Признаюсь честно, не все знала из этого списка! Теперь буду знать! Спасибо за информацию- как правильно молиться от протоиерея Андрея Ткачёва!

Ношу всегда с собой иконку Матронушки, купленную в ее храме. Всегда обращаюсь к ней с любой просьбой.

Святая Анна-моя покровительница, не знала, что ей молятся, чтобы зачать и о здоровье детей. Действительно полезная информация!

В сложных ситуациях православные христиане обращаются с молитвой к своим святым покровителям. Знание, о чем молиться святым, поможет быть услышанными и получить желаемое.

Каким святым молиться о семейном счастье

Любовь и семейное счастье - основа радостной жизни. Православные христиане, желающие прожить жизнь в любви и согласии, молятся о семейном счастье Казанской иконе Божьей Матери. Также этим образом благословляют молодоженов.

Помимо Богородицы, о взаимной любви и крепкой семье молятся Петру и Февронии Муромским. Их житие стало образцом семейного счастья для всех православных; в честь святых назван День семьи, любви и верности, отмечаемый ежегодно.

Образу Богоматери «Неувядаемый цвет» молятся, чтобы встретить любимого человека, семейная жизнь с которым будет угодна Господу. Также у этой иконы просят помощи в разрешении любых семейных проблем.

Феодоровской иконе Богородицы молятся о появлении детей и верном выборе супруга или супруги. Этот образ часто является «свадебной» иконой в молодой христианской семье.

Острабрамский образ Пресвятой Девы Марии считается самой лучшей защитой от приворотов и вмешательства посторонних в молодую семью.

О сохранении семьи и предотвращении разводов молятся великомученицам Вере, Надежде, Любови и их матери Софии. Считается, что святые покровительствуют православным семьям и помогают супругам хранить друг другу верность, уважать, ценить и любить родных и близких, жить в мире и согласии.

Святую Ксению Петербуржскую православные девушки просят об удачном замужестве и счастливой семейной жизни. Ксения покровительствует влюбленным девушкам, желающим создать крепкую православную семью.

Кому принято молиться о финансовом благополучии

Каждый из нас хочет жить безбедно и иметь возможность совершать благие дела. Зная, каким святым покровителям молятся о получении материальных благ, вы сможете улучшить свое финансовое положение и достичь материального благополучия.

Иверскому образу Богородицы молятся, чтобы жить в достатке. Считается, что именно эта икона покровительствует людям, желающим покончить с бедностью.

Икона Богоматери «Единая надежда отчаянных» помогает сохранить дом и имущество от воров, нечестных людей и несчастных случаев.

«Спорительница хлебов» - еще она икона Девы Марии. Молитва перед ней способна уберечь хозяйство от разрушения, привлечь финансовую прибыль и спасти от банкротства.

Великомученика Вадима просят об избавлении от предательства, зависти и корысти. Святому следует молиться перед тем, как начать собственное дело или вложить свои деньги.

Святая великомученица Валентина также помогает жить в достатке и ни в чем не нуждаться. На иконе святая изображается с пшеничными колосьями в руках, что является символом плодородия и богатства.

Об успехе в бизнесе просят святого Василия. Молитва этому покровителю принесет удачу в финансовых операциях и любых денежных тратах.

Святому Даниилу Московскому молятся об обретении своего жилья: икону святого необходимо держать при себе до получения своего дома, а после повесть в «красном углу» нового жилья.

Святую Матрону Московскую просят о решении жилищных и бытовых проблем, материальном успехе, сохранении накоплений и обретении богатства. Житие Блаженной Матроны широко известно и до сих пор привлекает к ее могиле тысячи людей, получающих помощь после молитвы святой покровительнице.

Параскева Пятница - небесная покровительница торговцев и рукодельниц. Ей молятся об удачной продаже своего ремесла и ручного труда.

Каким святым молятся об исцелении болезней и укреплении здоровья

В молитве святым покровителям ищут помощи и утешения в болезнях и бедах: известно множество случаев, когда искренняя молитва буквально сотворила чудо в безнадежной ситуации и вернула тяжелобольных людей к жизни.

Образ Пресвятой Богородицы «Взыграние младенца» почитаем молодыми матерями: этой иконе молятся, если тяжело заболел ребенок, а также при тяжелой беременности и перед родами.

«Умиление» - еще одна икона Богоматери, дарующая исцеление от самых тяжелых болезней. Существует предание, что сам преподобный Серафим Саровский, исцеляя больных, молился перед этим образом, находящимся у него в келье.

Образ Божьей Матери «Споручница грешных» способен принести спокойствие и благополучный исход сложной операции или тяжелого лечения.

Иконе Девы Марии «Неупиваемая чаша» молятся, если в семье кто-то страдает от алкогольной или наркотической зависимости.

Самым сильным образом Богородицы считается «Целительница». Этой иконе молятся для облегчения любой болезни и благополучного излечения всех недугов. По преданию, этот образ исцелил более полумиллиона тяжелобольных людей, находящихся на пороге смерти.

Святому Алексию молятся при слепоте, воспалении внутренних органов и тяжелых инфекциях и эпидемиях. Также считается, что молитва этом святому покровителю способна помочь при психических заболеваниях, наркомании или алкоголизме.

Святой Анне молятся женщины, страдающие бесплодием, а также матери тяжелобольных младенцев.

Святых Бориса и Глеба просят об исцелении сердечных болезней, костей и нервной системы.

Великомученику Валентину молятся об исцелении безнадежно больных, разбитых параличом и об облегчении страданий умирающих.

Святой Пантелеймон считается покровителем больных и страдающих, целителем и чудотворцем. К нему обращаются, прося об исцелении любого недуга, облегчении боли и страданий.

Вот как необходимо молиться правильно, рассказывает Андрей Ткачёв:

Какому святому надо молиться? Молитвы на все случаи жизни: о работе, чтобы забеременеть, о замужестве, о детях и другие - традиционны ли для православия?

Традиция почитания святых в христианской Церкви очень древняя, она существует с самого момента появления Церкви, с первых лет ее существования. Христианские храмы в древности строились на гробах мучеников. И именно кровь мучеников, по словам одного древнего церковного писателя, была “семенем христианства”, то есть христианство распространялось благодаря подвигу мучеников.

Молитва на все случаи жизни - существует ли она?

Хотел бы очень кратко сказать об одном негативном явлении, которое связано с почитанием святых. Дело в том, что некоторые воспринимают святых примерно так, как язычники воспринимали своих богов - по принципу “какой святой от чего помогает”. Такие люди заходят в церковь и спрашивают: “Какому святому надо поставить свечку, чтобы получить квартиру?”, “Какому святому молиться от зубной боли?” и т. д.

Надо помнить, что святые - не какие-то божки , от которых можно что-то получить, причем от каждого свое. Святые не являются специалистами по выдаче квартир, по приостановлению зубной боли или по другим подобным вещам. Есть, конечно, святые, которые при жизни были врачами, и мы обращаемся к ним с просьбой об исцелении, например, святой великомученик Пантелеймон. И действительно, по молитвам таких святых происходят многие исцеления. Но ни в коем случае нельзя воспринимать святых как какой-то фетиш ; нельзя подменять молитву святому как человеку, который достиг духовного совершенства и может нам в чем-то помочь, молитвой святому как какому-то идолу, который нужен только потому, что у него можно получить конкретную помощь.

Святые - это прежде всего наши небесные друзья, которые могут нам помочь в нашем продвижении на пути ко спасению, на пути к Богу. И лишь во вторую очередь святые - те, кто помогает нам в конкретных житейских вещах.

Молитвы о работе, молитва на удачу в работе

Как молиться, чтобы Господь помог в работе, в поиске работы ? Как молиться, чтобы работа шла хорошо? Есть ли «молитвы на удачу в работе», как часто спрашивают в Интернете?

Христианин просит Бога о помощи в каждом деле, поэтому правильно молиться и в поиске работы и о том, чтобы работа шла хорошо. Как молиться?

Конечно, молиться надо Господу Иисусу Христу от всего сердца, прося Его помочь найти такую работу, чтобы достойно, без греха применять свои дарования во славу Божию и на благо людей.

В поиске работы также молятся святому мученику Трифону.

Молитва святому мученику Трифону

О, святый мучениче Христов Трифоне, скорый помощниче всем, к тебе прибегающим и молящимся пред святым твоим образом скоропослушный предстателю!

Услыши убо ныне и на вский час моление нас, недостойных рабов твоих, почитающих святую память твою. Ты убо, угодниче Христов, сам обещался еси прежде исхода твоего от жития сего тленнаго молитися за ны ко Господу и испросил еси у Него дар сей: аще кто в коей-либо нужде и печали своей призывати начнет святое имя твое, той да избавлен будет от всякаго прилога злаго. И якоже ты иногда дщерь цареву в Риме граде от диавола мучиму исцелил еси, сице и нас от лютых его козней сохрани во вся дни живота нашего, наипаче же в день страшный последняго нашего, издыхания предстательствуй о нас, егда темнии зраки лукавых бесов окружати и устрашати нас начнут. Буди нам тогда помощник и скорый прогонитель лукавых бесов, и к Царствию Небесному предводитель, идеже ты ныне предстоиши с ликом святых у Престола Божия, моли Господа, да сподобит и нас причастниками быти присносущнаго веселия и радости, да с тобою купно удостоимся славити Отца и Сына и Святаго Утешителя Духа во веки. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Мученик Твой, Господи, Трифон, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего; имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Пищи Божественныя, треблаженне, наслаждаяся на Небесех неоскудно, славящих песньми память твою, покрый и сохрани от всякия нужды, отжени вредящих нивам животных да тебе от любве вопием всегда: радуйся, Трифоне, мучеников укрепление.

КОНДАК, ГЛАС 8

Троическою твердостию многобожие разрушил еси от конец, всеславне, честен во Христе быв, и, победив мучители, во Христе Спасителе венец приял еси мученичества твоего и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.

Один святой, Пахомий Великий, просил Бога, чтобы Бог научил его, как надо жить. И вот Пахомий видит Ангела. Ангел сначала молился, потом стал работать, потом опять помолился и опять принялся за работу. Пахомий и делал так всю жизнь. Молитва без работы не прокормит, а работа без молитвы впрок не пойдет.

Молитва работе не помеха, а подспорье. Можно во время работы в душе молиться, и это гораздо лучше, чем думать о пустяках. Чем больше человек молится, тем ему лучше и жить.

Молитва перед началом любой работы, любого дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва по окончании дела

Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем

Молитва супругов детей не имущих (молитва, чтобы забеременеть)

Услышь нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу своему и высокою тайною освятил союз супружества в предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов сих… (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих даже до третьего и четвертого рода, и до желаемой старости доживут, и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь

Ежедневная молитва о здравии

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ей, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею рслабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон )
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон )
Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон )
***

Молитва девицы о замужестве

О, Всеблагий Господи, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я Тебя любила всею душею и всем сердцем моим, и чтобы исполняла во всем святую волю Твою.
Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой.
Сохрани мя от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают мя.
Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же ми охоту к трудолюбию и благослови труды моя.
Поелику же Закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему, освященному Тобою, званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю.
Услышь смиренную молитву мою, из глубины девичего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честнаго и благочестиваго, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя, милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва о детях

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани чадо мое силою Животворящаго Креста Твоего. Аминь.»
(И наложить на чадо крестное знамение.)

Молитва матери о своих детях

(составлена преподобным Амвросием Оптинским)
Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей.

Каждому взрослому человеку хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с поиском работы и “прелестями” трудоустройства. И даже высокие личностные и профессиональные качества кандидата не всегда способны дать стопроцентную гарантию получения желаемой должности. Процедура поиска работы может занять довольно долгое время. Значительно сократить этот период, привлечь удачу на сторону соискателя и создать все условия для того, чтобы его быстро взяли на работу, способна специальная православная молитва.

В современном мире, где процветает жестокая конкуренция, очень сложно получить высокооплачиваемую работу без помощи и поддержки влиятельных лиц. Однако каждый соискатель может заручиться содействием сил высших, если в процессе своего трудоустройства будет пользоваться православными молитвами. Молитвы для получения работы помогают любому кандидату обойти все возможные на этом пути преграды и занять желаемую должность.

Православная молитва о помощи в поисках работы — средство, обладающее высокой эффективностью, но нельзя лишь на нее возлагать все свои надежды. Трудовая удача соискателя во многом зависит и от его личностных характеристик. Небеса не станут помогать людям ленивым. Высшие силы благоволят лишь к тем, кто всего привык добиваться своим трудолюбием, упорством и целенаправленностью, ведь и сами святые Божьи помощники при своей жизни были неустанными тружениками. Именно у трудолюбивых, активных и энергичных кандидатов больше шансов на успешное трудоустройство.

Самые эффективные православные молитвы при поисках работы и трудоустройстве

С просьбой о помощи в работе можно обращаться как напрямую к самому Господу, так и к святым Его угодникам — вторая категория молитвенных текстов является наиболее востребованной. Чтобы найти хорошую работу, свои молитвы верующие чаще всего адресуют святому мученику Трифону, блаженной старице Матроне Московской и преподобному Серафиму Саровскому. Некоторые просят помощи и у Иисуса Христа.

Молитва Матроне Московской, чтобы найти хорошую работу

К блаженной Матронушке ещё при её жизни не прекращался поток страждущих и нуждающихся — все они приходили к ней со своими просьбами. Продолжает помогать людям блаженная старица и после своей кончины. Молитва о работе, обращенная к Матронушке, оказывает хорошее содействие тем, кто действительно желает быстро и надежно трудоустроиться. Слова в ней такие:

Молитва святому мученику Трифону о помощи в поисках

Святой мученик Трифон пользуется большим почитанием у Православной Церкви и верующих. Люди молятся ему об избавлении от злых духов, при материальных и жилищных проблемах. Возносить молитву святому Трифону можно и для того, чтобы быстро и без проблем взяли на желаемую работу. Молитвенный текст следующий:

Слушайте также текст молитвы о работе на этом видео:

Молитва преподобному Серафиму Саровскому, чтобы быстро найти денежную работу

Просить святого Серафима Саровского о подспорье в трудоустройстве можно не только за себя, но и за своих родных, близких, друзей — за тех людей, чья судьба для вас не безразлична. Молитва, адресованная святому праведнику и чудотворцу, звучит так:

Молитва Господу, чтобы быстро найти хорошую работу

Молитва о помощи в поисках работы, направленная Всевышнему, — одна из самых сильных, поэтому она непременно будет услышана небесами. Произносить её нужно на любом этапе трудоустройства: просмотр объявлений, обзванивание потенциальных работодателей, подача резюме, до и после собеседования и т.д. Процесс чтения этой молитвы всегда нужно сопровождать крестным знамением. Сам молитвенный текст звучит так:

Когда удастся найти хорошую должность и закрепиться на ней, непременно необходимо поблагодарить Творца за оказанную поддержку и содействие.

Как молиться, чтобы взяли на работу?

Любая православная молитва выступает связующим звеном между высшими силами и верующим человеком. Чтобы молитвенное прошение помогло найти хорошую работу, недостаточно просто выбрать любой из предложенных выше текстов и помолиться с его помощью. Молитва должна быть внимательно прочитана, её содержание — тщательно изучено, чтобы соискатель смог понять самую суть . Текст желательно выучить наизусть и читать его по памяти.

К Господу и святым чудотворцам разрешается также обращаться и своими словами . Главное, чтобы они произносились искренне и шли от души. Общение с Богом принесет наибольший результат, если совершать его в святых местах — храмах, церквях, часовнях. Но это не означает, что вне этих заведений молиться нельзя — молитва может быть использована дома, в офисе — в любом удобном для соискателя месте. Важное условие — человек должен быть морально настроен и готов к беседе с представителями высших сил . Хорошо, если молитва будет читаться перед иконой святого (пусть даже небольшой по размеру).

Слова православной молитвы о получении работы лучше всего произносить шепотом, с пониманием, отчетливо выговаривая и пропуская каждое из них через себя. Беседовать с Богом и святыми Его помощниками нужно в спокойном, умиротворенном состоянии , настроение раздражительное, злое категорически не подходит для этих целей. Голова молящегося должна быть свободна от проблем, мысли — лишены дурного умысла.

Молитвенное прошение о том, чтобы взяли на работу, рекомендуется начать с произнесения “”. После нее уже можно читать и саму молитву, адресованную определенному святому. Также обязательно перед каждым прочтением и после него накладывать на себя трижды крестное знамение . Лучший эффект дает молитва, произнесенная стоя на коленях. Также повысить результативность помогает регулярное посещение богослужебного заведения.

Обязательное требование — не забывать благодарить высшие силы, если поиски работы увенчались успехом. Достойным людям небеса помогают в краткие сроки. Тем же, кто одержим ленью, придется попотеть, приложить к трудоустройству больше самостоятельных усилий.

Иконы
сейчас можно приобрести разные. В церковной лавке чего только не увидишь. Одних икон в некоторых - сотни, попробуй сориентируйся, какая
нужна. Вот тут и возникают вопросы: каким иконам молиться? Кому молиться? Какому святому? Попробуем разобраться - какая икона для чего.

«СВЯТАЯ ТРОИЦА» - написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или - мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой такжемолятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - главная икона России, заступница всего русского народа,особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословение на брак, также она помощница в работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё её называют «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются так же и те, у кого проблемы.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» - это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находиться напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, впоследствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА» - образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей и об освобождении пленных.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» - икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» - Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» - находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой, вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим – исцеление, скорбящим – утешение, заблудшим – вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА» - чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина – церковного песнописца, невинно оклеветанного. Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» - икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» - очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница,молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке, куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» - любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём-либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» - великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» - покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни –военные, милиция, пожарные,спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - основатель Сергиево – Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» - один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно -двигательной системы, позвоночника, суставов.

«АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ» - ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастье в браке, об изгнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

Издревле в Церкви существует обычай обращаться в молитве, не только к Самому Господу, но и к Божьей Матери, и к Святым. Не оскорбляем ли мы этим величия Божия? Великий молитвенник святой праведный Иоанн Крондштадский, пишет об этом так: «Сегодня я усомнился, конечно, потому,что подстрекал лукавый, насчет одного оборота в одной молитве, а именно: «Един имаши власть оставляти грехи молитвами пречистыя Твоея Матере и всех святых» Я думал: «Как Бог имеет власть оставлять грехи по молитвам Своей пречистой Матери и святых,а не Сам независимо?» И без молитв других имеет власть, конечно один Он имеет власть; но чтобы почтить высокие добродетели святых, особенно Своей пречистой Матери, которые суть Его друзья, до последних сил угождавшие Ему в земней жизни; Он принимает их молитвенные предстательства о нас, недостойных, о нас, которые часто должны заградить уста свои по причине великих и частых своих грехопадений. Вспомните Моисея, предстательствовавшего за народ еврейский и исходатайствовавшего ему жизнь у прогневанного Господа. Кто не скажет, что и без Моисея мог бы Господь пощадить народ Свой, но тогда Господь был бы так сказать, неправосуден, даровав им, недостойным жизни – жизнь, тогда как Сам же определил их умертвить. А когда стал предстательствовать Моисей – человек праведный, кроткий и смиренный – тогда взоры правосудного Бога успокоились на праведнике, на его любви к Богу и к народу своему, и ради его заслуг Господь помиловал недостойных, ради праведного – неправедных. Так и ныне, по молитве Своей пречистой Матери, Он милует нас, которые сами по себе за великие и частые грехи и беззакония недостойны были бы Его милости». «Святые исполняли слово Господа; Господь исполняет их слово; они сделали для Него – Он для них. Вот почему Господь исполняет скоро молитвы святых за нас».

Живя на земле, святые угодили Богу исполнением Его заповедей о любви к Богу и ближним. По этой великой любви они молились о других людях, испрашивая им у Бога нужное. Тем более, по кончине, когда они переселились в вечность и предстоят лицу Божию, они молятся о нас. Надо только ясно понимать, что, как пишет праведный Иоанн Крондштадский, молитвы святых и Пресвятой Богородицы имеют силу ходатайства исключительно по Благодати Господа Иисуса Христа, в силу великой ходатайственной крестной жертвы Сына Божия. Это воздаяние от Господа по заслугам святых. И, кроме того, отец Иоанн предупреждает: «Господь принимает ходатайства святых за грешных людей, когда грехи этих последних не превышают меры долготерпения Божия».

Прибегая к помощи святых в своих бедах, скорбях и болезнях, не будем забывать, что лучший способ избавиться в жизни от великих бед и тяжких скорбей – избегать греха, жить по воле Божией, по заповедям Его, а лучшее духовное лекарство во всякой болезни – покаяние в грехах, соборование, причащение Святых Христовых Таин.

Не случайно, кстати, нет в церковных книгах молитв о защите от всяческих колдунов, чародеев, магов. Такие молитвы стали самодеятельно сочиняться только в последние годы. По согласному же мнению святых отцов, человеку, который старается жить по заповедям Божиим, который искренне кается в грехах своих и причащается Тела и Крови Христовой, «не может причинить вреда никакое чарование и волхвование» (ответ преподобного Афанасия Афонского, приведенный в его житии).

Безусловно, мы нуждаемся в помощи святых. По словам отца Иоанна Крондштадского, «святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями, кротостью, воздержанием, смирением, терпением, богатою верою, надеждою и любовию. Оттого мы просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых».

К сожалению, в последнее время в представлении некоторых людей сонм православных святых стал походить на собрание языческих божков; этот – бог рыболовства, этот – покровитель торговли, этот отвечает за глаза, тот — за желудок. Иногда это выглядит даже оскорбительно по отношению к святому: он жил не для этого, он жил ради Бога, совершал великие подвиги, претерпел тяжкие страдания, часто и смерть из любви к Богу, а мы умаляем величие его жизни. Кроме того, было бы неправильно как бы привязывать святого к каким – то определенным частным нуждам. Без сомнения, ЛЮБОЙ СВЯТОЙ СИЛЕН ПОМОЧЬ НАМ В ЛЮБОЙ НАШЕЙ НУЖДЕ. И к тому святому, к которому у нас есть особая любовь, особое сердечное расположение, мы можем обратиться за помощью в любом деле, с детской простотой и несомненной верой.

О чем, например, молятся преподобному Серафиму Саровскому или блаженной Матроне Московской? Да обо всем. Но, конечно существует и традиция молитвы перед некоторыми иконами Божией Матери и обращения к некоторым святым в определенных обстоятельствах, основанных часто на реальных фактах из житий святых, а также на многовековом молитвенном опыте Церкви. Например, названия икон Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших», «Воспитание», «Прибавление ума», «Целительница», говорят сами за себя.

Икона Божией матери «Всецарица» прославилась чудесной помощью при тяжелых, неизлечимых болезнях, в частности онкологических.

Великомученник Пантелеймон изучал медицину, а когда уверовал во Христа и крестился, исцелял людей уже призыванием имени Христова и молитвой. Поэтому конечно, в болезнях люди обращаются с молитвой к нему.

Безмездными врачами были в земной жизни и преподобный Агапит Киево-Печерский и святые безсребренники Косма и Дамиан.

В Болезни так же читается Особый Канон ко Господу и Божией Матери о болящем.

В молитве к праведным Марфе и Марии, святым сестрам праведного Лазаря, которых любил Господь Иисус Христос, испрашивается помощь в приобретении тех добродетелей, которые должна иметь христианка, чтобы и ей угодить Христу.

Желая стяжать смирение, чаще всего молятся преподобному Сергию Радонежскому и святителю Митрофану Воронежскому, которые были чрезвычайно смиренными.

О благословении на вступление в брак молятся святым супругам благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским.

Перед иконой «Нечаянная радость» часто молятся Пресвятой Богородице о вступлении в брак, а так же во многих других нуждах, например дарование покаяния тем, кто живет в тяжких грехах и не кается. На этой иконе как раз изображен раскаявшийся грешник, изменивший свою жизнь после чуда от образа Божией матери и получивший от Бога «нечаянную радость» прощения грехов по молитвам Богородицы.

Святым женам, угодившим Богу в браке, естественно молиться о даровании добродетелей, необходимых жене – христианке, об умении строить семейную жизнь. Это благоверные княгини Анна Кашинская, Анна Новгородская, Евдокия Московская, Ольга равноапостольная, Иулиания Лазаревская.

О сохранении любви молятся апостолу Иоанну Богослову, так много писавшему о христианской любви. Святым супругам мученикам Адриану и Наталии, имевшим друг ко другу не земную привязанность, но высокую Божественную любовь.

Святым мученикам Гурию, Самоне и Авиву молятся о благополучном браке, так как самым известным чудом их является избавление от заточения и смерти молодой женщины, которую некий воин обманом взял замуж и мучил ее.

О даровании детей молятся святым праведным Иоакиму и Анне, которые очень долго не имели детей, пока наконец Господь не утешил их рождением Пресвятой Девы. Этим святым можно помолиться и о том, чтобы ваш брак был по настоящему христианским, потому что они угодили Богу именно в супружестве.

О благополучных родах по традиции молятся Пресвятой Богородице перед ее иконой «Федоровская», ей же молятся и о даровании долгожданного ребенка.

Кормящие матери просят помощи у Матери Божией перед образом «Млекопитательница».

В житиях преподобного Сергия Радонежского и праведного Иоанна Крондштадского описано, как в детстве трудно им давалось учение, они со скорбью молились и Господь чудесно просветил их ум. Поэтому конечно матери молятся этим святым о своих учащихся детях. Также прошение о помощи детям в учении есть в молитве святым Косьме и Дамиану Асийским.

О детях есть прошения и в молитвах к святому мученику младенцу Гавриилу Белостокскому и святым семи отрокам Ефесским. По традиции молятся о детях, об устройстве их дальнейшей судьбы и святителю Митрофану Воронежскому.

О воспитании детей молятся святым мученицам Вере, Надежде и Любови, которые и сами были маленькими девочками и матери их, святой Софии, сумевшей воспитать троих святых. Естественно молитвенно обратиться за помощью в семейной жизни и в воспитании детей к преподобным Кириллу и Марии, родителям преподобного Сергия Радонежского.

Святым воинам, великомученикам Георгию Победоносцу и Димитрию Солунскому, молятся о помощи тем,кто несет воинскую службу.

Существует традиция молиться святой великомученице Варваре об избавлении от внезапной смерти без покаяния и причащения.

О заключенных в тюрьму молятся обычно святой великомученице Анастасии Узорешительнице и святителю Николаю архиепископу Мирликийскому. Святая великомученица посвятила свою жизнь облегчению участи заключенных в темнице христиан: приносила им пищу, питье, одежду, перематывала раны, деньгами покупала для них некоторое послабление строгости заключения. А после молитвы к святитель Николаю были освобождены три воеводы, несправедливо заключенные в тюрьму.

Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийских, самый наверно известный во всем мире святой. На основании фактов из его жития ему молятся и о помощи на море, и о путешествующих, и о замужестве дочерей, и в крайней бедности и во многих других нуждах.

Защиты для себя и своих близких уместно просить у святых Ангелов.

Об устройстве семейной жизни детей по традиции молятся праведному Филарету Милостивому, которому Господь помог устроить судьбу детей, несмотря на то, что семья святого пришла в крайнюю нищету из-за его чрезвычайного милосердия. Одна из дочерей святого даже вышла замуж за императора.

К священномученнику Харалампию обращаются за помощью в земледелии на основании его предсмертной молитвы. А о сохранении скота от болезней и других бедствий молятся, как великомученику Георгию Победоносцу, так и священномученнику Власию, который просил, чтобы Бог посылал помощь тем, кто будет молиться о помощи человеку или скоту, поминая имя раба Божьего Власия. Кроме того, однажды по молитвам святого волк вернул похищенного у вдовы поросенка.

Святому пророку Илии и святителю Спиридону Тримифунтскому на основании их житий молятся о пропитании семьи. Также есть традиция обращаться к святителю Спиридону при трудностях с жильем.

В житиях блаженной Ксении Петербургской и Матроны Московской описаны случаи их чудесной помощи в создании семьи, при поисках работы, и во многих других случаях.

Молитва преподобного Паисия была так сильна перед Богом. что он смог умолить Его о прощении иноков, отрекшихся от Христа. Поэтому преподобному молятся о прощении тяжких грехов живых и об избавлении от вечной муки умерших.

В молитвах святым часто нет прошений, соответствующим нашим нуждам. В таких случаях можно прославить святого чтением акафиста, канона или тропаря, а затем своими словами высказать свою просьбу.

Святой «широкого профиля»

Все знают чудотворца и скорого помощника Николая. Многие водители, даже те, которые не ходят в церковь регулярно, знают наизусть тропарь святителю «Правило веры и образ кротости» и читают его каждый раз, садясь за руль. Я и сам так делаю. Святитель Николай Мирликийский считается покровителем путешествующих, потому что в дни земной своей жизни много помогал бедствующим в пути. Еще святителю Николаю молятся о замужестве дочерей, потому что он в свое время пожалел трех дочерей обнищавшего человека и помог с их замужеством. По этой же причине ему молятся о семейном благополучии. Святому Николаю также молятся о том, чтобы избавил от всяких бед, поскольку в его житии описано, как он выручил неправедно осужденных на казнь воевод. Есть еще и другие причины (по расширенному молитвослову), из-за которых следует обращаться молитвенно в первую очередь именно к этому святому.

Недавно у одного моего прихожанина потерялся мобильный телефон. Он подошел ко мне и попросил прочитать акафист святому Иоанну Воину. Я с удивлением спросил, почему именно ему. В ответ прозвучало бодрое: «А кому ж еще в этом случае молиться?» Акафиста Иоанну Воину у меня не было, поэтому я предложил почитать акафист Николаю Чудотворцу. Он ведь святой «широкого профиля».

Оказывается, многие святые имеют достаточно узкую специализацию. С этой точки зрения, мученику Иоанну Воину действительно принято молиться о возвращении украденного, а, скажем, перед выставкой пчел – преподобным Зосиме и Савватию Соловецким, идущим в лес – царю Соломону, и так далее. Общая логика такого распределения понятна. Берем житие святого, читаем о том, что он претерпел в жизни – от того и может помочь, какое чудо совершил в теле, такое же сможет совершить и сущи на Небесах. Узость такого подхода очевидна. Апостол Павел пишет: «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:9-12). Тут святой апостол говорит о тайне будущего века, когда раскроются дарования каждого в совершенстве, и неполное, несовершенное восполнит и усовершит Бог. Несомненно, святые на Небесах уже пребывают в преддверии этой славы, и их дары многократно умножились и расширились. Мы же примеряем на них свою земную рубашку, и клеем на каждого ярлык.

Многие современные проповедники говорят, что такое утилитарное отношение к святым – отголоски нашего языческого прошлого. Но мне видится еще и другое. В язычестве было не совсем так. Было множество богов, каждый из которых отвечал за свое поле человеческой деятельности. Сразу вспоминается «Золотой теленок»: «Нас было 50 детей лейтенанта Шмидта и мы поделили весь Союз…». Также и в языческом пантеоне – конкуренции между богами нет. Артемида – покровительница охоты, Афродита – любви, Эскулап – медицины и так далее. Языческий ум понимал, что если заболел – нужно обратиться с просьбой к существу высшему. Но какому-нибудь римлянину I века до Рождества Христова и в голову не могло прийти, что, если заболела нога, нужно молиться одному богу, если горло – другому, желудок – третьему. Так было оттого, что в то время практически не было разделений докторов на узкие специальности. Лекарь – был лекарем для всего тела. Таким же суперлекарем для всего тела был бог Эскулап.

Но в наше время медицина развилась необычайно. Мы не можем себе представить, чтобы гинеколог лечил зубы или хирург – грипп. Мы всегда ищем конкретного специалиста в узкой области. И переносим эти же отношения на мир духовный. Поэтому нас уже не удовлетворяет тот факт, что есть общепризнанные «безмездные врачи и целители», к которым Церковь обращается, скажем, во время соборования. Раздробленный грехом ум начинает выискивать в житии каждого святого то, за что бы ему зацепиться. И начинается: при зубной боли – молись мученику Трифону, праведному Симеону Верхотурскому – при глазных болезнях, преподобному Серафиму Саровскому – при заболеваниях ног и тому подобное. Прямо небесная поликлиника какая-то! Кабинет 20 – стоматолог мученик Трифон, кабинет 21 – окулист праведный Симеон Верхотурский… Да простят меня святые угодники!

Я совершенно не против того, чтобы молиться при нестерпимой зубной боли мученику Трифону, но меня занимает вопрос: а если поменять таблички на кабинетах, действовать не будет? Скажем, преподобный Серафим не может, что ли, помочь при зубной боли? А Симеон Верхотурский? Как любят писать в некоторых современных молитвословах: «Святому (имярек) дана благодать исцелять то-то и то-то». Почему мученик Трифон помогает при зубной боли? Конечно, не потому, что во время казни святой молился, как написано в молитвослове, чтобы ему была дана благодать целить болезни зубов (кстати, ни в одном его житии я этих слов так и не нашел). Он помогает потому, что он – СВЯТОЙ и может ходатайствовать пред Престолом Всевышнего за нас. Но точно также может ходатайствовать и Николай Чудотворец, и Иоанн Предтеча, и другие. Мученик Трифон помогает при зубной боли, ибо слышит наши молитвы и милосердует о нас. Так же он бы помог и при путешествии, и при отыскании потерянного… Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».

Да, каждый из нас, в той или иной степени, находится в плену у этих стереотипов. Ведь я сказал в начале статьи, что и сам читаю молитву именно святителю Николаю перед тем, как завести машину. Но в то же время я знаю, что если помолюсь, скажем, преподобному Сергию Радонежскому, он так же постарается добре управить мой путь, как и святитель Николай.

Фигурка святого Иосифа, «покровителя торговцев недвижимостью». Надпись на этикетке: «Продай свой дом!»

Легко представить, к чему может привести распределение святых по обязанностям путем выдергивания из житий определенных фрагментов. К полному абсурду. Можно ведь молиться пророку Илии, если не можешь зажечь огонь, можно взывать к пророку Моисею, если собираешься подниматься в горы, можно обращаться к великомученице Варваре, если собираешься строить баню… Можно с успехом объявить Ноя покровителем судостроения, святителя Спиридона покровителем производителей стройматериалов и, в частности, кирпича, пророка Илию покровителем бегунов (бежал же он перед колесницей Ахава около 30 километров)…

Самое смешное, что после публикации этой статьи интернет-поисковики проиндексируют эту страницу. И когда какой-нибудь мало ходящий в церковь человек наберет в «гугле»: «Кому молиться при постройке бани», – выпадет краткое описание этой статьи с упоминанием имени святой Варвары и моей убогой персоны. И может случиться, что, не имея достаточно времени, чтобы прочитать весь текст, человек помолится святой Варваре, думая, что этот священник благословил так поступать. И что самое абсурдное в этой ситуации – святая Варвара откликнется по милосердию своему, если человек помолится, как надо.

Так против чего же я негодую? Против унижения святых. Любой святой может помочь нам в любом деле. Лишь бы мы молились со вниманием, благоговением и сокрушением. Лишь бы мы просили на благое дело, думали о «едином на потребу» и искали Царствия Небесного.

Да, Церковь законоположила в определенных случаях обращаться к конкретному святому. Например, к пророку Илии – во время бездождия. Но даже в священническом Требнике таких молитв единицы. Основной корпус молитв имеет единственного адресата – Господа Бога. Я, конечно же, не предлагаю впадать в обратную крайность и молиться только Богу. Это явный перебор. Нужно идти «царским путем».

Следует понять, что святой помогает нам не своей силой, а силой Божией. Поэтому следует соблюдать некую иерархию и в молитвах. Большая часть наших молений должна быть обращена к Совершителю святых – Богу, затем – к Пресвятой Богородице, и лишь затем – ко святым. Это и будет «царский путь».

К святым мы обращаемся не как к малым божкам «православного пантеона», а как к ближайшим друзьям Христовым. Как слуги царя земного, находящиеся с ним в близких отношениях, могут замолвить слово и решить чью-то участь, так и святые молвят о нас слово молитвенное пред Престолом Владыки, соединяют свою святую молитву с нашей немощной, чтобы что-то изменилось в нашей жизни.

Так каков же все-таки критерий выбора святого для обращения к нему? Ведь молиться святым – такая же естественная нужда православного сердца, как и молиться Богу. Этот критерий – наша любовь к святому. Мы должны читать жития святых, изучать их труды. От этого в душе рождается особая любовь к некоторым святым и желание молиться им. И такой святой, которого мы почитаем как отца, поможет нам и в скорби, и в болезни.

Похожая ситуация царит и в сфере почитания икон. Икону часто отрывают от первообраза, наделяют ее силой самой в себе. Любая же икона помогает человеку постольку, поскольку помогает тот, кто изображен на ней. Поэтому немного наивно выглядит желание найти икону Пресвятой Богородицы «на всякую потребу»: икона «Неопалимая Купина» защитит дом от пожара, икона «Помощница в родах» поможет роженицам, икона «Млекопитательница» – кормящим матерям, «Неупиваемая Чаша» – алкоголикам и т.д. Я, опять же, не против. Конечно, поможет. Только не икона, а Пресвятая Дева Мария. И если кормящая мать будет молиться перед иконой Казанской, или пьющий – перед Владимирской, Богородица поможет им точно также, потому что сжалится над скорбящими. Даже если при этом читать не соответствующие акафисты, а обычный канон Божией Матери («Творение Феостирикта монаха»), который есть в любом молитвослове. Потому что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), как изрек Архангел Гавриил Святой Деве.

Будем же, братья и сестры, всегда искать православного понимания тех или иных вещей. Будем сравнивать свое понимание Православия с пониманием святых отцов. Будем молиться первоисточнику чудес – Господу Богу, Его Пречистой Матери и всем святым, от века Ему угодившим, да помилует и утвердит нас во святой православной вере. Аминь.

Священник Сергий Бегиян
Православие.ru

Просмотрено (11166) раз