«Марш Титанов: история белой расы», в которой рассказывается о завоевании маврами Испании и Португалии и последующей белой Реконкисте.

Перевод выполнен единомышленником, который пожелал остаться неизвестным.

Цветные мавры вторгаются в Европу и вытесняются Белыми войсками;
еврейское сотрудничество с цветными маврами.

НАШЕСТВИЕ на Западную Европу небелых мусульманских орд после 711 года почти уничтожило Европу. Угроза была никак не меньше, чем при вторжении гуннов (Аттилы и его потомков), которые тогда посеяли жуткий хаос.

В то время как гунны были азиатами, мавры, также известные как сарацины, являлись расовой смесью арабов и чёрных с остатками европейцев, с древности живших к югу от Средиземного моря. У некоторых маврских вождей были рыжие волосы, остатки генетики либо неолитического прошлого Северной Африки, либо вандалов, обосновавшихся в этой части мира во времена позднего Рима.

Объединившись, эта смешанная группировка завоевала почти всю Испанию, и оккупацию всей Западной Европы отвратило лишь отчаянное белое контрнаступление во Франции. Эта расовая война длилась семьсот лет и была без сомнения одной из самых тяжёлых войн, которые когда-либо вели белые, обороняя свой континент.

711 год: мавры захватывают Белую Испанию

К 709 году мусульманские войска захватили всю Северную Африку и добрались до Гибралтарского пролива. Только вестготская крепость Сеута, расположенная на африканской стороне пролива, оставалась в руках белых. В 711 году форт Сеута пал под натиском мавров, и вскоре после этого маврский флот пересёк пролив и захватил береговые плацдармы в Андалусии в Испании – первые земли на европейском материке. Испанский король Родерих спешно повёл своё войско на юг, и у Хереса вступил в трёхдневную битву с маврами. Мавры победили, а испанцы были вынуждены отступить, дав маврам время высадить неисчислимую армию, набранную из населения Северной Африки.

700-ЛЕТНЯЯ РАСОВАЯ ВОЙНА В ИСПАНИИ

Захваченные сарацинами в плен белые перед обезглавливанием. Примечательно, что испанцы изображены блондинами, что отражает расовый состав Испании тех времен. Из библиотеки Дю Гранта Каама, 14 в .

Сто белых дев в качестве ежегодной дани

Мавры собрали огромное войско и за несколько месяцев завоевали бо льшую часть Испании, в которой продолжали держаться лишь изолированные очаги белого сопротивления. На севере такой анклав сохранил своё существование только благодаря вынужденному договору с маврами, согласно которому испанцы должны были каждый год отдавать маврам сотню белых девственниц, которых забирали в свои гаремы маврские вожди. Эта позорная дань выплачивалась до 791 года, когда испанцы почувствовали себя достаточно сильными и нарушили условия соглашения.

МОЛОДЫЕ БЕЛЫЕ ДЕВЫ В КАЧЕСТВЕ ЕЖЕГОДНОЙ ДАНИ МАВРАМ, 711-791

Драматическая картина показывает, как мавры празднуют падение испанского городка, и белых женщин, которых заберут в сексуальное рабство. На протяжении нескольких лет после крупной победы мавров в 711 году они требовали – и получали по условиям договора – ежегодную дань молодыми белыми девушками для своих гаремов. Эта ежегодная дань выплачивалась до 791 года, когда белые достаточно окрепли для нарушения условий соглашения с небелыми.

722 и 732 годы: мавры нападают на Францию

Мавры не остановились на завоевании Испании. Их священная война «джихад» продолжилась, и в 722 году они перешли Пиренеи и завоевали Галлию (Франция), захватив несколько городов на юге страны. Десятью годами позже, в 732 году, они предприняли попытку окончательно покорить всю Западную Европу, и мощное войско под командованием маврского правителя Испании Абд ар-Рахмана начало опустошать обширные земли франкской и готской Франции.

Готы Аквитании под предводительством своего предводителя Эда совершили контратаку, но были разбиты маврами у реки Гаронны. Белых оттеснили в центральную Францию, куда они принесли весть об ужасном, безжалостном нашествии мавров.

732 год: Карл Мартелл спасает Европу

Франция образовалась после распада Римской империи и была объединена сильным кельтским племенем, называемым франками, которое проживало в окрестностях современного Парижа. Французский аристократ Карл Мартелл (Карл Молот), который был влиятелен во время нашествия мавров, незамедлительно мобилизовал белых для контратаки. В октябре 732 года армии Карла Мартелла и Абд ар-Рахмана сошлись в битве между городами Туром и Пуатье в центральной Франции. Это была одна из наиболее важных битв в истории белой расы. Поражение означало бы подчинение всей Западной Европы исламу, и смешанные расы Ближнего Востока хлынули бы в Европу. Произошла эпическая семидневная битва за Европу. Одна средневековая хроника утверждает, что было убито 375.000 мавров. Хотя, по-видимому, это преувеличение, оно отображает исход сражения, в котором небелое войско понесло полное поражение.

В первые шесть дней сражения лучники и конница мавров имели преимущество, но на седьмой день битва в целом перешла в ближний бой. Здесь крупное телосложение европейцев обеспечило им перевес. В этой битве Карл заслужил прозвище «Молот» в знак признания своего могущества за те смертельные удары, которыми он лично убил десятки, если не сотни мавров.

Не сумев прорвать ряды белых в ближнем бою, союз мавров отступил. Их мультирасовое и мультиэтническое происхождение подорвало их сплочённость. Подразделения мавров, составленные из жителей Аравии, Африки и некоторых азиатских земель, были ошеломлены своим первым крупным поражением и рассеялись в беспорядке, обвиняя в этом друг друга и уступив победу франкам, которые, кстати, так и не прорвали ряды мавров.

Мавры бежали на юг Пиренеев, обратно в Испанию, где стали готовиться к наступлению франков, которое могло бы вытеснить их обратно в Африку. Но натиска не последовало. Карл Мартелл истратил богатства Франкской империи, собирая армию, которая была достаточно многочисленна для сокрушения мавров. Он был вынужден захватить часть богатств церкви, за что был сурово ею осужден, хотя, если бы он потерпел неудачу, христианство было бы заменено исламом. Величайшая заслуга Карла Мартелла в том, что он сокрушил мусульманское вторжение во Францию. Одно это уберегло Западную Европу от проникновения в неё расово-смешанных арабов и северных африканцев и от превращения её в новый Ближний Восток. Карл Мартелл воистину заслуживает почитания за то, что на данном историческом этапе спас белое население Западной Европы от уничтожения.

КАРЛ «МОЛОТ» МАРТЕЛЛ СПАСАЕТ ЕВРОПУ ОТ МАВРОВ В 732 ГОДУ

Продвижение небелых мавров по Европе казалось неудержимым до их массированного вторжения на территорию современной Франции в 732 году. Король франков, самого сильного племени этой страны (их ставка находилась на месте современного Парижа), Карл Мартелл, организовал контрнаступление. В октябре 732 года между городами Туром и Пуатье в центральной Франции развернулась великая битва. Эта битва была одной из наиболее важных в истории белой расы. Поражение в ней привело бы к подчинению всей Западной Европы исламу, и в Европу хлынули бы смешанные расы Ближнего Востока. Согласно подсчётам, было убито 375.000 мавров – белое войско одержало полную победу над небелым, и нашествие мавров было остановлено. В этой битве Карл Мартелл заслужил своё прозвище (martel значит “молот”).

Франкские кампании против мавров

В 755 году франкское войско перешло в наступление и освободило от мавров город Нарбон. Спустя шесть лет с территории нынешней Франции были изгнаны последние мавры. В 778 году Карл Великий (также известный как Шарлемань, внук Карла Мартелла) развернул военную кампанию на севере Испании, отвоевав значительную территорию к северу от реки Эбро. Именно по успешном завершении этой кампании во время отхода франкского войска арьергард франков под командованием Роланда (племянника Карла) попал в засаду и был уничтожен басками (которые с одинаковым упорством сопротивлялись и арабам, и готам, и франкам). Этот отчаянный смертельный бой вошёл во французский фольклор и сегодня отражён в знаменитой “Песни о Роланде”.

Белая Реконкиста

Во время мусульманского владычества в Испании Барселона и несколько северных регионов сумели удержаться против мавров. Эти княжества впоследствии объединились в крупный антимусульманский альянс и начали продвигаться на юг, медленно но верно оттесняя мусульман восвояси. На протяжении этого медленного процесса, который длился сотни лет, происходило некоторое смешение части белого населения с маврскими властителями. Это способствовало появлению “смуглой” испанской внешности, которую сегодня можно наблюдать у значительной части испанского населения.

Процесс смешения в Испании не был таким повальным, как в регионах Северной Африки или Ближнего Востока, и множество белых на европейском побережье Средиземного моря остались им незатронуты.

Однако достаточно арабской крови примешалось к обитателям самых южных областей Европы, отличающихся “смуглой” внешностью, которую сегодня ошибочно называют “средиземноморской” и которая поныне напоминает о мусульманском вторжении. В июле 1212 мавры ещё раз были наголову разбиты в крупной битве на равнинах Толедо. После этого им пришлось довольствоваться южными частями Испании, что дало северу время сплотиться, отдохнуть и восстановить силы.

Изабелла и Фердинанд

Лишь с возвышением двух великих вождей – рыжеволосой Изабеллы I (1451-1504), королевы Кастилии, и Фердинанда V, короля Арагона, мавры были окончательно изгнаны из Европы. Кастилия была одной из областей, которые мавры так и не завоевали, а Арагон был освобождён в ходе локальной войны между вестготами и маврами. Изабелла прославилась не только освобождением Испании от мавров, но и тем, что была среди главных покровителей колумбовых плаваний. Она была плодом брака испанской и португальской знати, которая, как и многие испанцы, избежала расового смешения, происходившего в течение сотен лет маврского владычества.

В 1469 году Изабелла вышла замуж за Фердинанда. Переплетение королевских семейных линий и собственные завоевания сделали Фердинанда не только королём Арагона, но также Сицилии (1468-1516) и Неаполя (1504-1516). Когда умер брат Изабеллы, она и её муж совместно унаследовали трон Кастилии. Ей было двадцать три года. Едва она стала королевой Кастилии, как в её королевство вторгся Альфонсо V, король Португалии, который рассчитывал воспользоваться слабостью испанцев, которую вызвала неразбериха, последовавшеая за маврским завоеванием.

Кастилия была почти захвачена, и лишь путём почти сверхчеловеческих усилий Изабелле и Фердинанду удалось собрать достаточно сильную армию и в 1475 г победить Альфонсо. Отразив португальскую угрозу, Изабелла и Фердинанд сосредоточились на своих истинных врагах – маврах.

ФЕРДИНАНД И ИЗАБЕЛЛА СПАСАЮТ ИСПАНИЮ

Рыжеволосые готы Фердинанд и Изабелла, чья свадебная церемония здесь изображена, изгнали из Испании остатки небелых мусульман, выслали из страны евреев и начали освоение Америки, обеспечив денежными средствами Христофора Колумба – и всё это в 1492 году.

Мусульмане захватывают другие части Европы

Тем временем мусульмане возобновили наступление на Европу. В 1479 году Мехмед II Завоеватель напал на остров Родос у берегов Греции, и был отбит только белым контрнаступлением 1480 года под началом рыцарей святого Иоанна. Мехмеда II это не обескуражило, и он вторгся в Италию, завладев городом Отранто в Неаполитанском королевстве.

Из двадцати двух тысяч захваченных мусульманами жителей двенадцать тысяч были связаны верёвками и замучены до смерти под городскими стенами.

Мусульмане также убивали всех христианских священников, которые им попадались. На холме рядом с городом, известном по сей день как Холм Мучеников, они убили множество пленных, которые отказались принимать ислам. Их кости можно сегодня увидеть в городском соборе.

1482-1492 годы: Гранадская война – Изабелла продаёт свои драгоценности.

Незадолго до мусульманской контратаки на Испанию, 25 декабря 1482 года мусульмане из Гранады захватили город Саару, находившуюся всего в 15 милях от Севильи, начав тем самым “Гранадскую войну ”, как она называется в испанской истории.

Затем Изабелла и Фердинанд пустили в ход огромное количество денег и богатств, которые изъяли у еврейского населения (из которого многие мнимо перешли в христианство, чтобы уберечься от растущих антиеврейских настроений, возникших в итоге маврской оккупации) и закупили у Франции, Германии и Северной Италии множество новых пушек и оружия.

Но даже этого было недостаточно. В конце концов, Изабелла продала всё своё личное королевское золото, серебро, жемчуг и украшения, чтобы собрать деньги для освобождения страны от небелых. С помощью нового вооружения, приобретённого в других странах Европы, Изабелла и Фердинанд начали тяжёлую и чрезвычайно дорогостоящую (что касается человеческих жизней и ресурсов) войну, чтобы раз и навсегда изгнать мавров из Европы.

ШЕСТИВЕКОВАЯ БЕЛАЯ РЕКОНКИСТА ИСПАНИИ И ПОРТУГАЛИИ

Чтобы изгнать мавров из Испании и Португалии, белым потребовалось почти шестьсот лет. Тёмные области показывают территории, занятые маврами в тот или иной год, и обозначают длительность маврского владычества в Испании.

Освобождение Испании от мавров началось с захвата Аламы в 1482 году, которое очевидец событий кастилец Диего де Валера описывает так:

“Когда граф Родриго Понсе де Леон , маркиз де Кадис, был в Марчене, к нему пришли несколько предводителей и сказали, что если маркиз желает, они расскажут, каким образом можно взять город Аламу без всякого риска… дело в том, что мавры были совершенно уверены в своей безопасности, поскольку их город был очень силён и располагался в сердце их королевства, на высокой горной вершине, со всех сторон окружённой рекой, и достичь его можно было единственным путём – поднявшись на очень неровный и крутой холм.

Во вторник 10 февраля 1482 года, перед рассветом, войска маркиза подошли к городу Алама. Те, кто нёс приспособления для подъёма, незаметно их установили. Они пробрались внутрь города незамеченными. С восходом солнца началась суматоха, и христиане, жившие в городе, как и другие жители, поспешили к ним присоединиться.

Когда мавры услышали об этом… они собрались на площади и распределили между собой места, откуда можно было наилучшим образом защищать городские стены. Маркиз де Кадис и другие рыцари вошли в город через задние ворота, чтобы принудить мавров выйти на бой. Поскольку улица была очень тесной, через ворота невозможно было пройти более чем по двое в ряд, тогда как площадь, на которой стояли мавры, была очень широкой.

Итак, когда люди маркиза по двое входили на площадь, мавры убивали их, так густо осыпая ядрами, стрелами и камнями, что никто больше не осмеливался войти на площадь по узкой улице.

Хотя христиане и понесли большие потери в тесных переулках, они всё же по милости Господа нашего сумели обратить мавров в бегство, оттеснив их с площади к гранадским воротам: там стояла сильно укреплённая мечеть, в которой мавры были окружены; многие были убиты и ранены.

Затем маркиз де Кадис распорядился открыть городские ворота; его люди вошли, убивая и пленяя всех врагов, которых встречали. Они взяли в плен множество мавров… один солдат пленил тридцать.

Всю среду мавры удерживали мечеть, храбро защищаясь. Они оставались в ней и в четверг, поэтому маркиз приказал своим людям её поджечь.

Столь много мавров было ранено, что, наконец, они испугались и сказали маркизу, что сделают так, как он пожелает; маркиз затем разделил их между своими рыцарями (в качестве пленников).

На утро следующего дня, 13 февраля 1482 года, мусульманский король Гранады Абуль-Хасан подошёл к Аламе с мощным войском из семи тысяч всадников и ста тысяч пеших воинов и окружил город.

Осада длилась несколько дней, и так как она началась в великий пост, христиане не ели ничего, кроме варёной пшеницы, нута и бобов.

Когда мавры увидели, что христиане не слабеют, они отвели от города воду; несколько раз маркиз заходил по колено в реку, рубя и сжигая поставленные маврами запруды.

Когда мавры увидели, с каким упорством христиане защищают город, они решили сняться с лагеря (и оставить город за маркизом)”.

Между 1483 и 1486 годами Испания изгнала мавров из западной половины королевства Гранады. После завоевания в 1487 году Малаги, вслед за которой в кампаниях 1488-1489 годов один за другим пали города Баса, Альмерия и Гуадикс, белая петля затянулась вокруг последней небелой крепости – Гранады.

Поворотный момент для Европы – падение Гранады

Белые войска набрались сил для последнего мощного наступления на мавров. Изабелла на собственные средства наняла сорок тысяч мулов для доставки провизии, в которой нуждалось войско, собранное ею вместе с Фердинандом. Наконец, в июле 1491 года, огромная армия подошла к воротам Гранады. Мавры укрылись в крепости под названием Альгамбра. Фердинанд и Изабелла лично приняли командование войском во время осады. Миновали июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, и декабрь. Осаждённые мавры дошли до отчаяния: запасы еды иссякли, в стенах крепости распространялись болезни. Наконец, 30 декабря 1491 года король мавров Абу Абд-Аллах начал переговоры о капитуляции.

1492 ГОД: ГРАНАДА КАПИТУЛИРУЕТ – МАВРЫ ИЗГНАНЫ ИЗ ИСПАНИИ

Понедельник, 2 января 1492 г.: последний небелый оплот в Испании, крепость Гранада сдаётся победоносной армии белых под личным командованием короля Фердинанда и королевы Изабеллы. Впервые с 770 года во всей Испании установилась власть белых.

Об окончательной капитуляции писал очевидец событий священник Бернальдес, бывший капелланом архиепископа Севильи:

“В понедельник 2 января (1492 г.) они (Изабелла и Фердинанд) вышли из лагеря со своим войском, выстроенным в надлежащем порядке. Когда они подошли к Альгамбре, к ним выехал Абу Абд-Аллах в сопровождении множества своих рыцарей и с ключами от города в руках. Он хотел спешиться, чтобы поцеловать руку короля, но король ему не позволил. Мавр, поцеловав плечо Фердинанда и отдав ему ключи, сказал: “Прими ключи от твоего города, ибо я сам и те, кто внутри, – твои вассалы”. Король Фердинанд взял ключи и отдал их королеве…”

С капитуляцией Гранады в 1492 году белые впервые за 770 лет восстановили полную власть над всей Испанией. Эту победу праздновали по всей Европе, поскольку она ознаменовала поворотный момент в европейской истории.

Дальнейшие кампании против мусульман

Вскоре после падения Гранады Фердинанд принял участие во внутреннем конфликте в Италии. Он отправился туда с большой армией и в 1508 году завоевал Венецианскую республику. Затем это войско в 1509 г покорило Оран и Триполи на североафриканском побережье, отвоевав их у мавров. Наконец, в 1512 году Фердинанд присоединил королевство Наварру. Все эти завоевания расширили границы Испании до Гибралтарского пролива, и эти границы она сохраняет до сих пор.

Однако на том испанские войны с исламом не закончились. Испанский король Карл V организовал походы против мусульманских Туниса в 1535 году и Алжира в 1541 году, тем самым предотвратив новое вторжение мусульман из Северной Африки в Европу. В 1571 году Испания сыграла ведущую роль в создании мощного белого флота, который нанёс поражение флоту небелых осман в битве при Лепанто , навсегда подорвав военно-морскую мощь Турции.

РЕЗНЯ ХРИСТИАН, УСТРОЕННАЯ МАВРАМИ В ОТРАНТО В 1480 г.

В 1480 году мусульманское войско под командованием Мухаммеда II захватило город Отранто на юге Италии. Из двадцати двух тысяч жителей, пленённых мусульманами, двенадцать тысяч были связаны верёвками и замучены до смерти под стенами города. Мусульмане убили и всех христианских священников, которые им попались. На холме за городом, известном как Холм Мучеников, они обезглавили по меньшей мере восемьсот горожан, отказавшихся принять ислам, в том числе епископа города. Прошёл год, прежде чем мусульманских захватчиков изгнали из Отранто, и когда христианские освободители нашли на холме за городом обезглавленные тела, они погребли их за стеклянными стенами в городском соборе, где их можно увидеть и по сей день.

Высылка 250.000 расово-смешанных мавров

Наконец, в 1609 году испанский король Филипп III приказал изгнать из южной Испании примерно 250.000 “морисков”, иначе говоря, христианизированных мавров. Мориски были расовой смесью белых и мавров. Это уберегло Испанию от более серьёзного расового ущерба, поскольку приостановило рост расово-смешанного населения.

1492 год: Изгнание иудеев

Испанские евреи одними из первых в полной мере ощутили утрату маврами власти в Испании. В 1492 году Изабелла и Фердинанд официально выслали из страны всех евреев в наказание за их активное сотрудничество с маврами в течение 780 лет оккупации. Мавры в силу общего семитского происхождения и плохих отношений между евреями и готами, назначали испанских евреев на очень высокие должности в администрации Испании.

Испанцы пришли в ярость, узнав, что премьер-министр маврского короля в Гранаде и большинство его главных советников были евреями. За этим открытием последовала резня евреев в городе. Союзнические отношения между множеством испанских евреев и маврами ещё сильнее разожгли антисемитские настроения среди испанцев, и эта неприязнь позже породила испанскую инквизицию.

Когда Испания окончательно освободилась от небелых мавров, долго сдерживаемые антисемитские настроения вспыхнули в полную силу. В том году все некрещёные евреи были скопом высланы из Испании, а печально известная испанская инквизиция, созданная для защиты христианства от ереси, начала преследовать евреев, которые из-за своего сотрудничества с маврами считались заклятыми врагами Испании.

Ранее Изабелла получила от Папы Римского разрешение на учреждение в Испании инквизиции, которая вскоре развернулась в полноценную антиеврейскую кампанию под знаменем христианства (имеется в виду кампания именно против евреев и мавров, независимо от того, перешли они в христианство или нет – прим. перев. ). Первые слушания против конверсо (евреев-выкрестов) состоялись в феврале 1481 года в Кастилии и совпали со вспышкой “Чёрного мора” (бубонной чумы). Многие фанатики связали эту вспышку с началом процессов против конверсо, и на евреев возложили вину ещё и за чуму. Среди более обоснованных было обвинение в том, что группа евреев предала город Толедо маврским захватчикам, в решающий момент осады открыв перед ними городские ворота.

Восстание евреев подавлено

Главы выкрестов на секретном совещании решили оказать инквизиции вооруженное сопротивление. Шпионы Изабеллы узнали о замышляемом восстании и арестовали зачинщиков, самым видным из которых был раввин по имени Диего де Сузан. Его и ещё шестерых евреев обвинили в заговоре, признали виновными и в конце 1481 года казнили через сожжение на костре. После чего выкресты в панике рассеялись и массово бежали из Испании. Некоторые отправились в Италию, а многие другие в мусульманскую Турцию, где снова получили привилегированное положение. Значительное имущество, принадлежавшее крещёным евреям, которые по некоторым оценкам до инквизиции составляли не менее 20 процентов населения Испании, было конфисковано испанским правительством.

После изгнания мавров в Испании наступает Золотой век

После изгнания мавров и евреев в Испании начался Золотой Век. Она создаёт огромную Империю и вместе с Португалией становится одной из сильнейших стран Европы. Освобождение Испании спасло Западную Европу от исламского владычества.

ЕВРЕИ В МАВРСКОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

Иудей, иллюстрация из европейской рукописи 13 века. Он носит круглую эмблему, так как в Средние века ношение такой метки евреями предписывал папский эдикт. Появление антисемитизма в Европе было вызвано тем, что в Испании огромное количество евреев участвовали в оккупационном правительстве мавров. (Звезда Давида в качестве еврейского символа была принята сионистским движением лишь в конце девятнадцатого столетия).

27.08.2014

Древние мавры - это одно из берберских племен, предками которых были ливийцы. А в свою очередь, в берберы попадали не только негры, но и те, кто не мог разговаривать на греческом языке. Жили эти племена на западе от Египта. Подтверждением того, что у берберов были самые тесные связи и взаимоотношения с Египтом, служит тот факт, что берберская династия была правящей в этом государстве.

Берберы много раньше Рима начали вести торговые дела с египтянами. И когда Древняя Греция расцвела, берберы не утратили своей самобытности. Кто их только не пытался завоевать: и финикийцы, и воины Карфагена, Рима и Греции. Добрососедству берберов с Грецией пришел конец в 570 году до нашей эры, когда греки всеми доступными средствами пытались завоевать непокорные племена. Так продолжалось до исчезновения Греции с исторической сцены.

Ей на смену пришел Рим. Но завоевать берберов так никто и не смог. А Рим все наседал и наседал. И ко II веку до нашей эры часть племен берберов оставила свою родину и переселилась на Пиренейский полуостров. Это сегодняшняя Испания и Португалия. Большинство переселившихся берберов имели черный цвет кожи. Тут-то они и получили название мавров. По их инициативе не был развязан ни один военный конфликт с соседями. Они верили своим языческим богам, поклоняясь природе.

После ухода Римской империи со сцены истории, Пиренеи неоднократно переходили из рук в руки: и вандалы, и готы, а потом и арабы праздновали здесь свое величие и силу. В VII веке на историческую сцену пришла новая религия - ислам. Хоть носителями ислама и были арабы, но уже за довольно короткий срок он покорил полмира. Берберы-мавры не стали исключением. И когда ради Аллаха арабы объявили джихад, берберы - жители Северной Африки, пошли вместе со всеми завоевывать Пиренейский полуостров. И полуостров покорился завоевателям.

Пиренеи стали исламским государством, которое возглавил Муса ибн Нусайр. Вся христианская знать стала служить новым хозяевам. Только горы Астурии оказались непокоренными. Исламисты двинулись и туда. Но вот беда: проход в горы не позволял завоевателям проникнуть. Да еще и войско Карла Мартелла встало на защиту своих земель. Островок христианства продолжал свою жизнь в горах. Наварра, Кастилия и Барселона тоже имели христианский статус.

Крестовые походы ухудшили положение мавров на полуострове. С завоеванием Гранады исламистами для мавров наступили совсем плохие времена. Но они не сдались. К их чести следует сказать, что именно мавры были учеными людьми в государстве Пиренейского полуострова. Лучшие учителя, врачи, архитекторы, ремесленники и торговцы - это мавры. Королевская знать сделала все, чтобы эти ученые не сбежали и не оставили страну без науки.

«Маврос» (μαῦρος) по-гречески означает «чёрный». Сегодня греки называют так негров, а иногда и арабов.

Арабское завоевание Пиренейского полуострова

В конце VII века арабы, сделав своим опорным пунктом г. Кайруан на востоке современного Туниса, завоевали Северную Африку, к 709дошли до Танжера и берегов Атлантического океана.

В 711 арабы и берберы во главе с Тариком ибн-Зиядом высадились на Пиренейском полуострове. Разгромив вестготов 19 июля 711 у озера Ханда и одержав победу у Эсихи, арабские войска взяли Кордову, Толедо - столицу Вестготского королевства и другие города.

Войско прибывшего в 712 из Северной Африки Мусы ибн Нусайра заняло Медину-Сидонию, Кармону, Севилью и Мериду.

К 718 Пиренейский полуостров, за исключением небольшой части на севере, перешёл в руки арабов. В 720 они вторглись в Галлию, заняли Септиманию и Нарбонн.

Дальнейшее их продвижение в Европу было остановлено после разгрома арабских войск франкскойконницей и пехотой Карла Мартелла близ Пуатье 4 октября 732. В 759 Пипин Короткий выбил арабов из Нарбонна и Септимании.

На завоёванных испанских территориях арабы образовали эмират, входивший в состав халифата Омейядов; в 756 Омейяды основали независимый Кордовский эмират, а в 929 - Кордовский халифат.

Местным светским и церковным землевладельцам, изъявившим покорность завоевателям, была оставлена часть принадлежавших им ранее земель вместе с крестьянами.

Значительная часть земель перешла в руки новой земельной знати из среды завоевателей. Наиболее плодородные земли юга и юго-востока заняли сами арабы; в центральной и северной частях страны арабы расселили входившие в их войска многочисленные племена берберов.

Наибольшего могущества арабское государство достигло при Абдаррахмане III (правил в912-961). Развитие феодальных отношений привело в конце X века к ослаблению центральной власти. В 1031 Кордовский халифат распался на множество мелких эмиратов. Это в конечном счёте привело к его падению.

Реконкиста

Центры сопротивления арабскому завоеванию возникли ещё в VIII в. на севере полуострова:

  • королевство Астурия (с 718), положившее начало Реконкисте (отвоеванию народами Пиренейского полуострова территорий, захваченных маврами),
  • Наварра, добившаяся независимости в борьбе с арабами и франками в середине IX века,
  • Испанская марка, образованная на территории между Пиренеями и р. Эбро, завоёванной франками в 785-811. К концу IX века графства, из которых состояла Испанская марка, превратились в фактически независимые феодальные государства.

С 924 г. расширившееся королевство Астурия стало называться королевством Леон (по имени новой столицы - г. Леон). В 1035 г. Кастилияоформилась как самостоятельное королевство.

В этом же году независимым королевством стал Арагон. Интересы развития Реконкисты требовали объединения и централизации образовавшихся на севере и востоке полуострова самостоятельных испанских государств.

В 1037 (окончательно в 1230) объединились в единое королевство Леон и Кастилия. На северо-востоке политическая гегемония перешла в XI веке к Арагону.

Решающий этап Реконкисты начался после распада в 1031 Кордовского халифата. В 1085 кастильцы взяли Толедо, ставший столицей Леоно-Кастильского королевства.

Мелкие арабские государства, столкнувшиеся с этой угрозой, призвали на помощь Альморавидов из Северной Африки, которые, одержав победу в 1086 г. при Салаке и приостановив ход Реконкисты, подчинили себе всю мусульманскую Испанию. Однако в 1118 Арагон отвоевал у мавров Сарагосу.

В 1212 г. при битве при Лас Навас де Толоса объединённые силы Кастилии, Арагона и Наварры одержали решающую победу над войскамиАльмохадов (в середине XII века вытеснивших из Испании Альморавидов).

В 1236 кастильцы взяли Кордову, в 1248 - Севилью; в1229-35 Арагон отвоевал Балеарские острова, в 1238 - Валенсию; португальцы освободили в 1249-50 территорию Алгарви (юг современной Португалии).

К середине XIII в. у мавров осталась лишь небольшая территория на юге - Гранадский эмират.

На западе Реконкисту проводила Португалия (в 1095-1139 графство, номинально зависимое от Леона; с 1139 - королевство, в 1143 признанное независимым и Леоном).

В 1492 г. Реконкиста завершилась взятием Гранады - последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове. Арабо-берберское население, оставшееся в Испании, насильственно обращалось в христианство. В 1492 г. из Испании были изгнаны евреи, в 1502 г. - мавры, не принявшие христианства.

Потомки мавров-мусульман, оставшиеся на Пиренейском полуострове, назывались мориско (moriscos ). Они составляли значительную часть крестьянства в некоторых регионах - таких как Арагон, Валенсия или Андалусия, однако в 1609-1614 в основном были изгнаны.

По оценкам историков (Henre Lapeyre ), изгнанию подверглись 300 тыс. из общего числа жителей, составлявшего примерно 8 миллионов. Изгнанники в основном переселились в современные Марокко, Тунис и Алжир, принеся туда свою культуру. Часть из них занялась морским пиратством.

Мавры Лазарев Андрей Викторович

Где жили последние мавры?

Где жили последние мавры?

Гранада оказалась последним оплотом мавров: ее даже не было нужды завоевывать, ведь ее эмир Мухаммед I сразу покорился. Пока другие правители-мавры пытались кое-где воевать, он уже признал короля Кастилии Фердинанда Святого своим господином.

В Гранаде не было христиан, но были евреи, и туда сбегались все мусульмане. А кастильским владыкам оказалось выгодно иметь на своей территории область, населенную мирными мусульманами: ведь и Мухаммед I, и его наследники успешно лавировали между испанцами и новой берберской династией, которая утвердилась в Марокко. Государи Гранады были безвольны, но захватить эмират было бы непросто: с трех сторон его омывало море, а с четвертой закрывали горы. Чтобы гранадцы знали свое место, кастильцы периодически продлевали с ними договоры, в которых напоминали о своем главенстве. Так продолжалось бы еще сотню лет, если бы мавры не затосковали по независимости. Это стоило им потери Гранады, их последнего оплота на Пиренейском полуострове.

В 1465 г. гранадский эмир Мулай Хасан перестал платить дань Кастилии. А в 1481 г. вдруг захватил кастильский город Захару и увел жителей в рабство.

К тому времени королевства Арагон и Кастилия объединились: теперь ими правили супруги Фердинанд и Изабелла. Они не стерпели оскорбления. Не спасли Гранаду и горы - все государство, кроме столицы, к 1489 г. было захвачено войсками Испании (так стали называться объединившиеся королевства). После осады, длившейся год, сдалась и столица: последний эмир Боабдил, сын Хасана, отдал ключи от города христианам и переехал в свое горное поместье. До сих пор то место на холме, с которого он прощался с Гранадой, называется «Последний вздох мавра».

По суровому внешнему виду крепости Альгамбры трудно догадаться, что за ее стенами скрываются прохладные сады и изысканные фонтаны, роскошные покои с ажурной резьбой и пестрой мозаикой.

Блюдо, украшенное гербом объединенных Кастилии и Леона. Его орнамент напоминает мусульманские арабески.

Резной эфес меча Боабдила, последнего эмира Гранады.

«Меч может заменить новое оружие, но ни одно оружие не может заменить меча. Меч служит украшением в собрании, светильником во мраке, другом в одиночестве, спутником и собеседником, ложем и изголовьем».

(Ибн Хузайль аль-Андалуси из книги «Украшение всадников и девиз храбрецов»)

Из книги Самураи [Рыцари Дальнего Востока] автора Тарновский Вольфганг

Где и как жили самураи? Как мы уже говорили, самураи были изначально сельскими жителями - главами семейств, правившими своими имениями. Они брались за оружие, лишь когда их призывал господин. Спустя столетия, после установления нового режима под началом Иэясу Токугавы,

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

С кем мавры воевали в Испании? В VIII в. на Пиренейском полуострове жило много народов, но все их можно разделить на три группы.Во II в. до н. э. полуостров завоевали римляне и назвали его Испанией. Местное население за сто-двести лет большей частью смешалось с римлянами. Эти

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Почему мавры вторглись в Испанию? В VIII в., ко времени вторжения мавров, Готия почти развалилась сама по себе из-за внутренних раздоров. Настоящих готов здесь было не много, и смешиваться с испано-римлянами и горцами они не хотели. Готы часто сражались между собой за трон и

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Как мавры впервые столкнулись с готами? Поначалу осторожный эмир Магриба Муса ибн Нусайр направил в Готию разведку. Четыреста воинов переправились через пролив, ограбили прибрежные деревни и вернулись с добычей. Король готов Родерих был так занят борьбой с

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Почему мавры не захватили Европу? Действительно, если мавры так просто и быстро завоевали Испанию, почему они не продвинулись дальше? А они как раз и продвинулись! Еще отряды Тарика ибн Зияда перешли через Пиренейские горы и оказались на юге государства франков.Ведь мавры

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Как одевались простые мавры? Прежде всего они жили богаче европейцев. Поэтому могли позволить себе разные причуды. Мавры не только соблюдали чистоту - и женщины, и мужчины вовсю пользовались парфюмерией. Одевались мавры опрятно и вполне скромно.До приезда в Андалус

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

О чем писали и пели мавры? Еще первый андалусский эмир Абдаррахман из династии Омейядов был поэтом. Многие его преемники и их придворные тоже увлекались изящной словесностью, причем сразу на двух языках - испанском и арабском.Вообще в Андалусе стихи писали все, от

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Что строили мавры? От ранней архитектуры мавров мало что сохранилось. Что-то намеренно разрушили испанцы, что-то просто разобрали на другие постройки. Немногое дошло до наших дней, например башня Хиральда в Севилье.Но о настоящих шедеврах мы можем судить по описаниям и

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Где жили индоевропейцы? Как считают историки и лингвисты, предки современных европейцев происходят из могучей индоевропейской языковой семьи. Представители этого субэтноса в 5–2 тысяч. до н. э широко расселились на огромных пространствах от Британии до отрогов Енисея. В

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Дополнение Последние открытия и последние работы относительно «искусства степей» (1951 г.) История Топа, или тюрков-тобгачей, господствовавших в Северном Китае в V-м веке, исключительно интересна тем, как она демонстрирует нам тот же тип тюрко-монгольской орды, наполовину

Из книги Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798-1800) автора Тарле Евгений Викторович

Из книги Российский флот в Средиземноморье автора Тарле Евгений Викторович

8. Освобождение острова Святой Мавры Перед отбытием Ушаков «по общему желанию здешних обывателей», как он считает нужным прибавить, оставил на о. Кефалония небольшой отряд. Он сделал распоряжение о подавлении силой беспорядков, если таковые произойдут, но прибавил:

автора

«Жили мы весело» Селезнев Николай Георгиевич, 1920 год, дер. Афоничи, учительОй, жили мы раньше весело, не то что вы сейчас. Весело гуляли, выходили замуж, женились. Я со своей женой познакомился в школе, она тоже учитель, приехала после института, молоденькая, симпатичная.

Из книги Речи немых. Повседневная жизнь русского крестьянства в XX веке автора Бердинских Виктор Арсентьевич

«Все жили в ожидании» Шишкина Мария Васильевна, 1910 год, рабочаяРаботали с семи до семи, без выходных, да еще рыли траншеи, так как немцы от нас были в 100 километрах. Один раз потопили пароход, люди ехали, и их всех, 300 человек, потопили. Опаздывать было нельзя, если опоздаешь на

Из книги История Португалии автора Сарайва Жозе Эрману

5. Мавры В 711 г. через Гибралтарский пролив переправилось войско, состоявшее в основном из солдат-берберов, и началось завоевание Пиренейского полуострова. Сто лет прошло с тех пор, как Мухаммед начал в Аравии свою проповедь (612). Этих ста лет оказалось достаточно, для того

Из книги Пикты и их эль автора Федорчук Алексей Викторович

Где жили пикты? Традиционно считается, что некогда пикты заселяли всю ту страну, которая ныне называется Шотландией – как минимум от залива Фёрт-оф-Форт (а то и от границы Нортумбрии) до самой северной оконечности. Близлежащие острова – Гебридские и Оркнейские, а иногда и

Испания была завоевана арабами (маврами) в VIII веке. Высадившись на Пиренейском полуострове в 711 году мавры под предводительством Тарика ибн Зияда в течение пяти лет завоевывали вестготскую Испанию, превратив ее в зависимый от халифа Дамаска эмират Аль-Андалус. Лишь в Пиренейских горах сохранили независимость два небольших труднодоступных региона, которые населяли баски и романизированные астуры.

В октябре 711 года арабский полководец Мугит, помощник Тарика ибн Зияда, взял Кордову. А в 716 году эмир Абу-ль-Хаттар основал в Кордове одну из своих резиденций. За свою покорность город был сделан столицей провинции Андалусии. В 756 году в Кордове воцарился Абд ар-Рахман ибн Муавия I, он образовал независимый Кордовский эмират. Перед воротами Кордовы эмир построил дворец Русафу, названный по имени знаменитой резиденции Омейядов около Пальмиры в Сирии. В это время многие местные жители стали принимать ислам (таких называли мувалладами). Первое время в Кордове большинство составляли христиане-мосарабы (буквально «обарабившиеся», свое название они получили за то, что переняли многие традиции и частично язык арабов) и власти относились к ним терпимо. Однако уже в конце VIII века власти стали сносить христианские церкви: так, например, в 786 году храм святого Викентия был разрушен, а на его месте была построена Великая мечеть Кордовы. Это вызвало сопротивление со стороны мосарабов, на что власти ответили репрессиями.

В 888 году началось правление эмира Абд Аллаха. Его власть была ограничена только Кордовой, тогда как округа находилась под управлением не признававших Абд Аллаха мятежных родов. До 891 года шла непрерывная война с Омаром ибн Хафсуном, захватившим часть городов эмирата. В самой Кордове тоже было неспокойно — в городе не прекращалась борьба между различными группировками арабов, берберов и мувалладов. С севера на эмират постепенно наступали христиане. Эмиру удалось достичь временного превосходства над своими противниками, но в 912 году он умер, а его сын был убит. Власть, в результате, досталась внучатому племяннику Абд Аллаха — Абд ар-Рахману III. В 913−914 годах он подавил основные силы Омара ибн-Хафсуфа, захватив 70 его замков, а в 928 году взял штурмом центр мятежников — замок Бобастро. 16 января 929 года Абд ар-Рахман III провозгласил себя халифом — верховным главой всех мусульман. Кордовский эмират стал халифатом. В подтверждение этого статуса в Великой мечети Кордовы была выставлена для поклонения рука пророка Мухаммада, которая привлекла множество мусульманских паломников. Местные богословы даже объявили, что посещение мечети делает необязательным паломничество в Мекку и Медину, приравнивая, таким образом, Кордову к этим двум важнейшим святыням ислама.

Статус столицы халифата привлекал в город огромное число торговцев и ремесленников, способствовал процветанию Кордовы. Город достиг гигантских по тем временам размеров, оспаривая у Константинополя звание самого большого города Европы: по арабским источникам в 1000 году в Кордове проживал 1 млн. жителей. Современные историки уменьшают эту цифру до 400−550 тыс. человек. Кордова переживала пик строительства, украшалась площадями, садами, банями, мечетями, базарами, дворцами, среди которых была великолепная загородная резиденция халифа Медина Ас-Сахара (или Мадинат Аль-Захра). Двор халифа сделался мощным культурным центром Европы и исламского мира, привлекая поэтов, писателей, врачей, суфиев и ученых, живших на государственные пенсии. В городе было 27 бесплатных школ для бедняков и университет, в который приезжали учиться не только из мусульманских стран, но и из христианской Европы. При университете была библиотека с общим фондом в 400 тыс. книг. В библиотеке располагалась мастерская, в которой перевели с древнееврейского и греческого на арабский язык труды многих античных ученых и философов. Кордова славилась производством керамики, тончайших изделий из золота, серебра, хрусталя, слоновой кости. Золотых, серебряных и медных денег в Кордове ежегодно чеканилось на сумму до 200 000 динаров.

В начале XI века в Кордовском халифате начался период восстаний и частой смены халифов. В 1010 году в Кордову вторглись берберы, выступавшие в поддержку одного из претендентов на престол, город подвергся разграблению, был уничтожен дворец в Медина Ас-Сахара. В 1031 году Кордовский халифат распался на несколько небольших государств-тайфов. В кордовском тайфе правил визирь последнего халифа Хишама III. В 1069 году эмир Севильи Мухаммад II ал-Мутамид из династии Аббадидов завоевал Кордову и присоединил ее к своему государству.

В 1091 году Кордова подпала под власть Альморавидов (североафриканская исламская династия). Они были призваны поддержать мусульман в борьбе с наступающими с севера христианами, но, в конце концов, решили не ограничиваться помощью, а заодно и прибрать к рукам власть в Андалусии. В 1147 году на смену Альморавидам пришла другая североафриканская династия — Альмохады. За годы правления Альморавидов и Альмохадов Кордова стала исключительно мусульманским городом: христиане и евреи либо бежали на север, в Кастилию и Леон, либо приняли ислам под давлением репрессий.

В начале XIII века силы Альмохадов были подорваны, и они потеряли интерес к своим владениям в Андалусии, которая вскоре вышла из-под их власти. В области воцарились междоусобные войны. Воспользовавшись этим, кастильский король Фердинанд III в 1236 году захватил Кордову, а скорее принял ее почетную капитуляцию.

2 Севилья

В 712 году мавры осадили Севилью, которая тогда носила римское название — Испалис. Город выдержал многомесячную осаду, пока, наконец, архиепископ не пошел на соглашение с захватчиками и не открыл ворота города в 713 году. В период 713−716 гг. город был столицей той части Испании, которая была завоевана арабами, и с этого времени стал известен как Ишбилия. За этот короткий период город был основательно приведен в порядок: были отстроены разрушенные здания, порт, крепостные стены. Когда Андалусия стала независимым Кордовским эмиратом, Ишбилия стала столицей одноименной коры (провинции). Город быстро исламизировался, христиане стали составлять меньшинство и проживали, прежде всего, в бедных пригородах.

Прекращение варварских набегов, постоянных войн и междоусобиц прежнего периода благоприятно сказалось на благосостоянии города, Ишбилия стала вторым по значению портом эмирата. Однако богатства Ишбилии привлекли внимание других варваров — викингов. В 844 году они захватили город и подвергли 7 дневному грабежу, а затем сделали его центром набегов на окрестности. Викинги, в конце концов, были разбиты войсками эмира, и частью перебиты, а частью приняли ислам и слились с местным населением. Однако набеги совершались и позднее: в 859, 966, 971 гг., но уже не столь успешно благодаря строительству укреплений вокруг города и эффективным действиям войск эмирата. Но даже в это время город проявлял свой непокорный нрав. В описанный период Ишбилия была расколота противоборством аристократических группировок, которое порой выливалось в кровавые побоища, как например в 889 году. После победы одна из них попыталась создать независимый эмират в 899−902 и 911−913 годах, а в 974 году произошло неудачное народное восстание. За свою непокорность Ишбилия была лишена крепостных стен.

В начале XI века Кордовский халифат стал распадаться. В ходе воцарившегося безвластия один из знатных горожан Абу ль-Касим сумел прославиться и заручиться поддержкой населения отражением набега на Ишбилию отряда взбунтовавшихся солдат и благодаря этому завладеть властью в городе. Образовалось небольшое независимое государство — тайфа Ишбилия. На фоне других оно оказалось наиболее успешным и сумело подчинить себе многих соседей. Это стало причиной подъема Ишбилии, которое отразилось в оживлении строительства, активной культурной жизни, сосредоточенной вокруг дворца эмира. Однако ослабление центральной власти поставило мусульманские земли под удар христианской Кастилии: после нападения 1062 года, Ишбилия вынуждена была платить дань кастильским королям. Дань ложилась тяжким бременем на плечи горожан, которые отвечали массовыми волнениями, а когда правительство в угоду им переставало платить дань, происходили набеги кастильцев. Ввиду этого эмир аль-Мутамид вынужден был призвать на помощь из Африки фанатичных воинов ислама — мурабитов (они дали название династии Альморавидов).

Альморавиды действительно разгромили христианские силы в битве при Залаке в 1086 году, но затем начали завоевание Андалусии, и в 1091 году Ишбилия была покорена ими. Когда Альморавиды ослабли, на смену им в 1147 году в качестве властителей города пришли Альмохады. Время правления Альмохадов стало периодом настоящего расцвета города, особенно в годы царствования эмира Абу Юсуфа (1184−1199). Самым ярким проявлением этого стало широкое строительство в городе: бани, стадион для скачек, сады, площади, дворцы, минарет для Великой Мечети, мост через Гвадалквивир (он переделан из римского акведука), знаменитый Алькасар. Благодаря удобной гавани, Ишбилия стала также и крупной военной базой, откуда войска могли быстро перебрасывать в любую часть державы. В городе был устроен крупный государственный арсенал. Город процветал и как крупный экономический центр, прежде всего завязанный на торговлю с территорией современного Марокко, но также торговля шла с Генуей и Пизой. Ишбилия выросла до огромных по тем временам размеров — 83 тыс. жителей, с которыми на полуострове поспорить могла лишь Кордова. Однако ни Альморавиды, ни Альмохады не смогли по-настоящему обеспечить безопасность города. Его окрестности подвергались набегам христиан.

После разгрома в 1212 году в битве при Лас-Навас-де-Толоса Альмохады совсем ослабели и прекратили заботиться о своих испанских владениях. В 1247 году Ишбилия была осаждена и, выдержав 16-месячную осаду, сдалась в 1248 году лишь потому, что флот кастильцев смог прервать всякое ее сообщение с внешним миром по реке. Город сильно пострадал в ходе осады и штурма: из всех зданий неповрежденным остался лишь минарет Великой мечети. После завоевания город стал зваться своим привычным именем — Севилья.

3 Толедо

Толедо, столица вестготских королей, была захвачена маврами в 711 году. Город стал именоваться Тулайтулах. После образования независимого Кордовского эмирата, Толедо стал играть важную роль в новом государстве. Не смирившись с завоеваниями арабов, закрепившиеся на севере полуострова христиане повели войну за освобождение своей земли. Поэтому вдоль северных рубежей эмирата мусульманами была образована особая система пограничных владений. Столицей средней их части, аль-Тагро аль-Аусат (в переводе «средняя граница»), был Толедо. Кроме того, он являлся центром отдельной коры (области). Город сохранил значение крупнейшего в области торгово-ремесленного центра, славясь особенно металлообработкой и изготовлением оружия. Толедо также славился как крупный центр образования и науки.

В городе проживали сразу три религиозные общины: мусульмане, чье положение было привилегированным, евреи и христиане, причём и те, и другие были избавлены от религиозного угнетения при условии уплаты особого налога — джизьи. Христиан, по всей видимости, было большинство. Горожане преуспевающего города не раз поднимались на восстания против центральной власти, и нередко при этом религиозные общины были солидарны, несмотря на различия в вере. Так, например, было во время восстания 797 года, которое наместник подавил так: 400 влиятельных горожан, среди которых были богатые мувалады и даже местный архиепископ Элипандо, были приглашены для переговоров на пир, где их обезглавили, а головы сбросили в ров. Это событие получило название «День рва». Однако восстания продолжались в 811, 829 и 932 гг.

В ходе покорения Испании арабы использовали войска берберов, которым в качестве платы за службу дали земли на севере эмирата. Один из знатных берберских родов Бану-Диль-Нун владел землёй в современной провинции Куэнка. В 887 году Муса, один из представителей рода Бану-Диль-Нун, сумел захватить Толедо и до своей смерти в 908 году править здесь как независимый эмир. После распада Кордовского халифата, усилившиеся Бану-Диль-Нун смогли захватить в свои руки власть в обширной области, основав независимое государство со столицей в Толедо (1035−1085). Однако распад халифата усилил натиск христиан, поэтому эмиры Толедо вынуждены были откупаться от набегов кастильцев. Это стало причиной роста налогов, вызвавшего обнищание и недовольство горожан. Среди них распространилось мнение, что проще стать поданными Кастилии, чем одновременно содержать и своего эмира, и кастильского короля.

В 1085 году после осады Толедо сдался Кастилии на почётных условиях: горожане должны платить те же налоги, что и прежнему правителю, взамен король Альфонсо VI обязался уважать их личные права и неприкосновенность имущества, а также право на свободу вероисповедания.

4 Гранада

До завоевания Испании маврами на месте Гранады стоял небольшой город Илиберри (Ильбира). Существует мнение, что в ходе завоевания город был покинут жителями. С установлением на территории Испании Кордовского эмирата столицей провинции Эльвира стала Мадинат Ильбира, находящаяся в 10 км от прежнего Ильбира, ввиду чего практически все жители переселились из старого города в новый.

Когда в начале XI века Кордовский халифат стал слабеть и распадаться, один наёмник из знатных алжирских берберов, Зави бен Зири, в 1013 году захватил власть в Эльвире и создал небольшое независимое государство. Исходя из требований безопасности, он перенёс свою столицу из Мадинат Ильбира дальше в горы Сьерра-Невада, на место прежнего Ильбира. Новый город получил название Мадинат Гарната, что в переводе с арабского означает «холм паломников». Династия Зиридов правила в городе до 1090 года, и за это время был отстроен его исторический центр, район Альказаба Кадима.

В 1090 году Мадинат Гарната подчинилась Альморавидам, а в 1145 году — династии Альмохадов. Военные неудачи Альмохадов привели к тому, что с 1224 года Андалусия фактически вышла из их подчинения, в ней начались междоусобные войны. Наиболее успешным среди эмиров оказался Мухаммад ибн Наср I (1238−1273), который сумел создать державу Насридов, более известную как Гранадский эмират. Со второй половины XIII века и до конца XV века это было единственное мусульманское государство, которое сумело выстоять под натиском христиан. Одной из главных причин этого было горное расположение эмирата, выгодное для обороны. Исходя из того же принципа Мухаммад ибн Наср в 1238 году сделал своей столицей именно горный Мадинат Гарната. Период правления Насридов стал для города временем расцвета и широкого строительства, приобретенные в то время очертания и разделение на кварталы во многом сохранились до сих пор. В то время были построены знаменитый великолепный дворец-крепость Альгамбра и загородная вилла Хенералифе. Мадинат Гарната стал мощнейшим центром мусульманской культуры во всём Западном Средиземноморье. Не малую роль в этом сыграл приток беженцев из разгромленных христианами эмиратов Андалусии. Город стал одним из самых мощных и процветающих центров ремесла и торговли во всей Европе. В Мадинат Гарната проживало около 165 тыс. жителей — по средневековым меркам это был огромный город. В нем проживали разные этнические и конфессиональные группы: арабская знать, берберы-наёмники, еврейские торговцы, муваллады и христиане.

После тяжёлой гражданской войны в Кастилии в 1474—1479 годах, королева Испании Изабелла I решила сплотить страну успешной завоевательной войной. В ходе войны 1482−1492 годов Гранадский эмират был захвачен, а сам Мадинат Гарната сдался 2 января 1492 года на почётных условиях, среди которых были: неприкосновенность имущества и свобода вероисповедания для горожан.