Легенда про град Китеж, который скрывается под водами озера Светлояр, давно будоражит умы ученых и фантастов. В этом году мне удалось второй раз в жизни посетить легендарное озеро. Возможно, я слишком впечатлительная особа, но…. в голове опять всплыли мысли двухгодичной давности о необычности и загадочности этого места.

До сих пор нет единого мнения об истории возникновении озера, хотя на Светлояр в Нижегородскую область снаряжали десятки экспедиций. В основном это были «сухие» научные исследования — забор воды, анализ грунта и изучение растительности. А вот одна из экспедиций, была довольно любопытная — ученые искали Китеж-град, который по легенде ушел под воду во время нападения Батыя.

Кое-что экспедиция все-таки нашла, но об этом я расскажу чуть позже, сначала надо познакомиться с самим озером.

Озеро Светлояр (фото и описание)

К Светлояру ведет красивая березовая аллея, которая сразу же настраивает на позитивный лад.

Проходим по аллее и перед нами открывается прекрасный вид. Озеро Светлояр небольшое, почти идеальной круглой формы. Площадь зеркала — 12 га, а глубина около 30 метров.

Берег оборудован, есть небольшой пляж. Вода не просто чистая….. она чистейшая и очень мягкая. Говорят, что вода из озера может храниться несколько лет в сосуде, не теряя чистоты и вкусовых качеств.

Озеро Светлояр — заповедная зона. Нельзя мусорить, разводить костры и ставить палатки. Это особенное место. Название озера говорит само за себя — Светлый Яр (Ярило — славянский бог солнца). Правда, есть и другой перевод. Яр — обрыв, то есть Светлый обрыв.

Вокруг озера проложена тропка, деревянный настил. Во все времена люди обходили озеро Светлояр, молились и просили о чем-то своем.

Традиция сохранилась. По преданию, в ночь на Ивана Купалу, нужно загадать желание и обойти три раза озеро с зажженной свечой.

Для меня пока остается загадкой где заканчивается язычество и начинается православие. 6 июля это одновременно и светлый праздник иконы Владимирской Богоматери, на который приезжают паломники, и ночь Ивана Купала, когда прыгают через костер и пускают венки по воде. Поистине хитросплетение веры, легенд и язычества.

В древние времена в озере Светлояр не купались, лишь умывались и пили воду. Сейчас никакого запрета нет, поэтому мы с удовольствием искупались в чистейшем озере.

Рядом с нашим местом отдыха кто-то потерял нательный крест. Добрые люди повесили его на ветку дерева, авось найдется хозяин…

Ключ Кибелек

Недалеко от озера Светлояр находится ключ Кибелек и могила трех святых. Если есть желание, то можно прогуляться до ключа. «Недалеко» это примерно 2 км (40-50 мин), поэтому рассчитывайте свои силы.

Около деревянной церкви есть вот такой указатель. Огибаем храм и углубляемся в лес.

Два года назад на этом месте было шикарное ромашковое поле, на котором мы основательно залипли с девчонками — фотографировались и плели ромашковые венки. В этом году поле засеяли овсом. На краю поля будет еще один указатель, главное держаться тропинки. Она так и называется — тропа Паломника. По пути будут попадаться лавочки для отдыха и деревянные помостья, заблудиться сложно.

А вот и ключ. Можно умыться, попить воды и набрать с собой.

Легенды озера Светлояр

Поскольку я затронула тему легенд и преданий, то самое время попробовать разобраться во всех перипетиях сказок, мифов и научных исследований.

Итак….. насколько реален град Китеж?

Упоминание о граде Китеже есть в книге XVIII в., которая так и называется «Китежский летописец» —

«Великий князь владимирский Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж, а затем отошел в глубь лесов….На берегу красивого озера Светлояр он повелел построить город Большой Китеж».

(Малый Китеж — предположительно Городец).

» И град тот, Большой Китеж, на сто сажен в длину и ширину был, и была эта мера мала. И повелел благоверный князь Георгий еще сто сажен прибавить в длину…..А начали город тот каменный строить в год 6673, месяца мая в первый день…..И строился город тот три года….»

Если Китеж всего лишь легенда, то откуда такие подробности о его строительстве? Нет, совсем отказываться от идеи существовании древнего города не стоит.

Известно, что хан Батый разорял один за другим русские города, но Китеж не был торговым городом и не играл какую-то значимую военную или политическую роль. Почему он вдруг заинтересовал хана? По описанию, практически весь город состоял из храмов, являясь великим духовным центром родной русской веры (не путать с христианством!).

Именно поэтому хан Батый направил свои силы на Китеж, дабы истребить святыню. У многих народов существовало поверье, что с уничтожением святынь погибает и сам народ, ибо святыни — это душа народа. Жители города не были готовы к нападению, им оставалось только молиться и надеяться на чудо. Русские боги сохранили город, погрузив его в воды озера Светлояр. Увидеть город может лишь чистая душа. Так гласит легенда.

Экспедиции к озеру Светлояр. Что обнаружили ученые?

Во время экспедиции от «Литературной газеты» пять раз бурили придонный ил. Один из забуров принес любопытную находку — кусочки твердого дерева с заметными косыми срезами. Это мог быть след топора или ножа. Геологи в этом месте обнаружили другую аномалию — придонный ил особого состава. На эхограмме отчетливо проступала овальная аномалия, а геолокатор зафиксировал участок на дне, не пропускавший звук.

На дно озера спускались водолазы. Да вот только информации они не добавили, а досужих разговоров стало еще больше. По одним данным, водолазы не увидели дна, другими словами у озера двойное дно, т.е. есть еще одно дно, гораздо ниже 30 метров. По другим — водолазы вообще отказались что либо рассказывать о погружении.

Мало? Добавлю еще парочку мифов — рассказов местных жителей. По другому поверью, Китеж прячется вовсе не на дне Светлояра, а под холмами рядом с озером. Если ночью прислониться к земле и прислушаться, то можно услышать тихий колокольный звон.

Сравнительно недавно по окрестным деревням ходила легенда о чудо-рыбе обитающей в озере — «Большая рыбина в Светлояре ходит, людей пугает» . Адам Олеарий, путешествовавший по Руси в XVII в., оставил интересные записки. Олеарий столкнулся с языческими племенами и описал святилище некоего водного божества, похожего на крокодила. Вот вам и чудо-рыба.

В заключении не могу не рассказать вам о еще одной гипотезе — озеро возникло в следствии падения метеорита. Что интересно, недалеко от Светлояра есть еще два похожих по конфигурации озера. Они также окаймлены холмами. Метеорит мог расколоться и упасть тремя кусками. Почему нет?

Праздник Иван Купала на Светлояре

Ежегодно, с 6 на 7 июля на озере отмечают народный праздник языческого происхождения. Два года назад, мы первый раз приехали на Светлояр как раз 6 июля.

Днем в селе Владимирское Нижегородской области организовывают различные мастер-классы, а вечером устраивают что-то типа народного спектакля-сказания о град Китеже. Ночь Ивана Купала самая короткая в году, а на озере Светлояр она еще и волшебная. Я поддавшись всеобщей вакханалии ходила со свечой вокруг озера, а потом до утра мы купались в святом озере. Палатки рядом с озером ставить нельзя, поэтому люди спали прямо на земле.

Озеро Светлояр - жемчужина природы Нижегородской земли и России. Его называют русской Атлантидой, т.к. прошлое здешних мест овеяно множеством легенд. Широко распространена легенда о невидимом граде Китеже, которая повествует о чудесном затоплении города водой во время нашествия хана Батыя.

В результате проведенных в 1968г. исследований было установлено, что Китеж никогда не стоял на берегу Светлояра. Само озеро Светлояр представляется уникальным по своему происхождению - оно образовалось вследствие тектонических процессов в сочетании с процессами глубинного карста. Озеро образовалось в три этапа: первый, при котором возникла самая глубокая часть, датируется 1,5 тыс. лет назад. Второй, при котором образовалась нижняя подводная терраса - 700-800 лет тому назад. И третий этап - 300-400 лет назад. Эти выводы подтвердились анализом среза дерева, обнаруженного аквалангистами на дне. Снаружи древесина была обуглена временем, но в середине сохранился цвет и даже запах. В Геологическом институте Акдемии наук ССР радиокарбонным методом установили, что дерево погибло 350-450 лет назад. Поэтому основным выводом экспедиции прошлого года явилось то, что если град китеж и существовал когда-либо, то остатки его могут быть на дне Светлояра.

Первыми русскими поселенцами близ озера Светлояр, предплагается, оказались беглые скитники-староверы, спасавшиеся в Керженских лесах от преследования после реформ патриарха Никона и возникновения церковного раскола (1653г.)

В 18-19вв. все холмы были изрыты скитами-землянками, где жили монахи-скитники. Пришедшим на озеро они рассказывали о многих чудесных явлениях, происходящих здесь. В конце 19-го - начале 20-х вв. берега озера были приютом свободомыслия. Приходили сюда люди разных вер: старообрядцы, сектанты, чернокнижники, толстовцы. Шли на молитву и на великий спор о том, чья молитва ближе к Истине.

Особо почитаемым во все времена было озеро у старообрядцев. Приходя сюда они очень долго молились у поставленных на берегу божниц, затем оползали или обходили озеро три раза, и только после этого умывались святой, светлоярской водой. В озере тогда не купались, чтобы не осквер-нить святое место, а набирали воду в какой-то сосуд и отходи-ли умываться подальше, чтобы ни одной капли грязной воды не упало в святое озеро. Даже советская власть не смогла остановить потока паломников на Светлояр. Особенно много женщин приходило сюда во вре-мя Великой Отечественной во-йны. Все холмы в то время были черными от головных платков молящихся женщин. Они моли-лись за возвращение живыми с фронта своих близких: отцов, сыновей, мужей, братьев.

На берегах озера в 20 веке было два кирпичных завода.

Один - на юго-восточном, второй - на северо-западном бе-регах. В предвоенный период появились многочисленные ямы на юго-восточном берегу Светлояра в результате добычи глины так называемым лапот-ным способом, когда отдельные семьи копали глину и обжигали кирпич на продажу.

Все колхозники с 1936 г. вплоть до войны занимались «лапотным» кирпичным произ-водством. На восточном берегу озера ставили дощатые сараи. Копали ямы, снимали слой по-чвы, раскапывали глину и тут же месили с добавлением пе-ска. Лопатой выбрасывали в форму, потом лаптем утрамбо- вывали. Проветривали, глина выслала, а потом уже её прокаливали в печи. Рядом с озе-ром работало не меньше 10— 15 мастеров. За день каждый мастер изготавливал от 500 до 1000 шт. кирпича.

Кирпичный завод на берегах озера в послевоенный период занимал три сарая по 35 метров. Глину для производства кирпи-ча брали скрепером и тракто-ром у дороги на Шадрино. За се-зон получали до 300 тыс. штук кирпича.

Со второй половины 1960-х годов до начала 1970-х на озере Светлояр располагался пионер-ский лагерь, в котором отдыха-ло более 100 человек.

С 60-х годов озеро стано-вится в основном зоной отдыха приезжающих и местного на-селения, но истинно верующие люди продолжали почитать и преклоняться перед этой святы-ней.


Дорога к озеру начинается с березовой аллеи, посаженной в 1962 и 1963 годах учениками Владимирской средней школы под руководством директора Баталова Дмитрия Поликарповича. Сейчас этим деревьям бо-лее 50 лет.

Одно из главных действий, совершаемых на озере палом-никами - это оползание и обход озера 1 или 3 раза (обязательно не-четное число раз) по сол-нышку молча с молитвой.

В разное время на берегах озера Светлояр побывали пи-сатели: А.М. Горький, В.Г. Короленко, П.И. Мельников-Печерский, С.В. Афоньшин, М.М. Пришвин, З.Н. Гиппи-ус, Д.С. Мережковский; по-эты: А. Майков, М. Волошин, А. Навроцкий, Н. Клюев, Б. Корнилов. Приходили и рас-творялись в народной толпе, слушая рассказы и легенды, чу-деса, происходящие на озере, а затем отражали услышанное в своем творчестве.

Композитор Римский-Кор-саков написал музыку к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» на либретто В.И. Вельского. К опере создавали декорации и писали картины известные рус-ские художники: А.М. Васнецов, Н.К. Рерих, К.А. Коровин, М. Нестеров, И. Билибин.

Одним из красивейших в мире водоемов является озеро Светлояр. Нижегородская область может по праву гордиться этим природным объектом. Оно расположено в Заволжье, примерно в ста тридцати километрах от областного центра и в километре от села Владимирское Воскресенского района.

Этот водоем является седьмым чудом Поволжья, а также памятником природы федерального значения.

Особенности

Озеро Светлояр - это глубокая впадина, имеющая две опоясывающие террасы на глубинах семи и двадцати метров соответственно. Верхняя терраса хранит остатки некогда произраставшего хвойного леса.

Нижегородское озеро Светлояр имеет овальную форму с размерами пятьсот на триста метров, располагается на высоте более ста метров над уровнем моря и имеет наибольшую глубину в сорок метров. Чистая и прозрачная вода озера обуславливается наличием донных родников. Водоем, имеющий площадь двенадцать гектаров, никогда не зарастает тиной.

Нижегородское озеро Светлояр имеет своего двойника, находящегося у деревни Озерное. Оно имеет похожую форму, большую глубину и одинаковый со Светлояром уровень воды ввиду их сообщения подземными водами.

Необычность озера проявляется и в его гидрохимических особенностях. Взятая из него вода хранится годами, не теряя при этом свою чистоту и вкусовые качества. Ввиду прозрачности воды родники, бьющие со дна озера, можно наблюдать даже с берега. К сожалению, в последнее время площадь озера стала уменьшаться, и за последние полвека снизилась на четыре гектара. Из-за изменения режима стока произошла смена растительности в прибрежной зоне: луговые растения сменились болотными, что свидетельствует о замедлении стока вод озера. Болотистость вызвала усыхание некоторых видов деревьев.

Происхождение озера

Озеро Светлояр до сих пор хранит тайну своего появления. В самом начале двадцатого века была выдвинута версия его вулканического происхождения. Позже выдвигались предположения метеоритного, неотектонического, ледникового, карстового и других версий появления этого удивительного водоема. В начале двадцать первого века был опубликован результат исследования гипотезы космического, а именно - метеоритного происхождения озера. В ее пользу говорят и убедительные факты:

  • геологическая структура;
  • правильная форма озера;
  • большая глубина ввиду сильного удара метеорита о землю;
  • оплавленная порода;
  • наличие стекловидной черной массы как свидетельство высоких температур;
  • структура близлежащих холмов.

Ввиду сложности строения рельефа дна рассматривалась версия неотектонического происхождения озера. По этой теории, центральная котловина была образована тысяча двести лет назад. Сначала это было небольшое озерко глубиной до двадцати метров. Когда семьсот лет назад погрузилась в воду нижняя терраса, озеро приобрело нынешний вид.

История

История озера Светлояр туманна и загадочна. Оно образовалось во времена ледникового периода. Однако великое оледенение до Светлояра не дошло, в то время как все озера, что находились в этих краях, превратились в торфяные залежи.

Первый письменный исторический документ появился на рубеже 17-18 веков в среде старообрядцев. Он назывался «Китежский летописец». Это книга о святом, так как основатель Китежа, князь Георгий Всеволодович, причислен к лику святых.

Легенды и чудеса

Полное тайн и загадок, оно называлось в древности немного иначе - святое озеро Светлояр. Это своеобразная русская Атлантида, ушедшая под воду, оставив после себя легенду о граде Китеже.

Старообрядцы рассказывали, что в древние времена князь Юрий Всеволодович построил град на Волге, названный Малым Китежем. Позже князь, увидев озеро Светлояр, распорядился построить на его берегах град Большой Китеж. Через три года вырос каменный город со множеством православных церквей.

Когда армада хана Батыя захватила Малый Китеж, князю с остатками своей дружины пришлось прятаться в лесах близ Большого Китежа, ведя неравный бой с захватчиками. После ряда предательств хан Батый вошел в Большой Китеж через городские врата, которые с боями не смогли отстоять три богатыря русских, несшие дозор, преграждая путь врагу. На месте их гибели сейчас бьет родник Кибелек.

После смерти князя и невозможности защитить город обратились жители Китежа в молитве к Господу, чтобы избежать порабощения и надругательств. И в то время, когда хан Батый пошел в наступление, из недр земли забили водяные источники, затапливая город. Монголо-татары отступили, а град Китеж ушел под воду.

И сейчас, говорят, в тихую погоду праведные люди слышат колокольный звон и людские голоса из глубин Светлояра. Иногда в водах озера видели купола церквей и монастырей. Легенда о затонувшем городе Китеже явилась инструментом для полотен таких художников, как Рерих, Нестеров, Васнецов. О Светояре писали Пришвин, Короленко, Римский-Корсаков, Мельников-Печерский, Коровин, Глазунов. В наше время озеро - объект научных исследований.

Здесь фиксировались необъяснимые чудесные случаи выздоровления онкобольных.

По мнению экстрасенсов, это место, которое черпает энергию из космоса.

Во время войн молитвы матерей и жен помогали остаться в живых воюющим на фронте сыновьям и мужьям.

До крещения Руси в районе озера жило племя берендеев. В те времена на острове находились многочисленные острова, где был центр культа бога Ярилы. Во время принятия христианства по воле Христа разверзлось дно Светлояра, и капища язычников скрыла вода.

Ценность озера Светлояр

Являющееся местом обитания мночисленных видов животных и растений, озеро представляет определенную научную ценность. На его берегу произрастают охраняемые виды растений:

  • тростянка овсяничная;
  • рдест длиннейший;
  • кубышка желтая;
  • орхидея Лезеля;
  • ива лапландская;
  • тундровый кустарник;
  • росянка английская.

Планктонные организмы, очищающие водоем, населяют озеро Светлояр.

Нижегородская область - место обитания водяного выхухоля. Найти это редкое животне можно в окрестностях водоема.

Современный статус

С 1965 года озеро Светлояр, фото которого не сходят со страниц газет и журналов, становится памятником природы. Статус федерального значения оно получило в 1997 году. В Нижегородской области это единственный памятник подобного статуса.

Охраняемая территория озера - ассоциативный тип ландшафта, хранящий память о мировых исторических событиях и личностях, с которыми связана история. Водоем является объектом и культурного ландшафта. Хранит озеро Светлояр легенды, мифы, живые традиции народа.

Концепция

Как проект власти Нижегородской области приняли концепцию социально-экономического развития территории Владимирской администрации, где располагается природный памятник - озеро Светлояр, отзывы о котором разошлись по всей территории России. Сама же идеология концепции заключается в том, что Светлояр является святым местом Русской Земли. Но основополагающая цель заключается в возрождении российского села как духовного и социального очага саморазвития и самосохранения.

В 1998 году для естественного стока вод озера был построен мост через асфальтную дорогу. Раньше дамба с трубой перекрывала сток из озера в реку Люнду.

Роль в общественной жизни

Каждый холм озера имеет свое предназначение и название, например:

  • Благовещенский холм - возвышение, на котором стоит церковь в честь Казанской иконы Божией матери.
  • Успенский холм, где находится храм Успения пресвятой Богородицы.

В 2004 году на Успенском холме возобновились соборные моления старообрядцев. К озеру в разные времена приходили люди, разные по своим религиозным верованиям: баптисты, чернокнижники, старообрядцы, православные, толстовцы. Объединяла их одна цель: стремление к Китежу. Отзывы верующих об этом святом месте впечатляют своей искренностью. Многие отмечают целебные свойства освященной воды вкупе с горячей молитвой.

Как добраться до озера Светлояр

Итак, вы решили посетить озеро Светлояр. Как добраться из Нижнего Новгорода?

  • На автомобиле: едем около 120 километров по трассе "Новгород - Киров" до деревни Боковая, где, повернув направо, доезжаем до села Владимирского. Проехав через все село до автостоянки, идем пешком 700 метров до озера.
  • На поезде: едем поездом "Нижний Новгород - Семенов" до Семенова, после чего автобусом "Семенов - Воскресенское" добираемся до Владимирского.
  • На автобусе: едем от автостанции "Канавинская" маршрутом "Новгород - Воскресенское". Выходим у Владимирского. Время езды - 2 часа.

Маршрут "Светлояр (озеро) - Нижний Новгород" аналогичен.

Озеро Светлояр затерялось в междуречье Керженца, Ветлуги и керженских лесов. Широкую известность оно получило из-за довольно распространенной легенды о невидимом городе Китеже, который когда-то, чтобы не попасть в плен к врагу, опустился на дно этого водоема.

Название "Светлояр" означает "глубокие и светлые воды". И действительно, воды этого озера отличаются чистотой, а глубина его в некоторых местах достигает тридцати метров.

По легенде, в давние времена, до пришествия татар, на месте водоема находился город Китеж. В его центре величественно возвышалось 6 церквей.

Батый, придя на Русь, услышал про Китеж и устремился к нему со своим войском. Прорвавшись к стенам города, они изумились, так как жители не построили никаких укреплений и защищаться не собирались. Слышен был лишь звон колоколов - люди молились о спасении. И тут произошло чудо. Город Китеж исчез, а на его месте появился Светлояр - озеро, поражающее своей красотой.

Происхождение водоема. Гипотезы

Есть несколько различных мнений о появлении озера. Одни считают, что Светлояр карстового происхождения, другие - что ледникового, третьи говорят, что оно образовалось в результате слияния двух очень глубоких разломов коры Земли. Единого мнения пока не существует. Озеро Светлояр продолжает хранить свои тайны.

К нему можно попасть по посыпанной цвета. Сам песок привезли еще в семидесятых годах, когда недалеко от водоема находился пионерский лагерь. Натуральная почва вокруг Светлояра глинистая, ходить по ней было сложно, особенно после дождя. Песочная тропинка поднимается в горку. В последнее время ее стали называть тропой Батыя. На аллее всегда можно увидеть прогуливающихся туристов. Для человека, который идет к святому месту, озеро Светлояр открывается неожиданно, именно в то время, когда он оказывается на самой высокой точке тропы.

Воду из озера набирают в бутылки. Многие говорят, что она может долго храниться, совершенно не портиться и не цвести. К тому же ее считают святой. Летом можно увидеть, как люди в длинных сорочках заходят в озеро Светлояр и крестятся.

Лабораторные исследования воды, которые были проведены еще в 1969 г., показали, что она гидрокарбонатного типа, слабоминерализованная. Также в озере есть сероводород биогенного происхождения. Не так давно проведенный анализ показал высокое содержание меди - природного антисептика. Именно его наличие объясняет необычные свойства вод. Около Светлояра можно встретить редкие и занесенные в Красную книгу растения озер.

Если по тропинке повернуть налево, то можно подняться в гору. Озеро с нее видно как на ладони. Многих Светлояр поражает своей идеальной овальной формой. Каждый год сотни людей посещают это святое место. Бывает много староверов, паломников, а также туристов, школьников, экологов и просто любопытных людей.

Самое массовое посещение можно наблюдать в люди празднуют, а ночью они обходят со свечами озеро, пускают венки и устраивают языческие игрища в лесах и полях.

Озеро Светлояр - это одно из самых удивительных и необычных мест в России. Придя к нему, человек получает умиротворение и душевное спокойствие. Путь сюда открыт каждому!

ОЗЕРО СВЕТЛОЯР ("Шамбала России") - легендарный водоем, расположенный в Нижегородской области. По данным местного краеведа Н.Н.Хлопушина, озеро имеет ледниково-карстовое происхождение; карстовый провал, последовавший в результате небольшого землетрясения, увеличил глубину озера до 25,5 метра при сравнительно небольших размерах - 454х344 метра. Обычный эпитет, которым награждают Светлояр - "Жемчужина опрокинутого неба в зеленой оправе леса". Окрестности озера славятся своими хрономиражами, некоторые видят в воде отражение куполов легендарного Китежа и слышат колокольный звон.

Происхождение Светлояра окружено ореолом легенд. По данным, собранным исследователями Владимиром ИНКИНЫМ и Валерьяном ТУРЫГИНЫМ, их самый древний, языческий пласт связан со злобной богиней Туркой. Скакала она на лихом коне и стегала людей за грехи, пока не провалилась под землю, и не возникло на этом месте озеро... Второй пласт легенд относится к временам нашествия Батыя. Один из русских пленных не выдержал пыток и показал татарам тайные тропы. Но по молитвам жителей Китежа высокие силы укрыли его на дне озера... Третий пласт легенд - раскольничий, в нем роль татар отводится никонианцам... Сами же исследователи часто именуют озеро "Шамбалой России".

Над озером достаточно часто наблюдаются различные аномальные явления. Например, сообщалось о полете НЛО розово-фиолетового оттенка в форме юлы, совершавшего движения по типу "падающего листа" ["НЛО" 1998, N 4, с.28]... Создательница во многом уникального школьного краеведческого музея Л.Н.Жебель в ноябре 1996 года увидела над озером огромный светящийся косой крест, образованный двумя лучами, выходившими с разных концов озера... А в марте 1996 на льду озера появились необычные следы: они тянулись ровной цепочкой на несколько десятков метров с длиной шага 1,5 метра и исчезали так же неожиданно, как и начались. Различия правой и левой ноги не было. Пятка первого следа была утоплена глубже носка, а у последнего следа был глубже утоплен носок. Следы держались долго, пока не растаял лед.

Исследователи встречались и со свидетелями колокольных звонов града Китежа. Как правило, эти люди незадолго до "звонов" приехали жить в район Светлояра. Типичная ситуация такова: очевидец идет куда-то по своим делам один или с кем - то еще и вдруг слышит колокольный звон. Причем напарник слышит этот звон не всегда. Удивленный очевидец начинает выяснять у священников, в чем дело, и обнаруживает, что церковные колокола не звонили. Локализовать источник звука не удается, хотя в одном случае звон шел из центра озера! 23 августа 1997 года в 4.39 Инкин и Турыгин, лежа в палатке, ясно слышали как бы удары молотом в металлический рельс. Звук был именно металлическим, но без колокольного резонанса. Он шел издалека и длился секунд пятнадцать.

Другую загадку принесла проходившая мимо лагеря исследователей очевидица уникального явления. Приехав несколько лет назад жить в село Владимирское, она однажды проходила в полдень мимо озера и увидела на водной глади отражение церкви! На берегах Светлояра церквей нет, и, тем не менее, красивая церковь золотистого оттенка отражалась в озере, как если бы она действительно стояла на берегу!.. Кстати, в том направлении неоднократно наблюдались и пролеты различных светящихся образований.

Несколько интересных случаев рассказывала старейшая жительница села Софья ЛЕТУНОВСКАЯ. В начале 1920-х годов, когда еще стояла разрушенная впоследствии часовня, она, проходя мимо, увидела в окнах свет. Был поздний вечер, и женщина подумала, что священник забыл его погасить. Каково же было ее удивление, когда, открыв двери, она увидела, что внутри темно. Кстати, разрушителей часовни, по ее словам, постигла печальная судьба, равно как и тех, кто загрязнял озеро.

Вода Светлояра, как утверждают местные жители, до сих пор действительно имеет целебные свойства. Ежегодно в январе в Крещенские дни сюда стекаются тысячи людей, которые после обряда освящения воды (трехкратного опускания креста в воду прорубя) набирают воду для питья (специалисты никак не могут объяснить того факта, что эта вода в течении всего года не портится). Смельчаки для очищения души трижды окунаются в ледяную воду, причем женщины делают это в новой рубашке (ибо на старой остается слишком много старых грехов). Утверждают, что после купания в ледяном проруби еще никто не заболел...

В 2003-2004 годах на Светлояр состоялось несколько разведпоездок, которые картировали местность и занимались сбором сведений и свидетельских показаний.