На данном уроке будет рассмотрена тема «Культурные растения. Зерновые культуры». В ходе урока мы познакомимся с важнейшими культурными растениями. Охарактеризуем зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.
Плодовые - это растения, которые выращиваются в садах.
Декоративные - эти растения выращивают для красоты парков на клумбах.
Прядильные - эти растения используются для изготовления ткани. К прядильным культурам относится лен. Из стеблей льна прядут нити. Из них ткут разные ткани.
На рисунке 4 изображен хлопчатник . Внутри коробочки находится белое пушистое волокно, которое также идет на изготовление ткани и ваты. Из хлопчатобумажных и льняных тканей шьют одежду, постельное белье, скатерти и полотенца.
И последняя группа - это зерновые культуры . Название «зерновые» произошло от слова «зерно». В пищу человек употребляет семена этих растений - зерна. Второе название - злаки. Зерновые или злаковые культуры выращивают на полях.
Какие зерновые культуры человек выращивает, и как он их использует? Пшеница, рожь, овес, просо, ячмень, гречиха, кукуруза, подсолнечник.
Подсолнечник получил свое название, потому что цветок поворачивается вслед за солнцем. Из семян подсолнечника делают растительное масло.
Кукуруза считается одним из самых древних растений. Из зерен кукурузы делают крупу, масло и многое другое.
Пословицы про кашу:
Что за обед, коль каши нет?
Щи да каша - пища наша.
Каша - мать наша.
А какая же каша без крупы? Человек производит культурные зерновые растения с целью получения зерна, из которого изготавливают крупы.
Из гречихи получают гречневую крупу.
Ячмень дает нам два вида круп: перловую - это целое зерно, и ячневую - дробленое зерно.
Просо идет для производства пшена.
В Древнегреческой мифологии есть герой по имени Геракл. О его двенадцати подвигах написаны целые легенды. А знаете ли вы, что Геракл был еще известен под именем Геркулес? Так теперь называется каша, которую он очень любил. А из какого растения его получают? Овсяные хлопья или геркулес получают из овса , а ещё из него делают овсяные хлопья или печенье. Овсяная каша - очень полезная, она сделает вас очень сильными и здоровыми.
Когда наши предки научились выращивать зерновые культуры, то свежие зерна ели, а сухие и твёрдые перетирали, делали муку, варили кашу.
А вот печь хлеб люди научились гораздо позже. Представьте себе, что первый хлеб люди пекли из растертых желудей. Прошло время, люди научились печь тонкие сухие лепешки. Таким был хлеб, пока в тесто не попали мельчайшие грибки - дрожжи. Представьте, какой ужас испытали древние люди, когда увидели, что тесто в горшке начало подниматься, как живое. В ужасе люди бросили горшок в огонь, чтобы избавиться от наваждений. Тесто испеклось, и получилась душистая, вкусная, ароматная лепешка. Это было настоящее открытие.
Пословицы о хлебе:
Хлеб - всему голова.
Худ обед, коль хлеба нет.
А какой хлеб едят в вашей семье? Давайте узнаем, почему один хлеб белый, а другой черный? Черный хлеб делают из ржаной муки. Ее получают из зерен ржи. Рожь - это хлебная зерновая культура. Белый хлеб делают из пшеничной муки. Ее получают из зерен пшеницы. Пшеница - вторая хлебная зерновая культура. Манную кашу тоже делают из пшеницы.
Хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал-пришел.
Чтобы хлеб попал к нам на стол, он проделал долгий путь. Сколько труда вложено в него. К хлебу нужно относиться бережно, брать столько, сколько ты можешь съесть. Если каждый ученик в школе будет выбрасывать кусочек хлеба весом 30 гр, то в день мы будем выбрасывать 15 кг хлеба.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове
Народная мудрость таится,
Вот что
В народе у нас говорится:
"Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал".
На этом уроке мы познакомились с культурными растениями. Узнали, что среди них есть зерновые культуры.
На следующем уроке будет рассмотрена тема «Осенний урожай. Обобщающий урок». В ходе занятия мы познакомимся с основными культурными растениями.
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. - М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. - М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. - М.: ВИТА-ПРЕСС.
1. Какие группы растений вы знаете?
2. Расскажите, какие вам известны зерновые культуры.
3. Кто хочет узнать о культурных растениях, которые человек выращивает для других нужд, прочитайте рассказ А. Ивина «Как твою рубашку сшили».
Животный мир полей просто удивителен. Не многие знают, что поля занимают около 25% суши на нашей планете.
Полевой биом существует на каждом континенте. Лишь на первый взгляд кажется, что бескрайние поля никто не населяет, и они представляют собой пустошь. На деле же в полях активно кипит жизнь. Жители полей не отличаются многообразием видов, но каждый представитель по-своему уникален и неповторим.
Как выглядят жители полей?
В полях обитают животные, птицы и насекомые. Животные полей чаще всего ведут мигрирующий образ жизни, и преодолевают огромные расстояния в поисках пищи.
Большая часть жителей полей питается растительностью, именно поэтому многие из них имеют широкие зубы с уплощенной верхней частью. На самых маленьких живых существ охотятся более крупные хищники. Поскольку в поле негде спрятаться, то мелким зверькам приходится рыть норы под землей и в них скрываться от врагов. В связи с этим у всех небольших жителей полей имеются длинные когти на передних лапах, с помощью которых просто копать грунт.
Стоит отметить, что жители полей способны приспосабливаться к любым условиям жизни. Некоторым животным не страшна перемена климата, они могут переносить и стужу и зной.
![](https://i1.wp.com/animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/05/zhivotnye-obitateli-polej-animalreader.ru_.ru_.jpg)
Помимо всего прочего обитатели полей умеют прекрасно маскироваться.
Кто живет в полях?
В полевых биомах живет довольно много видов животных. В полях, которые граничат с лугами и перелесками, встречаются лисы, и даже волки. Но самыми многочисленными обитателями полей являются грызуны. Один из самых известных полевых зверьков – крот, который практически всю жизнь проводит под землей. Хотя найти его совсем не просто, можно увидеть многочисленные тоннели, в которых он скрывается.
Интересно, что каждый ход кроты используют для определенных целей, например, по одним ходам они только передвигаются, а другие, не такие ветвистые и более глубокие, используются в качестве логова.
![](https://i2.wp.com/animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/05/zhivotnye-obitateli-polej-animalreader.ru-001.jpg)
Также распространенными полевыми жителями являются мыши и хомяки. Эти грызуны очень осторожны, они могут быстро бегать, но, тем не менее, часто становятся жертвами многих хищников.
Чаще всего грызуны живут в колониях и селятся в норках. Каждая нора имеет несколько ходов. В норах грызуны прячутся днем, а ночью выбираются в поисках пищи. Поскольку зимой грызуны остаются в норах, то они предварительно собирают запасы. На протяжении всего лета и осени они заполняют свои хранилища. И хомяки и полевки являются очень плодовитыми. Молодые особи становятся самостоятельными уже в возрасте двух недель.
![](https://i0.wp.com/animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/05/zhivotnye-obitateli-polej-animalreader.ru-003.jpg)
Птицы, живущие в полях, являются представителями отряда воробьиных. Чаще всего в полевом биоме встречаются жаворонки и серые мухоловки. поселяются только на открытых участках. Они привлекают внимание своим мелодичным пением.
Серые мухоловки, как и жаворонки, любят открытые участки. Особенностью мухоловки является то, что во время охоты она трясет крыльями и хвостом, а потом моментально понимается в воздух за добычей. Серые мухоловки охотятся на самых разнообразных насекомых.
![](https://i1.wp.com/animalreader.ru/wp-content/uploads/2015/05/zhivotnye-obitateli-polej-animalreader.ru_.jpg)
На полях можно встретить большое количество представителей отряда куриных. Самыми распространенными из них являются перепела, серые куропатки и ястребы. Большая часть птиц, обитающих на полях, являются перелетными, то есть они на зиму улетают.
Луговые растения
Растительный покров нашего климатического пояса - как, впрочем, и всей Европы - формировался главным образом под влиянием оледенений; кроме того, начиная с эпохи неолита, всё большее влияние на него оказывал человек. Характерная черта лугов и полей - видовое разнообразие: здесь может одновременно сосуществовать несколько десятков видов растений .
Формирование луга происходит в три этапа. Вначале вырастают однолетние растения и стелющиеся травы; подобная растительность укореняется неглубоко и её корни, ползучие побеги и корневища образовывают плотную поверхность дёрна. Затем, когда всходы станут более густыми и на грунте образуется первый перегной, появляются рыхлокустовые травы, которые укореняются глубже и могут использовать питательные вещества из подлежащих слоев почвы. Последний этап формирования луга - это дальнейшее загущение растительности и закисление грунта. В результате корням некоторых трав перестаёт хватать воздуха, часть видов погибает, и на их месте вырастают обычные травы, а на влажных участках - осока и ситник.
Луга и поля - это динамично меняющееся, богатое сообщество разнообразных растений, которые соперничают между собой за свет, воду и питательные вещества - минеральные соли и микроэлементы. Верхний ярус образуют светолюбивые растения; двулистные здесь редки. Самый нижний ярус состоит из видов, хорошо переносящих недостаток света. Состав и вид луговых растений зависит не только от деятельности человека, но и от характера местности: качества почвы, разлива рек, уровня грунтовых вод, направления ветров, а также видов насекомых и птиц - потенциальных переносчиков семян.
С этой точки зрения луга подразделяются на низинные и заболоченные мелиорированные, пойменные и суходольные, а также горные пастбища и поляны. Пойменные или заливные луга располагаются в долинах либо там, где весной разливаются воды или подмокает почва. Здесь может встречаться около 50 видов растений.
Растительность верхнего яруса заливных лугов представляют сосудистые растения семейства осоковых, которым отлично подходят кислые почвы. В нижнем ярусе заливных лугов можно встретить вербейник монетчатый, или луговой чай - красивое стелющееся растение из семейства первоцветных.Его побеги, достигающие 60 см в длину, покрыты множеством овальных листочков. Довольно крупные жёлтые цветки, растущие из пазух листьев, цветут с июня по сентябрь.
Флора суходольных лугов
Из всех разновидностей суходольные луга занимают большую часть общей территории многолетних зелёных угодий. Здесь на лёгких и средних почвах растут в среднем 80 различных видов, среди которых высокие и низкие травы, кормовые растения и клевера. Почти повсеместно можно встретить нежные, безлистные метёлки мятлика лугового - его корневая система хорошо развита, благодаря чему растение образует прочный дёрн, устойчивый к вытаптыванию.
Овсяница отличается значительным разнообразием морфологических черт - например, красная овсяница выдерживает мороз и даже под ледяной коркой выживает в течение двух месяцев, а в отсутствие морозов не жухнет даже зимой. Цветёт овсяница в июне, а летом её листья растут чуть ли не на глазах - со скоростью до 4 мм в сутки. Она не боится вытаптывания, светолюбива и без вреда для себя переносит заливание водой в течение 10 - 15 дней.
Корневая система плевела многолетнего, или райграса, образует плотный дёрн, но его корни не уходят на глубину более 10 см. Этот ценный кормовой злак чувствителен к недостатку воды; он цветёт в июне-июле и продолжает расти до поздней осени. Райграс требует света, но хорошо переносит вытаптывание, а его пищевая ценность для домашнего скота обусловлена тем, что это луговое растение накапливает значительные количества минералов и микроэлементов: кальция, натрия, кремния, магния, калия, серы, меди, молибдена. Плоский колос райграса достигает высоты 20 - 25 см.
Напротив, лён слабительный - однолетнее растение с нитеобразными стеблями до 30 см высотой и слабым корешком - представляет собой мелкий сорняк, а содержащийся в нём ядовитый линамарин может быть вреден для животных.
Листья зверобоя продырявленного, который также является широко используемым лекарственным растением, выглядят так, будто их и вправду кто-то продырявил. На самом же деле сильно просвечивающие места представляют собой не что иное, как желёзки, наполненные эфирными маслами .
Подорожник большой - многолетнее розеточное растение с коротким толстым корневищем и пучком шнуровидных корней. Длинные колосья на высоких стеблях облеплены крохотными плодами, которые очень любят птицы. Цветёт и плодоносит это растение с апреля по сентябрь, причём к типу почвы оно совершенно нетребовательно и встречается почти везде в нашей природе.
Наверное, самым известным среди сорняков является одуванчик лекарственный: его солнечно-жёлтые цветки можно увидеть в мае-июне, а иногда он ещё раз цветёт осенью. Цветки одуванчика раскрываются под солнцем, закрываясь в пасмурные дни и вечером, а вызревшие лёгкие семена, снабжённые «парашютиками», переносятся ветром на значительные расстояния. Одуванчик очень трудно уничтожить: стержневой корень у данного растения достигает 5 - 50 см в длину, и если оторвать надземную часть растения, оно вновь отрастёт от корня; кроме того, в местах повреждений корень одуванчика образует выводковые почки, из которых появляются новые растения. Истребить одуванчик можно только химическим путём либо лишив его света.
- Назад
- Вперёд
Виноград
В садах и на приусадебных участках можно подобрать для посадки винограда место потеплее, например, с солнечной стороны дома, садового павильона, веранды. Рекомендуется высаживать виноград вдоль границы участка. Сформированные в одну линию виноградные лозы не займут много места и в то же время будут хорошо освещаться со всех сторон. Возле построек виноград надо размещать так, чтобы на него не попадала вода, стекающая с крыш. На ровных местах надо делать гряды с хорошим стоком за счет водоотводных борозд. Некоторые садоводы по опыту своих коллег из западных районов страны копают глубокие посадочные ямы и заполняют их органическими удобрениями и удобренной землей. Ямы, выкопанные в водонепроницаемой глине, - это своего рода замкнутый сосуд, который в период муссонных дождей заполняется водой. В плодородной земле корневая система винограда первое время хорошо развивается, но как только начинается переувлажнение, она задыхается. Глубокие ямы могут играть положительную роль на почвах, где обеспечен хороший естественный дренаж, водопроницаемая подпочва или возможен мелиоративный искусственный дренаж. Посадка винограда
Быстро восстановить отживший куст винограда можно методом отводков («катавлак»). С этой целью здоровые лозы соседнего куста укладывают в канавки, прокопанные до места, где раньше произрастал погибший куст, и присыпают землей. На поверхность выводят верхушку, из которой потом вырастает новый куст. Одревесневшие лозы на отводки укладывают весной, а зеленые - в июле. От маточного куста их не отделяют в течение двух-трех лет. Замерзший или очень старый куст можно восстановить посредством короткой обрезки до здоровых надземных частей или обрезки на «черную головку» подземного штамба. В последнем случае подземный штамб освобождают от земли и целиком спиливают. Недалеко от поверхности из спящих почек вырастают новые побеги, за счет которых формируют новый куст. Запущенные и сильно поврежденные морозом кусты винограда восстанавливают за счет более сильных жировых побегов, образующихся в нижней части старой древесины, и удаления ослабленных рукавов. Но прежде чем удалить рукав, формируют ему замену. Уход за виноградом
Садоводу, приступающему к выращиванию винограда, надо хорошо изучить строение виноградной лозы и биологию этого интереснейшего растения. Виноград относится к лиановым (лазящим) растениям, для него нужна опора. Но он может стелиться по земле и укореняться, как это наблюдается у амурского винограда в дикорастущем состоянии. Корни и надземная часть стебля растут быстро, сильно ветвятся и достигают больших размеров. В естественных условиях без вмешательства человека вырастает разветвленный куст винограда со множеством лоз различных порядков, который поздно вступает в плодоношение и нерегулярно дает урожай. В культуре виноград формируют, придают кустам удобную для ухода форму, обеспечивающую высокий урожай качественных гроздей. Посадка лимонника
Лимонник китайский, или схизандра, имеет несколько названий - лимонное дерево, красный виноград, гомиша (японское), кочинта, кодзянта (нанайское), кольчита (ульчское), усимтя (удэгейское), учампу (орочское). По строению, системному родству, центру происхождения и распространению лимонник китайский не имеет ничего общего с настоящим цитрусовым растением лимоном, но все его органы (корни, побеги, листья, цветки, ягоды) источают аромат лимона, отсюда и название лимонника. Цепляющаяся или обвивающая опору лиана лимонника наряду с амурским виноградом, тремя видами актинидий является оригинальным растением дальневосточной тайги. Его плоды, как и настоящего лимона, излишне кислые для потребления в свежем виде, но они обладают лечебными свойствами, приятным ароматом, и это привлекло к нему большое внимание. Вкус ягод лимонника китайского несколько улучшается после заморозков. Местные охотники, потребляющие такие плоды, утверждают, что они снимают усталость, сообщают организму бодрость и улучшают зрение. В сводной китайской фармакопее, составленной еще в 1596 году, говорится: "плод китайского лимонника имеет пять вкусов, отнесен к первой категории лекарственных веществ. Мякоть у лимонника кислая и сладкая, семена горько-вяжущие, а в целом вкус плода солоноватый. Таким образом, в нем все пять вкусов налицо". Вырастить лимонник
МБОУ Средняя школа №8
Программа: « Школа 21 века» проф. Виноградовой Н.Ф.
Предмет: Окружающий мир
Тема: Какие бывают поля. Растения поля .
1.Обучающие:
Создать условия для формирования первичного представления младших школьников о большом разнообразии полевых культур ;
Раскрыть значение и роль полевых культур для жизнедеятельности человека
Продолжить развитие и становление интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, классификация, анализ);практических умений (работа с гербарием, справочной литературой)
Воспитывать любовь к природе, интерес к разнообразию растительного мира, учить видеть и ценить прекрасное.
Учителю- предметные картинки с надписями, гербарные экземпляры зерновых культур, прядильных культур, таблички с опорными понятиями ; репродукция картины Мясоедова «Косцы».
Ученикам- учебник, рабочая тетрадь, сообщение о растении луга+ рисунок, сигнальные карточки.
Ход урока
1.Орг. момент
2.Проверка домашнего задания.
Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.
Какие виды лугов существуют? Чем они отличаются?
Послушаем, какие сообщения вы приготовили. О каких растениях луга?
3.Основная часть.
Логическая задача:
На доске записаны названия растений. Ваша задача перечислить только растения луга.
Кто сможет ответить, где растут оставшиеся растения?
Давайте зададим этот вопрос Егору и Даше, сравним ответы. (учебник стр.141)
- Кто из детей прав? Как вы считаете?
О чём сегодня на уроке мы будем говорить?
Мы будем изучать разновидности полей, растения, которые там растут.
б)Рассказ учителя.
Пальчиками покидать.
Раз-два, раз-два-
Урожай собрать пора.
Вот на поле лён растёт,
Зато до неба он дорос,
Даёт он масло для волос.
Раз-два
нажимай,
Льняное масло выжимай.
Здесь стоит ржаное поле,
Как приятно хлеба с солью
Нам за завтраком поесть.
Раз-два приседай, -
Колосочки собирай.
Поле капустное.
Наклоняйся, не ленись,
Лист капустный оторвись.
Раз-два, раз-два,
Ешь капусту детвора.
Поле в белом снеге всё,
Хлопок здесь растёт, ребята,
Смотрите, как красиво!
Раз-два покружись,
Пушинкой хлопка обернись.
Красна ягодка блестит,
В кузовок залезть спешит,
Клубникой называется.
Раз-два не зевай,
Клубнику быстро собирай.
д) Практическая работа
Мы сказали, что все культуры имеют своё назначение. Вместе на одном поле произрастать не могут.
Почему пшеницу, рожь и кукурузу мы отнесли к зерновым культурам? (у них имеются зёрнышки)
Чтобы правильным научным языком ответить на этот вопрос, нам надо познакомиться с колосками этих растений.
Работа с гербарными образцами
Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141.
Рассмотрите изображения полевых растений. Сравните их между собой.
Расскажите о растении (в гербарном варианте) в группах, по плану:
1.Название растения
2. Части растения (соцветие, соломина, корень)
3.Вид соцветия.
Давайте сделаем вывод:
Соцветие зерновых культур называется колосом , у проса, риса и овса цветок- метёлка, у злаков стебель пустой, он называется соломиной (опорные слова на доске)
Для чего же люди занимаются выращиванием этих растений? (чтобы получать продукты питания)
Мы остановились на этих растениях, т. к. из них получают хлеб.
е) Картинная галерея
(Мясоедов Г.Г. «Косцы»)
Ребята, посмотрите на картину на доске. Как вы думаете, подходит ли эта картина к теме нашего урока? Почему?
Что делают люди?
Эту картину написал примерно 140 лет назад художник Григорий Григорьевич Мясоедов.
Что изображено на картине, что пытался передать художник, прочитаем в учебнике на стр . 144
Как вы понимаете выражение «помахивают усатыми головками»? «благодарят солнце за свет и тепло, тучки- за дождик, а человека – за руки золотые»?
Рассказ учителя о ржи
В России рожь выращивают в больших количествах, т. к. культура морозоустойчивая, не требовательна к почве, даёт хорошие урожаи даже на бедных почвах. Рано созревает, не боится сорняков, т.к. быстрым ростом перебивает рост сорняков. Поэтому её называют санитаром полей. Рожь не заменима там, где капризная пшеница расти не может.
ж) Путешествие в прошлое
Давайте обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» и поговорим ещё об одной зерновой культуре «Кукурузе» , учебник, стр 145
Как же раньше называли кукурузу? (еловая шишка, маис)
Рассмотрите «Чудо-дерево». Что получают из кукурузы , для чего её выращивают?
з) Закрепление
1) Откройте тетради №1 стр. 55, найдите №103.
Кто сможет сделать этот номер самостоятельно?
Остальные работаем коллективно; назовите виды полей по культурным растениям.
2)- Посмотрите фрагмент известного всем мультфильма «Ну погоди!».Ваша задача определить виды полевых культур, которые там встретятся
Кроссворд «Поле»
По вертикали:
1.как надела сто рубах- захрустела на зубах (капуста)
2.в огороде у дорожки стоит солнышко на ножке,
Только жёлтые лучи у него не горячи. (подсолнух)
3.на стебельках белеют чашки,
В них и нитки , и рубашки (хлопок)
4. в поле росла,
Под жерновами была,
Из печки на стол- караваем пришёл (пшеница)
По горизонтали получается слово ПОЛЕ
4.Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
Какие виды культур вы знаете?
Что особенно понравилось на уроке?
5. Домашнее задание
Нарисовать «Чудо-дерево-КУКУРУЗА»,
Сообщения о понравивш. культурах
Татьяна Щербак
Конспект НОД по речевому развитию «Предстают поля пред взором.» (Беседа на тему «Полевые растения»).
Группа : старшая.
Задача НОД : Формирование грамматического строя речи.
Тема НОД : «Предстают поля пред взором .» (Беседа на тему «Полевые растения .» Рассказывание на тему скороговорок .)
Цель НОД : закрепить знания детей о сельскохозяйственных культурах, лекарственных растениях полевых цветах ; познакомить с сорняками; учить образовывать форму родительного падежа единственного числа существительных; закреплять умение заканчивать предложение подходящим по смыслу словом; закреплять знания детей об обобщающих словах; упражнять в подборе слов с задуманным звуком; закреплять навыки правильного произношения звуков (п, (л, (р) и умении выделять их из связной речи; учить самостоятельно, составлять короткий рассказ на темы скороговорок.
Оборудование НОД : макеты полей с пшеницей , рожью, подсолнечником, кукурузой, горохом, свеклой; полевые цветы из бумаги ; картинки с изображением лекарственных растений и сорняков .
Ход проведения НОД.
На столах расставлены макеты полей : на одном поле пшеница , на другом рожь, подсолнечник, кукуруза, горох, свекла. Вокруг макетов полевые цветы .
С тихим ветром в разговоре
Рожь волнуется, как море.
Необъятное кругом.
А на небе голубом
Солнце весело сияет
Всё живёт и оживает,
Словно глазки из межи
Глазки девочки-малютки
Кротко смотрят незабудки
И среди колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки
Да кузнечики играют
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки.
У кого, что получилось представить , когда я читала стихотворение?
У меня получилось представить , как волнуется рожь.
А я представил солнышко и небо
Я увидела незабудки.
А я васильки.
Вам понравилось в поле ?
Что может расти в поле ?
(сельскохозяйственные культуры, травы, лекарственные растения , полевые цветы , сорняки.)
Подойдите сюда. (Дети подходят к макету с полем пшеницы .)
Что растёт на этом поле ?
Пшеница. Много пшеницы.
А как ещё мы можем сказать об этом?
Цело поле пшеницы .
(Подходят к другому макету с полем ржи ) .
Что растёт на этом поле ?
Рожь. Много ржи.
Как ещё можно сказать об этом?
Целое поле ржи .
(Аналогично поле подсолнечника , поле свеклы , поле кукурузы , поле гороха .)
Как вы можете назвать одним словом растения , растущие на этих полях ?
Сельскохозяйственные культуры.
Они выросли сами?
Нет, их посадили люди.
А кто посадил полевые цветы ?
Сами выросли.
Какую пользу приносят полевые цветы ?
(Среди них, есть лекарственные растения . Цветы радуют нас своей красотой.)
-Полевые цветы , кроме пользы приносят вред. Они мешают расти сельскохозяйственным культурам.
Играем в игру «Подскажи слово» .
Белая рубашка
Желтенький платок.
Как зовут?
(Ромашка.)
Цветик-невеличка,
Алый, огонёк.
Как зовут?
(Гвоздичка.)
Желтый сарафанчик,
Прямо как желток!
(Одуванчик.)
Дети, давайте понюхаем полевые цветы . (Глубоко и медленно вдохнуть через нос 3 раза.)
Ребята, а названия лекарственных растений вы знаете ?
Я буду бросать мяч. Тот, кому я бросила - называет лекарственное растение . (Подорожник, пастушья сумка, зверобой.)
Ещё в поле растут сорняки . Они наносят большой вред сельскому хозяйству. Сорняки ухудшают рост и развитие культурных растений . Сейчас я познакомлю вас с некоторыми из них.
(Воспитатель показывает картинки) .
Это – амброзия. (осот, сурепка)
Играем в игру «Назови, одним словом» . Я буду говорить слова, а вы скажите, как можно это назвать одним словом.
Амброзия, осот, сурепка – сорняки.
Подорожник. Пастушья сумка, зверобой – лекарственные растения .
Ромашка, незабудка, василёк – лекарственные растения .
Кукуруза, рожь, горох, свекла – сельскохозяйственные культуры.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать - не захотел. (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел . (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)
О чём мы говорили сегодня на занятии?
О поле .
Какой первый звук в слове поле ?
Звук (п) .
Названия, каких растений , растущих в поле , начинаются на звук (п) . (Подорожник, пшеница, подсолнечник.)
Послушайте, я прочитаю вам скороговорку :
«Поле-то не полото ,
Поле- то не полито
Просит полюшко попить
Нужно полюшко полить».
Какие звуки в скороговорке чаще всего встречаются?
(п) и (л) .
Послушайте ещё одну скороговорку :
«В поле полет Фрося просо , сорняки выносит Фрося» .
Какие звуки мы слышим чаще других?
Звуки (п) и (р) .
Составьте маленький рассказ о поле . О чём оно просит?
Кто хочет рассказать?
А кто хочет рассказать о Фросе и сорняках?
Ребята, я приготовила для вас цветы. Сейчас, пожалуйста, выберите себе красные маки те дети, которые хорошо работали на занятии. Ромашки выберите те, у кого что-то не получилось. И синие, если вы считаете,что совсем не справились.
Публикации по теме:
Конспект НОД для подготовительной группы на тему «Деревья и кустарники». Раиса Антонова Конспект НОД для подготовительной группы на тему.
Конспект итогового занятия по речевому развитию в группе раннего возраста с 2 до 3 лет «Лапушка» на тему: «Колобок». Воспитатель: Селезнева.
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Комнатные растения» в средне – старшей группе Задачи:.
Тема: «Насекомые». Цель: развитие речи детей, подготовка к обучению грамоте. Задачи: Коррекционно – образовательные: учить детей читать.
Цель: создать условия для развития представлений о домашних животных и их детенышей. Программное содержание: 1. Углубить знание детей о.