Вооружение

Однотипные корабли

С 14 по 27 мая 1970 года отряд нанёс визит в порт Сьенфуэгос (Куба), где советские корабли пополнили запас топлива и продовольствия.

27 июня 1970 года советский отряд боевых кораблей завершил боевую службу, возвратившись в базу. Всего за этот поход было пройдено 18270 миль.

С 13 января по 28 апреля 1971 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» совместно с эсминцем «Скромный» выполняли задачи БС в Северной Атлантике, Мексиканском заливе, Карибском и Средиземном морях. С 9 по 25 февраля 1971 года отряд осуществил деловые заходы в порты Гавана и Сьенфуэгос (Куба). При осуществлении разведки к северо-востоку от Ирландии 13 апреля «Вице-адмирал Дрозд» и «Скромный» обнаружили иностранную подводную лодку и поддерживали с ней контакт в течение 8 часов 45 минут. На БПК впервые выполнял задачи боевой службы корабельный вертолёт Ка-25 . Корабли успешно осуществили слежение за объединённой эскадрой НАТО в районе Фарерские острова – Берген и приняли участие в обеспечении опытового учения «Орбита».

14 декабря 1971 года БПК вышел на свою очередную боевую службу в центральную Атлантику; на этот раз корабль должен был выполнять задачи в одиночном плавании.

С 24 февраля 1972 года вертолётчики «Вице-адмирала Дрозда» принимали участие в спасении экипажа аварийной подводной лодки К-19 , в отсеках которой возник пожар на глубине в 120 м. Атомной подводной лодке удалось всплыть и подать сигнал бедствия, но шторм в 7 баллов не позволял другим кораблям оказать помощь аварийной лодке и даже просто взять её на буксир. Учитывая обстоятельства, для эвакуации людей с подлодки решили применить вертолёты, которым пришлось работать на режиме висения.

Вертолёт Ка-25Ц в полёте

Первым к месту аварии подошёл БПК «Вице-адмирал Дрозд», позже к нему присоединился противолодочный крейсер «Ленинград» , БПК «Кронштадт» и другие корабли. Вертолёт-целеуказатель Ка-25Ц с «Вице-адмирала Дрозда» не был предназначен для спасательных работ, поэтому с вертолёта сняли около 600 кг аппаратуры, установили блоки и фалы; штатная лебёдка в конструкции не предусматривалась, поэтому подъём людей и грузов на вертолёт осуществляли с помощью талей вручную. Шторм превосходил расчётные условия эксплуатации винтокрылых машин с корабля - вода заливала площадку и ангар, а для взлётов и посадок Ка-25Ц на корабль матросам приходилось удерживать вертолёт руками; тем не менее, даже в этих условиях экипажи лётчиков майора А. А. Крайнова и старшего лейтенанта В. С. Молодкина за несколько рейсов смогли эвакуировать на БПК 70 человек, а также ряд грузов. За выполнение этого задания вся авиагруппа БПК «Вице-адмирал Дрозд» была награждена орденами и медалями. В целом операция по спасению атомного ракетоносца завершилась успешно .

24 марта 1972 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» вернулся в базу, завершая боевую службу. Проведя свыше двух месяцев в океане, корабль прошёл за это время 16616 миль.

БПК «Вице-адмирал Дрозд» после модернизации, февраль 1976 года

В период с 1974 года по 8 апреля 1975 года БПК проходил в Ленинграде капитальный ремонт с модернизацией.

С 1 июня по 1 декабря 1975 года отряд боевых кораблей в составе БПК «Адмирал Зозуля», «Вице-адмирал Дрозд», «Адмирал Исаков» и «Огневой» под командованием начальника штаба 7-й ОПЭСК капитана 1 ранга П. П. Гусева выполнял задачи боевой службы в Средиземном море и Центральной Атлантике. Корабли прошли 29000 миль.

В период со 2 января по 4 июля 1976 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» совместно с БПК «Смышлёный» и эсминцем «Московский комсомолец» выполняли задачи боевой службы в Центральной Атлантике и Средиземном море, а также приняли участие в учениях «Крым-76». За время похода пройдено 26517 миль, осуществлены деловые визиты в порты Аннаба (Алжир), Александрия (Египет) и Тартус (Сирия).

По итогам боевой подготовки 1976 года БПК «Вице-адмирал Дрозд» был награждён переходящим Красным знаменем Военного совета СФ и объявлен «лучшим надводным кораблём Северного флота».

В августе 1977 года, вместе с остальными тремя кораблями своего типа , «Вице-адмирал Дрозд» был официально переклассифицирован из БПК в ракетные крейсера .

Со 2 сентября по 2 октября 1977 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» успешно выполнил задачи разведки и слежения за ОВМС НАТО во время учений Strong Express .

С 1 октября 1981 года по 7 июня 1984 года корабль во второй раз за время службы проходил капремонт на заводе-строителе в Ленинграде.

15 января 1985 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» вышел на боевую службу в Средиземное море во главе отряда боевых кораблей, в который входили БПК «Маршал Тимошенко» и «Стройный» , а также эсминцы «Современный» и «Отчаянный» . Свой флаг на крейсере поднял командир 56-й бригады эсминцев капитан 1 ранга И. Н. Хмельнов.

Техническое состояние крейсера, несмотря на завершённый в предыдущем году ремонт, не соответствовало кораблю постоянной готовности, а экипаж был собран с других кораблей и перед океанским походом не прошёл должного слаживания. В районе Северного моря отряд вошел в полосу шторма и низкой температуры воздуха. На флагманском корабле стали выходить из строя котлы из-за прогорания котельных трубок, периодически останавливались вспомогательные механизмы; «Вице-адмирал Дрозд» шёл со скоростью в 6 узлов - фактически на грани управляемости. При подходе к северной части Великобритании на крейсере сели все четыре котла, потеряв пар, так что корабль был вынужден лечь в дрейф. На протяжении суток механики «Вице-адмирала Дрозда» ремонтировали котлы, заглушая вышедшие из строя трубки. В это время вокруг крейсера было организовано радиальное маневрирование кораблей отряда, а на мачтах были подняты флажные сигналы о начале тактического учения. Несколько раз вертолётом доставляли на аварийный корабль необходимые запасные части. Упрощало задачу то, что погода немного успокоилась и стало теплее, так что растаял намёрзший на палубе лёд. По истечении суток крейсер снова дал ход, и советский ордер возобновил движение на юг.

С 9 по 13 мая 1985 года РКР «Вице-адмирал Дрозд» и БПК «Маршал Тимошенко» посетили порт Дубровник (Югославия).

5 июня 1985 года «Вице-адмирал Дрозд» завершил очередную боевую службу, вернувшись в Североморск.

20 января 1986 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» вновь вышел на боевую службу в Средиземное море во главе отряда боевых кораблей. Помимо флагманского крейсера, отряд включал в себя эсминец «Отличный» , БПК «Маршал Василевский» , «Огневой» и «Смышлёный» , а также СКР «Разительный» . Свой флаг на «Вице-адмирале Дрозде» поднял командир 120-й бригады ракетных кораблей, капитан 1 ранга А. С. Ковальчук.

В середине февраля 1986 года «Вице-адмирал Дрозд» посетил с деловым заходом порт Тобрук (Ливия).

На весну 1986 года пришлось очередное обострение международной обстановки вокруг залива Сидра. Этот залив, где располагались ливийские нефтяные платформы, глава революционного правительства Ливии Муаммар Каддафи ещё в 1973 году объявил своими территориальными водами. США отказались признать притязания ливийцев и почти ежегодно устраивали провокации, проводя учения флота и полёты палубной авиации вблизи от спорной акватории. Для прикрытия залива Сидра с воздуха в начале 1986 года Ливия начала развёртывание полученного из СССР дальнобойного комплекса ПВО С-200. Узнав об этом, американцы спланировали операцию «Огонь в прерии» (англ. Prairie fire ) для выявления возможностей и рабочих частот нового ЗРК. В операции ведущая роль отводилась палубной авиации с авианосцев Saratoga , America и Coral Sea .

С утра 24 марта 1986 года пара истребителей F-14 Tomcat с авианосца America демонстративно пересекла так называемую «Линию смерти» (араб. «Хат-аль-моут»), южнее которой лежали уже спорные воды. Ливия ответила пуском дальнобойных ракет комплекса С-200 с дистанции 115 км . В течение дня 24 марта и утром 25 марта напряжённость сохранялась: американцы обстреляли новейшими ракетами HARM станции наведения ливийских комплексов ПВО, повредив одну из приёмопередающих кабин, ливийцы же выдвинули навстречу американскому соединению свои корветы и ракетные катера, которые были атакованы палубной авиацией США. В ходе этой атаки был потоплен корвет ВМС Ливии Ean Zaquit .

Ракетный крейсер «Вице-Адмирал Дрозд» в море, 1986 год

Действующие в Средиземном море корабли советского ВМФ отслеживали перемещение кораблей США, передавая данные слежения также дружественной Ливии. Крейсер «Вице-адмирал Дрозд» выполнял непосредственное сопровождение авианосца «Корал Си» на дальности действия главного ракетного комплекса, в готовности к нанесению по американскому кораблю ракетного удара в случае получения приказа. Экипаж вертолёта-целеуказателя Ка-25Ц (командир - майор С. Н. Зобов, штурман - капитан А. В. Широкий) с крейсера обнаружил авианосную группу 6-го флота США в главе с многоцелевым авианосцем America на удалении около 200 км от своего корабля и дистанции до цели около 320 км. Вертолёт передавал целеуказание советскому отряду с помощью МРСЦ «Успех», работая в условиях реального противодействия противника .

Средства ПВО советских кораблей, в том числе и «Вице-адмирала Дрозда», всё время конфликта находились в постоянной готовности, работая в максимально приближённых к боевым условиях. Каждая воздушная цель сопровождалась, данные об обстановке постоянно шли в штаб 5-й оперативной эскадры и главный штаб ВМФ. К вечеру 25 марта 1986 года Шестой флот США прекратил провоцировать ливийцев и отошёл от спорной акватории, что дало советским кораблям в Средиземном море передышку.

Относительное спокойствие длилось недолго: уже 5 апреля 1986 года на дискотеке «Ля Белль» в Западном Берлине произошёл взрыв, ответственность за который США возложили на Ливию. Под этим предлогом в кратчайшие сроки был спланирован «удар возмездия» по ливийским городам Триполи и Бенгази, операция получила название «Каньон Эльдорадо» (англ. El Dorado Canyon ). На этот раз были задействованы только два авианосца - America и Coral Sea , поскольку «Саратогу» вскоре после мартовских налётов вывели из Средиземного моря. Уменьшение палубной группировки планировалось компенсировать привлечением бомбардировщиков ВВС с наземных баз.

Приготовления ВМС США к новому нападению на Ливию не остались незамеченными со стороны кораблей 5-й оперативной эскадры ВМФ СССР, которые вновь привели в боевую готовность. В ночь на 15 апреля 1986 года палубная авиация с развёрнутых в Средиземном море авианосцев США была поднята для массированного удара; палубные штурмовики поддерживались бомбардировщиками F-111, вылетевшими с американских баз в Англии. Учитывая опыт мартовских налётов на Ливию, американцы применили новый тактический приём: непосредственно перед ударными самолётами шли запущенные с кораблей 6-го флота беспилотные аппараты, вскрывавшие ливийскую ПВО и вызывавшие огонь на себя. Несмотря на то, что американская воздушная группировка была своевременно обнаружена советскими кораблями, передававшими сведения о воздушной обстановке в ливийские штабы, ПВО Ливийской Арабской Джамахирии не воспользовалась этой информацией должным образом. Недостаточно продуманная ливийцами организация ПВО, а также многочисленность и хорошее обеспечение атакующей группировки силами ДРЛО и РЭБ позволила американским самолётам почти безнаказанно отбомбиться по своим целям, вызвав разрушения и жертвы в ливийских городах. Последствия американского налёта на Ливию могли наблюдать моряки с крейсера «Вице-адмирал Дрозд», который во второй половине апреля нанёс визит в Триполи.

С 24 по 28 марта 1987 года ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд» принял участие в крупных командно-штабных учениях Северного флота совместно с другими кораблями атлантической эскадры: атомным ракетным крейсером «Киров» , ракетным крейсером

ТРАГЕДИЯ АДМИРАЛА ДРОЗДА

Валентин Петрович Дрозд родился на глухом белорусском полустанке Буды Гомельской области. О море там и слыхом не слыхивали. Дрозд увидел море в 16 лет, когда в 1922 году его семья переехала в Петроград. В 1924 году он попал в морское училище по путевке Путиловского завода. Через пять лет после окончания училища Дрозд уже командовал эсминцем «Володарский», затем служил старпомом на линкоре «Марат». С сентября 1936 по октябрь 1937 Дрозд служил советником на флоте республиканской Испании. Именно там ему пришлось столкнуться с «пятой колонной» и настоящим, а не мнимым предательством, что так часто создают особистские фантазеры. Испанские адмиралы и капитаны лихо угоняли линкоры, крейсера и эсминцы из республиканских портов к Франко.

В 1941 году Дрозду было присвоено звание вице-адмирала, и с февраля 1941 он командовал отрядом легких сил (соединение эсминцев), базирующимся в Таллинне. Именно его корабли были основной силой, которая могла прикрыть проливы и Финский залив от немецкого флота. И именно эсминцы Дрозда стали пешками в непонятной игре.

Уже в первую неделю войны Дрозд потерял три корабля. Он сутками не сходил с мостика, бороздя волны Балтики, не спал ночами над картами, но все было напрасно. Немцы были неуловимы и неуязвимы. Но хуже всего, что враг знал о каждом шаге Балтфлота, о каждом отдельном корабле. Секретные маршруты эсминцев всегда были заминированными. Мины непонятно как оказывались и на секретных якорных стоянках, местах дозаправки топливом, а ведь они определялись на закрытых совещаниях в штабе флота. При любой облачности авиация противника точно выходила на корабли. В то же время противник обходил все минные заграждения и пользовался секретными фарватерами Балтфлота.

Объяснить провалы флота только одним шпионажем было нельзя. Дрозд, имея испанский опыт, все больше подозревал в предательстве кого-то на самом высоком уровне. И факты, подтверждающие его предположения, были. По личному приказу адмирала Трибуца был расстрелян подчиненный Дрозда, герой Либавы, командир эсминца «Ленин», капитан-лейтенант Юрий Афанасьев, который сумел вывести из строя наиболее ценные в боевом отношении корабли, брошенные в Либаве. Расстреляли его именно за взрыв этих кораблей. У многих на флоте сложилось впечатление, что Афанасьев сорвал чей-то план по передаче части флота немцам, за что и поплатился. Во время обороны Таллинна первый секретарь ЦК компартии Эстонии Рос прямо на служебной машине сбежал к немцам, захватив планы всей будущей партизанской и подпольной деятельности на территории Прибалтики.

Дрозд продолжал терять корабли в бессмысленных заданиях, которые ему ставил штаб флота. А после потери 15 июля эсминца «Страшного» на секретной стоянке в результате налета авиации адмирал прервал все отношения со штабом КБФ в Таллинне. Впоследствии в разговоре с Трибуцем Дрозд прямо обвинил командование флота в передаче информации противнику. Это сошло ему с рук, так как он был фактически единственным плавающим адмиралом Балтфлота. Именно Дрозд командовал прорывом флота из Таллинна на Кронштадт. Именно он провел эвакуацию гарнизона Ханко в ноябре по минным полям, которых, по заверению штаба КБФ, там не было.

Неизвестно, что раскопал Дрозд во время своего расследования по делу о предательстве в штабе флота и обороны Ленинграда, но смерть его была загадочна. Уже проходя службу в Ленинграде, Дрозд 29 января 1943 года утонул в полынье на «дороге жизни». Говорили, что адмирал был убит водителем, который затем направил машину в полынью, что его отравили по чьему-то приказу, и он умер в машине, которая затем была сброшена водителем под воду. Спасшийся водитель сказал, что последние слова адмирала были: «Какая нелепая смерть». Чтобы пресечь слухи, распространяемые на флоте, именем Дрозда срочно назвали эсминец «Стойкий». Этой чести не был удостоен ни один адмирал, служивший на Балтике.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Родился в 1906 году в городе Буда-Кошелёво Могилёвской области.

Участник гражданской войны в Испании.

В 1938-1940 годах командовал Северным флотом СССР.

С 1940 года - начальник Черноморского высшего военно-морского училища.

В начале Великой Отечественной войны служил в должности командира отряда легких сил, позже эскадры кораблей Балтийского флота. В 1941 году руководил боевыми действиями кораблей в Ирбенском проливе, обороне Моозунда. В конце августа 1941 года руководил операцией по прорыву сил Балтийского флота из Таллина в Кронштадт . К месту назначения прибыло 112 боевых кораблей, 23 транспортных и вспомогательных судна.по выводу эскадры Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Участник эвакуации с полуострова Ханко и обороны Ленинграда.

29 января 1943 года вице-адмирал Дрозд погиб во время артиллерийского обстрела на ледовой трассе под Кронштадтом, его автомобиль провалился под лед и адмирал утонул. Похоронен в Александро-Невской лавре в Ленинграде.

Память

Еще в годы войны, его именем был назван эсминец проекта 7У. После войны его имя носил большой противолодочный корабль.

Награды

  • два ордена Красного знамениОрден Ленина (1937г), Медаль 20 лет РККА (1938г)

Дрозд Валентин Петрович , вице-адмирал (1941). Чл. КПСС с 1930. В ВМФ с 1925. Окончил Военно-морское училище им. М. В. Фрунзе (1928), затем служил на Балт. флоте пом. вахтенного нач-ка линкора «Октябрьская Революция», лётчиком-наблюдателем авиаотряда, штурманом и минёром эсминца. В янв. 1933 был назначен ком-ром эсминца, а в марте 1935 ст. лом. ком-ра линкора «Марат». С нояб. 1936 по окт. 1937 находился в Испании (инструктор-советник респ. флота), проявил мужество в боях с мятежниками. С нояб. 1937 командовал бригадой эсминцев Балт. флота, с мая 1938 команд. Сев. флотом. С сент. 1940 нач-к Черномор, высшего воешго-мор. училища. С февр. 1941 ком-р отряда лёгких сил Балт. флота, а с сент. 1941 по янв. 1943 команд, эскадрой кораблей Балт. флота. Активный участник обороны Ленинграда. Руководил миннозаградит. действиями в Ирбенском прол. и боевыми действиями кораблей при обороне Моонзунда (1941). При прорыве сил флота из Таллина в Кронштадт (авг. 1941) командовал отрядом гл. сил, находясь на крейсере «Киров». Умело руководил отражением атак пр-ка, что в значит, степени обеспечило успешный переход кораблей отряда. В нояб.- дек. 1941 командовал отрядами боевых кораблей и вспомогат. судов, осуществлявших эвакуацию лич. состава и воен. техники с п-ова Ханко (Финляндия). Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени. В его честь назван большой противолодочный корабль - «Вице-адмирал Дрозд».

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 3.

Литература:

Михайловский Н. Вице-адмирал Дрозд.-«Мор. сборник», 1971, № 4;

Г о л и ч н ик о в В. Гвардейский эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд». М.-Л., 1944.