Московские слова, словечки и крылатые выражения Муравьев Владимир Брониславович

Семь пятниц на неделе

Семь пятниц на неделе

Это выражение переносит нас из древней приказной Москвы, Москвы дьяков и подьячих, в Москву департаментов, секретарей, столоначальников, то есть в XIX век.

С. В. Максимов в книге «Крылатые слова», вышедшей впервые в 1890 году, уже дал то толкование поговорке про семь пятниц на неделе, которое бытует и сейчас. «Роковое мистическое число семь, примененное к одному из дней недели, - пишет С. В. Максимов, - обращается в справедливый упрек тем общественным деятелям, на которых ни в каком случае нельзя полагаться и им доверять. Это люди, давая обещания твердые и надежные, по-видимому, не исполняют их… виляют и обманывают, отлагая со дня на день на все семь дней недели».

Правда, затем он, отклоняясь от прямого истолкования происхождения этого выражения, переходит к рассказу о том, что на Руси с языческих времен пятница считалась праздничным днем.

Один из рецензентов поправил Максимова: «…Потому семь пятниц на неделе, что некогда в Москве на Красной площади вдоль Кремлевской стены стояло пятнадцать церквей и между ними большинство Пятницких», то есть во имя Параскевы Пятницы. Максимов возражал: «…Как могло уместиться столько зданий, хотя бы и малого размера, на таком сравнительно небольшом пространстве?»

Полемика увела от сути дела, и поскольку Максимов, в общем, ясного и определенного толкования выражения не дал, то версия про церкви на Красной площади получила широкое распространение.

Новейший толковый словарь (Шанский Н. М. и др. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., «Русский язык», 1987) дает выражению «Семь пятниц на неделе» такое толкование: «О том, кто часто меняет свои решения, мнения. Собств. русск. Примерно с XVIII в. В пятницу, которая была свободным от работы днем, в базарный день, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые), заключались они обычно в присутствии свидетелей, нанимаемых за определенную плату. Если нужно было расторгнуть договор, зарегистрировать его выполнение и т. п., то это делалось опять-таки в пятницу, в присутствии тех же свидетелей. Свидетели, желая получить выгоду, часто торопили события, не дожидаясь пятницы». На наш взгляд, объяснение неубедительное, поскольку свидетели никогда не влияли да и не могли влиять на сделки, тем более свидетели, «нанимаемые за определенную плату».

Однако имеется возможность восстановить биографию выражения «Семь пятниц на неделе». Именно биографию, потому что оно не пребывало неизменным с момента своего возникновения, а изменяло свое значение с течением времени.

Пятница - особо важный день в христианской религии: в пятницу был казнен Христос. В дальнейшем в народных воззрениях на пятницу соединились самые различные языческие, бытовые и социальные обычаи, суеверия и предрассудки, выразившиеся в запрете работать в этот день. А раз можно не работать, значит, пятница - праздник, что и отразилось в пословице, помещенной в «Толковом словаре» В. И. Даля: «Семь пятниц (семь праздников) на неделе».

Главное влияние на запрещение работать в пятницу («Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться», «Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает». В. И. Даль) во времена крепостного права имели не религиозные праздники, приходившиеся на пятницу, а социальные условия. Царскими указами помещикам запрещалось занимать крепостных крестьян барскими работами только в субботу и воскресенье. Поэтому только в эти дни мужик мог работать на себя.

Помните, у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»:

«- Бог в помощь, - сказал я, подошед к пахарю, который, не останавливаясь, доканчивал зачатую борозду. - Бог в помощь, - повторил я.

Спасибо, барин, - говорил мне пахарь, отряхая сошник и перенося соху на новую борозду.

Ты, конечно, раскольник, что пашешь по воскресеньям?

Нет, барин, я прямым крестом крещусь, - сказал он.

Разве тебе во всю неделю нет времени работать, что ты и воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар?

В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину…

Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Не одни праздники, и ночь наша».

И вот поскольку из своих дней мужику для отдыха было выкроить нечего, то оставался единственный выход: посягнуть на барщинные. Вот откуда родилась и укрепилась поговорка про пятничные праздники.

А та поговорка, про которую говорит Максимов и которая заключает в себе совсем иной смысл, гораздо моложе и обязана своим происхождением другим причинам и другой среде. Она, можно сказать, однофамилица праздничной.

Все современники свидетельствуют, что московские бюрократические учреждения XIX века в отличие от петербургских сохраняли патриархальные черты: в них главенствовали не законы и правила, а воля начальства и обычай. Московские чиновники в пятницу работали рассеянно, занятые мыслями не о делах, а о предстоящих днях отдыха. Пятница из всех присутственных, то есть рабочих, дней недели была их любимым днем.

Отец драматурга А. Н. Островского, чиновник, писал в 1822 году своему приятелю: «У нас весь год состоит из пятниц; для них все хлопоты и занятия; и они ж так скоро бежат, одна за другой».

И в творчестве самого Островского имеется упоминание о пятнице в том же смысле. В «Очерках Замоскворечья» читаем: «А у меня вечеринка была; то есть не то чтобы бал какой, а так, по случаю пятницы: завтра, дескать, суббота - день неприсутственный; так можно и… таво… то есть ничтоже сумняшеся». И к этой фразе Островский еще дает авторское примечание: «Пятница очень уважается у чиновников по вышеописанной причине».

Можно представить, каково было отношение чиновников к просителям в пятницу и какова цена обещаниям, данным только для того, чтобы отделаться от докучливого посетителя. Эти обещания забывались тотчас же, и при новом обращении просителя решение чиновника, естественно, не имело ничего общего с прежним. Просители прекрасно знали это, свидетельством чего и является поговорка.

В 1826 году П. А. Вяземский написал стихотворение «Семь пятниц на неделе», о котором А. С. Пушкин тогда же в письме к автору писал: «„Семь пятниц“ - лучший твой водевиль».

В этом стихотворении Вяземский отмечал и поверье, что пятница - несчастливый день: «„День черный - пятница!“ - кричит нам суевер», и заключающийся в этом выражении смысл:

«Женюсь! Нет, путь женатых скользк.

Подам в отставку! Нет, ни слова!

В Париж поеду! Нет, в Тобольск!

Прочту Сенеку! Нет, Графова!» -

Так завсегда по колесу

Вертятся мысли в пустомеле,

Вот что зовется - на часу

Иметь семь пятниц на неделе.

О неверности «пятничных» обещаний, знаменитых «завтраков» - главного приема в отношениях с посетителями и нашей современной бюрократии - Вяземский также пишет в стихотворении:

У должников и знатных бар

Дню ныне - завтра не наместник:

День завтра часто очень стар,

И не упомнишь, чей ровесник;

Он день отменный, и сравню

Его я с первым днем в апреле:

Кто верит завтрашнему дню,

Тот знай семь пятниц на неделе.

Можно приблизительно определить время, когда поговорка «Семь пятниц на неделе» обрела современный смысл. В. И. Даль знает только прежнее - праздничное - значение поговорки, а С. В. Максимов - только новое, значит, это произошло около 1860–1870-х годов.

В современном нашем понимании, по сравнению с максимовскими временами, поговорка получила более расширительное значение, как и полагается «крылатому слову». Ныне о каждом человеке, не исполняющем своих обещаний, меняющем свои решения, говорят, что у него «семь пятниц на неделе».

Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

Семь мудрецов На стенах дельфийского храма было написано семь коротких изречений - уроков жизненной мудрости. Они гласили: «Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера - важнее всего»; «Всему свое время»; «Главное в жизни - конец»; «В многолюдстве нет добра»;

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Семь врат Вот как дальше описывает храм кафиров Робертсон. Передний фасад этого храма имел семь ворот. Каждые из этих ворот были снабжены небольшой калиткой. Однако все семь врат открывались крайне редко. Очевидно, это происходило по большим праздникам или в случае войны,

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

1. Семь пар нечистых Поскольку эта глава, в общем, не только об «идейных» чужеземцах, оказавшихся участниками Гражданской, а обо всех иностранцах, вовлеченных в войну, то начать следует с народа совершенно безыдейного.С наемников. Об этом как-то подзабылось, но

Из книги Почти серьезно автора Никулин Юрий Владимирович

СЕМЬ ДОЛГИХ ЛЕТ Многие люда пережили трагедию, но не о каждом писал ее Софокл. Станислав Ежи Лец Почти семь лет я не снимал с себя гимнастерку, сапоги и солдатскую шинель. И об этих годах собираюсь рассказать. О моей действительной службе в армии, о двух войнах, которые

Из книги Самодержец пустыни [Издание 2010 г.] автора Юзефович Леонид

Семь голосов 1Спустя полтора десятка лет после того, как Унгерн был расстрелян, в китайском Калгане во Внутренней Монголии одиноким стариком в нищете доживал век Дмитрий Петрович Першин, уроженец Даурии, известный в прошлом журналист, публиковавшийся под псевдонимом

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Московские высотки. «Семь сестёр», «семь сталинских высоток» Их семь – высотных зданий, построенных в Москве в конце 40-начале 50–х годов ХХ века. Их называют в народе «семь сестёр», или «сталинские высотки».Некоторые специалисты считают, что архитектурным прообразом Базлов Григорий Николаевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Семь божеств и семь творений Именно идея о «семи божествах» и стала главным новшеством учения Зороастра, хотя их основой были старые представления о происхождении мира. Сначала, как полагал Зороастр, Ахура-Мазда сотворил при помощи Святого Духа (Спэнта-Маинйу) шесть

Из книги Приживется ли демократия в России автора Ясин Евгений Григорьевич

Семь свойств Каков наш национальный характер? Т. Заславская выделяет следующие основные его черты:1) сакральное восприятие власти и государства. Установка на сильное государство, способное поддерживать общественный порядок даже суровыми методами: «с нами иначе

Из книги Легенды и мифы России автора Максимов Сергей Васильевич

XLI. ДВЕНАДЦАТЬ ПЯТНИЦ Среди захолустных обывателей и доныне пользуется большой популярностью так называемая рукописная духовная литература. Правда, духовенство всеми мерами старается изъять из обращения эти остатки старины, но благочестиво настроенные мещанки,

Из книги Приватизация по Чубайсу. Ваучерная афера. Расстрел парламента автора Полозков Сергей Алексеевич

Семь претендентов Я не оговорился, именно кандидатом в кандидаты, так как по закону о выборах депутатов СССР выдвижение от коллектива еще не означало, что моя фамилия автоматом попадает в бюллетени для голосования. Необходимо было еще пройти через сито окружного

У кого семь пятниц на неделе? У болтунов и несерьезных людей, с которыми лучше никаких серьезных дел не иметь.

Откуда растут корни у этой пословицы?

Лингвисты обнаружили эти корни в глубине веков. В стародавние времена русичи были язычниками « » они верой и правдой служили всем богам, старались никого не обидеть и не нарушить ни одного Незыблемого Закона, ими установленного.

Самой почитаемой в русском пантеоне была богиня Мокошь. В разных местах ее именовали и Макошь, и Макоша, и Могущ, и даже Велесыня. Могучей была Мокошь, она держала в своих красивых ручках жизни богов и людей, зверей и птиц, тварей подземных и насекомых. Основное занятие Мокоши – создание полотна мира из нитей-жизней. Любое ее неловкое движение могло изменить картину Жизни, убрав из нее того, чья нить оборвалась.

День Мокоши

Днем Мокоши считалась пятница. Русичи помнили, что богиня плодородия в этот день категорически запрещала работать. Разрешалось только еду готовить, да и то не самую сложную: кашу в печи запарить или тюрю развести. Искупаться в пятницу – значит впустить в себя себе хвори разные. Потом от немощи не избавишься, а если сильно своим непослушанием Мокошь рассердишь, то на земле долго не заживешься. Начать в пятницу новое дело – значит заранее обречь его на провал. Даже рукодельничать, особенно прясть, вязать и вышивать было нельзя.

Как Мокошь стала Параскевой Пятницей?

Случилось это во времена крещения Руси. Русская богиня, так решили церковники, должна была исчезнуть без следа. Но не тут-то было, народ не желал прощаться с любимой Мокошью и от привычной пятницы с базарным днем тоже. Тогда умные священники нашли Мокоши замену. Ею оказалась святая Параскева, жившая аж в III веке в далекой Иконии. Имя Пятница ей дали родители, почитавшие день страданий Господних. Язычники потребовали от юной христианки отказаться от веры, но девушка была тверда. Ее долго истязали, потом обезглавили. Достойная святая, что и говорить.

Церковники сделали очень мудрый ход: имя Мокошь со временем в веках затерялось, а пятница, как выходной день осталась.

А что люди делают в свой свободный день?

Правильно, идут на базар. Там можно отдохнуть от трудов праведных, на людей посмотреть и себя показать. Перекусить, развлечься - поглазеть на выступление скоморохов или послушать забавные частушки. А еще что-нибудь полезное купить, что-то ненужное продать, приглядеть товар, договориться о его поставке и продаже.

Как быть, если денег с собой нет?

Ну, это вовсе не беда. Определившись с товаром и объемом, продавец и покупатель договаривались о встрече через неделю, то есть в следующую пятницу. Били по рукам в знак договоренности.

А вот в следующую пятницу, иной раз встреча срывалась. Господа Обещалкины (читаем статью «Обещанного три года ждут, что это значит?») срывали сделку: то товара у них не оказывалось, то денег не хватало за него расплатиться. Конечно, можно было торговую операцию отложить, добавив к сроку еще одну пятницу, а потом еще одну и еще.

И так продолжалось до тех пор, пока не становилось понятно, что человечек-то попался ненадежный, что из пятниц у него вся неделя состоит.

Уточним еще раз, о ком говорят, что у него семь пятниц на неделе.

Во-первых, во-вторых, и в-третьих, это болтуны, трепачи и балаболки. Что они умеют? Наговорить с три короба, а как до дела дойдет, ищи их, как ветер в поле. Языками так метут, что их сноровке самый проворный дворник позавидует. И то они могут, и вот это им по силам, а вон то вообще пустячок.

Словом, ко всем ненадежным людям обычно обращены слова «семь пятниц на неделе».

Как определить человека, который не держит своего слова, т.е. все время меняет решение? Думать можно долго, но в некоторых ситуациях лучше всего подойдет одно выражение, которому посвящена наша статья. Сегодня тема: «Значение фразеологизма «семь пятниц на неделе». Рассмотрим также происхождение, примеры и синонимы.

Происхождение

В данном случае, не погружаясь в историю, нельзя понять смысла речевого оборота. Когда-то, давным-давно, пятница была выходным днем. Люди, свободные от трудовых обязательств, отправлялись на базар, чтобы заказать какой-либо товар, либо наоборот - отдать за уже приобретенную вещь деньги. Другого времени просто не было. Соответственно, про тех, кто не выполнял своих коммерческих обязательств (либо не отдавал деньги в пятницу, либо не привозил товар, о котором уже условились), говорили: «Да у него семь пятниц на неделе». Значение фразеологизма («семь пятниц на неделе» имеется в виду) подразумевает, что на человека, определяемого таким образом, нельзя положиться, что он ненадежный, и дел с ним лучше не иметь.

Потом, естественно, с течением времени пятницы стали рабочими, базарные дни забылись, а выражение и его смысл остались в усеченном виде. Сегодня так говорят о человеке, который быстро и легко меняет свои мнения, решения и, может быть, вкусы.

Пример. Студент, преподаватель и ученический долг

Всем известна ситуация - студенту нужно что-то сдавать. Другими словами, у него есть «хвост» - невыполненный в сессию норматив. И представим, что преподаватель очень хочет этого студента видеть у себя на кафедре сдающим экзамен (или зачет). Назовем наших героев Сергей и Петр Петрович. И вот в очередной раз, когда учитель спешит на пары, он встречает своего любимого «хвостатого» студента и спрашивает у него:

Сереж, ну когда же ты почтишь меня своим присутствием и сдашь мне наконец свой долг?

Петр Петрович, никак не могу! Может быть, в пятницу?

Ты мне это уже говоришь третью неделю. Тебя когда не спроси, ты все время говоришь: «В пятницу!». Тебе известно значение фразеологизма «семь пятниц на неделе»?

Нет, Петр Петрович, я же физик, а не лирик, - улыбаясь, отвечает Сергей.

Значит так, если ты не явишься ко мне в эту пятницу, то сдать сможешь только через полгода! И кроме прочего, подготовь, пожалуйста, рассказ о смысле обозначенного мной выражения. Ты, кстати, со своей обязательностью в качестве иллюстрации к нему прекрасно подходишь.

Пожелаем бедному студенту удачи, надеемся, что он с легкостью подготовит ответ на вопрос - значение фразеологизма «семь пятниц на неделе». Обидно было бы из-за такой мелочи провалить зачет (или экзамен).

«Не надо меня завтраками кормить!» Фразеологический синоним

Если говорить о фразеологической замене рассматриваемого выражения, то обозначенное в заглавии формула идеально подходит. И ситуации употребления могут не сильно различаться.

Например, человек приходит в музыкальный магазин в поисках определенной пластинки и спрашивает у продавца:

У вас есть «Белый альбом» the Beatles?

Приходите завтра, может быть, появится.

И так продолжается неделю. И хорошо, если человек близко живет, он по пути домой зашел, спросил и забыл о неудаче. А представьте, если он едет через весь город, а ему: «Приходите завтра». Надолго ли его хватит? Думаем, не слишком. И когда-то в один из таких визитов он отчаянно закричит, ошарашив продавца: «Сколько же можно меня завтраками кормить, а? Когда ни спросишь, все у вас «завтра» да «завтра!».

А мог бы ведь весело и спокойно сказать: «Н-да, я вижу, что у вас тут поговорка «семь пятниц на неделе» в большом почете. Когда не спросишь про винил, ну никогда нет!»

Смысл и значение современного выражения и оборота, доставшегося нам от предков, совпадают.

А еще есть песня достаточно известная: «Сердце красавицы склонно к измене и перемене, как ветер в мае». Так вот, строчка выражает примерно тот же самое значение, что и поговорка. При этом не надо думать, что девушку в этих строчках обвиняют в неверности. В данном случае лишь констатируется тот факт, что молодые женщины не имеют четных жизненных ориентиров и убеждений. Правда, девушки, как и парни, бывают разными.

Другие синонимичные слова

Здесь буквально списком:

  • ненадежный;
  • переменчивый;
  • неблагонадежный;
  • необязательный.

Думаем, читатель без труда встроит эти прилагательные (или их замену) в любую подходящую фразу. И последняя вполне может послужить аналогом выражения «семь пятниц на неделе». Синоним обозначенного речевого оборота должен выражать человеческую противоречивость по какому-либо вопросу или в целом. Наверное, это уже ясно.

Возможные примеры мы оставляем на откуп читателю и его воображению.

Семь пятниц на неделе Разг. Неодобр. Неизм. О человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. п. У кого? у человека, у брата, у нее… семь пятниц на неделе.

Смирдин меня в беду поверг; у торгаша сего семь пятниц на неделе. (А. Пушкин.)

Ведь у него всегда было семь пятниц на неделе. (И. Бунин.)

Мария Ивановна получила письмо… от младшего сына Михаила… Конечно, радостно было… но что он действительно сделается инженером, не поверила. «У него семь пятниц на неделе, – сказала она, – и еще сюда не доедет, что-нибудь придумает новое». (М. Пришвин.)

(?) Примерно с XVIII в. в пятницу (в базарный день), которая была свободным от работы днем, устраивались всякие сделки (прежде всего торговые). На пятницу назначались и сроки исполнения торговых и долговых обязательств. Тот, кто в этот день не возвращал своего долга, прося подождать до другого дня и до следующей пятницы, считался человеком ненадежным, необязательным. У такого человека, в соответствии с шутливой гиперболой, каждый день становился пятницей, иначе говоря, у него семь пятниц на неделе.

Учебный фразеологический словарь. - М.: АСТ . Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "семь пятниц на неделе" в других словарях:

    семь пятниц на неделе - капризный, непостоянный, изменчивый, человек настроения Словарь русских синонимов. семь пятниц на неделе прил., кол во синонимов: 4 изменчивый (33) … Словарь синонимов

    Семь пятниц на неделе - Семь пятницъ на недѣлѣ. Ср. «Кто въ пятницу дѣло начинаетъ, у того оно будетъ пятиться!» Ср. Семь разъ на недѣлѣ попятиться, отступиться отъ своего слова, измѣнять свое мнѣніе. Снегиревъ. Русскія пословицы. Ср. У торгаша семь пятницъ на недѣлѣ. А … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ - [у кого] Очень часто и непредвиденно меняются планы, настроения и т. п. Имеется в виду, что лицо (Х) легко и часто в течение короткого промежутка времени безответственно и внешне беспричинно меняет свои намерения, решения или настроение.… … Фразеологический словарь русского языка

    семь пятниц на неделе - Ср. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться! Ср. Семь раз на неделе попятиться, отступиться от своего слова, изменять свое мнение. Снегирев. Русские пословицы. Ср. У торгаша семь пятниц на неделе. А.С. Пушкин (неизвестного года).… …

    Семь пятниц на неделе - у кого. Прост. Предосуд. Кто либо непостоянен в своих решениях, настроениях, часто и легко меняет свои мнения, суждения, оценки. У её матери семь пятниц на неделе: сегодня пожалеет, приласкает, а завтра булавки втыкать начнёт (А. Караваева. Огни) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Семь пятниц на неделе. - Семь пятниц (Семь праздников) на неделе. См. ТОЛК БЕСТОЛОЧЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Семь пятниц на неделе - у кого. Разг. Неодобр. О непостоянном, часто меняющем свои взгляды, намерения человеке. ДП, 462; ФСРЯ, 374; БМС 1998, 483; ФМ 2002, 376; Мокиенко 1986, 154, 162; ЗС 1996, 67; Мокиенко 1990, 108; Глухов 1988, 147; Жиг. 1969, 219 …

    семь пятниц на неделе - у кого О том, кто часто меняет свои решения … Словарь многих выражений

    Семь пятниц на неделе (ПЯТНИЦА). На одной неделе четверга четыре и деревенский месяц с неделей десять - у кого. Народн. Ирон. О бестолковом человеке. ДП, 462 … Большой словарь русских поговорок

    у бабы семь пятниц на неделе - Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает (народн.) о непостоянстве в решениях У бабы семь пятниц (праздников) на неделе. Ср. По пятницам бабы не прядут (потому что в этот день Спаситель претерпел оплевание, а на пряжу нельзя не плевать).… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

  • Семь пятниц на неделе: роман , Луганцева Т.И.. Груня Пичугина никогда не была за границей. И вдруг режиссер театра, где она работает художником-декоратором, буквально вынуждает ее лететь в Будапешт. ПрисутствиеАграфены в Венгрии оговорено…

Это слово образовано из двух слов: «пустой» и «мелет», между ними стоит соединительная гласная "е". Такие слова называют сложными. Значение такого слова складывается из смысла тех лексем, из которых оно образовано. В данном случае, "пустомеля" - это тот, кто "мелет пустое". Разберём это выражение более подробно.

"Мелет" - это разговорное слово с негативной окраской, которое уже само по себе обозначает, что человек говорит ерунду. То есть, он априори не может говорить что-то умное.

"Пустое" - это слово в данном выражении обозначает что-то нестоящее, не заслуживающее внимания, бессмыслицу.

Таким образом, слово "пустомеля" означает человека, который говорит всякий вздор, то, что не имеет никакого смысла и значения. Примеры употребления данных слов в современной речи:

  • Ты, как обычно, ерунду мелешь;
  • Ночью в лес было идти опасно, но он отмахнулся: ничего, пустое;
  • Он был такой пустомеля, что никто не принимал его слова всерьёз.

Семь пятниц на неделе - значение выражения

Для того, чтобы понять значение этого фразеологизма, необходимо выяснить его происхождение.

В Древней Руси пятница была выходным днём, поэтому первоначально это выражение означало "отдыхать семь дней в неделю". Оно применялось к лентяям, которые превращали будничные дни в выходные, праздничные "пятницы".

Так как в выходные у людей появлялось свободное время, чтобы сходить на базар, рынок или ярмарку, то вскоре пятница стала торговым днём. И продавцы, и покупатели в этот день заключали сделки, которые иной раз не выполнялись. Про людей, которые забывали о своих обещаниях, стали говорить: не доверяй ему, он может в любой момент изменить своё решение, у него семь пятниц на неделе.

Таким образом, в современном языке за этим выражением закрепилось негативное значение: его применяют к неблагонадёжным людям, которые часто меняют свои решения и на которых нельзя положиться. Например: когда он внезапно изменил своё решение, никто не удивился, так как все знали, что у него семь пятниц на неделе.

Согласно толковому словарю Д.Н. Ушакова пустомеля - это человек, любящий много говорить и болтать без смысла, молоть пустое, вздор.

Фразеологический словарь русского языка под ред. Е.А. Быстровой так трактует фразеологизм "семь пятниц на неделе" - это человек, который легко меняет свои решения, намерения. Фразеологизм относится к разговорному типу речи. Изначально фразеологизм появился приблизительно в XVIII веке, когда пятница считалась днем исполнения всех товарных и денежных обязательств, тот, кто не исполнял условия и просил подождать до следующей пятницы считался ненадежным, каждый день становился для него пятницей.