Озеро Светлояр - жемчужина природы Нижегородской земли и России. Его называют русской Атлантидой, т.к. прошлое здешних мест овеяно множеством легенд. Широко распространена легенда о невидимом граде Китеже, которая повествует о чудесном затоплении города водой во время нашествия хана Батыя.

В результате проведенных в 1968г. исследований было установлено, что Китеж никогда не стоял на берегу Светлояра. Само озеро Светлояр представляется уникальным по своему происхождению - оно образовалось вследствие тектонических процессов в сочетании с процессами глубинного карста. Озеро образовалось в три этапа: первый, при котором возникла самая глубокая часть, датируется 1,5 тыс. лет назад. Второй, при котором образовалась нижняя подводная терраса - 700-800 лет тому назад. И третий этап - 300-400 лет назад. Эти выводы подтвердились анализом среза дерева, обнаруженного аквалангистами на дне. Снаружи древесина была обуглена временем, но в середине сохранился цвет и даже запах. В Геологическом институте Акдемии наук ССР радиокарбонным методом установили, что дерево погибло 350-450 лет назад. Поэтому основным выводом экспедиции прошлого года явилось то, что если град китеж и существовал когда-либо, то остатки его могут быть на дне Светлояра.

Первыми русскими поселенцами близ озера Светлояр, предплагается, оказались беглые скитники-староверы, спасавшиеся в Керженских лесах от преследования после реформ патриарха Никона и возникновения церковного раскола (1653г.)

В 18-19вв. все холмы были изрыты скитами-землянками, где жили монахи-скитники. Пришедшим на озеро они рассказывали о многих чудесных явлениях, происходящих здесь. В конце 19-го - начале 20-х вв. берега озера были приютом свободомыслия. Приходили сюда люди разных вер: старообрядцы, сектанты, чернокнижники, толстовцы. Шли на молитву и на великий спор о том, чья молитва ближе к Истине.

Особо почитаемым во все времена было озеро у старообрядцев. Приходя сюда они очень долго молились у поставленных на берегу божниц, затем оползали или обходили озеро три раза, и только после этого умывались святой, светлоярской водой. В озере тогда не купались, чтобы не осквер-нить святое место, а набирали воду в какой-то сосуд и отходи-ли умываться подальше, чтобы ни одной капли грязной воды не упало в святое озеро. Даже советская власть не смогла остановить потока паломников на Светлояр. Особенно много женщин приходило сюда во вре-мя Великой Отечественной во-йны. Все холмы в то время были черными от головных платков молящихся женщин. Они моли-лись за возвращение живыми с фронта своих близких: отцов, сыновей, мужей, братьев.

На берегах озера в 20 веке было два кирпичных завода.

Один - на юго-восточном, второй - на северо-западном бе-регах. В предвоенный период появились многочисленные ямы на юго-восточном берегу Светлояра в результате добычи глины так называемым лапот-ным способом, когда отдельные семьи копали глину и обжигали кирпич на продажу.

Все колхозники с 1936 г. вплоть до войны занимались «лапотным» кирпичным произ-водством. На восточном берегу озера ставили дощатые сараи. Копали ямы, снимали слой по-чвы, раскапывали глину и тут же месили с добавлением пе-ска. Лопатой выбрасывали в форму, потом лаптем утрамбо- вывали. Проветривали, глина выслала, а потом уже её прокаливали в печи. Рядом с озе-ром работало не меньше 10— 15 мастеров. За день каждый мастер изготавливал от 500 до 1000 шт. кирпича.

Кирпичный завод на берегах озера в послевоенный период занимал три сарая по 35 метров. Глину для производства кирпи-ча брали скрепером и тракто-ром у дороги на Шадрино. За се-зон получали до 300 тыс. штук кирпича.

Со второй половины 1960-х годов до начала 1970-х на озере Светлояр располагался пионер-ский лагерь, в котором отдыха-ло более 100 человек.

С 60-х годов озеро стано-вится в основном зоной отдыха приезжающих и местного на-селения, но истинно верующие люди продолжали почитать и преклоняться перед этой святы-ней.


Дорога к озеру начинается с березовой аллеи, посаженной в 1962 и 1963 годах учениками Владимирской средней школы под руководством директора Баталова Дмитрия Поликарповича. Сейчас этим деревьям бо-лее 50 лет.

Одно из главных действий, совершаемых на озере палом-никами - это оползание и обход озера 1 или 3 раза (обязательно не-четное число раз) по сол-нышку молча с молитвой.

В разное время на берегах озера Светлояр побывали пи-сатели: А.М. Горький, В.Г. Короленко, П.И. Мельников-Печерский, С.В. Афоньшин, М.М. Пришвин, З.Н. Гиппи-ус, Д.С. Мережковский; по-эты: А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий, Н. Клюев, Б. Корнилов. Приходили и рас-творялись в народной толпе, слушая рассказы и легенды, чу-деса, происходящие на озере, а затем отражали услышанное в своем творчестве.

Композитор Римский-Кор-саков написал музыку к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В.И. Вельского. К опере создавали декорации и писали картины известные рус-ские художники: А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, К.А. Коровин, М. Нестеров, И. Билибин.

Озеро Светлояр затерялось в междуречье Керженца, Ветлуги и керженских лесов. Широкую известность оно получило из-за довольно распространенной легенды о невидимом городе Китеже, который когда-то, чтобы не попасть в плен к врагу, опустился на дно этого водоема.

Название "Светлояр" означает "глубокие и светлые воды". И действительно, воды этого озера отличаются чистотой, а глубина его в некоторых местах достигает тридцати метров.

По легенде, в давние времена, до пришествия татар, на месте водоема находился город Китеж. В его центре величественно возвышалось 6 церквей.

Батый, придя на Русь, услышал про Китеж и устремился к нему со своим войском. Прорвавшись к стенам города, они изумились, так как жители не построили никаких укреплений и защищаться не собирались. Слышен был лишь звон колоколов - люди молились о спасении. И тут произошло чудо. Город Китеж исчез, а на его месте появился Светлояр - озеро, поражающее своей красотой.

Происхождение водоема. Гипотезы

Есть несколько различных мнений о появлении озера. Одни считают, что Светлояр карстового происхождения, другие - что ледникового, третьи говорят, что оно образовалось в результате слияния двух очень глубоких разломов коры Земли. Единого мнения пока не существует. Озеро Светлояр продолжает хранить свои тайны.

К нему можно попасть по посыпанной цвета. Сам песок привезли еще в семидесятых годах, когда недалеко от водоема находился пионерский лагерь. Натуральная почва вокруг Светлояра глинистая, ходить по ней было сложно, особенно после дождя. Песочная тропинка поднимается в горку. В последнее время ее стали называть тропой Батыя. На аллее всегда можно увидеть прогуливающихся туристов. Для человека, который идет к святому месту, озеро Светлояр открывается неожиданно, именно в то время, когда он оказывается на самой высокой точке тропы.

Воду из озера набирают в бутылки. Многие говорят, что она может долго храниться, совершенно не портиться и не цвести. К тому же ее считают святой. Летом можно увидеть, как люди в длинных сорочках заходят в озеро Светлояр и крестятся.

Лабораторные исследования воды, которые были проведены еще в 1969 г., показали, что она гидрокарбонатного типа, слабоминерализованная. Также в озере есть сероводород биогенного происхождения. Не так давно проведенный анализ показал высокое содержание меди - природного антисептика. Именно его наличие объясняет необычные свойства вод. Около Светлояра можно встретить редкие и занесенные в Красную книгу растения озер.

Если по тропинке повернуть налево, то можно подняться в гору. Озеро с нее видно как на ладони. Многих Светлояр поражает своей идеальной овальной формой. Каждый год сотни людей посещают это святое место. Бывает много староверов, паломников, а также туристов, школьников, экологов и просто любопытных людей.

Самое массовое посещение можно наблюдать в люди празднуют, а ночью они обходят со свечами озеро, пускают венки и устраивают языческие игрища в лесах и полях.

Озеро Светлояр - это одно из самых удивительных и необычных мест в России. Придя к нему, человек получает умиротворение и душевное спокойствие. Путь сюда открыт каждому!

Озеро Светлояр в Воскресенском районе Нижегородской области названо самым популярным в стране местом, обладающим мистической силой.

Список из десяти таких мест был составлен и распространен туристической компанией "РоссТур" с целью популяризации внутрироссийских туров.

Термин «места силы» впервые появился в книгах Карлоса Кастанеды и обозначает географические зоны, обладающие значимыми для людей энергетическими полями, места, где тело и душа чувствуют себя по-особому.

Светлояр — озеро, с которым связана легенда о затонувшем городе Китеже. Находится в Нижегородском Заволжье примерно в 130 км к северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района. Памятник природы федерального значения. Озеро планируется сделать объектом культурного наследия.

Первым исследователем озера в конце XIX в. был великий русский ученый-почвовед В. В. Докучаев и его первая версия происхождения: озеро — метеоритный кратер. Метеоритная гипотеза происхождения Светлояра и некоторых соседних озёр подтверждается рядом исследований. В 2009 году опубликованы результаты полевых исследований, подтверждающих гипотезу о метеоритном происхождении озера 3,0—3,2 тыс. лет назад.

По данным «РоссТур» озеро является самым известным и популярным среди туристов «местом силы». Вторым по популярности стал природный парк «Белуха», раскинувшийся на площади более 130 гектар в республике Алтай. На третьем месте - Перынский холм в Новгородской области - древнейшее урочище, связанное с культом языческого бога Перуна.

Самые популярные мистические места России:

1. Озеро Светлояр, Нижегородская область

2. Природный парк «Белуха», Алтай

3. Перынский холм, Новгородская область

4. Остров Кижи, Карелия

5. Дольмены Северного Кавказа

6. Гора Иремель, Южный Урал

7. Аркаим, Челябинская область

8. Большой Заяцкий остров на Соловках, Архангельская область

9. Остров Ольхон, Байкал

10. Чёртово городище, Свердловская область

Легенда о Светлояре и Китеже

Повествование о граде Китеже восходит к временам татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку. Согласно преданию, князь Юрий (Георгий) Всеволодович «пристал к берегу у Малого Китежа, что на берегу Волги стоит, и отстроил его». Позднее князь пересёк реки Узолу, Санду и Керженец и нашёл красивое место на берегах озера Светлояра, где он решил построить город Большой Китеж.

Завоевав некоторые русские княжества, хан Батый узнал о Китеже и приказал захватить его. Монголы скоро захватили Малый Китеж (ныне Городец), вынудив князя Юрия отступить в леса к Большому Китежу. Один из пленников рассказал монголам о тайных тропах к озеру Светлояру. Орда преследовала Юрия и вскоре достигла стен города.

Жители города собрались в храме и обратились к Богу с молитвой не допустить к ним захватчиков. Бог внял молитве, из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и они вскоре скрылись. А на месте города разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым.

Это предание породило многочисленные невероятные слухи, которые дошли до наших дней. Говорится, что только те, кто чист сердцем и душой, найдут путь в Китеж. Также говорится, что в тихую погоду можно иногда слышать колокольный звон и пение людей, слышимое из-под вод озера Светлояра. Озеро Светлояр иногда называют «Русской Атлантидой».

Православные приезжают сюда молиться. Рассказывают, что горсть местной земли лечит недуги. Вода, набранная из озера, якобы стоит в бутылках несколько лет, не портясь, как освященная. И если обойти озеро трижды по часовой стрелке, то исполнятся все заветные желания.

А версия, что озеро Светлояр имеет отношение к таинственной Шамбале, привлекает сюда тысячи паломников со всего мира.

Исследования

По мнению ученых, Китеж вполне мог существовать. Но исчез отнюдь не таинственно, а просто провалился под землю в результате тектонической деятельности. Аквалангисты обследовали Светлояр и обнаружили в нем подводные террасы - береговой склон уходит под воду уступами.

Крутые обрывы перемежаются горизонтальными участками. Из этого можно сделать вывод, что Светлояр образовался как бы по частям: сначала одно опускание, затем - через сотни, тысячи лет - второе и, наконец, третье. На одной из подводных террас этого озера и мог находиться городок или монастырь, исчезнувший затем в водах Светлояра.

Вот только следов почти за пятьдесят лет поисков с целыми командами аквалангистов обнаружить так и не удалось. Ни ложки, ни плошки, ни какого-нибудь обтесанного бревна. Шлиман, например, нашел и Трою, и золото, руководствуясь лишь сказочной «Илиадой». А тут и адрес точный, и озеро, как лужа, - за 20 минут обойти можно.

Что касается качества озерной воды, то ее исследовали химики и пришли к выводу: она действительно может храниться много дней и не портиться благодаря бьющим со дна озера родникам с большим содержанием гидрокарбоната кальция.

Озеро СветлоЯр

В 130 км от Нижнего Новгорода, в керженских лесах, недалеко от городка Семенов, известного на весь мир хохломской росписью, находится озеро Светлояр. Оно знаменито легендой о граде Китеже. Китеж (Китеж-град, Кидиш) – мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. При приближении войск город, якобы, исчез из глаз изумленного неприятеля и опустился на дно озера Светлояр.

В последующих веках легенда преобразовалась, старообрядцы описывали Китеж уже как убежище последователей старой веры. Но, в отличие от других мифических погибших городов, Китеж не пострадал за грехи его жителей - напротив, считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.
Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр - отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж. Озеро Светлояр находится в Нижегородской области. Оно расположено близ села Владимирского Воскресенского района, в бассейне Люнды, притока реки Ветлуги. Длина озера - 210 метров, ширина - 175 метров, а общая площадь водного зеркала - около 12 гектаров. До сих пор нет единого мнения, как возникло озеро. Кто-то настаивает на ледниковой теории происхождении, кто-то отстаивает карстовую гипотезу. Есть версия, что озеро возникло после падения метеорита.Само название озера происходит от двух древнерусских слов: «светлый», то есть чистый, праведный, и, являющегося корнем имени русского солнечного божества Ярилы, которому поклонялись древние племена славян.
С озером Светлояр связано множество легенд периода до захвата Руси христианами. В них упоминается и град Китеж.

Согласно одной из легенд, в районе озера Светлояр родились волшебный полуконь-получеловек Китоврас – могущественный волшебник и строитель древних храмов, а также бог мудрости и хмеля Квасура. От их имен и произошло название града Китежа.

В районе озера Светлояр жило славянское племя берендеев. Их потомки до сегодняшнего дня сохранили предания о том, что еще с древнейших времен в Китеже находился один из самых крупных религиозных центров культа Ярилы. Это место считалось священным для русских князей.

Кровавое крещение Руси лишило родную русскую веру и волхвов, и храмов, заняв истинно русские священные места.

Якобы и Китеж был превращен в центр православной веры, и князья продолжали его посещать, словно ничего и не изменилось.

Многие православные храмы строились на месте капищ, так как считалось, что подобные места особенные – они источники сильной положительной энергии. Имена древних богов постепенно заменялись на имена святых, но само место поклонения высшим силам, обладающее поистине волшебной энергетикой, оставалось прежним. Вот почему район озера Светлояр издревле окутан легендами и мистикой.

Большой Китеж был замыслен как величественный город. В нем стояло много храмов, и возведен он был весь из белого камня, что являлось по тем временам признаком богатства и чистоты.

Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень - расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина - 100.

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники - за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия - князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой - Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.
В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.
Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.
Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек - он бьет до сих пор.
Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя - это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.
И свершилось чудо: зазвонили вдруг колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то - что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Город же исчез.

Согласно легенде, он должен «проявиться» только перед концом света. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Согласно легенде, Китеж погрузился в воды священного озера Светлояр. Святость его вод была распространена на сам град и его жителей. Поэтому родился образ города, населенного праведниками, прошедшего невредимым сквозь священные воды и перешедшего в лучший мир.

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников.

Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не один раз.

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли.

Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града - поговаривали даже о Китае (якобы Китеж и легендарная Шамбала - это одно и то же место).

В наши времена ученые забыли о Китеже - не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО.

ОЗЕРО СВЕТЛОЯР ("Шамбала России") - легендарный водоем, расположенный в Нижегородской области. По данным местного краеведа Н.Н.Хлопушина, озеро имеет ледниково-карстовое происхождение; карстовый провал, последовавший в результате небольшого землетрясения, увеличил глубину озера до 25,5 метра при сравнительно небольших размерах - 454х344 метра. Обычный эпитет, которым награждают Светлояр - "Жемчужина опрокинутого неба в зеленой оправе леса". Окрестности озера славятся своими хрономиражами, некоторые видят в воде отражение куполов легендарного Китежа и слышат колокольный звон.

Происхождение Светлояра окружено ореолом легенд. По данным, собранным исследователями Владимиром ИНКИНЫМ и Валерьяном ТУРЫГИНЫМ, их самый древний, языческий пласт связан со злобной богиней Туркой. Скакала она на лихом коне и стегала людей за грехи, пока не провалилась под землю, и не возникло на этом месте озеро... Второй пласт легенд относится к временам нашествия Батыя. Один из русских пленных не выдержал пыток и показал татарам тайные тропы. Но по молитвам жителей Китежа высокие силы укрыли его на дне озера... Третий пласт легенд - раскольничий, в нем роль татар отводится никонианцам... Сами же исследователи часто именуют озеро "Шамбалой России".

Над озером достаточно часто наблюдаются различные аномальные явления. Например, сообщалось о полете НЛО розово-фиолетового оттенка в форме юлы, совершавшего движения по типу "падающего листа" ["НЛО" 1998, N 4, с.28]... Создательница во многом уникального школьного краеведческого музея Л.Н.Жебель в ноябре 1996 года увидела над озером огромный светящийся косой крест, образованный двумя лучами, выходившими с разных концов озера... А в марте 1996 на льду озера появились необычные следы: они тянулись ровной цепочкой на несколько десятков метров с длиной шага 1,5 метра и исчезали так же неожиданно, как и начались. Различия правой и левой ноги не было. Пятка первого следа была утоплена глубже носка, а у последнего следа был глубже утоплен носок. Следы держались долго, пока не растаял лед.

Исследователи встречались и со свидетелями колокольных звонов града Китежа. Как правило, эти люди незадолго до "звонов" приехали жить в район Светлояра. Типичная ситуация такова: очевидец идет куда-то по своим делам один или с кем - то еще и вдруг слышит колокольный звон. Причем напарник слышит этот звон не всегда. Удивленный очевидец начинает выяснять у священников, в чем дело, и обнаруживает, что церковные колокола не звонили. Локализовать источник звука не удается, хотя в одном случае звон шел из центра озера! 23 августа 1997 года в 4.39 Инкин и Турыгин, лежа в палатке, ясно слышали как бы удары молотом в металлический рельс. Звук был именно металлическим, но без колокольного резонанса. Он шел издалека и длился секунд пятнадцать.

Другую загадку принесла проходившая мимо лагеря исследователей очевидица уникального явления. Приехав несколько лет назад жить в село Владимирское, она однажды проходила в полдень мимо озера и увидела на водной глади отражение церкви! На берегах Светлояра церквей нет, и, тем не менее, красивая церковь золотистого оттенка отражалась в озере, как если бы она действительно стояла на берегу!.. Кстати, в том направлении неоднократно наблюдались и пролеты различных светящихся образований.

Несколько интересных случаев рассказывала старейшая жительница села Софья ЛЕТУНОВСКАЯ. В начале 1920-х годов, когда еще стояла разрушенная впоследствии часовня, она, проходя мимо, увидела в окнах свет. Был поздний вечер, и женщина подумала, что священник забыл его погасить. Каково же было ее удивление, когда, открыв двери, она увидела, что внутри темно. Кстати, разрушителей часовни, по ее словам, постигла печальная судьба, равно как и тех, кто загрязнял озеро.

Вода Светлояра, как утверждают местные жители, до сих пор действительно имеет целебные свойства. Ежегодно в январе в Крещенские дни сюда стекаются тысячи людей, которые после обряда освящения воды (трехкратного опускания креста в воду прорубя) набирают воду для питья (специалисты никак не могут объяснить того факта, что эта вода в течении всего года не портится). Смельчаки для очищения души трижды окунаются в ледяную воду, причем женщины делают это в новой рубашке (ибо на старой остается слишком много старых грехов). Утверждают, что после купания в ледяном проруби еще никто не заболел...

В 2003-2004 годах на Светлояр состоялось несколько разведпоездок, которые картировали местность и занимались сбором сведений и свидетельских показаний.