Для характеристики сущности формы правления нужно рассмотреть следующие аспекты:

Строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию и принципы взаимодействия);

Особенности взаимоотношений между верховными государственными органами и иными органами государства, а также населением;

Порядок и механизм образования государственных органов;

Степень и масштаб участия населения в формировании властных органов.

В литературе принято выделять две главные формы государственного правления : монархию и республику.

Монархия означает единовластие, единодержавие. Монархия представляет собой форму правления, при которой вся высшая власть пожизненно принадлежит только одному человеку - монарху (королю, царю, султану и т.д.). Он наследует её в качестве члена правящей династии. Монарх выступает единоличным главой государства. При этом он не обязан отчитываться перед населением за свои властные действия и поступки.

К типичным чертам монархии (монархической формы государственного управления) относят:

Наличие единоличного носителя высшей государственной власти;

Династический механизм наследование верховной власти;

Пожизненная принадлежность властных полномочий монарху;

Власть монарха не выступает производной от власти народа, она даруется монарху высшими силами и поэтому не подлежит сомнению;

Формальное отсутствие юридической ответственности монарха за собственные действия как руководителя государства.

Наиболее важным фактором, определяющим сущность и форму правления, является тип общества . Монархия сформировалась при рабовладельческом обществе. В условиях феодализма она приобрела свойство основной формы государственного правления. При государствах буржуазного типа были сохранены только формальные черты монархического управления.

В зависимости от полноты власти монарха выделяют следующие виды монархии : абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

При абсолютной монархии король по закону наделен всей полнотой верховной государственной власти, т.е. законодательной, исполнительной и судебной. В таких государствах отсутствует парламент как законодательный орган, который избирает население. Также отсутствуют конституционные акты, которыми как-либо ограничивается монарх. Для абсолютной монархии характерен авторитарный режим правления.

Конституционная монархия - это форма правления, при которой наличие и деятельность представительного властного органа ограничивает полномочия монарха, что находит отражение в конституции. Конституционная монархия появилась во времена буржуазного общества. Как правило, государства подобной формы правления действуют в демократическом режиме.

Конституционная монархия бывает дуалистической и парламентарной .

В условиях дуалистической монархии порядок организации верховных органов государственной власти имеет двойственный характер. Так, монарх концентрирует у себя исполнительную власть, формирует ответственное перед ним правительство. При этом законодательной властью наделен парламент, однако монарх вправе накладывать абсолютное вето на принимаемые парламентом законы.

Парламентарная монархия характеризуется следующими чертами :

Власть монарха ограничивается во всех областях государственной власти и отсутствует какой-либо дуализм;

Исполнительная власть реализуется правительством, которое согласно конституции несёт ответственность перед парламентом;

Правительство формируют представители партии, которая победила на свободных выборах;

Главой государства считается руководитель партии, которая имеет наибольшее количество мест в парламенте;

Парламент разрабатывает и принимает законы, при этом их подписание монархом является лишь формальным актом.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды монархий
Рубрика (тематическая категория) Политика

· Абсолютная монархия (неограниченная) - государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Особой разновидностью является теократическая монархия (Ватикан).

· Ограниченная монархия - государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти, не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всœеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

· Сословно-представительная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определённому сословию (Земский собор в России , Кортесы в Испании) и играющих роль, как правило, совещательного органа . Сегодня подобных монархий в мире нет.

· Конституционная монархия - монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителœей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

· Дуалистическая монархия - государство, в котором монарх обладает всœей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

· Парламентарная монархия - государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделœения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Абсолютная монархия Конституционная монархия
Дуалистическая монархия Парламентарная монархия
1. Принадлежность законодательной власти монарху разделœена между монархом и парламентом парламенту
2. Осуществление исполнительной власти монарх формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства монарх формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
перед монархом перед парламентом
5. Право роспуска парламента нет парламента у монарха (неограниченное) у монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента нет парламента абсолютное вето
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха неограниченное (указмонарха имеет силу закона) только в период между сессиями парламента предусмотрено, но не используется
8. Современные страны Саудовская Аравия, Оман Иордания, Кувейт,Марокко Великобритания, Испания,Нидерланды

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления[править | править вики-текст]

1. Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделœены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделœения властей);

2. Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

3. Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населœением, которая должна быть выражена в следующем:

· они избираются на определённый срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

· возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик[править | править вики-текст]

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти - парламент или президент - формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несёт ответственность.

· Президентская республика - государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может - здесь наиболее полно раскрывается принцип разделœения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика - государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).

· Смешанная республика - в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется президентом с обязательным участием парламента. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
1. Статус президента должность символична, осуществляет представительские функции, всœе действия и принимаемые акты требуют контрасигнатуры одновременно глава государства и глава исполнительной власти глава государства, но выведен из системы разделœения властей, является арбитром и гарантом Конституции
2. Способ избрания президента мандат получает от парламента мандат получает от народа в ходе всœеобщих выборов
3. Порядок формирования правительства парламентом на базе парламентского большинства президентом совместно президентом и парламентом (президент представляет кандидатуру премьер-министра, а парламент его утверждает)
4. Ответственность правительства перед парламентом перед президентом (парламент не может выразить вотум недоверия) одновременно перед президентом и парламентом
5. Наличие у президента законодательной инициативы отсутствует обладает как правило не обладает, но в некоторых странах такое право есть
6. Право ветопрезидента на решения парламента отсутствует сильное право вето(преодолевается квалифицированным большинством парламента) как правило слабое право вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента должна быть сильное право вето
7. Право президента распустить парламент используется в крайнем случае, когда иным образом разрешить проблему невозможно отсутствует обладает
8. Наличие постапремьер-министра имеется отсутствует имеется
9. Современные страны ФРГ, Италия, Австрия США, Аргентина, Мексика Франция, Румыния, Россия

41.Политическая партия - это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацелœенная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителœей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§ функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§ наличие местных отделœений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§ направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§ наличие народной поддержки, добровольность членства;

§ наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделœениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§ выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на базе общих целœей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§ выработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§ создание возможностей для политической социализации личности;

§ подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§ организация избирательных кампаний и участие в них;

§ борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

§ поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

§ потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

§ посоциальной базе - рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§ по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§ поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелœегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению , согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединœены вокруг группы лидеров - политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Οʜᴎ представляют из себяцентрализованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). В случае если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые - к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

Признаки политической партии:

§ наличие организационной структуры;

§ программа и устав;

§ уплата членских взносов;

§ партийная дисциплина;

§ организационная связь между членами партии;

§ формирование общественного мнения;

§ участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

§ связующее звено народных масс и государства;

§ регулятор социально-политической жизни общества;

§ руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии - захват и участие во власти.

Виды монархий - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды монархий" 2017, 2018.

- (греч., от monos один, и archo управляю). Единодержавное государство, т. е., где управляет государством одно лицо, монарх. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНАРХИЯ греч. monarchia, от monos, один, и … Словарь иностранных слов русского языка

МОНАРХИЯ (от греч. μον κρχία единовластие) одна из форм монократии единоправия и наименование государственного строя, во главе которого стоит монарх. От других форм монократии (диктатуры, президентского правления, партийного вождизма)… … Философская энциклопедия

Монархия - (от гр. monarchia единовластие; англ. monarchy) форма правления, при которой в отличие от олигархии и демократии верховная гос ная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства … Энциклопедия права

- (гр. monarchia единовластие) форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся … Юридический словарь

Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена (Бруней, Бахрейн, Катар,… … Географическая энциклопедия

МОНАРХИЯ, монархии, жен. (греч. monarchia единовластие) (книжн, полит.). Наиболее деспотическая, господствующая в эпоху феодализма форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, монарху; единодержавие.… … Толковый словарь Ушакова

- (греч. monarchia – единовластие) – одна из форм государственного правления. Сущностной характеристикой монархии является концентрация, сосредоточение в руках одного лица – монарха – верховной власти, которая передается по наследству. Различают… … Политология. Словарь.

Монархия - Монархия ♦ Monarchie Власть одного человека, однако подчиненная законам (в отличие от деспотизма, не признающего никаких норм и правил). Когда эти законы сами зависят от воли монарха (именуемого самодержцем), мы говорим об абсолютной… … Философский словарь Спонвиля

Жен. правленье, где верховная власть в руках одного лица, правденье монархическое, едино или само державие. | Государство монархическое. Русская монархия. Монарх муж. единодержавный государь или самодержец. Монархиня жен. самодержица; супруга… … Толковый словарь Даля

Абсолютизм, деспотия, самодержавие, царство, монократия Словарь русских синонимов. монархия сущ., кол во синонимов: 5 абсолютизм (7) … Словарь синонимов

МОНАРХИЯ, государство, главой которого является монарх (например, царь, король, шах, эмир, кайзер), получающий власть, как правило, в порядке наследования. Различают неограниченную (абсолютную) монархию и ограниченную (так называемую… … Современная энциклопедия

Книги

  • , Смолин Михаил Борисович. Книга Михаила Смолина "Монархия или республика?"состоит из текстов, положенных в основу передачи" Белое слово", которую автор вел на телеканале" Царьград" . В основе книги - ответы на…
  • Монархия или республика? Имперские письма к ближним , М.Б. Смолин. Книга Михаила Смолина Монархия или республика? состоит из текстов, положенных в основу передачи Белое слово, которую автор вел на телеканале Царьград. В основе книги ответы на актуальные…

гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОНАРХИЯ

в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты.

В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки:

1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд);

2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия).

Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя.

Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65).

Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ.

Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Существование различных форм правления в современном мире обусловлено историческими особенностями развития государств в разных частях света. Специфические события, происходившие в судьбе каждого народа, провоцировали изменения в политическом строе и в отношении к правительству страны. Так, развивались формы правления, в которых решения принимало своего рода народное собрание или любое другое объединение нескольких людей. А в некоторых государствах авторитетом и полной властью обладал лишь один человек, такой тип власти называется монархией.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку и, чаще всего, передаётся по наследству. Единоличного правителя называют монархом, а в разных культурных традициях он приобретает различные именования – царь, король, князь, император, султан, фараон и т.д.

Ключевыми особенностями монархического строя являются:

  • Наличие единоличного монарха, правящего в государстве пожизненно;
  • Передача власти по наследству;
  • Монарх представляет своё государство на международной арене, а также является лицом и символом нации;
  • Власть монарха часто признаётся священной.

Виды монархии

В современной науке выделяется несколько разновидностей монархической власти. Основным принципом классификации понятия выступает степень ограничения власти монарха. Если царь, император или какой-либо другой единоличный правитель обладает неограниченной властью, а все органы власти ему подотчётны и полностью подчиняются, то такая монархия называется абсолютной .

Если же монарх является лишь представительным лицом, а его власть ограничена конституцией, полномочиями парламента или культурной традицией, то такая монархия называется конституционной .

Конституционная монархия, в свою очередь, делится на две ветви. Первый вид – парламентарная монархия – предполагает только представительную функцию монарха и полное отсутствие у него власти. А при дуалистической монархии глава государства имеет право принимать любые решения о судьбе страны, но только в рамках одобренной народом конституции и других законов.

Монархия в современном мире

В наши дни ещё многие страны сохраняют монархическую форму правления. Одним из самых ярких примеров парламентарной монархии является Великобритания, где монарх выступает в роли представительного лица могущественной страны.

Традиционный вариант монархии, или абсолютная монархия, сохраняется в некоторых государствах Африки, например, в Гане, Нигерии, Уганде или ЮАР.

Дуалистическая монархия сохранилась в таких странах, как Марокко, Иордания, Кувейт, Монако и Лихтенштейн. В последних двух государствах дуалистическая монархия представлена не в чистом виде, а с некоторыми специфическими особенностями.