ГОСТ 5994-93
(ИСО 5970-79)

Группа К25

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Типы и функциональные размеры

School desks. Types and functional dimensions


МКС 97.140
ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 4 от 21 октября 1993 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование государственного органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Казахстан

Казглавстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-4

4 ВЗАМЕН ГОСТ 5994-86

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2005 г.


Настоящий стандарт распространяется на парты, предназначенные для оборудования I-IV классов общеобразовательных школ и лечебно-воспитательных учреждений, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.6, 2.8, 2.11, 2.12.

1 Типы

1.1 Парты должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

I - с постоянными параметрами;

II - с регулируемыми параметрами.

Парты типа I и II изготовляются двух подтипов:

а - с постоянным наклоном крышки;

б - с переменным наклоном крышки.

2 Функциональные размеры

2.1 Парты типа I должны изготовляться четырех номеров с цветовой маркировкой в соответствии с таблицей 1.


Таблица 1

В миллиметрах

Средний рост учащихся

Группа роста

Цвет маркировки

Св. 1000 до 1150

Оранжевый

" 1150 " 1300

Фиолетовый

" 1300 " 1450

Желтый

" 1450 " 1600

Красный

2.2 Функциональные размеры парт должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблице 2.

Рисунок 1. Функциональные размеры парт

Рисунок 1


Таблица 2

В миллиметрах

Наименование размера

Значение для парты, номера

Высота рабочей плоскости , не менее

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой парты у ее края (высота пространства для ног), , не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях) , не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над стопой сидящего (высота пространства для вытянутых ног) , не менее

Ширина рабочей плоскости , не менее

Длина рабочей плоскости , не менее:

одноместная парта

двухместная парта

Расстояние между опорными элементами парты (ширина пространства для ног) , не менее:

одноместная парта

двухместная парта

Расстояние от края парты со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее

Расстояние от края парты со стороны сидящего до элементов, выступающих над его стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее

Высота сиденья

Глубина сиденья

Ширина сиденья (одного места) , не менее

Высота линии перегиба спинки , не более

Высота нижнего края спинки над сиденьем

Высота верхнего края спинки над сиденьем

Ширина спинки (одного места) , не менее

Радиус изгиба переднего края сиденья

Радиус спинки (одного места) в плане , не менее

Угол наклона сиденья , град

Угол наклона спинки , град

Расстояние от кромки стола со стороны сидящего до наиболее выступающей части спинки

Расстояние от кромки стола со стороны сидящего до переднего края сиденья

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4 изготовление одноместных парт с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных парт с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3 Парты типа II должны регулироваться по высоте на четыре номера с 1-4. Размеры , , , , , и должны изменяться в соответствии с табл.2, остальные размеры должны соответствовать нормам для парты N 4.

Допускается постоянная высота и расстояние от кромки стола со стороны сидящего до наиболее выступающей части спинки соответственно следующих норм: - 140 мм; - не более 300 мм; - 250 мм и высота линии перегиба - не более 180 мм.

2.4 Крышка парты подтипа а должна иметь наклон, указанный на чертеже. Крышка парты подтипа б должна устанавливаться горизонтально и под углом 7-12°. Уменьшение высоты края крышки, обращенного к ученику, при переводе ее в наклонное положение не должно быть более 10 мм.

2.5 Наклонная крышка парты подтипа а может иметь горизонтальную площадку в виде узкой полки со стороны, противоположной сидящему. Ширина ее должна быть не менее 80 мм.

2.6 Ширина откидной части крышки, при наличии последней, со стороны сидящего должна быть 160-180 мм.

2.7 В двухместных партах должна быть площадка размером не менее 450х270 мм для размещения портфелей или ранцев, расположенная между сиденьями, или приспособление для их подвешивания.

2.8 Место учащегося должно быть оборудовано углублением в крышке стола для ручки и карандаша размером не менее 220х20х5 мм. Расстояние от края крышки парты со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

2.9 Съемные и выдвижные пюпитры, в том случае, если ими оборудуются парты, должны размещаться на расстоянии 370-400 мм от края крышки со стороны сидящего.

2.10 При наличии полки под крышкой парты высота ниши должна быть не менее 60 мм.

2.11 Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление не должно быть более 10 мм и должно занимать задние глубины сиденья. Самая глубокая часть должна приходиться на точку, расположенную от передней кромки сиденья на его глубины.

2.12 Углы крышки сиденья и спинки парты должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане радиус скругления 10-30 мм.

УДК 645.444:006.354

Ключевые слова: парты, типы, функциональные размеры



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2005

Когда ребенок идет в школу, у родителей возникает вопрос обустройства рабочего места. Многие покупают стол "на вырост", чтобы больше не надо было покупать новую мебель. Но специальная - более предпочтительный вариант, чем обычный письменный стол.

Во-первых, письменный стол предназначен для взрослых, которые уже в состоянии держать правильную осанку. Ребенок же только учится это делать, его позвоночник еще формируется. Парта для школьника должен быть сделан с учетом анатомических особенностей детей этого возраста, чтобы помочь формированию правильной осанки.

Во-вторых, дети быстро растут, и высота стола, как правило, не регулируется. Стандартные стулья имеют высоту 45 сантиметров, стандартные рабочие столы – 76 сантиметров. Ребёнку за ними будет попросту неудобно: ноги до пола не достают, столешница на уровне плеча… Мало того, что толком учиться не получится – постоянно придётся отвлекаться из-за дискомфорта – ещё и риск развития многих заболеваний серьёзно увеличивается. Речь идёт о сколиозе (искривлении позвоночника), остеохондрозе и близорукости. В хороших школьных партах высота регулируется, поэтому парта будет «расти» вместе с ним.

Важно правильно отрегулировать высоту стула и стола, поскольку ноги карапуза должны стоять на полу плотно и устойчиво, колени под столом должны обязательно образовывать один прямой угол, а бедра и туловище - второй.

По утверждению профессионалов высоту мебели для школьника следует регулировать два раза в год. На каждые новые 15 см роста ученика высота парты должна быть выше на 6 см, а стульчика на 4 см.

В-третьих, парты имеют модули для хранения самых нужных предметов. Их можно легко вписать в любой интерьер, сэкономив драгоценные метры.

При этом подобные парты гарантированно соответствуют и всем остальным требованиям, которые применяются к детским столам:

  • Размеры крышки. Для того, чтоб малыш правильно сидел за столом, он должен иметь возможность положить оба локтя на край парты, но так, чтобы не возникло желания наклонить корпус вперед, ведь тогда спина будет в неправильном положении. Столешница рабочего стола ребёнка должна иметь размеры не меньше, чем 60х60 сантиметров, иначе на ней просто не хватит места для всех учебных принадлежностей.
  • Тумбы и ящики. Они должны быть, чтобы ребёнку не приходилось за каждой ручкой или набором карандашей бегать к стеллажу. При этом идеальный ящик не может быть слишком глубоким, в противном случае искать в нём какую-то мелочёвку будет очень затруднительно.
  • Соответствие высоты стола и стула. Стул должен идеально подходить к парте по высоте, иначе все преимущества современного стола будут сведены на нет. Растущий стул настраивается так же, как парта, им удобно пользоваться.
  • Наличие надстроек. По мере роста ребёнка ему будет требоваться всё больше места для уроков. Растущая детская мебель дополнительно оборудуется боковыми и задними приставками – Вы можете увеличить полезную площадь стола в 2.5-3 раза!

Кроме того, парта для школьника должна обладать не только регулировкой высоты, но и углом наклона столешницы. В начальных классах для письма, чтения и рисования советуют использовать столешницу с наклоном. Медики утверждают, что оптимальный угол наклона столешницы при занятиях письмом должен составлять 15 градусов, чтением – 30 градусов, при рисовании – 0-5 градусов. Требования к механизму регулировки наклона те же, что к механизму регулировки высоты. необходима только ученикам начальной школы, тогда как старшеклассники должны заниматься за столом с ровной поверхностью.

В общем, все элементы парты должны быть безопасными для ребенка. Выберите прочный и надежный письменный стол. На нем не должно быть выступающих элементов, за которые можно зацепиться. Парта для школьника должна быть устойчивой, чтобы не шататься и не скользить по полу. Желательно, чтобы ее углы были закруглены.

Если у вас небольшая квартира, стоит обратить внимание на размер парты. Парта для школьника может быть большой и достаточно , поэтому ясно, что, чем комната меньше, тем более компактной должна быть парта (но не в ущерб удобству ребенка). Для совсем маленьких комнат в продаже имеются угловые парты.

Кроме того, важен материал, из которого сделана парта. Он должен быть экологически безопасным, не выделять формальдегид и другие опасные вещества. Необходимо спросить подтверждающий безопасность сертификат. Конечно, идеальный вариант - это школьная парта из массива дерева, но такие школьные столы дороже. Столешницу необходимо выбирать матовую, так как глянцевые поверхности бликуют и способствуют быстрому утомлению глаз. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева) с возможностью легкой очистки.

Аксессуары могут дать дополнительные «бонусы», которые помогут сделать окончательный выбор при прочих равных условиях. Скажем, некоторые школьные парты могут приспосабливаться к различным видам напольных покрытий (твердых и мягких). Крючок для подвешивания ранца, пенала, линейки, подставка для книг, отсек для письменных принадлежностей - не обязательные, но очень полезные дополнения. может быть поделена на две части. Стационарную, на которой располагается монитор или лампа, и подвижную, угол наклона которой может достигать 20 градусов. На передней части парты могут быть закреплены алюминиевые линейки, служащие для измерения во время занятия, а также препятствующие скатыванию предметов по наклонной плоскости.

Даже возможность выбрать один из нескольких цветов может склонить чашу весов в сторону конкретной модели. Но цвет парты не должен быть слишком ярким - это будет отвлекать внимание ребенка.

Еще один вариант современной растущей парты для школьника, которая учитывает физиологические потребности ребенка, а также отвечает всем экологическим нормам, - . Именно они первыми поставили растущую парту на два колеса, делая её более мобильной. Другим оригинальным решением стали маленькие подвесные ящички на высокой задней приставке к парте. Словно вынутые из бабушкиного секретера эпохи начала 20-го века, они способны были вместить в себя тысячи мелочей.

Парты средней ценовой категории предлагает компания - компания, расположенная в Тайвани, с главным офисом в США. Благодаря применению современных технологий, экологичности и доступной цене, эта компания вот уже 30 лет с успехом производит детскую эргономичную ортопедическую мебель, письменные и компьютерные столы. - это новый брэнд этой фирмы.

Экономичный вариант растущей парты . Все родители стремятся дать своим детям самое лучшее, но иногда возможностей хватает не на все. Сегодня на российском рынке можно найти много достойных аналогов дорогим растущим партам для школьника. Самая популярная недорогая модель – это . При сравнительно небольшой цене Астек-Элара почти не уступает более дорогим моделям. В каждой парте есть выдвижной ящик для ручек и карандашей. Высота регулируется с помощью того же ростомера на ножках. Небольшой минус, в том, что очень мало места для хранения. Придется докупать модули на стену или тумбу под парту. Угол столешницы тоже регулируется (не во всех моделях), но положений меньше. Чтобы установить нужный наклон, необходимо открутить и закрутить пару винтиков.

Подбираем правильный стул для школьника

При покупке в салонах "ДИН-детские интерьеры" одновременно со - для Вас доставка по г. Москве бесплатна; при покупке только стола - дарим прозрачную накладку на стол.

Вы хорошо помните свои школьные годы? Строгая форма, белые банты, галстучки, тяжелые ранцы и потертые столы в классах. Сегодня банты и галстуки стали атрибутом праздника, портфели гораздо легче и удобнее, неизменной остается лишь парта школьная, размеры которой, кстати, очень важны для хорошей успеваемости.

Виды школьных парт

Казалось бы, ну школьный стол, что в нем может быть особенного. Он один-единственный и неповторимый. Но не тут-то было. Оказывается, существует несколько видов этой мебели, и различаются они не только по дизайну, но и по функциональности.

  1. Парта школьная регулируемая - это удобный вариант, если стол нужен на несколько лет учебы. Такая мебель позволяет регулировать высоту столешницы и стула.
  2. Ортопедические парты - модель, которая в первую очередь подходит для детей с отклонениями опорно-двигательной системы. Но это не значит, что нельзя приобрести для здорового ребенка ортопедическую мебель. Ведь здоровье легче сохранить, чем возвратить, а позвоночник - это вам не шутки!
  3. Парта-моноблок. Этот вид школьных столов хорошо знаком каждому. Обычно их используют в младших классах. Столешница прикреплена к скамейке, что позволяет приучить ребенка к правильному положению за партой.
  4. Одноместные или двухместные парты.
  5. Откидные - такие парты чаще всего используются в больших аудиториях. По сути это стул с небольшим на подлокотнике.
  6. Парты с ящиками очень удобны. В них можно хранить учебники, тетради и другие школьные принадлежности.

Парта первоклассника

Дети растут очень быстро. Вот и ваше чадо собирается в первый класс, а значит, нужно подумать не только о покупке школьной формы и принадлежностей, но и о надежном рабочем месте, чтобы делать уроки. Сегодня школьные парты для дома представлены во множестве магазинов. Но важно ответственно подойти к выбору этой мебели, ведь неудобный стул или слишком высокий стол может запросто испортить ребенку настроение и отбить желание заниматься. Если это парта школьная, размеры должны соответствовать нормам, кроме того, она должна отвечать параметрам безопасности, как и домашняя.

При выборе места для установки парты заранее продумайте момент с освещением. Важно, чтобы дневной свет падал правильно, а в случае его отсутствия должна быть розетка для настольной лампы. Конечно, не стоит забывать о ящиках и полках. Все должно быть под рукой, чтобы ваш первоклассник не бегал по всей комнате за нужными ему учебниками и пособиями.

Парта или письменный стол?

Нередко родители задаются вопросом, что лучше прикупить, парту или все-таки обычный Это все дело вкуса. Ведь если разобраться, что такое парта школьная, регулируемая она или старого образца - это стол или столешница и стул (скамейка). Поэтому главный критерий при выборе - удобство и комфорт для ребенка, и конечно, безопасность.

Сегодня много письменных столов, которые прекрасно заменяют классическую школьную парту. Такая мебель может быть самой разнообразной:

  • с ящиками или без них;
  • из массива или из легких материалов;
  • с откидной столешницей или цельной;
  • с и т. д.

Очень часто можно увидеть в магазине, что обычный стол называется школьная парта. Цена его при этом может достигать даже 15-20 тысяч рублей. Внимательно присмотритесь, возможно, этот стол не так уж прост, как кажется на первый взгляд.

Школьные парты для дома

Домашний вариант школьной парты - это целый комплекс, который может заменить массивную мебель. Ведь столы, как правило, имеют множество стационарных или выдвижных ящиков и тумб, а иногда и встроенные полки для учебников. Это отличный выбор, если вы не располагаете большой площадью для организации учебного места, например, живете в однокомнатной квартире.

Особенности выбора парты

Чтобы не пожалеть о потраченных средствах, важно ответственно подойти к выбору, ведь чаще всего рабочее место приобретается не на один год, а с перспективой долговременного использования. Итак, на что обратить внимание, когда нужна парта школьная:

  1. Размеры стола - он должен быть достаточно широким и длинным, чтобы ребенок мог комфортно разместить на нем не только тетради, но и учебные пособия и принадлежности.
  2. Стул должен быть удобным. Ноги ребенка должны касаться пола. Идеальным вариантом будут с анатомической спинкой, которые можно регулировать по высоте.
  3. Высота школьной парты должна подходить под рост ребенка. Лучше обратить внимание на регулируемые столы, чтобы рабочее место росло вместе с вашим учеником.
  4. Рассчитать идеальную высоту парты достаточно просто: на каждые 15 сантиметров роста ребенка приходится 6 сантиметров Аналогичным образом подбирается и стул, только на 15 сантиметров роста малыша должно приходиться 4 см высоты сидения.
  5. Для первоклассника ростом 128 см лучшим вариантом будет парта высотой 51-52 см, а стул 34-35 см.

Основные ошибки при выборе

Несмотря на множество советов и расчетов, многие родители все-таки делают ошибки при покупке. И чаще всего они весьма банальные. Вот лишь самые распространенные из них.

  1. Глянцевое покрытие. Для ребенка это минус, глянец будет бликовать и мешать заниматься.
  2. Узкий стол. Из-за нехватки места на столешнице ребенку будет неудобно делать уроки.
  3. Неподходящая высота стула или стола.
  4. Недостаточное внимание к подвижным элементам. Помните, все регуляторы и места соединений должны быть выполнены из качественного материала.

Теперь вы знаете, как важна для ребенка парта школьная. Размеры лучше подбирать непосредственно перед началом учебы либо выбирать рабочее место с возможностью регулировки высоты.

Подготавливая ребенка к школе, родителям приходится думать о многочисленных вещах, ведь данный этап довольно ответственный, да и к тому же продолжительный. Позаботиться нужно не только о покупке школьных принадлежностей и новых вещах, но и о мебели, за которой первоклассник будет готовить домашние задания.

Новое рабочее место школьника должно не только нравиться ребенку, чтобы стимулировать его к учебе, но и быть максимально комфортным. Ведь, если стульчик или стол будет неверно подобран, в скором времени у ребенка нарушится осанка и в
значительной степени ухудшится зрение.

Поэтому подходить к выбору мебели следует очень ответственно, подбирая высоту парты и стула в зависимости от роста малыша.

Как показывает практика, проблемы со здоровьем у первоклассника чаще всего имеют место именно из-за неправильно подобранной мебели. Если, к примеру, стульчик будет слишком низким, то у ребенка в скором времени нарушится кровообращение. А слишком высокое посадочное место ухудшает остроту зрения.

Рекомендации, предоставленные специалистами, помогут правильно выбрать
мебельные принадлежности:

  1. Выбирая стул, нужно визуально определить, на каком уровне находятся ступни малыша. Если подошва полностью стоит на полу, а между бедром и голенью образовался прямой угол – эту модель можно смело приобретать.
  2. Не менее важно обратить внимание на сиденье, которое ни в коем разе не должно сильно соприкасаться с подколенными чашечками.
  3. Спинке также нужно уделить должное внимание. Выбирать стул нужно с такой спинкой, которая надежно зафиксирована и имеет прямой угол.
  4. По мнению специалистов, для первоклассника лучше всего подойдет стул, оснащенный четырьмя ножками, то есть от приобретения крутящихся моделей лучше всего отказаться.
  5. Обязательно нужно обратить внимание, на какой отдаленности находится глаза ребенка относительно стола. Самостоятельно определить верное расстояние довольно просто, ведь данный показатель должен соответствовать расстоянию от локтя малыша до кончика его пальцев.

Случается так, что будущему первокласснику родственники заранее подарят стул, который окажется слишком высоким. В этом случае родителям необходимо соорудить к нему подставку из деревянной основы, на которую малыш должен всегда ставить ноги.

Облегчить выбор мебели поможет СанПиН-таблица, размещенная на интернет-ресурсе, в которой указаны примерные параметры высоты как парты, так и стула, в зависимости от роста.

Рост Высота парты Высота стульчика
до135 см 52,5 см 30,5 см
от 135 до140 см 60 см 35 см
от 144 до164 см 65 см 43 см
от 164 до170 см 72 см 45 см
свыше 170 см 75 см 50 см

Не менее важно продумать о хорошем освещении рабочего места, а источник света размещать с учетом того, какой рукой пишет малыш. То есть если рабочей рукой является правая, то осветительный прибор устанавливается слева, соответственно, для левшей свет должен идти справа.

Рабочее место должно хорошо освещаться не только естественным светом, но и
дополнительными источниками освещения. По мнению специалистов, люминесцентные лампы не следует использовать для освещения, так как такой свет вызывает быстрое утомление глаз. Лучше всего использовать для подсветки рабочего места светодиодные или обычные лампы накаливания.

Цветовая гамма, используемая при оформлении рабочей зоны, также не должна утомлять глаза пестрыми оттенками. Оформление лучше всего сделать в двух оттенках, а для разнообразия внести несколько элементов декора такого цвета, который больше всего нравится малышу.

Как исправить мебель не соответствующую росту ребенка

Уменьшить высоту помогут два довольно простых способа:

  1. Самостоятельно сделать подставку из деревянной основы, на которую малыш будет опирать свои ноги.
  2. Нужную высоту можно сделать и при подрезании ножек. Но так как дети очень быстро растут, специалисты не рекомендуют останавливаться на этом варианте, чтобы в скором времени не начать думать, как поднять высоту стола.

Если купленная парта, напротив, будет слишком низкой, изменить параметры помогут следующие советы:

  1. Изготовление специального подиума, который должен превышать ширину ножек и столешницы. К подиуму фиксируется стол, то есть конструкция, кроме своего основного предназначения, выступит в роли дополнительного фиксатора.
  2. Посетив специализированный магазин, вполне реально купить опорные мебельные ножки, без столешницы, соответствующей длины, и просто-напросто заменить ими неподходящие.

Выбирая мебель для ребенка, следует выбирать надежного производителя, продукция которого имеет сертификат ГОСТ и специальное заключение, выданное санитарно-эпидемиологической станцией. Лучше всего останавливать свой выбор на партах и стульях, изготовленных из натуральной древесной основы, к примеру, из вишни или ольхи. Как показывает практика, продукция, предоставленная для покупателей в соответствии с ГОСТом, обладает высоким качеством, проста и удобна в использовании, длительное время сохраняет внешний привлекательный вид и является практически долговечной.

Школа: основное, среднее общее образование

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"

V. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций.

5.1. Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом, по которому построено (реконструировано) здание.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

5.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

5.3. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7–15?. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Таблица 1.

Размеры мебели и ее маркировка

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-172.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени образования не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени образования – 15 минут.

5.4. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

5.5. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий в соответствии с рекомендациями приложения 1 настоящих санитарных правил.

5.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

  • между рядами двухместных столов - не менее 60;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;
  • от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240;
  • наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
  • высота нижнего края учебной доски над полом - 70 - 90;

Расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

Угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м.

В общеобразовательных организациях первого климатического района расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием.

Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. ---- абз. 15 п. 5.6 иключен

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций необходимо предусматривать прямоугольную конфигурацию учебных помещений и кабинетов с расположением ученических столов вдоль окон и левосторонним естественным освещением.

5.7. Классные доски (с использованием мела) должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.

Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).

Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

5.8. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.

Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

5.9. Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 450 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся ( настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных организаций в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных организаций при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

5.16. Оборудование учебных помещений, предназначенных для занятий художественным творчеством, хореографией и музыкой, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей.

5.17. В игровых комнатах мебель, игровое и спортивное оборудование должно соответствовать ростовым данным обучающихся. Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр.

При использовании мягкой мебели необходимо наличие съемных чехлов (не менее двух), с обязательной заменой их не реже 1 раза в месяц и по мере загрязнения. Для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

Телевизоры устанавливают на специальных тумбах на высоте 1,0-1,3 м от пола. При просмотре телепередач размещение зрительских мест должно обеспечивать расстояние не менее 2 м от экрана до глаз обучающихся.

5.18. Спальные комнаты для первоклассников, посещающих группу продленного дня, должны быть раздельными для мальчиков и девочек. Их оборудуют подростковыми (размером 1600Х 700 мм) или встроенными одноярусными кроватями Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6 м, от отопительных приборов – 0,2 м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1 м, между изголовьями двух кроватей – 0,3-0,4 м.