В 1747 году 30-летний Хорас Уолпол, сын первого британского премьер-министра сэра Роберта, литератор и коллекционер, купил в качестве летней резиденции ничем не примечательный, практически игрушечный домик у реки в Твикенхэме, которому предстояло со временем стать одним из самых известных зданий в истории английской архитектуры.

Вид на Строберри Хилл

Твикенхэм,благодаря не так давно изменившимся к лучшему дорогам и экипажам, всего в двух часах езды от Лондона и как раз посередине между двумя королевскими резиденциями – Ричмондом и Хэмптон Кортом, — стал модной Меккой для столичных богачей и богемы, которые строили здесь свои загородные виллы.

Игры в неоготику

Уолпол решил не сносить купленный домик-игрушку, а переделать его внутри и «нарядить» снаружи. Был создан специальный «комитет» в составе самого Уолпола, архитектора Джона Чута и иллюстратора Ричарда Бентли. Члены «комитета» были энтузиастами-любителями, которые черпали вдохновение главным образом из книг по архитектуре и были совершенно далеки от практического строительства, так что без прораба, коим стал мистер Робинсон, им было не обойтись.

Хорас Уолпол в библиотеке Строберри Хилл Хауса

Впрочем, неоготика Хораса Уолпола была, как и его домик, в некотором роде игрушечная. Копируя своды готических соборов, окна, надгробия и лестницы, он изменял масштаб, лишал их структурной роли, оставляя одну лишь орнаментальность, и имитировал каменные оригиналы с помощью дерева, тромплея и папье-маше. Таким образом они превращались в камины, книжные шкафы, спинки стульев, двери, потолки. Продумано все было до мельчайших деталей: так привезенные по поручению Уолпола из Фландрии витражи были установлены главным образом в верхней части окон, чтобы не мешать гостям любоваться садом.

Витраж в Строберри Хилл Хаусе © Анастасия Сахарова

За полвека, проведенные в Строберри Хилле, с 1747-го до своей смерти в 1797-м Уолпол прочно занял место одного из самых выдающихся людей эпохи. Он был прежде всего превосходным литератором, ведущим хронику общественной и светской жизни, а также сплетен, одним из выдающихся букинистов и коллекционеров антиквариата, создателем первого частного печатного станка, признанным эссеистом и знатоком истории, живописи и садового искусства.

Кроме того он был автором «Замка Отранто», считающегося первым готическим романом и вдохновившим Мэри Шелли на написание «Франкенштейна». Кстати, опасаясь, что его экстравагантное сочинение о замках, кладбищах, склепах, привидениях и кровоточащих статуях подвергнется насмешкам, Уолпол раскрыл свое авторство только после того, как роман обернулся колоссальным успехом. Но, возможно важнее всего то, что он был создателем первого значительного здания в неоготическом стиле, который со временем нашел свое воплощение в таких «мастодонтах» мировой архитектуры как здание парламента в Лондоне.

Serendipity

Лестница в Строберри Хилл Хаусе

Мастер художественного слова, Уолпол обогатил английский вокабуляр несколькими словами собственного изобретения. На создание одного из них его вдохновила сказка «Три принца Серендипа». Слово serendipity, что значит «интуитивная прозорливость» и подразумевает случайное совершение удачных открытий, стало ключевым для Строберри Хилла: попадая в этот необыкновенный дом, посетитель совершает головокружительное путешествие из царства тьмы — это холл и ведущая наверх лестница, — в царство света, апофеозом которого является ослепляющая своим поистине королевским великолепием галерея; путешествие, полное неожиданных и с театральной скрупулезностью приготовленных хозяином-выдумщиком сюрпризов.

Галерея в Строберри Хилл Хаусе © Анастасия Сахарова

Это путешествие не только в пространстве, но и во времени, через созданные стараниями как будто не одного поколения семейства Уолполов сокровищницы. Говорят, как-то раз прохожий спросил одного из крестьян Хораса Уолпола:

Дом-то новый? – Да, — ответил крестьянин, — но мой хозяин в следующем году планирует построить гораздо более старый».

Дом-музей

Его хозяин и правда строил и строил, да так, что в один прекрасный день вынужден был признаться:

Я начинаю стесняться своего великолепия».

Вину за случившееся он, впрочем, свалил на свою неумолимо разраставшуюся коллекцию, которая

была уже слишком прекрасна, чтобы выставлять ее скромно; она раздвинула стены, а с этим пришла и роскошь».

Дом рос, а вместе с ним росла и его слава. Сказочный замок над Темзой и несметные богатства его хозяина – картины, гравюры, книги, мебель, фарфор, монеты, миниатюры – желали видеть все. Для особенно почетных гостей хозяин проводил экскурсии по дому сам. Прочие же были на попечении его экономки. Но довольно скоро Уолпол устал от толп желающих, звонящих в его дверной колокольчик с тем, чтобы совершить набег на его вотчину, и ввел систему группового бронирования – строго с мая по октябрь, не больше 4 человек в день и никаких детей. Он жаловался:

Я держу гостиницу под названием «Готический замок». Никогда не стройте дом между Лондоном и Хэмптон Кортом. В нем будет жить кто угодно, кроме вас!»

К своему огорчению он обнаружил также, что посетители «смотрят пальцами» и сильно сокрушался, почти до решения закрыть двери своего дома для посторонних навсегда, когда «неотесанные люди» отломали кончик клюва его бесценного орла и спрятали отломанный кусочек в карман.

В коллекции Уолпола имелось и несколько весьма эксцентричных экспонатов: гребень королевы Берты, красная шапочка , трубка, которую курил адмирал Ван Тромп во время своего последнего морского сражения, и шпоры короля Вильгельма III, которыми он подгонял своего коня в битве при Бойне в 1690 году. Вот, правда, ночным колпаком Оливера Кромвеля ему не удалось разжиться: кто-то другой обскакал его на аукционе.

Но, пожалуй, самым любопытным предметом в богатой коллекции Строберри Хилла было черное зеркало из обсидиана, с помощью которого черный маг при дворе Елизаветы вызывал духов, а прежде, о чем Уолпол, впрочем, не знал, пользовались ацтеки во время человеческих жертвоприношений во имя «бога дымящегося зеркала».

Разумеется, стены Строберри Хилла были свидетелями множества изысканнейших вечеринок. Некоторые из предлагавшихся гостям развлечений были весьма необычны: так иногда они любовались из окон галереи на то, как слуги доят коров – кстати, как и овцы, подобранных по цвету для гармоничного слияния с пейзажем, — дабы убедиться, что молоко в их силлабабе свежайшее!

Бумажное наследие

Хорас Уолпол однажды пророчески изрек:

мои постройки, как и мои сочинения, из бумаги и десять лет спустя после моей смерти разлетятся по ветру».

Не будучи женатым и не имея прямых наследников, он завещал Строберри Хилл со всеми его бесценными коллекциями своей племяннице скульптору Анне Сеймур Дамер. К 1811 году ей стало не по карману содержать дом, и она уступила его Элизабет Лауре Уолдегрейв. Ее внук Джон женился на 18-летней Фрэнсис Брэхем, дочери известного тенора Джона Брэхема, но в 1839 году умер, не дожив и до первой годовщины свадьбы. Всего несколько месяцев спустя Фрэнсис вышла замуж за его брата Джорджа. Вскоре после женитьбы молодожен загремел на 6 месяцев в тюрьму за «разгульное поведение». Выйдя на свободу, Джордж оказался весьма стеснен в средствах, а кроме того обижен на то, что суд Твикенхэма так с ним поступил. И он решил продать чудесную коллекцию Уолпола, а опустевший Строберри Хилл оставить разрушаться под влиянием неумолимого времени в знак укоризны за неблагодарность Твикенхэма.

«Великая распродажа» состоялась в 1842 году и продолжалась 32 дня. Сначала планировалось, что она начнется 25 апреля и продлится 24 дня. Однако выяснилось, что выставленные на продажу 2 и 3 мая гравюры и книги были настолько плохо описаны в аукционном каталоге и были собраны в такие большие лоты, что потенциальные покупатели взбунтовались.

В итоге продажа содержимого гравюрной комнаты была отложена до июня, пока не был составлен новый каталог, — заняла она 10 дней. В общей сложности обиженный герцог Уолдегрейв заработал 33.450 фунтов 11 шиллингов 9 пенсов – почти 3 миллиона в масштабе 2016 года.

Строберри Хилл Хаус © Анастасия Сахарова

Опустошенный Строберри Хилл еще не раз переходил из рук в руки, переживая то моменты почти былого великолепия, то почти полной разрухи. Еще 10 лет назад он числился в печальном списке 100 мировых памятников, находящихся под угрозой исчезновения. Сейчас восстановлены 20 комнат. Но сколько еще времени, денег и усилий уйдет на то, чтобы вернуть хотя бы часть былого наследия Хораса Уолпола! А пока нам остается довольствоваться только воспоминаниями о том, каким чудесным ларцом был этот белоснежный готический замок на Темзе.



Английский писатель, политик, историк и антиквар. Настоящее имя – Гораций (Horatio). Родился в Лондоне, был четвертым сыном в семье Кэтрин Шостер (Catherine Shoster) и Роберта Уопола (Robert Walpole) – 1-го графа Орфордского, лидера английских вигов, которого нередко считают первым в истории премьер-министром Англии. Большую часть детства провел в Челси, в доме своего отца. Начальное образование получил в школе Бексли (Bexley) в Кенте, а в 1727 году поступил в Итонский колледж (Eton College), в котором проучился в течение семи лет. Но в 1734 году оставляет его, чтобы через год перевестись в Королевский колледж Кембриджского университета (King’s College, Camridge), где изучал математику, музыку и анатомию. Но и здесь он не доучился, и спустя четыре года, в 1739 году, вместе со своим другом поэтом Томасом Греем (Thomas Gray, 1716-1771), отправляется в путешествие по Европе. А спустя два года, в сентябре 1741 года, возвратившись в Англию, Уолпол с удивлением находит, что пока он отсутствовал, в мае того же года он был избран членом Парламента, в котором состоял в течение 26 лет. В мае 1767 году он уходит в отставку, в 1791 вслед за племянником получает титул 4-го графа Орфордского. Никогда так и не удосужившись жениться, умер одиноким в своем доме в лондонском квартале Беркли в 1797 году от приступа подагры. В 1747 году он арендует, а спустя два года приобретает Земляничный Холм (Strawberry Hill) – загородный дом около Туикенема (Twickenham), недалеко от Лондона, который в течение оставшейся части жизни переделывает в фантастический псевдоготический замок. Здесь была размещена одно из наиболее обширных и эклектичных собраний живописи в Англии. Здесь Уолпол в 1757-м устроил также и типографию «Strawberry Hill Press», где, кроме всего прочего, печатал и свои сочинения: «Каталог венценосных и благородных английских писателей» (1758), «Анекдоты об английской живописи» (1762-1771) и др. В типографии также издавались книги Томаса Грея (Thomas Gray), Джозефа Спенса (Joseph Spence), Ханны Мор (Hannah More) и многих других, и, надо сказать, издательская деятельность Уолпола внесла большой вклад в развитие печатного дела в Англии. Изданный им в конце 1764 года роман ужасов «Замок Отранто » возник вследствие увлечением автора средневековьем. По воспоминаниям Уолпола, готическая атмосфера Земляничного Холма в одну из июньских ночей 1764 года однажды вызвала у автора кошмар, который спустя полгода «превратился» в «Замок Отранто »: «Я пробудился однажды утром в начале июня от сна, который никак не мог забыть, в котором я находился в древнем замке (очень естественное сновидение для головы, заполненной, подобно моей, разными готическими историями) и на высоких перилах большой лестницы я увидел гигантскую руку в броне. Вечером я сел и начал писать, не имея никакого представления о том, что я хочу этим сказать, и о книге в целом. Работа продвигалась быстро, и я с удовольствием отдавался ей, мне нравилось думать о чем-нибудь другом, кроме как о политике, так что эта история была закончена менее чем за два месяца». Так, с легкой руки Уолпола, возник (точнее – возродился) жанр «готического романа», ставший одной из самых примечательных и самых прочных традиций английской литературы. Эту книгу в конце 18 века восторженно приветствовали предшественники романтизма, а «готический роман» вдохновил многих последователей – Анна Рэдклиф (Ann Radcliffe), Мэтью Грегори Льюис (Mathew Gregory Lewis), Чарльз Метьюрин (Charles Maturin), Мэри Шелли (Mary Shelley), Брэм Стокер (Bram Stoker) и др. Первая публикация 1764 года появилась без указания имени автора, опасавшегося за судьбу своего произведения, как «перевод утраченной рукописи». Но неожиданный успех книги позволил писателю во втором издании 1765 года поставить свое имя под заголовком и к настоящему времени «Замок Отрантно » выдержал более 150 изданий. Кроме этого романа, Уолпол написал трагедию «Таинственная мать» (1768), которая так никогда не увидела сцены, и в которой развивается сюжет о кровосмешении, прелюбодеянии матери с сыном. Он также известен своей многотомной (около 3 тысяч писем) перепиской, охватывающей полвека английской истории, а также опубликованные уже после смерти писателя «Мемуары», «Воспоминания» и «Дневник», в которых отражены политические и социальные проблемы страны в период 1750-88 гг.

Произведения автора
  • 1747 – Aedes Walpolianae – книга об искусстве, включающая большой каталог живописи его отца, а также его эссе «Проповедь о живописи» (Sermon on Painting)
  • 1757 – Письма из Ксо-Хо (A Letter from Xo Ho) – политический памфлет
  • 1758 – Каталог венценосных и благородных английских писателей (Catalogue of Royal and Noble Authors of England)
  • 1762-71 – Анекдоты об английской живописи (Anecdotes of Painting in England) – в 4 томах
  • 1764 – Замок Отранто: Готическая история (The Castle of Otranto: A Gothic Story)
  • 1766 – Отчет об обнаруженных недавно великанах (An Account of the Giants lately discovered) – политический памфлет
  • 1768 – Таинственная мать (The Mysterious Mother) – трагедия
  • 1768 – Исторические сомнения в жизни и правлении Ричарда III (Historical Doubts on the Life and Reign of Richard the Third)
  • 1774 – Описание усадьбы мистера Хораса Уолпола в Земляничном Холме около Туикенема, с инвентаризацией мебели, картинами, антиквариатом и т.д. Описание (Description of the Villa of Mr. Horace Walpole at Strawberry Hill near Twickenham, with an inventory of the furniture, pictures, curiosities etc. The Description)
  • 1785 – Эссе о современном садоводстве (Essay on Modern Gardening)
  • 1819 – Воспоминания (Reminiscences)
  • 1840 – Письма Хораса Уолпола, графа Орфордского (The letters of Horace Walpole, Earl of Orford) – в 6 томах
  • 1845-46 – Мемуары (Memoirs)
  • 1859 – Дневник (Journal)
Публикации в периодике и сборниках
  • Замок Отранто : Повесть / Пер. В. Шора // Фантастические повести . – Л.: Наука, 1967 – с.5-103
      То же: Готическая повесть / Пер. В. Шора // Комната с гобеленами . – М.: Правда, 1991 – с.23-228 То же: [Повесть] / Пер. В. Шора // Антология ужасов: В 4 т. Т.1 . – [Черкесск]: Северо-Кавказское информационно-рекламное агентство, – с.10-77 То же: Повесть / Пер. В. Е. Шора // Влюбленный дьявол . – Смоленск: ИПФ «Смол’ин», 1992 – с.74-180 То же: Роман // М. Шелли. Франкенштейн, или Современный Прометей; Г. Уолпол. Замок Отранто. – Смоленск: СПК, 1992 – с. То же: Повесть / Пер. В. Шора //

Хорас Уолпол считается основателем готического романа. Ценитель искусства, который прожил в одиночестве в собственном замке до глубокой старости, он, сам того не осознавая, совершил переворот в жанре ужасов и создал новое направление в литературе.

Хорас Уолпол, 4-ый граф Орфорд, так же известный как Гораций Уолпол и Хорейшо Уолпол (в русском переводе нет единого написания) родился 24 сентября 1717 года. Будущий писатель рос в семье известной политической фигуры. Его отец - Роберт Уолпол, глава партии вигов в Великобритании (возглавлял правительство дольше, чем кто-либо в стране - 21 год). Свое состояние отец Хораса тратил на произведения искусства, в его коллекции были картины Рубенса, Веласкеса, Рембрандта. Это не могло не отразиться на Уолполе, и он впоследствии стал историком искусств.

В Великобритании Хорас известен так же как создатель дома Строберри Хилл. Сняв однажды эту виллу, он выкупил ее и переделал, превратив в прекрасный замок. Сейчас Строберри Хилл является образцом готического стиля в архитектуре.

Уолпол всю жизнь провел в политике, но занимал незначительные должности, в основном, благодаря влиянию своего знаменитого отца. Главной его страстью была культура. Он продолжил увлечение отца и собрал одну из самых больших и богатых художественных галерей своего времени в Великобритании.

В 1737 году мать Уолпола умирает. Как говорит один из его биографов: «любовь к матери была самым сильным чувством в его жизни, весь его мир переменился после ее смерти». У Уолпола никогда не было серьезных отношений с женщинами, что породило слухи о нетрадиционной ориентации. Некоторые биографы подозревают, что Уолпол был асексуален.

Заниматься литературой Уолпол начал через двадцать лет после смерти матери, с «Каталога венценосных и благородных авторов» и «Анекдотов из истории живописи в Англии».

Известно, что в Строберри Хилл был ручной печатный станок. Но в 1764 году свой самый известный роман «Замок Отранто», Уолпол выпустил анонимно (не используя личную мини-типографию). Это была своего рода мистификация: на обложке было указано, что это перевод итальянского романа, написанного каноником Собора Святого Николая, Онуфрио Муральто. Указывалось, что роман был напечатан в 1529 году в Италии, а само действие происходила и того раньше. Переводчик называл себя Уильям Маршалл. Второе издание вышло уже под именем Уолпола. «Замок Отранто» сразу стал считаться образцом готического романа (хотя сам Уолпол называл его новеллой). Также автор подчеркивал, что написал «Замок» меньше чем за два месяца.

Позже о влиянии этого романа на свое творчество говорили Вальтер Скотт, Эдгар По, Брэм Стокер и многие другие. Интересно, что сам замок Отранто действительно существует на юге Италии. Это сооружение имеет трапециевидную форму и окружено рвом.

Следующее произведение Уолпола «Таинственная мать» пыталось закрепить жанр ужаса уже в драме (но пьеса на сцене поставлена так и не была). Затем, он написал сборник коротких рассказов в жанре абсурда, тем самым предсказав сюрреализм. Назывались они «Иероглифические сказки».

Писатель говорил: «Тот, кто наблюдает за игрой со стороны, часто видит в ней больше, чем ее игроки». Так и вышло. Он смотрел на жизнь из окон своего замка, придумывая новые готические истории, меняя литературу, привлекая читателя мистикой и средневековьем.

Уолпол прожил уединенную жизнь в своем имении, коллекционируя искусство, занимаясь литературой и политикой. Умер он в возрасте 79 лет.

После его смерти, в 1911 году, было образовано «Общество Уолпола» («The Walpole Society»), названное в честь писателя. Их основная цель – популяризировать историю искусства Великобритании.

Валерия Бузикова

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Манн Хорас Манн (Mann) Хорас (4.5.1796, Франклин, штат Массачусетс, - 2.8.1859, Иеллоу-Спрингс, штат Огайо), американский педагог и общественный деятель. В 1823-1837 занимался адвокатской практикой. В 1837-48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЭ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УО) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович

Хорас Манн (1796-1859 гг.) педагог, общественный деятель Гений может положить начало; довершить дело должен терпеливый

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

Гораций (65–8 до н. э.) Квинт Гораций Флакк, один из прославленных римских поэтов эпохи Августа, родился в апулийском городе Венузии, на границе Лукании, и был сыном вольноотпущенника. Несмотря на скудный достаток, отец дал сыну приличное образование, сперва в Венузии, затем

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

ГОРАЦИЙ Квинт Гораций Флакк (65-8 до н. э.) – римский поэт.* * * Дерзай быть мудрым! Нет ничего невозможного для людей. Пользуйся нынешним днем, менее всего доверяя грядущему. Лови мгновение! Ничто в жизни не достается без большого труда. Мера должна быть во

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ГРИЛИ, Хорас (Greeley, Horace, 1811–1872), американский издатель и политик, основатель «Нью-Йорк таймс» 997 Отправляйся на Запад, молодой человек! // Go West, young man! Этот призыв обычно приписывается Грили, со ссылкой (вероятно, ошибочной) на его статью 1850 г. В прижизненной биографии Грили (1855)

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том II (В – Г) автора Сосновский Александр Васильевич

УОЛПОЛ, Роберт (Walpole, Robert, 1676–1745), британский политик, в 1721–1745 гг. премьер-министр 61 Все эти люди имеют свою цену. В «Воспоминаниях о сэре Роберте Уолполе» (опубл. в 1798) У. Кокс писал: «За разглагольствованиями мнимых патриотов, по его [Уолпола] мнению, <…> крылись

Из книги автора

ГРИЛИ, Хорас (Greeley, Horace, 1811–1872), американский издатель и политик,основатель «Нью-Йорк таймс»148Отправляйся на Запад, молодой человек! // Go West, young man!Этот призыв обычно приписывается Грили, со ссылкой (вероятно, ошибочной) на его статью 1850 г. В прижизненной биографии Грили (1855)

Из книги автора

УОЛПОЛ, Гораций (Хорас) (Walpole, Horace, 1717–1797), английский писатель13Легче было завоевать Восток, чем решить, что с ним потом делать.Письмо к Хорасу Манну от 27 марта 1772 г.? Knowles, p.

Из книги автора

УОЛПОЛ, Роберт (Walpole, Robert, 1676–1745), британский политик, в 1721–1745 гг. премьер-министр14Ваше Величество, в этом году в Европе убито в сражениях 50 тысяч человек, но ни одного англичанина.В 1734 г. – королеве Каролине, жене Георга II. В то время шла война «за польское наследство», в

Из книги автора

Гораций (Horatius) (65 до н. э.-8 до н. э.), древнеримский поэт.Родился 8 декабря 65 до н. э. в Венусии, на границе Апулии и Лукании в семье вольноотпущенного раба, занимавшегося торговлей. Полное имя Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus). Получил хорошее образование в Афинах. Был

) - английский писатель, основатель жанра готического романа . По-русски нет единства в передачи его имени: «Хорас Уолпол», Хорейшо Уолпол (Horatio Walpole ), «Гораций Уолпол».

Биография

Младший сын известного премьер-министра, главы партии вигов Роберта Уолпола , Хорас Уолпол родился 24 сентября 1717 года . Как и положено молодому аристократу, Уолпол получил достойное классическое образование в колледже вИтоне , затем обучался в Кембриджском Университете , завершил необходимое для молодого английского лорда образование большим путешествием по Европе - Франции , Швейцарии , Италии .

Вернувшись, Хорас Уолпол, под влиянием отца, получает место в парламенте, где представляет партию вигов.

В 1747 году молодой граф Уолпол приобретает на берегу Темзы небольшое имение, которое начинает перестраивать, в соответствии с собственным вкусом и желанием. С большими перерывами продолжается строительство помещичьего дома до 1770 года. Само поместье Уолпол назвал Строберри-Хилл (англ. Strawberry Hill ), в его мечтах он был «маленьким готическим замком». Там же была организована типография, в которой было отпечатано малым тиражом описание Строберри-Хилл.

Живя уединённо в своём имении, Хорас собрал одну из самых крупных и богатых художественных галерей в Англии.

Приобретение Строберри-Хилл оказалось большой удачей для молодого графа - именно постройки имения навеяли Уолполу создание его «Замка Отранто».

В 1791 году Хорас Уолпол, не имея наследников, передаёт свой титул племяннику, а в 1797 году , в возрасте восьмидесяти лет, умирает в собственном доме.

Замок Отранто

Литературную деятельность начал в 1758 опубликованием «Каталога венценосных и благородных авторов» (A Catalogue of the Royal and Noble Authors of England, 2 vls). За этим последовали «Анекдоты из истории живописи в Англии» (Anecdotes of Painting in England, 4 vls, 1762-1771) и, наконец, в 1764 анонимно был опубликован «Замок Отранто » (The Castle of Otranto), первый «готический» роман, действие которого происходит в эпоху первого крестового похода. В этом романе нагромождены всевозможные ужасы: с неба падает шлем, убивающий принца, статуя предка одного из героев неожиданно начинает кровоточить, ему же является видение исполинской руки и т. п. Погружённый в детали мрачных и таинственных описаний, автор проводит в этом произведении идею рокового возмездия, падающего на потомков за грехи и преступления их предков.

Другие сочинения

В следующем произведении - «Таинственная мать» (The Mysterious Mother, 1768) - Уолпол попытался утвердить жанр ужасов и тайн в драме (пьеса на сцене, однако, поставлена не была). Помимо опубликованного в 1768 исторического произведения «Сомнения относительно характера жизни и царствования короля Ричарда III» (Historic Doubts on the life and Reign of King Richard the Third), ничего больше при жизни Уолпола опубликовано не было. После его смерти были изданы его весьма интересные и ценные в историко-культурном отношении мемуары (Last ten Years of the reign of George II, 1846) и «Письма».

В 1785 году в шести экземплярах были отпечатаны «