Подземоход Требелева

Впервые до подземной лодки додумался изобретатель Петр Рассказов еще в начале XX века. Вот только свои мысли и идеи он опубликовал в одном из английских журналов. Что с Рассказовым случилось после революции — неизвестно. Он исчез вместе со своими разработками.

К идее создания аппарата, передвигающегося под землей, вернулись до начала Второй Мировой войны. В СССР инженер и конструктор Александр Требелев начал работу над созданием подземохода. Принцип работы этого устройство он позаимствовал у кротов. Причем подошел изобретатель к делу очень основательно. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.

Движение субтеррины Требелев позаимствовал у крота

Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять субтерриной можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание.

Творение Требелева оказалось вполне жизнеспособным (оно двигалось со скоростью 10 метров в час), но нуждалось во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому от своего детища конструктор все же отказался.

Есть версия, что незадолго до столкновения с Германией Устинов поставил перед конструктором Страховым задачу: доработать проект Требелева. И упор сделать именно на военную составляющую субтеррины. Но началась война, и стало не до фантастических боевых машин.

Германский ответ

Параллельно с СССР созданием подземных лодок озадачились и в Германии. Например, фон Верн (или фон Вернер) запатентовал подводно-подземный аппарат, которому дал название Subterrine. Машина могла двигаться под землей со скоростью 7 км/ч, перевозить 5 человек и несколько сотен килограммов взрывчатки.

Subterrine хотели задействовать в операции «Морской лев»

Этим проектов всерьез заинтересовались военные. По их мнению, он подходил на роль «карателя Британии». В спецоперации «Морской лев» они должны были доплыть до Англии, а затем продолжить свой путь под землей. После чего нанести неожиданный удар по какому-нибудь важному объекту.

Но по каким-то причинам от подземных лодок отказались. Военное руководство решило, что Британия будет повержена в воздухе. А все остальное — мелочи. Поэтому потенциал творения фон Верна остался не раскрыт. К счастью для тех же англичан.

Но фон Верн не единственный немец, который хотел создать подземоход. Конструктор Риттер взялся за превращение в жизнь более амбициозного проекта — «Midgard Schlange». Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю.


Детище Риттера отличалось удивительной универсальностью. Оно разве что не могло летать. А так, машина, по замыслу создателя, должна была двигаться на земле и воде, под землей и под водой. Предполагалось, что аппарат смог бы перемещаться в твердом грунте со скоростью около 2 км/ч. Если же на пути была мягкая почва, его скорость возрастала до 10 км/ч. На земле так и вовсе «Змей» мог бы разогнаться до 30 км/ч. А под водой его скорость составляла бы порядка 3 км/ч.

Внушали и размеры машины. Риттер мечтал создать не просто аппарат, а настоящий подземный поезд с вагонами на гусеничном ходу. Предполагаемая длина техники «в сборе» — от 500 метров. Собственно, поэтому проект и получил название «Midgard Schlange». По подсчетам, сделанным Риттером, вес махины насчитывал несколько десятков тысяч тонн. В теории, справиться с управлением «Змея» мог экипаж из тридцати человек. Движение под землей машине обеспечивали 4 основных бура по полтора метра, а также 3 дополнительных.

Проект «Midgard Schlange» так и остался на бумаге

Поскольку «Змей» задумывался как военная машина, вооружение у него было соответствующим: пара тысяч мин, более десятка спаренных пулеметов, а также торпеды. Планировалось, что субтеррина будет задействована в боевых действиях против Франции, Бельгии и Великобритании. Но реализовывать проект не стали. Он, как и его «родня» Subterrine, остался на бумаге.

Советский «Крот»

После войны в СССР вновь вернулись к субтерринам. Наиболее активная работа в этом направлении началась при Хрущеве. Дело в том, что ему очень понравилась идея «достать империалистов из-под земли». Никита Сергеевич взял проект под свое покровительство и публично заявил о разработке подземохода. На территории Украины оперативно возвели секретный завод по производству субтеррин. И уже в 1964 первая лодка с ядерным реактором была готова. Она получила говорящее название — «Боевой крот».


Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от 3 до 4 метров. А длина варьировала от 25 до 35 метров. Что касается скорости, в зависимости от грунта она менялась с 7 до 15 км/ч. Экипаж «Крота» насчитывал 5 человек. Кроме них лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны разнообразного груза.

На «крота» рассчитывали в случае войны с США

По замыслу создателей, «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные пусковые установки в шахтах и командные пункты противника. На субтеррины возлагали большие надежды в случае обострений отношений с США.

«Боевой крот» активно испытывали в разных условиях. Особенно хорошо он продемонстрировал свои возможности на Урале, с легкостью вгрызаясь в скальную породу. Но повторные испытания поставили крест на проекте. «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы от создания субтеррин решили отказаться.

О днажды, это было еще до того, как великаны начали войну с Асами (так назывались скандинавские боги), бог огня Локи, странствуя по свету, забрел в Йотунхейм и прожил там три года у великанши Ангрбоды. За это время она родила ему трех детей: девочку Хель, змею Йормундгад и волчонка Фенриса. Вернувшись обратно в Асгард, бог огня никому не рассказал о своем пребывании в стране великанов, но всеведущий Один скоро узнал о детях Локи и отправился к источнику Урд, чтобы спросить вещих норн об их дальнейшей судьбе.

— Смотрите, смотрите, сам мудрый отец богов пришел к нам! Но он услышит от нас недобрые вестей, — едва увидев его, сказала старшая норна.

— Он пришел услышать от нас то, что надолго лишит его покоя, — добавила средняя норна.

— Да, он пришел услышать от нас о детях Локи и великанши Ангрбоды, подтвердила младшая из норн.

— Если вы знаете, зачем я к вам пришел, так ответьте мне на тот вопрос, который я хотел вам задать, — сказал Один.

— Да, мы ответим тебе, — вновь заговорила Урд. — Но лучше бы тебе не слышать наших слов. Знай, что те, о ком ты хотел спросить, принесут богам много несчастий.

— Двое из них принесут смерть тебе и твоему старшему сыну, а третья будет царствовать после вас, и ее царство будет царством тьмы и смерти, добавила Верданди.

— Да, волк убьет тебя, а змея — Тора, но и они сами погибнут, а царство третьей будет недолгим: жизнь одержит победу над смертью, а свет над тьмой, — сказала Скульд.

Печальный и озабоченный возвратился владыка мира в Асгард. Здесь он созвал всех богов и поведал им о предсказании норн, а Тора послал в Йотунхейм за детьми Локи. С тревогой выслушали Асы слова Одина, но еще больше испугались они, когда бог грома привез с собой на своей колеснице Хель, Йормундгад и Фенриса.

Еще совсем юная Хель была уже на две головы выше своей исполинской матери. Левая половина ее лица была красной, как сырое мясо, а правая иссиня-черной, как беззвездное небо страны вечной ночи. Змея Йормундгад, вторая дочь Ангрбоды, еще не успела вырасти — в ней было не более пятидесяти шагов, — однако из ее пасти уже сочился смертельный яд, а ее огромные светло-зеленые глаза сверкали беспощадной злобой. По сравнению с обеими сестрами их младший брат, волчонок Фенрис, казался совсем безобидным. Ростом с обычного взрослого волка, веселый и ласковый, он понравился богам, которые не нашли в нем ничего опасного для себя. Один, сидя на своем троне, внимательно оглядел всех троих.

— Слушай меня, Хель, — произнес он. — Ты так велика и сильна, что мы решили сделать тебя повелительницей целой страны. Эта страна лежит глубоко под землей, и даже под Свартальфахеймом. Ее населяют души умерших, тех, кто не достоин жить с нами в Валгалле. Ступай туда и никогда больше не появляйся на поверхности земли.

— Я согласна, — сказала Хель, наклоняя голову.

— Ты, Йормундгад, — продолжил Один, — будешь жить на дне мирового моря. Там для тебя найдется довольно места и пищи.

— Я согласссс-на, — прошипела Йормундгад, сворачиваясь кольцом и глядя на богов жестоким немигающим взглядом.

— А ты, Фенрис, — промолвил Один, обращаясь к волчонку, — будешь жить у нас в Асгарде, и мы воспитаем тебя сами.

Фенрис ничего не ответил: он был так мал и глуп, что еще не умел говорить.

В тот же день Хель отправилась в царство мертвых, где и живет до сих пор, повелевая душами умерших и зорко следя за тем, чтобы ни одна из них не вырвалась на свободу.

Змея Йормундгад опустилась на дно мирового моря. Там она все росла и росла, так что наконец опоясала кольцом всю землю и положила голову на собственный хвост. С этого дня ее перестали называть Йормундгад, а прозвали змея Митгард, что означает «Мировая змея».

…Вспоминал он и слова вещих норн, предрекшим ему гибель от этой страшнейшей из дочерей бога Локи. Слишком храбрый, чтобы бояться врага, как бы силен он не был, Тор приходил в ярость при мысли, что он должен терпеливо ждать, пока тот первый нападет на него. Наконец он решил сам разыскать обвившееся вокруг всей земли чудовище и избавить от него мир, хотя бы это стоило ему жизни. Но змея Митгард жила глубоко на дне мирового моря, никогда не показываясь на его берегах и, чтобы найти ее, бог грома должен был отправиться за помощью к морскому великану Гимиру. И вот однажды утром, не взяв с собой никого и даже не сказав Асам, куда едет, Тор отправился в путь…

…У меня нет лишней рыболовной снасти, — сказал великан.

— Я захватил с ее собой, — отвечал Тор, показывая Гимиру гигантский крюк и канат толщиной с хорошее дерево.

Великан оглушительно захохотал.

— Такой крюк и такой канат выдержат целое стадо китов, промолвил он, утирая выступившие у него от смеха слезы. — Кого же ты собираешься ловить?

— Это мое дело, — ответил сильнейший из Асов, которому уже надоело спорить с великаном. — Скажи лучше, есть ли у тебя приманка?

— У меня есть приманка, но для себя, — снова нахмурился Гимир. — А достать приманку для тебя не мое дело, доставай ее сам.

— Хорошо, я раздобуду ее и без твоей помощи! — сердито воскликнул бог грома и вышел из пещеры.

Возле нее, на пригорке, паслось стадо исполинских коров Гимира, среди которых был бык, спина которого подымалась над верхушками самых высоких сосен. Недолго думая Тор схватил его за рога и, оторвав ему голову, вернулся с ней в пещеру.

— Вот и приманка для моей удочки, — сказал он…

…Крюк с приманкой опускался все ниже и ниже. Вдруг кто-то дернул его так резко, что сжимавшие канат руки Тора ударились о борт лодки.


— Попалась! — торжествующе закричал он.

Бог грома не ошибся: змея Митгард проглотила приманку, но вытащить эту исполинскую гадину было не так-то легко. Лишь с большим трудом могучему Асу удалось сначала стать на колени, а затем выпрямиться во весь рост. Началась ожесточенная борьба. Не обращая внимания на то, что лодка великана почти до краев погрузилась в воду, Тор изо всех сил тянул канат и постепенно вытягивал чудовище, которое отчаянно сопротивлялось. Прошло немало времени, пока наконец над водой показалась огромная безобразная голова змеи. Оцепенев от ужаса, Гимир смотрел то на выпученные холодные, полные беспощадной ненависти глаза дочери Локи, то на черные, но горящие ярким пламенем глаза Тора и никак не мог решить, какие из них страшнее.

Вдруг раздался громкий треск. Дно лодки, не выдержав, проломилось, и бог грома оказался в воде. На его счастье, в этом месте было неглубоко, и он, погрузившись по горло, стал ногами на отмель, так и не выпустив из рук свою необыкновенную леску, на которой метался его враг.

— Вот мы и встретились с снова тобой, Митгард! — воскликнул Тор, подымая Мйольнир.

Все это время Гимир неподвижно сидел на корме лодки, уцепившись руками за ее борта, но когда вода залила его ноги и великан увидел, что они тонут, он пришел в себя и, схватив нож, быстро провел им по канату, на котором висела змея. Тот лопнул, и чудовище сейчас же погрузилось в море.

— Нет, погоди, ты от меня не уйдешь! — закричал бог грома и метнул ей вслед молот.

Мйольнир с громким плеском исчез в волнах. Через мгновение он снова вылетел оттуда и прыгнул прямо в руки своего хозяина, а море далеко вокруг окрасилось в красный цвет. Это была кровь змеи Митгард.

Убил или не убил бог грома змею Митгард, никто не знает, но норны уверяют, что она все еще жива и только тяжело ранена.

— Придет день, — говорят вещие девы, — последний и для нее и для Тора, когда они снова встретятся.

Но когда придет этот день, не знают даже норны.

… Прошло много веков, и пришел День последней битвы, предсказанные норнами. Это было войной божества против демонов, и человека против чудовищ. Змея Мидгарт отпустила кончик своего хвоста и развила свои кольца, чтобы выйти на берег биться с Тором, единственным, кто был достойным противником и мог принять ее вызов. Они встретились на берегу и Тор немедленно метнул молнии в чудовище. Митгард попыталась укусить Тора, но сломала об него свои зубы. И тогда Тор нанес смертельный удар по голове чудовища своим молотом Мйольниром. Со страшным ревом умирала змея. Но и Тор сумел отойти всего на девять шагов, и пал мертвым, отравившись ядовитым змеиным дыханием.

С древних времен мировой змей опоясывает Мидгард. Плотным кольцом обвился он вокруг и не видно его, потому что лежит он на дне морском.

Здравствуй, друг. рад видеть тебя здесь, меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Почитать обо мне и моём увлечении средневековой Скандинавией можешь на странице .

Как и многие люди, которым интересно это направление, я люблю скандинавскую мифологию. В этой записи я расскажу тебе про мирового змея Ёрмунганда. Все о нём слышали, но не все знают что Ёрмунганд — сын бога хитрости Локи и главный противник .

История змея Ёрмунганда

Помимо своей жены Сигюн, пьяница и распутник Локи, часто проводил время со старой великаншей Ангрбодой. Часто он покидал Асгард и уходил в Железный лес на окраине Ётунхейма - страны великанов. После трех долгих ночей, проведенных с Локи, Ангрбода родила трех необычных детей. Девочку Хель, змея Ёрмунганда и маленького волчонка по имени Фенрир.

Верховный бог Один знал, что дети Локи принесут с собой только зло и разрушения. Один приказал всем асам, во главе с Тором, доставить отпрысков из Железного леса в Асгард, чтобы самому решить их судьбу.

О судьбах волка и девочки я уже рассказал тебе в других записях. Продолжим же знакомиться с историей Ёрмунганда.

Асы забирают Ёрмунганда

Пришли асы в Ётунхейм и забрали детей Локи с собой в Асгард. Змеёныш Ёрмунганд так сильно извивался и не хотел отлучаться от матери, что Тор силой намотал его вокруг локтя, а голову зажал в своем огромном кулаке.

Долго шли боги до Асгарда. Вырос Ёрмунганд в большого змея и даже Тор не смог нести его в одиночку. Начал еще больше сопротивляться Ёрмунганд, извивается и ядом плюется. Еле увернулся Фрейр от струи ядовитой. Нашли боги длинное бревно, накрутили змея вокруг и привязали. А в пасть ему здоровенную еловую шишку затолкали, чтобы не кусался и ядом не плевался. Так и несли его все вместе, до самой Вальгаллы.

Один решает судьбу змея

Собрались боги на большом поле перед Вальгаллой, поставили отпрысков Локи в центе и стали ждать Одина. Мудрейшим был всеотец, только его решения все и ждали.

Вышел из высоких дверей царь богов и начали асы совещаться что и с кем сделать надобно. Подошла очередь Ёрмунганда. «Ядовит и опасен сын бога Локи, — задумчиво сказал Один, обращаясь к собранию, — нужно спрятать его там, где он не сможет никому навредить».

Посовещались асы и скинули змея в большой океан, что Мидгард со всех сторон окружает. С годами настолько вырос мировой змей, что затопило многие прибрежные деревушки и людям пришлось переселяться повыше. Так и лежит Ёрмунганд, опоясывая собой Мидгард и совсем не рад будет, тот кто далеко заплыть захочет.

Ёрмунганд в скандинавской мифологии

В сюжетах скандинавской мифологии описанных в Младшей и Старшей Эдде, мировой змей Ёрмунганд встречается четыре раза.

  1. История о детях Локи, часть которой я рассказал тебе в этой записи.
  2. Легенда о том как Тор и Локи соревновались с великанами в Ётунхейме.
  3. Знаменитая рыбалка Тора, когда громовержец, вместо рыбы выловил Ёрмунганда.
  4. Битва Рагнарёк во время которой змей Ёрмунганд выступит противником Тора.

Смерть Ёрмунганда

Рано или поздно но все в этом мири заканчивается. Во время Рагнарёка — великого сражения света и тьмы. Мировой змей выползет на сушу, отравляя реки и озера, убивая ядом все живое на своём пути до равнины Вигридр. Сойдется Ёрмунганд в битве с и оба погибнут они от ран смертельных. Тор раздробит змею голову, но сделав девять шагов, сам утонет в реках яда, которые польются из умирающего чудовища.

Машина была вооружена пулеметами и торпедой и проходила 10 метров в грунте за час

Про подводные лодки слышали все, и все их хорошо знают. Но не каждый догадывается о лодках подземных. А ведь подобные проекты существовали в реальной жизни. Да и в будущем к ним могут вернуться, хотя не факт.Проходческий механизм, использовавшийся при сооружении линии Xinyi тайбэйского метрополитена в Тайване. С сайта ru.wikipedia.org

«Тоннельные крысы» с пистолетами
Концепция подземной лодки может показаться странной. Но если вдуматься, ничего принципиально нового в ней нет. Подземная война как таковая известна нам еще с античности. Дабы обрушить вражеские стены, древние римляне и греки активно использовали подкопы. А персидский царь Дарий I, в 520 году до нашей эры, проник в греческую Халкедонию, выведя подкоп на рыночную площадь. Но это были цветочки: настоящей путевкой в жизнь для подземной войны стало появление пороха. Один из самых ярких примеров – взятие Иваном Грозным Казани. Согласно источникам, для взрыва под крепостными стенами использовали 48 пороховых бочек.
Подземными воинами стали т. н. «тоннельные крысы» – американские, австралийские и новозеландские подразделения, применявшиеся для действий в вырытых вьетнамцами тоннелях. Никаких подземных машин у солдат тогда не было. Их снаряжение чаще всего ограничивалось пистолетом, фонариком, портативной радиостанцией и противогазом. Работа была очень сложной и опасной: стоит сказать, что, кроме темноты и замкнутого пространства, бойцов поджидали хитроумные ловушки, оставленные партизанами.
Германский проект «Змей Мидгарда». С сайта naked-science.ru

Что же мешает создать подземную машину, которая сможет вести боевые действия? То есть, подобно подводной лодке прятаться в глубинах и наносить удары, откуда не ждали. Основным препятствием на этом пути является потребность в гигантской мощности, ведь разрушать породы очень тяжело. Нашли источник питания? Хорошо. Как быть со скоростью? Быстро под землей передвигаться не выйдет в любом случае, а противник не будет ждать. А безопасность? На пути может оказаться подземное озеро и много других неприятных неожиданностей.
Метростроевцы решают такие вопросы комплексно: аппараты не только роют, но также и укрепляют тоннель блоками при помощи механической руки (отчасти именно этим обусловлена низкая скорость прохождения). Когда блок установлен, в него упираются домкраты, и огромная машина движется дальше. Ну, а если приходится работать на больших глубинах и грунт очень плотный, нередко довольствуются лишь ручным трудом: в ход идут отбойные молотки и прочие нехитрые инструменты. Скорость прохождения именно в этом случае измеряется всего лишь десятками метров за месяц.
А если какой-либо важный механизм боевой подземной лодки выйдет из строя, никто не сможет ей помочь. Позади не будет укрепленного тоннеля и рабочих с отбойными молотками. А это значит, что шансов выжить у экипажа не будет совсем. Разве только машина будет находиться на глубине чрезвычайно малой и ее можно будет буквально вытащить из-под земли.
Есть много проблем, что называется, фундаментальных. Особенно если говорить о длительном автономном походе. Как, например, снабжать подземную лодку воздухом для дыхания? На атомной субмарине его производят путем электролиза забортной воды. С помощью нее же охлаждают реактор. В случае с «субтерриной» сделать это попросту невозможно: придется искать какие-то оригинальные методы.
Подземоход А. Треблева. С сайта naked-science.ru

Конструктор наблюдал за кротом
Даже странно, что боевые подземные машины все-таки начали создавать. Часто вспоминают подземоход, сконструированный А. Треблевым, А. Кириловым и А. Баскиным. Принцип работы этого устройство Александр Требелев позаимствовал у кротов. Прежде чем приступить к созданию лодки, он с помощью рентгена изучал поведение животного, когда оно рыло норы. Особое внимание конструктор уделял движениям лап и головы зверька. И уже потом приступил к воплощению крота в металле.
Подземная лодка Требелева напоминала по форме капсулу, на носу которой изобретатель разместил бур. Также у нее были шнек и две пары кормовых домкратов. Эти домкраты выполняли функции лап крота. По замыслу создателя, управлять «субтерриной» можно было как изнутри, так и снаружи. То есть, с поверхности посредством специального кабеля. По нему же машина получала электропитание. Подземоход оказался вполне жизнеспособным, он двигался со скоростью 10 метров в час, но нуждался во множестве доработок. На их устранение требовалось много средств, поэтому аппаратом так и не стали пользоваться
Но подземоход – промышленная машина для поиска полезных ископаемых. Первопроходцами по части создания боевых подземных лодок можно считать немцев. Патент на такое изобретение зарегистрировал в 1933 году немецкий изобретатель Хорнер фон Вернер. Подземный аппарат должен был иметь скорость до 7 километров в час и экипаж пять человек. Он мог нести боезаряд в 300 килограмм. При этом аппарат мог передвигаться как под землей, так и под водой. Все это могло пригодиться при осуществлении диверсионных действий. При этом полномасштабная подземная атака на мощную державу, конечно, в принципе не представлялась возможной.
Вспомнили об идее фон Вернера в 1940 году. Как мы знаем, Великобританию и Францию разделяет пролив Ла-Манш. Без господства на море нацисты и подумать не могли о высадке десанта в Великобритании, но и оставлять под боком столь опасного противника тоже не хотели. И тут для диверсий могла бы пригодиться подземная лодка.
Возможно, проект Хорнера фон Вернера получил бы путевку в жизнь, но в дело вмешался рейхсминистр авиации Германии Герман Геринг. Он-то и убедил руководство в том, что военные летчики смогут разгромить британские ВВС, что позволит немцам в конечном счете установить полный контроль над Ла-Маншем. Этого, как мы знаем, не случилось, однако воскрешать проект тоже не стали: вскоре у нацистов появились другие, более важные поводы для беспокойства.
Идея механизировать подземную войну не новая. Проходческий щит – именно так называют подвижную сборную металлическую конструкцию, которая обеспечивает безопасное проведение горной выработки и сооружение в ней постоянной обделки. Считается, что первым такой механизм применил в 1825 году во время сооружения тоннеля под Темзой Марк Брюнель. Сейчас проходческие щиты активно используют в метрострое. Длина одного «червя» может составлять 80 метров, а масса – больше 300 тонн. Скорость движения машины достигает 10 сантиметров в минуту, так что за один месяц она может пройти до 300 метров.
«Крот» с ядерным реактором. С сайта diletant.media

«Змей Мидгарда» – «чудо-оружие»
В 30-е годы появился еще один небезынтересный германский проект. Подземная лодка получила название «Змей Мидгарда» в честь мифического существа. Этот змей по легендам опоясывал всю землю. Отцом проекта является изобретатель по фамилии Риттер. Как и в первом случае, аппарат должен был двигаться как под землей, так и под водой: в последнем случае глубина погружения могла достигать 100 метров.
Лодка состояла из ячеек и чем-то была похожа на поезд. Длина ее могла равняться 524 метрам, а вес составлял 60 тысяч тонн. Для сравнения, самые крупные атомные подводные лодки – субмарины проекта 941 «Акула» – имеют длину чуть более 170 метров. Иными словами, «Змей Мидгарда» мог войти в историю не только как крупнейшая подземная, но также и как самая длинная подводная лодка в мире.
Конструкция аппарата была более чем интересна. Впереди хотели установить буровую головку с четырьмя бурами диаметром полтора метра. Они приводились в движение девятью электродвигателями. Также аппарат имел гусеницы, приводившиеся в движение четырнадцатью электродвигателями, чтобы ехать по земле. Необходимый для работы двигателей электроток вырабатывали четыре дизельных электрогенератора. Под водой машина должна была передвигаться с помощью двенадцати пар рулей и двенадцати дополнительных двигателей.
«Змей» мог нести солидное вооружение: 250-килограммовые и 10-килограммовые мины и 12 спаренных пулеметов. Кроме этого, разрабатывалась подземная 6-метровая торпеда Fafnir, снаряды для взрыва скальных пород Mjolnir, разведывательная торпеда с микрофонами и перископом Alberich, а также спасательное средство для выхода экипажа на поверхность Layrin. Всего на борту лодки, кстати, должны были нести службу 30 человек экипажа.
На борту предполагалось разместить электрическую кухню, спальню с 20 кроватями, три ремонтные мастерские и многое другое. Согласно проекту, на земле лодка могла передвигаться со скоростью до 30 километров в час. Под землей, конечно, скорость была меньше: 10 километров в час в мягком и два – в каменистом грунте. Под водой скорость тоже была невысокая – три километра в час.
Согласно идеологам проекта, лодка могла сама по себе решить исход войны, поразив жизненно важные объекты противника (например, порты). Всего, кстати, хотели построить 20 «Змеев». С учетом сложности конструкции они могли обойтись дороже пресловутых немецких линкоров. Как несложно догадаться, проект многие специалисты признали нереализуемым и в середине 30-х его отправили Риттеру на доработку. Что было дальше, доподлинно неизвестно. Уже после Второй мировой нашли штольни и остатки взорванной конструкции, которая могла иметь отношение к проекту Риттера.
Сейчас подтвердить или опровергнуть это не представляется возможным. Дело в том, что к концу войны в умах руководителей Третьего рейха, охваченных военно-техническим эскапизмом, бродили самые невероятные идеи. Возможно, одним из «вундерваффе», или «чудо-оружия», мог стать и механический змей. Если же судить по факту, ни один из вышеупомянутых немецких проектов так и не получил путевку в жизнь. На то было великое множество причин, кроме уже изложенных выше. Начиная от успехов в начале войны (из-за чего тратиться на такие вещи не хотели) и заканчивая недостатком ресурсов в годы, когда Германия терпела поражения.

Сверхзвуковая струя разрушала грунт
Одним из самых реальных прообразов подземных лодок была британская Nellie. Ее создавали, чтобы рыть глубокие траншеи на линии фронта в период Второй мировой. По этим траншеям пехота и легкие танки могли, как предполагалось, безопасно пересекать нейтральные полосы и проникать в расположение противника. Падение Франции в 1940 году затормозило реализацию программы. Новый опыт военных подсказывал, что позиционной войны в духе Первой мировой уже не будет, и в 1943 году проект закрыли.
Кроме того, известно о создании инженерами ХХ века подземного реактивного снаряда – устройства для скоростной проходки скважин в грунтах и скальных породах со скоростью до 1 метра в секунду при помощи реактивных струй. Реактивный снаряд не нес десанта или ядерного оружия. Разработали его в конце 40-х, а построили в 1968 году. Это был наполненный твердым топливом цилиндр: в носовой части располагались в несколько ярусов сопла.
Подземную ракету устанавливали носом вниз. Сверхзвуковая струя раскаленных газов, вырываясь из направленных вниз сопел под давлением до двух тысяч атмосфер, разрушала грунт под цилиндром, а за счет сопел среднего яруса, направленных вбок, скважина расширялась. К концу 60-х за спиной у инженеров уже были успешные испытания: начали поговаривать про революцию в сфере бурения скважин. Были, правда, и недостатки: управлять снарядом оказалось тяжело, так что в дальнейшем создали несколько новых, более совершенных, версий.
А вот еще фантастическое устройство, о котором нельзя не рассказать – «Боевой крот». Такое говорящее название получила подземная лодка с ядерным реактором, созданная в 1964 году. Точных сведений о лодке не осталось. По разным данным ее диаметр составлял от трех до четырех метров, а длина 25-35 метров. Скорость менялась, в зависимости от грунта – с 7 до 15 километров в час. Экипаж «Крота» – пять человек. Кроме них, лодка могла транспортировать еще 15 солдат и около тонны груза. «Боевой крот» должен был уничтожать подземные бункеры, ракетные установки в шахтах и командные пункты противника. Но во время испытаний «Крот» по неизвестным причинам взорвался под землей. Экипаж спасти не удалось. После катастрофы на этом проекте поставили крест.
В современном мире концепция боевой подземной лодки так и не стала востребованной. И США, и ряд других стран отдают приоритет созданию тактического оружия, а подземная лодка является, скорее, оружием стратегическим, актуальным в эпоху холодной войны, когда предполагалась незаметная доставка к противнику ядерного боеприпаса. В современных локальных конфликтах она вряд ли могла быть полезной, разве что в борьбе с партизанами – для уничтожения тоннелей. Но есть и более дешевые способы, не требующие создания громоздкой махины.


В 1934 г. был разработан проект подземного боевого средства под названием Midgard-Schlange («Змей Мидгард»). Группа инженера Риттера, работавшая над проектом, использовала это название из древнегерманской мифологии, наверное, для того, чтобы вызвать особенный интерес у Гитлера. Мидгард был огромным змеем, с которым сражался бог грома Тор. При проектировании исходили из того, чтобы создать транспортное средство, которое могло двигаться по земле, под землей и даже под водой на глубине до 100 м. Оно должно было нести большое количество взрывчатого вещества, которые предполагалось устанавливать под фортификационными сооружениями линии Мажино или во вражеских гаванях. Транспортное средство, первые разработки которого датируются летом 1934 г., состояло из большого количества соединенных вместе ячеек-отсеков. Каждый отсек имел в длину 6 м, в ширину 6,8 м и в высоту 3,5 м. В зависимости от поставленной задачи минимальная длина такого поезда могла составлять 399 м, максимальная длина – 524 м. Впереди располагалась большая буровая головка, такая же, какие используются в горнодобывающей промышленности при подземных работах, на которой располагались четыре бура диаметром 1,5 м. Для привода головки были предусмотрены девять электродвигателей суммарной мощностью около 9000 л.с. Дополнительно имелось еще три комплекта буров, которые заменялись в зависимости от свойств горной породы. Ходовую часть поезда, выполненную на гусеницах, обслуживали 14 электродвигателей суммарной мощностью 19 800 л.с., электрический ток для двигателей вырабатывался с помощью четырех дизельных электрогенераторов мощностью 10 000 л.с., для которых имелись топливные баки емкостью 960 м3. Передвижение под водой осуществлялось с помощью двенадцати пар рулей и дополнительных двенадцати двигателей суммарной мощностью 3000 л.с. В качестве вооружения «Мидгард» нес тысячу 250-кг мин, тысячу 10-кг мин и 12 спаренных пулеметов MG. Транспортное средство весило 60 000 т, экипаж составлял 30 человек. На борту имелись: электрическая кухня, спальня с 20 кроватями, три ремонтные мастерские, несколько перископов, радиопередатчик и 580 больших баллонов со сжатым воздухом. Позднее для «Мидгарда» были разработаны дополнительные подземные средства – Fafnir, Mjolnir, Alberich и Laurin. Fafnir (в германских сагах – дракон) был подземной торпедой длиной 6 м. Снаряды, которые должны были взрывать скальные породы, облегчая продвижение «Мидгарда», получили обозначение Mjolnir («молот Тора»). Alberich был разведывательной торпедой, которая несла микрофоны и перископ. При помощи малого транспортного средства Laurin экипаж «Мидгарда» мог покидать свой поезд и выходить из-под земли на поверхность. Расчетные параметры «Мидгарда» были фантастическими: максимальная скорость по земле 30 км/ч, скорость проходки в каменистом грунте 2 км/ч, а в мягком грунте даже 10 км/ч, под водой 3 км/ч. Риттер в пояснительной записке к проекту предложил строительство 20 «Мидгардов» стоимостью по 30 миллионов рейхсмарок каждый, это было необходимо для реализации плана нападения на стратегические объекты в Бельгии и Франции, а также для минирования английских портов. Согласно предлагавшемуся плану, через три часа после начала военных действий должны быть взорваны 15 портов противника. Деморализованное этими событиями население пока еще не оккупированных областей в панике прекращало поддерживать свое правительство или переходило к гражданской войне. Автор называл «Мидгард» оружием массового поражения, которое приведет к тому, что «отчаявшийся народ окажется перед выбором – погибнуть или остаться в живых». Проект Риттера вызвал много критических замечаний у специалистов. Например, полковник Витингхоф, начальник отдела в министерстве вооружений, написал на папке с проектом такое замечание: «Предложенная конструкция не нова сама по себе, однако какие-либо расчетные обоснования в документации отсутствуют». Поэтому 28 февраля 1935 г. проект возвратили инженеру Риттеру. Дорабатывал Риттер свой проект или нет, на этот счет в литературе никаких сведений нет. Однако после окончания войны в районе Кенигсберга были найдены штольни непонятного назначения, а возле них останки взорванного устройства неизвестной конструкции. В последнее же время в российских средствах массовой информации стали появляться сообщения о попытках разработки подобного подземного средства в СССР. Из этих сообщений следует, что осенью 1964 г. испытывался подземный крейсер под названием «Боевой крот», однако ни конкретные характеристики, ни описания конструкции данного аппарата не приводятся.

Nellie


Машины, по назначению близкие к немецкому «Мидгарду», разрабатывались и в Англии. Они обозначались как NLE (Naval Land Equipment – военно-морское и сухопутное оборудование) и были предназначены для рытья проходов через позиции противника. Сторонником разработки подобных машин был У. Черчилль, который распорядился построить к началу 1940 г. (времени предполагавшегося вторжения немцев) партию из 200 машин. Строительство французской линии Мажино и немецкой линии Зигфрида привело к ложному предположению о том, что любые конфликты снова приведут к траншейной войне. Помнивший об ужасных людских потерях в траншеях 1914-1918 гг., Черчилль хотел вооружить британские отряды землеройными машинами, которые могли рыть большие траншеи или туннели через нейтральную полосу под покровом темноты и под грохот артиллерийской канонады. По прорытым траншеям танки и пехота должны были проникать на вражескую территорию и внезапно атаковать противника. У разработчиков NLE имело несколько названий: Nellie («Нелли»), No man"s Land Excavator («Экскаватор без участия человека), а также Cultivator 6 («Культиватор 6») или White Rabbit 6 («Белый кролик 6»), что маскировало его военное назначение. Первоначально планировалось выпускать в неделю по 20 машин и по 40 двигателей к ним. В своем окончательном виде «Нелли» имела в длину 23,47 м, в ширину 1,98 м, в высоту 2,44 м и состояла из двух секций. Основная секция, которая размещалась на гусеничном ходу, напоминала очень длинный танк и весила 100 т. Передняя секция, весившая около 30 т, была способна рыть траншеи 1,5 м глубиной и 2,28 м шириной. Выкопанный грунт переносился конвейерами наверх и укладывался по обе стороны траншеи, создавая отвалы высотой около 1 м. «Нелли» могла двигаться со скоростью более 8 км/ч, вынимая тысячи кубометров грунта в процессе движения. По достижении заданной точки землеройная машина должна остановиться и превратиться в платформу для выхода движущихся за ней гусеничных средств, например, танков, которые должны подняться из траншеи на открытое пространство и начать внезапный бой. Первоначально предполагалась оснастить машину одним двигателем фирмы Rolls-Royce Merlin мощностью 1000 л.с. Однако выяснилось, что помимо риска пожара, свойственного бензиновому двигателю, он может выдавать только 800 л.с. под постоянной нагрузкой, т.е. меньше, чем требовалось для выполнения задачи. Вскоре все двигатели Merlin срочно понадобились для авиации, поэтому пришлось искать замену. Было рекомендовано использовать два двигателя Paxman 12ТР мощностью по 600 л.с., что потребовало полного перепроектирования «Нелли». Один двигатель должен был приводить в движение резак и конвейеры в передней части аппарата, а второй двигатель использовался для продвижения непосредственно самой машины. Но после падения Франции проект «Нелли» был прекращен. Крупномасштабное производство двигателей Paxman 12ТР для «Нелли» было свернуто, а все изготовленные двигатели передали адмиралтейству. Полевые испытания экспериментальной машины начались в июне 1941 г., но в 1943 г. проект был остановлен. Только пять машин из малых версий «Нелли» были закончены к тому времени. Четыре машины были разобраны в конце войны, а пятую машину разобрали в начале 50-х гг." (с)

Жесть позаимствована из книги