Методика теста

На все вопросы рисующего Вы или повторяете инструкцию ("А можно нарисовать чебурашку?" - "Чебурашка уже была в мультфильме") или говорите: "Рисуй, как представляешь". Если ребенок все равно рисует уже известное животное, не надо ему препятствовать, вы учтете это при интерпретации параметра "тип животного".

Необходимые материалы : лист А4, карандаш средней мягкости Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. При этом можно использовать краски, мелки, карандаши - лишь бы рисовать с удовольствием!

После окончания рисунка нужно задать вопросы. В процессе ответов ребенок может дорисовывать или менять что-либо. Эти изменения интерпретируются как "то, что есть сейчас, меняется на то, как я бы хотел".
1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый? (животное может оказаться ребенком, даже если ему 100 лет)
3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
4. Что оно ест? Что пьет?
5. Как проходит его обычный день? Чем оно занимается?
6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
8. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: "Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?"
После ответов на все эти вопросы у вас получится целая сказка! Ее обязательно нужно записать и сохранить вместе с рисунком.

Показатели и интерпретация

1. Общая характеристика животного.​

По типу:

  • нарисовано существующее или известное животное (кот, русалка, пегас, единорог) - творческое мышление очень слабо развито;
  • животное построено по схеме складывания (например, заяц+крылья или дракон+лев) - творческое мышление слабо развито;
  • животное оригинальное (нестандартное) - творческое мышление хорошо развито;
  • животное сверхоригинальное (к примеру, перерождающаяся капля) - нестандартное мышление, которое иногда может казаться даже странным;
  • человекообразное животное - высокая потребность, заинтересованность в общении;
  • в животном соединено живое с неживым (динозавр+самолет) - шизоидность (своеобразие мышления, уход в свой внутренний мир);
  • вообще не животное (летающий торт) - нежелание тестироваться, раскрываться, рассказывать о себе.
Что делает животное на рисунке:
- спит, лежит, сидит - усталость, потребность в отдыхе при повышенной активности или пассивная позиция, астения, нежелание двигаться;
- стоит - стнадратная поза;
- идет, бежит, прыгает - повышенная активность, подвижность или желание больше двигаться, потребность в активности.
Как отличить, какой вариант из двух правильный? С помощью беседы - чем больше информации о жизненной ситуации рисующего Вы соберете, тем полнее будет интерпретация. И станет понятно, ведет ли человек сейчас активный подвижный образ жизни или только мечтает о нём

2. Строение тела несуществующего животного.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно.)
Положение “анфас” , т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
Со спины - негативизм, уход от общения, тяжелые переживания.
На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза . Значение детали “уши” - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ , особенно - зачерченный , трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия.
Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам . Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки . Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали : например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - постамент)
Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом : соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры
Могут быть функциональными или украшающими:
- крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т.д.).

Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.
Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

3. Графические особенности:

Положение рисунка на листе
В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа.
Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Контуры фигуры
Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Оценка характера линии
Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

4. Общая энергия

Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

5. Характер животного

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

6. Разное

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы.. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

7. Название

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.
Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).

8. Рассказ о животном.

Возраст: в норме совпадает с возрастом рисующего, если младше - нежелание взрослеть и брать на себя ответственность, если старше - желание получить больше свободы, самостоятельности, возможностей.
Живет один, в уединении, очень далеко, в неблагоприятных условиях и при этом несчастен - одиночество, отсутствие близких эмоциональных контактов. Если живет один и прекрасно себя чувствует - это скорее усталость от социальной жизни и желание побыть одному, наедине с собой. Живет с семьей - близкие семейные связи, живет с друзьями - желание больше времени проводить со сверстниками, вне семьи.
Еда : если ест обычную человеческую еду, то беспокоиться не о чем. Если ест людей - это серьезный признак агрессии (возможно, скрытой) (можно уточнить, каких именно людей, чтобы узнать, на кого эта агрессия направлена), ест что-то отвратительное (грязь) или несъедобное (воздух, камни) - шизоидность. Ничего не ест - моральное истощение, закрытость (если представить образно, то не пускает внуть себя даже еду).
Отсутствие друзей , равно как и дружба "со всеми" - признак одиночества и отсутствия значимых крепких социальных связей. Очень полезен вопрос: "А как они дружат?" - с помощью него можно выяснить положение рисующего: ведомое, ведущее или равноправное, а также его представление о дружбе вообще.
Наличие врагов , нападающих на несуществующее животное, говорит о чувстве опасности, страхе нападения и, возможно, реальной угрозы (травля со стороны одноклассников). Враги, на которых нападает само несуществующее животное - это те люди, на которых он хотел бы направить свою агрессию. Враги могут быть больше него (сильнее, старше), меньше (слабее, младше) или такими же (ровесники).
Три желания - это то,чего больше всего хочется в данный момент. Желания могут быть "бытовыми" (больше игрушек, велосипед), личными (найти друга) или глобальными (чтобы не было войны). Обычно дети называют свои желания вполне искренне и прямо, но бывает, что уходят от ответа, называя стандартные желания. В любом случае, вы можете задать уточняющие вопросы: "А зачем ему это?", "А что будет, когда это желание исполнится?" и т.д..
Самый главный вывод, который можно получить из рассказа - это что ему мешает быть счастливым.

«И что же нам теперь делать?» или работа после теста

Можно не останавливаться на интерпретации теста и пойти дальше - к решению проблем с помощью арт-терапии, т.е. мы будем делать наше несуществующее животное счастливым. Для этого мы будем исполнять его желания!
Важное правило арт-терапии - не стирать детали и не рисовать другой рисунок, а дополнять, перекрашивать, видоизменять этот. Если несуществующему животному не хватает друзей - нарисуйте их здесь же, желательно в динамике (а что они могли бы делать вместе?). Если не хватает места - приклейте лист к этому рисунку, расширьте свои возможности, ведь мир огромный!
Вы можете менять и дополнять рисунок до тех пор, пока животное не станет счастливым, а его жизненная ситуация - благоприятной.
Из полученного рассказа и рисунка (или серии рисунков, если вы сфотографируете их по ходу тестирования) вы можете сделать свою собственную книгу и сохранить ее на память.

Помните, что главное при интерпретации рисунка - это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество - что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте - сюжет, а на третьем - графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.

Методика предложена M. 3. Дзукаревич. По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статисти­ческой проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный, как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Из имеющейся литературы видно, что процедура обследова­ния не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Об­щепринятой системы оценки рисунка не существует.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее жи­вотное и назовите его несуществующим названием».

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бума­ги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и флома­стером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем бли­же, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продви­жение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нере­шительность, незаинтересованность в своем положении в соци­уме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая ее де­таль). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к де­ятельности, действенности: почти все, что обдумывается, пла­нируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца.) Испытуе­мый активно переходит к реализации своих тенденций.

Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к раз­мышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и не­решительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно).

Положение анфас , т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали , соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое» заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только проду­цирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональ­ные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая ак­тивность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - за­щитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта окру глой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего че­ловеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисов­кой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры по­ведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисов­кой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы - также заин­тересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер го­ловы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное нача­ло (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные де­тали , например рога - защита, агрессия. Определить по соче­танию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чув­ственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда - поста­мент). Рассматривается основательность этой части по отноше­нию к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соедине­ны или не соединены вовсе - это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и од­нонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии ре­шений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыс­лие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть функ­циональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде зави­тушек - кудрей; цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверен­ность в себе, «самораспространение» с неделикатным и нераз­борчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружа­ющих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значе­нию детали-символа - крылья или щупальца и т. д.). Украшаю­щие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. По­вернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, собственной нерешительности. Положитель­ная или отрицательная окраска этого отношения выражена на­правлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, рас­каяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из не­скольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пыш­ные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсут­ствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрес­сивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тре­вогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контур­ной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защи­ты - соответственно пространственному расположению: верх­ний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имею­щих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствие авторитета у ниже­стоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же са­мое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - боль­ше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных де­талей - только ли необходимое количество, чтобы дать пред­ставление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с запол­ненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место ще­дрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необ­ходимых), тем выше энергия. В обратном случае - экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит» карандашом по бумаге, не нажимая на него). Обратный же характер линий - линия с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревож­ность. Следует обратить внимание на резко продавленные ли­нии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ вы­полнены таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неак­куратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклоне­ние от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оцен­ка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, обо-рванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожаю­щих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку , начиная с по­становки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая по.’ожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - сви­детельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» жи­вотного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому зна­чению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуаль­ных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподоб­ной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) симво­лизируем выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, за­крытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тести­рованию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное ко­личество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи «вмонтирования» механиче­ских частей в тело животного - постановка животного на по­стамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; при­крепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности - рукояток, клавиш и ан­тенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубо­ких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существую­щего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к кото­рому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, что­бы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригиналь­ность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, ино­гда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, на­правленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхност­но-звуковые, без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т. п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетиче­ских элементов в суждениях над рациональными. Наблюдают­ся также иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) - при соответственно иронически-снисхо­дительном отношении к окружающим. Инфантильные назва­ния имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названия­ми («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

Показана удовлетворительная конвергентная валидность методики путем установления связи между результатами, по­лученными с ее помощью, и данными других личностных ме­тодик на материале обследования пациентов психиатрической клиники и лиц, проходящих профотбор в штат МВД (П. В. Янь-шин, 1988, 1990). Валидность также подтверждена при диффе­ренциации больных неврозами и здоровых (Т. И. Краско, 1995). Тест «Несуществующее животное» - одна из наиболее популярных рисуночных методик и широко используется психологами при обследовании де­тей и взрослых, больных и здоровых, чаще всего в качестве ори­ентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

Литература: Практическая психология. Проективные методи­ки. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. - Ростов н/Д: Фе­никс, 2006. - 480 с. (Психологический факультет).

Методика «Несуществующее животное» - проективная и применяется для оценки индивидуальных психических особенностей, исследования самооценки и самоотношения. Она может применяться практически во всех возрастных группах, начиная с дошкольного возраста.

Инструкция

Перед испытуемым кладется лист чистой бумаги, мягкие цветные карандаши и ластик.

Задание нельзя выполнять фломастером, ручкой и красками, поскольку для интерпретации важна и степень давления на карандаш. После чего следует инструкция: «Нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя и расскажите о нем».

Интерпретация

Методика «Несуществующее животное» ориентирована на использование в интерпретации даже самых мельчайших деталей.

Положение на листе изображения

В норме рисунок должен располагаться по средней линии, а сам лист - находиться вертикально. Если положение рисунка сдвинуто вверх, то это можно трактовать как при сочетании с другими характеристиками трактовка иная - недовольство положением в мире. У такого человека наблюдаются тенденции к самоутверждению. Если рисунок больше ориентирован на нижнюю часть страницы, то можно говорить об неуверенности, о низкой самооценке, подавленности.

Голова (замещающая ее деталь)

Методика «Несуществующее животное» интересна тем, что голова может приобретать

Совершенно необычные формы. Однако если эта часть повернута вправо, можно предположить, что рисунок нарисовал человек деятельный, и все что им планируется, чаще всего осуществляется. Испытуемый не боится реализовывать свои задумки. Если голова повернута влево, то субъект склонен к рефлексии, размышлениям. Возможно, есть боязнь активности (требует уточнения другими деталями). Если голова направлена на рисующего, то можно это трактовать как эгоцентризм.

На голове должны присутствовать основные Уши говорят о том, как человек воспринимает информацию. Например, говорят о том, что человек любопытный, «как губка» воспринимает потоки полученной информации. Рот говорит о речевой активности. Чем тщательнее прорисована эта деталь, тем больше выражено это свойство. По глазам можно говорить о человеческих страхах. Чем больше радужка, тем сильнее испытуемый переживает это чувство. Методика «Несуществующее животное» иногда приводит к тому, что интерпретировать приходится и дополнительные детали. Например, рога. При сочетании с разными дополнительными прорисовками они могут обозначать либо агрессию, либо защиту.

Ноги, лапы, постамент

Рассматривая эти детали, стоит остановиться на их пропорциях в отношении к другим размерам фигуры. По ним можно судить об обдуманности либо, наоборот, легкомысленности, о рациональности и о поверхностности суждений. Проективная методика «Несуществующее животное» может показать и уровень контроля над суждениями субъекта, его поведением. Об этом говорит то, как именно соединены ноги с корпусом. Однотипность, однонаправленность говорят о конформности суждений.

Эта часть выражает отношение человека к собственным действиям, решениям, которые показывает методика «Несуществующее животное». Интерпретация: при повернутом хвосте вправо мы увидим отношение к собственным действиям, влево - к мыслям. А положительная и отрицательная окраска находит свое выражение в том, поднят хвост, либо опущен.

Общая энергия

Этот показатель оценивается по количеству изображенных деталей. Чем больше элементов, тем выше энергия. Кроме этого, могут присутствовать функциональные или украшающие детали. При их наличии можно говорить об энергии охвата разных областей человеческой деятельности.

Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным методикам.

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание : методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция :«Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».

Психолог отмечает все реакции: — вербальные; — невербальные; — стирания и к чему они приводят; — порядок рисования объектов, наличие пауз. По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает. Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке: — острые импульсивные линии, сильный нажим; — общий характер агрессивный, нападающий; — наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.) — вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь) Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе: — злой характер; — питается животными, людьми; — очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая; — удаленное место жительства; — одиночество животного.

Интерпретация.

Общие замечания. Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности - следует решить дополнительно). Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств-уши, рот, глаза. Значение детали «уши» - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев - защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы-также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья-тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Несущая, опорная часть фигуры.
К ней относятся (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью - если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты - соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае -экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного -рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

, тест «Несуществующее животное» предназначен для описания внутреннего мира человека, как взроослого, так и ребенка. Эту методику по праву можно считать одной из наиболее информативных рисуночных тестов.

Возьмите лист белой бумаги А4 (или тетрадный двойной листок), простой или цветные карандаши (можно пользоваться ластиком). Если все приготовлено, можете приступать к тесту - начинайте рисовать на протяжении трех минут несуществующее животное, а затем назовите его подходящим именем.

Тест выполняется на протяжении трех минут, так как за это время не успевает включиться ваше сознание, и вы рисуете этот рисунок на подсознательном уровне. И не заглядывайте в расшифровку, пока не выполните задание.

Интерпритация теста «Несуществующее животное»

Положение рисунка

Нормой считается, если вы лист расположили вертикально, а н есуществующее животное нарисовано примерно в центре, вдоль средней линии.

Чем ближе рисунок к верхнему краю, тем более высокая у вас самооценка, тем больше вы недовольны своим положением в обществе. Признания окружающих вам не достает, вы претендуете на большее.

Чем ниже рисунок относительно средней линии, тем больше в вас неуверенности в себе. У вас низкая самооценка, нерешительность, подавленность, отсутствие желания самоутверждаться.

Голова или заменяющие ее детали

Поворот головы

Если у вашего животного голова повернута вправо, вы - человека действия. Вы постоянно строите планы и осуществляете свои планы, активны и нацелены на результат.

Голова, повернутая влево, означает человека размышляющего и переживающего. Вас приследуют приступы нерешительности и боязнь активных действий. Вам хочется обдумывать каждый свой поступок, прежде чем совершить следующий.

Положение головы в анфас (смотрит прямо на зрителя) означает эгоцентризм.

Глаза

Глаза рассказывают, насколько силен в человеке страх. Чем более детально прорисованы глаза, тем больше чувство страха. Если человек изобразил не только зрачки, но даже чётко обозначил радужку, то он, вероятно, перенес в своей жизни страшные события.

Ресницы

Мужчины ресницы изображают редко, это присуще женщинам. Ресницы - показатель женственных черт характера, особенно в сочетании с прорисованной радужкой. Ресницы означают желание, чтобы окружающие восхищались вами, вашей красотой и манерой одеваться. Также наличие ресниц у животного намекает на некоторую истеричность.

Чем более крупно и детально прорисованы уши, тем большее значение вы придаете мнению окружающих и зависите от него.

Приоткрытый рот в сочетании с языком означает болтливость, с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без губ и языка, а тем более заштрихованный рот означает страх и недоверие. Рот с зубами - агрессивность и грубость. Дети и подростки часто рисуют рот округлой формы, что значит тревогу и боязливость . Непропорционально большой рот трактуется как эрудиция, рациональность, высокий интеллект.

Дополнительные детали

Если вы нарисовали животному рога, то это означает агрессию и стремление защищаться (особенно в сочетании с щетиной, когтями, иглами). Но эта агрессия - не нападающая, а ответная . Перья у животного - желание украсить себя, стремление к оригинальности, проявление демонстративности . Шерсть, грива и подобие прически означают чувственность, подчеркивание к половой принадлежности. Чем заметнее эти детали, тем больше в человеке проявляется сексуальный инстинкт.

Лапы и ноги

Опорная часть фигуры (нижняя) рассматривается как степень рациональности, основательности, умения все обдумывать.

Широкие лапы, занимающие не менее трети всей фигуры, - признак солидного и уравновешенного человека, умеющего принимать решения.

Эмоциональные люди рисуют тонкие маленькие ножки, что означает импульсивность, поверхностность, легкомысленность, неумение принимать решения. Частичное или полное отсутствие лап еще более усугубляет эти качества.

Обратите внимание, как соединены ноги с корпусом тела - тщательным образом, небрежно, слабо или совсем не соединены. Это говорит о степени вашего самоконтроля, об умении рассуждать, нести ответственность и делать выводы.

Однотипность и однонаправленность ног может означать традиционность, отсутствие своеобразия, банальность . Если же лапы написаны по-разному, если они необычной формы и различны в своем положении, то это говорит о вашем творческом начале и даже инакомыслии.

Дополнительные части

Дополнительные ноги, крылья, щупальца, перья, панцирь - это энергия, увлеченность своей деятельностью, охват разных областей деятельности, любознательность, уверенность в себе, желание быть среди людей и завоевывать себе место под солнцем. Завитушки, кудри, цветки означают склонность к обращению на себя внимания, демонстративность, манерность.

Хвост

Хвосты выражают ваше отношение к своим решениям и поступкам. Если хвост повернут вправо, вы довольны собой, если влево - недовольны. Вверх - бодрость, уверенность, позитивность характера. Вниз - сожаление, подавленность, раскаяние, «вредность» характера.

Контур фигуры

Наличие шипов, выступов, панциря, игл - это защита от окружающих. Защита особенно агрессивная, если рисунок выполнен в острых углах.

Если поставлены щиты, «заслоны» и они направлены вверх, то такой человек часто сталкивается с ограничениями, запретами, принуждением, его волю постоянно подавляют «сверху» - начальники и старшие родственники.

Если щиты направлены вниз, то человек часто слышит насмешки от себе подобных, сталкивается с непризнанием, страдает от отсутствия авторитета, ему очень трудно защищать свое мнение.

Общий вид

Посмотрите, к ак нарисовано животное - экономно или щедро, со штриховкой и дополнительными линиями. Чем больше деталей, тем выше жизненная энергия человека.

Животные делятся на угрожающих, подавляемых и нейтральных. Дайте оценку своему животному - это и будет ваше отношение к своему «я», представление о вашем положении в мире.

Если животное похоже на человека (например, стоит на двух лапах, морда похожа на лицо, одето в человеческую одежду ) — это свидетельствует об эмоциональной незрелости.

Обратите внимание на сексуальные признаки - соски, груди, вымя . Можно ли определить пол животного? Это символизирует ваше представление о сексуальности.

Ваше животное должно быть действительно несуществующим. Нетворческий и бананльный человек нарисует зверюгу, которая подозрительно похожа на уже существующее животное.

Название

Если вы назвали свое животное по принципу «Водоплавающий олень», «Летающий заяц», это свидетельствует о наличии у вас четкого понимания, в каком направлении вы двигаетесь по жизни.

Наукообразные названия, иногда с латинским суффиксом («Глабиронис», «Корнолетиус» ), свидетельствуют об эрудиции, которую вы любите демонстрировать.

Встречаются названия безо всякого осмысления - «звуковые» («Баляка», «Мюмзик» ). Это обозначает обычное легкомыслие и ничего больше.

Бывают юмористические названия («Хомо несапиенс», «Пузырь») - они характеризуют ваше позитивное или ироническое отношение к миру.

Инфантильные люди часто используют в названии повторяющиеся элементы («Тру-тру», «Хо-хо-хо» ).

Склонность к фантазированию (чаще всего это означает потребность защищаться) выражается непомерно длинным названием.

Подготовила Марьяна Чорновил