Использование бихевиористических методов в работе с людьми в кризисных ситуациях, нуждающихся в помощи, возросло с 60-х годов. Исторически, бихевиоризм – это получившее развитие учение Ивана Сеченова, русского физиолога и продолжателя этой традиции – Ивана Павлова, классические эксперименты которого стали образцом для этой самой известной в Америке психологической школы.

Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия практических решении. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour-поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Вероятность - необходимый момент, принимаемый в расчет в рамках бихевиористского подхода. Понятие вероятности используется для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Предполагается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Это - эмоциональная, или аффективная; компетентная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении; и прямое открытое реагирование. Формы поведения не жестко связаны между собой, их взаимообусловленность складывается в процессе жизни индивидуально у каждого человека. Кроме того, бихевиоризм обращает внимание на различие между формой и функцией поведения, т. е. форма поведения может скрывать функцию поведения или указывать на нее.

Бихевиористский подход характеризует следующее: 1) признание того, что внешние переменные, т. е. поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами - мыслями, чувствами и аффектами; 2) первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов; 3) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения; 4) четкое описание процедур диагностики и вмешательства; 5) явная связь между диагностикой и воздействием; 6) ясное представление желаемого результата; 7) интерес к оценке.

С бихевиористским подходом связан широкий спектр теоретических ориентаций. Па одном конце его находится прикладной анализ поведения, тщательно избегающий ненаблюдаемых событий, сосредоточенный на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализ сосредоточивается на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в классе, дома, в купе поезда, - и его функциях, при этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения, идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей индивидов. отстающих в развитии, сокращения правонарушений и расширения возможностей трудовой занятости (Энциклопедия социальной работы, т. 1, 1993. 480 с.).



Другой конец спектра представлен когнитивной модификацией бихевиоризма, сосредоточившей усилия на изменении когнитивных реакций на ситуацию. Среди примеров использования такого подхода можно назвать когнитивно-бихевиористское лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации. Подходы, находящиеся на обеих сторонах спектра, акцентируют необходимость тщательной оценки результатов, основанной на наблюдении последствий. Ключевой вопрос подхода состоит в проверке результатов воздействия. Например, предположение, что данные словесные инструкции изменят поведение, можно проверить, регистрируя изменения наблюдаемых реакций. Дискуссионным является вопрос о том, представляют ли собой когнитивные поведенческие методы нечто новое, или это просто другое название процедур, основанных на теории социального обучения. Многие методы, разработанные в начальный период использования бихевиористских процедур, такие, как систематическая десенсибилизация (снижение чувствительности), в значительной мере опираются на ненаблюдаемые результаты. Символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий - являются существенными компонентами теории социального обучения. Указанная теория базируется на изучении социальных причин и следствий различных форм поведения.



Имеются также модификации бихевиористского подхода, построенные на изменении эмоциональных реакций.

Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов являются дополнительными отличительными признаками бихевиористского подхода. Практическая реализация учитывается и в рамках других подходов, но жесткое требование делать это - и делать определенным образом - присуще именно бихевиористскому подходу. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов изменений. Примерами являются депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с подростками.

Согласно бихевиористскому подходу люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата.

Еще одна отличительная особенность бихевиористского подхода - внимание к закреплению желаемых изменений. Методы, способствующие устойчивому закреплению результатов, являются общим компонентом бихевиористской работы с индивидами, группами, семьями и сообществами и требуют внимания ко всем стадиям работы с клиентом. Например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений.

Одной из характеристик оценки в рамках бихевиористского подхода является использование многих источников информации, включая (если возможно и соблюдаются этические требования) непосредственное наблюдение клиентов и других людей, находящихся в аналогичном окружении. Если наблюдение за клиентом в естественном окружении неосуществимо, альтернативой будет наблюдение за поведением в искусственно созданной обстановке, максимально приближенной к реальным условиям жизни. Самоконтроль, в процессе которого данный клиент фиксирует цепочку форм поведения, чувств, мыслей, результатов, - это другой возможный источник информации. Важным источником являются психологические измерения - данные самоотчета, включающие осуществление соответствующих измерений. Четкое описание проблемы, связанных с ней событий и желаемых результатов, еще одна черта бихевиористского подхода к экспертной оценке. В конечном итоге цель состоит в установлении желаемых результатов и обнаружении тех условий, которые необходимо для этого изменить.

В итоге экспертная оценка позволяет выявить: 1) конкретные цели, которые должны быть достигнуты для решения имеющихся проблем; 2) основную информацию, связывающую нужные формы поведения и результаты, 3) промежуточные шаги, необходимые для получения этой информация; 4) ресурсы личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 5) других людей, которых желательно вовлечь в работу, и план их привлечения; 6) специфические методы воздействия, полезные для достижения желаемых результатов; 7) индикаторы прогресса, используемые для оценки результатов терапии; 8) препятствия, которые должны быть преодолены, и план действий в этих целях.

Процедуры опеки и методы воздействия в бихевиористском подходе тесно связаны между собой. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения. Четкое определение желаемых результатов и постоянный контроль за изменениями обеспечивают взаимосвязь клиентов, других лиц, значимых для работы, социальных работников, позволяют изменить планы в определенных отношениях. Реорганизация исходной последовательности событий (известная как управление стимулами) часто не менее эффективна, чем реорганизация реакции индивида на эти события.

Выдающиеся вклад в программы социальной и психологической Америки оказал Берхауз Фредерик Скиннер, особенно в приложении к образовательным системам, девиации, психиатрии. Чтобы познакомить вас с бихевиористскими упражнениями, мы решили использовать именно практику Скиннера (206).

Бихевиоризм можно критиковать, но лучше использовать. В конце концов, бихевиоризм - это прагматизм. И в нем правильно то, что полезно.

Инструментарий бихевиоризма

ИЗМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Записывайте время, которое вы тратите на различного рода работу. Достаточно простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия.

Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В течение недели, каждый раз, когда вы уделяете время этому делу, дайте себе какое-нибудь поощрение: сигарету, главу занимающей вас книги, сладкое, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.

Замечаете ли вы, что время, уделенное этому занятию, возрастает? Каковы возможные причины этого (если они есть)?

ИЗМЕНЕНИЕ ЧУЖОГО ПОВЕДЕНИЯ

Во многих экспериментах установлено, что можно обуславливать вербальное поведение путем селективного вознаграждения моментов говорения или видов говорения. Вознаграждение, которое может использоваться, может сводиться просто к киванию, удовлетворенному мычанию, разного рода "угу" и "ага".

Попробуйте в разговоре кивать или выражать согласие каждый раз, когда проявляется определенный тип поведения (например, использование длинных, сложных слов, или ругательств, или эмоциональных утверждений). Посмотрите, начнет ли возрастать количество таких проявлений по мере того, как вы продолжаете вознаграждать их.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Вот известный трюк, придуманный студентами-бихевиористами. Выберите преподавателя, который расхаживает во время лекций. Желательно, чтобы в эксперименте участвовало как можно больше членов аудитории. В то время, когда преподаватель говорит и расхаживает, экспериментаторы поощряют его передвижение к одной стороне комнаты. Допустим, когда преподаватель поворачивает направо, экспериментаторы всячески проявляют внимание к тому, что он говорит: тщательно записывают, выражают внимание позами и т.п. Когда преподаватель поворачивает налево, экспериментаторы расслабляются, проявляют отсутствие интереса, недостаточное внимание. В большинстве случаев экспериментаторам удается, после нескольких лекций, удерживать преподавателя в определенном углу. Лучше ограничить этот эксперимент преподавателями по психологии, чтобы они, узнав, в чем дело, в лучших бихевиористских традициях вознаградили вашу изобретательность.

ДЕЙСТВИЕ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Отрицательное подкрепление

Выберите собственную привычку, от которой вы хотели бы избавиться. Это может быть привычка опаздывать, писать письма во время лекций, переедание, привычка поздно ложиться спать или грубость с незнакомыми людьми. Если вы женаты или живете с кем-то, вы можете начать это упражнение вдвоем, выбрать по привычке и помогать друг другу.

Сделав выбор относительно цели, наказывайте себя или попросите партнера наказывать вас каждый раз, когда происходит нежелательное поведение. Наказание может быть обидным высказыванием (Эй, свинтус, ты опять обожрался!), лишение себя какого-нибудь удовольствия и т.п. Можно налагать на себя денежные штрафы, с тем чтобы отправить набранную сумму на благотворительные цели. (Если вы решите отдавать штраф партнеру, это может создать излишнее напряжение в отношениях, потому что каждый раз, когда вы себя штрафуете, он выигрывает, что делает его заинтересованным).

Через неделю дайте себе отчет в ваших успехах. Ослабла ли привычка. Проявляется ли нежелательное поведение реже? Что вы чувствуете по этому поводу?

Положительное подкрепление

Прекратите наказания. Выберите поведение, которое предпочтительнее, вместо привычки, с которой вы работали через отрицательное подкрепление. Например, если вы склонны грызть ногти, не предпочтительнее ли чистить и подрезать их? Не заменить ли обильный десерт чашкой кофе? Не лучше ли приходить заранее, чем опаздывать, не даст ли это вам возможность расслабиться и приготовиться к тому, что предстоит делать?

ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ

Одна из процедур, осуществляемых бихевиоральными терапевтами, называется десенситизацией (ослаблением чувствительности). Предлагаемое упражнение не ставит целью показать вам, как в действительности работает терапевт. Это способ пережить нечто, что происходит, когда вы сосредоточиваетесь на определенном фрагменте поведения.

Это трудное упражнение. Если вы собираетесь его пробовать, делайте это внимательно и тщательно.

Определение проблемы.

Выберите определенный страх, который появляется у вас в течение определенного времени. Легче всего взять какую-нибудь фобию, если у вас таковая есть: боязнь змей, червяков, крови, высоты - хорошие примеры. Если у вас нет фобий или, если вы не хотите с ними работать, выберите эмоциональную реакцию, которая проявляется у вас в определенных ситуациях. Например, вы можете испытывать определенное возбуждение каждый раз, когда за вашей машиной едет полицейская машина, или, может быть, вы встаете на дыбы каждый раз, когда кто-нибудь упоминает вашу религию. Годится любая стереотипная ситуация, которая вас беспокоит.

Релаксация.

Сядьте в удобное кресло или лягте. Расслабьте все тело. Сосредоточивайтесь поочередно на каждой части тела, предлагая ей расслабиться, и убеждаясь, что она расслабилась. Расслабьте пальцы ног, ступни, лодыжки, колени, бедра и т. д. Это займет несколько минут. Поупражняйтесь в таком расслаблении, пока не будете уверены в своей способности расслабляться. Если вы не уверены, расслаблена ли определенная часть тела, напрягите мышцы в этом районе, а затем расслабьте их. Скоро вы научитесь чувствовать разницу.

Первые шаги десенситизации.

Теперь, расслабившись, но не заснув, подумайте о чем-либо, что имеет отдаленное отношение к фобии, с которой вы работаете. Если, например, речь идет о боязни змей, представьте себе заметку о какой-нибудь безобидной змейке, которую нашли в далекой стране. Если вы боитесь полисменов, подумайте о клоуне, переодетом полисменом, жонглирующем шарами в цирке.

Ваша цель состоит в том, чтобы поддерживать в уме образ, связанный с провоцирующим тревожность стимулом, в то время как физически вы расслаблены. Если вы начнете напрягаться (Ой, змея!...), прекратите сосредоточиваться на этом образе, вернитесь к расслаблению тела. Продолжайте эту процедуру, пока не сможете поддерживать в уме образ, оставаясь полностью расслабленным.

Дальнейшая десенситизация.

Дальнейший шаг и все последующее состоит в представлении более живой и более связанной с объектами ситуации. Визуализируйте ее (или смотрите, если есть такая возможность), поддерживая релаксацию. Для фобии змей, например, дальнейшие ситуации могут быть реальным чтением про змей, изображения змей, посещения террариума, наблюдение змей в клетках издали и т. д.

Продолжая эту практику, перед каждым занятием уделяйте время работе над улучшением релаксации.

Интенсивные интегративные психотехнологии

Использование дыхательных методов для самопознания, внутренней трансформации и интеграции, имеет длительную предысторию.

Сегодня практическая психология имеет в своем арсенале набор холистических методик, позволяющих человеку общаться со своим внутренним миром, трансформировать и усовершенствовать его.

Это показавшие свою эффективность, приемлемость для использования в современных условиях техники холотропного дыхания, Свободного Дыхания, вайвейшн, ребефинга. Эти подходы наиболее полно охватывают человеческую реальность, учитывая не только физический и эмоциональный компоненты, которым занимаются соответственно терапия и психиатрия, но и другие составляющие психической реальности как ментальный, образный, мотивационно - потребностный компоненты.

Представляется полезным рассмотреть место и роль связного дыхания в жизни человека, пережившего кризисное состояние с холистических позиций.

Следующая схема позволяет это сделать:

1. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ.

2. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.

3. РАСШИРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

4. КОНТАКТ С СОСТАВЛЯЮЩИМИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА

5. РАСШИРЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

6. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ, ФИЗИЧЕСКОМ И СИТУАЦИОННОМ УРОВНЕ.

Необычность и болезненность проявлений четвертого пункта данной схемы побуждает человека обратиться к специалисту, и врач предлагает традиционные медикаментозные средства, которые, принося временное облегчение, препятствуют естественному разрешению этих состояний. Таким образом, субъект, годами пребывая в состоянии расширенного сознания, переходя от одного специалиста к другому, контактируя с дискомфортными, часто болезненными ощущениями в теле, неподдающимися четкой диагностике, лишь усиливает состояние стресса.

В такой ситуации рационально предложить клиенту способы результативного контакта со своим психофизическим состоянием в соответствии с семикомпонентной моделью ЦПР, что может оказаться одним из путей разрешения конфликта на эмоциональном, физическом, ситуационном уровне и способствовать личностному росту.

В европейской культуре дыхательные техники были заново открыты в начале 70-х годов. Впервые техника связного осознанного дыхания была использована в ребефинге.

Ребефинг

Ребефинг (от англ. "Rebirthing" - возрождение, духовное воскресение) - система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего, самого сильного - родового, который люди испытывают в момент появления на свет.

Леонард Орр, который является создателем этой техники, под ребефингом понимает следующее:

Во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,

Во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

Техника ребефинга была создана в 1974-75 гг. Леонардом Орром. В настоящее время ребефинг представляет из себя весьма сложное образование и его можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки:

а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии;

б) проработка 5 Великих Проблем:

Травмы рождения,

Синдрома родительского неодобрения,

Специфической негативности,

Неосознанного влечения к смерти,

Прошлых жизней;

в) концепция "Мысли творят реальность".

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и "сухой" процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма работы с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является "консультация по сознательному преуспеванию" (79, 112, 263).

Через несколько лет после зарождения ребефинга появились новые течения, использующие связное дыхание. Это вайвейшн (основатели Джим Леонард и Фил Лаут), холотропное дыхание (основатель Станислав Гроф), LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели Сондра Рэй и Боб Мандел).

Вайвейшн

Вайвейшн (от лат.vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) - метод, основателем которого является Джим Леонард. В 1979 году им и Филом Лаутом основано движение интегративного ребефинга. С 1987 года зарегистрирована торговая марка "vivation". В ребефинге Л. Орра существовало понятие "высвобождения" и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимы не только высвобождение ("выпустить тигра из клетки"), но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (классы дыхания) (79,112).

В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням обучения интеграции:

- "сухой" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

- "водный" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

- "амбулаторный" Вайвейшн /закрепление навыка интеграции в повседневной жизни - за едой, за рулем автомобиля и т.д./.

Холотропное дыхание

Метод холотропного дыхания был основан, как указывалось выше, Станиславом Грофом. В 1977 г. Леонардом Орром и Сондрой Рэй была выпущена книга "Возрождение в Новую Эпоху" (264), где рассказывалось о применении ребефинга. В начале своих работ с дыханием он отталкивался от техники ребефинга. Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово “холотропный” буквально означает “стремящийся к целостности” (от греч.: “holos”- целое и “trepein”- движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы . Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей, но может охватить одновременно и всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности . Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. По словам Грофа, “этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии” . Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. Для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Гроф отмечает, что “эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы” . Таким образом, узкие “биографические” представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни. Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего, она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. В конце 70-х годов Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую называли холономной интеграцией или холотропной терапией . Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим “психотерапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом” Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:

Более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

Побуждающая музыка;

Помощь холонавту в освобождении энергии посредством спе-цифических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, таким, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).

Трансперсональная психология - раздел общей психологии, вы-деливший предметом своего исследования “надличностные”, "сверхличностные" состояния сознания. Основываясь на голономной парадигме как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологической и психологической сущностей человека (79). Трансперсональная психология зародилась в конце 60-х годов из недр гуманистической психологии (Маслоу, Сьютич, Уотс, Мэрфи). Ассоциация трансперсональной психологии была создана в 1968 г., первый журнал трансперсональной психологии вышел в 1969 г.

К началу 80-х годов С.Гроф считался одним из ведущих лидеров в трансперсональной психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований с ЛСД-25. Именно в это время его эксперименты переключились на холотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и эффекты, как при использовании ЛСД-25, а самое главное - такими же терапевтическими и интегративными возможностями (51, 52, 79, 83, 98, 130, 200, 229).

Критика функционализма, как мы видели, положила начало развитию бихевиоризма-направления, преобладающего в американской пси­хологии вплоть до настоящего времени. Его основатель, Дж. Б. Уотсон (J.B. Watson), провозгласил в 1913 году, что психология получит право считаться наукой лишь после того, как она выработает объективный подход - к исследуемым явлениям.

Подобно химику, который изучает плавление какого-то металла и которого интересует только изменение его состояния при данной температуре, психолог должен ограничиваться описанием и количест­венной оценкой форм поведения, возникающих в данной ситуации.

Предложенная Уотсоном схема S-R означает, что каждой ситуации (или стимулу-S) соответствует определенное поведение (или реакция - R).

Бихеовиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все понятия, связанные с созна­нием, следует изгнать из сферы научной психологии, по их мнению, например, выражения «этот ребенок боится собаки» или «я влюблен в эту женщину» в научном плане не означают ничего. Согласно бихевиористам, осознание» субъектом таких явлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователя. Напротив, объективные описания («слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака, и слабеют при удалении собаки», или «при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются») дают возможность количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувство страха или степень увлеченности.

За несколько лет до этого русский физиолог И. П. Павлов и его группа при изучении данных, полученных при исследовании поведения животных в лаборато­рии, очень скоро натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусственными условиями, в которых проводятся эксперименты. Так, утверждения бихевиористов о том, что любое поведение всецело обусловлено научением, подверглись сомнению со стороны этологов, проводя­щих полевые исследования в природе. Этологи, как мы видели в предыдущей главе, выяснили врожденную основу большинства форм поведения, наблюдаемых у различных животных.



Сравнительно недавно возникшая социобиология доходит даже до утверждения, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие ему так же, как и всем другим представителям животного мира. Так, наш образ жизни, который, как мы считаем, создали мы сами, на самом деле в значительной мере определяется нашими генами.

Хотя эти новые данные расширили уже имевшиеся знания о поведе­нии человека, они были подвергнуты сомнениям, иногда фундаменталь­ным, со стороны представителей научной психологии.

Уотсон Джон (1878-1958) - американский психолог, основатель бихевиоризма, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др.

Бихевиоризм


Хрестоматия по истории психологии
под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. С. 34-44.

Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior - поведение) - особое направление в психологии человека и животных, буквально - наука о поведении. В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных, порвав, таким образом, со старым антропоморфическим направлением в зоопсихологии. Антропоморфическая школа устанавливала у животных такие сложные действия, которые не могли быть названы «инстинктивными». Не подвергая этой проблемы экспериментальному исследованию, она утверждала, что животные «разумно» относятся к вещам и что поведение их, в общем, подобно человеческому.

Ллойд Морган ставил наблюдаемых животных в такие условия, при которых они должны были разрешить определенную задачу, например поднять щеколду, чтобы выйти из огороженного места. Во всех случаях он установил, что разрешение задачи начиналось с беспорядочной деятельности, с проб и ошибок, которые случайно приводили к верному решению. Если же животным снова и снова ставилась та же задача, то в конце концов они научались разрешать ее без ошибок: у животных развивалась более или менее совершенная привычка. Другими словами, метод Моргана был подлинно генетическим . Эксперименты Моргана побудили Торндайка в Америке к его работе (1898). В течение следующего десятилетия примеру Торндайка последовало множество других ученых-зоологов. Однако никто из них ни в коей мере не приблизился к бихевиористической точке зрения. Почти в каждом исследовании этого десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных. Уошборн дает в своей книге «The animal Mind» (1-е издание, 1908) общие психологические предпосылки, лежащие в основе работ того времени о психологии животных. Уотсон в своей статье «Psychology as the Behaviorist Views It» («Psychological Review», XX, 1913) первый указал на возможность новой психологии человека и животных, способной вытеснить все прежние концепции о сознании и ег подразделениях. В этой статье впервые появились термины бихевиоризм, бихевиорист, бихевиористический . В своей первоначальной форме бихевиоризм основывался на недостаточно строгой теории образования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ Павлова и Бехтерева об условных секреторных и двигательных рефлексах, и эти работы, в сущности, и дали научное основание бихевиоризму. В тот же период возникла школа так называемой объективной психологии , представленная Икскюлем, Беером и Бете в Германии, Нюэлем и Боном во Франции и Лебом в Америке. Но хотя эти исследователи и способствовали в большой мере накоплению фактов о поведении животных, тем не менее их психологические интерпретации имели мало значения в развитии той системы психологии, которая впоследствии получила название «бихевиоризм». Объективная школа в том виде, как она была развита биологами, была, по существу, дуалистической и вполне совместимой с психофизическим параллелизмом. Она была скорее реакцией на антропоморфизм, а не на психологию как науку о сознании.

Cущность бихевиоризма. С точки зрения бихевиоризма подлинным предметом психологии (человека) является поведение человека от рождения и до смерти. Явления поведения могут быть наблюдаемы точно так же, как и объекты других естественных наук. В психологии поведения могут быть использованы те же общие методы, которыми пользуются в естественных науках. И поскольку при объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека, этими терминами старая психология продолжала пользоваться потому, что эта старая психология, начавшаяся с Вундта, выросла из философии, а философия, в свою очередь, из религии. Другими словами, этими терминами пользовались потому, что вся психология ко времени возникновения бихевиоризма была виталистической. Сознание и его подразделения являются поэтому не более как терминами, дающими психологии возможность сохранить - в замаскированной, правда, форме - старое религиозное понятие «души». Наблюдения над поведением могут быть представлены в форме стимулов © и реакций (Р). Простая схема С - Р вполне пригодна в данном случае. Задача психологии поведения является разрешенной в том случае, если известны стимул и реакция. Подставим, например, в приведенной формуле вместо С прикосновение к роговой оболочке глаза, а вместо Р мигание. Задача бихевиориста решена, если эти данные являются результатом тщательно проверенных опытов. Задача физиолога при изучении того же явления сводится к определению соответственных нервных связей, их направления и числа, продолжительности и распространения нервных импульсов и т. д. Этой области бихевиоризм не затрагивает, как не затрагивает он и проблему физико-химическую - определение физической и химической природы нервных импульсов, учет работы произведеной реакции и т. п. Таким образом, в каждой человеческой реакции имеются бихевиористическая, нейрофизиологическая и физико-химическая проблемы. Когда явления поведения точно сформулированы в терминах стимулов и реакций, бихевиоризм получает возможность предсказывать эти явления и руководить (овладеть) ими - два существенных момента, которых требует всякая наука. Это можно выразить еще иначе. Предположим, что наша задача заключается в том, чтобы заставить человека чихать; мы разрешаем ее распылением толченого перца в воздухе (овладение). Не так легко поддается разрешению соотношение С ® Р в «социальном» поведении. Предположим, что в обществе существует в форме закона стимул «запрещение» ©, каков будет ответ (Р) ? Потребуются годы для того, чтобы определить Р исчерпывающим образом. Многие из наших проблем должны еще долго ждать разрешения вследствие медленного развития науки в целом. Несмотря, однако, на всю сложность отношения «стимул-реакция», бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах.

Основная задача бихевиоризма заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае - при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) - бихевиорист мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана. Совершенно очевидно, что при такой широкой задаче бихевиоризм еще далек от цели. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хотя иным она казалась абсурдной. Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак - словом, все вообще исторически возникшие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать - в самом общем смысле этого слова - поведение человека; общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на отдельных индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям. Правда, обобщения бихевиористов основывались до настоящего времени преимущественно на обычных, бессистемно применявшихся методах общественного воздействия. Бихевиоризм надеется завоевать и эту область и подвергнуть экспериментально-научному, достоверному исследованию отдельных людей и общественные группы. Другими словами, бихевиоризм полагает стать лабораторией общества. Обстоятельство, затрудняющее работу бихевиориста, заключается в том, что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции, могут впоследствии вызвать ее. Мы называем это процессом обусловливания (раньше это называли образованием привычек). Эта трудность заставила бихевиориста прибегнуть к генетическому методу. У новорожденного ребенка он наблюдает так называемую физиологическую систему рефлексов, или, лучше, врожденных реакций. Беря за основу весь инвентарь безусловных, незаученных реакций, он пытается превратить их в условные. При этом обнаруживается, что число сложных незаученных реакций, появляющихся при рождении или вскоре после него, относительно невелико. Это приводит к необходимости совершенно отвергнуть теорию инстинкта. Большинство сложных реакций, которые старые психологи называли инстинктами, например ползание, лазание, опрятность, драка (можно составить длинный перечень их), в настоящее время считаются надстроенными или условными. Другими словами, бихевиорист не находит больше данных, которые подтверждали бы существование наследственных форм поведения, а также существование наследственных специальных способностей (музыкальных, художественных и т.д.). Он считает, что при наличии сравнительно немногочисленных врожденных реакций, которые приблизительно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой возможно направить формирование любого ребенка по строго определенному пути.

Образование условных реакций. Если мы предположим, что при рождении имеется только около ста безусловных, врожденных реакций (на самом деле их, конечно, гораздо больше, например дыхание, крик, движение рук, ног, пальцев, большого пальца ноги, торса, дефекация, выделение мочи и т. д.); если мы предположим далее, что все они могут быть превращены в условные и интегрированы - по законам перестановок и сочетаний, - тогда все возможное число надстроенных реакций превысило бы на много миллионов то число реакций, на которое способен отличающийся максимальной гибкостью взрослый человек в самой сложной социальной обстановке. Эти незаученные реакции вызываются некоторыми определенными стимулами. Будем называть такие стимулы безусловными [(Б)С], а все такие реакции - безусловными реакциями [(Б)Р], тогда формула может быть выражена так:

После образования условной связи

Пусть в этой схеме А будет безусловным стимулом, а 1 - безусловной реакцией. Если экспериментатор заставляет В (а в качестве В , насколько нам известно, может служить любой предмет окружающего мира) воздействовать на организм одновременно с А в течение известного периода времени (иногда достаточно даже одного раза), то В затем также начинает вызывать 1. Таким же способом можно заставить С, Д, Е вызывать 1, другими словами, можно любой предмет по желанию заставить вызывать 1 (замещение стимулов). Это кладет конец старой гипотезе о существовании какой-то врожденной либо мистической связи или ассоциации между отдельными предметами. Европейцы пишут слова слева направо, японцы же пишут вдоль страницы - сверху вниз. Поведение европейцев также закономерно, как и поведение японцев. Все так называемые ассоциации приобретены в опыте. Это показывает, как растет сложность воздействующих на нас стимулов по мере того, как наша жизнь идет вперед.

Каким образом, однако, становятся более сложными реакции? Физиологи исследовали интеграцию реакций главным образом, однако, с точки зрения их количества и сложности. Они изучали последовательное течение какого-либо акта в целом (например, рефлекса почесывания у собак), строение нервных путей связанных с этим актом, и т. п. Бихевиориста же интересует происхождение реакции. Он предполагает (как это показано в нижеприведенной схеме), что при рождении А вызывает 1, В - 2, С - 3. Действуя одновременно, эти три стимула вызовут сложную реакцию, составными частями которой являются 1, 2, 3 (если не произойдет взаимного торможения реакций). Никто все же не назовет это интеграцией. Предположим, однако, что экспериментатор присоединяет простой стимул Х всякий раз, как действуют А, В и С . Через короткое время окажется, что этот стимул Х может действовать один, вызывая те же три реакции 1, 2, 3, которые раньше вызывались стимулами А, В, С .

Изобразим схематически, как возникает интеграция или новые реакции всего организма:

Часто возбудителем интегрированной реакции является словесный (вербальный) стимул. Всякий словесный приказ является таким именно стимулом. Таким образом, самые сложные наши привычки могут быть представлены как цепи простых условных реакций.

Бихевиоризм заменяет поток сознания потоком активности, он ни в чем не находит доказательства существования потока сознания, столь убедительно описанного Джемсом, он считает доказательным только наличие постоянно расширяющегося потока поведения. На приведенной схеме показано, чем бихевиоризм заменяет джемсовский поток сознания.

На этой схеме перечислены (весьма неполно) действия новорожденного (непрерывные линии). Она показывает, что реакции «любовь», «страх», «гнев», появляются при рождении так же, как чихание, икание, питание, движение туловища, ног, гортани, хватание, дефекация, выделение мочи, плач, эрекция, улыбка и т. д. Она показывает далее, что протягивание рук, мигание и т. п. появляются в более позднем возрасте. Из этой схемы становится также ясным, что некоторые из этих врожденных реакций продолжают существовать в течение всей жизни индивидуума, в то время как другие исчезают. Важнее всего то, что, как показывает схема (пунктирные линии), условные реакции всегда непосредственно надстраиваются на основе врожденных.

Так, например, новорожденный ребенок улыбается [(Б)Р], поглаживание губ [(Б)С] и других зон тела (как и некоторые внутриорганические стимулы) вызывают эту улыбку.
Рис. 1. Поток активности. Черная непрерывная линия обозначает безусловную основу всякой системы поведения. Пунктирная линия показывает, как каждая система усложняется при образовании условных реакций

Cитуацию при этой врожденной реакции можно представить следующим образом:
(Б)С (Б)Р Поглаживающее прикосновение Улыбка После образования условной связи: (У)С (У)Р Вид материнского лица Улыбка При реакции гнева: (Б)С (Б)Р Препятствующее движение Громкий плач, сжимание тела и т.д. (гнев) После образования условной связи: (У)С (У)Р Вид человека, учиняющего препятствие Гнев

Рассмотрим реакцию страха. Работы Уотсона и Рейнера, Мосса Лекки, Джонса и других указывают на то, что основным безусловным стимулом [(Б) С], вызывающим реакцию страха, является громкий звук или потеря опоры. Все дети, за исключением только одного из тысячи, над которыми производился эксперимент, задерживали дыхание, морщили губы, плакали, а те, кто постарше, уползали, когда раздавался позади их громкий звук или когда одеяло, на котором они лежали, внезапно выдергивалось из-под них. Ничто другое, насколько удалось наблюдать, не вызывает реакции страха в раннем детстве. Но очень легко заставить ребенка бояться какого угодно другого предмета. Экспериментатору достаточно для этого, показывая данный предмет, ударить, скажем, в стальную полосу за спиной ребенка и повторить эту процедуру несколько раз. Схема этой ситуации такова:
(Б)С (Б)Р Громкий звук, потеря опоры Вздрагивание, плач и т.д. страх После образования условной связи: (У)С (У) Р Кролики, собака, предмет, опушенный мехом Страх

Другим интересным явлением, связанным с условными эмоциональными реакциями, является перенесение. Когда пытаются изобразить этот процесс в терминах Фрейда, натыкаются на тайну. Между тем экспериментальное изучение дало существенный фактический материал для выяснения его происхождения. Опыты над человеком и над собакой показали, что можно и того и другого заставить отвечать секреторной (слюнной) или двигательной реакцией на тон в 250 колебаний в секунду. Но эта реакция происходит не только тогда, когда действует условный стимул и каждый раз раздается именно этот тон, но и тогда, когда звучат более высокие или более низкие тона. Экспериментатор может, применяя особые приемы, ограничить ряд стимулов, вызывающих реакцию. Он может ограничить их настолько, чтобы только тон в 256 колебаний в секунду (± дробь колебания) мог вызывать данную реакцию. Такая реакция называются дифференциальной, точно настроенной. Очевидно, совершенно то же самое происходит в случае условной эмоциональной реакции. Приучите ребенка к тому, чтобы один вид кролика вызывал в нем страх, и тогда, если ничего другого не будет сделано, крыса, собака, кошка, любая опушенная мехом вещь будут вызывать в ребенке страх. Бихевиорист имеет основание думать, что в точности то же самое происходит и с реакциями любви и гнева. Это указывает на то, что одна прочная условная реакция в эмоциональной сфере может произвести обширные изменения во всей жизни индивида. Такие «перенесенные» страхи представляют, следовательно, собой реакции недифференцированные, «неопределенные», диффузные. Образование условных связей начинается в жизни ребенка гораздо раньше, чем думали до сих пор. Это процесс, который в короткий срок усложняет реакцию: ребенок 2 - 3 лет уже располагает тысячами реакций, воспитанных в нем окружающей его средой. Объяснение возникающих при этом сложных реакций бихевиоризм находит в механизме условных рефлексов. Бихевиористу нет необходимости при этом погружаться в бездонность «бессознательного» фрейдовской школы.

Процесс размыкания условной связи. Ввиду исключительной практической важности вопроса бихевиористами были проведены эксперименты в области размыкания условной связи или переключения ее. Нижеприведенный простой эксперимент иллюстрирует сказанное. У ребенка 1,5 лет была выработана условная отрицательная реакция: при виде сосуда с золотыми рыбками он отходил либо убегал. Приводим слова экспериментатора: «Ребенок как только увидит сосуд с рыбками, говорит: „Кусается“. С какой бы быстротой он ни шел, он замедляет шаг, как только приблизится к сосуду на 7 - 8 шагов. Когда я хочу задержать его силой и подвести к бассейну, он начинает плакать и пытается вырваться и убежать. Никаким убеждением, никакими рассказами о прекрасных рыбках, о том, как они живут, движутся и т. д., нельзя разогнать этот страх. Пока рыбок нет в комнате, вы можете путем словесного убеждения заставить ребенка сказать: „Какие милые рыбки, они вовсе не кусаются“, но стоит показать рыбку, и реакция страха возвращается. Испробуем другой способ. Подведем к сосуду старшего брата, 4-летнего ребенка, который не боится рыбок. Заставим его опустить руки в сосуд и схватить рыбку. Тем не менее младший ребенок не перестанет проявлять страх, сколько бы он ни наблюдал, как безбоязненно его брат играет с этими безвредными животными. Попытки пристыдить его также не достигнут цели. Испытаем, однако, следующий простой метод. Поставим стол от 10 до 12 футов длиной. У одного конца стола поместим ребенка во время обеда, а на другой конец поставим сосуд с рыбками и закроем его. Когда пища будет поставлена перед ребенком, попробуем приоткрыть сосуд с рыбками. Если это вызовет беспокойство, отодвиньте сосуд так, чтобы он больше не смущал ребенка. Ребенок ест нормально, пищеварение совершается без малейшей помехи. На следующий день повторим эту процедуру, но пододвинем сосуд с рыбками несколько ближе. После 4 - 5 таких попыток сосуд с рыбками может быть придвинут вплотную к подносу с пищей, и это не вызовет у ребенка ни малейшего беспокойства. Тогда возьмем маленькое стеклянное блюдо, наполним его водой и положим туда одну из рыбок. Если это вызовет смущение, отодвинем блюдо, а к следующему обеду поставим его снова, но уже поближе. Через три-четыре дня блюдо уже может быть поставлено вплотную к чашке с молоком. Прежний страх преодолен, произошло размыкание условной связи, и это размыкание стало уже постоянным. Я думаю, что этот метод основан на вовлечении висцерального компонента общей реакции организма; другими словами, для того, чтобы изгнать страх, необходимо включить в цепь условий также и пищеварительный аппарат. Я полагаю, что причина непрочности многих психоаналитических методов лечения заключается в том, что не воспитывается условная реакция кишечника одновременно с вербальными и мануальными компонентами. По-моему, психоаналитик не может при помощи какой бы то ни было системы анализа или словесного увещевания вновь включить в цепь условий пищеварительный аппарат потому, что слова в нашем прошлом обучении не служили стимулами для кишечных реакций» (Уотсон). Бихевиорист полагает, что факты такого рода окажутся ценными не только для матерей и нянь, но и. для психопатолога.

Представляет ли мышление проблему? Всевозрастающее преобладание речевых навыков в поведении растущего ребенка естественно вводит нас в бихевиористическую теорию мышления. Она полагает, что мышление есть поведение, двигательная активность, совершенно такая же, как игра в теннис, гольф или другая форма мускульного усилия. Мышление также представляет собой мускульное усилие, и именно такого рода, каким пользуются при разговоре. Мышление является просто речью, но речью при скрытых мускульных движениях. Думаем ли мы, однако, только при помощи слов? Бихевиористы в настоящее время считают, что всякий раз, когда индивид думает, работает вся его телесная организация (скрыто), каков бы ни был окончательный результат: речь, письмо или беззвучная словесная формулировка. Другими словами, с того момента, когда индивид поставлен в такую обстановку, при которой он должен думать, возбуждается его активность, которая может привести в конце концов к надлежащему решению. Активность выражается: 1) в скрытой деятельности рук (мануальная система реакций), 2) чаще - в форме скрытых речевых движений (вербальная система реакций), 3) иногда - в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (висцеральная система реакций). Если преобладает 1-я или 3-я форма, мышление протекает без слов.

Бихевиористы высказывают предположение, что мышление в последовательные моменты может быть кинестетическим, вербальным или висцеральным (эмоциональным). Когда кинестетическая система реакций заторможена или отсутствует, тогда функционируют вербальные процессы; если заторможены те и другие, то становятся доминирующими висцеральные (эмоциональные) реакции. Можно, однако, допустить, что мышление должно быть вербальным (беззвучным) в том случае, если достигнута окончательная реакция или решение. Эти соображения показывают, как весь организм вовлекается в процесс мышления. Они указывают на то, что мануальная и висцеральная реакции принимают участие в мышлении даже тогда, когда вербальных процессов нет налицо; они доказывают, что мы могли все же каким-то образом мыслить даже в том случае, если бы мы не имели вовсе слов. Итак, мы думаем и строим планы всем телом. Но поскольку речевые реакции, когда они имеются налицо, обычно доминируют, по-видимому, над висцеральными и мануальными, можно сказать, что мышление представляет собой в значительной мере беззвучную речь.

Б. Скиннер (1904-1990) - американский психолог, представитель бихевиоризма, профессор психологии Гарвардского университета, внес значительный вклад в теорию и методики обучения, разработал филосою "науки человеческого поведения", служащую основой социального бихевиоризма. Основные произведения: "The behavior of organism" (1938), "Science and human behavior" (1956), "Reflektions on bahaviorism ans society" 1978
Публикуемый фрагмент представляет собой перевод введения из книги Б. Скиннера "Что такое бихевиоризм?", в котором приводятся основные аргументы против бихевиоризма, с которыми полемизирует Скиннер.

35. Проблемы психологии подросткового возраста. Теории подросткового кризиса. Проявления подросткового кризиса.

Абстракт

Подростковый возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода – психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона Последний определяет кризис подросткового возраста как кризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос "кто я в различных жизненных и социальных ситуациях" и сведение всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс.

Выделяются две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная. Степень выраженности подросткового кризиса в последние годы уменьшилась. Его проявления могут быть различными. Подавляющее большинство проблем подросткового периода решается путем повышения самооценки. Неадекватные проявления требуют профессионального вмешательства.

Биологически подростковый возраст связывают с физиологическими изменениями в организме, которые определяются половым созреванием. Эти изменения обозначаются термином "пубертат " (от лат. pubescere - покрытый волосами) - совокупность биологических изменений, происходящих в организме подростка, которые влияют как на его восприятие другими людьми, так и на его самовосприятие, в особенности на образ собственного тела.

Биологически средний возраст начала пубертата: для девочек - от 10 до 13 лет (Европа и Северная Америка); для мальчиков - на два года позже. Заканчивается пубертат тогда, когда половой аппарат становится полностью готовым к функционированию.

Если обратиться к концепции социобиологии, то можно вспомнить, что аналогичный период есть уже у многих высших животных. У высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечивающие размножение. Прежде всего они должны территориально найти друг друга, для чего животные в течение созревания или даже незадолго до него охватываются возбуждением (бродят, птицы предпринимают полеты и т.д.). Другими словами, индивидуум должен выйти из состояния самоуспокоенности и начать активный поиск партнера. Применительно к человеку это означает, что он должен стать возбудимым, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его Я должно раскрыться для встречи с ТЫ.

Все исследователи сходятся на том, что подростковый возраст - сложное время как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие - "кризис подросткового возраста".

Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода – психоаналитические; социально-психологические, теория Э. Эриксона.

Психоаналитический подход - более старый, появился в 30-е гг. с работами дочери З. Фрейда Анны Фрейд.

Сформулируем основную идею этого подхода. В период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе - разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.

Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:

· обожание знаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка;

· резкие перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям (неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.).

Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе юности являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей в плане как выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у молодых людей сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности юношеского развития процессом смены ролей.

Тогда путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то с наступлением юности возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.

Пример: девушка чувствует себя обязанной провести вечер с матерью, у которой возникли какие-то проблемы, и в то же время она стремится на свидание с другом, к которому испытывает нежные чувства.

Итак, психоаналитический подход видит причину стресса и внутреннего напряжения, характерного для подросткового возраста, во внутренней эмоциональной нестабильности; социальная психология - в противоречивости тех воздействий, которые общество оказывает на молодого человека. Синтезом этих подходов является наиболее широко сейчас распространенная теория Э. Эриксона , согласно которому биологическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями на всем протяжении жизни человека. Это взаимодействие на каждой стадии развития приводит к возникновению кризиса как поворотной точки в процессе становления индивида, после которой возникает возможность дальнейшего интенсивного жизненного развития. Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование идентичности (ответа на вопрос "кто я в различных жизненных и социальных ситуациях" и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского личностного Я.

Чувство идентичности формируется у подростка постепенно. Его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей, как уже говорилось, преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей (любят - не любят, принимают – не принимают и т.д.). В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми.

Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки были бы синтезированы. Поиск идентичности значительно усложняется, если ценностные представления родителей, учителей и сверстников не согласуются между собой.

Стадии подросткового кризиса .

Как правило, выделяются две стадии подросткового кризиса – негативная и позитивная.

Негативная фаза – переход к новому типу отношений в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового периода опережают появление соответствующих им изменений в отношениям со взрослыми. То есть подросток путем разных форм неподчинения взрослому ломает прежние, детские отношения с ним и навязывает новый тип взрослых отношений, которым объективно принадлежит будущее (только при таких отношениях может развиваться социальная взрослость подростка).

Негативная фаза связывается с разрушением у подростка прежних и появление новых интересов. Если это происходит по инициативе подростка, то возникают конфликтные отношения, которые способствуют нежелательной эмансипации подростка, создают у него смысловой барьер к воздействиям взрослого. Если же это происходит по инициативе взрослых, то может протекать постепенно, без конфликтов. В этом случае взрослый начинает заранее перестраивать свое отношение к подростку и выяснять, где именно и как можно расширить его самостоятельность и права, а одновременно и повысить требования к нему, увеличить его ответственность.

Позитивная фаза - фаза культурных интересов. Из многообразия интересов постепенно, путем дифференциации, выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов (как правило, от романтических стремлений к реалистичному и практичному выбору одного наиболее устойчивого интереса, который и определит всю его дальнейшую жизнь).

Степень выраженности подросткового кризиса . Все явления, которые мы уже описали и еще опишем, могут быть выражены с разной степенью. Так, во времена Фрейда все это наблюдалось в сильной степени. В то же время исследования 1975 года (США) показывают, что, хотя все подростки испытывают некоторое напряжение вследствие специфичных для этого возраста психологических трудностей, кризис наблюдался в исключительных случаях. Большинство подростков успешно решают все перечисленные задачи развития. Только у 20 процентов подростков наблюдается "беспорядочное взросление", соответствующее истинному подростковому кризису: эмоциональный стресс, аффективное реакции, крах Я, семейные и социальные конфликты.

Бихевиористски-ориентированный подход в психологии обучения. Когнитивная педагогическая психология. Психоаналитическая педагогика. Гуманистическая педагогическая психология. Социально-генетическое направление в педагогической психологии. Культурно-исторический и деятельностный подходы в зарубежной педагогической психологии.

Современная зарубежная педагогическая психология представлена различными школами и направлениями. Для анализа мы выделим те направления педагогической психологии, которые определяют основные тенденции ее развития в последние десятилетия и являются ведущими в мировой психологии. К их числу можно отнести бихевиористски-ориентированный подход и когнитивную психологию, психоаналитическую педагогику, гуманистическую психологию, социально-генетический подход, культурно-историческую психологию.

Бихевиористски-ориентированный подход в психологии обучения

Бихевиоризм составил психологическую основу для ряда дидактических теорий и моделей обучения в современной зарубежной школе, преимущественно американской. Первым практическим применением бихевиоральной теории обучения стало так называемое программированное обучение. Основными чертами модели программированного обучения являются выделение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения.

Программированное обучение строится на путях поиска средств управления процессом обучения. Оно рассматривается как способ организации обучения, решающий задачу управления процессом учения школьников с использованием технических приспособлений (машинный вариант) или в опоре на традиционные учебные книги (безмашинный вариант). Программированное обучение опирается на логику алгоритмизации учебных действий школьников. Обучение осуществляется по программе, которая определяет содержание и порядок операций, необходимых для овладения учебным материалом. Учебные задания предоставляются учащимся последовательно, частями, получившими название шагов, кадров.

Существуют два основных варианта программированного обучения - линейное и разветвленное. В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации, подлежащими усвоению, по единой схеме, в одной заданной последовательности. Разветвленная программа предполагает выбор учениками своего индивидуального пути продвижения в познании в зависимости от уровня подготовленности.

Учебные цели в программированном обучении формулируются на языке внешних наблюдаемых действий (двигательных, речевых и др., которые в совокупности образуют наблюдаемое поведение). Разделение учебных целей и процесса обучения в целом на отдельные элементы приводит к тому, что учащиеся приобретают набор обособленных навыков.

Одним из основных принципов программированного обучения является принцип обратной связи: учащийся и педагог получают информацию об эффективности усвоения материала на всем протяжении обучения. На основе обратной информации, выполняющей функцию контроля и оценки в учении, принимаются решения о дальнейшем продвижении учащихся в осваиваемом содержании. В связи с этим программированное обучение потребовало от разработчиков программ (дидактов, методистов) тщательной проработки операционного состава учебных действий, т.е. выявления структуры действий школьников при выполнении ими конкретного учебного задания. В этом, а также в использовании технических дидактических средств заключается достоинство программированного обучения.

Современными вариантами программированного обучения выступают персонализированные системы обучения, компьютерное (компьютерно-ассистированное) обучение, онлайновое обучение. Все они сохраняют общие черты программированного обучения, но имеют различные технические и программные возможности, позволяющие достичь более высоких результатов научения в различных школьных дисциплинах.

Критики программированного обучения говорят, что индивидуализированные подходы порождают атмосферу холодного, механического и дегуманизированного обучения. В программированном обучении отсутствует спонтанное общение между учителем и учениками, а также между самими учащимися. Отмечается также, что все самое важное в учебном материале нельзя свести к уровню, на котором его можно запрограммировать или разбить на отдельные шаги.

Бихевиористский подход

Как говорилось в нашем кратком обзоре истории психологии, бихевиористский подход уделяет основное внимание наблюдаемым стимулам и реакциям. В частности, С-Р-анализ вашей социальной жизни может быть сосредоточен на том, с какими людьми вы взаимодействуете (то есть на социальных стимулах), и на том, какие реакции по отношению к ним вы проявляете (положительные -- вознаграждения, отрицательные -- наказания, или нейтральные), какими реакциями они, в свою очередь, отвечают вам (вознаграждениями, наказаниями или нейтральными), а также как эти вознаграждения способствуют продолжению или прекращению ваших взаимодействий.

Чтобы проиллюстрировать этот подход, снова воспользуемся нашей выборкой проблем. Так, в случае с тучностью некоторые люди могут переедать (специфическая реакция) только при наличии определенного стимула, и во многих программах по контролю за весом людей учат избегать таких стимулов. В случае с агрессией дети с большей вероятностью проявляют агрессивные реакции, например бьют других детей, когда такие реакции подкрепляются (другие дети ретируются), чем когда они наказываются (другие дают сдачи).

Строгий бихевиористский подход не принимает во внимание психические процессы индивидуума. Психологи, не относящиеся к бихевиористам, часто регистрируют то, что человек высказывает о своих сознательных переживаниях (вербальный отчет), и на основе этих объективных данных делают выводы об умственной деятельности данного человека. Но вообще говоря, бихевиористы просто решили не гадать, какие психические процессы происходят между стимулом и реакцией (Skinner, 1981). Сегодня мало кто из психологов считает себя «чистым» бихевиористом. Тем не менее многие современные разработки в области психологии вышли из работ бихевиористов.

Когнитивный подход

Современный когнитивный подход частично является возвратом к когнитивным корням психологии, а частично -- реакцией на узость бихевиоризма и позиции «стимул-реакция» (поскольку в последних двух игнорировались сложные виды человеческой деятельности, такие как рассуждение, планирование, принятие решений и общение). Как и в XIX веке, современное когнитивное исследование сосредоточено на психических процессах, таких как восприятие, запоминание, мышление, решение задач и принятие решений. Но в отличие от варианта XIX века современный когнитивизм уже не основывается на интроспекции и исходит из следующих главных положений: а) только изучая умственные процессы, мы сможем полностью понять, что делают организмы; б) объективно изучать умственные процессы можно на примере конкретных типов поведения (как, собственно, и делали бихевиористы), но объясняя его в терминах умственных процессов, лежащих в его основе.

Интерпретируя поведение, когнитивные психологи часто пользуются аналогией между разумом и компьютером. Поступающая к человеку информация обрабатывается различными способами: она селектируется, сравнивается с той, что уже есть в памяти, как-то комбинируется с ней, преобразуется, по-другому организуется и т. д. Например, когда подружка звонит вам и говорит «Привет!», то для того чтобы просто распознать ее голос, нужно (бессознательно) сравнить его с другими голосами, хранящимися в долговременной памяти.

Воспользуемся уже знакомыми нам проблемами, чтобы проиллюстрировать когнитивный подход (начиная с этого момента, мы будем говорить уже только о современном его варианте). Возьмем для начала фундаментальную ошибку атрибуции. Интерпретируя чье-либо поведение, мы вовлекаемся в некоторую форму рассуждения (например, о том, что же послужило его причиной), точно так же, когда мы задумываемся, почему тот или иной механизм действует именно так. И здесь оказывается, что наше мышление пристрастно в том смысле, что в качестве причины мы предпочитаем выбирать личные качества (щедрость, например), а не давление ситуации.

Явление амнезии детства также поддается когнитивному анализу. Возможно, события первых лет жизни не удается вспомнить из-за того, что в процессе развития кардинально изменяется сам способ организации памяти и хранящегося в ней опыта. В возрасте около 3 лет эти изменения могут быть наиболее значительными, поскольку именно в это время происходит быстрое развитие речевых способностей, а речь позволяет по-новому организовывать содержимое памяти.

Данный метод (от англ. behaviour - поведение) заключается в исследовании поведения субъектов политических процессов - отдельных людей и социальных групп. Однако обосновавшие данный метод американские социологи П. Лазарсфельд, Т. Лассуэл и другие акцентировали внимание главным образом на внешних обстоятельствах поведения людей и, по сути, игнорировали мотивы их политического поведения. Это вполне соответствует установкам бихевиоризма как одного из направлений современной психологии.

Политическое, правовое, экономическое, моральное и другое сознание людей, в том числе субъектов политической деятельности, осталось вне поля зрения представителей, так сказать политологического бихевиоризма, т.е. бихевиористского учения о политической деятельности. Это породило недооценку роли ценностных ориентации, целей и в конечном счете всей субъективной стороны политической деятельности людей.

Это отчасти соответствует действительности: в том и другом случаях одним из основных методов сбора данных о политическом поведении субъектов являются наблюдения исследователя", широко применяются количественные методы анализа полученных данных, в том числе статистические методы, моделирование и др.

Однако позитивизм вообще и позитивистская политическая социология в частности, в отличие от бихевиоризма, никогда не игнорировали сознание людей, в том числе мотивы их деятельности и ценностные ориентации. Напротив, именно этим факторам позитивизм отводит решающую роль в поведении людей и в складывающихся в ходе их деятельности социальных процессах, в том числе политических. Поэтому они в данном случае являются основным предметом анализа всей политической действительности. Что касается бихевиористского метода анализа политических явлений и процессов, то он не способствует получению целостных научных представлений о них - в этом его основной недостаток.

Основное внимание представители бихевиорального направления уделяли не политическим институтам (например, государству), а механизмам осуществления власти. Предметом их анализа явилось политическое поведение на индивидуальном и социально-агрегированном уровне (в группах, социальных институтах и т.д.). В поле зрения бихевиористов оказались многочисленные аспекты политического процесса, связанные с политическим поведением, такие как голосование на выборах, участие в других различных формах политической активности, в том числе и в неконвенциональных формах (демонстрации, забастовки и т.п.), лидерство, деятельность групп интересов и политических партий и даже субъектов международных отношений. Изучая эти разнообразные аспекты, они пытались ответить на вопрос: почему люди в политике ведут себя определенным образом.

Вместе с тем, бихевиорализм был несвободен от некоторых недостатков и спорных моментов. Чаще всего это методологическое направление подвергали критике за следующие типические особенности, которые выделяет Д. Истон:

попытку дистанцироваться от политической реальности и абстрагироваться от "особой ответственности" по практическому применению знаний, которую накладывают занятия профессиональной наукой;

концепцию научности процедуры и методов, которая уводила исследователя от изучения самого индивида, мотивов и механизма его выбора ("внутреннего" поведения) к исследованию условий, которые влияют на действия ("внешнее" поведение людей). Это могло привести к тому, что политическая наука превратится в "бессубъектную и нечеловеческую" дисциплину, в рамках которой изучение человеческих намерений и целей занимает достаточно скромное место;

"наивное предположение, что одна только бихевиоральная политическая наука свободна от идеологических посылок"; Автор Мелешкина Е. Название Политический процесс Год издания, 2005

Кроме того, среди недостатков данного подхода необходимо отметить отсутствие системного взгляда на политические процессы и игнорирование историко-культурного контекста.

Отмеченные недостатки бихевиорализма, его неспособность дать ответы на многие вопросы политической жизни, предсказать некоторые политические события (например, события 60-х гг.) вызвали кризис этого направления.

бихевиористский политический процесс