2 – Усыпальницы.

Об искусстве Древнего царства, начиная с 3-й династии, дают нам понятие почти одни только гробницы великих и знатных египтян. Немногие сохранившиеся развалины храмов - подлинные памятники начального религиозного зодчества Египта - указывают на то, что между обиталищами богов и усыпальницами мертвецов существовала тесная связь. Образцами сооружений этого рода могут служить, во-первых, открытый Петри небольшой храм-усыпальница фараона Снофру, близ пирамиды в Медуме, из двух зал, не имеющих никаких украшений, и из двора, во-вторых, храм Сфинкса в Гизе, относящийся ко времени постройки пирамид. План его (без прилегающего к нему огороженного пространства) в общих чертах представляет два зала, примыкающих один к другому и образующих подобие буквы Т. Плоский каменный потолок поддерживался в поперечном зале шестью гладкими четырехгранными столбами, в продольном зале - десятью такими же столбами, стоявшими в два ряда. У этих колонн нет плинтов ни в основании, ни над вершиной. Каменные балки потолка покоятся непосредственно на столбах. Храм этот - образец каменного сооружения самого древнего типа, происходящего, быть может, прямо от дольменов, но отличающийся тщательностью и правильностью кладки. Ни живописи или иных украшений, ни надписей нет в этом простом здании; зато его столбы высечены из розовато-красного гранита, а стены и потолок сложены из алебастра, так что от этого небольшого архитектурного памятника древности веет благородной, изящной простотой.

Усыпальницы египетских вельмож древнего царства.

Усыпальницы египетских царей - это пирамиды; усыпальницами же для вельмож служили восьмиугольные могильные сооружения с плоской кровлей и со стенами, имевшими снаружи вид откосов Эти гробницы называются мастаба. Самые значительные пирамиды и мастаба находятся вблизи древней столицы Египта Мемфиса, в пустынной местности на западном берегу Нила. На западе ежедневно заходят божественные небесные светила, а потому египтяне предполагали там существование царства, где умершие находятся в блаженном единении с богами.

Пирамиды Древнего царства - усыпальницы фараонов.

Пирамиды - наиболее грандиозные и типичные памятники искусства рассматриваемого тысячелетия. Погребальные склепы в пирамидах, проникать в которые надо было по длинным коридорам или шахтам, помещались иногда в сплошной, сложенной из камня или кирпича толще самого здания или под ним, в каменистой почве. Покои, служившие для принесения жертв или посвященные культу усопшего, устраивались обычно в виде особого здания, с восточной стороны пирамиды. В художественном отношении заслуживает внимания в пирамидах преимущественно их вид. Представляя собой окаменелый, получивший правильную стереометрическую форму гигантский могильный курган, они поражают зрителя массой нагроможденных в них друг на друга камней и своей стройной четырехгранностью. Впоследствии древний греко-римский мир назвал пирамиды одним из чудес света. С точки зрения законов исторического развития представляется несомненным, как это и признается всеми, что древнейшая из всех пирамид - гробница Джосера, фараона 3-й династии, уступчатая пирамида в Саккаре, состоящая из шести огромных, уменьшающихся с приближением к вершине частей из известняка и достигающая высоты 60 метров. Мы уже видели раньше, что уступчатая форма есть не что иное, как первоначальное, появившееся уже у некоторых первобытных народов стилизование земляного кургана; пирамиды тоже строились сперва в виде уступов, но потом дополнялись каменными плитами так, что под конец представляли гладкие грани. Саккарская уступчатая пирамида скрывала под своей тяжеловесной массой выложенную зеленоватым кафелем камеру, которая была реставрирована во время 20-й династии, отличавшейся любовью к старине; но, судя вообще по ее украшениям, она построена при царе Джосере. Узор стенной облицовки, куски которой попали в Берлинский музей, походит на рогожное плетение. Фараону Джосеру наследовал фараон Снофру, усыпальница которого - пирамида в Медуме - имеет уже не ступенчатую, а гладкую форму. Переход от одного типа пирамид к другому мы находим в Дашуре, там пирамида как бы поставлена на другую, усеченную и имеющую более крутые грани. Во всяком случае, пирамиды с гладкими гранями являются наиболее чистыми и полными выразителями идеи подобных сооружений Величайшие и известнейшие из таких пирамид находятся близ Гизы. Это гробницы трех царей 4-й династии Хуфу (Хеопса), Хафре (Хефрена) и Менкере (Микерина). Самая большая и самая древняя из них - пирамида Хеопса, имеющая в основании 233 метра как в длину, так и в ширину, и достигающая в высоту 145 метров. Немногие еще сохранившиеся части ее каменной облицовки состоят из белого известняка, который, будучи выкрашен в различные цвета, должен был некогда производить впечатление сочетания нескольких драгоценных горных пород. Вторая пирамида, усыпальница Хефрена, была несколько меньшей величины. Высота ее равнялась 135 метрам, облицовка нижней ее части состояла из розовато-красноватого гранита. Третья, пирамида Микерина, имела высоту только 66 метров. В нижней своей части она была облицована сиенитом, а в верхней - известняком. В ней был найден наделавший много шума саркофаг синевато-черного базальта с мумией фараона в деревянном гробу, утонувший во время его перевозки морем в Лондон, но известный по рисункам. Он дает нам понятие о виде и стиле древнеегипетских глинобитных и деревянных построек. Но так как немецкая египтология недавно признала его произведением времен 26-й династии, реставрировавшей гробницы древних царей в измененном виде, то вместо этого саркофага типичным образцом древнеегипетской архитектуры может служить великолепный саркофаг Хуфу-Онка (4-я династия) из розового гранита, находящийся в музее Гизы; он также представляет собой подобие глиняно-деревянного сооружения с дверями и окнами, хотя с менее разработанным устройством рам и косяков.

Разграбление гробниц во все времена приносило баснословную прибыль. Охотники заняться столь нечистоплотным занятием появились одновременно со строительством первых гробниц.

Древние египтяне верили, что умершему положено дать на тот свет всё то, чем он пользовался при жизни. Вместе с мумиями фараонов в гробницы попадало несметное количество вещей и драгоценностей. Похороны фараона были окружены тайной, но о них всё равно знали десятки, а то и сотни людей. Недаром так распространены легенды о том, что всех участников захоронений потом убивали. Грабить гробницы начали ещё при фараонах: сохранились папирусы с записями судебных процессов, свидетельствующие о невероятной коррупции среди жрецов и придворных. Могильщики вырывавшие новую гробницу, могли наткнуться на старое захоронение и обчистить его. Гробовщики, помещавшие мумию в семейную усыпальницу, могли поддаться искушению забрать что-нибудь с прошлых похорон. Как ни запирали гробницу, какие ловушки там не сооружали охотники за сокровищами всё равно добирались до царских усыпальниц.

С наступлением Нового царства правила захоронения фараонов изменились - разделили заупокойный храм почившего фараона и его захоронение. Это было сделано с целью сохранения захоронений от людской алчности. Хоронить царей стали в подземных склепах, в пустынной долине в Фивах. Вскоре эта выжженная солнцем местность получила название «Долина царей».

Захоронения сооружались строителями, жившими в деревушке на месте нынешней Дейр эль-Медины. Рабочие, хорошо оплачиваемые из казны, хранили тайны царских погребений. В конце Нового царства Египет захлестнули засуха, плохие урожаи, голод. Деревня ремесленников пришла в упадок. Рабочие сами стали грабить захоронения. Не помогали ни дозоры, ни круглосуточная охрана, ни суровые наказания за поимку с поличным. Есть подтверждения тому, что чиновники не только не противодействовали мародерству, но сами едва ли не официально занимались организацией этих преступлений. Сокровища фараонов шли в переработку, чтобы наполнить истощенную казну.

Усыпальница фараона уцелела лишь по той причине, что 180 лет после его похорон (около 1325 г. до н.э.) вход в гробницу был случайно завален мусором.
«Папирусы расхищения гробниц», свод официальных документов, сообщают списки подозреваемых в преступлении, описи похищенного имущества и признания, сделанные под пытками. При допросе в Большой тюрьме города Фивы подозреваемых избивали палками и выкручивали руки и ноги. Наказанием за грабеж была смерть.

Подлинное признание египетского расхитителя гробниц, относящееся ко времени правления фараона Рамсеса VI (около 1151 г. до н.э.).

Мы, как обычно, под покровом ночи пошли грабить гробницы и в одной из пирамид нашли захоронение фараона Собекемсафа… С помощью медных инструментов мы пробрались в пирамиду… Мы нашли вход в подземные камеры и стали спускаться, держа в руках зажженные факелы.
В погребальной камере мы обнаружили саркофаги фараона и царицы. Мы вскрыли их и сорвали покровы, в которых они покоились… На шее у царя было множество амулетов и золотых украшений, а священная мумия фараона была вся покрыта золотом и выложена драгоценными камнями. Мы забрали всё золото и всю найденную подле гробов утварь, среди которой были сосуды из золота, серебра, бронзы… Затем мы подожгли гробы…

Несколько дней спустя власти узнали, что я ограбил захоронение, и меня арестовали… Я немедля подкупил стражу, выбрался на свободу и примкнул к подельникам… Так я пристрастился к расхищению гробниц…

Для того, чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов гробницы, которые видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.

Для времени Раннего и Древнего царств установлено высокое развитие культа умерших, но далеко не всех умерших - в основном царей и придворной знати (сначала в Тинисе, потом в Мемфисе), а иногда и местной знати (далеко от Мемфиса). Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона.

Архитектура гробниц

Египетские пирамиды (имеются в виду так называемые большие пирамиды в Гизе) в древности вполне заслуженно считаются одним из семи чудес света. Следует подчеркнуть, что «большие пирамиды» в Гизе - далеко не единственные пирамиды Египта, их намного больше.

«Большие пирамиды» в Гизе - их три - построены фараонами IV династии. Самая большая пирамида - Хуфу (греч. Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен), затем пирамида Менкаура (греч. Микерин).

В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. С архитектурной точки зрения пирамиды - это высшее проявление мастерства в каменотесном искусстве. Внутри «больших пирамид» в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Во всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги.

В ряде других пирамид также были найдены саркофаги. Древнейшая из известных нам пирамид - так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя - пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). Таким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств на территориях более или менее равнинного характера. Особо следует остановиться на пирамидах V и VI династий. Они замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые «Тексты пирамид» (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).

Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса было свое название.

До сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени Древнего царства. Чем объяснить, что основатель IV династии фараон Снофру построил себе целых три пирамиды? Основываясь на некоторых данных, можно считать твердо установленным тот факт, что для ряда царей Древнего царства были возведены сооружения, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от гробниц, но предназначавшиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы - кенотафы. Н.М. Постовская объясняет это связью с праздником хеб-сед, т.е. с царским 30-летним юбилеем.

Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя - окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи - кладбища сановников и вельмож. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. «скамья»). Эта «скамья» была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы Египта «скамьей». Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров - вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась «ложная дверь» - якобы вход в мастаба.

В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот «вечный дом» умершего мог иметь разные размеры - в зависимости от социального положения умерших и расположения к ним и их близким царя. В сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего, т.е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. Именно из этих сердабов происходят замечательные скульптурные портреты, являющиеся одним из сокровищ Каирского музея. Сердаб соединялся с другими помещениями гробницы лишь небольшим оконцем.

И сегодня на нашем пути – древний город Луксор.

Луксор – город фараонов

Наверное, трудно найти человека, который совсем ничего не слышал об этом городе, в котором сосредоточено такое количество древних памятников. Это самый большой музей под открытым небом.

Луксор, на месте которого некогда существовала бывшая столица Древнего Египта Фивы, разрушенная более 2500 лет назад, находится в 500 километрах от Каира.

Из Хургады, Эль-Гуны и Макади в Луксор можно добраться на автобусе. Время в пути, примерно, от четырех до пяти часов. Из Каира – на автобусе 11 часов в пути, но можно добраться самолетом или поездом. Из Шарм-эль-Шейха – только самолетом (на автобусе дорога займет 15 часов).

Во времена процветания древнего города Фивы сюда свозилось все самое ценное со всего Египта. И сегодня почти каждое строение в Луксоре – это либо музей, либо храм, либо дворец.

Наверняка вы слышали о том, что в Египте есть «город мертвых» . Так вот речь идет именно о Луксоре. В одной его части на восточном берегу Нила живут теперешние жители города («город живых»), а во второй его половине находятся усыпальницы фараонов и священные храмы. Это, так называемый, «город мертвых», где нашли свое последнее пристанище цари Древнего Египта с момента, когда египетских фараонов перестали хоронить в пирамидах. А это было во времена Тутмоса Первого (1504-1492 гг. до н.э.).

Для их захоронения было выбрано специальное место – долина в Фивах у подножия гор на западном берегу Нила, получившая название Долина Царей . Их хоронили в Долине Царей на протяжении пяти столетий, и здесь образовалось несколько некрополей (это огромное кладбище, которое состоит из множества усыпальниц, склепов и подземных галерей).

Самым древним и самым большим фиванским некрополем считается некрополь Интефа . Усыпальницы этого некрополя устроены либо в виде находящихся на равнине удлиненных могил, либо немного врытых в землю гробниц. Здесь найдено очень много стел, и среди них известная стела с изображением фараона с пятью охотничьими собаками.

В некрополе Аль-Хоха хоронили жрецов и правителей Египта. Гробницы вырубались прямо в скалах и уходили вглубь сначала по наклонному коридору, а затем резко вниз на глубину до 100 метров. Все это заканчивалось несколькими комнатами, потолки и стены которых покрывались рисунками, рассказывающими о жизни погребенных в них.

Здесь находятся гробницы жреца Пуимра, скульптора времен Аменхотепа III – Ипуки, царского секретаря Усерхета.

Некрополь Ментухотепов II и II I– в результате долгого строительства был создан красивый комплекс, состоящий из гробницы, заупокойного храма и других сооружений.

Некрополь Аль-Ассасиф знаменит тем, что на его территории находится более 500 захоронений египетских фараонов и вельмож, поминальные храмы фараонов и царицы Хатшепсут, остатки погребального храма в честь бога Амона-Ра в виде двух статуй Аменхотепа (Колоссы Мемнона), храм Мединет-Абу.

Гробница Тутанхамона – самая знаменитая находка в Долине Царей. Особая ценность усыпальницы самого молодого фараона Египта (умер в 19 лет) в том, что она оказалась не разграбленной.

В этом захоронении сохранилась мумия фараона, несколько саркофагов с великолепными сокровищами, погребальные принадлежности и утварь.

Также в Долине Царей находится гробница фараона Мернептаха , разграбленная много тысячелетий назад, но, тем не менее, саркофаги которой несут на себе много информации о тех временах. И ее изучение продолжается до сих пор.

Долина Цариц (называлась в древности «долина детей фараона») располагается рядом с Долиной Царей.

В этой Долине в древние времена хоронили жен фараонов и их детей, а также вельмож и жрецов. Археологи обнаружили в этих местах около семидесяти гробниц, высеченных в скалах.

Лучше других сохранилась гробница загадочной царицы Египта Нефертари , жены Рамзеса Великого. Гробница была открыта в 1904 году, но только с 1995 года сюда стали впускать посетителей.

Сохранность внутреннего убранства, хорошо сохранившаяся полихромная фресковая живопись, наскальные рисунки в гробнице – не только повод для восхищения мастерством древних мастеров, но и источник знаний о жизни тех далеких времен.

Храм Мединет-Абу

Одна из самых больших построек Древнего Египта в «городе мертвых», которая сохранилась до нашего времени. Разноцветные фрески на стенах храма рассказывают о времени, жизни и победах Рамзеса III, великого фараона Египта.

В окруженный мощными крепостными стенами храм ведут монументальные ворота, которые сами по себе заслуживают внимательного рассмотрения.

Построенный во времена правления Рамзеса храм впоследствии служил местом жизни и погребения для нескольких последующих поколений фараонов.

Храм доступен для посещения круглый год (но там постоянно ведутся реставрационные работы, перед поездкой нужно уточнять, доступен ли он для посещения).

Храм царицы Хатшепсут

Этот поминальный храм построен за 9 лет во втором тысячелетии до нашей эры недалеко от гробницы Ментухотепа. Царица Хатшепсут, первая женщина-фараон, называла храм Джесер Джесеру («священнейший из священных»).

Храм полностью пока еще не восстановлен, но даже та часть архитектурного комплекса, которая открыта для посетителей, поражает воображение.

Храм был вырублен в известняковых горах. К центру святилища ведет широкая дорога с пандусами. У входа в храм встречают колонны, изваянные в виде огромных фигур людей. Стены храма украшены барельефами, рисунками и древнеегипетскими письменами, которые повествуют о многих событиях из жизни и правления величественной царицы Хатшепсут.

Колоссы Мемнона – статуи-великаны богов Египта

В фиванском некрополе можно увидеть то, что осталось от некогда монументальной аллеи, которая вела к поминальному храму Аменхотепа III(не сохранился). Сегодня – это две гигантские статуи, изображающие фараона, которые известны как «Колоссы Мемнона». Их высота – 20 метров.

Во второй половине Луксора – «городе живых» – находятся не менее знаменитые, чем гробницы фараонов, Карнакский и Луксорский храмы, некогда объединявшиеся в один архитектурный комплекс аллеей Сфинксов.

Карнакский храм

Самый крупный храмовый комплекс Луксора. На его большой территории много древних построек. Но главная его достопримечательность – храм Амона, занимающий его центральную часть, и знаменитый Колонный зал фараона Сети I с величественными колоннами (134 шестнадцатиметровые колонны), украшенные цветными барельефами.

Чуть поодаль от храма – Священное озеро, на берегу которого самая большая статуя в мире самого почитаемого насекомого в Египте – жука-скарабея. Такая популярность этого жука связана с мифологией Древнего Египта и верой в загробную жизнь (жук-скарабей – символ возрождения после смерти).

По преданию, желание, загаданное около этой статуи с соблюдением обязательного ритуала, непременно исполнится. А те, кто верят в магическую силу этого насекомого, стараются приобрести статуэтки.

Луксорский храм

Был возведен во времена Рамзеса II (13 век до нашей эры) и до сих пор поражает пропорциональностью, гармонией, совершенством форм, оригинальными фресками, рельефами и древними письменами.

Некогда входной пилон был украшен шестью монументальными статуями. Сегодня можно увидеть только три огромных статуи (до 20 метров высотой): фараона Рамзеса II, Нефертари (его супруги) и один из двух гранитных обелисков.

Оказавшись в Луксоре, нельзя не побывать в древнем городе Дендера, который находится в 60 километрах от города (от Хургады – 230 километров).

Главная достопримечательность этих мест – Храм богини Хатхор в Дендере

Древнейший храм, посвященный богине любви и рождаемости, хранительнице домашнего очага Хатхор, особо почитаемой женщинами, был построен в греко-римский период и является одним из последних храмов Египта.

Храм был обнаружен только в середине 19 века под толстым слоем песка. Вероятно, этим объясняется его хорошая сохранность.

Это сооружение из песчаника в форме квадрата с толстыми стенами и портиком с колоннами. Стены храма, как внутренние, так и внешние, украшают рельефные рисунки с фрагментами цветных изображений египетских богов, фараонов, римских императоров, астрономических сцен, уникального зодиака и солнечного диска.

Позади храма Хатхор расположен совсем маленький храм Исиды и Священное озеро, которое, по преданию, посещала царица Клеопатра.

Храм в Абидосе – тайна загробной жизни

Храм располагается в 98 километрах к северу от Дендеры и в 170 километрах от Луксора. Храм считался настоящими вратами в загробный мир и вход сюда простым смертным был закрыт тысячелетиями.

Храмы Абидоса – это священные места для египтян и культовый центр Осириса (бога загробного мира). Погребальный храм Сети (13 век до н.э.) – его главная достопримечательность.

Храм Хора в Эдфу

Эдфу – город, который находится в 100 километрах от Луксора на западном берегу Нила.

Храм построен в честь бога Хора. Грандиозное сооружение (высота – 36 метров, ширина – 79 метров, длина – 137 метров) уступает по размеру только Карнакскому храму и храму Мединет-Абу. Хорошо сохранился, очень много рисунков, изображений, древней письменности.

Закончив осмотр замечательных древних памятников в этой части Египта, в следующий раз мы отправимся в , утонченных восточных мечетей и церквей.

А пока… пока, пока

Говард Картер работал над поисками гробницы Тутанхамона вместе со своим компаньоном лордом Джорджом Карнарвоном. В 1923 году лорд Карнарвон скоропостижно скончался в гостинице в Каире. Официальную причину смерти точно не установили, так как уровень развития медицины в Египте в то время был еще слабый. Это было либо воспаление легких, либо заражение крови от пореза бритвой.

Именно после этой смерти пресса начала активно “трубить” о “проклятье Тутанхамона”. Начались разговоры о каких-то мифических грибках и микроорганизмах, которые жрецы оставляли, чтобы погубить грабителей. А потом еще Голливуд подхватил идею.

Конечно, это не более чем небылицы. Лорд Карнарвон не был 20-летним мальчиком, в момент смерти ему уже было 57 лет. Воспаление легких и заражение крови в те времена были смертельно опасными болезнями, так как антибиотики еще не были изобретены.

Сам Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет. По логике, если проклятье и существует, то оно должно было коснуться его в первую очередь.

Другая версия гласит, что никакой мистики в смертях некоторых участников экспедиции нет. Их, якобы, убили египетские спецслужбы, чтобы скрыть фальсификацию. Эта версия более реалистична, о ней мы поговорим подробно.

Обвинения в фальсификации

Существует мнение, что эти раскопки и вся гробница фараона Тутанхамона – это подделка. Якобы, Картер и власти Египта построили фальшивую гробницу. В этом есть некоторый смысл, ведь Египет заработал огромные деньги на продаже сокровищ.

Поклонники этой теории приводят следующие доводы:

Во-первых , в момент находки Картера вся Долина Царей уже была перерыта, и найти там что-то новое было уже невозможно.

Этот довод сразу можно отбросить. Как это невозможно? Археолог Отто Шаден нашел тут еще одну гробницу в 2005 году. И еще, вероятно, найдут.

Второй довод . Картер очень долго проводил раскопки - около 5 лет. Якобы он тратил это время на строительство подделки.

Этот довод также ничего не значит. Могут копать и 5 лет, могут и 10, что тут удивительного?

В-третьих , некоторые предметы выглядят совсем новыми. Такое также возможно, какие-то предметы сохранились лучше, какие-то хуже.

В-четвертых , крышка гроба была расколота. Якобы это сделали специально, так как она не пролезала в дверь гробницы. Этот довод весьма сомнительный - крышка гроба раскололась, что тут удивительного?

И еще масса подобных доводов, которые наводят тень сомнения, но ничего не доказывают.

Давайте подумаем здраво. Эти люди утверждают, что Картер потратил 110 килограммов золота на изготовление из него саркофага, еще 11 килограммов золота на маску. Нашел или произвел около 3500 артефактов.

Он вырубил в скале гробницу, произвел два каменных саркофага. Нашел где-то бесхозную мумию человека возраста около 20 лет. Потом он упаковал все это в гробницу и заявил об открытии.

Прочитайте все это! Он должен был сделать все это незамеченным! Вы верите, что такое возможно? Откуда золото и деньги? Как это можно было сделать в тайне? Это просто нереально.

Музеи, купившие эти экспонаты, проводят экспертизы предметов своих коллекций. Если бы Картер и египетское правительство провели такую аферу, она бы давно уже была раскрыта научными методами.