Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

История России

Круглый стол «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года»: подводим итоги

Сто лет назад в истории нашей страны произошел настолько резкий перелом, что до сих пор не удалось вполне осмыслить его последствия. Возможно, поэтому до сих пор в российском обществе не появилось единой точки зрения на события 1917 года. Особенно сложно учителям, ведь на уроках истории закладывается гражданская позиция учеников, а неверно истолкованный факт искажает представления о прошлом.

Есть надежда, что 2017 год наконец приведет российское общество к примирению. Чтобы помочь учителям истории переосмыслить события Великой российской революции, Российское военно-историческое общество совместно с издательством «Дрофа-Вентана» провели круглый стол на тему «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года». Мероприятие прошло 24 января в Москве, в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря.

Несмотря на то, что тема революции и Гражданской войны является одной из самых сложных в курсе отечественной истории, учителям нечасто удается выслушать мнение экспертов. Среди посетителей прямой трансляции с мероприятия было много преподавателей истории, и именно они приняли наиболее активное участие в дискуссии.

Обсуждение началось с важного компромисса. Историко-культурный стандарт требует называть события 1917 года Великой российской революцией, однако настоятель Высоко-Петровского монастыря заранее попросил организаторов - Российское военно-историческое общество и издательство «Дрофа-Вентана» - убрать из названия круглого стола слово «великая». В письменном обращении к собравшимся настоятель выражает благодарность за понимание:

Нам, православным, трудно было бы работать, если бы в названии круглого стола оставалось это определение. Для Русской православной церкви события 1917 года остаются национальной трагедией.

Рассказал собравшимся, что сам он был рожден в эмиграции и своими глазами видел, какой трагедией для российского народа стал раскол:

Нас с детства учили тому, что родную страну мы никогда не увидим. Казалось, что разделение на «белых» и «красных» теперь навечно. Но мы еще несли в себе это счастье - быть русским человеком.

По мнению владыки, попытки отрешиться от веры и создать порядок, который обещает всему человечеству счастье, обречены закончиться реками крови, как это было во Франции в 1789 году. А 2017 год для православного мира может стать праздником восстановления церковного уклада в жизни россиян.

Однако, несмотря на компромисс, российская революция по праву может считаться великой, отметил научный директор РВИО, советник Министра культуры РФ Михаил Мягков . Как председатель круглого стола, Мягков пояснил, что следует забыть об эмоциональной окраске термина и принимать во внимание только масштабы событий и глубину последствий:

Хотя события 1917 года до сих пор вызывают у граждан противоречивые оценки, нельзя не согласиться, что попытка построения на земле нового справедливого общества изменила путь России и повлияла на ход мировой истории. Нам нужно увидеть в событиях 1917 года силу человеческого духа и боевой героизм.


Среди историков единого мнения относительно термина «великая» нет. Профессор МГИМО Виктория Уколова отметила, что термин «великая» был введен по аналогии с Французской революцией, только вот во Франции уже не принято называть буржуазную революцию великой, так что мы снова немного «не в тренде». С другой стороны, только после 1917 года российские рабочие получили ряд гражданских прав, и их условия жизни значительно улучшились. Революция дала мировой культуре чудо русского авангарда, посадила всех российских детей за парты: это ли не великие свершения? К тому же, подчеркивает Уколова, к 1917 году Российская империя уже была на пороге саморазрушения, революции было не избежать. Наша революция - это естественный процесс, возымевший неестественное, жестокое выражение. Выступление окончилось эффектной цитатой из Уинстона Черчилля: «Россия пошла ко дну, когда впереди уже был виден порт. С победой в руках она рухнула на землю».


И все же, термин «великая» применительно к революции 1917 года многим экспертам кажется сомнительным. Доктор исторических наук Владимир Булдаков отметил, что пока ни о каком примирении между бывшими «красными» и «белыми» речи идти не может:

Нас призывают жить дружно, помнить о кровавых жертвах, с другой стороны - требуют называть великой революцию, которая была великой трагедией длиной почти в сто лет.

Парадокс: европейские классические революции способствовали внутренней консолидации, сплочению нации, а у нас вызвали глубокий раскол общества.

Что касается предпосылок революции и состояния Российской империи в начале 20 века, историк призвал собравшихся критически относиться к статистическим данным: Россия - слишком большая страна, и никакие средние показатели здесь не работают. Важно понять, что просто так никто не пойдет свергать власть, и никакой заговор не поднял бы людей на восстание, если бы не было недовольства царской властью. Февральскую революцию Булдаков назвал «бабьим бунтом»: это была просьба о хлебе и мире, а не мечта о социализме.

Разговор о революции - это разговор об ответственности авторитарной власти в период модернизации, - подчеркнул Булдаков, - А проблем в трактовке событий можно избежать, если основываться только на строгих фактах.


Почетный профессор МГОУ Олег Волобуев защитил термин «великая», опираясь на исторический факт:

Этот термин появился вместе с самой революцией, а не с введением историко-культурного стандарта. Мы всего лишь его восстановили. В 20-е и 30-е годы он был широко распространен, в том числе и на Западе, и все понимали, что речь идет о величии в смысле последствий, а не об эмоциональном восприятии событий.

По мнению Волобуева, не стоит вкладывать в научный термин наших симпатий и антипатий. Надо и учащимся на уроках истории объяснять, что мы имеем в виду, когда говорим «великая российская революция».

С большим вниманием собравшиеся выслушали доклад доктора филологических наук Александра Маркова «Примирение как часть истории понятий»: чтобы достичь примирения во мнениях, нужно понять, чего именно мы хотим добиться.

Часто в мире примирение понимается как перемирие: все останавливают войну, но при этом остаются при своем мнении. Изначально слово «примирение» служило синонимом благожелательности: именно благожелательность воспринималась как путь выхода из состояния вражды.


Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий высказал парадоксальную мысль:

Примирение невозможно, потому что революция как таковая еще не закончилась.

По залу пробежал удивленный вздох, а спикер продолжил:

С революциями всегда так: сложно понять, с чего они начались и чем завершились. Если судить по нашим сегодняшним речам, то совершенно ясно, что мы застряли в фазе реставрации. Для нас по-прежнему эта тема остра и болезненна. Сейчас, даже если мы поставим рядом с каждым памятником Ленину по памятнику примирения, все равно единства не достигнем (известно, что в 2017 году планируется установить в Крыму памятник Примирения, призванный сплотить сторонников разных точек зрения на революцию).

Как же достичь примирения? Прежде всего, нужно осознать, что 1917 год - дело прошлое, «белых» и «красных» давно нет на свете, и нам не стоит идентифицировать себя с ними. Не о чем больше мириться, все прошло.

После таких эмоциональных выступлений у аудитории появилось множество вопросов: спикеров не отпускали более получаса, с жадностью дискутируя и высказывая мнения. Наиболее активны были учителя истории: советы экспертов помогут им грамотно подать факты о революции и гражданской войне.


Многие учителя высказали сомнение: стоит ли объединять события февральской и октябрьской революции воедино? Все-таки разные цели, разная суть явлений. На это эксперты ответили однозначно: февраль и октябрь, революция и гражданская война тесно связаны, они - части одного и того же исторического процесса, поэтому мы объединяем их под одним термином и в школах преподаем как единую цепь событий. Историки привели много аргументов в пользу такого подхода.

В числе прочего, было высказано мнение: не пора ли открыть обществу всю правду и покаяться в содеянном? На это ответил Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил :

Когда мы говорим о правде, мы говорим о Боге и о жертве. В 1917 году Россия понесла огромную жертву: эта жертва и есть дань перед Богом и человечеством. Сейчас каждый из нас должен лично осмыслить все произошедшее, а общественного покаяния вообще не бывает, бывает только личное. Самое главное, чтобы мы перестали наступать друг на друга и враждовать о прошлом.

Итак, все участники круглого стола, даже те, кто сомневается в возможности примирения, сходятся на том, что в противостоянии «белых» и «красных» пора поставить точку. Для этой цели хороши разные средства: обращение к строгим фактам, установка памятника или личное покаяние. Важно, чтобы по истечении ста лет в обществе появилось ощущение, что гражданская война прошлого века осталась далеко позади.

Александра Чканикова

Библиотечно-информационный комплекс (БИК) приглашает на виртуальную выставку, посвященную 100-летию Октябрьской революции 1917 года в России.

На виртуальной выставке представлена и литература советских времен, и современная, отражающая диаметрально противоположные взгляды авторов на события 100-летней давности.

В 2017 года мы отметим 100-летие Октябрьской социалистической революции. Год столетия революции — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Трагичная и великая одновременно, история страны нашей запечатлена в памяти народной, в подвигах и свершениях многонациональной общности людей, объединенных великими идеями Мира, Равенства, Братства, Счастья народов земли, в художественных произведениях всех жанров, видов искусства, в достижениях и открытиях, позволивших реализовать самые смелые мечты.

Близится 7 ноября 2017 года, и чем ближе эта дата, тем ожесточеннее становятся споры, тем шире спектр мнений и оценок событий столетней давности. Как правило, участники таких споров немедленно занимают две противоположные позиции.

Одни приводят доказательства, указывающие на историческое значение Октябрьской революции 1917 года, другие стремятся аргументированно показать, что ничего особенного с исторической точки зрения не происходило и это событие можно поставить в ряд с другими вооруженными восстаниями и переворотами, которых история человечества насчитывает не один десяток. Нередко можно услышать мнение, что Октябрь - это «бесчеловечная трагедия», ответственность за которую лежит на большевиках. Следует отметить, что практически во всех диспутах явно или неявно присутствует вопрос: в каком ключе будет отмечаться это памятное событие в нашей стране, не пройдет ли оно так же «незамеченным», как в последние десятилетия? Почему «спорщики» постоянно выдвигают противоположные мнения, из которых практически невозможно определиться с этим вопросом?

После Февральской революции и свержения Николая II власть в Российской Империи перешла к Временному правительству во главе с Керенским. В стране возникла неопределенность. На фабриках и заводах, в армии начали стихийно образовываться Советы, которые впоследствии сыграли ключевую роль. Эту роль первым обозначил В.И. Ленин в известных «апрельских тезисах»:

«Создание республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней зарплаты хорошего рабочего. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны Совета рабочих депутатов. Переход к контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов».

Именно эти тезисы после событий Октября 1917 года стали фундаментом для возведения в России нового типа государства, основанного на социалистическом владении собственностью и ведущей роли пролетариата (угнетаемые слои общества), который сам создает и контролирует власть. На политической карте мира появились буквы РСФСР, а позже - СССР.

Следует не «забывать», как это присуще практически всем «спорщикам», что построением нового типа общества руководила партия большевиков, опиравшаяся на революционную теорию, известную под названием «марксистская теория». Новое государство - Страна Советов - выдержало беспрецедентно жестокую схватку с внутренними врагами, вступившими в сговор с интервентами стран Антанты (Гражданская война). «Коммунистические идеи» стали распространяться по всему миру, коммунистические партии были образованы в большинстве стран.

Даже в сердце капиталистической Америки известный писатель Джон Рид, свидетель и участник Октябрьской революции 1917 года, организовал Коммунистическую рабочую партию. В своей книге об Октябрьской революции - «Десять дней, что потрясли мир» - писатель отразил «изумительное чувство свободы» и понимания со стороны обычных людей, отметил, что мир полностью изменился и люди сами изменились. Результаты этой революции превзошли ожидания всего мирового сообщества.

Гигантский шаг в развитии России от «лапотной» до «сверхдержавы» сегодня никто не подвергает сомнению. Однако в вопросах влияния Октября на события в жизни народов всего мира по-прежнему можно встретить самые разные суждения.

Американский режиссер Оливер Стоун, специализирующийся на съемках документальных фильмов о важных исторических событиях в мире и создавший известный фильм «Украина в огне», о событиях 1917 года высказывается следующим образом:

«После революции 1917 года в России американцы были напуганы, опасались влияния идей большевиков на рабочий класс в США. Во власти и деловых кругах отношение к революции было негативным с самого начала, и это никогда не менялось. В годы правления президента Вудро Вильсона США направляли войска в Россию, чтобы разгромить революционеров. Америка признала СССР только в 1933 году при Франклине Рузвельте».

О влиянии Октябрьской революции на последующее мироустройство пишет и главный печатный орган британских коммунистов - газета «Morning Star»:

«Вклад коммунистов стал ключевым, они были на передовой в освободительной борьбе в Китае, Вьетнаме, на Кубе, в Южной Африке и многих других странах. Под влиянием социалистического лагеря прошли антиколониальные движения во всем мире. Соцлагерь их обеспечивал всем - от дипломатической поддержки в ООН, до финансирования и поставок оружия, когда это было необходимо».

В настоящее время некоторые политики и философы пытаются объяснить факт Социалистической революции не как закономерное развитие общественных отношений, а как исключительное, сугубо российское явление, как результат заговора кучки большевиков. В своих объяснениях такие теоретики тщательно избегают понятия «классовая борьба» (общественная категория). Естественно, в данной статье мы не имеем возможности подробно остановиться на этом понятии, однако заметим, что классовая борьба возникла объективно и существует издавна, проявляясь в различных исторических формах.

Достаточно вспомнить восстание итальянских рабов, руководимое Спартаком, которое в античные времена было, как утверждают историки, самым мощным организованным выступлением угнетенных и нанесло сильнейший удар по господствовавшему рабовладельческому строю.

Историки могут перечислить десятки крупных крестьянских восстаний в Российской Империи, множество буржуазных революций в других странах. Конечно, большинство этих восстаний и революций терпели поражение, но идеи «свободы, равенства, братства» никуда не исчезали и приносили новые плоды. Действительно, казалось бы, что надо людям? Человечество развивалось и двигалось вперед, все шло своим чередом - а «бунты» не прекращались. Мыслители прошлых веков не раз искали этому причину.

Нашли. Оказалось, что во всех предыдущих общественно-экономических формациях неизменным оставалось классовое разделение людей, менялись формы, но суть эксплуатации и угнетения одних другими оставалась неизменной. Рабовладельцы сменялись феодалами, феодалы - помещиками и капиталистами.

Октябрьская революция существенно изменила такое положение в общественной жизни людей. Впервые в революционной борьбе масс была поставлена задача построения нового, бесклассового общества. Руководство решением такой задачи взяла на себя партия большевиков, опираясь на определенную революционную теорию. В данной статье мы не имеем возможности остановиться подробно на этой теории, отметим только, что эта теория опирается на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский социализм.

Таким образом, далеко не полный и не углубленный обзор исторических событий, связанных с Октябрем 1917 года, подтверждает положение: Октябрьская революция - это событие мирового масштаба. Это также означает, что 100-летие этого события будет отмечаться народами всего мира.

Один из подходов к событиям Октября уже сейчас проявляет свою суть - это идея «примирения всех эпох». «Уроки истории нужны нам для примирения», - отметил Президент РФ В.В. Путин, а также подчеркнул, что никто не может запретить людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации, и призвал к укреплению единства российского народа.

Такой же взгляд, но в более развернутом виде был сформулирован на круглом столе «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации». Автор - министр культуры России Владимир Мединский. Этот взгляд состоит из пяти тезисов, указывающих, каким образом российский народ может достигнуть «национального примирения»:
- признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации;
- осознание трагизма общественного раскола;
- уважение к памяти героев обеих сторон, искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;
- осуждение идеологии революционного или контрреволюционного террора;
- понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.

Свое осмысление Октябрьской революции высказали и представители церкви, главным посылом которых была также «идея примирения на основе религии»: «Когда-то разрушение храмов, массовые убийства верующих стали ужаснейшей страницей национального разделения, теперь мир вокруг возвращенных церквей должен стать олицетворением согласия и взаимного прощения - белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными», - сказал патриарх на заседании Высшего церковного совета РПЦ в храме Христа Спасителя.

Совсем неожиданную идею выдвинул лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов: «Если мы будем опираться на все лучшее в этой эпохе, мы много добьемся. Наша задача - соединить все три эпохи: имперскую, советскую и нынешнюю».

О празднике

Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

В 1996 году указом Ельцина он был просто переименован и стал называться День примирения и согласия. В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём — 4 ноября, который получил название День народного единства.

Документальное наследие Великой российской революции: Коллекция Электронной библиотеки Государственной публичной исторической библиотеки России

Петроград 1917-го года: что, где, когда. Проект Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина к 100-летию Революции в России

Тематический комплекс «Российская революция 1917 г.» Федерального архивного агентства (122 тыс. электронных копий архивных документов

Публикации в прессе

Поляков С.А. Действия отдельных частей бывшей русской Императорской гвардии в период Октябрьской революции.-2013.-№ 4.

Книги издательства "Прометей"

Воронин В.Е. Отречение: Император Николай II и Февральская революция.-М.: Прометей, 2017 (Книгу можно приобрести в издательстве)

Книга посвящена деятельности Николая II в канун и в ходе Февральской революции 1917 года. На конкретных примерах дан анализ состояния политической системы Российской Империи и русской армии перед февралем 1917 года, показан процесс созревания предпосылок переворота, прослеживается реакция царя на захват власти оппозиционными и революционными силами, подробны рассмотрены обстоятельства отречения Николая II от престола и крушение монархической государственности в России.


Чураков Д.О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Ч. 1: 1917-1941 годы.-М.: Прометей, 2013 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

Пособие посвящено важному этапу новейшей отечественной истории. В нем разбираются сложные дискуссионные вопросы воз- никновения и развития в России советской цивилизации. При этом советский этап рассматривается как органическая часть всей рос- сийской истории, а СССР - как историческая форма существования нашей страны. Опираясь на новейшие тенденции в историографии, курс лекций подробно освещает такие темы, как причины победы большевиков в революции 1917 г. и гражданской войне 1918- 1922 гг., строительство социалистического общества в 1920-1930-х годах, обретения и потери на этом пути .

Чураков Д.О. В битвах за историзм: проблемы изучения Великой Русской революции 1917 года и постреволюционного режима.-М.: Прометей, 2016 (Полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Book.ru)

Книга посвящена напряжённому периоду новейшей отечественной истории с конца XIX века по 1941 год. В ней отражены основные подходы и выводы автора по проблемам предпосылок, развития и результатов революции 1917 года. Рассматриваются национальные особенности эволюции в России государства и гражданских институтов в условиях перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особое внимание уделено рабочему движению — как при Временном правительстве, так и в период самых ранних мероприятий советской власти. Автором впервые в историографии ставится проблема трёх кризисов советского правительства, последовавших вскоре после Красного Октября в конце 1917 — первой половине 1918 года, а так же их влияния на становление новой отечественной государственности. Анализируется установившийся в стране по итогам революции большевистский режим и советский вариант консервативной модернизации.

Чураков Д.О. 1917 год: Русская государственность в эпоху смут, реформ и революций.-М.: Прометей, 2017 (Книгу можно приобрести в издательстве) В монографии, приуроченной к столетнему юбилею Революции 1917 года, автор исследует один из наиболее актуальных в наши дни вопросов — роль в отечественной истории российской государственности, его эволюцию в период революционных потрясений. В монографии поднят вопрос об ответственности правящих слоёв за эффективность и устойчивость основ государства. Нашироком фактическом материале показана гибель традиционной для России монархической государственности, эволюция власти и гражданских институтов в условиях либерального эксперимента и, наконец, восстановление крепкого национального государства в результате мощного движения народных масс, которое, как это уже было в нашей истории в XVII веке, в Октябре 1917 года позволило предотвратить гибель страны. Автор подробно разбирает становление мобилизационного режима, возникшего на волне октябрьских событий, показывая как просчёты, так и успехи большевиков в стремлении укрепить революционную власть.

Щагин Э.М. Становление советской политической системы /Э.М. Щагин, Д.О. Чураков, В.Ж. Цветков.-М.: Прометей, 2011 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

Пособие посвящено одному из самых сложных и драматич- ных этапов отечественной истории. В нём раскрываются основные механизмы развития советской политической системы с момента её возникновения до начала Великой Отечественной войны. Особое вни- мание авторы пособия уделяют неоднозначным, дискуссионным во- просам развития нашей страны в 1917-1941 гг. В частности, большое внимание уделено кризисам, которые переживал советский режим на этапе своего становления, политической борьбе внутри правя- щей партии.

Издания из фонда Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета

Ацюковский В.А. Работы В.И. Ленина 1917 г. и Вторая социалистическая революция.-М.: Директ-Медиа, 2014 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

В книге с современных позиций дан анализ работ В.И. Ленина, написанных им в 1917 г. до Октябрьской социалистическая революция, и показана их актуальность в настоящее время, дано определение основных категорий современной коммунистической теории, рассмотрены предпосылки и цели Второй социалистической революции, а также Программа общественного развития России от монетаристского капитализма к социализму и коммунизму.
В книге рассмотрены также основные ошибки, допущенные руководством КПСС при строительстве социализма в СССР, приведшие к развалу страны и кризису социализма во всем мире, и даны рекомендации по выводу современной России из создавшегося кризисного положения.

Галин В. Запретная политэкономия. Революция по-русски.-М.:Алгоритм, 2006.-608 с. (полный текст)

На Западе с начала XX века, а в России с 1990-х политэкономия попала в немилость, по сути став запрещенной наукой. Автор книги возвращается к этой уже почти забытой науке, делая это в наглядной форме на примере российской истори и XX века. Своей целью В. Галин ставит изучение объективных законов развития общества, пытаясь заглянуть в будущее.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. Пер. с англ.— М. : Республика, 1993.— 384с. (полный текст)

Маслов С.С. Россия после четырех лет революции.— Париж: Русская печать, 1922- 310 с. (полный текст текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Book.ru)

В мемуарах бывшего премьер-министра Временного правительства А.Ф. Керенского рассказывается о событиях, происходящих в России с конца XIX века по 1919 год. Конечно, они субъективны, автор как бы стремится оправдать себя перед историей, но и его видение событий, несомненно, представит значительный интерес для читателей.

Программы политических партий в России /ред. и пред. И. В. Владислаев.- М.: Тип. О. Л. Сомовой, 1917 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

В сборник включены программы трех партий: Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров, Трудовая (народно социалистическая партия, радикальная партия, Конституционно-демократическая партия.

Селезнев Ф.А. Революция 1917 года и борьба элит вокруг вопроса о сепаратном мире с Германией (1914-1918 гг.).-СПб.: Алетейя, 2017 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

Вопрос о выходе России из Первой мировой войны рассматривается в монографии в контексте внутриполитической борьбы на всем протяжении военного четырехлетия, включая 1917-1918 гг. Автор доказывает, что Февральская революция стала результатом раскола правящего класса царской России, часть которого, чтобы предотвратить действительную или мнимую угрозу заключения Николаем II сепаратного мира с Германией, пошла на союз с противниками режима. Исследование опирается на методы теории элит.

Троцкий Л.Д. Проблемы международной пролетарской революции. Основные вопросы пролетарской революции.-М.: Директ-Медиа, 2015 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

Троцкий Лев Давидович (Бронштейн Лейба Давидович) (1879 — 1940) — деятель российского и международного революционного движения, публицист.
Вниманию читателей предлагается издание, в котором публикуются книги Троцкого «Терроризм и коммунизм» и «Между империализмом и революцией». Обе работы имеют одинаковую направленность, остро встающие политические вопросы переплетены с конкретными военными, политическими и хозяйственными мероприятиями.

С докладами выступили: директор Института всеобщей истории РАН, академик РАН Александр Чубарьян; директор Института российской истории РАН Юрий Петров; директор Государственного архива Российской Федерации, профессор Сергей Мироненко; главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН Сергей Кара-Мурза, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Виктор Мальков, заведующий сектором политической экономии Института экономики РАН Михаил Воейков, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Лавров и другие ученые и эксперты.

Открывая обсуждение о значении и месте в мировой истории российской революции, Владимир Мединский отметил, что «при всем расхождении взглядов на события почти столетней давности мы не можем отрицать тот факт, что сама попытка построения на земле справедливого общества решительным образом изменила пути исторического развития не только России, но оказала огромное влияние на прогресс народов всей планеты».

Владимир Мединский подчеркнул, что разница во мнениях, которая существует и должна существовать в научном обществе – это лишь повод для диалога, основа для компромисса, а не для конфликта:

— Объективное изучение периода революции позволяет нам сегодня осознать всю трагичность раскола общества на противоборствующие стороны. Нельзя делить предков на однозначно правых и виноватых, каждая из сторон по-своему понимала, как добиться процветания родины. И красными, и белыми двигало то, что мы сегодня называем патриотизмом.

Войну с памятью развязывать нельзя. Беспамятство – страшный диагноз.

  1. Признание преемственности исторического развития России от Российской империи, через СССР к современной России.
  2. Осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года, и последующей Гражданской войной
  3. Уважение к памяти героев обеих сторон — красных, белых, других партий, которые оказались втянуты в гражданское противостояние. все они отстаивали свои идеалы и те, кто не виновны в массовых репрессиях и военных преступлениях, должны войти в единый пантеон вечной памяти.
  4. Осуждение идеологии революционного террора
  5. Понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных союзников.

В завершении своего выступления Владимир Мединский рассказал об идее создания и установки в Крыму к 100-летию русской революции «Памятника примирения», который станет доказательством того, что «гражданская война наконец-то закончилась»:

— После того как Крым вернулся, образно говоря, «в родную гавань», оттуда к нам поступила инициатива - установить в Крыму памятник примирения. Эта идея витает в воздухе. Символ, установленный там, где закончилась гражданская война, может действительно стать доказательством того, что эта война наконец-то закончилась.

Академик Александр Чубарьян выделил несколько тем для дискуссий относительно влияния Российской революции на историю:

— Поставить революцию в мировой контекст, так как в результате Первой мировой войны с карты мира исчезли четыре империи – Австро-венгерская, Османская, Германская и Российская. Первая мировая война явилась одним из главных событий, определивших лицо XX столетия. Известный американский политолог Джордж Кеннет сказал, что все, что произошло в Европе в ХХ веке, вышло из Первой мировой войны

Тема взаимодействия революции и реформ. Изучение проблемы террора и насилия в революции. Тема влияния революции на мировое развитие. В Советское время очень популярна была тема что революция явилась причиной социальных перемен. Конечно, нельзя преувеличивать, но именно с революцией появились теории социального государства, и во многих странах начались социальные эксперименты.

Еще одна тема — взаимосвязь революции и ленинизма с последующим развитием. Надо посмотреть на взаимосвязи ленинских теорий первых лет и системы сталинского социализма. Есть ли преемственность, по каким линиям она шла. Также надо вернуться к проблеме опасности раскола наций. Так как главная отрицательная черта революции — это раскол и попытка противоборствующих сторон утвердить свою точку зрения путем уничтожения другой стороны.

Сергей Кара-Мурза предложил рассмотреть Российскую революцию как диалог и конфликт цивилизационных проектов:

— И русская революция, и перестройка конца ХХ века с последующей реформой показали, что в действительности цивилизация является ареной конкуренции (или борьбы, даже вплоть до гражданской войны) нескольких культурно-исторических типов, предлагающих разные цивилизационные проекты. Один из этих типов (в коалиции с союзниками) становится доминирующим в конкретный период и «представляет» цивилизацию.

Реформы Петра, несмотря на все нанесенные ими России травмы, не были псевдоморфозами, они опирались на волю культурно-исторического типа, сложившегося в лоне российской цивилизации и начинавшего доминировать на общественной сцене. Модернизация и развитие капитализма во второй половине ХIХ века вызвали кризис этого культурно-исторического типа и усиление другого, вырастающего на матрице современных буржуазно-либеральных ценностей. Это было новое поколение российских западников, но вовсе не клон западных либералов.

На короткое время именно этот культурно-исторический тип возглавил общественные процессы в России и даже осуществил бескровную Февральскую революцию 1917 г. Но он был сметен гораздо более мощной волной советской революции. Движущей силой ее был культурно-исторический тип, который стал складываться задолго до 1917 года, но оформился и получил имя уже как «советский человек» после Гражданской войны.

Трудный ХХ век Россия прошла, ведомая культурно-историческим типом, получившим имя «советский человек». Советские школа, армия, культура помогли придать этому культурно-историческому типу ряд исключительных качеств. Когда советский тип стал переживать кризис идентичности, вперед вырвался культурно-исторический тип, проявивший наибольшую способность к адаптации. Его можно назвать мещанством – продукт кризиса советского общества.

Виктор Мальков , рассматривая период 1914-1918-х годов, отметил, что Россия, «пройдя через полосу недобросовестно исполненных «великих реформ» Александра II и контрреформ, связанных с именем его сына Александра III, не смогла вписаться в мировой прилив реформаторства, задуманного с прицелом на будущее, непосредственно предшествовавшего 1914 году и захватившего частично войну, особенно в области экономики»:

— «Россия, – писал В. О. Ключевский еще в 1898 году, – на краю пропасти. Каждая минута дорога. Все это чувствуют и задают вопросы, что делать? Ответа нет». Прошло еще 10 лет, а ответ так и не был найден. Догоняющий тип развития был сохранен и в кризисный момент истории 1914–1918 годов, в очередной раз подтвердив неизменность традиционному мышлению, т. е. упованию на авось и фаталистическому безволию.

Михаил Воейков выступил с докладом «Русская революция: одна или две?», и назвал этот вопрос главной проблемой в понимании трактовки русской революции:

— В советский период нужно было научно оправдать социалистический характер Октябрьской революции и дальнейшее строительство социализма в экономически и культурно очень отсталой стране. Ведь, с научной точки зрения делать социалистическую революцию в по сути феодальной стране, толком не прошедшей этап капиталистического развития, было бы противоречиво. Вопрос, таким образом, сводился к определению степени развитости капитализма в России к 1917 году.

Но после реформы 1861 г. можно говорить лишь о начале процесса накопления капитала, и то с большой степенью условности. Ибо к началу первого этапа индустриализации в последней четверти того века собственного капитала в стране было мало. На этот период приходится лишь начало «первоначального накопления», которое было прервано Первой мировой войной. Никакого нормального буржуазного (капиталистического) общества в России просто не было.

Закончил свой доклад Михаил Воейков цитатой из «Несвоевременных мыслей» М. Горького:

«Самое интересное и значительное - буржуй растет! Социалистическое отечество и вдруг - буржуй растет! И такой, знаете, урожай на него, как на белый гриб сырым летом. Мелкий такой буржуй, но - крепкий, ядреный».

— Вот и сегодня буржуй стал ядреным, — подвел итог Михаил Воейков.

Владимир Лавров заявил о своем несогласии с тезисами, определяющими отношение к революции, которые были выдвинуты на открытии круглого стола, и призвал к покаянию, которое должно включать в себя государственное и юридическое осуждение совершенного Лениным и Сталиным. Главным авторитетом в отношении к революции Владимир Лавров назвал святого Патриарха Тихона, который в это время возглавлял Русскую Православную Церковь:

— В Новогоднем слове в первый день 18-го года Патриарх дал свою оценку происходящему: «Минувший год был годом строительства Российской державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт вавилонского строительства?… Эту высокомерную затею их постигает та же участь,что и замыслы Вавилонян: вместо блага приносится горькое разочарование. Вышний посмеется планам нашим и разрушит советы наши».

И в заключение сформулирована принципиальная позиция Русской Православной Церкви: «Церковь осуждает такое строительство, и мы решительно предупреждаем, что успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано…».

Патриарх выступил против кровавых расправ в Петрограде, Москве, Иркутске, Севастополе и в других городах отчизны. Как известно, самой кровавой был расстрел мирной демонстрации в поддержку Учредительного Собрания в Петрограде: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы, — требовал православный пастырь. — Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело: это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей — загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей — земной. Властью, данной Нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствует вас…».

То есть руководители коммунистической партии, прежде всего Ленин, подвергнуты анафеме. А тьма века сего — таково духовно и нравственно состоятельное определение строящегося социализма.

Ранее наступление 1918 года, а теперь первая годовщина Октябрьской социалистической революции «вынуждает Нас сказать вам горькое слово правды», говорилось в патриаршем Обращении к совнаркому от 7 ноября. «Соблазнив темный и невежественный народ возможностью легкой и безнаказанной наживы, вы отуманили его совесть, заглушили в нем сознание греха; но какими бы названиями ни прикрывались злодеяния, — убийство, насилие, грабеж всегда останутся тяжкими и вопиющими к небу об отмщении грехами и преступлениями. Да, мы переживаем ужасное время вашего владычества, и долго оно не изгладится из души народной, омрачив в ней образ Божий и запечатлев в ней образ зверя»

Говоря о перспективе, о том, как выбираться из черной дыры, в которой мы оказались, Патриарх в Послании 8 октября 1919 г. говорил, что «никакое иноземное вмешательство, да и вообще никто и ничто, не спасет России от нестроения и разрухи, пока Правосудный Господь не преложит гнева Своего на милосердие, пока сам народ не очистится в купели покаяния от многолетних язв своих, а через то не возродится духовно…»

Это важнейшее положение — никто нас не спасет кроме нас самих, но необходимо покаяние. А его нет, и я думаю, что оно-то и необходимо и должно включать в себя государственное, юридическое осуждение совершенного Лениным, Сталиным. Без этого не будет возрождения России, должного экономического развития.

Безусловно Патриарх считал невозможной консолидацию с теми, кто служил сатанизму — с красными бесами. Предстоящий юбилей вызывает тревогу. 100 лет милостью Божией и подвигом новомучеников мы смогли пережить коммунистическое иго, но мы его не преодолели.

Боюсь, как бы Господь не преложил милость на гнев. Сегодня много сказано хорошего, но много и недосказанного, есть ощущение что авторы обращения как ужи на сковородке вьются чтобы остаться объективными и в то же время примириться с партией Сталина-Ленина. Это невозможно.

Как говорила святая Матрона Московская, «Если народ не покается, то он исчезнет».

Круглый стол

Революция 1917: зло или благо для России»

(к 100-летию Октябрьской революции 1917 года)

Цель мероприятия:

    вызвать у обучающихся интерес и эмоциональный отклик на события истории нашей страны в 1917 году;

    сформировать представление о недопустимости государственного беззакония в отношении граждан своей страны;

    формирование патриотизма и стремления к позитивной самореализации.

Оборудование и материалы – компьютер, проектор, экран, видеофрагменты « Россия 20век Октябрьская революция. »

Ход мероприятия

Владимир Маяковский

Ода революции:

Тебе,
освистанная,
осмеянная батареями,
тебе,
изъязвленная злословием штыков,
восторженно возношу
над руганью реемой
оды торжественное
«О»!
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Каким названьем тебя ещё звали?
Как обернешься ещё, двуликая?
Стройной постройкой,
грудой развалин?

Николай Асеев

Это революция:

Революция - это ревы улиц,
это топот толп, прочтенный вслух.
Только в революцию можно стать под пули,
грудью их отвеяв, словно пух.

Революция - это души настежь!
Сердце сбило всех обид замки,
и в пустые ребра, как очей ни застишь,
небо набивает синевы комки.

Революция! Кто сказал, что труд встал?
Что сегодня найден трудный путь?
Революция - именем беспутства -
спины повелела разогнуть.

Революция - это праздник праздных,
тем, кто не у дел был - даль привет:
только в революцию за дело казни,
за безделье ж казней нет!

Революция! Это сразу радость,
это без отказу - все зараз!
В темном переулке - это завтра - крадусь,
а сегодня солнца - тысяч глаз.

В темном переулке я тебя забуду -
петля ли у шеи, сталь ли у виска,
революция! Но сегодня всюду,
всю до переулка тебя искать.

Как описывают революцию поэты? Какие образы используют? Так что же такое РЕВОЛЮЦИЯ? (обсуждение с детьми)

(Показ видеофрагмента «Октябрьская революция. 5 мин.)

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Чем ближе дата столетия революции 1917 года, тем жарче споры об её итогах, и об очень странной аналогии тех времен с нынешними годами. Осмысление исторических итогов той революции до сих пор будоражит умы политологов, политиков, да и обычный люд. Нынешние власти призывают страну воспринимать революцию 1917 года как историческую данность. Ни больше, ни меньше! Власть сама не понимает, чем же была это революция на самом деле - трагедией, достижением, неизбежностью, шагом вперёд или шагом назад?

Ведущий 2: На протяжении более 70 лет годовщина Великой Октябрьской социалистической революции была главным праздником Советского Союза. День 7 ноября на протяжении всей советской эпохи был «красным днём календаря», то есть государственным праздником, отмечавшимся обязательными праздничными мероприятиями, проходившими в каждом городе.

Ведущий 1: Так было до 1991 года, когда СССР был развален, а коммунистическую идеологию чуть было не признали преступной. В Российской Федерации этот день сначала переименовали в День согласия и примирения, намекая на необходимость завершения гражданской войны в информационном поле страны и примирение сторонников разных идеологических взглядов, а затем отменили совсем. 7 ноября перестало быть праздником, но вошло в перечень памятных дат. Соответствующий закон приняли в 2010 году. В 2005 году в связи с учреждением нового государственного праздника – Дня народного единства - 7 ноября перестало быть выходным днём.

Ведущий 2: Но этот день невозможно вычеркнуть из истории России, так как восстание в Петрограде 25 – 26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю) привело не только к свержению буржуазного Временного правительства, но и предопределило всё дальнейшее развитие как России, так и многих других государств планеты.

Ведущий 1: Как же всё это было? К осени 1917 года политика Временного правительства привела Российское государство на грань катастрофы. От России откалывались не только окраины, но и формировались казачьи автономии. В Киеве на власть претендовали сепаратисты. Даже в Сибири появилось собственное автономное правительство. Вооруженные силы разложились и не могли продолжать военные действия на фронтах Первой мировой войны, солдаты дезертировали десятками тысяч. Фронт разваливался. Россия больше не могла противостоять коалиции центральных держав. Финансы и экономика были дезорганизованы. Начались проблемы со снабжением продовольствием городов, правительство стало проводить продразверстки. Крестьяне проводили самозахват земель, помещичьи усадьбы горели сотнями. Россия находилась в «подвешенном состоянии», так как Временное правительство отложило решение основополагающих вопросов до созыва Учредительного собрания.

Ведущий 2: Страну накрывала волна хаоса. Самодержавие, являвшееся стержнем всей империи, было разрушено. Но взамен него ничего не дали. Люди почувствовали себя свободными от всех налогов, повинностей и законов. Временное правительство, политику которого определяли деятели либерального и левого толка, не могло установить дееспособный порядок, более того, своими действиями только усугубляло ситуацию. Достаточно вспомнить «демократизацию» армии во время войны. Петроград де - факто утратил контроль над страной.

Ведущий 1: Этим и решили воспользоваться большевики. До лета 1917 года они не считались серьёзной политической силой, уступая в популярности и численности кадетам и эсерам. Но к осени 1917 года их популярность выросла. Их программа была чёткой и понятной народным массам. Власть в этот период могла взять фактически любая сила, которая проявила бы политическую волю. Этой силой и стали большевики.

Ведущий 2: В августе 1917 года они взяли курс на вооружённое восстание и социалистическую революцию. Это произошло на VI съезде РСДРП(б). Однако тогда партия большевиков фактически находилась в подполье. Наиболее революционные полки Петроградского гарнизона были расформированы, а сочувствовавшие большевикам рабочие были разоружены. Возможность воссоздать вооруженные структуры появилась только во время Корниловского мятежа. Замысел пришлось отложить. Только 10 (23) октября Центральный комитет принял резолюцию о подготовке восстания.

Ведущий 1: 12 (25) октября 1917 года для защиты революции от «открыто подготавливающейся атаки военных и штатских корниловцев» по инициативе председателя Петросовета Льва Троцкого был учрежден Петроградский военно – революционный комитет. В него вошли не только большевики, но и некоторые левые эсеры и анархисты. Фактически этот орган и координировал подготовку вооружённого восстания. ВРК подчинялись отряды Красной Гвардии, солдаты Петроградского гарнизона и матросы Балтийского флота. Практически все решения принимали большевики Лев Троцкий, Николай Подвойский и Владимир Антонов - Овсеенко.

Ведущий 2: Фактически уже к началу восстания левые силы установили военный контроль за столицей. Временное правительство было недееспособно и не смогло решительно ответить. Поэтому значительных боестолкновений и большой крови не было, большевики просто взяли власть.

Ведущий 1: С 24 октября отряды Петроградского гарнизона заняли все ключевые пункты города: мосты, вокзалы, телеграфы, типографии, электростанции и банки. Когда глава Временного правительства Керенский приказал арестовать членов ВРК, исполнить приказ об аресте было некому. Члены Временного правительства во главе с Керенским некоторое время даже не могли понять, что происходит, так как были отрезаны от внешнего мира. О действиях революционеров можно было узнать только по косвенным признакам: в какой-то момент в Зимнем дворце пропала телефонная связь, затем – электричество.

Ведущий 2: Члены Временного правительства надеялись отсидеться во дворце до прибытия войск с фронта. Его бездарность видна даже в том факте, что чиновники ничего не сделали для защиты своей последней цитадели – Зимнего дворца: не было подготовлено ни боеприпасов, ни продовольствия.

Ведущий 1: К утру 25 октября (7 ноября) у Временного правительства в Петрограде остался только Зимний дворец. К концу дня его «обороняли» около 200 женщин из женского ударного батальона, 2 - 3 роты безусых юнкеров и несколько десятков инвалидов – георгиевских кавалеров. Охрана стала расходиться ещё до штурма. Первыми ушли казаки, смущённые тем, что самое крупное пехотное подразделение – это «бабы с ружьями». Затем ушли по приказу своего начальника юнкера Михайловского артиллерийского училища. Так оборона Зимнего дворца лишилась артиллерии. Ушла и часть юнкеров Ораниенбаумской школы.

Ведущий 2: Кадры знаменитого штурма Зимнего дворца – это красивый миф. Весь штурм заключался в вялой перестрелке. О его масштабе можно понять по потерям: погибли шестеро солдат и одна ударница. В 2 часа ночи 26 октября (8 ноября) членов Временного правительства арестовали. Сам Керенский сбежал заранее, уехав в сопровождении автомобиля американского посла под американским же флагом.

Ведущий 1: Провалилась попытка использовать орудия крейсера «Аврора»: в силу своего расположения боевой корабль стрелять по Зимнему дворцу не мог. Ограничились холостым залпом. Да и сам Зимний дворец, если бы его оборону организовали хорошо, мог продержаться долго, особенно с учётом низкой боеспособности окруживших его сил. Очевидец (Антонов – Овсиенко) описывал картину «штурма» следующим образом: «Беспорядочные толпы матросов, солдат, красногвардейцев то наплывают к воротам дворца, то отхлынывают».

Ведущий 2: Одновременно с восстанием в Петрограде ВРК Московского Совета взял ключевые пункты города под свой контроль. Здесь всё пошло не столь гладко. Комитет общественной безопасности под началом председателя городской думы Вадима Руднева при поддержке юнкеров и казаков начал боевые действия против Совета. Бои продолжались до 3 ноября, когда Комитет общественной безопасности капитулировал.

Ведущий 1: В целом же советская власть была установлена в стране легко и без большого кровопролития. Революцию сразу поддержали в Центральном промышленном районе, где местные Советы рабочих депутатов уже фактически контролировали ситуацию. Процесс по преимуществу мирного установления Советской власти на всей территории России стал ещё одним доказательством полной деградации Временного правительства и необходимости захвата власти большевиками.

Ведущий 2: Вечером 25 октября в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов, который провозгласил переход всей власти к Советам. 26 октября Совет принял Декрет о мире. Всем воюющим странам предлагалось приступить к переговорам о заключении всеобщего демократического мира. Декрет о земле передавал помещичьи земли крестьянам. Все недра, леса и воды национализировались. Одновременно было сформировано правительство – Совет народных комиссаров во главе с Владимиром Лениным.

Ведущий 1: Дальнейшие события подтвердили правоту большевиков. Россия была на грани гибели. Старый проект был разрушен, и Россию мог спасти только новый проект. Его и дали большевики.

Ведущий 2: Большевиков часто обвиняют в том, что именно они уничтожили «старую Россию», но это неверно. Российскую империю убили «февралисты». В «пятую колонну» входили: часть генералитета, высшие сановники, банкиры, промышленники, представители либерально-демократических партий, многие из которых были членами масонских лож, большая часть интеллигенции, ненавидевшей «тюрьму народов». В целом большая часть «элиты» России своими руками и разрушила империю. Ведущий 1: Большевики в этот период были маргиналами, фактически находились на обочине политической жизни. Но они смогли предложить России и её народам общий проект, программу и цель. Большевики проявили политическую волю и взяли власть, пока их конкуренты дискутировали о будущем России.

Ведущий 2: Мы никогда не узнаем, что стало бы с Россией, если бы не случилось Октябрьской революции. Но мы знаем, что принесли России коммунисты, марксисты, троцкисты, меньшевики, эсеры, большевики и прочие. Да, среди них были разные люди. Между ними были споры, была борьба, перед ними стояли сложные задачи, у них было много врагов - внутренних и внешних. В итоге пролилось немало крови, пострадало немало людей, которые не должны были пострадать. Сегодня мы знаем, кто пострадал незаслуженно, а кто получил по заслугам. Но смогли бы мы сами лучше разобраться в ситуации и принять более правильные решения, окажись на месте руководства молодой республики?

Ведущий 1: Для некоторых русских подвижников задолго до 1917 года не было никакой тайны в том, что предстояло пережить народу и Церкви. Наибольшего доверия заслуживают пророчества святого Серафима Саровского: «Страшное время идёт на Россию, я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима».

Ведущий 2: Мы должны помнить уроки прошлого. И, основываясь на этом знании уроков истории, заблаговременно разрешать возникающие неопределённости и предотвращать возможные как внутренние, так и внешние, а особенно глобальные конфликты, поскольку: «История не учительница, а наставница жизни: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков» (В.О. Ключевский).

Ведущий 1: Беспамятство – это вообще страшный диагноз. Сейчас на Украине сносят памятники не только Ленину, но и маршалу Жукову, разведчику Кузнецову. И это, как и в других странах, стимулирует деструктивные настроения, ведёт к распаду гражданского общества. Памятник - это память, свидетельство реалий той или иной пережитой нами эпохи. Разрушить памятник – значит отказаться от какого - то периода своей истории, а это недопустимо - все эпохи в совокупности встроены в нашу идентичность, в нас самих.

Ведущий 2: «… События 1917 года имели глубокие корни в истории нашего государства. Найти в настоящем мире ответы, куда и зачем мы идём, в чем наша ответственность за положение дел в современной России, невозможно без анализа истоков великого излома 1917 года…

Ведущий 1: Всестороннее и объективное изучение Великой российской революции … помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны. Мы должны помнить уроки прошлого и предотвращать внутренние конфликты, способные превращаться в острейшие социальные и межнациональные столкновения, разрывающие и губящие страну».

(Из обращения к общественности на Круглом столе,

посвящённом 100 -летию революции 1917 г.)

Ведущий 2: На этой ноте мы завершаем наш урок. Помните и изучайте историю России!

7 ноября 2017 года – это памятная дата тех кровавых событий, которые перевернули весь уклад жизни нашей страны.

События 1917 года дали начало новой исторической эпохе, в которой погибли миллионы человек, часть из них была убита в гражданской войне, часть была замучена в тюрьмах ГУЛАГа, люди добывали радиоактивный уран, умирали от плохого питания и нечеловеческих условий содержания. Великая Октябрьская революция – одно из величайших событий XX века, повлиявшее на весь ход мировой истории.

Чтобы более-менее понять и разобраться в тех событиях прошлого века, проанализировать все происходящее и обратить внимание на изменения в государстве и обществе, в читальном зале Ленинградской межпоселенческой библиотеки был организован круглый стол к 100-летию Октябрьской революции. Участниками мероприятия были студенты Ленинградского технического колледжа и сотрудники Центральной библиотеки и ее филиалов. В качестве почетного гостя был приглашен настоятель Храма новомучеников и исповедников Церкви русской иерей Константин Мальцев. В начале торжественной части вниманию участников и гостей был представлен краткий видео экскурс «Начало распада Российской империи». Далее состоялось выступление сотрудников Центральной библиотеки об изменениях в жизни страны, которые были связаны с Русской Революцией 1905-1907 гг., Первой мировой войной 1914-1918 гг., Февральской революцией 1917 года, которая была ознаменована распадом Российской империи, и соответственно, Октябрьской революцией 1917 года, в результате которой к власти пришли большевики, построившие в последующем советское государство.

Следующим этапом мероприятия являлось выступление почетного гостя. Батюшка Константин высказал свои взгляды в сложившейся ситуации: так или иначе, результатом Революции можно считать – давление на монархию, Комитет министров Российской империи, который подвергся изменениям и подрыв самодержавия императора Николая II . В этот период времени западные буржуазные круги, впервые за долгие годы, смогли протолкнуть свои идеи в российское общество, которые положили основу к буржуазно-демократической революции. Царская Россия была великой державой и имела не малое влияние на международной арене, что давало ей право оказывать внешнеполитическое влияние на более слабые страны. Так же Священнослужитель говорил о том, что на протяжении всего этого периода в Православной Церкви появился целый сонм великих святых, таких как свт. Дмитрий (Ростовский), прп. Серафим Саровский, свт. Филарет (Дроздов), свт. Феофан (Затворник), оптинские старцы и т.д. История того времени знает сотни тысяч богомольцев, из года в год посещавших святые места и монастыри. Очень многие из десятков тысяч христиан, принявших мученическую смерть во время большевистских гонений на Церковь были впоследствии канонизированы. Большинство россиян признавали себя верующими несмотря ни на что, чем и засвидетельствовали провал политики большевиков насильственного насаждения безверия и воинствующего атеизма. Окончил свое выступление Батюшка Константин такими словами, что попуская страдания и беды, Бог как бы напоминает нам о суетном и преходящем характере нашего земного бытия. Он напоминает нам о том, что жизнь человеческая слишком мимолетна, а последствия этой жизни слишком серьезны для того, чтобы мы тратили основные силы своей души на достижение призрачных целей земного существования.