Растение – это целостная биологическая система, образовавшаяся за миллиарды лет эволюции. Все его части тесно взаимосвязаны и выполняют свою определенную работу. В случае повреждения или гибели какой-либо части растительного организма, гибель грозит всему растению.

Биологи выделяют растения в отдельное царство, к которому относятся несколько отделов, таких как водоросли, мхи, папоротники, хвощи, голосеменные и покрытосеменные. Представители этих отделов отличаются своим строением, размерами, способом размножения и другими характеристиками. Однако, все они представляют из себя сложные биологические системы, с большим количеством тканей и органов.

Наиболее совершенными в эволюционном плане считаются семенные растения, к ним относятся голосеменные (ель, сосна, кедр) и покрытосеменные. Их способ размножения связан с распространением семян и более эффективен, по сравнению со споровыми (мхи, папоротники). Семенные имеют очень сложное строение, они очень широко распространены на планете от полярной тундры до тропиков.

Строение покрытосеменных

Покрытосеменные или цветковые растения состоят из нескольких вегетативных органов. В данном случае это совокупность клеток, которая имеет определенное строение, отличное от других частей и выполняющий определенную, конкретную работу. Ткани имеют высокую специализацию, они весьма отличаются друг от друга. Выделяют несколько отдельных органов покрытосеменных. Это корень, стебель, лист, а также органы, которые принимают участие в размножении организма: цветки и семена. Все эти части взаимосвязаны и для каждой существует своя функция.

Растительные органы

Значение корня в жизни растений

Корень выполняет несколько важнейших функций. Прежде всего, он отвечает за снабжение остальных тканей водой и минеральными веществами, которые он всасывает из почвы. Вода нужна для процесса фотосинтеза и для нормального функционирования растительных клеток. Еще одной важной функцией корня является закрепление растения в почве. Различают стержневую и мочковатую корневые системы. В первой отчетливо выражен главный корень, а во второй – он не отличим от остальных. В корне часто накапливаются питательные вещества (корнеплоды), а также он служит для вегетативного размножения.

Значение стебля в жизни растений

Стебель – связующее звено между всеми частями организма. По нему происходит транспортировка минеральных веществ и воды от корня вверх и питательных веществ от листьев вниз. Стебель растет в высоту за счет верхушечной почти роста, а в толщину за счет образовательной ткани. Формы и размеры стеблей очень разнообразны. Еще одной, важнейшей его функцией является опорная: на нем расположены листья. Он поднимает их вверх, ближе к свету, делая процессы фотосинтеза более эффективными. Иногда фотосинтез происходит непосредственно в стебле (спаржа). В нем часто накапливаются запасные питательные вещества. Вегетативное размножение при помощи стебля – один из самых распространенных способов.

Значение листьев в жизни растений

В листе происходит процесс фотосинтеза, то есть из воды и углекислого газа, при воздействии солнечных лучей образуются органические вещества, прежде всего глюкоза. Именно они снабжают энергией все остальные ткани и клетки. Листья разных видов имеют разное строение: отличаются формой, размером, наличием или отсутствием черенка и другими особенностями. Чаще всего они имеют пластинчатую форму, такая форма наиболее эффективно улавливает солнечный свет. Каждый лист сверху покрыт эпидермисом, под которым находятся клетки, содержащие хлорофилл. Кроме фотосинтеза он выполняет еще несколько важных функций. Через лист происходит дыхание и испарение воды. С их помощью может происходить вегетативное размножение. В них часто накапливаются питательные вещества.

Значение цветов в жизни растений

Цветок предназначенный для полового размножения покрытосеменных. С ним связаны процессы опыления, оплодотворения, развития семян и плодов. В цветке расположены мужские (тычинки) и женские (пестик) половые органы. Они могут быть расположены на одном цветке, а могут и на разных. Пыльца, содержащая мужские половые клетки попадает на рыльце пестика и прорастает в завязь, в ней происходит процесс оплодотворения. Из оплодотворенной яйцеклетки образовывается зародыш семени, из оплодотворенной клетки завязи – питательный запас семени, из оболочки завязи – кожура семени, а околоплодник - из стенок завязи.

Цветы различны по своему строению, размерам, формам и внешнему виду. Часть из них потрясающе красивы. Цветы могут быть собраны в соцветия. Некоторые цветы опыляются насекомыми (они обычно имеют яркую окраску, с приятный запах и выделяют нектар), другие опыляются ветром (злаковые). После опыления образуются семена, находящиеся внутри плодов. Плоды делают распространение семян более эффективным, подключая к этому процессу животных, птиц, ветер. Значение семян в жизни растений в том чтобы продлить жизнь вида, рода, распространиться, захватить требуемые участки.

В завершении можно отметить, что растение – целостная и сложная система, которая возникла в результате миллиардов лет естественного отбора и борьбы за существование. Каждый орган имеет уникальное строение и выполняет свою работу, обеспечивает успешное функционирование и существование других частей и тканей. Нарушение в работе корневой системы, стебля или листьев, неминуемо приведет к болезни или гибели всего организма. Как человек не может жить без легких или печени, так и дерево не может обходиться без корней.

Инструкция

Листья вырабатывают органические вещества, что является одной из самых важных их функций. В процессе жизнедеятельности в лист попадает кислород и углекислый газ. Первый растение использует для дыхания, а второй - для создания органических веществ. Так, например, плодовые растения вырабатывают фруктозу, которая потом делает фрукты сладкими. С помощью солнечного света в хлоропластах образуется кислород, который затем поступает в атмосферу. Образование кислорода - важнейшее условие для жизни на земле, без него на планете не выжили бы ни растения, ни животные, ни человек. Поэтому так важно препятствовать уничтожению огромных массивов леса.

Листья испаряют воду. Вода поступает к растению через корни и выделяется затем через листья. Так, с поверхности листа удаляются излишки воды и другие вещества, а также действует своеобразная система вентиляции растения. Этот процесс можно сравнить с потоотделением человека: в жаркую погоду тело выделяет пот, чтобы охладиться и не перегреваться на солнце. То же самое происходит и с листьями - они выделяют влагу, чтобы не засохнуть от жары. Процесс испарения воды не постоянный и регулируется самим растением. Когда воды у растения мало или когда погода стоит нежаркая, растение закрывает специальные канальцы - устьицы - в листе и не пропускает воду.

Благодаря работе устьиц осуществляется и еще одна важная функция работы листа - газообмен. На листовой пластине содержатся специальные клетки - хлоропласты с зеленым веществом хлорофиллом. Растения не только выделяют в воздух кислород, но и поглощают его для дыхания. Причем, поглощение кислорода происходит круглые сутки, а вот выработка - только днем, при солнечном свете. То же самое происходит и с углекислым газом: растение не только поглощает его для выработки органических соединений, но и выделяет газ в атмосферу после дыхательного процесса. Но, конечно же, объемы выделения газов у растений совсем не такие, как у человека и других животных. Растения вырабатывают и выделяют в атмосферу гораздо больше кислорода, чем потребляют для собственной жизнедеятельности.

Еще одним важным процессом в является массовое избавление от листьев во время . Зеленый лист обычного лиственного растения живет примерно полгода. За это время в нем накапливаются различные вещества, в том числе отработанные и вредные. После истечения срока жизни к нему перестают поступать полезные питательные вещества, хлорофилл в клетках разрушается, лист стареет и желтеет, а потом и опадает. В зимний период листопад служит еще и защитной мерой от излишней потери влаги и чрезмерного объема кроны, что может привести к поломке ветвей под тяжестью снежных шапок.

У многих растений листья в процессе эволюции видоизменились, стали более мясистыми или, наоборот, превратились в тонкие колючки. В связи с этим изменились и функции листьев. Некоторые растения привыкли размножаться вегетативным способом, то есть при помощи побегов, листьев, другие накапливают в них питательные вещества, защищаются от животных и растений, цепляются за ограды и тянутся к свету и теплу. А некоторые растения при помощи видоизмененных листьев могут даже ловить и переваривать небольших существ вроде мух или жуков.

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: сформировать представление о функциях листьев, рас-крыть их значение для растения в целом; продолжить формирова-ние знаний о процессе фотосинтеза; познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.

Оборудование и материалы: комнатные растения, гербарии различных растений с видоизмененными листьями, таблица «Ви-доизменения листьев», схема процесса фотосинтеза, фрагмент видеофильма «Видоизменения листа».

Ключевые слова и понятия: фотосинтез, испарение воды, запасающая роль листа, листопад, выделение вредных веществ, отделительный слой, пробковый слой, защитная функция ли-ста, колючки, приспособления для уменьшения испарения, волоски, прикрепление к опоре, усики, органы для ловли на-секомых.

Ход урока

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

Что такое ткань?

Какими тканями образована листовая пластинка?

Какой тканью является кожица листа?

Какова ее основная функция?

Почему клетки кожицы листа прозрачны?

Какой в этом биологический смысл?

Какими тканями представлена мякоть листа?

Какую форму имеют клетки столбчатой ткани?

Какова их основная функция?

Какую форму имеют клетки губчатой ткани?

Какова их основная функция?

Что такое устьица?

За счет каких клеток они открываются и закрываются?

Какова функция устьиц?

Что такое сосуды?

Какова их функция?

Что такое ситовидные трубки?

Какими клетками они представлены?

Какова их функция?

Что такое фотосинтез?

При каких условиях возможно протекание процесса фото-синтеза?

Что выделяется и что поглощается в процессе фотосинтеза?

При каких условиях растения дышат?

Что выделяется и что поглощается в процессе дыхания?

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

На предыдущих уроках мы с вами неоднократно говорили о фотосинтезе.

Вспомните, что это такое.

Фотосинтез — основная функция зеленого листа. Это процесс производства растением органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света. В процессе фото-синтеза в зеленых листьях из углекислого газа и воды образуются органические вещества (в основном углеводы) и кислород.

Откуда растение берет углекислый газ?

Каким образом вода от корней попадает к листьям?

Куда расходуются органические вещества, образовавшиеся в листьях в процессе фотосинтеза?

Куда девается кислород?

Все дело в том, что кислород является как бы побочным про-дуктом фотосинтеза и, соответственно, удаляется из листа. Но не-обходимо помнить, что в темноте растение дышит, поглощая кис-лород и выделяя углекислый газ.

Убедиться в том, что растения на свету поглощают угле-кислый газ и выделяют кислород, а ночью дышат, поглощая кислород, можно, основываясь на результатах эксперимента. Для этого под стеклянный колпак, находящийся на стеклянной поверхности, ставят зеленое растение в горшке и помещают живую мышь. Место соприкосновения стеклянного колпака со стеклянной поверхностью замазывают вазелином, чтобы полностью исключить проникновение воздуха из внешней среды. Колпак ставят в освещенное место. Через сутки мышь была жива. Мы знаем, что животные (в том числе и мыши) при дыхании поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Под колпаком было ограниченное количество кислорода. Так отку-да же он взялся? Это в процессе фотосинтеза растение погло-тило углекислый газ и выделило кислород, необходимый для дыхания животного.

Если же в данном опыте изменить всего лишь одно условие — поставить колпак не в освещенное место, а в темноту, животное погибнет. Это доказывает, что растения в темноте дышат, т. е. поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

Еще одной функцией листа является испарение воды. Основное значение испарения заключается в охлаждении растения. Это осо-бенно важно для растений жаркого и сухого климата. Помимо это-го, за счет испарения поддерживается постоянный приток воды от корней с растворенными в ней необходимыми веществами. Если бы не было испарения, не было бы и постоянного притока воды к листьям.


Кроме того, многие листья выполняют запасающую роль.

Вспомните строение луковицы.

Какова основная функция луковицы?

В какой части луковицы происходит запас питательных ве-ществ?

Питательные вещества запасаются в мясистых видоизменен-ных листьях луковицы. Таким образом многие растения засуш-ливых областей запасают воду, как, например, некоторые виды очитков, алоэ и агава.

Листья могут накапливать в себе отработанные вещества — шлаки, а потом удалять их из растения в процессе листопада. Эту функцию листа можно охарактеризовать как выделение вредных веществ. Листья сначала желтеют или краснеют.

Как вы думаете, за счет чего изменяется цвет листьев? (От-веты учащихся.)

Хлоропласты разрушаются, и становятся видны другие пла-стиды — хромопласты. Потом между черешком листа и стеблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начи-нают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетни-ков. На стебле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стебле не остается ранки.

Видоизмененные листья некоторых растений помогают стеб-лю прикрепляться, цепляться за опору.

Как вы думаете, о каких растениях идет речь? (Помогают цепляться за опору видоизмененные листья гороха, чины, усики)

Листья некоторых растений видоизменены в колючки , как, например, у барбариса.

Как вы думаете, какую функцию выполняют эти листья? (Они выполняют защитную функцию.)

А колючки и волоски кактусов необходимы для приспособле-ния листьев к уменьшению испарения.

Кроме того, листья некоторых растений превратились в осо-бые органы для ловли насекомых.

Знаете ли вы такие растения? (Ответы учащихся.)

Это, например, венерина мухоловка и росянка. Видоизменен-ные листья этих растений выделяют капельки сока, привлекающе-го мелких насекомых, а когда насекомое садится, лист закрыва-ется или сворачивается и насекомое оказывается в ловушке. Лист выделяет пищеварительные соки, а потом поглощает питательные вещества, которые содержались в насекомом.

Помимо перечисленных функций, листья некоторых растений могут также участвовать в вегетативном размножении.

Приведите примеры таких растений. (Например, бегония, комнатная фиалка.)

Закрепление знаний и умений

Пользуясь текстом учебника, а также дополнительной ли-тературой, заполнить таблицу.

Творческое задание. Нарисовать рисунок-схему, отображаю-щую все процессы, происходящие в листьях на свету и в темноте.

Задание для учеников, интересующихся биологией. В дополни-тельной литературе найти сведения о том, что является сигналом к листопаду у растений средней полосы.

Открытый урок на тему: "Значение листа в жизни растения"

Лист- часть побега. Значение листа для растения.AVI

Работа устьиц листа растения

Транспирация

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

1.Осуществляет связь между органами растения;
2. Образует органические вещества из неорганических;
3.Защищают растения от охлаждения;
4.Участвуют в половом размножении;
5.Запасают энергию в органических веществах.

Кровь выполняет следующие функции:(запишите 3 верных ответа)
1.транспортную;
2.выделительную;
3.регуляторную;
4.защитную;
5.энергетическую;
6.строительную;

3. Установите соответствие между процессом и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
А.)происходит во всех живых клетках
Б.)происходит в хлоропластах
В.)поглощается кислород
Г)поглощается углекислый газ
Д)синтезируется органические вещества
Е.)расходуются органические вещества
ПРОЦЕСС.
1.фотосинтез
2.дыхание

4.Установите соответствия между представителями животных и способом добывания пищи.
ХАРАКТЕРИСТИКА.
А)ЁЖ обыкновенный
Б)Бурый медведь
В)Олень пятнистый
Г)Капустница обыкновенная
Д)Паук крестовик
Е)Окунь речной

Тип.
1.Всеядные
2.плотоядные
3.Растительноядные

5.Определите последовательность листопада у растений.
1.изменение окраски листьев
2.накопление продуктов обмена веществ
3.опадение листьев
4.формирование отделительного слоя

Кто первый ответить тому лучший ответ поставлю

Который выполняет такие важные функции, как фотосинтез, дыхание, транспирацию (испарение) и гуттацию (выделение воды в виде капель). Возможно вегетативное размножение растений посредством листьев. Кроме вышеперечисленных функций, листья некоторых растений способны запасать воду и органические вещества. А видоизмененные листья отдельных видов растений (усики, колючки, ловчие аппараты насекомых) выполняют еще ряд важных функций, благодаря чему растение приспосабливается к неблагоприятным условиям окружающей среды.

Основные физиологические процессы, протекающие в зеленой мякоти листа (мезофилле) – это фотосинтез и дыхание . Суть фотосинтеза заключается в том, что происходит усвоение углекислого газа и воды растениями из внешней среды и преобразование их в органические вещества под воздействием фотосинтетического пигмента (хлорофилла) с помощью поглощенной энергии света. Растения, точнее их листья, можно представить как фабрику, которая с помощью энергии Солнца производит большую часть органических веществ на нашей планете. Воду для осуществления фотосинтеза растения получают из грунта, а углекислый газ – из воздуха. Углерод углекислого газа – это основа для образования молекул органических веществ. Во время фотосинтеза растения, разлагая воду, выделяют из нее кислород. Таким образом, атмосфера Земли обогащается кислородом, благодаря жизнедеятельности растений . Интенсивность протекания процесса фотосинтеза в листьях растений зависит от температуры окружающей среды, освещенности, концентрации углекислого газа, поступления воды к листьям растения.

Кроме фотосинтеза, в клетках листьев происходит дыхание - процесс, обратный фотосинтезу. При дыхании органические вещества окисляются с освобождением связанной в них энергии, которая необходима растениям для обеспечения их жизнедеятельности. Процесс дыхания обусловлен всасыванием кислорода и выделением в атмосферу углекислого газа. Но интенсивность фотосинтеза в листьях превышает интенсивность дыхания, поэтому значительно большее количестве кислорода выделяется в атмосферу, чем поглощается при дыхании. В процессе дыхания также синтезируются соединения, которые используются для образования углеводов, белков и других веществ, имеющих для растения большое значение. Скорость протекания процессов дыхания зависит от влияния определенных факторов внешней среды, к примеру, температуры, содержания углекислого газа в воздухе. Наиболее активно дыхание происходит в растущих участках растения. Это легко объяснить тем, что молодым клеткам требуется много энергии для роста.

В листьях растений осуществляется испарение воды (транспирация) и выделение воды в виде капель (гуттация). Вода – это основная внутриклеточная среда, где происходят все жизненные процессы растения. Из всего количества воды, которое проходит через тело растения, только 0,2% им усваивается. Остальная часть воды также имеет важное значение для жизнедеятельности растения. Выведение водяного пара через устьица и чечевички называется испарением воды или транспирацией. В случае если корневая система поглощает больше воды, чем листья могут вывести ее путем испарения, наблюдается выведение капель жидкой воды через листья. Этот процесс называется гуттацией. Вода испаряется через все участки тела растения, но интенсивнее – через листья. Скорость испарения регулируется устьицами. Благодаря транспирации, создается непрерывное движение воды, что облегчает передвижение растворенных в воде минеральных солей внутри растения. Также испарение понижает температуру листьев, что спасает растение от перегревания. На интенсивность транспирации и гуттации влияют влажность, наличие ветра и температура воздуха.

Посредством листьев возможно осуществление вегетативного размножения растения, позволяющее сохранить у потомства биологические свойства и признаки материнского растения, к примеру, пирамидальность, окраску цветка, разрезолистность, т.д. Многие комнатные растения выращивают из частей листа. Это обычный способ размножения глоксинии, сенполии, некоторых видов бегонии, мелколистной пеперомии. Листья этих растений очень короткие, и формируется розетка из них. Стебли этих растений нарезать не представляется возможным, а листовыми черенками их легко размножить. Чистые сорта растений, обладающие ценными качествами (запах, махровость, цвет, т.п.), можно сохранить исключительно при вегетативном размножении листьями.

Листья некоторых растений видоизменены, благодаря чему выполняют некоторые другие функции, не характерные для типичных листьев покрытосеменных растений. Так, листья, трансформированные в колючки, уменьшают испарение воды и выполняют защитную функцию. Листья, превратившиеся в усики, обеспечивают растениям (гороху, чине) усиление опорной функции стебля. У алоэ сочные крупные листья превратились в депо воды и питательных веществ. Можно привести еще много примеров выполнения листьями различных фунций, помимо основных, о которых было рассказано выше.