История собора периода Византийской империи.

Собор Святой Софии в Константинополе - наиболее грандиозное и самое выдающееся произведение византийского зодчества. Он является одним из самых значительных памятников мировой архитектуры.

Собор святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий – император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали “Мегало Еклесия” – Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма. В новом храме начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен – императором Юстинианом, в 532-537 гг. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается сегодня в Стамбуле.

Архитектура и интерьер собора.

Церковь была построена зодчими Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Она имела центричную композицию, в высоту достигала 55 м, ее центральное квадратное в плане пространство перекрыто приплюснутым куполом, имеющим диаметр 33 м. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6×68,4 м), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Стабильность свода, и погашение горизонтальных условий обеспечивается двумя полукуполами, которые с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Собор Святой Софии. Интерьер.

Интерьер храма поражает своей легкостью. Центральный купол Софии с двух сторон поддержан двумя более низкими полукуполами, а эти в свою очередь имеют каждый еще по два маленьких полукупола. Таким образом, все продолговатое пространство среднего нефа образует систему нарастающих ввысь, к центру, и плавно переходящих друг в друга сферических форм. Их центр, то есть пространство под главным большим куполом, явственно акцентирован, все движение устремляется к нему. Архитекторам удалось добиться особого впечатления – купол кажется возносящимся лишь при помощи ритмичного взлета полукуполов и парусов. Тонкую оболочку купольного основания между его ребрами внизу прорезают сорок окон. Через них проникают потоки света. И снизу молящимся купол казался парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Этому эффекту способствует так же то, что четыре мощных столба, несущие купол, на которые опираются пяты арок, остаются почти незаметными зрителю. Они искусно замаскированы тонкими легкими перегородками и воспринимаются просто как простенки. Отчетливо видны только арки и паруса – сферические треугольники между арками. Эти паруса своим широким основанием образуют окружность – основание купола, а узким обращены вниз. Так создается обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый лишь парусами.

Собор Святой Софии. Убранство.

Самые богатые материала – золото, серебро, слоновая кость, драгоценные камни. Их использовали в невероятном количестве и пустили в ход с изумительным искусством. В большом подкупольном пространстве, стоял украшенный драгоценными камнями амвон из чистого золота. Блеск мраморной облицовки стен, мерцание золота, живописная игра света и тени – все это вливало таинственную жизнь в необъятное пространство собора. На сводах купола и абсид, а также по стенам расстилались огромные декоративные мозаики. Все видевшие Софию единогласно свидетельствовали о необыкновенном мерцании мозаичных полотен, как при вечернем, так и при дневном свете. Особенно при восходе и закате солнца, когда лучи пронизывали купол и хорошо освещали своды. Ночью, в большие праздники, церковь обращалась в обширное, великолепно иллюминированное пространство, так как, по словам византийских писателей, ее освещали не менее шести тысяч золоченых канделябров.

В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела.

В правление императора Льва VI люнет нарфика украсили мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила. Слева от Иисуса изобразили коленопреклоненный император Лев VI.

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как выполнялись в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Post Views: 3 136

Ayasofya Müzesi) в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют “восьмым чудом света”.

Собор назван в честь мудрости Божьей (от греческого sofia – мудрость).

Собор Святой Софии включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а в настоящее время он является музеем. Сегодня официальным названием памятника является “Музей Айя-Софья”.

Уникальный собор величественно возвышается над площадью Ипподром. Ощутить многовековую атмосферу этого места и увидеть великолепный интерьер, сохранившийся до наших дней, стоит каждому.

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл. На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма. Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны. Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый. Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям. К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла. Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

Чего стоила одна задумка строительства – храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии – Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии. При строительстве собора особое внимание было уделено куполу – для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями. С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Интерьер собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки – османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Купол собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Икона Девы Марии в соборе Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры – 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

Билеты без очереди в Святую Софию и экскурсия с гидом-историком от Istanbul Welcome Card

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них – плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора – это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы можете встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Собор Святой Софии: как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2020 году

С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию

Стоимость входа 72 турецкие лиры (отдельный билет).

Если приобретаете карту Museum Pass Istanbul за 220 лир (которая дает возможность посещать достопримечательности без очереди и по более низкой цене), тогда посещение собора входит в стоимость карты.

Собор Святой Софии можно легко найти, стоя на площади Ипподром (остановка трамвая Т1 Султанахмет). В собор можно попасть при помощи групповой экскурсии или самостоятельно. На входе в собор, недалеко от билетных касс, находится киоск, в котором можно арендовать аудио-гид – 45 лир. В залог вам нужно будт оставить документ (паспорт).

Если вы предпочитаете гулять самостоятельно, тогда наш нескучный аудиогид на русском языке, который включает все основные исторические памятники Султанахмет отлично подойдет для обзорной экскурсии. Это не только экономия времени, в отличие от экскурсии с группой, но и денежная выгода. Доступен для андроид и iOS .

К Собору Святой Софии также можно доехать на скоростном трамвае линии Т1, который проходит через Султанахмет. Собор видно издалека по его куполу.

Собор Святой Софии на карте

Некогда самый большой христианский собор в мире, затем мечеть, а ныне музей – Айя-София по праву считается самой крупной жемчужиной в ожерелье достопримечательностей Стамбула. Иногда именуемый восьмым чудом света, достаточно скромный снаружи и головокружительный внутри, памятник византийской архитектуры не оставит равнодушным ни одного человека.

У собора Святой Софии весьма непростая история: он неоднократно разрушался, сгорал или перестраивался. В том виде, что мы видим его сегодня, Айя-София (с небольшими изменениями) стоит с 537го года. Первый храм Софии заложили на рыночной площади Августион в начале IV века при императоре Константине I. Тем не менее существуют расхождения в источниках: считается, что "великую церковь" достраивал уже сын Константина I, император Констанций II. В любом случае, тот храм не простоял и века, сгорев в 404м году. На его месте возвели новую церковь, которая через 11 лет тоже целиком сгорела. В том же году возвели новую базилику, в итоге сгоревшую в 532м году во время восстания "Ника", крупнейшего бунта в истории не только Константинополя, но и всей Византийской империи. Сейчас сложно представить, но разборки, так скажем, фанатских группировок на ипподроме переросли в масштабное восстание, сопровождавшееся массовыми убийствами, пожарами и разграблением города. Повстанцы даже успели выбрать нового императора. Правивший в те годы Юстиниан собирался покинуть город, однако его жена заявила, что лучше выберет смерть, нежели позорный побег. Заручившись поддержкой армянского полководца Нарсеса, Юстиниан атаковал бунтовщиков, собравшихся на ипподроме для коронации своего провозглашенного императора. Погибло около 35 тысяч человек.

После подавления бунта на том же самом месте Юстиниан повелел возвести храм, который станет символом величия Византии и превзойдёт все существовавшие на тот момент храмы. Для реализации грандиозной идеи он привлёк двух известных архитекторов, Анфемия Тралльского и Исидора Милетского, отличавшихся нетрадиционным и системным подходом к строительству. Близлежащие к площади Августион частые территории были выкуплены, и за рекордные 5 лет силами 10 тысяч рабочих в Константиполе возник собор Премудрости Божьей. После взятия Константинополя султаном Мехмедом Фатихом собор был преобразован в мечеть. Айя-София подверглась перестройкам, постепенно возвели 4 минарета, дополнительно поддерживающие и укрепляющие периметр сооружения. В 1935м году по указу Ататюрка, основателя турецкой республики, Айя-Софию преобразовали в музей, где уже более 80 лет посетители любуются и восторгаются смешением разных эпох, исламской и христианской символики.

Обращаю внимание, что чтобы попасть внутрь, Вам скорее всего придётся отстоять длинную очередь, поэтому рекомендую прийти хотя бы за полчаса до открытия. После покупки билета стоимостью 30 лир и серьёзного досмотра Вы через внутренний двор попадёте в нартексы, соединённые между собой узкими арочными сводами. Мозаичные плиты с орнаментом на стенах были привезены уже после того, как Айя-София обрела статус мечети.

Нартексы предназначались для приготовлений к молитвенному ритуалу перед тем, как пройти в главный зал собора/мечети. Крестообразные своды выглядят изрядно потрёпанными временем и сыростью.

Когда попадаешь в главную часть через одни из 9 ворот, голова кружится от объёмов сооружения. Ведь более 1000 лет собор Премудрости Божьей являлся самым большим храмом христианского мира, пока не построили собор Святого Петра в Риме.

Большая часть посетителей собора ходят с задранными вверх головами, разглядывая огромный купол и соседство медальонов с арабской вязью с изображением Дева Марии на сводах.

К центральному куполу с востока и запада примыкают две ниши с полусферическими сводами. Как и в других мечетях Стамбула, искать абстрактные и необычные сопряжения поверхностей сводов стало одним из обязательных направлений съёмки.

Отдельно стоит остановиться на центральном куполе (слева). Такой необычный ракурс, честно скажу, отчасти обусловлен проводимыми в Айя-Софии на момент моего визита реставрационными работами. Внушительные строительные леса поднимались под самый потолок и лезли в кадр. Впрочем, на куполе мы ещё остановимся ниже.

Обтянутые кожей 8 дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – одни из главных святынь Айя-Софии.

Они несут на себе имена Аллаха, пророка Мухаммеда и его внуков Гасана и Гусейна, а также имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али.

Идём в дальнюю от входа юго-восточную часть, где расположен алтарь. Справа от алтаря возвышается минбар – кафедра, с которой имам в день пятничного намаза читает проповеди.

Михраб, как полагается, направлен в сторону Мекки и Каабы.

Изящная ложа султана находится на возвышении слева от михраба.

У правой, южной, анфилады за золочёным ограждением располагается библиотека, привезённая в годы правления султана Махмуда I в XVIII веке.

В Айя-Софии также проходила выставка арабской каллиграфии. Тонкость линий вызывает лишь восхищение.

"Плачущую колонну" из-за большого скопления туристов около неё фотографировать не стал. В покрытой конденсатом колонне имеется отверстие, в которое надлежит вставить большой палец и совершить кистью полный круг, предварительно загадав желание. Говорят, желание обязательно исполнится. Но лучше поднимемся повыше. Ведь полноценное впечатление о масштабах собора/мечети можно составить, только поднявшись в галереи второго уровня.

Для отделки собора использовались 12 сортов мрамора, самый лучший камень везли из Спарты, Ливии, Греции, Египта.

Со второго яруса можно получше поразглядывать своды, полусводы, ниши и сохранившиеся или частично восстановленные фрески с росписями на них.

Во времена Османской империи православные фрески и мозаики в Айя-Софии сразу же замазали штукатуркой. И лишь после преобразования мечети/собора в музей при Ататюрке начались восстановительные работы. Интересно только, а до купола подданные султанов тоже сумели добраться?

На верхнем ярусе значительно меньше народа, хотя повторюсь, побывать в храме и не подняться по пандусу на второй этаж – настоящее упущение.

В галереях глазу и объективу есть за что зацепиться, начиная от росписи арочных сводов и резных капителей колонн до уникальных фресок и мозаик.

Император Иоанн II c женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей.

Иисус Христос на престоле с Евангелием, рядом император Константин IX c женой Зоей.

Наибольший интерес представляет мозаика "Деиисус", датируемая XIII веком. Иисус Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя судит человечество за грехи.

Сверху было видно, как всё прибывали и прибывали туристические группы, заполняя собой, казалось, всё доступное пространство собора. Но не удержался и, когда спустился вниз, то направился не в сторону выхода, а в центр зала, чтобы сделать ещё несколько снимков купола.

Купол диаметром 31 метр и высотой 55 метров поддерживают четыре массивных столба, заканчивающихся сферическими треугольниками, пандативами, через которые вес массивного купола перераспределяется на полусводы двух примыкающих нефов. На пандативах сохранились изображения крылатых херувимов.

Подкупольное пространство освещается через 40 арочных окон.

Однако этих и остальных окон в соборе недостаточно, поэтому с потолка свисают массивные люстры, через которые также можно ловить нетривиальные ракурсы.

Посетить Айя-Софию обязательно стоит в силу уникальности сооружения, побывавшего за свою историю и собором, и мечетью, и теперь открытого для всех в качестве музея. Где ещё Вы сможете увидеть подобное смешение христианства и мусульманства? Все религии изначально учат одному и тому же, но предназначены для разных народов. Айя-София может служить символом такого единства.

Продолжая рейд по самым главным достопримечательностям Стамбула и, перейдя площадь, можно оказаться в главной мечети города, Голубой. О ней рассказ пойдёт дальше. Keep it locked!

Другие посты о Стамбуле :

Дворец султанов Топкапы и гарем

Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула , которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов , по которому вы можете прогуляться самостоятельно.

Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий : сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим , мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать , что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов , которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София . Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

  • На строительство ушло 130 тонн золота , что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды , который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос . В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота . Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров , а его диаметр – 30 метров . Толщина стен доходит местами до 5 метров . Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня .
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей .
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен , и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий , которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки , захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети , которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание , которая построена в Базарном квартале .
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события , которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

  • Москва — Третий Рим . После падения Константинополя (Второго Рима ) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом .
  • Туринская плащаница , по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Мистика собора Айя-София

  • «Плачущая колонна» , основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум . По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть .

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть . Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей . По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную , которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери , открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства !

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель . Из коридора идут два хода : один к площади Ипподром , второй – к дворцу Топкапы . Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
  • Внутри уже давно идет реставрация : часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Последовательность осмотра

  • Осмотр начинаем с первого этажа . Сначала входим через большие ворота в первый притвор , а затем – во второй притвор . (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
  • Первый притвор . Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4) , напротив него колокол (3) , а далее – сувенирный магазин .

  • Второй притвор . Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором . В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе . В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6) . Над воротами, которые называются Красивые ворота , расположена одна из самых известных мозаик собора , где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9) . Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9) , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе . Про него подробнее будет написано ниже.

  • Внутренний дворик крестильни (баптистерий) . Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель , которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.

  • Крестильня (баптистерий) . Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии .

  • Основное пространство собора . Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
  • Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол . Напомню, что диаметр купола – 30 метров , а высота – 56 метров . Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.

  • Оглядываемся назад на императорские ворота (9) . Слева и справа видим две мраморные вазы (11) , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами , которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима . В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.

  • Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли» , то есть «Центр Мира» . В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13) . Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
  • Идём дальше вперед . Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.

  • Левая часть первого этажа . В левой части находится плачущая колонна (10) , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
  • Правая часть первого этажа . Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I . Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.

  • Второй этаж . Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами . Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
  • В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.

  • Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
  • Здесь часто упоминалось императорское ложе . Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9) . В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик , которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9) . Это в западной части собора . На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин . Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма . Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд . Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи . На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи . На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

  • Серия мозаик архиереев : Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы : с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL . Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться .

Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула ) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.


Всего 83 фото

Собор Айя-София находится в Стамбуле - бывшем Константинополе - столице Римской империи (330-395 гг), Византийской, или Восточно-Римской империи (395-1204 гг и 1261-1453), Латинской империи (1204-1261 гг) и Османской империи (1453-1922 гг). Это одно из тех мест мировых культуры и религий которое обязательное следует посетить человеку кто ищет в мире красоту не только человеческую, мирскую но и божественную. Я поехал в Стамбул большей частью как раз из страстного желания увидеть это великолепное творение византийской архитектуры VI века. Айя-София всегда привлекала мое внимание и рассматривая фото других людей этого собора мое сердце всегда непроизвольно замирало и я в который раз понимал, что обязательно должен ее увидеть своими глазами. Такая возможность недавно появилась, когда мои друзья пригласили присоединиться к ним в поездке в Стамбул, что как раз и была посвящена изначально не праздному отдыху, а именно постижению исторического и культурного наследия византийской и мировой культуры.

Айя-София поразила воображение, захватила его, вошла в мою жизнь как ярчайший пример духовной красоты, мощи, силы и славы что только возможно воплотить в камне. Айя-София побуждала внимать ей, слушать ее, впитывать в ее образе музыку небесных сфер, видеть ее каждый день и в который раз лицезреть этот неповторимый светлый возвышенный образ. Айя-София изменила мой мир. Это тот самый редкий случай, когда архитектура сооружения не просто говорит с тобой, но и звучит в тебе как торжествующий гимн жизни, святости, света, строгого, но душевного тепла и безусловной любви.

Я посетил множество интересных достопримечательностей современного Стамбула, но Айя-София неуклонно побуждала рассказать именно о ней в первую очередь. Редкие ощущение воодушевления переполняют когда приступаешь к своему повествованию после обработки множества фото Айя-Софии и прикосновения к ее неповторимому торжественному образу. Обработка фото не только всколыхнула недавние удивительные чувства слияния с образом Айя-Софии воочию, но и инициировала желание показать моему читателю как можно больше того, что я увидел и принял в себе. Как следствие рассказ об Айя-Софии будет состоять из нескольких частей. В частности, впечатления о внутренних пространствах этого удивительного сооружения будут выражены во втором и третьем постах, в первом же мы попробуем охватить визуальный образ этого величественного Собора Святой Софии - я сделаю безнадежную попытку передать в этих фото все мои смятенные впечатления и чувства, что живут, бушуют в душе и рвутся в Мир)


На месте собора Айя-София в Стамбуле ранее находилось несколько культовых сооружений. Вначале там была Мегале Экклесиа («большая церковь»), а собор Святой Софии (Святой Мудрости) появился лишь в VI веке.
02.

Первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II.
03.

По мнению Н.П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик также сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никенианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.
04.

Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года.


Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году.

Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело.

«Люди были недовольны высокими налогами, введенными Юстинианом, и хотели сбросить его с престола», - говорит историк Лондонского университета Кэролайн Гудсон (Caroline Goodson) в документальном фильме на канале National Geographic.

05.

Руины Базилики Феодосия были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора Айя-София.
06.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о них дают только археологические находки, которые позволяют судить только об их внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Базилика Юстиниана (Айя-София)

Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.
09.

Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

10.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).
11.

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Для строительства потребовалось три годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства. При строительстве собора Святой Софии, архитекторы использовали мрамор, камень и специальные легкие, но прочные, кирпичи, изготовленные из почвы острова Родос.
12.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!» имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
13.

Главный соборный храм был заложен в 532 году (23 февраля), а через пять лет, 27 декабря 537 года, там прошло первое богослужение. Айя-София стала впоследствии местом, где короновались императоры Священной Римской империи.
14.

Софиевский собор Стамбула - одно из архитектурных чудес Турции и всего мира. Это здание занимает важное место среди произведений искусств, когда-либо существовавших на нашей планете, до появления собора Святого Петра в Риме оно считалось самым большим культовым сооружением.
16.

Святая София веками привлекала к себе внимание, там не только молились, ею восхищались, ее рисовали. Среди самых популярных художников, которые пытались изобразить ее на холсте - Джон Сингер Сарджент. Ему принадлежит одноименная картина «Айя София».
16а.

По легендам план строительства храма Юстиниану поведал ангел. Они также гласят что, когда между императором и архитекторами возник спор о том, сколько окон должно быть под куполом, ангел "рекомендовал" соорудить три в честь святой Троицы.

Премудрость Божия

Кстати вопреки принятому вольному представлению Собор Святой Софии, именуемый по-турецки Ayasofya (Айа София), назван так не в честь святой Софии, а по Премудрости Божьей (sofia - по-гречески мудрость). Интерпретация Софии как посредника между Богом и миром в христианстве восходит к гностику Валентину. Некоторые представители христианской философии и богословия рассматривали Софию как личность. Ориген описывает её как хотя и «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого», но в то же время как «одушевлённое и как бы живое». В раннем христианстве представление о Софии сближалось с ликом Христа-Логоса (апостол Павел (1Кор. 1:24) определяет Иисуса как «Божию силу и Божию премудрость»), а затем и с третьей ипостасью Троицы - Духом Святым (понятие женского рода в семитических языках и близкое Софии в аспектах игры, веселья, праздничности).

17.

В латинской христианской литературе термин «Софии» вытесняется почти синонимическим обозначением мистически понятой «Церкви», и поэтому собственно «софиологии» католическая традиция почти не знает. Иначе в Византии, где большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа, и на Руси, куда христианство пришло под знаком Софии (митрополит Илларион описывает крещение Руси как приход «Премудрости Божией», то есть Софии; Софии были посвящены построенные в XI в. три главные православные церкви в княжествах Восточной Европы - в Киеве, Новгороде и Полоцке).

На русской почве к XV-XVI вв. складывается богатая иконография Софии. София имеет облик Ангела; её лик и руки - огненного цвета, за спиной - два крыла. Она одета в царское облачение (далматик, бармы), на голове - золотой венец. Ей предстоят (как Христу в иконографии «деисуса») молящиеся Дева Мария и Иоанн Креститель; над её головой виден по пояс благословляющий Христос (т.о. , не тождественный Софии, но являющий Собой её «главу» , примерно так, как Он же есть, по новозаветному учению, «Глава» Церкви). Личный облик Софии как в византийско-русской, так и в католической традиции постепенно сближается с образом Девы Марии как просветлённой твари, в которой становится «софийным», облагораживается весь космос. В христианской агиографической традиции имя «Софии» носит также мученица, казнённая в Риме во II в. вместе со своими дочерьми Верой, Надеждой и Любовью (имена символичны - «Мудрость» как мать трёх «теологических добродетелей»)


История Софийского собора

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора».
18.

Айя-София со стороны Мраморного моря

Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.
21.


Вход в Айя-Софию с запада
31.

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора: пала Восточная часть Святой Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон.

И признавались механики (архитекторы), что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.
Хронография Феофана, год 6051 / 551.
34.

Контрфорсы с восточной стороны собора
35.

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, особенно сильным разрушениям подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.
46.

16 июля 1054 года в Софийском соборе во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папских легатов. Это событие стало началом разделения церквей на Православную и Католическую.
48.

В 1204 году средневековый мир потрясло взятие Константинополя крестоносцами. Армия западных феодалов отправилась на восток, желая отбить у мусульман Иерусалим, а в итоге захватила столицу христианской Византийской империи. Рыцари с небывалой жадностью и жестокостью разграбили богатейший город и практически уничтожили прежнюю греческую державу... Причины и история захвата Константинополя несомненно достойны отдельного рассказа…
50.


Ворота минарета

После восстановления власти византийских императоров (1261 г.), полуразрушенная Айя-София была вновь отреставрирована. При императоре Андронике II (1282-1328 гг) в восточной части собора были возведены опорные стены.

Падение Константинополя

В ночь с 28 на 29 мая 1453 года в соборе Святой Софии состоялось последнее в его истории христианское богослужение. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. По описанию историка Дуки они разломали запертые ворота храма и вооружённые мечами ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство.
51.


52.


Находившиеся в храме молящиеся были убиты и по сохранившемуся преданию их кровь достигла уровня, обозначенного на одной из колонн красной полосой. Греки сохранили также предание, что в тот момент, когда турки ворвались в собор, в нём шла Божественная литургия и священник со Святыми дарами уже входил на амвон. Тогда, чтобы сохранить Святые дары, часть алтарной стены разверзлась и укрыла священника, который будет пребывать в ней, пока храм не вернут православным; тогда он выйдет и завершит прерванное богослужение.
53.

Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.
54.

Одна из самых значимых реликвий христианства - плащаница Христа хранившаяся в соборе (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции — алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку).

55.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.
56.

До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.
57.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Внешний вид собора и архитектура

Вместе с апсидой длина здания составляет 100 м, а ширина - 69,5 м. Такие размеры позволяют называть Айя Софию самой большой церковью, построенной на востоке Римской империи. Ее купол имеет высоту 55,60 м от уровня земли и радиус - 31,87 м (в направлении с севера на юг) и 30,86 м (в восточном направлении).
58.

По типу архитектуры - это классическая прямоугольная базилика. Основные части Айя София - это три нефа, один апги и два нартекса, внутренний и внешний. Ее главный неф и трансепт, пересекаясь, образуют крест. Другими словами, центральный неф собора состоит из четырех колонн, на которых держатся арки. С помощью этих арок стоит сравнительно плоский купол. Под куполом с разных сторон пристроено еще две ниши, каждая из которых разделена на три части.
59.