В 2017 году, из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери, который отмечают 4 ноября, родительская суббота перенесена на 28 октября.

Дмитриевская суббота

Последняя родительская суббота в 2017 году - в этот день в православных храмах проходят панихиды, поминальные литургии и совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Особый смысл Дмитриевской родительской субботы в том, что в этот день совершаются панихиды по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.

© photo: Sputnik / Mikhail Ozersky

Икона "Дмитрий Солунский". Псковская школа живописи. XV в.

Дмитриевскую субботу установил князь Дмитрий Донской после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно перед днем Святого Димитрия Солунского, имя которого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Дмитриевская суббота стала днем, когда поминают всех "от века (с начала времен) усопших" христиан.

Почему родительская

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Но с давних времен в народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Император Николай II в 1903 году даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

Покровитель русских воинов

На иконах Святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.

Святой Димитрий родился в городе Солуни (Салоники) в Греции в семье тайных христиан. После смерти отца он стал властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Император потребовал от Димитрия истребления христиан, но вместо этого он стал искоренять языческие обычаи. Узнав об этом император велел посадить его в темницу, где по его приказу темничная стража убила Димитрия копьями. Это произошло в 306 году.

Тело Димитрия выбросили на съедение зверям, но жители тайно похоронили его. При гробе великомученика всегда совершались чудеса и исцеления.

Святой издревле особо почитался на Руси — с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов. Русские князья одному из сыновей, обычно старшему, давали имя Дмитрий.

Князь Димитрий Донской был великим почитателем Святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Традиции поминания

В Дмитриевскую родительскую субботу по традиции поминают своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки за умерших родственников священнику, а также молятся за упокоение их души в загробном мире.

По церковным канонам, чтобы помянуть своих почивших родственников необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

В этот день обычно приносят в храм угощение для неимущих, которые освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Но, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Обычаи и приметы

Женщины, как и в другие поминальные дни были заняты генеральной уборкой — убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Перед родительской субботой вся семья обязательно мылась, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни — в старину верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома, потому и старались собрать семью в родовых жилищах.

Поминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. На стол как в пятницу, так и в субботу ставили свечи — люди считали, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают.

Хозяйки старалась приготовить как можно больше блюд из мяса, но традиционным и основным оставалась фаршированная свиная голова. Также готовили традиционные поминальные блюда — кутью, блины, пироги, а также другие любимые блюда усопших родственников.

На стол подавалось огромное количество пирогов с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой.

За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой и приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей.

Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.

Дмитриевская суббота с давних времен считалась днем перехода от осени к зиме, соответственно много примет было связано и с погодой: Дмитриев день - зима лезет на плетень; на Дмитрия реки замерзают; до Дмитриевской субботы зима не становится.

Люди считали, что, если в этот день холодно и снег выпал - весна будет поздняя, а если оттепель - весна будет теплой.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Традиции православной церкви, в отличие от протестантских конфессий, признают легитимность молитв за усопших. Поэтому наличие в календаре дней, специально отведенных для молитвенного поминовения почивших предков, - не случайно в рамках ортодоксальной традиции. Как правило, привязаны они к субботе, а потому называются родительскими субботами. Всего их насчитывается семь плюс один день девятого мая, не имеющий привязки ни к субботе, ни к какой-либо иной части недели. Один из таких дней, о котором пойдет речь ниже, называется Дмитриевская суббота.

История установления Дмитриевской субботы

Не все дни памяти почивших установились единовременно. Некоторые из них гораздо старше других. Дмитриевская поминальная суббота, например, поводом к своему установлению имела небезызвестную В первое время в этот день и поминали только убитых в том сражении воинов. Но со временем память о погибших защитниках отечества стала выветриваться, в итоге поминать стали вообще всех усопших православных.

Как таковая Дмитриевская суббота была установлена князем Дмитрием Донским, от имени которого она и получила свое название. Случилось это, конечно, не сразу, не по некоему официальному распоряжению властителя. Процесс развития данной традиции проходил постепенно. Но точкой отсчета является 1380 год, когда было разбито войско Мамая. С за победу Дмитрий Донской посетил Троице-Сергиеву лавру, где ранее получил благословение на это сражение от основателя и игумена монастыря преподобного Сергия Радонежского. Вместе с благодарственными молебнами в память по убиенным товарищам было совершено заупокойное богослужение, которое вошло в традицию повторять ежегодно. Такой масштаб Дмитриевская суббота приобрела не случайно - на поле битвы полегли десятки тысяч воинов только с русской стороны, что сравнительно с уровнем населения того времени представляет очень большое число. Множество семейств потеряли близких людей - отцов, мужей, братьев. Поэтому радость победы в этой битве неотъемлемо слилась на Руси с горечью потери.

Датой для этого поминального дня была избрана суббота перед 26 октября по старому стилю, или 8 ноября по новому, то есть перед праздником великомученика Димитрия Солунского (этот святой - небесный покровитель князя Дмитрия Донского). Таким образом, в прошлом году отмечалась Дмитриевская 1 ноября, а в этом году она выпадает на Вскоре новую традицию поддержали во всех епархиях Русской церкви, и она прочно вошла в богослужебную традицию.

Обычаи поминовения

Как и любой поминальный день, Дмитриевская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами. В народных традиция Дмитриевской субботы отпечатались и прежние дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, кроме церковных заупокойных молитв, в канун субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для почивших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб отмечания этого дня на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций - языческого праздника предков и христианского дня

Церковное поминовение

Относительно сугубо церковного ритуала, Дмитриевская поминальная суббота ничем особенным не выделяется. Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый парастас - поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра совершается заупокойная литургия с панихидой. В качестве пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Личное поминовение

Рассказывая о том, что такое Дмитриевская родительская суббота, проповедь церкви также обращает внимание на необходимость личного, а не только храмового поминовения усопших. В первую очередь это касается ближайших почивших родственников. Собственно, потому и называются поминальные субботы родительскими - в них прежде всего молятся за упокой родителей (если они умерли) и других близких людей. Для этого в помощь верующим в церковных молитвенниках предлагаются специальные чинопоследования заупокойных молитв.

От редакции:

В богослужебном Уставе установлены особые . Один из них — Дмитриевская родительская суббота . Накануне, в пятницу, в старообрядческих храмах после совершается Панихида: чтение 17 кафизмы с пением ее избранных псалмов и заупокойный канон. На Панихиде возглашаются также заупокойные ектении, на которых читаются записки «за упокой». Почему установлена в Русской Церкви Дмитриевская родительская суббота, о значении поминовения усопших христиан, о «памяти смертной» — читайте в статье инокини Ливии.

Дни поминовения усопших имеют особое место в христианской церковной традиции. В это время наиболее глубоко чувствуется неразрывная связь между двумя мирами — нашей земной жизнью и жизнью будущего века, которая неизбежно встретит каждого из нас.

Суббота — день покоя. В день субботний Сам Господь изволил, нашего ради спасения, пребывать во гробе. Потому этот день и определен для сугубой молитвы за упокой правоверных наших собратьев, когда мы с верой и надеждой просим у Господа вселить их души «в места светла, места прохладна, места покойна».

В народе поминальные дни называются «родительскими», ведь в первую очередь поминают на молитве своих почивших родителей и сродников по плоти. Слово «родительский» имеет также более широкое значение и относится ко всем усопшим отцам и праотцам, то есть ко всем христианам, преставившимся в православной вере и благочестии.

Вечно живая душа испытывает потребность в постоянной молитве, но по разлучении от тела в ином мире уже не может сама за себя ни помолиться, ни умилостивить Господа добрыми делами. Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая мать, установила особые поминальные службы, когда совместные молитвы приносят душам усопших великую пользу и утешение — как грешным, так и праведным, ибо нет человека без греха.

Жизнь за гранью этого мира — непостижимая загадка для ума человеческого, но из святоотеческих поучений и свидетельств можем частично узнавать мы о сокровенных духовных тайнах высшего, бессмертного бытия. Те же свидетельства много говорят нам и о силе церковной молитвы:

Аще и на воздух иже во благочестии скончавыйся положен бысть, не отрицайся милостыни и свещи, Христа Бога призывая, на гробе запалити, приятна бо та Богу и многа приносяще воздаяние. Аще убо грешен умерый будет, да разрешиши прегрешения. Аще праведен, да мздам прилог будет (Святитель Афанасий Великий, Синоксарь на Мясопустную субботу).

Много бо верным душам пособие, еже за них даяти маломощным, и еже за душа их попове и диакони молятся, и службы часто творят. Заповедано бо от святых апостол о преставльшихся в вере, во святей службе поминаемым быти, много убо умершим польза (Поучение святителя Иоанна Златоустаго в субботу пентикостную, перед Троицей).

В году известны две великие Вселенские поминальные субботы: Мясопустная, которая была установлена за две недели перед началом Великого поста, и «Троицкая» родительская суббота, предшествующая празднику Пятидесятницы. Это дни особого поминовения, когда мы молимся за всех «иже от века преставившихся в правоверии и благочестии православных христиан». На самый приходятся еще четыре поминальные родительские субботы. Сугубые заупокойные службы этого периода установлены, чтобы частично возместить собой отсутствие проскомидии среди прочих дней недели, так как в Великий пост торжественные литургийные богослужения положено совершать только в субботние и воскресные дни.

Дмитриевская родительская суббота, далеко отстоящая по времени от прочих общепринятых поминальных дней, имеет также свой отличительный смысл и особую историю происхождения. Этот день поминовения усопших всегда приходится на субботу, предшествующую памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября/26 октября ст.ст.), и был установлен благоверным князем Димитрием Донским ради того, чтобы почтить память русских воинов, убиенных в 1380-ом году на Куликовом поле.

По церковному преданию, возвратившись в стольный град после героической и знаменательной победы — первой сокрушительной победы русских воинов над татарским полчищем, князь Димитрий повелел по всем церквям служить заупокойные панихиды и поминать поименно погибших на поле брани православных ратников. С особым усердием совершали службы в Троице-Сергиевой лавре, откуда преподобный Сергий послал в помощь князю Димитрию двух своих иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. По обычаю того времени сражение начиналось борьбой двух богатырей-поединщиков. От татарского стана выступил грозный воин Чулебей, считавшийся до той поры непобедимым, а с русской стороны — Сергиев инок, Александр Пересвет. Народное предание, пришедшее к нам через многие поколения, гласит, что оба единоборца столкнулись между собой на копьях, что было силы, и оба в ту же минуту пали замертво.

Победа на Куликовом поле явилась особым решающим и переломным моментом в истории Отчества, стала первым реальным шагом к освобождению русского народа от монголо-татарского ига. В ней мы видим и особый Божий промысел в покровительстве над Русской землей, потому что одними человеческими силами невозможно было бы одолеть многочисленное полчище хана Мамая. Православным воинам помогал Сам Господь и Пречистая Богородица, на праздник Рожества Которой как раз и пришлось исключительное по своей значимости для Руси сражение. Из церковной истории можно узнать о благодарственных молитвенных приношениях, которые воздавали люди в честь этого великого и славного события.

На том месте, откуда русское войско выступало на битву с татарами, был заложен храм в честь всех святых — небесных покровителей русских ратников, павших на поле битвы. Так был построен один из самых древних московских храмов — церковь Всех святых. Деревянный храм XIV века был перестроен на рубеже XVI-XVII вв.

Храмы строились не только в память о погибших. В благодарность за то, что Господь сохранил жизнь героя Куликовской битвы Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, его мать княгиня Марья основала в 1386 году в Москве монастырь во имя Рожества Пресвятой Богородицы и сама приняла в нем постриг с именем Марфа. Есть разные сведения о местонахождении монастыря. По одной версии, он был основан в Кремле, назывался монастырем «на рву» и простоял там до 1484 года. По другой — первоначально располагался на нынешнем месте: на левом берегу Неглинной, недалеко от Трубной площади.

У Бога все живы». Среди православных христиан широко распространено мнение, что защитники родной земли, положившие живот свой «за веру и отечество», причтутся к святым мученикам. Ведь высшая заповедь христианской любви, по словам Самого Господа, «полагать душу свою за други своя (Иоан., 15, 13).

Не велят нам святые отцы долго скорбеть и сетовать от разлуки с любимыми своими друзьями и сродниками, но веровать в общее Воскресение и помнить, что все в этой жизни временно. Тем более, что христиане имеют большую отраду, поминая близких в усердных молитвах, творить милостыню и приношения в их память. А если у кого в роду есть святые праведники и угодники Божии, то, конечно, можно рассчитывать на их помощь и ходатайство перед Господом.

Аще быхом зде безсмертни были, то поистине плакали быхом по умерших. Аще ли же вси преходим от жития сего, да кождо нас о себе плачем, и покаемся о своих согрешениях. Не видите ли, како умерших провождаем с песньми и пении, и с фимиамом, и со свещами по них идем, образующе, яко от темного избывше жития, к свету истинному отидоша. И на восток погребаем, прознаменающе мертвым восстание. Темже не скорбите, братие, по умерших, яко невернии, не имущие надежды Воскресения. Да не можем вернии неверным подражати. Мы же Христа послушаем и веруем, яко приидет час, егда мертвии воскреснут, и глас Сына Божия услышат, и услышавше оживут, и небо и земля обновится (Книга «Златоуст», поучение в субботу Мясопустную).

Поминальные дни также, несомненно, имеют великую пользу и для самих благочестивых молитвенников. Поминая усопших своих сродников, одновременно задумываемся мы и о своей собственной недолговечности и о тленной суете всего видимого мира.

Некоторые люди, светского типа мышления, считают мрачным и неприличным в обществе говорить о смертной кончине, утверждают, что такие мысли надо отгонять скорее прочь. Получается парадокс: атеисты, которые утверждают, что после земной жизни ничего уже не будет — ни муки, ни блаженства, только пустота, — панически боятся и самых разговоров об исходе из этого мира. А христиане, которые верят в вечное воздаяние, хотя и страшатся возможного наказания за грехи, но имеют также и надежду на милосердие и прощение Божие, поэтому не боятся разговора о неизбежном, о временной земной жизни и о вечной загробной.

Святые отцы — христианские подвижники, жили упованием и надеждой, презирая суету всего видимого мира. «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь», — так говорят нам богомудрые их поучения. Память смертная — как узда для греха, в ней лежит твердый залог для каждой добродетели. Посему, как приносим мы утешение усопшим, поминая их в своих молитвах, так и сами получаем в это время ни с чем несравнимое назидание, когда стоим у печального, надгробного холмика и размышляем о словах Господних:

Земля еси и в землю пойдеши (Быт., 3, 19).

Поучение о памяти смертной

«Крайне нужно и очень полезно для души всегда помнить о смертной кончине. Ничто так не помогает нам, как это. И ничто не приносит нам такого блага, как чтение книг о кончине людской. Ибо отсекает от нас все страсти душевные и телесные, усердно побуждает к добродетелям и возводит к совершенству. Если бы всегда держали в уме и не забывали смертный час, никогда бы не грешили.

Когда забываем о смерти, приятна бывает нам жизнь нынешнего века, привязываемся к ней, пребываем в лени и беспечности, впадаем во все злые и греховные страсти и удаляемся от Бога. Но по пустякам волнуемся в суете нынешнего века. Не заботимся о грядущем блаженстве. Не думаем: разве не нагими рождаемся в этот мир? Не нагими разве и покидаем его, умирая? Не нагими ли и на Страшный Суд восстанем? Только в дела, которые творили здесь, и помышления облечены будем, как в ризу. Либо в злые, либо в добрые. Те прегрешения, которые совершаем ныне, внутри тела, как в зеркале видны будут всем людям. И мучить станут душу и тело. И чем больше плоть сотворила грехов, тем сильнейшую муку испытает. А души и тела совершивших добро засверкают от их добрых дел, как солнце. И чем больше человек принуждает себя, тем большего блаженства сподобится в Царстве Небесном.

Словно во сне живем на этом свете, и следует всегда помнить нам грядущую жизнь безконечную. Царство Небесное, неизреченные радость и блаженство. Тогда исчезнут уныние, лень и усталость, и разные суетные прихоти и мирские вожделения нынешнего века, непотребные и обманчивые. Из них душа наша, словно из мертвых, восстанет по благодати Христовой, ныне и присно, и во веки веком. Аминь» (Цветник священноинока Дорофея).

В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников. В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником (4 ноября). Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

История праздника

фото obozrevatel.com

Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Фото obozrevatel.com

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Традиции, или что надо сделать в этот день

С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами.

В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.

В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.

Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.

Димитриевская родительская суббота — день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).

По преданию, поминовение воинов — защитников земли Русской — установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (лето 6888 от сотворения мира).


Первоначально Димитриевская суббота была днём поминовения православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших. Этот день напоминает нам и о всех тех, кто погиб и пострадал за Православие. Т.к. каждый христианин при Крещении получает звание Христова воина, то постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Традиции поминальных обрядов

В Дмитриевскую субботу принято ходить на кладбище, а также кормить бедных, чтобы они молились за душу вашего покойного родственника. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве.

Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками. Молитва за усопших - это наша главная помощь отшедшим в мир иной. Для них, по большому счету, не нужны ни гроб, ни могильный памятник, ни тем более в поминальный стол - все это есть лишь дань традициям. Душа умершего испытывает потребность только в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Молитва об усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику - небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида , или парастас . Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия , после которой служат общую панихиду .

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

Значение поминовения для усопших

А о том, насколько необходима и важна молитва за усопших, показывает следующее событие. Перед открытием мощей святого Феодосия Черниговского (1896г) совершавший переоблачение мощей священник, уморившись, сидя возле мощей, задремал и увидел перед собой святителя, сказавшего ему: «Благодарю тебя, что для меня потрудился. Еще прошу тебя, когда будешь совершать литургию, помяни моих родителей», — и назвал их имена (иерея Никиту и Марию). «Как ты, святителю, просишь у меня молитв, когда сам стоишь у Престола небесного и подаешь людям милости Божии?!» — спросил священник. «Да, это верно, — ответил святой Феодосий, — но приношение за литургией сильнее моей молитвы».

Другой случай, описан в житии преподобного Макария Великого.


Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

Чей ты, череп? - спросил святой старец.

Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, - послышался голос из черепа. - А ты - авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

Какую же вы испытываете отраду и какую муку? - опять спросил Преподобный у черепа.

Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, - со стенанием проговорил голос, - и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:

Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:

А есть ли муки другие, большие?

Послышался ответ:

Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.