Тор (мифология)

Этимология

Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz - «гром». От него же пошли нем. Donner , дат. donder и др.-англ. Þunor , превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder . швед. tordön , дат. donder и норв. torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул». В скандинавских языках так же есть слово dunder , заимствованное из средненижненемецкого .

Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии »).

Характеристика

В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-ётунов и чудовищ.

Семья

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa ) Тор имел сына Магни . От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди .

Билширнир

Мифы о Торе

Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм .

Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёльнир , Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи , чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ей дочерей великана. После чего он железными рукавицами ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом , порождением Локи . Громовник снёс уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мёртвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни , который продолжил борьбу за отца.

Тор в науке

  • 90-й элемент таблицы Менделеева, торий , открытый Йёнсом Берцелиусом (1779-1848), получил своё название в честь Тора. Минерал, в котором был обнаружен торий, получил название торит .
  • В честь Тора назван астероид (299) Тора , открытый в 1890 году.

См. также

  • Тысяча лет Хрофта и Гибель богов 2 (произведения Ника Перумова)
  • Тор - персонаж в детской синтез-опере Льва Конова «Асгард»
  • Тор - персонаж аниме Забавы Богов
  • Tomb Raider: Underworld - в игре присутствует ссылка на бога Тора, протагонистка игры ищет его снаряжение

Напишите отзыв о статье "Тор (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Тор (мифология)

– И! да у вас какое веселье, – смеясь, сказал Ростов.
– А вы что зеваете?
– Хороши! Так и течет с них! Гостиную нашу не замочите.
– Марьи Генриховны платье не запачкать, – отвечали голоса.
Ростов с Ильиным поспешили найти уголок, где бы они, не нарушая скромности Марьи Генриховны, могли бы переменить мокрое платье. Они пошли было за перегородку, чтобы переодеться; но в маленьком чуланчике, наполняя его весь, с одной свечкой на пустом ящике, сидели три офицера, играя в карты, и ни за что не хотели уступить свое место. Марья Генриховна уступила на время свою юбку, чтобы употребить ее вместо занавески, и за этой занавеской Ростов и Ильин с помощью Лаврушки, принесшего вьюки, сняли мокрое и надели сухое платье.
В разломанной печке разложили огонь. Достали доску и, утвердив ее на двух седлах, покрыли попоной, достали самоварчик, погребец и полбутылки рому, и, попросив Марью Генриховну быть хозяйкой, все столпились около нее. Кто предлагал ей чистый носовой платок, чтобы обтирать прелестные ручки, кто под ножки подкладывал ей венгерку, чтобы не было сыро, кто плащом занавешивал окно, чтобы не дуло, кто обмахивал мух с лица ее мужа, чтобы он не проснулся.
– Оставьте его, – говорила Марья Генриховна, робко и счастливо улыбаясь, – он и так спит хорошо после бессонной ночи.
– Нельзя, Марья Генриховна, – отвечал офицер, – надо доктору прислужиться. Все, может быть, и он меня пожалеет, когда ногу или руку резать станет.
Стаканов было только три; вода была такая грязная, что нельзя было решить, когда крепок или некрепок чай, и в самоваре воды было только на шесть стаканов, но тем приятнее было по очереди и старшинству получить свой стакан из пухлых с короткими, не совсем чистыми, ногтями ручек Марьи Генриховны. Все офицеры, казалось, действительно были в этот вечер влюблены в Марью Генриховну. Даже те офицеры, которые играли за перегородкой в карты, скоро бросили игру и перешли к самовару, подчиняясь общему настроению ухаживанья за Марьей Генриховной. Марья Генриховна, видя себя окруженной такой блестящей и учтивой молодежью, сияла счастьем, как ни старалась она скрывать этого и как ни очевидно робела при каждом сонном движении спавшего за ней мужа.
Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.
– Да ведь вы без сахара? – сказала она, все улыбаясь, как будто все, что ни говорила она, и все, что ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.
– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.

Тор - в германо-скандинавской мифологии один из асов, старший сын Одина и богини земли Ёрд, бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина, обладающий могучей силой, защитник людей и богов от ётунов и чудовищ, сокрушитель зла, которое в скандинавской мифологии олицетворяли ётуны.

В области распространения германских языков Тору посвящён день недели - четверг. Тор - прежнее название города Славянск и реки Казённый Торец в Донецкой области Украины. Тор известен также в индийской мифологии как Индра бог грома и молнии, в славянской как Перун.

Неотъемлемым символом Тора является его боевой молот - Мьёльнир, название могло означать слово «молния». Молот был могучим оружием с мощным бойком и короткой рукояткой. Его сила повергала любого врага, а нечисть боялась одного его вида. Молот имел максимальную силу вместе со специальными перчатками, в которых он раскалялся до красна и поясом, удваивающим силу. В таком комплекте Молот всегда попадал в цель и подобно бумерангу возвращался к хозяину. Молот Тора олицетворяет добро, порядок и анти-хаос.

Индоевропейские племена поклонялись молоту Тора как символу солнца, а помимо названия Мьёльнир ему также соответствуют: Герметический Крест, Крест Джайна, Сroix Сramponnee, Солярный Крест.

Молот Тора влиял на плодородие и смерть, мог возвращать к жизни животных, благословлял браки.

На мечах саксов найденных в Англии можно встретить этот символ, на амулетах викингов обнаруженных при раскопках так же присутствует этот знак. В древнеисландских сагах можно найти подтверждение тому, что уже только один символ Молота Тора сам по себе был достаточно эффективным средством против воплощений Тьмы. Скандинавские кузнецы, славившиеся изготовлением брактеатов, тоже активно использовали этот знак символизирующий защиту от несчастий, сил тьмы, оборотней и враждебной ночной волшбы. Символичное значение Молота Тора использовалось и при погребениях. На найденных в Дании надгробиях так же был высечен Молот Тора для защиты от ночных ведьм и некромантов. Значение Молота Тора раскрывается в исландских рукописях XVI-XIX веков, где он считается сильным мистическим знаком. В древности было принято руками показывать знак Молота Тора.

Некогда в Норфолке был найден артефакт который мог выступать как реальный Молот Тора. Многие даже верили, что это именно то мифическое сверхмощное оружие, но все убеждения развеялись, когда был найден второй предмет в северной Германии, а затем третий в графстве Кент и четвертый в Ливерпуле и пятый в Сконе. Сейчас всем уже понятно, что если настоящий Молот Тора и существует, то никто не сможет сказать, что это истинный артефакт, так как в древнее время многие пытались создать подобное ему оружие, и из-за этого появилось много копий.

Даже сегодня есть люди, охотящиеся за этим бесценным артефактом и считающие, что он существует и очень даже реален. По их мнению, помимо описанных чудесных свойств он обладает и дополнительным рядом преимуществ. Например, таким как искривление времени. Исследователи утверждают, что это свойство описано в мифах скандинавских народов, а точнее викингов. Есть и исторические события доказывающие, что викинги обладали секретом, позволяющим им в кратчайшие сроки перемещаться на большие расстояния. Известно, что они были искусными мореплавателями, но как им удавалось делать, то на что сегодня способны лишь современные корабли, остается загадкой. В объяснении этих чудес может прийти на помощь волшебная сила Молота Тора.

Из чего сделан молот Тора?

Известный американский физик Нил деГрасси Тайсон предположил: -"Если молот Тора сделан из материи нейтронных звезд, как указано в легенде, то он должен весить как 300 миллиардов слонов."

Однако еще один ученый решил пересмотреть эту теорию, обнаружив, что предположения Нила не верны. Физик материалов - Сувин Матхаду провел собственные вычисления. Вот что о его работе пишет журналист Мэтт Шипман: -"Критической ошибкой Тайсона стало предположение того, что Мьёлльнир был выкован из ядра погибающей звезды, хотя в действительности легенда гласит, что молот был выкован в ядре умирающей звезды", говорит Сувин Матхаду, менеджер программы дивизиона по науке материалов в исследовательском центре Армии США, и, по совместительству, фанат комиксов. "Хорошо задокументировано то, что молот сделан из "Уру" - выдуманного метала доступного на Асгарде."

И у Матхаду есть источники на которые можно сослаться. К примеру, Marvel - издатель комиксов о Торе, так же выпустила обменную карту "Молот Тора" в 1991-м году, где говорится о том, что Мьёлльнир сделан из Уру и весит 42.3 фунта (19.2 килограмма). Это значительно меньше чем табун из 300 миллиардов мышей, не говоря уж о 300 миллиардах слонов. Однако, в свою очередь это вызывает другой вопрос.

Воспользовавшись размерами и весом указанным в карте Marvel, Матхаду посчитал, что плотность Мьёлльнира составляет 2.13 грамма на кубический сантиметр. Это делает его даже легче алюминия, чья плотность равна 2.71 грамм. Так что же может быть настолько легким и в то же время крепким?

У Матхаду есть теория: -"Возможно Уру это своего рода святой Грааль физики высокого давления: форма металлического водорода. Некоторые предсказывают, что плотность металлического водорода как раз входит в эти рамки, хотя при этом для его формирования требуются экстремальные условия, при этом, он может служить поразительным источником энергии. Предполагается, что металлический водород находится в ядрах таких планет как Юпитер и в ядрах солнц - которые и есть звезды, в конце концов."

Легенда о краже Молота Тора

Больше трех лет сражался Тор на восточных границах Митгарда, отбивая нападения великанов. Гримтурсены были многочисленны и воинственны, но бог грома, стремительно носясь над облаками и появляясь то здесь, то там, безжалостно поражал их одного за другим своим страшным молотом. Наконец не выдержав борьбы с грозным Асом, исполины отступили и бежали обратно в Йотунхейм, чтобы там собраться с силами для нового похода в страну людей.

Решив, что теперь он может спокойно отдохнуть, Тор выпряг из колесницы обоих козлов и пустил их попастись на соседний луг, а сам растянулся на голой земле и, положив рядом Мьёльнир, крепко заснул. Проснувшись на рассвете, бог грома сразу же потянулся за своим молотом, но его рука не нащупала ничего, кроме камешков да нескольких травинок. Тор быстро вскочил на ноги, протирая глаза, оглядел все вокруг - Мьёльнир бесследно исчез.

Гнев могучего Аса был ужасен. Он рвал на себе бороду и так топал ногами, что тряслась земля, а потом быстро запряг в колесницу своих козлов Тангиоста и Тангризнира и вихрем помчался в Асгард, чтобы оповестить богов о своей потере.

Однако по дороге старшему сыну Одина стало стыдно, что он так глупо проспал свое оружие, и он решил признаться в этом одному Локи.

Выслушав Тора, бог огня покачал головой и ответил:

Твой молот могли украсть только великаны, значит искать его надо у них. Пойдем скорее к Фрейе и попросим у нее соколиное оперение. Я полечу в Йотунхейм и там узнаю, где находится Мьёльнир.

Ты прав, - согласился Тор. - Пойдем к Фрейе.

Оба Аса направились во дворец прекрасной дочери Нйодра.

Если бы оно было сделано из золота и серебра, то и тогда бы я отдала его вам без сожаления, - сказала богиня любви, вынося им свое соколиное оперение.

Локи накинул его на себя и так быстро, как только мог, полетел через море в страну великанов.

Первым, кого увидел там бог огня, был один из знатнейших и богатейших князей Йотунхейма - великан Трим. Он сидел на вершине высокой горы и, увидев над собой парящего в небе исполинского сокола, сразу догадался, что перед ним один из Асов.

Как идут дела в стране богов? - спросил он.

Не очень хорошо, Трим, не очень хорошо, - отвечал Локи. - У Тора пропал его молот. Не знаешь ли ты, кто его взял и где он сейчас?

Ха-ха-ха! - оглушительно захохотал Трим. - Мне ли этого не знать, когда я сам его похитил! Я мог бы убить и Тора, пока он спал, да не хочу ссориться с Асами. Я готов даже вернуть им Мьёльнир, если только они выдадут за меня замуж прекрасную Фрейю. А породнившись с богами, я, пожалуй, соглашусь перейти на их сторону.

Где же ты спрятал молот? - продолжал спрашивать Локи.

Молот, Локи? - снова засмеялся Трим, который по голосу узнал бога огня. - Молот лежит глубоко под землей, и тебе его не достать, не смотря на всю твою хитрость.

Узнав все, что ему было нужно, Локи сделал над головой великана круг и полетел обратно в Асгард.

Молот у Трима, и он не хочет его отдавать, пока боги не отдадут ему в жены богиню Фрейю, - объявил он поджидавшему его Тору.

Услышав это, бог грома снова побежал к богине любви.

Послушай, Фрейя, - сказал он, - немедленно собирайся и отправляйся к Триму! Ты должна стать его женой, иначе он не отдаст мне мой молот.

При этих словах Тора добрая и кроткая дочь Нйодра рассердилась в первый раз в жизни и в порыве гнева разорвала свое драгоценное ожерелье Бризингамен.

Молчи, Тор, и уходи прочь из моего дворца! - воскликнула она. - Никогда не поеду я в Йотунхейм и никогда не выйду за муж за великана, хотя бы все боги просили меня об этом. Ты сам проспал свой молот, так что выручай его сам.

Опустив голову, Тор молча вышел от Фрейи и снова направился к богу огня.

Посоветуй, что мне делать, Локи! - взмолился он.

Нам надо собрать богов и рассказать им о случившемся, - сказал Локи. - Может быть, все вместе мы что-нибудь придумаем.

Тор скрипя сердце согласился и пошел собирать Асов.

Узнав о пропаже Мьёльнира и о требованиях Трима, боги пришли в ужас. Они долго советовались, но не могли ничего придумать. Наконец мудрый Хеймдалль, верный страж радужного моста, встал со своего места и сказал:

А почему бы нам не надеть на Тора женское платье и не послать его к Триму под видом Фрейи? Может быть, он сумеет выручить у великана свой молот.

Но ведь Трим сейчас же откроет обман, - возразил ему Вали.

Нет, - отвечал Хеймдалль, - он ничего не откроет. Трим никогда не видел Фрейи и не знает, как она выглядит. Наденем на Тора платье подлиннее, чтобы не было видно его огромных ног, закроем фатой его лицо и рыжую бороду, а голову повяжем платком и великаны ни за что не догадаются, что перед ними не женщина, а сам бог грома.

Никогда не надену я женское платье! - в бешенстве закричал Тор. - Если я это сделаю, вы будете потом смеяться надо мной.

Ты забываешь о том, Тор, - возразил ему Браги, - какая страшная опасность нам теперь угрожает. Хочешь ли, чтобы великаны перебили всех нас твоим молотом и захватили Асгард и Митгард? Ты должен попытаться любой ценой вернуть назад Мьёльнир. И если тебе это удастся, никто из нас не будет смеяться над тобой.

Послушай, Тор, - сказал Локи, видя, что бог грома все еще колеблется. - Хочешь, я тоже надену женское платье и отправлюсь вместе с тобой к Триму под видом твоей служанки?

Предложение Локи очень понравилось всем богам, а особенно Тору, который после этого не стал больше спорить и согласился с советом Хеймдалля. Боги тут же стали одевать Тора и Локи в женское платье, а к Триму направили гонца с известием, что Фрейя скоро прибудет.

Великан был вне себя от радости и гордости. В ожидании невесты он созвал в свой замок многочисленных гостей и устроил там для них роскошный пир. Вскоре вдали показался Тор в фате и длинном платье, а за ним Локи в костюме служанки. Трим поспешно выбежал им навстречу. Он взял за руки мнимую невесту и, торжественно введя ее в замок, усадил рядом с собой за богато убранный стол.

Бог грома любил хорошо поесть и к тому же он так проголодался по дороге, что забыл всякую осторожность. Он тут же проглотил целого быка, за ним восемь огромных лососей и запил это бочкой крепкого меда.

Никогда за свою жизнь, я еще не видел, чтобы какая-нибудь девушка так ела! - воскликнул Трим, с удивлением глядя на мнимую Фрейю.

О Трим, - поспешно шепнул ему на ухо Локи, который на всякий случай встал за спиной великана, - тоскуя по тебе, Фрейя семь дней ничего не пила и не ела. Вот почему она сегодня так голодна.

Слова хитрого бога обрадовали Трима, и он тут же захотел поцеловать свою невесту, но увидев сквозь фату горящие как уголь глаза Тора, в ужасе отскочил назад.

Ни у одной девушки в мире я не встречал еще таких страшных глаз! - запинаясь, проговорил он.

Успокойся, Трим, - снова шепнул ему Локи. - Семь долгих дней и столько же ночей плакала Фрейя, тоскуя по тебе, и ее глаза покраснели и воспалились.

Услышав, что Фрейя так сильно его любит, великан был растроган. Он вышел из зала и послал к гостям свою сестру, чтобы она положила на колени его невесте молот и получила от нее взамен какой-нибудь подарок, в чем и состоял в те времена обряд венчания.

Девушка сейчас же исполнила приказание брата, и какова же была радость Тора, когда в положенном ему на колени молоте он узнал свой Мьёльнир! В одно мгновение весь его женский наряд полетел прочь, и перед остолбеневшими от ужаса гостями Трима предстал грозный бог грома. Придя в себя, великаны бросились бежать, но было уже поздно: Мьёльнир настигал их повсюду, и, сраженные его ударами, они один за другим мертвыми падали на землю. Такая же участь постигла и прибежавшего на шум Трима.

Так вернул себе Тор свой замечательный молот, а весь мир был спасен от большой опасности.

С тех пор прошло уже много лет, но и до сего дня не может забыть бог грома, как однажды он чересчур много спал, а потом ходил из-за этого в женском платье, и очень не любит, когда ему об этом напоминают.

КТО ТАКОЙ БОГ ТОР И ЗНАЧЕНИЕ МОЛОТА ТОРА. ===================================================== Тор (др.-исл. Tоrr), Донар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром») в германской и скандинавской мифологии могущественный бог грозы и плодородия, побеждающий великанов и чудовищ. Сын Одина. Главным оружием Тора является его молот, вместо коней в свою повозку он запрягал козлов, которых съедал, если был голоден. Тор охранял город богов Асгард от нападения великанов. Он вступает в борьбу и побеждает великана Трюма, похитившего его молот, а так же и других страшных чудовищ. В канун гибели богов и всего мира Тор сражается с чудовищным драконом Ермунгадом. он побеждает драконв, но и сам погибает от полученных ядовитых укусов.

Так же Тор покровительствует крестьянам - хлебопашцам. он зорко охраняет поля от злобных великанов Гримтурсов. У Тора есть волшебный поясувеливчивающий его силу в 2 раза, на руках у него железные рукавицы. Стоит только произнести имя бога как он тотчас же является на помощь. , Тацит (1 в. н. э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса. В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром - Тором был Тиу - Тюр, впоследствии сильно потеснённый Одином). Донара - Т. справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой, Таранисом, Перкунасом. (Перун), а с другой - с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба. А. Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Т. в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда - с молотом) и колесом (солярный знак), рядом - предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiponar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия. Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Тора с культом дуба, указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балто-славянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) - бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ерд - буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу - Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником. Тор - муж Сив, богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию), матери бога Улля. У Тора - дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни - букв. «сильный», Моди - букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора. Небесное жилище бога - Трудхейм. Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром. Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот - исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») - первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами - цвергами (карликами) сокровищ асов, речь идёт уже о железном молоте. В мифах - это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Т. побивает ётунов (великанов). Молот - специфическое оружие Тора, как копьё Одина, мечь Тюра. Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы). В основе - мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора - Тангниостр (Tanngniostr) и Тангриснир (Таnngrisnir) указывают на скрежета ние зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора., но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в вальхалле павшие воины - эйнхерии).

Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Т. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи, а один раз даже Тюр. В скандинавской мифологии Тор - прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ермунганда. Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина - покровителя воинской дружины. Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведённые на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов - описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тор упоминается и в эддической поэзии и прозе. Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом - классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора - прообраз драконоборства германских эпических героев -Беовульфа, Сигмунда и Сигурда.

Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествует о походах на восток в страну великанов - Етунхейм, или Утгард. После похищения великаном Трюмом молота Тора - Мьёлльнира тот отправляется в страну великанов к Трюмув одежде богини Фрейи - якобы невесты, предназначенной Трюму (использование свадебного обычая «мнимых» невест), и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. е. Тор) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»). В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Тора. (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Тор побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея, разбивает кубок (возможно, семантический дублет котла) о лоб великана. Ж. Дюмезиль видит в основе этих сюжетов (которые он сопоставляет с историей добывания Одином мёда поэзии) миф о напитке бессмертия, аналогичном индийской амрите; Ф. Р. Шредер, также исходя из индийских аналогий, считает, что Хюмир первоначально был не великаном, а старым небесным богом (поэтому Тюр назван его сыном) и что первоначально здесь была связная серия мотивов: рождение божественного сына, угрожающего власти небесного бога, похищение напитка, дающего неуязвимость, борьба со змеем, убиение и низвержение старого небесного бога.

В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Тора к великану Гейррёду (упоминаемому также скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком). Поймав Локи (в соколином оперении), великан требует, чтобы тот привёл Тора без молота и пояса силы. Тор, однако, побеждает Гейррёда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид - матерью бога Видара. Тор, благодаря поясу силы и посоху, счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Тор удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьей дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Тора с великаном Хрунгниром. Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьёт богов и уведёт богинь Фрейю и Сив. Тогда боги кличут Тора, и тот вместе с Тьяльви отправляется к Хрунгниру в Етунхейм. В поединке с Хрунгниром Тор побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьяльви сваливает глиняного великана Меккуркальви, слепленного для борьбы с Тором (ср. образ Улликумме в хетто-хурритской мифологии). Однако сам Тор оказался раненным в голову жёрновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло (аналогичный мотив в грузинском мифе об Амирани). Ногу Хрунгнира удаётся скинуть сыну Тора - Магни, богатырю «в возрасте трёх ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Тора волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Тора, что скоро вернётся её муж Аурвандиль (Тор вынес его из земли великанов на своих плечах; отмороженный палец Аурвандиля он забросил на небо, превратив в звезду); осколки точила так и остались в голове Тора. В этом сюжете Ж. Дюмезиль усматривает следы ритуального действа (с глиняным великаном), рану в лоб он считает признаком инициации. Во время похода Тор в сопровождении Тьяльви и Локи к великанам в Утгард Тор замороченный владыкой Утгарда Утгард-Локи (назвавшимся при встрече с Тором Скрюмиром), как бы попадает всё время впросак: он ночует в перчатке Скрюмира, не может развязать его суму (популярный мотив встречи богатыря с великаном, ср. Илью и Святогора в русской былине). Тор и его спутники как бы не выдерживают испытаний: Т. не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку; Хуги обгоняет Тьяльви, а Логи ест быстрее, чем Локи.

Но в конце концов выясняется, что Хуги - это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кошка - мировой змей, вода в роге - целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Тор представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря; его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи. В этом же плане Тор резко противопоставлен Одину в «Песне о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Етунхейма могучего Тора и всячески над ним потешается. Эта шуточная песнь в жанре перебранки способствовала возникновению ошибочной теории о резкой социальной противоположности «аристократической» религии Одина и «крестьянской» религии Тора. В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Тор он «проверяет» мифологические познания карликаАльвиса (букв. «всезнайка»), сватающегося к дочери Тора, пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть.

Так же Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур. Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его. Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде. В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий. Горниц пять сотен И сорок, как помню, - В обители Бильскирнир есть: Домом под кровлей, Знаю, владеет Чадо мое величайшим. (Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли "старый Тор" не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов. В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию. Сначала Тор, изогнув бровь, Шептал что-то в рыжую бороду, Метая глазами, полными гнева, молнии в разные стороны. Его колесница, скрипя колесами, Посылала раскаты грома, А земля и небо сотрясались под ударами его молота. (Дж. Джонс. Вальхалла)Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня - его собственного символа.

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его. Я - громовержец, Здесь в моей северной земле Моя сила и крепость И вечная власть. Среди айсбергов Правлю народами. Мой молот - Мьёлльнир всемогущий - Никому не подвластен: Ни великанам, ни колдунам. (Лонгфелло. Сага о короле Олаве)Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы - Ярнгрипер. Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы). Вот мой пояс, Надену его - и стану в два раза сильнее. (Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Молот Тора большой: вес- 18 гр, высота (без ушка) - 40 мм, Ширина - 29 мм.Серебро (с чернением). Цена: 5000 р. ============================================================= Есть маленький:Размер: 30мм х 20мм (без ушка) + ушко 6-8 мм. Вес 9 гр, материал серебро (с чернением) Цена: 3000 р. ============================================================== Для оформления заказа пишите в личные сообщения СЕРГЕЮ:

36 лет , Тверь, Россия

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем. Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда. Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии. Считалось, что раскаты грома - это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры. О, великий Тор, Взвалив волшебный меч на плечи, На колеснице где-то рядом едешь, Священные козлы влекут твою упряжку - Слушаясь серебряных вожжей. Мэтью Арнолд. Смерть БальдраКогда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку - Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла. Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила. Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор. Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень. Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее. Чья еще грудь вместила бы столько сведений древних! Но хитростью мощной тебя обманул я: ты в доме застигнут солнечным светом!

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него. Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday).И на всей земле все еще есть день Тора. (Лонгфелло. Сага о короле Олаве)Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах. В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год. В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Значение Молота Тора. ==================== Молот Тора. Значение этого символа глубоко уходит корнями в древность. Принято считать, что молот это мифическое оружие, которого на самом деле никогда не было, но некоторые историки и археологи уверены, что подобный предмет был реальным и вероятность его найти, хоть и мала, но существует.

Каково же значение Молота Тора и откуда оно появилось? Для того что бы ответить на этот вопрос необходимо изначально пояснить некоторые вещи. Первое, это кем был владелец этого артефакта. По преданию Молот, именуемый так же «Мьёльнир», «Герметический Крест», «Крест Джайна», «croix cramponnee», «Солярный Крест» принадлежал богу Тору сыну верховного бога Одина и земной богине Ёрд. Молот был могучим оружием с мощным бойком и короткой рукояткой. Его сила повергала любого врага, а нечисть боялась одного его вида. На сомом деле молот имел максимальную силу только вместе со специальными перчатками, в которых он раскалялся до красна и поясом, удваивающим его силу. В таком комплекте Молот всегда попадал в цель и подобно бумерангу возвращался к хозяину. Изготовили Молот цверги как символ созидательных и разрушительных сил и вручили Тору хранителю равновесия между силами добра и зла. Многие искали Молот Тора якобы затерянный где-то на Земле, но не могли найти. Со времен мифическое оружие превратилось в символ, которому поклонялись племена индоевропейцев как знаку солнца, а когда все те же племена мигрировали на запад, этот символ обрел наименование «Молот Тора» и стал олицетворять добро, порядок и анти-хаос.

Не все племена индоевропейцев мигрировали в Северную Америку, были и те, что остались на Евро-Азиатском континенте и именовали себя германцами, которые так же поклонялись Молоту Тора. По их представлению обитаемая ими земля была как-бы островом («Средне-земьем»), окруженным со всех сторон гигантским темным Океаном. На другой стороне которого располагались бескрайние земли великанов-ётунов мечтавших на корню уничтожить человеческий род. Над Средне-земьем в небесах располагался мир богов, а под землей было мрачное царство богини смерти Хель. Средне-земье было своего рода аванпостом, из которого можно было попасть на «Радужный мост» ведущий прямо к богам на небеса. В любой момент великаны-ётуны или обитатели темного царства могли напасть на людей, чтобы пробраться в мир небожителей. Не давал им это сделать серьезный страж Тор вооруженный своим великим Молотом.

Из выше описанных убеждений древних становиться понятно, какое значение имел Молот Тора для ранних германцев, а позже для викингов. На мечах саксов найденных в Англии можно встретить этот символ, на амулетах викингов обнаруженных при раскопках так же присутствует этот знак. В древнеисландских сагах можно найти подтверждение тому, что уже только один символ Молота Тора сам по себе (как и христианское крестное знамение и крест животворящий) был достаточно эффективным средством против воплощений Тьмы. Скандинавские кузнецы, славившиеся изготовлением «брактеатов» (миндалевидных амулетов), тоже активно использовали этот знак символизирующий защиту от несчастий, сил тьмы, оборотней и враждебной «ночной» волшбы. Символичное значение Молота Тора использовалось и при погребениях. На найденных в Дании надгробиях так же был высечен Молот Тора для защиты от ночных ведьм и некромантов. Интересен тот факт, что в древности было принято руками показывать знак Молота Тора, очень похожий на крестное знамение. Об этом свидетельствует следующий отрывок: «Конунг взял рог и перекрестил его (осенил крестным знамением). Тогда Кар из Грютинга сказал: - Почему наш конунг поступает таким образом? Не собирается он и сейчас следовать древним обычаям? Сигурд Ярл ответил: - Конунг поступает как должно всем, кто верит в свою силу и мощь – он благословил свою чашу именем Тора (signa full sitt Thor) и сотворил над ней знак молота (hamars-mark) прежде, чем выпить ее».

О том, что знак Молота Тора был похож на крест можно судить и по камню, воздвигнутому на севере Восточной Четверти Исландии в XIII веке в местечке Хель-кунду-хейд, считавшимся нечистой землей, населенной троллями, ведьмами и оборотнями. Камень был в виде креста с загнутыми вниз краями поперечины. Позднее католическая церковь разрушила редкий памятник древней культуры, посчитав его богохульным. О прочности веры в действенность Молота Тора говорит и то, что несколько резных церковных дверей скандинавских кирх и каменные рельефы английских храмов украшены наряду с традиционной христианской атрибутикой знаком Молота Тора. Позже значение Молота Тора раскрывается в исландских рукописях XVI-XIX веков, где он уже считается не символом божественного поклонения, а лишь сильным мистическим знаком.

Вторая составляющая истории о Молоте Тора относится к физическому предмету, который вначале приняли за истинный артефакт. Найден он был в Норфолке и мог выступать как реальный Молот Тора. Многие даже верили, что это именно то мифическое сверхмощное оружие, но все убеждения развеялись, когда был найден второй предмет в северной Германии, а затем третий в графстве Кент и четвертый в Ливерпуле и пятый в Сконе. Уппланд. Сейчас всем уже понятно, что если настоящий Молот Тора и существует, то никто не сможет сказать, что это истинный артефакт, так как в древнее время многие пытались создать подобное ему оружие, и из-за этого появилось столько копий, некоторые из которых вообще носили защитный характер.

Как это ни удивительно, но даже сегодня есть люди, охотящиеся за этим бесценным артефактом и считающие, что он существует и очень даже реален. По их мнению, помимо всех выше описанных чудесных свойств он обладает и дополнительным рядом преимуществ. Например, таким как искривление времени. Охотящееся за ним исследователи утверждают, что это свойство описано в мифах скандинавских народов, а точнее викингов. Есть и исторические события доказывающие, что викинги обладали неким секретом, позволяющим им в кротчайшие сроки перемещаться на далекие расстояния. Известно, что они были искусными мореплавателями, но как им удавалось делать, то на что сегодня способны лишь современные корабли, остается загадкой. Тут в объяснении всех этих чудес на помощь приходит волшебная сила Молота Тора.

Мастерская "АРКОНА"

Символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение.Интернет-магазин,изготовление славянской символики из золота и серебра.Осуществляем доставку по всему МИРУ!!!

18K участников

У нас вы можете посмотреть и выбрать себе оБЕРег из серебра с нашей славянской символикой!!!Так же постоянно будем выкладывать темы с подробным описанием РОДных символов и полезную информацию про обереги,так что даём слово что скучать не дадим))Для заказа Вам нужно написать в личные сообщения СЕРГЕЮ:

36 лет , Тверь, Россия

В данной статье мы вам представим лишь некоторые наши труды.Все наши работы Вы можете посмотреть у нас в группе в каталоге по этой ссылке: тут ссылка на альбом с перстнями со славянской символикой: ТУТ ЧИТАЙТЕ ОТЗЫВЫ ПОЛУЧИВШИХ НАШИ ОБЕРЕГИ: Всем добра и солнца в душе!!!Слава нашим Древним Могучим БОГАМ и Предкам Нашим!!!

В конце статьи все ссылки на статьи о символах и оберегах,тотемных животных и быта Славян,оставляем специально для ВАС Друзья,что б они всегда были у Вас под рукой,так что дабы не потерять сохраняйте себе в заметки. 1)Статья:"ПЕЧАТЬ СЛАВЯНСКОГО БОГА ВЕЛЕСА": 2) Статья: "Сравнительный анализ культов Волка и Медведя в древнерусской языческой традиции." : 3) Статья:"Как князь Святослав Хазарию разбил": 4) Статья: Что означает КОЛОВРАТ-ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ СИМВОЛ: 5) Статья: "ВОЛК - как одно из наиболее мифологизированных животных": 6) Статья:"Славянский Символ СОКОЛ".

Со 2 ноября в российских кинотеатрах можно увидеть новый блокбастер «Тор: Рагнарёк» с Крисом Хемсвортом в главной роли. Это уже третий фильм одноимённой серии, герои которой созданы на основе германо-скандинавской мифологии. АиФ.ru вспоминает, чем персонажи вселенной Marvel отличаются от знаменитых богов.

Тор

Как можно догадаться из названия фантастического блокбастера, его главным героем выступает бог Тор. Популярный персонаж основан на образе одноимённого бога грома и молнии из германо-скандинавской мифологии.

Согласно мифам, сын верховного бога Одина с детства отличался огромной силой и неспокойным нравом, поэтому до наступления совершеннолетия воспитанием «трудного подростка» занимались приёмные родители. Лишь научившись самообладанию, Тор смог вернуться в небесный город Асгард, где живут боги, богини и валькирии (девы-воительницы). Зато в современных комиксах и фильмах он так и не избавился от своих высокомерных черт.

www.globallookpress.com

Главной задачей рыжебородого бога всегда была защита людей и богов от великанов и чудовищ. Главное оружие Тора, как в комиксах, так и в мифах — молот Мьёльнир. Этот артефакт считается одним из самых известных элементов скандинавской мифологии, а также сильным амулетом (в древности люди носили его маленькие копии на шее, а позже стали создавать настоящие произведения ювелирного искусства). В киновселенной Marvel, помимо прочего, Мьёльнир стал ещё и бесконечным источником для шуток: самые сильные воины не могут оторвать молот от земли, не говоря о том, чтобы им сражаться.

В амуниции Тора есть ещё два артефакта, делающие его практически непобедимым: железные рукавицы (без которых нельзя удержать рукоять раскалённого молота) и пояс Мегингъёрд (удваивающий силу бога). Однако даже они не сохранили Тору жизнь. Согласно легендам, громовержец погиб, пытаясь спасти мир в день битвы между богами и чудовищами: Рагнарёк.

Один

Отцом Тора является Один, верховный бог в германо-скандинавской мифологии. В экранизации комиксов его роль исполняет оскароносный Энтони Хопкинс .

Мудрец и шаман, знаток рун, царь-жрец, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий — его регалии можно перечислять долго, лучше сказать, что в скандинавской мифологии он почитается как отец всех богов и людей.

www.globallookpress.com

Своей характерной внешней чертой — одноглазостью — бог обязан желанию получить тайные знания (он испил из волшебного источника знаний Мимира). Один может принимать облик странника в широкополой шляпе и тёмно-синем плаще, чтобы под видом старика бродить по свету и наказывать тех, кто позабыл законы гостеприимства. Рядом с Одином часто изображают его постоянных спутников: двух воронов и двух волков. В руках же у величайшего бога заговорённое копьё Гунгнир, способное разить практически любого врага. Однако бесстрашный Один редко сам вступает в сражения, предпочитая быть идейным вдохновителем.

По легендам, в день битвы между богами и чудовищами могущественный Один был убит чудовищным волком Фенриром.

Commons.wikimedia.org

Локи

В любой мифологии есть «тёмная лошадка», и у германо-скандинавских народов это Локи. Его часто упоминают как бога хитрости и обмана. В экранизациях комиксов Marvel Локи считается сводным братом Тора, однако это не совсем так: в одних мифах он предстаёт пасынком Одина, в других — побратимом.

Локи не отличается физическими талантами, зато в хитрости ему нет равных. Из-за мстительности и завистливости его считают одним из самых неоднозначных богов. Но в силу своей двойственной природы Локи может не только подставить Тора, но и выручить его из различных передряг.

Существует множество описаний этого хитреца, но ни одно из них не соответствует изображению марвеловского злодея в исполнении Тома Хиддлстона . Чаще всего Локи представляют в виде невысокого красивого бога с длинными волосами и бородой, также известно, что он имел способность менять свою внешность.

Commons.wikimedia.org

Хель

В новом фильме впервые появилась популярная актриса Кейт Бланшетт , которая исполнила роль асгардовской богини смерти Хелы. В скандинавских же мифах её зовут Хель, она дочь Локи и правительница загробного мира Хельхейма.

К Хель попадают умершие люди и боги, кроме героев, погибших в бою (их забирают валькирии в Вальхаллу). Существует множество описаний внешности этой богини, согласно одному из них, она обладает ростом великана, одна половина её тела чёрно-синяя, другая — мертвенно-бледная. По другому описанию, Хель может являться миру в разных обличьях: быть красивой юной девушкой, а после — страшной старухой. Зато в описании характера Хель противоречий нет: она всегда бескомпромиссна. Богиня не любит иллюзий и при любой возможности демонстрирует людям неизбежность смерти. Интересно, что Хель никого не пугает загробным миром, для неё смерть — это всего лишь очищение души от плоти. Зато в фильме «Тор: Рагнарёк» она представлена главной злодейкой.

Пантеон скандинавских богов представлен большим количеством разнообразных существ, но самой главной группой божественных созданий, которой в той или иной степени поклонялись практически все народы Северной Европы, были асы - боги-воители. Они жили на небе в неприступной крепости Асгард, связанной с миром людей Радужным мостом. Как гласит скандинавская мифология, Тор - бог грома и молний - был самым сильным и величественным среди двадцати семи асов-воителей. О нем и пойдет речь в нашей статье.

Скандинавская мифология: языческие верования народов Северной Европы

Культуру Норвегии, Исландии и Германии просто невозможно представить сейчас без мифологии, которая была основным религиозным верованием этих народов. Согласно языческому культу, практически каждое природное явление имело своего бога или богиню, но географическое расположение северных стран существенно повлияло на характер богов скандинавского пантеона.

Долгие холодные зимы и суровое лето не располагали к появлению добрых и милых божеств, поэтому последние, как правило, суровые воины, каждую секунду своего существования сражающиеся за добро и мир в небе и на земле. Большинство из этих божеств были благосклонно настроены к людям и помогали им избежать неприятностей, но слабых и трусливых боги жестоко карали. Ведь в условиях сурового климата нет места слабостям и сожалениям.

Неудивительно, что самые непонятные и страшные природные явления легко объясняла скандинавам мифология. Тор, к примеру, был тем богом, который мог вызывать гром и молнии, но применял он их только против великанов, защищая от них мир людей и крепость Асгард. Именно поэтому Тор пользовался всеобщей любовью и благоговением, о его подвигах сложена масса забавных и поучительных историй, по которым можно представить, какими невероятными качествами наделяли строптивого аса люди.

Тор - бог грома

Тор считался сыном верховного аса Одина. В матери ему прочили богиню Ерд, но, по некоторым источникам, родила этого богатыря другая жена Одина - Фригг. Еще младенцем Тор сумел показать всем богам в Асгарде свой вздорных характер и силу. Он с легкостью метал камни и медвежьи шкуры в момент гнева, хотя во все остальное время был милым и добродушным ребенком. Так как Тор - бог грома, то его внезапные вспышки ярости всегда сопровождались сжигающими все вокруг молниями и оглушающими раскатами грома. Из-за неуравновешенного характера Тор постоянно разрушал чертоги Асгарда, и мать решила отправить его на воспитание к приемным родителям.

Если верить тому, о чем повествует скандинавская мифология, Тор был взят в семью Вингнира и Хлоры, олицетворяющих молнии и пожар. Только им удалось обуздать невероятный темперамент бога грома и привить ему некоторое терпение и миролюбие. После совершеннолетия Тор был отправлен к отцу и матери, чтобы занять свое почетное место в пиршественном зале Асгарда.

Как выглядел Тор?

Тор - скандинавский бог-громовержец - просто не мог выглядеть хилым и заурядным, поэтому скандинавы наградили его невероятной внешностью и силой. По преданиям, он превосходил всех асов по росту и весу, имел могучую фигуру и рыжую бороду. Когда он восседал на своем законном месте за столом с другими богами, то никак не мог насытиться и успевал опустошить стол за несколько секунд. Неудивительно, что бога-воителя трудно было представить без доспехов и оружия, коим его щедро снабдила мифология. Тор никогда не расставался со своим молотом и поясом, помогающим ему побеждать самых страшных великанов.

По мнению скандинавов, от тела Тора постоянно исходил жар, поэтому Один запретил ему пересекать Радужный мост пешком или на колеснице после первой попытки, окончившийся обрушением опор и перил моста. Поэтому, когда Тор возвращался из своих военных походов, он мог попасть в Асгад только пересекая реку, разделяющую мир богов и людей, вброд.

Кому покровительствовал Тор?

Несмотря на всю свою воинственность и неуравновешенность, о чем свидетельствует скандинаво-германская мифология, Тор был очень добрым и оказывал свое покровительство униженным и угнетенным. Он часто помогал крестьянам, а рабы могли рассчитывать на то, что попадут в его дом Бильскирнир, где для них было выделено сорок помещений.

Многие северные народы признавали громовержца своим заступником и однозначно считали, что первое место в Асгарде должен занимать именно Тор. Скандинавская мифология наделила его массой волшебных способностей. К примеру, он мог влиять на плодородие, а также воскрешать мертвых людей и животных. Неравнодушным был грозный бог к детям и влюбленным парам, поэтому мог благословлять браки и служил защитником от детских ночных кошмаров.

Некоторые легенды свидетельствуют о том, что Тор снисходительно относился к морякам и всем, кто часто выходит в море. Поэтому во время шторма моряки никогда не пугались грома, они считали, что это Тор выполняет свои обязанности, защищая их от злобных великанов.

На чем передвигался Тор в своих странствиях?

Все боги Асгарда имели лошадей, но Тора не мог поднять ни один жеребец. Поэтому для него была создана специальная колесница, в которую запрягались два козла. Они имели злобный вид, а глаза их горели зловещим огнем. Так как в тяжелых военных походах пищу отыскать было сложно, то громовержец каждый вечер убивал своих козлов и, зажарив их на костре, съедал с большим аппетитом. Наутро Тор воскрешал животных и продолжал свое путешествие.

Волшебный молот Тора

Мифология снабдила громовержца амуницией, без которой он не смог бы победить своих врагов. Самым главным оружием Тора был огромный раскаленный молот - Мьелльнир. Сам молот символизирует удар грома и подвластен только самому богу. После каждого броска он всегда возвращается обратно, но даже Тор не мог удержать раскаленное оружие в голых руках. Поэтому громовержца всегда изображали в огромных железных рукавицах, позволяющих метать молот и ловить его, не причиняя себе вреда.

Пояс силы: секрет непобедимости бога-громовержца

На борьбу с великанами Тор никогда не отправлялся без своего пояса - Мегингъерда. Он выглядел как широкий кусок железа, украшенный заклепками и коваными деталями. Этот пояс в несколько раз увеличивал силу бога и делал его несокрушимым.

Несколько раз хитрые великаны пытались лишить Тора волшебных предметов, чтобы одержать над ним верх в решающем сражении, но, к радости асов, громовержец не допускал потери своих незаменимых аксессуаров.

Семья бога грома

Как свидетельствует скандинавская мифология, Тор был женат и имел несколько детей. Его первой женой была великанша, имя которой в переводе обозначает "железный камень". Она родила громовержцу двух сильных и смелых сыновей, которые должны были занять главное место в возрожденном после Рагнарека мире.

Вторая жена бога Тора - прекрасная златоволосая богиня Сиф - являлась полной противоположностью своего мужа. Она отличалась мудростью и спокойным нравом, в скандинавской мифологии она отвечала за плодородие и всегда приходила на помощь своему мужу в трудных ситуациях. В браке Сиф родила Тору сына и дочь, которая отличалась невероятной силой, унаследованной от своего отца.

О волосах Сиф, славящейся невероятной красотой, существует одна легенда. Бог хитрости Локи однажды подкрался к Сиф и остриг ее ради шутки. Увидев наутро свою жену, Тор пришел в бешенство и пообещал уничтожить Локи. В качестве извинения тот отправился к гномам, выковавшим для Сиф роскошные волосы из золота. Волшебные локоны моментально приросли к голове богини и стали ее главным украшением.

Молот Тора: амулет народов Северной Европы

Стоит отметить, что простые люди с огромным благоговением относились к волшебному молоту громовержца и часто использовали его образ в качестве оберега. Археологи находили на древних капищах множество подвесок в виде молота, покрытого узорами и рунами. Чаще всего амулеты изготавливали из железа, которое считалось металлом Тора, и серебра, напоминающего блеск молний в ночном небе.

Младенцам всегда вешали на шею небольшой молоточек на вощеном шнуре, часто это делалось одновременно с наречением новорожденного. Молот использовали во время бракосочетания, а также клали его на погребальный костер воина.

При строительстве домов крестьяне вбивали молот в ограничительные столбы и освящали им порог своего жилища для того, чтобы никакое зло и темные силы не смогли проникнуть в жизнь человека.

Поклонение Тору как образ жизни скандинавских народов

Бог грома был настолько почитаем, что многие обряды и традиции европейских народов тесно связаны с поклонением Тору. В его честь названо большое количество фьордов и бухт в Норвегии, а многие английские графства имеют в своем названии имя громовержца. К тому же в английском прочтении четверг дословно переводится как "день, посвященный богу Тору".

Во многих североевропейских культурах существовал специальный зимний праздник, во время которого было принято сжигать большое бревно и призывать Тора, способного принести с собой весну и тепло.

Особое отношение в Северной Европе было к красному цвету. Тор, пышущий жаром и мечущий искры, ассоциировался с красным цветом. Поэтому, чтобы добиться благословение бога-громовержца, девушки на свадьбу надевали красные платья. А в обручальные кольца, вплоть до распространения на территории Северной Европы христианства, должен был быть обязательно вставлен красный камень.

Бог-громовержец в скандинавской мифологии занимал и продолжает занимать особое место, ведь даже современные жители Северной Европы на всякий случай носят под одеждой маленький молоточек, надеясь снискать расположение грозного Тора.