Доказательство существования Бога - одна из главных задач христианской теологии. И самый интересный аргумент в пользу божественного бытия выдвинул итальянский богослов Ансельм Кентерберийский.

Суть его следующая. Бог определяется как совокупность всех совершенств. Он есть абсолютное благо, любовь, добро и так далее. Существование - это одно из совершенств. Если что-то существует в нашем уме, но не существует вне его, значит, оно несовершенно. Поскольку Бог совершенен, значит, из идеи о его существовании должно выводиться его реальное существование.

Бог существует в уме, следовательно, он существует и вне его.

Это довольно интересный аргумент, иллюстрирующий то, что представляла из себя философия в Средние века. Хотя он был опровергнут немецким философом Иммануилом Кантом, попробуйте самостоятельно поразмыслить над ним.

Рене Декарт: «Мыслю, следовательно, существую»

Можете ли вы хоть что-либо утверждать с абсолютной уверенностью? Существует ли хотя бы одна мысль, в которой вы ни капли не сомневаетесь? Вы скажете: «Сегодня я проснулся. В этом я абсолютно уверен». Уверены? А вдруг ваш мозг час назад попал в и теперь они посылают в него электрические сигналы, чтобы искусственно создать у вас воспоминания? Да, это выглядит неправдоподобно, но теоретически возможно. А речь идёт об абсолютной уверенности. В чём тогда вы уверены?

Рене Декарт нашёл такое не подлежащее сомнению знание. Это знание находится в самом человеке: я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение не подлежит сомнению. Задумайтесь: даже если ваш мозг находится в колбе, само ваше мышление, пусть и неверное, существует! Пусть всё, что вы знаете, ложно. Но ведь нельзя отказывать в существовании тому, что мыслит ложно.

Теперь вы знаете самое бесспорное утверждение из всех возможных, ставшее едва ли не лозунгом всей европейской философии: cogito ergo sum.

Платон: «Реально существуют понятия вещей, а не сами вещи»

Главной проблемой древнегреческих философов были поиски бытия. Не пугайтесь, этот зверь вовсе не страшен. Бытие - это то, что есть. Вот и всё. «Тогда что его искать, - скажете вы, - вот оно, везде». Везде, да вот только возьмёшь какую-нибудь вещь, подумаешь о ней, как бытие куда-то исчезает. Например, ваш телефон. Он вроде есть, но вы же понимаете, что он сломается и его утилизируют.

Вообще, всё, что имеет начало, имеет и конец. Но у бытия нет ни начала, ни конца по определению - оно просто есть. Получается, поскольку ваш телефон есть какое-то время и его существование зависит от этого времени, его бытие какое-то ненадёжное, нестабильное, относительное.

Философы по-разному решали эту проблему. Кто-то говорил, что бытия вообще нет, кто-то упрямо продолжал настаивать на том, что бытие есть, а кто-то - что человек вообще не может сказать ничего определённого о мире.

Платон нашёл и аргументировал самую сильную позицию, которая оказала невероятно сильное влияние на развитие всей европейской культуры, но с которой интуитивно сложно согласиться. Он сказал, что бытием обладают понятия вещей - идеи, сами же вещи относятся к другому миру, миру становления. В вашем телефоне есть частичка бытия, но ему самому как материальной вещи бытие не свойственно. А вот ваша идея телефона, в отличие от самого телефона, не зависит ни от времени, ни от чего-либо ещё. Она вечна и неизменна.

Платон уделил немало внимания доказательству этой идеи, и тот факт, что он до сих пор многими считается величайшим философом в истории, должен заставить вас немного сдержать готовность однозначно отвергнуть позицию реальности идей. Лучше почитайте «Диалоги» Платона - они того стоят.

Иммануил Кант: «Человек конструирует мир вокруг себя»

Иммануил Кант - это гигант философской мысли. Его учение стало своеобразной ватерлинией, отделившей философию «до Канта» от философии «после Канта».

Он первым выразил мысль, которая в наши дни, может, и не прозвучит громом среди ясного неба, но о которой мы совсем забываем в повседневной жизни.

Кант показал, что всё, с чем имеет дело человек, является результатом творческих сил самого человека.

Монитор перед вашими глазами не существует «вне вас», вы сами создали этот монитор. Проще всего объяснить суть идеи может физиология: образ монитора сформирован вашим мозгом, и именно с ним вы имеете дело, а не с «реальным монитором».

Однако Кант мыслил в философской терминологии, а физиологии как науки тогда ещё не было. К тому же, если мир существует в мозге, где тогда существует мозг? Поэтому вместо «мозга» Кант использовал термин «априорное знание», то есть такое знание, которое существует в человеке с момента появления на свет и позволяет ему создать монитор из чего-то недоступного.

Он выделил различные типы этого знания, но первичными его формами, которые отвечают за чувственный мир, являются пространство и время. То есть ни времени, ни пространства нет без человека, это сетка, очки, сквозь которые человек смотрит на мир, одновременно создавая его.

Альбер Камю: «Человек - это абсурд»

Стоит ли жизнь того, чтобы её проживать?

У вас возникал когда-нибудь такой вопрос? Вероятно, нет. А жизнь Альбера Камю была буквально пронизана отчаянием от того, что на этот вопрос не получается ответить утвердительно. Человек в этом мире подобен Сизифу, бесконечно выполняющему одну и ту же бессмысленную работу. Выхода из этого положения нет, что бы человек ни делал, он всегда будет оставаться рабом жизни.

Человек - абсурдное существо, неправильное, нелогичное. У животных есть потребности, и в мире есть вещи, способные их удовлетворить. У человека же есть потребность в смысле - в том, чего нет.

Существо человека таково, что оно требует осмысленности во всём.

Однако само его существование бессмысленно. Там, где должен быть смысл смыслов, оказывается ничто, пустота. Всё лишается своей основы, ни у одной ценности не оказывается фундамента.

Экзистенциальная философия Камю очень пессимистична. Но согласитесь, определённые основания для пессимизма есть.

Карл Маркс: «Вся человеческая культура - это идеология»

В соответствии с теорией Маркса и Энгельса история человечества - это история подавления одних классов другими. Для того чтобы поддерживать свою власть, господствующий класс искажает знание о реальных общественных отношениях, создавая феномен «ложного сознания». Эксплуатируемые классы просто не догадываются, что их эксплуатируют.

Все порождения буржуазного общества объявляются философами идеологией, то есть совокупностью ложных ценностей и представлений о мире. Это и религия, и политика, и любые практики человека - мы в принципе живём в ложной, ошибочной реальности.

Все наши убеждения априори ложны, потому что они изначально появились как способ сокрытия от нас истины в интересах определённого класса.

У человека просто не оказывается возможности взглянуть на мир объективно. Ведь идеология - это культура, врождённая призма, через которую он видит вещи. Идеологическим необходимо признать даже такой институт, как семья.

Что в таком случае реально? Экономические отношения, то есть такие отношения, в которых формируется способ распределения жизненных благ. В коммунистическом обществе все идеологические механизмы рухнут (это значит, не будет ни государств, ни религий, ни семей), а между людьми установятся истинные отношения.

Карл Поппер: «Хорошую научную теорию можно опровергнуть»

Как по-вашему, если есть две научные теории и одна из них легко опровергается, а к другой вообще невозможно подкопаться, какая из них будет более научной?

Поппер, методолог науки, показал, что критерий научности - это фальсифицируемость, то есть возможность опровержения. Теория не только должна иметь стройное доказательство, она должна иметь потенциальную возможность быть разбитой.

Например, утверждение «душа существует» нельзя считать научным, потому что невозможно представить, как его опровергнуть. Ведь если душа нематериальна, то как можно убедиться наверняка, существует ли она? А вот утверждение «все растения осуществляют фотосинтез» вполне себе научно, поскольку, чтобы его опровергнуть, достаточно найти хотя бы одно растение, не преобразующее энергию света. Вполне возможно, что его никогда не найдут, но сама возможность опровержения теории должна быть очевидной.

Такова судьба любого научного знания: оно никогда не бывает абсолютным и всегда находится в готовности сложить с себя полномочия.

Кокшетауский государственный университет

им. Ш. Уалиханова

Кафедра философии

ПЕРСОНАЛИИ

В соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Философия» по всем специальностям и направлениям

Кокшетау – 2008 г.

Аристотель

Августин Блаженный

Фома Аквинский

Аль-Кинди

Абу Наср Аль-Фараби

Ходжа Ахмет Яссави

Юсуф Баласагуни

Махмуд Кашгари

Николай Кузанский

Леонардо да Винчи

Томазо Кампанелла

Фрэнсис Бэкон

Рене Декарт

Бенедикт Спиноза

Джордж Беркли

Джон Локк

Томас Гоббс

Жан Жак Руссо

Иммануил Кант

Иоганн Готлиб Фихте

Фридрих Шеллинг

Фридрих Гегель

Людвиг Фейербах

Эдмунд Гуссерль

Кьеркегор

Шопенгауэр

Зигмунд Фрэйд

Фридрих Ницше

Бухар-Жырау

Шокан Уалиханов

Ибрай Алтынсарин

Абай Кунанбаев

Шакарим Кудайбердиев

Владимир Соловьев

Федор Достоевский

Николай Бердяев

Бертран Рассел

Людвиг Витгенштейн

Хайдеггер

Шпенглер

Хосе Ортега-и-Гассет

Мишель Фуко

(469 - 399 до н.э.)

Сократ - афинский философ. Родителями Сократа были скульптор Софроникс и Фенарета. Уже в пожилом возрасте Сократ вступил в брак с Ксантиппой, которая родила ему троих детей. Бедность Сократа, его неприхотливость и необычная внешность вошли в поговорку.

Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определять понятие при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению, считает Сократ.

Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии.

Если Сократ направлял всю свою мудрость и свое «служение Богу» на обличение мнимой человеческой мудрости, так это в силу идеала универсального разума и божественной мудрости, который он таким образом проповедовал.

В конце жизни Сократа привлекли к суду за трактовку божества, отличающуюся от принятой согласно существовавшей в Афинах традиции, а также якобы за «развращение юношества». Он был приговорен к смерти. Сократ принял смерть, выпив яд.

Сократ, по Гегелю, представляет собой не только в высшей степени важную фигуру в истории филофии и, может быть, самую интересную в древней философии, а также всемирно известную. Ибо главный повторный пункт духа, обращение его к самому себе, воплотился в форме философской мысли.

ПЛАТОН

(427-347 до н.э.)

Платон - греческий философ и педагог. Родился в Афинах, там же и умер в возрасте 80 лет.

Идея – центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины.

Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, «вспоминают о мире идей». Здесь Платон имел в виду воспоминания о том, что было в прежней жизни: основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения.

В своем учении о познании Платон недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиций диалектики. Особенно подробно Платон разрабатывал диалектику единого и многого, тождественного и иного, движения и покоя и т.д. Для философии природы Платона характерна ее связь с математикой.

Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идеи и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Однако государством этим могут управлять только аристократы.

Философия Платона почти вся пронизана этическими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Идеал объективной абсолютной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному. Вера в конечную гармонию добродетели и счастья остается, но идеал абсолютной правды, абсолютного добра приводит Платона к признанию иного, сверхчувственного мира.

По Платону чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Человек должен возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.

Основные произведения: «Георгий», «Теэтет», «Федон» , «Законы» и другие.

АРИСТОТЕЛЬ

(384 - 322 до н.э.)

Древнегреческий философ и педагог. Родился в Стагире, а умер в Халкиде. Почти 20 лет Аристотель проучился в академии Платона, а покинув ее стал воспитателем Александра Македонского. Отец Аристотеля был врачом в Стагире. Рано оставшись без родителей, юноша обучался в Аттарне в Проксинах. Пока Аристотель учился в академии, он изучил всю философию Платона.

Аристотель – ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности.

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основа была «сущность», или «субстанция», а остальные считались ее признаками. Стремясь к упрощению категориальной системы, Аристотель затем признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытия. Основание опыта – в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Детально и глубоко разработав теорию познания, Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель является основоположником логики.

Анализируя категории и оперируя ими в анализе философских проблем, Аристотель рассматривал и операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний. Он сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.

Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии дает олигархию, от политии дает демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство.

Основные произведения: «О душе», «Афинская полития», «Метафизика», «Топика», «Аналитика», «Никомахова этика», «Евдемова этика» и другие.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ

(354-430)

Родился в римской провинции Нумидия. Его отец римский гражданин Патриций, был мелким землевладельцем. Мать, Моника была крестьянкой и настояла, чтобы произошло крещение сына, прямо перед смертью.

Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благо есть субстанция, «форма» со всеми ее элементами: видом, мерой, числом, порядком. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага.

Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру выступает у Августина как центральная. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависят от своего Творца. Если неоплатонизм рассматривал Бога (Абсолют) как безличное существо, как единство всего сущего, то Августин истолковывал Бога как личность, сотворившую все сущее.

Августин специально подчеркивал отличие так понимаемого Бога от судьбы, фортуны, и занимающих столь большое место не только в древности, но и по сию пору.

Вечность же мыслится Августином так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от Бога. Между тем в вечном нет ни переходящего, ни будущего, ибо, что проходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть.

Философия позволила видимому миру обрести форму в нашем разуме. От точных наук к политическим дискуссиям, философы стремились бросить вызов нашему представлению того, как выглядит мир. И зародилась эта наука в Древней Греции, известной внушительным списком философов, о многих из которых вы знаете ещё со школьных времён.

Древнегреческий философ Аристотель
Древнегреческий философ, известный практически каждому человеку, хоть немного знакомому с курсом школьной истории. Аристотель был учеником Платона, но во многом превзошёл своего учителя, чем вызвал его недовольство. Известен своими работам в области математики, физики, логики, поэзии, лингвистики и политологии.

Иммануил Кант
Уроженец Германии, Кант известен своими идеями об относительности восприятия. По его версии, мы видим мир не таким, каким он является. Мы только можем воспринимать его через призму своих мыслей, чувств и суждений. Иными словами, он заложил основу для создания концепции Матрицы братьев Вачовски.

Платон
Как уже было сказано, Платон был учителем Аристотеля. Он известен созданием Академии в Афинах. Это было первое высшее учебное заведение в Западном мире.

Конфуций - один из самых великих и известных в мире
Этот китайский философ жил приблизительно в 500 году до нашей эры. Его философия была сфокусирована на отношениях и важности семьи в жизни каждого индивида и общества. Позже его взгляды развились и стали называться конфуцианством.

Дэвид Юм
Этот шотландский философ был известен своей приверженностью эмпиризму и скептицизму. Он был уверен в том, что наше восприятие мира строится не на объективном видении, а на нашей вере в то, как должен выглядеть мир. Кант, кстати, многое взял именно из идей Юма.

Рене Декарт
По праву считается отцом современной философии. Ему принадлежит один из самых известных афоризмов – «я мыслю, следовательно, существую».

Сократ
Учитель Платона внёс весьма значительный вклад в риторику, логику и философию. Ему приписывают так называемый сократовский метод дискуссии при котором слушателю задаётся ряд вопросов, приводящих слушателя к нужным выводам.

Никколо Макиавелли
Живший во время Ренессанса, Макиавелли известен своим неоценимым вкладом в политическую философию. Его книга «Государь» рассказывает, как остаться «у руля» власти при любом стечении обстоятельств. Труд Макиавелли был принят «в штыки» так как в то время считали, что власть не может быть недобродетельной. «Сила всегда права» и «Любовь плохо уживается со страхом» - его высказывания.

Джон Локк
Локк был британским медиком. По его теории, все наше восприятие базируется на субъективном видении. Его мысли развили Юм и Кант. Также Локк известен тем, что использовал в своих трудах простой язык, понятный любому, знакомому с умением читать. Когда его спросили, как объекты вне человека могут существовать, он предложил засунуть руку в огонь.

Диоген
Этот философ из Древней Греции известен тем, что сидел в бочке. Также он хаял Аристотеля, утверждая, что тот извратил учение Платона. Не менее известен эпизод, в котором Диоген, находя Афины погрязшими в тщеславии и пороках, ходил по улицам столицы с факелом и возгласами «ищу Человека!».

Фома Аквинский
Фома Аквинский - один из наиболее значимых христианских богословов-философов. Он не только объединил греческую натуральную школу философии с христианской теологией, но и создал ряд трактатов, развивающих рациональный подход к вере и религии (как это ни странно). Его труды наиболее широко описывают убеждения и веру Средневековья.

Лао-Цзы
Этот загадочный философ жил примерно в VI веке до н.э. в Китае. Ему приписывается создание такого течения как «даосизм» (или «таосизм»). Основная идея этого учения - Дао, то есть особый Путь к Гармонии. Эти мысли стали очень важными для буддизма, конфуцианства и других философий Азии.

Готфрид Вильгельм Лейбниц
Лейбниц стоит в одном ряду с Декартом среди мыслителей-идеалистов. Из-за технического образования и склонности к аналитике, Лейбниц изначально считал, что мозг является сложнейшим механизмом. Однако позже он отказался от этих идей именно по причине совершенства мозга. По его идее, мозг состоял из Монад - тонких духовных субстанций.

Барух Спиноза
Спиноза был голландским иудеем, родившимся в начале XV века в Амстердаме. Он известен благодаря своим исследованиям в области рационализма и прагматизма в авраамических религиях. Например, он пытался доказать невозможность многих христианских чудес того времени. За что, как и положено, был не раз подвергнут гонениям со стороны властей.

Вольтер
Французский философ эпохи Просвещения, Вольтер выступал за гуманизм, заботу о природе и ответственность за поступки человечества. Он резко критиковал религию и унижение человеческого достоинства.

Томас Гоббс
Этот английский философ жил в неспокойные времена. Глядя на братоубийственные войны он сделал вывод, что гражданин должен подчиняться власти государства любой ценой, пока эта власть обеспечивает внутренний и внешний мир, так как нет ничего хуже войн.

Аврелий Августин
Аврелий родился на территории современного Алжира. Особо известен своим трудом «Исповедь», в котором описывает свой путь к христианству. В этом труде он часто рассуждал о свободе воли и предопределённости. Был канонизирован вскоре после смерти и считается одним из важнейших христианских авторов раннего периода.

Абу Хамид аль-Газали
Персидский философ, известный своей критикой трудов Аристотеля. Например, он указывал на ошибку утверждений в вечности мира и его бесконечности.

Сиддхартха Гаутама Будда
Пожалуй, самый известный индийский философ. Он пришёл к выводу, что все страдания человека являются следствием конфликта между стремлением к постоянству и отсутствием постоянства в мире.

Барон де Монтескьё
Можно сказать, что Монтескьё является прадедушкой почти всех Конституций (В том числе и американской). Этот французский философ внёс в политическую науку неоценимый вклад.

Жан-Жак Руссо
Известен не только своими работами в области гуманизма, но и весьма спорными для нас высказываниями (хоть и не лишёнными смысла). Он утверждал, что человек свободнее в анархии, нежели обществе. По его мнению, наука и прогресс не развивают человечества, а дают больше власти правительству.

Джордж Беркли
Ирландец с тонкой душевной организацией известен идеей о том, что материального мира может и не существовать. Все, что нас окружает и мы сами - мысли в разуме высшего божества.

Айн Рэнд
Родилась в России, но эмигрировала в США, где и получила широкую известность благодаря своим идеям сильного капитализма, в дела которого правительство не имеет права вмешиваться. Её концепции легли в основу современного либертарианства и консерватизма.

Симона де Бувуар
Симона не считала себя философом. Однако именно эта французская женщина-писатель повлияла на формирование экзистенциализма. Сторонники последнего, кстати, считают её чуть ли не мессией борьбы за женское равноправие.

Сунь-Цзы
Будучи талантливым военным, генерал Сунь-Цзы обладал бесценным опытом ведения боевых действий. Это позволило ему написать одну из наиболее популярных среди бизнес-акул и современных деловых философов книгу – «Искусство войны».
Конечно, этот список далеко не полон, в нем нет многих спорных или одеозных личностей, чья философия повлияла на современное общество не меньше, чем научный прогресс (взять того же Ницше). Однако философия и развитие мысли всегда дает повод для дискуссий.

Философия заставляет нас задавать вопросы и размышлять обо всем, что мы считаем само собой разумеющимся. Так что сегодня мы сделали для тебя подборку выдающихся мыслителей, как современности, так и прошлого, чтобы ты пошевелил на досуге своими ржавыми извилинами, взяв в руки любой из трудов нижепредставленых мужчин и женщин.

1. Ханна Арендт

Ханна Арендт – одна из самых известных политических философов современного века. После изгнания из Германии в 1933 году, она серьезно задумалась о злободневных вопросах современности и принялась усердно искать ответы на главные вопросы жизни, Вселенной и всего вообще. Полностью погруженная в себя и в свои размышления о политике, гражданском обществе, истоках тоталитаризма, о зле и прощении, Ханна попыталась через свои поиски смириться с ужасными политическими событиями того времени. И хотя довольно трудно классифицировать идеи Арендт по одной общей схеме, Ханна в каждой своей работе (а их более 450-ти) призывает человечество «тщательно думать над тем, что мы делаем».

Самые известные труды:
«Истоки тоталитаризма», 1951
«Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», 1963

2. Ноам Хомский

Профессор лингвистики в Массачусетском технологическом институте днем и критик американской политики США вечером, Ноам Хомский является активным философом как вне академической сферы, так и в оной. Его политические комментарии лупят не в бровь, а сразу в два глаза. Этот философ задается вопросами, направленными на создание новых выводов для общественности. Хомский изменил лицо лингвистики в середине 20-го века, опубликовав свою классификацию формальных языков, называемую иерархией Хомского. А журнал «Нью-Йорк таймс Бук Ревью» заявил, что «Ноам Хомский – возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов».

Самые известные труды:
«Синтаксические структуры», 1957
«Проблема знания и свободы», 1971
«Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах», 1992
«Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству», 2003

3. Ален де Боттон

Английский писатель и философ, член Королевского литературного общества и телевизионный ведущий Ален де Боттон уверен, что, как и в Древней Греции, современная философия так же должна иметь некоторую практическую ценность для общества. Его труды, документальные фильмы и дискуссии затрагивают совершенно различные аспекты человеческой жизни, начиная от профессиональной рабочей сферы, заканчивая проблематикой личностного развития и поисков любви и счастья.

Самые известные труды:
«Опыты любви», 1997
«Озабоченность статусом», 2004
«Архитектура счастья», 2006

4. Эпикур

Эпикур – древнегреческий философ, родившийся на греческом острове Самос, и основатель . Великий мыслитель прошлого категорически настаивал на том, что дорога к счастью лежит через поиски удовольствия. Окружи себя друзьями, оставайся самодостаточным и не лезь на рожон – вот его неизменный принцип. Слово «эпикуреец» стало синонимом обжорства и праздности вследствие вырванных из контекста положений. Ну, а тебе мы предлагаем лично прочесть труды прославленного философа и сделать свои выводы.

Самые известные труды:
Сборник афоризмов «Главные мысли»

5. Арне Нэсс

Альпинист, общественный деятель и философ, родом из Норвегии, Арне Наэсс был основным игроком в мировом экологическом движении и автором уникальной точки зрения в дискуссии об уничтожении природного мира. Нэсс считается создателем концепции «глубинная экология» и основателем одноимённого течения.

Самые известные труды:
«Интерпретация и Точность», 1950

6. Марта Нуссбаум

Американка Марта Нуссбаум громким голосом рассуждает о социальной справедливости, основанной на древней философии Аристотеля, где каждый человек является носителем неотъемлемого достоинства. Нуссбаум утверждает, что, независимо от умственных способностей, возраста или пола, каждый представитель рода человеческого должен рассматриваться именно в подобном уважительном ключе. Марта также уверена, что общество функционирует не ради взаимной выгоды, а ради любви друг к другу. В конце-концов, силу позитивного мышления еще никто не отменял.

Самые известные труды:
«Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки», 2014

7. Жан-Поль Сартр

Его имя практически стало синонимом . Французский философ, драматург и романист, создавший свои основные произведения в промежутке между 1930 и 1940 годами, завещал своим потомкам великую идею о том, что человек обречен на свободу. Впрочем, мы уже писали об этом, и если ты по роковому стечению обстоятельств пропустил эту статью, то можешь восполнить пробел

Самые известные труды:
«Тошнота», 1938
«За закрытыми дверями», 1943

8. Питер Сингер

После публикации своей известной книги «Освобождение животных» в 1975 году австралийский философ Питер Сингер стал культовой персоной для всех активистов по защите прав братьев наших меньших. Будь готов к тому, что этот чувак заставит тебя по-новому взглянуть на свою еду в тарелке, а также вдохновит на небольшие жертвы ради тех, кому повезло меньше.

Самые известные труды:
«Освобождение животных», 1975

9. Барух Спиноза

Хотя голландский философ Барух Спиноза жил в 17 веке, его философия во многом актуальна и на сегодняшний день. В своей главной работе под названием «Этика» Спиноза описывает свой предмет изучения, словно математическое уравнение, и протестует против идеи абсолютной свободы человеческой личности, утверждая, что даже наш разум работает в соответствии с принципами физических законов природы.

Самые известные труды:
«Этика», 1674

10. Славой Жижек

Словенский философ, культурный критик и основатель Люблянской философской школы Славой Жижек стал значимой фигурой в современной поп-культуре. Славой называет себя «воинствующим атеистом», а его книги моментально расходятся огромными тиражами и становятся бестселлерами.

Самые известные труды:
«Год невозможного. Искусство мечтать опасно», 2012
«Добро пожаловать в пустыню реальности», 2002
«Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом», 2009

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Древний мир

Будда (Просветленный) (ок. 567-488 до н.э) - основатель мировой религии буддизма. Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни). Его центральным элементом являются «четыре благородные истины». В изложении своего учения Будда исходил из наличия двух различных уровней понимания - мирян и монахов. К первым обращено этико - религиозное содержание буддизма, состоящее из наборов заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь га земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвящённых предназначено концептуальное ядро буддизма - философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения буддизма связано с двумя элементами «восьмеричного пути» - «правильным знанием» и «правильным сосредоточением».

Лао-Цзы (6-5вв. до н.э.) - полулегендарный основатель даосизма, одного из наиболее значительных течений в философской мысли Китая; традиция называет его автором «Дао дэ цзин» (Великий путь). В фокусе даосской мысли находится тема «дао - пути», которым следует идеальный человеку, накапливая тем самым силу-добродетель «дэ», упорядочивавшую Поднебесную (общество), а также он вел речь о вселенском « Дао» как общемировом естественном ритме событий. «Дао» - «глубочайшие врата рождения, корень неба и земли».

Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии, Эталоном человека, идущего по пути Дао, он считает «цзюнь-цзы» («благородного мужа»), описание которого находится в центре внимания философа. К числу основных качеств «цзюнь-цзы» относятся «жэнь» - гуманность. «и» - справедливость, «чжи» - ритуал. «Жэнь» означает выстраивание отношений между людьми в обществе в духе солидарности, аналогичной родственной близости членов семьи.

Античность

Фалес. (640-550 вв. до н. э.) Древнегреческий мыслитель, один из родоначальников античной философии. Основатель Милетской школы. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой стихии - воде.

Анаксимандр (610-547 вв. до н. э)Древнегреческий философ, представитель Милетской школы. Автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе». Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею происхождения человека от рыб.

Анаксимен (6 в. До н. э.). Ученик Анаксимандра. Первоначалом всего считал воздух, из разряжения которого возникают все вещи.

Ксенофан (570-478 вв. до н. э). Древнегреческий странствующий поэт и философ. Сатирик, отрицатель авторитетов эллинской культуры. Основное произведение - Силлы (сатиры) в 5 книгах, направленное «против всех поэтов и философов». Выступал с критикой антропоморфизма (наделение предметов человеческими свойствами). Считал, что достоверным знанием обладает только Бог; человеческое знание не выходит за пределы субъективного мнения и имеет только вероятностный характер.

Парменид (6 в. До н. э.)Древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил субъективное мнение и истину. Доказывал, что существует только вечное и неизменное бытие. Основной тезис «Бытие есть, а небытия - нет.»

Зенон (490-430 вв. до н. э.)Аристотель считал его основателем диалектики как искусства постижения истины посредством спора или истолкования противоположных мнений. Известен знаменитыми парадоксами «Ахиллес», «Стрела», обосновывающими невозможность движения, множественности вещей.

Демокрит (5 вв. до н. э.)Считал, что атомы - это неделимые материальные элементы. Различаются формой,величиной, из их «вихря» образуются отдельные тела, предметы. Они действуют на органы чувств, вызывают ощущения.

Левкипп ( 5 в до н. э.). Один из основателей древнегреческой атомистики, учитель Демокрита. Допускал существования небытия т.е пустоты.

Гераклит Эфесский. (5-4 в. До н. э.)Первоначалом сущего считал мировой огонь, который есть так же душа и разум; говорил, что он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путем сгущения из огня возникают все вещи.Высказал идею непрерывного движения («все течет», «в одну реку нельзя войти дважды»). Считал, что противоположности пребывают в вечной борьбе, в тоже время в космосе существует скрытая гармония.

Пифагор Самосский. (около 570-500 вв. до н. э). Древнегреческий философ из города Регия, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма. В г. Кротоне основал школу своих последователей (около 2 тысяч человек), представляющее собой одновременно и философско - научную школу и религиозно - магический союз. Из записанных произведений Пифагора известны: «О природе», «О воспитании», «О государстве», «О мире», «О душе». Пифагор впервые назвал Вселенную «космосом». В качестве основного принципа всего существования он выделял число.

Сократ (около 470-399 вв. до н. э). Античный мыслитель, первый афинский фиолсоф. Отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. Один из родоначальников диалектики как метода познания истины путем наводящих вопрсов. Был обвинен в « поклонении новым божествам» и « развращении молодежи» и приговорен к смерти. Цель его философии - самопознание как путь к постижению истинного блага. Стал воплощением идеала мудреца.

Аристотель (384-322 вв. до н. э.). Учился у Платона в Афинах. В 335г. Основал лицей. Основоположник логики. «Первая философия Аристотеля» (позже была названа метафизикой) содержит учения об основных принципах бытия. Центральный принцип его этики: разумное поведение, умеренность. Считал, что лучщие формы правления - монархия, аристократия, «политика», наихудшая - тирания. Основные сочинения - «Метафизика», «Органон», «Физика», «О возникновении животных», «О душе», «Этика», «Политика», «Поэтика».

Протагор (480-410 вв. до н.э.) Виднейший из софистов. Выдвинул тезис «человек есть мера всех вещей - сущих в их бытии и несущих в их небытии». В Афинах объявлялся в безбожии.

Горгий (5 вв. до н. э.) Ему принадлежит сочинение « О природе, или о несуществующем»; выдвинул три тезиса: ничего не существует; если бы нечто существовало, то было бы непознаваемо; если бы нечто было бы познаваемо, то познанное было бы невыразимо.

Эпикур (341-270 вв. до н. э.) В Афинах основал философскую школу, следовал атомистике Демокрита. Девиз - живи уединенно; цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа, познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религий вообще. В молодости считал истинным наслаждением - наслаждение тела. А в старости признавал высшим наслаждением - развитие себя, познание разума.

Диоген (около 404- 323 вв. до н. э.)Философ - киник. Практиковал крайний аскетизм. Считал себя гражданином мира. По преданию жил в бочке.

Зенон из Китиона (4-3 вв. до н. э.). Древнегреческий философ. Основал в Афинах школу стоиков.

Марк Аврелий . (121- 180) Римский император, философ - стоик. Оставил философские записи - 12 книг, написанных на греческом языке, с общим названием «Рассуждения о самом себе». В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, духом и душой. Он утверждал, что посредством духа все дюди принимают участие в божественном.

Средневековье

Фома Аквинский (1225-1274). Философ и теолог, систематизатор схоластики. Сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и.т.д. Утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание - в сверхъестественном откровении. Основные сочинения: «Сумма теологии», «Сумма против язычников».

Августин Блаженный (354-430). Христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Родоначальник христианской философской истории. Развил учение о благодати и предопределении. Сочинения: «О граде Божием», «Исповедь».

Пьер Абеляр (1079-1142). Французский философ, теолог, поэт. В споре о природе общих понятий развил учение, названное позже концептуализмом. Рационалистическая направленность его идей вызвала протест церковных кругов.

Роджер Бэкон (1214-1292). Английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец. Профессор в Оксфорде. Придавал большое значение математике и опыту - как научному эксперименту, так и мистическому озарению. Занимался оптикой, астрономией, алхимией.

Иоанн Дамаскин (675-749). Византийский богослов, философ и поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества. Философско - теологический компендиум «Источник знания». Автор песнопений, способствовавших оформлению

Византийской системы осмогласия.

Симеон Богослов (949-1022). Византийский философ-мистик, религиозный писатель, поэт. Развивал идею самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам.

Мусульманская философия

Хорезми (787-850). Среднеазиатский ученый. Автор основополагающих трактатов по арифметике и алгебре, оказавших большое влияние на развитие математики в Западной Европе. Труды по астрономии, географии и др.

Омар Хайям (1048-1122). Персидский и таджикский поэт, математик и философ. Его всемирно известные четверостишья - рубаи проникнуты пафосом свободы личности, вольнодумством. В математических трудах дал изложение решения уравнения 3ей степени включительно.

Рудаки (860-941). Персидский и таджикский поэт, родоначальник поэзии на фарси. Свыше 40 лет находился при дворе правителей Бухары. Из литературного наследия сохранилась касыда «Мать вина» (написана в 933), автобиографическая «Ода на старость». Около 40 четверостиший и много фрагментов поэм, произведения лирического и дидактического содержания.

Фирдоуси (940-1020). Персидский и таджикский поэт. Поэма «Шахнаме» вобрала в себя национальный эпос персов и таджиков, оказала влияние на литературу Востока отточенностью формы, идеями тираноборчества, справедливости и гуманизма.

Бируни (973-1050). Среднеазиатский ученый - энциклопедист. Родился в Хорезме. Писал на арабском языке. Труды по истории Индии, математике, философии, астрономии, топографии, медицине, геологии, минералогии. Впервые на Среднем Востоке высказал мысль о том, что Земля движется вокруг Солнца.

Эпоха Возрождения

Данте Алигьери (1265-1321). Итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. Философские и поэтические трактаты о проблемах человека «Пир не закончен», «О народной речи», «Божественная комедия».

Парацельс (1493-1541). Врач, естествоиспытатель и философ эпохи Возрождения. Один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. В центре его учения - понятие природы, как живого целого, проникнутого единой мировой душой. Человек способен магически воздействовать на природу с помощью тайных средств.

Коперник (1473-1543). Польский астроном, создатель гелеоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого учения о центральном положении Земли. Свое учение изложил в сочинении «Об обращении небесных сфер», запрещенном католической церковью.

Джордано Бруно (1548-1600). Итальянский философ - пантеист и поэт. Обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной и бесчисленного множества миров. Развивал идеи Коперника. Основные сочинения: «О бесконечности, вселенной и мирах.», «О причине, начале и едином.», «О героическом энтузиазме.».

Галилео Галилей (1564-1642). Итальянский ученый, естествоиспытатель. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики. Построил телескоп с 32-кратным увеличением. Активно защищал гелеоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции и из - за этого ему пришлось отказаться от учения Н. Коперника.

Иоган Кеплер (1571-1630). Немецкий астроном, один из творцов астрономии нового времени. Открыл законы движения планет, на основе которых создал планетные таблицы. Заложил основы теории затмений. Изобрел телескоп, в котором объектив и окуляр - двояковыпуклые линзы.

Мартин Лютер (1483-1546). Деятель реформации в Германии. Отвергал основные догматы католицизма. Основатель Лютеранства. Перевел на немецкий язык Библию.

Николло Макиавелли (1469-1527). Итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал ради упрочнения государства допустимыми любые средства. Среди сочинений: «История Флоренции», «Государь», комедия «Мандрагора».

Новое время

Френсис Бэкон (1561-1626). Английский философ. В трактате «Новый органон» провозгласил целью науки - увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода: очищение разума от заблуждений, обращение к опыту, основа которого - эксперимент.

Рене Декарт (1596-1650). В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и протяженной субстанции. Материю отождествлял с пространством, движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения - Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - есть связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Основные сочинения: «Геометрия», «Рассуждение о методе», «Начала философии».

Барух Спиноза (1632-1677). Нидерландский философ. Мир по Спинозе - закономерная система, которая может быть познана геометрическим методом. Природа единая и вечная субстанция, причина самой себя; мышление и протяжение - неотъемлемые атрибуты субстанции; отдельные идеи и вещи - ее модусы. Человек - часть природы, душа - модус мышления, тело - модус протяжения. Сочинения: «Богословско-политический трактат», «Этика».

Готфирд Лейбниц (1646-1716). Немецкий философ, математик, языковед, физик. Основатель и президент Бранденбургского общества. Разработал проекты развития образования и управления в России. Реальные мир по Лейбницу, состоит из бесчисленных психически деятельных субстанций - монад, находящихся между собой в отношении гармонии. В духе рационализма развил учение о прирожденной способности ума к познанию высших категорий бытия и всеобщих и необходимых истин логики и математики. Один из создателей дифференциального и интегрального исчислений.

Томас Гоббс (1588-1679). Английский философ. Геометрия и механика для Гоббса - идеальные образцы наилучшего мышления. Природа - совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением и движением. Государство, которое Гоббс уподобляет библейскому чудовищу Левифану,- результат договора между людьми, положившему конец естественному состоянию «войны против всех». Основные сочинения: «Левифан», «Основы философии».

Джон Локк (1632-1704). Английский философ, основатель либерализма. В «Опыте о человеческом разумении» разработал эмпирическую теорию познания. Утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта. Развил идею о первичных и вторичных качествах и теорию образования общих идей (абстракция). Социально - политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды ее на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.

Эпоха просвещения

Карл Густав Юнг (1875-1961). Швейцарский философ и психолог, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу,- осуществление индивидуации личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Джордж Беркли (1685-1753). Английский философ; В «Трактате о началах человеческого знания» утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятия и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. Учение Беркли - один из источников эмпириокритицизма, прагматизма, неопозитивизма.

Иеремия Бентам (1748-1832). Английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, аналитической школы права, идеологического либерализма. В сочинении «Деонтология, или наука морали» сформулировал нравственный идеал («наибольшее счастье наибольшего числа людей»), и критерии морали («достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья»).

Шарль Монтескьё (1689-1755). Французский просветитель, правовед, философ. Выступал против абсолютизма. Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления. Средством обеспечения законности считал принцип разделения властей. Основные сочинения «Персидские письма», «О Духе закона».

Иоган Готлиб Фихте (1762-1814). Представитель немецкой классической философии. Профессор Йененского университета, был вынужден оставить его из-за обвинений в атеизме. В «Речах к немецкой нации» призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор и первый выборный ректор Берлинского университета.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854).Немецкий философ, отталкивался от идей И. Фихте, развивал принципы объективно - идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательного духовного творческого начала. Считал, что искусство - высшая форма постижения мира, единство сознательного и бессознательного, теоретической и практической деятельности. Абсолют - тождество природы и духа, субъекта и объекта. Через саморазвитие абсолюта развивается его самопознание. Источник зла - свободное отпадение человека от абсолюта.

Дени Дидро (1713-1784). Французский философ - просветитель, писатель. Основатель французской «Энциклопедии». В философских сочинениях «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», будучи сторонником просвещенной монархии, выступал с критикой феодализма, абсолютизма. Отстаивал материалистические идеи. Один из идеологов французской буржуазии 18 в. Литературные сочинения «Жак - фаталист», роман «Монахиня», роман «Племянник Рамо».

Давид Юм (1711-1776). Английский философ - идеалист, психолог, историк. Единственным предметом достоверного знания считал объекты математики. Все суждения о существовании происходят также из опыта, который, однако, Юм понимал идеалистически. Отрицал объективный характер причинности. В этике развил теорию утилитаризма. Агностицизм Юма оказал значительное влияние на современный идеализм, послужив одним из главных идейных источников неопозитивизма. Основное сочинение - «Исследование о человеческом разуме».

Жан Жак Руссо (1712-1778). Французский философ, представитель сентиментализма. С позиции деизма осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. В сочинении «Рассуждение о начале и основаниях неравенства…», «Об общественном договоре» и др. Руссо выступал против социального неравенства, деспотизма социальной власти. Государство, по его мнению, может возникнуть только в результате договора свободных людей. Эстетические и педагогические взгляды выражены, в романе - трактате «Эмиль или о воспитании». Идеи Руссо изначально искажающих непорочного человека, оказали влияние на общественную мысль и литературу многих стран.

Классическая философия

Иммануил Кант (1724-1804). Родоначальник классической немецкой философии. Профессор университета в Кенингсберге. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. В развитой в 1770г. «критической философии» выступил против догматизма, умозрительной метафизики и скептицизма.

Георг Вильгельм Гегель (1770-1831).Немецкий философ, создавший объективно - идеалистическую теорию диалектики. Ее центральное понятие - развитие - есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли. Противоречие - внутренний источник развития. История - «прогресс духа в сознании свободы». Основные сочинения: «Феноменология духа», «Наука логики», «Основы философии права».

Людвиг Фейербах (1804-1872). Немецкий философ. Первоначально последователь Гегеля, затем подверг критике его философию. В центе его философии - человек, трактуемый, как биологическое существо, абстрактный индивид. Религию истолковывал как отчуждение человеческого духа. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому, посредством «религии любви». Основные сочинения «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего», «Сущность религии».

Серен Кьеркегор (1813-1855). Датский теолог, философ, писатель. Выделил три стадии на пути к Богу: эстетическую, этическую, религиозную. Защищал тезис о реальности христианства. Оказал влияние на датскую литературу, экзистенциализм и диалектическую теологию. Основные сочинения «Или или», «Страх и трепет», «Философские крохи», «Стадии жизненного пути».

Карл Ясперс (1833-1969). Немецкий философ, психиатр. Основную задачу философии усматривал в раскрытии «шифров бытия» - различных выражений трансценденции (непостижимого абсолютного предела бытия и мышления). Соотнесенность экзистенции и трансценденции прозревается человеком в так называемых пограничных ситуациях (страдание, борьба, смерть). Основные сочинения «Философия», «Истоки и цели истории», «Великие философы».

Мартин Хайдеггер (1889-1976). Немецкий философ. Развил учение о бытии в основе которого противопоставление подлинного существования и мира повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время»). Темы работ «позднего» Хайдеггера - происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия».

Альбер Камю (1913-1960). Французский писатель и философ. В пьесе «Калигула» выразил поиск мировоззренческих опор в лишенном смысла мире. В повести «Посторонний» герой воплощает фатальное бессилие овладеть потоком бытия. Бунт против законов мироздания отражается в его произведениях: роман-притча «Чума», философское эссе «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек». Публицистика: «Злободневные заметки», «Шведские речи». Обладатель Нобелевской премии. Творчество Камю стало выразителем трагического сознания 20в.

Зигмунд Фрейд (1856-1939). Австрийский врач-психиатр, психолог. Основатель психоанализа. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Принципы психоанализа распространил на различные области человеческой культуры. Основные труды «Толкование сновидений», «Психопаталогия обыденной жизни», «Лекции по введению в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и Оно».

Карл Густав Юнг (1875-1961). Швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии». Развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого (т.н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч мифов и сновидений. Цель психотерапии по Юнгу - осуществление индивидуальности личности. Оказал влияние на культурологию, сравнительное религиоведение и мифологию.

Эрих Фромм (1900-1980). Немецко-американский философ и социолог, главный представитель неофрейдизма. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма, марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием. Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь). Восстановление гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом. Основные сочинения: «Бегство от свободы», «Психоанализ и религия», «Революция надежды».

Артур Шопенгауэр (1788-1860). Немецкий философ, представитель волюнтаризма. В главном сочинении «Мир как воля и представление» сущность мира предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение от мира », аскетизм достигаются через сострадание, в состоянии, близком к состоянию буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-ой половины 19вв.

Фридрих Ницше (1844-1900). Немецкий философ, представитель философии жизни. Творческая деятельность: в «Рождение трагедии из духа музыки» противопоставил два начала бытия - «дионисийское» (жизненео-оргаистическое) и «апполоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В своих сочинениях выступал с анархической критикой культуры. В мифе о «сверхчеловеке» культ сильной личности сочетал с романтическим идеалом «человека будущего».

Эдмунд Гуссерль (1859-1930). Немецкий философ, основатель феноменологии. Стремился превратить философию в «строгую науку» посредством феноменологического метода. В дальнейшем обратился к идее «жизненного мира» как изначальному социально-культурному опыту, сближаясь с философией жизни. Оказал влияние на экзестенцианализм и антропологию.

Питер Чарльз Сандерс (1839-1914). Американский философ, логик математик и естествоиспытатель. Родоначальник прагматизма. Выдвинул принцип, согласно которому содержание понятия целиком исчерпывается представлениями о его возможных последствиях. Основатель семиотики. Работы по математической логике.

Джон Дьюи (1859-1952). Немецкий философ, один из ведущих представителей представитель прагматизма. Предложил «реконструкцию философии», чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятие и теория - инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип «обучении я посредством деланья» (формирование практических навыков).

Елизавета Петровна Блаватская (1831-1891). Русская писательница и теософ. Странствовала по Европе, Сев. Америке, М. Азии, Индии и Китаю. С 1860г. Устраивала спиритические сеансы в России. Уехав в США в 1873г. Печатала в Американской прессе статьи по спиритизму, приняла американское гражданство. Под влиянием индийской философии основала в 1875г. В Нью-Йорке Теософическое общество. В 1878 уехала в Индию, где также основала Теософическое общество. Главные сочинения «Разоблаченная Исида», «Тайная доктрина».

Карлос Кастанеда (1935). Американский философ и антрополог. О своем пути к «Тайному знанию» рассказал в многочисленных беллетристических произведениях, в т.ч «Учение Дона Хуана: путь к познанию индейцев Яки».

Огюст Конт (1798-1857). Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал, как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом. Наука по Конту не познает сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук. Основные сочинения: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».

Герберт Спенсер (1820-1903). Английский философ, основатель органической школы в социологии; идеолог либерализма. Развил учение об общей эволюции; в этике - сторонник утилитаризма. Внес огромный вклад в изучение древней культуры. Основное сочинение «Система синтетической философии».

Томас Кун (1922). Американский философ, и историк науки. Выдвинул концепцию научных революций как смены парадигм - исходных концептуальных схем, способов постановки проблем и методов исследования. Дал критику неопозитивистскому пониманию науки.

Мишель Поль Фуко (1926-1984). Французский философ, один из основоположников структурализма. Создатель концепции «археологии знания».

Тейяр Де Шарден (1881-1955). Французский философ, палеонтолог, теолог. Развил теорию «Христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом. Оказал влияние на обновление доктрины католицизма.

Альберт Швейцер (1875-1965). Немецко-французский философ, теолог и миссионер, врач, музыковед и органист. Организовал госпиталь в Ламбране (Габон). Исходный принцип мировоззрения Швейцера - «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Нобелевская премия мира.

Ханс Георг Гадамер (1900). Немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины 20 в. Труды по истории философии, эстетике и философии истории. Основное сочинение «Истина и метод».

Поль Рикер (1913). Французский философ, сочетающий принцип феноменологии с экзистенцианализмом и персонализмом. Труды по этике, эстетике, истории философии.

Русские философы

Эвальд Васильевич Ильенков (1924-1979). Российский философ и публицист. В отталкивании от официальной идеологии и попытался вернуться к «подлинному» Марксу. В середине 1950 гг. стал центром кружка оппозиционно настроенных молодых философов.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990). Российский философ. Учился и работал в Москве. «Сократический » характер философствования наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях, которые он читал в ВУЗах Москвы и других городов. Основные сочинения «Формы и содержание мышления», «Символ и сомнение», «Классические и неклассические идеалы рациональности», «Как я понимаю философию», «Картезианские размышления».

Александр Моисеевич Пятигорский (1929). Российский философ, исследователь индусской мифологической философской традиции. Книги «Символ и сознание», «Избранные труды», «Мифологические размышления». Интеллектуальный роман-биография «Философия одного переулка».

Николай Александрович Бердяев (1874-1945). Религиозный философ. Издавал философско-религиозный журнал «Путь». От марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенцианализма и персонализма. Свобода, дух, личность противопоставляется им миру объектов, в которых царствует зло, страдание, рабство. Основные сочинения «Смысл творчества», «Миросозерцание Достоевского», «Философия свободного духа», «Русская идея», «Самопознание».

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Российский философ, поэт, публицист. Преподавал утопический идеал всемирной теократии. Оказал большое влияние на русскую религиозную философию. Идеи Христианского платонизма переплетаются с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф.В. Шеллинга.

Вячеслав Семенович Степин (1943). Российский философ, академик РАН. Труды по теории познания, философии и истории науки, философской антропологии.

Иван Александрович Ильин (1882-1954). Российский философ, правовед, публицист. В философии Гегеля видел систематическое раскрытие религиозного опыта пантеизма, как учения о конкретности Бога и Человека. Автор нескольких сотен статей и свыше 30 книг, в том числе «О сопротивлении злу силою».

Владимир Иванович Вернадский (1863-1865). Российский философ, естествоиспытатель. В центре его научных и философских интересов - разработка целостного учения о биосфере и живом веществе, взаимоотношение природы и общества.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1860). Российский философ, поэт, публицист. Один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику сочеталось у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал за отмену крепостного права, смертной казни. Стихотворные трагедии «Ермак» и «Дмитрий самозванец», лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом.

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). Российский религиозный философ, литературный критик и публицист. Один из основоположников славянофильства. В отходе от религиозных начал и утрате духовной ценности видел источник кризиса «европейского просвещения». Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики.

Павел Александрович Флоренский (1882-1937). Российский религиозный философ, Богослов. В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной традиции» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В работах 20-х гг. стремился к построению «конкретной метафизики».

Лев Платонович Карсавин (1882-1952). Российский религиозный философ, историк. Опираясь на принцип всеединства В.С. Соловьева, стремился к созданию целостной системы христианского миросозерцания.: «Философия истории», «О личности».

Лев Шестов (1866-1938). Российский философ и писатель. В своей философии, насыщенной парадоксами и афоризмами, Шестов восстал против диктата разума (общезначимых истин) и гнета общеобязательных нравственных норм над суверенной личностью. Основные сочинения: «Апофеоз беспочвенности», «Умозрение и откровение».

Теодор Ильич Ойзерман (1914). Российский философ, академик РАН.

Основные труды по истории западноевропейской философии, а также по теории историко-философского процесса. Обладатель Государственной премии СССР.

Бонифатий Михайлович Кедров (1903-1985). Российский философ, химик, историк науки, академик АН СССР. Основные труды по материалистической диалектике, философским вопросам естествознания, науковедению, классификации наук.

Алексей Федорович Лосев (1893-1989). Российский философ и филолог. В русле традиций Платона и неоплатонизма, диалектики Шеллинга и Гегеля разрабатывал проблемы символа и мифа, диалектики художественного творчества, особенно античного восприятия мира. Основные труды по античной эстетике. Обладатель Государственной премии СССР.

Борис Петрович Вышеславцев (1877-1854). Религиозный философ, профессор Московского Университета. Труды по этике, истории русской философии. Нравственные ценности и свободы видел в христианском учении о «благодати» как преображении подсознательных мышлений. Основное сочинение: «Этика Преображенского Эроса».

Философы ХХ века

Теодор Адорно (1903-1969). Немецкий философ, социолог, музыковед. Представитель франкфуртской школы. Выступил с критикой культуры и общества и идеями «отрицательной диалектики». Вместе с сотрудниками провел исследование «авторитарной личности» как социально-психологичкской предпосылке фашизма.

Карл Раймунд Поппер (1902-1994). Философ, логик и социолог. Свою философскую концепцию - критический рационализм построил как антитезу неопозитивизму. Выдвинул принцип фальсифицируемости, служащий критерием демаркации - отделения научного знания от ненаучного. Теория «трех миров» Поппера утверждает существование физического и ментального миров, а также мира объективного знания. Основные сочинения: «Логика научного исследования», «Открытое общество и его враги», «Предположение и опровержение».

Анри Бергсон (1859-1941). Французский философ. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, - жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция. Структура ее - длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности - материя, сознание, память, дух. Основное сочинение «Творческая эволюция».

Мартин Бубер (1878-1965). Еврейский религиозный философ и писатель, близкий к диалектической теологии и экзистенцианализму. Центральная идея философии Бубера - бытие как «диалог». (Между человеком и Богом, между человеком и миром).

Арнольд Гелен (01904-1976). Немецкий философ, один из основателей философской антропологии как специальной философской дисциплины. Основное сочинение: «Человек. Его природа и положение в мире».

Вильгельм Дильтей (1833-1911). Немецкий философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе, интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры.

Рудольф Карнап (1891-1970). Немецко-американский философ, логик. Ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Развил теорию логического синтеза языка науки, дополненную поздней семантической теорией.

Уиллард ванн Орман Куайн (1901-1980). Американский философ, математик, логик. Представитель неопрагматизма, или логического прагматизма. Труды по построению аксиоматической системы, включающий логику классов, логической семантике и модальной логике, философии математики.

Эманюэль Левинас (1906). Французский философ. Испытал влияние Э.Гусерля и М.Хайдегера по влиянию религиозной традиции иудаизма. Основой философии считал этику, ее центральное понятие у Левинаса - «другой» и встреча с «другим».

Жак Маритен (1882-1973). Французский религиозный философ, ведущий представитель неотомизма. Видел путь к преодолению морального и социального хаоса, вызванного, по его мнению, субъективизмом нового времени в сфере веры, мысли, чувства.

Габриэль Оноре Марсель (1889-1973). Французский философ, драматург, литературный критик. Основоположник католического экзистенцианализма. Подлинный мир бытия противостоит неподлинному миру обладания. В основе драм Марселя лежат религиозно-моральные конфликты: «Расколотый мир», «Жажда», «Рим больше не в Риме».

Эмманюэль Мунье (1905-1950). Французский философ, основатель и глава французского персонализма. Путь освобождения человечества видел моральном обновлении, духовной революции. Сторонник христианского социализма.

Бертран Рассел (1872-1970). Английский философ, логик, математик, общественный деятель. Основоположник английского ноерелиализма. Развил дедуктивно-аксиоматический метод построения логики в целях логического обоснования математики.

Пауль Тиллих (1886-1965). Немецко-американский философ, протестантский теолог. Представитель диалектической теологии. Стремился к созданию идеальной теологии культуры, примирению разума и откровения.

Мигель Де Унамуно (1864-1936). Испанский писатель, философ, представитель экзистенцианализма. В центре его философии - образ Дон Кихота, выступающий как «душа Испании», воплощение трагического чувства действительности. Основные темы художественных произведений - любовь, смерть, одиночество, богоискательство.

Джон Остин (1911-1960). Английский философ, представитель лингвистической философии. Основную цель исследования видел в прояснении выражений обыденности языка.

Освальд Шпенглер (1880-1936). Немецкий философ, историк. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов», выражающий коллективную «душу» народа и проходящих определенный внутренний жизненный цикл. Главное сочинение «Закат Европы».

Давид Фридрих Штраус (1808-1874). Немецкий теолог и философ-младогегельянец. В сочинении «Жизнь Иисуса» отрицал достоверность Евангелий, считал Иисуса исторической личностью. В дальнейшем склонялся к пантеизму.

Джордж Герберт Мид (1863-1931). Американский философ, представитель прагматизма; социальный психолог, основатель т.н. символического интеракционизма. Формирование человеческого «Я», по Миду, отражает структуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли.

Джон Стюарт Милль (1806-1873). Английский философ. Идеолог либерализма. Последователь Конта. В «Системе логики» разработал методы индуктивного исследования, трактуя их как общие методы науки. В этике соединял принцип эгоизма и альтруизма.

Бернард Бозанкет (1848-1923). Английский философ, представитель неогегельянства, последователь Ф. Бредли. Автор «Философской теории государства».

Подобные документы

    Античная философия. Средневековая философия. Философия эпохи Возрождения. Философия Нового времен. Философия XIX-XX веков. Философы, годы жизни, основные труды. Основные проблемы, понятия и принципы. Сущность главных идей.

    контрольная работа , добавлен 05.04.2007

    Философия французского Просвещения: общая характеристика и основные проблемы и отличительные черты. Анализ концепций человека и общества в трудах выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Описание социально-философского значения французского Просвещения.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2010

    Общее понятие, предмет и функции философии. Характеристика и особенности античной философии, философских учений, развивавшейся в древнегреческом и древнеримском обществе. Философские идеи и мировоззрение представителей эпохи Возрождения и Нового времени.

    реферат , добавлен 09.11.2010

    Проблемы и направления философии Нового времени. Рационализм и его представители: Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Фр. Бэкон - родоначальник эмпиризма. Учение о происхождении государства Т. Гоббса. Философия эпохи Просвещения: специфика и направления.

    презентация , добавлен 11.01.2015

    Развитие философии в западной Европе в XVI-XVIII веках. Формирование философского мышления Нового времени. Противоречие между рационализмом и эмпиризмом философии Нового времени. Английские корни эпохи Просвещения. Французский материализм ХVIII века.

    реферат , добавлен 13.05.2013

    Общая характеристика эпохи средневековья. Принцип примата веры над разумом как основная мысль патристики. Ранняя и поздняя схоластика. Причины упадка философии средневековья. Учения о человеке раннего Возрождения. Социальная философия Возрождения.

    реферат , добавлен 03.01.2010

    Учение об общих законах и ценностях общественного бытия. Поиск высших ценностей. Философия Древнего Китая и Древней Индии, Средневековья, Нового времени и эпохи Просвещения. Духовная жизнь общества. Философское понимание мира: бытие, материя, сознание.

    тест , добавлен 25.05.2009

    Основания для классификации философского знания. Особенности формирования философии Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени. Понятия классической немецкой и восточнославянской философии. Марксистско-ленинская и неклассическая философия.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2011

    Философия эпохи Просвещения как один из важных этапов в развитии западноевропейской философской мысли, во многом повлиявшей на характер новых философских течений в XIX веке. Безграничная вера в науку и в разум, счастье людей и общественное благополучие.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Характеристика и отличительные признаки эпохи Средневековья, теоцентризм как главное философское течение того времени. Этапы и способы проведения процесса секуляризации. Джордано Бруно, его учение о гелиоцентическом устройстве мира. Теория Н. Кузанского.