Первые цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в. во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII вв. Среди ранних цехов известен, например, парижский цех свечников, возникший в 1061 г.

Больше всего в средние века было цехов, занимавшихся производством пищевых продуктов: цехи булочников, мельников, пивоваров, мясников.

Много цехов занималось изготовлением одежды и обуви: цехи портных, скорняков, сапожников. Важную роль играли и цехи, связанные с обработкой металлов и дерева: цехи кузнецов, столяров, плотников. Известно, что в союзы объединялись не только ремесленники; существовали цехи городских врачей, нотариусов, жонглёров, учителей, садовников, могильщиков.

Цех-это союз ремесленников одной или родственных специальностей в средневековом европейском городе. Средневековые города рождались и росли как центры ремесла и торговли.

Длительное время покупателей ремесленных изделий было мало.Привлечь покупателя или заказчика считалось большой удачей.

Из-за этого соперничали городские и сельские мастера. Союз ремесленников мог не только прогнать чужаков с городского рынка, он гарантировал высокое качество изделия - главный козырь в борьбе с соперниками. Общие интересы подталкивали мастеров к созданию союзов, получивших название «цех».

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав цеха и избирало старшин, которые и следили за соблюдением цеховых порядков.

Именно цеховые уставы позволяют узнать многое об устройстве и жизни цехов. Цеховые правила отличались особой строгостью. Они были направлены на поддержание высочайшего качества изделий.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Для того чтобы одни мастера не обогащались за счёт других, цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, количество размещённых в ней приспособлений и станков, число работающих подмастерьев и учеников.

Цеховой устав определял объём материала, который мастер имел право приобрести для своей мастерской (например, сколько кусков ткани мог закупить портной). В некоторых цехах, производство которых нуждалось в дорогом или редком привозном материале, сырьё закупалось коллективно и поровну распределялось между членами союза. Мастерам запрещалось переманивать друг у друга подмастерьев и переманивать заказчиков.

Цехи (нем. единственное число Zunft, Zeche)

в городах феодального общества организации по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями.

Ц. в странах Западной Европы. Наиболее развитые формы организаций городских ремесленников сложились в странах Западной Европы, где население средневековых городов добилось широких прав самоуправления (см. Город). Завоёванные горожанами права облегчили как объединение ремесленников в Ц., так и развитие уже сложившихся Ц. Появились Ц. во Франции, Германии, Англии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, ещё раньше) и достигли полного развития в 13-14 вв. В это время в большей части городов Западной Европы ремесленники разных специальностей объединились в Ц. (возникли Ц. ткачей, сукноделов, красильщиков сукон, сапожников, кожевников, ремесленников, изготовлявших различные изделия из металла, плотников, пекарей, мясников и т.д.). Образование Ц. было связано с характерной для западноевропейского феодального общества тенденцией к корпоративной обособленности отдельных социальных групп. В Ц. организовывались не только ремесленники, но и др. слои городского населения: розничные торговцы различных специальностей, рыбаки, садовники, врачи, музыканты и т.д.; в особые корпорации, близкие Ц., объединялось и купечество (см. Гильдии).

Полноправными членами Ц. были только ремесленники, самостоятельно ведшие своё хозяйство (мастера). Они были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской, в которой трудились вместе с работниками (подмастерьями) и учениками. Чтобы стать мастером, нужно было не только обладать определёнными материальными ресурсами (чтобы открыть собственную мастерскую), но и пройти стаж ученичества (от 2-3 до 7 и даже более лет) и некоторое время проработать подмастерьем. Объединившиеся в Ц. ремесленники (мастера) обычно добивались права самим решать свои внутренние дела под общим надзором городских властей. Органами управления в Ц. были собрания мастеров и особые должностные лица, выбиравшиеся членами Ц., но нередко назначавшиеся (или утверждавшиеся после их избрания) городскими властями.

Деятельность Ц. определялась в первую очередь производственными интересами городских ремесленников. Ц. вели борьбу (не всегда успешную) за установление т. н. цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. за признание за их членами монопольного права на производство и сбыт данного вида ремесленного изделия в пределах города и его округи. Ц. осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесленных изделий с целью создания благоприятных условий для хозяйственной деятельности членов Ц. и для устранения конкуренции в их среде; в цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, технология производственного процесса, требования к качеству готовых изделий, место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, иногда - количество подмастерьев и станков, которые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Все эти меры были обусловлены главным образом узостью рынка, ограниченным спросом на ремесленные изделия, связанным с преобладанием натурального хозяйства в экономике феодального общества. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное производство открывало определённые возможности для имущественного расслоения. В крупных городских центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесленных изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 вв. Внутри Ц. выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между Ц., объединявшими ремесленников различных специальностей: некоторые Ц. превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других Ц.

Подобно другим средневековым корпорациям, Ц. распространяли своё влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определённых правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками городского ополчения, выступали совместно в религиозных процессиях и т.д. Каждый Ц. имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу.

Ц. принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, Ц. возглавили борьбу против городского Патрициат а и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью городской экономики) захватывали управление городом (Флоренция, Кельн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиболее богатые и влиятельные Ц.

Конкретные формы Ц. - их организация, функции и т.д. - были многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономического и политического строя отдельных стран; они зависели также от экономического характера города (от преобладания в нём промышленности или торговли), от отрасли промышленности, в которой возникла цеховая организация, и т.д. Большие различия существовали в степени самостоятельности Ц. в отношении к городским властям и к государству. В одних случаях Ц. пользовались широкой автономией, в других были поставлены под строгий надзор городских властей или органов государственной власти (в централизованных государствах автономия Ц. была уже, чем в децентрализованных, например во Франции уже, чем в Германии).

На первоначальной стадии развития Ц. играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономическое и правовое положение ремесленников; предписания Ц. о соблюдении определённых правил технологии производства, об ученичестве, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию ремесленной техники и повышению профессионального мастерства ремесленников. Широкое распространение Ц. в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономического подъёма стран Западной Европы в 12-14 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, Ц. становились тормозом на пути экономического развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесленное производство, они препятствовали развитию новых капиталистических форм хозяйства. Ведущая роль в техническом и экономическом развитии перешла к новым формам производства - домашней капиталистической промышленности и мануфактуре. В этот период существенно менялись организация Ц. и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами промышленности мастера стремились сохранить своё положение путём превращения в замкнутое привилегированное сословие и всё более затрудняли вступление подмастерьев в члены Ц., увеличивая размер вступительных взносов, предъявляя строгие требования к изделиям, которые должен был сделать ремесленник при вступлении в цех (т. н. шедевр) и т.д.; происходил процесс «закрытия» или «замыкания» Ц. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Всё это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (франц. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически становились наёмными рабочими, которые имели всё меньше реальных шансов стать мастерами, разбогатевшие цеховые мастера - предпринимателями раннекапиталистического типа. Ц. в значительной степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства и городских властей.

С установлением развитых капиталистических отношений, повлекшим за собой признание принципов свободного капиталистического предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях промышленности, где ещё сохранялось мелкое ремесленное производство. Во Франции Ц. были уничтожены в 1791, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны Ц. отменены рядом законов на протяжении 19 в.

В странах Азии и Северной Африки (таких, как Китай, Япония, Индия, Иран, арабские страны, Османская империя), где экономическое положение городских ремесленников в эпоху средних веков и в начале нового времени было во многом сходно с экономическим положением городских ремесленников феодальной Европы, также существовали особые отраслевые организации ремесленников (см. статьи Дза , Эснаф). Однако они не достигли степени развития западноевропейских Ц., не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран.

Лит.: Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911: Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М. - Л., 1936; её же. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сборнике: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М. - Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы XIII-XV вв., М., 1952; С там С. М., Экономическое и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), [Саратов], 1969. См. также лит. при ст. Ремесло .

Ю. А. Корхов.

Ц. в России. В различных городах Древней Руси в результате специализации ремёсел возникали совместные поселения ремесленников в сотнях посадских (См. Сотни посадские) и Слобода х, строились церкви, носившие имена святых, считавшихся покровителями тех или иных видов ремёсел. Всё это позволяет говорить о зарождении цеховой организации на Руси.

В 1722 Петр I учредил и регламентировал цеховую организацию ремесленников с целью наилучшего удовлетворения государственных потребностей в ремесленных изделиях. В Ц. принимались свободные люди и крепостные, отпускавшиеся на оброк. Для вхождения в Ц. и присвоения звания мастера было необходимо выполнение определённого квалификационного задания. Положение подмастерьев и учеников в России 18 - начала 20 вв. было бесправным. В условиях капитализма цеховая форма организации ремесла способствовала произволу хозяев-мастеров.

В Латвии и Эстонии Ц. возникли в 13-15 вв. после завоевания этих территорий немецкими феодалами. В связи с тем, что городское население было преимущественно немецким, перенёсшим старые цеховые традиции на новую почву, Ц. в Прибалтике повторяли структуру и характер Ц. в Германии.

В Белоруссии, на Украине, в Литве - на территориях, входивших в состав Речи Посполитой, Ц. строились на основе Магдебургского права (См. Магдебургское право), предоставленного городским магистратам. После вхождения в состав Российской империи в конце 18 в. цеховая организация этих территорий претерпевала изменения в сторону сближения с Ц. России.

В Средней Азии и Закавказье Ц. существенно отличались от Ц. Европы: широко применялся труд рабов, автономия Ц. была незначительной вследствие вмешательства феодалов и государства. В сельджукских государствах с 11 в. имелись замкнутые группы ремесленников, организовывавшие обучение, принимавшие учеников, регламентировавшие работу. С 14 в. Ц. заимствовали структуру и ритуал дервишских общин и военно-религиозных братств. Отличительной чертой Ц. был относительно свободный доступ новых членов и сохранение патриархальных отношений.

Цеховая организация на территории СССР прекратила существование после 1917.

Лит.: Полное собрание законов Российской империи, т. 6 (№ 3708), т. 7 (№ 4624), СПБ, 1830; Лешков В. Н., Очерк древних русских законов о ремесленной и заводской промышленности, «Москвитянин», 1852, № 23; Тихомиров М. Н., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 3 изд., т. 1, М., 1952; Рыбаков Б. А., Ремесло древней Руси, М., 1948; Пажитнов К. А., Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма, М., 1952; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., 1959.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Цехи" в других словарях:

    Цехин … Русское словесное ударение

    В средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города во Франции, Англии, Германии в 11 12 вв. (в… … Исторический словарь

    - (нем. Zeche) объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами Ц. монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в XIII XIV вв.… … Юридический словарь

    Большой Энциклопедический словарь

    Организованные общества ремесленников, занимающихся одним и тем же мастерством. В число их привилегий входит разрешение заниматься ремеслом только тем лицам, которые изучили его у цехового мастера и сами получили это звание, для чего сначала надо … Словарь иностранных слов русского языка

    Объединения городских ремесленников (одной или родственной специальностей) для защиты от посягательств феодалов и обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Западной Европе в… … Энциклопедия культурологии

    Объединения городских ремесленников (одной или родственных специальностей) для обеспечения за членами цехов монополии на производство и сбыт ремесленных изделий. Наибольшее развитие получили в Зап. Европе в 13 14 вв. Полноправными членами цехов… … Политология. Словарь.

    ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche объединение), в широком смысле различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии… … Энциклопедия Кольера

    Цеховые дома на Гран плас в Антверпене. XV в. Цех (через польск. сесh из средневерхненемецкого zёсh, zёсhе «объединение лиц одного сословия», совр. нем. Zunft) торгово ремесленная корпорация, объединявшая мастеров одной или нескольких схожих… … Википедия

    цехи - в средневековом обществе объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными производителями. Возникли цехи на раннем этапе формирования средневекового города во Франции, Англии, Германии в XI XII вв. (,); … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц.… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Флорентийское общество во второй половине XIII-XIV в. Гранды и пополаны, "добрые" купцы и рыцари , Краснова Ирина Александровна , В книге исследуется процесс трансформации социальных отношений в коммунальном обществе Флоренции XIII-XIV вв. и выделяется особый его аспект - урбанизация древних родов феодальной знати,… Категория:

объединения одной или нескольких родственных специальностей для защиты своих интересов и обеспечения за членами цеха монополии на сбыт и производство ремесленных изделий. В России цеховое устройство было введено в 1722 г. и отменено в 1917 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЦЕХИ

объединения по профессиям ремесленников, являвшихся мелкими экономически самостоятельными произ- водителями, в городах феод. общества. В ист. науке длит. время термин Ц. употреблялся только применительно к истории Зап. и Центр. Европы, где Ц. достигли наибольшего развития, а также к истории Польско-Литовского гос-ва и послепетровской России (см. ниже - Ц. в России). Однако в совр. ист. науке (особенно в советской) термин "Ц." нередко распространяют на орг-ции гор. ремесленников всех феод. стран (включая страны Азии и Сев. Африки). Цехи в странах Зап. Европы (нем. Zunft, Amt, Gilde, Handwerk, Zeche, Einung; франц. corps de metier, corporation; англ. Guild, Craftguild; итал. arte, corporazione) возникли на раннем этапе формирования ср.-век. города - во Франции, Англии, Германии в 11-12 вв. (в Италии, возможно, еще раньше); полного развития в большинстве стран Зап. Европы они достигли в 13-14 вв. В это время в большей части городов (но не во всех) ремесленники основных специальностей объединились в Ц. (Ц. кузнецов, оружейников, ткачей, сукновалов, пекарей, мясников, плотников, кожевников и т. д.); при этом членство в Ц. не распространялось автоматически на всех лиц данной специальности, а приобреталось в индивидуальном порядке. В Ц. существовала определенная социальная иерархия: мастер, подмастерье, ученик. Мастера самостоятельно вели свое х-во - работали в своей мастерской, были собственниками орудий труда, сырья и произведенных товаров; только мастера были полноправными членами Ц. Работники, к-рых нанимал мастер (подмастерья), и ученики не были полноправными членами Ц. Чтобы стать мастером, нужно было отбыть определенный срок ученичества (в разных городах и Ц. колебавшийся от 2-3 до 7 и более лет) и нек-рое время проработать подмастерьем. Подмастерья находились в зависимости от мастеров и эксплуатировались ими. Возникновение Ц., обусловленное общностью интересов ремесленников как мелких производителей, было выражением свойственной всей обществ. структуре феод. общества (и особенно отчетливо выраженной в зап.-европ. варианте феодализма) корпоративности. Завоеванные жителями зап.-европ. города вольности и права самоуправления облегчали как объединение ремесленников в Ц., так и их деятельность. Осн. функции Ц.- экономические. В большинстве случаев Ц. вели борьбу за установление т. н. цехового принуждения (нем. Zunftzwang), т. е. признания за их членами монопольного права на произ-во и сбыт данного вида ремесл. изделий в пределах города или его округи, что было вызвано в осн. узостью рынка, характерной для экономики феод. общества, ограниченностью спроса на ремесл. изделия. Ц. осуществляли также регламентацию производства и сбыта ремесл. изделий с целью создания более благоприятных условий для хоз. деятельности членов Ц. и для устранения конкуренции в их среде. В цеховых уставах определялись время и условия работы мастеров и подмастерьев, качество сырья, из к-рого должны были изготовляться ремесл. изделия, технология производств. процесса, качество, объем готовых изделий (напр., ширина, плотность, окраска, отделка шерстяных тканей), место и условия закупки сырья и сбыта готовых товаров, сроки и условия ученичества, количество подмастерьев и станков, к-рые мог иметь в своей мастерской каждый мастер, и др. Ц. стремились защитить ремесленников от эксплуатации со стороны сеньоров, купцов, ростовщиков. Несмотря на уравнительные тенденции цеховой регламентации, мелкое товарное произ-во открывало определенные возможности для имуществ. расслоения. В крупных гор. центрах, особенно в отраслях, связанных с производством большого количества ремесл. изделий на экспорт (Флоренция, Гент, Брюгге), это расслоение достигло значительных размеров уже в 13-14 вв. Внутри Ц. выделялись более и менее зажиточные мастера. Происходило расслоение и между Ц., объединявшими ремесленников различных специальностей: нек-рые Ц. превращались фактически в организации предпринимателей, раздававших работу ремесленникам из других Ц. (особенно яркий пример - Ц. Лана и Калимала во Флоренции). Подобно другим ср.-век. корпорациям, Ц. распространяли свое влияние на все стороны жизни их членов: наблюдали за соблюдением ремесленниками определенных правил поведения, организовывали взаимопомощь и совместные празднества, являлись ячейками гор. ополчения, имели своих "святых" покровителей и выступали совместно в религ. процессиях и т. д. Каждый Ц. имел свою эмблему с изображением орудий труда, цеховую печать, кассу. Ц. обычно добивались права самим решать свои внутр. дела под общим надзором гор. властей (иногда имели и свой суд). Органами управления в Ц. были собрания полноправных членов Ц., существовали выборные должностные лица - старшины и присяжные. Нередко старшины назначались сеньором города или др. гор. властями, однако и в этих случаях члены Ц. активно участвовали в управлении Ц.- собирались на общие собрания, утверждали цеховые уставы и др. Ц. принадлежала видная роль в социальной борьбе внутри города. Защищая интересы широких слоев ремесленников, Ц. возглавили борьбу против гор. патрициата и в ряде городов (обычно там, где существовало высокоразвитое ремесло, являвшееся преобладающей отраслью гор. экономики), свергнув власть патрициата, захватывали в свои руки управление городом (Флоренция, Кельн, Гент и др.). Однако плодами победы обычно пользовались лишь наиб. богатые и влият. Ц. Конкретные формы Ц.- их орг-ция, функции и т. д.- были чрезвычайно многообразны и изменялись в соответствии с особенностями социально-экономич. и политич. строя отдельных стран; они зависели также от экономич. характера города (от преобладания в нем пром-сти или торговли), от отрасли пром-сти, в к-рой возникла цех. орг-ция, и т. д. Существовали Ц., не имевшие подмастерьев (напр., в Италии), не требовавшие ученичества (напр., нек-рые брюссельские Ц.). Большие различия между Ц. существовали в степени их самостоятельности в отношении к гор. властям и к гос-ву. В одних случаях Ц. пользовались широкой автономией и управлялись выборными лицами, в др. были поставлены под строгий надзор гос. органов или гор. властей (как правило, в централизованных гос-вах автономия Ц. была уже, чем в децентрализованных,- напр., во Франции уже, чем в Германии). Имелись существенные различия в распространенности Ц. в различных странах или даже в различных р-нах и городах (напр., в Сев. Франции цеховое ремесло было более распространено и Ц. достигли большего развития, чем в Южной). Ц. на первоначальной стадии развития играли прогрессивную роль. Они укрепляли экономич. и правовое положение ремесленников; предписания Ц. о соблюдении определенных правил технологии произ-ва, об обучении учеников, о требованиях, предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали развитию техники и повышению проф. мастерства ремесленников. Существование и широкое распространение Ц. в их наиболее развитых формах было одним из главных условий быстрого экономич. подъема стран Зап. Европы в 12-15 вв. Однако в 16-18 вв., в условиях генезиса капитализма, Ц. становятся тормозом на пути экономич. развития: поддерживая и охраняя мелкое ремесл. производство, они препятствовали развитию новых капиталистич. форм хозяйства. Ведущая роль в технич. и экономич. развитии перешла к новым формам произ-ва - домашней капиталистич. промышленности и мануфактуре. В этот период происходил упадок и разложение цеховой системы. Существенно менялись организация Ц. и их функции. Резче обозначилась социальная грань между мастерами и подмастерьями. В условиях конкуренции с более передовыми формами пром-сти цеховые мастера стремились сохранить свое положение путем превращения в замкнутое привилегированное сословие и все более затрудняли вступление подмастерьев в члены Ц., требуя от них уплаты больших вступит. взносов, выполнения особых сложных работ (т. н. шедевр) и т. д.,- происходил процесс "закрытия" или "замыкания" Ц. Усилилась эксплуатация подмастерьев. Все это привело к обострению борьбы мастеров и подмастерьев, к превращению союзов подмастерьев в организации борьбы против мастеров (см. Компаньонажи). Подмастерья и ученики фактически превращались в наемных рабочих, имевших очень проблематичные шансы когда-либо возвыситься до положения мастера. Ц. в значит. степени утратили права самоуправления и подвергались постоянному и мелочному контролю и фискальной эксплуатации со стороны государства. С установлением развитых капиталистич. отношений, повлекшим за собой признание принципа свободного капиталистич. предпринимательства и конкуренции, цеховая система разрушалась даже в тех отраслях пром-сти, где еще сохранялось мелкое ремесл. произ-во. Во Франции Ц. были уничтожены в 1791, во время Великой французской революции, в Германии все ограничения свободы ремесл. деятельности со стороны Ц. были отменены рядом законов на протяжении 19 в. (окончательно в 1868). Истории зап.-европ. Ц. посвящена огромная литература. В 19 - первых десятилетиях 20 вв. большое место в ней заняла проблема происхождения Ц. Сходясь в признании того, что образование Ц. было связано с развитием ср.-век. города и гор. ремесла, историки расходились во мнениях о том, какие правовые институты и организации послужили отправной точкой развития Ц., в связи с чем сложились различные теории их происхождения: из рим. коллегий, из объединений вотчинных ремесленников (разновидность вотчинной теории - К. В. Нич, Р. Эберштадт и др.), теория организации Ц. гор. властями с целью контроля над ремеслом (Ф. Койтген), теория самостоят. образования Ц. в результате свободного объединения ремесленников под влиянием новых потребностей гор. жизни (Г. Белов и др.) (последняя теория получила в совр. ист. науке широкое признание). Мн. историки и экономисты 19 в. (напр., К. Шенберг) идеализировали Ц. первого периода их развития (до 16 в.), считая, что в это время им были чужды такие явления, как резкое имуществ. расслоение в среде мастеров, жестокая эксплуатация подмастерьев, дух грубой исключительности, проявившийся в стремлении затруднить прием новых членов в Ц., и т. д.; по их мнению, все эти явления обнаруживаются лишь на следующей стадии развития цех. строя, знаменующей его упадок (в 16-18 вв.). Историки другого направления, в настоящее время преобладающего, указывают, что в более мягкой форме эти явления (в частности, стремление затруднить прием новых членов, требование выполнения шедевра, вступительные взносы и др.) были свойственны Ц. уже в 13-15 вв., что эгалитарные тенденции цеховых статутов этого времени лишь частично отражали реальную ист. действительность. Организация городских ремес- ленников в странах Азии и Северной Африки. Экономич. положение гор. ремесленников Китая, Японии, Индии, гос-в Средней Азии, Ирана, арабских стран, Османской империи и т. д., в эпоху средних веков и в начале нового времени во многом было схоже с экономич. положением гор. ремесленников феод. Европы: в большинстве случаев они также являлись экономически самостоятельными мелкими производителями, работали на ограниченный рынок, жили в условиях социальной действительности, порождавшей корпоративную обособленность отд. социальных групп, и т. д. Результатом было возникновение в этих странах особых отраслевых организаций гор. ремесленников. Однако они не достигли той степени развития, что зап.-европ. Ц., не обладали такими правами самоуправления, как последние, и играли значительно меньшую роль в истории своих стран. Об организациях гор. ремесленников стран Азии и Сев. Африки см. в статьях Дза, Эснаф, Хан. Лит.: Маркс К., Капитал, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, 25 (ч. 1-2) (см. предм. указатель); Кулишер И. M., История экономич. быта Зап. Европы, М.-Л., 1931; Грацианский Н. П., Парижские ремесленные цехи в XIII-XIV столетиях, Казань, 1911; Стоклицкая-Терешкович В. В., Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV веках, М.-Л., 1936; ее же, Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси, в сб.: Средние века, в. 3, М., 1951; Рутенбург В. И., Очерк из истории раннего капитализма в Италии..., М.-Л., 1951; Полянский Ф. Я., Очерки социально-экономич. политики цехов в городах Зап. Европы XIII-XV вв., М., 1952; Стам С. М., Экономич. и социальное развитие раннего города (Тулуза XI-XIII вв.), Саратов, 1969; Сванидзе A. A., Ремесло и ремесленники средневековой Швеции, М., 1967; Below G. Von, Die Motive der Zunfbildung im deutschen Mittelalter, "HZ", 1912; Lipson E., The economic history of England, v. 1, 8 ed., L., 1945; Valsecchi F., Comune e corporazion? nel medio evo italiano, Milano, 1949; Pirenne H., Les villes et les institutions urbaines. 2 ?d., t. 1-2, P., 1939; Coornaert E., Les corporations en France avant 1789, P., 1941; Martin Saint L?on E., Histoire des corporations de m?tiers. Depuis leurs origines Jusqu´б leur suppression en 1791, 4 ?d., P., 1941; Wernet W., Kurzgefa?te Geschichte des Handwerks in Deutschland, 5 Aufl., В., 1969; The Cambridge economic history of Europe, v. 2-3, Camb., 1952-63 (библ.). Ю. А. Корхов. Москва. Цехи в России. Вопрос о наличии цеховой организации ремесленников в ср.-век. Руси является спорным. Еще в 1852 В. Н. Лешков выдвинул мнение о существовании ремесл. корпораций на Руси, однако оно не получило тогда поддержки в лит-ре. В сов. лит-ре тезис о корпоративном характере гор. ремесла в древней и ср.-век. Руси был выдвинут M. H. Тихомировым и Б. А. Рыбаковым, к-рые указали на специализацию ремесленников, их совместные поселения в слободах и сотнях, специализацию торговли в рядах по видам изделий, наличие патрональных церквей, корпоративных пиров-братчин и нек-рых др. косвенных признаков, свидетельствующих о наличии каких-то организаций у ремесленников в городах Киевской Руси, Новгороде и Пскове в 14-15 вв. Хотя "прямых указаний источников на существование в рус. городах... ремесленных корпораций с оформленными уставами в нашем распоряжении нет", но "общая обстановка развития городского ремесла (степень дифференциации, техническая оснащенность, участие ремесленников в городском самоуправлении, ожесточенная классовая борьба) позволяет сопоставлять наиболее крупные русские города XIV-XV вв. с городами Западной Европы, для которых на этом этапе характерно развитие ремесленных корпораций" (Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, 1948, с. 775-76). В. В. Стоклицкая-Терешкович отмечала, что "неправильно представлять себе цеховую организацию всех стран, городов и отраслей промышленности по типу немецкой цеховой организации, наиболее исследованной и известной... Огромное значение имеет... характер государственной власти и структуры, в особенности степень государственной централизации. В централизованных государствах автономия цеха, как общее правило, уже, чем в децентрализованных" ("Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси", см. сб. "Средние века", в. 3, 1951, с. 102). А. М. Сахаров, изучавший сев.-вост. рус. города 14-15 вв., пришел к выводу, что "... какие-то элементы цеховой организации должны были иметь место всюду, где господствовал феодализм. Поэтому возможно предположить наличие этих элементов и в русских городах", но вместе с тем "...в России XIV-XV вв. в конкретно-исторической обстановке напряженной борьбы с татаро-монгольскими захватчиками и непрерывного усиления централизующейся великокняжеской власти, не создались условия для существования цехов в их развитых и законченных формах" ("Города Северо-Восточной Руси XIV-XV веков", 1959, с. 143). С образованием единого Российского государства на протяжении 16-17 вв. происходило усиление господства феод. гос-ва над городом и длительное время сохранялся значит. удельный вес феод. владений. В этих условиях корпоративные организации ремесленников в виде слобод и сотен имели крайне ограниченную сферу своего развития; градации мастерства в среде дворцовых ремесленников были установлены гос. властью, а их привилегированное положение искусственно отделяло их от массы гор. ремесленников. Элементы цехового устройства ремесла в ср.-век. Рус. гос-ве были жестоко регламентированы гос. властью и подчинены интересам феод. гос-ва. Дух крепостнич. отношений глубоко проникал в гор. жизнь, в т. ч. повлиял на организацию гор. ремесла. Сравнения нек-рых иностр. путешественников рус. ремесленных объединений с Ц. основаны на чисто внешнем сходстве нек-рых элементов ремесл. организаций и не отражают действительного характера этих объединений (П. И. Лященко). В 1722 Петр I учредил цеховое устройство ремесла в России в целях более полного использования цеховых организаций для удовлетворения казенных потребностей в качестве обязательной повинности. В Ц. принимались свободные люди, а также крепостные, отпускавшиеся владельцами на заработки. Срок ученичества был установлен в 7 лет, нахождения в звании подмастерья - не менее двух лет. Как вхождение в цех, так и присвоение звания мастера требовали выполнения определенного квалификационного задания. В 1785 было предписано создание "подмастерских управ", в к-рые избирались выборные подмастерьями лица для участия в решении дел, касавшихся подмастерьев, но практически это никакого значения не имело. Положение подмастерьев и учеников в крепостнич. и капиталистич. России было бесправным. В условиях капитализма цеховая форма организации ремесла открывала простор для произвола хозяев-мастеров и ничем не ограниченной эксплуатации подмастерьев и учеников. Цеховая орг-ция была упразднена с победой Вел. Окт. социалистич. революции. Лит.: Пешков В. Н., Очерк древних русских законов о ремесленной и заводской промышленности, "Москвитянин", 1852, No 23; Тихомиров M. H., Древнерусские города, 2 изд., М., 1956; Лященко П. И., История народного хозяйства СССР, 3 изд., т. 1, М., 1952; Рыбаков Б. A., Ремесло древней Руси, М., 1948; Пажитнов К. A., Проблема ремесленных цехов в законодательстве русского абсолютизма, М., 1952; Сахаров А. М., Города Северо-Восточной Руси XIV-XV вв., М., 1959; ПСЗ, т. 6 (No 3708), т. 7 (No 4624), СПБ, 1830. А. М. Сахаров. Москва.

Содержание статьи

ГИЛЬДИИ И ЦЕХИ (нем. Gilde, средневерхненем. Zeche – объединение), в широком смысле – различного типа корпорации и ассоциации (купеческие, профессиональные, общественные, религиозные), созданные с целью защиты интересов своих членов. Гильдии существовали уже в ранний период истории Месопотамии и Египта . В Китае гильдии долгое время господствовали в экономической жизни. Корпорации торговцев и ремесленников, занятых одним видом деятельности, были широко распространены в Древней Греции , а также в эллинистических империях, существовавших в юго-западной Азии и Египте. В эпоху Римской империи объединения, известные как collegia, распространились по всему Средиземноморью. Гильдии охватывали все ремесла, самые мощные объединяли корабельщиков и паромщиков в приморских городах. В эпоху поздней Римской империи гильдии сделались объектом государственной регламентации. Членство в них стало принудительным, поскольку закон требовал, чтобы сыновья продолжали дело отцов. В античную эпоху все гильдии преследовали как социальные, так и экономические цели. Они функционировали как органы помощи нуждающимся и похоронные общества. Имелись особые посвятительные церемонии и иные обряды религиозного характера.

После падения Западной Римской империи система collegia, находящихся под государственным надзором, сохранялась в Византийской империи . Выдвигалось предположение (впрочем, весьма спорное), что некоторые римские collegia продолжали существовать в ряде итальянских городов на протяжении всего Средневековья. Вопрос о происхождении купеческих гильдий, появившихся в 11 в., как и относящихся к более позднему времени ремесленных цехов по-прежнему остается предметом научных дискуссий. Различные историки усматривали их корни то в римских collegia, то в таких раннегерманских институтах, как правоохранительные «гильдии благочиния» или питейные сообщества, то в «экономическом микрокосме манора» или в возникавших в приходах благотворительных обществах.

Социальные и религиозные функции.

В деятельности купеческих гильдий и ремесленных цехов большую роль играли общественные и религиозные мотивы, хотя на первом плане всегда оставались экономические интересы. Даже в том случае, когда гильдия вырастала не из религиозного братства, с течением времени она принимала такие функции, или же ее члены образовывали ассоциированное общество или братство с этой целью. Из взносов членов гильдии создавался общий денежный фонд, средства от которого шли на помощь больным и нуждающимся, вдовам и сиротам, а также на устройство пристойного погребения членов. Нередко в честь святого покровителя данного ремесла устраивались пышные и продуманные до мелочей религиозные церемонии. Братья наставлялись жить в любви и взаимопомощи, а доброе имя объединения поддерживалось строгими правилами и мерами наказания для нарушителей. Цехи играли важную роль в общегородских празднествах, их члены участвовали в шествиях по улицам в традиционных костюмах, предназначавшихся для торжественных поводов. Многие гильдии отвечали за постановку мистерий (например, на праздник Тела Христова), в которых воспроизводились библейские сюжеты или сцены из человеческой истории – от творения до Страшного суда.

Купеческие гильдии.

В Северной Европе купеческие гильдии сложились на полвека раньше ремесленных цехов. Своим возникновением они обязаны оживлению торговли и росту городов в 11 в. С целью самозащиты и в общих коммерческих интересах купцы объединялись на торговых путях в караваны. Такого рода союзы, поначалу создававшиеся на время, постепенно приобретали характер постоянно действующих – либо в городах, куда караваны направлялись, либо по возвращении в родной город. К 12 в. купеческие гильдии фактически полностью монополизировали торговлю в городах, что в первую очередь характерно для Италии, Франции и Фландрии.

Члены гильдий и городские власти.

Поначалу членство в купеческих гильдиях было добровольным, но со временем независимые торговцы оказались не в состоянии конкурировать с гильдиями, и возникшая в итоге монополия получала признание со стороны феодальных вельмож и королей, а также других городов. Поскольку в гильдию теперь входили все богатые купцы, она была в состоянии оказывать значительное влияние на городское управление. Купеческая гильдия была в первую очередь коммерческой организацией, которая располагала квази-юридическими правами в отношении своих членов, а также имела характерные общественные и религиозные функции.

Союзы купеческих гильдий.

Иногда с целью установления контроля над общим для них внешним рынком купеческие гильдии объединялись в широкие союзы, получившие в Северной Европе название «ганза» (от нем. Hanse – союз, товарищество). К такому типу объединений относилась лига городов Фландрии, занятая главным образом закупкой шерсти в Англии. Еще большее влияние приобрел знаменитый Ганзейский союз (или Ганза), объединивший северонемецкие города в 14–16 вв. Он держал в своих руках всю торговлю на Балтийском и Северном морях и располагал монопольными привилегиями в других местах. Могущественные итальянские купеческие гильдии (в частности, венецианские), занимавшиеся внешнеторговыми операциями, напоминали торговые компании, возникшие в более позднее время в Англии и Северной Европе. Грузоперевозки строго регламентировались государством, а непосредственно торговлей занимались члены гильдии.

Если оставить вне поля зрения крупные города, вовлеченные в обширную внешнюю торговлю зерном, шерстью и другими товарами, где рано зародились капиталистические отношения, большинство городов Северной Европы имели незначительные размеры и были ориентированы лишь на внутренний рынок. Жители окрестных сел и деревень привозили в город сельскохозяйственные продукты и сырье на продажу, платили пошлину за место на рынке, а на вырученные деньги закупали продукты городского производства. Купцам из других городов местные власти разрешали продавать оптом лишь то, в чем нуждался город, а также покупать и экспортировать излишки городской продукции. За это купцы были обязаны платить пошлины, если не имели соответствующих льгот, выданных им родными городами.

Правила торговли.

Важно было исключить конкуренцию между собственными членами и не позволить более способным и энергичным купцам вытеснить с рынка более слабых торговцев. Поэтому принимались очень строгие меры против снижения цен и всякого рода нечестных методов конкуренции вроде скупки или придержания товаров, монополизации товара, перепродажи по более высоким ценам и др. Впрочем, несмотря на штрафы и прочие наказания вплоть до тюремного заключения, гильдии так и не смогли искоренить эти запрещенные приемы обогащения. Тогда было введено правило, что все, кто входит в гильдию, должны получать долю от любой сделки, заключенной членом гильдии. В некоторых городах это распространялось только на тех членов гильдии, которые находились в городе в момент заключения сделки. Регулируя цены и обеспечивая за всеми членами приблизительное равенство возможностей, гильдии препятствовали появлению класса посредников.

Ремесленные цехи.

Поначалу ремесленники допускались в купеческие гильдии, хотя и располагались в социальной иерархии ниже купцов. Гильдии небольших городов вполне удовлетворяли интересы и тех и других, тем более что между купцом и ремесленником не было четких границ. Но в крупных городах развитие торговли и промышленности привело к увеличению числа рабочих и к специализации ремесленников, которые стали объединяться по ремеслам и создавать собственные корпорации по типу купеческих, получившие название цехов. Процесс образования цехов облегчался тем, что люди, занятые одним родом деятельности, имели обыкновение селиться в одном городском квартале или на одной улице, где они держали мастерские и тут же продавали свои изделия.

Происхождение цехов.

Истоки цехов можно обнаружить в религиозных братствах, возникавших в Северной Европе с конца 11 в. Такие братства формировались из прихожан одной церкви для исполнения похоронных обрядов и празднования дня местного святого-покровителя. Вполне естественно, что при встречах члены братства обсуждали и вопросы коммерческого характера, а отсюда легко могла возникнуть ассоциация, основной функцией которой было осуществление надзора над производством продукции в данной отрасли.

Специализация и права.

Купеческие гильдии, которые, как правило, стояли во главе городского управления, обычно были заинтересованы в самоуправлении цехов. Вместе с тем купцы стремились сохранить свою власть над ремесленниками. Однако со временем цехи приобретали самостоятельность. Король или иной правитель мог предоставить тому или иному цеху монопольные привилегии. Такого рода привилегиями пользовались практически все цехи. К 13 в. они сложились во всех городах Северной Европы и Англии, достигнув в течение последующих двух веков пика своего развития. По мере специализации производства от старых цехов отпочковывались новые. Так, например, в текстильной промышленности возникли цехи чесальщиков, сукновалов, красильщиков, прядильщиков и ткачей.

Отношения с городскими властями.

В некоторых странах, особенно в Германии, муниципальные власти сохраняли за собой право регулировать деятельность цехов и назначать их руководителей. В других странах, прежде всего во Франции и в Нидерландах, где города начали развиваться раньше и достигли большей зрелости, цехи всячески добивались полной независимости; они даже старались присоединиться к купеческим гильдиям, чтобы контролировать городское управление. Во многих городах такие права были им предоставлены, а некоторые города, как, например, Льеж и Гент, оказались всецело во власти цехов. Однако ожесточенное соперничество цехов привело к анархии, которая продлилась в Генте до 1540, а в Льеже прекратилась полтора века спустя (в 1684), когда усилиями местного епископа цехи были лишены всякого политического влияния.

Задачи цехов.

Целью цехов было обеспечение монополии в области производства и сбыта продукции. Но монополия была возможна лишь до тех пор, пока продукция предназначалась для местного рынка, и все обстояло гораздо сложнее, когда дело касалось других городов либо ремесленников данного города, не состоявших в цехе. В интересах собственных членов и потребителей цехам было необходимо осуществлять контроль над ценами, заработками, условиями труда и качеством продукции. С этой целью цехи запрещали ночную работу, поскольку плохая освещенность и отсутствие должного надзора могли привести к халатной или недобросовестной работе, а также потому, что внеурочный труд давал преимущество одним цехам перед другими. Цеховики были обязаны работать в помещениях, выходящих на улицу, у всех на виду; трудиться по воскресеньям и в праздники было запрещено.

Регламентация.

Процесс производства, от первичной обработки сырья до получения конечного продукта, был строго регламентирован: все детали оговаривались, на все устанавливались стандарты, ограничен был и объем выпуска продукции. В целях соблюдения равенства и единообразия запрещались любого рода новшества (кроме тех, которые пошли бы на пользу всем членам) – касались ли они инструментов, сырья или технологии. Всякий имел возможность подняться до определенного уровня благосостояния, но не выше того. Такая установка отвечала средневековой концепции общественного устройства, согласно которой каждый должен был удовлетворяться своим положением в социальной иерархии. Эта установка поддерживалась также понятием «справедливой цены» и религиозными догматами. Огромные усилия предпринимались для того, чтобы сохранить в неприкосновенности эту сложившуюся жесткую экономическую структуру. Всякого нарушившего правила ожидало строгое наказание – штраф, тюремное заключение и даже запрет на занятие ремеслом. Само по себе обилие разного рода правил и ограничений свидетельствует о том, к каким хитроумным приемам прибегали некоторые ремесленники, чтобы выйти за рамки регламента.

Состав цехов.

В цехи входили мастера, владевшие мастерскими и торговыми лавками, подмастерья (наемные рабочие) и ученики. В делах гильдии подмастерья имели ограниченное право голоса, ученики вообще не имели права голоса. В период расцвета цехов мастера придавали большое значение воспитанию смены, поэтому способный и трудолюбивый ученик мог рассчитывать на то, чтобы со временем стать мастером.

Обучение.

Любой желающий мог поступить в ученики, чтобы овладеть определенным ремеслом. Но по установившимся правилам в цех принимали только того, кто прошел этап ученичества. Даже сын мастера, имевший право унаследовать дело своего отца, был обязан пройти через этап ученичества, обучаясь ремеслу у своего отца либо другого мастера. Позже сын мастера стал пользоваться преимуществом при вступлении в цех. Ученик жил и работал вместе с мастером на условиях контракта, подписанного родителями или опекунами мальчика. Обычно ученик обязывался быть трудолюбивым и преданным, беспрекословно подчиняться мастеру, хранить его добро и секреты ремесла и во всем соблюдать его интересы. Он также обещал не жениться, пока не окончит обучения, не становиться завсегдатаем таверн и прочих увеселительных заведений и не совершать неблаговидных поступков, способных бросить тень на репутацию мастера. Со своей стороны мастер обязывался обучить мальчика ремеслу, предоставляя ему пропитание, жилище, одежду и карманные деньги, а также осуществлять руководство его нравственностью, прибегая в случае необходимости к наказаниям. Иногда родители ученика платили мастеру за эти услуги. Если случалось, что подросток ударялся в бега, его возвращали в мастерскую и строго наказывали. С другой стороны, сам мастер подлежал наказанию за злоупотребление властью или пренебрежение своими обязанностями.

Требования к ученику.

Как цехи, так и городские власти были заинтересованы в том, чтобы ученики, которые нередко отличались буйством и иными пороками, со временем стали мастерами и добропорядочными обывателями, и поэтому совместно устанавливали правила приема в ученики. Внимание при этом обращалось на факторы различного рода – моральный облик, возраст, срок обучения, количество учеников у одного мастера и т.д. Обычно учениками становились юноши в возрасте от 14 до 19 лет, а срок обучения сильно разнился от места к месту и от эпохи к эпохе. В Англии и в некоторых других странах юноша обычно поступал в ученики на 7 лет. Позже цехи стали намеренно затягивать сроки обучения, чтобы ограничить количество претендентов на место мастера. По тем же причинам мастерам запрещалось держать одновременно больше определенного числа учеников. Делалось это также и для того, чтобы за счет дешевого труда подростков одни мастера не получили преимущества перед другими.

Прием кандидатов.

Достойный кандидат не встречал особых препятствий при вступлении в цех. Таковым считался ремесленник в возрасте 23–24 лет, прошедший полный курс обучения, готовый открыть свою мастерскую и отчислять взносы в казну цеха. Позже от претендента требовалось создать нечто выдающееся (т.н. «шедевр», франц. «произведение мастера»). Если претендент проходил обучение в другом городе, он должен был найти себе поручителей в том цехе, куда собирался вступить. Подмастерье, женившийся на дочери своего наставника, часто становился полноправным партнером своего тестя, а иногда с его помощью заводил собственное дело. Не имея таких преимуществ, подмастерье, чтобы скопить капитал, необходимый для обзаведения собственной мастерской, должен был работать по найму, скитаясь по городам и весям в поисках лучшего заработка. По мере развития производства требовался все больший начальный капитал, и этап подмастерья стал неизбежным, а со временем и обязательным. В Англии, чтобы стать мастером, было необходимо 2–3 года отработать подмастерьем.

Подмастерья.

С 14 в. цехи стали избегать переизбытка конкурирующих мастеров на ограниченном рынке. А поскольку и подмастерья не были в состоянии откладывать из своего нищенского жалованья сколько-нибудь значительную сумму, многие из них так никогда и не переходили в разряд мастеров. В то же время самые предприимчивые мастера начали обходиться без длительного взращивания учеников, предпочитая нанимать подмастерьев, которым поручались особые операции, не требовавшие усиленной подготовки. В результате возник класс постоянных наемных работников и одновременно с ним – наследственная промышленная аристократия, основанная на владении имуществом, возникшим вследствие вложения в производство значительных капиталов. У последней обнаруживается немало сходства с наследственной аристократией, уже возникшей в среде старинных купеческих гильдий. Этот слой ремесленников-капиталистов поначалу заявил о себе в экспортных отраслях, а затем, по мере развития торговли, выделился во всех сферах производства.

Союзы подмастерьев.

Исключение подмастерьев из числа полноправных членов, утрата ими какого бы то ни было влияния на дела цехов привели к тому, что с 14 в. они стали создавать собственные независимые объединения. Особенно активно этот процесс происходил в континентальной Европе, где объединения подмастерьев приобрели даже большее значение, чем «союзы йоменов» в Англии. Формы организации рабочих были различными, но все эти объединения боролись за увеличение жалованья и ограничение эксплуатации, все противостояли развивающейся капиталистической экономике. Многие союзы выработали изощренную систему тайных обрядов, родственную практиковавшимся у вольных каменщиков, что иногда навлекало на них гонения церкви. Союзы подмастерьев прибегали к различным формам борьбы – устраивали забастовки, уличные беспорядки и локауты. В частности, они протестовали против найма иностранцев и работников, не прошедших обучения. В ответ мастера, используя свое влияние на городские власти, официально запрещали союзы подмастерьев и развязывали преследования. Так обстояло во многих городах Фландрии и Италии. Власти пытались воспрепятствовать тому, чтобы подмастерья, находящиеся на постоянной работе, брали работу на стороне, открывали собственные мастерские и держали учеников. Особенно часто трения возникали в тех отраслях, где было занято много наемных рабочих. На каком-то этапе рабочие могли одержать верх, но чаще побеждали противостоящие им силы – союз работодателей, членов цехов и городских властей, которые располагали политической и экономической властью.

Упадок цеховой системы.

В период позднего Средневековья цеха делались все более замкнутыми, членство в некоторых становилось наследственным, они цепко держались за свои привилегии, хотя рост капиталистического производства в других городах уже снизил их значение. Они сохраняли жизнеспособность лишь в масштабах местного рынка, причем лишь там, где пользовались поддержкой властей.

Развитие капиталистического производства.

К началу 16 в. система цехов уже не соответствовала нуждам капиталистического производства, ориентированного на широкий рынок. В преимущественном положении оказались те цехи, которые из ввезенного сырья производили продукцию на экспорт. Они взяли под контроль местных мелких производителей. Так, например, в производстве текстиля во Флоренции и Фландрии капиталисты поставляли ремесленникам шерсть или пряжу, а затем скупали у них произведенные ткани. Мелкие производители, не имевшие доступа к источникам сырья и рынкам сбыта, были низведены фактически до положения наемных рабочих, трудившихся на богатых купцов.

Борьба цехов.

Во второй половине 14 в. по многим областям Европы прокатилась волна городских революций. Во Флоренции низшие цехи производителей, которых в тот момент поддержали массы неорганизованных рабочих, подняли восстание против купеческих гильдий, обладавших властью в городе. В ряде случае эти восстания привели к власти тиранов (в античном значении этого слова), бравших на себя роль поборников народного дела, вроде флорентийских Медичи . Во фламандских городах восстания горожан 1323–1328 привели к власти графов Фландрии, а в конечном итоге – французского короля.

Переход к надомной работе.

Система ограничений и непрекращающиеся конфликты с производителями заставили капиталистов искать новые способы для того, чтобы освободиться от этой зависимости. В конце 15 в. фламандские торговцы текстилем перестали закупать пряжу и ткань в то и дело сотрясаемых беспорядками городах и обратили свои взоры к маленьким городкам и селам, где не слыхали о цехах, а затраты были ниже. Получив сырье и самопрялку, крестьяне и их семьи работали на дому, их труд оплачивался сдельно. Надомная система вполне подходила для уже знакомого крестьянам текстильного производства, не столь сложного для освоения, как другие ремесла. Вскоре система надомной работы стала применяться и в других отраслях производства, из-за чего многие старинные промышленные города начали терять свое значение, так что об их былом величии теперь напоминали лишь величественные здания цеховых собраний.

Исчезновение гильдий и цехов.

В том или ином виде гильдии просуществовали вплоть до 19 в. Даже богатейшие купцы, занятые экспортной торговлей, усматривали пользу в их сохранении. В конце 15 в. английским экспортерам тканей пришлось объединиться, чтобы закрепиться на континенте, где они наталкивались на сильнейшее противодействие Ганзейского союза. Но со временем система гильдий сделалась ненужной. Цехи продолжали существовать в течение нескольких веков, хотя постоянно утрачивали свое экономическое значение. Какое-то время они пытались удерживать монополию в городах, но их притязания на исключительность входили в противоречие с новыми экономическими условиями. Во Франции цехи были распущены в 1791, в ходе Великой французской революции . В Пруссии и других германских государствах они постепенно исчезали на протяжении первой половины 19 в.; в Англии остатки цехов были ликвидированы актами от 1814 и 1835.

Литература:

Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в 13 14 столетиях . Казань, 1911
Рутенбург В.И. Очерк по истории раннего капитализма в Италии . М. – Л., 1951
Стоклицкая-Терешкович В.В. Проблема многообразия средневекового цеха на Западе и на Руси . – В кн.: Средние века, вып. 3. М., 1951
Полянский Ф.Я. Очерки социально-экономической политики цехов в городах Западной Европы 13 15 вв . М., 1952
Левицкий Я.А. Города и городское ремесло в Англии в 10 12 вв . М. – Л., 1960



Производственную основу средневекового города составляли ремесла и «ручные» промыслы. Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владел орудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде.

«Приличное его положению существование, - а не меновая стоимость как таковая, не обогащение как таковое...»1 являлось целью труда ремесленника. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник, во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он не столь нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь имели место, однако, другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельности во многих средневековых городах Западной Европы была корпоративная организация: объединение лиц определенных профессий в пределах каждого города в особые союзы - цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с самими городами: в Италии - уже в X в., во Франции, Англии, Германии - с XI - начала XII в., хотя окончательное оформление цехов (получение специальных грамот от королей и других сеньоров, составление и запись цеховых уставов) происходило, как правило, позднее.

1 Архив Маркса и Энгельса. Т. II (VII), С. 111.

Цехи возникали потому, что городские ремесленники как самостоятельные, раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» - неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших в города выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей - мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В Германии она называлась Zynftzwang - цеховое принуждение. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мас-терские-магистерии.

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем и, по выражению К. Маркса, «срастался со своими средствами производства настолько же тесно, как улитка с раковиной»1. Как правило, ремесло передавалось по наследству: ведь многие поколения ремесленников работали при помощи тех же инструментов и приемов, что и их прадеды. Выделявшиеся новые специальности оформлялись в отдельные цехи. Во многих городах постепенно возникли десятки, а в наиболее крупных - даже сотни цехов. Цеховому ремесленнику обычно помогала в работе его семья, один или два подмастерья и несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер, владелец мастерской. И одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками.

Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье - мастером.

Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство: следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментарием и сырьем и т. д. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, что-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 371.

бы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т. д.

Цеховая организация ремесла в городах была одним из проявлений их феодальной природы: «...феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла»1. Такая организация до известного времени создавала наиболее благоприятные условия для развития производительных сил, товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. В рамках цехового строя повышалось самосознание и самоуважение городских мастеров.

Поэтому примерно до конца XIV в. цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, в условиях узости тогдашнего рынка обеспечивали существование городских мелких производителей, смягчая конкуренцию между ними и ограждая их от конкуренции различных чужаков.

Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цехи объединяли горожан для борьбы с феодальными сеньорами, а затем с господством патрициата. Цех участвовал в охране города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца.

Очевидно, что цехи и другие городские корпорации, их привилегии, весь режим их регламентации были характерными для средневековья общественными организациями. Они соответствовали производительным силам того времени, по характеру были родственны другим феодальным общностям.

Цеховая система в Европе, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах Северной Европы, на юге Франции, в некоторых других странах и областях существовало так называемое свободное ремесло.

Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 23. Своеобразной корпоративной собственностью являлась монополия цеха на определенную специальность.