Имя известного картографа и первооткрывателя связывают со множеством удивительных историй. Джеймс Кук родился в 1728 году на Гавайях в семье шотландского батрака. После окончания школы он нанялся юнгой на «Геркулес», где получил свой первый опыт плавания в открытом море. В 1755 году Кук поступил на службу в военно-морской флот Великобритании. Там он быстро поднялся по карьерной лестнице, участвовал в сражениях. После прилежной учебы Джеймс Кук освоил профессию картографа и отправлялся в морские путешествия лишь с одной целью – открывать новые земли. Так что открыл Джеймс Кук?

Вклад первооткрывателя в историю

По заданию Британского Адмиралтейства Кук пускался в плавание вокруг света целых три раза. Помимо этого, участвуя в Семилетней войне, картограф выполнил для Британской Короны одно важное поручение. Он подробно исследовал залив Святого Лаврентия, а также нанес на карту точные границы Квебека. Благодаря его усилиям англичанам удалось захватить эти земли с наименьшими потерями. И Англия существенно расширила зону своего влияния на мировой арене.

Первая экспедиция Кука началась в 1768 году. Официальная цель экспедиции была обозначена как наблюдение за прохождением Венеры через диск Солнца. На самом деле, участники экспедиции искали Южный материк. Ведь Англии требовались новые территории для колонизации.

Новая Зеландия и Австралия в то время были плохо исследованы европейцами. Поэтому от данной экспедиции ожидали больших открытий. Судно «Индевор» вышло из Плимута и достигло берегов Таити 10 апреля 1768 года. Именно на Таити исследователи произвели все необходимые астрономические измерения. Джеймс Кук очень тактично относился к местному населению, и препятствий команде никто не учинял.

Затем был взят курс на Новую Зеландию. Для починки корабля мореплавателям требовался тихий залив, который и был найден самим Куком между двух островов архипелага. Сегодня это место по-прежнему зовут заливом Кука.

После небольшого перерыва судно «Индевор» направилось к берегам Северной Австралии. Там первооткрывателей настигла беда. Корабль сел на мель, долго стоял на ремонте. После его починки экспедиция прошла по морю еще 4000 км на восток. Где ими и был обнаружен пролив между Новой Гвинеей и Австралией. Благодаря открытию пролива мир узнал о том, что эти земли - не единый материк.

В 1771 году судно достигло Индонезии. Из-за климатических особенностей страны вся команда «Индевора» заболела малярией. Позже к этому недугу прибавилась и дизентерия. Люди умирали очень быстро. И Кук решил прервать экспедицию, направив «Индевор» домой.

Уже через год (в 1772 г.) Кук вновь ступил на палубу корабля «Резолюшн». «Эдвенчер», второе судно экспедиции, также было направлено в плавание для открытия Южного материка. Антарктиду в ходе этого путешествия открыть не удалось, зато на карте появились новые острова Тихого океана.

Кроме того, что открыл Джеймс Кук в географическом смысле, им было сделано и одно медицинское открытие. Он понял важность витаминов в рационе моряков. Фрукты и овощи спасали от цинги всех, кто заболел ею во втором кругосветном путешествии. Острова Новой Каледонии и остров Южная Георгия стали главными открытиями второй экспедиции.

Чтобы изучить эти земли, «Резолюшн» дважды пересекал Южный Полярный круг. Но преграждавший дорогу лед так и не позволил Куку плыть дальше. Когда запасы съестного подошли к концу, корабли отправились обратно в Англию.

Открыть морской путь из Атлантики до Тихого Океана - такая задача казалась трудновыполнимой даже самым опытным мореходам. Но Кук не привык сдаваться. И в 1776 году отправился на корабле «Резолюшн» в сопровождении судна «Дискавери» в Тихий океан.

Во время данной экспедиции были найдены Гавайские острова. В 1778 году корабли вновь выдвинулись к побережью Северной Америки, но попали в шторм и были вынуждены вернуться в бухту на Гавайях. Это решение стало роковым для Кука и нескольких членов команды. Отношения с туземцами, которые не заладились с самого начала, обострились еще больше после возвращения кораблей.

Местное население не раз пыталось обворовать членов экспедиции. И после одной такой попытки команда корабля, где работал Джеймс Кук, вступила в ожесточенную схватку с аборигенами. Многих взяли в плен и съели туземцы. Кук оказался в их числе. Дата его смерти - 14 февраля 1779 года.

После гибели Кука команда корабля атаковала стоянки племен, загнав аборигенов в горы. Члены экспедиции требовали выдать им останки погибших. В итоге, им передали части от тел, которые моряки похоронили в море, согласно их обычаям. Затем корабли взяли курс на Британские острова.

Цель третьей экспедиции не была достигнута полностью. Несмотря на рвение и старания Кука, и Тихоокеанский путь открыть не удалось. И на вопрос о том, что открыл Джеймс Кук, сложно дать простой ответ. Мореплаватель нанес на карту множество островов и архипелагов, сделал несколько научных открытий. С усердием находил для английского правительства новые земли. Исследовал быт различных племен. И мечтал о том, что когда-нибудь Южный материк будет найден первооткрывателями.

Джеймс Кук - талантливый исследователь новых земель и капитан корабля. Он трижды отправлялся в кругосветное путешествие. Но, я уверена, что эти факты из его жизни мало кто знает. Зато много кто думает, что Кука съели аборигены. У меня он ассоциируется с песней Владимира Высоцкого о том, почему аборигены съели Кука . Правда ли это? Далее я Вам расскажу об этом факте.

Знаменитый исследователь Джеймс Кук

Джеймс Кук – очень знаменитый путешественник XVIII века. За свою жизнь он смог три раза оплыть Землю . Значения этих путешествий огромны. Были исследованы новые территории острова Ньюфаундленда, восточную Канаду, Австралию и Новую Зеландию (вдоль побережья), западную часть Северной Америки и все океаны (кроме Северного Ледовитого).

В отличие от других исследователей, он родился в бедной семье и был самоучкой в морском деле. Способности Кука вовремя заметили опытные мореплаватели. Карьерный рост был очевиден. Юнга, матрос, шкипер и капитан - все эти ступени он успешно прошел. А после были:

  • 1768-1771 года – первая кругосветная экспедиция Кука . Был капитаном судна «Индевор». Главная цель побывать на Южном материке (Terra Australis). Корабль плыл через острова Таити, Новую Зеландию и доплыл до восточной Австралии;
  • 1772-1775 года – второе кругосветное путешествие . Капитан «Резольюшен» и «Эдвенчер». Плыли через , дошли к Южному полярному кругу и Новой Зеландии. Южный материк так и не нашелся. Холод помешал продолжить дальше плыть;
  • 1776-1779 года – третье путешествие . Капитан «Резольюшен» и«Дискавери». Хотел открыть проход между двумя частями Америки. Открыл Гавайи, там и был убит аборигенами.

О капитане Джеймсе Куке ходит много легенд и интересных историй. Сейчас я хочу рассказать самые известные из них. Почему-то я уверена, что о них мало кто знает:

  • Кук случайно ошибся в названии островов . Их назвали «Фиси», но капитан наносил их на свою карту и случайно написал . Далее ошибку уже не исправляли;
  • Джеймса не съели аборигены . Один из них смертельно ранил Кука кинжалом, а потом туземцы расчленили его тело, но не ели. Это произошло на Гавайях;
  • Команды Кука первыми начали противостоять морской болезни (цинга). Были найдены первые лекарства от нее;
  • Карты Кука на то время были очень точными . Ними пользовались до средины ХІХ века.

Из-за тяжелого материального положения семьи был отдан в подмастерья к лавочнику Сандерсону, проживавшему в небольшом приморском городке Стейтесе; по вечерам жадно слушал рассказы моряков о дальних плаваниях. В 1746 ушел от Сандерсона и нанялся в Уитби на угольное судно, курсировавшем в основном между Ньюкаслом и Лондоном. Плавал также в Ирландию, Норвегию и по Балтийскому морю. Получил сертификат помощника капитана. Имел возможность стать шкипером одного из торговых судов, но с началом Семилетней войны 1755–1763 завербовался простым матросом в королевский военно-морской флот. Воевал на американском театре военных действий. В 1757 получил офицерский чин и стал командиром корабля «Пемброк». В 1759 отличился при осаде Квебека; рискуя жизнью, исследовал фарватер р. Св. Лаврентия в непосредственной близости от французских позиций. По окончании войны занимался составлением карты берегов о. Ньюфаундленда и п-ова Новая Шотландия. Их точность и детальность обеспечили ему репутацию опытного топографа и картографа в Адмиралтействе и Королевском географическом обществе.

Первое кругосветное путешествие (август 1768 – июль 1771).

В 1766 Адмиралтейство поручило ему организовать научную экспедицию в Тихий океан для наблюдения за прохождением Венеры через диск Солнца и вычисления расстояния от Земли до Солнца; экспедиция должна была также выяснить, не является ли открытая в 1642 А.Тасманом Новая Зеландия частью гипотетического Южного материка. Отплыв в августе 1768 из Плимута на корабле «Индевор» (85 чел.), пересек Атлантический океан, обогнул м. Горн, вышел в Тихий океан и достиг о.Отаити (Таити), где выполнил астрономическую задачу экспедиции (3 июня 1769). Составил географическое описание Таити и соседних островов; назвал их в честь Королевского географического общества о-вами Общества. Взяв курс на юго-запад, 7 октября 1769 подошел к Новой Зеландии, совершил вокруг нее плавание (В октябре 1769 – марте 1770) и определил, что она представляет собой два больших острова, не связанных ни с каким материком; объявил ее собственностью британской короны. Решив вернуться на родину через Индийский океан, взял курс на Австралию. 19 апреля 1770 достиг ее восточного берега, дал ему имя Новый Южный Уэльс и провозгласил английским владением. Обогнув северную оконечность Австралии (м.Йорк), доказал, что она отделена от Новой Гвинеи широким проливом (пролив Торреса), тем самым сделав общеевропейским достоянием державшееся испанцами в секрете открытие Л.В.де Торреса (1606). 11 октября прибыл в Батавию (совр. Джакарта); треть экипажа погибла там от малярии и дизентерии. Пересек Индийский океан, миновал м. Доброй Надежды и о. Св. Елены и в июле 1771 вернулся в Англию.

Второе кругосветное путешествие (июль 1772 – июль 1775).

Осенью 1771 Адмиралтейство поручило Д.Куку найти Южный континент в еще неисследованных частях Южного полушария. 13 июля 1772 отплыл из Плимута на корабле «Резольюшен» в сопровождении корабля «Эдвенчер» (капитан Т. Ферно), в конце октября прибыл в Капштадт (совр. Кейптаун), а 23 ноября взял курс на юг. Уже 12 декабря путь ему преградили сплошные льды, но продолжил поиски. 17 января 1773 впервые в истории пересек Южный полярный круг; тем не менее был вынужден повернуть на север и 25 марта подошел к берегам Новой Зеландии. Летом 1773 посетил о-ва Таити и Тонга и открыл о-ва Харви (о-ва Кука). 27 ноября вновь предпринял плавание на юг, в середине декабря наткнулся на непрерывную линию льдов, 30 января 1774 достиг самой южной точки своих путешествий – 71°10" южной широты, однако ему снова пришлось отступить. По пути в Новую Зеландию побывал на о.Пасха, Маркизских о-вах и архипелаге Новые Гибриды, открыл о. Новая Каледония, о. Ниуэ и о.Норфолк; сделал их подробное географическое описание. В ноябре 1774 покинул Новую Зеландию, пересек Тихий океан вдоль 55° южной широты, в декабре достиг Огненной Земли, в конце января 1775 обнаружил Южные Сандвичевы о-ва и о.Южная Георгия и 13 июля вернулся в Англию, потеряв за время путешествия лишь одного матроса. В результате экспедиции вероятность существования Южного континента оказалась под большим вопросом; если таковой и был, то у самого полюса под глыбами льда.

Получил звание пост-капитана; был награжден золотой медалью Королевского географического общества и принят в его члены. Приобрел большую известность и авторитет в Европе.

Третье кругосветное путешествие (июль 1776 – февраль 1779).

Целью третьего путешествия стал поиск северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий. 12 июля 1776 отправился из Плимута на "Резольюшен» в сопровождении корабля «Дискавери» (капитан Ч.Клерк), 18 октября 1777 бросил якорь у Капштадта, 30 ноября взял курс на юго-восток, а 12 декабря открыл о-ва Принца Эдуарда. В 1777 посетил о. Тасмания, Новую Зеландию, о-ва Тонга, о. Таити и о-ва Общества. В декабре 1777 взял курс на север, 18 января 1778 пристал к Гавайским о-вам, которые назвал Сандвичевыми в честь своего покровителя графа Сандвича, в марте вышел к североамериканскому побережью в районе совр. Орегона, проплыл вдоль берегов Канады и Аляски, миновал Берингов пролив, пересек Северный полярный круг и продвинулся до 70°44" северной широты, где был остановлен сплошными льдами. Повернул на юг и в середине января 1779 добрался до Гавайских о-вов. Погиб 14 февраля 1779 в результате стычки с аборигенами в бухте Кеалакеакуа на западном побережье о. Гавайи, где и был похоронен. Его дневники, насыщенные богатой географической и этнографической информацией, многократно издавались на разных европейских языках.

Привет друзья. Сегодня в рубрике «интересные истории для детей» будем говорить о Джеймсе Куке! Чего это я вдруг его вспомнила? Дело в том, что как-то моей дочери в школе дали задание подготовить реферат о Джеймсе Куке, о том что он открыл и как он погиб. Знаете, это известное высказывание что «аборигены съели Кука»? Даже песня у Высоцкого есть такая)

Так вот нужно было рассказать какие были последние его дни на самом деле, и вообще каким он был человеком. В общем небольшую историю из жизни великого мореплавателя.

Вот я и подумала: а вдруг кому-нибудь тоже нужна такая информация? И решила разместить на блоге эту историю. На самом деле это довольно интересно, я, например, пока дело не коснулось реферата, даже не знала об этих фактах.

Родился Джеймс Кук 27 октября 1728 года. Биография капитана Кука, на самом деле довольно интересная. За свою жизнь он сделал немало географических открытий. Что открыл Джеймс Кук? Среди его открытий была Австралия, Новая Зеландия, острова Новой Каледонии и так далее. Более подробно и наглядно о том, какие земли открыл Кук можно посмотреть в видео внизу статьи.

В жизни капитана Кука, было всё: героизм, воодушевление, радость познания чего-то нового. Но это ещё не всё. Что еще? Об этом вы узнаете из рассказа о Джеймсе Куке. Попробуем вспомнить всю правду о славном капитане, о том как он погиб и правда ли что «аборигены съели Кука». Итак, поехали…

Гавайские острова по праву называют островами вечной весны. И вот, когда-то, в один прекрасный день, английские корабли под названиями «Резолюшн» и «Дискавери» бросили якорь около этих зеленых берегов. На островах было все тихо и спокойно, что обещало приятную стоянку. А происходило это все в1779 году.


Капитан Джеймс Кук был удивлен реакцией жителей острова на их прибытие. Дело в том, что гавайцы приветствовали корабли не просто радостно, а с настоящим восторгом. Что случилось? Местный верховный жрец поднялся на корабль с дипломатической, так сказать, миссией. Удивленный весельем гавайцев Капитан Кук спросил и жреца что выкрикивают эти веселые полуголые люди?

— О-Роно! — шумели жители острова, и старый верховный жрец, также, как и они важно кивает головой со словами: — О-Роно!

И как Вы думаете, что бы это значило? Дело в том, что туземцы приняли Кука за своего местного бога! За старинными гавайскими легендами, О-Роно — тот, кто в седую древность покинул свою родину, пообещав вернуться и принести родному народу счастья и богатство. Вот они и подумали, что это он появился, бог О-Роно, да еще и свою свиту привел за собой! Для них это был добрый знак, очень добрый знак!

Через время Джеймс Кук понял, что исполнять обязанности божественного О-Роно не так уж и приятно, как это может казаться на первый взгляд. Запасы еды на кораблях начали заканчиваться, и гавайцы начали таскать на корабли для своего бога свиней, тропические плоды, птиц. Ведь, по их мнению, О-Роно должен питаться как можно лучше. А то, что за капитаном все время, словно, но тень, ходит верховный жрец, выкрикивая какие-то непонятные слова, просто глупости.


Однако, туземцы оказались не на столько наивными, и потихоньку начали сомневаться в божестве прибывшего гостя. Ведь уже третьи сутки гостил О-Роно на острове, а желанные достатки что-то все никак не появлялись. Зато О-Роно собирал еду на свой корабль и, и местным жителям начало казаться, что он собирался повторить свой собственный подвиг, осуществленный им когда-то, а именно, опять убежать в далекие края, подарив островитянам лишь щедрые обещания.

Тогда местный царь пришел к Куку и прямо спросил его, долго ли О-Роно собирается пробыть на гостеприимном острове? Кук пообещал, что очень скоро его корабли отплывут. Рад хотя бы этому, царь пожелал божеству счастливого пути.

Перед самим отплытием Кук вспомнил, что ему нужны еще и дрова. Как Вы помните, на острове росло очень много деревьев, которые можно было использовать на дрова. Но времени на заготовку дров уже не было так как пора было поднимать якорь и двигаться в путь. Поэтому, чтобы не тратить время на деревья, Кук велел повытаскивать из земли сваи, которые ограждали храм О-Роно. А храм стоял в сотне ярдов от бухты. Гавайцы были уверены, что божественный О-Роно не стал бы ломать ограждение собственного храма, поэтому они были очень возмущены этим.

— К черту! — сказал Кук. — Дайте им два железных топора за те деревяшки!

«Дискавери» и «Резолюшн» вышли в море под молчаливыми и суровыми взглядами гавайцев.

И тут, судьба сыграла с Джеймсом Куком недобрую шутку: корабли попали в шторм и главная мачта «Резолюшн» была повреждена. А так как других островов поблизости не было, то Куку пришлось возвращаться на тот же остров, где он не так давно повел себя довольно плохо и не вежливо.

Сначала казалось, что за неделю, которая прошла, гавайцы совсем забыли об алчности О-Роно и готовы были опять помочь гостям, только теперь уже не как божественным созданиям, а просто как гостям. Однако поведение у местных жителей было какое-то странное.

И вдруг произошел досадный инцидент: один из островитян украл с палубы корабля клещи, прыгнул в море и поплыл. Матросы начали стрелять у него, но не попали. Им даже ловить его не пришлось, так как гавайцы сами словили воришку и привели его на суд к капитану Кука.

В этот процесс решил вмешаться боцман, который требовал немедленно расстрелять вора. Но расстрел за украденные клещи — это по любому закону было слишком суровым наказанием. Поэтому завязалась драка, но один из старших туземцев приказал прекратить насилие.

Джеймс Кук при этом очень сильно разозлился:
— Против этих дикарей надо принять более решительные меры!

На следующее утро капитану доложили, что с борта «Дискавери» исчезла шлюпка. Как оказался намного позже, пропажа случилась из-за того, что вахтенный заснул, а небрежно закрепленная шлюпка оторвалась и поплыла по течению. Но никакого расследования по поводу шлюпки Кук проводить не стал. Вместо этого капитан высадился на берег с отрядом вооруженных матросов и пошел прямо к местному царю. Кук очень настойчиво стал приглашать царя немного погостить у него на кораблях.

Царь понял, что здесь что-то не так, но, увидев хмурые лица английских матросов и оружие в их руках, вынужден был согласиться.
Заложника повели вдоль берега к бухте, где стояли «Резолюций» и «Дискавери». Вдруг прибежала жена царя и начала умолять Кука отпустить ее мужа. На звук этих громких воплей сбежалось много гавайцев.

— К черту! — повторил свою поговорку Кук, и эти слова, к сожалению, оказались последними в жизни славного капитана.

Кук рванул заложника за плечо, чтобы тот быстрее входил в лодку.

Вдруг в воздухе пролетел камень, капитан отшатнулся, обернулся и выстрелил. Однако, почему-то пугливые туземцы в этот раз не разбежались. Островитяне размахивали копьями, отгоняя чужестранцев к воде, к шлюпкам и пытаясь освободить своего царя. Вначале капитан думал отдать приказ и начать стрельбу. Но гавайцев было в несколько десятков раз больше, а носовые пушки кораблей даже не были заряжены…

Кук обернулся, чтобы дать команду садиться в шлюпки, и в эту минуту кто-то из наиболее смелых островитян ударил капитана палкой по голове.

Кук без сил упустил пистолет, сделал несколько шагов и упал, затем опять поднялся, протянул руку к «Дискавери» и «Резолюциям», которые качались на теплых волнах в каких-то трех сотней ярдов. Напуганные матросы замерли наблюдая за происходящим.

В этот момент блеснуло копье, и жизнь капитана Кука, божественного О-Роно, оборвалась. С победными возгласами гавайцы потянули тело капитана в глубь острова.

Вот так, в результате недоразумения, ссоры, удара копья, Англия потеряла своего лучшего мореплавателя. Что этот было? Трагедия? Стечение обстоятельств?

Достаточно вспомнить, как обращался Кук с туземным населением. Не очень учтиво, верно? Принять дары еще можно было, а вот выдирать из земли сваи, которые ограждали храм, и, тем более брать в заложники местного царя явно ненужно было.

Вообще практически все европейские мореплаватели вели себя на открытых ими землях как оккупанты на только что захваченной территории.

Почему так происходило? Потому что в те времена была ошибочная точка зрения, что все туземцы — это дикари, которых нужно подчинять себе, и учить как нужно правильно жить. А вот то, что те же гавайцы были носителями очень давней и загадочной культуры, отдельным народом, никто понимать не хотел. Да и сегодня, в наше время, очень часто представители так называемых цивилизованных народов ведут себя в далеких краях хуже дикарей, особенно если у них есть оружие.

После гибели капитана Кука командование над экспедицией взял на себя капитан Чарлз Клерк, который был первым заместителем Кука.

А то, что якобы «аборигены съели Кука» — просто легенда. Гавайцы никогда не имели привычки есть людей. Уже на следующий день командование экспедиции договорилось с гавайскими жрецами, и тело Джеймса Кука было поднято на борт «Резолюшн». И вскоре под гром пушечного салюта гроб с телом славного мореплавателя, за морским обычаем, был опущен в глубину бухты.

Вот такая она на самом деле правда о Капитане Куке и о последних днях его жизни. Надеюсь вам было интересно)

14 февраля 1779 года на острове Гавайи во время неожиданной стычки с туземцами был убит капитан Джеймс Кук (1728-1779) - один из величайших первооткрывателей новых земель, живших в XVIII веке. Никто не знает, что на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа. Известно, впрочем, что Кука гавайцы не ели, вопреки известной песне Высоцкого : у туземцев было принято хоронить особо важных персон специальным способом. Кости закопали в тайном месте, а мясо вернули «родственникам» капитана. Историки спорят, считали ли гавайцы Кука богом (точнее, воплощением божества изобилия и земледелия Лоно) или просто зарвавшимся чужестранцем.

Но речь пойдет о другом: как команда вообще допустила гибель своего капитана? Как зависть, злость, гордость, блатные отношения, трусость и пассивность привели к трагическому стечению обстоятельств? К счастью (и к несчастью), о смерти Кука сохранилось более 40 противоречивых свидетельств: это не дает однозначно выяснить ход событий, зато подробно рассказывает о мотивах и побуждениях команды. О том, как гибель одного капитана взорвала корабельный микрокосмос героических мореплавателей XVIII века, - в историческом расследовании «Ленты.ру».

Столкновение с гавайцами

Предыстория такова: третье кругосветное плавание Кука началось в 1776 году. На кораблях «Резольюшн» и «Дискавери» британцы должны были найти Северо-западный проход : водный путь к северу от Канады, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Обогнув южную Африку, моряки доплыли до Новой Зеландии и оттуда направились на север, открыв по ходу Гавайские острова (в январе 1778 года). Восстановив силы, экспедиция отправилась к Аляске и Чукотке, однако сплошные льды и приближение зимы заставили Кука вернуться к Гавайям на стоянку (декабрь-январь 1779-го).

Гавайцы встретили британских моряков очень радушно. Однако со временем вольное обращение с местными женщинами и чересчур активное пополнение запасов воды и продовольствия вызвало недовольство, и 4 февраля Кук решил благоразумно поднять паруса. Увы, в ту же ночь шторм повредил фок-мачту «Резольюшн», и корабли вернулись в бухту Кеалакекуа. Откровенно враждебные гавайцы украли клещи с одного из кораблей: в отместку англичане угнали каноэ, которое в итоге переговоров вернуть отказались.

Тогда 14 февраля с «Резольюшн» пропал баркас: и тут Кук вооружился ружьем и вместе с отрядом из десяти морских пехотинцев (во главе с лейтенантом Моулсвортом Филлипсом) потребовал одного из местных вождей прийти на корабль (или в качестве заложника, или, что более вероятно, чтобы провести переговоры в более спокойной обстановке).
Сначала вождь согласился, потом, уступив мольбам жены, отказался идти. Тем временем на берегу собрались тысячи вооруженных гавайцев и оттеснили Кука к берегу. По неясной причине толпа перешла к активным действиям, и в начавшейся суматохе кто-то стукнул Кука палкой по спине. Капитан выстрелил в отместку, но не убил гавайца – и тут туземцы бросились на англичан со всех сторон.

Уже в воде Кука ударили в спину копьем или метательным кинжалом, и капитан (вместе с несколькими моряками) погиб. Тело Кука втащили на берег, а британцы беспорядочно отступили на корабли.

После еще одной схватки прошли переговоры, которые завершились миром: гавайцы торжественно вернули тело Кука (в виде кусков мяса), что привело команду в ярость. Ошибка в межкультурной коммуникации (британцы не поняли, что местные жители похоронили капитана с максимальным достоинством) стала причиной карательного рейда: прибрежное поселение сожгли, гавайцев убили, и в итоге островитяне вернули оставшиеся части тела Кука, захороненные в море 21 февраля. Должность начальника экспедиции перешла к капитану «Дискавери» Чарльзу Клерку , а когда он умер от туберкулеза у Камчатки - ко второму помощнику капитана «Резольюшн» Джеймсу Кингу .

Кто виноват?

Но что же на самом деле произошло в то утро в бухте Кеалакекуа? Как шла схватка, в которой погиб Кук?

Вот что пишет первый помощник Джеймс Берни: «В бинокль мы видели, как капитан Кук получил удар дубиной и упал со скалы в воду». Берни, скорее всего, стоял на палубе «Дискавери». А вот что рассказал о гибели Кука капитан корабля Кларк: «Было ровно 8 часов, когда нас встревожил ружейный залп, данный людьми капитана Кука, и раздались сильные крики индейцев. В подзорную трубу я ясно увидел, что наши люди бегут к шлюпкам, но, кто именно бежал, я не мог разглядеть в спутанной толпе».

Корабли XVIII века не отличались просторностью: Клерк вряд ли находился далеко от Берни, однако не видел отдельных людей. В чем же дело? Участники экспедиции Кука оставили после себя огромное количество текстов: историки насчитывают 45 рукописей дневников, судовых журналов и записок, а также 7 напечатанных еще в XVIII веке книг.

Но и это не все: судовой журнал Джеймса Кинга (автора официальной истории третьей экспедиции) случайно нашли в правительственных архивах в 1970-е годы. И далеко не все тексты писались членами кают-компании: о жизни матросов говорят увлекательные мемуары немца Ганса Циммерманна, а много нового историки узнали из полной плагиата книги студента-недоучки Джона Ледьярда, капрала морских пехотинцев.

Так вот, о событиях утра 14 февраля рассказывают 45 мемуаров, и различия между ними не являются чистой случайностью, итогом пробелов в памяти моряков, пытающихся воссоздать ужасные события. То, что «увидели своими глазами» британцы, диктуется сложными отношениями на корабле: завистью, покровительством и верностью, личными амбициями, слухами и клеветой.

Сами воспоминания писали не только из желания погреться в лучах славы капитана Кука или заработать деньги: тексты членов команды изобилуют инсинуациями, раздраженными намеками на сокрытие правды, и, вообще, не похожи на воспоминания старых друзей о прекрасном путешествии.

Напряженность в команде копилась давно: это было неизбежно во время долгого плавания на тесных кораблях, изобилия приказов, разумность которых была очевидна только капитану и его ближнему кругу, и ожидания неизбежных лишений во время грядущих поисков Северо-западного прохода в приполярных водах. Однако конфликты вылились в открытую форму один-единственный раз - с участием двух героев будущей драмы в бухте Кеалакекуа: на Таити произошла дуэль между лейтенантом морских пехотинцев Филлипсом и третьим помощником «Резольюшн» Джоном Уильямсоном. О дуэли известно только, что три пули прошли над головами ее участников, не причинив им вреда.

Характер у обоих ирландцев был не сахар. Филлипс, героически пострадавший от гавайского оружия (его ранили при отступлении к шлюпкам), закончил жизнь лондонским бездельником, играя в карты по мелочи и избивая свою жену. Уильямсона же недолюбливали многие офицеры. «Это негодяй, которого ненавидели и боялись подчиненные, не переносили равные и презирали начальники», - записал в своем дневнике один из мичманов.

Но ненависть команды обрушилась на Уильямсона только после смерти Кука: все очевидцы согласны, что в самом начале столкновения капитан подал какой-то сигнал людям Уильямсона, находившимся в шлюпках у берега. Что Кук хотел выразить этим неизвестным жестом, навсегда останется загадкой. Лейтенант заявлял, что понял его как «Спасайтесь, уплывайте!» и отдал соответствующую команду.

К несчастью для него, остальные офицеры были уверены, что Кук отчаянно звал на помощь. Моряки могли бы обеспечить огневую поддержку, втащить капитана в шлюпку или, по крайней мере, отбить у гавайцев труп… Против Уильямсона было с десяток офицеров и морских пехотинцев с обоих кораблей. Филлипс, по воспоминанием Ледьярда, был даже готов пристрелить лейтенанта на месте.

От Кларка (нового капитана) немедленно потребовали провести расследование. Однако основные свидетели (мы не знаем, кто это - скорее всего, начальники на пиннасе и ялике, которые также находились у берега в подчинении Уильямсона) отозвали свои показания и обвинения в адрес третьего помощника. Сделали ли они это искренне, не желая губить офицера, попавшего в сложную и неоднозначную ситуацию? Или на них надавило начальство? Это мы вряд ли узнаем - источники очень скудны. В 1779 году, находясь на смертном одре, капитан Кларк уничтожил все бумаги, связанные с расследованием.

Налицо лишь факт, что руководители экспедиции (Кинг и Кларк) приняли решение не обвинять Уильямсона в гибели Кука. Тем не менее, на кораблях сразу же пошли слухи о том, что Уильямсон украл документы из шкафчика Кларка после смерти капитана, или же еще раньше выдавал бренди всем морским пехотинцам и морякам, чтобы те молчали о трусости лейтенанта по возвращении в Англию.

Истинность этих слухов подтвердить невозможно: но важно, что ходили они по той причине, что Уильямсон не только избежал трибунала, но и всячески преуспел. Уже в 1779 году его повысили до второго, а потом и до первого помощника капитана. Его успешную карьеру во флоте прервал только инцидент 1797 года: будучи капитаном «Азенкура», в сражении при Кампердауне он еще раз неверно интерпретировал сигнал (на этот раз морской), уклонился от атаки на вражеские корабли и пошел под трибунал за невыполнение служебного долга. Через год он скончался.

В своем же дневнике Кларк описывает происходившее с Куком на берегу со слов Филипса: весь рассказ сводится к злоключениям раненого морского пехотинца, а о поведении других членов команды не говорится ни слова. Джеймс Кинг, также продемонстрировал благосклонность к Уильямсону: в официальной истории плавания жест Кука был описан как дело человеколюбия: капитан-де пытался удержать своих людей от жестокого расстрела несчастных гавайцев. Более того, вину за трагическое столкновение Кинг возлагает на лейтенанта морской пехоты Рикмена, который застрелил гавайца на другом берегу бухты (что и разъярило туземцев).

Казалось бы, все ясно: начальство покрывает явного виновника смерти Кука – по каким-то своим причинам. А потом, пользуясь своими связями, тот делает сногсшибательную карьеру. Однако ситуация не столь однозначна. Любопытно, что команда разделилась на ненавистников и защитников Уильямсона примерно поровну - и состав каждой группы заслуживает пристального внимания.

Британский флот: надежды и разочарования

Офицеров «Резольюшн» и «Дискавери» совершенно не радовало великое научное значение экспедиции: в большинстве своем это были амбициозные молодые люди, вовсе не жаждавшие провести лучшие годы на вторых ролях в тесных каютах. В XVIII веке продвижение по службе давали в основном войны: в начале каждого конфликта возрастал «спрос» на офицеров - помощников повышали до капитанов, мичманов - до помощников. Неудивительно, что члены команды с тоской отплывали из Плимута в 1776 году: буквально на их глазах разгорался конфликт с американскими колонистами, а им предстояло четыре года «гнить» в сомнительных поисках Северо-западного прохода.

Британский флот по меркам XVIII столетия был относительно демократическим институтом: служить и подняться до командных высот там могли люди, далекие от власти, богатства и благородных кровей. Чтобы недалеко ходить за примерами, можно вспомнить самого Кука, сына шотландского батрака, начавшего свою морскую биографию юнгой на бриге-угольщике .

Однако не стоит думать, что система автоматически отбирала самых достойных: платой за относительный демократизм «на входе» была главенствующая роль протекции. Все офицеры выстраивали сети поддержки, искали себе верных покровителей в команде и в Адмиралтействе , зарабатывая себе репутацию. Вот почему смерть Кука и Кларка означала, что все контакты и договоренности, достигнутые с капитанами во время плавания, пошли прахом.

Добравшись до Кантона, офицеры узнали, что война с восставшими колониями в самом разгаре, а все корабли уже укомплектованы. Зато до провальной (Северо-западный проход не нашли, Кук погиб) географической экспедиции никому нет особого дела. «Команда чувствовала, сколько она потеряет в чинах и богатстве, еще и лишившись утешения в том, что на родину ее ведет старый командир, чьи известные заслуги могли бы помочь делам последнего плавания быть услышанными и оцененными даже в те беспокойные времена» - пишет Кинг в своем журнале (декабрь 1779 года). В 1780-х до войны с Наполеоном было еще далеко, и повышение получили лишь единицы. Многие же младшие офицеры последовали примеру мичмана Джеймса Тревенена и перешли на службу в российский флот (который, напомним, в 1780-е сражался против шведов и турок).

В этой связи любопытно, что громче всего против Уильямсона выступали мичманы и помощники мастера, которые находились в самом начале своей карьеры во флоте. Они упустили удачу (войну с американскими колониями), и даже одна-единственная вакансия была достаточно ценным призом. Звание Уильямсона (третий помощник) еще не давало ему больших возможностей отомстить обвинителям, а суд над ним создал бы отличную возможность убрать конкурента. В сочетании с личной антипатией к Уильямсону это более чем объясняет, почему его поносили и называли главным негодяем, из-за которого погиб Кук. Меж тем многие старшие члены команды (Берни, хотя он и был близким другом Филлипса, рисовальщик Уильям Эллис, первый помощник «Резольюшн» Джон Гор, мастер «Дискавери» Томас Эдгар) не нашли в поступках Уильямсона ничего предосудительного.

Примерно по тем же причинам (карьерное будущее) в итоге часть вины переложили на Рикмена: он был намного старше большинства членов кают-компании, службу начал аж в 1760 году, «пропустил» начало Семилетней войны и за 16 лет не получил повышения. То есть сильных покровителей во флоте у него не было, а возраст не давал завязаться дружбе с компанией молодых офицеров. В итоге Рикмен оказался едва ли не единственным членом команды, который вообще не получил больше никаких званий.

Кроме того, нападками на Уильямсона многие офицеры, конечно же, пытались избежать неудобных вопросов: утром 14 февраля многие из них находились на острове или в шлюпках и могли бы действовать более инициативно, услышав выстрелы, да и отступление на корабли без попытки отбить тела погибших также выглядит подозрительно. Будущий капитан «Баунти» Уильям Блай (мастер на «Резольюшн») прямо обвинял морских пехотинцев Филлипса в бегстве с поля боя. Факт, что 11 из 17 морпехов с «Резольюшн» подвергались во время плавания телесным наказаниям (по личному приказу Кука) также заставляет задуматься, насколько они были готовы жертвовать жизнью ради капитана.

Никто из оставшихся в живых членов команды не должен был стать козлом отпущения, виновным в трагической гибели великого капитана: виноваты были обстоятельства, подлые туземцы и (как прочитывается между строк мемуаров) самонадеянность и опрометчивость самого Кука, который понадеялся практически в одиночку увести в заложники местного вождя. «Имеются веские основания, позволяющие предположить, что туземцы не зашли бы так далеко, если бы, к несчастью, капитан Кук не выстрелил по ним: за несколько минут до этого они начали расчищать путь для солдат, чтобы последние могли добраться до того места на берегу, против которого стояли шлюпки (я уже об этом упоминал), таким образом давая капитану Куку возможность уйти от них», - говорится в дневниках Клерка.

Теперь становится понятнее, почему Клерк и Берни увидели столь различные сцены в свои подзорные трубы. Это определялось местом в сложной системе «сдержек и противовесов», статусной иерархии и борьбы за место под солнцем, которая шла на борту кораблей научной экспедиции. Увидеть смерть капитана (или рассказать о ней) Клерку помешала не столько «спутанная толпа», сколько желание офицера оставаться над схваткой и игнорировать свидетельства вины отдельных членов команды (многие из которых были его протеже, а иные - протеже его лондонских начальников).

В чем смысл произошедшего?

История - это не просто объективные события, которые случились или не случились. Мы знаем о прошлом только по рассказам участников этих событий, рассказам, которые зачастую отрывочны, запутаны и противоречат друг другу. Однако из этого не стоит делать вывод о принципиальной несовместимости отдельных точек зрения, которые якобы представляют автономные и не стыкующиеся картины мира. Ученые если и не способны авторитетно заявлять, как «оно было на самом деле», то могут находить вероятные причины, общие интересы и другие прочные слои реальности за очевидным хаосом «свидетельских показаний».

Это мы и попытались сделать - немного распутать сеть мотивов, разглядеть элементы системы, которая вынуждала членов команды действовать, видеть и вспоминать именно так, а не иначе.

Личные отношения, карьерные интересы. А ведь есть и еще один слой: национально-этнический уровень. Корабли Кука представляли собой срез имперского общества: там плавали представители народов и, главное, областей, в разной степени удаленных от метрополии (Лондона), в котором решались все главные вопросы и происходил процесс «цивилизирования» британцев. Корнуольцы и шотландцы, уроженцы американских колоний и Вест-Индии, Северной Англии и Ирландии, немцы и валлийцы… Их отношения во время и после плавания, влияние предрассудков и стереотипов на происходящее ученым только предстоит понять.

Но история - это и не следствие по уголовным делам: меньше всего я стремился окончательно выявить виновного в смерти капитана Кука: будь это «трус» Уильямсон, «безынициативные» моряки и морпехи на берегу, «злобные» туземцы или сам «самонадеянный» мореплаватель.

Наивно считать команду Кука отрядом героев науки, «белыми людьми» в одинаковых мундирах. Это сложная система личных и служебных отношений, со своими кризисами и конфликтными ситуациями, страстями и расчетливыми действиями. И случайно данная структура в динамике взрывается событием. Гибель Кука спутала все карты участникам экспедиции, зато заставила их разразиться страстными, эмоциональными записками и мемуарами и, таким образом, пролила свет на отношения и закономерности, которые при более благоприятном исходе плавания остались бы во мраке безвестности.

Но смерть капитана Кука может оказаться полезным уроком и в XXI веке: зачастую только сходные чрезвычайные события (авария, гибель, взрыв, побег, утечка) могут проявить внутреннее устройство и modus operandi секретных (или, по крайней мере, не афиширующих свои принципы) организаций, будь то экипаж подводной лодки или дипломатический корпус.