Реферат

« мимика человеческого лица»

Студента 1 курса

Группа 131

специальности: Лечебное дело

Федин А.Д.

преподаватель

Панасенкова Т.С.

Введение……………………………………………………..3-5

Виды мимики………………………………………………….6

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики…….7

Определяющие выражение лица……………………………..8

Методы диагностики эмоций по лицевой экспрессии…..9-10

Мимические изменения лица больных……………………..11

Вывод…………………………………………………………12

Список использованных источников……………………….13

Введение

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам: взгляд, мимика и т. д.

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.

Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других «сопроводителей» общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности.

Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:

конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);

спонтанно (непроизвольно).

Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще - дезориентирующим.

Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.



Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание этого момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека.

Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).

Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.

При стимулировании личных чувств для большей убедительности все экспрессивные средства обычно применяют в избытке. Не забывайте этот факт, оценивая искренность других людей и пробуя изображать свои переживания.

Переживания, возникающие в душе какого либо человека, высвечиваются в его облике и движениях вполне определенным образом - это, вероятно, наиболее простая и наименее противоречивая зона. Мы обнаружили, что многие люди вообще не понимают того, что с помощью выражений лица может происходить общение. Они никогда не пытались понять, как же это происходит.

Во время деловых переговоров можно наблюдать самый широкий спектр выражений лица: на одном полюсе - агрессивно жесткий человек, который смотрит на переговоры как на место, где нужно «сделать или умереть». Такой обычно смотрит вам прямо в глаза, его глаза широко открыты, губы твердо сжаты, брови нахмурены, и даже говорит он иногда сквозь зубы, почти не двигая губами. На другом конце спектра - некто с непогрешимыми манерами, младенческим взглядом из под прикрытых век, легкой завуалированной улыбкой, миролюбиво изогнутыми бровями, без единой складки на лбу. Вероятно, он - способный и контактный человек, верящий в то, что сотрудничество - это динамичный процесс.

Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины. Даже легко распознаваемая мимика иной раз очень кратковременна (доли секунды) и зачастую остается незамеченной; чтобы суметь перехватить ее, нужна практика или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение).

Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы человека, читать которые совсем несложно (усиленная мимика рта или закусывание губ, к примеру, свидетельствуют о беспокойстве, ну а искривленный в одну сторону рот - о скепсисе или насмешке).

Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины - это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

чрезмерная улыбчивость - потребность в одобрении;

кривая улыбка - знак контролируемой нервозности;

улыбка при приподнятых бровях - готовность подчиниться;

улыбка при опущенных бровях - выказывание превосходства;

улыбка без подъема нижних век - неискренность;

улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания - угроза.

Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;

интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;

счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;

удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;

отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;

презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;

страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это - контролируемый страх;

гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;

стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;

скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

Знать выражения лица при различных эмоциях полезно не только для того, чтобы понимать других, но и для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.

Мимика (от др. - греч. μῑμέομαι - подражать) - «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека» или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека». «Приблизительно такая же формулировка последней приведена в Большой советской энциклопедии, но вместо «отражающие» употребляется «отвечающие различным психическим состояниям». Следует заметить, что в этих определениях делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым <...> К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». В определении же Большой советской энциклопедии указываются лишь «чувства» как часть эмоциональных процессов, тогда как правильнее было бы указывать множество форм переживаний в виде «эмоциональных состояний человека», объясняющее значение термина с психофизиологической точки зрения. Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа - это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов <...>» . С художественной и театральной же точек зрения, мимика - это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения<...>», «путем жестов, поз и различных выражений лица (мин)». К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

«Движение мышц, соответствующее работе мозга. Но это движение может быть произведено искусственно, как для достижения сходства с кем-либо, так и для большей выразительности высказываемой мысли (театральная мимика)».

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще не имеется». Мимика относится к выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных форм и способов общения между людьми, так и между представителями животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые рассматриваются как главные определяющие компоненты эмоций. В обиходе же мимику называют «языком чувств», лицевой экспрессией или экспрессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

Виды мимики

1 . По мнению И.А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям»:

· уму - мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;

· воле - мышцы окружающие области рта, которые связаны с актами воли;

· чувства - все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

2 . Различают:

· непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;

· произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

Мимика, так же, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).
3 . Формы мимических комплексов

· Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;

· Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;

· Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;

· Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

Эмоциональное выражение лица как предмет мимики

Мимика лица человека, с точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также cилу их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

· обозначаемое (десигнат) - основная характеристика воспринимаемой личности;

· обозначение - визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;

· средства - физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);

· интерпретация - индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

  • Старит ли мимика?
  • Зарядка для лица
  • Изучаем эмоции
  • Игра в угадайки
  • Дурные мимические привычки

Мимика - мощный инструмент выражения эмоций и чувств, который может быть красноречивее любых слов. Не зря существует отдельный жанр театрального искусства - пантомима. Мим умеет заставить зрителей плакать и смеяться, разыгрывая спектакль своим лицом. Представьте, насколько обеднеет общение, если лишить его дополнительных способов передачи внутреннего состояния - интонаций, жестов и мимики.

Существует множество профессий, для которых умение управлять мимикой очень важно. Это и яркое выражение эмоций, и наоборот - способность не выдавать своих чувств. Актеры, преподаватели, руководители, дипломаты, бизнесмены, телеведущие… Но не только для работы необходимо знать, как тренировать мимику лица - красиво и достоверно передавать свои чувства должен уметь каждый.

Параллельно с мимикой нужно развивать речевой аппарат - эти два механизма неразрывно связаны друг с другом. К примеру, существует лечебный комплекс мимических упражнений для детей с дизартрией - расстройством произносительной функции. У речи и мимики существует «круговая порука»: чем четче речь, тем лучше разработаны мышцы лица и наоборот.

Но прежде, чем узнать, как развивать мимику лица, давайте разберемся с вопросом, который беспокоит многих.

Старит ли мимика?

Существует мнение, будто живая мимика лица быстро старит человека: там, где часто появляются складки, со временем образуются глубокие морщины. Так ли это?

Чтобы не быть голословными, давайте сравним киноактеров, известных своим мимическим мастерством. Первым на ум приходит Джим Керри. Ему немного за 50 и уже есть заметные морщины, особенно в районе глаз. Актер сам признается, что морщины подарила ему карьера актера с самым выразительным лицом. Но при этом Керри никогда не делал пластических операций или уколов ботокса - поскольку они делают мимику более скованной, это категорически противопоказано кинозвезде. Для того, чтобы замедлить процесс старения, Керри пользуется кремами.

Джеки Чан - еще один человек с богатой мимикой, который всегда улыбается. Ему чуть больше 60 лет, но выглядит он прекрасно. Конечно, и у него имеются мимические морщины, но за всю свою жизнь Джеки делал только операции, связанные с травмами - никакой пластики.

Неизменному кривляке Джонни Деппу тоже слегка за 50, но в это сложно поверить - кажется, что ему максимум 40. Но есть один секрет - капитан Воробей делал пластику: подтяжку лица, лифтинг бровей и блефаропластику (вокруг глаз).

А вот актер, славящийся практически полным отсутствием мимики - Киану Ривз - не стареет вообще. Он ровесник Деппа и Керри, но при этом выглядит на 30. Говорят, что Нео не брезгует ботоксом, но сам актер не сознается в этом. Его главный актерский инструмент - глаза.

Действительно, определенные мимические привычки накладывают отпечаток на лицо - но происходит это в отведенный срок, когда у человека появляются естественные морщины, и никак не ранее. И какие это будут морщинки - выбирать только вам: то ли глубокие борозды от угрюмо нахмуренного лба, то ли обаятельные лучики вокруг глаз от смеха. И не забывайте, что актеры, известные своим умением кривляться, профессионально занимались этим всю жизнь. Они отсняли миллионы дублей и гримасничали куда больше, чем это понадобится человеку в повседневной жизни. Представьте себе Джима Керри в офисном кабинете. Засмеялись?

Тем же, кто страшится потерять молодость, нужно помнить о дополнительных факторах - это наследственность, тип кожи, нахождение на солнце, уход за лицом. Массаж, омолаживающие процедуры, кремы и масла помогут не бояться появления ранних морщин.

Зарядка для лица

Для того, чтобы развить свою мимику, сначала нужно сделать лицо более подвижным, раскрепостить мимические мышцы. Спортсмены перед тренировкой делают разминку - давайте и мы займемся этим. Нужно стать перед зеркалом, убрать волосы в хвостик, подколоть челку. Все лицо должно быть на виду.

Начинайте усиленно двигать разными частями своего лица, стараясь развивать как можно большую амплитуду. Вот примеры таких движений:

  • Поднимайте и опускайте брови;
  • Широко открывайте и закрывайте рот;
  • Улыбайтесь как можно шире, не оголяя зубы, потом резко складывайте губки бантиком или «уточкой»;
  • Широко открывайте глаза и жмурьтесь.

Важно, чтобы при упражнении на определенную часть лица остальные не были задействованы. Поначалу это бывает непросто - одни мышцы «тянут» за собой другие, и вместе с бровями, к примеру, вы начинаете рефлекторно поднимать губы.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, даже когда вы уже развили мимику лица. Они помогают мышцам оставаться быстрыми и гибкими. Поначалу нужно тренироваться 3-4 раза в неделю, потом можно оставить один сеанс. Одно занятие должно длиться около получаса.

В качестве дополнения к упражнениям можно корчить себе рожицы - это тоже хорошо разогревает лицевую мускулатуру.

Изучаем эмоции

Как вы помните, развитие мимики лица понадобится нам в первую очередь для того, чтобы красочно передавать эмоции. Поэтому нужно выучить соответствующее выражение лица и научиться применять этот навык в общении. Многие люди не умеют передавать эмоции «под заказ»: попросишь их изобразить гнев, а получается комичная маска. Все потому, что они не знают, как выглядят со стороны. Эту проблему и будем искоренять с помощью следующего упражнения.

Станьте перед зеркалом и постарайтесь изобразить такие эмоции:

  • Страдание;
  • Радость;
  • Удивление;
  • Возмущение;
  • Испуг;
  • Гнев;
  • Безысходность;
  • Задумчивость;
  • Восторг.

Если не удовлетворены результатом, посмотрите на лица актеров в определенных ситуациях и попробуйте повторить их выражение. Не можете оценить результаты своих трудов в зеркале - снимайте селфи, по фотографии проще сделать объективные выводы.

На сессиях фотомодель обязана изображать все чувства и состояния, которые ей дает фотограф: «Сделай мне нежность! Невинность! Агрессию! Ты увидела котенка! Тебе подарили машину!» И все это она должна исполнить не хуже голливудской кинодивы.

Многие думают, что моделям нужны лишь красота и фигура, но очень важную роль в этой профессии играет умение быть фотогеничным и владеть своим лицом. Попробуйте побыть фотомоделью и изобразить все эмоции и реакции, которые только придут вам в голову.

Игра в угадайки

Для нее нужен еще один человек, которому тоже интересны упражнения для мимики лица. А еще лучше, если это будет компания - тогда вы сможете сыграть в веселую игру. Она похожа на игру в «крокодила» - один участник изображает загаданную эмоцию, остальные отгадывают.


Учитесь делать то, чего не умеете

1. Подмигивание.

Да, далеко не все умеют делать это красиво и игриво. У кого-то получается просто закрывать один глаз, а кто-то не может и этого - получается моргать только обеими. Посмотрите на актеров или знакомых, которые умеют подмигивать, и повторяйте это в зеркале. Возможно, поначалу придется помогать себе руками, придерживая те части лица, которые не слушаются.

2. Как поднять одну бровь?

Умение поднимать брови подарила нам эволюция. Кроме людей делать это умеют только обезьяны - так они демонстрируют угрозу.

Поднять обе брови может любой человек, а вот одну - не каждый. Те же, кто наделен этой суперспособностью, щеголяют ею направо и налево. Не расстраивайтесь - ее можно развить. Снова становимся перед зеркалом и начинаем с помощью рук поднимать одну бровь, придерживая вторую. Запоминаем, какие мышцы при этом работают. Научитесь приподнимать бровь без помощи рук. Высший пилотаж - быстро поднимать их по очереди, как бы поигрывая.

3. Фокусы с языком

Вы помните, что для улучшения мимики нужно развивать речевой аппарат. Упражнения с языком не только помогут в этом, но и сделают вас звездой среди друзей - ведь скручивать язык в трубочку, складывать его гармошкой или доставать до носа умеет очень мало людей. Правда, с доставанием до носа есть одно обязательное условие - длинный язык. Но нужно хотя бы попытаться. А вот остальные упражнения дадутся обладателю языка любой длины. Технологию в двух словах не объяснишь - лучше поищите обучающее видео в интернете.

Дурные мимические привычки

Чтобы обладать красивой и выразительной мимикой, необходимо избавиться от привычек, которые портят ваше выражение лица и вызывают ранние морщины. Многие из нас щурятся, морщатся, кривятся и хмурятся, даже не подозревая, насколько это им вредит. Если знаете за собой такие привычки - контролируйте их. А чтобы не расслабляться, периодически щурьтесь или морщитесь в зеркало - посмотрите, как это некрасиво, и у вас сразу появится стимул избавляться от этих гримас. Если постоянно забываете о самоконтроле, попросите напоминать кого-то из близких. Лучше всего с этим справятся мамы - они как никто переживают, чтобы их дети были красивыми и обаятельными.

***
Мимика есть у всех - она закладывается в мозг еще в детстве, когда малыши смотрят на родителей и копируют их выражение лица. Но неконтролируемая мимика подобна невоспитанному человеку - всегда найдет, где наломать дров. Можно сравнить ее и с конем, едущим на всаднике - вместо того, чтобы облегчать жизнь, неуправляемая мимика ее усложняет. О таких людях говорят: у него все на лбу написано. И хотел бы скрыть свои чувства, да не может.

Не стоит умалять ее роль - лишь одно умение правильно пользоваться мимикой способно значительно изменить судьбу человека. И учиться этому мастерству можно начинать в любой момент, независимо от возраста.

P.S. Узнайте «Что такое артистичность и как ее развить »

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Наши мимика и жесты ежедневно рассказывают окружающему миру о том, в каком настроении мы находимся и какой у нас характер. Очень часто нам хотелось бы скрыть наше истинное отношение к обсуждаемому предмету, но мимика выдает наши мысли. Как распознать врет ли вам партнер по бизнесу или близкий друг и как самим научиться управлять мимикой лица, чтобы оставаться загадкой для

окружающих? Попробуем ответить на эти вопросы и разобраться, что же означает мимика лица.

Физиогномика лица – наука не настолько простая как кажется. «Прочитать» на 90% истинные помыслы с помощью значений мимики лица человека способны только профессиональные психологи. Но нам достаточно знать несколько простых секретов. Для начала выделим ряд эмоций, которые просто различить на лице собеседника.

Удивление. Часто его можно спутать со страхом. Общими у этих двух эмоций являются приподнятые брови и расширенные зрачки. Далее появляются различия. При удивлении на лбу появляются складки. Рот либо выпрямляется, либо уголки рта приподнимаются вверх, образуя улыбку. Но если человек испуган, то его улыбка станет неестественной.

Боль или грусть. При боли слегка приподняты губы, лицо почти такое же как при физических болевых ощущениях. Брови лицо приподнимаются, либо приближены друг к другу делая складку между бровей. Если человек находится в печали, его брови будут опущены вниз, так что почти не будет видно глаз. Плечи будут сжаты, а голова опущена.

Пренебрежение, недоверие. У человека обладающего подобной мимикой лица будет приподнятый подбородок. Дополнением к нему может стать одна приподнятая бровь, как символ неискреннего удивления или скептицизма. Поджатые уголки рта, притянутые вовнутрь, тоже говорят о недоверии.

Радость. Эта эмоция проявляется в мимике лица человека легким напряжением всех мышц. Вокруг глаз могут образоваться морщинки. Губы растянуты в улыбке.

Гнев. Чаще всего сопровождается агрессией. Брови сдвинуты к переносице и мышцы между бровями напряжены. Взгляд при гневе будет направлен прямо на собеседника, а уголки губ опущены вниз.

Мимика лица - глаза

При чтении мимики лица человека глаза являются главным помощником. Запутаться вы сможете, только если изучаемый вами человек – левша. В таком случае изучать мимику его лица нужно зеркально.

  1. Если человек смотрит влево и вверх – он представляет в голове какой-то зрительный образ.
  2. Вправо и вверх - собеседник пытается вспомнить знакомый из прошлого зрительный образ.
  3. Если собеседник смотрит влево – значит, он создает звуковой образ в своем уме.
  4. Если собеседник смотрит вправо – это говорит о том, что он пытается вспомнить какую-то мелодию или звуковой ряд.
  5. Если вы видите положение глаз влево и вниз – значит человек пытается вспомнить кинетический образ (вкус, запах или ощущение). (исключение составляют звуки или картинки)
  6. Если человек смотрит вправо и вниз - это свидетельствует о внутреннем диалоге, происходящем в данную минуту. Либо ваш собеседник сильно о чем-то задумался.

Мимика лица - губы

С помощью область рта и губ в разные времена интерпретировали характера человека и состояние его здоровья. По форме и размеру выделяют 7 типов губ:

  1. Пухлые, сочные губы встречаются у разговорчивых людей с живым и открытым характером, которые отличаются легким темпераментом и дружелюбием.
  2. Тонкие маленькие губы с мягкими очертаниями бывают у великодушных, умных и честных людей.
  3. Губки «бантиком» показывают такие свойства характера, как кокетство, легкомыслие, а иногда и неискренность.
  4. Тонкими, но длинными губами обладают нежные натуры, а также красноречивые и остроумные люди.
  5. Гармоничные во всех отношениях губы говорят о гармоничной личности, сочетающей разные черты характера.
  6. Большая верхняя губа свойственна властной и сдержанной особе, подчиняющейся разуму и рациональности за счет эмоций.
  7. Толстыми губами обладают люди с твердым характером, контролирующие себя, но чувственные и любящие удовольствия.

Мимика лица при лжи

Если вы не хотите быть обманутым своим собеседником, то при чтении мимики его лица важно помнить: неискренность чувств – это всегда асимметрия лица. Человек, пытающийся вас обмануть, будет заставлять свои мышцы лица работать не так, как они хотят. Эта борьба с собственной мимикой вряд ли останется вами незамеченной. Сложнее всего потенциальному лгуну подделать свой взгляд. На практике сделать это оказывается невозможным. Поэтому при разговоре с собеседником важно смотреть в его глаза. Если взгляд беглый, либо человек смотрит исподлобья – вас пытаются обмануть. Правда если беглый взгляд направлен на вас не из-под бровей, то этот человек просто трусит. Если же ваш собеседник смотрит прямо на вас, не пытается увести взор и спрятать глаза вряд ли можно сомневаться в его искренности.

Чтобы оставаться загадкой для собеседника и уметь сохранять самообладание в достаточно нескольких упражнений в день. Главное – всегда держите при себе маленькое зеркальце и запомните несколько нехитрых приемов.

И напоследок. Не пытайтесь охарактеризовать малознакомого человека. Вероятность того, что вы сделаете ошибку и неверно интерпретируете характер и эмоции человека в этом случае слишком велика.

А если вы хотите остаться незаметным – старайтесь не испытывать видимых эмоций. Не смотрите никому в глаза, будьте спокойны и вас не заметят.

Научиться понимать людей - это задача далеко не простая, люди могут приукрашать истину или выдавать желаемое за действительное. Как научиться читать между строк? В данном вопросе поможет внимательность - большая часть информации поступает через жесты, мимику, звучание голоса. Проявляя наблюдательность, всегда можно понять, в чём суть вопроса, где человек искренне говорит, а где большая вероятность обмана.

Понимать людей без слов можно научиться, наша статья поможет раскрыть тайные знаки жестов, поведения людей в различных ситуациях, поможет ориентироваться в общении с новыми знакомыми, расскажет, на что следует обращать внимание при переговорах. Итак, как понять человека по жестам и мимике?

Психология жестов и мимики

Понять человека без слов позволяет мимика человека, жесты, позы. Рассмотрим основные аспекты, требующие особого внимания:

  1. Наклоны туловища - если человек наклоняет туловище и голову в сторону собеседника - это говорит о явном интересе, желании общаться, найти общие темы, стремлении к взаимопониманию. При откидывании на спинку стула, взглядам по сторонам - наблюдается отсутствие заинтересованности, невнимательность;
  2. Личное пространство, зоны общения - у каждого человека есть личная зона, примерно от 46 см до метра, социальная - 1.2-3.6м, публичная - свыше 3,6м. Желание постороннего человека находиться очень близко, обычно вызывает негативную реакцию. Только друзья, близкие люди могут подходить к нам близко, стоит учитывать и не нарушать эти зоны при знакомстве с новыми людьми. Хлопать по плечу, прикасаться к малознакомому человеку не стоит, это вызовет негатив на уровне подсознания.
  3. Положение туловища стоя :
  • раскачивание туловища - человек чувствует обеспокоенность или спешит;
  • ёрзанье, переступание с ноги на ногу - говорит о неуверенности, человек нервничает, беспокоится, возможно, желает поскорее уйти, прекратить разговор;
  • ноги стоят прямо, направлены в сторону собеседника - человек готов к общению, заинтересован в беседе;
  • ноги скрещены - оборонительная позиция, человек неуверенно себя чувствует, находится впервые в новой обстановке, среди незнакомых людей или не совсем согласен с мнением окружающих.

Научиться понимать людей можно, если внимательно следить за собеседником во время разговора.

  1. Положение рук - часто помогает научиться понимать людей, определить настроение и состояние человека:
  • руки на бёдрах - для мужчины сигнал: готов к действию, разговору, активным действиям, может быть и враждебность, в спорах используется такое положение; для женщин - подчёркивают красоту костюма или решительность настроения, зависит от ситуации;
  • большие пальцы рук заложены за пояс или в карманы - человек хочет привлечь внимание противоположного пола, в разговоре между мужчинами - оценка, соперничество, переходит в конфликт, агрессию при напряжённом положении ног и туловища;
  • руки открыты - позиция, располагающая к общению и доверию;
  • руки скрещены на груди - оборонительная позиция, негативное отношение к ситуации, при сжатых к тому же кулаках - враждебность, при обхвате предплечий - нервозность, ожидание чего-то волнительного. Руки скрещены, а большой палец вверх - поза превосходства, самоуверенности;
  • руки перед собой, ладони поверх ладони - помогают человеку обрести уверенность во время выступления, например. Говорят о необходимости поддержки, нехватке уверенности;
  • поднимание плеч - "не могу точно сказать", "не уверен", однако бывает и при желании сказать неправду возникает резкое передёргивание плечами;
  • размахивание руками - человек не может сдерживать эмоции, чрезмерно возбуждён - сердится, расстроен или возмущён;
  • руки за спиной - открытость, уверенность в себе, даже временами превосходство - начальники, руководители, представители власти часто используют такое положение рук;
  • руку за головой - человек любит доминировать, чувствовать своё превосходство;
  • желание скрыть пальцы рук - обычно используют карманы или другие способы, символизирует укрытие информации, отсутствие честности, доверия в разговоре;
  • заломы рук - человек очень нервничает, возможно, испытывает стресс, напряжение или депрессивное состояние;
  • стучание пальцами - спешка, нервозность, нужно быстрое решение вопроса, или помощь в успокоении;
  • руку в положении "домика" - уверенные в себе люди предпочитают соединять пальцы, выстраивая пирамиду, наблюдается у дипломатов, министров;
  • потирание рук - нетерпение, предвосхищение события, получения информации, большая заинтересованность.

Читаем жесты и мимику человека, наблюдая за движения рук, головы, выражением лица.

  1. Жесты головы помогут научиться понимать людей:
  • наклон в сторону собеседника - интерес к общению;
  • резкие движения головой - не согласие с точкой зрения;
  • откидывание назад - высокомерие, презрение;
  • кивание головой - желание нравиться, проявление согласия, поддержка собеседника;
  • повороты головы - сомнения в прозвучавших словах, непонимание или несогласие;
  • низкоопущенная голова - неуверенность в себе, самооценка занижена, человек чувствует себя неловко, некомфортно, готовность к уступкам, человек не всегда отслеживает свои интересы;
  • почёсывание головы - человек смущён, чувствует неуверенность, непонимание сути вопроса, размышления.
  1. Мимика лица , жесты в районе лица. как читать человека по жестам и мимике?
  • Прикрывание рта рукой - желание скрыть что-то, неправдивая информация;
  • касание кончика носа - видоизменённый жест того же значения - неверие словам, подозрение, желание скрыть ложь;
  • потирание века - нежелание видеть что-то неприятное, слышать неправду, скрытие информации;
  • потирание уха - человек устал слушать, возможно, не верит словам, желает сам высказать мнение;
  • почёсывание шеи - говорит о сомнениях и неуверенности, человеку сложно принять решение;
  • пальцы во рту, карандаш, сигара - получение моральной поддержки, возможно, переживания, нервная обстановка;
  • поглаживание подбородка - размышления, принятие решения, анализ информации.
  1. Рукопожатия - научиться понимать людей можно благодаря пожиманию рук:
  • рука повёрнута ладонью вниз - человек любит доминировать;
  • пожимание двумя руками - встречается у политиков, желание расположить к себе, приветливость, хотя злоупотреблять не стоит, не всегда воспринимается положительно;
  • вялое рукопожатие - неуверенность в себе, слабый характер;
  • очень крепкое сжимание косточек - агрессивность, жёсткость характера, невоспитанность, вызов окружающим;
  • пожимание кончиков пальцев - возникает, когда человек не дотянулся полностью, говорит о неуверенности в себе;
  • пожатие плеча, локтя второй рукой - допустимо в отношениях с близкими людьми, в других случаях - нежелательно, могут воспринять негативно, возникает вторжение на территорию личной зоны.

Рассмотрели основные моменты, о чем говорят жесты и мимика человека. Интересно, что жестикуляция происходит на бессознательном уровне, часто не замечаем, как стоим, как держим осанку, какие движения руками производим. При этом, мимика и жесты человека, психология поведения - взаимосвязанные понятия, часто по характерным особенностям поведения можно понять, с каким человек имеем дело - открытым, общительным, честным или беспокойным и склонным к обману. Как научиться читать мимику и жесты человека, если видите в первый раз, малознакомы?

Обладая нужными знаниями, легко научиться понимать людей, прочитать их намерения, мимика и жесты врущего человека

  1. Часто после произнесения неправды наблюдаются такие жесты - ослабление галстука, касание шеи, носа, прикрывание рта. Часто во время разговора прячут руки, могут ёрзать, раскачиваться, что говорит о беспокойстве. Бывает и обратное поведение - стоят неподвижно, как окаменевшие, не проявляя эмоций. Жестикулируют мало, ведь мозг занят выдумыванием и контролем над рассказыванием истории.

Положение ног - могут покачивать ногой, проявляя нервозность, нетерпение, часто ноги обращены в другую сторону от собеседника. Могут делать резкие движения плечами, дотрагиваться до собеседника, пытаясь "втереться в доверие".

  1. Мимика лица - скрывают взгляд, смотрят в другую сторону, бегающий взгляд или наоборот не сводят взгляд, смотрят в упор. Улыбка обычно натянутая, неестественная, лишь движение губ, а в уголках глаз не видно изменений. Частое моргание также выражает нервозность или желание скрыть информацию, чувства.
  2. Речь - обычно говорят в спокойном тоне, придавая значение словам. Могут повышать тон, когда хвастаются или находятся в возбуждённом состоянии. Обычно изменение тона речи происходит не случайно, следите за тоном и словами. Могут запинаться, эээ.., ммм…, издавать другие звуки, сбиваться с мысли.

Как же проявляется поведение честного человека, вызывающего доверие?

  1. Спокойно поддерживает зрительный контакт, открыт к общению, делает наклон в сторону собеседника во время разговора. Держит себя спокойно и уверенно. Может кивать, поддерживать спокойно разговор. Любит жестикулировать, руки открыты, ладони повёрнуты нижней стороной, говоря "всё честно". Ноги находятся в спокойном состоянии, стоят рядом или заброшены одна за другую, но без резких движений. Поворачивается всем телом и ступнями к собеседнику.
  2. Мимика живая, на лице видна лёгкая и живая улыбка, обязательно искренняя, это чувствуется, веселье передаётся окружающим. Улыбка передаётся в уголки глаз, которые тоже "смеются". Выражение лица всегда соответствует, испытываемым эмоциям и словам, если человеку грустно, чем-то расстроен - это сразу видно, не притворяется, что всё хорошо.
  3. Речь - может выражать разные чувства и эмоции, что отражается в голосе. Тон голоса соответствует настроению, ситуации, чувствам. Голос меняется в зависимости от темы обсуждения, старается чётко выговаривать слова, голос глубокий, низкий, звучный, часто слышим оптимизм, жизнерадостность.

Психология поведения человека, мимика и жесты помогают научиться понимать людей, их состояние, настроение, найти к каждому особый подход, отличать искренность от желания понравиться или ввести в обман. Жесты и мимика дают много информации, однако голос - также является отражением человека, позволяет узнать больше о внутреннем мире и состоянии в конкретный момент времени.

Тайны голоса, как вычислить человека по манере разговора?

Научиться понимать людей можно, прислушиваясь к голосу, интонациям, тембру, эмоциям, звучащим в речи.

Основные особенности голоса, их значение:

  1. Слишком высокий голос - вызывает ощущение, что человек незрелый, малоопытный, неуверенный в себе, раздражительный. Часто люди с высоким голосом, сталкивались в детстве с психическими травмами, что стало причиной остановки эмоционального развития, становления голоса. Опытный психолог может помочь скорректировать звучание голоса и решить внутренние конфликты.
  2. Низкий голос - наличие такого голоса зависит от устройства голосового аппарата, однако низкий голос звучит приятнее, чем высокий, вызывает больше симпатий. Слишком занижать голос не стоит, это будет заметно и звучать неестественно, претенциозно. Достаточно говорить спокойно, не повышать тональность. Женщины, умеющие говорить низким голосом, считаются более привлекательными и сексуальными. Мужчинам обычно от природы даётся низкий голос, этого достаточно.
  3. Тихий голос - не всегда причина застенчивости и неуверенности, он может применяться для желания обратить на себя внимание, чтобы люди переспрашивали, не стоит злоупотреблять терпением окружающих, лучше стараться говорить на достаточном для понимания уровне громкости, чтобы избежать конфликтов.

Учёные заметили, что тихий голос часто является причиной подавленного настроения, огорчения, депрессии, ощущением бессилия. При этом такое ощущение не несёт радости в жизни и создаёт напряжение в душе, которое может выливаться в вспышки гнева, недовольства.

  1. Громкий голос - громкоговорящие люди хотят внимания, власти, контроля над ситуацией, бывают заносчивы и властны, склонны к соперничеству. Такие люди на самом деле не являются уверенными в себе и постоянно требуют подтверждения своего превосходства. Такое поведение наблюдается у выходцев из многодетных семей, где нужно было "бороться за место под солнцем".

Громкая речь в сочетании с высоким тоном говорит также о раздражительности, существует фактор, вызывающий смену голоса. Человек может быть недоволен чем-то на себя или окружающий мир, поэтому переходит на громкую речь с оттенками недовольства.

  1. Затихание речи к концу предложения - человек с такой манерой речи также недостаточно чувствует самоуважение, проявляется в небрежности речи, отсутствии чёткости, продуманности. Кроме того, неправильное дыхание может приводить к подобному эффекту, нужно научиться вдыхать перед предложением, чтобы воздуха хватало для произнесения речи, делать небольшие вдохи и выдохи в процессе разговора, как при пении.

Часто люди с затиханием речи имеют особенность - им сложно доводить начатое до конца, берутся за много дел сразу, оставляют на полпути, не хватает организованности.

  1. Дрожание голоса - люди c дрожью в голосе часто расстраиваются, беспокоятся, переживают по мелочам. Часто боятся жизни, сложностей, постоянно прокручивают различные ситуации, обдумывая, что будет. Бывают неврастениками, которые сами портят собственную жизнь излишними переживаниями о будущем, забывая жить сегодня.
  2. Гнусавые нотки - произношение в нос: эффект ноющего или жалующегося человека обычно негативно воспринимается окружающими, большинство недолюбливает таких людей. Если не использовать эту специфику для съёмки в сериалах, то лучше поработать над голосом и избавиться от неприятной специфики. Люди с подобным голосом часто становятся объектом насмешек, не воспринимаются серьёзно, для продвижения в карьере совсем не подходит.
  3. Сиплый, резкий голос - говорит о хозяине как грубом и властном человеке, предпочитающим доминировать в жизни, стоит быть на чеку с таким человеком, не стоит слишком доверять, увлекаться хорошими словами.
  4. Голос сексуальный с придыханием - такая манера речи обычно не вызывает доверия, она уместна лишь с близкими людьми, а соблазнять всех своим голосом не получится. Таким людям не поручают ответственную работу, хотя в секретари могут и взять. У окружающих часто возникает впечатление - такой человек не может быть компетентным в важных вопросах. Бывают не очень искренними, если заигрывают со всеми.
  5. Слишком быстрая речь - люди, склонные тараторить без умолку, часто не являются уравновешенными по жизни и находятся в состоянии стресса, спешки, постоянно пытаются что-то успеть, догнать уходящий поезд. Таких людей сложно считать надёжными, они предпочитают контролировать разговор, перехватывать инициативу, больше говорить о своих проблемах, мало интересуются окружающими, поэтому утомляют даже близких и любимих. Быстрая речь действует раздражительно на людей.
  6. Отрывистая речь - характерна для людей чётких, прямолинейных, они всегда стоят на своих позициях, не любят уступать, склонны руководить другими, поучать, давать наставления, как учителя в школе. Окружающим кажутся надменными, высокомерными.
  7. Слащавый голос - часто наблюдается у двуличных людей, которые хотят произвести особое впечатление, добиться желаемого от окружающих, они растягивают слова, напоминают персонаж сказки - "лисичка-сестричка". Таким людям не стоит доверять, могут весту двойную игру.
  8. Очень медленная речь - часто люди с медленной речью увлечены внутренним миром, проблемами, не замечают окружающих, могут находиться в подавленном состоянии. Уровень самооценки часто занижен, говорят и выполняют действия очень медленно, боясь допустить ошибки в жизни. Могут быть высокомерны, давят словами медленной и чёткой речью, пытаясь убедить в своей правоте, игнорируя реакции собеседника. Часто причина медлительности - уныние, однако бывают и другие - нарушение нейромоторики, тормозящее влияние лекарств.

Люди понимают друг друга без слов и учатся воспринимать образ, обращая внимание на мелкие детали - жесты, мимику, звучание голоса. Часто чувствуем на подсознании несоответствие информации и поведения или звучания голоса. Обладая нужными знаниями, научиться понимать людей будет гораздо проще.

Желаем всегда успешно взаимодействовать с окружающими и научиться читать мысли без слов!