Конспект занятия по коммуникации для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по коммуникации на тему: пересказ русской народной сказки "У страха глаза велики" (подготовительная группа).


Программное содержание:
1. Познакомить детей с содержанием русской народной сказки. Довести до понимания детей двойной смысл названия сказки: "У страха глаза велики". Помочь понять присутствие юмора в поступках героев. Продолжить учить понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения. Формировать умение самостоятельно схематически передавать смысл пословицы, использованной в сказке.
2. Продолжить учить детей связно, последовательно, выразительно, эмоционально и грамматически правильно пересказывать содержание сказки (по моделям). Упражнять в образовании существительных с суффиксами преувеличения (медведище, волчище, котище).Совершенствовать умение излагать свои мысли по предложенной воспитателем теме.
3. Развивать умение передавать эмоциональные состояния с помощью мимики. Развивать внимание, память, логическое мышление.
4. Воспитывать у детей умение оценивать пересказ сказки сверстниками.
Предварительная работа: беседа с детьми о страхе, рисование "Мой страх", составление схематических моделей к пословицам.
Материалы и оборудование: книга, схематические модели, яблоко с эмоцией "Страха", листы бумаги и карандаши (по количеству детей).
Методические приёмы: словесные: вопросы к детям, ответы детей, обобщение воспитателя, художественное слово, чтение сказки с передачей эмоционально состояния героев, пересказы детей (по частям, по цепочке), оценка пересказа, поощрение детей; наглядные: наглядно-схематические модели к содержанию сказки; практические: упражнение "Передай эмоцию", физкультминутка, составление схематической модели к пословице.

Ход занятия:

1. Детям предлагается построиться в круг.
"Ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка (брови сдвинуты, глаза из-под лобья).
- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко (на лице улыбка)
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
- Ребята, а что такое страх? (ответы детей и обобщение ответов: страх - это когда кто-то чего-то боится).
- А чего можно испугаться? (ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т.п.).
- Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).
- А мы с вами знаем "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.
"Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)
- Ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было? (предположительные ответы детей).

Я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо (детям предлагается пройти за столы).
2. Слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. Русская народная сказка "у страх глаза велики" (чтение сказки).
3. Беседа по содержанию сказки.
Вопросы:
- Как называется эта сказка? (ответы детей).
- Как называют в сказке бабушку, внучку, курочку и мышку?(ответы детей - водоносы).
- Как вы думаете, почему они так названы? От каких двух слов образовалось это слово? (ответы детей: воду - носить).
- Какие ведра были у водоносов? (ответы детей)- воспитатель выставляет модели и голосом выделяет: у бабушке - большие (басом), у внучки - поменьше (обычным голосом), у курочки - ещё меньше (тонким голосом), с чем сравнивали вёдра: у курочки - с огурчиком; у мышки - маленькое, малюсенькое (писк) с наперсточек.
- Откуда брали воду наши водоносы? (ответы детей: бабушка из колодца; внучка из колоды(колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца) - воспитатель показывает на моделях.
- Когда несли воду, он как плескалась? (ответы детей: у бабушке - тре-е-х,пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех) - воспитатель показывает на моделях.
- Кто почудился героям сказки? (ответы детей: бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга - медведище - показать, какие глаза были; внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище; курочке - лиса; мышке -кот, котище, покажите мышку; зайцу - четыре охотника, и все с собаками).
_ что же на самом деле произошло? (ответы детей и обобщение ответов детей: все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле).
-А может ли быть так, что мы испугаемся и глаза будут очень большие от испуга? Да, так тоже бывает. Иногда так испугаешься, что глаза действительно станут большими.
- Какими словами заканчивается сказка? (ответы детей: у страха глаза велики: чего нет, и то видят).
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей).
- Как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой? (ответы детей и обобщение ответов: Да, они испугались, того, чего не надо было бояться. (донести до детей юмор сказки).
4. Физкультминутка "Мы в лесу".
"Пойдем мягко, как лисята.
И как мишка - медведище.
И как серый волк - волчище.
и ка заинька - трусишка.
Вот свернулся волк в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик зайчика коснулся,
Зайчик сладко потянулся" (выполняется с движениями, 2-3 раза)
5. Повторное чтение с установкой на пересказ (воспитатель читает сказку, используя эмоции).
- Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась (воспитатель выставляет модели - последовательности содержания сказки).
6. Пересказы детей
- по частям (выбирают 4-х детей)
Оценка детских пересказов даётся воспитателем.
- по цепочке (используем яблоко - страх).
Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.
7. Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)
- Чем пересказ больше всего понравился и почему?
- Кто сумел передать чувство страха?
8. Чему же нас учит сказка? (ответы детей)
Воспитатель предлагает детям схематично нарисовать картинку для последней фразы - пословицы: "У страха глаза велики - чего нет, то и видят" (рассматриваются варианты детей, воспитатель может предложить свой вариант).
9. Итог: вопросы детям:
-С какой сказкой мы познакомились?
- Что помогло вам запомнить сказку?
- Что понравилось на занятии?
- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?
- Что было трудным?
Воспитатель даёт общую оценку занятию.

Р.S. кто заинтересовался конспектом - могу выслать наглядно-схематические модели к содержанию сказки.

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе по теме:

«Дружба и друзья»

ПРОВЕЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Дубровина Ю.С.

Цели:

Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о дружбе.

Продолжать учить подбирать определения к заданному слову

Развивать выразительность речи.

Развивать воображение, словесно-логическое мышление, слуховую память

Закреплять знание пословиц о дружбе.

Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей, чётко и внятно произносить слова) .

Развивать чувство общности у детей в группе.

Материалы и оборудование: запись музыкального произведения Шаинского

"Дружба крепкая". Презентация «Мои друзья»

Ход занятия:

Орг. момент. Звучит музыка (о дружбе) Дети стоят в кругу.

Тренинговое упражнение

В. - Я рада вас видеть. Сегодня мы поговорим о дружбе. И я приглашаю вас в страну, которая называется «Дружба» и для того что бы попасть в эту страну мы должны передать свою дружбу друг другу.

Эстафета дружбы.

Начинает воспитатель (пожимание руки) : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. Доброе утро ребята!

Речёвка. Все мы дружные ребята. Мы ребята-дошколята. Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!

В: Вот таких хороших, пригожих я приглашаю на занятие. Проходите, садитесь.

В: Ребята, как вы думаете, кого можно назвать настоящим другом?

(Того, кто приходит другому человеку на помощь, не оставляет его в трудную минуту, не остается в стороне).

Настоящий друг должен быть: «добрым», «щедрым», «верным», «честным», «смелым», «самоотверженным», «дружелюбным», «преданным», «мужественным», «отзывчивым», «надежным».

В: Дети, а как вы понимаете слова «дружелюбный», «самоотверженный», «преданный»

Ответы детей.

В: А что такое дружба и в чём же она заключается?

Ответы детей.

В: Значит дружба заключается в умении делиться с другом, стараться помочь сделать то, что у него не получается. Умением не спорить из-за пустяков, радоваться за друга успехам и удачам.

В: У кого из вас есть друг или подруга? Кто хочет рассказать про своего лучшего друга. (Рассказы детей)

Рассказ воспитателя о детях с ограниченными возможностями, о дружбе с ними.

Чтение стихотворения

МЫ РАЗНЫЕ

Я. Дубенская

Вместе живут на огромной планете Разные взрослые, разные дети. Внешностью разные и цветом кожи, но безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть, новые звёзды на небе открыть, крепко дружить, не бояться «другого». Друг мой в коляске, а что здесь такого?

Едет он с нами наперегонки, вместе рыбачим мы с ним у реки. Нет между нами преград и обид, Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее, ростом повыше, по жизни мудрее, и поменяется мир весь вокруг, но рядом останется преданный друг!

В: Ребята понравилось вам стихотворение? О чём в нём говорится?

В: все мы разные, каждый имеет свои особенности, но мы все люди и мы должны дружить.

Пальчиковая гимнастика. «Дружба»

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Соединять пальцы в "замок").

С вами мы подружим Маленькие пальчики. (Касание кончиков пальцев обеих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. (Парное касание пальцев от мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. (Руки вниз, встряхнуть кистями)

В: А сейчас представьте такую ситуацию: вы предлагаете другу сыграть в шашки или лото, а он говорит, что хочет покататься на велосипеде. Как вы поступите в этом случае?

Ответы детей.

В: Ну что же, молодцы!

В: А теперь представьте такую ситуацию: вы качаетесь на качелях, а вокруг стоят ребята, которые ждут своей очереди. Что вы будете делать?

Ответы детей.

В: Правильно! Немного покачаетесь и уступите другим ребятам. Вот в стихотворение "Качели" дети тоже умеют дружить.

Качели.

Представьте, качели - ковер самолет.

На нем отправляюсь в далекий полет.

Лечу над полями, лечу над рекой,

А вам на прощанье махну я рукой.

Потом приземлюсь и друзьям во дворе,

Я дам полетать на волшебном ковре.

В: Я вам приготовила еще одно стихотворение, послушайте повнимательней его.

Подъемный кран.

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий.

Никому его не дам-

Это мой подъемный кран!

В: Что можно сказать об этом ребенке?

Ответы детей.

В: Конечно, в стихотворении говорится о жадном мальчике. А ведь не зря люди приметили:

Кто жаден, тот в дружбе не ладен,

А кто щедрый, тот в дружбе верный.

В: Русский народ издавна ценил верную, крепкую дружбу и придумал о дружбе и

Друзьях много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их.

В: Настоящий друг познается в беде.

В: Какие ещё пословицы вы знаете о дружбе?

Один за всех и все за одного.

В настоящей дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

Нет друга- так ищи, а нашел- береги.

Старый друг лучше новых двух.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Дружба и братство дороже богатства.

Дружба в делах помощница.

Дружбу помни, а зло забывай.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Друзья – не разлей вода.

Физ. минутка.

Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)

Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)

Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)

И друг другу улыбнитесь

Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)

Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)

И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

В: Ребятки, мне хочется рассказать вам сегодня еще одну историю:

Гуляли по парку две подружки, шли по тротуару и все им места не хватало: то толкнут друг друга, то перегонят. Увидели они художника и попросили нарисовать их. И вы знаете картина получилась очень странная. ОН нарисовал девочек одетых в одно платье. А подписал картину художник так: "Вместе тесно, а врозь хоть плач".

В: А вы можете объяснить эту картину и пословицу?

Ответы детей.

В: Молодцы, ребята. Друзья - это те, кто всегда рядом и с кем тебе хорошо вместе.

В: Сегодня мы с вами говорили о дружбе и друзьях.

В: Я предлагаю поиграть в игру "закончи фразу" ведь с вами тоже дружат и

выбирают самые хорошие ваши качества.

Послушайте фразу и закончите её: "Я думаю со мной дружат потому что. "

Ответы детей.

В: Вот видите, сколько хороших качеств дружбы.

Сейчас я предлагаю сесть на стульчики.

Мы с вами много говорили о дружбе, и я сделала про вас, дружных детей,

Небольшое кино. Давайте его посмотрим.

Просмотр презентации «Мои друзья»


Медведева Нина Валентиновна
Учитель-логопед МБ ДОУ Детский сад комбинированного вида №6 «Незабудка» г.Набережные Челны РТ

КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
обогащать и активизировать словарь по теме « Домашние животные, птицы» ,«транспорт» «Мебель»;
учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предложении.
продолжать учить согласовывать существительные с числительными в предложном падеже множественного числа;
учить детей отвечать на вопрос целым предложением, правильно употребляя предлог НА,О.
закрепить представления о жизни в деревне.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ
развивать темпо-ритмическую сторону речи посредством логоритмических упражнений;
развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа;
развивать общую и мелкую моторику;
стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления;
КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;
воспитание усидчивости, уважения, умения выслушивать ответы других детей до конца;
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: НАГЛЯДНЫЙ(пособия,картинки)словесный(совместная речевая деятельность),игровой(динамическая пауза)практический(моделирование,выполнение заданий)
МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ:наборное полотно,доска,фигурка Бабушка,Предметные картинки:
2автобуса,3 машины, 4 мотоцикла,5велосипедов,магнитофон, Сюжетная картина»Деревенский двор»,предметные картинки:2 дивана,3 кресла,4 стула,5 табуретов, 3 огурца,4 морковки,5 ваз,2 сапога,3 книги,4 мяча,5 шишек,2 холодильника,3 машины,4 стола,5 яблок.

1. Организационный момент

Изобразите ласкового котенка,который просит молочка.
Изобразите сердитого козла.
Покажите как испугалась его маленькая девочка.
Изобразите походку маленьких утят, важного индюка
Покажите как огорчился маленький цыпленок который захотел запеть как петух, но у него ничего не получилось.
2. Введение в тему.
Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением деревни,транспорта и рассказывает Это бабушка ОЛЯ.Она приглашает нас на отдых в деревню. Посмотрите на картинки,посчитайте и скажите на чем нам можно поехать в деревню?
Нам можно поехать на 2-х автобусах,на 3-х машинах,на 4-х мотоциклах,на 5-ти велосипедах.
Садимся в автобус и едем в деревню.(звучит песенка Железновой «Автобус»)
Автобус» (1)Вот мы в автобусе сидим И сидим, и сидим (качаем головой от плеча к плечу, шлёпаем по ногам в ритме музыки.)
(2)И из окошечка глядим Всё глядим! – (смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, наклоняясь то в одну, то в другую сторону.)

(3)Глядим назад, глядим вперёд Вот так вот, вот так вот – (смотрим из-под ладони - козырька, оборачиваясь то влево, то вправо.)

(4)Ну что ж автобус не везёт Не везёт? (пожимаем плечами.)
(5)Колёса закружились Вот так вот, вот так вот (выполняем круговые движения руками сбоку от туловища.)
Вперёд мы покатились Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик –(качают согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируя движение «дворников»).
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим Бип-бип-бип, Бип-бип-бип(, «крутим руль» и бибикаем.)
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт Вот так вот, вот так вот(«крутим руль» и бибикаем.)
Мы едем-едем всё вперёд Вот так вот! (Во время проигрыша изображают «крутят руль»)
3. Игра « о ком заботится бабушка Оля?»
Вот мы и приехали в деревню.Логопед выставляет картину «деревенский двор»Посмотрите на картину и скажите сколько и кто ходит на лужайке?(на лужайке ходят 2 коровы,два теленка,з лошади,три жеребенка,4 овцы,4 ягненка,5 коз,5 козлят
сколько и кто бегает по двору?(По двору бегают2 собаки)
сколько и кто греется на солнышке?(на солнышке греются 3 кошки)
сколько и кто кукарекает на заборе?(на заборе кукарекают 2 петуха)
сколько и кто кудахчет в курятнике?(в курятнике кудахчут 5 куриц)
сколько и кто плавает в озере(3 гуся и 4 утки)
Вот видите сколько домашних животных и птиц у бабушки.
А теперь посмотрите на картинки ответьте:О ком заботится бабушка Оля?
Бабушка Оля заботится о 2-х коровах,о 2-х телятах,о 3-лошадях,о 3-жеребятах, о 4-х овцах,о 4- ягнятах,о 5-ти козах, о 5-ти козлятах,о 2-х собаках,о 3-кошках,о 2-х петухах,о5-ти курицах, о 3-х гусях,о 4-х утках)
4. Физминутка «Игра в стадо».Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движени¬ем. Развитие подражательности и творческого воображения.
Дети.
Мы вчера играли в стадо,(Идут по кругу, взявшись за руки.)
И рычать нам было надо.
Мы рычали (Рычат.)
И мычали,(Мычат.)
По-собачьи лаяли. (лают)
Не слыхали замечаний Нины Николаевны. (Продолжают идти по кругу)
Логопед.
А она сказала строго: (останавливаются)
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много,
Таких вижу в первый раз.
Дети.
Мы сказали ей в ответ:
- Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)
Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке)
Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)
Логопед.
А она в ответ: (дети идут по кругу друг за другом)
- Да что вы!
Ладно, если вы коровы,
Я тогда - пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду.
(А. Барто)

5. Логопед выставляет предметные картинки говорит:Много разных домашних животных и птиц у бабушки и дедушки в деревне. Мы долго гуляли у них во дворе и очень устали. Бабушка Оля приглашает нас в дом отдохнуть.Посмотрите на картинки и скажите: На чем мы можем посидеть,отдохнуть?
Мы можем отдохнуть на 2-х диванах, на 3-х креслах,на 4-х табуретах,на 5-ти стульях.
А ещё бабушка Оля любит загадывать загадки,посмотрите на картинке и скажите полным ответом о чем так можно сказать?
Зеленые,овальные,длинные,хрустящие,водянистые,о чем так можно сказать?
Зеленые,овальные,длинные,хрустящие,водянистые так можно сказать о трех огурцах.
Оранжевые,треугольные,длинные,хрустящие,сладкие,сочные,о чем так можно сказать?
Оранжевые,треугольные,длинные,хрустящие,сладкие,сочные так можно сказать о 4-х морковках.
Большие старинные,глинянные,раноцветные,гладкие,о чем так можно сказать?
Большие старинные,глинянные,раноцветные,гладкие,так можно сказать о 5-ти вазах.
Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные,о чем так можно сказать?
Красные, большие, кожаные, тёплые, удобные,так можно сказать о двух сапогах.
Интересные, смешные, поучительные,о чем так можно сказать?
Интересные, смешные, поучительные,так можно сказать о 3-х книгах.
Разноцветные,круглые, резиновые,гладкие,упругиео чем так можно сказать?
Разноцветные,круглые, резиновые,гладкие,упругие,так можно сказать о 4-х мячах
Еловые, колючие, большие, шершавые, овальные, пахучие.о чем так можно сказать?
Еловые, колючие, большие, шершавые, овальные, пахучие так можно скать,о 5-ти
Шишках.
Белые, большие, прямоугольные, тяжёлые, металлические, гладкие,о чем так можно сказать?
Белые, большие, прямоугольные, тяжёлые, металлические, гладкие,акможно сказать о двух холодильниках
Большие, грузовые, зелёные, металлические о чем так можно сказать?
Большие, грузовые, зелёные, металлическиетак можно сказатьо 3-х машинах
Коричневые, большие, деревянные, письменные,о чем так можно сказать?
Коричневые, большие, деревянные, письменные, так можно сказатьо 4- х столах.
Жёлтые, круглые, ароматные, спелые, сладкие, большие о чем так можно сказать?
Жёлтые, круглые, ароматные, спелые, сладкие, большие так можно сказать о 5-ти яблоках.
Ну вот и пришло время расставаться. Попрощайтесь с бабушкой. Садимся а в автобус и едем домой в детский сад(звучит песня С. Железновой)
6.Итог дятельности детей.

«В мире доброты».

Программные задачи:

Образовательные:

Выявить и обобщить у детей правильное представление о доброте. Учить быть сдержанным и доброжелательным, работать над определением понятия добра в процессе общения.

Учить раскрывать смысл пословиц, Побуждать детей интересоваться смыслом слов, через игровую деятельность усваивать нравственные понятия. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Развивающие:

Развивать инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

Воспитательные:

Воспитывать стремление совершать добрые поступки, дружеские отношения между детьми.

Методы и приемы:

Наглядные: (показ, демонстрация);

Словесные: (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые: (появление сказочного персонажа, сюрпризный момент); Педагогические технологии: (личностно-ориентированные, игровые); Здоровьезберегающие технологии: (смена видов деятельности, релаксация).

Предварительная работа: чтение рассказа «Просто старушка» В.Осеева, «Гадкий утёнок» Г.Х. Андерсен, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, беседы на нравственные темы.

Материалы и оборудование: кукла Незнайка, мяч, машинка, цветок, книга, листок бумаги и фломастер, сердечки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, как ярко светит солнышко к нам в окошко. Оно дарит нам свое тепло, согревает нас. Давайте улыбнемся солнышку и друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут помощниками на нашем занятии.

(Дети улыбаются друг другу).

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка и принёс с собой необычный чемоданчик, чтобы открыть чемоданчик нужно отгадать загадку, но без вашей помощи он не сможет этого сделать. Поможете Незнайке?

Дети: Поможем.

Оно бывает у тебя, когда все хорошо.
Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел.
Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе.
Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде.

Дети: Это «добро», «доброта».

Воспитатель: Верно. Ребята, а что такое «доброта»?

Дети: Это хорошие поступки!

Воспитатель: Верно. Незнайка, подумай и скажи, о ком можно сказать «добрый»?

Незнайка: Это тот, кто совершает хорошие поступки как я.

Воспитатель: Верно. Но все ли правильно делал Незнайка, ребята?

Дети: Нет! Он совершил кучу ошибок. Обидел своих друзей. А «добрый», значит внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А о чем можно сказать «добрый»?

Дети: вечер, путь, поступок.

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли потрогать доброту? Есть ли у неё запах, вкус? Быть может её нетрудно увидеть? А в чём её можно увидеть?

Дети: Стихотворение про доброту. (Эвелина Х.)

Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть

И в беле друг друга не забыть.

В действиях человека, поступках, в делах.

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки? (ответы детей)

2. Незнайка, дети отгадали твою загадку и твой чемоданчик открылся. А что есть в твоем чемоданчике?

Незнайка: Я много чего интересного принес. (Достает мяч). Сейчас я хочу поиграть с детьми в игру «Замени добрыми словами» . Играть будем в кругу. Бросая мяч каждому из вас, я буду называть слова, а вы поможете мне заменить эти слова на добрые. Готовы? (ответы детей)

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Развязный – скромный

Трусливый - храбрый

Незнайка: Спасибо, что помогли мне справиться с заданием! Но у меня в чемоданчике еще есть интересные предметы.

Вынимает: зёрнышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы и скажите, какие добрые поступки можно совершить с помощью этих предметов?

Дети: Зёрнышками накормить птиц, книгу – подклеить, цветок - полить, подарить. Чашку - вымыть. Нарисовать фломастерами поздравительную открытку и подарить.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Незнайка, а ты знаешь пословице о доброте?

Незнайка: Нет. А дети знают?

Воспитатель: Это сейчас мы проверим. (Дети вспоминают пословицы о доброте)

- Жизнь дана на добрые дела.

Добрые люди живут долго.

Добрый человек добру учит

Добро творить, себя веселить.

Добро совершить никогда не поздно.

Добро всегда побеждает зло

Добро век не забудется.

Жизнь дана на добрые дела.

Мир не без добрых людей.

Доброе слово лечит, а худое калечит

Воспитатель: Незнайка, запоминай пословицы. Наши ребята знают еще и добрые слова. Сейчас мы поиграем в игру. Я начну, а вы закончите.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит…… (добрый день)

Если тебя ругают за шалости, надо сказать…(простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду….. (помоги ему)

Решай споры словами, а не…(кулаками).

Воспитатель: Никогда не забывайте про вежливые слова, умейте их использовать в разных ситуациях и тогда про вас всегда будут говорить «Какой вежливый…»

Физкультминутка:

А сейчас встаньте в круг, я прочитаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало (опускают руки вниз )

Дело валится из рук ( качают головой, встряхивают кистями рук )

Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки )

С делами справимся вдвоем (пожимают руки )

С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох )

Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются )

И друг друга мы обнимем (обнимаются все )

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо»

Я буду называть хорошие и плохие поступки детей.

Когда я назову хороший поступок, вы захлопаете в ладоши и улыбнётесь, а когда плохой - топаете ногами и хмуритесь.

Мальчик отнял у девочки конфету

Ваня подарил свою игрушку малышу.

Саша дал свои варежки погреться Маше.

Соня помогла маме подмести пол.

Костя обозвал девочку плохим словом.

Незнайка: Вижу, что вы хорошие дети и умеете делать добрые дела. И я всем хочу подарить вот эти маленькие сердечки за ваши добрые поступки и дела. Продолжайте так делать и дальше. А сейчас мне пора, спасибо всем, что вы помогли мне (уходит).

Релаксация.

Воспитатель: Закройте глазки. Представьте, что перед вами на столе красивая чашка. Мысленно наполните её до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая, совсем пустая чашка. Отлейте в неё доброты из своей чашки. Не жалейте! Ваша чашка опустела? Не, беда, доброты мало не бывает. Наполните её вновь. Добрый человек всегда делиться своей добротой. Откройте глаза и скажите спокойно, уверенно «У меня есть чашка доброты! Я делюсь своей добротой со всеми».

Итог: Ребята, давайте вспомним, о чём сегодня мы говорили на занятии? В чем у вас были затруднения?

Все вы сегодня были молодцы!!!

Конспект составил

воспитатель Сафронова Наталья Валерьевна
Конспект занятия

в подготовительной группе

Образовательная область «Коммуникация»

Тема: «Сказочное путешествие»

Цель: развитие связной речи детей посредством словесного творчества
Программное содержание:


  1. Образовательная задача:
Способствовать умению сочинять сказку по набору предложенных игрушек, связывая их в единую сюжетную линию. Закреплять умение строить полные предложения, содержательно эмоционально рассказывать придуманную сказку, соблюдая традиции её начала, кульминации и окончания.

Учить детей подбирать рифму к предложенным словам. Закреплять умение образовывать относительные прилагательные.

Совершенствовать диалогическую форму речи детей.

Совершенствовать умение высказывать собственное мнение, поощрять в детях инициативность, уверенность в своих творческих способностях


  1. Развивающая задача:
Развивать словесное творчество детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.

Развивать коммуникативные навыки детей: умение сотрудничать друг с другом, помогать друг другу и другим людям. Развивать волевые качества: преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, развивать творческую активность, воображение, память.

3. Воспитательная задача:

Воспитывать интерес к сочинению собственных сказок; нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
^ Словарная работа: рифма, томат, комплимент; относительные прилагательные: морковное, грибное, огуречное, томатное, шишечное; слова – комплименты, характеризующие человека (красивая, добрая, трудолюбивая, весёлая, милая, прекрасная).
Оборудование: столы, стулья, макет дома бабы Яги, сундук с предметами для сочинения сказки, яблоня с яблоками с заданиями, зеркальце, телефон, клубок, косынка, проектор, ноутбук, мультфильм «Маша и медведь», блокноты, корзинка, мольберт, картинки с изображением овощей, грибов, шишек, перо
Ход:
Воспитатель в костюме феи:

Ребята! Вы попали в волшебную страну – страну сказок. Давайте с вами познакомимся: Меня зовут Фея Фантазия и мне нужна ваша помощь.

В сказочной стране далекой

Приключилась вдруг беда.

Там в большой сундук высокий

Сказку спрятала Яга.

Повернула все вверх дном

Спит там сказка вечным сном.
Воспитатель:

Ребята, вы можете помочь мне найти и разбудить сказку? (дети отвечают)
Воспитатель:

Но прежде чем отправиться в путь, мы должны зайти в волшебную лавку и приобрести волшебные предметы, которые могут пригодятся нам в нашем путешествии. Ребята, как вы думаете, какие волшебные предметы могут продаваться в волшебной лавке? (дети называют волшебные сказочные предметы). Правильно. А посмотрите, что есть в моей волшебной лавке? (дети перечисляют: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, волшебное зеркальце, волшебный клубочек, телефон). Что из этого может пригодиться нам всем одновременно? (волшебное зеркальце, волшебный клубочек, чудо-телефон).

Но купить эти предметы можно не за деньги, а за отгадки (загадывает загадки):

1.Этот герой очень трудолюбив, он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он не смог вытащить. Ему помогала вся семья.

2.В этой сказке есть царь, три сына, стрела, болото.

3.Этот герой очень коварен, он съел маленьких козлят.
Воспитатель: Отправляемся в путь. Но куда, в какую сторону мы пойдем?

(Дети предлагают варианты, выбираем клубочек. Клубочек прикатился к розовой косыночке)
- Ой, девочки, чья косыночка? А кто же тогда её мог потерять? (Дети предлагают варианты).

В какую сказку мы с вами попали?

А хотите узнать, чем сейчас занимается Маша в избушке у медведя? Потихоньку садитесь на стульчики и внимательно смотрите.

(Показ фрагмента мультфильма «Маша и медведь»)
После просмотра воспитатель задает вопросы:

Что делает Маша в избушке у медведя? (Варит варенье)

Из чего Маша варит варенье? (Из шишек, грибов, помидоров, моркови, огурцов)

Как называется варенье сваренное из шишек…? (шишечное, грибное, морковное, огуречное, томатное)

А вы пробовали когда-нибудь шишечное варенье? А если варенье сварено в сказке, то это какое варенье? (Сказочное, волшебное)
Воспитатель:

Свет мой, зеркальце, скажи, И дорожку покажи.

(Открывают зеркальце, в нём нарисовано яблоко)

Ребята, куда мы должны идти? (К яблоньке)

А в какой сказке встречается яблонька? (ответы детей)

Как помогла яблонька детям в сказке? Что она им сказала? (Ответы детей)

Давайте тоже сорвем яблочко, что нам она скажет? (предлагает ребёнку сорвать первое яблочко, на нём изображено картинка). Ребята, яблонька предлагает нам подобрать рифмы к словам. Вы знаете, что такое рифма? (ответы детей). Да, это созвучные слова, с помощью которых можно написать стихотворения.

Дети по очереди срывают яблоки и подбирают рифмы). На последнем яблоке изображена избушки на курьих ножках.

Ребята, что это может означать? (Предположения детей, что нужно идти к избушке)
^ Подошли к избушке. Постучались, но никто не ответил.

Ребята, как же нам связаться с Бабой-Ягой? (Один из вариантов позвонить по чудо-телефон)
Фея набирает номер, в трубке слышится автоответчик бабы Яги:

«Меня нет дома. Но если вы хотите отдохнуть в избушке и уснуть вечным сном – наберите цифру 1; если вы хотите отведать моих жаренных, пареных, копченых мухоморов – наберите цифру 2; если вам нужен сундук со сказками, вы должны мне сказать комплименты, но вы ведь не знаете, что такое комплименты? Ха-ха-ха»

Вы хотите отдохнуть в избушке и уснуть вечным сном? (Нет) А мухоморы пробовать будем? (Нет) Почему? А что мы должны сделать, чтобы забрать сундук? (Сказать комплименты). А что такое комплименты, вы знаете? (Дети произносят комплименты для Бабы-Яги. Звучит скрип, избушка открывается, дети забирают сундучок)

Вы хотите узнать, что находиться в сундучке? Но сундук почему-то не открывается. Подскажите, что можно сделать, чтобы сундук открылся? (Варианты ответов детей). Предлагаю приложить к сундуку ладошки и сказать волшебные слова. (Звучит колокольчик, сундук открылся. Из сундука Фея вместе с детьми достаёт фигурки, расставляют их на столе).
- Ребята, это сказка? Как вы думаете, она проснулась? Что нам сделать, чтобы сказка ожила? (Сочинить и рассказать новую сказку). С каких слов обычно начинается сказка? (Жили-были, давным-давно, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…..)

Далее воспитатель задает наводящие вопросы: кто, о ком наша сказка, какая она была, в чём жила, где жила, и вот однажды, и встретила, но вдруг откуда не возьмись, что случилось, что произошло дальше, кто помог, как узнал, что он сделал, как помог, чем заканчивается сказка (прослушиваются все варианты детей).

К кому пёрышко попадёт, тот сказку начнёт, а кто возьмёт его дальше, тот сказочку продолжит.
Далее Фея приглашает всех в круг для подведения итога:

Ребята, как вы думаете, нам удалось разбудить сказку? Понравилось вам сочинять сказку? - А как же мы назовём нашу сказку? (выслушиваются варианты, выбирается наиболее интересный). Что было самым трудным для вас в путешествие, что было легко?

Молодцы, ребята! Спасибо вам за помощь. И помните:

Верить в сказку – это счастье!

И тому, кто вертит,

Сказка обязательно отворит все двери.

Сегодня вы были настоящими маленькими сказочниками!