Спряжение – основная категория глагола как части речи. В языкознании существует два понимания термина «спряжение глаголов». Спряжением глагола в широком смысле является его изменение по числам, лицам, наклонениям и временам. Спряжение в узком смысле – изменения глагола по лицам и числам. Необходимо уметь правильно определять спряжение каждого глагола, поскольку от этого напрямую зависит уровень грамотности. Нередко нужно точно выяснить тип спряжения глагола, чтобы правильно написать слово в конкретной форме.


Существует четкий алгоритм, благодаря которому можно верно определить спряжение глагола. Также важно запомнить ряд исключений, заучить все глаголы, склоняемые по-разному.

Если окончание глагола находится под ударением, нужно поставить глагол в форму множественно числа третьего лица. Гласные в окончании слова сигнализируют о принадлежности глагола к 1 или 2 спряжению.

Глаголы 1 спряжения имеют окончания –ут (-ют), 2 спряжения – -ат (-ят).

Например, к 1 спряжению относятся глаголы читают, поют, цветут, а ко 2 – висят, горят, лежат.

Очень важно запомнить: определить спряжение по окончанию глагола множественного числа третьего лица можно только в том случае, если на окончание падает ударение.

Если на окончание глагола ударение не падает, слово нужно перевести в неопределённую форму. Например: дышат – дышать. Начальная форма отвечает на вопрос «что делать», не имеет основных категорий. Она сохраняет только признак вида, а также по ней определяют возвратный ли глагол, переходный он или непереходный. Начальную (неопределённую) форму принято называть инфинитивом.

Глаголы, имеющие безударное окончание в начальной форме –ить, относятся ко 2 спряжению.

Остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Также нужно запомнить ряд глаголов, являющихся исключениями из правил.

К глаголам 1 спряжения относятся следующие слова-исключения: бить, брить, вить, гнить, жить, зиждиться, зыбить, лить, пить, почить, стелить, шить, -шибить (ушибить, ошибиться), а также все глаголы, которые от них образованы.

Ещё в школе все познакомились с лёгкой считалкой, позволяющей быстро запомнить 11 глаголов, которые являются наиболее распространёнными словами-исключениями из правила. Они не оканчиваются на –ить, но тоже относятся ко 2 спряжению. В данном случае они перечислены по алфавиту: вертеть, видеть, гнать, держать, дышать, зависеть, ненавидеть, обидеть, слышать, смотреть, терпеть. Эти слова необходимо запомнить

Глаголы, имеющие ударную приставку «вы» требуют особого внимания. Для точного определения спряжения, приставку нужно отбросить. В тех случаях, когда окончания оказываются под ударением, по ним выясняют спряжение. Если окончание безударно, глагол ставят в неопределённую форму. Безусловно, приставку отбрасывают только тогда, когда слово употребляется без неё.

Существует группа разноспрягаемых глаголов смешанного типа: бежать, хотеть, чтить и все производные формы от данных слов. Они спрягаются по разным моделям, это необходимо запомнить.

Глаголы «бежать», «чтить», находящиеся в форме первого, второго лица, единственного числа нужно склонять как глаголы 2 спряжения. По модели 1 спряжения данные глаголы спрягаются в форме множественного числа, третьего лица. Возможны альтернативные формы чтут и чтят.

По модели 2 спряжения надо склонять глагол «хотеть» во множественном числе, а в единственном числе – как глагол 1 спряжения.

Архаичные окончания у глаголов «дать» и «есть».

Достаточно запомнить правила и выучить все слова-исключения, чтобы правильно определить спряжение глагола и грамотно излагать свои мысли, не допуская ошибок.

— пожалуй, одна из самых сложных тем в курсе русского языка.

Однако хорошо усвоить её нужно обязательно: без глаголов не обходится ни один школьный диктант.

Кроме того, задания, связанные с определением спряжения глагола, непременно встретятся в тестовой части выпускных экзаменов по русскому языку — в девятом классе и — в одиннадцатом.

Несмотря на то, что определять спряжение глагола и грамотно писать его личные окончания учат ещё в начальных классах, ошибок на это правило предостаточно в работах школьников всех возрастных категорий.

Покорить Его Величество Глагол непросто… Но мы всё же — шаг за шагом — попробуем это сделать. Для начала разберёмся, что же из себя представляет это пресловутое спряжение глагола .

Что такое спряжение глагола?

Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам .

Как это выглядит на практике?

Лицо и число глагола можно определить, если подставить к нему одно из подходящих по смыслу личных местоимений.

Вспомним эти местоимения:

Так, к глаголу идёшь можно подставить : (ты) идёшь — значит, это глагол 2 лица единственного числа. А к глаголу поём подставляется местоимение мы — это глагол 1 лица множественного числа. (Они) клеят — 3 лицо множественного числа, (я) рассказываю — 1 лицо единственного числа и т.д.

Теперь научимся спрягать глаголы (то есть изменять их по лицам и числам).

Вот так, к примеру, спрягаются глаголы делать и клеить:

Окончания глаголов первого, второго и третьего лица называются личными . То же название имеют и формы глаголов, образовавшиеся при спряжении.

Кстати, окончания глаголов мы выделили не случайно. В русском языке огромное количество разных глаголов. Но почти все они по своим личным окончаниям делятся всего на два типа.

Первый тип глаголов (то есть глаголы первого спряжения ) имеет личные окончания:

-у ( или -ю), -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут ( или -ют) .

Окончания глаголов второго типа (то есть глаголов второго спряжения ):

у( или -ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат ( или -ят) .

Наверняка вы уже отметили, что мы проспрягали глаголы обоих типов: глагол делать относится к первому спряжению, а глагол клеить — ко второму спряжению.

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения нужно запомнить!

Зачем определять спряжение глагола?

Действительно, зачем? Для чего учителя периодически усложняют жизнь школьникам, заставляя их зубрить — в стихах и в прозе — глаголы-исключения, вновь и вновь повторять, казалось бы, затверженное наизусть правило определения спряжения? Оказывается, причина есть — и причина важная.

Попробуйте-ка, не зная правил, вставить пропущенные буквы в глаголы:

(мы) се…м,

(мы) вид…м.

Задача не из лёгких, не так ли? Даже если природа вас наделила врождённой грамотностью, правильно писать личные окончания глаголов непросто.

Гораздо легче тем, кто определил, что глагол сеять относится к первому спряжению, а глагол видеть — ко второму.

Из списка личных окончаний глаголов первого спряжения выбираем подходящее по смыслу окончание для глагола се…м — -ЕМ. И пишем глагол правильно:

Из другого списка — личных окончаний второго спряжения — выберем нужное личное окончание для глагола вид…м — -ИМ. Напишем глагол грамотно:

Кстати, от спряжения глагола зависят и гласные в суффиксах причастий настоящего времени. Если причастие образовано от глагола первого спряжения , его суффиксы будут такими:

-ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- .

У причастий, образованных от глаголов второго спряжения , суффиксы следующие:

-ащ-, -ящ-, -им- .

Итак, умение определять спряжения глагола необходимо, чтобы правильно писать личные окончания глаголов и суффиксы причастий. Теперь возникает другой вполне резонный вопрос — как именно определять спряжение глагола?

Как определить спряжение глагола?

Чтобы определить спряжение глагола, прежде всего, поставим его в неопределённую форму.

Напомним: в неопределённой форме (она по-другому называется инфинитивом) глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? — смотреть, искать, нести, беречь, надеяться и т.п. )

Смотрим, на что оканчивается глагол. К примеру, глагол смотреть оканчивается на -еть , искать — на -ать , нести — на -ти , беречь — на -чь, надеяться — на -ять (постфикс -ся отбрасываем) и т.д.

А вот, собственно говоря, само правило .

Ко второму спряжению относятся:

все глаголы, оканчивающиеся в инфинитиве на -ИТЬ , кроме трёх — брить , стелить, зиждиться ;

11 глаголов-исключений , которые оканчиваются на -ЕТЬ и -АТЬ (их нужно запомнить!) —

7 глаголов на -ЕТЬ:

4 глагола на -АТЬ:

К первому спряжению относятся

все остальные глаголы, включая глаголы-исключения брить , стелить, зиждиться.

Примечание. Этот способ определения спряжения подходит только для глаголов, у которых на личное окончание не падает ударение.

Не пытайтесь определять по неопределённой форме спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.

Во-первых в этом нет необходимости, так как гласные под ударением слышатся чётко, а значит для их правильного написания в окончаниях глаголов правило применять не требуется.

Во-вторых, определяя по инфинитиву спряжение глаголов с ударными личными окончаниями, вы рискуете запутаться: глагол лететь , например, оканчивается в неопределённой форме на -ЕТЬ (а если применить к нему правило, то окажется, что он первого спряжения). Однако личные формы глагола лететь имеют все окончания второго спряжения (летим , летишь , летите , летит , летят ). Следовательно, и относить этот глагол нужно ко второму спряжению.

Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по самим окончаниям, а не по неопределённой форме!

Как применять правило?

Итак, мы выяснили, что определять спряжение глагола необходимо, чтобы правильно писать гласные в личных окончаниях. На практике это выглядит следующим образом.

Предположим, что требуется вставить пропущенные буквы в глаголах:

(мы) се…м,

(они) кол…тся,

(ты) пил…шь,

(он) удерж…т.

Личные окончания этих глаголов безударные, и для определения спряжений нужно поставить глаголы в неопределённую форму.

Се…м — сеять . В инфинитиве глагол оканчивается на -ять , а значит, относится к первому спряжению . Вспоминаем личные окончания глаголов 1 спряжения :

Выбираем из списка то окончание, которое нам подходит по смыслу: -ЕМ. Записываем глагол правильно: се ем .

Кол…тся — колоть ся. В неопределённой форме глагол оканчивается на -оть и, следовательно, также относится к первому спряжению (на постфикс -ся в данном случае внимания не обращаем: он не влияет на написание глагола). Выбираем из списка подходящее окончание:

Без пропусков глагол выглядит так: колют ся .

Пил…шь — пилить . Инфинитив этого глагола оканчивается на -ить — значит, перед нами глагол второго спряжения . Вспомним личные окончания глаголов второго спряжения и выберем из них то, что подходит по смыслу:

Без пропусков глагол пишется так: пилишь .

Удерж…т — удержать . Глагол оканчивается в инфинитиве на -ать. Вспоминаем: глагол держать — один из четырёх глаголов-исключений на -ать, относящихся ко второму спряжению (приставка у- на написание глагола не влияет). Выбираем из списка подходящее по смыслу окончание:

Записываем глагол в соответствии с правилом: удержит .

Разноспрягаемые глаголы.

Есть в русском языке глаголы, которые при спряжении приобретают личные окончания и первого, и второго спряжения. Таких глаголов всего три: хотеть, бежать и брезжить . Поскольку ни к первому, ни ко второму спряжению эти глаголы отнести нельзя, они считаются разноспрягаемыми .

Проанализируем формы глагола хотеть . В единственном числе он имеет окончания первого спряжения: хочешь , хочет . А вот формы множественного числа спрягаются уже по второму типу спряжения: хотим , хотите , хотят .

Все личные окончания глагола бежать ударные: бежим , бежишь , бежите , бежит , бегут . Как видим, во множественном числе третьего лица глагол имеет окончание первого спряжения -ут. Остальные же его формы спрягаются по второму спряжению.

Глагол брезжить не употребляется в первом и втором лице. Что же касается третьего лица, то в единственном числе глагол приобретает окончание второго спряжения (брезжит ) , а во множественном числе – окончание первого спряжения (брезжут ) .

Глаголы особого спряжения.

Глаголы в русском языке, спрягаясь, приобретают, как правило, личные окончания одного из двух типов спряжения. Исключением являются глаголы особого спряжения, имеющие специфические личные окончания. Это глаголы есть и дать – древнейшие слова, судя по всему, одними из первых появившиеся во всех языках мира. Проанализируем их формы.

Глагол есть (в значении «принимать пищу») во множественном числе спрягается подобно глаголам второго спряжения: едим , едите , едят . А вот в единственном числе окончания в формах этого глагола особенные: ем (окончание ), ешь (окончание -шь ), ест (окончание -ст ).

Глагол дать во множественном числе спрягается и как глаголы второго спряжения (дадим , дадите ), и как глагол первого спряжения (дадут ). Что же касается единственного числа, то здесь окончания специфические, как и у глагола есть : дам (окончание ), дашь (окончание -шь ), даст (окончание -ст ).

Как определить спряжение? Правило спряжения изучается в школе несколько часов. Однако далеко не каждый ученик способен запомнить его без хорошей практики. В связи с этим мы решили напомнить вам о том, что такое глагольное спряжение. Правило спряжения также будет представлено вашему вниманию вместе с соответствующими примерами.

Общая информация

Определение того или иного спряжения глагола ставит в ступор довольно большое количество людей. Особенно часто такая проблема возникает во время создания какого-либо письменного текста. И чтобы не прослыть малограмотным человеком, окончания глаголов следует обязательно писать правильно. Но для этого необходимо знать все правила про спряжения.

Что такое спряжение?

Спряжением называют грамматическую которая определяет его изменение по числам и лицам, а также диктует, какую именно букву следует писать в сомнительном окончании.

В современном русском языке известны 2 которые именуются соответственно: первое и второе. В зависимости от того, к какому из названных относится то или иное слово, происходит выбор буквы в окончании. Кстати, не стоит забывать и о том, что у глаголов прошедшего времени отсутствует спряжение. Правило спряжения гласит, что в таких словах нет окончаний, в которых можно сомневаться.

О том, как определить спряжение

Чтобы правильно написать глагол, следует постоянно вспоминать правила по спряжениям.

Итак, давайте рассмотрим их более подробно. Для того чтобы узнать, какое спряжение у того или иного глагола, определить, какую именно гласную букву в его окончании следует писать, необходимо посмотреть, куда в проверяемом слове падает ударение. В том случае, если под ударным положением оказывается само окончание, то с его правописанием сразу становится все понятно. Это связано с тем, что гласная буква стоит в сильной позиции, а потому никаких сомнений возникнуть не должно.

Но что же делать, если вам все-таки необходимо выяснить, какое у того или иного слова спряжение? Правило спряжения гласит, что оно определяется по самой гласной. Таким образом, если под ударением стоят буквы «е», «ю» или «у», то можно смело указывать, что проверяемый глагол относится к первому спряжению. Если же сильную позицию занимают «я» или «а», то это второе спряжение.

Примеры определения спряжений по ударным окончаниям

Приведем конкретные примеры, которые помогут вам запомнить правила на спряжения:

  • СпЯт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ят. Соответственно, данное слово относится ко второму спряжению.
  • НесУт - это глагол несовершенного вида. Ударение в нем падает на окончание -ут. Соответственно, данное слово относится к первому спряжению.

Глаголы с приставкой вы-

Правило определения спряжения, описанное выше, касается практически всех глаголов. Однако у учеников нередко возникают сложности с теми словами, которые начинаются с приставки вы-. Это связано с тем, что в большинстве случаев ударение падает именно на нее. Приведем пример: вЫгорит. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то специалисты рекомендуют просто отбросить данную морфему и рассмотреть слово без применения приставки. Например, вЫгорит - горИт. Полученный глагол имеет несовершенный вид и второе спряжение. Соответственно, и начальное слово, от которого оно было образовано, относится к нему же.

Как быть, если ударение не падает на глагольное окончание?

Теперь вам известно, что для грамотного написания следует обязательно применять вышеописанное правило. Спряжение глаголов определяется довольно легко. Но если для вас это сделать проблематично, то рекомендуется создать на отдельном листке таблицу, которая будет содержать в себе все особенности правила.

Итак, с теми случаями, когда на окончание падает ударение, а также с приставкой вы- мы разобрались. Но как же определить спряжение глагола, если его окончание стоит в безударном положении? В этом случае его следует определять по инфинитиву. Что это такое? Для тех, кто забыл, под данным термином понимают неопределенную (или начальную) которая отвечает на такие вопросы, как «что сделать?» и «что делать?».

Примеры определения 1-ого спряжения по безударным окончаниям

Если перед вами слово, ударение которого не падает на окончание, то какое следует применять правило? Спряжение глаголов включает в себя множество нюансов. И для того чтобы грамотно написать необходимый текст, следует знать их все.

Рассмотрим, как определяется спряжение глаголов, окончание которых занимает безударное положение:

  • Рисует (что делает?) - это глагол несовершенного вида. Довольно много учеников пишут его с ошибкой, вместо окончания -ет ставя -ит (рисуит). Но это неверно. Для того чтобы правильно написать данное слово, следует поставить его в неопределенную форму: рисует - (что делать?) рисовать.
  • Скажет (что сделает?) - это глагол совершенного вида. При его написании также легко совершить ошибку, вместо окончания -ет поставив -ит (скажит). Чтобы определить, какую гласную следует использовать в последнем слоге, данное слово необходимо аналогичным образом преобразовать в инфинитив: скажет - (что сделать?) сказать.

Итак, что дает нам такое правило русского языка? Спряжение глаголов в данном случае зависит от их начальной формы. Таким образом, если инфинитив оканчивается на -ять, -еть, -уть, -ать, -оть или -ыть, то проверяемое слово относится к первому спряжению. Соответственно, личные окончание у данных слов будут следующими: -ет, -ешь, -ете, -ем, -ют, -ут. Также возможны -ю и -у.

Примеры определения 2-ого спряжения по безударным окончаниям

Правило 2 спряжения аналогично 1-му. Для начала приведем несколько примеров:

  • Ходите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Очень часто вместо безударного окончания -ите ученики пишут -ете. Для того чтобы правильно написать это слово, его требуется поставить в начальную форму: ходите - (что делать?) ходить.
  • Тратите (что делаете?) - это глагол несовершенного вида. Вместо его окончания -ите ученики ошибочно ставят -ете. Для его правильного написания глагол также следует поставить в неопределенную форму: тратите - (что делать?) тратить.

Опираясь на данные примеры, можно смело сделать вывод о том, что глаголами 2-го спряжения называются те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить. В этом случае личные окончания таких слов будут следующими: -ит, -ишь, -ите, -им, -ят, -ат. Также возможны -ю и -у.

Исключения из правил

У всех правил есть свои исключения. Так, слова «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить» необходимо относить к первому спряжению, даже несмотря на то, что в начальной форме они оканчиваются на "-ить". Таким образом, их личные окончания будут следующими: брить - бреют, бреются; зиждиться - зиждется; стелить - стелет, стелют и пр.

Помимо всего прочего, данное правило включает в себя и такие слова-исключения, как «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать». Все перечисленные выражения относятся ко второму спряжению, даже несмотря на то, что их инфинитив оканчивается на -еть и -ать. Таким образом, их личные окончания будут следующими: гнать - гонят, ненавидеть - ненавидят, обидеть - обидят, держать - держат, видеть - видят, терпеть - терпят, смотреть - смотрят, дышать - дышат, зависеть - зависят и пр.

Особенности спряжения глаголов

Помимо глаголов первого и второго спряжения, в нашем языке встречаются и разноспрягаемые слова. К ним относятся следующие: "бежать", "хотеть", "брезжить", "дать" и "чтить". Почему они называются разноспрягаемыми? Дело в том, что в одних формах таких глаголов используются окончания первого спряжения (чаще в единственном числе), а в других - второго (чаще во множественном числе). Приведем примеры:

  • он хочЕТ;
  • ты хочЕШЬ;
  • я хочУ;
  • они хотЯТ;
  • вы хотИТЕ;
  • мы хотИМ.

Как видно из примера, разноспрягаемое слово включает себя окончания как первого спряжения, так и второго.

Способы запоминания правил и исключений

В нашем родном языке существует невероятное количество правил, которые имеют не меньшее число всевозможных исключений. Следует отметить, что спряжение глаголов представляет собой одну из сложнозапоминаемых тем в средней школе. Ведь совсем не зря ей посвящается большое количество теоретических и практических часов. Более того, чтобы значительно облегчить изучение данного правила, учителя литературы и русского языка ежегодно придумывают все новые и новые способы того, как запомнить правила спряжения глаголов. Для этого создаются разные песни, шуточные стишки, алгоритмы, таблицы и схемы. Однако суть в них одна: крайне важно понять зависимость той или иной буквы в глагола, которое находится в безударном положении, от буквы в неопределенной форме. Также следует оставить в памяти и место для 15 слов-исключений.

Если раз и навсегда запомнить эти зависимости, то вы сможете определять спряжение глаголов еще до того, как начнете его записывать.

Итак, рассмотрим несколько алгоритмов для запоминания:

  • 1-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается не на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «зыбиться», «брить», «зиждиться» и «стелить»).
  • 2-ое спряжение. К нему относятся все те глаголы, начальная форма которых оканчивается на -ить (разумеется, кроме следующих исключений: «обидеть», «смотреть», «ненавидеть», «терпеть», «держать», «видеть», «слышать», «вертеть», «зависеть», «дышать», «гнать»).

Чтобы облегчить процесс запоминания таких слов-исключений, был специально придуман следующий стишок, содержащий в себе все необходимые сведения:

Ко 2-ому же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Все глаголы, что на -ИТЬ,

Исключая брИТЬ, стелИТЬ.

А еще смотрЕТЬ, обидЕТЬ,

СлышАТЬ, видЕТЬ, ненавидЕТЬ,

ГнАТЬ, держАТЬ, дышАТЬ, терпЕТЬ,

И зависЕТЬ, и вертЕТЬ.

Спрягайте глаголы во многих языках

Глаголов много в каждом языке, и то, как их спрягать может различаться в зависимости от языка. Вот почему очень важно иметь удобный инструмент, который показывает полное спряжение глаголов, делая обучение более быстрым и эффективным. Неважно ли это правильный или неправильный глагол, спряжения bab.la имеют обширную базу глаголов во всех грамматических формах. Вы быстро найдете тот, который вам нужен. На главной странице вы можете увидеть обзор всех доступных языков и выбрав тот, который вам нужен, вы можете начать изучать, как спрягать глаголы. Более того, вы можете даже просмотреть список наиболее часто используемых глаголов на изучаемом вами языке.

Все формы глагола с одного взгляда

Если вы ищете конкретный глагол, который не появился в этом списке, вы можете искать его другим способом. Просто выберите данный язык и введите глагол, который вы ищете, в строку поиска. Вверху страницы вы увидите форму инфинитива и две другие формы глагола, разные, в зависимости от языка, а затем полное спряжение во всех временах и наклонениях (изъявительном, условном и повелительном). Внизу вы можете найти инфинитив, причастие, герундий или другие формы рассматриваемого глагола и перевод на ваш исходный язык.

Спряжение глаголов без проблем

Возможно, вы слышали, что спряжение глаголов является одной из самых сложных частей грамматики во многих языках, но надо ее выучить, если хотите говорить свободно на данном языке.Однако, спряжение глаголов проще, чем вы думаете. Правильные глаголы довольно просты в большинстве языков, поэтому вы их очень быстро выучите. С другой стороны, неправильные глаголы - это другая история, но это не означает, что обучение их спряжению - невозможная миссия. Как и все в жизни, это вопрос практики и времени. До тех пор, пока вы именно хотите выучить иностранный язык и у вас есть полезные инструменты, эта цель совсем близка!

«Система изменения глаголов называется спряжением. В современном языке глаголы изменяются по наклонениям, временам (в изъявительном наклонении), лицам, числам и родам. Формы наклонения, времени и лица относятся к спрягаемым» (Современный русский язык. Под ред. Д.Э.Розенталя.- М., 1979. – Ч.1.- С.242).

«Спряжение – 1) изменение глагольных форм настоящего/будущего времени, а также повелительного наклонения по лицам, или – 2) более широко - изменение по наклонениям, временам, лицам» (Краткий справочник по совр. русск. яз. /Под ред. П.А.Леканта. –М., 1991. – С. 257).

«Спряжение – изменение глагола по лицам, числам, временам, родам (в прошедшем времени и сослагательном наклонении) и наклонении» (Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – С. 325).

Спряжением (в широком смысле) называют тип словоизменения глагола в настоящем или будущем простом времени, характеризующийся общностью гласных в составе личных окончаний. В зависимости от набора окончаний в формах настоящего или будущего простого времени все глаголы делятся (за небольшим исключением) на глаголы I и II спряжения. Нужно учитывать, что глаголы будущего простого времени имеют те же окончания, что и формы глаголов настоящего времени несовершенного вида, но отличаются своим значением; в словоизменении формы будущего простого описываются как формы настоящего времени.

Методика определения спряжения глагола следующая:

I этап. Поставить глагол в форму 3л. мн. числа:

если окончание - ут (ют), то глагол I спряжения

если окончание – ат (ят), то глагол II спряжения

Если окончание безударное, то

II этап. Поставить глагол в форму инфинитива:

Если глагол заканчивается на – а (ть), -о(ть), е(ть), то он I спряжения

(исключения: брить, стелить ).

Если глагол заканчивается на – и(ть), то он II спряжения

(исключения: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть ).

7.Вид глагола (несовершенный/совершенный); значение вида; видовая пара глагола: способы образования видовой пары; способ глагольного действия.

Категория вида – это в пределах глагольных форм «универсальная» категория, поскольку ею характеризуются все глагольные формы. Вместе с тем теория видов русского глагола, может быть, именно в силу своей «универсальности», - это один из наиболее трудных, спорных и неразработанных вопросов русской грамматики.



При специальном интересе к истории глагольного вида можно обратиться к книге академика В.В.Виноградова «Русский язык. Грамматическое учение о слове» (М., 1988), где дан подробный анализ взглядов русских и зарубежных лингвистов на категорию вида.

В результате длительных поисков общего содержания вида, в результате критического анализа мнений разных исследователей в современной лингвистической науке преобладают два определения общего содержания глагольного вида.

Первое определение связано с понятием внутреннего продела. Его придерживался В.В.Виноградов, оно легло в основу определения вида в ряде вузовских пособий. Вот что говорится в «Русской грамматике» (М., 1980) по поводу такого определения категории вида: «категория вида – это система противопоставленных друг другу двух рядов форм глаголов: ряда форм, обозначающих ограниченное пределом целостное действие (глаголы совершенного вида), и ряда форм, не обладающих признаком ограниченного пределом целостного действия (глаголы несовершенного вида).



Ограничение действия пределом означает ограничение действия абстрактным, внутренним пределом, представляющим действие как целостный акт, в отличие от представления действия как процесса в его длительности или повторяемости.

В глаголах совершенного вида достигаемый действием предел чаще всего осмысляется как некая критическая точка, по достижении которой действие, исчерпав себя, прекращается (Он белил и побелил потолок. Он переписывал и наконец переписал работу. ).

Второе определение связано с понятием неделимой целостности действия. Так определяют вид авторы пособия для студентов и учителей А.В.Бондарко и Л.Л.Буланин: «Совершенный вид обозначает действие как неделимое целое, тогда как несовершенный вид не содержит в своей семантике указания на целостность действия».

Как видим, оба определения глагольного вида (на основе внутреннего предела и на основе целостности действия) не исключают друг друга. Действие, представленное в его целостности, тем самым ограничено внутренним пределом.

Более сложным для решения оказался вопрос о том, чем отличаются совершенный и несовершенный виды друг от друга. Определение понятия совершенности/несовершенности вызвало к жизни несколько теорий, довольно интересных по своей сути. Знакомство с ними позволит глубже понять сущность рассматриваемой категории, не нашедшей окончательного единообразного решения до сих пор.

1.Традиционный, идущий от «Синтаксиса славянских языков» Франтишека Миклошевича взгляд на виды, проникший в школьную грамматику и долго бытовавший в ней, состоит в следующем: несовершенный и совершенный виды связаны с понятием о законченности/незаконченности действия.

Этот взгляд не мог удовлетворить лингвистов, так как вступал в противоречие с разными оттенками значений глаголов совершенного вида. Например, глагол запеть обозначает начало действия (сравни: защелкать, засвистеть, заговорить), а на него приходится переносить понятие «законченности».

2. Второй взгляд на виды связан с именем А.Х.Востокова. Его суть в том, что виды рассматриваются как выражение разных этапов, разных моментов действия: совершенный вид обозначает начало и конец действия, а несовершенный – его середину. Но этот взгляд отражал не столько сущность вида, сколько особенности значения глагольных приставок. Иными словами, смешивались понятие вида и понятие о частных значениях, вносимых приставками в семантику глагола.

3.Наиболее распространенной теорией видов была теория длительности/недлительности, по которой различие между видовыми значениями изображалось при помощи пространственных, графических аналогий. Согласно этой теории, совершенный вид обозначает действие, непротяженное, недлительное во времени, «точечное», в котором конец сливается с началом. Несовершенный вид, соответственно, обозначает действие, протяженное (длительное) во времени, «линейное». Эта теория о «точечности» совершенного вида и «линейности» несовершенного вида перешла от французских ученых к русским лингвистам, в частности, А.М.Пешковскому, и была принята. Однако А.М.Пешковский не внес ничего нового в понимание видов, он некритически подошел к схеме «точечность/неточечность (линейность)». См. подробнее у Ф.де Соссюра и Мейе. (Например, глаголы нагуляться, натаскать, прозаниматься, перечитать противоречат этой теории). По словам академика В.В.Виноградова, ближе всех к истине в определении разницы между совершенным и несовершенным видом стоял Ф.Ф.Фортунатов. Он выдвинул положение о соотносительности видов по параметру предельность/непредельность действия.

Сам В.В.Виноградов четко определяет виды, связывая их значение с понятием предельности: «В понятии совершенного вида основным признаком является признак предела действия, достижения цели, признак ограничения или устранения представления о длительности действия» (Русский язык. С.497).

В существующих вузовских пособиях понятие вида связано с понятием внутреннего предела.

В процессе развития лингвистического толкования видов закономерно возник вопрос: как рассматривать видовые формы?

Обоснованное мнение находим в книге В.В.Виноградова «Русский язык», где получает развитие учение о соотносительности совершенного и несовершенного вида.

Соотносительные парные формы совершенного и несовершенного видов – при отсутствии различий в лексических значениях – академик В.В.Виноградов называет формами одного и того же глагола:

Выиграть – выигрывать Внимание! Следует различать суффиксы

Выключить – выключать -а, -ва, -ыва:

Делать – сделать вы-рыв-а-ть – вы-рв-а-ть

Решить – решать по-кры-ва-ть – по-кры-ть

Согреть – согревать до-дел-ыва-ть – до-дел-а-ть

В производных формах совершенного вида очень продуктивен и четко выделяется суффикс – ну- (однократности действия): бодать – бод-ну-ть, шептать – шеп-ну-ть, топать – топ-ну-ть

Видовую пару (корреляцию ) образуют две соотносительные формы одного и того же глагола, совпадающие по смыслу (лексически) и имеющие разные видовые значения: одна – несовершенного вида, другая – совершенного вида. Члены видовых пар обозначают один и тот же факт действительности, называют две стороны одного и того же процесса – отношение действия к внутреннему пределу (сов. вид) или длительность, продолжительность его (несов. вид):

Закрыть окно – закрывать окно.

Академик В.В.Виноградов очень интересно вскрывает взаимодействие грамматики и лексики в области глагольного вида. Как он отмечает, «категория вида является ареной борьбы и взаимодействия грамматических и лексических значений». Как это проявляется? С одной стороны, в грамматике укрепляется тенденция к объединению глагольных образований от одной и той же основы в соотносительные видовые пары. С другой стороны – в лексике – обнаруживается тенденция к производству от одной и той же основы множества разных глаголов. Грамматика, стягивая подходящие слова (петь – спеть, строить – построить ) в соотносительные видовые пары, стремится упорядочить родственные отношения между словами; в то же время лексические различия, основанные на словопроизводстве, «оттягивают» один глагол от другого, делают их разными словами (дернуть – выдернуть, бросить – забросить ).

Таким образом, вопрос об отношении категории вида к формообразованию и словообразованию является спорным в лингвистике. Этот вопрос, однако, очень важен в практическом отношении – для словообразовательного анализа: как решать вопрос о видовых парах в каждом конкретном случае? Как рассматривать видовые приставки и суффиксы – как формообразующие или как словообразующие?

По-видимому, надо встать на точку зрения В.В.Виноградова и рассматривать как чистые формы одного слова те соотносительные видовые пары, которые не различаются по лексическому значению: строить – построить, писать – написать, готовить – приготовить и т.д.

Однако параллельные видовые формы, отличающиеся по своему лексическому значению, следует считать разными словами, а префиксы, образующие такие формы, - словообразовательными префиксами: писать – подписать, надписать, переписать.

Действительно, если значение глагола писать можно определить как «изображать на бумаге или другом материале буквы, цифры», то подписать – «поставить подпись для утверждения, удостоверить что-либо», а надписать – «сделать на чем-либо надпись». Следовательно, эти формы различаются лексическими оттенками, что легко проверить, если подобрать к приставочным глаголам вторичные производные глаголы с этими же приставками:

Подписать – подписывать

Надписать – надписывать.

Такую позицию удобно принять и из методических соображений, но вообще вопрос о связи видового образования со словообразованием глагола очень сложен. В книге А.В.Бондарко и Л.Л.Буланина «Русский глагол» (1967) понятие о видовых парах и о словообразовательных парах уточняется: авторы отмечают, что у многозначных глаголов, образующих видовую пару, иногда могут наблюдаться расхождения в отдельных значениях, но если есть совпадение хотя бы одного значения, можно говорить о видовой паре – формообразовательного типа. Например: защищать – защитить , где защищать (участвовать в судебном процессе) не имеет соответствия в совершенном виде (защитит ь), здесь – частичная семантическая соотносительность видовых глагольных форм.

В Русской грамматике – 80 видовые пары глаголов признаны разными словами, которые находятся в отношениях словообразовательной мотивации. Иными словами, категория вида – категория несловоизменительная.

Важным внешним грамматическим различием глаголов совершенного и несовершенного вида является различие в составе их парадигм:

Совершенный вид несовершенный вид

1. нет формы настоящего времени есть форма настоящего времени

2. форма будущего времени – простая форма будущего времени – сложная

3. форма прошедшего времени форма прошедшего времени

4. действит. причаст. прош.вр. действит. причаст. наст.и прош. вр.

5. страдат. причаст. прош.вр. страдат. причаст. наст. и прош. вр.

6. деепричастие. сов. вида деепричастие несов. вида

Перейдем теперь к рассмотрению типов видовой корреляции (оппозиции) в современном русском языке.

Для нас важно вскрыть природу механизма видообразования, познакомиться со способами видовой корреляции в русском языке. Прежде всего важно отметить, что в пределах глагольного вида трудно бывает определить, какая из форм (совершенного вида или несовершенного вида) должна быть признана исходной, первичной видовой формой. Вот почему во всех монографиях, учебных пособиях рассматривается не вопрос об образовании форм одного вида от форм другого, а типы видового соотношения, характерные для русского глагола (типы видовой корреляции).

Остановимся на этих типах подробнее.

1.Суффиксальный способ применяется при образовании форм несовершенного вида от основ совершенного вида (имперфективация).

При суффиксальном образовании видовых пар особенно активны суффиксы – ыва(ива),-а(я), -ва, -ева. При их помощи образуются пары несовершенного вида от приставочных форм совершенного вида:

Обмазать – обмаз-ыва-ть

Завинтить – завинч-ива-ть

Прогрызть – прогрыз-а-ть

Одолеть – одоле-ва-ть

Суффиксация часто сопровождается чередованием гласных и согласных в корне, а также перемещением ударения. В области согласных возможны чередования: т║ч (раскрутить – раскручивать ), д║ж (снабдить – снабжать ), с║ш (спросить – спрашивать ), ст║щ (вырастить – выращивать ), з║ж (выморозить – вымораживать ), ч║к (запечь – запекать ). В области гласных часто чередуются о║а (вздрогнуть – вздрагивать, задобрить – задабривать, оспорить – оспаривать ).

Однако чередование гласных, если не учесть его особенности, может повести к неправильному образованию глагольных форм (типа «приурачивать », «узаканивать »). Чередование о║а обязательна лишь тогда, когда о является безударным (упросить – упрашивать ), но если о ударное, то чередование о║а может иметь место, а может отсутствовать (нет «опорачивать », «ускаривать »). Иногда формы с чередованием о║а и без него сосуществуют (обусловить – обусловливать, обуславливать ); это свидетельствует о продуктивности такого чередования.

Суффикс – ва следует признать непродуктивным. Он используется для образования форм несовершенного вида от глаголов с односложным корнем на –а,-е,-и,-ы,-у:

Подать – пода-ва-ть запеть – запе-ва-ть

Вылить – выли-ва-ть смыть – смы-ва-ть

Выдуть – выду-ва-ть

или от приставочных глаголов с двусложным корнем (овладеть – овладе-ва-ть )

2. Префиксальный способ образования видовых пар применяется при образовании форм совершенного вида от бесприставочных глаголов несовершенного вида. Этот процесс называют процессом перфективации.

Русский глагол очень богат приставками, поэтому ряды приставочных образований от бесприставочной глагольной основы часто бывают довольно длинными. При анализе приставочного образования глагольных форм приставки могут иметь чисто грамматическое значение, но могут менять и оттенки лексического значения (то есть носить лексико-грамматический характер):

1.делать – сделать, здороваться – поздороваться;

2. делать – переделать, строить – перестроить.

Приставки могут быть чисто словообразовательными:

прыгнуть – запрыгнуть

перепрыгнуть

выпрыгнуть

вспрыгнуть

спрыгнуть

К виду глагола относятся только пары первого типа. В этих случаях приставки, которые обычно присоединяются с целью внесения какого-то нового лексического оттенка (это и есть основное назначение глагольных приставок), утрачивают свойственное им лексическое значение и выступают лишь в качестве показателя совершенного вида.

В грамматической традиции обычен взгляд, по которому «чистовидовые» и «лексические» приставки различаются практическим способом: если от приставочного образования можно произвести приставочную же форму несовершенного вида, то такая приставка – лексическая. Речь идет о так называемых видовых «цепях» типа:

делать – переделать – переделывать (лексические приставки)

(Но: делать – сделать ; нет «сделывать »).

Однако сегодня такой критерий не может быть признан достаточным, потому что доказано, что отсутствие вторичного приставочного образования несовершенного вида не всегда - свидетельство чистовидового характера приставки: видовая цепь не образуется, но приставка вносит новое лексическое значение – проболеть, поволноваться, отгреметь .

И наоборот, иногда приставка носит чисто-грамматический характер, хотя возможно вторичное приставочное образование несовершенного вида:

слабеть – ослабеть (ослабевать )

гибнуть – погибнуть (погибать ).

3.Образование видовых пар путем замены тематических гласных в основе инфинитива. Это бессуфиксный способ, находящий применение в кругу приставочных (чаще) и бесприставочных (реже) глаголов:

лиш-и-ть – лиш-а-ть отлуч-и-ть – отлуч-а-ть

плен-и-ть – плен-я-ть выдел-и-ть – выдел-я-ть

встрет-и-ть – встреч-а-ть разреш-и-ть – разреш-а-ть

По этому же способу образуются видовые пары от некоторых непродуктивных типов глаголов:

совлечь – совлек-а-ть пренебречь – пренебрег-а-ть

влезть – влез-а-ть начать – начин-а-ть

Он же используется в приставочных образованиях на – ну(ть):

Исчез-ну-ть –исчез-а-ть, погиб-ну-ть – погиб-а-ть, прокис-ну-ть – прокис-а-ть, прибег-ну-ть – прибег-а-ть.

4. Видовое образование от разных основ – способом супплетивации. Этот тип видообразования непродуктивен: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить, ловить – поймать, садиться – сесть, ложиться – лечь.

В вузовских пособиях такие пары признаются формами одного слова (так как тождество лексического значения сохраняется).

5. Кроме суффиксов и приставок, в образовании видов участвуют и некоторые другие средства, способные выражать грамматические значения. Среди них – ударение. В формах совершенного вида ударение падает на корень или приставку, а в формах несовершенного вида – на суффикс:

просыпа′ть – просы′пать

разреза′ть – разре′зать

осыпа′ть – осы′пать

выреза′ть – вы′резать.

Наконец, видовые пары могут быть иногда образованы путем фонетических чередований согласных (избегать – избежать ) или чередования с беглым гласным (посылать – послать, собирать – собрать ). Таковы основные типы видового образования русского глагола. А глаголы, имеющие видовую пару, называются парными.

Для полноты освещения темы о виде необходимо рассмотреть вопрос о несоотносительных видовых формах. Выделяется две разновидности несоотносительных по виду глагольных форм: одновидовые и двувидовые.

Одновидовые (непарные) глаголы:

совершенного вида – эта группа довольно немногочисленна. Они могут обозначать: начало действия (загреметь, подуть, побежать, запа′хнуть, защемить, вскрикнуть ); завершение действия (отгреметь, отвоевать, отъездить ); ограничение процесса (проходить весь день, пробе′гать, побегать, посмеяться, постоять) ; интенсивность действия (измокнуть, изъездить, исстрадаться ).

несовершенного вида – это в основном глаголы с суффиксами – ыва-,-ива-,-ова-, -ева-,-ва и с приставками, несущими в себе яркое лексическое значение:

приплясывать, припевать, поговаривать, перемигиваться, вышагивать, отсвечивать, предчувствовать, изобиловать, отсвечивать.

Глаголы отыменного образования тоже стойко сохраняют значение несовершенного вида и не образуют видовых пар: квартировать, кальцинировать, канонизировать, каламбурить. Одновидовыми глаголами в своем большинстве являются бесприставочные глаголы несовершенного вида: знать, пить, носить, слышать, обитать, подражать и т.д.

Двувидовые глаголы характеризуются тем, что одна и та же основа выражает как значение несовершенного вида, так и значение совершенного вида. Конкретное видовое значение таких глаголов проявляется только в контексте.

К двувидовым глаголам относятся:

а) немногочисленная группа глаголов с суффиксом –и- (женить, казнить, молвить, ранить );

б) изолированные глаголы с суффиксами – а-, - е- (венчать, обещать, велеть ).

Пушки с пристани палят , кораблю пристать велят (что делают?).

На этом решении я велю настаивать (что сделаю?).

в) к двувидовым относится довольно многочисленная группа глаголов с суффиксами – ова-, -ева-: даровать, исследовать, использовать, миновать, наследовать, обследовать, эвакуировать, арендовать, парировать . Например:

Вратарь парировал сильный удар (что сделал?).

Ему приходилось парировать удары противника (что делать?).

Вратарь уверенно парировал удары противника (что делал? и что сделал?).

Два видовых значения двувидовые глаголы имеют лишь в формах инфинитива (автоматизировать ), прошедшем времени (автоматизировал ), сослагательном наклонении (автоматизировал бы ), повелительном наклонении (автоматизируй ) и действительных причастиях прошедшего времени (автоматизировавший ). Формы типа автоматизирую имеют значение настоящего времени несовершенного вида либо будущего времени совершенного вида.

В аналитической форме будущего времени (буду автоматизировать ), в формах действительных и страдательных причастий настоящего времени (автоматизирующий, автоматизируемый ) и деепричастия несовершенного вида (автоматизируя ) выражается значение несовершенного вида, а в формах страдательных причастий прошедшего времени (автоматизированный ) и деепричастия прошедшего времени (автоматизировав ) – значение совершенного вида. Ряд двувидовых глаголов имеет в форме прошедшего времени только значение совершенного вида (Мы организовали конференцию ) и не образует аналитической формы будущего времени (нет: я буду организовывать ).

Группа двувидовых глаголов пополняется за счет заимствований с суффиксами – ова-, -ева-(арестовать, атаковать ). Но у этих глаголов очень сильна тенденция закреплять за собой значение совершенного вида в форме прошедшего времени (арестовал, атаковал, оперировал ). В русских основах наблюдается такая же тенденция: Он читал эту книгу (что делал? что сделал); Бежал он с поля брани (что делал? что сделал?).

Некоторые многозначные глаголы могут быть двувидовыми не во всех своих лексических значениях. Например, глагол бежать является двувидовым в значении «спасаться бегством» (бежать из плена ) и глаголом несовершенного вида во всех остальных значениях: 1 – «двигаться быстро, резко отталкивающимся от земли шагом» (бежать по полю ); 2 – «быстро двигаться, проходить» (дни бегут ); 3 – «спешить, о часах» (ваши часы бегут ).

Двувидовые глаголы могут быть мотивирующими по отношению к префиксальным глаголам совершенного вида (женить – поженить, обещать – пообещать ), либо по отношению к суффиксальным глаголам несовершенного вида во (ассигновать – ассигновывать, атаковать – атаковывать ).

Поскольку видовая система русского глагола – результат длительного развития, причем развития сложного, в тесном взаимодействии с другой важной глагольной категорией – категорией времени, то в видовой системе русского языка наблюдаются некоторые явления пережиточного характера:

а) к ним относится соотношение бесприставочных форм совершенного вида с формами «многократного» значения: писал – писывал, видел – видывал, говорил – говаривал (Здесь барин сиживал один, здесь с ним обедывал, бывало, покойный Ленский, наш сосед ).

Эти формы в настоящее время непродуктивны и стоят за пределами видовых отношений. Но еще в языке 18 века они были очень разнообразны и продуктивны; такие формы встречаются и в произведениях 19 века.

б) к пережиточным явлениям относятся и видовые различия у глаголов передвижения (или просто движения): бежать, лететь, ехать, идти, нести, лезть, ползти, тащить и др. Такие глаголы функционируют в русском языке парами: бежать – бегать, летать – лететь, ездить – ехать и т.д. Оба компонента в этих парах – формы несовершенного вида. Различие между ними состоит в способе движения, обозначаемого глаголом. Глаголы идти, нести, лететь, ползти и другие обозначают движение, направленное в одну сторону (линейное), а глаголы ходить, носить, летать, ползать - разнонаправленное действие (или однонаправленное, но прерывистое). Группа глаголов движения немногочисленна и замкнута. Их основным, наиболее существенным признаком и является названная соотносительность двух рядов форм в рамках несовершенного вида:

Иду по городу – Хожу по городу

Птица летит – Птица летает.

Интересно, что от таких глаголов (кратных и некратных) могут образоваться формы совершенного вида при помощи приставок: лететь – улететь

летать – полетать.

При этом приставки вносят разнообразные лексические значения.

Способы глагольного действия – это лексико-грамматические разряды глаголов, обозначающих различные временные, количественно-временные и результативные модификации действия, выраженные с помощью словообразовательных формантов. В русском языке имеются следующие основные способы действия:

1)начинательный (загреметь, подуть, возненавидеть, раскричаться, побрести );

2) ограничительный (погостить, побродить, поволноваться );

3) длительно-ограничительный (продержать, проплясать, перезимовать, проходить весь день );

4) окончательный (отцвести, отвоеваться, отбегать );

5) повторительный (перешить, переписать );

6) ограничительно-завершительный (досидеть до…, дождаться );

7) однократный (оглушить, толкнуть, сболтнуть, стукнуть );

8) уменьшительно-смягчительный (попить, приглянуться, прихрамывать );

9) многократный (хаживать, сиживать );

10) прерывисто-смягчительный (постукивать, подрыгивать );

11) длительно-дистрибутивный (раздумывать, разглядывать );

12) сопроводительный (пристукивать, приговаривать );

13) интенсивно-кратный (названивать, отстукивать, пританцовывать );

14) интенсивно-результативный (перепугать, раскормить, проварить, просушить, доработаться, достучаться, насидеться, объесться, прокашляться, сработаться );

15) накопительный (напилить, наготовить, настрогать );

16) распределительный (повывезти, переглотать ).

Связь способов действия с видом глагола проявляется в том, что значения одних способов исключают наличие видовых пар, относящихся к этим способам (2, 7, 9, 10, 11, 12, 13), а значения других способов не препятствует этому: 1 – запеть -запевать ; 2 – просидеть –просиживать ; 4 – отцвести –отцветать ; 5 – перешить –перешивать ; 8 – приглушить – приглушать и т.д.

Н.М.Шанский и А.Н.Тихонов считают, что «способы действия – это семантико-словообразовательные группы глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов. Например: бегать – забегать, побегать, отбегать, набегать (ся), разбегаться.

Все производные глаголы обозначают тот же процесс, что и первый глагол. Но каждый новый глагол характеризует этот процесс по-разному: забегать – начать бегать в разных направлениях; побе′гать – значение ограничения во времени; отбе′гать – значение финитности (конца); набе′гаться – значение предельной насыщенности действия и т.п.

Изучение темы о видах способствует лучшему усвоению категории времени, материала о причастиях и деепричастиях; связана с орфографической работой; повышает культуру речи (помогает избежать ошибок типа: Кирсанов заигнорировал Базарова. Вожатый срапортовал. Поиллюминировали школу. Спадывать. Причисливать. Размноживать. Прибедниваться.)

8. Переходность/непереходность глагола; показатель переходности/непереходности.

Переходными глаголами называются такие, которые выражают действие, переходящее на другой предмет, название которого ставится в В.п. без предлога (иногда в Р.п.): Автор читает стихи. Сестра пишет письмо. Хозяйка купила хлеба (Р.п.). Я жду поезда (Р.п.). Не читал книги (Р.п.).

Непереходными соответственно называются глаголы, которые выражают действие, не переходящее (не направленное) на другой предмет или замыкающееся в самом предмете: Дети учатся в школе. Геологи работают в низине .

При определении переходности/непереходности следует установить показатели переходности. В случае, когда действие переходит на объект, вопрос к глагольной словоформе состоит из данной словоформы + вопросительного местоимения кого? или что? (или оба одновременно): перевести (кого? что?) ученика в 5-й класс. Показатель переходности – прямое дополнение в В.п. (или Р.п.).

При анализе переходности следует обратить внимание на следующие случаи, которые в учебниках обычно не отмечаются:

1.В предложении отсутствует прямое дополнение, но его можно восстановить из контекста или ситуации (глагол будет в этом случае переходным): У них, наверное, есть хлеб… Купите у них, ладно?

2. При глаголе есть инфинитив, который можно заменить В.п. или Род.п. прямого объекта(глагол переходный): Люблю спать в стогах .

3. При глаголе нет прямого дополнения, но есть придаточное предложение, которое можно заменить В.п. или Р.п. прямого дополнения (глагол переходный): Когда Иван открыл глаза, то увидел , что по рельсам идут паровозы .

4 При глаголе нет прямого дополнения, но есть устойчивые сочетания (Д.п. с по , количественные сочетания), которые можно заменить В.п. или Р.п. прямого объекта (глагол переходный): Сейчас бы по котлеточке съесть .

5. При глаголе есть субстантивированное неизменяемое слово, которое легко заменяется В.п. со значением прямого объекта (глагол переходный): Ставлю тебе «хорошо».

Во всех этих случаях к глаголам можно задать вопрос кого? что? независимо от того, есть в предложении прямое дополнение или нет.

При определении переходности/непереходности следует учитывать, в каком значении употреблен глагол в предложении: бывает, что в одном значении глагол переходный, а в другом – нет. Например: замолчать (перестать говорить, перестать звучать) – непереходный; замолчать (умышленно не говорить о чем-то или о ком-то) – переходный.

При анализе следует отграничивать В.п. прямого объекта от В.п. с обстоятельственным значением: Жители жгут костры всю ночь .

Иногда в пределах одного предложения или словосочетания невозможно провести такое разграничение: Он рисует ночь (что? – объект, как долго? – обстоятельство меры и степени).

9. Возвратность/невозвратность: показатель возвратности (постфикс –ся); функция и значение постфикса – ся.

Анализируя возвратные глаголы, следует определить роль постфикса – ся(-сь), установить, является ли –ся словообразующим аффиксом.

Не вызывают трудностей случаи, когда глаголы без не употребляются (улыбаться, колоситься, смеяться ).

Не вызывают трудностей явные случаи формообразующего, залогового –ся (умываться, причесываться ).

Сложности возникают в тех случаях, когда присоединение – ся влечет за собой изменение лексического значения глаголов. Это изменение может быть явным и неявным: Не хочется прощаться с осенью. Вьются над цветущими ивами пчелы. И вдруг нежданно-негаданно с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь.

В глаголах прощать – прощаться, вить – виться (в значении «летать»), сорвать – сорваться постфикс – ся изменяет лексическое значение, следовательно, является словообразующим. (Вывод о словообразующей роли –ся может быть по-разному мотивирован со ссылкой на словари: веревка вьется, речка вьется, птица вьется).

Вторая сложность анализа возвратности/невозвратности связана с квалификацией глаголов, которым – ся придает значение безличности. А.М.Пешковский считал, что практически от любого русского глагола можно образовать безличный с помощью – ся (-сь): хотеть – хочется, хотелось; думать – думается, думалось. Поскольку значение безличности возникает только у личной формы глагола 3 л. настоящего времени или среднего рода, единственного числа, прошедшего времени, постфикс – ся в таких случаях следует считать формообразующим (образует форму безличности).