Не во всех школах обучают столь нужному и важному навыку, как составление тезисов. Часто одним текстом, с которым ученики выступают перед одноклассниками, становится реферат – освещение положений в мире науке в соответствии с определенной темой.

Но после окончания школы ученики превращаются в студентов. И в этот раз научный руководитель говорит, что нужно составить тезисы к курсовой работе или для конференции. Но при этом он не уточняет о том, как именно написать эти тезисы. Он полагает, что эти знания должны быть еще со школьной скамьи или должны быть у нас априори. Но научиться этому можно, это не так сложно. 2-3 страницы тезисов не просто рисуют портрет исследователя, но и являются основой успешного текста.

Тезисы и как они пишутся

Одни студенты считают, что это краткий обзор курсовой или научной статьи. Другие – что это записанный материал конференции или обычный список базовых пунктов. Все они и верны, и заблуждаются.

Тезисы – не большая, но полноценная статья. В нее входят главные положения научной статьи/диссертации. Тем не менее она пишется ясным и конкретным языком, это краткая выжимка из всей огромной работы. Разумеется, существуют определенные правила по написанию тезисов к разнообразным видам научной деятельности, но, по сути, их цель едина – ознакомить читателя с содержанием работы, пояснить, в чем заключается ее актуальность и уникальность, какие вопросы решаете и какая у вас доказательная основа. Кроме этого, такая статья должна строиться логически, чтобы слушающие, понимали то, что вы хотите им донести.

У слова «тезис» есть несколько значений. Но, как правило, чаще всего его применяют к науке.

В мире науки тезисы представленных работ, постоянно печатают в инфо бюллетенях. Их роль для научных сотрудников огромна: подобная печать учитывается при соискании следующего научного звания.

Но тезисами пользуются не только в науке. Если взять тезисы как интернет-продукт, то необходимы для обзора основной темы сайта или его окна. Помимо этого, заказчики зачастую предлагают небольшие утверждения, которые копирайтер обязан расширить. Как видите – столь короткое слово содержит множество различных смыслов.

Строим тезисы – выбираем тему

Это 2-3 страницы печатного текста, который написан «12 тиглем» в вордовском документе (до десяти минут неспешного прочтения). На доклад, как правило, отводят около 15 минут, поэтому есть возможность сказать про то, что не получилось внести в выжимки. У данной статьи должна быть четко построена. Тема – первый шаг к составлению тезисной статьи. Она должна быть конкретной и прямо относится к смыслу статьи. Кроме этого, она должна подходить и к теме самого мероприятия Она обязательно должна включать уникальность. На тему отводится не больше 1,5 строк. Есть 2 подхода к составлению тезисов:

1) выбрать тему, которую хочется исследовать, и, основываясь на ней, писать маленькую статью;

2) сначала написать тезисы, а потом придумать заглавие.

Можно делать так, как удобно и нравится вам. Это сугубо индивидуально. Однако у студентов очень часто нет такой возможности, потому что тему, в основном, им дает руководитель.

Вступление

Актуальность. В этой маленькой по объему статье не должно быть никакой лирики. Уже первая строка текста должна нести ценные информационные данные. Все должно быть строго по теме. Первое предложение очень важное, и должно отвечать в одно время на 2 вопроса: «О чем я пишу?» и «Почему это важно?» . Благодаря такому вступлению слушатели/читатели узнают, что есть актуального в вашей работе, или же это обычный реферат, который перечисляет давно известные факты. Докладчики, которые неоднократно выступали, начинают тезисную статью с определенных клише. Как правило, вступление не занимает больше одного абзаца.

Основа текста

Примеры и аргументы. Неопытный выступающий обычно хочет, и привести примеры для подтверждения своих исследований, и сказать глубокие выводы. В этом моменте очень важно правило «золотой середины». Обычный перечень фактов будет бессмысленным, а не аргументированные выводы будут выглядеть громкими утверждениями. Для написания отличного текста поможет структурированная логика. Есть несколько способов для правильного написания тезисов. Самая известная, и часто используемая – анализ логики хода мысли. Как и почему у вас получились такие выводы? Из чего вы исходили? Как происходил их анализ? Не страшно, если поначалу вы будете расписывать ход мыслей пунктами. Исходя из них, вам гораздо проще будет составить презентацию и подготовить раздаточный материал. Но непосредственно пункты, лучше изложить живым языком, а не фиксированным. Что касается примеров, то их нужно не более двух для подтверждения каждого пункта.

Заключение

Это итог всего ранее сказанного. В нем повторяется вступление, но перефразированное в прошедшее время. «Итак, мы обосновали…» — самая известная фраза заключения. Не будет лишним снова напомнить слушателям/читателям об актуальности работы. Выводы должны быть категоричными. Упоминать весь список литературы, который вы использовали очень глупо. Вполне хватит назвать 4-5 работ, которые вы использовали или, которые очень авторитетны в какой-то области.

Как оформлять тезисы

Организационный комитет конференции определяет основные требования по оформлению тезисов, и доводит их к сведению возможных участников. Их выполнение строго обязательно, поскольку малейшее нарушение ведет к большим затратам по составлению сборника тезисов докладов, и это может стать причиной для отказа организационного комитета.

Как правило, их объем составляет 1-2 страницы машинного текста. Но ведущую роль играет заголовок, фамилии авторов и названия организаций.

Доклады на конференции

На таких мероприятиях участникам заранее рекомендуют составить тезисы. Иногда их публикуют в сборниках. Несмотря на то, будут ли текст печатать, он имеет свою специфику. Этот текст должен быть, как можно более сжат – потому что в этом случае, у докладчика есть время на раскрытие темы. Зачастую тезисами для конференции ограничиваются одной страницей, иногда двумя. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к вашему докладу, вести его в курс дела. Нужно быть готовым, что после выступления вам будут задавать вопросы. Поэтому следует заранее подумать о слабых местах в аргументах, чтобы быть готовым к неожиданным вопросам. Доклад, разумеется, должен быть шире и глубже, чем тезисы. В противном случае нет никакого смысла в вашем выступлении, так как аудитория и так держит в руках то, о чем вы сказали кратко. Но и превышать отведенное время это признак дурного тона. Подготовьте речь и тренируйтесь – на нее должно уйти до 15 минут.

Помните!

Тезисы должны быть составлены логически. Их аргументированность иногда подают в основной части текста. Они должны отражать суть огромного исследования, но не пересказывать его. Нет необходимости писать всю работу снова, но и вырывать некоторые фразы из контекста тоже не нужно. Прежде чем приступать к их написанию, полностью разберитесь в проблеме, которую вы исследуете. От иных текстов они отличаются своим лаконичным объемом.

Существуют тезисы 2-х видов:

— первые пишут к чужой работе;

— вторые – к своей.

Тезисы обязательно должны писаться короткими, но очень емкими. Положения обязательно аргументировать. Аргументы могут приводиться в устной форме, или они присутствуют в тексте.

В них должна отсутствовать эмоциональная оценка. Это должен быть строгий текст научного стиля, но при всем этом ясный. Любая аудитория должна иметь возможность вникнуть в сущность проблемы и принять участие в ее решении.

Если у вас нет опыта в составлении тезисов, и вы не знаете с чего начать, обратитесь за помощью к научному руководителю, не бойтесь этого. Важно с самого начала вникнуть в суть работы, и не терять даром времени. Написать тезисы не сложно, если вы хорошо разобрались в теме и проблеме своей работы, действительно исследовали ее, а не ознакомились поверхностно. Если это так, то ваши тезисы дадут полный объем информации о работе, и к вам не возникнет множества лишних вопросов. Поэтому работайте над этим с самого начала, важно набить руку, и в дальнейшем никаких трудностей не будет возникать. Пробуйте писать тезисы не только к научным работам, но и к художественным текстам.

Основные тезисы по 5 направлениям итогового сочинения 2018-2019 учебного года.

  • Тезис может быть всего один.
  • Не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов, поэтому можно сформулировать два тезиса и более.
  • Некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов.

При формулировке тезиса нужно учесть:

  • связь тезиса и темы,
  • особенности формулировки самого тезиса.

Тезисы к направлению «Отцы и дети»:

  1. Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений.
  2. Советы родителей очень много значат для детей.
  3. По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах.
  4. Не заботиться о своих родителях – значит предать их.
  5. Не всегда родители несут добро своим детям.
  6. Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы.
  7. Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке.
  8. Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал.

Тезисы к направлению «Мечта и реальность»:

  1. Соотношение мечты и реальности (связь этих понятий, различия между концептами). Внутренние и внешние конфликты, возникающие при столкновении с действительностью.
  2. Мечта: недостижимая, «мелкая», великая и т.д.
  3. Мечта/желание/цель/фантазия…. Сходство и различия этих концептов.
  4. Мечта, ее роль и функция в жизни человека (мобилизующая, демобилизующая и т.д.)
  5. Типы мечтателей в литературе. Типы реалистов. Характеристика человека в зависимости от его мечты.
  6. Мечта в утопии/антиутопии/фантастике. Антиутопия как жанр, в котором описываются последствия воплощения мечты об идеальном мире. Мечта в реализме, романтизме.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Месть и великодушие»:

  1. Месть. Причины мести: обида, зависть и т.д. Влияние мести на самого «мстящего» и объект мести (месть-возмездие). Последствия мести. Прощение и его последствия.
  2. Месть и прощение как тяжелый нравственный выбор. Месть и великодушие как две стороны одной медали.
  3. Великодушие и жестокость в социально-историческом контексте. Нравственный выбор на войне или в тяжелых условиях. Великодушие к врагу.
  4. Представления о добре и зле, о милосердии и жестокости, о миролюбии и агрессии как определяющий фактор в поведении человека, в частности, при выборе между местью и прощением.
  5. Месть как чувство и действие.
  6. Кровная месть как социально-историческое явление.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Доброта и жестокость»

  1. Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
  2. Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
  3. Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
  4. Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
  5. Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
  6. Истинная и ложная доброта.
  7. Доброта и жестокость на войне.
  8. Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

Изучай дополнительные материалы:

Тезисы к направлению «Искусство и ремесло»:

  1. Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого.
  2. Сила искусства способна перевернуть жизнь человека.
  3. Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека.
  4. В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил.
  5. Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами.
  6. К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации.
  • В речи по делу Мироновича Н. П. Карабичевский развивает мысль о вероятной причастности Семеновой к преступлению, опираясь на данные медицинской экспертизы: «В своем… блестящем и вместе с тем научном заключении профессор Белинский… доказал нам, что этот аномальный психопатический склад подсудимой нисколько не исключает (если, наоборот, не способствует) возможности самого тяжелого преступления, особливо если подобной натурой руководит другая, более сильная воля…» К мнению профессора Белинского… присоединился другой эксперт, психиатр-практик Чечот, остановившись на… строго научном выводе: «Душевное состояние психопатизма не исключает для лица, одержимого таким состоянием, возможности совершения самого тяжкого преступления. Такой человек, при известных условиях, способен совершить всякое преступление, без малейшего угрызения совести. Ради удачи того, что создала его болезненная фантазия, он способен идти на погибель». Психопат – тип, лишь недавно установленный в медицинской науке. Этот субъект безусловно ненормальный и притом, как доказано, неизлечимый… Таким психопатическим субъектом эксперты-психиатры считают Семенову».
  • В работе «О развитии революционных идей в России» А. И. Герцен утверждает, что история нашей литературы – это мартиролог, или реестр каторги. «Погибают даже те, которых пощадило правительство, – едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью… Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли… Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, тридцати лет, на Кавказе. Веневитинов убит обществом, двадцати двух лет. Кольцов убит своей семьей, тридцати трех лет. Белинский убит, тридцати пяти лет, голодом и нищетой… Баратынский умер после двенадцатилетней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».
  • Выступая на так называемом «школьном процессе», адвокат В. Л. Россельс, в частности, сказал: «Директор школы – человек, личные нравственные качества которого нам не внушаю сомнений, но его педагогические приемы, методы воспитания вызывают тревогу… Школьники Болотов и Карев одобряют избиение Зорина. Узнает об этом директор и не находит лучшего способа бороться с открыто выраженным мнением подростков, как исключение их из школы. Но это не все. Для того, чтобы вновь быть принятыми в школу, от обоих исключенных требуется очень немногое. Они должны подать письменное заявление, что “осознали” неправильность своих высказываний и “раскаиваются”. И что же?! Чуть ли не на следующий день они подают заявления, что “осознали”, “раскаялись” и они возвращаются в школу. Такова награда за лицемерие! Школьники получили предметный урок того, что действительные убеждения следует скрывать, а открыто высказывать то, в чем ты, может быть, и не убежден, но что угодно начальству, и “жизнь твоя будет сладка и приятна”».
  • Герой романа У. Митчела «Живи с молнией» Э. Горин следующим образом обсоновал свое предположение, что именно его собеседник, Арни С. Хэйр, предложил кандидатуру Горина для работы в крупном государственном учреждении: «Арни подумал, потом растянул губы в лягушечью улыбку. – Ладно, Эрик, я вам скажу. Но сначала ответьте на один вопрос. Почему вы пришли ко мне? – Очень просто. Вчера вечером, как вам, вероятно, известно, мы с Хольцером пили коктейль. Я не понимал, в чем дело, пока он не упомянул о моем фрезерном станке. Откуда он мог о нем узнать? Это пустяки, конечно, но все-таки довольно странно. Только два человека могли ему об этом рассказать – вы и Тернбал. Сегодня утром я выяснил, что Тернбала он не знает. – Вы правы, все это, конечно, сущие пустяки. – Да, но к этому надо прибавить, что вы нисколько не удивились, когда я вам позвонил. Правда, вчера днем вы меня видели на улице, но все-таки следовало бы меня немножко расспросить. Вы этого не сделали, потому что вам чертовски хорошо известно, зачем я тут».
  • «Мне снова, уже не впервые, пришло в голову, что причина и следствие в организации Тивериджа почему-то никогда не сопровождают друг друга немедленно. Джо был убит через двое суток после того, как показал коричневую бумагу в Ливерпуле. Предупреждение мне по телефону последовало через два дня после того, как я начал распространяться о проволоке, погубившей Билла. Для истории с фургоном потребовалось не менее суток. Бристольская проволока была натянута для меня через два дня после моей экскурсии в контору "Такси Маркони". Можно было подумать, что утренние телефонные звонки Тивериджа к Филдеру – единственное средство связи между ними и что Филдер не имеет других путей для передачи срочной информации своему "председателю" или получения инструкций от него» (Фрэнсис Д. Фаворит).
  • «Вот ваше письмо, – начала она (Авдотья Романовна), положив его на стол… Вы намекаете на преступление, совершенное будто бы братом. Вы слишком ясно намекаете, вы не смеете теперь отговариваться. Знайте же, что я еще до вас слышала об этой глупой сказке и не верю ей ни в одном слове. Это гнусное и смешное подозрение. Я знаю историю и как и отчего она выдумалась. У вас не может быть никаких доказательств. Вы обещали доказать: говорите же! Но заранее знайте, что я вам не верю! Не верю!.. – Что же касается до вашего брата, то что я вам скажу? Вы сейчас его видели сами. Каков? – Не на этом же одном вы основываете? – Нет, не на этом, а на его собственных словах. Вот сюда два вечера сряду он приходил к Софье Семеновне. Я вам показывал, где они сидели. Он сообщил ей полную свою исповедь. Он убийца. Он убил старуху чиновницу, процентщицу, у которой и сам закладывал вещи; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавету, нечаянно вошедшую во время убийства сестры. Убил он их обеих топором, который принес с собою. Он их убил, чтоб ограбить, и ограбил; взял деньги и кой-какие вещи... Он сам это всё передавал слово в слово Софье Семеновне, которая одна и знает секрет, но в убийстве не участвовала ни словом, ни делом, а, напротив, ужаснулась так же, как и вы теперь. Будьте покойны, она его не выдаст» (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание).
  • «Всем известна история другого философа, который измыслил знаменитую теорию о том, что лошадь может существовать без пищи. И он успешно доказал ее тем, что довел ежедневную порцию пищи, получаемую его собственной лошадью, до одной соломинки; несомненно он сделал бы ее чрезвычайно горячим и резвым животным, если бы она не пала за сутки до того дня, как ей предстояло перейти на отменную порцию воздуха. К несчастью для экспериментальной философии той женщины, чьим заботам и покровительству был поручен Оливер Твист, к таким же результатам обычно приводило применение ее системы; потому что в ту самую минуту, когда дитя научалось поддерживать в себе жизнь ничтожной долей самой непитательной пищи, по превратности судьбы, в восьми с половиной случаях из десяти, оно или заболевало от голода и холода, или по недосмотру падало в огонь, или погибало от удушья. В любом из этих случаев несчастный малютка отправлялся в иной мир…» (Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста).

Спорные вопросы решаются путем обозначения утверждения, которое нужно доказать или опровергнуть. Грамотно сформулированный позволяет уяснить, что именно требуется доказать и подобрать обоснованные аргументы.

Инструкция

Перед тем как высказывать тезис , определите для себя цель вашего доказательства. Зачем вам потребовалось убедить людей истине того или иного высказывания? Вы должны представлять аудиторию, перед которой вы будете выступать. Чем больше вы о ней знаете, тем легче будет сформулировать тезис и приводить аргументы. Узнайте, чем интересуется ваша аудитория, каковы ее потребности. На основе этой информации составьте ключевые слова.

Тезис должен быть ясным и четким. Чтобы вас правильно поняли, взвешивайте каждое слово. Старайтесь избегать слов с заведомо расплывчатым значением, например, справедливость, молодежь, сердечные дела. Конкретизируйте обобщенные слова и словосочетания (неблагоприятная обстановка, местные жители). Не выбирайте в качестве тезис а вполне очевидные факты или аксиомы. К примеру, нет смысла доказывать то, что Волга впадает в Каспийское море, и т.д. В качестве тезис а используйте утвердительное или отрицательное предложение.

После того как тезис сформулирован, озвучен и уяснен аудиторией, вы должны привести аргументы в пользу или против него. Сохраняйте тезис дословно в той форме, в которой он был заявлен. Не отступайте от темы, иначе может произойти потеря тезис а. Казалось бы, забыть о собственном утверждении невозможно, однако, в процессе рассуждения в сознании возникает ассоциативный ряд. Одна мысль цепляется за другую, и часто человек забывает о том, с чего начал.

Избегайте подмены тезис а. Иначе вы не только не убедите аудиторию, но и заблудитесь в собственных аргументах. Внесение изменений в первоначальное утверждение допускается только тогда, когда они были прояснены и уточнены в ходе конструктивной беседы с оппонентом. Каждое изменение должно быть зафиксировано и оговорено обеими сторонами.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

Чтобы написать сочинение-рассуждение, необходимо очень хорошо разбираться в теме, на которую вы собираетесь писать. В такой работе на первый план выходят умение выделять главные тезисы и составлять на их основе целостную картину своего рассказа. …

Сочинение как эффективное упражнение по развитию речи учащихся широко применяется в школах и других учебных заведениях. Основные виды сочинений по типу речи – описание, повествование и рассуждение. Наиболее универсальным является…

Составлять план текста можно по-разному. Тезисный план дает максимально полное понятие о материалах текста, при этом он очень короткий и сжатый, составлять его нетрудно. Вам понадобитсяТекст, блокнот, ручка.Инструкция 1Разбейте текст на абзацы. В…

Эссе – это жанр сочинения, в котором автор размышляет о когда-то услышанном, прочитанном или пережитом. В содержании оценивается в первую очередь личность автора – его чувства, мировоззрение и мысли. Написание эссе является обязательным требованием…

Термин «тезис» произошел от греческого слова, буквально означающего «положение», «постановление закона». Тезисом называется философское, научное или богословское утверждение, положение, а также часть музыкального…

Тип речи – это способ изложения, выбранный автором и ориентированный на выполнение какой-либо задачи, например, описать действительность или динамически рассказать о ней. В соответствии с этими задачами нашу речь можно разделить на описание,…

Опровержение – это логическая операция установления необоснованности, недоказанности или ложности выдвинутого ранее тезиса. Чтобы написать опровержение правильно, необходимо ознакомиться с элементарными законами формальной логики. Инструкция …

Тезис - это утверждение, которое, согласно теории философии, следует аргументировать. А именно - предоставить собеседнику (оппоненту) один или несколько аргументов (утверждений), которые будут подтверждать либо опровергать тезис. Инструкция …

Без аргументов любое ваше высказывание может не произвести впечатления на аудиторию и не запомниться ей. Грамотно аргументированное положение позволяет добиться лучшего результата в любой сфере общественной жизни. Подбору аргументов следует уделить…

Сочинение на лингвистическую тему довольно частое задание в 7-9 классах средней школы. Его основное назначение научить школьников создавать тексты-рассуждения, усовершенствовать их грамотность письма и закрепить умение пользоваться орфограммами. Для…

Многие школьники и студенты испытывают большие трудности с написанием сочинений по английскому языку. Как изложить свои мысли логичным и грамотным образом? Как раскрыть тему? В действительности, в подобной задаче нет ничего сложного. …

Рассуждение – это такой тип текста, в котором раскрываются причинно-следственные связи, объясняются явления и доказываются теории. Однако недостаточно будет сумбурно выразить поток мыслей или настаивать на своей точке зрения. Чтобы получилось…

ПАМЯТКА

«Как написать ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИ»

ПЛАН ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Сочинение состоит из трех основных частей:

I . Вступление (лирическое отступление по заданной теме).

II . Основная часть:

Тезис (собственное мнение по предлагаемой теме).

Аргумент (подтверждение литературным примером).

III . Заключение.

Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Оптимальное количество – 2. Каждому тезису – свой аргумент!

ВСТУПЛЕНИЕ

Итак, как начать сочинение? Помним, что во вступлении обязательно должна прозвучать тема. Не стоит вдаваться в далекие от нее рассуждения.

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

Вступление состоит из нескольких элементов: ключевых слов темы, общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека, главного вопроса темы.

Элементы вступления

(перечисленные ниже элементы вступления располагаются последовательно друг за другом)

Примеры

Ключевые слова темы

Родители и дети …

Общие рассуждения о предмете речи

Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.

Вопрос(-ы) (задаем главный вопрос темы, на который отвечаем в основной части).

Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть состоит из одного или нескольких тезисов, подкрепленных аргументами на литературной основе. Каждая пара «тезис+аргумент» выделяется в отдельный абзац.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ТРАДИЦИОННАЯ

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ
Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:
связь тезиса и темы,
особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.
Тема-вопрос
Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?» Человек взрослеет, когда сталкивается с горем, трагедией, недетскими испытаниями, например в военное время.

Взросление происходит, когда ребенок учится ответственности за свои поступки.

Взрослеть человеку помогает забота о близких людях.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
Тема Тезисы
«Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…» (А. Т. Твардовский)

(Во вступительной части задаем вопросы: почему "война" - это самое печальное слово, почему это святое слово?) «Война – печальней нету слова», ведь она несет смерть, боль, горе.

«Война – святее нету слова», потому что человек в годы тяжелых испытаний становится на защиту Отечества, проявляет мужество, самоотверженность, героизм.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)
Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

«Гармония природы и несовершенство человека».
(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны? Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.
Прямое выражение главной мысли:
Все люди понимают, что необходимо беречь природу, сохранять окружающий мир для потомков.

Формулировка тезиса оригинальная
Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.
Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).
Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.
Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Пример из жизни
Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.
Вопросно-ответный ход
Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.
Аналогия (сравнение с миром природы)
На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.
Примечание. Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

АРГУМЕНТ

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ
Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1) обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение");
2) его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
3) промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Обращение к произведению
Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)
Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Писатель говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Автор заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента
Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

МОЖНО ЛИ ПРИВОДИТЬ АРГУМЕНТЫ НА ОСНОВЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?
Да, да и еще раз да!!! 31.08.2015 в программе «Мнение» ( ) принимали участие министр образования и науки Д. Ливанов, председатель совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Солженицына. Они согласились с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

СВЯЗКИ МЕЖДУ АБЗАЦАМИ (МИКРОТЕМАМИ)

Чтобы текст был связным, необходимо обратить внимание на плавный переход от одной микротемы (тезиса и аргумента) к другой.

Варианты связки

Примеры

Краткое изложение содержания предыдущего абзаца в одном предложении, затем формулировка новой мысли.

Действительно, природа дает нам все необходимое для жизни. А как же относимся к ней мы?

Легко заметить, что человек часто губит все, что его окружает. К счастью, люди уже сейчас осознают свои ошибки и задумываются о том, как сохранить природу для потомков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как писать заключение?

Заключение, как и прочие композиционные части сочинения, может быть как стандартным, так и оригинальным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:
Вывод . Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.
Призыв .
Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.
Выражение надежды .
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», - не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения
Вывод
Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.
Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа - наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг - отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

Зарисовка, которая возвращает к вступлению.
Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.
Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

Цитата
Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - все равно что лишить мир солнечного света».

КАК ДОБИТЬСЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если содержит рассказ о неком случае из жизни, который навел на размышления о данной проблеме.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА ОРИГИНАЛЬНАЯ, если вы

Привели пример из жизни;

Или использовали вопросно-ответный ход;

Или провели аналогию (сравнение с миром природы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ, если оно п редставляет собой некую зарисовку, которая возвращает к вступлению или содержит цитату обобщающего характера.