1. Краткое описание котла типа ДКВР.

ДКВР – двухбарабанный паровой котел, вертикально-водотрубный, реконструированный с естественной циркуляцией и уравновешенной тягой, предназначен для выработки насыщенного пара.

Расположение барабанов продольное. Движение газов в котлах горизонтальное с несколькими поворотами или без поворотов, но с изменением сечения по ходу газов.

Котлы относятся к системе котлов горизонтальной ориентации, т.е. увеличение паропроизводительности идет за счет их развития в длину и ширину при сохранении высоты.

Котлы выпускаются Бийским котельным заводом производительностью 2,5; 4; 6,5; 10 и 20 т./ч. С избыточным давлением пара на выходе из котла (для котлов с пароперегревателем – давление пара за перегревателем) 1,3 МПа и некоторые типы котлов с давлением 2,3 и 3,9 МПа. Перегрев пара у котлов с давлением 1,3 МПа до 250˚C, с давлением 2,3 МПа – до 370˚C, с давлением 3,9 МПа – до 440˚C.

Котлы применяются при работе на твердом, жидком и газообразном топливе. Вид используемого топлива диктует особенности компоновочных решений котла.

Газомазутные котлы типа ДКВР имеют камерную топку.

Котлы паропроизводительностью 2.5; 4; 6,5 т/ч выполняются с удлиненным верхним барабаном, 10 т/ч – с удлиненным и коротким верхним барабаном, 20 т/ч – с коротким верхним барабаном.

Газомазутные котлы ДКВР – 2,5; 4; 6,5 т/ч с избыточным давлением 1,3 МПа выпускаются с низкой компоновкой в тяжелой и облегченной обмуровке, котлы ДКВР – 10 т/ч – с высокой компоновкой в тяжелой обмуровке и с низкой компоновкой в тяжелой и облегченной обмуровке, ДКВР–20 т/ч – с высокой компоновкой и облегченной обмуровкой.

Котлы ДКВР – 2,5; 4; 6,5; 10 т/ч с удлиненным барабаном поставляются в полностью собранном виде без обмуровки.

Котлы ДКВР 10 и 20 т/ч с коротким барабаном поставляются 3 блоками: передний топочный блок, задний топочный блок, блок конвективного пучка. Котлы с облегченной обмуровкой могут поставляться вместе с обмуровкой.

Котлы с удлиненным верхним барабаном имеют одну ступень испарения, с коротким верхним барабаном – две ступени испарения.

Схема котла ДКВР с длинным верхним барабаном приведена на рисунке 1, с коротким - на рисунке 2.

Конструктивная схема котлов ДКВР – 2,5; 4; 6,5; 10 т/ч с длинным верхним барабаном одинакова (рис 3).

Котлы ДКВР – 2,5; 4; 6,5; т/ч в топке имеют два боковых экрана – фронтового и заднего экранов у них нет. Котлы паропроизводительностью 10 и 20 т/ч имеют 4 экрана: фронтовой, задний и два боковых. Боковые экраны одинаковые. Фронтовой экран отличается от заднего меньшим количеством труб (часть стены занята горелками) и схема питания. Задний экран установлен перед шамотной перегородкой.

Трубы боковых экранов завальцованы в верхнем барабане. Нижние концы труб баковых экранов приварены к нижним коллекторам (камерам), которые расположены под выступающей частью верхнего барабана возле обмуровки боковых стен. Для создания циркуляционного контура передний конец каждого экранного коллектора соединен опускной не обогреваемой трубой с верхним барабаном, а задний конец – перепускной (соединительный) трубой с нижним барабаном.

Вода поступает в боковые экраны одновременно из верхнего барабана по передним опускным трубам и из нижнего барабана по перепускным трубам. Такая схема питания боковых экранов повышает надежность работы котла при понижении уровня воды в верхнем барабане и повышает кратность циркуляции.



Схема парового котла типа ДКВР с длинным верхним барабаном.

1-продувочный вентиль; 2-предохранительный клапан; 3-водоуказательное стекло;

4-регулятор питания; 5-вентиль ввода химикатов; 6-обратный клапан; 7-вентиль насыщенного пара; 8-верхний барабан; 9-обдувочная линия; 10-вентиль перегретого пара; 11-спускной вентиль; 12-пароперегреватель; 13-вентили для спуска воды из котла; 14-нижний барабан; 15-кипятильные трубы; 16-экранный коллектор; 17-экранная труба; 18-водоопускная труба.

Паровой котел типа ДКВР с коротким верхним барабаном

1-нижний экранный коллектор; 2-потолочные экранные трубы; 3-верхний экранный коллектор; 4-выносной циклон; 5-пароперепускная труба; 6-верхний барабан; 7-кипятильные трубы; 8-нижний барабан.



Конструктивная схема котла ДКВР – 6,5 с газомазутной топкой.



Верхние концы труб заднего и бокового экранов завальцованы в верхний барабан, а нижние – в коллекторы. Фронтовой экран получает воду из верхнего барабана по отдельной не обогреваемой трубе, а задний экран – по перепускной трубе из нижнего барабана.

Циркуляция в кипятильных трубах конвективного пучка происходит за счет бурного испарения воды в передних рядах труб, так как они ближе расположены к топке и омываются более горячими газами, чем задние, в следствии чего в задних трубах, расположенных на выходе из котла, вода идет не вверх, а вниз.

Камера догорания отделяется от конвективного пучка шамотной перегородкой, устанавливаемой между первым и вторым рядами кипятильных труб, в следствие чего первый ряд конвективного пучка является одновременно и задним экраном камеры догорания.

Внутри конвективного пучка устанавливается поперечная чугунная перегородка, разделяющая его на 1 и 2 газоходы, по которым движутся дымовые газы, поперечно омывающие все кипятильные трубы. После этого они выходят из котла через специальное окно, расположенное с левой стороны в задней стенке.

В котлах с перегревом пара пароперегреватель устанавливается в первом газоходе после 2 – 3 ряда кипятильных труб (вместо части кипятильных труб).

Питательная вода подается в верхний барабан и в его водяном пространстве распределяется по перфорированной трубе.

Барабан оборудован устройствами для непрерывной продувки, предохранительными клапанами, водоуказательными приборами и сепарационными устройствами, состоящими из жалюзи и дырчатых листов.

Нижний барабан является шламоотстойником и из него по перфорированной трубе производится периодическая продувка. В нижнем барабане устанавливается труба для прогрева котла паром при растопке.

Газомазутные блочные котлы ДКВР-10 и ДКВР-20 с коротким верхним барабаном (рис.2 и рис.4) имеют особенности по сравнению с вышеописанными котлами.

В этих котлах применяется двух ступенчатая схема испарения. Первая ступень испарения включает конвективный пучок, фронтовой и задний экраны, боковые экраны заднего топочного блока. Баковые экраны переднего топочного блока включены во вторую ступень испарения. Сепарационными устройствами второй ступени испарения являются выносные циклоны центробежного типа.

Верхние и нижние концы топочных экранов приварены к коллекторам (камерам), что обеспечивает разбивку на блоки, но увеличивает сопротивление циркуляционного контура. Для увеличения скорости циркуляции в контур введены не обогреваемые рециркуляционные трубы.

Трубы боковых экранов котла закрывают потолок топочной камеры. Нижние концы боковых экранных труб приварены к нижним коллекторам, т.е. трубы правого экрана приварены к правому коллектору, а трубы левого экрана – к левому коллектору.

Верхние концы экранных труб соединены с коллекторами иначе. Конец первой трубы правого экрана приварен к правому коллектору, а все остальные трубы приварены к левому коллектору. Таким же образом расположены концы экранных труб левого ряда, благодаря чему на потолке они образуют потолочный экран (рис 5).

Фронтовой и задний экраны закрывают часть фронтовой и задней стенки топки.

На наклонной части заднего экрана установлена шамотная перегородка, разделяющая топочную камеру на собственно топку и камеру догорания.

Блок конвективного пучка котла ДКВР-20 включает верхний и нижний барабаны одинакового размера и пучок кипятильных труб пролетного типа с коридорами по краям, как у котлов производительностью 2,5;4;6,5;10 т/ч. Вторая часть конвективного пучка коридоров не имеет. Обе части имеют коридорное расположение труб с теми же шагами, что и у всех остальных котлов типа ДКВР.




Котел ДКВР-20-13

1-газомазутная горелка; 2-боковые экраны; 3-выносной циклон; 4-короб взрывного предохранительного клапана; 5-задний топочный блок; 6-конвективная поверхность нагрева (конвективный блок); 7-изоляция верхнего барабана; 8-нижний барабан; 9-задний экран.

Для улучшения омывания газами первой части пучка за 6 рядом труб должны быть установлены диафрагмы из шамотного кирпича, перекрывающие боковые коридоры. При отсутствии диафрагм температура за котлом может повыситься до 500˚C.

Питательная вода по питательным трубопроводам 15 поступает в верхний барабан 16, где смешивается с котловой водой. Из верхнего барабана по последним рядам труб конвективного пучка 18 вода опускается в нижний барабан 17, откуда по подпиточным трубам 21 направляется в циклоны 8. Из циклонов по опускным трубам 26 вода подается к нижним коллекторам (камерам) 24 боковых экранов 22 второй ступени испарения, пароводяная смесь поднимается в верхние камеры 10 этих экранов, откуда поступает по трубам 9 в выносные циклоны 8, в которых разделяется на пар и воду. Вода по трубам 31 опускается в нижние камеры 20 экранов, отсепарированный пар по перепускным трубам 12 отводится в верхний барабан. Циклоны (их 2) соединены между собой перепускной трубой 25.

Котел ДКВР 6,5-13 предназначен для производства насыщенного и перегретого пара для технологических нужд промышленных предприятий, в системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

Условное обозначение котла: ДКВР - тип котла; 6,5 - паропроизводительность (в т/ч); 14 - абсолютное давление пара (в атм),

Описание котла:

ДКВР 6,5-13 - двухбарабанный котел водотрубный реконструированный. Котел имеет два барабана - верхний (длинный) и нижний (короткий), трубную систему и экранные коллекторы (камеры). Топочная камера котла ДКВР 6,5-13 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла - ассиметричные. Перегородки котла выполнены таким образом, что дымовые газы омывают трубы поперечным током, что способствует теплоотдаче в конвективном пучке. Внутри котельного пучка имеется чугунная перегородка, которая делит его на первый и второй газоходы и обеспечивает горизонтальный разворот газов в пучках при поперечном омывании труб.

Для наблюдения за уровнем воды в верхнем барабане установлены два водоуказательных прибора (ВУП). Водоуказательные приборы присоединены к цилиндрической части верхнего барабана. Для измерения давления на верхнем барабане котла установлен манометр, также имеется рычажный предохранительный клапан, вентили непрерывной продувки, вентили периодической продувки, воздушник. В водяном пространстве верхнего барабана находятся питательные трубы (с вентилями и обратными клапанами); в паровом объеме - сепарационное устройство. В нижнем барабане имеются трубные ответвления для периодической продувки с двумя вентилями, для дренажа с двумя вентилями, для пуска пара в верхний барабан с вентилем.

Боковые экранные коллекторы расположены под выступающей частью верхнего барабана, возле боковых стен обмуровки. Для создания циркуляционного контура в экранах передний конец каждого экранного коллектора соединен опускной необогреваемой трубой с верхним барабаном, а задний конец - перепускной также необогреваемой трубой с нижним барабаном.

Вода поступает в боковые экраны одновременно из верхнего барабана по передним опускным трубам, а из нижнего барабана по перепускным. Такая схема питания боковых экранов повышает надежность работы при пониженном уровне воды в верхнем барабане, увеличивает кратность циркуляции.

Циркуляция в кипятильных трубах происходит за счет бурного испарения воды в передних рядах труб, т.к. они расположены ближе к топке и омываются более горячими газами, чем задние, вследствие чего в задних трубах, расположенных на выходе газов из котла вода идет не вверх, а вниз.

Контрольно-измерительные приборы и арматуру котла ДКВР 6,5-13 наглядно можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1.

Основные позиции (рис. 1):

1-нижний барабан;

2-дренажные вентили;

3-вентили периодической продувки;

4-вентиль для пуска пара в верхний барабан;

5-водяной объем;

6-опускные трубы конвективного пучка, вальцованы в верхний и нижний барабаны в шахматном порядке;

7-зеркало испарения;

8-верхний барабан. В нем находится котловая вода. Он заполнен примерно наполовину;

10-вентиль пара на собственные нужды;

11-сепаратор;

12-главный парозапорный вентиль;

13-воздушник;

14-вентиль на питательной линии - 2 шт;

15-обратный клапан;

16-ввод питательной воды;

17-рычажный предохранительный клапан;

18- трехходовой клапан манометра;

19-манометр;

20-пробковый кран водоуказательных приборов (ВУП)-6 шт;

21-водоуказательные приборы;

22-вентили непрерывной продувки - 2 шт;

23-необогреваемые опускные трубы боковых экранов - 2 шт;

24-обогреваемые трубы боковых экранов - 2 шт. Вальцованы в верхний барабан и коллекторы. Они окружают топку с двух сторон. Передача тепла к ним осуществляется излучением;

25-нижний коллектор - 2 шт;

26-нижние необогреваемые перепускные трубы - 2 шт;

27-подъемные трубы конвективного пучка;

28-питательные трубы. По ним осуществляется подача питательной воды в верхний барабан.

На верхнем барабане котла установлен предохранительный клапан (рис. 1. позиция 17). Назначение предохранительного клапана (рис. 2) заключается в предохранении от взрыва верхнего барабана котельного агрегата.

Рис. 2

Основные позиции (рис. 2):

2-стенки барабана котла;

3-защитный корпус;

4-рычажное устройство;

5-грузы, регулирующие давление срабатывания клапана и уравновешивающие давление в барабане котла;

6-траектория движения пара или воды в выхлопную трубу;

Рычажный предохранительный клапан (рис. 2) имеет рычаг с грузом, под действием которого клапан закрывается. При нормальном давлении в барабане котла груз прижимает клапан к отверстию. При повышении давления клапан поднимается, и излишек давления удаляется в атмосферу.

Для предотвращения повреждений котла при упуске воды из барабана в нижнюю его часть со стороны топки вкручиваются легкоплавкие пробки (рис.3). Они имеют коническую форму с внешней резьбой.

Отверстие пробки заливается специальным легкоплавким составом, состоящим из 90% свинца и 10% олова. Температура плавления такого состава 280-310 градусов по Цельсию.

При нормальном уровне воды в котле легкоплавкий состав охлаждается водой и не плавится. При упуске воды пробка сильно нагревается продуктами сгорания топлива, что приводит к расплаву легкоплавкого состава. Через образовавшееся отверстие пароводяная смесь под давлением входит в топку. Это служит сигналом для аварийной остановки котла.

Рис. 3

Основные позиции (рис. 3):

2-сплав свинца и олова;

Твердотопливный паровой котёл ДКВр-6,5-13 С (ДКВр-6,5-13-250 С)* – двухбарабанный, вертикально-водотрубный котел, предназначенный для выработки насыщенного пара посредством сжигания каменного и бурого углей для технологических нужд промышленных предприятий, в системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

Расшифровка наименования котла ДКВр-6,5-13 С (ДКВр-6,5-13-250 С)*:
ДКВр – тип котла (двухбарабанный котел водотрубный реконструированный), 6,5 - паропроизводительность (т/ч), 13 – абсолютное давление пара (кгс/см 2), 250 – температура перегретого пара, °С (в случае отсутствия цифры – пар насыщенный), С – способ сжигания топлива (слоевое сжигание).

Цена котла в сборе: 3 304 000 рублей, 3 528 200 рублей (*)

Цена котла россыпью: 3 056 200 рублей, 3 186 000 рублей (*)

Пожалуйста, заполните все обязательные поля, отмеченные знаком (*)!

Быстрый заказ

Звёздочкой (*) помечены поля, обязательные для заполнения

    Ваше имя(*)

    Введите Ваше имя

    Ваш e-mail(*)

    Введите Ваш e-mail

    Ваш телефон

    Введите номер телефона.

    Тема сообщения(*)

    Введите тему сообщения

Сообщение(*)

Защита от спама (*)

Поле для сообщений не может быть пустым Просто поставьте галочку

Отправить заявку Очистить форму

Технические характеристики парового котла ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*:

№ п/п Наименование показателя Значение
1 Номер чертежа компоновки 00.8002.300; 00.8002.301 (*)
00.8002.306 (**); 00.8002.307 (**) (*)
2 Тип котла Паровой
3 Вид расчетного топлива Каменный и бурый уголь
4 Паропроиз-ть, т/ч 6.5
5 Рабочее (избыточное) давление теплоносителя на выходе, МПа (кгс/см 2) 1,3 (13,0)
6 Температура пара на выходе, °С насыщенный, 194; перегретый, 250 (*)
7 Температура питательной воды, °С 100
8 Расчетный КПД, % 85
9 Расчетный КПД (2), % 82
10 Расход расчетного топлива, кг/ч 726; 767 (*)
11 Расход расчетного топлива (2), кг/ч 1435; 1520 (*)
14 Габариты транспортабельного блока, LxBxH, мм 5780х 3250х 3990
15 Габариты компоновки, LxBxH, мм 8210х 4695х 5170; 8526х 4695х 5530 (**)
16 Масса транспортабельного блока котла, кг 6706
17 Вид поставки В сборе или россыпью

Устройство и принцип работы котла ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*

Котлы ДКВр - двухбарабанные, вертикально-водотрубные с экранированной топочной камерой и развитым конвективным пучком из гнутых труб. Топочная камера котлов производительностью до 10 т/ч включительно разделена кирпичной стенкой на собственно топку и камеру догорания, которая позволяет повысить КПД котла за счет снижения химического недожога. Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла - асимметричные.

Установкой одной шамотной перегородки, отделяющей камеру догорания от пучка и одной чугунной перегородки, образующей два газохода, в пучках создается горизонтальный разворот газов при поперечном омывании труб. В котлах с пароперегревателем трубы размещаются в первом газоходе с левой стороны котла.

Барабаны котлов на давление 13 кгс/см 2 изготавливаются из стали 16ГС ГОСТ 5520-69 и имеют внутренний диаметр 1000 мм при толщине стенки 13 мм. Для осмотра барабанов и расположенных в них устройств, а также для чистки труб на задних днищах имеются лазы; у котлов ДКВр-6,5 и 10 с длинным барабаном имеется еще лаз на переднем днище верхнего барабана. В данныхкотлах при шаге экранных труб 80 мм стенки верхнего барабана хорошо охлаждаются потоками пароводяной смеси, выходящими из труб боковых экранов и крайних труб конвективного пучка, что было подтверждено специальными исследованиями температуры стенки барабана при различном снижении уровня воды, а также многолетней практикой эксплуатации нескольких тысяч котлов. На верхней образующей верхнего барабана приварены патрубки для установки предохранительных клапанов, главного парового вентиля или задвижки, вентилей для отбора проб пара, отбора пара на собственные нужды (обдувку).

В водяном пространстве верхнего барабана находится питательная труба, в паровом объеме - сепарационные устройства. В нижнем барабане размещаются перфорированная труба для продувки, устройство для прогрева барабана при растопке (для котлов производительностью от 6,5 т/ч и выше) и штуцер для спуска воды. Для наблюдения за уровнем воды в верхнем барабане устанавливаются два указателя уровня. На переднем днище верхнего барабана установлено два штуцера D=32х3 мм для отбора импульсов уровня воды на автоматику. Экраны и конвективные пучки выполняются из стальных бесшовных труб D=51x2,5 мм. Боковые экраны у всех котлов имеют шаг 80 мм; шаг задних и фронтовых экранов равен 80-130 мм.

Опускные и пароотводящие трубы привариваются и к коллекторам и к барабанам (или к штуцерам на барабанах). При питании экранов из нижнего барабана для предотвращения попадания в них шлама концы опускных труб выведены в верхнюю часть барабана. Шамотная перегородка, отделяющая камеру догорания от пучка, опирается на чугунную опору, укладываемую но нижний барабан. Чугунная перегородка между первым и вторым газоходами собирается на болтах из отдельных плит с предварительным промазыванием стыков специальной замазкой или с прокладкой асбестового шнура, пропитанного жидким стеклом. Монтаж этой перегородки должен производиться очень тщательно, так как при наличии зазоров может быть перетечка газов из одного газохода в другой помимо пучка труб, что приведет к повышению температуры уходящих газов. В перегородке имеется отверстие для прохода трубы стационарного обдувочного прибора.

Очистка экранов и пучков может производится через лючки на боковых стенках ручными переносными обдувочными приборами при давлении пара не выше 7-10 кгс/см 2 .

Площадки расположены в местах, необходимых для обслуживания арматуры и гарнитуры котла.

Основные площадки котлов:

  • боковая площадка для обслуживания водоуказательных приборов;
  • боковая площадка для обслуживания предохранительных клапанов и запорной арматуры на барабане котла;
  • площадка на задней стенке котла для обслуживания доступа в верхний барабан при ремонте котла.
На боковые площадки ведут лестницы, а на заднюю площадку - вертикальный трап.

Котлы ДКВр могут выполняться как в легкой так и в тяжелой обмуровке. Материалы, применяемые для обмуровки котлов, и их ориентировочное количество указанны в таблице:

Материалы для обмуровки котлов ДКВр-6,5-13С (ДКВр-6,5-13-250С)*:

Наименование Легкая обмуровка Тяжелая обмуровка
Кирпич ШБ-5 7500 шт. 7500 шт.
Кирпич красный 2500 шт. 16000 шт.
Мертель 1,5 т 1,5 т
Шамотный порошок 800 кг 1,4 т
Минеральная вата (теплостойкая) 1,5 т -
Цемент 300 кг 1 т
Лист асбестовый 6-8 мм 70 шт. 70 шт.
Шнуровой асбест D=20-30 мм 4 бухт. 4 бухт.
Жидкое стекло 100 кг 100 кг
Глина карьерная - 1,5 т
Песок (керамзит) - (1 т) 4 т (1 т)
Металлопрокат (лист 1,5-2 мм) 1,5 т -
Уголок 50-63 300 м -
Швеллер 10-12 100 м -
Электроды d=4-5 мм 70 кг -

При установке котлов в тяжелой обмуровке стены выполняются толщиной 510 мм (два кирпича) за исключением задней стены, которая имеет толщину 380 мм (1,5 кирпича). Заднюю стену для уменьшения присосов следует покрывать с наружной стороны слоем штукатурки толщиной 20 мм. Тяжелая обмуровка состоит в основном из красного кирпича. Из шамотного кирпича выкладываются обращенные в топку стены толщиной 125 мм на экранированных участках и часть стен в области первого газохода конвективного пучка.

Подготовка котла ДКВр к работе

    Перед растопкой котла необходимо тщательно проверить:
  • запас воды в деаэраторе , исправность питательных насосов и наличие необходимого давления в питательной линии, электропитания щитов автоматики и исполнительных механизмов;
  • исправность топки и газоходов, отсутствие в них посторонних предметов. После осмотра газоходов лючки и лазы плотно закрыть.
  • Подготовку к растопке топливных устройств производить по инструкции предприятия-изготовителя топок:
  • целостность защитной обмуровки барабанов, наличие и толщину асбестового полотна у взрывных предохранительных устройств;
  • правильность положения и отсутствие заеданий обдувочной трубы, которая должна свободно и легко поворачиваться за маховик. Сопла должны быть установлены так, чтобы оси их были симметричны по отношению к зазору между рядами конвективных труб, расположение которых проверяется просвечиванием через лючки в боковых стенах обмуровки;
  • исправность контрольно-измерительных приборов, арматуры, питательных устройств, дымососов и вентиляторов .

После проверки исправности арматуры убедиться, что продувочные вентили котла, экранов, выносных циклонов (у котлов с двухступенчатым испарением) и экономайзера плотно закрыты, а продувочный вентиль пароперегревателя (при его наличии) на коллекторе перегретого пара - открыт, сливные вентили экономайзера и котла закрыты, манометры котла и экономайзера в рабочем положении, т. е. трубки манометров соединены трехходовыми кранами со средой в барабане и экономайзере, водоуказательные стекла включены, паровые и водяные вентили (краны) открыты, а продувочные - закрыты. Главный парозапорный вентиль и вентиль пара на собственные нужды закрыты, воздушники экономайзера открыты. Для выпуска воздуха из котла открывать вентиль отбора проб пара на барабане и у охладителя проб.

Заполнение котла водой с температурой не ниже +5 0 C производить до низшей отметки водоуказательного стекла. Во время наполнения котла проверять плотность люков, соединений фланцев, плотность арматуры. При появлении течей в люках или фланцах подтянуть их, если течь не устранена, приостановить питание котла, слить воду и сменить прокладки. После подъема воды до нижней отметки водоуказательного стекла питание котла прекратить н проверить: держится ли уровень воды в стекле. Если он опускается нужно выявить причину, устранить ее, после чего снова подпитать котел до низшего уровня.

Если уровень воды в котле поднимается при закрытом питательном вентиле, что указывает на его пропуск, необходимо перекрыть предыдущий по ходу вентиль. При значительном пропуске питательного вентиля необходимо до пуска котла заменить его на исправный. Проверить включением исправность основного и аварийного освещения, газооборудования котла и запально-защитного устройства, мазутного хозяйства, правильность сборки форсунок горелок.

Температура мазута перед форсункой должна быть в пределах 110-130 0 С. Если котел пускается после ремонта, при котором открывались барабаны котла, то перед закрытием их убедиться в отсутствии грязи, ржавчины, накипи и посторонних предметов. Перед установкой новых прокладок тщательно очистить плоскости примыкания от остатков стары» прокладок; прокладки и болты при сборке смазать смесью графитового порошка с маслом во избежание пригорания. После осмотра котел промыть, заполняя его водой и спуская из него воду (расход воды и длительность промывки зависят от степени загрязненности котла).

Растопка котла

Растопку котла производить только при наличии распоряжения, записанного в сменном журнале начальником (заведующим) котельной или замещающим его лицом. В распоряжении должны быть указаны продолжительность заполнения котла водой и ее температура. Растопку котлов, работающих на твердом топливе, желательно вести на естественной тяге. Подача воздуха при этом производится через дверки фронтовой стенки за счет разряжения в топке. Растопка котлов, сжигающих мазут и газ, должна производится при работающих дымососе и дутьевом вентиляторе, которые включаются при закрытых направляющих аппаратах. Затем приоткрыть направляющие аппараты. Провентилировать топку в течение 5-10 мин. После окончания вентиляции закрыть направляющий аппарат дутьевого вентилятора.

Данные котлы позволяют производить быструю растопку. Общая продолжительность растопки котла, находящегося в холодном состоянии, составляет около трех часов. При этом растопка и прогрев котла до начала подъема давления должны составлять не менее 1,5 часов. Процесс растопки и уход за топкой следует производить в соответствии с инструкцией по обследованию топочного устройства. При появлении пара процессе растопки, через открытый вентиль у охладителя отбора проб, после вытеснения воздуха из верхнего барабана котла, необходимо закрыть вентиль паропровода отбора проб на барабане котла. С этого момента необходимо внимательно следить за показанием манометра и уровнем воды в водоуказательных стеклах и при давлении пара 0,05-0,1 МПа (0,5-1,0 кгс/см 2) по манометру произвести продувку водоуказательных стекол и сифонной трубки манометра.

При продувке водоуказательных стекол :

  • открыть продувочный вентиль - продувается стекло паром и водой;
  • закрыть водяной кран - стекло продувается паром;
  • открыть водяной кран, закрыть паровой - продувается водяная труба;
  • открыть паровой кран и закрыть продувочный. Вода в стекле должно быстро подняться и на отметке уровня воды в котле слегка колебаться. Если уровень повышается медленно, необходимо повторно продуть водяной кран.

С начала растопки для равномерного прогрева необходимо периодически продувать нижний барабан. Продувка котла и последующая подпитка, произведет также замену воды в экономайзере. Необходимо следить за температурой воды, не допуская ее закипания в экономайзере. У котлов с пароперегревателями с начала растопки необходимо открыть продувочный вентиль пароперегревателя, который закрывается после подключения котла к паропроводу котельной. Следить за ростом давления в котле, регулируя его количеством подаваемого топлива и воздуха в соответствии с режимной картой котла. Если во время остановки производилось вскрытие люков и фланцевых соединений, то при повышении давления в котле до 0,3 МПа (3 кгс/см 2) следует подтянуть гайки болтов соответствующих соединений. При большом давлении пара подтягивание гаек и лазов категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Подтягивание разрешается производить только нормальным гаечным ключом в присутствии лица, ответственного по котельной. Производить обдувку поверхностей нагрева во время растопки котла воспрещается.

Включение котла в работу

Включение котла в работу производится в соответствии с требованиями производственной инструкции. Перед включением котла в работу необходимо произвести:

  • проверку исправности действия предохранительных клапанов, водоуказательных приборов, манометров и питательных устройств;
  • проверку показаний сниженных указателей уровня по указателям уровня прямого действия;
  • проверку и включение автоматики безопасности и аппаратуры автоматического управления;
  • продувку котла.

Запрещается пуск в работу котлов с неисправными арматурой, питательными приборами, автоматики безопасности и средствами противоаварийной защиты и сигнализации .

При подъеме давления до 0,7-0,8 МПа (7-8 кгс/см 2) для котлов с рабочим давлением 1,3 МПа (13 кгс/см 2) необходимо произвести прогрев главного паропровода от котла до сборного коллектора, для чего:

  • полностью открыть дренажный вентиль в конце паропровода сборного коллектора и обвод конденсатоотводчика;
  • медленно приоткрыть главный парозапорный вентиль на котле;
  • по мере прогревания паропровода постепенно увеличивать величину открытия главного паро-запорного вентиля на котле; к концу прогрева главного паропровода парозапорный вентиль на котле должен быть полностью открыт.

При прогреве следить за исправностью паропровода, компенсаторов, опор и подвесок, а также за равномерным перемещением паропровода. При возникновении вибрации или резких ударов приостановить прогрев до устранения дефектов. При включении котла в находящийся в работе паропровод давление в котле должно быть равно или несколько ниже (не более 0,05 МПа (0,5 кгс./см2)) давления в паропроводе. По мере повышения нагрузки котла продувка пароперегревателя уменьшается.

Остановка котла

Остановка котла во всех случаях, кроме аварийной остановки, должна производиться только по получении письменного распоряжения администрации.

При остановке котла необходимо:

  • поддерживать уровень воды в котле выше среднего рабочего положения;
  • прекратить подачу топлива в топку;
  • продуть водоуказательные стекла;
  • отключить ввод фосфатов, прекратить непрерывную продувку;
  • отключить котел от паропроводов после полного прекращения горения в топке и прекращения отбора пара, а при наличии пароперегревателя - открыть продувку.
Если после отключения котла от паропровода давление в котле повышается, следует усилить продувку котла пароперегревателя, разрешается также произвести продувку котла и наполнение его водой.

При остановке котла, работающего на твердом топливе, следует:

  • частично прикрыв шиберы тяги и дутья, дожечь остатки топлива на решетке. Запрещается засыпать горящее топливо свежим или заливать его водой.
  • включить вентилятор и прикрыть шибер за котлом;
  • очистить топку и бункеры;
  • выключить дымосос, закрыть дымовой шибер, топочные и поддувальные дверцы (при механической топке полностью прекратить тягу после охлаждения решетки).

При остановке котла, работающего на газе, прекратить подачу газа, а затем - воздуха; после отключения всех горелок газопровод котла должен быть отключен от общей магистрали, продувочная свеча на отводе открыта, а топка, газоходы и воздуховоды провентилированы. При останове котла работающего на мазуте, закрыть подачу мазута, прекратить подачу пара или воздуха к форсунке (при паровом или воздушном распиливании); выключение отдельных форсунок производить последовательно, уменьшая дутье и тягу. После этого провентилировать топку и газоходы.

После прекращения подачи топлива необходимо продуть водоуказательные стекла, отключить ввод фосфатов и прекратить непрерывную продувку, отключив котел от главной паровой магистрали и магистрали собственных нужд, необходимо его подпитать до высшего уровня по стеклу, а затем подачу в него воды прекратить. В дальнейшем по мере падения уровня, периодически подпитывать котел. Наблюдение за уровнем воды в барабане должно производиться все время, пока в котле имеется давление. Охлаждение котла вести медленно за счет естественного остывания: дверки, гляделки, лазы держать закрытыми. В случае остановки котла для ремонта через 3-4 часа можно открыть дверки и лазы газоходов и шибер за котлом. Машинист (кочегар) может уйти от котла лишь при снижении давления в нем до нуля, убедившись, что в течение 0,5 часа давление не поднимается (за счет тепла, аккумулированного обмуровкой).

Запрещается спускать воду из котла без распоряжения лица, ответственного за котельную. Спуск воды производить лишь после падения давления до нуля, снижения температуры воды до 70-80 0 С и остывания кладки. Спуск вести медленно и при поднятом предохранительном клапане. Перед постановкой котла на консервацию сухим способом все внутренние поверхности необходимо тщательно очистить от отложений. Котел надежно отключить от всех трубопроводов заглушками. Сушку внутренних поверхностей котла проводить пропуском через него горячего воздуха. При этом открыть дренажный вентиль на коллекторе перегретого пара (для удаления оставшейся в нем воды) и предохранительный клапан на барабане (для удаления водяных паров).

Аварийная остановка котла ДКВр

Обслуживающий персонал обязан в аварийных случаях немедленно остановить котел и сообщить об этом начальнику (заведующему) котельной или лицу, его заменяющему в случаях, предусмотренных Правилами (причины аварийной остановки котла должны быть обязательна записаны в сменном журнале).

Котел должен быть немедленно остановлен в следующих случаях:

  • при разрыве экранных или конвективных труб;
  • при отказе от действия всех питательных устройств;
  • при выходе из строя всех водоуказательных приборов;
  • при отказе от действия предохранительных клапанов;
  • при повреждении паропровода или парового клапана на нем;
  • при порче манометра и невозможности его замены;
  • при упуске воды из водоуказательного стекла, т.е. отсутствии в нем уровня;
  • при перепитке котла водой, если уровень воды поднялся выше верхней кромки водоуказательного стекла;
  • если давление в котле поднимается выше нормального и продолжает расти, несмотря на уменьшение тяги и дутья и усиленное питание котла;
  • при трещине в обмуровке, угрожающей обвалом;
  • при горении уноса или сажи в газоходах;
  • если в работе котла замечены непонятные явления (шум, удары, стук);
  • при непосредственной угрозе котлу от пожара в помещении;
  • при взрывах в топочной камере или газоходах;
  • при повреждении газопроводов или газовой арматуры;
  • при прекращении подачи электроэнергии.

Остановка котла производится быстро: прекращается подача топлива и воздуха в топку и удаляется жар из топки (при твердом топливе). Когда работа топки прекращена, необходимо немного открыть продувку пароперегревателя и отключить котел от паровой магистрали. Поддерживать небольшое разряжение в топке до охлаждения кладки.

При аварийной остановке котла необходимо:

  • прекратить подачу топлива и воздуха, резко ослабить тягу;
  • как можно быстрее удалить горящее топливо из топки; в исключительных случаях, при невозможности сделать это, горящее топливо залить водой;
  • после прекращения горения в топке открыть на некоторое время дымовую заслонку;
  • отключить котел от главного паропровода;
  • выпускать пар через приподнятые предохранительные клапаны, кроме случаев перепитки котла или прекращения действия всех питательных приборов.

В случае остановки котла после упуска воды подпитка котла водой категорически запрещается.

При понижении уровня воды в котле ниже нижнего указателя и нормальном давлении в котле и питательной линии необходимо:

  • продуть водоуказательные стекла и убедиться в правильности их показаний;
  • проверить исправность работы питательного насоса и в случае его неисправности включить резервный питательный насос;
  • закрыть вентиль непрерывной продувки и проверить плотность всех продувочных вентилей котла;
  • проверить отсутствие течи в швах, трубах, люках.

При повышении уровня воды в котле выше верхнего указателя и нормальном давлении в котле и питательной линии продуть водоуказательные стекла и убедиться в правильности их показаний; выявить причину повышения уровня и устранить ее.

Если уровень воды, несмотря на принятые меры, продолжает подниматься, то необходимо:

  • прекратить питание;
  • осторожно открыть продувочные вентили нижнего барабана, следить за уровнем воды и после его снижения закрыть продувочные вентили;
  • открыть дренаж пароперегревателя и главного паропровода.

Если уровень воды ушел за верхнюю кромку водоуказательного стекла, то следует:

  • прекратить подачу топлива, остановить вентиляторы и дымосос (прикрыть шибер за котлом);
  • продуть котел, следить за появлением уровня в стекле.

При появлении уровня в стекле прекратить продувку, включить подачу топлива, дымосос и вентилятор; выяснить причину перепитки котла и записать в журнал.

При вскипании (вспенивании) воды в котле , что обнаруживается резкими колебаниями уровня или подъемом уровня выше верхней кромки водоуказательного стекла с одновременным резким снижением температуры перегретого пара, необходимо:

  • прекратить подачу топлива, остановить вентилятор и дымосос (прикрыть шибер за котлом);
  • открыть продувку котла и дренаж пароперегревателя паропровода;
  • прекратить ввод фосфатов и других химреагентов, если он в это время производился;
  • отобрать пробы котловой воды и далее действовать по указанию старшего по смене.

Вскипание воды может происходить:

  • при резком увеличении расхода пара и снижении давления в котле;
  • повышении солесодержания или щелочности котловой воды;
  • подаче в котел химреагентов в большом количестве.
Вскипание может сопровождаться «бросками» воды и пены в паропровод и пароперегреватель, парением арматуры, гидравлическими ударами и пробиванием прокладок во фланцах.

При разрыве конвективных или экранных труб может быть обнаружен по следующим явлениям:

  • шум вытекающей пароводяной смеси в топке и газоходах;
  • выброс пламени или тазов через топочные отверстия (дверцы, лючки, гляделки);
  • снижение уровня в водоуказательном стекле;
  • падение давления в котле.

При разрыве конвективной или экранной трубы , сопровождаемом понижением уровня в водоуказательном стекле:

  • прекратить подачу топлива, остановить вентиляторы;
  • если уровень в водоуказательных стеклах остается видимым, то пустить резервный питательный насос, выключить автомат питания и перейти на ручное регулирование; если уровень воды уйдет за нижнюю кромку водоуказательного стекла, питание прекратить;
  • закрыть парозапорные вентили на котле и главном паропроводе и открыть дренажный вентиль главного паропровода;
  • дымосос остановить после того, как основное количество пара выйдет из котла.

При повреждении труб пароперегревателя наблюдается:

  • шум выходящего из трубы пара в области газохода пароперегревателя;
  • выбивание через неплотности в обмуровке газов и пара.

При повреждении труб пароперегревателя остановить котел для ремонта.

При повреждении обмуровки :

  • выпадают кирпичи;
  • нагреваются обшивка и каркас котла или топки;
  • увеличивается присос воздуха из-за неплотностей в обмуровке.
Если повреждения обмуровки вызывает нагрев средней балки опорной рамы у котлов ДКВр-2,5; 4 и 6,5 и силового каркаса у котлов ДКВр-10; 20, то котел следует остановить.

При остановке котла из-за загорания сажи или уноса топлива в экономайзере, пароперегревателе или газоходах немедленно прекратить подачу топлива и воздуха в топку, прекратить тягу, остановить дымососы и вентиляторы и полностью перекрыть воздушные и газовые заслонки. Если возможно, заполнить газоход паром и после прекращения горения провентилировать топку. В случае возникновения в котельной пожара, персонал должен немедленно вызвать пожарную охрану и принять все меры к тушению его, не прекращая наблюдения за котлом. Если пожар угрожает котлам и невозможно потушить его быстро, остановить котлы в аварийном порядке, усиленно питая их водой и выпуская пар в атмосферу (вне помещения).

Транспортирование котла ДКВр

Поставка котлов ДКВр производится в собранном виде транспортабельным блоком на опорной раме без обмуровки и обшивки или «россыпью». При поставке котлов «россыпью» упаковка мелких узлов и деталей производится в ящик, а более крупные собираются в отдельные пакеты или связки. Котлы могут перевозится железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Транспортирование по железной дороге осуществляется на открытых платформах. Для перевозки котлов по автодороге используются трейлеры соответствующей грузоподъемности, имеющие необходимые условия для надежного крепления блоков. Для строповки и такелажа на блоке котла имеются специальные грузовые скобы. Строповка за другие части котла СТРОГО ЗАПРЕЩЕНА.

ДКВр-6,5-13 ГМ (ДКВр-6,5-13-250 ГМ) - паровой вертикально-водотрубный котёл с экранированной топочной камерой и кипятильным пучком, выполненных по конструктивной схеме "D", характерной особенностью которой является боковое расположение конвективной части котла относительно топочной камеры.

Технические характеристики котла ДКВр-6,5-13 ГМ

Наименование показателя Значение
Тип котла Паровой
Вид расчетного топлива Газ, жидкое топливо
Паропроиз-ть, т/ч 6,5
Рабочее (избыточное) давление теплоносителя на выходе, МПа (кгс/см 2) 1,3 (13,0)
Температура пара на выходе, °С насыщенный, 194
Температура питательной воды, °С 100
Расчетный КПД, % 87
Расчетный КПД (2), % 86
Расход расчетного топлива, кг/ч 444
Расход расчетного топлива (2), кг/ч 420
Габариты транспортабельного блока, LxBxH, мм 5780х3250х3990
Габариты компоновки, LxBxH, мм 8526х4695х5170
Масса транспортабельного блока котла, кг 11447

Комплектация парового котла ДКВр-6,5-13 ГМ

Устройство и принципы работы ДКВр-6,5-13 ГМ

Котлы ДКВр - двухбарабанные, вертикально-водотрубные с экранированной топочной камерой и развитым конвективным пучком из гнутых труб. Топочная камера котлов производительностью до 10 т/ч включительно разделена кирпичной стенкой на собственно топку и камеру догорания, которая позволяет повысить КПД котла за счет снижения химического недожога. Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла - асимметричные.

Установкой одной шамотной перегородки, отделяющей камеру догорания от пучка и одной чугунной перегородки, образующей два газохода, в пучках создается горизонтальный разворот газов при поперечном омывании труб. В котлах с пароперегревателем трубы размещаются в первом газоходе с левой стороны котла.

Барабаны котлов на давление 13 кгс/см 2 изготавливаются из стали 16ГС ГОСТ 5520-69 и имеют внутренний диаметр 1000 мм при толщине 13 мм. Для осмотра барабанов и расположенных в них устройств, а также для чистки труб на задних днищах имеются лазы; у котлов ДКВр-6,5 и 10 с длинным барабаном имеется еще лаз на переднем днище верхнего барабана. В данных котлах при шаге экранных труб 80 мм стенки верхнего барабана хорошо охлаждаются потоками пароводяной смеси, выходящими из труб боковых экранов и крайних труб конвективного пучка, что было подтверждено специальными исследованиями температуры стенки барабана при различном снижении уровня воды, а также многолетней практикой эксплуатации нескольких тысяч котлов. На верхней образующей верхнего барабана приварены патрубки для установки предохранительных клапанов, главного парового вентиля или задвижки, вентилей для отбора проб пара, отбора пара на собственные нужды (обдувку).

В водяном пространстве верхнего барабана находится питательная труба, в паровом объеме - сепарационные устройства. В нижнем барабане размещаются перфорированная труба для продувки, устройство для прогрева барабана при растопке (для котлов производительностью от 6,5 т/ч и выше) и штуцер для спуска воды. Для наблюдения за уровнем воды в верхнем барабане устанавливаются два указателя уровня. На переднем днище верхнего барабана установлено два штуцера D=32х3 мм для отбора импульсов уровня воды на автоматику. Экраны и конвективные пучки выполняются из стальных бесшовных труб D=51x2,5 мм. Боковые экраны у всех котлов имеют шаг 80 мм; шаг задних и фронтовых экранов равен 80-130 мм.

Опускные и пароотводящие трубы привариваются и к коллекторам и к барабанам (или к штуцерам на барабанах). При питании экранов из нижнего барабана для предотвращения попадания в них шлама концы опускных труб выведены в верхнюю часть барабана. Шамотная перегородка, отделяющая камеру догорания от пучка, опирается на чугунную опору, укладываемую но нижний барабан. Чугунная перегородка между первым и вторым газоходами собирается на болтах из отдельных плит с предварительным промазыванием стыков специальной замазкой или с прокладкой асбестового шнура, пропитанного жидким стеклом. Монтаж этой перегородки должен производиться очень тщательно, так как при наличии зазоров может быть перетечка газов из одного газохода в другой помимо пучка труб, что приведет к повышению температуры уходящих газов. В перегородке имеется отверстие для прохода трубы стационарного обдувочного прибора.

Очистка экранов и пучков может производится через лючки на боковых стенках ручными переносными обдувочными приборами при давлении пара не выше 7-10 кгс/см 2 .

Площадки расположены в местах, необходимых для обслуживания арматуры и гарнитуры котла.

Основные площадки котлов:

  • боковая площадка для обслуживания водоуказательных приборов;
  • боковая площадка для обслуживания предохранительных клапанов и запорной арматуры на барабане котла;
  • площадка на задней стенке котла для обслуживания доступа в верхний барабан при ремонте котла.

На боковые площадки ведут лестницы, а на заднюю площадку - вертикальный трап.

Паровые котлы типа ДКВР.

Рис. 7.17. Паровой котел ДКВР-6,5-13 :
I - топочная камера; 2- верхний барабан; 3 - манометр; 4- предохранительный клапан; 5- питательные трубопроводы; 6- сепарационное устройство; 7 - легкоплавкая пробка; 8 - камера догорания; 9 - перегородка; 10 - кипятильный пучок труб; 11 - трубопровод непрерывной продувки; 12 - обдувочное устройство; 13 - нижний барабан; 14 - трубопровод периодической продувки; 15 - кирпичная стенка; 16 - коллектор

Вертикально-водотрубные котлы типа ДКВР предназначены для выработки насыщенного и перегретого пара с температурой 250, 370 и 440 °С, имеют несколько типоразмеров в зависимости от рабочего давления пара 1,4; 2,4; 3,9 МПа и номинальной паропроизводительности 2,5; 4; 6,5; 10; 20; 35 т/ч.
Котлы типа ДКВР являются унифицированными. Они представляют собой двухбарабанные вертикально-водотрубные котлы с естественной циркуляцией. По длине верхнего барабана котлы ДКВР имеют две модификации - с длинным барабаном и укороченным. У котлов паропроизводительностью 2,5; 4; 6,5 и 10 т/ч (раннего выпуска) верхний барабан значительно длиннее нижнего. У котлов паропроизводительностью 10 т/ч последней модификации, а также 20 и 35 т/ч верхний барабан значительно укорочен. Комплекция котлов типа ДКВР теми или иными топочными устройствами зависит от вида топлива. Котлы ДКВР-2,5-13, ДКВР- 4-13 и ДКВР-6,5-13 имеют одинаковое конструктивное оформление.
Для примера на рис. 7.17 приведено устройство котла ДКВР- 6,5-13. Два барабана котла - верхний 2 и нижний 13 - изготовлены из стали 16ГС и имеют одинаковый внутренний диаметр 1 ООО мм. Нижний барабан укорочен на размер топки. Котел имеет экранированную топочную камеру 1 и развитый кипятильный пучок труб 10. Топочные экраны и трубы кипятильного пучка выполнены из труб 051 х 2,5 мм. Топочная камера разделена кирпичной стенкой 15 на собственно топку и камеру догорания, устраняющую опасность затягивания пламени в пучок кипятильных труб, а также снижающую потери от химической неполноты сгорания.
Ход движения продуктов горения топлива в котлах разных типов схематично показан на рис. 7.18, а - в. Дымовые газы из топки выходят через окно, расположенное в правом углу стены топки, и поступают в камеру догорания (см. рис. 7.17). С помощью двух перегородок 9, шамотной (первая по ходу газов) и чугунной, внутри котла образуются два газохода, по которым движутся дымовые газы, поперечно омывающие все трубы конвективного пучка. После этого они выходят из котла через специальное окно, расположенное с левой стороны в задней стене котла.
Верхний барабан в передней части соединен с двумя коллекторами 16 трубами, образующими два боковых топочных экрана. Одним концом экранные трубы ввальцованы в верхний барабан, а другим приварены к коллекторам 0108x4 мм. В задней части верхний барабан соединен с нижним барабаном пучком кипятильных труб, которые образуют развитую конвективную поверхность нагрева. Расположение труб коридорное с одинаковым шагом 110 мм в продольном и поперечном направлениях. Коллекторы соединены с нижним барабаном с помощью перепускных труб.
Питательная вода подается в котел по двум перфорированным (с боковыми отверстиями) питательным трубопроводам 5 под уровень воды в верхний барабан. По опускным трубам вода из барабана поступает в коллекторы 16, а по боковым экранным трубам пароводяная смесь поднимается в верхний барабан, образуя таким образом два контура естественной циркуляции.
Третий контур циркуляции образуют верхний и нижний бара¬баны котла и кипятильный пучок. Опускными трубами этого контура являются трубы наименее обогреваемых последних рядов (по ходу газов) кипятильного пучка.


Рис. 7.18. Схема движения газов в котлах ДКВР (а), ДЕ-4, -6,5, -10 (б) и ДЕ-16, -25 (в) :
Г - газ; В - воздух; ПГ - продукты горения

Вода по опускным трубам поступает из верхнего барабана в нижний, а пароводяная смесь по остальным трубам котельного пучка, имеющим повышенную тепловую нагрузку, поднимается в верхний барабан. В верхнем барабане котла происходит разделение пароводяной смеси на пар и воду. Для снижения солесодержания и влажности пара в верхнем барабане установлено сепарационное устройство 6 из жалюзи и дырчатого листа, улавливающее капли уносимой с паром котловой воды. При необходимости производства перегретого пара пароперегреватель устанавливают после второго или третьего ряда труб кипятильного пучка, заменяя часть его труб. Для котлов с давлением 1,4 МПа и перегревом 225... 250 °С пароперегреватель выполняют из одной вертикальной петли, а для котлов давлением 2,4 МПа - из нескольких петель труб 032 х 3 мм.
В нижней части верхнего барабана имеются патрубок, через который осуществляется непрерывная продувка котла (см. рис. 7.17, поз. 11) с целью снижения солесодержания котловой воды и поддержания его на заданном уровне, а также две контрольные легкоплавкие пробки 7, сигнализирующие об упуске воды.
Нижний барабан является шламоотстойником; из него по специальному перфорированному трубопроводу 14 проводится периодическая продувка котла. Кроме того, в нижнем барабане имеются линия для слива воды и устройство для подогрева паром в период растопки котла.
На верхнем барабане установлены два водоуказательных стекла, манометр 3, предохранительные клапаны 4, имеется патрубок для отбора пара на собственные нужды, парозапорный вентиль. Для защиты обмуровки и газоходов от разрушения и предотвращения возможных взрывов котла в верхних частях топки и кипятильного пучка расположены взрывные предохранительные клапаны. Для очистки наружных поверхностей труб от загрязнений котел оборудуют обдувочным устройством 12 - вращающейся трубой с соплами. Обдувка выполняется паром.
Рассматриваемый котел не имеет несущего каркаса, трубно-барабанная система его размещается на опорной раме, с помощью которой котел крепится к фундаменту.
Паровые котлы производительностью 10; 20; 30 т/ч имеют рабочее давление 1,4; 2,4 и 3,9 МПа и выполняются как с пароперегревателем, так и без него.
Обмуровка котлов типа ДКВР выполняется из шамотного и обыкновенного кирпича или облегченной из термоизоляционных плит.
Все котлы типа ДКВР и особенно с повышенным рабочим давлением работают на химически очищенной и деаэрированной воде. При сжигании газа и мазута КПД этих котлов 90 %.