Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Электроника и электрооборудование транспортных, транспортно-технологических машин. Датчики электронных информационных систем. Магнитоэлектрические указатели на автомобилях. Датчик сигнализатора аварийного давления. Отличие датчиков давления друг от друга.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Назначение системы кондиционирования воздуха (СКВ) самолета, определение состояния ее работоспособности. Описание устройства СКВ. Органы управления и индикация. Система подачи, рециркуляции воздуха. Работа систем регулирования давления и обогрева воздуха.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2015

    Классификация летательных аппаратов по принципу полета. Определение понятия "самолет". Этапы создания самолета. Аксиомы проектирования, типы фюзеляжей, крыла, оперения. Безопасность самолета, роль шасси и тормозной системы. Рейтинг опасности авиалайнеров.

    презентация , добавлен 04.11.2015

    Назначение, устройства автоматической системы регулирования температуры охлаждающей жидкости. Устройство, принцип действия и техническое обслуживание. Оборудование, инструменты, приспособления, приборы. Техника безопасности и уборка рабочего места.

    реферат , добавлен 28.03.2011

    Устройство и принцип действия механизмов: электропневматического контактора, электропневматического вентиля, действия выключателя цепей управления, двухпозиционного кулачкового переключателя, блокировочного контакторного элемента, контроллера машиниста.

    практическая работа , добавлен 01.12.2010

    Типы беспилотных летательных аппаратов. Применение инерциальных методов в навигации. Движение материальной точки в неинерциальной системе координат. Принцип силовой гироскопической стабилизации. Разработка новых гироскопических чувствительных элементов.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Обеспечение безопасности полетов. Анализ опасных сближений самолетов. Цифровой метод определения временного критерия опасности. Определение взаимного расположения летательных аппаратов в горизонтальной плоскости. Модуль динамической экспертной системы.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

Надёжность системы электроснабжения ЛА является одним из основополагающих факторов безопасности полёта.

Поэтому предусматривается комплекс мер для надёжности функционирования и повышения живучести бортовой СЭС ЛА. Как правило, применяют основные, резервные и аварийные источники электроэнергии. Основные источники обеспечивают потребности в электроэнергии в нормальных условиях полёта. Резервные источники питают потребители при нехватке мощности основных источников, вызванной отказами в СЭС. Аварийные источники питают только жизненно важные системы ЛА (потребители первой категории), без которых невозможно безопасное завершение полёта.

На электрооборудование летательных аппаратов действует ряд неблагоприятных факторов - вибрации, ускорения, большие перепады температуры и давления, ударные нагрузки, агрессивные среды паров топлива, масел и спецжидкостей, иногда очень едких и токсичных. Конструктивными особенностями агрегатов электрооборудования летательных аппаратов является очень высокое качество изготовления, высокая механическая и электрическая прочность при минимальном весе и габаритах, пожаровзрывобезопасность, относительная простота в эксплуатации, полная взаимозаменяемость однотипных изделий и т. д.

Генераторы

Генератор постоянного тока ГС-18М, демонтированный

По принципу действия авиационные генераторы не отличаются от аналогичных наземных генераторов, но обладают рядом особенностей: малый вес и габариты, большая плотность тока якоря, принудительное воздушное, испарительное или жидкостное охлаждение, высокая частота вращения ротора, применение высококачественных конструкционных материалов. В качестве источников постоянного тока обычно применяют бесконтактные синхронные генераторы и бесколлекторные генераторы различных типов и синхронные генераторы переменного тока. Генераторы устанавливаются на двигателях и вспомогательных силовых установках (ВСУ), при этом частота вращения турбовинтовых двигателей самолётов и вертолётов стабилизирована изменением шага винта, а вот на турбореактивных двигателях частота вращения ротора может меняться в широких пределах и при жёстком механическом приводе на генератор переменного тока частота также существенно изменяется, что часто недопустимо по ТУ потребителей.

Поэтому электрические сети строят по разным принципиальным схемам. Построение сети зависит от назначения ЛА , его конструктивных особенностей и применяемого оборудования. Например, на самолёте Ту-134 в качестве основных источников электроэнергии применяются генераторы постоянного тока на двигателях, а для питания переменным током стабильной частоты 208/115 вольт 400 гц применяются электромашинные преобразователи.

Преобразователи тока

Электромашинный преобразователь на три киловатта

На летательных аппаратах в качестве вторичных источников тока применяются электромашинные преобразователи и статические полупроводниковые преобразователи (инверторы). Электромашинный преобразователь представляет собой агрегат, состоящий из электродвигателя постоянного тока и генератора переменного тока (иногда - двух), механически закреплёнными на одном валу. Принцип действия такого преобразователя основан на двукратном преобразовании электрической энергии в электрических машинах - двигателе и генераторе. Схема стабилизации оборотов (частоты вращения) обычно расположена в коробке управления. Наиболее широко распространены преобразователи серии ПО (однофазные на 115 вольт), ПТ (трёхфазные на 200/115 вольт или 36 вольт) и ПТО (комбинированные). При КПД в пределах 50-60% мощность преобразователя может быть от 125 вА (ПТ-125Ц) до 6 КвА (ПО-6000). Статические преобразователи преобразуют постоянных ток в переменный с помощью управляемых полупроводниковых приборов - транзисторов или тиристоров . Такой преобразователь представляет электронный блок в унифицированной легкосъёмной кассете. Их КПД может достигать 85%.

Привод постоянных оборотов

В качестве основных источников электроэнергии могут применяться и генераторы переменного тока, в этом случае сеть 200/115 в является первичной. Генераторы подключаются к редуктору через привод постоянных оборотов. Различают разные схемы подключения - гидравлические, пневматические, механические. Применение нашла гидростатическая схема дифференциального типа (гидронасос-гидромотор), в которой механическая энергия вращения, отбираемая от вала авиадвигателя, преобразуется в энергию давления рабочего тела - масла. Регулирование частоты вращения осуществляется гидравлическим центробежным автоматом, управляющим производительностью гидронасоса. В случае с турбовинтовыми авиадвигателями и ВСУ генераторы переменного тока работают на постоянной частоте вращения, обусловленной стабильностью оборотов двигателя. Первичная (основная) система переменного тока стабильной частоты применяется, например, на лайнере Ту-154 или вертолёте Ка-27 . На этих машинах для получения постоянного тока используются полупроводниковые выпрямительные устройства (ВУ).

Выпрямительные устройства

Выпрямительное устройство представляет собой агрегат, состоящий из трёхфазного понижающего трансформатора , полупроводникового трёхфазного выпрямителя и тиристорной схемы стабилизации при изменении нагрузки. Мощность различных типов ВУ может быть в пределах от 3 до 12 кВт. Для принудительного охлаждения схемы выпрямительное устройство имеет встроенный вентилятор .

Авиационная бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея 20НКБН-25-У3. Краской от руки написан номер борта - "45"

Турбогенератор

На летательных аппаратах может применяться смешанная схема электроснабжения, из сетей постоянного тока и сетей переменного тока стабильной или нестабильной частоты, а также дополнительные сети для питания различной сложной аппаратуры (автономные системы электроснабжения). К примеру, генератор переменного тока может работать от пневматической турбины , которая, в свою очередь, работает на отбираемом от компрессора авиадвигателя сжатом воздухе. Такой агрегат называется турбогенератором и применяется, в частности, на самолёте Ан-22 .

Бортовые аккумуляторные батареи

Распределительные сети

Одна из распредпанелей самолёта со снятой крышкой.

Дифференциально-минимальное реле ДМР-600Т

Бортовая электрическая сеть (БЭС) представляет собой сложную систему каналов передачи электроэнергии от источников к приёмникам и состоит из шин, электропроводки, распределительных устройств, коммутационной и защитной аппаратуры. Сети условно делятся на централизованные, децентрализованные и смешанные. В централизованной сети электроэнергия подводится вначале к шинам центральных распределительных устройств (ЦРУ), а затем к периферийным распределительным устройствам (РУ) - распределительным панелям (РП), распределительным коробкам (РК) и распределительным щиткам (РЩ), для питания всего бортового оборудования ЛА. В децентрализованной БЭС ЦРУ отсутствуют в принципе и распределение электроэнергии производится сразу по РК и РП потребителей. Также существует БЭС смешанного типа, имеющая признаки централизованной и децентрализованной сети. Для повышения надёжности применяется деление бортсети на, например, сеть постоянного тока левая и правая, или сеть первого, второго или третьего генераторов.

Сети могут питаться от параллельно (на общую нагрузку) работающих генераторов, при этом отказ одного, к примеру, генератора не приводит к обесточиванию сети. Применяется также перекрёстное питание - сеть №1 питается от генератора №1 (левый двигатель) и №3 (правый двигатель). В свою очередь, сеть №2 питается от генератора №2 (левый двигатель) и №4 (правый двигатель). Если принять, что мощности одного генератора достаточно для питания всех потребителей этой сети, тогда получается, что в случае отказа одного двигателя (любого) и, соответственно, остановки двух генераторов - это никак не отразится на электроснабжении самолётных систем.

В случае отказа генератора (генераторов) сеть автоматически (или вручную) подключится к соседней исправной сети. В случае неисправности в самой сети, например, коротком замыкании, сеть остаётся обесточенной, но часть потребителей этой сети (при условии их исправности) могут быть переключены на питание от другой сети (переключаемые шины). Небольшая часть БЭС, к которой подключены потребители первой категории, питается от аккумуляторной шины напрямую в течение всего полёта. Часть оборудования подключается к шинам двойного питания, которые в нормальном режиме работают от генераторов, но в случае аварии автоматически подключаются к аккумуляторной шине. Такая сложная система коммутации сетей преследует только одну цель - максимальное повышение живучести электропитания ЛА при разнообразных отказах и повреждениях. На более современных летательных аппаратах применяется автоматический контроль параметров работы генераторов и элементов бортсети цифровыми устройствами.

На больших самолётах количество РК, РП и РУ может достигать нескольких десятков (более сотни), а общая длина проводки - сотен (и даже тысяч) километров. При этом все без исключения потребители имеют защиту от токовых перегрузок и КЗ - автоматы защиты сети (АЗС, АЗР), плавкие предохранители различных типов и силы тока - от 0,5 до 900 ампер. Как правило, вся коммутационная и защитная аппаратура компактно сосредотачивается в распределительных устройствах, для удобства обслуживания и монтажа.

Характеристика работ . Монтаж и демонтаж несложного электрооборудования летательных аппаратов. Выполнение подготовительных работ при изготовлении высокочастотных кабелей и силовых проводов: заготовка электрожгутов, маркировка, установка заглушек, зачистка, изоляция, промывка, заделка концов в наконечники и т.п. Измерение и определение сечения электропроводов всех марок, подсоединение штепсельных разъемов к электроагрегатам, их контровка и пломбирование. Прокладывание и крепление электрожгутов из термостойких электропроводов, установка и крепление аккумуляторов в легкодоступных для монтажа местах. Участие под руководством монтажника электрооборудования летательных аппаратов более высокой квалификации в прозвонке фидерных схем и проверке сопротивления изоляции.

Должен знать: технологию монтажных и демонтажных работ и технические требования, предъявляемые к монтажу и демонтажу несложного электрооборудования; марки и сечения проводов, их номенклатуру, механические и физические свойства; способы раскладки и вязки жгутов с выводами по монтажным схемам; назначение и правила пользования стандартными электроизмерительными приборами; основы электротехники, материаловедения; простые монтажные и полумонтажные электросхемы и правила работы по ним. Примеры работ 1. Электрожгуты и кабели — прокладывание и крепление, резка и зачистка концов. 2. Колодки клеммные — замена. 3. Контакторы, кнопки сигнальных ламп, осветительные патроны, реостаты — установка и крепление.

4. Коробки автоматики, заслонки масляных радиаторов, триммеры, рули управления — демонтаж электроагрегатов и электрожгутов. 5. Огни БАНО, АНО, подставки крепления электрооборудования, щитки индивидуального и общего освещения — установка и крепление. 6. Разъемы типа ШР — сборка и разборка, рассоединение и глушение.

7. Электропроводка — демонтаж на открытых участках кабины и технических отсеках самолета.

89. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 3-го разряда

Характеристика работ . Монтаж электрооборудования средней сложности.

Изготовление электрожгутов средней сложности с заделкой наконечников и пайкой штепсельных разъемов. Изготовление по электромонтажным схемам электрожгутов, имеющих 5 — 6 разъемов.

Разделка и включение электрожгутов в электроразъемы, щитки и фидеры согласно нормалям и электромонтажным схемам. Прокладывание кабелей и жгутов к центральным распределительным устройствам, к приборам и электроагрегатам. Заготовка электрических жгутов средней сложности. Маркировка, контровка электропроводов, электрожгутов, соединителей. Пайка электрожгутов в разъемы для наземного оборудования. Пайка проводов к разъемам, контакторам, к сигнальной и осветительной аппаратуре. Демонтаж электрожгутов средней сложности.

Определение состояния электропроводов систем запуска и противообледенения летательных аппаратов при помощи электроизмерительных приборов. Должен знать: технологию монтажа и демонтажа электрооборудования в герметизированных отсеках, технические условия на выполнение данной работы; правила проверки сопротивления изоляции электропроводов; устройство и принцип действия простых измерительных и монтажных приборов; процесс коррозии металлов, причины ее появления и способы предохранения; правила эксплуатации аэродромных источников питания; действующие нормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; правила чтения чертежей и электросхем; основы электротехники и материаловедения. Примеры работ 1. Автоматы защиты электросети — стыковка. 2. Коробки автоматики — монтаж.

3. Реле силовые и управляющие — монтаж и включение. 4. Фары внутреннего освещения кабин — монтаж и включение. 5. Электрожгуты силовых установок — демонтаж. 6. Электрожгуты — укладка, отбортовка, крепление на этажерках. 7. Электрооборудование обогрева кабины и стекол — монтаж и прокладывание проводки.

90. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 4-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по полумонтажным схемам электроприборов и электроагрегатов на приборные доски, пульты, разъемные коробки и щитки. Изготовление электрожгутов средней сложности из большого количества электропроводов различных диаметров и марок с количеством разъемов свыше восьми по эталонам, электромонтажным схемам и чертежам.

Изготовление маркировки по сложным электромонтажным схемам. Пайка электропроводов специальными и серебряными припоями, наконечников силовых электропроводов. Пайка и заделка штепсельных разъемов. Разделка и подготовка к пайке экранированных и витых электропроводов.

Измерение жгутов на электропрочность. Заделка электропроводов в малогабаритные штепсельные разъемы и их пайка в неудобных местах на летательных аппаратах. Прокладывание магистральных трасс через силовые конструкции изделия.

Проверка правильности монтажа электрических систем с помощью монтажных схем и электрических приборов, а также проверка сопротивления изоляции электропроводов; прозвонка смонтированных систем согласно полумонтажной и фидерной схемам. Должен знать: конструкцию, назначение и правила проверки действия монтируемого электрооборудования, технические условия на его монтаж и подключение к источникам питания и системе управления; способы устранения дефектов агрегатов электрооборудования; систему защиты электроизоляции; принципиальные, полумонтажные и монтажные схемы электрооборудования; устройство, принцип действия аэродромных источников постоянного и переменного токов, имитаторов для регулировки фар; основы электротехники, материаловедения; систему допусков и посадок. Примеры работ 1. Генераторы летательных аппаратов — монтаж.

2. Гермовводы, гермопроводники — пайка. 3. Диаграммы направленности антенн — проверка.

4. Кабели топливомеров — монтаж по принципиальным и полумонтажным схемам. 5. Коробки автоматического запуска двигателя от наземного и бортового источников питания — демонтаж. 6. Системы противопожарных устройств, сигнализации и обогрева — электромонтаж и подключение к источникам питания. 7. Системы сбрасывания грузов — электромонтаж и подключение к источникам питания.

8. Устройство энергетики центральное, распределительное, постоянного и переменного токов — демонтаж. 9. Электроагрегаты подъема и торможения шасси, электроагрегаты систем вооружения — электромонтаж, подключение к источникам питания.

10. Электрощитки — монтаж.

91. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 5-го разряда

Характеристика работ . Монтаж по сложным монтажным и принципиальным схемам и чертежам сложного электрооборудования летательных аппаратов. Прокладывание электрожгутов, электропроводов и шлангов по сложной трассе между движущимися механизмами. Монтаж серийного электрооборудования специального назначения по чертежам и электромонтажным схемам для проведения аэрофотосъемочных, геологоразведочных и сельскохозяйственных работ. Регулирование и проверка на работоспособность смонтированных систем средней сложности (системы освещения, противообледенения и т.д.). Замер переходных сопротивлений. Проверка сопротивления изоляции электропроводов относительно корпуса летательного аппарата.

Включение мощных потребителей электроэнергии и отработка электроуправления стабилизатором, закрылками, рулями. Должен знать: принцип работы электрических машин и полупроводниковых приборов; технические требования и условия монтажа сложного электрооборудования, его устройство и принцип работы; нормы основных технических параметров и методику проверки и доводки под током монтируемого электрооборудования; устройство, назначение, принцип действия и правила применения имитаторов для проверки электрических цепей; отличие электрооборудования по сериям летательных аппаратов; причины появления неисправностей в электрооборудовании, правила их определения и методику устранения; принцип действия и устройство аэродромных источников постоянного и переменного токов; правила проверки сопротивления изоляции проводов; нормативные документы по доработке монтируемого электрооборудования; устройство и принцип действия применяемых электрических машин; основы электротехники, материаловедения в объеме выполняемой работы. Примеры работ 1. Автоматика топливной системы — монтаж электрической части и подключение к источникам питания.

2. Автопилоты серийных изделий — монтаж электрической части и подключение к источникам питания. 3. Коллекторы электродвигателей, электрожгуты аккумуляторных отсеков — ремонт.

4. Маяки импульсные — доводка, проверка и регулировка блоков. 5. Навигационные огни, строевые огни, проблесковые маяки — проверка под током. 6. Оборудование системы запуска — монтаж. 7. Системы освещения и сигнализации — доводка под током.

8. Системы питания бортовой сети от аэродромных источников — монтаж электрических схем. 9. Системы: противопожарная и противообледенительная серийных типов летательных аппаратов — отладка работы, проверка, регулировка. 10. Системы сбрасывания грузов — отладка и проверка на работоспособность. 11. Схемы уборки и выпуска шасси тяжелых летательных аппаратов — проверка на работоспособность и участие в отладке.

12. Фары внутреннего освещения кабин — монтаж и включение. 13. Электрооборудование обогрева кабин и стекол — монтаж и прокладывание электропроводки. 14. Электрожгуты топливной системы — монтаж.

92. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 6-го разряда

Характеристика работ . Монтаж кабелей и электрожгутов к центральному распределительному устройству, приборам, электроагрегатам, расположенным в труднодоступных местах. Выполнение демонтажных работ сложного электрооборудования.

Регулирование, отработка под током и проверка на работоспособность сложных систем электрооборудования летательных аппаратов, устранение выявленных дефектов. Выполнение сложных монтажных работ по бюллетеням промышленности.

Монтаж электрооборудования в зонах повышенных температур и агрессивных сред. Отработка фидеров распределения электроэнергии переменного и постоянного токов, регулирование софазности переменного тока от двух генераторов, указателя шага ротора и других. Выполнение расчетов, связанных с доводкой и регулированием электрооборудования. Проверка смонтированных электрических систем на летательных аппаратах с помощью специальных имитаторов и установок.

Должен знать: технические условия на окончательную отработку и регулирование сложных систем электрооборудования летательных аппаратов; правила чтения чертежей и электромонтажных схем; принцип работы, инструкции и правила эксплуатации электрооборудования и имитаторов, применяемых при доводке и проверке электрооборудования; способы определения технического состояния электрооборудования, применяемых деталей, материалов и степени их пригодности для монтажа; конструкцию и правила эксплуатации специальных установок и стендов для проверки и испытания электрооборудования; основы электротехники; устройство и принцип действия применяемых полупроводниковых приборов и электрических машин. Требуется среднее профессиональное образование.

Примеры работ 1. Автоматика топливных систем — окончательная отработка, регулирование под током и проверка на работоспособность. 2. Автопилоты и автоштурманы серийных летательных аппаратов — окончательная отработка, регулирование и проверка на работоспособность. 3. Пульты дистанционного управления — окончательная отработка, регулирование под током и проверка на работоспособность. 4. Регуляторы напряжения — проверка работы и регулирование. 5. Системы запуска двигателей от наземных источников — доводка.

6. Системы уборки и выпуска шасси тяжелых летательных аппаратов — отладка, регулирование и проверка на работоспособность.

93. Монтажник электрооборудования летательных аппаратов 7-го разряда

Характеристика работ . Регулирование, отработка под током и проверка на работоспособность всего электрооборудования летательных аппаратов, устранение выявленных дефектов. Монтаж и регулирование сложного и уникального электрооборудования на опытные, экспериментальные и аэродинамические летательные аппараты. Наладка, регулирование и использование при монтаже всей контрольно-измерительной аппаратуры, имитаторов и электроустановок. Должен знать: технические условия на окончательную отработку и регулирование и сдачу заказчику в состоянии работоспособности всего электрооборудования летательных аппаратов; конструктивные особенности монтируемого и регулируемого электрооборудования; особенности эксплуатации и ремонта электрооборудования летательных аппаратов различных типов; методы регулирования и наладки электрооборудования различных типов; способы обнаружения и устранения дефектов монтажа электрооборудования; влияние конструкции летательного аппарата на условия работы и монтажа электрооборудования; устройство и принцип действия применяемых полупроводниковых приборов, монтируемых электрических машин, вычислительной техники и автоматики; основы электротехники.

Требуется среднее профессиональное образование. Примеры работ 1. Автоматика топливных систем опытных конструкций — окончательная отработка, регулирование под током. 2. Автопилоты и автоштурманы опытных и уникальных летательных аппаратов — проверка, окончательная отработка и регулирование. 3. Системы флюгирования, системы сбрасывания грузов — регулирование под током, доводка.