Каждый из нас наверняка слышал историю об убитой топором старушке сумасшедшим студентом - это и есть роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Главные герои вплетены в цепь сложных событий, из которых находят выход. Произведение научит каждого рассудительно жить, искренне прощать и горячо любить.

История написания романа

"Преступление и наказание": главные герои произведения

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой - Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета - сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека. За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна - мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить. Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Андрей Семенович Лебезятников - отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми. Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и будет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин - верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

Основная сюжетная линия романа

Родион Раскольников живет на деньги матери и иногда продает свои вещи процентщице Алене Ивановне. Старуха настолько его раздражает, что он подгадывает время, врывается в квартиру и зарубает ее топором. Внезапно возвращается сестра Елизавета, которая тоже становится несчастной жертвой. Он поступил как жестокий человек, но характеристика Раскольникова - его положительные качества - позволяет смотреть на него читателям с другой стороны. Он одержим желанием завладеть богатством старухи только потому, что беден сам, но совесть не позволяет присвоить награбленное себе, и он избавляется от наживы.

После преступления Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна навещают Родиона и пытаются ему помочь - он кажется им больным. В первых главах Раскольников знакомится в кабаке с разорившимся чиновником Лебезятниковым, который по пьяни бросается под лошадь и погибает. Из-за несчастного случая Родион узнает семью умершего и обращает внимание на старшую дочь Соню, которой признается в убийстве старухи и ее сестры. Понятливая девушка просит, чтобы он покаялся, а следователь не торопится сажать его в тюрьму и дает несколько дней погулять на свободе.

Анализ эпилога

В послесловии автор повествует о заточении главного героя в сибирской крепости. Здесь характеристика Раскольникова меняется - он становится чувственным и совестливым, кается в преступлении и не пытается себя оправдать. Дуня говорит матери, что сын уехал в долгую командировку, но старушка, не дождавшись его, умирает от болезни. Разумихин не оставляет друга в беде и решается переехать в Сибирь. Поразившись благородством друга, Дуня выходит замуж за этого человека. Соня находила все способы увидеться с Родионом - они любят друг друга, и ни расстояние, ни приговор не страшили их.

Женские и в романе

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в "Преступлении и наказании" настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку. Достоевский изображает Раскольникова у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться. Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове - он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе "Преступление и наказание".

Главные герои произведения преимущественно положительные, а среди второстепенных выделяются два отрицательных мужских образа - Свидригайлов и Лужин. Разумихин - лучший друг Раскольникова, являющийся поддержкой и ему самому, и его семье. Женские образы Пульхерии Александровны, Дуни и Сони в романе идеализированы, и одной только старухе-процентщице невозможно дать оценку: герою она казалась скупой и злой, а о других ее качествах Достоевский умалчивает.

Казнить нельзя помиловать

Люди рождаются и умирают день за днем, и Раскольникову начинает казаться, что нет ничего страшного в том, если он убьет старуху-процентщицу. Но в праве ли он так рассуждать? Роман "Преступление и наказание" поднимает сложные философские вопросы, ответы на которые впоследствии находит сам герой.

Родион долго думает, "казнить" старуху или "помиловать", но все-таки сомневается в надобности ее существования, и поэтому решает, что если она окажется на том свете, всем будет спокойнее. На месте преступления убийца ведет себя менее уверенно: он теряется и даже не в состоянии вынести все богатства процентщицы. Его мучают галлюцинации, фобии, он сходит с ума от безысходности. Лучше бы он помиловал Алену Ивановну, ведь сейчас, после ее смерти, он остался ни с чем.

Характеристика Родиона Раскольникова: тварь он дрожащая или право имеющий?

У главного героя нет маниакальных наклонностей, и он решается на убийство Алены Ивановны сознательно. Старуха доживает свой век наедине с богатством, которое пригоднее сиротам, а не той, которая ни в чем не нуждается. План Раскольникова кажется предельно простым, но герой не думает о последствиях. Эта юношеская наивность стала причиной последующих неудач бедного студента. Роман "Преступление и наказание" учит думать о последствиях, а не быть таким нерассудительным, как главный герой.

Перед Раскольниковым дилемма: тварь он дрожащая или право имеющий? Герой считает, что в этом мире он должен утвердиться через убийство, осуществив свое главное желание - так поступил бы сильный человек. Эта философия и приводит Раскольникова в тупик.

Какую участь выбирает герою Ф. Достоевский? «Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Даже самый страшный злодей имеет право быть оправданным. Поступок Раскольникова можно понять: автор сначала лишает его разума, а потом направляет на пусть истины. Родион испытывает не потому, что совершил преступление, а потому, что посчитал себя "право имеющим".

Раскольников совсем молод и глуп, и будет неправильным осуждать его. Покорившись лозунгу "цель оправдывает средства", он убивает Алену Ивановну, но не просто так - он заботится о матери, будущем сестры, помогает семье покойного Мармеладова, думает об обездоленных детях и собирается часть денег выделить нуждающимся сиротам. Будь он обеспеченным человеком, он никогда не пошел бы на убийство, и тогда не свершились бы преступление и наказание. Главные герои - друг Родиона, его мать и сестра - не осуждают его, а пытаются понять. Искреннее покаяние возвышает любого преступника, и раскаявшийся Раскольников будет достоин иной жизни с человеком, который будет всегда рядом, поможет и поддержит - с Соней Мармеладовой. Достоевский выбирает концовку, когда жизнь человека не заканчивается на эшафоте, а имеет продолжение.

спаситель и ангел-хранитель

Любовь способна творить чудеса. Она изменяет человека изнутри, направляет на путь истины и дает стимул жить дальше. Для Родиона Раскольникова спасением оказалась Соня. "Преступление и наказание" повествует о том, как меняется главный герой после встречи с этой девушкой: без нее он умер бы в тюрьме от болезни и скуки, вряд ли осознал бы свой поступок, не покаялся. Перед признанием в убийстве он выходит на улицу и целует землю, искренне сожалеет о случившемся.

В произведении описывается любовь двух несчастных людей, которые стали по-своему счастливы. Когда-нибудь Раскольников выйдет из тюрьмы, и они с Соней заживут полноценной жизнью и будут благодарить судьбу за то, что после множества испытаний она позволила им встретиться друг с другом.

/ Герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

В романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский показал большое количество персонажей, из которых довольно многие имеют цельные и хорошо обрисованные характеры. Однако среди всех образов можно выделить образы Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, которые в свою очередь показаны как герои-антиподы. Именно они являются главными героями произведения, вокруг которых разворачиваются все события в романе. Второстепенные же герои, хоть и имеют цельные характеры, нужны для большего раскрытия образов главных персонажей. Всех второстепенных героев можно разделить на героев-антиподов и героев-двойников.

Главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

– образованный, умный, но бедный студент. Бедность семьи героя подводит его к тому, что он решается проверить свою теорию о тварях дрожащих и право имеющих. Поэтому он убивает старуху-процентщицу. Вокруг этого события и ведется дальнейшее повествование. Автор большое внимание уделяет внутренним мыслям героя, вводит в повествование прием психологизма. Ф. М. Достоевский показал, что теория Раскольникова во многом отличается от реальной жизни. И в конце романа персонаж понимает это. Он признается в убийстве.

На размышления Раскольникова влияние оказывает . Она, как и Родион, вынуждена пойти на особый шаг из-за бедности своей семьи: пойти по желтому билету. Способность к самопожертвованию – вот главная черта героини. Она добра и искренна. Сонечка стойко переносит все трудности на своем пути.

Второстепенные герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

Галерею второстепенных героев романа «Преступление и наказание» открывает образ старухи-процентщицы. около 60-ти лет. Взаимосвязь этого персонажа с Раскольниковым заключается в том, что старуха занимается ростовщичеством, а Родион приходит к ней как клиент. Автор показывает героиню жадной до денег и абсолютно бездушной. Ей не важны жизненные ситуации людей, на ценных вещах, которые закладывают ее клиенты, она делает огромную прибыль, так как берет большие проценты.

Именно такую бессердечную женщину убивает Раскольников, проверяя свою теорию. Однако помимо Алены Ивановны в момент убийства в доме была и ее беременная сестра Лизавета, которую Родион также убивает. У Лизаветы была довольно трагичная судьба. Она имела отклонения по здоровью, никто не воспринимал ее серьезно, собственная сестра использовала ее как прислугу. Однако она не озлобилась на мир, была добра и кротка.

Главных героев сближает то, что они с трепетом и любовью относились к своим семьям.

Пульхерия Александровна – мать Родиона Раскольникова. Она искренне любит своего сына и, несмотря на свою бедность, всячески старается помогать ему в денежном плане. Она очень близка со своей дочерью – Дуней.

– сестра главного героя, которых связывают теплые отношения. Это красивая и образованная девушка. Несмотря на свое бедное положение, она является довольно гордой, готовой постоять за себя.

– отец Сони. Это добрый мужчина, которого сломали жизненные трудности, в результате чего он становится пьяницей, а затем трагично умирает. Автор называет героя только по фамилии, так как Мармеладов – маленький человек, один из самых ярких представителей этого типа в русской литературе. Значение этого образа в произведении довольно велико. Именно после встречи Раскольникова с Мармеладовым, главный герой убеждается в несправедливости мира, в несправедливости деления людей на бедных и богатых. Встреча героев стала неким подтверждением теории Раскольникова.

Жена Мармеладова – – имеет более сильный и твердый характер. Дворянка по происхождению, она обеднела и осталась вдовой с тремя детьми, а затем вышла замуж за Мармеладова. Несмотря на все жизненные трудности, она не опускает руки и идет до конца. Однако жизнь героини заканчивается трагично: она умирает от чахотки.

Вся семья Мармеладовых – то олицетворение униженных и оскорбленных людей. Здесь показывается та несостоятельность социального положения, царствующего в Петербурге того времени. Именно это и сподвигло главного героя не на пустые слова, а на конкретные действия, на попытку борьбы с несправедливостью мира.

С образом Сонечки связаны и два других героя: и Лужин. Они в свою очередь являются своеобразными двойниками Родиона Раскольникова.

– богатый человек, носящий чин надворного советника. Деньги сделали из героя подлого и жадного человека. Он расчетлив, хочет владеть Соней как рабой. Сам себя он считает ее спасителем. Бедность героини ведет к свадьбе Сони с Лужиным, однако ей не суждено было случиться. Лужин, как и Раскольников, имеет свою теорию. Это теория о целом кафтане, согласно которой нужно заботиться только о своем благополучии и нисколько не думать о положении других людей. Лужин не привык сострадать людям, он подл и денежно зависим.

Своей теорией владеет и Аркадий Иванович Свидригайлов. Это теория схожа с теорией Раскольникова. Герой считает, что зло во имя благой цели не считается злом. Именно поэтому Свидригайлов совершает в жизни много дурных поступков. Автор точно не говорит о причастности героя к смерти Марфы Петровны – жены Свидригайлова. Однако герой думает об этом. Но он не настолько бездушен, как Лужин. В конце жизни Свидригайлов понимает, что он все это время вел неправильный образ жизни, поэтому завершает свою жизнь самоубийством.

Ф.М. Достоевский не зря использует прием двойничества в произведении. Теории Лужина и Свидригайлова являются неким зеркальным отражением теории самого Раскольникова. И Раскольниковым, и Лужиным, и Свидригайловым используется принцип вседозволенности. Герои-двойники нужны для того, чтобы показать практическую жизнь этой теории, показать ее несостоятельность.

Свое мнение автор отразил и по поводу нигилизма, лицом которого является образ Лебезятникова. Он описывает его довольно сатирически и иронично. Данный герой связан мировоззренчески с Раскольниковым. Только один живет теориями, а другой, наоборот, практикой.

Большое внимание Ф.М. Достоевский уделяет расследованию убийства старухи-процентщицы и ее сестры. В повествовании появляются образы следователей.

Одним из важных является образ . Это умный и довольно хитрый следователь, который с первых же минут был уверен в причастности Раскольникова к убийству. Для него важным было не доказать вину Родиона, а сделать так, чтобы убийца в преступлении создался самостоятельно. Для этого он использует психологические приемы воздействия на главного героя, что делает персонажа действительно талантливым следователем.

В следствии и в повествовании в целом появляется образ Миколки, который берет на себя вину за убийство старухи-процентщицы. Этот герой – воплощение идеи добровольного страдания. Данный персонаж и образ Лизаветы являются своеобразными двойниками Сони Мармеладовой. Все они мягки по характеру, готовые к милосердию и самопожертвованию. Эти образы – олицетворение смирения.

Для большой характеристики Раскольникова в повествование вводятся и другие персонажи.

– друг Родиона, такой же студент. Таких людей принято называть оптимистами. Он, как и Раскольников, беден, однако это не ломает его, он веселый и общительный человек, который пытается во многих вещах помочь Родиону. Автор описывает героя как хорошего человека, на которого можно всегда положиться. Эта душевная доброта помогает герою связать свою жизнь с Дуней Раскольниковой, хотя свадьба была их бедна и «тиха». Разумихин как бы противопоставляется Раскольникову. Это проявляется в том, что друг Родиона привык делать много «маленьких» дел, а Раскольников – приверженец одного большого дела.

Таким образом, Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» в центр повествования поставил бедного студента Родиона Раскольникова. И для понимания и раскрытия несостоятельности теории данного персонажа автор вводит множество героев: Лужина, Свидригайлова, Порфирия Петровича, Разумихина, Лебезятникова, которые имеют собственные взгляды. Какие-то из них схожи с точкой зрения Раскольникова на мир, какие-то полностью ему противоположны. Второстепенные герои как бы раскрывают какие-то качества Родиона Раскольникова и Сонечки Мармеладовой.

Общая характеристика романа "Преступление и наказание"

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

"Преступление и наказание" является одним из лучших произведений мировой литературы, ценность которых возрастает с появлением каждого следующего поколения. Подобно "Божественной комедии", "Гамлету", "Макбету" роман Достоевского стал одной из самых читаемых на земле книг.

Следуя традициям "романов воспитания", в которых основой действия является ответственность за совершенное преступление ("Царь Эдип" Софокла, "Макбет" Шекспира), Достоевский вносит в разработку проблемы новшество: он почти не знакомит читателя с биографией героя, с процессом его интеллектуального развития до преступления. Читатель с первых страниц знакомится с героем, давно обдумавшим свой замысел.

Далее, подобно царю Эдипу или Макбету, Раскольников оказывается на краю гибели. Если бы он мог лукавить или лгать самому себе, то вряд ли автор сделал бы его главным героем. Но Раскольников и после совершенного убийства честен. По мысли автора, его история сводится не к падению, а к нравственному росту героя. Осознав свою ошибку, Раскольников не спивается, не опускается на дно жизни, а находит в себе силы для духовного возрождения. Гибель его мрачной идеи становится источником начала его личности.

Темой "Преступления и наказания" является история психологических и нравственных последствий убийства. Делая историю внутренних переживаний героя после совершенного преступления предметом беспощадного нравственно-психологического исследования, Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира. Каждая встреча героя с другим персонажем романа ведет его к новым, чисто внешним столкновениям с ним, но становится вместе с тем очередным этапом в истории умственного и нравственного испытания героя собственной совестью и совестью окружающих его людей. В более широком смысле тема произведения воспринимается как боль униженного человека, обреченного государством на одиночество и страдание.

Смысл названия произведения

Сначала Раскольников называет пробой свой предварительный визит в Алене Ивановне, но затем формулирует этим словом само убийство. Он убил, чтобы проверить себя, способен ли он реализовать идею. Преступление - это сюжет, взятый из современной действительности, из длинного повседневного ряда. Но если бы Раскольников взял для себя деньги процентщицы или он убил либо Лужина, либо Свидригайлова, посягавших на его сестру, его убийство было бы просто охарактеризовано уголовным делом.

Раскольников не был маньяком с паталогической жаждой крови. Упоение кровью свойственно людям безнравственным, палачам по природе. Палачом Раскольников считал действительность.

Преступление - это факт убийства, взятый из жизни, но прошедший через фантазию художника, переосмысленный, вылитый в философскую форму, в которой соединились смысловые линии, социальные, нравственные, политические проблемы, сущность трагедии, в которую вовлечены поколение, народ, человечество. В преступлении Раскольникова со-средоточено все, что оправдало бы его идею.

Но если выстраданная им идея заключала в себе неразрешимое противоречие, если она с самого начала была порочной, то при первом испытании практикой она должна самоуничтожиться.

Идея Раскольникова оказалась несостоятельной, но герой не сразу осознает социально-философский смысл происшедшего: сначала страдала лишь его гордость, переживания, связанные со следствием и судом, воспринимались декорации. Перед высшим судьей действительность осталась неутвержденной на моральном основании, и Раскольников какое-то время успокаивал себя, что не идея, а он, как личность, не выдержал испытания убийством, что он, как личность, оказался неспособным осуществить идею. Благие намерения Раскольникова были отвергнуты гибнущим народом, во имя которого и создавалась в страшных условиях его идея. Столь привлекательный сам по себе Раскольников был отринут людьми как убийца не по стечению обстоятельств, а как создатель опасной для них теории.

Близкие и незнакомые люди не признали за ним права на убийство, не хотели оправдать его, не уверовали в него, как уверовали иудеи в Иисуса, воскресившего Лазаря. Мотив отвержения звучит в наказании. В "преступлении" Раскольников противостоит миру, не принимая, отвергая его целиком. В "наказании" герой снова противостоит миру, но уже преступному, осужденному, несчастному, который отвергает Раскольников. Начало романа - "морфология" преступления, конец его - описание страданий в качестве наказания.

Мир узнал теорию Раскольникова, но ничуть не изменился ни в момент "преступления", ни позже, в период "наказания". Достоевский отверг воплощенный в Раскольникове метод протеста. Нельзя осуществить идеал волюнтаристическим путем, даже если речь идет о Наполеоне, вознамерившемся стать Мессией.

Сюжет "Преступления и наказания" строится на описании причин убийства, старухи, гибели жертв Раскольникова и изобличению преступника.

Ощущая глубокое отчаяние и беспокойство, терзаясь сомнением и испытывая страх, ненавидя своих преследователей и ужасаясь неисправимым поступком, Раскольников внимательнее, чем раньше, приглядывается к окружающим его людям, сопоставляя их судьбы со своей. Оказывается, путь мучительных поисков правды, испытаний и катастроф присущ и Мармеладову, и Соне, и Свидригайлову, и Дуне, и всем другим персонажам романа, судьба которых столь же трагична. Каждый герой является в романе самостоятельным характером и новой гранью в раскрытии социально-психологической проблематики "Преступления и наказания", а главное - социально-психологическим "двойником" главного героя, углубляющим его образ и смысл его нравственных переживаний.

Сюжет романа охватывает, таким образом, страдания человека, которому "не к кому пойти".

Конфликт. Государственная система и среда, которая формировала Раскольникова, толкали его к тому, чтобы смотреть на всякого человека, кто бы он ни был, как на вошь. Жизненная круговерть, основанная на нищете, лишала его солидарности с себе подобными и с теми, чья безрадостная судьба вызывала его гнев. Чувство презрения перерастает у героя в ненависть. Чувство долга у Раскольникова сохраняется лишь частично, только по отношению к себе самому, но собственная личность не может служить основанием всеобщего идеала.

Раскольников любил невидимое человечество, но ненавидел отдельных людей. Опуская топор на голову Алены Ивановны, он мог тешиться надеждой на то, что такие, как Лизавета, Соня, признают его правоту, сделают своим владыкой. Совершив убийство, Раскольников стал не вождем угнетенных, а отторгнутым обществом, ради которого, собственно, он и пошел на преступление. Убедившись в неправедности "верхов", он не захотел им подчиняться, взбунтовался против них, чтобы "стать полезным людям", какие бы последствия ни ожидали его самого, но, считая других "подлецами", вышел из рядов и оказался один.

В "Войне и мире" Л.Н. Толстого, создававшемся в одно время с "Преступлением и наказанием", мир представлен как благая бесконечность: в процессе исторического развития все разрушенное восстанавливается, всякое зло искореняется, каждый пожинает то, что посеял.

В "Преступлении и наказании" мир в противоборстве добра и зла достиг апогея, несправедливость стала нестерпимой, и Раскольников отринул его со всеми догмами и мифами. Он видел, что вокруг него страдают не худшие, а лучшие, не злые, а добрые. Центральный конфликт романа вырос из "столкновения страшного новых людей и новых требований с старым порядком", но вылился в единоборство одного со всеми. Он носит философский, этический характер, в нем миру противостоит Я, "которое все осознало".

Так определяется конфликт "Преступления и наказания" - конфликт Раскольникова и общества, сохранившего всю прошлую историю.

Жанр.

Почти все писавшие о Достоевском отмечали особую драматическую или трагедийную форму его романов (это оспаривают лишь М. Бахтин и В. Шкловский - В.Л.). На наш взгляд, полную характеристику "Преступления и наказания" привел В.Я. Кирпотин, доказав, что это -роман-трагедия, "потому что в нем, как в трагедии древних или в трагедии Шекспира, царствует все подчиняющий себе конфликт волюнтаристического дерзания и закономерной необходимости". Роман-трагедия создается органическим внесением трагического конфликта в эпическое повествование.

Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым - одна из самых напряженных сюжетных линий в повествовательной канве романа. С этой точки зрения "Преступление и наказание" представляет элементы уголовно-авантюрного романа. Через все произведение проходит история любви Сони и Раскольникова. В этом смысле "Преступление и наказание" может быть отнесено к жанру любовно-психологического романа. Действие его развертывается на фоне ужасающей бедности обитателей чердаков и подвалов аристократа-Петербурга. Общественная среда, описанная художником, дает основание назвать "Преступление и наказание" социально-бытовым романом.

Вдумываясь в размышления Раскольникова перед убийством и после него, анализируя борьбу страстей в душе Свидригайлова или душевные муки старика Мармеладова, мы ощущаем великую силу Достоевского -психолога, убедительно связавшего психологию героев с их социальным положением. В "Преступлении и наказании" просматриваются и черты социально-психологического романа.

Раскольников не простой убийца из бедности, он - мыслитель. Он проверяет свою идею, свою теорию, свою философию жизни. В романе подвергаются проверке силы Добра и Зла в теориях Свидригайлова, Сони, Лужина, что определяет произведение Достоевского как философский роман.

Середина 19 века. Бедный район Петербурга, примыкающий к Екатериненскому каналу и Сенной площади ("Преступление и наказание": образ Петербурга" - отдельная интересная тема). Летний вечер. Раскольников Родион Романович, бывший студент, выходит из своей каморки, расположенной на чердаке, и отправляется к Алене Ивановне, старухе-процентщице, чтобы отнести заклад - последнюю свою ценную вещь. Так начинает Достоевский "Преступление и наказание", краткое содержание которого мы описываем.

Главный герой намерен убить эту старуху. Родион заходит на обратном пути в одну из дешевых распивочных. Здесь он знакомится случайно с потерявшим место, спившимся чиновником Мармеладовым. Тот рассказывает Родиону, как пьянство мужа, нищета и чахотка толкнули Катерину Ивановну, его жену, на жестокий поступок - отправить на панель для заработка Соню, его дочь от первого брака.

Мысль об убийстве

Раскольников на следующее утро получает от матери из провинции письмо с описанием бед, которые перенесла Дуня, его младшая сестра, в доме Свидригайлова, развратного помещика. Он узнает также о том, что сестра и мать скоро приедут в Петербург, так как здесь нашелся жених для Дуни. Это Лужин, расчетливый делец, который хочет строить брак не на любви, а на зависимости и бедности невесты. Мать Раскольникова надеется на то, что этот человек поможет Родиону окончить университет. Думая о жертвах, которые ради близких приносят Дуня и Соня, Раскольников утверждается в своем намерении убить Алену Ивановну - это злую никчемную "вошь". Ведь ее деньги избавят от незаслуженных страданий многих юношей и девушек. Но в душе Родиона вновь поднимается отвращение к насилию после сна, который он видит. Это воспоминание о детстве: Раскольников видит, как клячонку забивают до смерти, и сердце мальчика переполняется жалостью к ней.

Раскольников совершает убийство Алены Ивановны и Лизаветы

Родион все же не только Алену Ивановну убивает, но и Лизавету, ее кроткую, добрую сестру, которая вернулась неожиданно в квартиру. Чудом уйдя незамеченным, Раскольников в случайном месте прячет похищенное, даже не оценив при этом его стоимости.

Роман "Преступление и наказание" продолжается тем, что вскоре главный герой обнаруживает с ужасом отчуждение между собой и другими. От пережитого Раскольников заболевает, но он не может отвергнуть тяготящие его заботы Разумихина (товарища по университету). Из беседы с врачом последнего главный герой узнает, что маляр Миколка арестован по подозрению в убийстве Алены Ивановны. Это обычный деревенский парень. Реагируя болезненно на разговоры о совершенном преступлении, Родион вызывает подозрение у окружающих.

Визит Лужина

Лужин, пришедший с визитом, шокирован обстановкой каморки Родиона. Разговор их постепенно перерастает в ссору, после чего заканчивается разрывом. Раскольникова особенно задевает близость выводов, которые делает Лужин из "разумного эгоизма" - собственной "теории" главного героя о том, что можно убивать людей. Теория Лужина кажется ему пошлостью.

Раскольников дает деньги Мармеладовым

Больной юноша, бродя по Петербургу, страдает, ощущая отчужденность от мира. В это время вновь появляется в произведении "Преступление и наказание" образ Петербурга, периодически возникающий в романе. Главный герой уже готов был признаться властям в преступлении. Вдруг в романе "Преступление и наказание" Раскольников замечает человека, раздавленного каретой. Это Мармеладов. Родион из сострадания тратит последние деньги на умирающего: зовут доктора, Мармеладова переносят в дом. Здесь Раскольников знакомится с Соней и Катериной Ивановной. Соня в наряде проститутки прощается с отцом. Главный герой романа "Преступление и наказание" Мармеладовым помог и благодаря этому доброму делу ощутил ненадолго общность с людьми. Но, встретив на квартире у себя прибывших сестру и мать, осознает вдруг себя "мертвым" для любви родственников и прогоняет их грубо. Раскольников опять одинок. Он надеется сблизиться с Соней, "переступившей", подобно ему самому, абсолютную заповедь.

Визит Раскольникова к следователю, его "теория"

Разумихин берет на себя заботы о родных Родиона. Он влюбляется чуть ли не с первого взгляда в Дуню. Оскорбленный Лужин тем временем ставит перед выбором невесту: либо брат, либо он. Родион, как будто для того, чтобы узнать о судьбе вещей, заложенных у убитой, а на деле - чтобы развеять подозрения некоторых своих знакомых, напрашивается сам на встречу со следователем Порфирием Петровичем, который ведет дело об убийстве Алены Ивановны. Порфирий вспоминает о статье Родиона "О преступлении", опубликованной недавно в газете. Он предлагает автору пояснить теорию, в которой развивается мысль о "двух разрядах людей". По мнению Раскольникова, "обыкновенное" большинство является только материалом для воспроизводства населения. Ему необходим строгий моральный закон и послушание. Эта категория - "твари дрожащие". Существуют также "высшие" (собственно люди), которые обладают даром "нового слова". Эти люди во имя лучшего разрушают настоящее, даже если необходимо для этого "переступить" через нравственные нормы, установленные ранее для "низших", например, убить человека. Затем эти "преступники" становятся создателями новых законов. То есть, не признавая законов, о которых говорится в Библии ("не укради", "не убий" и др.), Раскольников тем самым "разрешает" некоторым людям проливать "кровь по совести". Порфирий, умный и проницательный, в герое разгадывает идеологического убийцу, который претендует на роль Наполеона. Однако против Родиона у следователя улик нет - и он отпускает того в надежде, что в нем победит добрая натура. Это приведет к тому, что Раскольников сам сознается в содеянном.

Герой романа "Преступление и наказание", по главам описанного нами, постепенно все более убеждается в том, что ошибся в себе. Родион мучается из-за "подлости" и "пошлости" единичного убийства. Он понимает, что является "тварью дрожащей": убив, он не смог переступить через закон нравственности. Мотивы преступления в сознании Родиона двоятся: это и акт "справедливости", и проверка "на высший разряд" самого себя.

Встреча со Свидригайловым

Свидригайлов, приехавший в Петербург вслед за Дуней, виновный, по-видимому, в недавней смерти своей супруги, знакомится с Родионом Раскольниковым и говорит, что они "одного поля ягоды", только Родион не вполне еще в себе "победил Шиллера". Раскольникова при всем отвращении к этому человеку привлекает его видимая способность наслаждаться жизнью, хотя столько преступлений совершил Свидригайлов, герой романа "Преступление и наказание"... Характеристика этого персонажа представлена ниже, после краткого содержания.

Разоблачение Лужина

Решительное объяснение с Петром Петровичем Лужиным происходит во время обеда в одном из дешевых номеров. Сюда из экономии поселил Дуню с матерью Лужин, один из двух "двойников" Раскольникова в романе "Преступление и наказание". Анализ характера этого героя также представлен в конце статьи. Жениха уличают в клевете на Соню и Раскольникова. Лужин якобы отдал Соне деньги за низменные услуги, которые были собраны самоотверженно матерью на его учебу. Жених, изгнанный с позором, ищет способ опорочить Родиона в глазах матери и сестры.

Раскольников навещает Соню

Тем временем Раскольников, ощутив снова мучительное отчуждение от своих близких, решает прийти к Соне. Он ищет у этой преступившей заповедь девушки спасение от одиночества. Однако Соня не одинока. Ради других (голодных сестер и братьев) она принесла себя в жертву. Это было сделано ей не ради себя, подобно Родиону. Сострадание к близким, любовь, вера в Бога Соню никогда не покидали. Она читает главному герою евангельские строки о том, как Иисус воскресил Лазаря, надеясь, что чудо произойдет и в ее жизни. Не удается герою увлечь Соню своим "наполеоновским" замыслом о господстве над "муравейником".

Вторая встреча с Порфирием

Родион, мучимый одновременно желанием разоблачения и страхом, приходит снова к Порфирию, якобы беспокоясь о закладе. В конце концов, на первый взгляд отвлеченный разговор на тему психологии преступников доводит до нервного срыва юношу. Он практически выдает себя Порфирию. Спасает Родиона неожиданное признание маляра Миколки в убийстве процентщицы.

Второе разоблачение Лужина

Поминки по отцу и мужу были устроены в комнатке Мармеладовых. Катерина Ивановна во время них оскорбляет в припадке болезненного самолюбия хозяйку квартиры. Эта женщина велит ей немедленно съехать вместе с детьми. Вдруг появляется Лужин, который проживает в этом же доме, и говорит о том, что Соня украла у него сторублевую ассигнацию. Доказана "вина" девушки: в кармане ее фартука обнаруживаются деньги. В глазах окружающих теперь она еще и воровка. Однако вдруг находится свидетель, который говорит, что Лужин подсунул сам Соне бумажку. Посрамлен клеветник, а Раскольников причины его поступка объясняет так: унизив Соню и брата в глазах Дуни, он хотел вернуть расположение своей невесты.

Раскольников признается Соне в убийстве

"Преступление и наказание" по главам продолжается тем, что Родион признается Соне в убийстве. Происходит это следующим образом. Раскольников отправляется к ней на квартиру. Здесь герой признается Соне в том, что убил Лизавету и старуху. Девушка жалеет Родиона за нравственные муки, на которые он обрек себя. Она предлагает Раскольникову искупить свою вину каторгой, признавшись во всем добровольно. Родион же сокрушается лишь о том, что оказался на деле "тварью дрожащей", с потребностью в любви и совестью. Он отвечает: "Я еще поборюсь". Между тем Катерина Ивановна оказывается вместе с детьми на улице. Она умирает от горлового кровотечения, отказавшись от священника. Свидригайлов, присутствующий здесь, соглашается оплатить похороны, а также обеспечить Соню и детей.

Раскольников у себя дома находит Порфирия, который его убеждает явиться с повинной. Следователь не верит в то, что Миколка виноват. Он лишь "принял страдание", следуя исконной народной потребности в искуплении греха несоответствия Христу, своему идеалу.

Однако Родион надеется все еще "переступить" нравственность. Он видит перед собой пример Свидригайлова. Печальную истину открывает герою их встреча в трактире: пуста и тягостна жизнь этого "злодея".

Единственной надеждой вернуться к богу для Свидригайлова остается взаимность Дуни. Убедившись в том, что девушка его не любит, он кончает жизнь самоубийством через несколько часов. Так этот герой устраняется из произведения "Преступление и наказание". Анализ этого персонажа будет сделан в конце статьи.

Раскольников решает признаться и прощается перед этим с Соней и родными. Он все еще остается убежденным в том, что "теория" его верна. Родиона наполняет презрение к себе. Но, по настоянию Сони, Раскольников целует покаянно землю на глазах народа, так как "согрешил" перед ней. Он узнает в полицейской конторе о том, что Свидригайлов покончил с собой, после чего признается в убийстве Алены Ивановны.

Раскольников в Сибири

Продолжает свой роман Достоевский ("Преступление и наказание"). Краткое содержание событий, произошедших в эпилоге произведения, следующее. Раскольников в Сибири, в остроге. От горя умерла его мать, а Дуня вышла за Разумихина замуж. Соня поселилась возле главного героя и навещает его, снося терпеливо его равнодушие и мрачность. И здесь продолжается кошмар отчужденности: его ненавидят каторжане из простонародья, считая "безбожникои". К Соне, напротив, они относятся с любовью и нежностью, о чем мы узнаем, прочитав эпилог. "Преступление и наказание" в этой части произведения описывает также еще один сон Раскольникова. Родион, попав в тюремный госпиталь, видит сон, который напоминает картины из Апокалипсиса. Вселяясь в людей, таинственные "трихины" порождают в них фанатичную убежденность в правоте и нетерпимость к мнениям других. В бессмысленной злобе люди друг друга убивали до тех пор, пока весь человеческий род не истребился, кроме нескольких "избранных". Наконец Родиону открывается, что к гибели и розни ведет гордость ума, а смирение сердца - вот путь к полноте жизни и единству в любви. В герое пробуждается к Соне "бесконечная любовь". Он берет в руки Евангелие на пороге своего "воскресения" для новой жизни.

Так заканчивает Достоевский "Преступление и наказание". Краткое содержание не описывает подробно взаимосвязи между героями романа. Для этой цели мы решили дополнить статью характеристикой основных персонажей. Представляем вам созданные Достоевским образы.

"Преступление и наказание": герои произведения

В системе персонажей Раскольников занимает центральное место, так как именно к нему ведут главные линии повествования. Образ Раскольникова связывает различные ситуации и эпизоды романа. Остальные персонажи на сцене появляются прежде всего потому, что нужны для характеристики Родиона. Они его заставляют с спорить, тревожиться о них, сострадать, вызывают у главного героя целый поток различных эмоций и впечатлений. Так раскрывается образ Раскольникова.

Динамична система персонажей этого произведения. Соотношение действующих лиц и героев, сошедших со сцены, в романе "Преступление и наказание" меняется постоянно. Анализируя произведение, можно заметить, что одни из них перестают участвовать в развитии романа, другие, напротив, появляются. Так, умирают Мармеладов (часть вторая, глава седьмая), Катерина Ивановна (часть пятая, глава пятая), Лужин появляется в последний раз в пятой части (глава третья), Порфирий Петрович - в шестой (глава вторая), а Свидригайлов решает застрелиться в шестой части (глава шестая).

Система персонажей значительно меняется, когда начинается эпилог. "Преступление и наказание" становится произведением, в котором остаются лишь два действующих лица. Это Родион и Соня. Связано это как с событийной стороной романа, так и с тем, что именно Соня, по замыслу автора, должна сыграть в судьбе Раскольникова особую роль, помочь этому герою возродиться к новой жизни в финале произведения "Преступление и наказание". Раскольников возвращаетя к Богу и людям.

Герои, каждый по-своему, раскрывают различные стороны личности Родиона. Отношения Раскольникова с матерью, сестрой, Свидригайловым, Лужиным, Мармеладовыми, Разумихиным, Порфирием Петровичем, Соней можно обозначить как конфликтные. У Раскольникова со многими из них есть внешнее сходство (материальное и общественное положение, отношения с совестью и законом). Однако важнее оказываются внутренние различия (психологические, нравственные, идейные), которые не позволяют Родиону вести жизнь, подобную той, что ведут они.

У Раскольникова есть два духовных "двойника". В романе "Преступление и наказание" герои эти - Свидригайлов и Лужин. У этих двух персонажей с главным героем много общего. Их объединяет, например, принцип вседозволенности. Однако чисто внешним является сходство главного героя со своими "двойниками". Убедиться в этом можно, сравнив нравственный облик и мировоззрение двух этих персонажей с внутренним обликом Раскольникова.

У Родиона - свой путь в жизни. Ряд возможностей открывается перед ним. Он может попытаться искупить вину, раскаявшись, или пойти по пути преступления до конца. Родиону предстоит сделать выбор. Различные жизненные возможности представляют второстепенные герои романа. Их Раскольников может отвергнуть или же принять в произведении "Преступление и наказание".

Мармеладова Соня - это нравственный антипод Родиона. Однако у героев этих есть общее: оба они являются изгоями, оба одиноки. Это чувствует Раскольников, говоря девушке о том, что они "вместе прокляты". Его тянет к Соне, поскольку она является единственным человеком, способным его понять, в произведении "Преступление и наказание". Соня - единственная, кому Родион готов полностью раскрыть свою душу. Героя приводит в ужас мысль о возможности поведать кому-то другому свою тайну, даже близкому человеку (Разумихину, матери, сестре). Поэтому именно ей он признается в убийстве, и именно эта героиня следует на "каторгу" за главным героем произведения "Преступление и наказание". Соня способна на самопожертвование, именно через нее во многом раскрывается в произведении эта тема.

"Преступление и наказание" - роман о вере и о любви. Соня поняла сердцем в исповеди этого героя самое главное: Родион страдает, он несчастен. Девушка не смыслила ничего в его теории, однако чувствовала, что она несправедлива. Соня не верила в то, что существует "право убивать". Девушка, несмотря на все пережитые несчастья, хранила веру в Бога. Поэтому ее можно назвать преступницей лишь внешне. Она выбрала иной путь, нежели Родион. Это смирение перед Богом, а не бунт. Именно он, по мнению Достоевского, ведет к спасению. Соня, смирившись, спасает не одну себя, но и главного героя. Именно любовь к этой девушке открыла возможность Родиону примириться с людьми, с жизнью. Поэтому не случайно отношение к нему каторжников изменилось после свидания с Соней.

Аркадий Иванович Свидригайлов является в произведении одним из центральных персонажей. Это дворянин, два года служивший в кавалерии. После этого он был шулером в Петербурге. Связав свою жизнь с Марфой Петровной, выкупившей его из тюрьмы, он жил в деревне семь лет. Это циник, который любит разврат. Ряд серьезных преступлений лежит на его совести. Это самоубийство Филиппа, слуги, а также 14-летней девочки, оскорбленной им. Возможно, Свидригайлов также отравил собственную жену. Как будто кошмаром главного героя порожден образ этого двойника Раскольникова. Он, в отличие от Родиона, находится по другую сторону добра и зла. На первый взгляд, Свидригайлов не испытывает сомнений. Именно поэтому он так беспокоит главного героя, который чувствует, что Аркадий Иванович имеет над ним власть, что он загадочный. Над Свидригайловым не властен уже нравственный закон. Он свободен, однако это радости ему не приносит. Аркадию Ивановичу остается лишь пошлость и мировая скука. Пытаясь ее преодолеть, он развлекается как может. Ему являются по ночам привидения: слуга Филипп, Марфа Петровна... Обессмысливает всю жизнь этого героя неразличимость добра и зла. Вечность поэтому не случайно представляется Свидригайлову в виде деревенской баньки с пауками. Его душа практически мертва. Герой, в конце концов, решает выстрелить в себя из пистолета.

Второй "двойник" Раскольникова - Петр Петрович Лужин. "Преступление и наказание" - роман, в котором он представлен как тип "капиталиста" и дельца. Ему 45 лет. Это осанистый, чопорный, с брюзгливой и осторожной физиономией человек. Он высокомерный и угрюмый. Лужин мечтает открыть адвокатскую контору в Петербурге. Этот герой ценит высоко свои способности и свой ум. Прочитав роман "Преступление и наказание", вы убедитесь, что он привык ими любоваться. Однако деньги Лужин ценит больше всего. Во имя "экономической правды" и "науки" он защищает прогресс. Лужин с чужих слов проповедует, так как наслушался речей Лебезятникова, своего приятеля, прогрессиста. Он считает, что следует любить прежде всего самого себя, так как все основано на личном интересе.

Лужин, пораженный образованностью и красотой Дуни Раскольниковой, делает предложение этой девушке. Самолюбию его льстит мысль, что она, испытавшая множество несчастий, будет всю жизнь подчиняться ему и благоговеть перед ним. Лужин, кроме того, рассчитывает, что обаяние Дуни поможет его карьере. Этот герой живет в Петербурге у Лебезятникова, чтобы "заискать" у молодежи, подстраховавшись тем самым от неожиданных демаршей с ее стороны. Испытывая ненависть к Раскольникову, который его выгнал, Лужин ("Преступление и наказание") пытается с ним рассорить сестру и мать. Он дает Соне 10 рублей во время поминок, после чего сует незаметно ей в карман еще 100 для того, чтобы публично обвинить девушку в краже. Однако он вынужден ретироваться, разоблаченный Лебезятниковым.

1 Преступление и наказание

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». «Право имеющие» (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны, вскоре он узнает, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы («вошь» по его определению) и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь мятущегося преступника, лихорадочное сознание которого пытается обрести опору и смысл в жизни, найти оправдание поступку. Тонкий психологизм, экзистенциальное осмысление поступка и дальнейшего существования Раскольникова красочно переданы Достоевским. В действие романа вовлекаются все новые и новые лица. Судьба сталкивает его с одинокой, запуганной, бедной девушкой, в которой он находит родственную душу и поддержку, Соней Мармеладовой, ставшей на дорогу проституции, чтобы обеспечить свою семью. Соня, верующая в Бога, пытается как-то продержаться в жизни, потеряв отца, а позже и мачеху (мать она потеряла еще в раннем детстве). Раскольников находит также опору в университетском друге Разумихине, влюблённом в его сестру Авдотью Романовну. Появляются такие персонажи, как следователь Порфирий Петрович, остроумно выведший его на чистую воду, Свидригайлов, одиозный персонаж, явно не имеющий привычки контролировать свои побуждения, Лужин, адвокат и хитроумный эгоист, и другие. В романе вскрываются социальные и психологические причины преступлений и бедствий, моральных противоречий, гнетущих обстоятельств падения, описывается жизнь петербургской бедноты. На протяжении романа Раскольников пытается понять, достойным ли человеком он является, имеет ли он право вершить суд над другими людьми. Не выдержав бремени своего преступления, главный герой признается в совершённом убийстве. Однако он винит себя не в том, что совершил убийство, а в том, что пошёл на него, не оценив своей внутренней слабости. Раскольникова отправляют на каторгу, но Соня остаётся рядом с ним. Эти два одиноких человека обрели друг друга в очень сложный период жизни для обоих. В конце концов, герой отказывается от претензии на избранность и находит опору в любви к Соне.

Действие романа происходит летом в Санкт-Петербурге. Адреса домов, в которых якобы жили персонажи романа, известны: «дом Раскольникова» - Гражданская улица, 19 (на доме установлена памятная стена); «дом Сони Мармеладовой» - канал Грибоедова, 73; «дом старухи-процентщицы» - канал Грибоедова, 104.

[править]

Персонажи

Родион Романович Раскольников, бывший студент, главный герой повествования. Считает, что имеет моральное право совершать преступления, и убийство - только первая ступенька на бескомпромиссной дороге, которая приведёт его к вершине. Бессознательно выбирает в качестве жертвы самого слабого и беззащитного члена общества, оправдывая это ничтожностью жизни старухи-процентщицы, после убийства которой сталкивается с жесточайшим психологическим шоком: убийство не делает человека «избранным».

Пульхерия Александровна Раскольникова, мать Родиона Романовича Раскольникова, приезжает к нему в Санкт-Петербург в надежде выдать дочь за Лужина и обустроить семейную жизнь. Разочарование в Лужине, несчастье дочери, боязнь за жизнь и душевное беспокойство Родиона приводят её к болезни и смерти.

Авдотья Романовна Раскольникова, сестра Родиона Романовича Раскольникова. Умная, красивая, целомудренная девушка, преданная своему брату до самопожертвования. Имеет привычку в моменты задумчивости ходить из угла в угол по комнате. В борьбе за его счастье готова была пойти на брак по расчёту, но не смогла пойти на связь с Лужиным ради его спасения. Выходит замуж за Разумихина, найдя в нём искреннего и любящего человека, истинного товарища своего брата.

Раскольников и Мармеладов

Раскольников в Чешской постановке романа

Пётр Петрович Лужин, адвокат, предприимчивый и эгоистичный делец. Жених Авдотьи Романовны: возможно его мотивы не так однозначно очевидны. Поскольку изначально так считает только Раскольников желает навязать ей своего рода патернализм, поставить в зависимое положение. Поскольку Авдотья обязана ему своим улучшившимся положением и относительным благополучием. Из неприязни к Раскольникову и желая поссорить его с семьей, пытается оболгать Софью Мармеладову, сфальсифицировать совершённую якобы ей кражу.

Софья Семёновна Мармеладова, дочь Семёна Захаровича Мармеладова от первого брака, девушка, отчаявшаяся на самопродажу. Несмотря на такой род занятий, она чувствительна, робка и застенчива; вынуждена зарабатывать таким неприглядным образом. Понимает страдания Родиона, находит в нём опору в жизни и силы сделать из него снова человека. Уезжает за ним в Сибирь, становится его пожизненной подругой.

Аркадий Иванович Свидригайлов, дворянин, бывший офицер, помещик. Развратник, подлец, шулер. Вводится в противовес Раскольникову как пример человека, не останавливающегося ни перед чем для достижения своих целей и ни на секунду не задумывающегося о методах и «праве своем» (о таких людях и рассуждает Родион в своей теории). Объектом страсти Свидригайлова стала Авдотья Романовна. Попытка добиться её расположения посредством помощи Родиону не увенчалась успехом. Скатываясь в безумие и пропасть разврата, несмотря на боязнь смерти, совершает самоубийство.

Марфа Петровна Свидригайлова, его покойная жена, в убийстве которой заподозрен Аркадий Иванович, по утверждению которого являлась ему в виде привидения. Пожертвовала Дуне три тысячи рублей в качестве наследства, что позволило Дуне отвергнуть Лужина-жениха.

Андрей Семёнович Лебезятников, молодой человек, служащий в министерстве. «Прогрессист», социалист-утопист, однако глупый человек, не до конца понимающий и утрирующий многие из идей построения коммун. Сосед Лужина.

Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Мастер своего дела, тонкий психолог, раскусивший Раскольникова. Предложил ему самому признаться в убийстве, не имея возможности доказать виновность Родиона из-за отсутствия улик.

Амалия Людвиговна (Ивановна) Липпевехзель, Сдавала квартиру Лебезятникову, Лужину, Мармеладовым. Глупая и вздорная женщина, гордящаяся своим отцом, происхождение которого вообще не известно.

Алёна Ивановна, коллежская секретарша, процентщица; «крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти». Убита ударом обуха топора Раскольниковым.

Лизавета Ивановна, сводная сестра Алёны Ивановны, находящаяся под её влиянием и исполняющая её любые приказания. Её простота и честность снискала ей всеобщую любовь. Случайная свидетельница убийства; «вынужденно» убита (зарублена) Раскольниковым.

Зосимов, доктор, приятель Разумихина. Самоуверен, знает себе цену. Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Заметов Александр Григорьевич, письмоводитель в полицейской конторе, друг Разумихина. Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи.

Разумихин, друг Раскольникова

Мармеладов

Екатерина Ивановна

№2 Отцы и дети

Сюжет

Действия происходят летом 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают в Марьино и некоторое время гостят у Кирсановых (отца и дяди Аркадия). Напряжённые отношения со старшими Кирсановыми заставляют Базарова покинуть Марьино и отправиться в губернский город ***. Аркадий едет с ним.

Базаров с Аркадием проводят время в компании местной «прогрессивной» молодёжи (Кукшина, Ситников). Затем на балу у губернатора знакомятся с Одинцовой. Базаров с Аркадием едут в Никольское, имение Одинцовой, в городе остаётся уязвлённая ими госпожа Кукшина.

Базаров и Аркадий, увлечённые Одинцовой, проводят некоторое время в Никольском. После неудачного объяснения в любви, испугавшего Одинцову, Базаров вынужден уехать. Он едет к своим родителям (Василию и Арине Базаровым), вместе с ним едет Аркадий.

Базаров вместе с Аркадием гостит у своих родителей. Устав от проявлений родительской любви, Базаров оставляет обескураженных отца и мать, и вместе с Аркадием едет назад в Марьино. По дороге они нечаянно заезжают в Никольское, но, встретив холодный прием, возвращаются в Марьино.

Базаров живёт некоторое время в Марьине. Флиртует с Фенечкой, матерью внебрачного сына Николая Петровича Кирсанова, и из-за неё стреляется на дуэли с Павлом Петровичем. Аркадий, возвратившись в Марьино, один уезжает в Никольское и остаётся у Одинцовой, всё более и более увлекаясь её сестрой Катей. Окончательно испортив отношения со старшими Кирсановыми, Базаров тоже едет в Никольское.

Базаров извиняется перед Одинцовой за свои чувства. Одинцова принимает извинения, и несколько дней Базаров проводит в Никольском. Аркадий объясняется Кате в любви. Навсегда простившись с Аркадием, Базаров вновь возвращается к своим родителям.

Живя у родителей, Базаров помогает отцу лечить больных и умирает от заражения крови, случайно порезавшись при вскрытии умершего от тифа человека. Перед смертью последний раз видится с Одинцовой, которая приезжает к нему по его просьбе.

Аркадий Кирсанов женится на Кате, а Николай Петрович - на Фенечке. Павел Петрович навсегда уезжает за границу.

Смысл финала:

Величие Базарова Тургенев показал во время его болезни, перед лицом смерти. В речи умирающего боль от сознания близкого неминуемого конца. Каждая реплика, обращенная к Одинцовой, - сгусток духовных страданий: “Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!.. Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” Зная, что умрет, он утешает родителей, проявляет чуткость к матери, скрывая от нее грозящую ему опасность, обращается с предсмертной просьбой к Одинцовой - позаботиться о стариках: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...” Мужество и стойкость его материалистических и атеистических взглядов проявились в отказе от исповеди, когда он, уступая мольбам родителей, согласился принять причастие, но только в бессознательном состоянии, когда человек не отвечает за свои поступки. Писарев отмечал, что перед лицом смерти “Базаров становится лучше, человечнее, что является доказательством цельности, полноты и естественного богатства натуры”. Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:

“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.

Главные герои

Евгений Васильевич Базаров - нигилист (скептически относится к любви, считает бесполезным искусство, отрицает общепринятую мораль, религию), студент, учится на лекаря. В нигилизме он - наставник Аркадия, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей. Революционер-демократ, разночинец. К концу романа он влюбляется в Одинцову, изменяя своим нигилистическим взглядам на любовь. Любовь оказалась испытанием для Базарова. Умирает от заражения крови в конце романа.

Николай Петрович Кирсанов - помещик, либерал, отец Аркадия, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. В начале романа он стыдится своей любви к Фенечке, женщине из простого народа, но затем женится на ней.

Павел Петрович Кирсанов - старший брат Николая Петровича, отставной офицер, аристократ, гордый, самоуверенный, ярый приверженец либерализма. Часто спорит с Базаровым о любви, природе, аристократии, искусстве, науке. Одинок. В молодости пережил трагическую любовь. Видит в Фенечке Княгиню Р., в которую был влюблен. Ненавидит Базарова и вызывает его на дуэль, на которой получает лёгкое ранение в ногу.

Аркадий Николаевич Кирсанов - недавний дипломированный специалист Санкт-Петербургского университета и друг Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей.

Василий Иванович Базаров - отец Базарова, отставной армейский хирург. Небогат. Управляет имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.

Арина Власьевна - мать Базарова. Именно ей принадлежит деревушка Базаровых и 22 души крепостных крестьян. Набожная последовательница православия. Очень суеверна. Мнительна и сентиментально-чувствительна. Любит своего сына, глубоко обеспокоена его отречением от веры.

Анна Сергеевна Одинцова - богатая вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Симпатизирует Базарову, но после его признания не отвечает взаимностью.Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего (важнее любви) .

Екатерина Сергеевна Локтева - сестра Анны Сергеевны Одинцовой, тихая, незаметная в тени сестры девушка, играет на клавикордах. С ней Аркадий проводит много времени, изнывая от любви к Анне. Но позже осознает свою любовь именно к Кате. В конце романа Екатерина выходит замуж за Аркадия.

Фенечка - мать ребёнка Николая Петровича. Живёт с ним в одном доме. В конце произведения выходит замуж за Николая Петровича.

[править]

Другие герои

Дуняша - служанка при Фенечке.

Виктор Ситников - знакомый Базарова и Аркадия, приверженец нигилизма.

Петр - слуга Кирсановых.

Княгиня Р. (Нелли) - возлюбленная П.П.Кирсанова

Матвей Ильич Колязин - чиновник в Городе ***

3 Мастер и Маргарита

Сюжет

Сатана, представившийся в произведении как Воланд, странствует по миру с целями, одному ему известными, время от времени останавливаясь в разных городах и селениях. Во время весеннего полнолуния путешествие приводит его в Москву 1930-х годов - место и время, где никто не верит ни в Сатану, ни в Бога, отрицают существование в истории Иисуса Христа. В Москве, правда, живёт один человек (Мастер), написавший роман о последних днях Иешуа и отправившем его на казнь римском прокураторе Понтии Пилате; но и этот человек ныне пребывает в сумасшедшем доме, куда его привело в том числе трепетное отношение к своему произведению, подвергнутому жёсткой критике со стороны цензоров и современников-литераторов. Роман он сжёг.

Во время путешествия Воланда сопровождает его свита: (Коровьев, кот Бегемот, Азазелло, Гелла). Всех людей, вошедших в контакт с Воландом и его спутниками, преследуют наказания за свойственные им грехи и грешки: взяточничество, пьянство, эгоизм, жадность, равнодушие, ложь, грубость, имитацию деятельности… Зачастую эти наказания, хоть и сверхъестественные по своей природе, являются логическим продолжением самих проступков (так, например, Никанор Иванович Босой, взявший у Коровьева взятку рублями, задержан за спекуляцию валютой, потому что эти рубли магическим образом превратились в доллары). Воланд вместе со всей своей свитой селится в «нехорошей квартире» на Садовой - в квартире, откуда уже в течение нескольких лет исчезают люди (исчезают, правда, без помощи сверхъестественных сил, так как описание этих таинственных исчезновений является намёком Булгакова на репрессии 30-х годов).

Маргарита, жена «известного инженера», любовница Мастера, потерявшая его след после того, как он попал в сумасшедший дом, мечтает только об одном - найти и вернуть его. Надежду на исполнение этой мечты даёт Маргарите Азазелло - для этого она должна исполнить для Воланда одну услугу. Маргарита не сразу, но соглашается, и знакомится с Воландом и всей его свитой. Воланд просит её стать королевой бала, который даёт он в эту ночь. В ночь с пятницы на субботу начинается бал у Сатаны. Гостями на бал не попадают простые грешники, - ими оказываются только истинные, идейные злодеи.

Сотрудники НКВД (этот комиссариат нигде не назван в романе своим именем) пытаются разобраться в деле об исчезновении всей верхушки театра «Варьете», и главное - в происхождении валюты, на которую мистическим образом поменялась вся собранная в кассе театра рублёвая наличность. Следы быстро выводят следователей к «нехорошей квартире», они её неоднократно обыскивают, но всё время застают пустой и опечатанной.

Другая сюжетная линия романа, развивающаяся параллельно первой, - непосредственно сам роман о Понтии Пилате, написанный Мастером. В нём рассказывается история Понтия Пилата, который не решился выступить против Синедриона и спасти осужденного на казнь Иешуа Га-Ноцри (так в романе зовут персонажа, основным прообразом которого явился Иисус Христос).

В конце романа обе линии пересекаются: Мастер освобождает героя своего романа, и Понтий Пилат, после смерти столько времени томившийся на каменной плите со своим преданным псом Бангой и хотевший всё это время закончить прерванный разговор с Иешуа, наконец обретает покой и отправляется в бесконечное путешествие по потоку лунного света вместе с Иешуа. Мастер с Маргаритой обретают в загробном мире данный им Воландом «покой» (отличающийся от упоминаемого в романе «света» - другого варианта загробной жизни).

Мастер

Профессиональный историк, выигравший крупную сумму в лотерею и получивший возможность попробовать себя в литературном труде. Став писателем, сумел создать гениальный роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, но оказался человеком, не приспособленным к эпохе, в которой жил. Он был доведён до отчаяния гонениями со стороны коллег, жестоко раскритиковавших его произведение. Нигде в романе не упоминается его имя и фамилия, на прямые вопросы об этом он всегда отказывался представляться, говоря - «Не будем об этом». Известен только под прозвищем «мастер», данным Маргаритой. Сам считает себя недостойным такого прозвания, считая его капризом возлюбленной. Мастер - лицо, достигшее наивысших успехов в какой-либо деятельности, может быть, поэтому он отвергнут толпой, которая не в состоянии оценить его талант и способности. Мастер, главный герой романа, пишет роман об Иешуа (Иисус) и Пилате. Мастер пишет роман, по-своему интерпретируя евангельские события, без чудес и силы благодати - как у Толстого. Мастер общался с Воландом - сатаной, свидетелем, по его словам, произошедших, описываемых событий романа.

«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38».

Маргарита

Красивая, обеспеченная, но скучающая в браке жена известного инженера, страдающая от пустоты своей жизни. Случайно встретившись с Мастером на улицах Москвы, с первого взгляда полюбила его, страстно поверила в успех написанного им романа, пророчила славу. Когда Мастер решил сжечь свой роман, ей удалось спасти только несколько страниц. Далее заключает с дьяволом сделку и становится королевой сатанинского бала, устраиваемого Воландом, чтобы вернуть себе пропавшего без вести Мастера. Маргарита - это символ любви и самопожертвования во имя другого человека. Если называть роман, не используя символы, то «Мастер и Маргарита» трансформируется в «Творчество и Любовь».

Воланд

Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». При первом же появлении (в романе Мастер и Маргарита) повествует первую главу из Романа (об Иешуа и Пилате). Основной чертой внешности являются дефекты глаз. Внешний вид: Носил обычный советский костюм, дорогие заграничные туфли, чёрный плащ, всегда при себе имел трость, на которой был вырезан пудель, один глаз был зеленый, другой - чёрный, был кривой рот из-за шрама, курил трубку и постоянно носил с собой портсигар.

Фагот (Коровьев) и кот Бегемот. Рядом с ними позирует живой кот Бегемот, принимающий участие в спектаклях. Скульптура Александра Рукавишникова установлена во дворе Булгаковского Дома в Москве

Фагот (Коровьев)

Один из персонажей свиты Сатаны, всё время ходящий в нелепой клетчатой одежде и в пенсне с одним треснутым и одним отсутствующим стеклом. В своём истинном облике оказывается рыцарем, вынужденным расплачиваться постоянным пребыванием в свите Сатаны за один когда-то сказанный неудачный каламбур о свете и тьме.

У Коровьева-Фагота есть некоторое сходство с фаготом - длинной тонкой трубкой, сложенной втрое. Более того, фагот - это инструмент, который может играть то в высокой, то в низкой тональности. То бас, то дискант. Если вспомнить поведение Коровьева, а точнее изменения его голоса, то четко проглядывается еще один символ в имени. Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).

В образе Коровьева (и его неизменного спутника Бегемота) сильны традиции народной смеховой культуры, эти же персонажи сохраняют тесную генетическую связь с героями - пикаро (плутами) мировой литературы.

Существует вероятность, что имена персонажей свиты Воланда связаны с языком иврит. Так, например, Коровьев (на иврите каров - близкий, то есть приближённый), Бегемот (на иврите бегема - скотина), Азазелло (на иврите азазель - демон).

Азазелло

Участник свиты Сатаны, демон-убийца с отталкивающей внешностью. Прототипом этого персонажа являлся падший ангел Азазель (в еврейских верованиях - ставший впоследствии демоном пустыни), упоминаемый в апокрифической книге Еноха - один из ангелов, чьи действия на земле спровоцировали гнев Бога и Всемирный потоп. Кстати, Азазель - это демон, давший мужчинам оружие, а женщинам - косметику, зеркала. Не случайно именно он отправляется к Маргарите, чтобы передать ей крем.

Кот Бегемот

Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота. Прототипом этого персонажа является одноимённый демон Бегемот, демон чревоугодия и распутства, умевший принимать формы многих крупных животных. В своём истинном облике Бегемот оказывается худеньким юношей, демоном-пажом.

Белозерская писала о собаке Бутон, названной в честь слуги Мольера. "Она даже повесила на входной двери под карточкой Михаила Афанасьевича другую карточку, где было написано: «Бутон Булгаков». Это квартира на Большой Пироговской. Там Михаил Афанасьевич начал работу над «Мастером и Маргаритой».

Гелла

Ведьма и вампир из свиты Сатаны, смущавшая всех его посетителей (из числа людей) привычкой не носить на себе практически ничего. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной. Воланд, рекомендуя Геллу Маргарите, говорит, что нет той услуги, что она не смогла бы оказать.

Михаил Александрович Берлиоз

Председатель МАССОЛИТа, литератор, начитанный, образованный и скептически относящийся ко всему человек. Проживал в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис, куда позже на время пребывания в Москве поселился Воланд. Погиб, не поверив предсказанию Воланда о своей внезапной смерти, сделанному незадолго до неё. Ему было назначено самое суровое наказание. За неверие, проявленное во время первой беседы с Воландом, его голова попала на бал сатаны, при нем была опровергнута его теория и доказано существования дьявола и, следовательно, Бога. После этого, согласно своей теории, Берлиоз отправляется не в Ад и не в Рай, а в небытие.

Иван Николаевич Бездомный

Поэт, член МАССОЛИТа. Настоящая фамилия - Понырев. Написал антирелигиозную поэму, один из первых героев (наряду с Берлиозом), встретившихся с Коровьевым и Воландом. Попал в клинику для душевнобольных, также первый познакомился с Мастером. Потом излечился, перестал заниматься поэзией и стал профессором Института истории и философии.

Степан Богданович Лиходеев

Директор театра Варьете, сосед Берлиоза, также проживающий в «нехорошей квартире» на Садовой. Бездельник, бабник и пьяница. За «служебное несоответствие» был телепортирован в Ялту приспешниками Воланда.

Никанор Иванович Босой

Председатель жилтоварищества на Садовой улице, где поселился Воланд на время пребывания в Москве. Жаден, накануне совершил хищение средств из кассы жилтоварищества.

Коровьев заключил с ним договор на временный наём жилья и дал взятку, которая, как впоследствии утверждал председатель, «сама вползла к нему в портфель». Потом Коровьев по приказу Воланда превратил переданные рубли в доллары и от имени одного из соседей сообщил о спрятанной валюте в НКВД.

Пытаясь хоть как-то оправдать себя, Босой признался во взяточничестве и заявил об аналогичных преступлениях со стороны своих помощников, что привело к аресту всех членов жилтоварищества. Из-за дальнейшего поведения на допросе был направлен в психиатрическую больницу, где его преследовали кошмары, связанные с требованиями сдать имеющуюся валюту.

Иван Савельевич Варенуха

Администратор театра Варьете. Попал в лапы к шайке Воланда, когда нёс в НКВД распечатку переписки с попавшим в Ялту Лиходеевым. В наказание за «ложь и хамство по телефону», был превращён Геллой в вампира-наводчика. После бала был превращён обратно в человека и отпущен. По завершении всех событий, описанных в романе, Варенуха стал более добродушным, вежливым и честным человеком.

Интересный факт: наказание Варенухи было «частной инициативой» Азазелло и Бегемота.

Григорий Данилович Римский

Финдиректор театра Варьете. Был потрясён нападением на него Геллы вместе со своим другом Варенухой настолько, что полностью поседел, а после предпочёл бежать из Москвы. На допросе в НКВД просил для себя «бронированную камеру».

Жорж Бенгальский

Конферансье театра Варьете. Был жестоко наказан свитой Воланда - ему оторвали голову - за неудачные комментарии, которые он отпускал во время представления. После возвращения головы на место, не смог прийти в себя и был доставлен в клинику профессора Стравинского. Фигура Бенгальского является одной из многих сатирических фигур, цель которых в критике советского общества.

Василий Степанович Ласточкин

Бухгалтер Варьете. Пока сдавал кассу, обнаруживал следы пребывания свиты Воланда в учреждениях, где он побывал. Во время сдачи кассы неожиданно обнаружил, что деньги превратились в разнообразную иностранную валюту.

Прохор Петрович

Председатель зрелищной комиссии театра Варьете. Кот Бегемот временно похитил его, оставив сидеть на его рабочем месте пустой костюм. За то, что занимал неподходящую ему должность.