Жанр произведения Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок» очень сложно отнести к какой-то определенной разновидности. В литературной критике чаще всего можно встретить термин «рассказ », однако правильнее это произведение отнести к литературной сказке . Сам автор определил жанр как сказка-быль . Действительно, в «Неизвестном цветке» переплетаются правда и вымысел.

Начало напоминает сказку: «Жил на свете маленький цветок». Однако уже в следующей строке обозначена реальность: цветок жил на пустыре, куда не ходили даже коровы и козы и не играли дети из пионерского лагеря. Вся первая часть раскрывает тяжелую борьбу цветка за выживание, когда маленькое семечко, оказавшись в ямке между камнем и глиной, смогло прорасти, питаясь лишь росой и принесенной ветром пылью.

Эта история цветка могла бы уже сама по себе стать законченным произведением - своеобразным гимном трудолюбивому цветку. Тогда произведение вполне могло называться басней , потому что содержит явную аллегорию : за образом выживающего цветка можно увидеть судьбу человека первой половины ХХ века, которому непросто пришлось в суровые годы Гражданской войны, Великой Отечественной войны, в послевоенные годы. В понимании автора, который сам перенес множество испытаний, это не что иное, как иносказание о судьбе всего русского народа.

Однако появление девочки Даши не просто развивает сюжет, но и продолжает сказочную линию. Пионерка, отдыхающая в лагере по соседству, идет на станцию, чтобы отправить письмо матери. На краю пустыря она чувствует благоухание и видит действительно необычный цветок: он напоминал звезду, ведь «светился живым мерцающим огнем», и его можно было увидеть даже в темную ночь.

Как и положено в сказке, Даша начинает разговаривать с цветком и узнает, что он стал таким, «на других непохожим», потому что ему трудно одному. Девочка пригласила своих друзей-пионеров посмотреть на необычный цветок. На этом заканчивается сказка и начинается быль. Пионеры оценили героическую борьбу маленького труженика и решили ему помочь. Они обошли пустырь, измерили его площадь и высчитали, сколько нужно привезти тележек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Дети советской страны искренне хотели помочь маленькому цветку, чтобы он отдохнул, а из его семян выросли бы «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде». В этом стремлении изменить жизнь тоже прочитывается советская идеология: дети должны жить лучше своих родителей, поэтому родители готовы терпеть лишения ради лучшего будущего. Да и стремление вырастить лучшие в мире цветы тоже явно перекликается с мифом о самой лучшей жизни в стране победившего социализма. Один из девизов эпохи звучал так: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Вот и сказка Андрея Платонова превратилась в быль.

Четыре дня трудились пионеры на пустыре, удобряя землю. Вскоре на месте пустыря появился воспетый когда-то поэтом Владимиром Маяковским «город-сад». После этого пионеры потеряли интерес к этому пустырю и отправились путешествовать, очевидно, выискивая новые объекты для преобразования. Только Даша, чувствуя ответственность за своего маленького друга, перед отъездом домой навестила его. А потом помнила о нем в течение всей долгой зимы.

Когда девочка вновь приехала в лагерь, она первым делом побежала на пустырь, но не нашла своего друга. Да, пустырь преобразился: он весь зарос травой и пестрел цветами, над ним порхали бабочки и летали птицы. Новые цветы были хорошими, но не походили на тот цветок, ведь им не пришлось бороться за свою жизнь.

В финале произведения все завершается благополучно, как и положено в сказке: Даша видит новый цветок, который, в отличие от отца, был еще лучше и прекрасней, ведь вырос «из середины стеснившихся камней». Он был «живой и терпеливый», как его отец, но оказался сильнее его, потому что «жил в камне». Однако этот цветок уже не говорил с Дашей, а звал к себе «безмолвным голосом своего благоухания».

Такой реалистичный финал, по мысли автора, содержит вполне очевидную мысль. Тот факт, что герой-цветок смог вырасти в камне и глине, чудесен, но это не сказка. Трудолюбие, упорство, стремление к высокой цели должны быть вознаграждены. Только те, кто по-настоящему к чему-то стремится, проживают необычную жизнь, становятся особенными, не похожими на других.

Конечно, в условиях унитарного общества, когда утверждалась мысль о том, что человек - винтик или колесико огромного механизма под названием государство, идея писателя должна была восприниматься как крамола. Рассказ, вернее, быль Платонова вселяет надежду на обретение собственной индивидуальности даже в условиях тоталитарного государства.

Как и в других произведениях русского писателя, заслуживает внимания особый стиль Андрея Платонова: необычное словоупотребление (например, «упадали», «стеснившихся»), своеобразную примитивизацию языка за счет использования просторечных слов и выражений («нету», «меж», «ими», «помаленьку», «нынче»), нарушение лексической сочетаемости («черная тучная земля», «вырастут и не погибнут»).

Мир Платонова - всегда живой мир, со своими чувствами и побуждениями. Это даже не олицетворение - это особое мировосприятие. Глина на пустыре - сухая, а значит, мертвая. Цветок сторожил ветер, трудился, чтобы «жить и не умереть». По мнению Даши, он не просто пахнет - «он так дышит». У Платонова окружающий человека мир действительно живой, со своими чувствами, побуждениями.

  • «Возвращение», анализ рассказа Платонова

, сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Андрей Платонов
Неизвестный цветок

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветко

конец ознакомительного фрагмента

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(Сказка-быль)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

"Может, это цветок скучает там по своей матери, как я", - подумала Даша.

Она пошла в пустырь и увидела около камня тот маленький цветок. Даша никогда еще не видела такого цветка - ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке, ни в ботаническом саду, нигде. Она села на землю возле цветка и спросила его:

Отчего ты такой?

Не знаю, - ответил цветок.

А отчего ты на других непохожий?

Цветок опять не знал, что сказать. Но он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием.

Оттого, что мне трудно, - ответил цветок.

А как тебя зовут? - спросила Даша.

Меня никто не зовет, - сказал маленький цветок, - я один живу.

Даша осмотрелась в пустыре.

Тут камень, тут глина! - сказала она. - Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?

Не знаю, - ответил цветок.

Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку.

На другой день в гости к маленькому цветку пришли все пионеры. Даша привела их, но еще задолго, не доходя до пустыря, она велела всем вздохнуть и сказала:

Слышите, как хорошо пахнет. Это он так дышит.

Пионеры долго стояли вокруг маленького цветка и любовались им, как героем. Потом они обошли весь пустырь, измерили его шагами и сосчитали, сколько нужно привезти тачек с навозом и золою, чтобы удобрить мертвую глину.

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических сил.

Быль - то, что в действительности происходило, реальные события.

Произведение (рис. 2)

Рис. 2. Произведение ()

Автор подчеркивает борьбу цветка за свою жизнь, его радости. В тексте мы наблюдаем за чувствами девочки Даши, которая скучает по матери, за ее восприятием цветка. Мысль автора заключается в том, что не каждый человек может почувствовать, разглядеть красоту, а Даша может.

Рассказ наводит читателя на мысли об упорстве и стремлении преодолеть трудности на своем пути, ведь человек ждут испытания, и их нужно переносить с достоинством и мужеством, бороться за свое счастье.

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. - М.: 2013. - 396 с.
  2. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. - 13-е изд. - М.: 2012. - 256 с.
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: 2011. - 272 с.
  4. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. - 20-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 319 с.; Ч.2 - 2009, 303 с.

Сюжет рассказа Андрея Платонова «Неизвестный цветок» кажется довольно простым и даже детским, но в нем заложен глубокий смысл. Сказка-быль учит всех читателей быть хоть немного добрее и помогать тем, кто в этом нуждается. В мире станет намного меньше обездоленных, если мы научимся слышать голос, просящий о помощи, и оказывать эту помощь.

Беспрерывная борьба за жизнь

На глиняном и каменистом пустыре жил в одиночестве маленький цветок, именно об этом повествует краткое содержание. «Неизвестный цветок» Платонова учит читателей милосердию и состраданию к окружающим. На пустыре лежали лишь серые камни, трава там не росла, коровы не паслись, а дети из пионерлагеря не играли. Изредка сюда залетал ветер, чтобы посеять семена растений, но большинство из них погибали в этом безжизненном месте.

О том, что в ямке между глиной и камнем приютилось маленькое семечко и через некоторое время проросло, рассказывает краткое содержание. «Неизвестный цветок» Платонова учит воле к жизни. Семечко выпустило тоненькие корешки, которые впились в безжизненную глину и начали расти. Маленькому цветку жилось очень тяжело, ведь ему нечем было питаться. Днем он листиками собирал пылинки чернозема, принесенные ветром, а ночью - росу, чтобы смочить засохшую землю. Растение неустанно трудилось, превозмогая усталость и боль, чтобы жить, лишь иногда оно дремало, ведь сон унимал грусть.

Встреча с девочкой Дашей

О трудной жизни несчастного растения повествует краткое содержание. «Неизвестный цветок» Платонова описывает, как это растение в назначенный час выпустило венчик, пусть и невзрачный, но очень ароматный. Его белые лепестки были похожи на звезду, мерцающую огнем. Одним утром мимо пустыря шла девочка Даша, она жила в пионерском лагере и очень скучала по маме, поэтому, написав ей письмо, спешила на станцию, чтобы отправить его. Она очень удивилась, когда почувствовала легкое благоухание, ведь вокруг не было ни травинки. Девочка пошла на запах и увидела маленький цветок, растущий между камней.

Чтобы показать, что некоторые трудности могут воспитать хорошие качества, написал Платонов «Неизвестный цветок». Краткое содержание повествует о том, что растение рассказало Даше о своей непростой судьбе, и девочка вместе с другими пионерами решила ему помочь. На протяжении нескольких дней дети трудились на пустыре, завозили туда хорошую землю, чтобы цветочек отдохнул, набрался сил и вырастил потомство. После этого пионеры сюда не приходили, лишь в конце лета Даша прибежала к маленькому герою, чтобы проститься.

Оживший пустырь

О том, что на следующее лето вновь приехала в пионерский лагерь Даша, рассказывает краткое содержание. «Неизвестный цветок» Платонова повествует о том, что этот цветок оттого и благоухал так сильно, что жил в постоянном труде. Девочка пошла на пустырь, там росла трава, много душистых растений, но вот ее давнего друга не было, возможно, он погиб прошлой осенью. Цветы были красивые, но они не могли сравниться с тем первым.

Чтобы показать, что постоянный труд и желание жить делают человека сильнее и благороднее, написал Платонов «Неизвестный цветок». Содержание сказки-были заканчивается тем, что Даша, уже уходя с пустыря, чувствует знакомый запах. И тут девочка увидела, что между камней растет копия прошлогоднего цветка, только еще лучше и сильнее, ведь это растение живет в камне и преодолевает намного больше трудностей.