На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят всем миром.

Христианская религия, как и философия, начинается с удивления. Народной памяти известны настоящие чудеса, которые являла икона, изображающая основу всего христианства. К святому лику люди взывают в первую очередь об укреплении духа, об упрочнении силы воли, способной вынести все, об избавлении от грехов , порой и тех, которые простить может лишь Господь. Икона Новозаветной Троицы важна для христиан — в этом уверена церковь и все ее послушники, но в этом есть и запретная сторона. Споры по этому поводу не унимаются до сих пор. Вопросом о том, можно ли изображать лик Господа, Создателя, которого никто не видел, задаются многие люди.

Тайна иконы Святой Троицы

Христианская вера берет свое начало с великой тайны Новозаветной Троицы — таинства непостижимого единства Божьего. На этой иконе верующие люди видят Господа во всех трех обличьях, на которых основа церковь. Как три лица Троицы находятся в едином целом, так и все люди едины в теле Христа. Это не метафора: мы все братья и сестры, соединенные одним целым — кровью и духом, в котором живет Бог.

Немногие решались изобразить таинство Троицы на холсте. Ведь видя образ и ощущая его силу и значимость, людям проще обращаться к Господу. Радостная тайна перевоплощения Бога позволила людям изображать непостижимое. Данная икона имеет множество вариаций, но смысл един — это текст о святости, о явленной Богом любви, которая не знает ни времени, ни пространства. Она пребывает в вечности, там, где будет и каждый из нас.

Постичь вечную жизнь мы можем лишь благодаря Господу, его заветам , указам и правилам, которые не позволяют очернять невесомую, но запертую в теле душу. Сам Создатель посвящает каждого христианина вслед за апостолами, помогая обрести Самого Себя — Пресвятого Духа . Такой дар мы принимаем, лишь пройдя таинство крещения. Словом, всякий, кто принял Христа и согласен с ним во всем, впускает в сердце свое Господа и Святого Духа, который пронизывает весь мир.

Где находится икона «Новозаветная Троица»

Подобная икона есть в каждом храме нашей страны. Самые древние реликвии, которые передают не только таинство и единство Бога, но и историю человеческого рода, можно встретить недалеко от Суздаля. В селе Санино есть Свято-Никольский монастырь для женщин, там и хранится образ нерушимого единения Отца, Сына и Святого Духа.

Образ Новозаветной Троицы — уникальная икона, демонстрирующая верующим людям единство Господа-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Споры о том, можно ли изображать Создателя в образе старца, не прекратятся, но ясно лишь одно: в споре рождается истина. Возможно, со временем мы приблизимся к ней. А пока верьте в то, что подсказывает вам сердце. Господь укажет вам духовный путь, нужно лишь прислушаться к Его наставлениям. В этом вам поможет

Троица Ветхозаветная

Ангелы держат в руках длинные жезлы - постоянный атрибут ангельского чина, напоминающие о пройденной ими длинной дороге странников. Легко поддерживая тонкие жезлы, ангелы словно направляют их к своим атрибутам: средний указывает на раскидистый дуб Мамврийский, левый показывает на роскошные палаты - Дом Авраамов, правый на возвышающуюся над ним гору. Эти реалии библейского повествования, напоминающие о месте явления путников, в то же время являются емкими христианскими символами. Осеняющие палаты - знак Премудрости, божественного Домостроительства Бога Отца, дуб над головой среднего ангела - древо Жизни, символ страдания и воскресения Христа. По древнеиудейским обычаям именно под дубом, почитавшимся священным деревом, погребали умерших ( Быт. 35: 8), воскуряли фимиам и приносили жертвы ( Ос. 4: 13). Гора - древнейший символ всего возвышенного, образ «восхищения духа». На ней происходят все важнейшие события Ветхого и Нового Завета.

Для сознания древнерусского человека идея Троицы была одной из важнейших в его вере и повседневной жизни. Нигде - ни в Византии, ни в странах восточного христианского мира, ни на Западе - поклонение Троице не имело такого глубокого всеохватывающего характера, как на Руси. Со времен Сергия Радонежского «Троица» понималась как идея мира и любви, духовного единения народа, а Троицын день был днем, когда прекращалась вражда, поминали мертвых, веря в их всеобщее воскресение.

Круговая композиция иконы, ставшая после «Троицы» Рублева идеалом для многих иконописцев, в данном случае заменяется полукруглой, вторящей сигмообразной форме стола, - характерная деталь иконографии XVII века. Ей подчиняется силуэт обнимающих праотцев крыльев центрального ангела и склоненные позы боковых. Поднятые и широко распростертые крылья среднего ангела бережно отделяют трапезу с ее участниками в отдельную композицию. Благословляя архиерейским жестом чашу, средний ангел осеняет и вовлекает в таинство Авраама и Сарру, которые тем самым становятся не только слугами Троицы, но ее сотрапезниками, участниками евхаристического пира в Царстве Небесном. Неземная красота окружающего их мира, преображенного присутствием небесных посланцев, совершающих божественную службу, превращает его в образ Храма или Небесного Иерусалима.

По мнению И. Л. Бусевой-Давыдовой, икона Гурия Никитина повторяла не дошедший до нас древний образ «Троицы», написанный в последней четверти XIV века преподобным Пахомием Нерехтским для основанного им Троицкого Сыпанова монастыря (западная граница Костромской области). Согласно авторской подписи на ней, памятник был обетным, созданным «по обещанию» подъячего Иоанна Никитина, возможно, для той же обители. Икона из собрания В. А. Бондаренко - единственное подписное произведение Гурия Никитина, одного из лучших мастеров второй половины XVII века. Точная атрибуция «Троицы» делает ее своего рода эталонным произведением иконописца, позволяющим уточнить круг приписываемых ему работ. Гурий Никитин (Кинешемцев) был уроженцем города Костромы - крупнейшего центра иконописания в XVII в., и как многие поволжские мастера, происходил из торгово-посадской среды. Первое упоминание о нем как иконописце относится к 1659 г., с этого времени и вплоть до смерти мастера в 1691 г. его имя постоянно встречается в официальных документах эпохи. В течение всей своей жизни он оставался главою костромской артели иконописцев, исполнившей все наиболее значительные художественные ансамбли XVII века. Под его руководством или при непосредственном участии были расписаны соборы и царские хоромы Московского Кремля, Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском (1662–1668), церковь Ильи Пророка в Ярославле (1681), собор Троицы в Ипатьевском монастыре (1685), Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1689) и др. Гурий Никитин неоднократно писал иконы по царскому заказу и по масштабу своего дарования был одним из самых интересных художников этого времени. Более всего он был известен как выдающийся мастер фрески, покрывавший стены огромных соборов причудливыми, неземными по красоте, похожими на роскошные шпалеры изображениями. Но судя по созданным им иконам, в его творчестве удачно сочетались талант монументалиста, прекрасно чувствующего пространство и плоскость, безошибочно находящего композиционные пропорции, и любовь к миниатюрному тонкому письму, желание представить сюжет как можно подробнее. При этом «мелочность письма» Гурия Никитина никогда не приводила к дробности сцены, а его любовно проработанные, тщательно отделанные детали снискали ему славу «чуда мастера». Всеми этими особенностями обладает икона из собрания В. А. Бондаренко.

О разных иконах Пресвятой Троицы

Священник Константин Пархоменко

Часто в храм приходят с просьбой освятить икону, на которой изображена, как говорят, «Новозаветная Троица»: Бог Отец в виде старца, Бог Сын - в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Говорю: «А ведь эта икона – неканоническая…»
Люди недоумевают: «Погодите, это мы в церковной лавке купили. Что же там, будут неканоническое что-то продавать?..»

Давайте сегодня поговорим на тему: как допустимо на иконах изображать Святую Троицу.

Всего существует несколько типов икон Троицы. Я приведу основные.

1. «Ветхозаветная» Троица

Икона, изображающая Троицу в виде Трех Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Это эпизод из 18-й главы книги Бытие. Давайте я приведу фрагмент этого рассказа:

И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей...

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем...

Вот в соответствии с этим рассказом о явлении Господа Его часто изображали в виде трех странников, или Трех Ангелов, сидящих в гостях у Авраама.

2. «Новозаветная» Троица, или икона «Сопрестолие»

Это второй тип иконы. Она изображает явление Трех Лиц Святой Троицы, сидящих на Небесном Престоле.


3. Икона «Отечество»

Здесь сюжет вообще придуман. На Небесном Троне сидит Бог Отец. На коленях у Него – отрок Сын. Над ними парит Дух Святой.

4. Икона Бога Отца

Очень редкое изображение, которое грубо, как бы в игнорируя всю догматическую логику запретов Бога Отца, именно Его и изображает.

5. Распятие в Лоне Отчем

Эта икона показывает нам, как Отец держит Крест с Распятым Сыном. Рядом помещается Святой Дух.

Теперь – несколько слов о допустимости таких икон

Для нас программным в этом отношении является текст Апостола Иоанна Богослова: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1, 18) . Бога Отца, продолжает Апостол Иоанн, что нам явил Сын Божий.

Таким образом, изображение Бога Отца если и возможно, то только в том случае, если Он изображается символически, например, под видом Сына. Именно такой вариант мы встречаем на иконах Троицы первого типа (к которым принадлежит и рублевская «Троица»). На этих иконах все три изображенных персонажа имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Духа.

Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность (прекрасно понятна психология простых верующих: чего гадать о тайне Троице, вот она вся, как на ладони), неверны с догматической точки зрения.

Искусствоведы гадают о причинах появления этих икон. Несомненно здесь влияние Запада, а именно Римско-Католической Церкви, где подобные сюжеты были широко известны.
Самые древние православные образцы подобного рода находятся не в России. Это фреска в Матейче, в Сербии (1356–1360 годы) и фреска в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Охриде, в Македонии (середина 15-го века).

В России такие иконы появляются в начале 16-го века. Московский собор 1554 года утверждал возможность подобных изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно подчеркивается, что «живописцы Божьяго Существа не описуют», а описуют , то есть изображают, только тот вид, под которым Бог являлся в Ветхом Завете.

Надо напомнить, что, говоря про Ветхий Завет , все подразумевают книгу пророка Даниила, где, действительно, пророку является некий старец Ветхий днями. Вот один из этих текстов: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 3-14).
Если в 1554 году разрешение на написание икон, на которых изображен Бог Отец и Бог Дух, было дано, то через 100 лет другой Собор запретил такие изображения.

В 43-м правиле Большого Московского собора 1667 года говорится (приведу текст подлинника без перевода):
«Повелеваем убо над иконописцами, искусну художнику, и доброму человеку (от духовнаго чина) во старостах, сиречь началником и дозорщиком быти. Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере, и угодников Его, худым и нелепым писмом пищуще: и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати безсвидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех [...].
Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии [...].
Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти… Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его?.. Подобие и святый Павел Апостол...: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскин ский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов …

И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

Еще же пишут во иконах Святому Благовещению тоже Саваофа, Иже от уст дышет, и то дыхание идет во чрево Пресвятая Богородицы: и кто то виде, или кое Святое Писание о сем свидетельствует, и откуду сие взяша; явственно есть, яко таков обычай, и ина подобная, от некоторых суемудрых, или паче рещи буемудрых и безумных, приятся и обыче. Сего ради повелеваем, от ныне то суемудрое и безместное писание да престанет. Точию в Апокалипсисе Святаго Иоанна по нужде пишется и Отец в седине, ради тамошних видений».

Отметим, что единственное допущение писать образ Отца и Духа было сделано:
А) Изображение Духа Святаго в виде голубя только для сцен Крещения Христова.
Б) Изображение Бога Отца оставить только для изображения сцен Апокалипсиса, «ради тамошних видений».

В Русской Церкви, таким образом, в этом вопросе была поставлена точка. Но споры о возможности написания таких икон не утихали. Еще через 100 лет аналогичный запрет был принят в Греции.
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы (то есть «Новозаветная Троица») является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

Последний вопрос, который нам нужно задать: как поступать с подобными иконами, которые можно встретить даже на прилавках церковных лавок?

Православный христианин не должен иметь подобных икон в своем молитвенном уголке.
Как мы знаем, всякая икона нуждается в освящении. Существует чин освящения и иконы Святой Троицы. Однако в этом чине специально указано, какие иконы Троицы можно освящать. Это икона, изображающая явление Трех Ангелов Аврааму, и три иконы, которые рассказывают о явлении Троицы в Новом Завете: иконы Крещения, Преображения и Пятидесятницы.
Икона запрещенного типа, таким образом, даже не может быть освящена.

Две Ваши цитаты отличаются:

В первой Вы говорите о Фаворском свете. Под этим светом понимают Славу Христа. Дух Святой в виде облака явился позже, как это описывают евангелисты Марк и Лука.

Нужно спросить у того, кто писал эту неканоничную икону. Потому что и вправду не логично.
"Самым древним и употребительным символом таинства Св. Троицы, оставшимся и доныне с тем же значением, был равносторонний треугольник в различных сочетаниях - или с монограммой имени Христова, или с буквами "Альфа" и "Омега", или с другими таинственными знаками". (Петр Лебедев. Наука о богослужении Православной Церкви)
Я выше давал ссылку на Большой Московский Собор и там есть такие изречения:

"Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству".

"Сего ради Саваофа, Иже есть Божество: и тое преждевечное рождение Единороднаго Сына от Отца, умом точию подобает нам разумети, а писати во образех, отнюд не подобает и невозможно. И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако ". (Григорий Двоеслов)

"Другим обычным символом для изображения Бога Отца был образ старца, или Ветхого денми». Но, как мы видим, Большой Московский Собор не только не признает установившуюся практику, но со свойственной эпохе резкостью осуждает ее как «буемудрие» и «безумие». И все же его постановление не помешало ни дальнейшему распространению изображения Бога Отца, ни, как увидим дальше, защите его в плане теоретическом."

добавлено: 28 ноя 2015

"Европейская католическая традиция постепенно проникает и в русское православное искусство, давая импульс к появлению несколько новых иконографических типов, включающих образ Бога Отца. Наибольшую популярность приобрела иконография «Отечество», известная в новгородской школе еще с XIV века. На иконе из Новгорода, хранящейся в Третьяковской галерее, мы видим восседающего на троне Бога Отца в виде седовласого старца (иконография «Ветхий деньми», известная из книги пророка Даниила). На коленях у Него расположена фигура Сына в виде отрока иконографии «Спас Эммануил», Который держит диск с фигурой голубя – Святого Духа. За плечами у Отца – два шестикрылых серафима, а у подножия престола красные крылатые колеса с очами – ангельский чин «престолы». По сторонам от трона изображены святые столпники, а справа от подножия – маленькая фигура апостола Филиппа (вероятно, эти святые были включены в композицию по желанию заказчика и не входят в основной канон). В более лаконичном варианте этой иконографии Сын изображается в круглом медальоне на груди Отца, а чуть выше над головой Сына – Святой Дух. Возможно, на появление такой версии могла повлиять популярная иконография Богоматери «Знамение», где младенец также расположен на груди Марии в круглом медальоне.

Еще один популярный извод – «Сопрестолие», на котором изображаются восседающие на тронах Отец – «Ветхий Деньми» и Сын в виде мужа. Фигурка голубя- Святого Духа» находится между ними. Отец и Сын могут изображаться строго фронтально по отношению к молящемуся, а могут быть обращены друг к другу, и в этом случае Отец, как правило, благословляет Сына. Иконография «Сопрестолие» часто включалась в сложные по содержанию дидактические композиции XVI-XVII веков, подразумевающие совмещение на одном поле разных сюжетов из Ветхого и Нового Заветов с назидательными целями. Возможно «Сопрестолие» – это отголосок западной иконографии «Коронование Марии» (которая также использовалась в поздней русской иконописи), подразумевающей такую же композицию и получившую распространение в Европе, начиная с XIII века, и в живописи, и в скульптуре на порталах готических соборов.

Наконец, прямым следствием западного влияния можно считать иконографию «Распятие в лоне Отчем». Она существует и как самостоятельное изображение, и как часть более сложной композиции «Почи Бог в день седьмый», связанной с историей сотворения мира. Католический мотив креста с телом Иисуса в руках Отца, православные иконописцы переводят в условно-символическое русло. Распятый Иисус показан в виде серафима с юношеским безбородым ликом. Его тело закрыто крыльями и хорошо видны только руки, прибитые к кресту, который поддерживается Отцом. По сторонам от креста – две фигуры херувимов, а над головой Иисуса-серафима – юноша с мечом (смысл этой фигуры до конца не ясен). У этой иконографии несколько дополнительных наименовании: «Христос распятый серафим», «Душа Христа», «Ты еси иерей вовек». Последнее название вызвано тем, что Отец изображается обычно в полном архиерейском облачении. По мнению ряда исследователей, символическое изображение распятого Христа связано с выражением пророка Исайи «Предал душу Свою на смерть» (Ис. 53, 12), т.е. с попыткой передать духовный смысл жертвы Спасителя, переданный в пророчестве Исайи. Отсюда и название «Душа Христа».

Отношение к подобным новшествам в официальной церковной среде, в условиях перманентной жесткой нетерпимости ко всему западному, разумеется, было неоднозначным. На Стоглавом соборе в 1553 году против новых икон, дающих изображение Отца, открыто выступил посольский дьяк Иван Висковатый, заявив, что «не подобает невидимого Божества и бесплотных воображати». После долгого разбирательства в январе 1554 года Висковатый был осужден и на три года отлучен от Причастия. Однако это решение скорее всего было продиктовано не богословскими соображениями, а страхом перед прецедентом критики со стороны человека, не принадлежащего в высшей церковной иерархии, поскольку его выступление косвенно эту иерархию задевало. Позднее (в частности на Большом Московском соборе 1666-1667 гг. и на Синоде Константинопольской церкви 1776 г.) прозападные иконографии Троицы официально осуждались и даже запрещались. Однако остановить их распространение было уже практически невозможно. В художественных исканиях богословски адекватного образа Троицы восточная и западная традиции стремительно сближались, создавая единое христианское художественное поле, над которым не властны межконфессиональные распри и разделения. И даже самыми строгими официальными постановлениями этот процесс нельзя было повернуть назад."

Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда » (Ин. 1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч. φιλοξενια ) Авраама » - явления ему трех ангелов :

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом , а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица.

В ранних изображениях (например в римских катакомбах) изображение предельно исторично, но уже́ в первых композициях можно отметить подчеркнутую одинаковость гостей Авраама. Изокефальность, равноправность путников показана и одинаковыми одеждами, и одинаковыми позами.

Позже исторический план изображения полностью вытеснен символическим. Три ангела рассматриваются теперь только как символ троичного Божества. Но в состав иконографических композиций продолжают входить Авраам, его жена Сарра, множество мелких второстепенных деталей «приземляют» изображение, возвращая его к историческому событию.

Понимание трёх ангелов как изображения Троицы порождает желание выделить среди них ипостаси, а вывод о возможности или невозможность подобного вычленения порождают два основных вида композиции: изокефальный и неизокефальный. В первом случае ангелы подчёркнуто равны, а композиция предельно статична, во втором один из ангелов (обычно центральный) так или иначе выделен, его нимб может содержать в себе крест, а сам ангел подписывается сокращением ІС ХС (атрибуты Христа). Споры вокруг подобных композиций приводили к появлению даже таких икон, где у каждого ангела были атрибуты Христа.

«Троица» Андрея Рублёва

Наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы достиг преподобный Андрей Рублёв в своей иконе «Живоначальной Троицы» . Композиция со вписанными в круг фигурами ангелов не выделяет среди них отдельные ипостаси, но каждый из ангелов обладает своей индивидуальностью. Рублёв достиг в изображении простоты и лаконичности, в ней нет лишних элементов или персонажей. По решению Стоглавого Собора (Москва, 1551 год), иконы следует писать по старым греческим образцам и по образцу Рублёва, то есть не различая ипостасей, подписывая же только «Святая Троица ». Во множестве образов, повторяющих композицию Троицы Андрея Рублёва, ставшую образцом, разрушается гармония замысла.

Долгое время подлинная живопись Андрея Рублёва была полностью скрыта под слоем позднейшей записи (конец XIX века). Но даже и этого не было видно под сплошным драгоценным окладом . Лишь в 1904 году начато пробное удаление неистинного и наносного. На фотографиях представлено состояние иконы в момент начала реставрации (раскрыто плечо правого ангела и гора за ним) и после раскрытия.

Другие трактовки Троицы в иконописи

Наряду с иконографической композицией Андрея Рублёва, создавшего отличный от традиционной иконографии «Гостеприимства Авраама » образ «Живоначальной Троицы », существует и т. н. «Новозаветная Троица » - изображение Троицы в постбытийной икономии. Выделяют два основных типа иконографии: «Сопрестолие » - изображение Бога-Отца в виде седовласого старца (Ветхого Деньми), Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном; и «Отечество », отличающееся тем, что Бог-Сын изображён в виде отрока на коленях Отца. Изображения Новозаветной Троицы широко распространены по сей день, хотя определением Большого Московского Собора 1667 г., осудившего патриарха Никона, иконы Господа Саваофа, а также «Отечество » были запрещены.

Для западноевропейской религиозной живописи характерна троичная композиция «Распятие в лоне Отчем», в которой Бог-Отец держит крест с распятым Богом-Сыном. Появление подобной схемы в поздней русской иконописи вызвало бурные споры сторонников и противников сложных аллегорических сюжетов.

Литература

  • Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ // Богословские труды. Т. 35. М., 1999
  • Ульянов О. Г. Влияние Святой горы Афон на особенности почитания Святой Троицы при митрополите Киприане (к 600-летию преставления святителя) // Человек верующий в культуре Древней Руси. Материалы международной научной конференции 5 - 6 декабря 2005 года / Отв. ред. Т. В. Чумакова. СПб.: Издательство «Лемма». 2005. 252 с ISBN 5-98709-013-X
  • Григорий (Круг). Об изображении Святой Троицы. /Мысли об иконе/
  • Б. В. Раушенбах. Предстоя Святей Троице (Передача троичного догмата в иконах).

Ссылки

  • Решения Московского Стоглавого собора, касающиеся иконописи

Wikimedia Foundation . 2010 .