Размножение и развитие растений Окружающий мир 3 класс Плешаков Школа России

Власенкова Татьяна Михайловна

МБОУ СОШ №1 п. Озёрный

Учитель начальных классов

01.11.2014г.


Группы растений

Какие растения являются высшими?

мхи

водоросли

цветковые

папоротники

хвойные


Цветковые растения

Растения, у которых есть цветки и плоды, называются цветковыми. Цветковые – самый обширный отдел растительного мира, к которому относится более половины известных видов растений. Их около 250 000 видов.


Что ты узнаешь на уроке?

Червяком она была,

Только ела и спала.

Потеряла аппетит,

Смотришь – по небу летит .

Летит – гудит,

Сядет – молчит.

Целый день в трудах

То в лугах, то в садах.

И кто ей друг,

Тот всегда с медком,

А кто ей не люб-

Спасайся бегом!

Его фигура подвела –

Гораздо толще, чем пчела.

Полоски, словно у осы,

На брюшке – капельки росы.

Объясни экологические связи «насекомые – растения».


На каком из растений образуются плоды? Почему?


Опыление цветковых растений

Основными опылителями цветковых растений являются бабочки, пчелы, шмели. Когда насекомые садятся на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок, они невольно переносят на него пыльцу – опыляют этот цветок.


Образование плода и семян


Плоды и семена

Плоды разных растений непохожи между собой, но они всегда образуются на месте цветков. В плодах находятся семена. Плоды защищают семечко от повреждений, замерзания и засыхания. Семя дает жизнь новому растению. Некоторые семена могут сохранятся и прорастать через 10, 20, 40 и даже 100 лет.


Приспособление к распространению плодов и семян

Животными и человеком

Приспособления:

Ветром

Саморазбрасывание

  • сухие плоды с прицепками
  • съедобные плоды

Приспособления:

  • крылышки
  • парашютики
  • хохолки

Приспособления:

Водой

  • семена активно разбрасываемые из плодов

Приспособления:

  • семена водных и прибрежных растений имеют приспособления для плавания

Условия для прорастания семени

тепло

вода

воздух

почва


Развитие растения из семени


Проверь себя

  • Назови необходимое условие для образования плодов.
  • Как происходит опыление у растений?
  • Как распространяются плоды?
  • Какие условия нужны для прорастания семян?
  • Как развивается растение из семени?


Информационные ресурсы:

  • А.А.Плешаков. Учебник «Окружающий мир»

3 класс.

  • Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК «Школа России».3 класс.
  • http://www.yandex.ru/ (30 - 31.10.2014г.)

Класс: 3

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;
  • формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

  • Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.; работа со схемой)

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные УД

  • Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. - На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями.

О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.)

2. - Закончите предложения. Слайд 2.

а). Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и крахмал.)

б). Растение дышит и... (питается)

в). Вода в листья поступает из...(корня).

г). Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород).

3. Демонстрация слайдов презентации:

а). Недавно был обнаружен новый, ранее неизвестный, вид орхидеи в Новой Гвиане, которая цветет только ночью. Селекционерам получить семена не удалось, и сбор растений в местах произрастания был запрещен. Что же делать?

б). В 1979 году молодой немецкий селекционер Герт Ян Хагеман решил создать черный тюльпан. После 7 лет работы 29 марта 1986 года он представил свой Черный тюльпан, который вызвал сенсацию не только в Голландии, но и во всем мире.

Представляя свой Черный тюльпан (у него на тот момент не было имени) Герт Ян Хагеман сказал: “Вывод новых сортов тюльпана на рынок - длительный процесс. За год одна луковица превращается в три. Еще через год 3 луковицы превратятся в 10. Если мне повезет, Черный тюльпан можно будет купить в магазинах лет через шесть. Мы будем стараться... ”

Прошло уже больше 6 лет, но пока в магазинах Черный тюльпан Хагемана не появился. А значит, история создания черного тюльпана продолжается...

А как сделать так, чтобы тюльпаны радовали нас каждый год?

в). Иван Владимирович Мичурин (1855-1935), русский биолог и селекционер, садовод-генетик, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники. Мичурин внес большой вклад в развитие генетики ягодных культур, проводил опыты.

В 1888 г. Иван Владимирович Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая (600 г), которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом.

г). В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта Голден Делишес селекционеры обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. .

Как же появились эти сорта?

Проанализируйте всё, о чём мы сейчас рассуждали, и скажите, какой будет тема нашего урока?

(На сегодняшнем уроке мы будем говорить оразмножении растений. )

III. Работа по теме урока.

1). - Сейчас вспомним то, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в группе.

По горизонтали:

2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)

5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)

6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)

7. Часть пестика. (рыльце)

По вертикали:

1. Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы. (стебель)

3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)

4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)

6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)

8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)

Слайд 9. Проверьте правильность выполнения задания.

2). - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?

Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов.

Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?

На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло?

(Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.)

3). Работа по учебнику (стр. 78 с 3-го абзаца читаем вслух.)

Слайды 13-15.

Как насекомые помогают растениям размножаться?

Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают растениям размножаться.)

Слайд 16.

IV. Физкульминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1. 2. 3. 4. 5 – закружились все опять
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы,
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

4). Выполнение заданий в рабочей тетради, работая в парах.

Вспомните правила работы в паре.

  1. Внимательно прочитайте задание.
  2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
  3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
  4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.

Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.

а). стр. 34 №1

б). стр. 35 № 2

(После выполнения задания проводится проверка.)

5). Практическая работа “Плоды путешествуют”.

(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на стр. 35 № 3)

Как же распространяются семена?

Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь своими колючками за одежду людей и шерсть животных.

У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне тоже помогает ветер переносить их летучие семена.

Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.

(Дети рассматривают в учебники иллюстрации (стр. 79) плодов с семенами и зарисовывают их в тетради, объясняя способ их распространения.)

V. Закрепление изученного материала.

Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6).

Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.

Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.)

Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые-опылители.)

Какое значение для растения имеет процесс опыления?

VI. Рефлексия.

Итак, какие же способы распространения семян существуют?

(Существует несколько основных способов, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные человек). А есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, “выстреливая” их во все стороны.

VII. Подведение итогов урока.

Как размножается большинство растений?

Расскажите о процессе оплодотворения.

Как распространяются семена?

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали?

Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?

VIII. Домашнее задание.

  • Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на стр. 81.
  • Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”, “Сосна”, “Репейник”, “Рябина”.

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме-ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

как размножаются и развиваются растения?

Задачи:

расширить знания о жизни растений, дать представление о размножении и развитии растений из семени.

Предметные результаты

Научатся

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений;

Выявлять роль животных в размножении и развитии растений;

Характеризовать стадии развития растений из семени;

Работать с терминологическим словариком.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные: участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников

Личностные результаты

Ценностное отношение к природному миру.

Основные понятия и определения

Опыление растений. Плод. Семя.Вегетативное размножение

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое опыление, как распростра-няются плоды и семена, как из семян разви-ваются растения. Будем учиться выдвигать ги-потезы и доказывать их, моделировать процесс развития растения.

Вспомни, что ты знаешь о взаимосвязи цве-тов и бабочек. Какие условия нужны для про-растания семян? Как, по твоим наблюдениям, развивается растение из семени?

Изучение нового материала

Размножение и развитие растений

ОПЫЛЕНИЕ

Однажды учёные поставили опыт: на груше-вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчё-лы, образовалось 33 груши. А на ветке под мар-лей — ни одной! Выскажи предположение, почему это произошло. Проверь себя по тексту учебника.

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком — нектаром. При этом они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена. Эта ра-бота — опыление цветков.

Что такое опыление?

В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мель-чайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же ви-да растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу — опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и се-мян у растения не будет. Пчёлы, шмели, бабоч-ки — это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Осмысление и понимание полученных знаний

ПЛОДЫ ПУТЕШЕСТВУЮТ

Практическая работа . Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому? Проверьте себя по тексту учебника.

Череда Репейник Одуванчик

Плоды клёна, липы, берёзы имеют особые кры-лышки, а плоды одуванчика — лёгкие парашютики. Эти плоды приспособлены к тому, чтобы путе-шествовать с помощью ветра. У плодиков ре-пейника есть маленькие крючочки, а у плодиков череды — острые зубчики. Крючочками и зубчи-ками плодики цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и «едут» на них, пока не упадут.

Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

КАК РАЗВИВАЕТСЯ РАСТЕНИЕ ИЗ СЕМЕНИ

Для прорастания семени нужны тепло, вода, воздух. Обычно семена получают всё это, когда попадают в почву.

Как же развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития расте-ния из семени. Проверь себя по тексту и ри-сунку учебника

Сначала появляется корешок, а потом стебе-лёк с листочками. Проросток растёт и со време-нем превращается во взрослое растение. На нём появляются цветки, а после опыления на месте цветков — плоды с семенами.

Обсудим!

1.Семя — это живое или неживое тело?

2.Семена растений обычно хранят в пакети-ках.

3.Почему семена при этом не прорастают?

4.Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Как происходит опыление у растений?

2. Что образуется на месте цветков после опыле-ния?

3. Как распространяются плоды растений?

4.Какие условия нужны для прорастания семян?

5.Как развивается растение из семени?

Вывод

Большинство растений размножается семенами. Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: опыление.

2.Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

3.Приготовь рассказ о том, как животные по-могают растениям размножаться (опыляют цвет-ки, распространяют плоды).

Опыление растений насекомым

У р о к 16. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я: Образовательная: создать условия для формирования представлений о размножении и развитии растений из семени; установления последовательности развития растения из семени; определения, из чего образовалась каждая часть взрослого растения. Развивающая: способствовать развитию наблюдательности и логического мышления. Воспитательная: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, стремления охранять её. Оборудование: рисунки дерева, кустарника, травянистого растения; семена фасоли на различных стадиях развития: сухое, набухшее, проросшее с корешком 2 см, с настоящими первыми листочками и целыми семядолями – на каждую парту; таблица «Части растения», схема «Развитие растения из семени»; кроссворд «Цветок»; аудиозапись звуков жужжания пчёл, шмелей; магнитофон. С ц е н а р и й у р о к а I. Сообщение темы урока. – Послушайте загадку: Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение.) – Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Но сначала повторим то, что вы уже знаете о растениях. II. Повторение пройденного и проверка знаний. 1. Признаки жизни растений. – Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете, по схеме (на доске): Ученик должен заполнить схему недостающими сведениями. – Что нужно растению для роста и развития? (Воздух, солнце (свет, тепло), вода.)

2. Части (органы) растения. На доске: рисунки с изображением дерева, кустарника, травянистого растения. – Какие части растений вы знаете? Приведите примеры таких растений. На доске: рисунок с изображением растения – фасоли. – Покажите на этом рисунке все части растения и назовите их. (Корень, стебель, листья, цветок, плод – стручок с семенами.) – Вспомните, что вы знаете о растениях. Разгадайте кроссворд: 1. Группа растений, которые имеют все органы: корень, листья, цветок, плод с семенами. (Цветковые.) стебель, 2. Лист хвойного дерева. (Хвоя.) 3. Орган растения, который служит для него «якорем». (Корень.) 4. Стебель деревьев. (Ствол.) 5. Орган растений, который служит для защиты семян. (Плод.) 6. Одно из веществ, которое образуется в растениях на свету. (Крахмал.) – Прочитайте получившееся слово. (Цветок.) – Что образуется на месте цветков? – Какую часть растения используют для размножения? (Семена.) Спор органов растения. (Сценка, в роли органов растений – заранее подготовленные учащиеся.) Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю. Стебель (с обидой). Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы

растения. Лист (с возмущением). Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас, корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Учитель вмешивается в спор. – Что могут сказать эксперты об этой удивительной «кухне» с научной точки зрения? Учащиеся высказывают свои предположения. Цветок. Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. В о п р о с ы для обсуждения: – Для чего цветет цветок? – Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена? III. Изучение нового материала. 1. Опыление растений. Научная лаборатория (исследование). – Итак, объектом исследования нашей научной лаборатории остаются растения. Закройте глаза и представьте, что вы на лугу. Ярко светит летнее солнышко. Кругом много цветов… Звучит аудиозапись. – Что услышали? (Жужжание пчёл, шмелей.) – Почему их так много? (Питаются цветочным соком – нектаром.) – Однажды учёные провели опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной. Как вы думаете, почему так произошло? – Оказывается, насекомые не только кормятся, но и выполняют важную работу – опыление. – Что же такое опыление? Разобраться в этом нам поможет модель цветка. У цветков есть тычинки и пестик. На тычинках мельчайшие зёрнышки – пыльца. В пестике образуется плод. Для образования плода необходимо, чтобы пыльца с тычинок попала в пестик. Цветки привлекают насекомых яркой окраской и пищей – пыльцой и нектаром. Когда пчела или другое насекомое садится на

цветок, пыльца остаётся на какой­нибудь части тела – на спинке, крыльях или брюшке – прилипает. Затем насекомое перелетает на цветок другого растения, и пыльца попадает на это растение. Таким образом происходит опыление. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдёт, плодов и семян у растения не будет. Такой цветок называют пустоцветом. Таким образом, пчёлы, шмели, бабочки – это насекомые­ опылители. Они помогают растениям размножаться. В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички – колибри. Это маленькие птички весом около 2 граммов. Их крылья совершают 80 взмахов в секунду, что позволяет им почти неподвижно зависать над цветком и пить вкусный нектар. Пыльца попадает на тельце микроптички и переносится ею с цветка на цветок. – После опыления из цветков появляются плоды, а в них – семена. В нашу научную лабораторию попали семена нескольких растений. Каждой группе научных сотрудников предстоит, посовещавшись, выяснить, как же путешествуют, то есть распространяются эти семена. Кто им в этом помогает? Попробуйте предположить! Своё предположение нужно обосновать! 1­я группа – клён; 2­я группа – череда; – Совершенно верно! Семенам помогают расселяться ветер, который 3­я группа – одуванчик; 4­я группа – репейник. раздувает семена на довольно большие расстояния, люди и животные, которые переносят их на себе. Физкультминутка (Вправо­влево.) (Вперёд­назад.) (Руки вверх, потянуться.) (Руками – вправо­влево.) Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружится, вьётся. 2. Распространение семян. Рассказ учителя с элементами беседы. – Плоды и семена растений – настоящие путешественники. Почти всегда (Покружиться.) плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (Одуванчик.)

– Похож на него козлобородник. Семена одуванчика, козлобородника распространяются ветром. – Какие приспособления есть у этих семян? (Парашютики.) – Найдите в гербарии семена, которые тоже распространяются с помощью ветра. Как догадались? (Плоды клёна имеют крылышки.) – У клёна и липы семена снабжены тонкими крылышками. Крылатые плодики клёна опадают с дерева очень своеобразно – они быстро­быстро вращаются, как пропеллер, и плавно опускаются на землю. Ветром они могут быть унесены далеко в сторону от дерева, на котором созрели. Подхваченные ветром, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветер! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной дадут жизнь новому дереву. – Есть ещё способы распространения семян у некоторых растений. Выступления учащихся. Сообщение о перекати­поле. – Некоторые степные растения ко времени созревания плодов засыхают, ветер обламывает их у корней, перекатывает с места на место, рассеивая семена. Такие растения получили название «перекати­поле» (джузгун). – Только лёгкие семена может перенести ветер. А что делать растениям, у которых семена более тяжёлые и нет «крылышек», «парашютиков»? Сообщение о подорожнике. – Есть растения­«зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы назвали его «следом белого человека». Сценка (разыгрывают заранее подготовленные ученики). – Иди, куманёк, по этой дорожке и придёшь в деревню. Там и курятник найдёшь. Одну­две курицы утащишь, вот тебе и ужин. – А если с дороги собьюсь? – Видишь листья подорожника? – Ну и что? – Запомни, в безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к селению, тем его больше. – К человеку, значит, поближе захотел. – Старый ты, кум, а ничегошеньки не знаешь. Осенью клейкие семена подорожника цепляются с кусочками грязи на обувь или копыта домашних животных. А где больше ходят? Конечно, у селений. Понял, серая твоя голова? – Да как, кума, не понять?

В о п р о с ы для обсуждения: – Почему подорожник так назвали? – Как распространяются его семена? (С помощью человека и животных.) – Так же поступают семена некоторых водных растений. Работа по карточкам. – Прочитайте текст: Водные растения приспособились: семена кувшинок и водокраса прилипают к лапкам и перьям уток, гагар, куликов, чаек и вместе с ними перелетают из озера в озеро. Тысячи водяных птиц летят осенью с севера на юг. Миллионы семян переносят они с водоёма на водоём… (По Н. Сладкову.) – Как переносятся семена некоторых водных растений? Назовите их. Работа по учебнику. – Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, прикрепляясь, Найдите семена­«наездники» в учебнике (с. 79) (череда, репейник), в гербарии (дурнишник). называются «наездники». цепляясь к ним, – Какие приспособления есть у этих семян? – Птицы, звери, насекомые могут быть «носильщиками» семян и плодов. Сойка, запасая на зиму жёлуди, «помогает» расселению дуба. Как? – Кто ещё помогает расселению дуба? (Белка, кабан, мышь.) Птицы часто распространяют семена растений с сочными плодами рябины, брусники, черёмухи. Они поедают ягоды и, перемещаясь с места на место, вместе с помётом выбрасывают неповреждённые семена съеденных плодов. Выступление учащегося. Сообщение о том, что растения путешествуют не только по суше, но и по воде. – Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи плавают в воде годами и не теряют всхожести. У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну. Водой переносятся семена ольхи. Ольха часто растёт по берегам рек. Её плоды, попадают в воду, не тонут. (Показ опыта.) Рассказ учителя с элементами беседы. – Есть семена, которые распространяются самостоятельно. Их ещё называют «артиллеристами». Как вы думаете, почему их так назвали? Да, у них

самостоятельное разбрасывание. К ним относятся водосбор, герань, дрёма, бешеный огурец. В Крыму на морском побережье можно встретить сорное растение – бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов. Кажется, будто «бешеный» огурец стреляет своими семенами. IV. Закрепление изученного материала. Работа по карточкам. – Сделайте в ы в о д о том, как распространяются семена. – На карточке напишите названия растений, которым принадлежат семена. Соедините стрелкой названия растений и способ их распространения. Беседа о связи между человеком и окружающей средой. – Какое значение имеет распространение семян? – Почему нельзя срывать цветы, цветущие ветки деревьев? Послушайте стихотворение: На Земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!», Нам казалось всё мало, всё мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из­под ног Молчаливо, дыша еле­еле, Обречённо глядел василёк, Безнадёжно гвоздики глядели. – Сохраним цветам жизнь. Пусть их семена дадут жизнь новым растениям. V. Итог урока. Рефлексия. – А теперь каждая группа подводит итоги своей работы при помощи уже (Евгений Карасёв.) знакомых нам фраз: «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…». Домашнее задание: учебник, с. 78–81 (читать); рабочая тетрадь, с. 27–28.