Вот уже девять лет прошло с того момента, когда войска Греции начали осаду Трои. Совершив набег на соседние области, греки пленили Хрисеиду - девушку, являвшуюся дочерью жреца в храме Аполлона. Хрисеида становится наложницей Агамемнона - главнокомандующего греческого войска. Разумеется, Аполлона это событие чрезвычайно разгневало. Божество насылает на армию мор. Ахилл, храбрейший из греков, убеждает Агамемнона на общем собрании войска вернуть Хрисеиду её отцу. Однако взамен главнокомандующий требует, чтобы Ахилл предоставил ему свою пленницу - девушку по имени Брисеида. Ахилл чувствует себя оскорблённым и решает расправиться с Агамемноном с помощью меча. Однако что желала победы греков в битве, удерживает его от В итоге Ахилл ограничивается тем, что называет главнокомандующего корыстным и бесстыжим трусом, а также заявляет, что с этого дня не собирается участвовать в военных действиях.

Ахилл решает отомстить грекам

Далее в краткое содержание «Илиады» Гомера включается Нестор - самый старый и мудрый греческий царь. Однако его попытки примирить ссорящихся оборачиваются провалом. Дипломатичный и любезный вождь Одиссей отвозит Хрисеиду к отцу, Брисеида достаётся Агамемнону. Ахилл же обращается к своей матери, морской богине Фетиде, и просит её убедить верховного Зевса даровать троянцам победу. По мнению воина, это помогло бы грекам понять, насколько же они без него ничтожны. Несмотря на все возражения Геры, благоволящей грекам, Зевс соглашается. Он посылает главнокомандующему необычный сон, после которого Агамемнон собирает совет вождей, на котором вопрошает, желают ли греки вернуться домой. Воины, воспринявшие всерьез это предложение, отправляются к своим кораблям. Однако их, с подачи Афины, останавливает Одиссей. Он произносит Мудрый Нестор даёт воинам свои наставления. Выслушав его речи, греки совершают жертвоприношение и готовятся к битве. Не участвует в этом лишь Ахилл и его спутники.

Война продолжается

Мы не будем включать в краткое содержание «Илиады» Гомера подробное описание сил, которые были выставлены воюющими государствами. Троянскую армию возглавляет Гектор - сын царя Приама. Брат Гектора - Парис, положивший начало этой войне (именно он похитил Елену - прекрасную супругу спартанского царя Менелая), предлагает Менелаю сразиться один на один. Победитель должен был окончательно завладеть Еленой и завершить долгую войну. Несколько первых ударов позволили Менелаю ощутить близость победы. Однако тут в дело вновь вмешиваются божественные силы: Афродита, которая покровительствует Парису, спасает своего любимца. Афина же подталкивает своих врагов-троянцев к тому, чтобы они первыми нарушили заключенное перед схваткой перемирие.

Далее следует описание ряда схваток, в результате которых перевес оказывается на стороне троянцев. Видя, что дело худо, Агамемнон отправляет посольство к Ахиллу. Главнокомандующий предлагает храброму воину вернуть Брисеиду и наградить его щедрыми дарами, если тот снова вернётся в строй. Однако Ахилл отвечает Агамемнону отказом.

Столкновения войск продолжаются. Троянцы нападают на лагерь греков, Гектор кажется неодолимым. Опасаясь, что Троя выиграет войну, Гера наряжается, украшается и уединяется с Зевсом, своим супругом, на горе Ида, чтобы отвлечь его внимание от схватки. Обнаружив уловки жены, верховный бог приходит в ярость и вновь помогает троянцам. Греки бегут в панике. Патрокл, лучший друг Ахилла, сочувствует им, надевает доспехи и выходит на единоборство, однако его противник - Гектор - оказывается намного сильнее и убивает Патрокла.

Месть за убитого друга

Далее краткое содержание «Илиады» Гомера вновь возвращается к Ахиллу. Воин даёт клятву отомстить за убитого друга. Фетида просит у бога кузнецов Гефеста выковать новое оружие для её сына. Вооружившись новыми доспехами, Ахилл врывается на поле битвы и уничтожает немало троянцев. После воин побеждает бога реки Скамандр и, после долгих преследований, встречается с Гектором. С поддержкой Афины Ахиллу удаётся безжалостно расправиться с врагом, которого он затем привязывает за ноги к своей колеснице и увозит в греческий лагерь. Семья Гектора горько оплакивает его.

Далее следует описание торжественных похорон, которые Ахилл устраивает Патроклу - этому событию уделяет большое внимание Гомер. «Илиада», краткое содержание которой вы сейчас читаете, продолжается, когда тело героя сжигают, а прах помещают в урну из золота. Завершением дня становятся атлетические игры в память усопшего.

Судьба Гектора

Не оправившись полностью от утраты, Ахилл объезжает на следующий день погребальный холм Патрокла, а делает это на колеснице, к которой привязано тело Гектора. Аполлон просит богов прекратить это кощунство. Гера возражает, однако Зевс даёт добро на то, чтобы Приам выкупил тело сына. Фетиде поручают попросить у Ахилла согласия на это. А Приаму о воле Зевса сообщает вестница Ирида. Гекуба же пытается отговорить Приама. Но тот, желая выкупить тело сына, отправляется в шатёр Ахилла с богатыми дарами. В этом моменте Гомер описывает возвышенную патетическую сцену. Опечаленный Ахилл соглашается принять Приама. Он не забывает об участи своего отца, с которым так и не смог достойно проститься, и возвращает тому тело сына. Троянцы оплакивают гибель Гектора, а завершается поэма Гомера «Илиада», краткое содержание которой мы привели, такими словами: «Так погребали они конеборного Гектора тело».

КНИГА 5
Пересказываются подвиги Диомеда, которому помогает Афина. Его ранит Пандар, но Афина вылечивает рану. Эней помогает Пандару биться с Диомедом. Пандар убит, а Энея спасает его мать, Афродита, которую Диомед ранит в руку. Аполлон приходит на помощь Энею и уносит его в Пергамский храм в Трое, где вылечиваются его раны. Арес проиходит на помощь троянцам. Эней возвращается на поле битвы. Гектор и Эней убивают многих ахейцев. Гера и Афина приходят на помощь ахейцам. С помощью Афины, Диомед ранит Ареса, который затем с жалобами уносится на небо.

КНИГА 6
Собрание ахейцев. Гектора призывают в Трою для возглавления религиозной процессии в храму Афины, где Гекуба и другие матроны просят богиню вывести Диомеда с поля битвы. Во время битвы Диомед встречает троянца Главка. Узнав, что их предки были связаны священными узами гостеприимства, они меняются оружием в знак дружбы. Гектор убеждает Париса вернуться в битву. Сам Гектор прощается с женой Андромахой и сыном Астианактом и возвращается на поле.

КНИГА 7
Афина помогает ахейцам. Аполлон упрашивает ее отложить битву и сказать Гектору, чтобы он вызвал одного из ахейцев на бой. Из девяти ахейских вождей, жребий биться с Гектором выпадает Аяксу. Наступает ночь. Троянцы встречаются на совет. Антенор предлагает вернуть Елену ахейцам, но Елена отказывается и в свою очередь предлагает отдать ахейцам все ее богатства. Приам посылает гонца объявить это решение ахейцам, а также попросить заключения временного перемирия для похорон павших. Агамамнон соглашается на второе, но отказывается от богатств Елены. После сожжения убитых, ахейцы, по совету Нестора, строят укрепления для защиты кораблей и лагеря. Посейдон, покровитель троянцев, протестует против этого, но Зевс успокаивает его. Обе армии проводят ночь, пируя. Зевс пугает троянцев молниями, громами и другими знаками недовольства.

КНИГА 8
На совете Зевс угрожает наказать богов, если они будут продолжать вмешиваться в войну; но Афина уговаривает его позволить ей дать один совет ахейцам. Битва начинается. На горе Иде, Зевс взвешивает судьбы ахейцев и троянцев. Потом он вселяет ужас в ахейцев громами и молниями. Один Нестор продолжает биться и подвергает себя большой опасности. На помощь ему приходит Диомед. Пересказываются подвиги Диомеда и Гектора. Гера пытается убедить Посейдона перейти на сторону ахейцев, но тщетно. В битве с Гектором, Тевкр ранен. Гера и Афина хотят помочь ахейцам, но Зевс запрещает им это. Ахейцев выбивают за укрепления и троянцы проводят ночь на равнине.

КНИГА 9
Агамемнон предлагает ахейцам вернуться домой, но Диомед и Нестор протестуют. Нестор убеждает Агамамнона послать к Ахиллу с обещаниями подарков и возвращением ему Брисеиды. Одиссей и Аякс отправляются к Ахиллу, в сопровождении Феликса, старого друга Ахилла. Ахилл принимает Феникса, но прогоняет Одиссея и Аякса.

КНИГА 10
Агамемнон, встревоженный отказом Ахилла, проводит ночь среди вождей, обсуждая ситуацию. Решают послать разведчика в Трою с целью раскрытия намерений троянцев. Диомед и Одиссей идут в Трою и по пути встречают Долона, посленного в ахейцам с той же целью. От Долона ахейские вожди узнают о состоянии троянских войск и о прибытии в Трою фракийских подкреплений под предводительством Реза.

КНИГА 11
Зевс, Афина и Гера одобряют предолжение войны. Зевс посылает Ириду предупредить Гектора, чтобы он не вмешивался в битву, пока Агамемнон не будет ранен и не выйдет с поля. Тогда выходит Гектор. Диомед и Одиссей бьются с ним. Парис ранит Диомеда, а Одиссея выручают Аякс и Менелай. Махаона, застреленного Парисом из лука, выносят с поля на Нестеровой колеснице. Ахилл посылает Патрокла узнать о ходе битвы. Нестор рассказывает Патроклу все новости, надеясь, что тот сможет убедить Ахилла вступить в битву. На обратном пути Патрокл встречает раненного Еврипила и помогает ему.

КНИГА 12
Троянцы отбивают ахейцев за укрепления, но не могут перескочить ров и преследовать ахейцев. Тогда они решают бросить колесницы и сражаться пешими, но в небе вдруг появляется орел, несущий змею. Троянский вождь Полидал принимает это за дурное предзнаменование и приказывает отсупить. Но Гектор продолжает битву. Сарпедон проламывает стену, а Гектор ворота ахейского лагеря. Троянцы врываются в лагерь.

КНИГА 13
Посейдон неожиданно помогает ахейцам: он принимает облик прорицателя Калхаса и убеждает ахейцев продолжать биться против Гектора. Два Аякса блокируют Гектора. Критянин Идоменей отличается в битве, убив трех троянских вождей, но его сдерживают Эней и Деифоб. Менелай также отличается в битве. Гектор дерется против Аяксов и пытается воодушевить троянцев.

КНИГА 14
Нестор, встревоженный яростным натиском троянцев, ищет Агамемнона и находит его рядом с Диомедом и Одиссеем. Агамемнон хочет отсупить ночью, но Диомед и Одиссей против этого. Гера, видя, что Зевс начинает симпатизировать троянцам, решает отвлечь его внимание. Она одалживает у Афродиты волшебный пояс, призывает бога сна Гипноса и идет к Зевсу на гору Иду, где и усыпляет его. Пока Зевс спит, Посейдон помогает ахейцам. Аякс кидает скалу в Гектора и того уносят с поля битвы. Троянцы отступают.

КНИГА 15
Проснувшись, Зевс видит, что троянцы отбиты и приходит в гнев от хитрости Геры, но она быстро успокаивает его. Гера идет на совет богов и настраивает всех против Зевса. Зевс приказывает Посейдону выйти из битвы; тот нехотя подчиняется. Аполлон вновь наполняет Гектора силой. Троянцы прорываются к ахейским кораблям и хотят поджечь их, но Аякс отбивает их.

КНИГА 16
Патрокл просит Ахилла дать ему свое оружие и войска. Ахилл соглашается, но с условием, что Патрокл поможет телько ослабить атаку на корабли. Троянцы приходят в ужас, видя "Ахилла", и отступают. Сарпедон убит. Патрокл забывает указание Ахилла, преследует троянцев до ворот Трои. Там Аполлон обезоруживает его, Эвфорб ранит, Гектор убивает.

КНИГА 17
Битва за тело Патрокла у стен Трои. Гктор и Эней пытаются захватить колесницу Ахилла, которой правит Автомедон, но безуспешно. Колесница запряжена лошадьми, говорящими человеческим языком. Они оплакивают Патрокла. Зевс накрывает тело Патрокла тьмой, когда Аякс взмолился о помощи.

КНИГА 18
Новость о смерти Патрокла доходит до Ахилла. Он убит горем, его мать Фетида и морские нимфы утешают его. Зевс приказывает Ахиллу появиться на стенах. Видя его, троянцы приходят в ужас и отступают. Фетида идет к Гефесту и просит его выковать новое оружие и доспехи для ее сына. Знаменитое описание щита.

КНИГА 19
Фетида приносит Ахиллу новые доспехи. Она сохраняет тело Патрокла от разложения и приказывает Ахиллу объявить о конце своей ссоры с Агамемноном. Два вождя мирятся на глазах всего войска. Ахилл рвется в бой, но Одиссей удерживает его, говоря, что воинам нужно отдохнуть. Брисеида оплакивает Патрокла, бывшего всегда добрым по отношению к ней. Афина укрепляет Ахилла нектаром и амброзией. Ахилл упрекает говорящих лошадей в смерти Патрокла. Лошадь Ксанф предупреждает Ахилла о его скорой гибели.

КНИГА 20
Зевс разрешает богам участвовать в войне. Бтва начинается. Эней встречает Ахилла. Посейдон затуманивает глаза Ахиллу, чтобы спасти троянцев. Затем Ахилл почти убивает Гектора, но Аполлон спасает последнего.

КНИГА 21
Ахилл преследует троянцев до реки Скамандр. Он берет в плен 12 юношей "для Патрокла". Ахилл убивает Ликаона, сына Приама, и Астеропея, сына Пелагона. Река вскипает и почти губит Ахилла, но Посейдон и Афина спасают его. Река Симоэйс присоединяется к гневу Скамандра. Гефест угрожает высушить реки до дна, если они не угомонятся. Реки утихают. Начинается битва между богами. Ахилл загоняет троянцев обратно в Трою. Остается только Агенор на поле битвы. Аполлон принимает его образ, а Агенора уносит.

КНИГА 22
Троянцы в городе. Один Гектор хочется встретиться с Ахиллом; его родители, Приам и Гекуба, тщетно умоляют его остаться. Ахилл преследует Гектора, трижды обежав Трою. Боги обсуждают судьбу Гектора. Наконец, Афина помогает Ахиллу убить Гектора. Ахилл тащит за своей колесницей тело Гектора. Плач Приама, Гекубы и Андромахи.

КНИГА 23
Ахилл и мирмидоняне чествуют Патрокла. Ахилл ночует на берегу моря и во сне ему является Патрокл с просьбой соблюсти все похоронные ритуалы. На следующее утро ахейцы собирают огромный погребальный костер на берегу моря и сжигают на нем тело Патрокла. Ветры раздувают костер и он горит всю ночь. Кости Патрокла собирают в золотую урну и хоронят.

КНИГА 24
Боги решают вернуть тело Гектора троянцам. Фетиду посылают к Ахиллу умилостивить его; Ирида убеждает Приама пойти лично к Ахиллу и попросить у него тело сына. Приам с богатыми подарками идет к убийце сына. Гермес, с образе пастуха, ведет его к Ахиллу. Троянский царь бросается к ногам Ахилла и целует ему руки, прося вернуть ему тело Гектора. Ахилл поднимает Приама и с почестями возвращает ему богато убранное тело Гектора. Троянцы оплакивают своего героя. Ахейцы заключают 12-дневное перемирие, чтобы троянцы успели похоронить Гектора. Здесь оканчивается Илиада.

. Девять лет уже провели греки под Троей среди битв и набегов. Настаёт роковой десятый год, год решения судьбы осаждённого города (см. Троянская война), как вдруг ссора Агамемнона с Ахиллом за обладание прекрасной пленницей Брисеидой дает новый оборот ходу дел. Оскорбленный в чувстве чести и любви, гневный Ахилл остается при своих кораблях у морского берега и не выходит более на битвы с троянцами. Со слезами жалуется он своей матери, богине Фетиде, на претерпенную обиду, а та молит небесного царя Зевса послать победу троянцам, пока ахейцы не воздадут чести её сыну. Зевс в знак согласия кивает головой, – кивает так, что рассыпаются его душистые кудри и выси Олимпа дрожат и трясутся.

Троянская война. Илиада. Видеоурок

Троянцы, предводимые блистающим Гектором , вскоре берут верх над врагами-греками ; они не только противостоят тем в открытом поле у стен своего города, они оттесняют их даже в корабельный стан, укрепленный рвом и валом. Грозя гибелью, стоит Гектор у самого рва и жаждет одолеть последний оплот неприятеля.

Напрасно теперь предводитель греков Агамемнон протягивает руку примирения гневному Ахиллу; он готов отдать ему Брисеиду, с семью другими девушками и разными драгоценностями в придачу. Ахилл остается непоколебим: «Предлагай он мне хоть все сокровища, сложенные в богатом Орхомене или в Фивах египетских, я и тогда не изменю намерения, пока он вполне не изгладит моего позора» – отвечает он посланцам Агамемнона .

Все грознее становится напор врагов. Как ни храбро защищают ахейцы укрепление, Гектор наконец сокрушает ворота огромною каменною глыбой. Как срубленные ясени валятся ахейцы под ударами троянцев. Уже стоит в огне корабль героя Протесилая и грозит зажечь весь остальной эллинский флот. Смятение и шум наполняют весь эллинский стан.

Тогда к Ахиллу спешит его лучший друг Патрокл . «Тебя, – говорит Патрокл, – родили на свет не Пелей и Фетида, тебя произвела мрачная пучина и скалы надводные: сердце у тебя бесчувственно, как камень». Со слезами просит он у Ахилла позволения взять его броню и выйти с нею на бой во главе его племени, мирмидонян, чтобы троянцы, приняв его за самого Пелида, на дерзали более напирать на корабли. Ахилл соглашается, но с тем, чтобы Патрокл только прогнал врага за крепостной ров, и потом немедленно вернулся.

В пылу битвы, Патрокл преследует бегущих троянцев до самых городских стен и устраивает страшное опустошение. Но обезоруженный и отуманенный покровителем Трои, богом Аполлоном , пронзенный копьем Гектора, он падает в пыль . С трудом спасают его труп и приносят в греческий стан; оружие и броня Патрокла становятся добычей победителя.

Бесконечна скорбь Ахилла о павшем товарище, кротком, милом сердцу герое. Ахилл желает почить рядом с другом в могильном кургане. Со страхом слышит Фетида в глубине морской скорбный вопль дорогого сына и спешит со своими сестрами к троянскому берегу. «Не совершал ли для тебя Зевс всего, о чем ты ни молил его?» – говорит она плачущему сыну. А он отвечает, что и жизнь ему не мила до тех пор, пока Гектор не падет перед ним в прах, пронзенный его тяжелым копьем.

Ахилл горит мыслью о мщении. Пока Фетида спешит к Гефесту , чтоб получить от него для сына новое оружие, битва опять приближается к кораблям. Но Ахилл кричит три раза через ров своим зычным голосом, и испуганные троянцы тотчас обратились в бегство. Вопреки совету Полидама, троянцы, по призыву Гектора, проводят ночь у сторожевых огней в открытом поле.

На рассвете, Ахилл, в новом вооружении и со щитом многохитрой работы, устремляется на их стан, размахивая тяжелым копьем из крепкого ясеня. Страшно свирепствует губитель среди троянских полков: он наполняет трупами реку Скамандр, так что волны насыщаются кровью и багровеют. При виде такой беды, троянский царь Приам велит страже отворить ворота бегущим, но не выпускать створов из рук, чтоб Ахилл не ворвался в город. Один Гектор остается за воротами, не внимая просьбам молящих родителей, которые смотрят на него сверху башни. Однако, когда появляется Ахилл со страшным ясеневым копьем на могучем плече, сердце содрогается у Гектора, и он в страхе три раза обегает стену Трои.

Зевсу становится жаль преследуемого Ахиллом витязя: Гектор всегда чествовал его жертвоприношениями и мольбами. Зевс взвешивает жребий обоих на золотых весах судьбы, но чаша Гектора опускается вниз. Настигает того Ахилл, пронзает копьем насквозь , привязывает ногами к колеснице, так что прекрасная голова Гектора влачится в пыли, и гонит коней к кораблям среди жалобных воплей со стен Трои.

Ахилл хочет, чтобы тело Гектора истлело непогребенным, а Патроклу устраивает великолепные похороны , сжигая вместе с его телом на костре двенадцать пленных троянцев за упокой павшего героя.

Ахилл влачит по земле тело убитого Гектора

Еще раз вымещает Ахилл свой гнев на бездыханном Гекторе; он трижды влачит его труп вокруг могилы товарища. Но боги вливают жалость в его сердце. Ночью отец Гектора, Приам, является в шатер к Ахиллу с богатыми подарками, и обнимая его колени, напоминает, что и у него вдали есть старик-отец.

Тоска и скорбь овладевают душой греческого героя. Слезы и глубокая грусть о жребии всего земного облегчают бремя скорби о Патрокле, которое дотоле давило ему грудь. Ахилл отдает престарелому Приаму для предания земле тело сына, которое боги сохранили от тления.

Десять дней оплакивают троянцы своего героя в жалобных песнях, а потом сжигают его тело , собирают пепел в урну и опускают ее в могильный ров.

«Одиссея» стала второй после «Илиады» поэмой, создание которой приписывается великому древнегреческому поэту Гомеру. По мнению исследователей, произведение было написано в VIII веке до нашей эры, возможно, немного позже. Поэма разделена на 24 песни и состоит из 12110 стихов. Предположительно, «Одиссея» была создана на малоазийском побережье Эллады, где жили ионийские племена (в настоящее время на этой территории находится Турция).

Вероятно, пра-«Одиссеи» не существует. Тем не менее, многие сюжеты и мифологические герои, упомянутые в поэме, уже существовали на момент создания произведения. Помимо этого, в поэме можно встретить и отголоски хеттской мифологии и минойской культуры. Несмотря на то, что многие исследователи находят в «Одиссеи» черты тех или иных диалектов греческого, ни одному из региональных вариантов языка произведение не соответствует. Возможно, Гомер использовал ионийский диалект, однако огромное количество архаических форм свидетельствует о принадлежности к микенской эпохе. Обнаружены элементы эолийского диалекта, происхождение которых неизвестно. Значительное количество флективных форм, использованное в поэме, никогда не употреблялось в живой разговорной речи.

Как и «Илиада», «Одиссея» начинается с обращения к Музе, которую автор просит рассказать о «многоопытном муже».

Поэма описывает события, произошедшие через 10 лет после падения Трои. Главный герой Одиссей, возвращаясь домой после войны, попал в плен к нимфе Калипсо, которая отказывается отпустить его. Верная жена Пенелопа ждёт Одиссея в Итаке. Ежедневно к ней сватаются многочисленные претенденты на руку и сердце. Пенелопа уверена, что Одиссей вернётся, и отказывает всем. Собравшиеся на совет боги принимают решение сделать своим посланником Афину. Богиня приходит к Телемаху, сыну главного героя, и побуждает его отправиться в Спарту и Пилос, что узнать о судьбе Одиссея.

Нестор, царь Пилоса, передаёт Телемаху некоторые сведения об ахейских вождях, а затем предлагает ему обратиться к Менелаю в Спарте, от которого юноша и узнаёт о том, что отец стал пленником Калипсо. Узнав об отъезде Телемаха, многочисленные женихи Пенелопы хотят устроить засаду и убить его, когда он будет возвращаться домой.

Через Гермеса боги отдают приказ Калипсо отпустить пленника. Получив долгожданную свободу, Одиссей строит плот и отправляется в плаванье. Посейдон, с которым главный герой находится в конфликтных отношениях, поднимает бурю. Однако Одиссею удалось выжить и попасть на остров Схерия. Здесь живут феаки – мореплаватели, обладающие быстроходными кораблями. Главный герой встречает Навсикаю, дочь местного царя Алкиноя, который устраивает пир в честь своего гостя. Во время праздника Одиссей рассказывает о своих приключениях, произошедших с ним до того, как он попал на остров Калипсо. Выслушав рассказ гостя, феаки хотят помочь ему вернуться домой. Однако Посейдон вновь пытается убить ненавистного ему Одиссея и превращает корабль феаков в утёс. Афина превратила главного героя в нищего старика. Одиссей отправляется жить к свинопасу Эвмею.

Возвращаясь домой, Телемах смог избежать засады, устроенной женихами его матери. Затем сын главного героя отправляет к свинопасу Эвмею, где и встречает своего отца. Придя во дворец, Одиссей обнаружил, что его никто не узнаёт. Слуги издеваются и смеются над ним. Главный герой намерен отомстить женихам своей жены. Пенелопа решила устроить соревнование между претендентами на руку и сердце: необходимо пропустить стрелу через 12 колец, воспользовавшись луком её мужа. Только истинный владелец лука смог справиться с этим заданием. Одиссей рассказывает жене тайну, которая была известна только им двоим, благодаря чему Пенелопа, наконец, узнаёт супруга. Разгневанный Одиссей убивает всех насмехавшихся над ним слуг и женихов своей жены. Родственники убитых восстают, но Одиссею удаётся заключить с ними мир.

Несмотря на то, что основная черта характера Одиссея – это героизм, автор не пытается подчеркнуть эту черту. События происходят уже после завершения войны в Трое, то есть, читатель не имеет возможности оценить главного героя на полях сражений. Вместо этого автору хочется показать совершенно другие качества своего персонажа.

Образ Одиссея имеет две непохожие друг на друга стороны. С одной стороны, это патриот, преданный своей родине, любящий сын, супруг и родитель. Главный герой не просто талантливый военачальник, он прекрасно разбирается в торговле, охоте, плотничестве и морском деле. Всеми действиям героя руководит непреодолимое желание вернуться к семье.

Другая сторона Одиссея не так идеальна, как первая. Автор не скрывает, что отважный воин и мореход испытывает удовольствие от своих приключений и в глубине души желает, чтобы возвращение домой затянулось. Ему нравится преодолевать всевозможные препятствия, притворяться и идти на хитрости. Одиссей способен проявить жадность и жестокость. Он, не задумываясь, изменяет своей верной жене, лжёт ради собственной выгоды. Автор указывает на незначительные, но весьма неприятные детали. Например, на пиру главный герой выбирает себе самый лучший кусок. В какой-то момент Гомер понимает, что «перегнул палку», и реабилитирует Одиссея, заставляя его оплакивать погибших товарищей.

Анализ произведения

Хронология событий

Сама одиссея, то есть, странствия главного героя, заняли 10 лет. При этом все события поэмы уместились в 40 дней. Исследователи из Национальной академии наук США, опираясь на упомянутые в произведении астрономические указатели, смогли установить, что главный герой вернулся домой 16 апреля 1178 года до нашей эры.

Предполагается, что персонаж Одиссея появился задолго до создания поэмы. Исследователи считают, что главный герой – догреческая фигура, то есть, образ был создан не самими древними греками, а позаимствован. Перейдя в греческий фольклор, Одиссей получил эллинизованное имя.

В поэме можно обнаружить как минимум 2 фольклорных сюжета. Во-первых, это сюжет о сыне, который отправился на поиски своего отца. Во-вторых, сюжет о главе семейства, который возвращается на родину после долгих лет странствий по тем или иным причинам. Муж, как правило, возвращается в день свадьбы своей жены с другим мужчиной. Супруга, считая первого мужа погибшим, пытается вторично устроить своё счастье. Странника вначале никто не узнаёт, но потом его всё-таки удаётся опознать по какому-нибудь признаку, например, шраму.

Можно провести аналогии не только с древнегреческим фольклором, но и с известными произведениями мировой литературы. Наиболее ярким примером считается роман «Мёртвые души».

Особенности произведения

«Одиссея» имеет симметричную композицию. Это значит, что и начало, и конец поэмы посвящены событиям в Итаке. Композиционным центром становится рассказ главного героя о его путешествии.

Стиль повествования
Описание странствий ведётся от первого лица, то есть, говорит непосредственно главный герой. Особенность является традиционной для произведений данного жанра. Подобный приём известен из египетской литературы. Его часто использовали в фольклоре мореплавателей.

Троянская война была затеяна богами для того, чтобы кончилось время героев и наступил нынешний, людской, железный век. Кто не погиб у стен Трои, тот должен был погибнуть на обратном пути.

Большинство уцелевших греческих вождей поплыли на родину, как плыли на Трою - общим флотом через Эгейское море. Когда они были на полпути, морской бог Посейдон грянул бурей, корабли разметало, люди утонули в волнах и разбились о скалы. Спастись суждено было только избранным. Но и тем пришлось нелегко. Пожалуй, только старому мудрому Нестору удалось спокойно достигнуть своего царства в городе Пилосе. Одолел бурю верховный царь Агамемнон, но лишь затем, чтобы погибнуть ещё более страшной смертью - в родном Аргосе его убила собственная жена и ее мститель-любовник; об этом потом напишет трагедию поэт Эсхил. Менелая с возвращённой ему Еленою занесло ветрами далеко в Египет, и он очень долго добирался до своей Спарты. Но дольше всех и труднее всех был путь хитроумного царя Одиссея, которого море носило по свету десять лет. О его судьбе и сложил Гомер свою вторую поэму: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который, / Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен, / Многих людей города посетил и обычаи видел, / Много и горя терпел на морях, о спасенье заботясь...»

«Илиада» - поэма героическая, действие ее происходит на бранном поле и в военном стане. «Одиссея» - поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой - в его маленьком царстве на острове Итаке и в ее окрестностях, где ждали Одиссея его жена Пенелопа и его сын Телемах. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» - только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли до родной Итаки. Обо всем, что было раньше, Одиссей рассказывает на пиру в середине поэмы, и рассказывает очень сжато: на все эти сказочные приключения в поэме приходится страниц пятьдесят из трёхсот. В «Одиссее» сказка оттеняет быт, а не наоборот, хотя читатели, и древние и современные, охотнее перечитывали и вспоминали именно сказку.

В Троянской войне Одиссей очень много сделал для греков - особенно там, где нужна была не сила, а ум. Это он догадался связать женихов Елены клятвою сообща помогать ее избраннику против любого обидчика, а без этого войско никогда не собралось бы в поход. Это он привлёк в поход юного Ахилла, а без этого победа была бы невозможна. Это он, когда в начале «Илиады» греческое войско после общей сходки едва не ринулось из-под Трои в обратный путь, сумел его остановить. Это он уговаривал Ахилла, когда тот поссорился с Агамемноном, вернуться в бой. Когда после гибели Ахилла доспехи убитого должен был получить лучший воин греческого стана, их получил Одиссей, а не Аякс. Когда Трою не удалось взять осадою, это Одиссей придумал построить деревянного коня, в котором спрятались и проникли таким образом в Трою самые храбрые греческие вожди, - и он в их числе. Богиня Афина, покровительница греков, больше всего из них любила Одиссея и помогала ему на каждом шагу. Зато бог Посейдон его ненавидел - мы скоро узнаем почему, - и это Посейдон своими бурями десять лет не давал ему добраться до родины. Десять лет под Троей, десять лет в странствиях, - и только на двадцатый год его испытаний начинается действие «Одиссеи».

Начинается оно, как и в «Илиаде», «Зевсовой волей». Боги держат совет, и Афина заступается перед Зевсом за Одиссея. Он - в плену у влюблённой в него нимфы Калипсо, на острове в самой середине широкого моря, и томится, напрасно желая «видеть хоть дым, от родных берегов вдалеке восходящий». А в царстве его, на острове Итаке, все уже считают его погибшим, и окрестные вельможи требуют, чтобы царица Пенелопа избрала себе из них нового мужа, а острову - нового царя. Их больше сотни, они живут в Одиссеевом дворце, буйно пируют и пьют, разоряя Одиссеево хозяйство, и развлекаются с Одиссеевыми рабынями. Пенелопа пыталась их обмануть: она сказала, что дала обет объявить своё решение не раньше, чем соткёт саван для старого Лаэрта, Одиссеева отца, который вот-вот умрёт. Днём она у всех на виду ткала, а ночью тайно распускала сотканное. Но служанки выдали ее хитрость, и ей все труднее стало сопротивляться настояниям женихов. С нею сын ее Телемах, которого Одиссей оставил ещё младенцем; но он молод, и с ним не считаются.

И вот к Телемаху приходит незнакомый странник, называет себя старым другом Одиссея и даёт ему совет: «Снаряди корабль, обойди окрестные земли, собери вести о пропавшем Одиссее; если услышишь, что он жив, - скажешь женихам, чтобы ждали ещё год; если услышишь, что мёртв, - скажешь, что справишь поминки и склонишь мать к замужеству». Посоветовал и исчез - ибо в образе его являлась сама Афина. Так Телемах и поступил. Женихи противились, но Телемаху удалось уйти и сесть на корабль незамеченным - ибо и в этом ему помогла все та же Афина.

Телемах плывёт на материк - сперва в Пилос к дряхлому Нестору, потом в Спарту к только что вернувшимся Менелаю и Елене. Словоохотливый Нестор рассказывает, как плыли герои из-под Трои и тонули в буре, как погиб потом в Аргосе Агамемнон и как отомстил убийце его сын Орест; но о судьбе Одиссея он ничего не знает. Гостеприимный Менелай рассказывает, как он, Менелай, заблудившись в своих странствиях, на египетском берегу подстерёг вещего морского старца, тюленьего пастуха Протея, умевшего обращаться и в льва, и в вепря, и в барса, и в змея, и в воду, и в дерево; как боролся он с Протеем, и одолел его, и узнал у него обратный путь; а заодно узнал и о том, что Одиссей жив и страдает среди широкого моря на острове нимфы Калипсо. Обрадованный этою вестью, Телемах собирается воротиться на Итаку, но тут Гомер прерывает свой рассказ о нем и обращается к судьбе Одиссея.

Заступничество Афины помогло: Зевс посылает к Калипсо вестника богов Гермеса: время настало, пора отпустить Одиссея. Нимфа горюет: «Для того ли я спасла его из моря, для того ли хотела одарить его бессмертьем?» - но ослушаться не смеет. Корабля у Одиссея нет - нужно сколотить плот. Четыре дня он работает топором и буравом, на пятый - плот спущен. Семнадцать дней плывёт он под парусом, правя по звёздам, на восемнадцатый разражается буря. Это Посейдон, увидя ускользающего от него героя, взмёл пучину четырьмя ветрами, бревна плота разлетелись, как солома. «Ах, зачем не погиб я под Троей!» - вскричал Одиссей. Помогли Одиссею две богини: добрая морская нимфа бросила ему волшебное покрывало, спасающее от потопления, а верная Афина уняла три ветра, оставив четвёртый нести его вплавь к ближнему берегу. Два дня и две ночи плывёт он, не смыкая глаз, а на третий волны выбрасывают его на сушу. Голый, усталый, беспомощный, он зарывается в кучу листьев и засыпает мёртвым сном.

Это была земля блаженных феаков, над которыми правил добрый царь Алкиной в высоком дворце: медные стены, золотые двери, шитые ткани на лавках, спелые плоды на ветках, вечное лето над садом. У царя была юная дочь Навсикая; ночью ей явилась Афина и сказала: «Скоро тебе замуж, а одежды твои не стираны; собери служанок, возьми колесницу, ступайте к морю, выстирайте платья». Выехали, выстирали, высушили, стали играть в мяч; мяч залетел в море, девушки громко вскрикнули, крик их разбудил Одиссея. Он поднимается из кустов, страшный, покрытый морскою засохшею тиной, и молит: «Нимфа ли ты или смертная, помоги: дай мне прикрыть наготу, укажи мне дорогу к людям, и да пошлют тебе боги доброго мужа». Он омывается, умащается, одевается, и Навсикая, любуясь, думает: «Ах, если бы дали мне боги такого мужа». Он идёт в город, входит к царю Алкиною, рассказывает ему о своей беде, но себя не называет; тронутый Алкиной обещает, что феакийские корабли отвезут его, куда он ни попросит.

Одиссей сидит на Алкиноевом пиру, а мудрый слепой певец Демодок развлекает пирующих песнями. «Спой о Троянской войне!» - просит Одиссей; и Демодок поёт об Одиссеевом деревянном коне и о взятии Трои. У Одиссея слезы на глазах. «Зачем ты плачешь? - говорит Алкиной. - Для того и посылают боги героям смерть, чтобы потомки пели им славу. Верно, у тебя пал под Троею кто-то из близких?» И тогда Одиссей открывается: «Я - Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки, маленькой, каменистой, но дорогой сердцу...» - и начинает рассказ о своих скитаниях. В рассказе этом - девять приключений.

Первое приключение - у лотофагов. Буря унесла Одиссеевы корабли из-под Трои на дальний юг, где растёт лотос - волшебный плод, отведав которого, человек забывает обо всем и не хочет в жизни ничего, кроме лотоса. Лотофаги угостили лотосом Одиссеевых спутников, и те забыли о родной Итаке и отказались плыть дальше. Силою их, плачущих, отвели на корабль и пустились в путь.

Второе приключение - у циклопов. Это были чудовищные великаны с одним глазом посреди лба; они пасли овец и коз и не знали вина. Главным среди них был Полифем, сын морского Посейдона. Одиссей с дюжиной товарищей забрёл в его пустую пещеру. Вечером пришёл Полифем, огромный, как гора, загнал в пещеру стадо, загородил выход глыбой, спросил: «Кто вы?» - «Странники, Зевс наш хранитель, мы просим помочь нам». - «Зевса я не боюсь!» - и циклоп схватил двоих, размозжил о стену, сожрал с костями и захрапел. Утром он ушёл со стадом, опять заваливши вход; и тут Одиссей придумал хитрость. Он с товарищами взял циклопову дубину, большую, как мачта, заострил, обжёг на огне, припрятал; а когда злодей пришёл и сожрал ещё двух товарищей, то поднёс ему вина, чтобы усыпить. Вино понравилось чудовищу. «Как тебя зовут?» - спросил он. «Никто!» - ответил Одиссей. «За такое угощение я тебя, Никто, съем последним!» - и хмельной циклоп захрапел. Тут Одиссей со спутниками взяли дубину, подошли, раскачали ее и вонзили в единственный великанов глаз. Ослеплённый людоед взревел, сбежались другие циклопы: «Кто тебя обидел, Полифем?» - «Никто!» - «Ну, коли никто, то и шуметь нечего» - и разошлись. А чтобы выйти из пещеры, Одиссей привязал товарищей под брюхо циклоповым баранам, чтобы тот их не нащупал, и так вместе со стадом они покинули утром пещеру. Но, уже отплывая, Одиссей не стерпел и крикнул:

«Вот тебе за обиду гостям казнь от меня, Одиссея с Итаки!» И циклоп яростно взмолился отцу своему Посейдону: «Не дай Одиссею доплыть до Итаки - а если уж так суждено, то пусть доплывёт нескоро, один, на чужом корабле!» И бог услышал его молитву.

Третье приключение - на острове бога ветров Эола. Бог послал им попутный ветер, а остальные завязал в кожаный мешок и дал Одиссею: «Доплывёшь - отпусти». Но когда уже виднелась Итака, усталый Одиссей заснул, а спутники его развязали мешок раньше времени; поднялся ураган, их примчало обратно к Эолу. «Значит, боги против тебя!» - гневно сказал Эол и отказался помогать ослушнику.

Четвёртое приключение - у лестригонов, диких великанов-людоедов. Они сбежались к берегу и обрушили огромные скалы на Одиссеевы корабли; из двенадцати судов погибло одиннадцать, Одиссей с немногими товарищами спасся на последнем.

Пятое приключение - у волшебницы Кирки, царицы Запада, всех пришельцев обращавшей в зверей. Одиссеевым посланцам она поднесла вина, мёда, сыра и муки с ядовитым зельем - и они обратились в свиней, а она загнала их в хлев. Спасся один и в ужасе рассказал об этом Одиссею; тот взял лук и пошёл на помощь товарищам, ни на что не надеясь. Но Гермес, вестник богов, дал ему божье растение: корень чёрный, цветок белый, - и чары оказались бессильны против Одиссея. Угрожая мечом, он заставил волшебницу вернуть человечий облик его друзьям и потребовал: «Вороти нас в Итаку!» - «Спроси путь у вещего Тиресия, пророка из пророков», - сказала колдунья. «Но он же умер!» - «Спроси у мёртвого!» И она рассказала, как это сделать.

Шестое приключение - самое страшное: спуск в царство мёртвых. Вход в него - на краю света, в стране вечной ночи. Души мёртвых в нем бесплотны, бесчувственны и бездумны, но, выпив жертвенной крови, обретают речь и разум. На пороге царства мёртвых Одиссей зарезал в жертву чёрного барана и чёрную овцу; души мёртвых слетелись на запах крови, но Одиссей отгонял их мечом, пока перед ним не предстал вещий Тиресий. Испив крови, он сказал:

«Беды ваши - за обиду Посейдону; спасение ваше - если не обидите ещё и Солнце-Гелиоса; если же обидите - ты вернёшься в Итаку, но один, на чужом корабле, и нескоро. Дом твой разоряют женихи Пенелопы; но ты их осилишь, и будет тебе долгое царство и мирная старость». После этого Одиссей допустил к жертвенной крови и других призраков. Тень его матери рассказала, как умерла она от тоски по сыну; он хотел обнять ее, но под руками его был только пустой воздух. Агамемнон рассказал, как погиб он от своей жены: «Будь, Одиссей, осторожен, на жён полагаться опасно». Ахилл сказал ему:

«Лучше мне быть батраком на земле, чем царём между мёртвых». Только Аякс не сказал ничего, не простив, что Одиссею, а не ему достались доспехи Ахилла. Издали видел Одиссей и адского судью Миноса, и вечно казнимых гордеца Тантала, хитреца Сизифа, наглеца Тития; но тут ужас охватил его, и он поспешил прочь, к белому свету.

Седьмым приключением были Сирены - хищницы, обольстительным пением заманивающие мореходов на смерть. Одиссей перехитрил их: спутникам своим он заклеил уши воском, а себя велел привязать к мачте и не отпускать, несмотря ни на что. Так они проплыли мимо, невредимые, а Одиссей ещё и услышал пение, слаще которого нет.

Восьмым приключением был пролив между чудовищами Сциллой и Харибдой: Сцилла - о шести головах, каждая с тремя рядами зубов, и о двенадцати лапах; Харибда - об одной гортани, но такой, что одним глотком затягивает целый корабль. Одиссей предпочёл Сциллу Харибде - и был прав: она схватила с корабля и шестью ртами сожрала шестерых его товарищей, но корабль остался цел.

Девятым приключением был остров Солнца-Гелиоса, где паслись его священные стада - семь стад красных быков, семь стад белых баранов. Одиссей, памятуя завет Тиресия, взял с товарищей страшную клятву не касаться их; но дули противные ветры, корабль стоял, спутники изголодались и, когда Одиссей заснул, зарезали и съели лучших быков. Было страшно: содранные шкуры шевелились, и мясо на вертелах мычало. Солнце-Гелиос, который все видит, все слышит, все знает, взмолился Зевсу: «Накажи обидчиков, не то я сойду в подземное царство и буду светить среди мёртвых». И тогда, как стихли ветры и отплыл от берега корабль, Зевс поднял бурю, грянул молнией, корабль рассыпался, спутники потонули в водовороте, а Одиссей один на обломке бревна носился по морю девять дней, пока не выбросило его на берег острова Калипсо.

Так заканчивает Одиссей свою повесть.

Царь Алкиной исполнил обещание: Одиссей взошёл на феакийский корабль, погрузился в очарованный сон, а проснулся уже на туманном берегу Итаки. Здесь его встречает покровительница Афина. «Пришла пора для твоей хитрости, - говорит она, - таись, стерегись женихов и жди сына твоего Телемаха!» Она касается его, и он делается неузнаваем: стар, лыс, нищ, с посохом и сумою. В этом виде идёт он в глубь острова - просить приюта у старого доброго свинопаса Евмея. Евмею он рассказывает, будто родом он с Крита, воевал под Троей, знал Одиссея, плавал в Египет, попал в рабство, был у пиратов и еле спасся. Евмей зовёт его в хижину, сажает к очагу, угощает, горюет о пропавшем без вести Одиссее, жалуется на буйных женихов, жалеет царицу Пенелопу и царевича Телемаха. На другой день приходит и сам Телемах, вернувшийся из своего странствия, - конечно, его тоже направила сюда сама Афина, Перед ним Афина возвращает Одиссею настоящий его облик, могучий и гордый. «Не бог ли ты?» - вопрошает Телемах. «Нет, я отец твой», - отвечает Одиссей, и они, обнявшись, плачут от счастья.

Близится конец. Телемах отправляется в город, во дворец; за ним бредут Евмей и Одиссей, снова в образе нищего. У дворцового порога совершается первое узнание: дряхлый Одиссеев пёс, за двадцать лет не забывший голос хозяина, поднимает уши, из последних сил подползает к нему и умирает у его ног. Одиссей входит в дом, обходит горницу, просит подаяния у женихов, терпит насмешки и побои. Женихи стравливают его с другим нищим, моложе и крепче; Одиссей неожиданно для всех опрокидывает его одним ударом. Женихи хохочут: «Пусть тебе Зевс за это пошлёт, чего ты желаешь!» - и не знают, что Одиссей желает им скорой погибели. Пенелопа зовёт чужестранца к себе: не слышал ли он вестей об Одиссее? «Слышал, - говорит Одиссей, - он в недальнем краю и скоро прибудет». Пенелопе не верится, но она благодарна гостю. Она велит старой служанке омыть страннику перед сном его пыльные ноги, а самого его приглашает быть во дворце на завтрашнем пиру. И здесь совершается второе узнание: служанка вносит таз, прикасается к ногам гостя и чувствует на голени шрам, какой был у Одиссея после охоты на кабана в его молодые годы. Руки ее задрожали, нога выскользнула: «Ты - Одиссей!» Одиссей зажимает ей рот: «Да, это я, но молчи - иначе погубишь все дело!»

Наступает последний день. Пенелопа созывает женихов в пиршественную горницу: «Вот лук моего погибшего Одиссея; кто натянет его и пустит стрелу сквозь двенадцать колец на двенадцати секирах в ряд, тот станет моим мужем!» Один за другим сто двадцать женихов примериваются к луку - ни единый не в силах даже натянуть тетиву. Они уже хотят отложить состязание до завтра - но тут встаёт Одиссей в своём нищем виде: «Дайте и мне попытать: ведь и я когда-то был сильным!» Женихи негодуют, но Телемах заступается за гостя:

«Я - наследник этого лука, кому хочу - тому даю; а ты, мать, ступай к своим женским делам». Одиссей берётся за лук, легко сгибает его, звенит тетивой, стрела пролетает сквозь двенадцать колец и вонзается в стену. Зевс гремит громом над домом, Одиссей выпрямляется во весь богатырский рост, рядом с ним Телемах с мечом и копьём. «Нет, не разучился я стрелять: попробую теперь другую цель!» И вторая стрела поражает самого наглого и буйного из женихов. «А, вы думали, что мёртв Одиссей? нет, он жив для правды и возмездия!» Женихи хватаются за мечи, Одиссей разит их стрелами, а когда кончаются стрелы - копьями, которые подносит верный Евмей. Женихи мечутся по палате, незримая Афина помрачает их ум и отводит их удары от Одиссея, они падают один за другим. Груда мёртвых тел громоздится посреди дома, верные рабы и рабыни толпятся вокруг и ликуют, видя господина.

Пенелопа ничего не слышала: Афина наслала на неё в ее тереме глубокий сон. Старая служанка бежит к ней с радостною вестью: Одиссей вернулся. Одиссей покарал женихов! Она не верит: нет, вчерашний нищий совсем не похож на Одиссея, каким он был двадцать лет назад; а женихов покарали, наверно, разгневанные боги. «Что ж, - говорит Одиссей, - если в царице такое недоброе сердце, пусть мне постелят постель одному». И тут совершается третье, главное узнание. «Хорошо, - говорит Пенелопа служанке, - вынеси гостю в его покой постель из царской спальни». - «Что ты говоришь, женщина? - восклицает Одиссей, - эту постель не сдвинуть с места, вместо ножек у неё - пень масличного дерева, я сам когда-то сколотил ее на нем и приладил». И в ответ Пенелопа плачет от радости и бросается к мужу: это была тайная, им одним ведомая примета.

Это победа, но это ещё не мир. У павших женихов остались родичи, и они готовы мстить. Вооружённой толпой они идут на Одиссея, он выступает им навстречу с Телемахом и несколькими подручными. Уже гремят первые удары, проливается первая кровь, - но Зевсова воля кладёт конец затевающемуся раздору. Блещет молния, ударяя в землю между бойцами, грохочет гром, является Афина с громким криком: «...Крови не лейте напрасно и злую вражду прекратите!» - и устрашённые мстители отступают. И тогда:

«Жертвой и клятвой скрепила союз меж царём и народом / Светлая дочь громовержца, богиня Афина Паллада».

Этими словами заканчивается «Одиссея».