Периодизация 1. Цивилизация Минойского Крита (конец III – II тыс. до н. э.) 2. Ахейская Греция. Микенская цивилизация (конец III – II тыс. до н. э.) 3. Гомеровский период (темные века) (XII – IX вв. до н. э.) 4. Архаическая Греция (VIII– VI вв. до н. э.) расцвет полисов, колонизация. 5. Классическая Греция (V – IV вв. до н.э.) Борьба за влияние в Средиземноморье. 6. Эллинистический период (IV – II вв. до н.э.)


Цивилизация Минойского Крита Название «минойская» от имени мифического царя Крита Миноса. На рубеже IIIII тысячелетий до н.э. на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами». Складывается теократическая монархия. Своеобразны письменность и изобразительное искусство. Цивилизация достигла расцвета в вв. до н.э., столицей становится город Кносс. Археологические находки свидетельствуют о сильной социальной дифференциации населения. Гибнет в 1450 г. до н.э.


Микенская цивилизация Создателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера Многие важные элементы своей культуры ахейцы заимствовали на Крите: некоторые культы и религиозные обряды, фресковую живопись, водопровод и канализацию, фасоны мужской и женской одежды, некоторые виды оружия, линейное слоговое письмо. Ахейские воинственные государства, Тиринф, Микены, Фивы, могли объединяться для совместных военных предприятий. Примером может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер в поэме «Илиада».


Гомеровский период. Основная часть варварских племен, принимавших участие во вторжении, не удержалась на захваченной ими территории и отхлынула обратно на север. Лишь небольшие племенные группы дорийцев и родственных им западно- греческих народностей ионийцев, беотийцев и фессалийцев, обосновались в прибрежных районах Пелопонеса: Арголиде, Ахайе, Элиде, Лаконии и Мессении. Отдельные островки ахейской культуры продолжали существовать вперемежку с вновь основанными поселениями пришельцев.




Отсутствие единого политического центра цивилизации. Совпадение политической и военной организации общества. Многообразие форм и структуры органов публичной власти. Политическое бесправие переселенцев. Верховный орган – народное собрание, которому обычно принадлежало право окончательного решения вопросов. Своеобразное законодательство.


В основе – полисная форма собственности (одновременно государственная и частная). Владельцем земли мог стать только тот, кто был полноправным членом гражданской общины. Базировалась на скотоводстве, земледелии, виноградарстве, садоводстве и ремесле. Основной принцип – идея «автаркии»(самообеспеченности). Средства существования, не зависящие от внешних, природных факторов – экономическая основа свободы.




Существование человека вне рамок полиса невозможно. Твердая уверенность в том, что полис – высшее благо. Благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Превосходство земледельческого труда над иными видами деятельности. Осуждение идеи накопительства. Дух состязательности агонистики, проникая в науку и культуру, политику и спорт стал стимулом творческой деятельности. Полисная система ценностей Духовная сфера


Спарта. Экономика и социальная структура. Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; Торгово-денежные отношения были развиты слабо. Земля, считалась собственностью общины, государства в целом. Земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого населения - илотов. В Спарте существовали также периэки (живущие вокруг, т.е. не на территории самого города Спарты.). Они и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей.


Афины. Экономика и социальная структура. Главными источниками силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный порт, Пирей, быстро превратился в экономический и торговый центр. Население Афин распадалось на классы: аристократии (евпатридов), крупных торговцев свободных производителей (демос), т.е. крестьян и ремесленников). неполноправных - метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Рабов, абсолютно лишённых гражданских прав и личной свободы.


Спарта. Политическое устройство. Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя Совет старейшин (герусия) - орган спартанской знати Коллегия эфоров- жрецов. Народное собрание (апелла) фактически большого значения не имело.


Афины. Политическое устройство. Росла роль афинского народного собрания (экклесия). Основные государственные должности были выборными. Выборный совет пятисот (буле). Оплот родовой знати – ареопаг. Был создан суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан.


Причины кризиса Изменения в экономике, подрыв основного принципа полисной жизни Потеря земельной собственности бедняками Развитие ростовщичества - аренды земли Внедрение классического рабства и товарной экономики Имущественное и классовое расслоение внутри полисного коллектива Обострение социальной борьбы Постоянные войны между полисами Установление тирании


Полис, сформировавшийся в специфических природных условиях Эллады при своеобразии ее социально – экономического и политического развития, был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Востока. Он оказал существенное влияние на эллинистические цивилизации и Рим.



>>История: Первые государства на Крите. Держава Миноса

30. Первые государства на Крите. Держава Миноса

1. Минойский Крит.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Слайд 2

Генрих Шлиман

Генрих Шлиман верил гомеровскому повествованию о Троянской войне. В 1873 он обнаружил в Малой Азии развалины Трои как раз на том месте, где помещал Трою Гомер, а в 1876 повторил то же самое в Микенах, городе, где правил царь Агамемнон, который повел объединенную греческую армию против Трои. Престиж Гомера был восстановлен.
Открытия Шлимана вдохновили состоятельного английского любителя древностей и журналиста Артура Эванса, который решил, что раз Троя действительно существовала, то существовать мог и Кносс. В 1900 Эванс начал на острове раскопки. В результате был обнаружен колоссальный дворец и обилие росписей, керамики, драгоценностей и текстов. Однако обнаруженная цивилизация явно не была греческой, и Эванс назвал ее минойской, по имени легендарного царя Миноса.

Слайд 3

Возникновение минойской цивилизации

Первыми обитателями Крита, которые оставили о себе материальные свидетельства, были пользовавшиеся каменными орудиями земледельцы, появившиеся здесь задолго до 3000 до н.э.
Первые дворцы на Крите вместе с новой культурой внезапно возникли ок. 1950 до н.э., в отсутствие каких-либо следов постепенного развития на Крите городской культуры. Поэтому у археологов есть основания считать, что мы можем говорить о «минойцах» лишь после 1950 до н.э., насчет же т.н. ранней минойской культуры можно сомневаться, была ли она вообще минойской.

Слайд 4

Минойские пришельцы были мореплавателями с восточных берегов Средиземного моря. Они и принесли на Крит большую часть новшеств и установили разветвленные культурные и торговые отношения со всем Средиземноморьем. К концу III тысячелетия до н.э. восточное Средиземноморье превратилось в центр мировой истории. Вдоль его берегов уже произошло слияние импульсов, исходивших из Египта, Сирии с Палестиной, Месопотамии и Малой Азии, и целая группа народов, чрезвычайно разноплановых по этническому происхождению и языку, образовывала новые сочетания. Такая составная культура была характерна и для пришельцев, уже вовлеченных в систему торговых связей. К примеру, Угарит, оживленный порт на севере Сирии, вел с Критом активную торговлю, благодаря которой имел место приток новых идей и практических навыков не только с берегов Сирии и Палестины, но и из Египта и Месопотамии.

Слайд 5

Быт

Длинные волосы носили и мужчины, и женщины, но женщины оформляли их особенно разнообразно, укладывая локонами и завитками. Одежда мужчин состояла практически лишь в широком кожаном поясном ремне и кожаном же гульфике. Женщины носили длинные и пестрые юбки с оборками.

Слайд 6

Городскую общину составляли высший класс (куда входили царское семейство, знать и жрецы), средний класс и рабы. Как можно предполагать, по положению в обществе женщины были во всем равны мужчинам, они участвовали во всех видах деятельности, включая наиболее опасные виды атлетических занятий.

Слайд 7

Религия

Минойцы поклонялись многим богам, часть которых можно возвести к глубокой древности. Наши сведения об этих богах скудны, но подмечая сходные моменты с более известными богами в других регионах Ближнего Востока, можно делать заключения относительно самих критских богов и характера поклонения. Так, в горных святилищах поклонялись широко почитаемому богу Ya-sa-sa-la-mu (произносится «йа-ша-ша-ла-муу»), имя которого означает «Тот, Кто Дает Благополучие». Ему посвящены по крайней мере шесть минойских культовых объектов – каменных столов для возлияния и т.п.

Слайд 8

Наиболее широко известное минойское божество – это богиня, обыкновенно изображаемая в юбке с оборками, с поднятыми разведенными в стороны руками, причем тело ее и руки нередко обвивают змеи. Ее статуэтки сделались символом минойской цивилизации. Эта богиня, как и Йашашалам, возможно, также имеет семитское происхождение, поскольку она появляется на цилиндрических печатях из Месопотамии, более ранних, чем изображения с Крита.

Слайд 9

Общей чертой, характерной для минойской религии, было поклонение природе – священным деревьям, источникам и каменным столбам.
В отличие от многих древних обитателей Ближнего Востока, минойцы не воздвигали своим богам величественных храмов. Совместные культовые действия совершались ими на дворцовых площадках, в пещерных святилищах, в домовых храмах, в часовенках, построенных над истоками ручьев, но в первую очередь в святилищах на вершинах.

Слайд 10

Архитектура

Наиболее примечательные образцы минойской архитектуры мы находим среди остатков дворцовых городов, таких, как Кносс и Маллия на севере, Фест и Агиа-Триада на юге Крита. Городской планировкой минойцы, по сути, не занимались. Глава общины выбирал для своего дворца лучшее место, а его родичи и свита отстраивали дома вокруг дворца. По этой причине города имели радиальную планировку, с улицами, берущими начало от дворца в центре и связанными между собой более или менее концентрическими переулками.
Дворцовые города обычно располагались в глубине суши, а с портовыми городами соединялись мощеными дорогами. Примечательным исключением из этого правила является Маллия: прибрежная равнина здесь такая узкая, что Маллия была также и портом.

Слайд 11

Микенцы и упадок минойской цивилизации

В какой-то момент после 1900 до н.э. из области Балкан или, быть может, из более отдаленных регионов на востоке в континентальную Грецию вторглись грекоязычные народы. Распространившись от Македонии до Пелопоннеса, они основали множество городов, таких, как Пилос, Тиринф, Фивы и Микены. Этих греков, которых Гомер называет ахейцами, принято теперь называть микенцами.

Слайд 12

Около 1400 до н.э. микенцы овладели Кноссом, и начиная с этого момента Крит был родиной объединенной минойско-микенской культуры. С этой датой и последующими двумя или тремя столетиями у нас прежде всего ассоциируется линейное письмо Б: микенские греки приспособили критскую письменность к собственному языку.

Слайд 13

Микенская культура продолжала процветать. Троянская война произошла ок. 1200 до н.э., и Гомер упоминает, что царь Идоменей с Крита прибыл с отрядом микенцев, чтобы помочь грекам. Крушение микенцев произошло ок.1200 до н.э., когда они были разгромлены вторгшимися дорийцами, последним грекоязычным народом, явившимся в Грецию с севера, после чего сама Греция и Крит вошли в период т.н. «Темных веков», который длился свыше 300 лет.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Крита (Минойская культура) Середина II тысячелетия до н. э. Учитель МБОУ СОШ №14 Коршунов Алексей Николаевич

Остров Крит

Кносский дворец (дворец царя Миноса) реконструкция

Могло ли посещение этого дворца привести к появлению легенды о лабиринте?

Портик Реконструированный фрагмент

Проход внутри дворца Реконструированный фрагмент

Процессия

Жрец Фрагмент фриза

Определите черты сходства в каноне изображения людей в искусстве Древнего Египта и искусстве Крита.

Реконструкция фрески Игры с быком

Кубок. XVI в. до н. э.

Голова быка

Какие выводы можно сделать на основании того факта, что древние критяне очень часто изображали быков?

Дельфины

Осьминог

Можете ли вы сделать выводы о роли моря в жизни древних критян, основываясь на просмотренных слайдах? Почему не было подобных изображений в Древнем Египте?

Охота на кабана

Какое впечатление оставило у вас искусство Крита?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание подготовлено к уроку по МХК, может использоваться на уроке по всеобщей истории при изучении культуры Древней Греции....

Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории ис...

Проверочная работа содержит тестовые задания и задание с иллюстративным материалом по крито-микенской культуре...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Minoan civilization
Освещаемые темы
Мифы
Этническая принадлежность
Исследования
Культура
События
Связи с другими
Историческое наследие

1716. Холст, масло, 65.7 x 82.2 см. Жан-Франсуа де Труа
Франция

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе.

Конец III тыс. до н.э.
Конец III - начало II
тыс. до н. э.
XVII-XVI вв. до н.э.
Конец XIII - начало
XII вв. до н.э.
возникновение первых
государств на Крите.
переселение на
Балканский
полуостров первых
греческих племѐн -
ахейцев.
экспансия ахейцев на
северо-запад Малой
Азии: Троянская
война.
вторжение дорийцев в
Грецию и гибель
крито-Микенской
цивилизации

Первые раскопки были начаты 16 марта в 1900 г. Британским
археологом Артуром Эвансом, ему принадлежат самые важные
открытия на острове Крит, и он же дал название найденной
цивилизации – минойская – по имени первого царя Миноса.

Много
позднее, начав
раскопки на
Крите,
археологи
подтвердили
правдивость
некоторых
сторон мифа о
Европе.
Остров
действительно
заселили
выходцы из
Передней
Азии.
Племена финикийцев пришли сюда около шести тысяч лет до новой эры. Они
завезли на Крит крупный рогатый скот, но главным их занятием было
земледелие. Именно здесь учѐные обнаружили самые древние в Европе следы
сельского хоз-ва.

По исследованиям
данным ДНК-генеалогии,
мтДНК, предки
заселение
минойцев
Критапо
представителями
женской линии имеют
минойской
не
североафриканское
культуры по мужской
(как традиционно
линии связано
считалось),
с носителями
а европейское
Yгаплогруппы J2, максимальная
происхождение
и прибыли на Крит
концентрация
около 9000которой
лет назад
в настоящее
из
время наблюдается
материковой
Грециина
(Пелопоннес);
Крите. Еѐ носители
в настоящее
пришли
время
с западных
наследуемая
берегов
Малой
по
материнской
Азии, откуда
линии
переселились
мтДНК минойцев
на Крит
обнаруживается
в середине 3 тыс.
у до н. э.
современных критских греков.
(С) wiki
(С) wiki

Дары Минойцев
Дары Египтян

Хронологическая приявзка,
предложенная Эвансом, со временем
была уточнена в сторону удревнения
для ряда периодов благодаря находке
минойских предметов в культурных
слоях других цивилизаций, например
Древнего Египта.
Раннедворцовый период
(протодворцовый)
1900-1700 гг. до нашей эры
Новодворцовый период
1700-1425 гг. до н.э.
Последворцовый период
William Faden. Composite
Mediterranean. 1785
1425-1170 гг. до н.э.

Стоит отметить что женщинам
отводится главенствующая роль
вообще – на фресках их достаточно
много. Божества были
непосредственно также связаны с
женским началом, примером этому
служат вотивные женские статуэтки.
Знатная дама (фреска на стене
критского дворца в Кноссе)

Кносский Дворец царя Миноса. Современная Фотография.

Дворец в городе Кноссе считается самым крупным. Именно здесь, по
мнению учѐных, мог жить легендарный царь Минос.
В самом здании и на прилегающих к нему землях жило до 30 тыс.
человек.