Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи - создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь - у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели - храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе . Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое - люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке - ее память празднуется 15 мая. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой . Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса - зеленый мрамор, из Ясоса - красный, из Фригии - розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное - жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней - мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина - 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса - изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части - нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур - Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева - Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд - это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.

Друзья, всем привет!

То что главная достопримечательность Стамбула с наружи похожа на турецкую баню не удивляет. Этой версии Собора Святой Софии (тезке Софиевского собора в Киеве) по меньшей мере 1500 лет.

А сколько за это время было обрушений главного купола и соседних меньшего размера во время землетрясений, повлекший за собой бесчисленное количество реставраций, не берется сосчитать даже Википедия.

Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.

Теперь, с 1935 года его используем мы, туристы, как объект для восхищения. В 2015 году Собор Святой Софии Стамбул был признан самым популярным объектом для посещений в Турции .

Ну, а чтобы вы просто так глазами внутри не хлопали и, не дай бог, за 15 минут его обежали и скрылись в клубе пыли в направление следующей достопримечательности Стамбула, я и расскажу о самых основных моментах истории, посещения и на что нужно обязательно обратить свой взгляд во время экскурсии.

Поехали!

Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об истории создания какого-либо объекта можно прочитать в энциклопедии, но так ничего толком и не уяснить. А уж проследить мотивацию тех или иных исторических личностей – задача, без должного исследования, неподъемная.

Я не буду вдаваться в детали, а лишь набросаю контуры событий, чтобы вы понимали, что за чем и откуда ноги растут. Если вам нужны более откровенные пассажи, то этого добра полно в интернете, а также на лекциях «профессиональных» экскурсоводов в самом Соборе. На крайняк, можно взять аудиогид. Благо даже есть и на русском.

Итак, жил был царь и было у него два сына… Нет, так мы точно к обеду не закончим.

Кто за кем и историческая справедливость

Тот вид здания из красного кирпичика, которое мы видим сегодня было заложено византийским императором Юстинианом I, на месте 1-й версии собора от императора Константина, которая не пережила пожары и восстания.

Вплоть до 1520 года – это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор .

Первый крупнейший разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма, благодаря стараниям участников Четвертого Крестового поход . Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Сохранилось ли захоронение не известно.

Но 1261 год все расставил на свои места и церковь вновь отошла к ортодоксальным христианам до 1453 года, когда власть в свои руки в Константинополе на этот раз взяла уже Оттоманская империя.

Говорят, что султан Мехмет II буквально на пороге святыни сделал выбор между «сравнять с землей» и «пристроить 4-ре минарета» в пользу созидания, а не разрушения и выделил баснословные суммы на восстановление.

Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили штукатуркой.

До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета (отдельная статья здесь ), Собор Святой Софии был первой мечетью государства.

Действующей же она оставалась до 1931 года , когда по приказу Ататюрка была превращена в музей и после 4-х лет реставрации стала доступна для публичных посещений.

Пройдемте во внутрь

Итак, после вашего первого обманчивого впечатления о наружном дизайне собора, будьте готовы открыть рот, как только попадете во внутрь. Мое первоначальное впечатление было немного сглажено нагромождением лесов по левую руку, но тем не менее, зрелище захватывающее.

Ощущение такое, что попал в параллельную реальность, неземное творение космических инженеров или, по крайней мере, парящий купол нереальных размеров. Сама обстановка, огромная сводчатая крыша, увенчанная по кругу десятками окон и массивные колоны на фоне невероятно красивого мраморного пола заставляют тебе на минут забыть о будничной суете, а также, хотя бы здесь, отключить действие земного притяжения, чтобы наконец испытать чувство полета!

Для меня это было единственное место, где я действительно был готов упасть и удариться о земь, признавая тот факт что только какие-то ангелы могли соорудить такую неземную конструкцию.

К тому же, по историческим выкладкам, именно здесь происходила коронация византийских императоров, так что мест явно сохранило атмосферу помпезности и величия. Да и наличие практически в центре собора места именуемого «Пуп Земли» тоже обязывает к уважению.

Видеть всем, вне зависимости от возраста, размера заработной платы, личных убеждений и отношения к религии. Но для ощущения погружения просто необходимо, чтобы в соборе было как можно меньше людей. Это просто must be! Поэтому не поленитесь хотя бы сюда прийти пораньше.

Это в Голубую мечеть или дворец Топкапы можно втиснуться наравне с раззадоренной толпой, пахнущей шаурмой и непрестанно клацающими своими фотоаппаратами. Здесь в Соборе Святой Софии просто необходима интимность. Иначе ничего не будет. Сорри!

На что смотреть

Тут, конечно, я задам лишь ориентиры. Как поступать дальше дело ваше. Возможно вы придете сюда с аудиогидом, экскурсоводом или в сопровождение со знакомыми турками, которые и будут вводить за нос вас в курс дела. Но я бы рекомендовал подготовиться заранее и прийти в одиночестве, чтобы никто не зудил вам на ухо со своими: «…оттоманский архитектор Минамар Синах пристроил к собору… и т.д.».

На входе

Пропустив пятиминутное забвение, стоит перейти к деталям.

Первым делом обратите внимание на сам пол! Что это? Мраморная доска?

Такого великолепного качества работы даже не знаю, где и поискать. Я бы себе на дачу заказал.

Вторая деталь бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.

Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3мм в день. Ну это также как и многотонные блоки рабы в набедренных повязках в команде с неунывающими буйволами затаскивали на неподъемные вершины.

Третий этап прозрения – это коринфские колоны . Как сообщают историки, они были завезены в Константинополь из Баальбека, Либана. Кстати, то еще место в плане изучения.

Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.

К сожалению, у меня не получилось добраться к алтарю. Его уже успела взять в плен группа навязчивых туристов с подозрительным ленинским прищуром. Что они там выкрикивали я так и не понял, но звучало не дружелюбно…

Нижняя галерея

Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.

Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте». Это работа наждаком как минимум (а они тогда были), а может и вообще токарное производство.

Кстати, в северо-западной части собора есть «Колона желаний» . Там есть специальное отверстие для пальца, который нужно вставить и повернуть на 360 градусов. Если палец не отвалится, то будет вам счастье и здоровье))

К колоне мы не пошли, так как ее уже окуппировала группа китайских туристов. А это беда. Пока все 30 человек руки себе не повыкручивают ничего сфотографировать вам не удастся.

Если вы закончили любоваться игрой света и красок, то можете пройти на второй этаж. Отсюда вид будет еще более захватывающий.

Верхняя галерея

На второй этаж ведет шикарная лестница. Здесь можно полюбоваться храмом в относительной тиши и сделать шикарные снимки.

Но всему мешают различные вопросы сыплющиеся на вас со всех сторон. Вот кто вообще смог изваять такие двери и как их сюда установили. Как вы думаете? Сколько они весят?

Кстати, вот и еще одна загадка с 1-го этажа. Обратите внимание на вот эти кованно-деревянные двери с мраморными косяками, которым уже 1500 лет. Вот чему бы надо поучиться сегодняшним строителям.

А вот и восстановленные фрески, демонстрирующие сюжеты священных писаний и их главных героев. Смотрится очень богато и торжественно.

Каждая деталь внутри храма будь-то колона, будь-то люстра или какой-либо узор, все выполнено с высочайшим профессионализмом и заслуживает, как минимум внимания, ну а как максимум обожествления.

Ходить и любоваться внутренним убранством можно часами, но я вам напомню, что после 10 часов утра на собор начинается организованная атака организованных групп туристов. Вы должны скрыться до их появления, иначе затопчут!

На территории собора

После того как вы окажитесь на территории храма, я рекомендую сразу проходить во внутрь для ознакомления с основной программой посещения. Уже после визита вы можете прогуляться по внутренней территории и посмотреть еще кое-что.

Если обойти музей справа, то вы попадете в мавзолеи султанов . Честно говоря, о такой возможности я узнал уже позже, поэтому никаких данных предоставить не могу.

Также во внутреннем дворике есть несколько саркофагов, поваленных колон и некоторые фрагменты архитектурных строений. Обратите внимание на колоны, такое ощущение, что они просто собраны из пластов и склеены непонятным составом.

Также здесь есть кафе, туалет и сувенирный магазин. Кстати, цены в кафе при государственных музеях (которые вы будите посещать по Museum Pass Istanbul ) идентичны. Вот расценки на напитки.

Где находится храм Святой Софии

Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: и , Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.

Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий.

Для ориентации на местности я рекомендую статью . Ну а если в двух словах, то вам нужен только трамвай Т1 и немного силы в ногах, чтобы перемещаться между всеми самыми популярными достопримечательностями Стамбула и вашим потенциальным местом проживания .

О транспорте Стамбула смотрите .

Для ориентации на местности вот вам карта Google maps .

Как попасть в Айю Софию

На первый взгляд, ни каких проблем. Купил и билет и валяй, наслаждайся. Но все таки есть пару нюансов.

Дело в том, что в сезон, очереди в этот самый популярный музей Стамбула пугают. Тут есть 3 варианта решения проблемы:

  • прийти к открытию
  • купить карту Museum Pass Istanbul. Зачем? Читаем
  • воспользоваться услугами частного гида.

Частные гиды шныряют вокруг Собора в поисках добычи. Поэтому вы вполне можете рассчитывать встретить сразу нескольких молодых людей, предлагающих вам экскурсию. Кстати, помимо самой экскурсии (есть и на английском, есть и на русском), они еще могут и провести без очереди. Цен не знаю, не пользовался.

Но если вас все же интересуют экскурсии на русском языке (а не вольная интерпретация от турецких сограждан) от наших соотечественников, то я рекомендую посмотреть здесь .

Тут все официально и без необходимости посещать после экскурсии местные лавки ковров и ювелирных украшений.

Информация для посетителей

Режим работы 09:00 – 17:00, а летом с 15 апреля по 25 октября до 19:00. Кассы и вход в музей закрываются за час до закрытия.

В летнее время музей открыт все дни недели, а выходной в понедельник будет только в зимний период!

Стоимость 60 лир за взрослый билет. Дети до 12 лет бесплатно, но только при наличие подтверждающего возраст документа.

Если вам интересно не просто билет, а включенная в него обзорная экскурсия по собору, тогда лучше купить его здесь . Но сразу предупрежу — тур на английском языке.

Лично я рекомендую покупать карту Musseum Pass Istanbul за 185 лир (новая цена с 1 октября 2018 года вместо 125 лир), которая действует 5 дней. Отбить карту очень легко посещение только Собора Святой Софии и дворца Топкапы. К тому же везде вы будите проходить без очереди.

индивидуальных туров. Если вас 2-4 человека, то выходит даже дешевле, чем у официальных турагенств и не мне вам говорить на сколько это увлекательнее.

Для покупки авиабилетов в Стамбула, заказа трансфера и подбора отеля зайдите на страничку . Там есть все))

Ну и небольшое видео о пользе Музейной карты!

Ярких эмоций и увлекательных поездок!

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Турцию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 60 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.