный передать мысли и чувства поэтов, нарисовать в нашем воображении самые разные картины, понять настроение и характер лирического героя.

Не только поэты и писатели, но и многие лингвисты указывали на эти способности звуков, изучали их, причем исследования последних десятилетий, которые ведутся с применением совершеннейших компьютерных технологий, только подтвердили те ассоциативные связи, о которых писалось сто и более лет назад. Лингвисты Л.Крысин, А.Журавлев и другие представили в своих работах много интересных наблюдений о связи звука и смысла. Познакомимся с некоторыми из них. Обращаемся к учебнику. Работаем в парах (упр. 400 исследуем поэтические тексты упр.33). Результатом нашего исследования должно стать рассуждение на лингвистическую тему. (См. приложение).

Учащиеся. Современный лингвист Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Убедиться в истинности этих слов нам помогут стихотворные строчки Максимилиана Волошина:

Костер мой догорал на берегу пустыни,

Шуршали шелесты струистого песка,

И горькая душа тоскующей полыни

В истомной мгле качалась и текла.

В первой строчке автор использует ассонанс: повтор [а] передает изображение пространства, великолепия, вышины, в ней же аллитерация на [р] передает потрескивание, которое можно услышать возле костра. Во второй строчке аллитерация на [щ] передает шум песка, волнующегося на ветру. Ассонанс в третьей и четвертой строчках [о, а, а, а], [о, а, э, а, а, а, а] передает напевность, мелодичность. Мастерство поэта состоит в том, что он смог найти слова с таким звуковым составом, что мы живо представили себе догорающий костер среди необъятной пустыни (вероятно, так названа степь), одинокую травинку полыни, может быть, и лирического героя, страдающего от горького одиночества.

Учащиеся. Многие исследователи русской фонетики указывали на то, что звуки речи наделены смысловой нагрузкой. В частности, Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Проиллюстрировать названную функцию звуков поможет стихотворные строчки К.Бальмонта:

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

В первых двух строчках аллитерация на [ч, с, ш] передает шуршание и шепот прибрежных камышей. Камыши не только шепчут, они издают и другие звуки, поэтому автор использовал аллитерацию на [р]. Поэт создал такие стихотворные строки, которые никого не оставят равнодушным. Читаем их, и наше воображение рисует ночь на берегу лесного озера, крупным планом камыши и другие прибрежные травы. Прислушаемся, и мы услышим тихий плеск воды, нежное шуршание камышей, перешептывание осоки, потрескивание высохших травинок.

Учитель. Как видите, при помощи ассонанса и аллитерации мастера поэтического слова многое могут сказать своим читателям.

8. Сочинение-миниатюра

Учитель. Любое исследование по лингвистике предполагает наличие своего слова по вопросу исследования. В нашем случае это может быть написание сочинения-миниатюры с использованием звукописи. Прочитайте задание у упражнению 404 (Подумайте, о чем шепчутся листья в пасмурный осенний день). Напишите миниатюру, используя живопись. Работаем в парах.

Ключевые слова: сухие листья, кружатся, шуршат, шепчутся, посмеиваются, потрескивают.

9. Рефлексия урока

Прав ли был Бальмонт, считавший, что каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном»?

Учащиеся. Безусловно, каждый звук нашей речи- «малый колдующий гном». И сегодня на уроке мы увидели, как умелым сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, рисуют в нашем воображении великолепные картины родной природы.

Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова. Будьте здоровы и счастливы!

Использованная литература

Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. М.: Айрис Пресс, 2006.

Горшков А.И. Русская словесность. М.: Просвещение,1995.

Доронина Т.В. и др. Анализ стихотворения. Учебное пособие.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.

Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. -М.: «Московский лицей».

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9кл.: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 1996.

Львова С.И. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов.-2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2000.

Меркин Г.С. и др. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя.- М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2005.

Новиков В.И. Литературоведение и стилистика. М.: Педагогика - Пресс, 1997.

Приложение к уроку «Фонетические средства выразительности. Звукопись»

Звуки и смысл

великолепие, великое пространство, глубину,

высокое, голубое,

близкое, низкое, стискивающее

грусть, нежность, напевность

громкое, яркое, красное, горячее, быстрое, дрожащее

бледное, голубое, холодное, плавное, легкое

нежность, снег, небо, ночь

душное, тяжкое, туман, о тьма

милое, мягкое, мать, море

[ш, ж, с, ч, ф, х]

шорох, шум, шептанье, шелест

Характеристика звуков по величине, силе, красоте

[в], [а], [р] - сильные, активные;

ю, [п"], [х"]- слабые, хилые, маленькие, плохие;

[а] - широкий, сильный, хороший;

[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;

[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.

Характеристика звуков по настроению, характеру

[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;

[с], [х"] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и] [м"] [л"] - нежные

Карточка 1

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Ответ стройте по образцу:

Карточка 2

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Карточка 3

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Карточка 4

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Ответ стройте по образцу:

Это (….). В загадке использован(а, ы) (ассонанс, аллитерация, соединены ассонанс и аллитерация). Повторение (каких звуков?) передает (что? какие звуки?), помогает представить (что?).

Современный лингвист Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Убедиться в истинности этих слов нам помогут стихотворные строчки Максимилиана Волошина (прочитайте выразительно).

В первой строчке автор использует (ассонанс, аллитерацию?): повтор передает (что?)_______________________________________________________________. Во второй строчке (ассонанс, аллитерация?) на живо рисует воображению (что?)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________. (Ассонанс, аллитерация?) в третьей и четвертой строчках позволяет увидеть (что?)____________________________________________________________________. Мастерство поэта состоит в том, что он смог найти слова с таким звуковым составом, что мы живо представили себе (какую картину? проникнутую какими чувствами?)___________________________________________________________________ Каким увидели лирического героя?)_____________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Как видим, права была исследовательница русской фонетики Г. Лидман-Орлова, считавшая, что «поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы».

Многие исследователи русской фонетики указывали на то, что звуки речи наделены смысловой нагрузкой. В частности, Г. Лидман-Орлова считает, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи. Чтобы усилить впечатление, поэты нередко подбирают для своих стихотворений такой звуковой ряд, который подчеркивает поэтические образы». Проиллюстрировать названную функцию звуков поможет стихотворные строчки К.Бальмонта (прочитайте выразительно).

В первых двух строчках (ассонанс, аллитерация?) на передает (что?)_____________________________________________________________________. Камыши не только шепчут, они издают и другие звуки, поэтому автор использовал (ассонанс, аллитерацию?) на . Поэт создал такие стихотворные строки, которые никого не оставят равнодушным. Читаем их, и наше воображение рисует (что?) ________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Прислушаемся, и мы услышим (что?)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Стихотворные строки проникнуты (каким настроением?)______________________________________________________________________________________________________________________________________________, и в этом, безусловно, велика роль звуковых повторов и умелого подбора звуков.

Как видим, права была исследовательница русской фонетики Г. Лидман-Орлова, считавшая, что «на наши чувства воздействуют не только слова и смысл высказывания, но и само звучание речи».

Созданный проектный продукт адресован, прежде всего, ученикам старших классов (15-17 лет) и студентам, которые любят играть в интеллектуальные командные игры.

4. Фонетические средства выразительности

Фонетические средства выразительности - средства языка, звучание которых позволяет вызвать определенные ассоциации - звуковые, зрительные и т. д. - создать тем самым сильный, запоминающийся образ и более полно передать смысл высказывания. Фоника, звукопись, звуковая инструментовка - общий термин, используемый для наименования различных видов таких средств, к которым относятся

1. Звукоподражание (звуковая изобразительность, ономатопея) - использование различных единиц языка с целью воспроизведения звуков окружающей действительности. Некоторые слова сами по себе обладают звукоподражательными свойствами: хрюкать, дребезжать, шорох, писк . Звукоподражание используется во многих фольклорных, игровых текстах, в частности скороговорках: От топота копыт пыль по полю летит. Довольно часто можно встретить звукоподражание и в художественных произведениях. Так, в одной из басен А. Сумароков воспроизводит кваканье лягушек при помощи натуралистического звукоподражания: О как, о как нам к вам, боги, не гласить! Этот же прием использован Ф. Тютчевым в стихотворении «Гроза»:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром
Как бы резвясь и играя,
Грохочет в небе голубом.

и строках П. Антокольского, передающих характерный для поезда стук колес: Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

2. Звуковые повторы, к частным проявлениям которых относятся следующие средства:

  • Аллитерация - изобразительный повтор согласных звуков, а при более широком понимании - любой звуковой повтор. Аллитерация не обязательно связана со звукоподражанием, нередко она имеет целью придание речи благозвучия. Неслучайно это один из наиболее характерных для поэзии приемов. Напр.:

Элегантная коляска в электрическом биеньи
Эластично шелестела по шоссейному песку.

И. Северянин

  • Ассонанс - изобразительный повтор гласных звуков, как правило, ударных. Например, повторяющийся гласный [ у] в строках Н. Некрасова:

Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою.

В поэтическом тексте ассонанс и аллитерация часто сопутствуют (дополняют) друг другу:

Бузина цельный сад залила!
Бузина зелена, зелена!

М. Цветаева

  • Звуковая анафора - единообразное начало некоторого числа ритмически или синтаксически соотнесенных фрагментов, построенное на повторении одного звука (или группы звуков):

Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.

А. Пушкин

Очевидно, что звуковая анафора всегда присутствует в других видах анафоры (если повторяются слова, синтаксические единицы, то повторяется их звучание) и тавтограммах - игровых текстах, все слова которых начинаются на одну букву. Последние распространены в детском фольклоре: Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто , но в поэзии как отдельный стилистический прием используются довольно редко в силу своей навязчивости.

  • Звуковая эпифора - повторы звуков в конце отдельных фрагментов текста или на конце близко расположенных слов: Вещь и нищ. Связь? Нет, разлад - М. Цветаева. Звуковая эпифора, соответственно, является составной частью других видов эпифоры - морфемных, грамматических, лексических. Частным случаем звуковой эпифоры является рифма:

И новые волны,
В непознанный час,
Все новые волны
Вставали для нас.
Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали…

К. Бальмонт

  • Анаграмма - слово (или ряд слов), образованное путем перестановки букв или звуков, входящих в состав другого слова или отдельного фрагмента текста: «В анаграммах слепень превращается в плесень, минтай - в наймита, анаконда выползает из канонады, спаниель выпрыгивает из апельсина и синоптик влияет на погоду как истопник» (М. Голубовский). Этот прием широко используется в художественных произведениях, прежде всего поэтических

Все древности, кроме: дай и мой,
Все ревности, кроме той, земной,
Все верности, - но и в смертный бой
Неверующим Фомой.

М. Цветаева

Иногда исходное слово, на основе которого создана анаграмма, не называется прямо, но контекст своим звучанием подсказывает скрытое содержание. Так, строки

Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

в стихотворении М. Цветаевой «Имя твое - птица в руке...» анаграммируют фамилию «Блок» и тем самым намекают на поэта, к которому они обращены.

Особым видом анаграммы является палиндром - слово, фраза или текст, которые одинаково читаются слева направо и справа налево: Кит на море - романтик.

  • Паронимическая аттракция (также парономазия, поэтическая этимология, звуковая метафора) - намеренное сближение слов, имеющих звуковое сходство: Минута, минущая, минешь! - М. Цветаева. Использование этого приема в некоторых случаях восстанавливает забытую этимологическую связь между словами: В тисках бесконечной тоски - В. Маяковский.

3. Звуковой символизм (также звукосимволизм, фонетическое значение, фоносемантика) - связь между звучанием и значением языковых единиц, обусловленная способностью звуков вызывать в сознании слушающего определенные слуховые, визуальные, эмоциональные и др. ассоциации. Восприятие фонетического значения слова особенно развито у писателей и поэтов. В лекции «Поэзия как волшебство» К. Бальмонт посредством метафор давал развернутые характеристики разных звуков речи: «Лепет волны слышен в Л, что-то влажное, влюбленное, - Лютик, Лиана, Лилея. Переливное слово Люблю. Отделившийся от волны волос своевольный локон. Благовольный лик в лучах лампады. Светлоглазая льнущая ласка, взгляд просветленный, шелест листьев, наклоненье над люлькой». Тонкая интерпретация образа персонажа, основанная на звукосимволизме, представлена в статье В. Набокова о Н. Гоголе: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создает ощущение легкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлепанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покорителя сердец…»

Кроме перечисленных приемов, к средствам фонетической выразительности относятся длина слова, произносительная деформация слова, на письме воспроизводимая графическими средствами, ритм и рифма, анжамбеман (или анжамбман, от фр. enjambement, enjamber ‘перешагнуть, переступить’) - несоответствие между интонационно-фразовым и метрическим членением стиха:

По надберегу, по мосту, по
всей душе, излинованной ливнем…

Л. Аронзон

Использование фонетических средств выразительности направлено не только на создание образа, но и на придание тексту благозвучия - особой звуковой организации, при которой произнесение текста и восприятие его на слух максимально облегчено. Стремление автора создать гармоничный по звучанию текст может быть продиктовано и самим предметом изображения. Известно, что Г. Державин намеренно избегал звука [р] в стихотворении «Соловей во сне»

Я на холме спал высоком,
Слышал глас твой, соловей,
Даже в самом сне глубоком
Внятен был душе моей:
То звучал, то отдавался,
То стенал, то усмехался
В слухе издалече он;
И в объятиях Калисты
Песни, вздохи, клики, свисты
Услаждали сладкий сон...

с тем чтобы придать стихотворению звучание, подобное соловьиной песне, а также показать «мягкость» и «способность к выражению самых нежнейших чувствований», свойственные русскому языку.

Для передачи драматического настроения, тяжелого, смятенного состояния души авторы могут, напротив, затруднять звучание текста. Примером намеренно созданного неблагозвучия может служить стихотворение Б. Пастернака «Ледоход»:

И ни души. Один лишь хрип,
Тоскливый лязг и стук ножовый,
И стакивающихся глыб
Скрежещущие пережевы…

Использование фонетических средств выразительности не ограничено художественной литературой: они широко применяются в публицистических и рекламных текстах, нейминге (область маркетинга, специализирующая на разработке названий предприятий, фирм, продукции и пр.), а также в живом общении.

Navigation

    • Site pages

      • Дополнительные образовательные программы

        • Повышение квалификации

          Профессиональная переподготовка

          Общеразвивающие

          • Биология

            Образование и педагогика

            Русский и иностранные языки

            • Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский как иностранный. Краткосрочный интенсивный...

              Русский язык как иностранный (начальный курс)

              • Participants

                General

                Маршрут 1

                Маршрут 2

                Маршрут 3

                Маршрут 4

Как известно, звучащая речь является основной формой существования языка. Звуковой организацией речи, эстети­ческой ролью звуков занимается особый раздел стилисти­ки ¾ фоника. Фоника дает оценку особенностям звукового строя языка, определяет характерные для каждого нацио­нального языка условия благозвучия, исследует разнообразные приемы усиления фонетической выразительности речи, учит наиболее совершенному, художественно оправ­данному и стилистически целесообразному звуковому вы­ражению мысли.

Звуковая выразительность речи прежде всего заключа­ется в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы, аллитерации (повторение одинаковых или сходных согласных звуков), ассонанса (повторение гласных звуков) и других средств. В первую очередь фонику интересует звуковая организация поэтической речи, в которой значе­ние фонетических средств особенно велико. Наряду с этим исследуется также звуковая выразительность художествен­ной прозы и некоторых жанров публицистики (прежде все­го на радио и телевидении). В нехудожественной речи фо­ника решает задачу наиболее целесообразной звуковой ор­ганизации языкового материала, способствующей точному выражению мысли, так как правильное использование фо­нетических средств языка обеспечивает быстрое (и без по­мех) восприятие информации, исключает разночтения, устраняет нежелательные ассоциации, мешающие пониманию высказывания. Для беглости понимания большое значение имеет благозвучие речи, т.е. такое сочетание звуков, кото­рое удобно для произношения (артикуляция) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуко­вой гармонии считается определенное чередование гласных и согласных звуков. При этом в большинстве сочетаний со­гласных содержатся звуки [м], [н], [р], [л], имеющие высо­кую звучность. Рассмотрим, например, одно из стихотворе­ний А.С. Пушкина:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года:

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой...

Интересна звуковая инструментовка этого стихотворе­ния. Здесь прежде всего наблюдается равномерное сочета­ние гласных и согласных звуков (и само их соотношение примерно одинаково: 60% согласных и 40% гласных); приблизительно равномерное сочетание глухих и звонких согласных; почти нет случаев скопления согласных (лишь два слова содержат соответственно три и четыре согласных звука подряд ¾ [сквос’] и [фстр’ и ‘ч’ajьт]. Все эти качества в совокупности и придают стиху особую музыкальность и мелодичность. Они присущи и лучшим прозаическим произведениям.

Однако благозвучие речи часто может нарушаться. Причин этому несколько, самой распространенной среди которых является скопление согласных звуков: лист бра­кованной книги: [стбр], [йкн]; конкурс взрослых строите­лей: [ревзр], [хстр]. Еще М.В. Ломоносов советовал "обе­гать непристойного и слуху противного стечения соглас­ных, например: всех чувств взор есть благороднее, ибо шесть согласных, рядом положенные ¾ вств-вз, язык весьма запинают". Для создания благозвучия важным является количество звуков, входящих в консонантное сочетание, их качество и последовательность. В русском языке (это дока­зано) сочетание согласных звуков подчиняется законам бла­гозвучия. Однако есть слова, включающие большее коли­чество согласных по сравнению с нормативным: встреча, встрепанный, приткнуться; есть лексемы, содержащие два-три согласных звука в конце, что значительно затрудняет произношение: спектр, метр, рубль, черств, знакомств и т.д. Обычно при стечении согласных в устной речи в таких случаях развивается дополнительная "слоговость", появля­ется слоговой гласный: [рубъл’], [м’этър] и т.д. Например:

Этот Смурый пришел в т е а т р года два назад... (Ю. Трифонов); В Саратове шел с п е к т а к л ь, поставленный Сергеем Леонидовичем еще весною (Ю.

Трифонов);

Земля надрывается от жары.

Т е р м о м е т р взорван. И на меня

Грохоча, осыпаются миры

Каплями ртутного огня.

(Э. Багрицкий)

Второй причиной, нарушающей благозвучие речи, яв­ляется скопление гласных звуков. Таким образом, мнение о том, что чем больше в речи гласных звуков, тем она благо­звучнее, неверно. Гласные порождают благозвучие только в сочетании с согласными. Стечение нескольких гласных звуков в лингвистике называется зиянием; оно значительно искажает звуковой строй русской речи и затрудняет арти­куляцию. Труднопроизносимыми являются, например, та­кие фразы: Письмо у Оли и Игоря; Такие изменения наблю­даются у аориста; название стихотворения В. Хлебникова "Слово о Эль".

Третьей причиной нарушения благозвучия считается по­вторение одинаковых сочетаний звуков или одинаковых слов: ...Они производят крушение отношений (Н. Воронов). Здесь в словах, стоящих рядом, повторяется сочетание -шени-.

Правда, в поэтической речи очень трудно бывает раз­граничить нарушение благозвучия и парономазию ¾ наме­ренную игру сходных в звуковом отношении слов. См. на­пример: Вот и расслышали мы

тихо сквозимую,

по первозимью перевозимую

первую песню зимы.

(Н. Кислик)

Сослуживец, сотрудник,

Собутыльник, собеседник

Сколько этих СО!

Друг без друга невесомы,

Грозным временем несомы,

Попадем в эти Сомы

Белкой в колесо.

(В. Лившиц)

Снижается благозвучие и за счет однообразного ритма речи, создаваемого преобладанием односложных или, на­против, многосложных слов. Одним из примеров может служить создание так называемых палиндромов (текстов, имеющих одинаковое чтение как от начала к концу, так и от конца к началу):

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

(В. Хлебников)

Неудачная фонетическая организация речи, затруднен­ная артикуляция, непривычное звучание фразы отвлекают внимание читателя, мешают восприятию текста на слух. Русские поэты и писатели всегда внимательно следили за звуковой стороной речи, отмечали недостатки звукового оформления той или иной мысли. Например, A.M. Горький писал о том, что молодые авторы часто не обращают вни­мания на "звуковые капризы" живой речи, и приводил примеры нарушения благозвучия: актрис с страстными взглядами; писали стихи, хитроумно подбирая рифмы и др. A.M. Горький отмечал также, что назойливое повторение одних и тех же звуков нежелательно: Она неожиданно на­шла, что наши отношения нужно ¾ даже необходимо ¾ понять иначе. В.В. Маяковский в статье "Как делать сти­хи?" приводит примеры сочетаний на стыке слов, когда возникает новый смысл, не замеченный авторами поэтиче­ских текстов; другими словами, возникает амфиболия на фонетическом уровне: «...в лирическом стихотворении Уткина, помещенном в "Прожекторе", есть строка:

не придет он так же вот,

как на зимние озера летний лебедь не придет.

Получается определенный "живот"».

Амфиболию на звуковом уровне можно отметить также в стихотворении А. Вознесенского "Брайтон Бич": В чем ты виноватый, Вилли?

В чем я, Вилли, виноват?

Вы ли, мы ли? Мы ли, вы ли? ¾

Небеса не говорят.

Эстетическое восприятие текстов нарушается при упот­реблении в речи действительных причастий настоящего и прошедшего времени типа тащащийся, тащившийся, мор­щащийся, морщившийся, скрежещущий, так как они кажутся неблагозвучными.

Таким образом, каждый носитель языка должен старать­ся избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, употребления неблагозвучных словоформ, трудно­произносимых сочетаний звуков при соединении слов, умело использовать выразительные возможности звучащей сторо­ны речи.

Ассонансом называется повторение гласных (Пора, пора, рога трубят...- Пушкин). В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Поэтому иногда ассонанс определяют как повторение ударных или слабо редуцированных безударных гласных. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а , их звучание не влияет на ассонанс.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Например, в другой строфе из «Полтавы» звучание речи определяет ассонанс на у ; поскольку качество этого звука не меняется, и в безударном положении у подчеркивает фонетическое сходство выделяемых слов: Но в искушеньях долгой кары, перетерпев судеб удары, окрепла Русь. Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат (в последних двух строках ассонанс на у соединяется с ассонансом на а ). В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно. Например: Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела (Пастернак). Здесь и ассонанс на е , и аллитерации на м, л, с, в ; повторяются сочетания согласных: мл, вс - св . Все это создает особую музыкальность поэтических строк.

Аллитерацией называется повторение согласных. Например:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д - т или з - с и т. д. Например:

Марш!

Чтоб время

ядрами рвалось.

К старым дням

Чтоб ветром

относило

Только

путаницу волос (Маяковский).

Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Это объясняется доминирующим положением согласных в системе звуков русского языка. Согласные звуки играют в языке основную смыслоразличительную роль. Действительно, каждый звук несет определенную информацию. Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: « Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв». Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Фонетические средства

Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "фонетические средства" в других словарях:

    Интонация (от лат. intono ‒ громко произношу), совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные отрезки ‒ …

    ПРОСОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - ПРОСОДИЧЕСКИЕ (от греч. prosōdikos – касающийся ударения) СРЕДСТВА. Фонетические средства, относящиеся к ритмико интонационным свойствам речи, а именно к высоте тона, длительности и силе звучания, темпу речи, расстановке ударений и т. п … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Выразительные средства языка - – понятие, по разному определяемое в специальной литературе в связи с неоднозначной трактовкой категории выразительности (см.: Выразительность речи). В работах некоторых исследователей В. с. отождествляются со стилистическими фигурами (см., напр … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    языковые средства - 1) Средства разных уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, применяемые в разных стилях. 2) Один из основных компонентов информационной модели стиля, модифицирующийся по разному, в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    I Интонация (от лат. intono громко произношу) совокупность звуковых средств языка, которые, налагаясь на ряд произносимых и слышимых слогов и слов: а) фонетически организуют речь, расчленяя её сообразно смыслу на фразы и знаменательные… … Большая советская энциклопедия

    Аналитическая философия Основные понятия Значен … Википедия

    Энний, Квинт; Ennius, Quintus, 239 169 гг. до н. э., римский поэт, «отец римской литературы». Родился в приальпийском городке Рудии в Калабрии; из дома вынес знание приальпийского диалекта, не сыгравшего в культуре древней Италии значительной… … Античные писатели

    Дикция - важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи. Термин имеет 2 значения: 1) акустический степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    Лингвистика … Википедия

    Запрос «IPA» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Запрос «МФА» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Не следует путать с фонетическим алфавитом НАТО. Международный фонетический алфавит Тип Алфавит Языки Зарезервирован для … Википедия

Книги

  • Русская риторика и культура речи , И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов. Изложены наиболее важные сведения о классической риторике. Освещена история риторических учений. Раскрыто понятие ораторской речи. Рассмотрены риторические каноны. Проанализированы…