На данном уроке подробно рассмотрено правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий, а также дано повторение уже изученных орфограмм.

Мягкий знак на конце наречий всегда пишется после шипящих ч и ш .

После ж мягкий знак не пишется. Исключение: настежь .

Например: (уйти) прочь ; (ударить) наотмашь ; (выйти) замуж ; (открыть окно) настежь (искл.).

Таблица. Наречия, оканчивающиеся на шипящую

С мягким знаком

Без мягкого знака

прочь

вскачь

точь-в-точь

навзничь

невмочь (простореч.)

напрочь (простореч.)

наотмашь

сплошь

замуж

уж (в значении уже)

невтерпёж (простореч.)

Повторение. Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи

Глагол

На конце глаголов после шипящих всегда пишется мягкий знак. Это касается всех глагольных форм:

— глаголов во 2-м лице единственного числа настоящего времени: читаешь , смотришь ;

— глаголов в повелительном наклонении: режь , ешь , мажь ;

— глаголов в неопределённой форме: жечь , печь , стеречь .

Имя прилагательное

Прилагательные в краткой форме, оканчивающиеся на шипящие, никогда не имеют мягкого знака на конце. Например: могуч , свеж , хорош .

Имя существительное

Мягкий знак на конце существительных после шипящих пишется только в словах женского рода 3-го склонения. Например: дочь , ложь , вещь .

Все остальные существительные, оканчивающиеся на шипящие, пишутся без мягкого знака:

— существительные мужского рода 2-го склонения в именительном падеже.

Например: камыш, товарищ, ландыш;

— существительные женского рода 1-го склонения во множественном числе в родительном падеже: (много) груш, туч, луж .

Список литературы

  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
  2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
  1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).
  2. Наречие как часть речи (Источник).
  3. Части речи в русском языке (Источник).
  4. Культура письменной речи. Наречие (Источник).

Домашнее задание

Упражнение № 265. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Определите, к какой части речи (в какой форме) относятся слова; вставьте, где это необходимо, мягкий знак.

1. Линюч. горяч. свеж. пахуч. хорош.

2. Дач. задач. туч. рощ.

3. Назнач. умнож. намаж.

4. Стрич. печ. жечь, убереч.

5. Муж. пейзаж. камыш.

6. Мелоч. тиш. глуш.

7. Едеш. спиш. молчиш.

8. Вскач. настеж. замуж. невтерпеж.

Задание № 2. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору – хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.). 6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы узнаете правило правописания мягкого знака на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих. Вспомните, какую работу выполняет мягкий знак. Сможете потренироваться в применении мягкого знака

В древности у одних имён существительных на конце после букв шипящих стоял Ъ, а другие имена существительные оканчивались на Ь. Затем Ъ исчез, а Ь остался.

На уроке вам предстоит узнать, у каких имён существительных пишется мягкий знак на конце после букв шипящих.

Наблюдаем над именами существительными с буквами шипящих на конце:

У дедушки был замечательный карандаш. Он мог нарисовать лунную ночь и солнечный луч, золотую рожь и нежный белый ландыш. Чудесная вещь! (По М. Ильину)

Имена существительные из этих предложений записали в два столбика. Что объединяет слова каждого столбика?

Это имена существительные в начальной форме (форма И.п., ед.ч.), оканчивающиеся на буквы шипящих [ч’, ш, щ’].

Что отличает их от слов другого столбика?

В первом столбике слова женского рода, а во втором – мужского рода.

Узнаём, какую работу выполняет Ь после букв шипящих согласных на конце имён существительных в начальной форме:

В русском языке Ь нередко вовсе не обозначает мягкость согласных звуков. Иногда он лишь указывает на форму слова.

Такую работу выполняет Ь на конце имён существительных в начальной форме после букв шипящих согласных. Он сообщает: это имя существительное женского рода.

После букв шипящих на конце имён существительных ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

[ч’ , щ’ , ш]

В именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

Обсуждаем способ действия:

Как нужно действовать?

1. Услышав шипящий на конце слова, узнай часть речи.

2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род

3. Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

обруч? – он, м.р., Ь не пишется – обруч

лещ? – он, м.р., Ь не пишется – ле

помощ? – она, ж.р., на конце Ь – помо

товарищ? – он, м.р., Ь не пишется – товари

мелоч? – она, ж.р., на конце Ь – мело

гореч? – она, ж.р., на конце Ь – горе

Лещ – это пресноводная рыба с плоским телом.

Определяем, какие слова записаны в виде транскрипции:

Какие слова записаны в виде транскрипции?

Какая знакомая вам орфограмма есть на конце слов?

[дро ш] [стр’и ш] [бро ш] [пл’а ш] [рόскаш]

Орфограмма парный по глухости-звонкости согласный.

[дро ш] – дроть, дро, она, ж.р.

[стр’и ш] – нет стри, стри, он, м.р.

[бро ш] – брочка, бро, она, ж.р.

[пл’а ш] – нет пля, пляж, он, м.р.

[рόскаш] – (какой?) роскόшный, рόско – она, ж.р., на конце ь,

о – буква безударного гласного, ш – буква парного согласного

Находим слова с орфограммой в стихотворных строках:

Определите, в каких словах есть орфограмма Ь после букв шипящих в именах существительных.

Старый грач уснул в гнезде.

Спит его грачиха…

Ты послушай, как везде

Хорошо и тихо. (Е. Серова)

От кого деревьям вред?

Точит ёлку короед.

Услыхал деревьев плач

Прилетел он на заре

И постукал по коре. (А. Часовников)

гра – он, м.р., Ь не пишется

пла – он, м.р., Ь не пишется

вра – он, м.р., Ь не пишется

Мне опять приснились дебри,

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш. (В. Брюсов)

Мне русская речь – как музыка:

В ней слово звучит, поёт,

В ней дышит душою русскою

Создатель её, народ . (Н. Браун)

глу – она, ж.р., на конце Ь

ти – она, ж.р., на конце Ь

камы – он, м.р., Ь не пишется

ре – она, ж.р., на конце Ь

В каких сказочных словах нужно поставить мягкий знак после буквы шипящего?

В каких сказочных словах нужно (по правилам русской орфографии) поставить мягкий знак после буквы шипящего?

Пяшлая куж… Бурявый пуполош…Мяувая дуч…

Пяшлая (какая?) кужь (она, ж.р., на конце Ь).

Бурявый (какой?) пуполош (он, м.р., Ь не пишется).

Мяувая (какая?) дучь (она, ж.р., на конце Ь).

Узнаём слова по толкованию их значений:

1.Человек, играющий на скрипке, –…

2. Незаселённый, невозделанный участок земли –…

3. Влияние, уважение, которым пользуется кто-то или что-то – …

4. Густая непрозрачная акварельная краска – …

5. Количество выпущенных экземпляров книги, газеты или журнала – …

6. Старинная медная монета в полкопейки – …

1. скрипач (он, м.р.)

2. пусто (она, ж.р.)

3. прести (он, м.р.)

4. гуа (она, ж.р.)

5. тира (он, м.р.)

6. гро (он, м.р.)

Здоровяк – [крепы ш], крепы, буква парного согласного ш,

крепыш, он, м.р., без Ь.

Сила – [мо щ’], мо –она, ж.р., на конце Ь.

Молодые люди – [молодё ш], нет молодё, буква парного согласного ж,

молодё – она, ж.р., на конце Ь.

Призыв – [кли ч’], он, м.р., кли, без Ь.

Ерунда, глупость – [чу ш], нет чу, буква парного согласного ш,

чу – она, ж.р., на конце Ь.

Родник – [клю ч’], он, м.р., ключ, без Ь.

Решаем орфографические задачи:

Вспомните сказки А. Пушкина и допишите имена существительные с буквами шипящих согласных на конце.

Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, … Елисей.

Петушок мой золотой будет верный … твой.

Сказка … , да в ней намёк!

Ты, цареви [ч’], мой спаситель, мой могучий избавитель.

И жених сыскался ей, королеви [ч’] Елисей.

Петушок мой золотой будет верный сторо [ш] твой.

Сказка ло [ш], да в ней намёк!

цареви – он, м.р., Ь не пишется

королеви – м.р., Ь не пишется

сторо – м.р., Ь не пишется, нет сторо, буква парного согласного ж

ло – она, ж.р., на конце Ь, нет л, буква парного согласного ж

Отгадайте загадки и правильно запишите отгадки.

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

2. Зимой дрова ест, а летом спит.

Мы – она, ж.р., на конце Ь

Пе – она, ж.р., на конце Ь

Интересная орфографическая задача, как писать слово, с Ь или без?

Заглянем в словарь.

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие .

Ту – он, м.р., Ь не пишется.

Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма, косметическая краска (тушь для ресниц).

Ту – она, ж.р, на конце Ь.

Вспоминаем, какую работу выполняет мягкий знак:

Реши орфографические задачи. Слова с Ь запиши в три столбика:

обозначает мягкость, помогает обозначить звук [й’], указывает на форму.

За рекой начинается лес. В нём водится дич?

Загляни в син? его озёр, пересеки топ?, обойди острые суч?я. Как поют солов?и!

Построй шалаш?, разведи огон?, пожар? хлеб на прут?ях. Послушай, как поскрипывают сонные дерев?я, как летит на охоту сыч?

Ди – она, ж.р., на конце Ь, указывает на форму слова.

Син – ь обозначает мягкость согласного.

Топь – ь обозначает мягкость согласного.

Су – помогает обозначить звук [й’]. Соло – помогает обозначить звук [й’]. Шала – он, м.р., Ь не пишется.

Огон – ь обозначает мягкость согласного.

Пожар – ь обозначает мягкость согласного.

На прух – помогает обозначить звук [й’]. Дере – помогает обозначить звук [й’]. Сы – он, м.р., Ь не пишется.

Сыч – это ночная птица отряда сов.

обозначает мягкость помогает обозначать звук [й’] указывает на форму

синь сучья дичь

огонь на прутьях

Заключение:

На уроке вы узнали, что в именах существительных в начальной форме с шипящими на конце всегда есть орфограмма, потому что мы выбираем, писать Ь или нет.

После букв шипящих на конце имён существительных Ь пишется только в словах женского рода. В словах мужского рода Ь не пишется.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

    Прочитай загадку. Запиши отгадку. Докажи правильность написания слов с буквами шипящих на конце.

У реки растёт камыш.

В камыше живёт малыш.

Он с зелёной кожицей

И с зелёной рожицей. (П. Синявский)

  • Прочитай слова и скажи, чем они все похожи. Устно раздели их на две группы. Указывай над словами их отличительный признак и решай орфографическую задачу.
    Полноч?, вещ?, плащ?, помощ?, нож?, этаж?, суш?, ёрш?
  • Реши орфографические задачи в именах существительных. Для этого укажи в скобках род. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, соедини слова и допиши окончания; решай и другие орфографические задачи.
    1. Интернет-портал Rus.1september.ru (Источник).
    2. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
    3. Интернет-портал Therules.ru (Источник).
    4. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).

    Ь после шипящих в глаголах, на конце существительных и наречий!

    В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

    Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

    Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

    «Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

    В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
    Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
    Рассмотрим на примерах.
    Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
    Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
    Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

    К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

    Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
    Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

    Мягкий знак после шипящих на конце существительных

    Правило довольно простое:

    «Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

    Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

    Рассмотрим на примерах.
    С мягким знаком после шипящих:
    Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
    «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
    Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
    Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

    Без мягкого знака:
    Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.

    Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
    Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется 🙂 .

    Мягкий знак после шипящих на конце наречий

    Тут тоже всё довольно просто:

    «Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

    Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

    Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
    Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

    Как отличать краткое прилагательное от наречия?
    Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
    Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

    Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

    Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
    Однако, для справки:
    В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
    Примеры употребления частиц в предложениях:
    То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

    Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

    Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
    Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


    Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.

    интернет проект BeginnerSchool.ru

    Сайт для детей и их родителей

    Мягкий знак после шипящих в именах существительных

    Давайте посмотрим на рисунок. Почему эти существительные распределены в разные столбики?

    Обратите внимание, во втором столбике у существительных на конце после шипящих стоит мягкий знак, тогда как в первом мягкого знака нет. Почему?

    В первом столбике все существительные мужского рода, а во втором – женского.

    Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.

    Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

    Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь

    брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь

    богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач

    нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож

    молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь

    На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

    Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного.

    Тушь (ж.р.) для письма

    Спасибо, что Вы с нами.

    1. Мягкий знак В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего.
    2. Склонение имен прилагательных Сегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
    3. Склонение имен существительных Изменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
    4. Множественное число имен существительных Продолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
    5. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склонений Продолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.

    Подпишитесь на новости сайта:

    Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

    Мягкий знак на конце существительных женского рода

    Орфография. Тотальный диктант 2014

    «После ж , ш , ч , щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

    а) на конце форм им. п. ед. ч. существительных жен. рода 3-го склонения, напр.: рожь , блажь , мышь , фальшь , ночь , мелочь , вещь , помощь ;

    б) в окончании 2-го лица ед. ч. глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), напр.: несёшь , смеёшься , видишь , дашь , мчишься ;

    в) в формах повелительного наклонения глаголов, напр.: мажь , ешь , спрячь , режьте , утешься , спрячьтесь , не морщься ;

    Методическая разработка урока русского языка в 3-б классе по теме "Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

    Данный урок был разработан по новым стандартам ФГОС., по программе «Перспектива». В соответствии с ФГОС на уроке формируются 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

    Тема урока: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»

    Цель урока: знакомство учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

    Задачи:

    Познакомить с правилом написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;

    Учить планировать и оценивать свою работу

    Развивать память, мышление, внимание.

    Воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения;

    Воспитывать самостоятельность, творческую активность.

    Дидактические материалы: раздаточный материал (карточки)

    Ход урока.

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    Добрый день, ребята! Сегодня наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет нам частицу мудрости»

    Как вы понимаете её?

    Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём эти знания и используем их.

    Давайте улыбнемся друг другу, подарим друг другу хорошее настроение. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

    Сегодня на уроке, ребята, вам предстоит выполнить много интересных заданий, сделать очень важное открытие, а помощниками вам в этом будут: внимание, находчивость, ваши знания.

    2. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения

    1)Минутка чистописания

    Жж Шш Чч Щщ ьь

    Что вы можете сказать про эти буквы? Какая из них лишняя?

    Запишите эти буквы в тетрадь на первой строке, чередуя их.

    Вторая строка: камыш, печь, рожь, мяч, дочь, малыш, плач, молодёжь

    Что можете сказать про эти слова. (это сущ-е, ед.ч, оканчиваются на шипящие звуки)

    2)Фиксирование затруднения.

    Назовите одним словом данные определения:

    Футбольное соревнование (матч)

    Двенадцать часов ночи. (Полночь.)

    Маленький ребёнок (Малыш)

    Добыча охотника (дичь)

    Какие затруднения испытывали в написании слов? (Где писать ь, а где – нет.)

    Какой вопрос возникает? (Почему в одних словах пишется ь после шипящих, а в других словах не пишется).

    Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Правописание ь на конце существительных после шипящих).

    Какую цель поставим перед собой на уроке? (Выяснить когда ь пишется, а когда не пишется)

    3. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи

    матч, полночь, мякиш, дичь

    Запишите слова с мягким знаком на конце в один столбик, а без мягкого знака в другой.

    Что объединяет слова первой группы? (сущ, ед ч., ж.р) А второй? (сущ., ед.ч., м.р.) Чем отличаются слова первой группы от второй? В каком роде мягкий знак пишется, а в каком не пишется?

    Какой вывод можно сделать? (у существительных женского рода мягкий знак на конце пишется, у мужского рода - не пишется)

    Это ваша гипотеза, верна ли она? Ответить на этот вопрос помогут страницы учебника.

    Прочитайте правило, давайте сравним его с выводом, который мы сделали. Совпадают они? (да)

    Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода. Это орфограмма.

    А сейчас давайте поработаем в парах и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в слове ночь (дети работают в группах самостоятельно)

    Составляется следующий алгоритм:

    1. Определить часть речи.

    2. Определить род.

    3. Если существительное женского рода- мягкий знак пишется.

    4. Если существительное мужского рода- мягкий знак не пишется..

    (Проверяем и сравниваем)

    Вернёмся к словам, которые писали на минутке чистописания, проверьте правильность нашей гипотезы.

    – А дайте проверим, не попадётесь ли вы в ловушку, выполняя такое задание?

    Ноч.. – ноч..ка доч..- доч..ка

    В чём ловушка?

    (Это совсем другая орфограмма).

    4.Включение в систему знаний и повторение.

    1)- Сегодня мы составили алгоритм правильного написания мягкого знака на конце существительных женского и мужского рода. А для чего? Когда вам пригодится этот алгоритмом? (Когда будем писать диктант, выполнять задания, для того, чтобы грамотно писать).

    А для того, чтобы проверить, хорошо ли вы всё усвоили, поработаем самостоятельно.

    Задание для самостоятельной работы вы найдёте на карточках, которые лежат у вас на партах.

    В данных на карточках словах вы либо пишите мягкий знак, либо не пишите. Докажите правильность своего выбора.

    Ключ…, лещ…, печ…, вещ…, ноч…, мыш…, карандаш…, багаж…,карандаш…, мелоч…, глуш…, мяч…, тиш…

    Обменяйтесь карточками и проверьте правильно ли выполнил задание ваш сосед по парте (взаимопроверка).

    5.Физминутка

    Мы задания выполняли

    И немножечко устали.

    А теперь пришла пора

    Отдохнуть нам всем, друзья.

    Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.

    6. Самостоятельная работа

    1)Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.

    Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…

    2)Игра «Четвёртый лишний»

    Карандаш… плащ… мыш… шалаш…

    Кирпич… мелоч… ноч… доч…

    Туш… ключ….вещ…. печ….

    Грач….помощ…. палач….калач….

    7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Скажите, над какой темой мы работали сегодня на уроке? Какую цель ставили?

    Продолжите фразы:

    До этого урока я не знал(а)…

    Теперь я знаю….

    Могу…

    Результатом своей работы на уроке я …..

    На уроке я работал(а)…

    Моё настроение…

    Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!


    Задачи уроков 102-104: 1) формировать умение определять род имени существительного; 2) познакомить учеников с новой орфограммой - правописанием мягкого знака в конце имен существительных женского рода; 3) научить детей разграничивать существительные с мягким знаком в конце после шипящих и без него; 4) показать новую функцию мягкого знака - грамматическую.

    Это важно! Надо обратить внимание детей, что мягкий знак после шипящих в конце слова пишется не просто в именах существительных женского рода, но обязательно у существительных женского рода в единственном числе. Иначе будут возможны ошибки типа пять тысячь, из-за тучь и т. п.

    Урок 102

    Подведение учащихся к самостоятельной формулировке правила употребления мягкого знака после шипящих в конце имен существительных (упр. 62 из учебника).

    Уточнение сделанного школьниками вывода при чтении сообщения Самоварова на с. 48 учебника.

    Письменное выполнение упр. 63 из учебника с обязательным объяснением принятых решений.

    Игра «Найди третье лишнее» (упр. 64 из учебника).

    Выполнение упр. 66 из учебника.

    Упр. 65 из учебника может быть выполнено или при работе в паре, или в форме самодиктанта со словами-отгадками.

    Составление рассказа по рисунку с использованием опорных слов и словосочетаний (упр. 67 из учебника).

    Итог урока: С какой новой орфограммой мы познакомились на уроке? Когда в конце имен существительных после шипящих надо писать мягкий знак?

    Домашнее задание. Упр. 44 из РТ.

    Урок 103

    Проблемный вопрос: Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель ? А в словах рожь, мышь ?

    Выслушиваются варианты ответов детей, затем читается сообщение Самоварова на с. 50 учебника.

    Важно показать, что в конце имен существительных после шипящих мягкий знак выполняет только роль указателя на женский род, то есть чисто грамматическую функцию.

    Уточнение знаний учащихся о роли мягкого знака в конце имен существительных после шипящих при выполнении упр. 45 из РТ.

    Разграничение случаев употребления мягкого знака: а) мягкий знак служит для указания на мягкость согласных; б) мягкий знак служит для указания на существительные женского рода (упр. 68, 70 из учебника).



    Игра «Волшебные превращения слов» (упр. 46 из РТ).

    Командная игра «Кто больше?». Одна команда подбирает и записывает на доске имена существительные женского рода с шипящим согласным в конце, вторая команда - имена существительные мужского рода с шипящим согласным в конце, третья команда - имена существительные, в которых мягкий знак в конце слова указывает на мягкость согласного звука.

    Систематизация знаний учеников об употреблении мягкого знака в русском языке: Для чего может употребляться в словах мягкий знак?

    Работа с упр. 71 из учебника.

    Итог урока: Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?

    Домашнее задание. Упр. 69 из учебника.


    Урок 104

    Формирование умения употреблять мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода, разграничивать случаи употребления мягкого знака в словах: игра «Кто самый внимательный?» (упр. 47 из РТ); комментированное письмо (упр. 48 из РТ); при работе с текстом (упр. 72 учебника - последнее задание к упр. на уроке не выполняется).

    Итог урока: Для чего в конце имен существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак? Когда еще пишется мягкий знак?

    Домашнее задание. Выполнить последнее задание к упр. 72 из учебника.

    Уроки 105-107. Изменение имен существительных по падежам (склонение)

    Задачи уроков 105-107: 1) познакомить учащихся с понятиями склонения и падежа; 2) ввести названия падежей, познакомить детей с этимологией этих терминов для лучшего их запоминания; 3) способствовать усвоению учащимися алгоритма определения падежа; 4) показать роль окончания при изменении имен существительных по падежам; 5) познакомить детей, с одной стороны, со словами-«помощниками» при определении падежей, а с другой стороны - с предлогами, употребляемыми с определенными падежами.

    Урок 105

    Работа по заданиям и вопросам учителя: Определите, как изменяются имена существительные: река - рéки, глаз - глазá . (Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.) А теперь прочитаем словосочетания из упражнения 73 учебника и поможем Ане ответить на вопрос Совенка.

    Наблюдение за изменением формы слова и формирование умения находить в предложении слово, от которого зависит имя существительное (упр. 74 из учебника). Важно научить детей ставить вопрос к имени существительному не произвольно, а обдуманно: от главного слова в словосочетании (залили для чего? для катка; спешат к чему? к катку и т. д.). Обратить внимание детей на изменение окончания в слове.

    Чтение диалога Совенка, Вани и Самоварова на с. 54 учебника помогает учащимся понять цель изменения имен существительных по падежам - имя существительное изменяется для связи слов в предложении по смыслу.

    Чтение названий падежей по учебнику (сообщение Самоварова на с. 55). Надо обратить внимание на сокращения при указании падежей. Целесообразно параллельно с чтением сообщения Самоварова делать запись на доске: И. п. (кто?) брат , (что?) зима и т. д., обязательно выделяя окончания существительных.

    Коллективное выполнение упр. 75 из учебника для лучшего запоминания названий падежей.

    Знакомство учеников с этимологией названий падежей (упр. 78 из учебника) также будет способствовать запоминанию этих терминов.

    Итог урока: Как еще могут изменяться имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи и вопросы к ним.

    Домашнее задание. Просклонять существительные вода, конь, степь .


    Урок 106

    Вступительная беседа: Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? Что говорит об этом Самоваров? (Чтение первого предложения из сообщения Самоварова на с. 56 учебника.) Докажем это (учитель записывает на доске): Р. п. (чего?) рук и́ , лейк и . Д. п. (чему?) рук е, лейк е. Не зная падежа, верно окончание не написать.

    Знакомство детей с алгоритмом определения падежа (сообщение Самоварова на с. 56 учебника): Как определить падеж?

    Отработка данного алгоритма при выполнении упр. 76 из учебника. При определении падежа каждого выделенного слова обязательно нужно использовать весь алгоритм (проходить все три указанные Самоваровым этапа).

    Наблюдение за ролью слов-«помощников» и предлогов в определении падежа (чтение советов Совенка и работа с таблицей на с. 57 учебника). Обязательно устно должны быть приведены примеры существительных с каждым из предлогов.

    Определение падежа имен существительных в пословицах (упр. 77 из учебника) проводится сначала устно, с обязательным выделением имени существительного в словосочетании вместе с вопросом (учиться чему? грамоте , вскачь с чем? с грамотой и т. д.). Затем пословицы списываются, падеж указывается сверху над именем существительным.

    Диктант с грамматическим заданием. Записать на доске и в тетрадях предложения, найти имена существительные, определить их падеж (учитель обязательно подсказывает детям, как нужно написать безударные окончания в словах): 1. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. (Г. Ладонщиков.) 2. Вот ворона на крыше покатой так с зимы и осталась лохматой. (А. Блок.) 3. Над зеленой крышей дома спит зеленый дуб. (С. Черный.)

    Итог урока: Какие три действия надо выполнить, чтобы верно определить падеж имени существительного? Что может оказать помощь при определении падежа имени существительного? Для чего надо уметь верно определять падеж существительного?

    Домашнее задание. Упр. 53 из РТ.

    Урок 107

    Формирование умения определять падеж существительных (упр. 50, 52 из РТ).

    Наблюдение за ролью окончаний существительных: служат для связи слов в предложении по смыслу (упр. 51 из РТ).

    Наблюдение за верным употреблением предлогов с именами существительными (упр. 54 из РТ).

    Игра «Помоги автору сказки». Учащиеся заканчивают каждое из данных предложений словосочетаниями с именами существительными, определяют их падеж: Жил старик со своею старухой ... .Мачеха отправила падчерицу ... . Ласточка посадила Дюймовочку ... .Винни-Пух отправился в гости ... . Лучшие предложения записываются.

    Итог урока: Как определить падеж имени существительного?

    Домашнее задание. Упр. 56 из РТ.
























    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    УМК «Перспектива»

    Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

    Задачи урока:

    • выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода единственного числа имени существительного путём исследовательской работы учащихся;
    • формировать умение различать слова мужского и женского рода;
    • воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
    • воспитывать самостоятельность, творческую активность;
    • развивать орфографическую зоркость;
    • развивать мышление, внимание, память.

    Планируемые результаты:

    Личностные результаты

    • понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

    Метапредметные результаты:

    • Регулятивные:
      • оценивать ход и результат выполнения задания;
      • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
      • корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
    • Познавательные:
      • общеучебные:
        • логические:
        • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
      • логические:
        • устанавливать причинно-следственные связи;
        • строить логические цепи рассуждений;
      • постановка и решение проблем:
        • самостоятельно искать способ решения проблемы.
    • Коммуникативные:
      • уметь работать в парах;
      • внимательно слушать друг друга;
      • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Предметные результаты:

    • воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
    • знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
    • находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащать речь детей.

    Работа с информацией:

    • воспроизведение, работа с учебным материалом;
    • искать и выделять необходимую информацию.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя

    – Здравствуйте, ребята!

    Прозвенел звонок весёлый.
    Мы начать урок готовы.
    Будем слушать, рассуждать,
    И друг другу помогать.

    – Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что урок принесет вам радость нового открытия.

    – Откройте тетради, запишите число, классная работа.

    2. Минутка чистописания

    – Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, послушайте загадку:

    Что за буква, кто узнает:
    Звука не обозначает,
    Может только показать,
    Как согласную читать. (Буква мягкий знак.)

    – Напишите по образцу букву и ее соединения, предложение.
    При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.
    Не забывайте о правильной посадке при письме.

    ь ььь ь ьььньнья ль лье пь пью
    Лось – самый крупный в лесу зверь семейства оленьих.

    – Что вы знаете о лосе? Расскажите. (Большой лесной зверь. Ест траву и ветки…)

    – Послушайте интересные факты (подготовленные учащиеся):

    1) У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику.
    2) Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час.
    3) Они отлично плавают, причём могут плыть со скоростью до 10 километров в час – неплохо для существа с четырьмя ногами. Лоси могут даже нырять и задерживать дыхание до 30 секунд.

    3. Актуализация опорных знаний и способов действий

    – Объясните роль «ь знака» в словах лось? зверь?(Обозначает мягкость предыдущего согласного.)

    – Какова роль мягкого знака в слове оленьи?(Является разделительным мягким знаком.)

    – Назовите согласные шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч’], [щ’])

    – Что вы можете сказать о них? (Согласные, шипящие, [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’], [щ’] – всегда мягкие.)

    – Расскажите, как определить род имени существительного.

    – Верно ли, что слова «мышь», «стриж», «сыч» – имена существительные женского рода, которые оканчиваются на шипящий звук? Обоснуйте своё мнение.
    (Ответы детей.)

    4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

    На доске: Малыш, мышь, грач, дочь, плащ, помощь.

    – Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Это имена существительные. На конце слов слышится шипящий согласный звук.)

    – Запишите слова в два столбика.

    Проверка:

    – По каким признакам распределили слова? (Слова с «ь» на конце после шипящего, и слова без «ь»; имена существительные женского и мужского рода)

    – Почему в написании слова мышь есть «ь», а в слове малыш нет «ь»? (Аналогично: грач – дочь, плащ – помощь)

    – Какая проблема появилась? (Почему на конце после шипящих в одних именах существительных пишется «ь», а в других – нет?)

    – Сформулируйте тему урока. («ь» на конце имён существительных после шипящих.)

    – Сформулируйте учебную задачу. (Будем учиться писать имена существительные с шипящими на конце с «ь» и без «ь».)

    – Возьмите листочки и запишите, чему хотели бы научиться на уроке (фразу-конструкт).

    5. Открытие «нового» знания (решение проблемы)

    – Проведём исследование над словами, используя алгоритм. Вывод сделайте в виде схемы. Обратите внимание на значок, как будете работать? (В паре.)

    Алгоритм исследования:

    1. Прочитайте слово.
    2. Определите часть речи.
    3. Определите род имён существительных.
    4. Какие звуки слышатся на конце слова?
    5. Определите, на какие группы можно распределить слова?
    6. Запишите слова, распределив их в группы.
    7. Чем отличаются написания слов в группах.
    8. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
    9. Сравни свой вывод с другими парами.

    Слова на карточках: мяч, речь, ключ, лещ, вещь, молодёжь, карандаш, уж, ночь.

    – Сравним результаты исследования.

    – Выполните схему на доске (У интерактивной доски работает пара) .

    – Откройте учебник стр. 13, рубрика «Узелки на память».

    – Прочитайте правило и сравните его с нашим выводом.

    – Послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и заметьте, что нового вы услышали в правиле. (Диск, часть 1, 2).

    – Что вы заметили? Дополним схему.

    – Расскажите правило друг другу в паре, не забудьте про важное дополнение.

    – О какой роли мягкого знака в словах вы узнали? (В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’] пишется «ь», который указывает на женский род имени существительного в единственном числе.)

    6. Первичное закрепление. Комментированное выполнение типового упражнения

    – Выполним задание, которое предлагает Умный совёнок, но сначала объясните значение слова тушь.

    – Обратимся к словарю. (Один из учащихся находит слово в Толковом словаре, читает.)

    На слайде:

    Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
    Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма.
    Тушь – косметическое средство.

    – Выполните задание с комментированием в парах.

    (Распредели слова на две колонки. В первую перенеси те, на конце которых пишется мягкий знак (ь), во вторую – те, в которых мягкий знак (ь) не пишется.
    Слова: багаж, горечь, чиж, тушь, фарш, печь, пляж, врач, дочь, корж, дрожь.)

    – Проверим. (Пара учащихся у доски распределяет слова на две колонки с комментированием.)

    – Какое значение имеет слово тушь в упражнении? (Устойчивая краска для черчения, рисования, письма; косметическое средство.)

    – Подумайте, можно ли утверждать, что «Ь» знак обозначает мягкость шипящих на конце существительных женского рода? Обоснуйте своё мнение.

    – Какое правило использовали при выполнении задания?

    – Что обозначает слово чиж? (Чиж – это птица.)

    – Что вы знаете о чиже?

    – Вот послушайте.

    Подготовленный учащийся:

    Чиж является одной из любимых певчих птиц человека.
    Пение чижа состоит, как из собственных его трелей, так и подражания другим птицам (преимущественно синицам). Чиж водится во всех лесах Европы и Азии и отдает предпочтение хвойным и смешанным лесам. Чижи - птицы перелетные.

    – Писатели в своих литературных произведениях тоже рассказывают о чиже. У Льва Николаевича Толстого есть рассказ «Чиж», а Иван Андреевич Крылов написал басню «Чиж и голубь».

    Физминутка

    – Давайте отдохнём. Встаньте удобно у стола.

    – Если в слове надо писать «ь» знак, поставьте руки на пояс и идите на месте, если нет – ставьте руки в стороны.

    Учитель называет слова: шалаш, ложь , грач, глушь , морж, сторож, рожь , чиж.

    – Молодцы!

    – А знаете ли вы, что в нашем городе тоже живёт чиж? Что вы об этом знаете? (Ответы детей.)

    – В нашем городе есть памятник, который называется Чижик-пыжик.

    Подготовленный учащийся:

    1. Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке – один из самых маленьких в городе: его размер всего 11 сантиметров, а вес его – 5 килограмм. Авторы скульптуры – архитектор Вячеслав Бухаев и грузинский режиссер, сценарист и скульптор Резо Габриадзе.
    2. Существует мнение, что создатель этой скульптуры назвал её так, потому что форма студентов Императорского училища правоведения своим цветом напоминала окрас чижей, а пыжик потому, что студенты носили пыжиковые шапки.
    3. Существует ещё и народное поверие, что эта статуя исполняет желания. Чтобы желание исполнилось – нужно попасть монеткой в чижа так, чтобы после отскока она осталась на постаменте.

    7. Организация самостоятельной работы с самопроверкой в классе

    – А теперь возьмите карточку. На карточке два варианта задания. Выберите задание по своим силам, выполните.

    (Самостоятельное выполнение. Самоконтроль.)

    – Возьмите в конверте лист самоконтроля и проверьте свою работу.

    Карточка:

    1 вариант

    Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род:

    Мелкие предметы - … ,
    сильный вихрь - … ,
    горький вкус - … ,
    суп со свёклой и овощами - … ,
    дикие птицы, на которых охотятся - … ,
    маленькая лесная певчая птичка - … .
    Слова для справок: борщ…, гореч…, дич…, мелоч…, смерч..., чиж… .

    2 вариант

    Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

    Гараж.., молодёж.., ткач.., этаж.., ёж.., уж.., борщ.., плащ.., обруч.., луч.., богач.., циркач.., лож.., врач.., силач.., трубач.., гореч.. .

    Лист самоконтроля:

    1 вариант

    Мелкие предметы - мелочь (ж.р.),
    сильный вихрь - смерч (м.р.),
    горький вкус - горечь (ж.р.),
    суп со свёклой и овощами - борщ (ж.р.),
    дикие птицы, на которых охотятся - дичь (ж.р.),
    маленькая лесная певчая птичка - чиж (м.р.).

    2 вариант

    Крепкий гараж (м.р.), талантливая молодёжь (ж.р.), умелый ткач (м.р.), последний этаж (м.р.), хлопотливый ёж (м.р.), быстрый уж (м.р.), вкусный борщ (м.р.), осенний плащ (м.р.), красный обруч (м.р.), тёплый луч (м.р.), щедрый богач (м.р.), ловкий циркач (м.р.), вредная ложь (ж.р.), добрый врач (м.р.), высокий силач (м.р.),весёлый трубач (м.р.), полезная горечь (ж.р.).)

    – Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло?

    – У кого были ошибки? Какие затруднения у вас были? Почему?

    (Если позволяет время на уроке для учащихся, быстро справившихся с заданием.)

    Деформированные предложения.

    Берег, я, шалаш(?), на, поставил. Была, ноч(?),звёздная. Луч(?), разбудил, утром, солнца, меня. Я, удоч(?)ка, сел, берег, и, закинул, на. Лещ(?), ёрш(?), попались, щука, и.

    7. Подведение итогов урока. Рефлексия

    – Вспомните всё, что мы делали на уроке и подведите итог своей деятельности.
    – Узнали ли вы что-либо новое?
    – Какое правило вывели сегодня на уроке?
    – Приведите примеры.
    – Что повторили?
    – Какие задания вам было легко выполнять?
    – Что было трудно?
    – Был ли урок интересен? Полезен?
    – Письменно выполните самоанализ и самооценку.

    8. Домашнее задание

    – Предлагаю 3 варианта на выбор для выполнения домашнего задания.
    Возьмите карточку, прочтите задания. Всё ли понятно?

    Карточка:

    1 вариант

    Допиши, если необходимо, ь.
    В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его, объясни свой выбор.

    ноч чиж манеж морж
    пейзаж экипаж ландыш дич
    ключ реч рож мелоч
    помощ чертёж гуляш москвич
    полноч королевич нож марш
    дрож камыш вещ тиш

    2 вариант

    Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика.

    Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

    3 вариант.

    Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания: ночь в лесу, дальний поход; ключ, шалаш, вещь, рожь, плащ, луч.

    9. Организованное окончание урока

    – Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение – вопрос.

    Мягкий знак – хитрый знак.
    Не назвать его никак.
    Он не произносится,
    Но в слово часто просится.
    Будем мы всегда, где надо,
    Мягкий знак вставлять в слова?
    ДА !

    – Урок окончен. До свидания.

    Литература:

    Интернет-ресурсы.

    После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

    Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

    Мягкий знак после шипящих - правило постановки

    Ставим мягкий знак:

    1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

    Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

    Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

    2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

    Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

    - ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

    3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

    Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

    Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

    Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

    4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

    Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

    Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

    5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

    Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

    Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

    6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

    Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

    Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

    Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

    7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

    Пример слов: то бишь, всего лишь.

    В предложении: Ишь какой хулиган!

    Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

    Не надо писать:

    1. В существительных именительного падежа.

    Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

    Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

    2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

    Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

    Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

    3. В в краткой форме.

    Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

    Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

    4. В местоимениях с шипящими на конце.

    Примеры: ваш, наш.

    Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

    Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

    Правила в стихах!

    Существительные «много»,

    Существительные «мой» -

    Знак не ставим никакой!

    В глаголах и наречиях

    Знак пишется всегда,

    А в кратких прилагательных

    Не пишем никогда!