Античность – это образ греческой колонны, стремящейся ввысь, к свету и совершенству.

Античный стиль всем нам известен великолепными памятниками Древней Греции и Рима, памятниками архитектуры, скульптуры. До сих пор они вызывают в нас восхищение своей неподражаемой и законченной красотой. Колизей, триумфальные арки, колонны, цилиндрические своды, прекрасные скульптуры знатных людей, богов, богинь, удивительная художественная роспись привлекают своей гармоничностью и для многих являются эталоном для подражания.

Символизм Античного стиля очевиден и узнаваем. Прежде всего – это музейное благородство представленного интерьера. Вечная классика, которая никогда не выйдет из моды, бесконечное пространственное единство, которое объединяет другие типовые решения. Для того, чтобы внести оттенок Античного стиля в интерьер, недостаточно украсить помещение портиком с двумя мраморными колоннами, важно, чтобы от этого нюанса исходило ощущение благородства и завершенности.

Античный стиль обычно очень самодостаточен и не нуждается ни в каких украшениях.

История Античного стиля

Древнегреческая архитектура, возникшая на островах Эгейского моря, была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания.

Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами.

Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они “изобрели” арочно-ордерную ячейку (триумфальная арка). Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол.

Особенности Античного стиля

Разделение утилитарности и функции красоты. Внутренние помещения были украшены настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего были мозаичными, позднее – покрывались коврами. Расписной кессонный потолок дополнялся рельефными изображениями, большими вазами с рисунками, тапаграми (маленькими терракотовыми статуэтками).

Интерьеры Античного стиля выделяются строгостью архитектурных ордеров, элементами декора, а также, цветовой гаммой, а именно, яркие цвета синих, зеленых красок, оттенки красного (терракотового), золотого, звонкий желтый, цвет слоновой кости, черный цвет.

Оригинальная греческая мебель не сохранилась, но сохранились рельефы и рисунки на вазах. Формы стульев просты и послужили образцами для последующих стилевых форм. Три основных формы: скамейки, обычные и церемониальные стулья. Наряду с простыми рабочими столами имелись и обеденные низкие трапециевидные столы на трех ножках (в виде звериных лап). В обстановку жилища входили также маленькие сундучки, корзины, скамьи, тумбы.

В период Античности мебель была выполнена из древесины и иногда покрывалась тканями. Покрывала и скатерти были обычно гладкокрашенными, а по краю ткани шел характерный узор. Иногда ткань могла украшаться вышивкой. Для декора мебели использовалась также наборная мозаика, когда деревянные изделия инкрустировались различными мозаичными вставками: слоновой костью, золотом, драгоценными камнями или просто древесиной другого цвета.

Античная мебель была обычно простых форм, ножки мебели иногда делались в виде звериных лап или фигур грифонов (в этом чувствуется влияние Древнего Египта и Вавилона). Древнегреческое кресло с изогнутыми в виде сабель ножками носило название клисмос. Подобные кресла вновь вошли в обиход в эпоху европейского классицизма.

Античный стиль, Для греческой орнаментики характерны как фигурные и растительные, так и геометрические и архитектурные элементы. Характерный орнамент – спиральный, а также волнистая линия. Дорогие породы дерева, мрамор, бронза, золото, слоновая кость, глина - основные материалы, использовавшиеся в Античном интерьере.

Термины к семинару и лекции по теме «Культура античности».

Культура античности – культура Древней Греции и Древнего Рима в период с XI века до н.э. по V век н.э.

Эллин – слово, которым греки называли собственный народ. Произошло от имени легендарного героя – Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода.

Космос в античной культуре – порядок и гармония, прекрасное целое.

Агонистика – дух борьбы и соперничества, важная характеристика античной культуры.

Калокагатия гармоничное развитие духовных и физических качеств, важная характеристика античной культуры.

Пайдейя – система воспитания детей, реализующая все их способности

Гимнасий спортивная площадка, помещение для физических упражнений и тренировок в Древней Греции. Позднее стали центрами интеллектуальной жизни с помещениями для занятий и библиотекой.

Палестра – школа борьбы в Древней Греции.

Великие Панафинеи – празднества в честь богини Афины в Афинах, проводились один раз в 4 года.

Амфидромия – праздник наречения новорожденного и принятия его в семью в Древней Греции.

Анфестерии – весенний праздник в Афинах, когда подавалось молодое вино осеннего урожая. Детям, достигшим трехлетнего возраста, раздавали специальные кувшины.

Акрополь – укрепленная крепость, построенная на высоком месте.

Агора – площадь в греческом городе, которая служила рынком и главным местом встреч горожан.

Андрон – пиршественный зал в древнегреческом жилом доме, где могли находиться только мужчины.

Гинекей – женская половина в жилом доме.

Гетера – незамужняя образованная женщина, ведшая свободный образ жизни, умевшая развлечь мужчин игрой на музыкальных инструментах, беседой, пением.

Стоя – длинная крытая галерея с колоннами, защищавшая от солнца, ветра и дождя. Располагалась на агоре.

Полис - это город-государство с выборным управлением, сильной публичной самостоятельностью всех свободнорожденных граждан и общинно-частной собственностью.

Остракизм – процедура голосования, проводившаяся в Афинском Народном собрании, чтобы изгнать неугодного политика. Название происходит от слова «острака » - кусок глиняного черепка, на котором писали имя того, кого хотели изгнать.

Метек - в Древней Греции чужеземцы (переселившиеся в тот или иной полис), а также рабы, отпущенные на волю. Афинские метеки, будучи лично свободными, не имели политических прав, не могли вступать в брак с афинскими гражданами и, как правило, владеть недвижимостью.

Двенадцать древнегреческих богов-олимпийцев : Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Деметра, Артемида, Афродита, Арес, Гефест, Гермес, Гестия и Дионис.

Амфитеатр – в древнегреческом театре – места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре – открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

Театр – род искусства, художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

Рапсод – странствующий певец, исполнитель эпических поэм на религиозных празднествах, пирах, поэтических состязаниях.

Эпос – повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой).

Орхестра - круглая площадка в древнегреческом театре, на которой выступали хор и актеры.

Скена - временное деревянное помещение для переодевания и выхода актеров, располагавшееся позади орхестры.

Театрон - места для зрителей, амфитеатром окаймлявшие орхестру на склоне пологого холма.

Катарсис – термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него.

Лира – струнный музыкальный инструмент, который делали черепашьего панциря и рогов быка, а позднее из дерева.

Курос – мужская статуя периода архаики.

Кора – женская статуя периода архаики.

Капитель – венчающая часть колонны или пилястры, выступающая за пределы колонны.

Каннелюра - вертикальный желобок на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Пилястр - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Фронтон - завершение (обычно треугольное) фасада здания, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Волюта – архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре. Является составной частью капители колонн ионического, коринфского и композитного ордеров.

Кариатида - статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента (верхней, несомой части) и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.

Пропилеи – монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль, например, в древнегреческой архитектуре – вход в афинский акрополь.

Целла внутреннее помещение античного храма, где стояла статуя бога или богини.

Терракота – смесь необожженной глины, песка и частиц обожженной глины. Популярный в Древней Греции материал для изготовления черепицы, посуды, небольших статуэток.

Амфора – сосуд для вина или масла, суживающий книзу, с узким горлом и двумя ручками.

Пифос – большой керамический сосуд для хранения зерна в Древней Греции.

Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками.

Краснофигурная вазопись – вид вазовой росписи, где черное лаковое покрытие заполняло фон, а фигуры изображались в естественном цвете обожженной глины.

Чернофигурная вазопись – вид вазовой росписи с черными фигурами на красном фоне.

Хитон женская одежда, которую делали из единого куска ткани, скрепленного на плечах.

Гимантий – вид плаща или шарф, который носили как мужчины, так и женщины в Древней Греции.

Тога – официальное парадное одеяние римского гражданина: кусок плотной ткани, который надевали и несколько раз оборачивали вокруг тела, образуя особые складки.

Атрий – центральное помещение в римском доме.

Акведук – канал или труба для подачи воды.

Виадук – мост, построенный древними римлянами, чтобы проложить дорогу через реку или ущелье.

Этруски – народ, прибывший в Италию, скорее всего, из Малой Азии ок. 800 года до н.э. Область расселения этрусков в Северо-Западной и Центральной Италии получила название Этрурии.

Латины – народ, пришедший ок. 2000 года до н.э. в Италию из Центральной Европы. Латины осели в области Лации (равнина на северо-западном побережье Апеннинского полуострова, на которой расположен и сам Рим).

Гладиатор (от латинского gladius - «меч») - боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.

Представляет собой одну из вершин художественного наследия далекого прошлого. Она заложила основу европейского зодчества, строительного искусства. Главная особенность заключается в том, что античная архитектура Греции носила религиозный подтекст и создавалась для жертвоприношений богам, приношения им даров и проведения массовых мероприятий по этому поводу.

Историю строительного искусства древнейшей цивилизации историки делят на пять периодов: архаический, ранне-классический, классический, эллинизма и Римского владычества. Далее мы расскажем о каждом из них, а также об известнейших храмах, построенных древними греками, более подробно.

Архаический период

Продолжительность архаического периода: с 7 в. до н. э. до времен афинского законодателя и политика Солона (около 590 г. до н. э.). В 7-6 вв. до н. э. архитектура Греции отразила наиболее передовые стороны жизни общества. В результате развития греческого полиса ускорился рост демократических сил, а это привело к напряженной борьбе народа против верхушки аристократов. В этот период храм, который возводился всем полисом, стал главным общественным зданием - хранилищем казны и сокровищ и народных празднований одновременно. В результате упорных исканий сформировались главные элементы античной архитектуры - ордер (строгая система, отражающая расположение и взаимоотношение колонн) и антаблемент (перекрытие).

Особенности храмов архаического периода

В из примитивных построек эпохи Гомера вырос ранний тип каменного сооружения, так называемый «храм в антах». На передней стороне он имеет портик, образованный выступами боковых стен (антами) и двумя, стоящими посередине, колоннами. К таковым в частности относится Афинское казначейство в Дельфах (на фото выше), построенное из парижского мрамора. Ориентировочная дата возведения - 510-480 гг. до н. э. Здание было раскопано и реконструировано в 1903-1906 гг.

Далее произошла замена антов колоннами, и возник новый античный храм - простиль. Он имел открытый портик. Дальнейшее добавление еще четырех колонн на противоположной стороне, возле входа в сокровищницу (амфипростиль), стало первым шагом к построению, так называемого перипетра - полностью открытого со всех сторон храма. И хотя все эти типы развивались одновременно, последний все же стал доминирующим.

В каждой постройке имелось главное помещение - (алтарь), где располагалось скульптурное изображение почитаемого бога или богини. Оно носило название «наос».

Ранний классический период

В ранний классический период, продолжавшийся с 590 г. по 470 гг. до н. э., античная архитектура постепенно освобождает себя от чужеземных тенденций, занесенных из Египта и Азии. Подобно живописи и скульптуре она стала одним из самых ярких проявлений человечности и демократизма культуры классической Греции.

В пропорциях храмов, построенных в данный период, наблюдается строгая упорядоченность и соразмерность масштабов и числа колонн, а также других частей здания. Все это придает архитектуре раннего классического периода силу и красоту. Сформировался новый тип храма - дорический, который получил в дальнейшем большое распространение.

Античные храмы Греции раннего классического периода: Геры в Олимпии, Аполлона в Дельфах, Зевса в Афинах, Афины Паллады на о. Эгине (фото выше). Примечательно, что в Сицилии и Юной Италии памятников архитектуры этих времен гораздо больше, тогда там располагались самые богатые греческие колонии. В частности Храм Посейдона в Пестуме. Не стоит забывать и об одном из семи чудес света - храме Артемиды в Эфесе, который был сожжен Геростратом.

Храм Посейдона в Пестуме

Данный памятник древнегреческой архитектуры известен современникам также под названием II храм Геры. Пожалуй, его можно считать самой мощной и строгой постройкой в дорическом стиле, относящейся к 5 до н. э. В своем суровом и простом облике он отразил идеи героической борьбы народа за независимость от вторгнувшихся персов. До наших дней сохранилась часть верхних колонн, внутренних двухъярусных колоннад и внешних, возвышающихся на прочном основании. Как и более данной местности (бывшей Посейдонии) он построен из очень твердого кристаллического ракушечника. Сверху он был обработан тонким слоем штукатурки. В архитектуре наблюдается принцип регулярности. Постройка имеет внушительные размеры: 60 м в длину и 24 м в ширину.

II храм Геры располагается в Италии (в 40 км на юго-восток от Салерно). Ныне он открыт для туристов. Вход в него стоит 4 или 6 евро (включает посещение Археологического музея в Пестуме).

Храм Артемиды в Эфесе

Храм был признан одним из семи чудес, существовавших в античном мире. Находится он на территории современного города Сельчук (Турция). Сооружение имеет сложную и трагическую историю.

Первая и самая масштабная постройка на данном месте была возведена в середине 6 в. до н. э., а в 356 г. ее сжег Герострат. Вскоре античный храм восстановили в прежнем облике, однако в третьем веке ему вновь нанесли урон, на этот раз готы. В 4 в. святилище сначала закрыли, а затем разрушили в связи с исповедованием новой религии - христианства и запретом языческих обычаев и культов. Построенная на его месте церковь, впрочем, тоже простояла не долго.

Согласно мифологии, Артемида приходилась Аполлону сестрой-близнецом. Она заботилась обо всем живом на земле (животные, растения), опекала их и защищала. Не обделяла своим внимание она и людей, даруя счастье в браке и благословляя на рождение потомства. Культ богини в Эфесе существовал с незапамятных времен. В честь нее горожане построили огромный храм (длина 105 м, ширина 52 м, высота 127 колонн, установленных в восемь рядов, равна 18 м). Средства на него пожертвовал лидийский царь. Строительство велось довольно долго, и за это время сменилось несколько архитекторов. Храм построили из белоснежного мрамора, а статую богини из слоновой кости и золота. Он был деловым и финансовым центром города, там же проводились религиозные церемонии. Данный античный храм не принадлежал городской власти и находился полностью под управлением коллегии жрецов. В настоящее время на месте храма можно увидеть лишь одну восстановленную колонну. В парке Миниатюрк (Турция) можно посмотреть на модель храма (на фото выше).

Классический период в архитектуре

Классический период, продолжавшийся с 470 по 388 гг. до н. э. - это время расцвета государства, эпоха высшей демократии и подъема. В Афины стекаются лучшие мастера всей Греции. Пути развития архитектуры неразрывно связаны с именем величайшего скульптора древнего мира - Фидия. Выдающийся политик и деятель Перикл наметил масштабный и грандиозный план застройки Акрополя. Именно под руководством Фидия на протяжении второй половины 5 века до н. э. шла одна из самых грандиозных строек, по завершению которой появился совершенный архитектурный ансамбль, во главе которого - Парфенон. Афинский акрополь был обильно украшен скульптурами мастера и его учеников.

В целом, в архитектуре классического периода продолжает преобладать дорический тип храмов. Однако он становится более легким в формах и смелее в композиционном плане. Постепенно в обиход внедряется ионический стиль и коринфский. В самой Греции храмы становятся благородными, элегантными и легкими. Особое внимание уделяется пропорциям и материалу. Зодчие используют белый мрамор, легче поддающийся тонкой обработке. Одним из замечательнейших памятников архитектуры тех времен является Храм Тесея, расположенный в Афинах. Это яркий пример того, как дорический стиль был смягчен в Аттике.

Одновременно на Сицилии продолжает господствовать дорический стиль, поражающий колоссальностью сооружений.

Парфенон

Афинский акрополь представляет собой скалистый холм высотой 156 м с пологой вершиной, имеющий длину около 300 м и ширину 170 м. Именно здесь возвышается главный памятник античной архитектуры - великолепный Парфенон. Храм посвящен покровительнице всей Аттики и Афинам, в частности богине Афине-девственнице. Он был возведен в 447-438 гг. архитектором Калликратом по проекту, созданному древнегреческим зодчим Иктином, и богато украшен под руководством скульптора Фидия. Сейчас храм находится в руинах, активно ведутся восстановительные работы.

Парфенон - это античный храм, представляющий собой дорический перипетр с элементами ионического стиля. Он расположен на трех мраморных ступенях, имеющих высоту около 1,5 м. Со всех сторон храм окружен колоннадой: по 8 колонн на фасадах здания и по 17 с каждого бока.

Материал, из которого возведено святилище - пентилийский мрамор. Кладка была сухой, т. е. осуществлялась без использования скрепляющего раствора или цемента.

Храм Зевса в Олимпии

Храм Зевса Олимпийского являлся одним из самых почитаемых в Древней Греции. Эта постройка, являющаяся подлинным образцом дорического ордера, тоже принадлежит к классическому периоду. Храм заложили во время проведения 52 Олимпиады, но строительство было окончено только между 472-456 гг. до н. э. все тем же Фидием.

Он являлся классическим периптером с 13 колоннами вдоль здания и 6 - по его ширине. Храм строили из известняка-ракушечника, доставляемого с Пороса. Высота строения достигала 22 м, ширина - 27 м, а длина - 64 м. Сведения о внешнем виде стали доступны благодаря раскопкам 1875 г, проведенным под руководством немецкого археолога Э. Курциуса. Внутри храма располагалось еще одно из семи чудес древнего мира - это созданная Фидием хрисоэлефантинная статуя Зевса, высота которой превышала 10 м.

Храм Зевса вместе со многими другими в Олимпии был разрушен по велению императора Феодосия II, как свидетельство языческой веры и традиции. Уцелевшие остатки были окончательно погребены под обломками во время землетрясения 522 и 551 г. до н. э. Найденные в результате раскопок фрагменты храма хранятся главным образом в Археологическом музее Олимпии, несколько - в Парижском Лувре.

Храм бога огня Гефеста

Античный храм времен классического периода, посвященный Гефесту, сохранился по сравнению с остальным наилучшим образом. Он был возведен предположительно в период между 449 и 415 гг. до н. э. Святилище представляет собой постройку дорического ордера. Сведения об архитекторе не сохранились, вероятно, это был тот же зодчий, что занимался возведением храма Ареса на Агоре на и Немезиды в Рамнунте.

Строение не было разрушено в период становления христианства. Более того, храм использовали как православную церковь им. Св. Георгия с 17 века по 1834 г. Затем ему присвоили статус национального памятника.

Период эллинизма

В период с 338 по 180 гг. до н. э. греческая архитектура начинает терять свою характерную чистоту вкуса. Она находится под влиянием чувственность и пышности, проникших в Элладу с Востока. Скульпторы, художники и архитекторы больше заботятся об эффектности здания, его пышности. Чувствуется везде и повсюду пристрастие к коринфскому стилю. Возводятся здания гражданского характера - театры, дворцы и т. д.

Известные храмы Греции периода эллинизма посвящены Крылатой Афине (в Тегее), Зевсу (в Немее). Появляется много грандиозных и роскошных зданий в этот период в Малой Азии. В частности, огромный храм Ф. Дидимского в Милете (на фото выше).

Период Римской империи

Создание империи А. Македонского положило конец периоду классики и греческой демократии. В период эллинизма греческое искусство проходило свою последнюю фазу развития. Попав под власть Рима, Греция утратила свое былое величие, и архитектурная деятельность практически полностью была прекращена. Однако художники, съехавшиеся в вечный город, принесли традиции своего искусства и поспособствовали облагораживанию римской архитектуры. В этот период (180-90 гг. до н. э.) греческое искусство практически сливается с римским.

Для любителей красоты, роскоши, гармонии в интерьере подойдёт античный стиль. Великолепие Древней Греции и Древнего Рима можно воплотить и в современных помещениях, если подойти к работе с предельным вниманием, предварительно изучить основные моменты стилизации интерьера под античность.

Основные моменты античного оформления помещений

Эпоха Древней Греции и Древнего Рима знаменита шедеврами архитектуры, скульптуры, искусства. Античный стиль оформления помещений заимствован из истории и культуры этих стран.

Немного истории

Архитектурные произведения времён античности (с 776-476 гг. до н. э.) для мастеров более поздних эпох - образец для подражания. Художники античного мира создавали образы, передающие гармонию природы. Все творения древних греков и римлян обладали завершённостью. Композиционное построение - обязательный элемент архитектурных сооружений, скульптурных комплексов, живописных полотен.

Античный стиль обьединяет римскую и греческую эпоху. Римский стиль был полностью заимствован из греческой культуры. В римской и греческой культурах есть много общего, но есть и существенные различия. Римское оформление более воинственное, агрессивное, с «привкусом» роскоши и изобилия, для греческих элементов свойственно приближение к природе.

Современные дизайнеры не разграничивают тонкости греческого и римского оформления и объединяют их в одно понятие - античный стиль.

Современные дизайнеры используют античные элементы для создания

Влияние античности не прошло мимо византийского стиля, который вобрал в себя многие элементы стиля Древней Греции и Древнего Рима. В византийском дизайне удачно соединяются черты античности и восточные мотивы. К утонченности и изысканности добавились роскошь и помпезность, свойственные Востоку.

Характерные черты античного стиля

В этом стиле умело сочетаются красота и функциональность. Элементы интерьера красивы, величественны, практичны. Особенностью применения античного дизайна является то, что такое оформление интерьера не будет органичным на малых площадях. Только просторное помещение способно стать хорошим вместилищем для классической античности.

В просторной комнате гораздо легче воплотить основные элементы античности

Характерные черты античного стиля в интерьере:

  1. Наличие арочно-ордерной ячейки (триумфальной арки).
  2. Куполоподобный потолок, расписанный или дополненный рельефами.
  3. Оформление стен при помощи фресок (настенной живописи).
  4. Мозаичный пол.
  5. Декорирование помещения напольными вазами, бюстами, статуэтками и величественными статуями.
  6. Использование ярких цветов.
  7. Применение колоннад, портиков для зонирования помещения.
  8. Природные материалы (гипс, древесина, натуральный камень, глина, ткани).

Следует отметить, что величие этого стиля не связано с избытком роскоши. Самые богатые интерьеры украшало незначительное количество дорогих вещей. Вкус, чувство меры всегда отличают интерьеры античного стиля, несмотря на использование золота, инкрустации, украшений из ценной древесины, слоновой кости, драгоценных камней.

Оформление интерьера в стиле античности

Чтобы сделать помещение в стиле Древней Греции или Древнего Рима, необходимо использовать те знания и умения, которыми обладали жители этих стран. Существует ряд «требований», которые необходимо соблюдать, чтобы воплотить дух античности в своём интерьере:

  • простор и значительный метраж помещений;
  • высокие потолки;
  • сложность геометрических форм комнат, наличие ниш и выступов;
  • панорамные окна;
  • расширенные проёмы с двойными дверями.

Для воссоздания античного стиля необходима предварительная подготовка. Необходимо тщательно продумать все элементы интерьера и чётко представить планировку. Потолок можно оформить росписью или картиной с изображением военной баталии, состязания спортсменов, роскошного пиршества. Для пола дизайнеры используют мозаику или мрамор. Стены искусственно состаривают и украшают их колоннами, портиками, барельефами. Роспись может располагаться не только на потолке, но и на стенах. Стеклянные, хрустальные, зеркальные элементы в античном дизайне подчеркнут уникальность этого стиля. Большие зеркала в изящных рамках - не редкость в помещениях античного стиля. Элегантная мебель, использование обивки из натуральных тканей, экологически чистый текстиль (лён, тик, сатин) характеризуют античный стиль помещений.

Цветовое решение

Античный стиль - это натуральные материалы, без дополнительной окраски. Поэтому первоначально оформление интерьера в стиле античности было приглушённым по цвету.

В просторных апартаментах гораздо легче воплотить основные элементы античности

В интерьере того времени преобладали оттенки белого, коричневого, бежевого, чёрного. Иногда можно было встретить оформление в синем, оливковом, терракотовом цвете. Дизайнеры нашего времени предпочитают в интерьере применять контрастность двух цветов: чёрный с белым, бежевый с коричневым, светло-оливковый с зелёным. Для придания насыщенности мастерам дизайнерского искусства приходится прибегать к использованию нескольких оттенков одного цвета. В любом случае для создания античного духа в интерьере не подойдут никакие крикливые и яркие тона.

Оформление потолка, пола и стен

Соответствие стилю во многом зависит от того, какие материалы и цвета использовали в отделке несущих элементов.

Потолок

Весь потолок может быть поделён на прямоугольники или квадраты. Для этого используются балки из дерева с красивой резьбой (кессонная конструкция). Потолочные перекрытия украшают лепнина, барельефы, декоративная штукатурка. В секциях помещают роспись или окрашивают их в соответствии с выбранным цветовым оформлением.

Создать такой потолок можно и при помощи современных материалов

Современные материалы дают возможность имитации античного дизайна потолков. Для этой цели используются разноуровневые натяжные полотна. Украшают их полиуретановым декором в виде лепнины, розеток. Оригинально будет выглядеть фотопечать на натяжном потолке с воспроизведением красот небосвода. Если умело подвести к такому потолку освещение, то интерьер станет необычным и запоминающимся.

Пол

Использование натурального камня и глины не всегда по карману хозяевам жилищ, эти материалы можно заменить на более современные и дешевые. Например, паркет из дерева, плитку под натуральный мрамор или камень.

Имитация природных материалов или их использование - необходимые моменты в создании античного дизайна

Стены

Всё чаще вместо натурального камня на стенах используют декоративную штукатурку различных оттенков.

Неяркие, приглушённые тона помогут в воплощении стиля античности

Допустима роспись на стенах или применение фресок, лепнины, барельефов, бордюров. Фрески свидетельствуют о походах античных героев, сражениях, иллюстрируют мифы или повторяют красоту природы.

Фрески - самое распространённое воплощение античности на стенах

Античный стиль трудно представить без колонн и пилястр. Если для размещения колонн требуется пространство, то пилястры отлично впишутся в современные интерьеры небольших размеров. Вертикальные уступы помогут создать дух античности, при этом не займут много места.

Мебель

Роскошь, богатство или их хорошая имитация - вот что характеризует мебель стиля античности. При этом предметы должны быть практичны и просты. Как правило, мебель изготавливается из ценных пород дерева и инкрустируется золотыми элементами. Стол круглой формы на одной ножке или прямоугольное творение на трёх/четырёх «подпорках» в окружении стульев, кресел, скамеек - типично для античного стиля. Если дизайнеры захотят в точности воспроизвести мебель тех времён, то можно найти мастеров, которые соорудят настоящие клисмос и клинэ.

Клинэ и клисмос в интерьере подчеркнут приверженность к античности

В первом случае это мебель невысокой конструкции с такими элементами:

  • круглая спинка;
  • широко расставленные изогнутые ножки;
  • подставка для ног.

Клинэ представляет собой своеобразный синтез кровати, софы и клисмоса. Интересно, что использовали такую мебель не только для отдыха, но и для приёма пищи в полулежачем положении. Формы всех мебельных предметов обтекаемые и мягкие. Острые углы или сложные геометрические конструкции будут смотреться в античном интерьере неорганично. Найти подходящую мебель можно у антикваров. Если такой возможности нет можно попробовать искусственно состарить современные предметы интерьера.

Освещение

Панорамные окна - характерная черта античного стиля. Большие оконные проёмы тем не менее не способны выполнить функцию освещения помещения в том объёме, какой нужен в вечернее и ночное время. Поэтому дизайнерами предусмотрено включение в осветительную систему множества приборов: ламп, торшеров, бра, люстр. Желательно, чтобы свет, исходящий от этих приборов в вечерние часы, был рассеянным и мягким.

Светильники в виде канделябров уместны в античном дизайне

Искусственные камины, имитирующие древнегреческие очаги, настенные светильники в виде факелов, канделябров и свечей - отличные варианты по дополнительному освещению комнат. Основной акцент всё же должен быть на люстре, подвешенной в центре потолка. Материал, подходящий для люстры - бронза или хрусталь.

Стилизованный светильник создаст атмосферу античности в интерьер

Допустимо в наше время применение и скрытых современных источников света - подсветок, точечных ламп.

Расстановка акцентов античного стиля в современном дизайне

Современный интерьер в духе античности можно подчеркнуть, сделав акцент на характерных элементах этого стиля:

Напольные вазы, сундуки-аналоги мебельным предметам античности, бюсты известных людей той эпохи - всё это сделает интерьер стильным и похожим на жилища древних римлян и греков.

Декорирование интерьера приемлет использование нескольких или одной напольной вазы выбранной стилистики

Декоративные элементы, применяемые в античном стиле:

  1. Растительные или цветочные имитации - листья, цветы, стебли в виде замысловатых рисунков, инкрустаций или резьбы.
  2. Геометрические изображения (спирали, меандры).
  3. Персонажи мифов в виде сфинксов, мистических львов, невиданных птиц и животных.
  4. Изображения баталий (на потолках, стенах, на фресках).

Если позволяют габариты помещения, то в интерьер античного стиля обязательно помещают величественные статуи, в случае оформления небольших комнат можно использовать бюсты, изображающие известных деятелей той эпохи.

Помещения для таких статуй должны быть довольно вместительными

Текстиль должен быть богатым и натуральным (лён, конопля, шерсть). Обивка мебели, портьеры не терпят синтетических материй. В занавесях желательно применять много складок, драпировок. Роскошными шторами украшают не только оконные проёмы, но и стены, материи можно увидеть и на потолке.

Используя декоративные элементы, необходимо соблюдать меру, чтобы оформление помещения не вышло за рамки выбранного стиля.

Видео: примеры античного стиля в интерьере

Античный стиль в дизайне разных помещений

Помещения разного функционального назначения оформляют в античном стиле.

Гостиная

В этом помещении для дизайна античности огромный простор. Хорошо, если оформляемое помещение габаритное, с высокими потолками. В такой интерьер можно поместить фрески, гобелены, не стесняясь в размерах. Масштабные полотнища создадут атмосферу времён древних греков и римлян.

Современное воплощение античности в интерьере гостиной

В нишах размещают статуи великих деятелей Древнего Рима и Древней Греции. Присутствие больших напольных ваз оживит обстановку в гостиной и поможет подчеркнуть античность. На стенах гостиной органично смотрится светильник в виде факела, ещё лучше, если найдутся бра в виде канделябров. Когда пол выполнен из дорогих пород дерева или камня, то не стоит скрывать его под коврами, если же для пола применялись современные материалы, то лучше всего спрятать их под красивым и богатым ковром с соответствующим орнаментом. Мебель в гостиной должна быть не только роскошной и богатой (из натурального дерева с кожаной обивкой), но и удобной, ведь это помещение предназначено для приёма гостей, ведения светских бесед.

Спальня

В интерьере спальной комнаты не стоит устанавливать массивные колонны или скульптуры, даже если условия помещения позволяют это сделать. Отдых в ночное время будет не очень уютным в окружении величественных предметов. Можно поступить гораздо проще, используя в спальне всего один главный предмет этой стилистики - кровать. Красивая узорная спинка, резные декоративные элементы, тканевая обивка - это главные черты античного ложе в современном интерьере.

Главная роль в обстановке отведена кровати с красивым изголовьем

Отличным дизайнерским решением будет поместить кровать в нишу. Альков можно использовать встроенный, а можно самостоятельно создать искусственное углубление в стене. Обои с позолотой на стенах допустимы в современной спальне античного стиля. Предпочтение в освещении стоит отдать мягкому и рассеивающемуся свету, исходящему от светильников в виде канделябров или свеч. Осветительные приборы располагают по обеим сторонам изголовья кровати. Много мягких и удобных текстильных подушек, красивые плотные портьеры дополнят античный дизайн спальни. Главное - выдержать цветовое оформление всего помещения, не выходя за рамки стиля.

Прихожая

Центральный элемент прихожей - зеркало. Для античного дизайна необходимо найти зеркало в позолоченной раме, по бокам от него расположить осветительные приборы, имитирующие зажжённые свечи или факелы. Для полного освещения прихожей применяют и современные способы - люминесцентные лампы на потолке, декорированные портиком с орнаментом. Имитация или использование природного камня, мрамора на стенах будет вполне подходить по стилистике античному дизайну. Если нет возможности для применения дорогостоящих натуральных материалов, можно воспользоваться венецианской штукатуркой. Пол можно выложить керамической плиткой однотонной или с рисунком.

Вот так может выглядеть современное воплощение античного стиля в прихожей

Из мебели в прихожей достаточно поместить низкий табурет на изогнутых ножках с позолотой или инкрустацией и сундук с декоративной резьбой. Входной проём желательно оформить колоннами, разрешается и применение арочного свода.

Ванная комната

Для воплощения античности в ванной комнате потребуется установка красивой ванной на декоративных изогнутых ножках. Если позволяет помещение, то этот предмет можно разместить по центру, отлично смотрится в этом случае ванная круглой формы. Ванную и раковину для умывания можно поместить на своеобразном возвышении-пьедестале.

Современная сантехника уживается вместе с античными элементами

Из мебели пригодится стул с высокой спинкой и матерчатый пуфик для ног. Античный стиль в ванной комнате будет неполным без массивного большого зеркала в изысканном обрамлении. На пол можно положить стилизованную керамическую плитку. Уместно на стене изображение мифических персонажей, выложенное при помощи современных материалов (керамогранита, плитки). Цветовые предпочтения для оформления ванной комнаты в античном стиле - белое в сочетании с золотым.

Кухня

Помещение для приготовления и потребления пищи также можно оформить с учётом дизайна античных времён. Бежевая, оливковая, белая цветовая гамма подходит для внедрения на кухне античного стиля. Главное - постараться выдержать все элементы дизайна в едином цвете. Хрустальные красивые люстры с современными лампами не только хорошо осветят всю кухню, но и помогут воссоздать дух античности.

Обстановка кухонного помещения полностью выдержана в стилистике античности

Большое количество лепнины, барельефов можно применять на потолке и на стенах кухни. Аналогичные элементы добавляют и на фасады кухонного гарнитура. Кессонный потолок желательно воплощать на кухнях с высокими потолками, иначе это оформление будет выбиваться из общего стилевого решения и зрительно уменьшит параметры кухни. Пол на кухне оформляют по контрасту цвета к остальной обстановке. Отличный вариант - сочетание бежевого и тёмно-коричневого оттенков. Не испортит внешний вид кухни в античном стиле мозаичное покрытие пола. Керамическую плитку под мрамор или природный камень следует поместить в зоне рабочего фартука.

Фотогалерея: античный стиль в современности

Античный стиль в ванной комнате смотрится изыскано и стильно Величие и красота обстановки не исключают удобства и функциональности Контраст цветов в интерьере смотрится оригинально Прихожая, кухня, столовая объединены и выдержаны в духе античности Статуи - неизменный атрибут античного дизайна

Античный стиль в современном интерьере придаст величественности помещению. Внедрение такого дизайна больше всего подходит для больших апартаментов. Не стоит перенасыщать такую обстановку излишним декором, т. к. стилевое решение античности самодостаточно и красиво.