С вято-Успенский Пустынский мужской монастырь находится недалеко от города Мстиславля на реке Ослянка (приток Сожа). История монастыря начинается с княжения Лугвения-Симеона . В одном из уцелевших в церковных архивах изданий - «Краткий исторический очерк Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901 году, о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном…» .

В ысокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда . Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт - Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

Основание монастыря непосредственным образом связано с дожившим до наших дней .

Л егенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла от очей князя Божий свет, и стал он хмур и задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление» . Князь начал искать ту пустынь и тот источник, на которые указал старец. Вскоре нашелся человек, который привел его в красивейшее место неподалеку от Мстиславля. Князь увидел источник, умылся криничной водой и исцелился - зрение вернулось к нему. Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель - достойный памятник явленного ему великого благодеяния.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» - «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV веке родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 году впал в унию, из которой освободился в 1839 году. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XII века владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа...»

М ного исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Святой Пречистой в Пустыньках».

В XVI в. Пустынский монастырь был одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 г. часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. В 1605 г. монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нём вообще не было насельников. До ХIХ в. все храмы монастыря были деревянными. Только в 1801 - 1808 гг. был построен каменный Успенский собор.

В 1839 г. монастырь был возвращён православным и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. В 1860 - 1893 гг. сформировался архитектурный ансамбль монастыря.

В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена многоярусная шатровая колокольня (58,67 м), ставшая доминантой монастырского комплекса. В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801 - 1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.

К роме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905 - 1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью.

В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

П осле Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал. (В настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.)

З а все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней.

З а годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

Р аботы по восстановлению монастыря начаты в 2003 году. Ведутся они под патронажем архиепископа Могилевского и Мстиславского, настоятеля и священного архимандрита Пустынского монастыря Софрония. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери - место для главного делания монахов - молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике - его освятили Митрополит Филарет, Архиепископ Стефан и Епископ Софроний. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

В о время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя. Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.

2 7 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное - в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия.

С делано многое, еще большее предстоит, но уже сейчас можно сказать: Пустынка преобразилась.

В этот раз наш путь лежал в особенное место - в Свято-Успенский мужской монастырь. Он находится в 10 км от Мстиславля, на месте бывшей деревни Пустынки, почти на границе с Россией. Мы уже были там 3 года тому назад, и сейчас узнав о грандиозных планах по его восстановлению и увидев идущие широким фронтом работы в центре Мстиславля, решили посмотреть, как обстоят дела в монастыре. Сентябрьский день был солнечным и теплым, белорусские пейзажи вдохновляющими - всё благоприятствовало нашей поездке.

1. Основание этого монастыря связано со святым источником, существующим здесь до сих пор. Согласно легенде, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. Исцеление князя сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, была обретена икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. В знак благодарности князь решил создать здесь иноческую обитель. Это было в 1380 году. По другой версии, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя населяли монахи-пустынники.

2. Князь Лугвен (в крещении Симеон) - десятый сын великого князя литовского Ольгерда, был воспитан в православии, строил монастыри, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял православие. Согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий. Почти все его четырнадцать детей тоже приняли православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своём государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Симеон был женат на дочери благоверного князя Димитрия Донского, а два его родных брата, Андрей и Димитрий, вместе с благоверным князем сражались на Куликовом Поле.

3. В течение нескольких веков поклониться обретённой иконе приходили в монастырь верующие всех конфессий. В XVI веке Пустынский монастырь был уже одним из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях.

4. Во время военных действий России и Речи Посполитой в 1563 году часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников. С начала XVII века монастырь стал униатским (орден базилианцев).

5. Это бып период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII века в нём вообще не было насельников. До ХIХ века все храмы монастыря были деревянными.

6. Только в начале XIX века был построен каменный Успенский собор.

7. В 1839 году монастырь был возвращён православным, и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Архитектурный ансамбль монастыря сформировался во второй половине XIX века.

8. Прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

9. Новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была объединена в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная.

10. Примерно в это же время была построена многоярусная шатровая колокольня высотой около 60 метров, ставшая доминантой монастырского комплекса.

11. Собору Успения Пресвятой Богородицы двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола.

12. С трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас.

13. В Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 году церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях.

14. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

15. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, находились хозяйственные постройки. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается даже амбулатория и больница. Монастырь был обнесен каменной стеной. На рубеже XIX-XX столетий Пустынский монастырь достиг небывалого расцвета.

16. Пустынский монастырь на фото начала ХХ века и макет реконструкции.


Фото Зьміцер Корх

17. После Октябрьской революции насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал, в настоящее время в монастыре находится чтимый список с нее.

18. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть. После войны монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу.

19. В послевоенные годы началось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен.

20. Ограду вокруг обители почти всю разворовали, а когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям.

21. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия.

22. В 2003 году сюда пришли монахи и стали возрождать монастырь.

23. Прежде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории.

24. Рождество-Богородицкая церковь и сейчас стоит на месте существовавшей здесь деревянной церкви.

25. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку.

27. Идёт реставрация Покровской церкви с братскими корпусами.

28. Также были отремонтированы хозяйские корпуса.

29. Появилась и современная легенда. Во время ремонта одного из строений монастыря, где раньше была школа, на стене обнаружили лик Спасителя, удивительно похожий на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. Бывшие учащиеся (сейчас это бабушки и дедушки) говорят, что на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.

30. В августе 2005 года храм на источнике освятили, а в декабре в монастыре состоялся первый монашеский постриг. Весной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола.

31. Пустынки возрождаются как птица феникс из пепла. А мы возвращаемся в Россию, но обязательно вернёмся в следующем году.

Весной три года тому назад мы снимали в Пустынках видео.

Маленький Вильнюс, белорусский Суздаль, датский Линнхольм-Хойе — как только не называют 880-летний Мстиславль. Небольшой райцентр практически на границе Могилевской и Смоленской областей впору превращать в музей под открытым небом.

TUT.BY нашел для вас 5 причин побывать в Мстиславле.

На древних улочках Мстиславля сохранились величественные вековые постройки. Однако немало богатств города скрыто под землей — их ищут археологи, соревнуясь в скорости с черными копателями: мстиславская земля буквально усыпана костями воинов, доспехами, останками предметов быта. То, что находят, отдают в музеи: местный, могилевский или минский.

Причина первая. Лик Христа, целебный источник и храм-развалины

О Свято-Успенском мужском монастыре не знает редкий белорус. Святое место пользуется популярностью и у россиян: мы еще не видели, чтобы на парковке перед территорией монастыря не было машин с триколором на номере. Верующие утверждают, что практически физически ощущают здесь благодать. Люди внушаемые заявляют, что чувствуют чье-то незримое присутствие.

Пустынский монастырь находится в 10 км от центра Мстиславля, но посетить его стоит. Он считается старейшей православной обителью Могилевской области и моложе Мстиславля всего на 2,5 века.

Основал его один из родоначальников князей мстиславских Лугвен или Лугвень, десятый сын великого князя литовского Ольгерда. По легенде, после тяжелой болезни князь начал терять зрение. Он практически ослеп, когда ему однажды приснился сон, в котором явился старец и сказал: «Иди в пустынь [монашеское поселение], умойся из источника и получишь исцеление».

Князь начал искать ту пустынь и пришел к кринице недалеко от Мстиславля. Лугвен умылся криничной водой и исцелился — зрение вернулось к нему. В ветвях липы, которая росла у источника, он якобы увидел образ богоматери. Принимая свое исцеление как ее милость, благодарный князь решил построить на месте чудотворной криницы монастырь.

В 1801—1808 годах построили каменный Успенский собор. В 1864 году прямо на источнике построили и освятили церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Многоярусной шатровой колокольне высотой 58,67 м уже полтора века, как и Покровской церкви.

В дореволюционные годы здесь были православное братство, церковное крестьянское училище, библиотека из 656 книг, которые бесплатно раздавали и рассылали. После Октябрьской революции, в 1925 году, монахов из обители выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали.

За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не разрушили ни одного здания, здесь не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. В 1942 году в течение трех летних месяцев на территории монастыря базировалась немецкая воинская часть.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Во многом благодаря этому монастырские постройки сохранились до наших дней.

В советское время монастырский комплекс серьезно пострадал. Из строений вынули окна, разобрали крыши, взорвали полы, растащили печи. Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, ограду вокруг обители разворовали. На территории монастыря стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. К 2000 году территория монастыря заросла сорняками.

Работы по восстановлению монастыря начались в 2003 году. Во время ремонта одного из строений, где раньше была школа, на стене обнаружили лик, который, утверждают верующие, удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. Говорят, что раньше на этом месте висела школьная доска. С 2005 года в монастыре снова поселились монахи.

Причина вторая. Замковая гора

Пожалуй, одно из главных мест, где можно ощутить течение времени, — Замковая гора. Когда-то ее окружали глубокие рвы, а за ними — высокий вал. За укреплениями на верхней площадке горы размещался детинец средневекового Мстиславля. С юга к нему примыкал так называемый Окольный город, также окруженный валами и рвом.

Вход в замок проходил через деревянный подъемный мост, переброшенный через ров. В центре крепости возвышалась восьмиугольная башня-донжон, построенная в конце XV — XVI веке. В замке находились князь и княжеская дружина. Вдоль тесным кругом стояли дома жителей, на южной стороне была построена деревянная церковь, в центре стоял княжеский дом.

Замковая гора и ее окрестности — Мекка археологов. Здесь при раскопках обнаружены остатки укреплений, хоромы с изразцовыми печками и др. Ниже детинца (замка) обнаружен посад Мстиславля с остатками деревянных построек, улицами, мощенными бревнами, многочисленными предметами быта XII—XIII вв.

Сейчас на горе находится раскоп, который удалось превратить в небольшой музей благодаря стараниям студентов МГУ им. А. Кулешова во главе с доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком . По словам Игоря Александровича, ради этого буквально руками перебрали 600 куб. м земли. В раскопе нашли каменные жернова XVIII века, именное пряслице XII века — имя девушки, оставившей на нем надпись, расшифровать пока не удалось. Найденные тут материалы, в том числе образцы древесины, из которой была сделана мостовая, дают основания говорить о том, что Мстиславль старше как минимум на 80 лет.

Большую часть года Замковая гора пуста. И лишь в ее заполняют сотни рыцарей в доспехах и зрителей.

К слову, рядом с горой открыли памятник тому самому Лугвену, родоначальнику князей Мстиславских, герою Грюнвальдской битвы.

Причина третья. Мстиславский «Париж» и архитектура XIX − XX веков

Недалеко от Центральной площади стоит прекрасно сохранившееся трехэтажное здание из красного кирпича. Ранее здесь размещались дворянское собрание и гостиница «Париж». Название осталось — его носит парикмахерская, которая находится на первом этаже. Сейчас здесь размещается учебный корпус Мстиславского строительного колледжа. К слову, в Мстиславле были еще гостиницы с названиями «Берлин» и «Орел», но они не сохранились.

Здание земской управы также прекрасно сохранилось, как и уездное училище, 20-метровая пожарная башня, здания мужской гимназии, казначейства.

Торговые ряды в Мстиславле являются памятником архитектуры и истории. Они были построены в начале XX века на месте древнего рынка, который существовал там со Средних веков и вплоть до XIX столетия.






Мстиславль всегда был торговым городом. Слава о его купеческих традициях расходилась далеко за пределы белорусских земель: купцы в Мстиславль съезжались со всех концов земли, и на рынке можно было найти почти все что угодно — ряды стояли в центре Мстиславля, справа от здания местного райисполкома и памятника Петру Мстиславцу.

В этих приземистых домиках в настоящее время располагаются современные магазины.

Причина четвертая. Костел кармелитов и иезуитский коллегиум

Костел кармелитов — наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Его начали строить в 1637 году. План храма близок к квадрату, что принципиально отличает его от традиционных базиликальных костелов.

Интерьер костела украшен лепкой и фресками с религиозными сюжетами. Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в. Правда, внутри храма уже лет 20 стоят леса, но кое-что рассмотреть можно и сквозь них.





Каменный иезуитский костел Св. Михаила Архангела — одна из доминант Мстиславля, памятник барокко. Ансамбль коллегиума внесен в государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Строительство иезуитского костела началось в 1730 году при поддержке короля Сигизмунда III. Работы шли медленно: только в 1748 году под руководством Бенедикта Мезмера костел окончательно достроили.

После подавления шляхетского восстания 1830−1831 гг. здания бывшего монастыря передали православным, костел закрыли. В 1842 году иезуитский костел реконструировали и переделали в православный Свято-Николаевский собор.

В настоящий момент из ансамбля иезуитского коллегиума сохранились: костел Святого Михаила Архангела, здание коллегиума, аптеки, служебные корпуса, а также ограда и часовни. В коллегиуме есть своеобразный хостел, а на его территории в дни рыцарского фестиваля разбивают палаточный городок.

Причина пятая. Селфи с рыцарем и Петром Мстиславцем

В городе установлены два памятника Петру Мстиславцу — книгопечатнику, сподвижнику Ивана Федорова. Вместе с ним Мстиславец напечатал в Москве первую точно датированную русскую печатную книгу — «Апостол» (1564 г.), а в 1565 году — два издания «Часовника».

Первый памятник Петру Мстиславцу стоит около иезуитского коллегиума. Второй — на Центральной площади напротив здания райисполкома: его установили 2 сентября 2001 года.

Около бистро «Старый город» — также в центре Мстиславля — стоят два рыцаря, на их щитах — герб Мстиславля. По словам местных, рыцарей сделали учащиеся колледжа.

Туристам

Несмотря на небольшие размеры города, в нем есть где

К северу от Мстиславля, на реке Ослянка (приток Сожа) находится православный Пустынский Успенский монастырь. Эта святыня находится в 8 километрах от Мстиславля, и в семи - от границы с Россией (Монастырщинский район Смоленской области). Дорога когда-то так и называлась - Монастырский тракт.

Пустынки — необычное место Мстиславщины. Название есть, а населенного пункта нет. А от деревни Пустынки на сегодняшний день не осталось ни одного дома. Лишь древний Свято-Успенский мужской монастырь, монастырские корпуса которого образуют крест.
Подобным топонимом часто называли места православных монастырей - своя Пустынка есть у деревни Рублево в Новгородской области, а один из самых древних святых источников носит название Коренной Рождество-Богородичной пустыни и находится в пригороде Курска.. Это место так и зовется, потому что издревле тут больше селились не простые люди, а монахи. Они тут уединялись и молились Богу. Рассказывают, что сюда пришли монахи из Киево-Печерской Лавры. Тут они выкопали печоры в земле и жили там.
История Пустынского Успенского монастыря, как зеркало отражает историю Мстиславской земли,
Мстиславские монастыри славились высокими звонницами, с которых, казалось, можно дотянуться до облаков чудо-колоколами, звон которых разносился на десятки километров, чудотворными иконами, святыми колодцами с целебной водой, излечивающей любые болезни. Древние монастыри, за свою многовековую историю неоднократно разрушались, но потом вновь возрождались.

История Пустынского Успенского монастыря была долгая и трагичная, и она начинается с княжения Лугвения-Симеона, внука Гедемина, сына Великого князя Литовского Ольгерда и Марии Витебской. Князь Лугвений-Симеон проявил глубокое уважение к православной вере, воспитанное его матерью Марией Витебской. В 1380 году им был основан Пустынский Успенский монастырь.
Между прочим, тот еще был Лугвений-Симеон оный княжичь.
Бог даровал Семёну-Лугвену долгую жизнь - он родился в 1350 году, а преставился в 1430-ом, - из них почти пятьдесят лет держал Мстиславль, защищал от немцев Псков и Великий Новгород, от шведов - Корелу, от татар - Киев, возил мстиславское войско на поле куликово, одержал победу.
Тринадцатилетним отроком участвовал в грандиозном сражении с татарами у Синих Вод, случившемся за семнадцать лет до Куликовской битвы - первом большом сражении, в котором татары были разгромлены наголову. Победа у Синих Вод отдала во власть Ольгерда Киевские земли, Подолию и Волынь.
Сам Семён-Лугвен вместе с отцом трижды ходил на Москву (добыв себе в результате невесту)))).


В 1386 году, воспользовавшись его отъездом на свадьбу брата - великого князя Литовского Ягайлы и польской королевны Ядвиги - князья Святослав Иванович Смоленский, Василий Иванович Вяземский и Андрей Ольгердович Полоцкий (ещё один родной братец) обложили Мстиславль. Однако взять не успели: вовремя обернувшийся Семён разгромил на берегу Вихры русское войско
В 1392 г. он возглавлял новгородскую дружину в битве со шведами на реке Неве.

В начале XV века на первый план встала борьба против тевтонских завоевателей, посягавших на славянские земли. 15 июля 1410 года у села Грюнвальд состоялась одна из величайших битв средневековья. В составе союзной армии особо отличились Мстиславский, Оршанский и Смоленский полки, возглавляемые Семеном-Лугвеном и его 16-летним сыном Юрием. Они сыграли решающую роль в битве, которая подорвала военно-политическое могущество Тевтонского ордена, остановила его агрессию на Восток.
Основание монастыря, наряду с легендой, непосредственным образом связано с дожившим до наших дней святым источником. В одном из уцелевших в церковных архивах изданий - «Краткий исторический очерк “Пустынско-Успенский монастырь Могилевской епархии», вышедшем в свет в Санкт-Петербурге в 1901 году, о мстиславском монастыре сказано: «Основан в 1380 году родоначальником князей Мстиславских, сыном Ольгерда, князем Лугвением Симеоном…».
Жизнь человеческая устроена так, что с победами и радостью идут рядом немощи, горести и утраты.

Легенда гласит, что князь Лугвен после тяжелой болезни начал слабеть глазами. Его надеждой и опорой были молитвы. Только на милость Божию уповал удачливый полководец и слепнувший человек. Тьма с каждым днем все сильнее заслоняла от очей князя Божий свет, и стал он хмур и задумчив. Но однажды приснился князю странный сон, в котором явился ему старец и сказал: «Иди в пустынь, умойся из источника и получишь исцеление». Когда князь проснулся, то он пошел в Пустынки. По дороге к нему подошел человек и довел его до нужного места. Подвел к крынице и омыл ему глаза. Зрение вернулось и князь увидел старца, который быстро исчез. На месте старца осталось дерево..
А в ветвях развесистой липы, что склонилась над прохладным источником, князю Симеону явилась икона Божьей Матери, от которой исходил чудный свет. Разумеется, чудесное исцеление и явление иконы Божьей Матери не остались без внимания властителя. В знак благодарности по его приказу рядом с целебным источником была построена церковь, которую назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Икона получила название Божией Матери Пустынной (Патриаршей), чтимый список с нее и сейчас находится в Свято-Покровской церкви.
Лугвений-Симеон не только прозрел, но и смог далее выступать за Отечество и Веру.


Пустынский Успенский монастырь начинался с храма, выстроенного над источником в честь рождества Божьей Матери. После победы в Грюнвальдской битве Семен-Лугвен подарил Пустынь монахам, щедро одарил средствами на строительство монастыря.
Людская память, которая, как живая вода из крыницы, проистекает из мудрости поколений, сохранила отзвук-воспоминание о том, что первым игуменом монастыря стал старец, давший князю знание о роднике.
В XVI в. это был один из крупнейших монастырей на восточно-белорусских землях. При участии князей и старост мстиславских Пустынский монастырь играл значительную роль в развитии Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Обратимся к архивам, из которых следует, что в начале XVI века монастырю принадлежали «села Авдейково, Радионовка, Слобода, Рацуковская Пересадина, луга за Вихрой и Сожем, ловы рыбные, бобровые и звериные, двор и участок в Мстиславле, значительное количество крестьян и собственный суд над ними».

И хоть территория монастыря застраивалась новыми церквями, а монахи призывали к миролюбию, войны между Московией и Речью Посполитой затронули и это святое место. В 1563 году часть монахов в результате войн уничтожили, а остальные были вынуждены перебраться в безопасные места.
Какое-то время в монастыре не было насельников. В 1605 г. монастырь становится униатским (орден базилианцев). Это период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нём вообще не было насельников. До ХIХ в. все храмы монастыря были деревянными. В 1801 - 1808 гг. был построен каменный Успенский храм.
В 1839 г. монастырь был возвращён православным и в нём начала возрождаться монашеская жизнь. Его настоятель Ф.ЛЕВИНСКИЙ учредил православное братство и открыл церковно-приходскую школу.
В 1860 - 1893 гг. сформировался архитектурный ансамбль монастыря. Были построены каменные храмы Рождества Богородицы (1864 г.), Покровская (1865 г.). Внутри храма Рождества Богородицы под помостом находился святой источник. Была перестроена соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы. Ей придали крестообразную форму, ввысь вознёсся громадный купол с четырьмя меньшими куполами по сторонам; с трёх сторон были сделаны арки и поставлен иконостас. На территории монастыря вплоть до его официального закрытия в 1918 г. находилась чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая». В конце ХIХ в была возведена многоярусная шатровая колокольня.
В стенах разрушенного людьми и временем Пустынского монастыря никаких рукописных свидетельств о прошлом не осталось. Они пропали вместе с церковной утварью в 1918 году, когда советская власть с неистовым упорством крушила пережитки старого, ненавистного мира и на его руинах строила новое, атеистическое общество. И 1918 год стал для монастыря у Пустынки роковым: большевики его закрыли, а чудотворная икона Божией Матери «Патриаршая» исчезла без следа.. со всей монастырской утварью, книгами и документами..
После Октябрьской революции здание церковно-учительской школы послужило для размещения здесь Пустынской начальной школы. Здесь обучались дети из окрестных деревень, а с 1926 года и детдомовцы, проживавшие в кельях бывшего монастыря. Кстати, в 1918 году в Пустынской сельской школе трудился известный музыкант, классик белорусской музыки Николай Чуркин, чьё имя нынче носит Мстиславская детская музыкальная школа.

В 1943 г. немцы при отступлении варварски взорвали монастырь. При этом были обнаружены в стенах собора потайные ходы, один из которых выводил за пределы обители.
До 1960 года здесь находился детский дом, а до 1970-го - школа.
Жизнь в «республике ШКИД» била ключом - говорят, детишки вскрыли подвалы церквей и по выбрасывали из саркофагов мощи монахов. Так и валялись кости и останки по окрестностям…
Много воды утекло из криницы за прошедшие столетия. Монастырь пережил славу и бесславие, расцвет и забвение. Несколько веков находился у униатов. Надо отдать должное, что Успенский собор был возведен униатским архиепископом Ираклием Лисовским в начале XIX столетия. Во второй половине этого же века в монастыре была построена высокая пятиярусная колокольня.
В наследие XXI веку на территории Пустыни остались руины Успенского собора, монастырского корпуса с церковью, колокольни, школы, часовни, двух хозяйственных строений и трех жилых домов.. На холме лишь возвышаются величественные руины, заросшие деревьями, - все, что осталось от двух некогда великолепных храмов.
Но пути-дороги в Пустынский Успенский монастырь люди прокладывали в самые лихие времена, и проторенные тропинки не зарастали летом травой, а зимой не утопали в снегу, потому что шли странники к святой крынице, к намоленным стенам.
Наступил другой день и другой час. В монастырь пришли люди. Для того, чтобы своими молитвами и трудами отстроить разрушенное. Работы по восстановлению монастыря были начаты в 2003 году, а 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен.

В 2003г. монахи принялись приводить в порядок одно из строений монастыря (бывшее здание школы, на стене игуменского корпуса). Работать начали на месте в июне и для ночлега они тогда нашли более-менее пригодное место. А сегодня в этой комнате люди отдыхают душою и телом от трудов праведных. На стене, где ранее располагалась школьная доска, они обнаружили проявившийся лик Спасителя.
Лик Христа - это уникальное божественное знамение, которое привлекает множество паломников в Пустынки.
Как сказал епископ Могилевский и Мстиславский Софроний
- Чудо, Господь дает нам чудесные явления для укрепления веры. Например, снисхождение благодатного огня накануне Пасхи. Это тоже чудо.
Это стало божьим знаком, призывом к восстановлению Пустынского монастыря.
Со временем Спас Нерукотворный становился все четче. Изображение Христа и крест с распятьем под ним настолько четко просматриваются, что мурашки пробегают по телу. Говорят, с каждым годом очертания Спасителя становятся ярче и выразительнее, а на некоторых фотографиях можно увидеть прозрачно-голубые глаза Иисуса. По утверждению местного монаха - иеродиакона Терентия - лик Христа символизирует укрепление веры в сердцах прихожан.

Специалисты, которые приехали проверить этот факт, засвидетельствовали, что это нерукотворный образ.
По вертикали длина образа равна 17 см, по горизонтали - 11,2 см. При этом 27 см по горизонтали и 26,5 см вертикали соответственно составляет «обод», видимо также являющийся частью изображения. Расстояние от макушки до окончания правой половины лица вместе с волосами равняется 17 см, такое же расстояние, но в левой половине - 18,4 см. Размер носа равен 1,5 см, глаз - 2,5 см.
С того самого летнего дня и по сегодняшний день эта комната встречает паломников. Всех тех, кто надеется увидеть воочию чудо.

Процесс реставрации идет медленно - пока почти полностью восстановлена стройная белоснежная звонница высотой 60 метров (в первоначальном варианте ее высота составляла 74 метра, на которой установлено 6 колоколов - один большой и пять маленьких. Кстати, в восстановленную звонницу большой колокол подарил предприниматель с Магнитогорска..
Была также восстановлена надкладезная Свято-Покровская церковь. Здесь хранится список знаменитой иконы Божией Матери пустынной (Патриаршей).
Возрождается в монастыре и монашеская жизнь.

Говорят, раньше к Свято-Успенский монастырю шел подземный ход от стен Мстиславской церкви Св. Александра Невского. Строители, принимающие участие в реконструкции монастырского комплекса, подтверждают наличие подземного хода. «Трудно говорить о его протяженности, так как он засыпан. А о размерах свидетельствует сохранившаяся небольшая часть на территории монастыря — более чем двухметровый по высоте кирпичный туннель позволяет беспрепятственно перемещаться всаднику на коне. Удалось рассмотреть и боковые со следами сильного закопчения ниши для факелов»..

Дорога ведет на самую вершину холма, а затем круто спускается вниз, к небольшому храму Рождества Богородицы и крынице с чудотворной водой, вода из которого считается целебной.
Люди, приезжающие сюда из Украины, России и различных уголков Беларуси, утверждают, что вода эта лечит. Особенно помогает она при потере зрения.
Если будете в этих краях — обязательно заедьте сюда, от Мстиславля на машине это не более 20 минут. Обязательно попробуйте воды из святой криницы. Над ней на остатках церковной стены чьей-то рукой прикреплена маленькая иконка Богоматери, а рядом, чтобы помнили, — жестяная табличка с очень кратким изложением истории монастыря, которая заканчивается глубокой и горькой фразой: «Людзi, час i прырода зрабiлi сваю справу — зараз тут руiны». (Люди, время и природа сделали свое дело - теперь здесь руины )

Величава пятиярусная колокольня, увенчанная уже крестом. Нет ей никакого дела до земной суеты сует. Пустынки поражают величественностью построек и, хотя они и были разрушены взрывами еще в 50-е годы - воображение все равно достраивает монументальные творения, наполняя теплом в душе.

Время в Пустынках замирает не только на часах - кажется, что его там вообще нет. Даже облака не плывут по небу - они неподвижны. Будь то кто-то плеснул на небосвод краской, и она застыла, намертво прилипнув к необыкновенной сфере над нашими головами.
Если вас зовет дорога, то не откладывайте на завтра, которого может не быть, то, что можно сделать сегодня. Ибо «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине — только один» (Жан Жака Руссо).

П о преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Десятый сын великого князя литовского Ольгерда Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий.

П очти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского. А два родных брата Симеона, Андрей и Димитрий, рука об руку с благоверным князем сражались на Куликовом Поле. Согласно преданию, князь Симеон заболел глазами, но с глубокой верой и сердечной молитвой, сопровождаемой искренними слезами, омыл глаза водой из Пустынского источника, и его слепота мгновенно исчезла.

И сцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках».

П о одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 году. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 году переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы.

П осле того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 году после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

В 1865 г. была освящена новопостроенная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами, в которых размещались также келии настоятеля и братская трапезная. В 1864 г. прямо на источнике, где явилась Патриаршая икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Воды источника, выходя с южной стороны церкви, наполняют купель и впадают в протекающую с восточной стороны монастыря реку Ослянку. Рождество-Богородицкая церковь стоит на месте с древнейших времен существовавшей здесь деревянной церкви. В 1866 г. в Пустынском монастыре была построена величественная колокольня (58,67 м).

В 1869 году собору Успения Пресвятой Богородицы, построенному в 1801-1808 годах, двумя боковыми трансептами придали крестово-купольную форму с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых купола. Кроме этого, как в самом монастыре, так и вне его, была расположена целая группа хозяйственных построек. По документам 1905-1906 годов на территории Пустынского монастыря упоминается амбулатория и больница.

П устынский Успенский монастырь был обнесен каменной стеной, оштукатуренной и побеленной, покрытой жестью. Кирпич для строительства производился рядом с обителью – на монастырском кирпичном заводе. В 1868 году был заключен контракт на роспись сводов и стен в церквях Пустынского монастыря. Основные строительные работы по обновлению обители были закончены в 1870 году. В 1869 г. в Пустынке было создано православное братство, учредившее в монастыре в 1870 г. церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Многие из детей ежедневно читали и пели в монастырских храмах на богослужениях. Из-за большого количества учеников, все жилые строения монастыря были заняты. Выпускников училища посылали для обучения крестьянских детей чтению, письму, церковному пению, арифметике. Братская библиотека Пустынок насчитывала 656 книг. Велась бесплатная раздача и рассылка книг.

П осле Октябрьской революции, в 1919 году, насельники, пытаясь сохранить монастырь, по благословению священноначалия зарегистрировали на территории обители земледельческую коммуну. После ликвидации коммуны монахи некоторое время продолжали жить в обители и вести прежний образ жизни, но в 1925 году их окончательно выселили. В монашеских кельях разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество Пустынского монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Богоборцы неоднократно пытались разрушить церковные здания. Начали они с того, что сбросили крест с купола колокольни. В конце 20-х годов подрывная группа намеревалась взорвать колокольню. В Успенском храме монастыря некоторое время разрешалось служить. Однако перед Отечественной войной службы уже не проводились. Сохранились свидетельства очевидцев мученической кончины иеромонаха Филиппа, оставшегося в монастыре. Он, не пожелав покинуть родную обитель, проживал в маленькой часовне, расположенной в западной стене монастыря. Жил он на средства, вырученные с продажи свитых им веревок. Однажды, как вспоминают очевидцы, когда престарелый отец Филипп находился в своей часовенке, кто-то подпер входную дверь и поджег часовню. Этим трагическим случаем и закончилась иноческая жизнь в старинном монастыре.

О судьбах остальных насельников обители ничего достоверно не известно. За все годы Великой Отечественной войны в Пустынках не было разрушено ни одного здания, не погиб ни один ребенок, хотя детдом не был эвакуирован. Даже когда местные партизаны на территории монастыря убили полицейского и наставников бросили в тюрьму, никто из них не был расстрелян, все вскоре вернулись к детям. Радостным знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков стало явление Нерукотворного лика Спасителя на стене одного из классов Пустынской школы. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть. 28 сентября 1943 г. Мстиславщина была освобождена 196-й отдельной танковой бригадой, возглавляемой полковником Ефимом Духовным. Во время наступления войск Красной Армии в мае-июне 1944 года на территории Пустынского монастыря дислоцировался 46-й Гвардейский Краснознаменный, ордена Суворова 3 степени Таманский авиаполк ночных бомбардировщиц.

В послевоенное время монастырские стены вновь приютили детей-сирот, число которых достигало 350 человек. Школа, которую помимо детдомовских ребят посещали и дети из местных деревень, продолжала свою работу. Во многом благодаря размещению в Пустынках детского дома монастырские постройки сохранились до наших дней. За годы богоборческой власти совершалось варварское разрушение зданий монастырского комплекса. Не только вынули окна, разобрали крыши, но и взорвали полы, растащили печи... Стены Успенского собора пытались сломать тракторами, частично была разобрана одна из стен. Ограду вокруг обители почти всю разворовали. В довершение всех злодеяний на территории обители стали проводить учения по гражданской обороне. Сожгли и сломали то, что еще оставалось уцелевшим. И когда уже нечего было крушить, оставили монастырь на разрушение природным стихиям. Территория поросла кустарниками, деревьями и бурьяном. Вот и все, что осталось к началу нового тысячелетия. 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божиего благословения, братия, паломники и рабочие начинают кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря.

П режде всего был восстановлен храм Рождества Божией Матери – место для главного делания монахов – молитвы. Также были отремонтированы братские корпуса, построена купель и облагорожен источник, сооружена лестница к храму и произведено частичное благоустройство территории. Седьмое августа 2005 года стало вторым днем рождения для храма на источнике – его освятили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан и епископ Могилевский и Мстиславский Софроний.

В есной 2007 года на частично отреставрированную звонницу были установлены вновь отлитые колокола. Колокол весом в полторы тонны был приобретен на средства Могилевской епархии. Несколько звонов поменьше подарил Пустынскому монастырю россиянин из Магнитогорска – Виталий Гутиков. 27 декабря 2005 года Пустынский Свято-Успенский мужской монастырь пережил важное событие: в нем состоялся первый монашеский постриг. Через столько десятилетий запустения в святой обители снова зажжена свеча молитвы. Ежедневно проводятся богослужения, поется акафист Божией Матери, а главное – в праздничные дни, в субботу и воскресенье, в дни памяти чтимых святых совершается Божественная Евхаристия. Сейчас Свято-Успенский Пустынский мужской монастырь существует благодаря трудам и заботам Преосвященнейшего Софрония, Епископа Могилевского и Мстиславского, Священноархимандрита этой обители. Владыка Софроний духовно окормляет братию, заботится о возрождении их душ, решает все затруднительные вопросы, возникающие у насельников монастыря.

Б ратия монастыря ежедневно несет послушания в храме, в трапезной, на огороде, на подсобном хозяйстве. В дело возрождения обители огромный вклад внесли прихожане Свято-Михайловского храма г. Климовичи и Свято-Вознесенского храма г. Горки. Почти еженедельно, по субботам, а иногда и среди недели, не взирая на немалое расстояние, приезжают в Пустынки эти неутомимые трудолюбивые труженики. За годы возрождения монастыря они выполнили и выполняют много работ. Самый значительный на северо-востоке Беларуси монастырский комплекс Пустынок привлекает к себе многочисленных паломников и туристов. В мягко очерченном пейзаже белорусско-российского пограничья Свято-Успенская обитель являет собой символический мост между двумя братскими народами и странами.

В обители проживает 6 насельников (2017 г.). Настоятель – епископ Могилевский и Мстиславский Софроний

КОНТАКТЫ:

Беларусь, Могилёвская область,

Мстиславский р-н, д. Пустынки