Алкивиад, Ксенофонт, Евклид. Учение Сократа ознаменовало новый этап в развитии античной философии, когда в центре внимания оказались не природа и мир, а человек и духовные ценности.

Детство и юность

По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля Софрониска и повитухи Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, который унаследовал отцовское имущество, но и Сократ не остался в нищете.

Об этом можно судить по тому факту, что на войну со Спартой философ отправился в обмундировании тяжеловооруженного воина, а оплатить его было по силам только обеспеченным гражданам. Отсюда следует вывод, что отец Сократа был зажиточным горожанином и неплохо зарабатывал, орудуя резцом и прочими инструментами.

Сократ трижды участвовал в военных действиях, демонстрируя мужество и отвагу на поле боя. Особенно храбрость философа и воина проявилась в тот день, когда он спас от гибели своего военачальника, Алкивиада.


Мыслитель родился 6 фаргелиона, в «нечистый» день, что предопределило его судьбу. Согласно древнегреческим законам, Сократ стал хранителем устоев афинского общества и государства, причем безвозмездно. В дальнейшем общественные обязанности философ исполнял с должным рвением, но без фанатизма, и поплатился жизнью за убеждения, честность и стойкость.

В молодости Сократ обучался у Дамона и Конона, Зенона, Анаксагора и Архелая,общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни единого письменного свидетельства мудрости и философии. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только по воспоминаниям учеников, современников и последователей. Одним из них был великий .

Философия

При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.


При этом знание, по Сократу, и есть добродетель. Не осознавая сущности понятий, человек не может творить добро, быть храбрым или справедливым. Только знание дает возможность быть добродетельным, поскольку это происходит осознанно.

Противоречивы трактовки понятия зла, выведенные Сократом, а точнее, упоминания о них в трудах Платона и Ксенофонта, учеников великого философа. Согласно Платону, Сократ отрицательно относился к злу как к таковому, даже к тому злу, которое человек причиняет врагам. Ксенофонт имеет противоположное мнение по этому вопросу, передавая слова Сократа о необходимом зле во время конфликтов, чинимом ради защиты.


Противоположные трактовки высказываний объясняются характером обучения, свойственного сократовской школе. Философ предпочитал общаться с учениками в форме диалогов, справедливо полагая, что так рождается истина. Поэтому логично предположить, что воин Сократ беседовал с полководцем Ксенофонтом о войне и обсуждал зло на примере военных конфликтов с противником на поле боя.

Платон же был мирным гражданином Афин, и Сократ с Платоном говорили об этических нормах внутри общества, причем речь шла о своих же согражданах, близких людях и о том, допустимо ли совершать зло по отношению к ним.


Диалоги – не единственное отличие сократовской философии. К ярким чертам постижения этических, человеческих ценностей, исповедуемого философом, относятся:

  • диалектическая, разговорная форма поиска истины;
  • определение понятий методом индукции, от частного – к общему;
  • поиск ответов на вопросы при помощи майевтики.

Сократов метод поиска истины заключался в том, что философ задавал собеседнику наводящие вопросы с определенным подтекстом, так что отвечающий терялся и в итоге приходил к неожиданным для себя выводам. Славился мыслитель и заковыристыми вопросами «от противного», заставляя оппонента противоречить самому себе.


Сам учитель никак не претендовал на звание всезнающего педагога. С этой особенностью сократовского учения связана приписываемая ему фраза:

«Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Философ спрашивал, подталкивая собеседника к новым мыслям и формулировкам. От общих предметов он переходил к определению конкретных понятий: что есть мужество, любовь, доброта?


Определение сократовскому методу дал Аристотель, которому было суждено родиться спустя поколение после Сократа и стать учеником Платона. Согласно Аристотелю главный сократовский парадокс гласит: «Человеческая добродетель есть состояние ума».

К Сократу, который вел аскетический образ жизни, люди приходили за знаниями, в поисках истины. Он не обучал ораторскому искусству и другим ремеслам, но учил быть добродетельными по отношению к близким: семье, родным, друзьям, слугам и рабам.

Философ не брал денег с учеников, однако недоброжелатели все-таки причислили его к софистам. Последние тоже увлекались обсуждением этических норм и человеческой духовности, но не гнушались зарабатывать звонкие монеты своими лекциями.


Поводов к недовольству с точки зрения общества Древней Греции и граждан Афин Сократ давал немало. Для того времени считалось нормой, чтобы подросшие дети учились у родителей, а школ как таковых не было. Молодежь воодушевилась славой этого человека и гурьбой валила к прославленному философу. Старшее поколение было недовольно таким положением вещей, отсюда и родилось роковое для Сократа обвинение в «развращении молодежи».

Людям казалось, что философ подрывает самые устои общества, настраивая молодых людей против собственных родителей, развращая неокрепшие умы пагубными мыслями, новомодными учениями, греховными, противными греческим богам намерениями.


Другой момент, ставший роковым для Сократа и приведший к смерти мыслителя, связан с обвинением в неблагочестии и поклонении другим богам вместо тех, которые признавали афиняне. Сократ считал, что о человеке сложно судить по поступкам, ведь зло творится по незнанию. В то же время в душе каждого человека есть место добру, а у каждой души есть демон-покровитель. Голос этого внутреннего демона, которого сегодня мы бы назвали ангелом-хранителем, периодически нашептывал Сократу, как поступить в сложной ситуации.

Демон приходил на помощь философу в самых отчаянных обстоятельствах и всегда выручал, поэтому ослушаться его Сократ считал недопустимым. Этого демона и приняли за новое божество, которому мыслитель якобы поклонялся.

Личная жизнь

До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ три раза участвовал в военных действиях, причем показал себя как храбрый и мужественный воин. В одном бою ему довелось спасти жизнь ученика, полководца Алкивиада, разогнав одной дубинкой вооруженных до зубов спартанцев.

Этот подвиг впоследствии тоже поставили в вину Сократу, поскольку Алкивиад, придя к власти в Афинах, установил режим диктатуры вместо любимой греками демократии. Отстраниться от политики и жизни общества и предаться философии и аскетизму Сократу так и не удалось. Он защищал несправедливо осужденных, а затем по мере сил противился методам правления пришедших к власти диктаторов.


В пожилом возрасте философ женился на Ксантиппе, у которой от него было трое сыновей. По слухам, жена Сократа не ценила великий ум супруга и отличалась вздорным нравом. Неудивительно: отец троих детей совершенно не участвовал в жизни семьи, не зарабатывал денег, не помогал родным. Сам мыслитель довольствовался малым: жил на улице, ходил в рваных одеждах и слыл чудаковатым софистом, каким и представил его в своих комедиях Аристофан.

Суд и казнь

О смерти великого философа нам известно по трудам учеников. Подробно процесс суда и последние минуты мыслителя описали Платон в «Апологии Сократа» и Ксенофонт в «Защите Сократа на суде». Афиняне обвинили Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и сам произнес речь в собственную защиту, отрицая обвинения. Он не стал предлагать штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по законам демократичных Афин это было возможно.


Сократ не принял помощь друзей, предлагавших ему побег или похищение из тюрьмы, а предпочел встретиться лицом к лицу с собственной судьбой. Он полагал, что смерть найдет его везде, куда бы ни увезли его друзья, раз уж так суждено. Другие варианты наказания философ считал признанием собственной вины и не мог с этим смириться. Сократ предпочел казнь, приняв яд.

Цитаты и афоризмы

  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.
  • Есть только одно благо - знание и только одно зло - невежество.
  • Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности.
  • Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Величайшая жизненная заслуга великого древнегреческого философа состояла в неутомимой борьбе с ложью, тщеславием и корыстолюбием своих современников. Сократ был сын скульптора Софрониска и повивальной бабки Фенареты. Он родился в Афинах 469 г. до Р. Х., и умер в 399 г., пожертвовав жизнью за убеждения. В начале своей биографии Сократ занимался ремеслом своего отца, но на 30 году оставил его и с тех пор жил в бедности. Подобно всем афинским гражданам, он принимал участие в войнах своего отечества, находился, между прочим, в том войске, которое, в начале Пелопоннесской войны , осаждало Потидею, и участвовал в битвах при Делосе и Амфиполе. На военном поприще он не только отличался храбростью, но своею стойкостью и терпением заслужил удивление изнеженных соотечественников. В битве при Делосе, где афиняне были разбиты наголову, Сократ сражался с такою храбростью, что впоследствии один из полководцев говорил, что афиняне непременно одержали бы победу, если б все так блистательно выполнили свои обязанности, как Сократ. Когда афинское войско обратилось в бегство, он спас свою честь упорною обороною во время отступления. Окруженный врагами, Сократ неминуемо бы погиб, если б его не освободил подоспевший на помощь Алкивиад .

Великий древнегреческий философ Сократ

В государственном управлении Сократ принимал участие лишь настолько, насколько этого требовал долг гражданина. Он хотел служить своему отечеству не как государственный человек, но как учитель народа и судья нравов. Не обращая внимания ни на выгоды, ни на опасности, Сократ всегда действовал согласно своим убеждениям, приходилось ли ему высказывать свое мнение в суде, или произносить приговор в народном собрании. Так, например, когда после битвы при Аргинузских островах судили оставшихся в живых военачальников за неисполнение их обязанностей, Сократ, несмотря на волнение народа и угрозы демагогов, один из всех тогдашних пританов противился осуждению обвиненных. Во время владычества Тридцати тиранов , когда столько граждан было умерщвлено или осуждено на изгнание, Сократа не преследовали, хотя он однажды прямо воспротивился приказанию тиранов. Без сомнения, он был пощажен только потому, что не принадлежал ни к какой политической партии и не хотел играть никакой роли в государстве, или, как он сам выражался, потому, что никогда не имел честолюбия.

О частной стороне биографии Сократа, особенно об его семейных отношениях рассказывают множество вымышленных анекдотов, сделавших из его истории какой-то роман. Позднейшие писатели древнего мира передали нам о его жене, Ксантиппе , различного рода анекдоты, появившиеся только после смерти философа. По их рассказам, Ксантиппа была самая несносная и беспокойная женщина. Но в сочинениях афинских писателей времен Сократа, как враждебных, так и расположенных к нему, содержащих в себе много подробностей его частной биографии, мы не встречаем ничего подобного. Ксенофонт , любимый ученик и друг философа, говорит в одном месте, что Сократ, напротив того, очень уважал свою жену. Он действительно рассказывает, что Ксантиппа была капризна и однажды поссорилась со своим мужем; по всей вероятности, это обстоятельство и дало повод к тем преувеличенным рассказам, вследствие которых имя Ксантиппы, как злой женщины, обратилось в поговорку.

Сократ употребил для своего образования все, что только могло ему представить его время. Он глубоко изучил математику, физику, грамматику, музыку, поэзию и различные отрасли философской науки; ознакомился, под руководством Продика Кеосского, с искусством софистов и, находясь в знакомстве с Аспазией и другими знаменитыми женщинами, старался усвоить себе светское образование.

Первоначальная цель всех стремлений Сократа сосредоточивалась на одной мысли – узнать истину; он не думал, как большая часть философов того времени, ни основывать школы, ни ораторствовать публично, и не заботился, подобно софистам , о приобретении богатств с помощью тех средств, которые ему давали наука и образование. Эта высокая цель отличала Сократа от всех современных философов и вывела его на новую дорогу.

Одаренный от природы здравым, практическим умом, Сократ не мог удовлетвориться тогдашним направлением философии и тем ходом, которым шло её развитие от первого появления этой науки до перерождения в диалектику и софистику. Первоначально стремления греческих философов были почти исключительно направлены к познанию природы и предметов отвлеченных; но такому человеку, как Сократ, все мудрствования о природе, основанные не на фактах и наблюдениях, а на выводах и умозаключениях, должны были казаться несостоятельными и бесполезными. Он ясно сознал всю нелепость того, что при исследовании первоначальной причины всего и вопросах о божестве не обращают внимания на нравственные склонности человека и свойства человеческой природы. Сократ понял очень хорошо, что ложным путем мнимого знания и понимания, современники его были доведены до тщеславного самообольщения и приучились диалектическими и софистическими злоупотреблениями философы пренебрегать основные законы нравственности и насмехаться над всяким истинным чувством.

Поставив главною целью своих философских исследований изучение законов нравственности и природы человека, Сократ занимался философией не для философии, как искусством для искусства, но старался о её приложении к действительной жизни. Направление деятельности Сократа внушило Цицерону следующие слова: «он первый, – говорит римский писатель, – свел философию с неба в города и жилища, внес ее в действительную жизнь людей, которых приучил размышлять о себе, отдавать себе отчет в своих действиях и намерениях, в добре и зле, и сознавать настоящую цель жизни». Так понимал и сам Сократ изречение «познай самого себя», служившее надписью над входом в Дельфийский храм , сказав, что в этих словах заключается истинная мудрость. Он говорил, что сверхчувственные предметы, сокровенные силы и конечные причины природы непостижимы для человеческого разума, да если б и можно было их понять, то это не принесло бы никакой существенной пользы жизни и её целям. Чтобы показать все превосходство здравого смысла над ученостью и знанием, Сократ, в противоположность софистическим крикунам своего времени, утверждал, что сам он ничего не знает, и уже одно это сознание доказывает, что он был умнее других людей.

На протяжении всей своей биографии Сократ не думал создавать и строить новой философской системы; его простое, популярное учение предназначалось для каждого непредубежденного человека. Выступая с одним здравым смыслом на борьбу против заблуждений своего времени, он этим самым думал удачнее противодействовать влиянию софистов. Он не желал учить своих современников различным философским воззрениям и делать из них ученых, но хотел приучить людей мыслить и сделать их разумнее и лучше. Оттого Сократ не имел школы, а был только народным учителем, философом, который хотел действовать на ум и сердце современников, развивать и облагораживать людей. Самый способ философской проповедиСократа вполне соответствовал его главной цели, и очень понятно, что он не основал особой школы, не построил никакой системы. Сократ никогда не читал лекций, но учил, спрашивая, так что казалось, что в разговорах с другими он сам только искал истины. Философ, шутя, говорил, что, помогая развитию других людей, он в умственном отношении продолжает занятие своей матери. Его талант учить методою катехизическою, т. е. в вопросах, был так велик, что этот способ преподавания и теперь часто называется сократовским. Постоянно и добросовестно стремясь узнать истину, Сократ дошел до такой уверенности в справедливости своих убеждений, что мог во всем полагаться на себя. Этот инстинктивно действующий рассудок, развитый им в борьбе с господствовавшими тогда диалектикою и софистикою , он называл своим гением-хранителем, который никогда его не оставляет, предостерегает в опасностях и удерживает от заблуждений. Не основав особенной школы, Сократ сгруппировал около себя молодых людей, которые, находясь в постоянных сношениях с ним, получили образование под влиянием его учения или усвоили себе его направление. На них-то и смотрели как на учеников Сократа. Знаменитейшими из них были: историк Ксенофонт , Алкивиад , тиран Критий , сделавшийся во время своего владычества врагом прежнего учителя, великий философ Платон , так называемый, сократик Эсхин , получивший это прозвание для отличия от оратора Эсхина, Эвклид Мегарский, Аристипп Киренский и Антисфен Афинский. Нам передано об отношениях Сократа к его ученикам и о сближении с ними много разных анекдотов, и хотя большая часть этих мнимых биографических сведений вымышлена, но все они, вместе взятые, определяют характеристические черты практического философа и его учения и в то же время указывают на господствовавшие о нем взгляды в позднейшем греческом мире. Знакомство Сократа с Ксенофонтом произошло следующим образом. Встретив однажды на улице молодого человека, красота и наружность которого понравились философу, Сократ остановил его и спросил, не знает ли он, где продается мука и другие припасы. Когда Ксенофонт указал ему место, Сократ спросил его: «А знаешь ли, где можно приобрести мудрость и добродетель?» – и, увидев изумление молодого человека, сказал: «иди за мной, я покажу тебе». С того времени Ксенофонт сделался самым горячим приверженцем и учеником философа. Два другие ученика Сократа, Эвклид Мегарский и Антисфен Афинский были так преданы своему учителю, что, несмотря на отдаленность своих жилищ (последний жил в Пирейской гавани , отстоявшей от города почти на две мили) пользовались каждым удобным случаем, чтобы быть с ним вместе. Даже запрещение ходить в Афины, объявленное жителям Мегары по случаю войны, возникшей между обоими городами, не могло остановить Эвклида, приходившего к Сократу переодетым в женское платье. Молодой Эсхин, желая сделаться учеником философа, боялся придти к нему, видя его окруженным богатыми юношами. Узнав об этом, Сократ сказал ему: «неужели ты так мало ценишь себя и ни за что не считаешь подарка, который ты мне делаешь в себе самом?»

Сократ. Античный бюст. Национальный археологический музей, Неаполь

После всего сказанного не может быть и речи о философской системе Сократа, нравственные правила которого никогда не имели характера догматического учения, твердой и законченной систематичности. Сам Сократ за всю свою биографию не написал ни одного сочинения, не считая нужным записывать свое учение, приспособленное только к духу времени и к потребностям тогдашней жизни. Трое из его учеников – Эсхин, Ксенофонт и Платон – записали изречения своего учителя в той диалогической или катехизической форме, в которой сам он излагал свое учение. Но все трое представляют своего учителя так, как сами его понимают, и часто приписывают ему свои собственные мысли.

Нельзя, однако, сказать, чтобы взгляды Сократа были совершенно независимы от той философии, которая преподавалась до него в Афинах, потому что духовная жизнь людей, подобно внешним событиям истории, тесно связана с общим ходом дел и является только результатом всех обстоятельств, имевших на нее влияние. По всей вероятности, воззрения Сократа ближе всего подходили к учению ионийской (милетской) школы . Ученик Анаксагора , Архелай , которого некоторые писатели древности прямо называют учителем Сократа, преподавал в Афинах вместе с философией природы и нравственное учение, которое, кажется, имело более всего влияния на взгляды и направление великого философа. Впрочем, учение этих двух философов далеко не было сходно; философия Архелая только вызвала философию Сократа, но не послужила для неё содержанием. Философия Сократа , развившись из учения Архелая, была совершенно новым, самостоятельным учением, имевшим мало общего со своим источником.

Не считая вообще философских систем надежными руководительницами человека в жизни, Сократ не следовал в своей практической деятельности ни одной из школ, развившихся до него, и не признавал поэтической народной религии (бывшей в то же время государственной религией), исполняя однако внешние её обряды. Он видел, что его современники, стремясь только за ученостью и внешними благами, предпочитают всем остальным наукам софистику и диалектику, сделавшиеся модною философией, как средство достичь своих корыстных целей; видел, что тщеславные афиняне гордятся только блеском знания и отвергают истины, очевидные для каждого здравомыслящего человека, но нетерпимые и ненавидимые эгоистами и корыстолюбцами. Сократ презирал подобные цели, так же как и средства, служившие к их достижению. Все его стремления были направлены к тому, чтоб сделаться самому умнее, узнать начала добра, уметь всегда отличать истину ото лжи и определить себе настоящую цель жизни. Развить природный ум людей приобретенными сведениями и житейской опытностью, внушить доверие к собственным силам тем, которые не имели софистического образования, обратить внимание своих современников на нравственные побуждения и цели, показать им пустоту софистических мудрствований и бесполезность исследований о человеке, мире и божестве, не основанных на наблюдении и опыте – вот что было главной целью его деятельности, существенной задачей его жизненной биографии. Выступив с правдою и чистыми побуждениями на борьбу против современников, Сократ подвергся преследованию своих тщеславных и корыстолюбивых врагов, боявшихся его стремлений. Но среди всех гонений он сохранял спокойствие, умеренность и твердость, и наконец пожертвовал жизнью за истину, которую проповедовал.

Знакомый со всеми софистическими тонкостями и уловками, Сократ, с помощью своей иронии и сатирического таланта, успешно боролся против пагубного влияния софистов, – и в этом отношении его деятельность имела особенно благодетельные последствия. Все стремления Сократа были в высшей степени полезны уже по одному тому, что имели характер отрицательный и, следовательно, были главным образом направлены к уничтожению лжи и низости; сверх того, его учение, назначенное для народа и приспособленное к его понятиям, было хорошо и потому, что заменило собой древнюю религию, уже утратившую все свое значение. Но, с другой стороны, деятельность Сократа имела и свои вредные последствия. Его философия, предназначенная исключительно для жизни, была перенесена учениками в школу, облечена в форму и превращена в систему. К этому нужно присоединить еще то замечание, что никакая философия, никакие правила разума и нравственности не могут заменить религии у неразвитых людей, составляющих огромное большинство. Для них недостаточно одного простого сознания добра: им нужна еще игра фантазии, страх и надежда, нужно, чтоб страсти противопоставлялась страсть.

Не принадлежа ни к какой политической партии и не желая никогда принимать участия в государственных делах, Сократ не мог быть опасен тогдашнему правительству, и потому беспрепятственно продолжал свою деятельность под владычеством тиранов, которые с ожесточением преследовали всех лучших граждан. Но положение его изменилось, когда, с восстановлением демократии, выступили на сцену толпы софистов, лицемерных жрецов и корыстолюбивых государственных людей. Для них Сократ был слишком опасным врагом. Пока длилась Пелопоннесская война, поглощавшая все внимание народа, враги Сократа не имели возможности возбудить против него народа: но с восстановлением мира можно было действовать успешнее, и Сократ, даже в старости, был им так страшен, что они не хотели выждать его и без того уже близкой смерти. Враги Сократа соединились, чтобы общими силами преследовать его. Прежде всего они старались клеветою восстановить против него общественное мнение. Для возбуждения ненависти к Сократу они воспользовались еще свежею в памяти народа тираниею свирепого Крития, ученика Сократа, и презрением к религии другого его ученика, Алкивиада. И Критий, и Алкивиад были, правда, в сношениях с Сократом, но они никогда не имели склонности следовать его нравственным принципам, а старались только приобрести себе философское и образование, для преследования своих честолюбивых планов и, достигнув цели, оставили своего учителя; Критий был даже решительным его врагом. Но при непостоянстве и легкомыслии народа, все было возможно в Афинах. Так старались распространить мнение, что учение Сократа воспитало в Алкивиаде и Критии атеистические и тиранические идеи, принесшие столько вреда афинянам. Враги Сократа могли тем легче рассчитывать на успех, что философ не очень благосклонно отзывался о действиях народного собрания, часто действительно безрассудных, и, следовательно, не трудно было представить его человеком, враждебным народной религии и существовавшему правлению.

Когда таким образом общественное мнение было достаточно подготовлено, враги Сократа открыто выступили против него. Они формально обвинили его в том, что он отвергает существование богов и своим учением развращает юношество. Защищаясь перед судом, Сократ не употреблял тех средств, которыми обыкновенно, пользовались обвиненные, чтоб подействовать на судей и склонить их на свою сторону; он остался верен себе, и в минуту опасности говорил энергично, с полным сознанием собственного достоинства. Со свойственною ему ловкостью и иронией, он опроверг своих обвинителей и, доказав самым очевидным образом нелепость взведенных на него обвинений, пристыдил и осмеял своих врагов. Обращаясь к судьям, Сократ говорил так смело и решительно, что привыкший к лести народ несколько раз прерывал его речь ропотом, и за это главным образом признал его виновным. По афинскому судопроизводству осужденному дозволялось, до произнесения приговора, объявить какого рода наказание, по его мнению, он заслужил. Подсудимые пользовались обыкновенно этим правом, чтобы склонить судей к более легкому приговору; но Сократ, считавший себя невинным, объявил с полным сознанием своего достоинства, не обращая никакого внимания на чувствительность судей, что, в награду за свои попечения о благе афинян, он заслужил права обедать в пританее на счет государства. Судьи приговорили его выпить чашу с ядом (обыкновенный род смертной казни в Афинах). Со спокойствием и твердостью выслушав приговор, Сократ отвечал на него краткой речью, в которой с полным благородством доказал своим судьям как легко бы ему было спасти себя, но что, в течение всей биографии неуклонно следуя своим правилам, он скорее перенесет все возможные несправедливости, чем отступит от своих убеждений.

Смерть Сократа. Художник Ж. Л. Давид, 1787

В сочинениях Платона, знаменитейшего из учеников Сократа, находится сказанная Сократом в свою защиту речь , написанная так, как будто Сократ действительно произносил ее перед судьями. Но эта речь не принадлежит Сократу, она написана уже после его смерти и с другою целью самим Платоном. Передав в ней в общих чертах то, что говорил Сократ и как он держал себя перед судьями, Платон влагал в уста своего учителя свои слова, имевшие, очевидно, целью оправдать и почтить его перед всем греческим народом. Оттого в частностях сочинение Платона может и не согласоваться с тем, что действительно говорил Сократ.

Смертный приговор, произнесенный над Сократом, мог быть приведен в исполнение только через тридцать дней, потому что корабль, ежегодно отправляемый в Делос с жертвенными дарами, незадолго перед тем отплыл и не скоро должен был вернуться. Между тем, по древнему закону, никакая казнь не могла совершиться в то время, как корабль находился в пути. Эти последние дни своей биографии Сократ провел, как всегда, со своими учениками, ежедневно приходившими к нему в темницу. Спокойствие и твердость не покидали его и тут; он остался до последней минуты верен своим правилам и убеждениям. За несколько дней до казни, один из учеников философа предложил ему бежать, но Сократ не хотел воспользоваться представлявшимся случаем, потому что думал и учил, что ничто не дает людям права не повиноваться законам государства.

Смерть Сократа. Художник Ж. Б. Реньо, 1785

По поводу последней беседы Сократа с его учениками, Платон развивает в особом сочинении учение Сократа о бессмертии души и при этом превращает смерть своего учителя в трогательную драму.

Сократ (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же). Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Представители греческой ветви патристики проводили параллели между Сократом и Христом.

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший имущество отца. Родившись 6-го фаргелиона в нечистый день афинского календаря, Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом здравия афинского государства без содержания, и в архаическое время мог быть принесен в жертву по приговору народного собрания в случае наличия общественных проблем.

В молодости учился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая, умел читать и писать, однако, никаких сочинений после себя не оставил. Был женат вторым браком на женщине по имени Ксантиппа и имел от неё нескольких сыновей, младшему из которых на момент смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости как афинский ополченец-гоплит. Вел образ жизни афинского парасита и нищего мудреца и никогда не покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и бессеребренник, отказывавшийся от дорогих подарков и всегда ходивший в старой одежде и босиком. Был высмеян как софист и платный учитель красноречия в комедии «Облака» (около 423 г. до н. э.), на представлении которой встал, предлагая собравшимся сравнить себя с актером.

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе. Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе, сына своих друзей Перикла и Аспазии. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди.

Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы», где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» . Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.


Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы:

Никто не желает зла.
Никто не делает зла по своей воле.
Добродетель - это знание.

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» .

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии» . Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа . При этом оппонент, познавая себя, часто сам вынужден был признать, что смешон.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество».

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους). «Апология» (др.-греч. ἀπολογία) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона и Ксенофонта «Защита Сократа на суде» содержится защитительная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

В афинском судопроизводстве процессы разделялись на «ценимые» и «неценимые». «Неценимыми» были те, в которых наказание было предусмотрено действующими законами, а «ценимыми» - те, в которых наказание назначал суд. В таком случае после первой подачи голосов, когда решался вопрос, виновен ли подсудимый, следовало второе голосование (если вердикт был обвинительный) относительно меры наказания или штрафа. Наказание предлагал как обвинитель, так и подсудимый, причём последнему было невыгодно назначать себе слишком малое наказание, потому что тогда судьи могли склониться на сторону наказания, предложенного обвинителем. Пример этого мы имеем в процессе Сократа: "Когда ему предложили назначить штраф, он ни сам не назначил его, ни друзьям не позволил, а, напротив, даже говорил, что назначать себе штраф - это значит признать себя виновным. Потом, когда друзья хотели его похитить из тюрьмы, он не согласился и, кажется даже посмеялся над ними, спросив, знают ли они такое место за пределами Аттики, куда не было бы доступа смерти" .

Согласно Платоновой «Апологии», он гордо говорит, что заслуживает не наказания, а высшей чести древних Афин - обеда в пританее за государственный счёт.

По мнению профессора Кембриджского университета Пола Картледжа, Сократ был виновен в богохульстве и развращении юношества и приговорен к смертной казни на законных основаниях. Согласно выводу учёного, приговор не явился чем-то необычным, его нельзя считать исключительным случаем для Древней Греции: с точки зрения суда действия Сократа были противозаконными и ставили целью расшатывание нравственных устоев того времени; версию о том, что Сократ стал жертвой клеветы и навета, кембриджские историки считают недостоверной.

Интересно, что в 2012 году в Афинах был обставлен современный суд с участием видных юристов из разных стран и зрителей, в ходе которого мнения профессиональных юристов, выступивших в качестве судей разделились поровну, а зрители большинством голосов высказались в пользу невиновности Сократа и в результате философ был оправдан.

Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд.

Сократ знаменит в т.ч. тем, как принял свою смерть. Перед смертью Сократ попросил принести в жертву Асклепию петуха (обычно данный обряд совершался как благодарность за выздоровление), символизируя этим свою смерть как выздоровление, освобождение от земных оков. По мнению Сократа, этому освобождению душа философа не противится, поэтому тот спокоен пред ликом смерти. И обстоятельства казни, и сам её процесс были подробно описаны Платоном в его диалоге «Федон», целиком посвящённом последнему дню Сократа. Особенно примечательно, что в течение долгих лет благодаря Ксенофонту бытовало мнение о том, что Сократ был отравлен цикутой. Однако клиническая картина смерти не соответствует классической картине отравления цикутой. Вот как сам Платон описывает смерть Сократа: "Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя - ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет.<..>Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза" .

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон.

Ученики Сократа:

Алкивиад (политик, на 20 лет моложе Сократа)
(философ, основатель кинизма, на 25 лет моложе Сократа)
Ксенофонт (политик и историк, на 25 лет моложе Сократа)
Платон (философ, основатель Академии, на 30 лет моложе Сократа)
Критон
Эсхин из Сфетта
(философ, основатель киренской школы)
Федон из Элиды
Евклид из Мегары (основатель Мегарской школы).

Учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность - поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика , диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл . Был женат на женщине по имени Ксантиппа .

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам (слугами были рабы), родным, друзьям, Отечеству, согражданам» (Ксенофонт , «Воспоминания о Сократе»).

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне - сражался под Потидеей , при Делии , при Амфиполе .

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада , воспитанника его друга Перикла , спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, по мнению обвинителей, при этом публично развратив юношей, объявляя «благословенную богами» мужскую любовь «свинством».

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры, Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада (если бы Алкивиад погиб, он не смог бы вредить Афинам), в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты , однако, судя по симптомам, это мог быть болиголов).

Источники

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе , Защита Сократа на суде , Пир , Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля . Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака », Лягушки , Птицы , где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида , и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно - бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты - лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Философские взгляды Сократа

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы - раньше его - делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу - доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», - писал Аристотель («Метафизика» , XIII, 4).

Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в учении Пифагора , софистов и др.), была более отчетливо обозначена именно Сократом: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм) .

Сократовы парадоксы

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы :

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель - это знание.

Сократический метод

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии ». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Суд над Сократом

Судебный процесс над Сократом описан в двух произведениях Ксенофонта и Платона со сходным названием Апология Сократа (греч. Ἀπολογία Σωκράτους ). «Апология » (др.-греч. ἀπολογία ) соответствует словам «Защита», «Защитительная речь». В произведениях Платона (см. Апология (Платон)) и Ксенофонта «Защита Сократа на суде » содержится защитная речь Сократа на суде и описываются обстоятельства суда над ним.

На суде Сократ вместо принятого в то время обращения к милосердию судей, которое он объявляет унижающим достоинство и подсудимого, и суда, говорит о словах дельфийской пифии Херефонту о том, «что нет человека более независимого, справедливого и разумного, чем Сократ». Действительно, когда он с одной большой дубинкой разогнал спартанскую фалангу, собиравшуюся забросать копьями раненого Алкивиада, ни один вражеский воин не захотел сомнительной славы убийства или хотя бы ранения пожилого мудреца, а сограждане его собираются приговорить к смерти. Сократ также отвергает обвинения в богохульстве и развращении молодёжи.

Картина же отравления цикутой куда как более неприглядна, возможны припадки, напоминающие эпилептические, пена изо рта, тошнота, рвота, паралич. Сам Платон никогда не упоминает в своём труде, чем именно отравили Сократа, лишь называя это общим словом «яд». В недавнее время была предпринята попытка установить яд, от которого погиб Сократ, в результате автор пришёл к выводу, что был использован болиголов пятнистый (лат. Conium maculatum ), картина отравления которым более подходит к тому, что описал Платон. Современная правовая оценка решения судей противоречива .

Теории о личности Сократа

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи . Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим . В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны , Афины опустошила эпидемия ; как считал Фаворин , философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

См. также

Примечания

Литература

Книги

  • Ксенофонт . Сократические сочинения: [перевод с древнегреческого] / Ксенофонт; [вступ. ст. и примеч. С. Соболевского]. - М.: Мир книги: Литература, 2007. - 367 с. - (Великие мыслители). ISBN 978-5-486-00994-5
  • Жебелев С. А. Сократ. - Берлин, 1923.
    • Жебелев С. А. Сократ: биографический очерк / С. А. Жебелев. - Изд. 2-е. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2009. - 192 с. - (Из наследия мировой философской мысли: великие философы). ISBN 978-5-397-00767-2
  • Кессиди Ф. Х. Сократ / Ф. Х. Кессиди. - 4. изд., испр. и доп. - СПб.: Алетейя, 2001. - 345 с. - (Серия Античная библиотека. Исследования). ISBN 5-89329-445-9
  • Нерсесянц В. С. Сократ / В. С. Нерсесянц. - М.: Изд. группа «ИНФРА-М»: Норма, 1996. - 305, с. ISBN 5-86225-197-9 (первое издание - М.: Наука, 1984 )
  • Фанкин Ю. Осуждение Сократа. - М., 1986. - 205 с.
  • Эберт Теодор. Сократ как пифагореец и анамнезис в диалоге Платона «Федон» / Теодор Эберт; [пер. с нем. А. А. Россиуса]. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 158, с. ISBN 5-288-03667-5
  • Фомичев Н. Во имя истины и добродетели: Сократ. Повесть-легенда. [Для детей] / Николай Фомичев; [Худож. Н. Белякова]. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 191 с.
  • Томан, Й., Томанова М. Сократ / Йозеф Томан, Мирослава Томанова; - М.: Радуга, 1983.

Статьи

  • Зарубежное философское антиковедение: Критич. анализ / [Кулиев Г. Г., Курбанов Р. О., Драч Г. В. и др.]; Отв. ред. Д. В. Джохадзе; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1990. - 236, с. ISBN 5-02-008066-7
    • Антипенко З. Г. Проблема Сократа у Ницше // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.156 - 163.
    • Вдовина И. С. Сократовское учение о человеке в интерпретации французского персонализма // Зарубежное философское антиковедение … - М., 1990. - С.163-179.
  • Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида // Культура и искусство античного мира. - М., 1980.
  • Васильев В. А. Сократ о благе и добродетели // Социально-гуманитарные знания. - М., 2004. - № 1. - С. 276-290.
  • Водолазов Г. Г. Наш современник Сократ // Общественные науки и современность. - М., 2005. - № 5. - С.109-117; № 6. - С.128-134.
  • Габдуллин Б. Несколько слов о критике Абаем этических идей Сократа // Философские науки. - 1960. - № 2.
  • Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. Материалы IX Платоновской конференции 23-24 июня 2001 г. и историко-философского семинара 14 мая 2001 г., посвященного 2400-летней годовщине со дня казни Сократа. - СПб., 2001.
    • Дёмин Р. Н. Сократ о диалектике и учение о разделении по родам в древнем Китае //Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001. - С. 265-270.
    • Косых М. П. Тот человек - Сократ // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
    • Лебедев С. П. Место учения о логическом определении в философии Сократа // Универсум платоновской мысли: неоплатонизм и христианство. … - СПб., 2001.
  • Рожанский И. Д. Загадка Сократа // Прометей. - 1972. - Т.9.
  • Оселедчик М. Б. Диалоги Сократа глазами логика // Логико-философские исследования. - М., 1991. - Вып.2. - С.146 - 156.
  • Топоров В. Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени»] // Славянское и балканское языкознание: Человек в пространстве Балкан. Поведен. сценарии и культур. роли: [Сб. ст.] / Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения; [Отв. ред. И. А. Седакова, Т. В. Цивьян]. - М.: Индрик, 2003. - 468 с. - C. 7-18. ISBN 5-85759-239-9
  • Флоренский П. А. Личность Сократа и лицо Сократа // Вопросы философии.- М., 2003. - № 8. - С.123-131.
  • Фохт Б. А. Педагогические идеи Сократа // Дидакт. - М. 1998. - № 1 (22). - С. 60-64.
  • Черняховская О. М. Политические взгляды Сократа у Ксенофонта // Историко-философский ежегодник 2007. - М., 2008. - С.5-30.
  • Steinkraus Warren E. Socrates, Confucius, and the rectification of names. Philosophy East and West 30 (2). 1980. - P. 261-264.
  • Yu, Jiyuan The Beginnings of Ethics: Confucius and Socrates // Asian Philosophy 15 (July 2005): 173-89.

Ссылки

Имя Сократа, древнегреческого философа, одного из великих ученых-родоначальников диалектики, известно каждому человеку, ныне живущему на свете. По мнению многих исследователей, его можно считать первым философом планеты в собственном смысле слова.
Жизнь и деятельность Сократа открыли новые горизонты античной науки, повернули философскую мысль в сторону человека, осознанию его роли в жизни природы и общества.

Жизнь Сократа

Родился будущий гений философской мысли в Афинах, в семье каменотеса-скульптора Софриниска и повитухи Фенареты. Точная дата рождения неизвестна, около 469 г. до н. э.

Согласно его утверждениям, без участия философов вполне можно обойтись, управляя любым государством, но при условии, что у власти будут стоять благородные люди. Но, как показала собственная жизнь Сократа, ему самому пришлось довольно активно участвовать в политической и общественной жизни страны.

Сократ принимал участие в Пелопоннесской войне, сохранились сведения о сражениях при Делии и Амфиполе, а также под Потидеей, где отметился и он. Большую часть жизни философ провел в беседах, у него перебывали многие знатные афиняне и приезжие софисты, для которых важными были темы добра и зла, добродетели и порока.

Есть сведения о выступлениях Сократа в роли адвоката афинских стратегов, осужденных на смерть несправедливым судом демоса. Ему приходилось защищать не только чужих, незнакомых политиков и военачальников, но и близких, например, сына Аспазии и Перикла, которые были его друзьями.
Сложные отношения установились между Сократом и известным афинским полководцем Алкивиадом, впоследствии захватившим власть и установившим жестокую диктатуру. В свое время Сократ был наставником этого великого политического деятеля.

В одном из боев Алкивиаду удалось сохранить свою жизнь только благодаря философу. Афинский полководец был ранен, и его жизнь висела на волоске, когда фаланга спартанцев уже готова была пустить в ход копья. Сократ, вооруженный громадной дубиной, один сумел разогнать врагов, не оставив военачальника в беде.

Но в то же время после установления диктатуры Алкивиада в стране, Сократ не раз выступал с речами, осуждающими тиранию. Не только словами, но и действиям, вернее, бездействием, так называемым саботажем, выказывал он свое непринятие такого способа управления государством.
Власть диктатора под нажимом масс пала, а преданное войско тут же оставило Алкивиада, обрекая на верную смерть. И вновь Сократ спасает ученика, при этом, отлично понимая, что смерть диктатора не позволила бы ему в дальнейшем вредить родным Афинам.

Судебный процесс над Сократом

Год смерти Сократа точно известен ученым – 399 г. до н. э., когда он был осужден афинским судом и приговорен к смерти. Известие о страшном приговоре философ принял достойно. Поскольку он был свободным афинским гражданином, то выбрал свой способ ухода в другой мир – принял яд.
Подробности этого громкого дела известны из произведений Платона «Апология Сократа» и Ксенофонта «Защита Сократа в суде». Каждый из них зафиксировал речь философа, с которой он выступил в защиту себя и своих действий. Кроме этого, в каждом из произведений детально описываются обстоятельства судебного процесса.

Так, в частности, отмечается, что он не взывал к милосердию судей, считая такой способ защиты унижающим его человеческое достоинство и достоинство судей. Сократ отверг предъявленные ему обвинения в том, что он развращающее действует на молодежь и богохульствует.
У великого философа было несколько возможностей избежать смертной казни, однако, он отказался воспользоваться и не принял предложений о помощи. Во-первых, Сократу предложили назначить самому себе штраф, чтобы избежать более сурового наказания. Но он посчитал, что назначение штрафа – это признание вины, которой не чувствовал, и отказался.

Во-вторых, он не согласился с предложением друзей похитить его из тюрьмы, где он содержался, по его словам, и за пределами Аттики нет такого места, куда бы смерть ни смогла добраться.

Конец биографии Сократа: смерть

Славу Сократу принесла не только его жизнь, активная позиция и философия, но и его уход в мир иной, подробно описанный Платоном. Последний ритуал, который Сократ провел на земле, принесение в жертву Асклепию, богу врачевания, петуха.
Как известно, такие обряды совершались благодарными выздоравливающими людьми. Сократ приносил жертву богу и людям, за то, что позволили ему покинуть этот свет, излечить душу, избавившись от земных оков.

Современных исследователей продолжает мучить вопрос о том, какой именно яд принял Сократ. Ведется тщательное изучение всех свидетельских показаний и воспоминаний философов, в частности, упоминавшихся симптомов отравления.

По мнению Ксенофонта, это была цикута, однако, ученые опровергают эту версию, так симптомы, сопровождавшие уход Сократа, совершенно иные. Платон просто указывает на применение философом яда, но подробно описывает последние часы и минуты его жизни. Картина отравления, описанная Платоном, свидетельствует, что, возможно, это был болиголов.

Основные постулаты сократовской философии

Сократ одним из первых в Древней Греции стал использовать диалектику. Его попытки отыскать истину привели к появлению так называемого сократического метода, когда решение рождалось из множества наводящих вопросов. При этом он ничего не записывал, все известные факты и сведения о нем, его мировоззрении дошли в записях Платона и Ксенофонта.

Именно из работ, записей, воспоминаний древнегреческих философов известно о роли, которую отыграл Сократ в становлении, развитии и выборе дальнейшего пути развития философской науки. И если ранние представители этой науки были поклонниками натурфилософии, то послесократовский период характеризуется повышенным вниманием к этическим проблемам, политическим, экономическим, культурным темам.

Для множества его последователей он воплощение мудреца, идеального философа, который считал самым существенным для человека самопознание, а мудрость - главной добродетелью.