Контрольная работа по языкознанию на тему:

Фонетика как отрасль языкознания

1. Фонетика как наука (Предмет изучения и аспекты фонетики)

7. Список литературы

1. Фонетика как наука


Фоне́тика - раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики - тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. Фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно.

Три аспекта фонетики:

1) анатомо-физиологический (артикуляционный). Исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки. Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Основные фонетические единицы и средства:

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.

Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

Звук - минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

Длительность - время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.

Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).

Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).


2. Классификация звуков речи в зависимости от их акустических характеристик


Артикуляционная классификация звуков речи нужна всем, кто занимается изучением произношения, без нее не обойтись в педагогической практике. Однако она довольно громоздка. Оказалось, что можно создать более стройную и экономную классификацию звуков, если исходить из их акустической природы. Это и было сделано, когда в фонетических лабораториях появились приборы для анализа акустических характеристик звуков, т. е. их спектров, - спектрометры.

На форме спектра звука и основана акустическая классификация. В ней последовательно проводится двоичное (бинарное, дихотомическое) противопоставление звуков речи по каждому признаку: низкие - высокие звуки, резкие - нерезкие и т. д.

Что же такое спектр звука?

Все звуки делятся на тоны и шумы. Звуки с периодическими, гармоническими колебаниями - тоны. Звуки, возникающие в результате ряда непериодических колебаний, называются шумами. В речи тоновые звуки образуются с участием голосовых связок. Шумы образуются при возникновении каких-либо препятствий в полости рта. Гласные - тоновые звуки, глухие согласные - шумовые. Сонорные согласные - тоновые со слабой примесью шума, звонкие шумные - шумовые с участием тона.

Всякий тоновый звук речи состоит из многих простых колебаний, т. е. колебаний определенной частоты (их называют гармониками). Если мы отложим на графике по горизонтальной оси частоты этих гармоник в герцах, а по вертикальной оси - значения интенсивности в децибелах, то получится спектр этого звука.

При различных положениях речевых органов полость рта представляет собой как бы систему акустических резонаторов - она "настроена" на несколько гармоник сразу. На рисунке показана схема действия такой системы: видно, что резонаторы настроены на частоты 500 Гц и 1000 Гц.

Сложный звук, попадая в систему резонаторов с такой частотной характеристикой, преобразуется: в нем усиливаются частоты, совпадающие с резонансными, и гасятся другие частоты. Спектр звука приобретает такой вид


3. Классификация гласных звуков по их артикуляционным особенностям


Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средней - средние (ы), задней - задние гласные (о, у).

2. Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные открытые, или, иначе говоря, широкие (а) и закрытые, то есть узкие (и, у).

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет.

Различаются огубленные (губные, лабиализованные), напр., [⊃], [υ] и неогубленные гласные, напр., [i], [ε].

4. Назализация т.е. в зависимости от того, опущена небная занавеска, позволяя струе воздуха проходить одновременно через рот и нос, или нет. Носовые (назализованные) гласные, напр., [õ], [ã], произносятся с особым "носовым" тембром.

5. Долгота. В ряде языков (анг., нем., лат., древнегреческий, чешский, венгерский, финский) при одинаковой или близкой артикуляции гласные образуют пары, члены которых противопоставляются по длительности произнесения, т.е. различаются, напр., краткие гласные: [а], [i], [⊃], [υ] и долгие гласные: [а:], [ i:], [⊃:], .

6. Дифтонгизация

Во многих языках гласные делятся на монофтонги и дифтонги. Монофтонг - это артикуляционно и акустически однородный гласный.

Дифтонг - сложный гласный звук, состоящий из двух звуков, произносимых в один слог. Это особый звук речи, у которого артикуляция начинается иначе, чем заканчивается. Один элемент дифтонга всегда сильнее другого элемента. Дифтонги бывают двух видов - нисходящие и восходящие.

У нисходящего дифтонга первый элемент сильный, а второй слабее. Такие дифтонги характерны для анг. и нем. яз.: time , Zeit . У восходящего дифтонга первый элемент слабее второго. Такие дифтонги типичны для французского, испанского и итальянского языков: pied , bueno , chiaro . В рус. яз. дифтонгов нет.


4. Классификация согласных звуков по способу артикуляции


Классификация согласных строится на противопоставлении одних признаков другим. В современном русском языке согласные звуки делятся по нескольким классификационным признакам (акустическим и артикуляционным):

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации ("смягчения", от лат. palatum – небо).

По артикуляционным признакам исходными являются способ образования и место образования.

1. По месту образования шума, по тому, какие органы речи принимают участие в произношении, звуки делятся на губные и язычные.а) Губные согласные, при которых преграда образуется при помощи губ или нижней губы и верхних зубов. В русском языке губные делятся на губно-губные ([б], [п], [м], [б"], [п"], [м"]) и губно-зубные ([в], [в"], [ф], [ф"]).

При образовании губных звуков активным органом является нижняя губа, а пассивным – или верхняя губа (губно-губные звуки), или верхние зубы (губно-зубные звуки).

б) В зависимости от того, какая часть языка создает преграду, язычные согласные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

В русском языке к переднеязычным относятся [д], [т], [н], [з], [с], [л] и соответствующие им мягкие звуки [д"], [т"], [н"], [з"], [с"], [л"], а также [ц], [ч"], [ш], [ ш̅" ], [ ж̅" ].

В составе переднеязычных выделяются:

1) зубные: [т], [т"], [д], [д"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [н], [н"], [л], [л"];

2) небно-зубные: [ш], [ ш̅" ], [ж], [ ж̅" ], [р], [р"], [ч"].

Язычные звуки составляют большинство всех согласных звуков: переднеязычные образуются при участии передней части спинки языка; среднеязычный – при участии средней части спинки языка; заднеязычные – при участии задней части спинки языка.

К среднеязычному звуку относится только [j].

Заднеязычные звуки – это [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"].

2. По способу образования шума согласные делятся на:

А) Взрывные (смычные), при произношении которых возникает полное смыкание органов речи, с силой преодолеваемой воздушной струёй. Это [б], [п], [д], [т], [г], [к] и соответствующие им мягкие варианты [б"], [п"], [д"], [т"], [г"], [к"].

Б) Щелевые (фрикативные), при произношении которых органы речи смыкаются не полностью, в результате чего образуется щель, через которую проходит воздух. Щелевые согласные иначе называют спирантами (от латинского spiro – дышу). В русском языке это – [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ ж̅" ], [ш], [ ш̅" ], [х].

В) Аффрикаты при произношении этих согласных органы речи смыкаются, образуя преграду, которая затем разрывается воздухом, в результате чего образуется щель. При этом смыкание и разрыв мгновенные. Это звуки [ч"] и [ц].

Г) Дрожащие согласные, или вибрирующие, при образовании которых активные органы речи вибрируют. В русском языке это звуки [р] и [р"].

Д) Смычно-проходные согласные, при произношении которых органы речи полностью смыкаются, но не прерываются воздухом, так как воздух проходит через нос или рот. Это звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"].

3. Большинство согласных звуков русского языка противопоставлены друг другу по признаку твёрдости-мягкости: [б] – [б"], [п] – [п"], и др


5. Классификация согласных звуков по месту образования и активному органу


Место образования согласных звуков определяется по тому, где в артикуляторном тракте при производстве этого звука образуется преграда на

пути прохождения воздушной струи. Для образования преграды в разных местах артикуляторного аппарата используются возможности его подвижных органов -языка и губ. Они называются активными органами. Это или нижняя губа, или какая-либо часть языка (задняя, средняя, передняя). По активному органу речи все согласные звуки делятся на губные и язычные.

Орган, который остается неподвижным при производстве звука, называется пассивным. Это или верхняя губа, или верхние зубы, или какая-нибудь часть нёба (задняя, средняя, передняя). По пассивному органу речи все согласные звуки делятся на зубные, нёбно-зубные, средне-нёбные и задне-нёбные. Поэтому, определяя место образования преграды, звуку дается не одна, а две характеристики: по активному органу и по пассивному, например, [п] - губно- (активный орган - нижняя губа) губной (пассивный орган - верхняя губа) звук.

Итак, по тому, какой активный орган участвует в образовании звука, русские согласные звуки делятся на губные [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"], [ф], [ф"], [в], [в"] и язычные [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [j], [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

Язычные звуки подразделяются еще на три группы в зависимости от того, какая часть языка (органа массивного и подвижного) наиболее активно участвует в производстве звука: язычные, переднеязычные - [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"], [н], [н"], язычный, среднеязычный - [j] и язычные, заднеязычные -[к], [к"], [г], [г"], [х], [х"]. Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.

К характеристике звука по активному органу добавляется его характеристика по пассивному органу, к которым, как уже было сказано, относятся верхняя губа, зубы и нёбо. Так выделяются следующие группы звуков:

губно-губные звуки [п], [п"], [б], [б"], [м], [м"];

губно-зубные звуки [ф], [ф"], [в], [в"];

язычные, переднеязычные, зубные звуки [т], [т"], [с], [с"], [з], [з"], [ц], [л], [л"],[н], [н"];

язычные, переднеязычные, нёбно-зубные звуки [ш], [ш":] [ж], [ж":], [р], [р"], [ч"];

язычный, среднеязычный, среднёнебный звук[j];

язычные, заднеязычные, задненёбные звуки [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"].

Классификация русских согласных звуков по месту образования может быть представлена в графическом виде так.

Различие по месту образования может играть определяющую смыслоразличительную роль тогда, когда все другие характеристики звуков совпадают. Например, звуки [с] и [х] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, заднеязычный, задненебный. Или звуки [с] и [ш] твёрдые, глухие, щелевые, но первый - язычный, переднеязычный, зубной, а второй - язычный, переднеязычный, нёбно-зубной. Благодаря тому, что при их производстве воздух преодолевает препятствия, образованные различными органами артикуляции в разных местах артикуляторного тракта, мы легко слышим разницу в их звучании и не можем воспринимать как одинаковые, например, слова хам и сам.


6. Роль органов речи в звукообразовании


Речевой аппарат состоит из двух отделов: центрального и периферического. К центральному отделу относится головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. К периферическому отделу речевого аппарат; относится вся совокупность исполнительных органов речи, состоящая из костей, хрящей, мышц и связок, а также периферических чувственных и двигательных нервов, с помощью которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - аппарат, образующий дыхание, в который входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

3-й отдел - звукопроизводящий, или артикуляционный, аппарат, который состоит из глотки, носоглотки, ротовой и носовой полости.

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Наиболее важными частями артикуляционного аппарата, образующими членораздельную речь, являются глотка, язык, нёбная занавеска и нижняя челюсть - органы подвижные, т. е. изменяющие свое положение в процессе речи. Глотка расположена над гортанью и сверху переходит в носоглотку (полость, лежащая выше нёбной занавески). В языке мы различаем следующие части: передний край (передняя часть), спинку (средняя часть), края (по обеим сторонам) и корень (задняя часть, соприкасающаяся с надгортанником).

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных

звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

7. Список литературы


1. Бурая Е.А, Галочкина, И.Е., Шевченко Т.И Фонетика современного русского языка

2. Богомазов Г.М Современный русский литературный язык: Фонетика

3. Чешко Лев Антонович Русский язык: Фонетика. Лексика. Графика

Фонетика - учение о звуковом составе отдельных языков и о фонетических изменениях (см.) звуков в истории этих языков.

Изучает процессы, происходящие со звуками в потоке речи,звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку), звуковую сторону языка.

Разделы фонетики:

o Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков.

o Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими (чаще всего родственными ) языками.

o Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (диахронический подход, иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).

o Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

o Орфоэпия занимается нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов

o Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата , в результате которой производятся звуки. Звуки речи изучаются с точки зрения их создания. Изучается строение и работа речевого аппарата человека.

o Сопоставительная фонетика. Родство языков значения не имеет. Она сравнивает звуковой строй различных языков . Общие черты, свойственные всем языкам, некоторые универсальные вещи (везде есть гласные и согласные).

o Акустическая фонетика. Звуки человеческой речи, как и любые другие звуки, можно изучать с акустической точки зрения (высота, частота)

o Иногда выделяют перцептивную фонетику. Изучает звуки с точки зрения того, как они воспринимаются .

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью . В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта : работу произносительного аппарата , а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка.

Фонетика служит для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму . В фонетике различают фонетику (звуки) и фонологию (фонемы).

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
1) Сегментные единицы – это единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
Синтагма – сочетание двух членов, связанных тем или иным отношением с неравноправной направленностью членов, где один член является определяемым, а другой – определяющим.
Фонетическое слово (ритмическая структура, такт) - часть фразы, объединенная одним словным ударением.
Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
Звук - минимальная фонетическая единица.
2) суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
Длительность - время звучания сегмента речи.

Существует три аспекта фонетических исследований:
1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; Активны или пассивны голосовые связки; Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический). Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический). Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Фонетика как уровень языка.
Фонетическая система , как и всякая система (структура), определяется не только своими физическими свойствами , но прежде всего отношением между составляющими ее элементами (впервые этот принцип применительно к лингвистическому описанию сформулировал языковыми универсалиями), а именно:

способ артикуляции : наличие или отсутствие преграды на пути воздушной струи (именно способ артикуляции отделяет класс гласных, или вокальных, звуков);

степень участия в производстве звуков голоса (тона) - так различаются согласные звуки, одинаковые по способу и месту артикуляции; кроме того, по степени участия в производстве звуков голосового источника (голосовых связок) выделяется особый класс согласных звуков, который называется сонантами;

место артикуляции звуков (или артикуляторный фокус звука), благодаря которому различаются согласные звуки, одинаковые как по способу артикуляции, так и по участию голоса;

образование артикуляторными органами специальных резонирующих полостей в артикуляторном тракте, которые используются для варьирования звучания и формирования системы гласных звуков.

1. Фраза – это самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами, т. е. остановкой звучания, разрывающего звуковую цепь; во время пауз говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Ни в коем случае нельзя отожествлять грамматическую единицу (предложение) и фонетическую (фразу), так как одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может распадаться на несколько фраз.

Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза обладает определенной схемой интонации.

Интонация относится к просодическим элементам языка, и это явление сложное. Она состоит:

а) из повышений и понижений голоса; это мелодика речи, имеющая в каждом языке свой рисунок. Так, в русском языке легкое повышение голоса в приступе к фразе, ровная середина и резкое понижение на отступе в повествовательной фразе или резкое повышение на отступе в вопросительной;

б) из соотношений сильных и слабых, долгих и кратких слогов, что само по себе является фактом такта, но в пределах фразы придает ей ритм.

Наиболее загруженной частью фразы в русском является ее конец, там сосредоточено «фразовое ударение»; перенос резкого понижения (реже – повышения) с отступа в середину фразы обычно называют логическим ударением, т. е. смещенным фразовым ударением (подробнее см. ниже, гл. IV, § 54);

в) из скорости или медленности протекания речи во времени, из ускорений и замедлений, что образует темп речи;

г) из силы или слабости произнесения, из усиления и ослабления выдыхания, что образует интенивность речи;

д) из наличия или отсутствия внутрифразовых пауз, которые могут выделять

отдельные части фразы или делить фразу на полуфразы (Вороны сидели/на старой березе). Внутреннее паузирование отражается на ритмике фразы;

е) из общего тембра 1 высказывания, который в зависимости от целевой установки высказывания может быть «мрачным», «веселым», «игривым», «испуганным» и т. д.

2. Фраза распадается на такты. Такт – это часть фразы (один или несколько слогов), объединенная одним ударением 1 . Такты, объединенные наиболее сильной точкой – ударным слогом, разграничиваются минимумом интенсивности, т. е. в тех отрезках звуковой цепи, где сила предыдущего ударного слога уже в прошлом, а усиление к последующему ударному слогу еще в будущем.

3. Такты распадаются на слоги. Слог – это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков; при этом не все звуки могут образовать слог, т. е. быть слоговыми (или слогообразующими).

4. Слоги разделяются на звуки. Таким образом, с точки зрения данной классификации звук речи – это часть слога, произнесенная за одну артикуляцию, т. е. с наличием одной экскурсии и одной рекурсии

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.


Наименование «фонетика», образованное от греческого слова «звук», употребляется многими учеными в разных странах. В старых немецких литературоведческих исследованиях гораздо чаще встречается наименование Lautlehre. Это наука о

По вопросу о том, является ли фонетика чисто лингвистической дисциплиной или пограничной между языковедением и естественными науками, нет единства мнений. У Сиверса мы находим, что фонетика «образует пограничную область между физикой, физиологией и языковедением». Бодуэн де Куртенэ видел в фонетеке дисциплину лингвистическую, но он также подчеркивал необходимость изучения акустики. Щерба поддерживал эту точку зрению, он приводит большой перечень работ по акустике и физиологии.

Фонетика делится на частную (отдельных языков) и общую. При изучении и описании звукового строя данного языка, исследователь начинает с выявления функционально значимых звуковых единиц этого языка (фонем), опираясь при этом на какие-то фонетические признаки их, а затем, получив в виде этих единиц объект для описания, анализирует их артикуляторно-акустические характеристики во всех возможных в данном языке позициях.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах , в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Частная фонетика связана и с лексикологией, и с морфологией, и с синтаксисом. В лексике это выявляется в определенных закономерностях дистрибуции звуков, именуемых фонотактикой , ограничивающих звуковое оформление слов. К фонотактике относятся правила употребления тех или иных фонем и их сочетаний в разных частях слова. Согласный /s/ в исконно немецких словах не встречается в анлауте. Отличительной чертой немецкого языка является то, что фонотактические ограничения действует в морфеме, а не в слове. Так, в русском языке употребление звонких шумных исключено только в конце слова, а в немецком – в конце корня и в конце словообразовательных морфем. /frag lich/, /frag en/. Фонема /z/ невозможна в конце морфемы даже в положении перед гласным aus atmen.

С лексикологией связан и раздел фонетики, занимающийся словесным ударением. Смещение ударения делает слово неузнаваемым. Связь фонетики с лексикологией также обнаруживается в том, что благодаря чередованием носитель языка способен идентифицировать морфему и узнавать этимологическое родство между содержащему данную морфему словами.

С морфологией связь фонетики глубже, чем с лексикологией, так как она затрагивает многие существенные стороны грамматической структуры языка. Многие германисты вводят фонетику в учебники по грамматике как её раздел (Гримм, Пауль, Зюттерлин). Морфонология – относительно новая дисциплина (Трубецкой), занимается чередованиями фонем, не нарушающими тождества соответствующей морфемы. На пересечении морфологии (морфемики) и фонологии. a//ä Apfel//Äpfel грамматическая категория числа выражается только через умлаут.

Связь фонетики с синтаксисом проявляется через интонацию. Без соответствующей продолжительности во времени, без той или иной силы звука и без движения частоты основного тона голоса не может быть произнесено ни одно даже самое короткое высказывание. Интонология (Пешковский, Феби).


  1. Во многих случаях интонация является единственным средством выражения значения предложения, в частности его коммуникативного типа.

  2. Членение речевого потока на синтагмы.

  3. Связь предложений в потоке речи.

  4. Тема-рематическое членение предложения.

  5. Эмотивная (модально-эмоциональная) коннотация

  6. Стихотворная речь.
Теория текста – анафора, аллитерация.

  1. Аспекты фонетики: артикуляторный , акустический, перцептивный, лингвистический (социальный).

  2. Разделы фонетики, фонетика сегментная и супрасегментная.
Фонемы и слоги являются единицами линейными, или сегментными, то есть такими, которые представлены отрезками (сегментами) той или иной протяженности (фон, слоги в речи), следующими друг за другом в речевой цепи. Кроме такого рода единиц, поток речи характеризуется также супрасегметными особенностями, которые как бы наслаиваются на линейную цепочку сегментных единиц, то есть реализуются всегда одновременно с теми или иными сегментными единицами. Супрасегментные особенности звуковой материи языка, называемые просодическими явлениями, включают: мелодику (движение высоты основного тона голоса), изменение интенсивности (силы) звучания и темпа произнесения тех или иных отрезков, использование и характер пауз, наконец, некоторые темюровые характеристики. Просодические явления наблюдаются в рамках разных единиц языка: в слоге – так называемое слоговой акцент в ряде языков, в слове – словесное ударение (в международной терминологии – акцент), в рамках единиц связной речи – фразовая интонация (включающая и разные виды фразового ударения). Акцентология изучает словесное ударение и слоговой акцент, просодика – фразовую интонацию.

  1. Понятие фонемы.
Фонема – это наименьшая , далее не делимая линейно (т.е. во времени) единица звуковой стороны языка, потенциально связанная со смыслом опосредованно через морфему.

Носитель языка легко вычленяет из слова отдельную фонему, то есть цельную фонему, а не какую-нибудь часть её (начало, середина, конец). В этом заключается её фонологическая минимальность. Речь идет о вычленении фонологическом (т.е. связанном со смыслом), а не акустическом. Как произносительная единица в нормальной речи выступает слог. Произнесение отдельного слога не требует специальных усилий, и воспринимается он естественно. Разделение слога на составляющие его звуки звучит неестественно и никогда не встречается в спонтанной речи. Дети дошкольного возраста, как показывают специальные исследования, разлагать слова на отдельные фонемы не умеют и в отдельности звука не осознают.

Поскольку фонема ничего сама по себе в составе слова не значит, у ребёнка нет повода для её осознания в акте речи. Такой повод появляется только при обучении ребенка грамоте, которое начинается, естественно, с изучения звуковых значений букв. К сожалению, при этом отдельность букв ведет к неправильному представлению об отдельности звуков.

Пильх: «Отдельный звук существует, однако, только как отдельный звук определенного языка, а не как независимый от этого языка дискретный элемент речевого потока. Каждая сегментация пригодна только для данного языка и в структуре этого языка. Фонематические сегменты (как немецкий сегмент /s/ в heißen, /ts/ в heizen) являются абстрактными, а не конкретными единицами».

Слог справедливо считается минимальной произносительной единицей. Фонема же – минимальная звуковая единица языка , и её неделимость определяется не артикуляторно и не акустически, а тем, что она целиком, а не отдельные её части, выполняет определенную языковую функцию (смысловую).

Принципиальное отличие фонемы от морфемы – наименьшей значимой единицы языка – состоит в том, что фонема не может быть непосредственной носительницей смысла. Даже в случаях sage , sagt , где фонемы как будто служат обозначением числа и лица глагола, на самом деле, морфологическую функцию выполняют морфемы – окончания, фонемы же выступают лишь как план выражения этих морфем. Связь фонемы со смыслом обнаруживается косвенно, а именно в том, что её наличие в звуковом облике морфемы или слова является обязательным: без фонем e и t не могут быть реализованы соответствующие грамматические значения.


  1. Функции фонемы. Принципы определения состава фонем языка.
Комбинируясь между собой, фонемы дают тысячи сочетаний, служащих экспонентами для значащих единиц языка.

Функции, выполняемые фонемами

1)Конститутивная , или тектоническая. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из которого создается звуковая оболочка языковых единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм)
2)Различительная, или дистинктивная . Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции , напр. Ton – Tod, или в форморазличительной, напр. Tage - Tags.

В некоторых случаях фонема осуществляет как свою конститутивную, так и дистинктивную функцию в одиночку – в однофонемных словах (союзы а, и; междометия, названия букв – в немецком) и морфемах (суффиксы, окончания). Более типичен случай, когда фонема осуществляет свою конститутивную функцию, участвуя вместе с другой или другими фонемами в образовании экспонента слова или морфемы. Если экспоненты таких слов или морфем различаются между собой одной фонемой, дистинктивная функция фонемы как бы сосредоточена в одной точке и потому выступает особенно отчетливо.

Состав фонем устанавливается по наиболее полному словарю современного языка с привлечением и несловарных словоформ. В лексике немецкого, как и других современных языков, имеется огромное число заимствований.

От заимствований следует отличать интернационализмы, то есть слова, образованные от греческих или латинских корней в новое время - социология. Ни о каком влиянии греческого или латинского произношения здесь не может быть речи. Влияние на произношение возожно только при контактировании носителей разных языков.

Нужен внимательный анализ звукового облика заимствований, чтобы правильно оценить его и решить, следует ли считать его явлением звукового строя заимствующего языка. Было бы не правильно включать в состав гласных фонем немецкого /назальный а/ на том основании, что заимствованное из французского языка слово Chance произносится с этим звуком, так как здесь имеет место цитатное произношение.

Если же произношение заимствованного слова не продиктовано его исконным звуковым обликом , то оно обязательно должно учитываться при выявлении состава фонем данного языка. Имя классика французской литературы Гюго во французском языке не имеет в начале согласного. В русском /г/ было спровоцировано написанием. Противопоставление Гюго – губа показывает, что /г/ и /г’/ из аллофонов одной фонемы превратились в две самостоятельные фонемы.

При установлении фонемного инвентаря не должно быть пропущено ни одно слово основного словарного фонда, в том числе и редкое. Последние представляют особой интерес, так как в них наиболее четко отражается динамики звуковой системы.

При установлении состава фонем языка следует опираться на полный тип произнесения. Смысловые единицы (морфемы, слова) представлены в языковой системе и хранятся в памяти ее носителей в виде цепочки фонем, отражающей полный тип произнесения.


  1. Фонема и аллофоны. Типы аллофонов.
Фонема отличается широкой вариативностью. Сочетаясь в речи с другими фонемами, она не может сохранять одни и те же черты. Так, при образовании согласного /z/ в положении перед гласным /а/ (sagen) язык в конце артикуляции этого согласного обязательно будет принимать несколько иной вид, чем перед гласным /о/ (Sorge), потому что для произнесения этих гласных требуется разное положение языка. Вследствие коартикуляции произнесение соседних фонем приспосабливается друг к другу (аккомодация или ассимиляция). При этом фонема как единица абстрактная остается неизменной, она лишь выступает в разных вариантах в зависимости от фонетического положения. Коартикуляция – не единственная причина варьирования фонемы, аналогичную роль играет также место по отношению к ударению. Существенное значение для объективной характеристики фонемы имеет и ее место в морфеме или слове: начало, середина, конец.

Аллофон, аллофонема – фонема в данной фонетической позиции , то есть полноправный представитель фонемы в речи. Для понимания сущности аллофона необходимо учитывать, что звук, представляющий его в конкретных условиях речевой коммуникации, будет неодинаков. Каждый человек отличается особенностями устройства голосового аппарата. Акустический анализ показывает, что каждый человек произносит один и тот же аллофон каждый раз несколько по-иному. Вместе с тем каждый произнесенный в данный момент звук это не особый аллофон , а одна из возможных его реализаций в речи. Следовательно, аллофон, подобно фонеме, это некий инвариант, то есть единица абстрактная. Произнесенный же в данный момент единичный неповторимый «экземпляр» звука (Маслов), имеющий вполне определенные фонетические характеристики – фон.

Фонема в данной позиции представлена аллофоном, а в данном произнесении – фоном, который и является объектом экспериментально-фонетического анализа. Фонема и аллофон – единицы языковой структуры, фон по своей сущности экстралингвистичен, в нем отражена биологическая природа человека.



Виды (типы) аллофонов:

обязательные

факультативные

основной

специфический (позиционный в широком смысле)

возникшие в условиях коартикуляции, то есть в комбинации с другими фонемами – комбинаторные . Сочетание с лабиализованными гласными – Katze - Kohle

зависящие от позиции, занимаемой фонемой в значительной единице – в начале слова или морфемы, в конце, или в интервокальном положении внутри этих единиц, или при их сочетании в потоке речи, - позиционные. Гортанная смычка (Knacklaut) в начале корня у гласных Abend, Erbe, beachten, Ausatmung. Глухие смычные согласные немецкого языка в начале слова или корня перед гласными выступают в позиционных придыхательных аллофонах, в других позициях непридыхательных Puder, verkürzen, Pate, Lupe.

зависящие от положения фонемы относительно места ударения – акцентные . Особенно распространенно в русском , где в безударных слогах различают до двух степеней редукции. В немецком это долгие в ударном слоге и полудолгие гласные в безударном слоге.

немецкое р, русское г

социолингвистические, системно-лингвистические



t, d, l

изолированное произношение, осознается как речевой элемент



Аллофоны находятся в отношениях дополнительной дистрибуции, то есть они не встречаются в одинаковой позиции, а следовательно, являются реализацией одной фонемы. Если в том же слове или морфеме фонема, которую этот аллофон представляет, окажется в иной позиции, то её будет представлять другой аллофон. Лес а / лес ов

Однако чтобы считать два комплементарно употребляемых звука аллофонами одной фонемы, необходимо, чтобы они были связаны между собой через смысловые единицы языка – брат а, брат у. Дополнительная дистрибуция является лишь внешним условием для объединения аллофонов. Чтобы представить одну фонему, они, пусть не во всех случаях, но в какой-нибудь части языковой системы, должны обязательно чередоваться в одной смысловой единице.

Случай с немецкими согласными /h/ и /ng/ служит хорошей иллюстрацией того , что одна только дополнительная дистрибуция не может быть критерием. Эти согласные встречаются во взаимоисключающих позициях: /h/ только в начале слога, /ng/ - только в конце. Вместе с тем они представляют собой разные фонемы, так как они вообще не связаны между собой чередованием, что исключено для аллофонов.

Четыре правила, выведеннные Н. С. Трубецким для отличения фонем от вариантов фонем:

1) Если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова, то такие звуки являются факультативными вариантами одной фонемы.

При этом факультативные варианты бывают общезначимые и индивидуальные, а также стилистически существенные и стилистически несущественные.

2) Если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить значения слова или исказить его до неузнаваемости, то эти звуки являются фонетическими реализациями двух различных фонем.

3) Если два акустически (или артикуляторно) родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то они являются комбинаторными вариантами одной и той же фонемы.

4) Два звука, во всём удовлетворяющие условиям третьего правила, нельзя тем не менее считать вариантами одной фонемы, если они в данном языке могут следовать друг за другом как члены звукосочетания, притом в таком положении, в каком может встречаться один из этих звуков без сопровождения другого.


  1. Фонематическая и аллофоническая транскрипция.
Фонетическая транскрипция - особый вид записи речи, который используется для фиксации на письме особенностей ее звучания.

Степень подробности транскрипционной записи речи зависит от того , что она должна зафиксировать: все особенности звучания, включая индивидуальные и обусловленные ситуацией порождения речи (эмоциональные), или особенности фонетической системы языка.

Фонематический анализ - "это выделение звука на фоне слова, сопоставление слов по выделенным звукам, определение количествен­ного и последовательного звукового состава слова". То есть при фонематическом анализе мы не только узнаем и различаем слова на основе восприятия различия их фонематического состава, но и обра­щаем ваше аналитическое сознание на звуковой состав слова. Таким образом, процесс фонематического анализа является более сложной функцией.

На основе фонематического восприятия и анализа формируются фонематические представления о звуковом составе языка /т. е. пра­вильное использование звуков для различения слов /, в развитии кото­рых существенную роль играют также память и внимание.

В фонематической транскрипции каждая фонема, независимо от ее звуковой реализации, передается всегда одним и тем же транскипционным знаком. Записанное в фонематической транскипции заключают в наклонные скобки / /.

В фонетической (аллофонемной) для передачи разных вариантов одной и той же фонемы используются разные знаки. Записанное в фонетической транскипции заключают в квадратные скобки .


  1. Ошибки фонемные и фонетические.
Произносительные ошибки могут быть по-разному оценены с точки зрения коммуникации. Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, неразличению их. Последние считаются более грубыми, т.к. они нарушают смысл высказывания. Л. В. Щерба предлагал называть «ошибки первого типа ошибками выговора, или фонетическими, а вторые - звукосмысловыми, или фонологическими».

Понятно, что фонологические ошибки не могут не быть фонетическими, и поиск наиболее точного разграничения произносительных ошибок по их значимости для процесса коммуникации продолжается.

Например, в артикуляции губных звуков выявляются:

· фонематические ошибки - неразличение и смешение п-ф, б-б, п-б, ф-в, п-п и т.п.;

· фонетические ошибки - произношение звуков в и ф как губно-губных.

При произношении сонантов часто имеют место фонематические ошибки: л-р; л-н, л-л", р-р" и т.п.; фонетические ошибки: р - одноударное, л - двугубное и т.п.

Такие категории дефектов, как смешения и замены звуков, составляют особую группу, т.к. в этих отклонениях от нормативного произношения проявляется нестабильность всей звуковой системы языка. Дети могут смешивать звуки в одних позициях в слове и произносить правильно в других. Один звук может иметь несколько разных субститутов. Замены звуков могут быть постоянными, но часто и они носят изменчивый характер в различных формах речи. В этих группах дефектов, имеющих фонологический характер, проявляется нарушение звуковых противопоставлений, затрагивающее часть или всю звуковую систему, в зависимости от количества смешиваемых звуков.

В произносительной норме различаются два аспекта: орфоэпия и орфофония. Орфоэпия – это правила, определяющие выбор соответствующей фонемы, места ударения, нужной интонации при произнесении данной значимой языковой единицы. Например, в русском языке правило выбора фонемы /ш/ или /ч/ перед /н/ и /т/ (булошная, но барочный; што, но чтец), в немецком – /sch/ или /s/ перед /р/ (Schpiritus – спирт, Spiritus – выдох).

Орфофония – эта правила выбора нужного в данной позиции аллофона и корректного произнесения его. Так русские согласные /ш/ и /ц/ всегда должны быть твердыми в независимости от следующего за ними гласного (шесть, цена). Немецкий согласный /мягкий ch/ во всех позициях должен произноситься как среднеязычный , а не как переднеязычный палатализованный, аллофон гласный /к/ в конце слова после гласных переднего ряда должен произноситься как слабо палатализованный – Blick, zurück, Sieg. Орфофонические ошибки обычно называют акцентом.

Орфоэпические ошибки можн квалифицировать как фонологические, а орфофонические – как фонетические в узком смысле слова. О важности этого различения для методики преподавания писал Реформатский. Фонологические ошибки, то есть замена фонем, часто являются следствием незнанием того, какую фонему надо произнести, а не того, как её произнести. Если русский скажет /spät/ вместо /schpät/, то это потому, что он не знает, что это слово начинается с /sch/. Однако фонему /ng/ он заменяет на /nk/, например в слове /sang/, именно потому, что не умеет ее произнести. И в том, и в другом случае опознание слова становится невозможным.


  1. Система фонем. Понятие оппозиции.
Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем – консонантизм.

Описание системы фонем языка опирается на противопоставления (оппозиции) фонем по различительным признакам (глухость-звонкость, твёрдость-мягкость и т. п.). Можно сказать, что фонема состоит только из этих признаков. Фонологическая система невозможна без оппозиций: если в языке (например, французском) нет понятия мягких согласных фонем, то там нет и твёрдых согласных фонем, хотя произносимые звуки речи могут расцениваться носителями другого языка (например, русского) как твёрдые или мягкие.

Чаще всего, однако, различительные признаки , не влияющие на смысл, не осознаются носителями языка. Таковы, например, закрытые-открытые гласные в русском языке: в словах тесть ([т’э̂с’т’]) – тест ([тэст]) разные гласные звуки, но мы различаем слова тесть и тест не по закрытости-открытости звука [э], а по твёрдости-мягкости согласных. В русском языке открытые и закрытые гласные никогда не встречаются в одной и той же позиции (закрытые – всегда только перед мягкими согласными); не существует ни одной пары слов, различающихся только закрытым-открытым гласным, закрытость-открытость гласного является лишь сопутствующим признаком мягкости-твёрдости согласного. В немецком же языке, например, слова Ähre – [’ὲ:rә] (колос ) и Ehre – [’é:rә] (честь ) различаются только открытостью-закрытостью первого гласного звука (то есть данный признак является смыслоразличительным), поэтому носители немецкого языка чётко воспринимают различия в закрытости-открытости гласных звуков.

Теория оппозиций Трубецкого легла в основу метода оппозиции. Не всякое различие является оппозицией. Оппозиция возможна лишь тогда, когда между ее членами имеются не только различия, но и ее признаки, являющиеся основанием для сравнения, а различительный признак называют дифференциальным признаком.

Оппозицию можно определить, как семантически релевантное различие при сходстве остальных по одному признаку.

Основание для оппозиции - инвариант, но есть и реальные признаки =варианты.

Суть - с этой теорией связано понимание фонемы как определенной совокупности дифференциальных признаков. Фонема = пучок дифференциальных признаков. Отдельные фонемы различаются разными дифференциальными признаками. t/d – по звонкости-глухости, t/z – по зв/гл и смычности (щелевой). Звуки должны различаться по одному дифференциальному признаку.

Многомерные - распространяется на другие члены той же системы.

Одномерные - основание для сравнения присуще только одной паре членов.

Пропорциональные

Изолированные
Оппозиция называется пропорциональной , если отношения между ее членами тождественны отношению другой оппозиции.
Пример. В немецком языке: p-b, t-d, k-g пропорциональны; p-š изолирована (b-[ж] в немецком языке нет).

Привативные - один член (маркированный) характеризуется наличием, а другой (немаркированный) - отсутствием признака.

Градуальные - различная степень (градация) одного признака. Примеры: u-o (лабиализация), ü-ö, i-e.

Эквиполентные - оба члена логически равноправны. Примеры: p-t, f-k.

По объему смыслоразличительной силы оппозиций в разных позициях:

постоянные - имеют одинаковую смыслоразличительную силу во всех позициях (/r/-/l/ в русском языке);

нейтрализуемые - члены которых в определенных условиях не могут выполнять функцию смыслоразличения. Выделяются позиции релевантности (могут) и нейтрализации (не могут).

Типичный пример нейтрализации: оглушение звонких согласных в конце слова, характерное для русского или немецкого языков. Позиция, в которой противопоставление снимается, называется позицией нейтрализации, или слабой позицией. Для каждого противопоставления может существовать своя позиция нейтрализации: так, для оппозиции глухих и звонких шумных в русском языке сильной является позиция перед гласным, а слабой - позиция перед шумным согласным (кроме [v]), а для противопоставления твёрдых и мягких согласных слабой является только позиция перед другим шумным (в конце слова возможны и твёрдые, и мягкие, ср. мол - моль .


  1. Интегральные и дифференциальные признаки фонем.
Трубецкой рассматривал классификационные признаки фонем с точки зрения их фонологического содержания. На примере фонемы /k/, в которой фонологически релевантными будут: 1. Образование полной смычки (в противоположность /ch/). 2. Закрытие доступа в полость носа (/ng/). 3. Напряжение мышц языка при одновременном расслаблении мышц гортани (/g/). 4. Участие спинки языка (/t/, /p/).

Все признаки фонемы Трубецкой делит на релевантные и иррелевантные. Релевантными он считает лишь привативные оппозиции: наличие признака (маркированность), отсутствие признака (немаркированность).

Если фонема противопоставлена всем другим фонемам, то, по Щербе, «каждая фонема определяется прежде всего, тем, что отличает ее от других фонем того же языка. Благодаря этому все фонемы каждого данного языка образуют единую систему противоположностей, где каждый член определяется серией различных противоположений как отдельных фонем, так и их групп».

Теорию признаков Трубецкого подверг критике Бернштейн, так как она противоречит фактам, наблюдаемым в практике общения. Так неназальность /g/ (нерелевантный признак, по Трубецкому) имеет значение для восприятия слова «год».

Различение релевантных признаков как существенных, а иррелевантных (интегральных ) как несущественных неприемлемо при обучении иностранному произношению. Если сказать русскому учащемуся , что признак глухости для немецкой фонемы /sch/ не имеет существенного значения, то он может считать позволительным звонкое её произношение. Что не допустимо с точки зрения немецкой произносительной нормы.

Теория релевантных признаков получила дальнейшее развитие в трудах Якобсона и Халле. Они назвали эти признаки дифференциальными , так как их функция – различение значимых языковых единиц. Они исходят из того, что эти признаки являются первичными по отношению к фонеме, так как именно они позволяют фонеме быть различительной единицей, поэтому и сама фонема – пучок дифференциальных признаков.

Кузнецов: Лишь определив фонемы данного языка (на основании противопоставления их в составе различных значимых единиц в тождественных фонетических условиях), их фонетическое поведение в различных фонетических условиях и условиях противопоставления и непротивопоставления различных фонем, мы сможем из всей массы экспериментально установленных признаков отобрать те, которые для данного языка являются дифференциальными.


  1. Основные фонологические школы: Пражская фонологическая школа, фонологическая школа Щербы, Московская фонологическая школа, дескриптивная и генеративная фонология.
Московская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Она возникла в конце 20-х гг. XX в. как объединение ученых, придерживавшихся сходных взглядов на природу и языковые функции фонемы. Ее основатели (Р. И. Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, В. Н. Сидоров) и последователи (Г. О. Винокур, М. В. Панов и др.) опирались на идеи И.А.Бодуэна де Куртенэ.

Основа теории МФШ - особое учение о фонеме. Важнейшее положение этого учения - необходимость последовательного применения морфемного критерия при определении фонемного состава языка. В соответствии с этим вводятся понятия функции фонемы (перцептивная и сигнификативная), фонетической позиции, позиционного чередования, распределения (дистрибуции), дифференциальных и интегральных признаков фонемы, чередований, гипер-фонемы.

Фонема - это ряд позиционно чередующихся звуков, которые могут не иметь никаких общих фонетических признаков, они объединены только своими позиционными характеристиками. Фонемы в свою очередь могут объединяться в группы также в зависимости от своего позиционного поведения, а не по признаку акустического сходства. Фонемы могут нейтрализоваться. Это происходит, если в какой-то позиции фонемы выражены одним и тем же звуком. Нейтрализованные фонемы образуют гиперфонему. Основные положения, выдвинутые при анализе фонологического строя языка, применяются МФШ и при рассмотрении суперсегментных явлений: ударения, тонов, интонации и др.

Идеи школы нашли применение в теории письма - графике и орфографии, создании алфавитов, практической транскрипции и транслитерации, в исторической фонетике, диалектологии и лингвистической географии, преподавании неродного языка.

Основное положение МФШ - позиционно чередующиеся единицы представляют собой модификации одной и той же единицы более высокого языкового уровня - оказалось достаточно продуктивным при описании явлений словообразования , морфологии, синтаксиса, лексики, поэтики и др.

Ленинградская фонологическая школа - одно из направлений в исследовании звукового уровня языка. Основоположником школы был выдающийся лингвист Л. В. Щерба. В соответствии с его определением фонема рассматривается как единица, способная дифференцировать слова и их формы. Языковую функцию фонемы Щерба также связывал с ее способностью участвовать в образовании звукового облика значимой единицы языка - морфемы, слова. Последователи Щербы (Л. Р. Зиндер, С. И. Бернштейн, М. И. Матусевич) развили его идеи о том, что система фонем того или иного языка - не просто результат логических построений исследователя, а реальная организация звуковых единиц, обеспечивающая каждому носителю языка возможность порождения и восприятия любого речевого сообщения.

Понятие фонемы в ЛФШ отличается от того, как оно трактуется другими фонологическими и фонетическими учениями, прежде всего тем, что оно обеспечивает возможность и обязательность использования характеристик конкретных материальных явлений (акустических, артикуляторных) для образования значимых единиц языка. Именно этим обеспечивается принципиальный интерес последователей этой школы к материальным свойствам звуковых единиц, к исследованиям в области экспериментальной фонетики, к поиску новых методов анализа и синтеза речи, к разработке рекомендаций для различных способов передачи звучащей речи на большие расстояния. За последние годы в этих областях российская наука достигла выдающихся успехов.

Пражская лингвистическая школа - главное направление европейской ветви структурной лингвистики. Центром деятельности ПЛШ был Пражский лингвистический кружок (создан в 1926, организационно распался в начале 50-х гг.). Кружок возник как объединение нескольких чешских (В. Матезиус, Б. Трнка и др.) и российских (Р. О. Якобсон, Н. С. Трубецкой, С. О. Карцевский) ученых.

ПЛШ была основана на идеях Ф. Де Соссюра. На ее становление и развитие большое влияние оказала русская лингвистическая традиция: идеи Ф. Ф. Фортунатова, Л. В. Щербы и особенно И. А. Бодуэна де Куртенэ. ПЛШ развивала концепцию системной организации языка, в том числе идеи системного подхода к языковой эволюции (языку в диахроническом аспекте) и динамической концепции языка, рассматриваемого в синхронном аспекте.

Наиболее полно и последовательно структурно-функциональная концепция ПЛШ воплотилась в исследованиях звуковой стороны языка. Фундаментальные "Основы фонологии" Н. С. Трубецкого практически создали новый раздел языкознания - фонологию. Были введены такие базовые понятия, как: фонема, оппозиция, классификация оппозиций, маркированность-немаркированность, корреляция, дифференциальный признак, нейтрализация фонем и др.

Самым существенным вкладом ПЛШ в синтаксис стало учение В. Матезиуса (1882-1945) об актуальном членении предложения как выявляющем посредством выделения темы и ремы высказывания его функциональную перспективу. Функциональный синтаксис предполагает изучение средств и способов объединения слов в предложение в рамках определенной ситуации языкового общения (коммуникативной ситуации). Актуальное членение предложения выясняет способ его включения в предметный контекст, на базе которого оно возникло.

В рамках ПЛШ возникла теория языковых функций и функциональных стилей, заложен фундамент цивилизованной нормализаторской лингвистической деятельности. С термином "функция" связано представление о назначении языка как особой системы. Анализ целей, которым служит язык, позволяет выявить следующие языковые функции: социальную (обеспечение связи с другими людьми) и экспрессивную (язык выступает как средство выражения мысли безотносительно к слушателю). В свою очередь социальная функция расчленяется на функции общения (говорящий направляет внимание на передачу определенного содержания) и "поэтическую" (внимание говорящего направлено на форму сообщения).

Идеи ПЛШ продолжают оказывать влияние на развитие современных лингвистических концепций.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи природу гласных и согласных структуру слога типы ударения и др. Звук и буква Письмо – это как бы одежда устной речи. Звук изучается с четырех сторон в четырех аспектах: 1 акустический физический аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще; 2 артикуляционный биологический изучает звуки речи как результат деятельности органов речи; 3 функциональный лингвистический аспект рассматривает функции звуков речи; 4...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Фонетика как раздел языкознания.

Предмет и задачи фонетики

Фонетика (от греч. phone ) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. способы образования (артикуляцию) и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке, их роль в функционировании языка как средства общения людей, а также ударение и интонацию.

Изучать фонетику языка можно с разными целями, в разных аспектах. В зависимости от этого различаются общая и частная, описательная и историческая фонетика.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает способы и характер образования звуков речи, природу гласных и согласных, структуру слога, типы ударения и др. Звуковой строй конкретного языка изучается частной фонетикой .

Описательная (синхроническая) фонетика исследует звуковой строй конкретного языка на определенном этапе его исторического развития. Историческая (диахроническая) фонетика изучает изменения фонетической системы, произошедшие на протяжении более или менее длительного периода времени.

Фонетика как один из уровней языковой системы имеет свою специфику.

Звуковые единицы языка (звуки), в отличие от других его единиц – морфем, слов, словосочетаний, предложений, – не обладают значением. Слово имеет определенное значение, суффикс привносит в слово значение (например, -тель, -ик). Но мы не можем установить значение гласного [о] или согласного [д], они не обладают самостоятельным значением. Однако звуки служат для образования других языковых единиц – лексических, грамматических (слов и морфем, словосочетаний и предложений). Поэтому говорят, что звуковая сторона языка существует не сама по себе и не сама для себя, а в грамматике и лексике данного языка. Звуковые единицы и их сочетания реализуются в словарном составе и грамматическом строе, т.е. играют определенную функциональную роль.

Звук и буква

Письмо – это как бы одежда устной речи. Оно передает устную речь.

Звук произносят и слышат, а букву пишут и читают.

Неразличение звука и буквы мешает понять строение языка. И.А.Бодуэн де Куртенэ писал: кто смешивает звук и букву, письмо и язык, «тот только с трудом отучится, а может быть и никогда не отучится смешивать человека с паспортом, национальность с алфавитом, человеческое достоинство с чином и званием», т.е. сущность с чем-то внешним .

Звук как объект фонетики

В центре внимания фонетики находится звук.

Звук изучается с четырех сторон, в четырех аспектах:

1) акустический (физический) аспект рассматривает звуки речи как разновидность звуков вообще;

2) артикуляционный (биологический) изучает звуки речи как результат деятельности органов речи;

3) функциональный (лингвистический) аспект рассматривает функции звуков речи;

4) перцептивный аспект изучает восприятие звуков речи.

Работа (совокупность движений) органов речи при образовании звука называется артикуляцией звука.

Артикуляция звука состоит из трех фаз:

  1. Экскурсия (приступ) – органы речи переходят из предшествующего положения в положение, необходимое для произнесения данного звука (Панов: «выход органов речи на работу»).
  2. Выдержка – органы речи находятся в положении, необходимом для произнесения звука.
  3. Рекурсия (отступ) – органы речи выходят из занятого положения (Панов: «уход с работы»).

Фазы взаимопроникают друг в друга, это приводит к различного рода изменениям звуков.

Совокупность привычных для говорящих на данном языке движений и положений органов речи называют артикуляционной базой.

Устройство речевого аппарата

При дыхании легкие человека сжимаются и разжимаются. Когда легкие сжимаются, то воздух проходит через гортань, поперек которой расположены голосовые связки в виде упругих мышц.

Если из легких идет воздушная струя, а голосовые связки сдвинуты и напряжены, то связки колеблются – возникает музыкальный звук (тон). Тон нужен для произношения гласных и звонких согласных.

Пройдя гортань, воздушная струя попадает в ротовую полость и, если маленький язычок (увула ) не закрывает проход, – в носовую.

Ротовая и носовая полость служат резонаторами: они усиливают звуки определенной частоты. Изменения формы резонатора достигаются тем, что язык сдвигается назад, вперед, поднимается кверху, опускается вниз.

Если носовая занавеска (маленький язычок, увула) опущена, то открыт проход в носовую полость и к ротовому подключится и носовой резонатор.

В образовании звуков, которые произносятся без участия тона – глухих согласных – участвует не тон, а шум.

Все органы речи в ротовой полости делят на две группы:

  1. активные – подвижны и исполняют основную работу при артикуляции звука: язык, губы, увула (маленький язычок), голосовые связки;
  2. пассивные неподвижны и при артикуляции выполняют вспомогательную роль: зубы, альвеолы (выступы над зубами), твердое небо, мягкое небо.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

270. Фонетика 7.99 KB
Фонетика (греч. phone – звук, phonetikos – звуковой) – 1) раздел языкознания, изучающий звуки и их закономерные чередования, а также ударения, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки; 2) звуковая сторона языка.
7879. ФОНЕТИКА КАК НАУКА О ЗВУКОВОЙ СТОРОНЕ ЯЗЫКА 17.39 KB
Основные особенности системности языка. Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Теоретическое и практическое значение изучения фонетического строя языка.
2467. Этика - раздел философии 930.97 KB
Гедонизм – это простейшее материалистическое учение которое утверждает что главным критерием человеческих действий является удовольствие. Если же человек такого не получает значит он чтото делает неправильно: его поступки неэтичны с точки зрения гедонизма. Основным недостатком этой концепции является то что удовольствия является ограниченным. Человек устроен так что удовольствие рано или поздно сменяется неудовольствием.
6284. Химия как раздел естествознания и ее роль в современном машино- и приборостроении. Квантово-механическая модель атома водорода 2.49 MB
Формы орбиталей. Орбитальное квантовое число определяет: Форму абриса и внутреннюю структуру s p и большинства dорбиталей. Кроме численных значений орбитальное квантовое число имеет и буквенное обозначение:...
10726. Макроэкономика как раздел экономической теории и ее особенности. Основные макроэкономические проблемы: безработица, инфляция, экономический рост, состояние государственного бюджета и платежного баланса 59.73 KB
Макроэкономика как раздел экономической теории и ее особенности. Макроэкономика как раздел экономической теории и ее особенности. Макроэкономика отрасль экономической науки изучающая поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста; полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции. Экономический рост является результатом действия таких относительно устойчивых факторов как рост населения и технологический прогресс.
5880. Анатомия как раздел биологии│ Анатомия курс лекций 670.47 KB
Нервная ткань проводит нервные импульсы возникающие под воздействием внутреннего или внешнего раздражителя состоит: клетки нейроны нейроглия выполняет опорную трофическую и защитную функции Орган orgnon – орудие часть тела которая занимает определенное положение в организме и состоит из комплекса тканей объединенных общей функцией каждый орган выполняет уникальную функцию имеет индивидуальную форму строение местоположение и видовые отличия Система органов группа органов связанных между собой анатомически имеющих общее...
10647. Основные проблемы молекулярной биофизики. Физика биополимеров как раздел молекулярной биофизики и ее задачи. Первый закон термодинамики 110.11 KB
Биология – это наука о живой природе объекты которой неизмеримо сложнее неживых. В этом определении нет разграничения живой и неживой природы. Она не сводится к использованию физических методов или приборов в биологических экспериментах. Медицинский термометр электрокардиограф томограф микроскоп – физические приборы но биолог или врач использующие эти устройства не занимаются биофизикой.