Цель выступления:

  • определение положительного опыта и актуальных проблем реализации ФГОС НОО в нашей школе;
  • создание условия для становления готовности педагогов к реализации деятельностного подхода в обучении детей;
  • определение перспектив.

Введение новых образовательных стандартов - это требование времени.

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, приоритетной целью образования стало формирование у учащихся умения учиться.

Первый плюс поворот от школы передачи знаний к школе, развивающей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.
Перестроиться нам, учителям начальных классов, было, конечно, сложно. Надо было научиться думать по-новому и строить урок совершенно по иному, чем это было прежде.

Необходимо было перестроить свое мышление, отношение к процессу обучения, исходя из новых требований к результатам образования.

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно-деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей и самооценку учащегося на уроке.

В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель - инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно высказывать и доказывать свою точку зрения.

Учителя начальных классов нашей школы выбрали УМК «Перспективная начальная школа» ещё задолго до внедрения ФГОС, но программное оснащение полностью соответствует ФГОС нового поколения. Данный УМК имеет, на наш взгляд, ряд плюсов, таких, как: методический аппарат учебников; он отвечает системе единых требований, предполагает формирование общих учебных умений: работать с учебником и с другими источниками информации, вести деловое общение, организовать поисково-исследовательскую работу, работу в группах и парах, осуществить само и взаимоконтроль. Авторы УМК разработали программы и для среднего звена, но берут ли учителя старших классов эту предметную линию, есть ли наша программа в рекомендуемом МО РФ перечне?Это вопрос. К сожалению надо признать, что у нас, учителей начальной школы, из-за занятости, перезагруженности, может быть и иногда из-за нежелания, нет должной связи, как с учителями старших классов, так и детским садом. Хотелось бы больше взаимодействовать!!! Нужно учиться работать вместе, сообща.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам.

Контроль знаний новый - Итоговые комплексные работы

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.

  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само-рефлексии конкретной деятельности),
  • результаты учебных проектов,
  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников

Особое место в новой системе оценивания в связи с внедрением ФГОС уделено портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся практически освоена в начальной школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. является универсальным средством для отслеживания личностных результатов и роста учащихся.

Материально-техническая база кабинетов начальных классов (к сожалению не всех!) соответствует требованиям ФГОС. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально-технической базы, ИКТ - технологии.

Наряду с положительными моментами, исходя из собственного опыта, можно выделить и ряд проблем, с которыми столкнулось в процессе внедрения ФГОС:

  • не всегда будущие первоклассники (особенно наши сельские) получают необходимую предшкольную подготовку, что является большим препятствием в реализации основных образовательных программ. (Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях началось с этого года)
  • Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний.

Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Еще одно новшество - стандарты закрепляют нормы внеурочной деятельности в объеме 10 часов(?). Для младших школьников организована вторая половина дня по разным направлениям. Это всевозможные экскурсии, конференции, работа кружков и секций.

Плюсы внеурочной деятельности

  • Бесплатные образовательные услуги
  • Развитие индивидуальных способностей, кругозора
  • Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях
  • Присутствие разнообразных кружков и студий
  • Использование игровых приёмов

Не смотря на то, в процессе апробации модели внеурочной деятельности мы выявили следующие проблемы (минусы):

  • перегрузка первоклассников (21 часов урочной деятельности да плюс 5 (а в начале внедрения ФГОС 2011 год и 10!! часов) внеурочной получается 26 часов)
  • с увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий (особенно «Лего конструирование», обеспечением кадровыми, информационными и другими ресурсами.
  • улучшение материально-технической базы (дополнительный спортивный и танцевальный залы и многое другое)
  • не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, будущих поколений. Творческий подход к своей работе, стремление к освоению нового, поможет каждому учителю дать качественное начальное образование всем своим ученикам. Трудности встречаются в любой работе. Их нужно с достоинством преодолевать. Уверена, что все проблемы постепенно решатся и исчезнут, нужно только время, усердие и терпение.

Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь еще Лев Николаевич Толстой сказал такие слова: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование - бесконечно».

И хочется закончить такими словами:
По каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе, а потом и в жизни.

Спасибо за внимание.

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. - М.: Просвещение, 2010.

Таблица 1 - Положительные стороны и риски введения ФГОС ДО

Положительные стороны стандартизации дошкольного образования

Риски введения

ФГОС ДО


    Стандартизация дошкольного образования позволит реализовать государственную политику в сфере образования (введение ФГОС ДО позволит выполнить ФЗ «Об образовании в РФ»)

  • Утверждение ФГОС ДО свидетельствует о признании дошкольного образования уровнем общего образования

  • Ценное новизна ФГОСа ДО – требования к результатам освоения ООП ДО

  • Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием

  • ФГОС позволит обеспечить право на качественное дошкольное образование

  • Результаты освоения ООП ДО представлены в виде целевых ориентиров

  • Стандартизация ориентирует дошкольное образование на ребенка, его особенности и интересы

  • Инновационность ФГОС заключается в создании одновременно условий и для социализации, и для индивидуализации дошкольника

  • Требования к структуре ООП ДО в ФГТ И ФГОС ДО не имеют кардинальных отличий

  • ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ

  • В ФГОС ДО предусмотрено создание условий для консультативной поддержки педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования

  • ФГОС ДО учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Стандартизация позволит сохранить единое образовательное пространство в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования

  • В ФГОС ДО предусмотрена система условий психолого-педагогической поддержки развития детей

  • Сформулированы профессиональные компетенции педагога, реализующего ООП ДО

  • Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности руководителей и педагогов в условиях стандартизации дошкольного образования

  • Форсирование процесса стандартизации дошкольного образования

  • Мониторинговые риски (отсутствие единого критериально-оценочного комплекса, обеспечивающего преемственность дошкольного и начального общего образования)

  • «Натягивание» школьной жизни на дошкольную

  • Трудность своевременно и логически последовательно разработать ООП ДО

  • Неадекватные требования родителей к дошкольному образованию

  • Отсутствие рекомендаций по организации инклюзивной группы в ДОУ

  • Неготовность педагогов и родителей к взаимодействию в условиях инклюзивного образования

  • Неприятие ребенка-инвалида в группе здоровых детей

  • Сложности в обеспечении гарантии качества дошкольного образования (недостаточность кадровых, материально-технических ресурсов; неготовность специалистов и обслуживающего персонала ДОУ участвовать в реализации ООП ДО)

  • Непонимание ФГОС ДО педагогами, родителями, общественностью

  • Кадровые риски

  • Личностно-профессиональные риски

  • Неготовность руководителей и педагогов к проектированию и реализации ООП ДО, разработанной с учетом ФГОС ДО

Стандартизация дошкольного образования, несомненно, принесёт положительные моменты в нашу деятельность. Во-первых, стандартизация дошкольного образования позволит реализовать государственную политику в сфере образования. По сути, новый стандарт в документальной форме устанавливает принципы содержания детей в детских садах для того, чтобы мог исполняться федеральный закон «Об образовании». Таким образом, ФГОС ДО должен обеспечить исполнение государственных гарантий и будет направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой ступени образования.

Во-вторых, утверждение ФГОС ДО будет означать, что дошкольное образование наконец-то признано уровнем образования. Стандарт позволит, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития, за который несёт ответственность государство и есть шанс, что благодаря новому стандарту Конвенция прав ребёнка не на словах, а на деле станет охранной грамотой, поддерживающей развитие детства. ФГОС ДО позволит создать доктрину развития дошкольного детства, в которой вместе, «в одной упряжке», будут государство, семья, работники системы образования, те, кто создаёт продукцию для поддержки детства – книги, игры, журналы; люди, которые выступают как защитники детства. По сути дела, принятие стандарта приведёт к ещё более резкому росту социального статуса детства.

А это значит, что возрастёт социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей – и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню.

Неизбежность форсирования процесса стандартизации не должна беспокоить. ФГОС ДО придёт в нашу жизнь не неожиданно. В его преддверии мы внедрили федеральные государственные требования (ФГТ) к основной общеобразовательной программе и к условиям её реализации. Что в свою очередь нашло отражение в стандарте. Новшество ФГОС ДО и отличие от ФГТ, в нём есть помимо требований к структуре основной общеобразовательной программы и к условиям её реализации – требования к результатам.

Положительная сторона стандарта также заключается в том, что стандарт основывается на требованиях к образовательной, воспитательной среде ДОУ, которая обеспечит достижение результата. Разработчики ФГОС ДО заложили в его основу концепцию личностно-ориентированного социально-педагогического подхода, которая лежит в основе дошкольного образования Финляндии, Швеции и отличается от англо-саксонской модели, где главное – академические результаты, которые демонстрируют дети. В личностно-ориентированной модели равное значение придаётся и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. Такой подход даёт лучшие результаты не столько в дальнейшем обучении ребёнка в начальной школе, сколько в долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными, уверенными в себе.

Поэтому в проекте стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов (ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»). Разработчики исходили из того, что все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос. В стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ.

ФГОС ДО обеспечит преемственность между дошкольным и начальным общим образованием, учитывая сензитивные периоды в развитии ребенка дошкольника.

В пункте 7 раздела 4 проекта ФГОС ДО представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО).

Целевые ориентиры ООП ДО выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации ООП ДО настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Следовательно, ФГОС ДО направлен на формирование совокупности интегративных личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе (формирует качества, а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы. Это позволит:


  • исключить субъективный подход к приему детей в первый класс со стороны общеобразовательных учреждений: по собственным критериям, предъявление к детям слишком высоких требований

  • исключит ориентацию дошкольных образовательных учреждений на выполнение социального заказа учителей и родителей по подготовке ребенка к школе с превалированием познавательного компонента развития, в ущерб достижению готовности (физической и психологической) к школе;

  • формировать личностные качества ребенка соответственно возрасту.
На страницах интернета педагогическая общественность активно обсуждает вопрос организации и содержания мониторинга в ДОУ.

С базовыми ориентирами воспитанников, переходящих с одной возрастной ступени на другую все понятно, а в отношении мониторинга выпускников ДОУ возникает вопрос: если результаты мониторинга не имеют значения ни для начальной школы, ни для родителей, зачем его проводить? Для отчетности? Это формализм. В ДОУ - одна модель выпускника, школа ждет читающих и пишущих первоклассников, а родители подстраиваются под ожидания школы. Портрет выпускника ДОУ не всегда соответствует ожиданиям родителей и учителей, а, следовательно, и результаты мониторинга выпускников для них не значимы.

Несмотря на то, что в ФГОС ДО определены требования к результатам освоения ООП, однако не определен механизм оценки этой результативности. В пункт 4 раздела 3 указывается, что психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) проводится только с согласия родителей – это предполагает её необязательность. Согласно пунктам 3 и 9 раздела 4, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, освоение детьми ООП не сопровождается проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников .

У педагогов-практиков большое количество вопросов, свидетельствующие о наличие мониторинговых исследований. Как же определить результат освоения программы ребенком, сформированность социальных и психологических характеристик, достижений ребенка. Как отследить преемственность между двумя звеньями образования, как оценить сформированность предпосылок учебной деятельности?

Массовая психолого-педагогическая диагностика как процедура оценки уровня развития ребенка и освоения им программы проводится, как правило, с серьезными нарушениями (используются неапробированные методы диагностики, имеющие сомнительную научную и практическую ценность и др.). Важно понимать, что все это не соответствует специфике дошкольного воспитания.

В пункте 9 раздела 4 ФГОС ДО говорится о том, освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников.

Следовательно, тот мониторинг, который проводится в учреждении, направлен на коррекцию выявляемых недостатков по созданию необходимых, регламентированных стандартом условий, которые в свою очередь обеспечат формирование целевых ориентиров, предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения дошкольной ступени образования.

Тем не менее, сохраняется риск того, что введение ФГОС повлечет за собой попытки конкретных педагогов «натянуть» школьную жизнь на дошкольную, усадив воспитанников детского сада за парты, заставить сдавать экзамены.

Для нивелирования данного риска в ФГОСе ДО определены целевые ориентиры дошкольного образования - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации ООП ДО, особенностей развития воспитанников и видов ДОУ, реализующей ООП. Они не подлежат педагогической диагностики, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

На смену четырем направлениям развития детей и десяти образовательным областям пришло пять образовательных областей (коммуникативно-личностное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), которые включают в себя различные виды детской деятельности. Ведущим видом деятельности остается игровая деятельность. Как и в ФГТ, сохранился принцип интеграции видов деятельности и отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, что обеспечивает за собой воспитание свободной личности умеющий делать свой собственный выбор.

Новый стандарт ориентирован на то, чтобы вся система общественного дошкольного воспитания работала на ребёнка, строилась вокруг его интересов.

Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Главными критериями нового стандарта ДО названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка к школе, т.е. в стандарте образовательная программа впервые определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей. Самое важное, что проходит через весь стандарт, - подчёркивается поощрение инициативы ребёнка, а взрослый лишь посредник, который поощряет эту инициативу. Разработчики стандарта делают акцент не на том, чтобы ребёнок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, - к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребёнка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребёнка – как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью – в ФГОСе ДО утверждается в качестве основного критерия развития ребёнка наравне с индивидуализацией.

Все эти особенности должны быть учтены при разработке ООП ДО. Вместе с тем, существует риск формального подхода к разработке ООП ДО.

В стандарте подчёркнута возможность того, что образовательное учреждение может разрабатывать и реализовывать различные ООП ДО с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, для детей раннего и дошкольного возраста. Вместе с тем, перечень видов детской деятельности определён только для пяти-шестилетних детей. Каким образом авторы ФГОС ДО предполагают организацию обязательной для годовалых или двухлетних детей деятельности по катанию на самокате и ходьбе на лыжах, организации сюжетно-ролевой игры и бытового труда? Необходимы четкие, конкретные методические рекомендации федерального уровня по разработке образовательных программ в дошкольных учреждениях.

Согласно ФГОС ДО, ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. Ее содержание должно охватывать следующие образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


  • предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

  • характер взаимодействия со взрослыми;

  • характер взаимодействия с другими детьми;

  • система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
ООП ДО предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Обязательная часть предполагает развитие воспитанников во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Вторая часть включает парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку (цели и задачи реализации ООП, характеристики: психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей, их образовательные потребности, приоритетные направления деятельности ДОУ, специфику условий, принципы и подходы); целевые ориентиры.

Содержательный раздел определяет общее содержание ООП ДО, обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, и предполагает развитие специфических видов детской деятельности, становление первичной ценностной ориентации и социализации, коррекцию нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и др.

Организационный раздел определяет организацию образовательного процесса.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в ООП ДО в виде самостоятельного раздела, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации ООП для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Дополнительным разделом ООП ДО является текст её краткой презентации, ориентированный на родителей воспитанников и доступный для ознакомления.

К сожалению, в последнее время многие родители - откровенные оппоненты перемен. Во всяком случае, в СМИ они обвиняют ДОУ в неоправданных денежных поборах, перегибах в методах воспитания отдельными педагогами, несъедобном меню. Родители накопили очень много претензий к детским садам. Можно даже говорить об устойчивом кризисе доверия к ДОУ.

Вместе с тем ФГОС предполагает активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ. Так, в пункте 3 раздела 6 особое внимание уделено открытому характеру образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников для:

● взаимодействие с семьёй по вопросам образования ребёнка, охраны и укрепления его здоровья, оказания при необходимости консультативной и иной помощи.

● для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

●непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Очевидна значимая роль родительской общественности. ФГОС ДО определяет конкретные направления вовлечения родителей в образовательный процесс. Эту задачу необходимо решать на местах именно от учреждений будет зависеть успешность ее выполнения.

Впервые о включении детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные детские сады говорят на законодательном уровне (пункт 5 общих положений ФГОС ДО). В соответствии с частью 11 статьи 13 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач ДОУ является организация реабилитации детей-инвалидов при наличии соответствующих условий. В проекте приказа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования», особое внимание уделено группам компенсирующей направленности, в которых осуществляется реализация адаптированной ООП ДО для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ООП ДО, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективной организации инклюзивного образования могут помешать следующее:


  1. Неготовность самих педагогов работать в режиме инклюзивного образования, психологическое неприятие ребенка-инвалида в группу здоровых детей.

  2. Отчасти отсюда и проблемы с родителями, которые часто манипулируют собственными детьми в борьбе с «не такими», говорят, что у их детей появился панический страх, выискивают царапины, синяки и т.д.. То, что допускается здоровому ребенку: ударил кого-то, укусил, кинул игрушку и т.д., ребенку-инвалиду не прощается, сразу навешивается ярлык: немотивированно агрессивен, угрожает жизни и здоровью, мешает проведению занятий, тормозит развитие здоровых детей. Родители требуют немедленно убрать такого ребенка из группы.

  3. Отсутствие четких рекомендаций по организации работы инклюзивной группы.
Необходимо обобщить передовой уже имеющийся опыт работы по данной проблеме, создать условия для профессионального общения педагогов инклюзивного образования и консультативной поддержки родителей, чьи дети воспитываются в инклюзивных группах.

Имеется риск в обеспечении гарантий качества образования в части создания условий и подготовки кадров. Несмотря на то, что в пунктах 10-15 раздела 3 ФГОС ДО достаточно полно прописаны требования к предметно-развивающей среде и подготовке кадров, существует ряд опасений. Например, в части материально-технического обеспечения необходимо иметь достаточное количество современных развивающих игр и игрушек, спортивного оборудования и др. для реализации ООП в соответствии с пятью вышеназванными образовательными областями. Однако если какая либо из областей не будет представлена в предметно-развивающей среде ДОУ или представлена в неполном объеме, то выполнение требований ФГОС, а именно предоставление качественных образовательных услуг, невозможно. Также не секрет, что в наших детских садах нет целого ряда функциональных помещений (лабораторий, мастерских, студий), которые включены в пространство современных образовательных учреждений Германии, Бельгии, Голландии, Финляндии и других стран. Недостаточно оборудованы детские игровые площадки.

Также на особом контроле необходимо держать вопрос укомплектованности ДОУ квалифицированными кадрами; поддержки педагогов на этапе проектирования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС (а именно содержательной, насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной). Необходима подготовка младших воспитателей, других работников ДОУ к участию в реализации ООП.

Одно из ключевых условий стандарта – намечены требования к воспитателю детского сада, задающие его гуманистическую позицию. В детских садах ребёнок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему надо выстраивать отношения. От компетентности воспитателя зависит весь воспитательный процесс.

Ещё одно определение Стандарта, которое используют между собой разработчики – «система условий психолого-педагогической поддержки развития детей». В нём впервые даны ориентиры тем, кто работает с дошкольным детством: что это за работа? Как она строится? Какие требования и условия должны обеспечивать её эффективность и качество? Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам: прописана также защита детей от всех форм физического и психического насилия, т.е от некомпетентных взрослых.

В связи с тем, что как уже ранее было сказано, данный стандарт предполагает принципиально иной подход к дошкольному детству, т.е. это стандарт, который не рассматривает дошкольное детство исключительно, как его рассматривали раньше, то есть как подготовку к школе. Возникает один из главных вопросов: готова ли наша педагогическая общественность к реализации этого Стандарта. И тут же возникает один из самых первых и основных рисков, которого сильно опасаются и создатели ФГОСа – это непонимание этого стандарта (цитата Александра Асмолова). На данный момент нет тезауруса, который бы не допустил разного толкования этого документа как педагогами, так и родителями, и представителями проверяющих органов.

Другой не менее опасный и серьезный риск - это качественно иная подготовка педагогических и управленческих кадров. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта

От кадрового состава на 90% зависит успех реализации программы, необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Требования к условиям развития детей, к деятельности педагогов наиболее детально прописаны в стандарте. В проекте документа указаны компетенции, которые мы считаем необходимыми для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту

Если говорить о частных рисках, стоит затронуть и личностно-профессиональные риски, связанные с особенностями личности педагогов. Прежде всего, это такой психологический барьер, как неприятие нового. Известно, что на все новое, непривычное первая реакция зачастую – отторжение. К тому же педагоги в своем большинстве достаточно консервативны и мало изменчивы, что в общем-то не так уж и плохо. Но в данном вопросе это скорее «минус», чем «плюс». И преодолеть традиционность подхода к профессии, выработать осознание себя как педагога «нового типа», а тем более быть носителем этих новых целей в родительскую общественность задача непростая.

Обеспокоенность прогнозируемой неготовностью руководителей и педагогов к проектированию и реализации ООП ДО, разработанной с учетом ФГОС диктует необходимость организации научно-методического сопровождения данной деятельности, осуществляемой институтом в рамках формального и неформального повышения квалификации.

Выявленные положительные стороны стандартизации дошкольного образования позволит обеспечить условия для полноценного развития детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Зафиксированные риски введения ФГОС ДО позволят поставить актуальные для образовательные практики задачи, выделить приоритеты профессиональной деятельности. Эффективное решение поставленных задач возможно только при условии скоординированности действий всех уровней управления на этапе перехода к ФГОС ДО.

Большинство родителей согласятся, что детский сад — важный этап в жизни детей, но некоторые из них, как ни удивительно, позволяют себе не согласиться с этим. Согласно последним исследованиям, некоторые родители предпочли бы сохранить своих маленьких малышей дома и оградить их от внешнего мира «немного дольше». Те, кто не в пользу этого мнения, считают, что дошкольное учреждение есть необходимая возможность для их детей расти как умственно, так и физически, в независимой обстановке.

Программы для детей младшего возраста могут сделать подготовку и предоставление необходимой основы для дальнейшего обучения детей, а также может помочь в привлечении их к соответствующему возрасту опыту. Держать ребенка подальше от дома, может быть пугающей задачей для родителей, но если они работают, будет совсем трудно находится рядом с детьми ежеминутно. В этом случае,дошкольное учреждение может рассматриваться как хороший вариант. Этот образовательный опыт, может помочь в создании эмоционального диапазона ребенка, а также помогает им одновременно учиться. Родители могут теперь вздохнуть с облегчением, так как все дошкольные учреждения клянутся обеспечить безопасной и надёжной средой. Читайте дальше, чтобы узнать больше о плюсах и минусах дошкольного образования .

Дошкольное образование — преимущества и недостатки

Плюсы

Ранняя социализация

Дошкольное учреждение является прекрасной возможностью для детей, чтобы пообщаться с другими детьми своего возраста,тем самым помогая им строить социальные навыки для более поздних лет. На ранней стадии, если родители или учителя замечают, что ребёнок не очень общительный или имеет тенденцию оставаться затворником, можно рассматривать определенные решения и проблему, которые можно решить пока не стало слишком поздно. Таким образом, дети занимаются, учится говорить и играть дружно с другими,одновременно завоевывая друзей и построение взаимоотношений. Это является важной социальной составляющей для детей, так как они могут создавать свои собственные маленькие детские сети.

Независимое отношение

Это может быть чрезвычайно болезненным для детей, чтобы оставить родителей вначале, или наоборот. Но, в конце концов, ребенок начинает адаптироваться к новым условиям и начинает развивать отношения с другими людьми, а не только с родителями, такими как учителя и даже другие дети. Именно здесь дети учатся и строят свои собственные контакты, а также учатся играть и общаться дружелюбно с другими в структурированной среде. Дошкольное образование обеспечивает саморазвитие среды для роста детей социально, что в конечном итоге завершается в самостоятельный характер с самого начала.

Обогащение обучения и развлечения

Дошкольное образование имеет больше возможностей для малыша. Академическая обстановка не очень трудоемкая для маленьких детей, и это всё идёт ступенькой, которая может помочь детям активироваться и заложить прочные основы для будущего «в режиме школы’. Дошкольное образование это веселый период обучения для детей и для родителей, на создание прочной базы для их ребенка в будущем в схоластических начинаниях.

Спасение для родителей

Для работающих родителей, оставлять малышей в дошкольных учреждениях становится необходимостью. Некоторым родителям очень сложно оставить своего ребенка на попечение няни или дневного центра. В этом случае, детские дошкольные учреждения являются спасителями, которые помогают родителям, взяв их ответственность на себя, а также обеспечивая их детям базовое образование.

Минусы

Расходы на дошкольное образование

Несколько дошкольных учреждений могут быть очень дорогими, и несут ответственность, в большинстве случаев, для зияющей дыры в родительских банковских счетах. Это главная причина того, почему некоторые родители предпочитают держать своих детей дома, чтобы избежать лишних расходов. Парящая дошкольная плата является одной из основных причин, почему родители предпочитают домашнего репетитора для их детей в первые годы. Однако, они забывают учитывать тот факт, что , обучают детей и другим аспектам, таким как совместное использование и уверенность в себе. Поэтому всегда желательно исследовать наиболее доступные варианты, с точки зрения качества обучения и доступности цен.

Небезопасная среда

Дети проводят значительное время в дошкольных учреждениях , в диапазоне от 5 до 8 часов. Это может оказаться опасным с точки зрения долгих часов, проведенных вдали от дома, конфликтов между детьми над игрушками, без родительского надзора, а также в терминах объектов или материалов, с которыми дети иметь дело находясь вдали от дома. Таковы некоторые из вопросов, о которых родители должны подумать, прежде чем принимать решение, должны они или нет отдавать их ребёнка в дошкольное образовательное учреждение . Хотя большинство дошкольных учреждений , обеспечивают безопасной средой, поэтому родители должны провести тщательные исследования о претензиях, прежде чем принимать окончательное решение.

Последствия для здоровья

Дети в возрасте 3 и 4 лет плохо приспосабливаются к новым условиям, чем те,в которых они были воспитаны. С увеличением числа детей, поступающих в дошкольные образовательные учреждения , наблюдается также рост уровня заболеваний, который распространяется через одного ребенка к другому. В конце концов, что знает 3-х или 4-летний ребёнок о гигиене? Делясь игрушками, вместе обедая или даже просто играя со своими одноклассниками, дети могут заболеть.

Боль разлуки

Больше, чем любой другой аспект, родители находят эмоциональное испытание быть отделёнными от ребенка, для них это очень напряженный период. Ребёнок также внезапно столкнулся с новой средой без защиты или щита родителей. В результате, родители получают эмоциональный срыв, а дети, в большинстве случаев, плачут, когда остаются в дошкольном образовательном учреждении .

Меньше внимания

Все маленькие дети требуют внимания с самого раннего детства, и в программах для детей раннего возраста, это более отдаленная возможность. Многие дети, о которых нужно заботиться, учителям или воспитателям, всё труднее обеспечить один-на-один внимание детям. В этом случае учителя могут сослужить меньшее внимание к каждому ребенку, давая меньше возможностей для роста детей индивидуально.

Чем раньше ребенок будет помещён в дошкольное образовательное учреждение, тем легче будет адаптация для ребенка и родителей. Дошкольное образование это не только веселье и игры, но и является важным аспектом с точки зрения академического и социального развития. Таким образом, родители имеют возможность задать нужные вопросы и провести детальные исследования, оценить преимущества и недостатки дошкольного образования , прежде чем отпустить их детей одних. Это, в конце концов, поможет сделать правильный выбор, который может сделать перерыв или более отдаленное будущее образовательного опыта для детей.

Проект федерального образовательного стандарта (ФГОС) разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования и разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

единство образовательного пространства Российской Федерации;

преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

На данный момент новый федеральный государственный образовательный стандарт имеет статус проекта. Внедрение нового стандарта начнется с 1 сентября 2013 года, а в полной мере он будет задействован предположительно в 2020 году.

1. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно- ­деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

Что касается минусов, то очевиден пока один – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, причем этот процесс должен быть связан не только с увеличением оплаты труда учителя, но и с развитием материально­-технической базы российской школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.

Таким образом, в новом ФГОС больше плюсов, чем минусов, однако всем работникам сферы общего образования нужно глубоко разобраться в технологии его реализации.

2. Сегодня многие считают, что школа живет по стандартам, на самом деле стандарты были приняты совсем недавно, и на практике педагоги пользуются устаревшим базисным учебным планом. Причем структура этого плана позволяет многочисленным лоббистским группам "раздувать" школьную программу, внедряя в образовательный процесс углубленное изу­чение различных предметов: экономики, физкультуры, основ православной культуры и т. д.

Более того, существующая логика учебных программ предусматривает экстенсивный подход к освоению школьных дисциплин. В результате учебники разбухают от новой информации, а на экзаменах, которые строятся на основе понятийной логики, у обучающихся проверяется знание малозначимых фактов. По этой причине у учителей нет особого желания (да и возможностей) использовать новые педагогические технологии, направленные на развитие критического и творческого мышления учеников.

Таким образом, принятие новых, принципиально новых образовательных стандартов общего образования нужно всем: и учителям, и родителям, и обучающимся.

В новом проекте ФГОС есть серьезная попытка впервые предоставить школьникам выбор. Многие считают, что наши дети не умеют выбирать, что выбор в руках подростка – это попытка упростить ему жизнь. Однако необходимо понимать, что обеспечение правильного выбора обучающегося – это не сфера регулирования стандарта, а сфера методологии подготовки и повышения квалификации педагогов, которые должны стать тьюторами и помогать обучающимся в составлении индивидуальных образовательных траекторий. В идеале новый стандарт должен помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения.

Кроме того, и это опять же впервые в истории нашей системы образования после гибели педологии в 1930­х годах, в новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на "нелинейное" рассмотрение проблем и проектный поиск. Есть много критиков, которые говорят, что мы копируем американцев. Но это результат незнания сегодняшних мировых реалий. Во всех странах, которые сегодня считаются передовыми в плане развития общего образования, в том числе в Финляндии и Китае, подходы к обу­чению школьников давно уже не линейно ­классно-­урочные.

Все вышеперечисленное – это плюсы. Но без минусов тоже не обошлось, да и не могло обойтись, уж слишком ФГОС политически коньюнктурный документ, к которому прикладывают руки и политические партии, и общественные объединения, и религиозные конфессии. Иными словами, ФГОС – это продукт компромиссов, нередко идущих во вред.

Серьезным недостатком нового стандарта является слабая продуманность стоимости его введения, то есть расходов на новые учебники, пособия, лабораторное оборудование, разработку программ, а также на повышение квалификации и переподготовку учителей. Разработчики заявляют, что стоимость невысока и давление на бюджеты будет минимальным. Однако это лукавство. Какова реальная стоимость внедрения стандарта никто не говорит, хотя на самом деле общественность должна знать заранее, сколько, в какие сроки и за что будет платить государство, а в конечном счете мы – налогоплательщики.

Кроме того, авторы не очень удачно сформировали в новом стандарте старшей школы набор инвариантных дисциплин. В нем отсутствует русский язык, литература и математика – не удивительно, что он у многих вызывает отторжение.

Все эти минусы серьезно снижают значимость документа и будут и дальше серьезно препятствовать успешному внедрению эффективных подходов в сфере общего образования.

3. Новый стандарт основного общего образования логически связан с новым стандартом начального общего образования, который уже вводится во всех регионах с 1 сентября 2011 года. Хорошо, что оба документа приняты уже сейчас, поскольку школам перед началом учебного года необходимо подготовить основную образовательную программу. Если ее выстраивать только на материале ФГОС начальной школы, то она будет неполной и в дальнейшем потребует корректировки.

В идеале, конечно, нужен сразу стандарт и для старшей школы. Дело в том, что цели и содержание основной образовательной программы конкретного общеобразовательного учреждения определяет заданный образ выпускника. На основе образа выпускника и стандарта школы формулируют требования к образу обучающегося каждой ступени обучения, каждой возрастной параллели. Поскольку стандарт среднего (полного) образования пока дорабатывается, получается, что педагогические коллективы должны писать основные образовательные программы, отталкиваясь от промежуточных "образов".

Хорошо также, что ФГОС основного общего образования содержит разъяснение возможных подходов к организации внеурочной деятельности. Это минимизирует риски возникновения конфликтов между семьей и школой, которые наблюдались при апробировании ФГОС начального общего образования.

Если говорить о минусах обсуждаемого проекта, то в первую очередь тревожит неготовность профессионального сообщества к принятию стандарта. Практика курсовой подготовки по вопросам введения ФГОС показывает, что сложнее всего педагогами воспринимается изменение подходов к формированию содержательно ­критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, а также к самому требованию создания социальной ситуации развития, связанной с самоидентификацией ребенка через личностно значимую деятельность.

С трудом педагогические работники принимают также требование учитывать при составлении основной образовательной программы запросы всех участников образовательного процесса.

На наш взгляд, есть опасность формального подхода в отдельных школах к созданию основной образовательной программы, как в свое время произошло с программами развития, которые часто писались "для предъявления по требованию".

Думается, что пройдет некоторое время прежде чем учителя основной школы смогут постоянно использовать в своей деятельности образовательные технологии, направленные на формирование метапредметных результатов.


4. ФГОС основного общего образования является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.

В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса по сравнению со ступенью начального общего образования. Впервые он позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности и своевременности формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности данной возрастной группы, в том числе посредством адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения.

Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные ус­ловия для развития творческих способностей.

От формирования универсальных учебных действий в начальной школе на данной ступени общего образования будет осуществляться переход к их развитию, то есть к формированию общеучебных умений и навыков, которые в старшей школе станут основой для формирования широкого спектра компетенций.


История введения ФГОС дошкольного образования и пути преемственности с ФГТ «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от г., 448)


Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996г. 448). Они включали критерии А. оценки содержания и методов воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям: развитие, физическое развитие и здоровье, взаимодействие сотрудников с детьми, развитие игровой деятельности, развитие ребенка в изобразительной деятельности, развитие ребенка в музыкальной деятельности, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие конструктивной деятельности, речевое развитие ребенка, развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке в истории.


Б. Критерии организации деятельности дошкольного образовательного учреждения (руководство и контроль). В. Критерии оценки материально – технических и медико – социальных условий пребывания детей в ДОУ (развивающая среда, безопасность, охрана здоровья ребенка).


Постановление Правительства РФ от «О федеральных компонентах образовательных стандартов дошкольного образования» Конкурс по разработке стандартов дошкольного образования


«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от г. 655) вступили в силу


Принцип интеграции 1. интеграция осуществляется в рамках образовательного, а не воспитательно- образовательного процесса 2. в качестве оснований для интеграции, объединения задач и содержания образовательного процесса выступают так называемые «образовательные области». Интеграция Задачи Содержание Механизмы Средства


Учет принципа интеграции при разработке образовательной программы детского сада Было: Образовательная программа как системная модель воспитательно- образовательного процесса, охватывающая все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде. Стало: Общеобразовательная программа как комплексная модель интеграции образовательных областей в соответствии с комплексно-тематическим принципом планирования образовательного процесса.


Требования к мониторингу При этом мониторинг должен описывать «интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы». Виды мониторинга Промежуточные результаты Итоговые результаты ППД развития в период перехода в школу






1. Определение дошкольного образования как одного из уровней системы общего образования, который при этом не является подготовительным. Признание уникальности данного уровня на основе признания самоценности дошкольного детства, требование для предоставлению данному уровню таких же социально-экономических возможностей, как и другим уровням, в том числе, государственному финансированию.


«Плюсы» стандарта 2. Несмотря на сведение образовательного процесса к образовательной услуге, закрепленную в ФЗ «Об образовании в РФ», ориентированность стандарта и образовательной программы на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и реализацию индивидуального подхода к каждому ребенку.




«Плюсы» стандарта 4. Отражение в содержании образовательной программы следующих аспектов образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.


«Плюсы» стандарта 5. Формулирование для педагога основных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста: 1) обеспечение эмоционального благополучия, 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей, 3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях, 4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.


«Плюсы» стандарта 6. Обоснование необходимости использования (или введения) новых форм организации образовательного процесса, связанных с взаимодействием детей друг с другом в парах и между собой, с родителями. Такие формы будет способствовать социализации детей, формированию положительного микроклимата и дружеских отношений в коллективе сверстников.


«Плюсы» стандарта 7. Много внимания уделяется в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования поддержке детской инициативы и самостоятельности. При этом самостоятельная деятельность - это одно из "западающих" звеньев в нашем образовании, и не только в дошкольном. При этом основные проблемы связаны с взрослыми - родителями и педагогами, не владеющих как организацией самостоятельной (свободной) деятельностью, так и самой этой деятельностью. Работа по самообразованию в этой области предстоит огромная. Тем более, что многие практики даже не представляют себе, как можно совместить воспитание самостоятельности и коллективизма у дошкольников.




1. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования. Это понятие определяет как объект, так предмет регулирования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.



«Минусы» стандарта 2. Цели и задачи, целевые ориентиры дошкольного образования между собой не согласованы. Цели, задачи и целевые ориентиры дошкольного образования, дошкольной образовательной организации, образовательной программы детского сада и образовательной деятельности педагога – это не одно и то же. В ФГОС дошкольного образования они не дифференцируются, накладываются друг на друга и подменяют друг друга.


3. Самое «больное» место в стандарте – управление качеством процесса. В тексте нет вообще упоминания о том, что такое образовательный процесс, связанный с ним индивидуальный образовательной маршрут и траектории развития каждого ребенка, их виды и формы. Если уж речь идет об индивидуализации, образовательные потребности – не особые, а для всех детей, в соответствии с правом на образование, о котором говорится в Конституции РФ. Исходя из контекста использования данного термина, можно сделать вывод о том, что образовательный процесс утратил признаки системы и возможности его преемственности со стандартом начального школьного образования, они только декларируются.


4. Больше всего «неразберихи» будет из-за выделения пяти образовательных областей, среди которых совершенно неправомерно названо в качестве направления социально-коммуникативное развитие (вместо социально-личностного или социально-нравственного, полностью охватывающих указанные в нем задачи), разведены речевое развитие и познавательное развитие, хотя они всегда проникали друг в друга и ранее объединялись термином «умственное развитие». Наравне с математическим и экологическим развитием.


5. Из образовательной программы выплеснуты модели организации образовательного процесса – единственный управленческий механизм, способный восстановить системность образовательного процесса. В программе вместо этого требуется описать режим дня в разных возрастных группах и события в течение года на уровне детского сада. Волей-неволей педагогам детского сада навязывается событийная или ситуативная модель организации.


6. Среди условий реализации программы большое внимание уделено финансовым условиям. При этом полностью отсутствует взаимосвязь этих условий с содержанием и результатами (особенно!) реализации образовательной программы. При аккредитации будет множество проблем, тем более, что нет критериев оценки результатов деятельности детского сада, а целевые ориентиры эту задачу не решают. Не учтены организационно- правовые формы ДОО, среди которых есть автономные, бюджетные и казенные учреждения. Правовые условия заключения и расторжения образовательных правоотношений, выполнения или невыполнения госзаказа на услуги в тексте тоже не отражены, хотя ФГОС призван регулировать правовые отношения в сфере образования. Шаг 1. Создание Координационного совета и рабочей группы для разработки и управления программой изменений и дополнений образовательной системы ДОО Шаг 2. Определение изменений и дополнений в образовательную систему ДОО Шаг 3. Разработка единичных проектов изменений в сводную программу изменений и дополнений Шаг 4. Разработка плана-графика изменения дополнений образовательной системы основного общего образования


ФГОС дошкольного образования 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.


План мероприятий по подготовке к введению ФГОС… Задачи: 1. разработать локальные нормативные акты, регулирующие подготовку и введение ФГОС; 2. разработать проект Основной образовательной программы; 3. обеспечить методическое сопровождение педагогов, участвующих в пилотном проекте по введению ФГОС.


В городе Москве внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования осуществляют: Городской методический центр mosmetod.ru; Московский институт развития образования; Федеральный институт развития образования РАО; Институт стратегических исследований в образовании в Российской Федерации РАО; Городские педагогические университеты.